THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Видовое разнообразие игр в нарды вызывает трудности в освоении правил игры новичками. Неопытным игрокам в первую очередь следует выделить общие правила игры, изучение которых в дальнейшем поможет начинающим легко разобраться, как правильно играть в тот или иной вид нард. Условно все существующие разновидности игры можно поделить на два основных класса: короткие нарды и длинные. Главное их отличие состоит в первоначальном раскладе шашек, а также в наличии возможности сбивать шашки противника.

В любой вариации игры не бывает ничьей. Побеждает первый выстроивший шашки за бортом.

Любой вид нард предполагает три вида победы, ценность которых зависит от значительности итогового преимущества. Суть их следующая:

  1. Марс. Расположение шашек в конце партии, указывающее на то, что побежденный не успел завести все свои шашки в дом, а победитель смог вывести шашки за пределы игральной доски.
  2. Домашний марс. Окончание игры, в результате которой проигравшему удалось завести все шашки в свой дом, но вывести он их не смог, а тем временем противник вывел фишки за границы игральной доски.
  3. Кокс. По правилам игры в длинные нарды для начинающих такая ситуация обозначает окончание игры, по результатам которой побежденный не сумел сместить шашки из дома, в отличии от своего оппонента, которому удалось вывести все шашки за границы игрового поля. В коротких нардах коксом называется окончание, когда побежденный не снял ни одной из своих шашек из бара, а победитель в это время успел вывести все шашки за доску.

В правилах игры в нарды начинающие игроки смогут ознакомиться с единой системой подсчета балов, не зависимо от вида игры: простая – 1 балл, за марс – победитель получает 2 балла, за домашний марс – 3 и за ситуацию кокс – 4.

Основные правила игры в длинные нарды для начинающих

В длинных нардах соперничают 2 игрока, используя специальную доску. На ней есть 24 пункта в виде ячеек, сформированных в 4 группы. В начале партии оба игрока выстраивают все свои шашки (15 штук) в одну линейку в углу игровой доски. Такая линия в нардах называется «голова».

Образец размещения шашек по правилам игры в длинные нарды представлен начинающим на картинке.

Задача игроков – завести собственные шашки в дом и снять их с игрового поля быстрее соперника.

Первый ход делает игрок, у которого количество выпавших очков на заре (так в нардах называют игральные кости - кубики) больше. Согласно правилам игры в нарды с головы можно снять всего одну фишку за один ход. Исключение составляет лишь выпавший дубль на первом ходу партии.

Играя, соперники передвигают шашки против часовой стрелки поочередно согласно результату броска зар. Стоящая в ячейке шашка противника, не позволяет поставить на этот пункт свою. Количество стоящих шашек в одной ячейке не ограниченно. В случае, когда игроку некуда походить, он обязан поступиться своим ходом.

После заведения игроком всех шашек в дом, он имеет право начать снимать их с доски.

Основные правила игры в короткие нарды для начинающих

На игровой доске размещены 4 пункта с равным количеством ячеек. Всего на игровом поле 24 ячейки. Задача игроков провести все свои шашки по игровому полю, заводя их в дом и, выводя их за борт. Причем пройти этот путь необходимо быстрее соперника.

Образец расклада шашек по правилам игры в короткие нарды представлен начинающим на картинке.

В этом виде нард шашки движутся в направлении друг на друга, при этом можно ставить их на свободные пункты, и даже сбивать шашки противника, которые стоят в одиночестве.

Однако наличие более 1 шашки в ячейке не позволяет поставить туда свою шашку, такая ячейка считается занятой. Передвигать можно 1 или 2 шашки, а в случае выпадения куша (или другими словами "дубля" - одинакового количества очков на обеих игровых костях) даже 4.

Если шашка другого игрока стоит одна в ячейке, то на ее место можно ставить свою. Таким образом шашка другого игрока считается сбитой и отправляется в середину игровой доски «на бар». За ход разрешено сбивать неограниченное количество шашек.

Продолжать двигать шашки игрок может только после возвращения всех своих сбитых шашек на игровую доску, выстроив их в доме оппонента в соответствии с результатами броска зар. При выбивании шашки соперника из ячейки своего дома, она не убирается с игрового поля. Последняя шашка заводится в дом большим количеством очков, выпавших на игральной кости.

После захода всех шашек игрока в дом, он имеет право начать снимать их с доски согласно установленным правилами.

На протяжении многих веков нарды являются самой популярной и увлекательной настольной игрой. Неудивительно, что желающих научиться играть в нарды интересует вопрос: как это сделать? Для обучения вовсе не нужно записываться на специальные курсы или прибегать к услугам профессионального тренера. Чтобы понять, как играть в нарды и досконально изучить правила игры начинающему, - необходимы практика и достойный соперник.

Кроме того, не стоит забывать, что сегодня любому человеку открыт доступ ко множеству источников информации (книги, обучающие программы, видеозаписи, интернет-сайты), в которых легко найти исчерпывающие ответы на вопросы: как научиться играть в нарды с нуля, или же как правильно играть в нарды, чтобы выиграть - для тех, кого прельщает вкус победы. Большинство из них, для более легкого восприятия и усвоения информации, помимо текстового описания как играть в нарды, содержат еще картинки, отображающие конкретные

Смысл и стратегия игры

Чтобы легко научиться играть в нарды, прежде всего, необходимо понять суть этой игры. В нардах используют:

  1. Игровое поле, которое представляет собой разделенную пополам доску с лунками и вытянутыми треугольниками – пунктами.
  2. Шашки.
  3. Игральные кости (в нардах их называют «зарами»).

Для того чтобы понять, как играть в нарды, начинающим необходимо знать следующие основные правила:

  1. Игрок может передвигать собственные шашки лишь в единственном направлении – по кругу.
  2. Шашки двигаются в строгом соответствии с числом, выпавшем при бросании игральных костей. Причем баллы на зарах не суммируются, а обозначают количество игровых ходов для одной и для другой шашки.
  3. Выпавший на зарах дубль (куш) означает, что игрок имеет право походить еще раз.
  4. Игрокам запрещается пропускать ходы, даже в случае, если все они являются заведомо невыгодными. Единственное исключение из этого правила – когда у игрока не осталось возможных ходов.
  5. Результатом игры не может быть ничья. В нардах всегда есть победитель.

Начинающему нардисту следует понять: чтобы выиграть партию, необходимо уметь резко и быстро менять ход игры. Причем начальные ходы партии должны быть агрессивными. Ведь, если не удастся достигнуть нужных позиций в начале партии, сделать это в конце будет проблематично. На данном этапе не следует торопиться ходить, лучше все хорошенько взвесить и выбрать наиболее оптимальный вариант. Умение достигать целей в начале игры повышает шансы на победу в несколько раз.

Оттачиваем мастерство до уровня профессионала

Многих интересует вопрос, как новичку научиться играть в нарды на уровне профессионала. Для этого необходимо придерживаться следующих принципов:

  1. Превосходно выучить все правила игры - это исключит возможность ошибки по причине банального незнания азов. Для того чтобы самостоятельно разобраться, как играть в нарды, лучше всего пользоваться инструкциями с картинками.
  2. Главный учитель для начинающего нардиста – постоянная практика. В процессе игры можно применять различные изученные приемы, каждый раз убеждаясь в их эффективности для конкретной ситуации, а также накапливать опыт и вырабатывать собственную стратегию. Ведь нарды – это, прежде всего, а не свод правил.
  3. Для нардиста важно освоить основные тактические ходы и научиться умело их применять.

В нардах важна осмысленность каждого хода. Большинство игровых ситуаций дают нескольких вариантов игры, но выбрать необходимо тот, который даст возможность занять более выгодные позиции при последующих ходах.

Помните, что проигрыш - это не повод для разочарования, а стимул для совершенствования своих навыков.

Нарды – игра довольно древняя, но несмотря на это интерес к ней не пропадает и по сей день. В настоящее время придумано много разновидностей нард, каждые отличаются своими правилами ходов, изначальным положением шашек и другими особенностями, но самые популярные – это длинные и короткие.

Есть правила игры в нарды, общие для всех видов этой игры:

Игроки делают свои ходы по очереди, первый ход определяется броском одной кости (игрок, у которого больше очков делает его первым). В разных видах и правилах игры в нарды может быть разное направление движения шашек, но они точно передвигаются по кругу и только в одну сторону.

Кости нужно бросать на свободное место на доске в одной ее половине. Если хотя бы одна кость вылетела за поле, перекатилась на другую его половину, неровно легла или оперлась о шашку, то бросок недействителен и его нужно повторять.

Перед каждым из ходов бросается две кости, а за каждый ход можно сделать от одного до четырех перемещений шашки. В каждом из них играющий может передвинуть шашку своего цвета на количество пунктов, равному очкам на одной кости.

Передвигать можно или две разные шашки или одну. Когда на костях выпадает дубль то очки, которые выпали удваиваются, и играющий может сделать 4 перемещения.

Правильно играть в нарды поможет также запоминание запрещенных передвижений шашек. Игрок не может ходить, если количество очков на костях не позволяет переместить шашку на занятый им или пустой пункт. В этом случае ход следует пропустить. Но когда можно сделать хотя бы одно передвижение, то нельзя от него отказываться даже если это невыгодно.

Когда же при передвижении все шашки играющего занимают свой дом, то при каждом следующем ходе можно выставлять их за поле доски. Это, как и изначальное размещение шашек, обусловливается правилами выбранного вида нард.

Смысл всей игры в том, чтобы шашками пройти все поле по кругу, потом вернуть их все в свой дом и выставить за игровое поле раньше соперника.

В данной игре ничьей не существует. Кто первый прошел круг тот и победитель.

Зная общие правила игры намного легче понять как играть в нарды любых разновидностей. А играть в них не только увлекательно, но и полезно, ведь в процессе вы тренируете свои математические способности, и выдержку. Кроме того, нарды, подобно многим другим настольным играм, способны сплотить небольшой коллектив или подарить множество интересных семейных вечеров.

Предлагаем вам также небольшой видео-урок игр в длинные нарды:

Как играть в нарды? Правила состязания

Многие помнят игру в уголки. Белые и чёрные фишки выстраиваются группами в диагональных противоположных углах поля, и цель игрока - как можно быстрее переместиться на территорию противника. Схожий принцип применяется и в нардах.Как играть в нарды?

Правила игры, на первый взгляд, кажутся сложными. Однако это не так, разберёмся во всём по порядку.

Из чего состоят нарды и правила игры

В набор входят: игральная доска с ячейками по внутреннему периметру,тридцать фишек: по 15 штук чёрного или белого цвета на каждого игрока,два игральных кубика (игральные кости).

Фишки выбранного цвета выставляются в верхнем правом от вас углу. Особых требований к тому, как они должны стоять, нету, чаще всего их просто выстраивают в вертикальный ряд. Главное, что все они находятся на старте, то есть в начальной угловой ячейке.

Силы соперника, соответственно, окажутся у вас под левой рукой.

Игра начинается с того, что игроки кидают по одному кубику. У кого выпадает большее количество точек, тот и ходит первым. Далее, на протяжении всей игры, игроки кидают пару кубиков и двигают свои фишки на столько ячеек, сколько точек выпало.

Все фишки движутся по полю против часовой стрелки! Когда придёт ваш черёд кидать кости, вы получите две цифры, к примеру, у вас выпало 5 и 2. Можно суммировать эти результаты и сделать единственный ход на 7 шагов. Одна ячейка - один шаг.

А можно не складывать эти результаты и передвинуть сразу две фигуры. Одну на 5, и другую на 2 хода вперёд.

Двигаясь по полю, нужно придерживаться одного правила. Останавливаться можно либо на пустой ячейке, либо на собственном цвете. Это называется «поставить на голову».

Проще говоря, свои фишки при необходимости вы можете ставить друг на друга, а вот остановка на фишке противника запрещена.Это правило действует и в том случае, если вы складываете результаты выпавших точек. В этом случае двигаемся с остановкой.

Пример: Если игральные кости показали 5 и 2, то сначала фишка шагает на 5 ячеек, оглядывается по сторонам, и только затем делает оставшиеся 2 шага. Можно и наоборот: сначала на 2, потом на 5. Главное, чтобы остановка не приходилась на вражескую голову: это ведь запрещено правилами. В противном случае, придётся искать другой вариант хода.

Есть ещё одно правило. В начале игры все фишки выстроены в одной угловой ячейке. Любая фишка стартует именно из неё, это называется «снять с головы».

Так вот снять с головы за один ход можно только 1 раз.

Пример: кости показали 2 и 6. Вы снимаете с головы фишку и делаете ею 2 шага. Оставшиеся 6 шагов вы можете сделать либо ею же, либо любой другой фигурой на поле. Иначе говоря: не более одного снятия с головы за ход.

Случается так, что вы не можете сделать ход на выпавшее вам количество шагов. Как не смотри, а любой ваш ход останавливается на вражьих позициях. Чаще всего такое случается к концу игры, когда почти вся территория поля занята.

Увы, в этом случае вы пропускаете ход и надеетесь на милость игральных костей.

Ещё его называют дублем. Это когда оба кубика показали одинаковое количество точек. В этом случае игрок получает право сделать 4 хода, каждый на столько шагов, сколько точек показал каждый из кубиков.

Пример: при дубле 3:3 вы получаете 4 хода по 3 шага каждый. Всего у вас получается 12 ходов, и распоряжаетесь вы ими по своему усмотрению. Можно и одной фигурой куш сыграть, передвинув её на все 12 шагов.

Главное, чтобы остановки не приходились на голову соперника.

Если дубль 6:6 выпал в самый первый ваш ход в игре, то он даёт исключительное право единственный раз «снять с головы» сразу две фишки, ведь сделать единственный ход на 24 шага не удастся: окажемся на старте соперника.

Бывает, что выпал удачный куш, а совершить все 4 хода вы не можете: расстановка сил соперника не позволяет. Действуем по вышеописанному правилу - грустно ждём следующего шанса.

К чему стремиться

Выучить правила и играть в нарды, как видите, совсем не сложно. Ваша цель - грамотно передвигаться по полю и выстроить всех своих одноцветных солдат на территории соперника. Это называется «привести домой». Домом считается 6 ячеек в нижней правой четверти доски.

Как только последняя ваша фигура окажется на заветной территории, начинаем их «выгонять».

В электронной игре нарды-онлайн нужные фишки автоматически удаляются с поля. В настоящих нардах вы их просто отодвигаете: к центру или на старт, кучкой или в ряд - не важно. Главное, что в игре они больше не участвуют.

Как «выгонять»

Пронумеровываем все домашние ячейки, начиная с крайней правой. Ей присваивается номер 1 и далее влево по нарастающей, до 6. В очередной свой ход вы кидаете кубики. Выпавшее на них количество точек - это номера ячеек, из которых можно удалить фишки.

Пример: кубики показали 3 и 1. Вы либо убираете 2 фигуры из одноименных ячеек, либо складываете результат и убираете одну фигуру из ячейки номер 5.

Случается, что кубики показывают номера пустых ячеек. В этом случае вы либо передвигаете фишки на указанное кубиками количество шагов на домашней территории, либо удаляете крайнюю левую фишку, если граница поля не позволяет выполнить ход полностью.

Если вам выпал куш, то вы так же получаете право на удаление сразу четырёх фигур.

Пример: куш 3:3. Удаляете четыре фигуры с 3-ей ячейки. Если она пустует, то делаете четыре хода из ячеек под номером 4, 5 или 6. Если и они пустуют, убираете четыре крайние левые фигуры из оставшихся.

Кто победил?

Выиграет тот, кто первым удалит все фишки с поля. Однако, даже проигрыш в нардах имеет свои нюансы. Самым обидным считается проигрыш-кокс.

Это когда все ваши фигуры собраны в доме, но ни одной из них вы выгнать не успели. Все проигранные очки умножаются на 3.

Как заправлять кальян, узнайте из нашей статьи.

Если противник закончил игру, а у вас часть фишек не добрели до дома, то это проигрыш-марс, проигранные очки умножаются на 2. Если на момент окончания игры вы удалили с поля хоть одну фишку, проигрыш считается обычным, проигранные очки равняются количеству оставшихся на поле фигур. Счёт партии 0:1.Осветить некоторые нюансы и наглядно ответить на вопрос «как играть в нарды» видео с правилами поможет. Удачной игры!


Игра в нарды является одной из древнейших игр в мире. Распространение игры начиналось с древнего востока и в настоящее время охватило, практически, весь мир. По своей сущности игра в нарды близка и к спору, и к науке, и к искусству. От большинства интеллектуальных игр нарды отличаются от всех тем, что каждый ход в них зависит не только от ситуации на доске, но и от случая, а именно, от числа очков, выпавших на костях, что делает их наиболее демократичными к классу игроков.

Нарды, как и все другие виды спорта, подчинены правилам, которые определяют основу игры, целью которой является перемещение шашек в сторону "дома" и выведение их во "двор".

Изложенные ниже правила должны знать все, кто играет в нарды, кто занимается этим видом спорта, кто играет честно и справедливо.

Настоящие правила разработаны на основании изучения всемирного опыта многонациональной игры и с учетом всех предложений, высказанных заинтересованными организациями, они включают в себя все положения, относящиеся к регламенту по игре в нарды, и являются Едиными правилами игры в длинные нарды в рамках 1-го открытого Московского международного турнира.

Термины и понятия игры нарды

«Зары» - кубики (игральные кости) - выполнены из кости или пластмассы, с нанесенными на гранях, с помощью символов точек чисел от одного до шести.

«Голова» - начальное расположение шашек.

«Дом» - последняя на маршруте четверть доски, куда должны быть собраны все шашки, прежде чем игрок может их выбрасывать.

«Дубль» - показание зар (кубиков), если на них обоих выпало одинаковое число точек.

«Поправляю» - термин обозначающий, что игрок не собирается ходить шашкой, а только поправляет ее.

«Выбрасывать» - означает делать такие ходы шашками, чтобы шашка оказалась за пределами дома.

«Марс» - ситуация выигрыша, когда проигравший соперник не успел выбросить ни одной шашки.

«Оин» - ситуация выигрыша, когда проигравший соперник выкинул хотя бы одну шашку.

Длинные нарды

В нарды играют двое. Игра проводится на специальной доске, разделенной специальным бортом, разделяющим доску на две одинаковых половины, с шестью лунками для шашек на каждой короткой стороне. На поле для игры в нарды размещаются 15 белых и 15 черных шашек (или двух других отличных цветов). Игрокам необходимы две игральные кости (зары или кубики), на шести гранях которых имеются от одной до шести точек, соответствующих количеству очков и определяющих комбинации перемещений шашек в сторону дома.

При игре в длинные нарды все белые шашки (игрок А) располагаются в лунке I (голова белых), все черные (игрок Б) - в лунке XII) (голова черных). Игроки по очереди передвигают шашки вдоль игрового края доски на определенное количество линий (лунок), согласно выпавшему числу очков, в сторону своего дома. Белые шашки (игрок А) перемещаются по часовой стрелке по маршруту: I - XII - 12 - 1, дом белых шашек поля 1 - 6; черные шашки (игрок Б) также перемещаются по часовой стрелке по маршруту: 12 - 1 - I - XII, дом черных - поля VII - XII.

Цель игры в нарды - как можно быстрее привести все шашки в свой дом и выбросить их во двор (Д).

Игру начинают с последовательного выбрасывания зар. Кидать зары (кубики) можно из небольшого стаканчика или коробки. В принципе разрешается выбрасывать зары из ладоней, однако если один из соперников заподозрит другого в попытке мошенничества, он может потребовать использования стаканчика или коробочки. Зары кидают таким образом, чтобы они упали на одну половину доски и устойчиво легли на грань. Если зары разлетелись по обеим половинам доски, если хотя бы один из них упал за пределы доски, или встал косо, прислонившись к борту или шашке, то бросок повторяется.

Игроки могут пользоваться одной парой зар, кидая их попеременно, или двумя парами - каждый из соперников своими. В первом случае если после броска и хода соперника игрок взял зары в свои руки, то этим он признает правильность осуществления хода соперником. Во втором случае, если делавший ход игрок поднял свою пару зар, то это означает, что он закончил делать свой ход; в этом случае выбрасывание зар соперником означает признание правильности сделанного хода.

При игре в нарды действует правило: взялся - ходи. Если игрок трогает шашку, которой не собирается ходить, он перед этим должен сказать «поправляю».

Право первого хода получает игрок, выбросивший большее количество очков одним кубиком. В случае равенства выпавших очков, проводится повторная попытка. Если после окончания первой партии играется вторая, то ее начинает игрок, победивший в первой партии.

После розыгрыша права первого хода, выигравший это право игрок делает первое выбрасывание зар. Снимать шашки с головы разрешено только по одной, этот ход называется «ход с головы».

На доске со стороны каждого игрока нарисованы 6 белых и 6 черных треугольных полей - линий, пронумерованных арабскими и римскими цифрами. Борт - внутренняя кромка доски, разделяющая поле на две равные половины. Двор - свободное пространство между линиями (лунками). Линии с 1 по 6 - дом белых; Линии с 7 по 12 - дом черных.

После броска игрок передвигает одну из своих шашек на число полей, равное выпавшему числу одного из кубиков, а затем передвигает любую шашку, в том числе и ту, которой он только что сыграл - на число полей, равное выпавшему значению другого зара. Например: при выпавших значениях "три" и "пять", можно передвигать одну свою шашку на три поля, а другую - на пять полей; или одну шашку на восемь полей.

Как отмечалось ранее, «с головы» можно брать только одну шашку, но первый ход партии предоставляет каждому игроку исключение из данного правила. Если одна шашка, которую можно снять «с головы», не проходит по сумме выпавших очков, можно снять вторую шашку. Не пройти поле - значит попасть на поле, занятое хотя бы одной шашкой соперника. Такая ситуация в первом ходе возникает при выбрасывании трех комбинаций чисел:3х3,4х4 и 6х6. Свои шашки в одном поле ставятся в произвольном количестве. Причем если количество шашек в одном поле составляет шесть или больше и они располагаются перед шашкой соперника, то она оказывается запертой. Выстроить «заграждение» из шести шашек разрешено только в том случае, если хотя бы одна шашка соперника находится перед этим заграждением. Вместе с тем, в исключение из этого правила разрешается «на проходе», в рамках одного хода временно закрыть и тут же освободить оставляемое незанятым поле.

Если шашки заперты так, что соперник не может сделать ни одного хода на то количество очков, что выпало на зарах, то очки пропадают, а шашки не передвигаются вообще.

Если количество очков, выпавших на одном из зар, позволяет сделать ход, а на другом - нет, то игрок делает только один ход. Очки другого хода пропадают.

Если у игрока есть возможность сделать полный ход, он не имеет права его сократить, даже если это в его интересах. Например: на зарах - «шесть-четыре», в этом случае можно сыграть одной шашкой 6, а второй шашкой на 4 пойти нет возможности, а можно одной шашкой сыграть 6 и 4. Игрок обязан выбрать второй вариант хода. Если в этой ситуации игрок может сделать только один ход, причем любой из двух, он обязан сыграть больший. Меньшие очки пропадают.

Нельзя передвигать две шашки на число полей, указанное числом одного зара. Например: если выпало значение «пять - четыре» нельзя двумя шашками сыграть сумму - пять или - четыре.

Если на зарах выпадает дубль, т.е. одинаковое количество очков (два-два, три-три и т.д.), то игрок может сделать четыре хода, передвигая одну, две, три или четыре шашки на столько полей, сколько показывает число одного зара.

Когда один из игроков проведет свои шашки в дом полностью, он получает право выводить их за борт, также в соответствии с очками, выпадающими на зарах. Например: на зарах выпало «пять-три», значит можно вывести из игры по одной шашке с пятого и третьего полей.

В процессе выведения шашек из дома игрок имеет право использовать очки, которые выпали на зарах, по своему усмотрению - или полностью, или частично. Например: если на зарах «шесть-три», можно вывести с доски одну шашку с 6 поля и переставить другую на три поля вперед (с 6, 5 или 4 поля).

Каждый ход игры должен быть выполнен полностью - нельзя, например, переставить шашку на 4 поля, если выпало 5 очков.

Если на зарах выпало «шесть-пять», а на полях 6 и 5 шашек нет, то игрок может вывести из дома две шашки со следующих по порядку полей, по мере их уменьшения.

Игрок, который первым выведет все свои шашки из дома, выигрывает партию. Ничьей в нардах быть не может, т.к. игра заканчивается, как только один из игроков выбросит все свои шашки.

В том случае, когда игрок вывел из дома все шашки, а соперник не успел вывести ни одной, окончание нард получает название «марс».

В том случае, когда игрок вывел все свои шашки из дома, а соперник вывел хотя бы одну шашку, окончание нард получает название «оин».

Победа с «марсом» приносит победителю два очка, а с «оином» - одно.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама