THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама
Каннель Кюсле Крезь

Гусли - струнный музыкальный инструмент , распространён в России . Является наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом .

Виды гуслей

Крыловидные гусли имеют разнообразную форму, струны натянуты веерообразно, сужаясь к "пятке" (место, где находится струнодержатель). В основном можно выделить инструменты со скошенным корпусом, который сужается по мере приближения к струнодержателю. Толщина инструмента обычно бывает 4-5 см, а длина - не более 800 мм. Особенной чертой, которая и дала название этого вида инструменту, является тонкий, около 6-11 мм, открылок. Он используется для поддержки левой руки, которая от неподвижного нависания над струнами быстро устаёт. Этот вид гуслей от 5 до 17 струн, настроенных по ступеням диатонической гаммы в миксолидийском ладу (пониженная 7-я ступень). Так же нижние или верхние крайние струны могут настраиваться как бурдонные, то есть постоянно звучащие при игре. Существует около 12 различных способов настройки гуслей. На крыловидных гуслях играют, как правило, разом затрагивая все струны ("бряцание") и глуша ненужные струны пальцами левой руки. Это достигается постановкой трёх (иногда четырёх) пальцев между струн, что позволяет быстро менять аккорды. Обычно удар идёт сверху вниз, но для большей плавности звука часто добавляются равные им по силе удары снизу вверх. Играют так же и мелодии (техника "набивания", "выборная", "подщипывания"). Иногда гусляры используют приёмы выщипывания звуков и пальцами левой руки, это обычно безымянный и большой пальцы.

Лировидные гусли

Так же их называют гусли с игровым окном. Имели распространение на территории России в Новгороде. Наиболее древний вид инструмента (находят экземпляры и 7-8 вв.). Гусли с игровым окном (новгородские) с тыльной стороны имеют проём, как у скандинавских лир, в который помещается рука музыканта. Струны приглушаются пальцами левой руки, так же, как и у крыловидных. Инструмент при игре держат вертикально, нижним концом упирая в колено или в пояс. При игре на ходу или стоя может упираться в бедро.

Шлемовидные гусли

Так же гусли-псалтирь. Шлемовидные гусли имеют форму шлема или холма и от 10 до 26 струн такой же настройки, что и у крыловидных (пониженная седьмая ступень). Гусли ставятся так же, как и крыловидные, вертикально на колени музыканта. Правая рука выщипывает мелодию на верхних струнах, задействуя все пальцы, а правая - аккорды, обычно в квинту или кварту на нижних. Можно встретить также и технику игры обеими руками в октаву у черемисов.

Гусли звончатые

Так же их никогда называют академическими, концертными гуслями. Являются сильно изменёнными крыловидными. Убрано крыло и увеличено количество струн, так же есть подставка около колочного ряда, имеются и другие отличия. Являются детищем В.В. Андреева , известного так же усовершенствованием балалайки, домры. Техника игры сильно отличается от игры на крыловидных. Реже используется бряцание, зато часто выщипываются струны левой рукой, создавая фон для правой, которая ведёт мелодию.

Столовидные гусли

Инструмент, возникнувший на рубеже 17-18 вв.. Бытовал и как переносной инструмент, который возлагался горизонтально на колени гусляра. В основном же был распространён как неподвижный инструмент с большим количеством струн (до четырёх октав). Иногда такие гусли попадались в домах зажиточных горожан, где сопровождали застолья. В настоящее время используются и в академической среде, где так же развился в клавишные гусли (которые открывали, по нажатию клавиши соответствующие ей струны, как на крыловидных). Обычно играли на них, как на шлемовидных, но часто попадалось и глиссандо, при глушении струн для образования аккорда.

Особенности игры

На гуслях играют сидя или стоя. При игре сидя гусли ставят на колени ребром, слегка наклонив к корпусу. При игре стоя или во время шествия гусли вешают на верёвочку или ремешок. Гусли кладут на колени или на стол.

Музыкальный репертуар для гуслей разнообразен. Для крыловидных гуслей характерна традиционная игра "под песни " и "под пляску ", "под драку ". Игра под песни отличается плавностью ударов и одинаковым ритмом, а все ритмические рисунки выполняются голосом. Игра под пляску, наоборот, отличается резким и ярко выраженным "маршевым" ритмом. Репертуар для шлемовидных гуслей включал в себя прежде всего игру песенных мелодий, но не исключал игру под пляску и танцы.

Гусли настраиваются диатонически с понижением 7-ой ступени: До-ре-ми-фа-соль-ля-си бемоль-до. В этнографических образцах известно несколько способов настройки включающих в себя бурдон - постоянно звучащие струны во время игры (как у волынки дополнительные дудки или как у колёсной лиры и у гудка). При определённых наигрышах брудоны могут глушиться.

Настройка бурдонов:

  1. для 9-ти струнных гуслей (Псковская область) Соль-до-ре-ми-фа-соль-ля-си бемоль-до;
  2. для 9-ти струнных гуслей (Новгородская, Псковская области) Си бемоль-до ре-ми-фа-соль-ля-си бемоль-до;
  3. для 12-ти струнных гуслей (Новосибирская область) До-до-соль-до-ре-ми-фа-соль-ля-си бемоль-до-до;
  4. для 5-ти струнных гуслей (бельгийский музыковед д-р Гютри, 17 в.) (Ленинградская область) До-фа-соль-си бемоль-до;
  5. строй южнорусский (Воронежская, Курская, Орловская губернии) Соль-си бемоль-до-ре-ми.

Настройка гуслей академической школы (оркестры народных инструментов) такая же как и у прибалтийских (кокле, канклес) и финно-угорских инструментов (кантеле, каннель,санквылтап , нарс-юх), без понижения седьмой ступени: До-ре-ми-фа-соль-ля-си-до.

История

Гусли - музыкальный инструмент, разновидностью которого является арфа , кифара , лира , псалтерий . Также с гуслями имеют сходство древнегреческая кифара (есть гипотеза, что именно она является предком гуслей), армянский канон и иранский сантур ; к ним относятся: гусли чувашские , гусли черемисские , гусли клавирообразные и гусли, имеющие сходство с финским кантеле , латышским кокле и литовским канклес .

На гуслях играют герои русского былинного эпоса : Садко , Добрыня Никитич , Соловей Будимирович . В Слове о полку Игореве упоминается гусляр-сказитель XI века Боян :

Боян же, братие, не 10 соколов
на стадо лебедей пущаше,
но своя вещиа персты
на живая струны вскладаше;
они же сами князем славу рокотаху.

Исследователи начала XX века отмечали поразительное сходство современных им чувашских и черемисских гуслей с изображениями этого инструмента в средневековых русских рукописях (например, в Служебнике XIV века , где в заглавной букве Д представлен человек, играющий на гуслях, и в Макарьевской Четье-Минее года). На этих изображениях исполнители держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами. Совершенно таким же образом в начале XX века играли на гуслях чуваши и черемисы. Струны их гуслей были кишечные; число их не всегда было одинаково. Псалтиревидные гусли, как полагают, занесены были в Россию греками, а чуваши и черемисы заимствовали этот инструмент от русских .

Клавирообразные гусли, встречавшиеся ещё и в начале XX века преимущественно среди русского духовенства , представляли собой усовершенствованный вид псалтиревидных гуслей. Этот инструмент состоял из прямоугольного резонансового ящика с крышкой, который покоился на столике. На резонансовой доске делалось несколько круглых вырезов (голосников), и к ней прикреплялись два вогнутых деревянных бруска. В один из них ввинчивались железные колки, на которые наматывались металлические струны; другой же брус играл роль приструнника, то есть служил для прикрепления струн. Клавирообразные гусли имели фортепианный строй, причём струны, соответствующие чёрным клавишам, помещались ниже соответствующих белым клавишам.

Для клавирообразных гуслей существовали ноты и школа, составленная в начале XIX века Фёдором Кушеновым-Дмитревским .

Кроме псалтиревидных гуслей существовали похожие на финский инструмент кантеле . Вероятно, этот вид гуслей был заимствован русскими у финнов. Уже к началу XX века он почти совершенно исчез.

Изготовление

Обычно делается из уже обработанной доски, иногда - из деревянной колоды, которую расщепляют под нужные размеры. Технология изготовления достаточно проста. Сначала мастер подбирает древесину. Это может быть и сосна, и ель, иногда (в Сибири) - кедр. Раньше так же использовали, а иногда и сейчас, яблоню и клён явор. Затем у расщеплёной и высушенной должным образом доски обозначают форму, вырубают открылок и порожек для колков, если они деревянные. После мастер, обычно вручную, выбирает сзади, спереди или с торца (редкий способ) древесину, создавая резонирующую пустоту. Затем мастер прорубает голосник (резонаторное отверстие), или выжигает несколько маленьких отверстий. На место, с которого мастер начал выбирать инструмент, устанавливают голосную доску (деку). Иногда её втапливают в корпус, а иногда накладывают сверху. Крепить её могут как гвоздями, так и клеем. Здесь же мастер, если нужно, покрывает инструмент морилкой или лаком. К пятке мастер прилаживает струнодержатель. Это могут быть и утицы, держащие стержень со струнами, бывает и металлическая скоба, вбитая в корпус. Реже можно встретить гвоздики, вбитые с торца. В таком случае струны пропускают через порожек. После мастер ставит колки и натягивает струны (обычно их длины высчитываются заранее). Можно встретить и более поздний способ сборки инструмента на раме. Иногда встречаются и двухкамерные гусли, где открылок является продолжением корпуса, разделённого вирбельбанком.

Музыкальный инструмент: Гусли

«В некотором царстве, в некотором государстве….». Так начинаются многие русские народные сказки, которые мы с большим удовольствием любили слушать в детстве. Здесь мы встречали добрых и злых героев, а также очень много разных чудесных волшебных вещей, таких как скатерть–самобранка, шапка – невидимка и гусли–самогуды, заставляющие плясать без устали. Гусли – это традиционный русский народный музыкальный инструмент, звучавший на Руси с незапамятных времен и который упоминался не только в сказках и былинных эпосах, но и в других видах народного творчества, таких как песни и поговорки.

Шутливая народная поговорк: «И в пир, и в мир, и в добрые люди» - подходит к этому славному инструменту как нельзя лучше. Княжеские и боярские застолья, сельские и городские братчины, свадьбы и поминки, языческие игрища и скоморошьи представления – в давние времена все сопровождалось звуком гуслей, которые теперь по праву считаются символом нашей великой страны и выразителем национального характера русского человека. Поэты воспевают их в своих стихах, а художники отображают в своих картинах. В кинематографе звучание гуслей очень часто используется для музыкального оформления чарующей красоты русской природы.

Звук

Звучание гуслей - этого самобытного инструмента завораживает слушателей с первых нот. Его звонкий, но в то же время нежный и мелодичный голос в искусных руках исполнителя может изобразить и колокольный перезвон, и журчание ручья, и птичье пение. Мягкий, насыщенный и переливчатый тембр инструмента создает ощущение мира и покоя.

Источник звука на гуслях - натянутые гибкие струны, каждая из которых настроена на нужную высоту звука. Звук извлекается подушечками пальцев или медиатором.

Гусли, имеющие большое разнообразие видов, отличаются по форме, количеству струн, размеру и настройке. Одни инструменты настраиваются по хроматизму, другие имеют диатонический строй, который может быть изменен по желанию исполнителя. Чем сильнее натянута струна, тем выше издаваемый звук.

На разных видах гуслях используются различные приемы звукоизвлечения, такие, как щипок (пиццикато), арпеджио, бряцание, глиссандо, тремоло и другие.

Фото :

Интересные факты

  • У разных народов есть инструменты очень похожие по конструкции на гусли, но имеющие разные названия. В Литве - канклес, в Латвии – кокле, в Финляндии – кантеле. В Иране – сантур, в Армении – канон, в Китае – гуцинь.
  • Исполнителя на гуслях правильно называть гуслист, а не гусляр, как думают многие.
  • У русского царя Ивана Грозного для его персонального увеселения при дворе существовал ансамбль гуслистов.
  • В 1654 году по особому распоряжению патриарха всея Руси Никона пять больших нагруженных телег со скоморошьими инструментами, в том числе и гуслями, были привезены на берег Москвы - реки и там сожжены при всем народе. Огромный костер полыхал несколько суток.
  • При дворе императрицы Екатерины II камер–гуслистом служил виртуоз–исполнитель, композитор и собиратель народных песен В. Трутовский.
  • В мае 1945 года ансамбль гуслистов выступил в Берлине на ступенях поверженного рейхстага. А также на концерте в Москве, посвященном Параду Победы.
  • Первой песней, записанной нотами для исполнения на гуслях, была украинская народная песня «Ой пiд вишнею». Её записал французский композитор Ф. Буальде в Санкт-Петербурге в 1803 году.
  • В 2006 году в городе Санкт-Петербург, который считается мировой столицей гусельной культуры, был образован «Петербургский клуб гусляров». Основной целью этой организации является активная пропаганда инструмента, изучение, сохранение и развитие исполнительского мастерства на гуслях.

Конструкция

Гусли в настоящее время имеют несколько разновидностей, отличающихся по форме, настройке и количеству струн, но все они имеют характерные конструктивные особенности, включающие в себя три основные части: корпус, струнодержатель и колки.

Корпус крыловидных гуслей включает верхнюю и нижнюю деки, которые соединены между собой обечайкой (рамой).

На верхней деке, при изготовлении которой обычно используется резонансная ель, располагаются резонаторное отверстие, металлическая пластина со штифтами, подставка и порожек.

Резонаторное отверстие или розетка увеличивает длительность и силу звука.

На штифтах, которые располагаются на металлической пластине, закрепляются струны.

Колки, служащие для натяжения струн, изготавливаются из металла и имеют форму цилиндра диаметром 0.7 см и длиной 5 или 6 см.

Подставка и порожек, от которых зависит на уровень высоты струн, изготавливаются из более твердых пород деревьев. В центр подставки и порожка вставляется латунная или медная ладовая пластина.

Нижняя дека изготавливается из клена, березы, ореха, рябины.

Внутри к верхней и нижней деке, для усиления сопротивления и равномерного распределения звуковых колебаний, приклеиваются деревянные бруски, называемые пружинами.

История

История гуслей, одного из самых древнейших инструментов, своими корнями уходит в незапамятные времена. Начало их происхождения как и всех струнных инструментов было связано с тетивой охотничьего лука, которая при сильном натяжении издавала звук приятный для человеческого уха. Затем тетиву, выполнявшую роль струны, прикрепили к корпусу, имевшему полость внутри и служившего в качестве резонатора. Тем самым был получен простейший музыкальный инструмент, который, несомненно, впоследствии эволюционировал и соответственно видоизменялся. Инструмент, подобный гуслям, встречается у многих народностей и имеет самые разные названия. Есть предположение, что у славян имя инструмента связано с той самой звучащей тетивой, которую в старину называли«гусла».

То, что гусли известны на Руси с испокон веков сомнения нет, но одним из первых, косвенных источников, которые содержат изображения инструмента, являются рукописи, относящиеся ко второму веку нашей эры, а также рисунки в древних храмах. Затем уже более достоверно о гуслях мы узнаем в письменах византийцев, датируемых концом шестого тысячелетия, в которых они высказывают свое удивление искусной игрой русичей на инструментах, похожих на кифары. И лишь с середины XX века благодаря находкам научных археологических экспедиций, проводимых в районе древнерусских городов Новгорода и Пскова, мы стали иметь представление о гуслях, на которых музицировали наши далекие предки.

Гусли – уникальный инструмент русского музыкального народного творчества

Гусли – уникальный инструмент русского музыкального народного творчества. Они имеют необычную форму и древнейшее происхождение. Упоминание о гуслях есть в старинных былинах, легендах, эпосах. Каждому из нас знаком этот инструмент из сказок, песен, поговорок.

В «преданьях старины глубокой» говорится, что ни одно событие, будь то свадьба или похороны, княжеские или бедняцкие застолья, семейные или общегородские мероприятия не обходились без сопровождения мелодичного звучания гуслей. Гусли – это символ Руси, национальная гордость и отражение русского характера, сильного и чувствительного, загадочного и открытого. Уникальный инструмент воспевали поэты, запечатлевали художники, даже современная кинематография не нашла ничего более подходящего для музыкального сопровождения, чем чарующие, щемящие звуки гуслей на фоне непередаваемых красот природы России.

Любослав - ""Помолюсь я за Россию""

Гусляры на Руси ценились и почитались, они умели извлекать из самобытного инструмента звуки, которые слушателей завораживали и опьяняли, заставляли пуститься в безудержный пляс или замирать от невыразимой грусти. Переливы нежные и мелодичные, как перезвон колокольчика или журчащий говорок ручейка несут в душу покой и умиротворение.

Музыкальная легенда есть в составе почти каждого современного оркестра. Интерес к старинному инструменту нисколько не угас, наоборот, стал гораздо выше. Гусляры, бережно хранящие традиции древнего песнопения, в общем музыкальном звучании выделяются неповторимой колоритной изюминкой и чудесной, завораживающей трелью.

Современные гусли значительно видоизменились по сравнению со старинным первоначальным строением. Теперь это не только щипковый инструмент, но иногда и клавишный. Разновидностей гуслей тоже стало больше: крылообразные, лировидные, шлемообразные, стационарные.

Александр Суботин - Поглажу ладошкой землю свою

Когда были созданы гусли?

С детства все слышали про гусли. Что такое они собой представляют? Это необычный старинный музыкальный инструмент. В прежние времена звуки его часто были слышны в деревенских избах. Об этом инструменте существует много легенд и народных присказок. В первый раз гусли упоминаются в 591 году. Но более точной даты создания этого музыкального инструмента нет ни в одном источнике


Немного истории

Гусли – что такое? Это музыкальный старинный щипковый инструмент. Но когда он появился – не известно. Есть множество версий. Одна из них – гусли образованы от старинного музыкального лука. Это был народный инструмент, довольно примитивный и известный почти во всех странах. В подтверждение этой версии можно добавить, что струна такого музыкального лука называлась «гусла».

Но, как и сказано выше, это лишь одна из множества гипотез.гусли что такое В девятом веке игрой на гуслях славяне удивляли византийских царей. В то время инструмент делался из сухих досок клена или ели. Названия гуслей иногда происходили и от поделочного материала. Например, мастера отдавали предпочтение клену Явор. Но когда начали натягиваться струны из металла, гусли (фото их есть в данной статье) стали называться «звончатые»


Непростая и интересная судьба музыкального инструмента

Судьба и история «роста» гуслей тесно связана с эпической и народной традицией. Секрет изготовления музыкального инструмента передавался столетиями. Песни и наигрыши на гуслях любили все: как простолюдины, так и цари. Но через некоторое время гусляры (или гуслисты) начали подвергаться гонениям.

И не последнюю роль сыграли нелестные песни о существовавшей тогда власти. Со временем менялись корпус и конструкция гуслей, претерпели изменения технология обработки материала и нанесения лака. Изменилась и декоративная отделка. И в результате гусли из грубого народного инструмента превратились в настоящее произведение искусства с уникальным и богатым звучанием


Описание гуслей

Археологи до сих пор находят старинные русские гусли, которые датируются 11-13 вв. Инструменты были найдены в Польше и России. Все гусли имеют общие детали: струны, колковый ряд, корпус, резонатор и струнодержатель. Но форма и расположение могут быть разными.

Виды гуслей

Кроме трех видов щипковых инструментов, появились современные клавишные, на которых установлена механика. При нажатии открываются струны, и можно быстро подобрать нужный аккорд. Игра на гуслях стала значительно проще. А все старинные инструменты разделены на несколько видов: Шлемовидные. Название было дано по внешнему виду инструмента.

Таких находок у археологов мало. Большинство из них – Новгородские. Существование шлемовидных гуслей в старину подтверждается и изображениями в храмах. Но история этого инструмента была недолгой. Вскоре он претерпел внешние изменения и получил другое название. Такие гусли стали отдельной разновидностью музыкального инструмента. Иначе шлемовидные гусли назывались «псалтырь». Они были тесно связаны с духовенством, так как часто звучали в храмах.


Гусли без открылка.

Со временем в гуслях исчезло игровое окно. Такой вид инструмента сохранился и до наших дней. Такие гусли – отдельная разновидность. Иначе их называют кантеле.

Крыловидные гусли (фото их есть в данной статье).

Это инструмент с открылком (иначе кокле). Открылок – тонкая частица в корпусе, дополнительная «площадка», отражающая звук. Она выступает за колковый ряд. Такие гусли были распространены с 14-15 вв. и встречаются чаще, чем другие виды инструмента. А название «крыловидные» было дано гуслям из-за внешней формы. Они были популярны в районах, граничащих с Финляндией, Прибалтикой и Карелией.

Столовидные (щипковые).

Эти инструменты намного сложнее звончатых с металлическими струнами. Их на столовидных может быть натянуто от 55 до 66 штук. Сначала звукоряд был диатоническим, затем появились гусли хроматические. У них струны опущены немного ниже, чем на щипковых инструментах. Благодаря этому изменению стали доступны сложнейшие многоголосные произведения.


Гусли в современное время

Гусли – что такое? Это древний легендарный музыкальный инструмент. В современное время он находится почти в каждом оркестре. Голос гуслей придает общему звучанию неповторимый колорит и изюминку. Интерес к этому музыкальному инструменту в последнее время значительно возрос. Появились современные гусляры, стремящиеся возродить древние традиции и песнопения.

Как играли на гуслях?

Гусли звучали громко, но очень мягко. Это обеспечивали жильные струны. На гуслях музыканты играли, сидя на чем-нибудь твердом. Инструмент укладывался на колени под небольшим наклоном. Вершина опиралась на грудь музыканта. Часто гусляры играли стоя. Некоторые мастера умудрялись даже приплясывать во время извлечения звуков из инструмента.


Игра на гуслях – настоящее мастерство.

У современных гуслей, имитирующих старинные, струны металлические, от пяти до девяти по количеству. Расположены последние раздельно. Музыканты играют сидя, прижимая гусли к животу. Вправо обращена узкая сторона инструмента, а влево – широкая. В пальцах правой руки находятся щепка, медиатор, перо или косточка. Ими и извлекают звук из струн. Причем затрагиваются все одновременно. А пальцы на левой руке приглушают слишком громкое звучание.

Мастерские и фабрики

Гусли – музыкальный инструмент, для изготовления которого больших фабрик практически нет. Существуют только маленькие мастерские, которые создаются в деревнях истинными любителями старины. Поэтому каждый экземпляр гуслей по старинному типу становится практически уникальным и неповторимым творческим образцом.

========================================

Русские гусли звучат над Балтикой

Гусли – инструмент гармонизации Вселенной

Древние трехструнные крыловидные гусли, это предельно приближенный к идеальному музыкальный инструмент, божественный инструмент.

Гусляры из года в год, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие, постоянно в процессе творческого озарения повторяли акт творения Вселенной. Они гудят, а значит из звука ГУ и движения ГУ, созидают третий компонент - видимый свет, творящий все проявленное во Вселенной, весь материальный, иллюзорный мир.


Гусляры подпитывают светом космос, не давая хаосу разрушить его, сохраняя наш мир и высший закон бытия. И не случайно о них, которых еще называли скоморохами («скомрат» на санскрите - вестник, посланец), говорили: ИДУЩИЕ СО СВЕТОМ ПО СВЕТУ.

В той борьбе за духовную власть, что шла на Руси в течение тысячелетия, судя по всему, гусляры остались непобежденными, коль скоро даже в конце XX века сохранилась в России архаическая форма живой гусельной традиции, которая была найдена экспедицией Ленинградской консерватории в Псковской, Новгородской и Кировской областях.

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня в этой небольшой статье поговорим о русском народном музыкальном инструменте гусли. Наверное, многим знакомо это название, но представление об этом струнном инструменте имеют далеко не все, поэтому так сказать, познакомимся ближе.

Сейчас мало кто знает о таком древнем, удивительно звучащем инструменте как гусли. В основном ассоциируется с героем былинного эпоса гусляром Садко. Но в определенные моменты истории они были очень популярны в народе.

Были распространены на северной территории России. Недавно при раскопках были найдены в культурных слоях 11 века. Вместе с археологическими экспонатами можно встретить и настоящие, «звучащие» инструменты. Изучающие фольклор специалисты в наше время в российских глубинках находят народных исполнителей и по крупицам собирают, когда-то богатый, материал. Кроме того, в начале 20 века были сконструированы академические гусли. Они перенесли фольклорную традицию северных земель России в стены консерваторий.

Корень «гусл» есть во всех славянских языках. Соответственно инструменты подобные гуслям есть и у многих других народов. С давних времен известны два вида инструментов крыловидные и шлемовидные.

Крыловидные чаще всего гусли имели от 6 до 9 струн настроенных на диатонику, этого числа было вполне достаточно для исполнения разнообразных наигрышей под пенсии или пляски. Корпус-резонатор выдалбливался из цельного куска дерева, с веху накрывался декой, и натягивались . Параллельно вариант инструмента – шлемовидный с количеством струн 20-25 штук. Изготавливались путем склеивания или выдалбливания. Оба инструмента видоизменялись и усовершенствовались с течением времени.

В настоящее время интерес к этому инструменту неуклонно растет. На фестивалях и около фольклорных мероприятиях можно встретить мастеров, которые устраивают мастер-классы по самостоятельному изготовлению гуслей. За основы берутся подлинные экземпляры, и проводится минимальная корректировка формы с целью улучшения звука. Как правило, эти инструменты отличаются ярким тембром и аутентичной формой. Кроме того, изготовители сами дают начальные уроки по освоению игры. А так же фольклористы адаптируют собранный в деревнях материал и создают видео-уроки на основе подлинных народных наигрышей.

С появлением доступного Интернета становится возможным попадание гуслей в более широкие массы. Волшебное звучание привлекает любого искушенного слушателя Освоение навыков игры значительно проще, чем у других инструментов потому, что за основу учебного материала взят подлинный фольклор. Это дает надежу на более обширное распространение гуслей не только в узкой среде профессионалов, но и в широком кругу любителей музыки.

– это наиболее распространенный русский народный музыкальный инструмент. Издревле русский люд славился своей игрой на гуслях и нередко покорял ею самые зачерствелые сердца и души. В детстве мы все видели сказку о Садко, вместе с ним путешествовали по разным странам и местам, сопереживали его горю и искренне радовались его победам. Именно играя на гуслях, Садко смог покорить подводного царя и выйти из этой истории победителем.
Гусли тесно связаны с культурой России и с ее традициями. «Жена не гусли, поиграв, на стенку не повесишь»- так говорили на Руси, характеризуя отношения в семье. Таким образом, гусли сопровождали людей не только в минуты отдыха, но и в различных бытовых ситуациях, далеко выходя за рамки обыденности.
История возникновения гуслей интересна и насчитывает не одно тысячелетие. Первые достоверные упоминания об употреблении русских гуслей встречаются в византийских источниках V века. В разных странах и у разных народов этот инструмент назывался по-разному. Кроме того, гусли имеют много древних и современных аналогов. Так, всем известная арфа – это не что иное, как разновидность гуслей. Также с гуслями имеют сходство древнегреческая кифара, армянский канон, иранский сантур, латышский коклес и литовский канклес. Название этого инструмента, по одной из версий, связано со звучанием тетивы лука. В древности упругая струна лука называлась "гусла". Принцип внешнего сходства породил название инструмента.
Гусли нередко упоминаются в исторических эпосах. Так они и дошли до наших дней. В рукописи "Повесть о белоризце-человеке и монашестве" Кирилла Туровского очерчен инициал в виде буквы "Д", внутри которого, возможно, находится изображение в виде гусляра царя Давида. Это, образ души, славящей Бога. Аналогичное изображение инициала использовано при оформлении храма Покрова на Нерли. Есть документальные подтверждения, что еще в IX веке славяне удивляли игрою на гуслях царей Византии.
Всем известна картина Виктора Васнецова «Гусляры», написанная мастером в 1899 году. На этом изображении три исполнителя держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами. Это и есть основной принцип игры на гуслях. Именно поэтому гусли – это струнный щипковый музыкальный инструмент.
Различают два основных вида гуслей - крыловидные и шлемовидные. Они различаются, во-первых, количеством струн, а, во-вторых, манерой игры. Крыловидные гусли от 5 до 14 струн, шлемовидные - 10-30.На крыловидных гуслях играют, бряцая по всем струнам и глуша ненужные звуки пальцами левой руки, если же запись песен в подарок идет в студии, то струны защипывают обеими руками.
Однако гусли не ограничивались только двумя классическими формами. Так, существуют, псалтиревидные гусли, которые были занесены в Россию греками. Именно они дали рождение клавирообразным гуслям, встречающимся до сих пор среди русского духовенства. Конструкция этого инструмента проста - это прямоугольный резонансовый ящик с крышкой, который стоит на столике. На резонансовой доске находится несколько круглых вырезов, и к ней прикреплены два вогнутых деревянных бруска. На одном из них находятся железные колки, на которые намотаны металлические струны. Другой брус служит для прикрепления струн.
Известный русский музыкант Дмитрий Фёдорович Кушенов-Дмитревский основал школу клавирообразных гуслей и внес огромный вклад в распространение гуслей в культуру разных народов.
Гусли были неизменным спутником русских народных гуляний. Гусельные наигрыши, песни певцов, были любимы и народом и царями. Однако не все высказывания о гуслях были лестными. Находились и их противники. Нередко устраивались гонения на гуслистов, что сослужило недобрую службу в судьбе инструмента.
Сейчас этот инструмент редкий, но не забытый. Более того, благодаря технологии обработки дерева и декоративной отделке, гусли превратили в сценический профессиональный инструмент, с богатейшим уникальным звучанием.
Сегодня каждый оркестр народных инструментов имеет в своем составе гусли, что придает мелодиям неповторимый колорит. Для отдельных любителей приобрести инструмент сложно. В России существуют маленькие мастерские, где на заказ изготовят инструмент, но широкого распространения этот инструмент все равно не получил.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама