THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Позиция уважаемого Кирилла Мартынова понятна и довольно распространена. Кастанеда, мол, объелся грибами, всё придумал и на этом сделал состояние. Что же, очень может быть. Но это не отменяет удивительной глубины, стройности и связности картины мира, которую он описывает в своих книгах. Кроме того, хорошо заметно, как он сам меняется от книге к книге: на глазах у читателя наивный самовлюблённый дурачок превращается в совершенно другого человека. Это легко было бы сделать задним числом, запланировав все книги сразу, но чтобы сделать это в прямой последовательности, нужно было либо действительно меняться, либо быть гением.

Мир Кастанеды существенно отличается от большинства мистических воззрений. Главное отличие, пожалуй - это то, что он безжалостен, а человек в нём одинок и беззащитен. Не на кого положиться, никто не предложит спасительную помощь: только сам, преодолев эгоистические чувства, человек может перестать себя жалеть и встать на «путь воина», в попытке избежать поглощения своего осознания после смерти Орлом - неизвестным существом, которое питается переживаниями живых существ. Но именно такой жестокий мир может сподвигнуть человека на удивительные подвиги и открытия.

В книгах Кастанеды нет благостного блеяния в стиле нью-эйдж и Коэльо, о том, что «мы все одно», или «мы - боги», нет призывов к перманентному счастью и обещаний о помощи. Поэтому смешивать Кастанеду с околомистическими словоблудами может только тот, кто его в действительности не читал.

Так же вряд ли читали его те, кто пишет об «имитации когнитивных процессов под воздействием транса». Кастанеда устами своего учителя дона Хуана излагает совсем другое представление о мире. Он говорит о том, что люди устроены таким образом, что в состоянии воспринимать лишь микроскопическую долю внешних воздействий. Кроме того, после того, как сигналы от органов чувств поступают в мозг, там они проходят дополнительную фильтрацию и «глоссировку» - процесс сверки сигналов с существующим «словарём» и идентификация всех ощущений в соответствии с ним. Этот механизм хорошо известен тем, кто в темноте принимал шевелящийся на дороге пакет за собаку.

Такой характер восприятия, очевидно, сформировался у людей эволюционным путём, позволяя им не перегружать свой перцептивный аппарат и быстро реагировать на опасность. Обратной его стороной является то, что человек оказывается узником небольшого канала восприятия, к которому его приучают с детства. Цель же обучения по системе «древних толтеков» как раз и состоит в том, чтобы вначале сделать перцептивный аппарат более гибким, позволяя ему воспринимать другие комплекты сигналов, а затем, в качестве последнего достижения, начать воспринимать всё сразу, таким образом обретя свободу от ограничений этого мира.

У этого обучения есть определённые шаги, включающие работу над собственной личностью, телесные упражнения, обучение особому способу поведения и сна. Все они довольно подробно поясняются и обосновываются, и складываются в довольно стройную систему работы над собой.

Ещё одна отличительная черта, которую редко где встретишь - это необыкновенно острый, постоянный и часто довольно грубый юмор, который сопровождает все события книги. Обычно все гуру напускают на себя ауру сияющего величия, требующего благоговейного отношения к ним. Дон Хуан же со своими друзьями, напротив, только и ищут возможности чтобы посмеяться над собой или подшутить над своими учениками.

И всё это вместе - система знания, таинственность и красота жестокого мира, острота одиночества и грубые шутки надо всем этим формирует замечательно поэтическое, глубокое и сильное мировоззрение, познакомиться с которым стоит каждому.

Есть у Кастанеды и серьёзные последователи. Из русских авторов особенно хочется отметить Алексея Ксендзюка. В своей книге «Тайна Карлоса Кастанеды» он делает замечательный обзор учения дона Хуана, анализируя его с разных сторон и сравнивая с другими философскими школами и практиками. У него же можно найти обширный список других авторов, занимавшихся этой темой.

АРЛ ВЕЛИКИЙ (лат. Carolus Magnus, фр. Charlemagne, нем. Karl der Große) (ок. 742-814), король франков и лангобардов, воссоздатель Римской империи на западе, один из величайших правителей в истории. К концу пребывания Карла на троне его власть распространялась на всю Центральную и Западную Европу - от Северного моря до Средиземного и от Атлантического океана до восточных берегов Адриатического моря. Карл заложил военизированные поселения в глубине мусульманской Испании и на территории славянской Восточной Европы, а на Балканах вошел в непосредственное соприкосновение с владениямиВизантийской империи. Но Карл Великий был не просто военачальником, но и блестящим администратором, с поразительной эффективностью правившим колоссальным и сложно устроенным королевством. Он провел многочисленные экономические и аграрные реформы, покровительствовал образованию, активно участвовал в решении сложных церковных вопросов. Карл Великий сосредоточил в своих руках власть над всеми сторонами жизни, как религиозной, так и светской. Карл Великий родился, по-видимому, в 742, днем его рождения традиционно считается 2 апреля. Сведения о месте, где он появился на свет, противоречивы: указываются замки Ингельхайм близ Майнца и Карлхайм под Мюнхеном, а также Ахен и Зальцбург. Карл был старшим сыном Пипина Короткого и внуком Карла Мартелла, победителя арабов при Пуатье (732). Его матерью была Берта, или Бертрада, дочь Калиберта, графа Ланского. Брачный союз между родителями был узаконен лишь в 749.Каролингская династия.Крупнейшим из германских королевств, возникших в Западной Европе после распада Римской империи, было франкское. Во главе франков на протяжении почти 300 лет стояли короли из династии Меровингов. К 7 в. Меровинги выродились в бездеятельных и ничтожных правителей. Вследствие хронической слабости монархов реальную политическую власть в королевстве осуществлял ближайший сподвижник короля, именовавшийся майордомом. В 751 Пипин Короткий, отпрыск древнего рода Каролингов, неизменно поставлявшего Меровингам майордомов, решил положить конец призрачной власти своих повелителей. При поддержке папы Римского он сместил последнего из Меровингов и возложил корону на себя. Первый каролингский король, он расширял и укреплял франкскую державу в тесном союзе с папами. При помазании Пипина на царство, которое совершил папа Стефан II в аббатстве Сен-Дени близ Парижа в 754, помазаны были также его сыновья Карл и Карломан. Когда 24 сентября 768 Пипин умер, королевство, согласно его воле, досталось двум сыновьям, Карлу и Карломану (теоретически оно оставалось неделимым, но фактически каждый из сыновей был самостоятельным правителем своей части). С самого начала это создало напряженность между братьями. Однако чреватая угрозой распада королевства ситуация завершилась, когда Карломан внезапно умер в декабре 771. Карл стремительно двинулся в область брата и добился от подданных Карломана присяги на верность, а жена Карломана с двумя сыновьями бежала и укрылась у короля лангобардов Дезидерия.

Что внес в историю Карл 10 и чем он занимался по жизни?

  1. Карл 10 являлся королем франции в 1825 году. Занимался политической деятельностью франции, издавал законы и проекты во Франции. Еще до своей коронации в Реймсе 29 мая 1825 года Карл X принимает два законодательных документа, которые требуют внимания для характеристики дальнейшего курса нового короля и его окружения. Таким образом, оказывается, что уже в начале своего правления Карл X настроил своих подданных против себя и против верхушки власти. Сразу же в начале правления свои позиции показали и иезуиты, которые пытались восстановить майоратную систему наследования, но потерпели неудачу. Теперь мы переходим к очень важному событию в правление Карла X к коронации в Реймском соборе в 1825 году. Не стремясь дать какую-то оценку внешней политике Франции в правление Карла X, определим основные вехи и направления. В целом во внешней политике Франции в целом всего периода Реставрации сложилось два основных вектора: южный и восточный. Южное направление внешней политики характеризовалось участием и желанием Франции колонизировать территории Северной Африки (страны Магриба): Алжир и Тунис. Однако заметим, что во времена Реставрации больше времени уделялось алжирскому направлению, который был лишь частично реализован. 25 мая 1830 года 37-тысячный французский корпус во главе с военным министром графом де Бурмоном отправился из Тулона в Алжир. Как пишет Черкасов П. П., для переправки войск потребовалось 103 боевых и 350 торговых судов во главе с адмиралом Дюперре. 5 июля 1830 года был взят форт Императора и местные правители согласились на капитуляцию, однако восстание под руководством Абд аль-Кадира, которое продолжалось более 20 лет, не дало возможности французам закрепиться на данных территориях окончательно. В итоге буквально за несколько дней до Июльской революции Карл X подтвердил свое намерение сохранить французский контингент на территории Алжира на неопределенный срок 53. Именно на этом и закончилось южное направление внешней политики Карла X. Революция июля-августа 1830 года не дала возможности завершить окончательное присоединение Алжира, но преемники Карла X выполнят эту задачу и в конце XIX века Алжир станет французской территорией. Он политик, глава партии, вот такими двумя словами можно охарактеризовать в целом его жизнь и политический портрет. Остается лишь сожалеть о том, что о нем так мало сказано в отечественной историографии.


Так уж сложилось, что ведущие роли в политике, науке и общественной жизни занимают мужчины. И это в то время, как женщины пекутся о том, чтобы создавать домашний уют, занимаются воспитанием детей и хлопочут на кухне. Сегодня в нашем обзоре речь пойдёт о женщинах, которых не затянули домашние будни. Они внесли существенный вклад в историю, но при этом остались незаслуженно забытыми.

1. Жанна Барре


Ботаник и исследователь Жанна Барре была первой женщиной, которая совершила кругосветное путешествие. В 1766 году 26-летняя француженка нанялась на корабль в качестве слуги известного французского ботаника Филибера Коммерсона (на самом деле она была его любовницей). Чтобы пробраться на корабль (женщин в то время пускали на борт очень неохотно), она переоделась мужчиной и представилась именем "Жан".

Так она проплыла по всему миру, собирая и изучая образцы растений вместе с Филибером Коммерсоном. Ее истинный пол был разоблачен уже в южной части Тихого океана, после чего ее и Коммерсона высадили на острове Маврикий. Барре вернулась во Францию только десять лет спустя, но на родине она была награждена правительством за свой вклад в ботанику.

2. Анита Тегейская


Одна из величайших поэтесс Древней Греции Анита (3-й век до н.э.) была одним из самых ранних поэтов, которые начали писать в первую очередь о реальном мире, а не о сверхъестественном, сосредоточив свое внимание на флоре и фауне, а не на богах. Анита была также известна благодаря написанию эпитафий, многие из которых носили юмористический тон. На сегодняшний день сохранилось больше работ Аниты, чем любой другой греческой поэтессы.

3. Саида Аль Хурра

Знаменитая исламская "владычица Средиземного моря" 16 века Саида Аль Хурра была королевой города Тетуан на севере Марокко и легендарным пиратом, которая наводила ужас на большую часть запада Средиземного моря. Хотя ее настоящее имя неизвестно, Саиду Аль Хурру часто называли "благородной леди, которая является свободной и независимой", а также "женщиной-правительницей, которая не кланяется высшей власти".

4. Афра Бен


Драматург, прозаик, поэт и правительственный шпион 17-го века Афра Бен, возможно, была первой женщиной в Англии, которая зарабатывала себе на жизнь в качестве профессиональной писательницы. Она прославилась тем, что ее работы зачастую носили откровенно эротический характер. Во время англо-голландской войны (с 1666 по 1667 годы) Афра Бен выполняла секретные поручения Карла II под псевдонимом Астрея.

5. Каролина Гершель


Британский астроном Каролина Гершель родилась в Германии в 1750 году, а уже в 22 года переехала в Англию к своему брату-астроному, начав в итоге помогать ему. Мало того, что Гершель стала первой женщиной, которая открыла комету, ее научные труды стали известны во всем мире.

6. Чьеу Тхи Чинь


Вьетнамская Жанна д"Арк.

Чьеу Тхи Чинь, которую иногда называли вьетнамской Жанной д"Арк, была вьеткой, которая в 3 веке до н.э. возглавила повстанческую армию против китайских захватчиков. Она наводила настоящий ужас на китайцев.

7. Сара Гуппи


Британский изобретатель Сара Гуппи получила 10 патентов на различные электроприборы в течение своей жизни в конце 18 - начале 19 века: от кофеварок, которые использовали избыток пара, чтобы варить яйца и жарить тосты, до устройства для удаления моллюсков с днищ судов (за этот патент британский флот заплатил Саре £ 40 000).

8. Сара Мур Гримке и Ангелина Гримке


Существенно повлиявшие на отмену смертной казни, сестры Сара и Ангелина Гримке были ораторами 19 века, которые исколесили всю Америку, читая лекции об ужасах рабства. Они также постоянно ратовали за предоставление больших прав женщинам.

9. Маргарет Найт


Маргарет Найт родилась в штате Мэн в 1838 году, а стала известна тем, что изобрела продукт, который навсегда изменил мир: бумажный пакет. Найт также создала машину, с помощью которой можно было массово производить бумажные мешки с плоским дном (существующие на тот момент бумажные мешки были больше похожи на плоские конверты). Машины на основе оригинального дизайна Найт используются по сей день.

10. Фанни Фармер


Фанни Фармер в девятнадцатом веке часто называли "матерью кулинарии". Фанни, которая родилась в Бостоне в 1857 году, и чьи кулинарные книги печатают до сих пор, стала первой женщиной, которая начала зарабатывать деньги на кулинарии и домоводстве.

11. Мирабаи


Мирабаи, также известная как Мира Баи или Мирабай, был индийским поэтом 16-го века, которая, несмотря на неодобрение своей семьи, написала многочисленные бхаджаны (молитвенные песни) индуистскому богу Кришне. Мирабаи родилась в богатой семье, но избегала аристократического образа жизни, полностью посвятив себя поклонению Кришне и пению бхаджанов.

12. Эдмония Льюис


Одна из первых всемирно известных афро-американских художниц, Эдмония Льюис родилась в Нью-Йорке в 1844 году и изучала искусство в колледже Оберлин, прежде чем стать профессиональным скульптором. Она была известна своими мраморными бюстами известных аболиционистов, таких как Лонгфелло и Хорас Грили. К числу ее покровителей относился президент Улисс Грант.

13. Лозен


Великая воительница апачей Лозен была возмущена тем, что ее с семьей переселили в резервацию в 1870-х годах. Вместе со своим братом Викторио она возглавила группу воинов и начала совершать набеги на земли, которые были отняты у них поселенцами.

14. Цю Цзинь


Китайская феминистка, революционер, поэт, и в конечном итоге мученица, Цю Цзинь боролась за предоставление женщинам права на образование и выступала против практики перевязывания стоп. Она основала феминистский журнал и пыталась начать восстание против династии Цин. Казнили Цю Цзинь в 1907 году.

15. Гарриет Пауэрс


Родившись в рабстве в Джорджии в 1837 году, Гарриет Пауэрс стала известна как одна из самых больших мастеров по текстилю в истории Соединенных Штатов. На протяжении всей своей жизни Пауэрс использовала лоскутные одеяла-аппликации, чтобы передавать потрясающие и сложные образы из библейских историй и мифов, а также возродила западноафриканские художественные традиции. Сегодня сохранились только два ее одеяла - одно находится на выставке в Национальном музее Смитсоновского института американской истории, а другое в Бостонском музее изобразительных искусств.

Женщины во все времена могли дать фору мужчинам. В одном из наших обзором мы рассказывали про .

Шадье Аблякимовa

Шефика АБДУРАМАНОВА, сотрудник Крымскотатарского музея культурно-исторического наследия

Музей не пишет историю. Музей ее собирает.

Фонды Крымскотатарского музея культурно-исторического наследия насчитывают более десяти тысяч единиц хранения. Это не только обозначенная цифрами статистика. Каждый документ, старинная вещица, каждая, на первый взгляд, малозначительная деталь – это подтверждение нашего бытия на этой земле. Перейдя из замкнутого круга семейной реликвии в разряд единицы музейного хранения, переданные музею предметы обретают новую жизнь. Переплетаясь в различные тематические комбинации, они каждый раз по-новому, как затейливые вариации калейдоскопа, складываются в неповторимые тематические орнаменты музейных экспозиций.

Источники пополнения фондов музея различны, но основным неизменно остаются наши соотечественники, неравнодушные к истории своего народа. Значительная часть музейной коллекции собрана благодаря дарителям – людям, принимающим безвозмездное участие в комплектовании наших фондов. Передав музею сохранившиеся от старших поколений предметы, наши дарители вписывают себя в хронику судьбы народа, оставляя потомкам уникальную информацию в восстановлении прерванной связи времен.

Каждый экспонат, кроме номинативного содержания, непосредственно связанного с его предназначением, неразрывно связан с судьбой человека или семьи, которой он принадлежал. А судьба каждого нашего соотечественника неразрывно переплетена с судьбой всего народа.

В течение последнего года наши фонды пополнились рядом ценных экспонатов, среди них и дар жительницы села Бурульча (Цветочное) Белогорского района Шадье Аблякимовой. Шадье-ханум передала в фонды музея ценные семейные реликвии, переходившие в их роду из поколения в поколение на протяжении полутора веков - марама (головное покрывало) и Коран.

Старинная орнаментальная марама, сотканная из тонкого шелковистого льна – уходящая в глубь веков традиция крымскотатарского узорного ткачества. Судя по состоянию и технике исполнения, она выработана в середине XIX века, ей более полутора веков. Матери Шадье-ханум она была подарена бабушкой на никях – обряд бракосочетания.

Свою необычную историю хранит и пожелтевший от времени старинный Коран. В трагическую майскую ночь 1944 года многие наши женщины вышли в неизвестность, прижимая к груди священную книгу. Символ веры Коран стал стержнем, сохранившим наш народ на чужбине.

У старинных марама и Корана много общего. Разделив судьбу вместе с людьми, которым принадлежали, они вместе с ними покинули Крым, находились рядом с их детьми на чужбине и вместе с последующим поколением внуков, уже в статусе семейных реликвий, вернулись на родину.

Оба эти экспоната уже участвовали в выставке «Уцелевшие сокровища», проходившей в начале этого года. Экспозиция этой представительной выставки состояла из предметов, вышедших из Крыма как первая необходимость в 1944 году и возвратившихся через полвека и более вместе с детьми или внуками своих изначальных владельцев уже ценными семейными реликвиями.

Родители Шадье-ханум - Хатидже и Мамут Мамутовы – уроженцы села Корбек (Изобильное) Алуштинского района. Отца на фронт не взяли – на момент призыва он попал на операционный стол, к тому же, у него было 8 детей. В войну их семья помогала партизанам, пекла хлеб. Выслали Мамутовых с восемью детьми. В первые годы на чужбине от голода и болезней умерли три дочери – Фатма, Айше, Тевиде и самый младшенький братик Амет, ему было только 8 месяцев.

Сама Шадье-ханум родилась в местах спецпоселений в 1947 году, в хлопководческом совхозе имени Мичурина Букинского района в Узбекистане. В Крым уже в составе своей семьи с четырьмя детьми она вернулась в 1977 году. С трудом поселились в селе Бурульча (Цветочное) возле Карасубазара (Белогорский район). Испытали все тяготы, выпавшие на долю первых вернувшихся на родину ласточек: нет прописки, нет работы, беспрестанные предупреждения о нарушении паспортного режима, выселение за пределы Крыма. Здесь, в Крыму, на так тяжело доставшейся земле предков, в 1978 г. в их семье родился пятый ребенок. Родители выбрали ему самое дорогое для них имя – Крымдар. Но в бюро загса регистрировать ребенка с этим именем отказались. Пришлось зарегистрировать его под другим именем. Но оно осталось только в документах. Для всех этот долгожданный, родившейся на земле своих предков сын – Крымдар!

Так причудливо судьбы людские переплетаются с историей окружающих их предметов. Предметы, в свой черед, музейными экспонатами свидетельствуют о жизни людей.

Сотрудники ГБУ РК «Крымскотатарский музей культурно-исторического наследия» - хранители прошлого для будущих поколений – выражают бесконечные слова благодарности Шадье-ханум Аблякимовой и всем дарителям Крымскотатарского музея культурно-исторического наследия, вместе с которыми мы сбережем нашу историю для будущих потомков.

Не забывайте своего рода, своего прошлого, узнавайте и записывайте все о прошлом рода, семьи, дома, вещей, книг, собирайте портреты, письма… Вместе мы сбережем наше прошлое для будущих поколений.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама