THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Каждый человек в соответствии с Конституцией имеет право на образование. Именно образование является неотъемлемой частью гармоничного и полноценного развития личности. Каждый ребенок в современном мире обязан посещать , чтобы получать новые знания и умения и совершенствовать уже известные.

Между тем, далеко не всегда обучение детей в образовательном учреждении проходит гладко и спокойно. Некоторые родители сталкиваются с ситуацией, когда права их ребенка в школе ущемляются. Чтобы этого не случилось, начиная с первого класса, вы должны в доступной форме донести до своего сына или дочери, на что именно он имеет право.

В данной статье мы расскажем вам, какие существуют права ребенка в школе в России и Украине, и что нужно делать, чтобы защитить свое чадо от произвола.

Какие права есть у ребенка в школах России и Украины?

Права школьников, как в России, так и в Украине ничем не различаются. Каждый ребенок защищен законодательством, и его прав в школе обязательно должно быть пресечено и наказано. Украинские и российские школьники имеют следующие права:

  • самостоятельно выбрать образовательную программу, а также школу, в которой ребенок будет учиться;
  • учиться в безопасных условиях;
  • на уважение своей личности со стороны всего персонала образовательного учреждения;
  • на предоставление необходимой учебной базы, то есть учебников, рабочих тетрадей и так далее;
  • получить среднее образование и аттестат абсолютно бесплатно;
  • получать необходимую художественную и учебную литературу в школьной библиотеке;
  • добровольно участвовать в работах по благоустройству школы и пришкольной территории;
  • при желании получить дополнительные услуги, в том числе на коммерческой основе;
  • при необходимости получать квалифицированную помощь профессионального психолога;
  • в любое время года ученик, с согласия собственных родителей, имеет право перевестись в другое учебное заведение аналогичного типа;
  • получать образование на своем родном языке, а также выбрать дополнительный язык для изучения;
  • после 15 лет, при согласии родителей или опекунов, школьник имеет право прекратить обучение;
  • посещать любые школьные мероприятия;
  • открыто выражать свое мнение и выслушивать мнение других.

Что делать в случае ущемления прав ребенка в школе?

Поскольку любой школьник – такой же гражданин своего государства, как и все остальные, ущемление его прав во время обучения в учебном заведении не допускается и должно быть наказано. В том числе, это касается и прав ребенка-инвалида. При наличии определенных медицинских показаний и согласия родителей или опекунов, такие детки могут обучаться в специализированных учреждениях. Между тем, если малыш по состоянию здоровья может учиться в общеобразовательной школе, права ребенка-инвалида абсолютно ничем не должны отличаться от прав здоровых детей.

Права школьников могут быть нарушены в случае проявления в их сторону, как физического, так и психологического насилия. При этом, если все дети и родители прекрасно понимают, что применение к ребенку физической силы недопустимо, то некоторые формы психологического насилия могут остаться без должного внимания.

Так, нарушение прав ребенка в школе с психологической точки зрения может выражаться в следующем:

В случае любого проявления насилия со стороны преподавателя, родители могут обратиться к директору с требованием о защите прав своего ребенка в школе. Если высшее руководство учебного заведения отказывается разбираться в ситуации, мамы и папы, а также опекуны имеют право подать заявление в прокуратуру.

У ребенка, как у любого другого гражданина России, есть права и они должны соблюдаться. Какими правами и обязанностями обладает ребенок в школе и что делать, если права ребенка не соблюдаются?

Материалы по теме:

Права ребенка в школе

При приеме в школу ребенок имеет право ознакомиться с Уставом и правилами внутреннего распорядка школы. Для представителей школы это - обязанность, они не только должны ознакомить малыша с этими документами, но и вывесить их в школе для всеобщего обозрения (ст. 9, п. 4 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Если школьник в состоянии выучить какой-либо предмет досрочно, он имеет право на ускоренный курс обучения по этому предмету, и школа должна этому стремлению содействовать. Способы такой помощи должны быть прописаны в Уставе школы.

Ребенок имеет право участвовать в управлении школы и в ее внутренней жизни. Если школьники не согласны с решением администрации учебного заведения, он вправе обратиться за содействием в уполномоченные государственные органы через своего представителя (родителя, учителя). Эта возможность указана в ст. 9 ФЗ « ».

Ребенок старше восьми лет вправе участвовать в создании в школе общественных объединений и организаций, если они не носят политического или религиозного характера. А во внеучебное время ученики могут проводить собрания и митинги по вопросам защиты своих прав, если такие собрания не нарушают Устава школы.

Также ребенок имеет право бесплатно пользоваться школьной библиотекой.

И, конечно же, ребенок имеет право на уважение его человеческого достоинства, свободу совести, информации, на свободное выражение твоих мнений и убеждений, а также свободу от принудительного труда (ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ФЗ «Об образовании» и ).

Обязанности ребенка в школе

  • соблюдать Устав и правила общеобразовательного заведения;
  • добросовестно учиться;
  • посещать занятия, входящие в основную образовательную программу, в соответствии с расписанием;
  • бережно относиться к имуществу школы;
  • уважать честь и достоинство других учеников и работников школы;
  • выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка.

Деньги, дежурства, религия и дисциплина

Довольно часто родителям школьников «выставляется счет» на новые окна, парты, компьютеры и прочие нужды школы. Решение о передаче денег в пользу школы может быть только добровольным. Т.е. родителей, через их детей, никто не может заставить тратить деньги, если они того сами не хотят. Школа может только предложить, а родители, вместе с ребенком, решат, внимать ли этой просьбе.

Это же касается и факультативных занятий. В каждой школе есть учебный план, в котором расписана по классам основная общеобразовательная программа (какие предметы, сколько часов и т.д.), а также дополнительные задания, кружки и факультативы. Основная программа - бесплатна и обязательна для школьника, а вот посещение дополнительных занятий может быть только добровольным. Учитель не может заставить ребенка ходить на дополнительные занятия, которые не входят в основную программу.

В некоторых школах детей оставляют подежурить после уроков, помыть пол в классе и т.п. Так вот, школьные уборочные работы подпадают под определение принудительного труда, а он запрещен (ст. 37 Конституции). «Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается» (ст. 50 ФЗ «Об образовании»). Ребенка могут попросить убраться в классе, но не в коем случае не обязать делать это. Можно согласиться, но согласие это должно быть в письменной форме за подписью родителей (опекунов, усыновителей).

Если кого-то из учащихся назначают следить за дежурными, это также неправомерные действия. Нельзя возлагать на учеников административные обязанности: дети не могут отвечать за поддержание дисциплины.

Если же ребенок трудится во благо школы, пусть он это делает добровольно, но родители не согласны, они вправе пожаловаться на школу в Департамент образования и даже подать на нее . Да-да, подать в суд за простое дежурство, на которое они не давали письменного согласия.

Если на дежурства оставляют только мальчиков (или только девочек) - это уже не только принудительный труд, это - гендерная дискриминация. Школа не может налагать больше обязанностей на девочек, чем на мальчиков (и наоборот). Дискриминация категорически запрещена (и не только гендерная, но и религиозная, и этническая).

В школе не должна навязываться какая-либо религия или убеждения. Ребенок имеет право на свободу совести и вероисповедания. Школа не имеет права проводить какие-либо мероприятия религиозного характера и собирать пожертвования для религиозных организаций. В соответствии с законодательством в России светская школа. Школьники же имеют полное право отказаться участвовать в таких мероприятиях.

Кроме того, школа (или конкретный учитель) не имеет права принуждать учеников заявлять о своей принадлежности к какой-либо религии (Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Если школьника принуждают к чему-либо (дежурствам, дополнительным занятиям, религиозным мероприятиям и пр.), ему и его родителям следует защитить права ребенка и подать письменную жалобу директору школы. Если после жалобы ситуация не будет исправлена, жалобу (с копией жалобы директору и ответом на нее) нужно направить в территориальный орган департамента образования по месту нахождения школы. Если и после этого права ребенка будут продолжать нарушаться, родители в суд на школу (или ее работника, в зависимости от того, чьи действия считают неправомерными).

Кроме принуждения и дискриминации, в школе также не допустимо применение физического и психического насилия по отношению к ученикам. Использование таких методов является основанием для привлечения работника образовательного учреждения к уголовной ответственности (ст. 156 Уголовного кодекса РФ).

Гарантии прав ребенка закреплены в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и в Конституции РФ.

О том, как вести себя родителям, если в школе возникла конфликтная ситуация, рассказывает адвокат Юлия Никифорова.

РЕБЕНКУ В ШКОЛЕ СТАЛО ПЛОХО

Закон «Об образовании» в 41 статье, пункте 1 очень четко про­писывает, что именно на школу ло­жится ответственность по оказанию первичной медико-санитарной по­мощи. И если ребенку стало плохо, то учитель обязан незамедлительно вызвать медсестру или проводить ученика в процедурный кабинет. Ребенку могут дать воды, обрабо­тать рану йодом или зеленкой, дать понюхать нашатырный спирт. Мед­сестра без врачебного осмотра не имеет права давать ребенку какие-то серьезные медикаменты. И если школьнику не становится лучше, преподаватель обязан немедленно вызвать скорую помощь и прокон­тролировать, что учащийся будет доставлен в медицинское учрежде­ние. При этом необходимо, чтобы кто-либо из представителей школы сопровождал ребенка.

На учителя также ложится обя­занность выяснить, почему ребенку стало плохо или определить вино­вного. И, конечно же, в срочном по­рядке оповестить родителей о произошедшем телефонным звонком. В такой ситуации не существует отговорок вроде «мы не дозвони­лись», «как же отправлять ребенка в больницу без ведома родителей», ведь в случае ухудшения состоянии ребенка или летального исхода вся ответственность (вплоть до уголов­ной) ляжет на директора школы.

Учитель обязан быть внимателен к жалобам учащихся на здоровье, не отпускать ребенка из школы, если ему стало плохо: может быть внутренняя травма, ушиб, перелом, растяжение. Осложнение может воз­никнуть потом, а виновен будет пре­подаватель, проигнорировавший жалобу учащегося.

ТРАВМА В ШКОЛЕ

Чаще всего травмы случаются из-за драк или на уроках физкультуры. В последнем случае отвечать придется даже не учителю, а школе: статья 1068 Граж­данского кодекса РФ гласит, что вред, причиненный работником при исполнении трудовых обязан­ностей, возмещает работодатель. Поэтому в данном случае именно школа должна возместить родите­лям расходы на лечение ребенка. Если травма случилась в результате драки или агрессивного поведения одного из детей, то опять же вино­вен будет учитель, поскольку он, как представитель школы, обязан пред­принять все меры и не допустить причинение даже самого незначи­тельного вреда здоровью учащихся. Согласно ст. 1068 ГК РФ, родители должны предъявлять претензии не учителю, а школе.

Любая неприятность, случившая­ся в школе в часы учебного процес­са, ложится на плечи руководства. И даже если ребята отпросились с уроков и на территории школы устроили потасовку, виноваты будут преподаватель и директор, а мате­риально — школа.

Если причинен вред здоровью ребенка или моральный ущерб, родители могут предъявить иск к администрации школы о возме­щении физического и морального вреда. Но в этом случае они долж­ны будут доказать, что в действиях их ребенка не содержится прямой вины. Конкретные виновники най­дены — требуйте возмещения вреда. Схема простая: необходимо обра­титься в школу и отдел образования. В Москве телефон Горячей линии

Минобрнауки 8 (499) 553−0963. Если же мирным путем вопрос не решает­ся, то необходимо обратиться в суд. У вас есть все факты причиненно­го вреда, есть расходы, вызванные повреждением здоровья ребенка. Пункт 1 статьи 1085 ГК РФ относит к расходам, вызванным поврежде­нием здоровья: расходы на лечение, дополнительное питание, приоб­ретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-ку­рортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бес­платное получение.

ВАЖНО! В некоторых школах есть практика использования магнит­ных карточек, с помощью которых учащиеся входят в школу или поки­дают ее. И если, предположим, драка между учащимися произошла даже рядом со школьным крыльцом, но ребенок уже покинул школу (о чем свидетельствует магнитный про­пуск), учителя ответственности не несут. Внимательно читайте Устав учебного заведения!

РЕБЕНКА В ШКОЛЕ ТРАВЯТ ДЕТИ

Ответственность за то, что происходит в стенах школы, лежит на директоре школы и педагоге. Все словесные оскорбления, травля ре­бенка другими учащимися, порча его вещей и тому подобное нарушение прав школьника — это зона от­ветственности школы. Однако в по­следнее время все чаще приходится слышать жалобы на оскорбления в соцсетях, а это уже — ответствен­ность родителей. К сожалению, в рос­сийском законодательстве больше не существует статьи 130 Уголовного ко­декса «Оскорбление личности», к ко­торой можно было прибегать, если ребенка оскорбляют в соцсетях или фотографируют в нелицеприятных ситуациях и отправляют фото общим знакомым. Но никто не отменял мер воздействия с помощью школы или через родителей. Обязательно объ­ясните ситуацию классному руково­дителю и попросите принять меры. Нелишне будет пообщаться и с ро­дителями таких детей и объяснить, что вы готовы написать заявление в полицию, и ребят (даже девочек) поставят на учет, а это отметка в ха­рактеристике при дальнейшей учебе и поступлении. Убеждения не помо­гают — пишите заявление в полицию.

В какое ведомство обращаться по поводу нарушения прав детей , детально прописано в Федеральном законе от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы про­филактики безнадзорности и право­нарушений несовершеннолетних».

В случаях, когда дети, например, при помощи фотошопа прилепляют голову девочки к телу порноактрисы и вывешивают свое «творчество» в соцсетях, чем могут довести ребенка до нервного срыва или самоубийства, помните, что существует статья 128.1. УК РФ «Клевета». И здесь закон очень суров финансово. Родителям следует обязательно обратиться к нотариусу и сделать скриншоты этих «произ­ведений», заверяя через нотариуса этот публичный источник. Затем об­ратиться в полицию и через суд тре­бовать уголовного преследования.

РЕБЕНКА ОСКОРБЛЯЕТ ПЕДАГОГ

Учитель не имеет права оскорблять ребенка. Ни словесно, ни тем более действием, например, не пустив его на празд­ник или дойдя до рукоприкладства — это указано в ФЗ «Об образова­нии». В таких ситуациях сразу же обращайтесь к директору школы и на Горячую линию Минобрнауки, в том числе, оставьте и письменное заявление на сайте Минобрнауки (минобрнауки.рф/обратная-связь/ форма). Соберите от других роди­телей заявления о недопустимом поведении учителя и требуйте за­мены преподавателя. До тех пор, пока родители не вмешались в ситу­ацию, ребенок имеет полное право не выслушивать оскорбления в свой адрес, а в вежливой форме попро­сить разрешения покинуть класс и обратиться к директору с жало­бой. Неплохо, если ребенок запи­шет оскорбления на диктофон. Во‑ первых, родители поверят ребенку, что оскорбления имели место быть, а во-вторых, эта запись будет суще­ственным аргументом в общении с директором школы. Запись не надо показывать педагогу, угрожая рас­правой, но следует обязательно об­ратиться к директору и требовать или выговор для такого педагога, или же его отстранения и замены. Имейте в виду, что ни видео-, ни аудиозапись не может быть доказа­тельством в гражданском суде — потребуется голосовая экспертиза.

Объясните ребенку его права в школе, но также укажите, что на оскорбления педагога нельзя отве­чать тем же, всегда надо быть веж­ливым и корректным.

ПРОИЗОШЛА КРАЖА

Если в школе случилась кража, учитель не имеет права досматри­вать школьника, которого он может подозревать. Это прерогатива толь­ко сотрудников полиции. Именно их незамедлительно и следует вы­звать для проведения досмотра и оперативно-розыскных меропри­ятий. Учитель может только по­просить добровольно продемон­стрировать содержимое сумки или портфеля, или же вызвать родителей и попросить это сделать в их присут­ствии, но ученик вправе проигнори­ровать эту просьбу. Ведь может быть так, что украденную вещь ребенку подбросили в сумку, поэтому досмо­тров без полиции и родителей несо­вершеннолетнего быть не должно.

Желая избежать подобных ситу­аций, педагоги обычно дают роди­телям совет, к которому стоит при­слушаться: давайте ребенку вещи попроще, покупайте недорогие теле­фоны и, тем более, у ребенка в школе не должно быть драгоценностей. Это важно для защиты прав школьника. Фото: fotoimedia.

Задача родителей - воспитывать и защищать своих детей. Сам же ребёнок не всегда способен правильно поступить в сложных ситуациях и отстоять свои права. Если речь идёт о школьниках, обязанности отстаивать основные права ребёнка ложатся не только на родителей, но и на учебное заведение.

Нормативно-правовые акты

Основные права ребёнка в школе регламентируются законами «Об образовании» и «О защите прав ребёнка». Естественно, что в каждом общеобразовательном заведении существует свой устав. В таком статуте может быть прописано, какие права имеет ребёнок, учащийся конкретно в этом заведении, а также каковы его обязанности как ученика. Создавая устав школы, необходимо придерживаться Конституции и законов государства.

Откуда ребёнок узнаёт о своих правах

Ознакомить школьника с его правами - это задача учебного заведения, но и участие родителей является обязательным. Если после проведения тематических классных часов ученик что-то недопонимает, на все вопросы отец или мать должны уметь ответить.

Классный час и сопутствующие мероприятия, объясняющие, какие права имеет ребёнок, можно начинать проводить уже в начальной школе. В четвёртом-пятом классе дети способны адекватно воспринимать информацию подобного рода. В целях ознакомления устав школы обязательно должен быть вывешен на всеобщее обозрение.

Основные права ребёнка, посещающего общеобразовательное учебное заведение

  • Самостоятельно выбирать школу, в которой он хочет учиться.
  • Получить бесплатное полное среднее образование (11 классов).
  • Право на перевод в другую школу с его согласия и с согласия родителей, вне зависимости от направленности школы и даже в ходе учебного года.
  • Учиться в условиях, которые не угрожают его личной безопасности.
  • По желанию посещать дополнительные занятия, секции и кружки.
  • Право на получение знаний от учителей.
  • Должно обеспечиваться уважение и непредвзятое отношение к ребёнку со стороны учителей и остальных работников школы.
  • Посещение школьных мероприятий (концерты, экскурсии).
  • Добровольно и только по собственному желанию школьник может помогать в благоустройстве учебного заведения.
  • Получать книги из школьной библиотеки.
  • В случае надобности получать помощь школьного психолога.
  • Если возникло такое желание или необходимость, школьники могут изучать определённый предмет по ускоренной программе.

Иногда бывают сложности в реализации прав учащихся. Например, при переводе из одной школы в другую требуют окончания учебного года или согласия директора, субботники, организованные для облагораживания территории школы, преподносятся как обязательные мероприятия. Недофинансирование школ также стало причиной тому, что бесплатное образование превратилось в условно бесплатное. Библиотечные фонды не обеспечивают всех учеников необходимыми учебниками, и родители вынуждены покупать их за свои деньги. Всё это - не что иное, как нарушение прав ребёнка в школе.

Обязанности школьника

  • Бережно относиться к школьному имуществу, мебели, учебной литературе.
  • Регулярно посещать занятия согласно расписанию.
  • Придерживаться устава школы. Соблюдать правила школьного статута.
  • Доброжелательно относиться к другим учащимся, учителям и работникам школы. Уважать их достоинство и честь.
  • Исполнять требования администрации учебного заведения в пределах его статута.

Задачей родителей на этом этапе становится донесение до ребёнка важности выполнения правил и норм школьного устава.

Добросовестно исполняя свои обязанности в пределах школы, ученик может надеяться, что его права тоже будут соблюдены.

В каких формах может выражаться нарушение прав школьника

В стенах учебного заведения школьники могут столкнуться с физическим или психологическим насилием. Это нарушение прав ребёнка в школе. Родители должны интересоваться школьной жизнью ученика, только тогда появляется возможность предупредить возникновение таких проблем или вовремя их устранить.

Права ребёнка в школе могут нарушаться посредством применения к нему физического насилия. Школа должна контролировать поведение детей, находящихся на её территории во время учебного процесса и внешкольных мероприятий, так как она в первую очередь несёт ответственность за жизнь и здоровье учащихся. Иногда школьники сталкиваются с применением к ним физической силы со стороны учителей в так называемых воспитательных целях.

Психологическое насилие над ребёнком — понятие более туманное и размытое. Самыми распространёнными его проявлениями могут быть завышенные требования, угрозы в адрес ребёнка, беспричинная критика, демонстрация негативного отношения.

Одной из актуальных проблем является вопрос религии. Школа не имеет никакого права навязывать кому-то из своих учеников те или иные религиозные взгляды. Если учебное заведение открыто заявляет о своей принадлежности к определённой религии, проводит или участвует в религиозных мероприятиях, собирает пожертвования для религиозных организаций - это всё неправомерные действия, требующие немедленного вмешательства.

Одним из проявлений психологического насилия может выступать гендерная дискриминация. Это те случаи, когда детей делят по половому признаку при выполнении каких-либо заданий или поручений. Например, мальчик может чувствовать угнетение, если на дежурство необоснованно оставили только мальчиков, а девочек отпустили домой.

И физическое, и моральное давление одинаково негативно влияют на школьников. Иногда деструктивное психологическое воздействие со стороны одноклассников или учителей может быть неявным, но оно тоже способно отражаться на настроении, самочувствии и успеваемости ребёнка.

Защита прав ребёнка в школе. Как поступать родителям

Все мамы и папы надеются, что пока их чадо находится в школе, оно в полной безопасности. Но что же делать, если всё же происходит нарушение прав ребёнка и на него осуществляется неправомерное физическое или психологическое влияние?

Если инцидент не носит серьёзных последствий, достаточно прояснить все моменты с ребёнком, классным руководителем, всеми участниками событий. При этом нужно выяснить причину возникшей спорной ситуации и составить план поведения на будущее, чтобы исключить повторение подобного.

Когда же вы имеете дело с серьёзными происшествиями или повторяющимися событиями, влияющими на физическое или психологическое самочувствие ребёнка, здесь надо принимать серьёзные меры. Первое, что нужно сделать, - это пройти медицинскую экспертизу, в случае с физическим насилием над школьником, и освидетельствование у детского психолога, если речь идет о моральном давлении. Далее необходимо определить свидетелей события, которые в дальнейшем помогут выяснить все спорные моменты.

О случившемся обязательно должен узнать директор школы. Лучше, если родители напишут официальный запрос на его имя. Директор в кратчайшие сроки должен ознакомиться с подробностями произошедшего инцидента и помочь в решении вопроса.

Если разбирательство на местном уровне не принесёт результата, родители имеют право обратиться в органы полиции, прокуратуры или суд, чтобы с их помощью защитить права ребёнка в школе.

Иногда как альтернатива решения вопроса при повторяющихся инцидентах возможен перевод ребёнка в другую школу.

Права детей-инвалидов

Каковы права ребёнка-инвалида в школе? Имеют ли дети с ограниченными возможностями и физическими дефектами возможность посещать общеобразовательное учебное заведение? Что может ограничить права ребёнка в школе?

Россия - страна, где дети-инвалиды имеют право получить полное среднее образование в школе, если этому нет медицинских противопоказаний. Никаких ограничений со стороны учебного заведения для таких детей быть не может.

Естественно, что для обучения детей-инвалидов иногда приходится создавать специальные организационно-технические условия.

Ребёнок-инвалид имеет право на:

  • приоритетное зачисление в учебное заведение при подаче стандартного пакета документов;
  • свободный выбор школы, более подходящей для обучения по территориальному расположению либо рекомендованной медико-педагогической экспертизой;
  • отчисление в случае неспособности усваивать школьный курс по состоянию здоровья или нарушения устава школы;
  • обязательное участие Комиссии по делам несовершеннолетних в вопросах отчисления из школы и подбора нового учебного заведения.

Как происходит сдача Единого государственного экзамена ребёнком-инвалидом

При сдаче ЕГЭ дети-инвалиды имеют некоторые привилегии. Бывают случаи, когда прохождение экзаменов может быть запрещено медико-педагогической экспертизой. Тогда школьник получает справку или аттестат о среднем образовании без сдачи ЕГЭ.

Также ребёнок-инвалид имеет право на некоторые уступки в процессе прохождения тестирования. Это может быть дополнительное время на выполнение заданий, возможность принять необходимые лекарства или сделать перерыв в процессе проверки знаний.

Обеспечение защиты прав детей-сирот в образовательных учреждениях

Дети, оставшиеся без попечения родителей, - наиболее незащищённая категория, но они, как и все, имеют право на образование. Это продиктовано законом «Об образовании в РФ».

Контролировать получение детьми-сиротами качественного среднего образования - задача государства. В этих целях ведётся постоянная работа над усовершенствованием условий их обучения.

Дети-сироты, не имеющие попечительства других родственников, получают среднее образование в специализированных школах-интернатах. Администрация таких учебных заведений обязана обеспечивать:

  • соблюдение полноценного и непрерывного педагогического процесса;
  • возможность регулярного посещения занятий учениками;
  • наличие всей необходимой учебной литературы и пособий;
  • благоприятный психологический климат в коллективе и позитивное взаимоотношение воспитанников и педагогов;
  • возможность для каждого ученика получить квалифицированную помощь в проблемных ситуациях.

Контроль соблюдения прав и свобод детей-сирот в учебных заведениях обеспечивает государственный мониторинг.

Что можно сказать в завершение

Права ребёнка в школе и их защита - вопрос, несомненно, важный и требующий внимания. Это должны понимать как родители, так и представители учебного заведения. Органы местного самоуправления также обязаны способствовать тому, чтобы права ребёнка в начальной школе и старших классах были гарантированно защищены.

Как правило, с одной стороны, — незнание, а, с другой стороны, — нарушение прав школьников приводит к конфликтным ситуациям «школа — ученик – родитель».

Как родители могут защитить права ребенка в школе? Рассмотрим несколько примеров.

Гендерное равенство

Гендерное равенство – это когда каждый человек имеет равные права, независимо от того, принадлежит он к мужскому или женскому полу.

Возможный вариант нарушения – дискриминация по половому признаку: девочкам было приказано мыть полы, а мальчиков отпустили домой.

Справка. Если человека ограничивают в правах и возможностях по половому признаку, то это ничто иное, как дискриминация. Международным правом и российским законодательством дискриминация категорически запрещена.

Что делать?

Попытайтесь решить проблему мирным путем: обратите внимание классного руководителя, что нельзя налагать больше обязанностей на девочек, чем на мальчиков, предложите не делить учащихся на юношей и девушек, а обратиться за помощью ко всем ребятам.

Если это не поможет, то действуйте по схеме: администрация — управление образования — суд.

Школа и религия

Школа не имеет права принуждать учеников заявлять о своей принадлежности к той или иной религии – это личное дело каждого.

Возможный вариант нарушения – представим себе, что Планом общешкольных или классных мероприятий предусмотрено посещение православного монастыря. Среди учеников есть не только православные, но и мусульмане, буддисты или последователи других религий и это мероприятие может противоречить их религиозным убеждениям.

Справка. Каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания, т.е. каждый имеет право сам решать, верить в Бога или нет, и какую религию выбрать. Каждый имеет право не только верить или не верить, но и поступать так, как диктуют ему вера или убеждения. Также по разным причинам не все могут открыто сказать о своих религиозных убеждениях и чувствах.

В законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» говорится: «Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих».

Что делать?

Школе необходимо отказаться от проведения мероприятий, имеющих религиозную окраску, ибо школа не может проводить никакие мероприятия, связанные с религией, например, собирать пожертвования на нужды религиозных общин, вовлекать учеников в религиозные обряды, т.к. при этом нарушается норма Закона о светском характере образования.

Ученики имеют полное право отказаться от участия в мероприятиях, имеющих отношение к религии.

В случае, если учеников пытаются привлечь к этим мероприятиям принудительно, то следует подать письменную жалобу директору школы, обратиться в управление образованием, к уполномоченному по праваам ребёнка.

Уважение чести и достоинства школьника

Обучающиеся имеют право на уважение своей чести и достоинства.

Возможный вариант нарушения разбирательство учителя с учеником в присутствии всего класса или вынесение на суд класса обсуждение мнений, убеждений ученика без его согласия.

Справка. Публичные разбирательства входят в противоречие с правом обучающихся на уважение своего человеческого достоинства, которое закреплено в Законе «Об образовании» (статья 50, пункт 4), являются оскорбительными и недопустимыми. Конституция России устанавливает право на свободу мнений и убеждений: «Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (статья 29, пункт 3). Кроме того подобные «судилища» наносят детям огромный моральный ущерб. Применение таких методов воспитания педагогом не допустимо.

Что делать?

Выяснить у учителя суть конфликта. Переговорил ли заранее педагог с учеником и получил ли его согласие на публичное обсуждение его действий.

В случае нарушения законодательства обращайтесь с жалобой к директору школы.

Вы также имеете право обратиться в суд о защите чести и достоинства ребёнка.

Право на охрану здоровья

Школа несёт ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебного процесса.

Возможный вариант нарушения – ученик освобождён от физических нагрузок и об этом имеется справка. Однако учитель физкультуры не принял это во внимание и поставил школьнику двойку.

Что делать?

Учителю физкультуры можно объяснить, что ученику бегать и прыгать после операции – опасно для здоровья.

Обратиться за помощью к классному руководителю и завучу. «Двойка» должна быть отменена, и в будущем таких случаев повторяться не должно.

Если не помогают устные обращения, то пишите заявление директору школы с требованием провести по этому факту дисциплинарное расследование.

Если всё же учитель заставил заниматься ребенка и такая «физкультура» нанесла вред его здоровью — запаситесь необходимыми документами, и смело идите в суд.

Обязательные дополнительные занятия, факультативы

Все дополнительные занятия, такие как кружки, факультативы, секции и т.д. могут быть только добровольными.

Возможный вариант нарушения – иногда в школе принуждают детей посещать дополнительные занятия.

Справка. В каждой школе есть учебный план. В нём записано, какие предметы изучаются в данном классе и сколько на эти предметы уделяется времени. Поэтому никто не может заставить школьника посещать дополнительные занятия. Например, если в учебном плане нет «физики твердого тела» как обязательного предмета, то этот спецкурс можно не посещать.

Что делать?

Исходим из того, что любой преподаватель высоко оценит ученика, который имеет дополнительные знания, полученные на спецкурсе. При сдаче экзамена по основному предмету, это только пойдёт ученику на пользу.

Если вы опасаетесь, что все же учитель будет относиться к ребенку предвзято, обсудите ситуацию с учителем, завучем школы, напишите заявление директору.

Общественно полезный труд

«Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается» — записано и в статье 50 Закона «Об образовании».

Возможный вариант нарушения – детей заставляют дежурить по классу, по школе, убирать территорию и т.д.

Справка . Статья 37 Конституции РФ гласит: «Принудительный труд запрещён».

Обратите также внимание на формулировку статьи 50 Закона «Об образовании»: школа должна получить не только согласие самих учеников на помощь школе своим трудом, но и согласие их родителей. Это означает, что школа не имеет права приказывать школьникам брать тряпки в руки и отправляться вытирать лужи в школьных коридорах, участвовать в дежурстве, мести улицы, чистить остановки и лесопарки.

Если следовать букве закона, то даже, если бы сами ученики стояли с тряпками и метлами в руках и умоляли бы разрешить им участвовать в трудовом десанте, то директор не смог бы им этого позволить, пока они не принесут письменное согласие родителей.

Что делать?

Если школа всё же принуждает ученика дежурить, убирать территорию школы или общественные места, то родители могут обжаловать действия школы.

Можно обратиться к директору с письменной жалобой на действия классного руководителя, который заставляет детей выполнять работу, дежурить по классу, мыть полы, заступать на «пост номер один». Если директор откажется освободить ребенка от дежурств, работ – пишите жалобу в управление образования и органы по защите прав ребёнка.

Если и это не поможет, родители могут подать на школу в суд.

Иногда ссылаются на Устав школы. Прочитайте его и убедитесь, что такая норма там действительно есть. Очень вероятно, что её там не окажется. Но в любом случае Устав школы не может противоречить Закону и Конституции. Если противоречие есть, то нужно руководствоваться не Уставом (или приказом директора, или неким положением), а именно Конституцией и Законом. При этом родители могут обратиться к учредителю, а также в прокуратуру.

Если школе действительно требуется помощь, то она может обратиться к ученикам с просьбой, а не приказывать. Школьники вправе самостоятельно решить, откликнуться на просьбу школы или нет. Также заранее следует выяснить позицию родителей по вопросу привлечения их детей к труду. Это относится не только к экстренным случаям, но и к обычным дежурствам, генеральным уборкам и прочим «трудовым десантам». Обратите внимание, что даже если ребёнок трудится на благо школы по своему собственному желанию, согласие родителей необходимо.

Если родители не согласны с привлечением детей к общественно полезному труду, то у них есть все основания жаловаться на школу не только в органы управления образованием, но и подать в суд.

Самообслуживание в школе, конечно, должно быть, но искать решение этой проблемы нужно вместе с учениками, правозащитниками и родителями обучающихся, руководствуясь действующим законодательством.

Право на образование

Все граждане России имеют конституционное право на образование.

Возможный вариант нарушения – удаление ученика с урока или не допуск до занятий.

Справка. Учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. У учителя нет права произвольно решать это. Если ученик пришёл в нетрезвом виде или начал громить школьную мебель – тогда учитель обязан реагировать: вызывать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые из рук в руки примут ученика у педагога и продолжат с ним работать. Но когда поведение школьника не представляет никакой опасности, учитель обязан пустить его в класс. Учить школьника — это его обязанность, работа, за которую ему платит деньги государство.

Что делать?

Если такое произошло, постаратесь выяснить все обстоятельства конфликта.

Если вы установили, что ваш школьник всё же нарушил Правила для учащихся, то почитайте Устав вашей школы, и узнайте, какие меры наказания за это предусмотрены. Такого наказания как отстранение от урока в них не должно быть.

Напишите жалобу директору школы. Если и после этого ситуация не изменится, подайте жалобу в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования. Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» даёт на это право.

Уважаемые родители! Не позволяйте унижать себя и своих детей! Научите детей постоять за себя.

При подготовке были использованы материалы ряда интернет-сайтов

Защищаем права ребенка в школе



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама