THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Искусство Италии XVII века. Общие проблемы.

Центром развития нового искусства барокко на рубеже XVI– XVII столетий был Рим. Архитектура этого города в XVII в. представляется типичной для эпохи барокко.

Мастера барокко порывают со многими художественными традициями Возрождения, с его гармоничными, уравновешенными объемами. Архитекторы барокко включают в целостный архитектурный ансамбль не только отдельные сооружения и площади, но и улицы. Начало и конец улиц непременно отмечены какими-либо архитектурными (площади) или скульптурными (памятники) акцентами. Доменико Фонтана применяет впервые в истории градостроительства трехлучевую систему улиц, расходящихся от площади дель Пополо, чем достигается связь главного въезда в город с основными ансамблями Рима. Обелиски и фонтаны, поставленные в точках схода лучевых проспектов и в их концах, создают почти театральный эффект уходящей вдаль перспективы. Принцип Фонтана имел огромное значение для всего последующего европейского градостроительства.

В период зрелого барокко, со второй трети XVII в., более пышным становится архитектурный декор. Украшается не только главный фасад, но и стены со стороны сада; из парадного вестибюля можно попасть сразу в сад, представляющий собой великолепный парковый ансамбль; со стороны главного фасада боковые крылья здания выдвигаются и образуют курдонер (почетный двор).

В последней трети XVII в. в искусстве итальянского барокко намечаются определенные изменения: усиливается декоративность, усложняются ракурсы фигур, как бы «убыстряются движения». Архитектура и скульптура существуют в синтезе с произведениями, созданными приемом живописного иллюзионизма. Перспективный иллюзионизм уничтожает стену, что всегда было противно правилам классического искусства. В композициях, как монументально-декоративных, так и станковых, все чаще побеждает холодность, риторичность, ложный пафос. Однако лучшие художники все-таки умели преодолеть пагубные черты позднего барокко. Таковы романтические пейзажи Алессандро Маньяско, монументальная (плафоны, алтарные образа) и станковая (портреты) живопись Джузеппе Креспи – художников, стоящих на рубеже нового столетия.

Искусство Италии около 1600 года: основные тенденции развития

В живописи Италии на рубеже XVI–XVII вв. возникают два главных художественных направления: одно связано с творчеством братьев Карраччи и получило наименование «болонского академизма», другое – с искусством одного из самых крупнейших художников Италии XVII в. Караваджо.

Аннибале и Агостино Карраччи и их двоюродный брат Лодовико в 1585 г. в Болонье основали «Академию направленных на истинный путь», в которой художники обучались по определенной программе. Отсюда и название – «болонский академизм».


Принципы болонской Академии, которая явилась прообразом всех европейских академий будущего, прослеживаются на творчестве самого талантливого из братьев –Аннибале Карраччи (1560– 1609). Карраччи тщательно изучал и штудировал натуру. Он считал, что натура несовершенна и ее нужно преобразить, облагородить для того, чтобы она стала достойным предметом изображения в соответствии с классическими нормами. Отсюда неизбежные отвлеченность, риторичность образов Карраччи, пафос вместо подлинной героики и красоты. Искусство Карраччи оказалось очень своевременным, соответствующим духу официальной идеологии и получило быстрое признание и распространение. Братья Карраччи – мастера монументально-декоративной живописи.

Самое знаменитое их произведение – роспись галереи палаццо Фарнезе в Риме на сюжеты овидиевых «Метаморфоз» (1597–1604) – типично для барочной живописи. Аннибале Карраччи явился также создателем так называемого героического пейзажа, т. е. пейзажа идеализированного, выдуманного, ибо природа, как и человек (по мнению болонцев), несовершенна, груба и требует облагороженности, чтобы быть представленной в искусстве.

Карраччи Лудовико - Обручение Марии. Ужин в Эммаусе, 1599-1602 –

Микеланджело Меризи де Караваджо

Микеланджело Меризи, прозванный Караваджо (1573 – 1610),–художник, давший наименование мощному реалистическому течению в искусстве, которое обрело последователей во всей Западной Европе. Единственный источник, из которого Караваджо находит достойным черпать темы искусства, – это окружающая действительность. Реалистические принципы Караваджо делают его наследником Ренессанса, хотя он и ниспровергал классические традиции. Метод Караваджо был антиподом академизму, и сам художник бунтарски восставал против него, утверждая свои собственные принципы. Отсюда обращение (не без вызова принятым нормам) к необычным персонажам вроде картежников, шулеров, гадалок, разного рода авантюристов, изображениями которых Караваджо положил начало бытовой живописи глубоко реалистического духа, сочетающей наблюдательность нидерландского жанра с ясностью и чеканностью формы итальянской школы («Лютнист», около 1595; «Игроки», 1594–1595).

3. Караваджо. Раннее творчество­

В своих ранних произведениях Караваджо привносит в итальянскую живопись понятие «жанр», ранее свойственный только художникам Нидерландов. Но в отличие от голландцев, Караваджо мало интересует то, что происходит или должно произойти, для него интереснее сами уличные типы - гадалка в белом тюрбане, щеголеватый юноша в шляпе с перьями и им подобные.

Первые годы жизни художника в Риме, куда он прибыл около 1590 года, были суровыми. Для заработка он писал цветы и фрукты на картинах других художников, а затем стал самостоятельно создавать своеобразные жанровые сцены и натюрморты. Изображая уличных мальчишек, посетителей кабачков, корзины с фруктами, он одним из первых утвердил право на существование этих жанров. Главное в произведениях Караваджо – не повествование, но характерный типаж.

К числу таких картин относится «Юноша с лютней» (около 1595, Санкт-Петербург, Эрмитаж).

Перед ним на столе лежат скрипка, ноты, фрукты. С отточенным мастерством написаны все эти предметы в своей плотной округлости, вещественности, осязаемости. Светотенью пролеплено лицо и фигура, темный фон подчеркивает насыщенность выступающих вперед светлых тонов, предметность всего представленного. Караваджо утверждает превосходство непосредственного воспроизведения жизни. Болезненному изяществу еще распространенного маньеризма и патетике развивающегося барокко он противопоставляет простоту и естественность повседневного. Обобщая формы, выявляя существенное, он наделяет значительностью и монументальностью самые простые предметы. Композиции Караваджо со срезанными по пояс фигурами точно построены, в них есть строгая закономерность, целостность, замкнутость, сближающие Караваджо с мастерами Возрождения. Это придает монументальность и значительность не только его бытовым, но и религиозным сценам, таким, например, как «Неверие Фомы» (около 1603, Флоренция, Уффици; вариант – Потсдам, картинная галерея Сан-Суси).

Италия в XVII веке.

В ходе франко-испанского соперничества в Италии прошла череда войн, вызвавших опустошение Италии. Италия была раздроблена и в итоге на Аппенинском полуострове сложились три группы государств: Неаполь, Сицилия и Миланское герцогство под управлением Мадрида; формально независимые, но находившиеся под влиянием Испании Генуэзская республика и Корсика, Тоскана (бывшая Флорентийская республика), Модена, Парма, и друге мелкие герцогства; независимые государства – Папская область со столицей в Риме, Савойское герцогство и Сардиния со столицей в Турине и Венеция, контролировавшая Далмацию. Независимой была также республика Сан-Марино.

В XVII веке в Италии по-прежнему велись войны, итальянские государства были вынуждены выбирать себе союзников для войн с Турцией.

В Италии сохранялись как старые республики в Венеции, Генуе и Лукке. Большинство государств были монархии – небольшие светские герцогства и княжества, а также теократическая Папская область и Неаполитанское королевство. Фактически все эти государства действовали автономно, но в экономическом и социальном отношении они были примерно на одном уровне.

Практически везде в XVII веке наблюдается социальная дифференциация и отход от республиканских традиций в сторону абсолютизма с доминированием дворянского сословия. Итальянское дворянство было неоднородным,наряду с аристократией оно пополнялось выходцами из буржуазии,особенно на севере страны в Тоскане, Венеции и Генуе. Буржуазия скупала земли и титулы, используя их для повышения своего статуса и увеличения своих доходов. Активному одворяниванию способствовала политика итальянских государей, причем продавались в том числе и высшие титулы – герцога, графа и барона. Уже в начале XVI века количество высших дворян шел на сотни. Дворяне освобождались от налогов, занимали высшие государственные должности.

К XVII веку слой дворянства окончательно формируется, бывшие торговцы и финансисты переняли привычки старой аристократии, новые дворяне отказывались заниматься торговлей.

Духовенство в Италии было практически полностью католическим. Сильнейше позиции церковь имела в Папской области, в Парме половина всех земель принадлежала церкви, в Тоскане – треть, в Неаполитанском королевстве – до 2/3. Однако политическое влияние церкви было невелико и постепенно падало.

Буржуазия в Италии занимала важное место – в Италии было много торговых и ремесленных городов, таких как Неаполь Палермо, Рим, Венеция, Генуя, Модена и так далее. Кроме того, буржуазия пополнялась из среды свободных профессий. Влияние буржуазии ограничивалось в основном экономической сферой. Итальянская буржуазия в XVII веке переходит на консервативные позиции и поддерживает действующие режимы.

В XVII веке сокращается место торговой и промышленной буржуазии и растет доля финансистов, ростовщиков и откупщиков. Идет активное одворянивание буржуазии.

Крестьянство Италии было наиболее монгочисленным сословием, и в его положении не происходит значительных изменений. На Сицилии сохранялось крепостное право. В XVII веке возросла финансовая нагрузка на крестьянство, что приводит к обнищанию населения, массовому уходу крестьян с земли, всплеску бандитизма.

В XVII веке в Италии наблюдается застой и упадок в экономике, вызванный войнами и смещением торговых путей в Атлантику. В XVI веке в Италии еще развивался рад отраслей промышленности, с начала XVII века наблюдается только спад во всех отраслях промышленности и торговли. После того как экономики Англии,Франции и Голландии произошла модернизация промышленности в Италии, действовавшей средневековыми цеховыми методами и начался спад. Итальянцы не вкладывали денег в переоснащение мануфактур, что привело к падению конкурентоспособности их товаров. В Милане объемы текстильной промышленности сократились в 5 раз, в Генуе производство шелка упало в 3 раза, в Венеции – в 4 раза. Упадок произошел в кораблестроении, производстве стекла в Венеции. Наблюдался рост безработицы, сами итальянцы перешли к покупке импортных товаров. Кроме того, упадок Италии усугубил упадок Испании.

Итальянская буржуазия сделала акцент на развитии кредитно-финансовой сферы, Генуэзская республика стала основным кредитором Испании.

В торговле также наблюдается спад, вызванный переориентированием торговых потоков из Средиземного моря в Атлантику. Венеция, вынужденная воевать с Турцией, утратила сове значение главного порта Средиземноморья. Попытки наладить атлантическую торговлю провалились.

Единственной развивающейся отраслью в Италии было сельское хозяйство - выращивалась пшеница, производилось вино, масло, рис, на Сицилии культивировался сахарный тростник, культивировался шелк-сырец. Италия перешла на аграрный путь развития.

Политическое развитие Италии в XVII веке

Неаполитанское королевство. До XVIII века Неаполь входил в состав Испании и управлялся вице-королем, а в Мадриде находился Верховный Совет по делам Италии. Для Испании Неаполь был второстепенным регионом, в военном отношении он был прикрыт Папской областью. Главной целью испанского вице-короля был сбор налогов и пополнение испанской казны. Это вызывало сильную эксплуатацию итальянского населения – там были самые высокие в Италии налоги. Испания тратила все средства на себя, не оставляя денег на модернизацию собственно Неаполитанского королевства. Неаполь был наиболее отсталым регионом Италии, в нем господствовала испанская экономическая модель. Ухудшение положения Испании приводила и к ухудшению положения Неаполя. К 40-м годам XVII века налоговая нагрузка возросла настолько, что открыто зазвучали требования о необходимости реформ. В 1647 году началось восстание в Наполе – восстание Мазаньелло. Началось оно с того, что один из рыбаков отказался платить габел и убил сборщика налогов. За несколько дней более 50 000 неаполитанцев разгромили здания таможни и другие правительственные здания в Неаполе, требуя отмены налогов и изменения политической системы. Испанский вице-король был вынужден пойти на уступки, Мазаньелло даже назначили генерал-капитаном Неаполя. Через несколько дней Мазаньяло был убит, однако когда вице-король попытался восстановить налоги, восстание продолжилось, и в 1648 году была провозглашена Неаполитанская республика. К восстанию присоединилась и Сицилия.

В 1648 году в Неаполь прибыл Генрих де Гиз, избранный новым герцогом Неаполя, но через 2 месяца Неаполь был захвачен армией Хуана Австрийсколго, Гиз был арестован, в 1649 году власть Испании в Наполе была восстановлена

На Сицилии центром восстания стал город Палермо, вскоре восстание распрстранилось по всему острову кроме Мессины. После прибытия испанских войск Хуана Австрийского восстание было подавлено

Папская область в XVII веке. Папская область, по сути, мало отличалась от других европейских монархий, Папы, правили опираясь на высшее духовенство. Папы были выходцами из наиболее влиятельных итальянских семей и часто проводили политику, выгодную своим семьям. Основной чертой было возвращение непотизма – назначение на высшие должности родственников. Активно продолжалась контрреформация. Папство получало большие доходы со всей Европы. Это государство было самым коррумпированным и плохо управляемым. Бюрократический аппарат был громоздким и объединенным с церковным аппаратом. В Папском государстве активно продавались должности

В 1605-21 годам Папой был Павел V, вошедший в историю как активный контрреформатор, при нем был запрещен труд Коперника, Начат процесс против Галилея. При нем началось падение влияния Папства в Италии. В 1605 году Папа пытался поставить под контроль венецианскую церковь и наложил интердикт на Венецию, однако интердикт был проигнорирован. Из Венеции были изгнаны иезуиты, после чего Папа пошел на уступки.

В 1621-23 годах Папой был Григорий XV. При нем был канонизирован Игнатий Лойола, была создана Священная Конгрегация. При нем Ришедбе получил титул кардинала.

Урбан VIII, правивший до 1648 года наиболее распространил непотизм. При нем началась война с Венецией, Флоренцией, Пармой и Моденой за княжество Кастро. При нем же в 1633 году был завершен процесс над Галилеем

Иннокентий X (1644-55 годы) При нем был осужден янсенизм, протестовал против Вестфальского мира, что было проигнорировано другими державами.

Экономическая ситуация характеризовалась полным упадком. Папская область погрязла в долгах, казна была практически пуста, процветала коррупция. Несмотря на это в середине XVII века шло активное строительство в Риме под руководством Бернини, что финансировалось из папской казны.

Иннокентий XII (1691 – 17..) Он специальной буллой зпаретил включать в управление государством родственников действующего Папы, в конклаве кардиналов мог быть только 1 родственник Папы.

Савойское герцогство в XVII веке.

Савойское герцогство располагалось между владениями Франции и Испании на стыке сфер влияния. На протяжении XVII века савойские герцоги использовали противоречия Франции и Испании для расширения своих владений. В Савойе были развиты промышленность и торгоаля, нормализованиа финансовая система. Это герцогство единствоенное в Италии развивалось.

Карл Эммануил I Великий (правил в 1580-1630 годах). Он провел несколько удачных войн, захватил ряд территорий на севере Савойи. В 1613 году он вел войну за Монсерат. Соперником его был герцог Мантуи. Война привела к войне Испании и Франции, в итоге Савойя не получила эту территорию. В годы Тридцатилетней войны Савойя вновь предъявила претензии на Монсерат, часть которого должна была получить Испания. Против этого выступила Франция, в 1628-31 годах шла война за Мантуанское наследство с Францией. Савойская армия была разгромлена и Савойя перешла на сторону Франции. После этого в войну вступил Рейх, В ходе осады Мантуи имперской армией погибло 80 000 человек. В ходе конфликта Савойя получила Монсерат. В дальнейшем Савойя выступала на стороне Франции против Испании.

Венеция в XVII веке.

Венеции принадлежала Далмация,Часть Истрии,часть Балканского полуострова, Контролировала Крит и Кипр. Венеция имела сильный флот и серьезную наемную армию, но после битвы при Лепанто происходит усиление влияния Турции и упадок Венеции

К XVII веку Венеция сохраняла республиканские трапдиции. Управлял ей Больой совет, в который входило 2 800 граждан Венеции. Испольнительная власть сосредотачивалась в руках Малого совета,кторой возглавлял дож и Сенат, созланный в XVI веке и занимавшийся внешней политикой и армией. В XVI веке появились новые должности - должности трех инквизиторов, был создан Совет Десяти, занимавшийся шпионажем и контрразведкой. Эти должности занимали представители Большого Совета. На тот момент в Венеции проживали 140 000 человек, все управление сосредотачивалось в Венеции.

В экономике Венеции в XVII веке происходит спад, сокращение торговых операций, однако Венеция все еще оставалась одним из сильнейших гоударств Италии. Венейия лавировала между Францией и Испанией, ее основной целью было удержание своих территорий, и отражение атак со стороны Турции. В 1616-17 годах Венеция воевала с Австрией, поддерживавшей пиратство на Адриатике.

В 1629-30 годах Венеция воевала против Испании за мантуанское наследство, в 1630 году случилась эпидемия чумы, от которой умерло 50 000 человек.

В 1645 году Турция нападает на Крит, являвшийся стратегически важным пунктом. Несмотря на перевес турок в силах Венеция 23 года обороняли остров, блокировали Проливы, На помощь Венеции пришла только Франция в 1669 году, пославшая флот под командой герцога де Бофора, но оказать серьезную помощь не смогли, Бофор погиб,а Крит перешел под турецкий контроль – война обошлась Венеции 150 000 000 дукатов.

В 1683 году была создана Священная Лига Австрии, Польши и Венеции, после чего Венеция нанесла удар по Морее. В 1699 году Венеция закрепила за собой Морею, но Афины остались за Турцией.

Великое герцогство Тосканское в XVII веке

Тоскана образовалась в XVI веке из Флорентийской республики, власть в которой захватили Медичи. Великие герцоги мало заботились о своем государстве. Дворянство захватило власть, оттеснив буржуазию от управления. Все ресурсы шли на развитие Флоренции и на армию. В герцогстве господствовала система откупов. Республиканские традиции были полностью забыты.

Фердинанд I Медичи правил в 1581-1609 годах значительно увеличил влияние Тосканы. При нем проводились улучшение жизни в герцогстве, его племянница была выдана замуж за Генриха IV.

Его наследник Казимо Медичи и его преемники свели влияние Флоренции к минимуму. Кризис наступил в конце XVII века, когда во главе герцогства находился Казимо III, проводивший весьма консервативную внешнюю политику. После смерти сына Казимо III династия Медичи пресеклась. К концу его правления Тоскана стала полным банкротом, ег о население снизилось на 50%

Милан в XVII веке

Милан официально являлся испанским владением, герцогство управлялось губернаторами или неаполитанскими вице-королями. Местные политические структуры сохранялись, но не влияли на управление. Испания обеспечивала герцогству независимость. Милан не был затронут войнами, восстаниями и переворотами. В 1630 году в герцогстве прошла эпидемия чумы

Генуэзская республика в XVII веке

Генуя в XVII веке сохраняла независимость, но не являлась более крупным торговым центром и ориентировалась на Испанию, которая стала основным торговым партнером Генуи. Генуэзские банкиры предоставляли Испании деньги. После первого банкротства Испании кредитовать ее согласилась только Генуя. Однако упадок Испании привел и к кризису экономики Генуи. В середине 50-х годов от чумы погибло 50% жителей Генуи. К концу XVII века, ни о каком влиянии Генуи не приходилось и говорить.

Остальные мелкие Итальянские государства никакой роли не играли, полностью зависели от испанского двора.

Италия в XVIII веке.

В 1699 году евронейские монархи попытались всерьез поделить испанские территории. Империя Габсбургов желала получить территории Северной и по возможности, Южной Италии. Франция также пыталась получить Италию или в качестве испанского владения или как компенсацию. В 1699 году был подписан первый договор, по которому Франция получала Неаполь, Милан и Сицилию в обмен на поддержку австрийского кандидата на испанский престол. В 1701-15 годах Италия стала театром военных действий в войне за испанские наследство. Основные боевые действия развернулись на севере,в Миланском герцогстве и Мантуе. Австрийцы опирались на Англию и Голландию, Францию поддерживала Испания, Савойское королевство изначально поддержало французов, но затем несколько раз меняли сторону, надеясь получить, наконец, Монсерат. Остальные итальянские государства, в том числе Венецианская республика, заняли строгий нейтралитет. Впрочем, Венеция разрешила Австрии проход войск. Папское государство помощи никому не оказало.

Инициатива в ведении войны принадлежала Австрии и Савойе. Во главе Савойи был Виктор Амадей II, сын Карла Эммануила II, вступившим на престол в 1675 году. Кроме того, в войне принимал участие другой представитель Савойской династии, правнук Карла Эммануила I принц Евгений Савойский, с 1701 года командовавший армией Австрии в Северной Италии. Французы выслали в Северную Италию войска под командованием маршала Лилеруа, человек, полностью некомпетентный в военном деле.

В 1701 году австрийская армия перешла Альпы и вторглись в Милан. С запада в Милан вторглись французские и савойские войска. Евгений Савойский без труда разбил испанские и французские войска, занял Ломбардию и вынудил Савойю перейти на сторону Австрийской Империи.

В 1706 году французские войска вновь вторглись в Италию и осадили Турин - столицу Савойи. В сражении под Турином австро-савойские войска разгромили французов и вытеснили их с территории Савойского герцогства. В 1707 году австрийская армия вторглась во Францию, но была оттуда выбита. Однорепнно с этим австрийская армия прошла через Папскую область и заняла Неаполитанское королевство. В 1709 году по Утрехтскому миру Австрии достались Неаполь, Сардиния, Миланское герцогство и Мантуя. Савойе досталась Сицилия, корме того, они получили Монсерат.

При Филиппе V испанциы при поддержке Франции попытались вернуть себе Италию,но такая возможность появилась только во 2 половине XVIII века, немалую роль в попытках отвоевать Италию играла жена Филиппа V Изабелла Фарнезе, наследница герцогства Парма. В 1717 году испанские войска вторглиь на Сардинию,а в 1718 году – на Сицилию и берут их под контроль. Одновременно Филипп V высказывает претензии на французский престол, при этом против Испании выступили Англия, Голландия, Австрия и Франция. В 1720 году Испания была вынуждена подписать мир, но герцогство Парма было признано за сыном Изабеллы Карлом, при условии, что Парма не войдет в состав Испании. Кроме того, австрийцы предложили обменять Сицилию на Сардинию. С 1720 года Сицилийское королевство было переименовано в Сардинское королевство.

В 30-е годы во время войны за польское наследство 1733-35, когда и Франция и Австрия были втянуты в конфликт, Испания заключила союз с Сардинией, которой правил сын Виктора Эммануила II, рассчитывавший получить еще часть Милана. Северная Италия вновь стала ареной боев. Испанцы, пройдя из Пармы через Папскую область, заняли Неаполь и Сицилию. По мирному договору 1738 года Неаполь стал независимым, его королем стал Карл Бурбон, отдававший Австрии свое Пармское герцогство, которое вместе с Миланом составило австрийскую Ломбардию. Кроме того, была решена судьба Тосканы, которую должен был получить Франц Лотарингский, что и произошло в 1737 году. Лотарингия же передавалась неудачливому польскому королю Станиславу, а после его смерти – Франции.

В 1740 году началась война за австрийское наследство. Австрия, Франция и Россия воевали с Англией, Францией, Пруссией. В войну в Италии вступили Сардиния и Генуя, неожиданно поддержавшая Испанию. Франция вновь заняла Сардинию и Геную, однако в1746-48 годах Австрия заняла Сардинию и Геную. В 1746 году произошло восстание в Генуе и австрийская армия была выбита. По Ахенскому мирному договору 1748 года Сардиния вновь получила часть Милана, испанцы добились возвращения себе Пармы, его занял Филипп Бурбон, второй сын Изабеллы Фарнезе. Этот военный конфликт был последним, вплоть до вторжения французских войск.

В Италии образовались Королевство обоих Сицилий, сохранилась Папская область. Герцогство Парма попало под власть Бурбонов, Генуя сохранила независимость, однако от нее отделилась Корсика. На севере образовалось Сардинское королевство, Венеция сохранила независимость, Тоскана и Ломбардия находились под контролем Австрии.

Политическое развитие Италии в XVIII веке

Неаполь и Королевство обеих Сицилий.

Карл VII Бурбон правил в 1734-59 годах. При нем были проведены реформы в духе просвещенного абсолютизма, проводил которые Бернардо Тануччи. Тануччи был выходцем из бедной семьи, но получил образование в Пизе и в 1734 году вошел в правительство Неаполя. Тануччи полагал, что для укрепления Неаполя необходима централизация и урезание полномочий аристократии и духовенства. Первой целью своих реформ Тануччи избрал церковь. Тануччи запретил увеличение церковных земель, были сокращены налоговые привилегии церкви, отменено право церковной юрисдикции, была запрещена инквизиция, попытки Папства противодействовать были проигнорированы, неаполитанский архиепископ был отправлен в отставку, папские владения в Неаполе были аннексированы.

Для сокращения влияния дворянства Тануччи пытлся уравнять все сословия в праваах. Дворянство было урезано в своих привилегиях. Тануччи запретил тайные масонские ложи и вел преследования масонов.

Был ортменен ряд прямых налогов, взамен введен ряд косвенных. Налоговая нагрузка на крестьянство была снижена.

Евреям было разрешено вернуться в Неаполь, были отменены ограничения, сдерживавшие развитие производства. Велась поддержка текстильного производства. Был заключен ряд торговых договоров с многими государствами,в том числе и с Турцией, что обеспечило выгодные условия торговли. В университете Неаполя была открыта кафедра коммерции. Строились дороги,каналы, мосты,была расширена гавань Неаполя.

Итальянский язык был провозглашен официальным языком королевства.

При Карле VII начались раскопки Помпеи, причем раскопки впервые велись на научной основе, был издан отчет о раскопках.

В целом политика Карла пользовалась популярностью в населении, это был первый за долгое время монарх, который заботился об Италии.

В 1759 году Карл стал королем Испании, а престол был передан его старшему сыну Фердинанду IV, которому на тот момент было всего 8 лет, опекуном при нем был назначен Тануччи. Тануччи не пытался способствовать образованию Фердинанда, не желая терять свою власть.

В 1767 году Тануччи добился изгнания из Неаполя иезуитов и разорвал с Папой соглашение о ежегодных выплатах в казну Папства.

В 1768 году Фердинанда женили на Марии-Каролине, дочери Марии-Терезии, сестре Марии-Антуанетты, королевы Франции. Мария-Каролина получила великолепное образование, что позволило ей постепенно сосредотачивать власть в своих руках. Развернулась борьба между королевой, поддержанной Австрией и Тануччи, поддерживаемым Италией. В 1777 году Мария-Каролина вошла в королевский совет и отправила Тануччи в отставку. Королева постепенно взяла власть в свои руки, фаворитом которой стал ирландец сэр Джон Актон. Актон изначально занимался флотом в Тоскане, а затем был переманен в Неаполь, где был назначен морским министром, затем министром финансов, и, в итоге, главой правительства. Актона поддерживал английский посланник лорд Гамильтон. С этого времени Неаполь попал под английское влияние. При Актоне приоритетом стала модернизация армии и флота, было построено 150 кораблей, переоснащена армия для возможного противостояния Франции. Аналогичные реформы проводились на Сицилии.

Однако в целом реформы были половинчатыми, армия потребовала огромных затрат, что дестабилизировало финансовую систему. После революции во Франции и особенно после казни Марии-Антуанетты Неаполь вступил в антифранцузскую коалицию, что закончилось вторжением французских войск и свержением короля.

Австрийская Ломбардия и Тоскана в XVIII веке.

Ломбардия управлялась напрямую из Вены. Правление Марии-Терезии и Франца I – Франческо II. В этот период проводились те же реформы, что и в Австрии в тот преиод.

Была проведена налоговая реформа – переписана вся земельная собственность и введена единая шкала налогообложения. Была отменена система откупов. Было ограничено право на расширение церковных земель, ряд монастырей и орденов были закрыты, их земли конфискованы, инквизиция была запрещена.

Проводилась централизация управления.

Были отменены внутренние ограничения в экономике. В целом эта политика привела к активизации промышленной деятельности, повышению налогов.

Тоскана в XVIII веке также попала под контроль Австрии и при нем начались реформы, завершенные при Леопольде, Пьетро-Леопольдо I, его сыне. При нем были сняты ограничения на торговлю, ликвидированы внутренние таможни, отменены цеха, введена свободная продажа земли, все земли герцогского дома были размежеваны и выставлялись на продажу мелкими участками для крестьян, однако эти земли купила в основном буржуазия. Были проведены мелиоративные работы. Был принят новый уголовный кодекс, отменивший пытки и смертную казнь.

Однако влияние Папства сохранилось, а попытка введения в Тоскане конституции, по типу американской, не удалась.

В 1790 году Леопольд покинул Тоскану и становится королем Австрии и германским императором.

Сардинское королевство в XVIII веке.

Начало и 1 треть века были связаны с именем герцога Виктора Амадея II, при нем государство превратилось из второсортного итальянского герцогства в полноправное королевство. Виктор Амадей вступил на престол в 9 лет, в самом начале его правлении я произошел в 1680 году бунт, связанный с высокими ценами на соль. В 1684 году,когда ему исполнилось 18 лет он сам объявил об окончании регентства и в дальнейшем он показал себя как сильный правитель.

Савойя была вынуждена маневрировать между Францией и Испанией, а позднее Австрией. Первоначально союзником Савойи являлась Франция, некоторое время Савойя находилась под прямым давлением Людовика XIV, Людовик требовал изгнания из Савойи протестантов – гугенотов и вальденсов. В период девятилетней войны 1788=97 годов Савойя впервые выступила против Франции, в войне за испанское наследство савойский герцог перешел на сторону Австрии. Именно тогда герцогство стало сперва Сицилийским, а затем Сардинским королевством.

Во внутренней политике Виктор Амадей провел ряд реформ, способствовавших укреплению власти: была организована система интендантств, которые собирали налоги и управляли провинциями, была введена система секретариатов – внутренних дел, иностранных дел и военный. Была проведена военная реформа, создано ополчение, создан флот, необходимый для защиты островных владений, необходимость которого стала ясна после захвата Сицилии Испанией.

Сам Виктор Амадей II был аскетичным, не любившим роскоши, в Турине при нем были прекращены крупные праздники. В 1730 году Виктор Амадей передал престол своему второму сыну.

Следующим королем стал Карл Эммануил III, правивший в 1730-1773 годах. Он был полной противоположностью своему отцу. В 1731 году Виктор Амадей попытался вновь взять власть, но был арестован и в 1732 году умер. Карл Эммануил III в быту был полной противоположностью отцу, он тратил огромные средства на содержание двора.

Во внешней политике Карл Эммануил действовал подобно своему отцу, во время войны за австрийское наследство Сардиния сменила сторону несколько раз. Во внутренней политике он проводил политику меркантилизма, улучшал инфраструктуру, отменил привилегии духовенства, отменил крепостную зависимость.

В 1773 году на престол вступил Виктор Амадей III, правивший до 1798 года. При нем начинается явная деградация режима. Он не проводил крупных реформ, все его действия носили частный характер.

Во внутренней политике Виктор Амадей ориентировался на Людовика XV, он пытался провести военную реформу по прусскому образцу, но потерпел неудачу. После начала революции во Франции республиканские идеи стали проникать в королевство. Турин стал центром роялистской эмиграции. Виктор Амадей участвовал в антифранцузской коалиции, что закончилось аннексией Савойи, Ниццы и Пьемонта, Виктор Амадей удержал за обой только Сардинию.

Венеция в XVIII веке.

Венеция смогла удержаться от войн, объявив нейтралитет, правда, они не могли воспрепятствовать проходу войск воюющих государств. Венеция в 1714 году начала свою последнюю войну с Турцией, когда турки вторглись в Морею. В 1718 году был подписан Пожаревацкий мир, который закрепил отторжение Мореи. С этого периода и до вторжения Наполеона Венеция в войнах не участвовала.

Международное влияние Венеции продолжало падать, венецианская торговля достигла дна. Помимо Англии, Франции и Нидерландов, конкурентом Венеции стала Австрия, открывшая порт Триест. В Венеции с 1720 года до середины века не появлялось ни одного английского и голландского судна. Кроме того, Венеция не смогла модернизировать свой флот, основой флота Венеции оставались галеры, не способные конкурировать с голландскими флейтами и испанскими галеонами. В военном отношении Венецию спасало только то, что Турция также не обладала мощным флотом.

Главной проблемой Венеции стало пиратство, которое поддерживали австрийцы и турки и их вассалы из Африки. Венеция не могла более воевать с пиратами. В 1764-65 годах был заключен договор с Марокко и Триполи, по которому Венеция платила по 60 000 дукатов в год за безопасность своей торговли, что, однако не сильно помогло. В 1780-е годы венецианский флот смог нанести удар по Тунису и заставили его приструнить пиратов.

В Венеции продолжался кризис управления, сокращение торговли вело к обеднению населения, в том числе и патрициата. Во главе государства осталось несколько десятков семей из 2 500. Если ранее было почетным приобретение титула патриция, то в XVIII веке титулы патрициев практически не покупались. Все это вело к замыканию правящей верхушки, усилению социальной дифференциации. Патрициат препятствует проведению любых реформ в политике, экономике, торговле, была отвергнута также политика протекционизма и меркантилизма.

Во 2 половине XVIII века после окончания череды войн происходит некоторое оживление в Венеции. Однако Венеция стала только перевалочной базой иностранных купцов. Авторитет Венеции поддерживал только статус культурной столицы Италии и Европы. В XVIII веке начался период массового туризма в Венецию. В Венеции действовало 7 оперных театров, была развита игорная индустрия. Именно эта индустрия стала основным источником доходов, Венецию посещали даже короли – император Австрии и наследник престола Павел, будущий Павел I.

В целом Венеция не имела политического веса и не могла защитить себя и в 1797 году Венеция была поделена между Францией и Австрией. В 1814 году Венеция вошла в состав Австрии.

Экономическое развитие Италии в XVIII веке.

В первой половине века продолжался застой и спад в экономике Италии, фактически Италия достигла дна. Причиной этого были военные конфликты, разорявшие территории и поглощавшие огромные деньги. Итальянская буржуазия теряла доходы, не выдержав конкуренции с Англией и Францией. Практически повсеместно в Италии сохранялись пережитки средневековья. Основной формой земельного держания крестьян оставалась испольщина, когда крестьяне отдавали землевладельцу 50-75 % урожая.

Во 2 половине века после реформ и окончания войн начинается экономическое развитие Италии, наиболее ярко это проявилось в Ломбардии и Тоскане, где реформы проводились по австрийскому образцу. В Ломбардии начали появляться новые производства, возникли централизованные мануфактуры, прежде всего в текстильной, шелковой, шерстяной, бумажной промышленности. Количество рабочих увеличивалось за счет обедневшего крестьянства. Население Турина за XVIII век выросло в 2 раза – с 40 000 до 90 000 человек, население Неаполя достигло 400 000 человек. Новые мануфактуры возникали в Милане, Сардинском королевстве, Генуе и в Неаполе. Кризис продолжался в Венецианской республике, где по-прежнему наблюдался спад, в Лукке.

В сельском хозяйстве переворот происходит в Северной Италии, в долине реки По. Именно там начали внедряться новые методы агротехники, вводились новые культуры. Особенно ярко это проявлялось в Ломбардии, где площадь необрабатываемых земель сократилось в 4 раза, в Тоскане производство шелка выросло 15 раз,как и в Пьемонте, где он составлял 2/3 экспорта. В южной Италии в упадке находились Папское государство, Сардиния и Сицилия, где практически не было аграрных реформ.

Италия в экономике разделилась на активно развивающийся Север и застойный или деградирующий Юг.

В торговле сохранялись тенденции прошлого века. Не был создан единый внутренний рынок, сохранялись внутренние таможни, сохранялись различные денежные системы, системы мер и весов. Международная торговля находилась на низком уровне, крупнейшим портом Италии был Ливорно в Тоскане. В Генуе продолжала развиваться финансовая деятельность.

В целом Италия значительно отставала от всей Европы. Слабость экономики способствовала и политической слабости, что препятствовало объединению Италии.

Эпохой барокко называют в искусстве Италии XVII столетие. Этот стиль, ставший одним из доминирующих в европейской живописи, характеризуется чувственной полнокровностью мировосприятия, динамизмом художественных решений. С особой полнотой он раскрылся в масштабных градостроительных, архитектурных и живописных ансамблях. Многоликость итальянского искусства определяется разнообразием местных художественных традиций, но, как и в эпоху Ренессанса, в центре внимания художников остается образ человека.

Пьетро да Кортона, архитектор и художник, вошел в историю искусства как автор знаменитых циклов росписей, украсивших дворцы Рима и Флоренции. Его композиция «Возвращение Агари » является превосходным образцом станковой картины мастера, стремившегося придать стилю барокко почти классицистическую строгость решения.

Расцвет стиля барокко связан с творчеством неаполитанца Луки Джордано, работавшего в разных городах Италии и оказавшего влияние на многих художников. Присущие его работам динамика движения и внутренний пафос особенно полно раскрылись в алтарных образах, в циклах монументально-декоративных полотен и стенных росписях. Кисти этого выдающегося мастера в собрании Музея принадлежит несколько произведений, позволяющих судить о масштабе его дарования. Это полотна на аллегорические, евангельские и мифологические сюжеты — «Наказание Марсия», «Брак в Кане Галилейской », «Мучение св. Лаврентия ». Лучшим из них, без сомнения, является композиция «Любовь и пороки обезоруживают Правосудие ».

Несколькими работами представлена в экспозиции неаполитанская школа, отмеченная самобытностью развития. Политически Неаполитанское вице королевство находилось под властью испанской короны, что наложило свою печать и на развитие искусства. Картина Бернардо Каваллино «Изгнание Илиодора из храма », в которой своеобразно преломились академические традиции, и окрашенные драматизмом работы Андреа Ваккаро («Мария и Марфа ») и Доменико Гарджуло («Перенесение ковчега Завета царем Давидом в Иерусалим ») свидетельствуют о многообразии художественных поисков внутри отдельных школ.

Стиль барокко дал мощный импульс для расцвета пейзажа, натюрморта, жанровой картины в их неповторимом национальном итальянском варианте.

На рубеже XVII-XVIII веков перед искусством встает задача преодоления академизма, превратившегося в набор отвлеченных формул. В Болонье, этом оплоте академической традиции, Джузеппе Мария Креспи, умело используя игру светотени, по-новому решает религиозные («Святое Семейство ») и мифологические сюжеты («Нимфы, обезоруживающие амуров »), наполняя их живым человеческим чувством. Генуэзец Алессандро Маньяско, работавший в Милане, Флоренции, Болонье, опираясь на живописные традиции XVII века, развивал романтические тенденции. Черты гротеска присущи его необычным, написанным нервным подвижным мазком композициям со сценами из жизни монахов и странствующих актеров («Пейзаж с монахами », «Трапеза монахинь », «Ученая сорока »). И даже жизнеутверждающая мифологическая тема «Вакханалии » в интерпретации мастера наполняется чувством глубокой меланхолии. Это полотно художник исполнил в соавторстве с Клементе Спера, автором архитектурных руин.

Период нового подъема приходится на XVIII столетие, когда на итальянской почве утверждается стиль рококо, черты которого окрашивают произведения разных жанров — портрет (Сагрестани «Мужской портрет », Луиджи Креспи «Портрет девушки с корзиной цветов »), изображение сцен повседневной жизни (подражатель Лонги «Встреча прокуратора с женой »), картины на сюжеты из древней истории и мифологии (Крозато «Нахождение Моисея », Питтони «Смерть Софонисбы », Себастьяно Риччи «Сотник перед Христом »). Последний яркий период в истории итальянского искусства связан с Венецией, выдвинувшей в XVIII веке целую плеяду живописцев высочайшего уровня. Особое место среди них по праву занимает Джамбаттиста Тьеполо, выдающийся живописец своего времени, признанный мастер монументально-декоративной живописи, получавший многочисленные заказы из стран Европы. Его кисти принадлежит алтарная композиция «Мадонна с Младенцем и святыми», а также свободно исполненные эскизы «Смерть Дидоны » и «Двое святых ».

В разделе XVIII века большой интерес представляют работы римского живописца Панини («Бенедикт XIV посещает фонтан Треви »), который в жанре пейзажей с мотивами руин был предшественником столь высоко ценимого в России француза Юбера Робера.

В Венеции, чья чарующая красота никого не оставляла равнодушным, формируется особое направление пейзажной живописи — изображение города с его дворцами, каналами, площадями, заполненными пестрой живописной толпой. Полотна Каналетто, Бернардо Беллотто, Мариески, относящиеся к жанру архитектурной ведуты, завораживают иллюзорной точностью изображения, тогда как камерные работы Франческо Гварди, называемые пейзажи-каприччо, не столько воспроизводят реальные виды, сколько предлагают вниманию зрителя некий поэтический образ города.

Джанантонио Гварди, в отличие от младшего брата Франческо, получил известность как мастер композиций с фигурами на библейские, мифологические и исторические темы. В экспозиции представлена его картина «Александр Македонский у тела персидского царя Дария », признанная подлинным шедевром мастера. В век карнавала и блестящего расцвета музыки, виртуозно используя язык фактуры и цвета, Гварди создает незабываемую живописную симфонию, пронизанную живым движением человеческого чувства. На этой высокой ноте заканчивается период величайшего расцвета итальянского искусства, начало которому было положено эпохой Ренессанса.

Показать полный текст

Глава «Искусство Италии». Раздел «Искусство 17 века». Всеобщая история искусств. Том IV. Искусство 17-18 веков. Авторы: В.Е. Быков (архитектура), В.Н. Гращенков (изобразительное искусство); под общей редакцией Ю.Д. Колпинского и Е.И. Ротенберга (Москва, Государственное издательство «Искусство», 1963)

Победа феодально-католической реакции, экономические и политические потрясения, постигшие в 16 в. Италию, положили конец развитию культуры Возрождения. Наступление воинствующего католицизма на завоевания эпохи Возрождения ознаменовалось жесточайшими преследованиями людей передовой науки, попыткой подчинить искусство власти католической церкви. Инквизиция беспощадно расправлялась со всеми, кто прямо или косвенно выступал против догматов религии, против папства и духовенства. Изуверы в рясах отправляют на костер Джордано Бруно, преследуют Галилея. Тридентский собор (1545-1563) выносит специальные постановления, регламентирующие религиозную живопись и музыку, направленные на искоренение светского духа в искусстве. Основанный в 1540 г. орден иезуитов активно вмешивается в вопросы искусства, ставя искусство на службу религиозной пропаганде.

К началу 17 в. дворянство и церковь в Италии закрепляют свои политические и идеологические позиции. Положение страны по-прежнему остается тяжелым. Гнет испанской монархии, захватившей Неаполитанское королевство и Ломбардию, еще более усиливается, а территория Италии, как и раньше, остается ареной непрерывных войн и грабежей, особенно на севере, где сталкивались интересы испанских и австрийских Габсбургов и Франции (о чем свидетельствует, например, взятие и разграбление Мантуи императорскими войсками в 1630 г.). Раздробленная Италия фактически теряет свою национальную независимость, давно уже перестав играть активную роль в политической и экономической жизни Европы. В этих условиях абсолютизм мелких княжеств приобрел черты крайней реакционности.

Народный гнев против угнетателей прорывается в стихийных восстаниях. Еще в самом конце 16 в. замечательный мыслитель и ученый Томмазо Кампанелла стал во главе антииспанского заговора в Калабрии. Вследствие предательства восстание было предотвращено, а сам Кампанелла после страшных пыток был осужден на пожизненное заключение. В своем знаменитом сочинении «Город Солнца», написанном в тюрьме, он излагает идеи утопического коммунизма, отразившие мечту угнетенного народа о счастливой жизни. В 1647 г. вспыхивает народное восстание в Неаполе, а в 1674 г. в Сицилии. Особенно грозным было неаполитанское восстание, во главе которого встал рыбак Мазаньелло. Однако разрозненный характер революционных выступлений обрекал их на неудачу и поражение.

Бедственное положение народа резко контрастирует с бьющей через край роскошью земельной и денежной аристократии и сановного духовенства. Пышные празднества, карнавалы, строительство и украшение дворцов, вилл и церквей достигают в 17 в. небывалого размаха. Вся жизнь и культура Италии 17 в. сотканы из острых контрастов и непримиримых противоречий, находящих свое отражение в противоречиях прогрессирующей науки, в столкновении светской культуры и католической реакции, в борьбе условно-декоративных и реалистических тенденций в искусстве. Вновь вспыхнувший интерес к античности уживается с проповедью религиозных идей, трезвый рационализм мышления сочетается с тягой к иррациональному, мистическому. Одновременно с достижениями в области точных наук процветают астрология, алхимия, магия.

Папы, переставшие претендовать на роль ведущей политической силы в европейских делах и превратившиеся в первых владетельных государей Италии, используют тенденции к национальному объединению страны и централизации власти для усиления идеологического господства церкви и дворянства. Папский Рим становится центром не только итальянской, но и европейской феодально-католической культуры. Здесь формируется и расцветает искусство барокко.

Одной из главных задач художников барокко было окружение ореолом величия и кастового превосходства светской и церковной власти, пропаганда идей воинствующего католицизма. Отсюда характерное для барокко стремление к монументальной приподнятости, большому декоративному размаху, преувеличенному пафосу и нарочитой идеализации в трактовке образов. В искусстве барокко остро выступают противоречия между его социальным содержанием, призванным служить правящей верхушке общества, и необходимостью воздействия на широкие народные массы, между условностью образов и их подчеркнуто чувственной формой. В целях усиления выразительности образов мастера барокко прибегают к всевозможным преувеличениям, гиперболам и натуралистическим эффектам.

Гармонический идеал искусства Возрождения сменяется в 17 в. попыткой раскрытия образов через драматический конфликт, путем их психологического углубления. Это вело к расширению тематического диапазона в искусстве, к использованию новых средств образной выразительности в живописи, скульптуре и архитектуре. Но художественные завоевания искусства барокко были достигнуты ценой отказа от целостности и полноты мировосприятия людей Возрождения, ценой отказа от гуманистической содержательности образов.

Присущая искусству Возрождения автономия каждого вида искусства, их равноправное соотношение между собой теперь разрушается. Подчиняясь архитектуре, скульптура и живопись органически сливаются в одно общее декоративное целое. Живопись стремится иллюзорно расширить пространство интерьера; скульптурный декор, вырастая из архитектуры, переходит в живописную декорацию; сама архитектура то становится повышенно пластической, теряя строгую архитектонику, то, динамически формируя внутреннее и внешнее пространство, приобретает черты живописности.

В барочном синтезе искусств происходит не только слияние отдельных видов искусства, но и слияние всего художественного комплекса с окружающим его пространством. Скульптурные фигуры как живые выступают из ниш, свешиваются с карнизов и фронтонов; внутреннее пространство зданий продолжается с помощью иллюзионистически трактованных плафонов. Внутренние силы, заложенные в архитектурных объемах, как бы находят выход в примыкающих к зданию колоннадах, лестницах, террасах и решетках, в декоративных скульптурах, фонтанах и каскадах, в убегающих перспективах аллей. Природа, преображенная искусной рукой паркового декоратора, становится неотъемлемой частью барочного ансамбля.

Это стремление искусства к широкому охвату и всеобщему художественному преображению окружающей действительности, ограничившееся, однако, решением внешне декоративных задач, в какой-то мере созвучно передовому научному мировоззрению эпохи. Идеи Джордано Бруно о вселенной, ее единстве и бесконечности раскрывали новые горизонты человеческому познанию, по-новому ставили извечную проблему мира и человека. В свою очередь Галилей, продолжая традиции Эмпирической науки Возрождения, от исследования единичных явлений идет к познанию общих законов физики и астрономии.

Стиль барокко имел аналогии в итальянской литературе и музыке. Типичным явлением эпохи была напыщенная галантно-эротическая лирика Марине и порожденное им целое направление в поэзии, так называемый «маринизм». Тяготение художественной культуры 17 в. к синтетическому объединению различных видов искусства получило отклик в блестящем расцвете итальянской оперы и возникновении новых музыкальных жанров - кантаты и оратории. В римской опере 1630-х гг., то есть периода зрелого барокко, огромное значение приобретает декоративная зрелищность, подчиняющая себе и пение и инструментальную музыку. Пытаются даже ставить чисто религиозные оперы, полные экстатического пафоса и чудес, когда действие охватывает землю и небо, подобно тому как это делалось в живописи. Однако, как и литература, где маринизм столкнулся с классицистической оппозицией и осмеивался передовыми поэтами-сатириками, опера очень скоро выходит за рамки придворной культуры, выражая более демократические вкусы. Это сказалось в проникновении в оперу народных песенных мотивов и веселой занимательности сюжета в духе commedia dell"arte (комедии масок).

Таким образом, хотя барокко и является господствующим направлением для Италии 17 в., оно далеко не охватывает всего многообразия явлений культуры и искусства этого времени. Реалистическое искусство Караваджо, открывающее собой живопись 17 в., выступает как прямая противоположность всей эстетике барокко. Несмотря на неблагоприятные для развития реализма общественные условия, жанрово-реалистические тенденции в живописи дают о себе знать на всем протяжении 17 столетия.

Во всем итальянском изобразительном искусстве 17 в. можно назвать только двух великих мастеров общеевропейской значимости - Караваджо и Бернини. В ряде своих проявлений итальянское искусство 17 в. носит специфический отпечаток упадка общественной жизни, и весьма показательно, что Италия, раньше других стран выступившая с новой реалистической программой в живописи, оказалась несостоятельной в ее последовательном осуществлении. Несравненно более яркое, чем живопись, историческое значение имеет итальянская архитектура, которая наряду с французской занимает ведущее место в европейском зодчестве 17 века.

Центром развития нового искусства барокко на рубеже XVI- XVII столетий был Рим. Архитектура этого города в XVII в. пред­ставляется типичной для эпохи барокко.

Архитекторы барокко включают в целостный архитек­турный ансамбль не только отдельные сооружения и площади, но и улицы. Начало и конец улиц непременно отмечены какими-либо архитектурными (площади) или скульптурными (памятники) ак­центами. Доменико Фонтана применяет впервые в истории градо­строительства трехлучевую систему улиц. Обелиски и фонтаны, поставленные в точках схода лучевых проспектов и в их концах, создают почти театральный эффект уходящей вдаль перспективы. Принцип Фон­тана имел огромное значение для всего последующего европейского градостроительства.

В эпоху раннего барокко не столько были созданы новые типы дворцов, вилл, церквей, сколько усилен декоративный элемент. Интерьер многих ренессансных палаццо превратился в анфиладу пышных покоев, усложнился декор порталов.

Особого размаха достигла архитектура вилл с их богатым садово-парковым ансамблем. Цент­ральная подъездная дорога, парадный зал виллы и главная аллея парка по другую сторону фасада проходят по одной оси.

В период зрелого барокко, со второй трети XVII в., более пышным становится архитектурный декор. Украшается не только главный фасад, но и стены со стороны сада.

В культовом зодчестве зрелого барокко пластическая вырази­тельность и динамичность усиливаются. Прямые плоскости сменяются выгнутыми, чередование выгнутых и вогну­тых плоскостей также усиливает пластический эффект.

Самым тесным образом с архитектурой связана скульптура . Художни­ком, который соединял в себе дарование и того и другого, был Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680). В большой степени благодаря церквам, построенным по его проекту, католи­ческая столица и приобрела барочный характер (церковь Сант Андреа аль Квиринале, 1658-1678).

Ему принадлежит типичнейшее создание ба­рокко - ослепляющая декоративным богатством разнообразных материалов, безудержной художественной фантазией сень-киворий в соборе св. Петра (1657-1666).

Но главное создание Бернини - это грандиозная колоннада собора св. Петра и оформление гигантской площади у этого собора (1656-1667).

Бернини был не менее знаменитым скульптором. Но его образ Давида, например, звучит иначе, чем у Донателло, Вероккио или Микеланджело. Его тонкие губы упрямо сжаты, маленькие глаза зло сузились, фигура предельно динамична, тело почти повернуто вокруг своей оси.

В его алтарных образах, созданных с тем же декоративным блеском, что и другие скульптурные работы, языком барочной пластики (иллюзорная передача фактуры предметов, любовь к сочетанию разных матери­алов не только по фактуре, но и по цвету, театрализация действия, общая «живописность» скульптуры) всегда четко выражена опреде­ленная религиозная идея («Экстаз св. Терезы» в церкви Санта Мария делла Витториа в Риме).

В живописи Италии на рубеже XVI-XVII вв. возникают два главных художественных направления: одно связано с творчеством братьев Карраччи и получило наименование «болонского академиз­ма», другое - с искусством одного из самых крупнейших худож­ников Италии XVII в. Караваджо.

Аннибале и Агостино Карраччи и их двоюродный брат Лодовико в 1585 г. в Болонье основали «Академию направленных на истинный путь», в которой художники обучались по определенной программе. Принципы болонской Академии, которая явилась прообразом всех европейских академий будущего, прослеживаются на творче­стве самого талантливого из братьев - Аннибале Карраччи (1560- 1609). Карраччи тщательно изучал и штудировал натуру. Он считал, что натура несовершенна и ее нужно преобразить, облагородить для того, чтобы она стала достойным предметом изображения в соот­ветствии с классическими нормами. Аннибале Карраччи явился также создателем так называемого героического пейзажа, т. е. пейзажа идеализированно­го, выдуманного. Идеи Карраччи были развиты рядом его учеников (Гвидо Рени, Домени-кино и др.), в творчестве которых принципы академизма были почти канонизированы и распространились по всей Европе.

Микеланджело Меризи, прозванный Караваджо (1573-1610), - художник, давший наименование мощному реалистичес­кому течению в искусстве, которое обрело последователей во всей Западной Европе. Метод Караваджо был антиподом академизму, и сам художник бунтарски восставал против него, утверждая свои собст­венные принципы. Отсюда обращение (не без вызова принятым нормам) к необычным персонажам вроде картежников, шулеров, гадалок, разного рода авантюристов, изображениями которых Ка­раваджо положил начало бытовой живописи глубоко реалистиче­ского духа, сочетающей наблюдательность нидерландского жанра с ясностью и чеканностью формы итальянской школы.

Но главными для мастера остаются темы религиозные - алтарные образа, - которые Караваджо воплощает с истинно новаторской смелостью как жизненно достовер­ные. В «Евангелисте Мат­фее с ангелом» апостол похож на крестьянина.

У Караваджо сильная пластическая лепка фор­мы, он накладывает кра­ску большими, широкими плоскостями, выхватывая из мрака светом наиболее важные части компози­ции. Эта резкая светотень, контрастность цветовых пятен, крупные планы, ди­намичность композиции создают атмосферу внут­ренней напряженности, драматизма. Для зрелого творчества мастера характерны монументальность, величествен­ность композиций, скульптурность формы, классическая ясность рисунка. Вместе с тем градации света и тени становятся мягче, цветовые нюансы - тоньше, пространство - воздушнее («Успе­ние Марии», 1606).

Искусство Караваджо породило и истинных последователей его художественного метода, получившего название «караваджизма». Из наиболее серьезных его последователей в Италии можно назвать Креспи, Джентиллески, всех венецианских «тенебристов»; в Голлан­дии - Тербрюггена и вообще всю так называемую «утрехтскую школу кавараджистов». Влияние Караваджо испытали молодой Рембрандт, в Испании - Веласкес, Рибера, Сурбаран.

С 20-30-х годов в Италии начинается формирование стиля барокко, в основе которого лежала академическая система болонцев. Монументально-декоративная живопись Гверчино с его реали­стическими типажами и караваджистской светотенью, Пьетро ди Кортона, Луки Джордано, станковая живопись наиболее близкого Караваджо Бернардо Строцци, прекрасного колориста Доменико Фети, испытавшего сильное влияние Рубенса (как, впрочем, и Строцци); несколько позже, в середине века, появились блистатель­ные по своим колористическим достоинствам, мрачно-романтиче­ские композиции Сальватора Розы.

В последней трети XVII в. в искусстве итальянского барокко намечаются определенные изменения. В композициях, как монументально-де­коративных, так и станковых, все чаще побеждает холодность, риторичность, ложный пафос.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама