THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Ждем встречи с вами, трубачи

Комиссия «Духовые инструменты, ансамбли и оркестры» ММО со дня основания занимается активной пропагандой музыкального искусства, образования, творчества в сфере исполнительства на духовых инструментах. Своей многообразной деятельностью во всех составляющих - сольной, ансамблевой, оркестровой - члены комиссии и руководимые ими коллективы вносят вклад в воспитание и просвещение москвичей. Особая забота - расширение круга любителей духовой музыки, привлечение молодежи к коллективным формам музицирования. Постоянная работа ведется с контингентом детских музыкальных школ и детских школ искусств, много внимания уделяется специализированным и специальным музыкальным школам, средним и высшим музыкальным учебным заведениям.

Тесно взаимодействует комиссия с руководителями и координаторами различных молодежных творческих проектов – по линии Департамента культуры, Департамента молодежной и семейной политики, Комитета общественных связей г. Москвы. Интересные мероприятия проводятся с творческой комиссией ММО «Дети и музыка», дирекцией Московского фестиваля студенческого творчества «Фестос», Международным фондом В.Т. Спивакова, межрегиональным благотворительным фондом «Новые имена», Международным благотворительным фондом «Дети и музыка», Академией детского творчества; имеется постоянный контакт с проектом военно-оркестровой службы Московского военного округа Российской армии «Армия и дети».

Детские и юношеские духовые оркестры - постоянные участники различных творческих конкурсов, фестивалей, смотров, праздников духовой музыки, манифестаций. Особого внимания заслуживает то, что духовые оркестры – постоянные участники общегородских и общенациональных мероприятий патриотической направленности. Это празднование Дня Победы на Поклонной горе, участие в мероприятиях проекта «День города Москвы» и многих других.

Особое внимание творческая комиссия уделяет подготовке и участию студенческих концертных учебных оркестров музыкальных учебных заведений г. Москвы в Московском фестивале студенческого творчества «Фестос» в номинации «Классическая инструментальная музыка». Вот уже 16 лет духовые оркестры - постоянные участники фестиваля.

Следует отметить вклад в развитие искусства игры на духовых инструментах, в развитие оркестрового и ансамблевого исполнительства, в том числе и в рамках фестивального движения, залуженного деятеля искусств РФ, лауреата премии мэра г. Москвы, директора государственного училища (колледжа) духового искусства Рэма Гехта.

В городских мероприятиях все чаще принимают участие духовые оркестры других средних и высших музыкальных учебных заведений. Это духовой оркестр РАМ имени Гнесиных (художественный руководитель - заслуженный артист РФ, профессор В.Г. Лебусов); духовой оркестр ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова (художественный руководитель - заслуженный деятель искусств РФ, профессор Е.Д. Дубровин); духовой оркестр МГИМ имени А.Г. Шнитке (художественный руководитель - заслуженный работник культуры РФ, доцент А.М. Паутов); духовой оркестр Московского музыкального колледжа имени Гнесиных (художественный руководитель - заслуженный артист РФ В.И. Луценко); духовой оркестр МГУКИ (художественный руководитель - заслуженный работник культуры РФ, профессор А.Л. Дудин).

Эти оркестровые коллективы отличает слаженность звучания, чистота интонации, штриховая культура, разнообразие репертуара и, что особенно похвально, образцовый внешний вид и творческая дисциплина.

Налицо значительный профессиональный рост оркестров столичных ДМШ и ДШИ.

Их выступления проходят на различных концертных площадках столицы, все они хорошо укомплектованы, производят яркое художественное впечатление.

Комиссия не упускает из своего внимания развитие ансамблевого исполнительства в разных возрастных категориях. В жанре камерного ансамбля активное участие принимают дети и юноши, студенты средних и высших учебных заведений, артисты симфонических и духовых оркестров.

В 1961 году в ЦДРИ было основано Добровольное общество трубачей (ДОТ). Инициатором и председателем его стал выдающийся музыкант - Тимофей Александрович Докшицер. В то время это было единственное место, где собирались трубачи. Встречи проходили в малом и большом залах ЦДРИ. Кроме концертов устраивались творческие вечера, методические дискуссии, вечера воспоминаний.

У истоков этого движения были также профессора Московской консерватории С.Н. Еремин и Г.А. Орвид. Прошло несколько лет - и ДОТ было переименовано в Творческое объединение музыкантов-духовиков при ЦДРИ, а в 1990 году - в Ассоциацию музыкантов-духовиков ЦДРИ, которая существует и поныне.

За это время на сцене ЦДРИ прошло большое число концертов выдающихся мастеров, отчетных концертов многих вузов СССР, а потом и России. Гостями были духовики из Армении, Азербайджана, Узбекистана, Эстонии, Литвы, Белоруссии, Украины.

И сейчас Ассоциация музыкантов-духовиков ЦДРИ живет активной творческой жизнью: каждый год проводится 5−6 концертов, в которых наравне с маститыми музыкантами принимают участие и молодые таланты.

И всегда - праздник, радость общения. Председателем Ассоциации музыкантов-духовиков ЦДРИ многие годы является ученик Т.А. Докшицера - заслуженный артист РФ, профессор РАМ имени Гнесиных Вячеслав Михайлович Прокопов.

Секция духовой музыки ММО беспокоится и о развитии сольного исполнительства на деревянных, медных духовых и ударных инструментах. Задачи этого направления выполняются при взаимодействии с методическим кабинетом по учебным заведениям искусств и культуры Департамента культуры города Москвы, кафедрами и отделами духовых и ударных инструментов высших и средних музыкальных учебных заведений, специализированными ДМШ, отделами духовых и ударных инструментов ДМШ и ДШИ широкого профиля.

Особая забота - выявление и воспитание молодых талантов с помощью окружных и городских, региональных, всероссийских конкурсов и фестивалей, таких как Региональный конкурс юных трубачей имени Т.А. Докшицера, Московский конкурс юных трубачей имени М.И. Табакова, Открытый всероссийский конкурс юных исполнителей на духовых и ударных инструментах «Серебряные трубы» имени В.М. Блажевича, Открытый Международный конкурс исполнителей на деревянных и медных духовых инструментах «Учитель и ученик», посвященный 60-ле-тию творческой и педагогической деятельности академика И.Ф. Пушечникова, Открытый Всероссийский конкурс молодых исполнителей на медных духовых и ударных инструментах, Открытый фестиваль юных исполнителей на медных инструментах и брасс-ансамблей имени М.И. Табакова ЗАО г. Москвы, Открытый фестиваль юных кларнетистов и ансамблей духовых инструментов (МГДМШ имени И.О. Дунаевского) и другие.

Можно с удовлетворением отметить, что эти конкурсы и фестивали привлекли большое число участников и слушателей, показали рост исполнительского мастерства молодежи, ее неиссякаемый энтузиазм в этой сфере искусства.

Значительный интерес музыкальной общественности вызвало создание Московского клуба кларнетистов имени народного артиста РФ В.А. Соколова. Клуб работает на базе МГДМИ имени И.О. Дунаевского (директор школы - заслуженный работник культуры РФ А.Н. Краси). Президентом клуба избран народный артист РФ, профессор МГК имени П.И.Чайковского Р.О. Багдасарян.

К весомым достижениям в сфере пропаганды сольного исполнительства необходимо отнести проведение циклов концертов «Антология кларнета». Инициаторами, вдохновителями и участниками этого цикла являются народные артисты РФ, профессора РАМ имени Гнесиных А.А. Федотов и И.П. Мозговенко.

По инициативе ведущих профессоров МГК имени П.И. Чайковского, РАМ имени Гнесиных и творческой комиссии ММО «Духовые инструменты, ансамбли, оркестры» систематически проводятся памятные вечера, посвященные основателям российской школы игры на духовых инструментах и продолжателям их традиций: В.Н. Цыбину, Н.И. Платонову, С.В. Розанову, В.Н. Солодуеву, В.Г. Брандту, М.И. Табакову, Г.А. Орвиду, С.Н. Еремину, Т.А. Докшицеру, В.М. Блажевичу, Б.А.Дикову, К.М. Ладилову, В.А. Щербинину, М.М. Зейналову, А.М. Седракяну, А.К. Лебедеву, И.Б. Лифановскому, Ю.Н. Должикову, С.И. Леонову, Б.В. Афанасьеву, Ю.А. Усову и др. Стало доброй традицией проведение юбилейных концертов, посвященных педагогам и исполнителям, внесшим значительный вклад в развитие российского духового инструментального искусства.

Были проведены концерты, приуроченные к юбилейным датам И.Ф. Пушечникова, С.П. Попова, А.А. Федотова, И.П. Мозговенко, И.Е. Бутырского, Р.М. Гехта, Р.О. Багдасаряна, В.А. Новикова и др. На такие вечера приходит много музыкантов разных поколений, представителей общественности, обычных любителей музыки.

В связи со 150-летием ММО хочется отметить его роль и значение в музыкальной и общественной жизни Москвы.

ММО - инициатор многих фестивалей, конкурсов и других мероприятий, в которых участвуют музыканты-духовики.

По сути, ни одно важное событие в культурной жизни Москвы не обходится без участия представителей общества - это фестиваль «Фестос», Конкурс брасс-ансамблей в МГУКИ (2008) и многие-многие другие мероприятия. В настоящее время членами Московского музыкального общества являются многие музыканты-духовики, без которых нельзя представить культурную и общественную жизнь Москвы.

Анатолий Паутов

| | | | Сельский блюз | | | | | | | | | | | | |

Современный джаз / Modern jazz - Общее обозначение стилей возникших после окончания периода классического стиля и "Эры свинга" (с конца 30-х гг. до настоящего времени). Первым стилем современного джаза считается боп.

Соул / Soul (англ. душа) - Соул-музыкой в широком смысле иногда называют всю негритянскую музыку, связанную с блюзовой традицией. Под этим понятием подразумевают также стиль вокальной негритянской музыки, возникший после второй мировой войны на базе ритм-энд-блюза и традиций госпел-сонга. Соул-джаз представляет собой разновидность хард-бопа, развившуюся на основе исполнительского стиля фанки. Для него тоже характерна ориентация на традиции блюза и афроамериканского фольклора.

Спиричуэл / Spiritual (англ. духовный) - Архаический духовный жанр хорового пения североамериканских негров. Предположительно происходит от одноголосых фольклорныхных негритянских песен-гимнов, исполнявшихся в респонсорной манере еще на заре колониальной эпохи, а в ХIХ в. развившихся в самобытную законченную форму многоголосия под влиянием христианской псалмодии белых переселенцев. Изучение спиричуэла и блюза фольклористами, начавшееся приблизительно в середине XIX в., способствовало пробуждению общественного интереса к негритянской музыке и возникновению многочисленных профессиональных хоров и вокальных ансамблей, исполнявших спиричуэлы. На этой основе сложилась концертная разновидность спиричуэла - задолго до концертных форм блюза и инструментального джаза. В негритянском фольклорном спиричуэле обнаруживаются многие характерные выразительные средства американской музыки: импровизация, респонсорная техника, офф-бит, лабильное интонирование ("блюзовые тоны", шаут-эффекты, офф-питч, дерти-тоны) и др. сочетающиеся с европейской гармонической основой и заимствованной из христианского гимна мелодией. Как и блюз, спиричуэл считается одним из главных истоков джаза.

Стомп / Stomp (англ. топтать) - 1. Архаический фольклорный танец североамериканских негров, содержащий характерные остинатные ритмические фигуры, исполняемыев быстром темпе. 2. Широко используемый в джазе прием, основанный на эпизодическом проведении остинатно повторяемых моделей (мелодических, гармонических, акцентно-ритмических, фактурных), которые, ввиду их несоответствия основной фразировке, временно нарушают ее естественную логику, динамизируя музыкальное изложение, насыщая его внутренней конфликтностью. Модель, применяемая в этих целях, носит название "стомп-паттерн", а техника ее применения - стомпинг. Типичная для стиля свинг разновидность мелодического стомпа - рифф.

Стоп-тайм / Stop time (англ. остановка, перерыв) - Внезапное прекращение равномерной метрической пульсации (граунд-бита) и ансамблевого звучания с их возобновлением через определенное время. Во время образующихся пауз солист, как правило, исполняет короткие импровизационные вставки (брейки). Характерный прием респонсорной техники джаза.

Страйд-стиль / Stride style (Stride piano style) (от англ. stride большой шаг) - Техника фортепиаиного сопровождения мелодии, связанная с партией левой руки пианиска, в которой постоянно чередуются басовые звуки (на первой и третьей долях четырехдольного размера) и аккорды (на второй и четвертой долях). При этом левая рука музыканта перебрасывает ("шагает") через одну-две октавы. Страйд-манера была разработана пинистами регтайма, а затем получила дальнейшее развитие в различных стилях фортепианного джаза.

Стрит-край / Sreet cry (англ. уличный выкрик) - Архаический фольклорный жанр. Тип городской сольной трудовой песни уличных разносчиков. В афроамериканской народной музыке представлен множеством разновидностей - от коротких декламационных выкриков и небольших мелодических попевок до развернутой песенной строфической формы из нескольких куплетов с вполне законченной и развитой мелодией.

Стэйдж-бэнд / Stage band (англ. сценический оркестр) - Тип студенческого оркестра, организованного для концертных выступлений.

Основные сведения Альт (альтгорн) - духовой медный музыкальный инструмент из семейства саксгорнов. Из-за достаточно тусклого и невыразительного звука сфера применения альта ограничивается духовыми оркестрами, где он исполняет, как правило, средние голоса. Диапазон альта - от A до b1 (ля большой октавы - си-бемоль первой). Видео: Альт (альтгорн) на видео + звучание Благодаря этим видео Вы


Основные сведения Валторна (нем. waldhorn (лесной рог), итал. corno, англ. french horn, фр. cor) - духовой медный музыкальный инструмент басово-тенорового регистра. Валторна используется в симфоническом и духовом оркестрах, а также как ансамблевый и сольный инструмент. Происхождение Валторна произошла от охотничьего сигнального рога, в оркестр вошла в середине XVII века. До 1830-х годов, подобно другим медным


Основные сведения Геликон (от греч. helix - витой, изогнутый) - самый низкий по звучанию духовой медный музыкальный инструмент. Геликон применяется только в военных оркестрах. Он удобен для использования в армии тем, что музыкант может играть на нём, например, сидя верхом на лошади - изогнутая трубка геликона вешается на левое плечо, и руки играющего остаются свободными.


Основные сведения Горн (от нем. horn - рог) - духовой медный музыкальный инструмент, родоначальник всех медных духовых инструментов. Устройство Горн напоминает трубу, но в нём отсутствует вентильный механизм, отчего его исполнительные возможности резко ограничены: горн может воспроизводить ноты только в пределах гармонических созвуков. Высота звука при игре на горне может регулироваться только с помощью амбушюра.


Основные сведения Карнай - узбекский народный духовой медный музыкальный инструмент, по принципу звукоизвлечения относящийся к медным. Широко распространён в Иране, Такджикистане и Узбекистане. Карнай представляет собой длинную, иногда более двух метров, обычно несогнутую трубу. По регистру и тембру близок тромбону. На карнае характерно исполнение боевых или торжественных сигналов. Инструмент обладает мощным и сильным звуком. В


Основные сведения Корнет (итал. cornetto - рожок) или корнет-а-пистон (фр. cornet a pistons - рожок с пистонами) - духовой медный музыкальный инструмент, напоминающий трубу, но имеющий более широкую и короткую трубку и снабжённый не вентилями, а пистонами. Устройство, применение Диапазон действительного звучания корнета совпадает с диапазоном трубы - от e (ми малой октавы) до c3


Основные сведения Почтовый рожок - цилиндрический духовой медный или латунный музыкальный инструмент с мундштуком, без клапанов или вентилей, служивший для подачи сигналов о прибытии или отправлении пешим или конным почтальоном и ставший международным символом почты. Почтовый рожок был предшественником корнет-а-пистона. Происхождение, история Почтовый рожок восходит к рогу мясников (гуртовщиков), которые, дуя в рог, оповещали о


Основные сведения Саксгорны - семейство медных духовых музыкальных инструментов с широкой мензурой. Это хроматические инструменты овальной формы, у которых трубка постепенно расширяется от мундштука к раструбу (в отличие от традиционных медных духовых, имеющих в основном цилиндрическую трубку). Саксгорны были сконструированы Адольфом Саксом во второй четверти XIX века. Саксгорны образуют семейство, в которое входят: альт; тенор;


Основные сведения Серпент (франц. serpent — змея) - старинный духовой медный музыкальный инструмент, предок нескольких современных духовых инструментов. Свое название получил благодаря изогнутой форме. Устройство Ствол серпента с коническим каналом без раструба, обычно с 6 пальцевыми отверстиями, обтянут кожей. Изготовлялся серпент из разнообразных материалов: дерево, медь, цинк. Имел мундштук, очень похожий на мундштуки современных медных


Основные сведения Тромбон (итал. trombone - большая труба) - духовой медный музыкальный инструмент басово-тенорового регистра. Тромбон известен с XV века. От других медных духовых инструментов отличается наличием кулисы - особой передвижной U-образной трубки, с помощью которой музыкант изменяет объём заключённого в инструменте воздуха, таким образом, достигая возможности исполнять звуки хроматического звукоряда (на трубе, валторне и




THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама