THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Михаил Врубель. Демон сидящий. 1890 г. Третьяковская галерея

В 2007 году я впервые зашла во врубелевский зал. Свет приглушен. Темные стены. Подходишь к «Демону» и … проваливаешься в потусторонний мир. Мир, в котором живут могучие и грустные существа. Мир, где лилово-красное небо заставляет каменеть гигантские цветы. А пространство похоже на калейдоскоп, и мерещится звон стекла.

Неповторимый, красочный, притягательный Демон сидит напротив тебя.

Даже если Вы не разбираетесь в живописи, почувствуете колоссальную энергетику полотна.

Как Михаилу Врубелю (1856-1910) удалось создать этот шедевр? Все дело в русском ренессансе, выращивании кристаллов, больших глазах и многом другом.

Русский Ренессанс

«Демон» никак не мог родиться раньше. Для его появления нужна была особая атмосфера. Русский ренессанс.

Вспомним, как это было у итальянцев на рубеже XV и XVI веков.

Флоренция процветала. Купцы и банкиры жаждали не только денег, но и духовных наслаждений. Лучшие поэты, живописцы и скульпторы щедро вознаграждались, лишь бы творили.

Впервые за долгие века заказчиками стали светские люди, а не церковь. А человек из высшего общества не хочет видеть плоское шаблонное лицо и наглухо закрытое тело. Ему хочется красоты.

Поэтому Мадонны стали человечными и прекрасными, с открытыми плечами и точеными носиками.

Рафаэль. Мадонна в зелени (фрагмент). 1506 г. Музей истории искусств, Вена

Русские художники нечто подобное пережили в середине XIX века. Часть интеллигенции стала сомневаться в божественной природе Христа.

Кто-то высказывался осторожно, изображая Спасителя очеловеченным. Так, у Крамского сын Божий без нимба, с осунувшимся лицом.


(фрагмент). 1872 г. Третьяковская галерея

Кто-то искал выход через обращение к сказкам и языческим образам, как Васнецов.


Виктор Васнецов. Сирин и Алконост. 1896 г.

Врубель шёл тем же путём. Он взял мифическое существо, Демона, и наделил его человеческими чертами. Заметьте, что никакой дьявольщины в виде рогов и копыт на картине нет.

Только название полотна объясняет, кто перед нами. Мы видим в первую очередь красоту. Атлетичное тело на фоне фантастического пейзажа. Чем Вам не Ренессанс?

Женственное в образе демона

Демон Врубеля особенный. И дело не только в отсутствии красных злобных глаз и хвоста.

Перед нами нефилим, падший ангел. Он огромного роста, поэтому не умещается даже в рамки картины.

Его сцепленные пальцы и опущенные плечи говорят о сложных эмоциях. Ему наскучило творить зло. Он не замечает красоты вокруг себя, так как ничто его не радует.

Он силён, но силу эту некуда девать. Очень необычно положение могучего тела, которое замерло под гнетом душевного смятения.


Михаил Врубель. Демон сидящий (фрагмент «Лицо демона»). 1890 г.

Обратите внимание: Демон Врубеля имеет необычное лицо. Огромные глаза, длинные волосы, пухлые губы. Несмотря на мускулистое тело, проскальзывает в нем что-то женственное.

Сам Врубель говорил, что он намеренно создаёт андрогинный образ. Ведь темным может быть и мужской, и женский дух. А значит его изображение должно сочетать в себе черты обоих полов.

Калейдоскоп «Демона»

Современники Врубеля сомневались, что «Демон» относится к живописи. Настолько его работа была необычно написана.

Художник работал частично мастихином (металлическая лопатка для удаления лишней краски), нанося изображение дробно. Поверхность похожа на калейдоскоп или кристалл.

Такая техника вызревала у мастера долго. Его сестра Анна вспоминала, что Врубель интересовался в гимназии выращиванием кристаллов.

А в молодости он обучался у художника Павла Чистякова. Тот учил разделять пространство на грани, выискивая объем. Врубель с восторгом перенял этот метод, так как он хорошо сочетался с его замыслами.


Михаил Врубель. Портрет В.А. Усольцевой. 1905 г.

Фантастический цвет «Демона»


Врубель. Деталь картины «Демон сидящий». 1890 г.

Врубель был сверхъестественным колористом. Он мог многое. Например, с помощью лишь белого и чёрного создать ощущение цветного за счёт тончайших оттенков серого.

И когда Вы вспоминаете «Свидание Тамары и Демона», то оно рисуется в Вашем воображении цветным.


Михаил Врубель. Свидание Тамары и Демона. 1890 г. Третьяковская галерея

Поэтому ничего удивительного, что такой мастер создаёт непривычный колорит, чем-то схожий с Васнецовским. Помните необычное небо в «Трёх царевнах»?


Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1881 г. Третьяковская галерея

У Врубеля хоть и просматривается трёхцветка: синий - жёлтый - красный, - но оттенки необычны. Поэтому ничего удивительного, что в конце XIX века такой живописи не понимали. «Демона» Врубеля называли грубым, топорным.

А вот в начале XX века, в эпоху модерна, Врубеля уже боготворили. Такая неординарность цветов и форм только приветствовалась. И публике художник стал очень близким. Теперь его сравнивали с такими «чудаками», как и .

«Демон» как наваждение

Спустя 10 лет после «Демона сидящего» Врубель создал «Демона поверженного». И так получилось, что по окончании этой работы художник попал в психиатрическую клинику.

Поэтому считается, что «Демон» одолел Врубеля, свёл его с ума.

Я думаю, что это не так.


Михаил Врубель. Демон поверженный. 1902 г. Третьяковская галерея

Ему был интересен этот образ, и он прорабатывал его. Это обычное дело для художника - возвращаться к одному образу несколько раз.

Чарующе - таинственные лермонтовские строки знакомы всем нам еще со школьной скамьи. А когда - то они восхитили художника Михаила Врубеля - ведь этот мрачный демонический образ был так созвучен с мраком и трагизмом, царившими в душе великого мастера.

Врубель и Демон. Сложно говорить о том, что объединяло мифического героя и художника, так же сложно, как сложны были чувства, эмоции, а главное - душа гения, до конца не позванная даже им самим.

Он действительно был гением, обладавшим особым даром заглядывать не только в глубь себя, но и в глубь всего мироздания, и умением передать людям все то, что так волновало и мучило его на протяжении всей жизни, казавшейся внешне такой простой, но такой духовно богатой и необыкновенной.

Его картины - светлые, сказочные или мрачные, полные загадочности и тайной силы - никого не оставляют равнодушными. «», «Царевна - Лебедь », «», «», «», «Принцесса Грез а», «», «» - это шедевры, по праву занимающие особое место в мировой живописи.

И среди них - самая яркая и мощная по силе восприятия - «Демон ». Ее знают все знатоки и любители живописи, но, наверное, только специалистам известно, сколько времени и внутренних сил ушло на работу над самой главной врубелевской темой - демонианой, темой мировой скорби, такой близкой и понятной ему, познавшему и скорбь, и муки одиночества, и боль.

Демон встал перед художником в начале творческого пути, преследовал все последующие годы и омрачил трагический закат его жизни...

Когда же все началось? В какой момент Врубель почувствовал, что почти слился с образом своего будущего трагического героя? Осознавал ли он тот разлад духа и тела, от которого мучился всю жизнь, и который так схож с муками мифического Демона?

Скорее всего, именно этот разлад и привел к столь трагическому завершению.

В жизни Врубеля было все: и житейская неустроенность, и нужда, и страдания, и непонимание окружающих, и несчастная любовь (киевский период), и любовь состоявшаяся, подарившая художнику огромное счастье. Несмотря ни на что, даже на страшную болезнь, он все равно сумел остаться победителем в жизни.

Его победа - это его удивительное творчество, его знаменитая демониана, о которой следует рассказать особо.

1875 год. В те годы юный студент юридического факультета Петербургского университета Михаил Врубель был уже полностью заворожен лермонтовской поэмой «Демон ». Он писал своей старшей сестре о том, какие непередаваемые ощущения вызывает в нем этот глубоко трагический сюжет и потрясающие образы Демона и Тамары. Гордый, одинокий, жаждущий любви и независимости, всегда несчастный и печальный, Демон оказался очень близок Врубелю , близок настолько, словно Лермонтов списал своего любимого героя с молодого художника. Ведь и Врубель, по воспоминаниям близких ему людей, был замкнутым, молчаливым, холодно - сдержанным.

Правда, иногда на этом внешне спокойном лице «вспыхивала нервная краска, а в глазах появлялся странный, даже нездоровый блеск».

Наверное, этим сходством и можно объяснить особую привязанность Врубеля, длившуюся почти всю его творческую жизнь, к образу Демона, олицетворяющего трагичность гордой души и борьбу с жизнью в полном одиночестве. Она появилась сразу же после знакомства с лермонтовской поэзией, но лишь с 1885 года в работах Врубеля стал намечаться этот сложный образ, который поначалу никак не хотел подчиняться ему и только по прошествии многих лет приобрел, наконец, завершенный, полный таинственного смысла облик.

Видимо, чтобы это произошло, требовалось особое творческое озарение и, конечно, особое, близкое к гениальности, мастерство. Все это появилось потом, а пока... пока это были всего лишь замыслы. Художник мечтал создать необычную тетралогию: Демон, Тамара и смерть Тамары. Но образ Демона был еще слишком неясен, слишком расплывчат, еще предстояли длительные поиски и разочарования.

Отец Врубеля , навестивший его в Киеве, был потрясен:

И хотя окружающие не могли до конца понять необъяснимое желание Врубеля запечатлеть на полотне лермонтовского героя, все же на протяжении четырех лет «киевского периода» (1885 - 1889) «Демон » оставался для художника не только духовной надеждой, а, можно сказать, жил в нем: картины с изображением Демона переезжали вместе с Врубелем с квартиры на квартиру, из одной мастерской в другую, часто он замазывал уже написанные холсты и писал все заново.

К сожалению, постоянная нужда и необходимость выполнять заказные работы отвлекали Врубеля от любимого образа страдающего, но величавого духа. Он уже хорошо изучил характер Демона, и все чаще являлся ему тот, «с глазами, полными печали...» Окончательно образ Демона сложился только в 1890 году во время пребывания художника в Москве.

Врубель остановился здесь, как он сам думал, на несколько дней, проездом из Казани, где навещал больного отца, в Киев. Но остался в этом городе до конца своих дней.

Ему повезло: он очутился в среде меценатов, молодых художников, писателей, артистов, архитекторов - людей, стремящихся в то время совершить революционный переворот в русской культуре.

Настоящими московскими друзьями стали для Врубеля Савва Мамонтов и его семья.

В его доме и в усадьбе Абрамцево Врубель общался с Поленовым , Головиным, Коровиным ,Серовым . И хотя на многое в искусстве их взгляды расходились, главное, что объединяло этих великих людей, - желание нести людям радость, духовное счастье и наслаждение искусством.

Именно в доме Мамонтова явился Врубелю уже сложившийся образ Демона, и художник поспешил запечатлеть на холсте это видение - «». В этом Демоне было многое: и юность, и мягкость, и нерастраченный жар, и в нем полностью отсутствовали демоническая злоба и презрение, в то же время, он как бы воплощал в себе всю скорбь мира. Картина удалась Врубелю, как считал он сам, благодаря мучительным годам размышлений и поисков.

А затем начался новый период - Михаила Врубеля пригласили заняться иллюстрированием юбилейного сборника Михаила Юрьевича Лермонтова. Ни у кого не вызывало сомнений, что именно Врубель лучше других сумеет справиться с этой работой, - ведь, приступая к ней, художник должен не только почувствовать, но и сродниться с героями, а такое родство душ уже давно в нем созрело.

На свет появились прекрасные иллюстрации: «», «», «», «», «», «», «», «» и «» - большие, излучающие внутренний свет глаза, и губы, запекшиеся от невообразимой страсти. Но издатели потребовали заменить «Голову...». Им показалось, что этот образ не совсем соответствует лермонтовскому герою. И Врубель переделал «Голову...» - теперь перед нами предстал злой, надменный и мстительный «поверженный герой».


1890 - 1891. Бумага, черная акварель, белила. 23 x 36


Бумага, акварель, угольный и графитный карандаши. 26,1 х 31


Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».

Работа над иллюстрациями была долгой и мучительной, но Врубель прекрасно с нею справился. Можно сказать, что никому из иллюстраторов Лермонтова - ни до, ни после Врубеля - не удалось так ярко и точно выразить глубокий философский смысл, заложенный в лермонтовской поэзии.

Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». 1890 – 1891.

Бумага коричневая на картоне, черная акварель, белила. 66 x 50

Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».

1890 – 1891. Бумага, черная акварель, белила

Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».

1890 – 1891. Бумага, черная акварель, белила

Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».

1890 - 1891. Бумага на картоне, черная акварель, белила. 28 x 19

Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».

Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».

1890 – 1891. Бумага, черная акварель, белила. 50 x 34

После выхода юбилейного сборника Врубель, измученный работой и образами, преследовавшими его повсюду, почти десять лет не возвращался к излюбленной демониане. Но зато Демон никак не желал отпускать его, постепенно он вновь возрождался в сознании и душе Врубеля, пока, наконец, художник не приступил вновь к этой теме - он начал работать над следующим образом - «».

Это был уже 1900 год, и это был уже совсем другой Демон - повзрослевший, разочарованный и безутешный. Его летящая над землей фигура полна безысходности и какой - то внутренней обиды.

Врубель решил подготовить эту картину для ближайшей выставки «Мира искусств », но почему - то остановился на полпути. Он не чувствовал летящего Демона и был крайне недоволен самим собой, хотя тщательно вносил поправки в отдельные детали. Работа остановилась еще и потому, что на Врубеля нахлынуло множество других идей, которые он не успевал переносить на холст. Вообще, осень и зима 1900 года оказались для него очень плодотворными: масса эскизов театральных декораций, эскизов на мифологические сюжеты, акварели, картины «», «», «Царевна - Лебедь ».

Это было счастливое время. Врубель, наконец, встретил ту, которую искал всю свою жизнь, и женился. Его избранницей стала молодая певица Надежда Забела, выступавшая в Частной опере. Она была на двенадцать лет моложе художника, но безумно любила его и верила в его талант. Молодые обвенчались в Женеве и провели медовый месяц в Люцерне.

Врубель не уставал восхищаться красотой и мягким характером супруги и одаривал ее щедрыми подарками. Она, в свою очередь, открывала в нем все новые и новые достоинства. «Он необыкновенно кроткий и добрый, просто трогательный, мне всегда с ним весело и удивительно легко. Правда, деньги я у него отбираю, так как он ими сорит. Бог знает, что будет дальше, но начало хорошо, и я себя чувствую прекрасно», - писала Надежда Ивановна.

Они не имели постоянного дома, а на год - два снимали меблированные квартиры - то на Лубянке, то на Пречистенке, то на углу Зубовского бульвара. Но главными были не житейские невзгоды, которые они переносили весьма легко, а то, что они всегда были неразлучны, и им всегда было хорошо вместе. При всех лишениях, страданиях, непонятности его как художника, судьба подарила Врубелю любимую женщину и верного друга.

В 1901 году Надежда Забела уже ждала ребенка, а Врубель снова вернулся к своей заветной теме - к Демону.

Демон вновь завладел всеми помыслами художника. Но Врубель видел перед собой уже не лермонтовского «печального Демона», разочарованного в любви и надеждах, а могучего, мужественно - прекрасного бунтаря, готового сражаться со всем миром. Надежда Забела писала тогда Римскому - Корсакову:

Но Врубель не остановился на этом образе, все время находился в поиске, постоянно меняя облик Демона. Он резко изменился и сам: по целым дням не выходил из мастерской, ни с кем не общался, прежняя нежность и внимание к жене сменились резкостью, злобой, раздражением ко всему, что отвлекало его от работы над Демоном.

Теперь его замысел был иным - написать «Демона повергнутого» , но не менее великолепного, возлежащего среди скал...

Прошел месяц - и Демон опять изменился: Врубель увидел на этот раз перед собой образ некоего бесплотного существа, женственно хрупкого, с таинственным выражением глубоко затаенной обиды, лежащего на оперении больших крыльев. Сам художник был уверен - вот оно, найдено, наконец! Это настоящий, подлинно врубелевский трагический Демон.

Но друзья вновь не поняли его. Демон вызывал у многих не столько восхищение, сколько удивление - что же все - таки несет этот образ, столько раз уже переделанный и переписанный? Один из них даже писал:

Даже те, кто принимал искусство Врубеля , не могли не отмечать недостатки картины, которые они видели в некоторой деформированности фигуры, уродовавшей, на их взгляд, весь рисунок.

Когда картина была выставлена на четвертой выставке «Мира искусств » в Петербурге, публика отнеслась к ней весьма неоднозначно. Критики говорили:

Трудно себе представить, как мучительны были для Врубеля подобная хула публики и замечания друзей. Он никак не мог понять, почему же образ, такой близкий и понятный ему, образ, которому он посвятил почти всю свою жизнь, вызывает у окружающих лишь неприятие и непонимание?

Несмотря на все это, Врубель рвался продолжать работу над своей «демонианой».

В дневнике Е.И. Ге, старшей сестры Надежды Забелы, есть такая запись: «Пришел Врубель. Даже сегодня утром до открытия выставки он писал «Демона» и говорит, что теперь Демон не повержен, а летит, что он будет писать другого Демона и отправит в Париж к 18 апреля...»

Это был 1902 год. Напряжение и нечеловеческое перевозбуждение сломили художника, и он попадает в психиатрическую больницу.

Как знать, если бы ему удалось сохранить душевное равновесие, может быть, со временем мнение окружающих изменилось бы в его пользу. Но после того, как все газеты сообщили о его душевной болезни, в картине сразу же увидели трагедию самого автора и со злорадством говорили, что вся живопись Врубеля, а особенно «Демон» - всего лишь плод больного воображения.

Судьба нанесла Врубелю еще один удар: мало того, что сын Савва родился с «заячьей» губой, в 1903 году, по дороге в Киев, он заболел и скончался. Так любимый город стал для Врубеля еще и «Саввочкиной могилкой».

От этого горя художник уже не смог оправиться. Все последующие семь лет были наполнены болью, страхом, страданиями, к тому же начало быстро падать зрение, что привело к полной слепоте. Мог ли он предвидеть все это, как и то, что никогда не излечится и впадет в полное безумие? Но конец был уже близок. Оставалось лишь уповать на Бога и мысленно кричать ему: «Господи! Отчего ты покинул меня?..»

Но Господь так и не услышал его молитвы - 14 апреля 1910 года Врубеля не стало. Его похоронили на петербургском Новодевичьем кладбище.

Надежда Ивановна Забела пережила его всего лишь на три года. До последнего дня она продолжала выступать на сцене. А в июле 1913 года, вернувшись с концерта, она вдруг почувствовала себя плохо и в полночь скончалась.

Они вместе прожили четырнадцать лет, и эти годы были для обоих самым счастливым временем большой любви, преданности и нежности.

Но все когда - нибудь заканчивается...

Не стало Михаила Врубеля , умерла Надежда Забела, а «Демон », в 1908 году приобретенный Третьяковской галереей , продолжает жить, внося смутное волнение в души тех, кто и сегодня с восторгом взирает на один из самых прекрасных, ярких, истинных шедевров, увековечивший имя своего создателя.

1896. Холст, масло. 521 х 110

Декоративное панно «Фауст» для готического кабинета в доме А.В. Морозова в Москве.

1896. Холст, масло. 435 х 104

Декоративное панно «Фауст» для готического кабинета в доме А.В. Морозова в Москве.

1896. Холст, масло. 521 х 104

Михаил Врубель – один из самых значительных русских художников рубежа XIX-XX веков. В его произведениях, напоминающих переливы драгоценных камней, сочетались призрачные мечты, реальность и фольклорная тема. Врубель был новатором, во многом опередившим свое время. Им восхищались художники Валентин Серов и Константин Коровин, Илья Репин. И в то же время многие современники не признавали работы Врубеля, его картины часто не принимались на выставки, многие иллюстрации не публиковались, а критики в лучшем случае обходили молчанием. Художник мечтал создать гениальные произведения и много работал. На протяжении практически всей жизни Михаила Врубеля преследовал образ Демона, который появлялся во многих произведениях художника. Одним из самых первых изображений Демона была картина «Демон сидящий», которая сейчас хранится в Третьяковской галерее.

Ранние живописные изображения Демона неизвестны, так как были уничтожены самим автором. Но, вероятно, Врубель начал работать над этим образом ещё во время выполнения росписей для Кирилловской церкви в Киеве, реставрацией которой руководил профессор Адриан Прахов. Он в 1984 году и предложил художник, на тот момент студенту Императорской Академии художеств, взяться за этот заказ. В Киеве с 1884 по 1889 годы Врубель выполнил росписи Кирилловской церкви, иконы для того же храма, разработал эскизы росписи киевского собора Св. Владимира, из которых были осуществлены только орнаменты. Он писал множество портретов, делал наброски, эскизы, начал работать над темой Демона. Этот образ для Врубеля был отчасти выражением внутреннего мира самого художника, в нем иносказательно отражены его негативные переживания, неудачи, разочарования.

«Голова Демона», 1890-1891

В 1889 году Михаил Врубель приехал в Москву. С этого времени начался один из самых плодотворных периодов в творчестве художника. Он обращался к новым для себя областям творчества: театральной живописи, майолике, создал свои центральные произведения в жанре портрета, картины сказочного мистического звучания. В 1890 году Врубель создает скульптуру «Голова Демона», примерно в то же время – рисунок с одноименным названием.

Творчество Врубеля поддерживал предприниматель и меценат Савва Мамонтов. В его доме в Москве в 1890 году художник пишет картину «Демон сидящий» (холст, масло 114х211 см). Всеволод Саввич, сын мецената, вспоминал, как упорно Врубель работал над этим произведением, меняя композицию, в результате чего голова Демона стала выходить за пределы картины. Художник снимал холст с подрамника, вновь натягивал его, увеличивая свободное пространство в верхней части. Именно такая композиция, в которой фигура словно скована пространством, ясно раскрывала замысел Врубеля. Он создал образ смятенного духа, который не в силах вырваться. По технике картина напоминает витражи или панно, она как будто состоит из кристаллических граней. Такого эффекта художник добился с помощью плоских мазков, выполненных мастихином.

Картину «Демон сидящий» можно увидеть в Третьяковской галерее

Михаил Александрович писал о работе над картиной в конце мая 1890 года: «Вот уже месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я еще напишу со временем, а демоническое – полуобнаженная, крылатая, молодая, уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».

Для решения фона художник использовал фотографии Кавказских гор, но природа становится лишь намеком. Фигура сидящего Демона – композиционный центр – приближена к зрителю, но его голова повернута в профиль, взгляд устремлен вдаль, его поза замкнута – Демон чужд миру вокруг него. Простор, к которому устремлен его взгляд, остается недостижимым. В его позе художник выражает неготовность к движению, а, скорее, его невозможность. Цветы-камни, распускающиеся вокруг Демона, пейзаж с золотым светом на заднем плане картины создают образ призрачного прекрасного, но недостижимого мира. Та же идея выражена и в цветовом решении полотна. Насыщенные яркие оттенки пейзажа являются диссонансом к образу самого Демона, раскрывают противоречие между ним и окружающим, трагедию пленного духа, который не может быть причастен к красоте Божьего мира.

К теме Демона художник возвращался вновь и вновь до самой смерти, что свидетельствует, насколько значим для него был этот образ. В 1899 году он создает картину «Демон летящий». Она является частью серии иллюстраций к поэме Михаила Лермонтава «Демон». Картина не была закончена по неизвестной причине.

«Демон летящий», 1899

В 1902 году Врубель обращается к образу Демона поверженного. Казалось, все свои творческие, душевные силы художник вложил в это произведение. Гибель Демона словно сломила самого автора. Врубель работал над картиной неустанно. Даже когда полотно уже было на выставке объединения «Мир искусства» в Санкт-Петербурге, он продолжал вновь и вновь переписывать лицо Демона, фон…

«Демон поверженный», 1902

Образ Демона постоянно жил в сознании художника. Предельное напряжение сил привело к нервному срыву и болезни. В 1902 года после сильного приступа его жена, оперная певица Надежда Забела-Врубель увезла мужа на дачу в Рязанскую губернию. В итоге художника определили в клинику Сербского при Московском университете, где подтвердился диагноз «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции».

Состояние художника с апреля по август 1902 года было настолько тяжелым, что к нему не пускали даже жену и сестры. К сентябрю он стал более спокойным. Художник Александр Бенуа и Сергей Дягилев решили доказать публике вменяемость Врубеля и организовали в ноябре 1902 года выставку тридцати шести его работ, в том числе всех трёх живописных «Демонов». Эта выставка стала переломной в отношении критиков и публики к наследию художника.

Казалось, после лечения рассудок возвращался к Врубелю, но семью постигло новое несчастье. По приглашению мецената Владимира фон Мекка Врубель поехал в его имение в Киевской губернии. Но в дороге заболел их с Надеждой трехлетний сын Савва. 3 мая 1903 года ребенок умер в Киеве. Художник не смог перенести потрясение, его психическое состояние вновь ухудшилось. Он лечился в Риге, затем в Москве. Первую половину 1904 года художник снова провел в клинике Сербского.

«Портрет сына художника», 1902

28 ноября 1905 года уже смертельно больному Врубелю было присвоено звание академика «за известность на художественном поприще». В декабре резко ухудшилось зрение, но Врубель продолжал работать. В клинике Усольцева он создает прекрасный портрет поэта Валерия Брюсова и картину «Видение пророка Иезекииля». Художник содержался в клинике почти исключительно за счёт жены, что было нелегкой задачей, ибо месяц пребывания у Усольцева стоил 100-150 рублей, против девяти в университетской клинике у Сербского.

В конце февраля 1906 года художник потерял зрение. Этот удар был для него не менее страшен, чем смерть единственного сына и неизлечимая болезнь. Врачи разрешили Врубелю уехать в Петербург, быть с семьёй, ему уже не требовалось лечение. Художник умер 1 апреля 1910 года. На похоронах единственную речь произнёс поэт Александр Блок: «Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим». Мятеж Демона многие исследователи творчества художника считают отражением сложной переломной эпохи рубежа XIX-XX веков, когда надвигались политические потрясения и изменения.

8 интересных фактов о Михаиле Врубеле

1. Будущий художник родился 5 марта 1856 года в Омске. Его отец Александр Врубель, поляк (по-польски слово «врубель» означает «воробей»), офицер русской армии в военно-юридическом ведомстве, происходил из безземельных дворян. Мать художника, Анна Басаргина, умерла, когда Врубелю было всего три года. Отец в 1863 году женился потом на Елизавете Вессель. Отца часто переводили по службе. Семья жила в Астрахани, Петербурге, Саратове, потом в Одессе.

2. Михаил Врубель начал рисовать в пять лет, а в семилетнем возрасте посещал рисовальную школу Общества поощрения художников в Петербурге, затем в Одессе учился в гимназии. С 1870 года Врубель начал писать портреты маслом, копировал Айвазовского, Дж. Доу. В 1870 и 1872 годах он посещал рисовальную школу Общества изящных искусств в Одессе.

3. В 1874 году 18-летний Врубель, окончив гимназию с золотой медалью и поселившись в Петербурге, по совету отца поступил на юридический факультет университета. Изучив в гимназии латинский язык, читал в оригинале Овидия, Горация. Но Врубеля все больше интересовало художественное творчество. Уже заканчивая обучение в университете, Врубель начал посещать вечерние классы Императорской Академии художеств. В Академию он поступил осенью 1880 года, когда ему было 24 года.

4. Осенью 1884 года Михаил Врубель во время работы над росписями в Кирилловской церкви ездил в Италию по совету профессора Адриана Прахова, а также в Западную Европу. Позже художник говорил: «Там как-то больше равенства, понимания. Но я не люблю одного: там презирают бедность. Это несправедливо и неверно, и нехорошо. А в России есть доброта, и нет меркантильной скупости».

5. При написании образов святых, а также работая над портретами, как правило, глаза Врубель писал в последнюю очередь, завершая произведение и выражая его идею.

Фрагмент иконы «Богоматерь с Младенцем» Михаила Врубеля для Кирилловской церкви в Киеве (1884-1885)

6. Меценат Савва Мамонтов поручил Валентину Серову и Константину Коровину разработать эскиз росписи «Хождение Христа по водам» для церкви при среднем механико-техническом училище в Костроме. Решение никак не давалось художникам. Тогда Врубель, наблюдавший за их работой, молниеносно сделал нужный эскиз на листе серого картона. Так возникло одно из известнейших произведений. Однако его Врубель едва не уничтожил. В последний момент Коровин смог уговорить художника не резать эскиз, а продать ему.

7. Врубель работал по 10-14 часов в сутки, часто с 8 утра до 8 вечера, делая всего на один час перерыв для обеда, но вместе с тем художник упрекал себя за леность и легкомыслие. Он говорил: «Надо рисовать 10 лет по 5 часов: только тогда поймешь, может быть. Рисуйте каждый день – это предпосылка всякого искусства».

«Жемчужная раковина», 1904

8. 1895 год стал исключительно важным для Врубеля. Он оформлял спектакли для Частной русской оперы и познакомился с Надеждой Забелой, которая стала его женой. Она обладала лирико-колоратурным сопрано и покорила художника своим голосом и красотой. Врубель сделал для нее много эскизов костюмов. Например, костюм Маргариты, почти в таком же одеянии он изобразил ее в панно «Фауст и Маргарита». Но особенно волновал Врубеля образ Тамары в ее исполнении в «Демоне». Надежда Забела вдохновила художника и на одну из самых известных его картин «Царевну-Лебедь» 1900 года. Ее образ в театральном костюме стал не реалистичным портретом, а воплощением представления художника о полуреальной-полусказочной красоте, утонченной и таинственной.

«Царевна-Лебедь», 1900

Три цитаты художника Константина Коровина о Врубеле

«Врубель был славянин чистой воды… поляк, и в нем была утонченность великой Польши, утонченность, равная Франции. На вид иностранец, но душой славянин, сын несправедливо и больно угнетенной страны, с пеленой высокого культа, щегольским изяществом драгоценного легкомыслия, высоких порывов влюбленных чувств, музыки, искусств, с праздником и задором в душе».

«Врубель поразительно рисовал орнамент, ниоткуда никогда не заимствуя, всегда свой. Когда он брал бумагу, то, отметив размер, держа карандаш, или перо, или кисть как-то в руке боком, в разных местах бумаги наносил твердо черты, постоянно соединяя в разных местах, потом вырисовывалась картина. Меня и Серова поражало это».

«Огромную зависть своим настоящим гениальным талантом. Он был злобно гоним. Его великий талант травили и поносили и звали темные силы непонимания его растоптать, уничтожить и не дать ему жить».

В материале использованы данные из книги «Михаил Врубель» Е. А. Скоробогачевой.

Картины Михаила Врубеля , первого русского художника-символиста конца ХІХ в., сложно не узнать: его творческая манера настолько самобытна, что его работы невозможно перепутать с другими. Центральный образ, к которому он обращался на протяжении почти всей жизни, – это образ лермонтовского Демона . Еще при жизни о художнике ходило много слухов – о том, например, что он продал душу дьяволу, и тот открыл ему свое истинное лицо. Увиденное привело к слепоте и помешательству, и последние годы жизни художник провел в клинике для душевнобольных. Что же тут правда, а что – вымысел?


Образ Демона действительно не давал художнику покоя. Впервые он обратился к этой теме в 1890 г., когда ему довелось работать над иллюстрациями к юбилейному изданию произведений М. Лермонтова. Часть рисунков так и не попала в книгу – современники не смогли оценить по заслугам талант художника. Его обвиняли в безграмотности и неумении рисовать, в непонимании Лермонтова, а творческую манеру презрительно называли «гениальничаньем». Только спустя десятилетия после смерти Врубеля искусствоведы сошлись во мнении, что это лучшие иллюстрации к лермонтовской поэме, тонко передающие саму суть персонажа.


Врубель посвятил Демону несколько картин, и у всех персонажей – огромные, переполненные тоской, глаза. Увидев их, невозможно представить лермонтовского Демона другим. Врубель писал: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том властный и величавый». Именно таким мы видим его на картине «Демон (сидящий)». Скрытой силы и мощи в нем столько же, сколько скорби и обреченности.


В понимании Врубеля, Демон – это не черт и не дьявол, так как «черт» по-гречески означает просто «рогатый», «дьявол» – «клеветник», а «демон» означает «душа». Это очень роднит его с лермонтовской трактовкой: «Он был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь – ни мрак, ни свет!».


«Демон (сидящий)» – самая известная работа Врубеля. Однако кроме нее, есть еще несколько полотен на ту же тему. И написаны они были в то время, когда художника начала одолевать болезнь. Первые признаки психического расстройства проявились в то время, когда Врубель работал над «Демоном поверженным», в 1902 г. А в 1903 г. случилась трагедия – умер его сын, что окончательно подорвало душевное здоровье художника.




С тех пор и до самой смерти в 1910 г. Врубель живет в клиниках, а в краткие моменты просветлений создает выдающиеся произведения, от которых веет чем-то потусторонним. Возможно, это и дало повод современникам утверждать, что художник продал душу дьяволу и поплатился за это собственным здоровьем.

дружба, которая закончилась отрезанным ухом

«Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а «демоническое» — полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами», — писал Врубель своей сестре о работе над полотном.

Этот демон — олицетворение силы человеческого духа, внутренней борьбы, сомнений. Сцепив руки, он смотрит в даль. Глаза его расширены, полны тревоги. На фоне — горы в алом закате. Кажется, что демону тесно, его фигура сложно зажата между верхней и нижней перекладинами рамы.

Тема демонического — сквозная в творчестве Врубеля. Мифические сущности, по идее художника, были посланниками, страдающими и скорбными. На его картинах они возвещают об ином мире.

«Демон летящий", 1899. (Pinterest)


После «Демона сидящего» художник возьмется еще за летящего и поверженного демонов. И если первый показан сильным, с мощными крыльями, то последний — уже с пустыми, остекленевшими глазами, а оперение обращено в декоративные павлиньи перья.

Контекст

Во время создания триптиха Врубель в целом был здоров, хотя окружающие отмечали его раздражительность. «Все близкие и знакомые замечали, что с Михаилом Александровичем происходит что-то неладное, но и сомневались постоянно все-таки, так как в речах его никогда не было бессмыслицы, он узнавал всех, все помнил. Он сделался лишь гораздо самоувереннее, перестал стесняться с людьми и говорил без умолку», — писала его жена Елена Забела своей сестре.

Кончилось тем, что художника в состоянии маниакального возбуждения пришлось госпитализировать в психиатрическую клинику. Врубель воображал себя то Христом, то Пушкиным, то собирался стать московским генерал-губернатором, то превращался в государя российского. Он слышал хоры голосов, утверждал, что жил в эпоху Ренессанса и расписывал стены в Ватикане в компании с Рафаэлем и Микеланджело. Врубеля обследовал психиатр В. М. Бехтерев, который первым и обнаружил у художника поражение нервной системы.


«Демон поверженный", 1902. (Pinterest)

Судьба художника

Михаил Врубель рос вполне обычным ребенком. В гимназии больше всего его занимало естествознание. Рисовал он скорее для общего развития. Постепенно, однако, живопись увлекала Мишу все больше. После гимназии было решено ехать в Петербург и поступать на юридический. В столице закрутила его богемная жизнь. Курса Врубель не кончил.

Михаил Врубель. (Pinterest)


В это время он увлекался философией и делал иллюстрации к литературным произведениям. Знакомство с богемой и новые увлечения навели Врубеля на мысль о поступлении в Академию художеств. Но и ее закончить он не сумел, несмотря на то, что под влиянием Валентина Серова сменил дендизм на аскетизм.

Началось испытание жизнью. Врубель отправился в Киев расписывать церкви. Там его навестил отец — Александр Михайлович Врубель. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём… Больно, горько до слёз». Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Тогда художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве.

В то время заказов у него толком не было, приходилось добывать деньги учительством и мелкими подработками. В Москву Врубель переехал случайно — вероятнее всего, из-за увлечения цирковой наездницей.

Несмотря на то, что творчество художника не принимали, называли уродским и богохульским, он не оставлял богемного образа жизни. По воспоминаниям К. Коровина, получив большой гонорар за живописные панно для особняка, он распорядился им следующим образом: «Он дал обед в гостинице «Париж», где жил. На этот обед он позвал всех там живущих. Когда я пришёл поздно из театра, то увидел столы, покрытые бутылками вин, шампанского, массу народа, среди гостей — цыганки, гитаристы, оркестр, какие-то военные, актёры, и Миша Врубель угощал всех, как метрдотель он носил завёрнутое в салфетку шампанское и наливал всем. — Как я счастлив, — сказал он мне. — Я испытываю чувство богатого человека. Посмотри, как хорошо все настроены и как рады. Все пять тысяч ушли, и ещё не хватило. И Врубель работал усиленно два месяца, чтобы покрыть долг».

На рубеже веков Врубель познакомился с певицей Надеждой Забелой и сделал ей предложение едва ли не в день встречи. В 1901 году у них родился сын. Образ жизни в семье резко изменился. Забела отказалась от кормилицы и ради сына решила на время оставить сцену. Чтобы содержать жену и ребенка, Врубелю пришлось больше работать: вместо обычных для него 3−4 часов — 14 часов в день.


Портрет сына художника, 1902. (Pinterest)


Перенапряжение, истощение сил, депрессия — художник начал сходить с ума. Слухи о болезни Врубеля разлетались по газетам. Тем временем отношение общества к его работам переменилось. Бенуа и Дягилев, чтобы поддержать художника, организовали в ноябре 1902 года выставку его работ. И хотя критика была не такой острой, никто, в том числе и врачи, не верил в выздоровление Врубеля.

Через полгода, когда состояние живописца, казалось бы, стало улучшаться, умер сын Врубеля и Забелы. Художник впал в тяжелейшую депрессию и хотел свести счёты с жизнью, для чего морил себя голодом. Симптоматика была прямо противоположной, чем в прошлый раз: вместо мании величия — бред самоуничижения и галлюцинации.

Последние 4 года Врубель прожил в клинике, совершенно слепой и погруженный в мир своих галлюцинаций. Сиделкой ему была сестра, а жена время от времени навещала. Накануне смерти Врубель привёл себя в порядок, вымылся с одеколоном и ночью сказал ухаживавшему за ним санитару: «Николай, довольно уже мне лежать здесь — поедем в Академию». На следующий день гроб был установлен в Академии художеств.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама