THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама
Писатель Иван Алексеевич Бунин является ярким представителем литературного творчества целой эпохи. Его заслуги на литературном фронте оценены не только русскими критиками, но и мировой общественностью. Всем известно, что в 1933 году Бунин получил Нобелевскую премию в области литературы.

Непростая жизнь Ивана Алексеевича наложила отпечаток на его произведения, но несмотря ни на что, тема любви красной полосой проходит через всё его творчество.

В 1924 году Бунин начал писать цикл произведений, которые были весьма тесно связаны между собой. Это были отдельные рассказы, каждый из которых был самостоятельным произведением. Объединены эти рассказы одной темой - это тема любви. Бунин объединил в том цикле пять своих произведений: «Митина любовь», «Солнечный удар», «Ида», «Мордовский сарафан», «Дело корнета Елагина». В них описано пять разных случаев возникновения любви из ниоткуда. Той самой любви, которая поражает в самое сердце, затмевая разум и подчиняя волю.

В данной статье речь пойдет о рассказе «Солнечный удар». Он был написан в 1925 году, когда писатель находился на Приморских Альпах. Как зародился рассказ позже писатель рассказал Галине Кузнецовой, одной из своих возлюбленных. Она, в свою очередь, записала это все в своем дневнике.

Ценитель человеческих страстей, мужчина, способный стереть все границы перед волной чувств, писатель, владевший словом в совершенном изяществе, вдохновлённый новым чувством, легко и непринуждённо излагал свои мысли сразу, как только зарождалась какая-нибудь идея. Стимулятором мог послужить любой объект, любое событие или явление природы. Главное, не растратить полученное ощущение, и в полной мере отдаться описанию, не останавливая, и возможно, не до конца контролируя себя.

Сюжет рассказа

Сюжетная линия рассказа довольна проста, хотя не стоит забывать, что действие происходит сто лет назад, когда нравы были совсем другими, и об этом не принято было писать открыто.

Чудной тёплой ночью на пароходе встречаются мужчина и женщина. Они оба подогреты вином, вокруг великолепные виды, настроение хорошее и отовсюду веет романтикой. Они общаются, после этого вместе проводят ночь в ближайшей гостинице и при наступлении утра разъезжаются.

Встреча настолько поразительна, быстротечна и необычна для обоих, что главные герои даже не узнали имена друг друга. Это безумие оправдано автором: «никогда ничего подобного не испытал за всю жизнь ни тот, ни другой».

Мимолётная встреча так впечатлила героя, что он не мог найти себе места после расставания, на следующий день. Поручик осознаёт, что только теперь он понял, как может выглядеть счастье, когда рядом находится предмет всех желаний. Ведь на мгновение, пускай эту ночь, он был самым счастливым человеком на земле. Трагичность ситуации добавило еще и осознание того, что скорее всего он больше ее не увидит.

В начале знакомства поручик и незнакомка не обменялись никакими данными, они даже не узнали имён друг друга. Будто заранее обрекая себя на одно-единственное общение. Молодые люди уединились с одной-единственной целью. Но это не порочит их, у них есть серьёзное оправдание своему поступку. Об этом читатель узнаёт со слов главной героини. После проведённой вместе ночи она будто делает вывод: «На меня точно затмение нашло... Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара...» И этой милой молодой женщине хочется верить.

Рассказчик успевает развеять любые иллюзии относительно возможного будущего чудной пары и сообщает, что у незнакомки есть семья, муж и маленькая дочь. А главный герой, когда спохватился, оценил ситуацию и решил не терять такой полюбившийся объект личных предпочтений, вдруг понимает, что он даже телеграмму не может отправить своей ночной возлюбленной. Он не знает о ней ничего, ни имени, ни фамилии, ни адреса.

Хотя автор не стал уделять внимания подробному описанию женщины, читателю она нравится. Хочется верить, что таинственная незнакомка красива и умна. А это происшествие нужно воспринимать, как солнечный удар, не более того.

Вероятно, Бунин создал образ роковой женщины, которая представляла его собственный идеал. И хотя нет никакой детализации ни по внешности, ни по внутреннему наполнению героини, мы знаем, что у неё простой и прелестный смех, длинные волосы, так как она пользуется шпильками. Женщина имеет крепкое и упругое тело, сильные маленькие руки. О её ухоженности может говорить тот факт, что вблизи с ней ощущается тоненький аромат духов.

Смысловая нагрузка


В своём произведении Бунин не стал конкретизировать. В рассказе нет имён и названий. Читателю не известно на каком пароходе плыли главные герои, в каком городе они сделали остановку. Неизвестными остаются даже имена героев.

Вероятно, писатель хотел чтобы читатель понял, что имена и названия не важны, когда речь идёт о таком возвышенном чувстве, как влюблённость и любовь. Нельзя сказать, что поручик и замужняя дама обладают великой тайной любви. Та страсть, которая вспыхнула между ними, скорее всего, обоими изначально воспринималась, как интрижка во время путешествия. Но что-то произошло в душе поручика, и вот он не находит себе места от нахлынувших чувств.

Из рассказа можно увидеть, что сам писатель является психологом личностей. Это легко отследить по поведению главного героя. Поначалу поручик с такой легкостью и даже радостью расстался со своей незнакомкой. Однако спустя некоторое время, он задаётся вопросом, что такого в этой женщине, что заставляет его думать о ней каждую секунду, отчего теперь не мил ему весь белый свет.

Писателю удалось передать всю трагичность несбывшейся или потерянной любви.

Структура произведения


В своём рассказе Бунин описывал, без жеманства и стеснения, явление, которое в простонародье называют изменой. Но он смог сделать это очень тонко и красиво, благодаря своему писательскому таланту.

По сути, читатель становится свидетелем только родившегося величайшего чувства - любви. Но происходит это в обратном хронологическом порядке. Стандартная схема: приглядывания, знакомство, прогулки, встречи, ужины - всё это отброшено в сторону. Только состоявшиеся знакомство главных героев, тут же ведёт их к кульминационному моменту в отношениях между мужчиной и женщиной. И только после расставания удовлетворённая страсть вдруг рождает любовь.

“Чувство только что испытанных наслаждений было ещё живо в нём, но теперь главным было новое чувство”.

Детально автор передаёт чувства, расставляя акценты на таких мелочах, как запахи, звуки. Например, в рассказе подробно описано утро, когда работает базарная площадь, со своими запахами и звуками. И от близлежащей церкви слышен звон колоколов. Это все кажется счастливым и ярким, и способствует небывалой романтике. В конце же произведения всё то же самое кажется герою неприятным, громкими и раздражительными. Солнце уже не греет, а палит, и от него хочется укрыться.

В заключение следует процитировать одну фразу:

“Тёмная летняя заря потухала далеко впереди, сумрачно, сонно и разноцветно отражаясь в реке... и плыли, и плыли назад огни, рассеянные в темноте вокруг”

Это то, что раскрывает понятие о любви самого автора. Однажды Бунин сам говорил, что счастья в жизни нет, а есть некоторые счастливые мгновения, которыми необходимо жить и ценить их. Ведь любовь может появиться внезапно, и исчезнуть навсегда. Как ни печально, но в рассказах Бунина герои постоянно расстаются. Быть может, он хочет нам сказать, что и в разлуке есть большой смысл, из-за нее любовь остается глубоко в душе и разнообразит человеческую чувствительность. И всё это действительно похоже на солнечный удар.


Произведения 19 века в основном были посвящены теме любви, но легкая романтическая любовь была неинтересна писателям, необходимо было, чтобы главные герои проверили свои чувства, пройдя ряд испытаний. Писатели в рассказах пытались ответить на главный вопрос о том, что такое любовь, как она влияет на жизнь человека, губит ли она его или же это спасение, как долго это чувство может продолжаться.

Иван Бунин показывает в своих рассказах всю трагичность любви: она прекрасна, но губительна для человека. Обычно любовь у бунинских героев не переходит в семейное русло, где обыденность и быт смогут эти чувства занизить или совсем уничтожить. Вот такую любовь показывает писатель в произведении «Солнечный удар », где главные герои переживают сильнейшие чувства, они влюблены.

У персонажей рассказа нет имен, есть только он, она и их переживания. Такая общность позволяет каждому, кто читает этот рассказ, испытать какие-то свои чувства и воспринимать сюжет по-своему. Несмотря на то, что главная героиня женщина, автор все-таки смотрит на все происходящее глазами героя-мужчины. Традиционное начало в рассказе: главные герои путешествуют на теплоходе, и случайная их встреча оказывается вспышкой нового чувства.

Их влечение настолько сильно, что они решают вступить и в более реальную связь. Не зная имен, они уединяются в одном из номеров. Но уже новый день не приносит им ничего хорошего: после мгновенно вспыхнувшей любви появляется разочарование. Оба они пытаются не вспоминать, что с ними произошло. Они расстаются, так и не познакомившись. Герои не переживают из-за расставания, делая равнодушный вид.

И только через несколько месяцев поручик понимает, что любит и страдает, но он ничего о ней не знает, даже имени. Пройдя через нравственные страдания, герой снова оказывается на корабле. Но теперь нет и следа его веселью, его душа постарела, да и он сам говорит о том, что чувствует себя намного старше, чем есть на самом деле.

Интересно название, которое писатель дал своему рассказу. Солнечный удар ассоциируется с молнией, вспышкой, которое сражает, сбивает человека с ног, но когда исчезает, то человек страдает и мучится. Природа становится еще одним действующим лицом в бунинском рассказе. Она по сюжету присутствует всегда, создавая определенный эмоциональный настрой. Темная ночь накануне близости столь хороша, что они, герои, не могут не оказаться вместе. Рассвет - это зеркальное отражение того чувства, которое внезапно испытали герои: заря потухала, продолжая еще кое-где светится.

Бунин использует окружающий мир, чтобы показать счастье, которое ждет героев впереди. Но огоньки, уплывающие вдаль, - это символ монотонности и рутинности жизни, где не может существовать яркое чувство. Детали, воссозданные автором, помогают более точно показать, как возникает это тонкое чувство, как возникает взаимное влечение молодых тел. Руки у девушки миленькие и сильные, а тело крепкое и смуглое.

Любовь, показанная Буниным, не описывается автором духовно, она лишь физическая. И дальше в текст писатель вставляет много глаголов, чтобы показать реальность картины и то, насколько поступок основных персонажей необдуман. Сама героиня их роман назвала солнечным ударом. Молодая женщина ведет себя рассудительно, показывая своему возлюбленному, что это был легкий роман, в котором не нужно никакого продолжения.

Главный герой ведет себя по-другому. Он тоже не думает о продолжении романа, пока не начинает понимать, что влюблен. Поручик после этого романа уже не может сказать, что оно стало забавным. Воспоминания о том, что произошло - это уже мучения и страдания для главного героя. Не понимая, как дальше жить, он не видит цели в своей жизни, она ему кажется бессмысленной. Его сердце поразил страшный солнечный удар.

В конце рассказа автор показывает читателю и внешний облик героя, чтобы сопоставить его внутренний мир и основные черты его облика. Лицо героя серое от загара, голубые глаза и выгоревшие усы. Иван Бунин опять показывает читателю детали, которые позволяют понять чувства героя. Но автор упорно показывает и доказывает, что у этой любви нет будущего, она не может развиться. Счастье и любовь не могут продолжаться вечно, утверждает автор, они мимолетны, но полны страданий.

«Случайная» любовь в рассказе И.А. Бунина «Солнечный удар»

Во многих бунинских рассказах любовь полностью захватывает человека, захватывает все его помыслы и силы. И чтобы она не исчезла и не иссякла, нужно расстаться навсегда. Автор настойчиво и неизменно утверждает: брак способен лишь опошлить любовь.

Его герои жаждут любви и, опаленные ею, гибнут. Любовь у писателя недолго живет, она как короткая, яркая и ослепительная вспышка, до глубины пронизывающая души влюбленных, в конце концов, приводит к трагедии - самоубийству, гибели, небытию.

Всю жизнь человек пытается найти ответ на вопрос: «Что такое любовь? Солнечный удар, томление духа или благодать?»

В тысяча девятьсот двадцать пятом году в приморских Альпах Бунин написал рассказ «Солнечный удар».

Если в «Легком дыхании» Бунин повествует нам о несбывшейся любви, о мечте, которая зовется любовью, то в «Солнечном ударе» он рассказывает нам о драме людей, познавших подлинную, слишком счастливую любовь (случайно, вдруг!), которая писателем сравнивается с «солнечным ударом».

В этом произведении, в отличие от произведений раннего творчества писателя, любовь взаимна, но все же трагична! Сюжет очень прост. На пароходе случайно встречаются он и она, подогретые вином, теплотой ночи и романтическим настроением. Герои, сойдя с парохода, проводят ночь в гостинице, а утром расстаются. Вот и все.

Но за весьма простым и банальным сюжетом скрывается конфликт героев самих с собою.

Начнем с героини. Как и во многих других своих рассказах, писатель скрывает ее имя. Причем, ее имя не знаем не только мы, читатели, но и тот человек, поручик, которому она отдала себя полностью. Почему она не называет себя? Неужели же она боится того, что поручик станет ее искать, преследовать, что он поедет в ее город, где остался ее муж и трехлетняя дочь? Нет, дело не в этом. Эта романтичная натура убеждена, что любовь будет лишена загадочности, тайны, если она откроет свое имя.

Но возникает и другой вопрос: любит ли она или она просто ищет любовное приключение? И мы уже в самом начале рассказа убеждаемся: любит! Любит страстно, неистово! И эта любовь ее ослепляет словно солнечный удар.

«Поручик пробормотал:

- Сойдем…

- Куда? - спросила она удивленно.

- На этой пристани.

- Зачем?

Он промолчал. Она опять приложила тыл руки к горячей щеке.

- Сумасшествие…

- Сойдем, - повторил он тупо. - Умоляю вас…

- Ах, да делайте, как хотите, - сказала она, отворачиваясь».

Она даже не сопротивляется своему чувству. Она просто не в силах ему сопротивляться, ведь оно - как солнечный удар , от которого заболевает человек и часто даже не в силах сам справиться с этой болезнью.

А на следующее утро, словно оправившись после болезни, она признается: «Если поедем вместе, все будет испорчено. Мне это будет очень неприятно. Даю вам честное слово, что я совсем не то, что вы могли обо мне подумать. Никогда ничего даже подобного на то, что случилось, со мной не было, да и не будет больше. На меня точно затмение нашло… Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара».

В этой небольшой реплике раскрывается вся героиня. «Даю вам честное слово, что я совсем не то, что вы могли обо мне подумать». А о чем мог подумать поручик? О том, что она падшая женщина? Но о не мог так о ней думать, потому что полюбил ее, потому что его тоже настиг солнечный удар. Да и даже если бы она была из разряда тех женщин, которых называют падшими, ему было бы все равно. Он готов был ехать за ней на край света.

Далее она признается: «Никогда ничего даже подобного на то, что случилось, со мной не было, да и не будет больше». Теперь мы не сомневаемся: это честная и порядочная женщина. Просто она не в силах была противостоять этой любви, так неожиданно обрушевшейся ей на голову и ранившей прямо в сердце. «На меня точно затмение нашло…»

Но тогда почему бы ей не поехать вместе с поручиком? Почему она так резко порывает со своей любовью? Ответ на этот вопрос в этом небольшом по объему рассказе мы находим дальше, когда, не найдя себе места от горя, поручик вспоминает: «Не могу же я, не могу же я ни с того ни с сего приехать в этот город, где ее муж, где ее трехлетняя девочка, вообще вся ее семья и вся ее обычная жизнь!» Вот в чем разгадка! Ведь она не просто женщина, она еще и жена и мать - прежде всего, мать! Долг для нее - долг жены, долг матери, - превыше всего, в том числе и любви, даже если такая любовь будет вечной. А то, что она будет вечной, мы не сомневаемся. Несмотря на то, что автор нам не говорит о мучительных переживаниях героини.

Перед нами происходит смена настроения мужчины. Сначала поручику становится тоскливо, сердце сжимается «нежностью». Он пытается скрыть своё смятение. Потом происходит своеобразный диалог с самим собой, он старается засмеяться, пожать плечами, закурить, отогнать печальные мысли и… не может. Он постоянно находит предметы, напоминающие незнакомку: «шпильку для волос, смятую постель», «недопитую чашку»; он чувствует запах её духов. Так рождается мука, тоска. От лёгкости и беззаботности не остаётся и следа!

При мысли о невозможности вновь встретить эту женщину «он почувствовал такую боль и ненужность всей своей дальнейшей жизни без нее, что его охватил ужас, отчаяния». Автор убеждает читателя в серьезности чувств, переживаемого героем рассказа. Поручик ощущает себя «страшно несчастным в этом городе».

«Куда идти? Что делать?» - потерянно думает он.

Бунин хотел показать, какая пропасть легла между прошлым и настоящим. “Номер без нее показался каким-то совсем другим, чем был при ней. Он был ещё полон ею - и пуст. Это было странно! Еще пахло ее хорошим английским одеколоном, еще стояла на подносе ее недопитая чашка, а ее уже не было…” Нужно было поручику чем-нибудь занять, отвлечь себя, куда-нибудь идти, и он бродит по городу, пытаясь спастись от наваждения, не понимая, что с ним всё-таки происходит. “Сердце его поражено слишком большой любовью, слишком большим счастьем” . Мимолётная любовь явилась для поручика потрясением, она психологически изменила его.

«Да что же это такое со мной? И что в ней особенного и что, собственно, случилось? В самом деле, точно какой-то солнечный удар!»

Глубина духовного прозрения героя ясно выражена в финальной фразе рассказа: «Поручик сидел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет». Как объяснить то, что случилось с ним? Может быть, герой соприкоснулся с тем великим чувством, которое люди называют любовью, и ощущение невозможности потери привело его к осознанию трагичности бытия?

Женщина и мужчина, живя уже другой жизнью, постоянно вспоминают эти минуты счастья: «… много лет потом вспоминали эту минуту: никогда ничего подобного не испытал за всю жизнь ни тот, ни другой”. Они как бы оказались пожизненно в плену своих воспоминаний.

Как мы видим, любовь оставляет в судьбах бунинских героев незаживающие раны: мучения любящей души, горечь потерь, сладкую боль воспоминаний. И время не властно над ней!

Признанный мастер художественного слова Иван Алексеевич Бунин в произведениях о любви предстает перед нами как психолог, умеющий удивительно тонко передать состояние раненной этим прекрасным чувством души. Обладающий редким талантом, способностью любить, писатель в своем творчестве исповедует собственную философию любви.

Читая рассказы И.А. Бунина, мы замечаем, что у автора любовь существует не в браке и семье и его не привлекает тихое семейное счастье. Для него важна не столько долгая и безоблачная любовь, сколько кратковременная, как зарница, вспыхнувшая в темноте и погасшая, но оставившая в душе свой глубокий след. Любовь в рассказах писателя – трагедия, сумасшествие, катастрофа, огромное чувство, способное возвысить или уничтожить человека. Внезапная «вспышка» любви может случиться с каждым человеком и в любой момент.

Любовь – это страсть. К такому выводу мы приходим после знакомства с рассказом «Солнечный удар», героев которого вдруг настигла любовь. Любовь, у которой нет прошлого и будущего — есть только настоящее, только «сейчас». Женщина и мужчина не имеют даже имен – просто Она и Он. Для автора (да и читателя) это совсем не важно.

Не рассказывая о переживаниях героини после отъезда, писатель подробно описывает душевное состояние героя. Случайная встреча с «прелестным, легким, маленьким созданием», неожиданное сильное чувство, нелепое расставание… А потом непонимание и душевная мука… «… совсем новое чувство…, которого совсем не было, когда они были вместе», появилось в душе поручика после этого, как он сначала думал, «забавного знакомства». То, что некоторые люди познают за годы, ему довелось пережить за одни сутки.

Возможно, этот день оказался одним из самых трудных в жизни главного героя. Огромная сила любви, словно солнечный удар, внезапно «сразила» его. Уезжает поручик из города словно другим человеком. В душе уже нет ни страсти, ни ненависти, ни любви, но, испытав смятение, ужас, отчаяние, он чувствует себя теперь «постаревшим на десять лет».

«Истинно волшебные» минуты жизни дарит человеку любовь, согревает душу светлыми воспоминаниями. Но есть в любви и свои «темные аллеи», поэтому она часто обрекает героев Бунина на страдания, не приводит их к счастью.

Не состоялось счастье главной героини новеллы «Темные аллеи». Безграничная любовь Надежды к своему барину навсегда сделала ее одинокой. Сохранившая еще и сейчас былую красоту женщина помнит о прошлом, живет воспоминаниями о нем. Не погасла за долгие годы любовь в ее душе. «Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело», — признается она равнодушно оставившему ее тридцать лет назад Николаю Алексеевичу. «Не было…ничего дороже…на свете в ту пору, так и потом» для Надежды, поэтому «никогда не могла» простить она своего обидчика.

Несмотря на то что нерешительному и тщеславному, склонному к сословным предрассудкам Николаю Алексеевичу трудно представить Надежду, содержательницу постоялой горницы, своей женой, грустно становится на его душе после неожиданной встречи с ней. Шестидесятилетний военный понимает: лучшие мгновения жизни подарила ему эта когда-то стройная юная красавица. Вероятно, впервые он задумался о счастье, об ответственности за совершенные поступки. Жизнь, от которой Николай Алексеевич давно отказался, останется теперь у него только в воспоминаниях.

Любовь у И.А.Бунина – то призрачное счастье, к которому человек стремится, но, к сожалению, очень часто упускает. В ней, как и в жизни, всегда противостоят светлые и темные начала. Но автор, подаривший нам замечательные произведения о любви, был убежден: «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена».

Меню статьи:

Читатель, искушенный в литературных шедеврах, привык к изысканному, элегантному стилю Бунина. Этот писатель, перу которого принадлежит прекрасный текст «Солнечный удар», уж точно знает, как писать о любви. В произведениях этого автора чувствуется много нежности, страсти, а также искренней, теплой любви – той самой, которая связывает родственными узами две души.

Иван Бунин сел за работу над этим текстом в 1820-х, и к 1825-му году произведение вышло в печати. Как ни странно, работая над рассказом, писатель вдохновлялся природой: именно Приморские Альпы отразились на будущей атмосфере «Солнечного удара». Кроме того, в этот период автора занимала тема любви в литературе, и новый текст как раз попал в струю этой тематики. В это же время Бунин написал и некоторые другие произведения – тоже о любви. Бунин рассказывает не просто о любви, но о взаимном, теплом, душевном чувстве. Однако каждая любовь, каждые отношения почему-то сопряжены с горечью. Так, в этом произведении, например, ощущается боль разлуки.

Чувственность, телесная ощутимость бунинского шедевра, возможно, связана с реалистическим направлением произведения. В композиционной структуре текста присутствует некоторая специфика. К примеру, начало произведения – это не привычная читателю экспозиция, а завязка. О других деталях мы поговорим в более глубоком анализе «Солнечного удара», который представлен ниже.

Выдержки из истории написания текста

Итак, как мы уже отметили выше, датой рождения этого шедевра является 1825 год. Тот факт, что автор уже был занят работой над другими текстами, посвященными любовной тематике, объясняет глубину психологизма «Солнечного удара». По мере написания рассказа, автор иногда делился подробностями и новостями с друзьями. Так, Г. Кузнецова после бесед с писателем, отмечала, что Бунин вдохновляется, прежде всего, природой. Иван Алексеевич может увидеть какую-то картину, которая потом будет постоянно вспоминаться ему, крутиться в воображении. Причем – по большей части – это даже бывали не целостные картины, а лишь фрагменты. Из какой же картины, из какого образа родился «Солнечный удар»? Все до банальности просто: Бунину вдруг вспомнилось, как приятно прогуляться по палубе в послеобеденное время, когда глаза еще с болью чувствуют ярко солнце после мрака корабельной ночи. Это – путешествие Волгой. На дворе – лето, жара. А вот чем закончится «Солнечный удар», писатель придумал намного позже.

О тематических нюансах произведения

Обращаясь к анализу этого произведения, стоит, прежде всего, поразмышлять о ключевых проблемах. При характеристике этих проблем особенно ярко прослеживаются мотивы, которые – и в российской, и в европейской литературе – приобрели огромную популярность. Это, конечно, любовь, боль, разлука. К раскрытию этих мотивов автор подходит с позиции тонкого и мастерского психолога. Поэтому – из-за своего подхода – в каком-то смысле Бунин все-таки оригинал, потому что автору удалось окутать свое творение атмосферой, которая воплотилась даже в художественных фильмах по мотивам «Солнечного удара».

Бунин интересуется искренностью, открытой, пылкой любовью, а также проблемами, которые, в конце концов, порождает любовь. Взаимоотношения, особенно если речь идет о чувствах между мужчиной и женщиной, всегда параллельны определенным проблемам и конфликтам. Вспоминается французская философия, в частности Жак Лакан, который считал, что другой человек («Другой») всегда будет для нас темным. То есть другого человека невозможно познать. Поэтому взаимоотношения наполнены внутренними противоречиями, потому что чувства и обстоятельства жизни часто несовместимы. Иван Алексеевич демонстрирует, что любовь возникает по внутренним причинам, но продолжает жить и развиваться именно по причинам внешним.

Художественные и сюжетные особенности произведения

Как мы отметили выше, основный акцент автор делает на психологизме. Иван Алексеевич выстраивает лабиринт из образов, но какой бы запутанной ни была картина, в центре повествования все равно остается пара людей. Речь идет о главных героях бунинского шедевра: это поручик и незнакомка, которую этот мужчина встречает на корабле.

Повествование открывают события, развернувшиеся в послеобеденное время на палубе. Люди вышли на прогулку после жары и мрака корабельной ночи. Так, гуляя, здесь же знакомятся двое молодых людей. Нетрудно заметить, что между поручиком и незнакомой красавицей мгновенно возникла симпатия. Страсть оказалась настолько сильной, что мужчина предлагает незнакомке сойти с корабля на ближайшей станции и провести ночь в гостинице. Отметим, что отношения эти строились не только на платоническом притяжении. Здесь присутствовало и телесное взаимодействие. Ночь, полная страсти, пролетела совсем незаметно. На утро пришло время расставания. Как ни странно, несмотря на то, что молодые люди познакомились лишь вчера и почти не знали друг друга, разлука оказалась делом не из легких.

Что такое солнечный удар?

Мужчина и женщина поражены произошедшим. По их мнению, куда более вероятным объяснением событий, этой внезапной и всепоглощающей страсти является солнечный удар, чем чувства.

Именно здесь Бунин прячет комментарий к выбранному для текста названию. Вероятно, автор подразумевает в этом контексте метафору: происходит некое уподобление солнечного удара внезапному психическому потрясению, нагрянувшей без предупреждения страсти, которая затмевает любые рациональные доводы.

Эта страсть просто отказывается принимать во внимание внешние обстоятельства:

«Что за черт! – подумал он, вставая, опять принимаясь ходить по комнате и стараясь не смотреть на постель за ширмой. – Да что же это такое со мной? И что в ней особенного и что, собственно, случилось? В самом деле, точно какой-то солнечный удар! И главное, как же я проведу теперь, без нее, целый день в этом захолустье?»…

– Нет, нет, милый, – сказала она в ответ на его просьбу ехать дальше вместе, – нет, вы должны остаться до следующего парохода. Если поедем вместе, все будет испорчено. Мне это будет очень неприятно. Даю вам честное слово, что я совсем не то, что вы могли обо мне подумать. Никогда ничего даже похожего на то, что случилось, со мной не было, да и не будет больше. На меня точно затмение нашло… Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара…

Незнакомка просит мужчину, чтобы тот проводил ее до причала. И снова, кажется, солнечный удар поражает поручика, потому что мужчина, забыв о правилах приличия, публично целует возлюбленную. Разлука сильно ударила по герою. Мужчина бродит по городу, в попытках оправиться, выздороветь после солнечного удара. Постепенно герой возвращается в гостиницу, с тоской осматривает постель, которую до сих пор не убрали. Ощущение пустоты невыносимо для поручика. Герой размышляет о том, кто была та незнакомка. Вероятно, девушка уехала к семье, к мужу. Может быть, к детям. И эта любовь обречена, потому что изначально они не могли быть вместе.

Герой проводит время в метаниях. У мужчины возникает желание написать незнакомке письмо. Однако вдруг поручик осознает, что не знает ни адреса девушки, ни имени. Постепенно, забываясь в прогулках по улицам захолустья, мужчина приходит в себя. Но посмотрев в зеркало обнаруживает: теперь он выглядит старше на десяток лет. Так, Бунин показывает, что любовь, и правда, иногда плюет на внешние обстоятельства. Это чувство внезапности и непредсказуемости – по своей природе. Но стоит ли мгновение счастья десятка лет страданий?

Поручик сидел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет…

Композиционные особенности «Солнечного удара»

Для своего произведения Бунин выбирает простую композицию. Но все же и в этой простоте кроются некоторые сюрпризы. Структура текста линейна, события расположились диахронно, то есть все элементы логически следуют один за другим. Но привычной читателям экспозиции, вступления, здесь не найти: дело сразу же начинается завязкой. Вероятно, Иван Алексеевич применил такой прием, чтобы еще сильнее подчеркнуть центральную идею текста.


Первое значимое событие произведения – знакомство молодых людей на палубе парома. Постепенно автор приоткрывает все больше и больше деталей о героях текста. Второе событие писатель выводит на сцену, когда мужчина и женщина останавливаются на ночь в захолустной гостинице. Наконец, третье событие, одновременно являющееся кульминацией, – это эпизод разлучи новоиспеченных влюбленных. В качестве развязки Бунин предлагает осознание поручиком своих чувств к незнакомой красавице, любовь, которая, как рана, постепенно заживает, затягивается, забывается. Но эта рана, тем не менее, оставила глубокий шрам. Но если раны оставляют следы на коже, то любовь ранит саму душу. Таким образом, вводя подобный финал в свой рассказ, автор предлагает читателям сделать выводы самостоятельно.

Одним из наиболее знаменитых произведений Ивана Бунина является рассказ “Легкое дыхание”. Предлагаем читателям

Наконец, в тексте присутствует еще одна композиционная особенность – это использование автором обрамления. Речь идет о том, что события завязываются на палубе корабля и заканчиваются там же, когда поручик оставляет любимую на пристани, и та садится на корабль.

«Солнечный удар» как изгой русской литературы

Конечно, бунинское произведение по праву занимает почетное место в пантеоне русской литературы. Однако кое-что здесь все же выбивается из ее традиций. Например, литература России всегда славилась такой чертой, как целомудренность. Потому что для писателей любовь представлялась – прежде всего – чувством возвышенным, платоническим. Это было именно духовное, а не телесное явление. Однако Бунин, видимо, считает несколько иначе. Иван Алексеевич уже акцентирует внимание не только на взаимопонимании, притяжении душ, духовной общности, сходстве интересов и т. д., но на притяжении тел, на физическом влечении. Как мы помним (в той же «Анне Карениной» Толстого, например), раньше в русской литературе телесное влечение, а тем более на стороне, строго осуждалось. И герои получали по заслугам. Впрочем, поручик Бунина тоже получает – в каком-то смысле – по заслугам, но этот мужчина наказывается скорее за то, что вовремя не разглядел искреннего и сильного чувства. А вовсе не за связь с женщиной на стороне:

И поручик как-то легко согласился с нею. В легком и счастливом духе он довез ее до пристани, – как раз к отходу розового «Самолета», – при всех поцеловал на палубе и едва успел вскочить на сходни, которые уже двинули назад. Так же легко, беззаботно и возвратился он в гостиницу. Однако что-то уж изменилось. Номер без нее показался каким-то совсем другим, чем был при ней. Он был еще полон ею – и пуст. Это было странно!..

Героиня Бунина не кажется легкомысленной или отчаявшейся. Писатель даже подчеркивает, что женщина казалась смущенной лишь слегка, но выглядела хорошо, улыбалась, радовалась:

Спали мало, но утром, выйдя из-за ширмы возле кровати, в пять минут умывшись и одевшись, она была свежа, как в семнадцать лет. Смущена ли была она? Нет, очень немного. По-прежнему была проста, весела и – уже рассудительна…

Эта связь поначалу принесла героям ощущение легкости, однако потом стала напоминать (по крайней мере, одному из любовников) о том, что привязанность не проходит легко. В отличие от Достоевского, Толстого и, пожалуй, Добролюбова, Бунин не видит в таком сюжете ничего предосудительного. Наоборот, такой поступок придает героине загадочности и интеллектуальности.

Понимание Эроса

Возможно, Бунин увлекался новыми философскими веяниями, или же пристрастился к европейскому искусству… Как бы там ни было, но русский писатель в этом рассказе поднимает проблему Эроса. Иван Алексеевич переосмысливает отношение к любви. Эрос – это некая могущественная, стихийная сила, близкая к страсти. На самом деле, если мы обратимся к древнегреческой культуре, то увидим, что у греков не было одного слова для обозначения любви. Таких слов – как минимум пять. Сторге, например, понималось как возвышенное, родственное отношение, как любовь родителей к детям. Мания – нечто наиболее низкое, как привязанность, близкая к зависимости. Агапе – это самый высокий тип любви, потому что так люди любят Бога. Филия – надежная, спокойная семейная любовь, а также чувства между друзьями. Наконец, Эрос – это то, с помощью чего происходит творение порядка (космоса) из хаоса. Возможно, по этой причине – из-за сложности Эроса – именно этот тип любви наиболее занимал умы писателей, философов, художников…

Повесть «Деревня» стала одним из самых выдающихся произведений писателя И. Бунина. Предлагаем читателям

Эрос своей силой поднимает молодых людей, бунинских героев, над внешними обстоятельствами. Парадоксально, но читатель почти ничего не знает об этих героях. Автор не описывает в деталях внешность, не приводит возраст, даже имена остаются скрытыми во тьме. Бунин дает лишь необходимый минимум: штрихи, намеки, эскизы.

Читателю сказано, что мужчина – поручик. Кое-что говорится о внешности героя – самый минимум. Девушка – и правда, замужем, более того, у незнакомки есть дочка трех лет. Героиня возвращается из Анапы, где была на отдыхе. Бунин, однако, становится детальнее в описании характера: женщина веселая, простая, для героини свойственно естественное поведение и жесты.

Но реальность, сиюминутные события – это меньшая часть рассказа. Большая часть – это воспоминания, которые мучают героя, когда тот бродит по захолустному городку. В памяти мужчины бесконечно возникают образы жестом, повадок, улыбок, слов, деталей внешности незнакомки. Важная деталь – обжигающий мотив этой встречи и связи. Иван Алексеевич изображает это метафорически – через образ горячей щеки и ладони, которая прикладывается к ней. Такой образ в тексте повторяется два раза:

Она закрыла глаза, ладонью наружу приложила руку к щеке, засмеялась простым прелестным смехом…
Она опять приложила тыл руки к горячей щеке…

Повторения только усиливают жжение ссадин от воспоминаний.

Лабиринт, о котором мы говорили в начале этой статьи, связан со скитаниями мужчины по городу – в надежде забыться. И действительно, в конце повествования события перестают казаться такими уж сумасшедшими, превращаясь в простое – пусть и вспоминающееся, яркое, как вспышка, – приключение. Садясь в карету извозчика и отправляясь на пристань, чтобы тоже покинуть город, в котором все пропитано воспоминаниями о незнакомке, поручик, шаг за шагом, возвращается к обыденности. Что было вчера? Просто солнечный удар.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама