THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Рождественская открытка с Г.-Х. Андерсеном. Иллюстратор Клаус Беккер - Ольсен

Биография Ганса Христиана Андерсена – история мальчика из бедной семьи, который благодаря своему таланту прославился на весь мир, дружил с принцессами и королями, но всю жизнь оставался одиноким, испуганным и обидчивым

Один из величайших сказочников человечества обижался даже на то, что его называют «детским писателем». Он утверждал, что его произведения адресованы всем и считал себя солидным, «взрослым» писателем и драматургом.


2 апреля 1805 года в семье башмачника Ганса Андерсена и прачки Анны Мари Андерсдаттер в городе Оденсе, расположенном на одном из датских островов – Фюне, родился единственный сын – Ганс Христиан Андерсен.

Деда Андерсена, Андерса Хансена, резчика по дереву, считали в городе сумасшедшим. Он вырезал странные фигурки полулюдей-полуживотных с крыльями.

Бабушка Андерсена-старшего рассказала ему о принадлежности их предков к «высшему обществу». Исследователи не нашли подтверждений этой истории в родословной сказочника.

Возможно, Ганс Христиан полюбил сказки благодаря своему отцу. В отличие от своей жены, тот знал грамоту, и читал сыну вслух разные волшебные истории, в том числе – «Тысячу и одну ночь».

Существует также легенда о королевском происхождении Ганса Христиана Андерсена. Он якобы был незаконным сыном короля Кристиана VIII.

В ранней автобиографии сам сказочник писал о том, как в детстве играл с принцем Фритсом, будущим королём Фредериком VII, сыном Кристиана VIII. У Ганса Христиана, по его версии, не было друзей среди уличных мальчишек – только принц.

Дружба Андерсена с Фритсом, утверждал сказочник, продолжилась и во взрослом возрасте, до самой смерти короля. Писатель рассказывал, что он был единственным человеком, за исключением родственников, кого допустили к гробу покойного.

Отец Ганса Христиана умер, когда тому было 11 лет. Мальчика отправили учиться в школу для бедных детей, которую он посещал время от времени. Он подрабатывал подмастерьем у ткача, затем у портного.

С самого детства Андерсен был влюблен в театр и нередко разыгрывал кукольные представления у себя дома.

Витая в собственных сказочных мирах, он рос чувствительным, ранимым мальчиком, ему тяжело давалась учёба, а не самая эффектная внешность почти не оставляла шансов на театральный успех.

В 14 лет Андерсен отправился в Копенгаген, чтобы стать знаменитым, и со временем это ему удалось!


Однако, успеху предшествовали годы неудач и ещё большей бедности, чем та, в которой он жил в Оденсе.

У юного Ганса Христиана было прекрасное сопрано. Благодаря ему, его взяли в хор мальчиков. Вскоре его голос стал меняться и его уволили.

Он попытался стать танцором в балете, но тоже не преуспел. Долговязый, нескладный с плохой координацией – танцор из Ганса Христиана получился никудышный.

Он попробовал заниматься физическим трудом – опять без особого успеха.

В 1822 году семнадцатилетнему Андерсену наконец-то повезло: он познакомился с Йонасом Коллином (Jonas Collin) – директором Королевского Датского театра (De Kongelige Teater). Ганс Христиан в то время уже пробовал свои силы в сочинительстве, писал он, правда, в основном стихи.

Йонас Коллин был знаком с творчеством Андерсена. По его мнению, у молодого человека были задатки большого писателя. Он смог убедить в этом короля Фредерика VI. Тот согласился частично оплатить образование Ганса Христиана.

Следующие пять лет молодой человек учился в школах в Слагельсе (Slagelse) и Хельсингёра (Helsingør). Оба расположены недалеко от Копенгагена. Замок Хельсингёра всемирно известен, как место

Ганс Христиан Андерсен не был выдающимся учеником. К тому же, он был старше своих одноклассников, они дразнили его, а учителя смеялись над сыном неграмотной прачки из Оденсе, который собирался стать писателем.

Вдобавок, как предполагают современные исследователи, у Ганса Христиана, скорее всего, была дислексия. Вероятно, именно из-за неё он плохо учился и писал до конца жизни по-датски с ошибками.

Андерсен называл годы учёбы самым горьким временем своей жизни. Каково ему приходилось прекрасно описано в сказке «Гадкий утёнок».


В 1827 году из-за постоянных издевательств Йонас Коллин забрал Ганса Христиана из школы в Хельсингёре и перевёл на домашнее обучение в Копенгагене.

В 1828 году Андерсен сдал экзамен, свидетельствовавший о завершении им среднего образования и позволявший продолжить обучение в Копенгагенском университете.

Годом позже к молодому писателю пришёл первый успех после публикации рассказа, комедии и нескольких стихотворений.

В 1833 году Ганс Христиан Андерсен получил королевский грант, который позволил ему отправиться в путешествие. Следующие 16 месяцев он провёл в поездке по Германии, Швейцарии, Италии и Франции.

Италия особенно полюбилась датскому писателю. За первым путешествием последовали другие. Всего на протяжении жизни он примерно 30 раз отправлялся в длительные заграничные поездки.

В общей сложности он провёл в путешествиях около 15 лет.

Многие слышали фразу «путешествовать значит жить». Не все знают, что это – цитата из Андерсена.

В 1835 году вышел первый роман Андерсена «Импровизатор», ставший популярным сразу же после публикации. В этом же году был напечатан сборник сказок, тоже заслуживший похвалы читающей публики.

Четыре сказки, включённые в книгу, были написаны для маленькой девочки по имени Иде Тиеле, дочери секретаря Академии художеств. Всего Ганс Христиан Андерсен опубликовал около 160 сказок – несмотря на то, что сам не был женат, не имел, и не особенно любил детей.

В начале 1840-ых годов писатель начал приобретать известность за рубежами Дании. Когда в 1846 году он приехал в Германию, а следующем году – в Англию его принимали там уже, как иностранную знаменитость.

В Великобритании сына башмачника и прачки приглашали на великосветские приёмы. На одном из них он познакомился с Чарльзом Диккенсом.

Незадолго до смерти Ганса Христиана Андерсена его признали в Англии величайшим из живущих писателей.

Между тем, в викторианскую эпоху, его произведения публиковались в Великобритании не в переводах, а в «пересказах». В оригинальных сказках датского писателя много печали, насилия, жестокости и даже смерти.

Они не соответствовали представлениям британцев второй половины XIX века о детской литературе. Поэтому, перед публикацией на английском языке из произведений Ганса Христиана Андерсена изымали наиболее «недетские» фрагменты.

По сей день в Великобритании книги датского писателя выходят в двух сильно отличающихся друг от друга вариантах – в классических «пересказах» викторианской эпохи и в более современных переводах, соответствующих исходным текстам.


Андерсен был высок ростом, худощав и сутул. Он любил ходит в гости и никогда не отказывался от угощения (возможно, сказывалось голодное детство).

Однако, он и сам был щедр, угощал друзей и знакомых, приходил им на выручку и старался не отказывать в помощи даже незнакомцам.

Характер при этом у сказочника был весьма скверный и тревожный: он боялся ограблений, собак, потери паспорта; боялся погибнуть в огне, поэтому всегда возил с собой веревку, чтобы во время пожара выбраться через окно.

Ганс Христиан Андерсен всю жизнь мучился от зубной боли, и всерьёз считал, что от количества зубов во рту зависит его плодовитость как автора.

Сказочник боялся отравления – когда скандинавские дети скинулись на подарок любимому писателю и прислали ему самую большую в мире коробку шоколадных конфет, тот в ужасе отказался от гостинца и отправил его своим племянницам (о том, что детей он не особенно любил мы уже упоминали).


В середине 1860-ых годов Ганс Христиан Андерсен стал обладателем автографа русского поэта Александра Пушкина.

Путешествуя по Швейцарии, он в августе 1862 года познакомился с дочерьми русского генерала Карла Мандерштерна. В своём дневнике он описывал частые встречи с молодыми женщинами, во время которых они много говорили о литературе и искусстве.

В письме от 28 августа 1868 года Андерсен писал: «Я рад знать, что мои произведения читаются в великой, могучей России, чью цветущую литературу я частично знаю, начиная от Карамзина до Пушкина и вплоть до новейшего времени».

Старшая из сестёр Мандерштерн, Елизавета Карловна, пообещала датскому писателю раздобыть для его коллекции рукописей автограф Пушкина.

Своё обещание она смогла выполнить спустя три года.

Благодаря ей, датский писатель стал обладателем страницы из тетради, в которую в 1825 году, готовя к публикации свой первый сборник стихотворений, Александр Пушкин переписал несколько отобранных им произведений.

Находящийся ныне в собрании рукописей Андерсена в Копенгагенской королевской библиотеке пушкинский автограф – всё, что сохранилось от тетради 1825 года.


Среди друзей Ганса Христиана Андерсена были и королевские особы. Точно известно, что ему покровительствовала датская принцесса Дагмар, будущая императрица Мария Фёдоровна, мать последнего российского императора Николая Второго.

Принцесса была очень добра к пожилому писателю. Они подолгу разговаривали, гуляя по набережной.

Ганс Кристиан Андерсен был среди тех датчан, кто провожал её в Россию. После расставания с юной принцессой он записал в своем дневнике: «Бедное дитя! Всевышний, будь милостив к ней и милосерден. Страшна её судьба».

Предвидение сказочника сбылось. Марии Фёдоровне было суждено пережить умерших страшной смертью мужа, детей и внуков.

В 1919 году ей удалось покинуть охваченную гражданской войной Россию. Она скончалась в Дании в 1928 году.

У исследователей биографии Ганса Христиана Андерсена нет однозначного ответа на вопрос о его сексуальной ориентации. Он, несомненно, хотел нравится женщинам. Однако, известно, что он влюблялся в девушек, с которыми у него не могли возникнуть отношения.

Кроме того, он был очень застенчив и неловок, особенно в присутствии женщин. Писатель знал об этом, что только усиливало его неловкость при общении с противоположным полом.

В 1840 году в Копенгагене он встретил девушку по имени Дженни Линд. 20 сентября 1843 года он записал в своем дневнике «Я люблю!». Он посвящал ей стихи и писал для неё сказки. Она же обращалась к нему исключительно «братец» или «дитя», хотя ему было под 40, а ей – всего 26 лет. В 1852 Дженни Линд вышла замуж за молодого пианиста Отто Гольдшмидта.

В 2014 году в Дании было объявлено о том, что найдены ранее неизвестные письма Ганса Христиана Андерсена

В них писатель призновался своему давнишнему другу Кристиану Войту, что на несколько поэм, написанных им после замужества Риборг, его вдохновили чувства к девушке, которую он называл любвью всей своей жизни.

Судя по тому, что письмо от Риборг он носил в мешочке на шее до самой своей смерти, Андерсен действительно любил девушку на протяжении всей жизни.

Другие известные личные письма сказочника позволяют предположить, что у него могла быть связь с датским балетным танцором Харальдом Шарффом (Harald Scharff). Известны также комментарии современников по поводу их предполагаемых отношений.

Однако, не существует доказательств бисексуальности Ганса Христиана Андерсена – и невелика вероятность того, что они когда-нибудь появятся.

Писатель и по сей день остаётся загадкой, уникальной личностью, чьи мысли и чувства были и остаются окутанными тайной.

Андерсен не хотел иметь своего дома, особенно он боялся мебели, а из мебели больше всего – кроватей. Писатель опасался, что кровать станет местом его кончины. Отчасти его страхи оправдались. В возрасте 67 лет он упал с кровати и получил сильные травмы, которые лечил ещё три года, до самой смерти.

Считается, что в старости Андерсен стал еще более экстравагантен: проводя много времени в публичных домах, он не прикасаясь к работавшим там девушкам, а просто разговаривал с ними.

Хотя со дня кончины сказочника прошло почти полтора века, на его родине до сих пор время от времени находят ранее неизвестные документы, рассказывающие о его жизни, письма Ганса Христиана Андерсена

В 2012 году в Дании нашли неизвестную прежде сказку под названием «Сальная свечка».

«Это сенсационное открытие. С одной стороны, потому, что это, скорее всего, самая первая сказка Андерсена, с другой стороны, она показывает, что он интересовался сказками ещё в юном возрасте, до того, как стал писателем», – сказал о находке специалист по творчеству Андерсена Эйнар Стиг Аскгор из городского музея города Оденсе.

Он же предположил, что обнаруженная рукопись «Сальная свечка» была создана сказочником ещё в школе – около 1822 года.


Проект первого памятника Гансу Христиану Андерсену начали обсуждать ещё при его жизни.

В декабре 1874 года в связи с приближавшимся семидесятилетием сказочника было объявлено о планах установить его скульптурное изображение в Королевском саду замка Розенборг, где он любил гулять.

Была собрана комиссия и объявлен конкурс проектов. 10 участников предложили в общей сложности 16 работ.

Победил проект Аугуста Собюэ. Скульптор изобразил сказочника, сидящим в кресле в окружении детей. Проект вызвал возмущение Ганса Христиана.

«Я и слова не мог бы сказать в такой атмосфере», – заявил писатель Аугусту Собюэ. Скульптор убрал детей, и Ганс Христиан остался в одиночестве – с одной лишь книгой в руках.

Ганс Христиан Андерсен умер 4 августа 1875 года от рака печени. День похорон Андерсена был объявлен в Дании днём траура.

На прощальной церемонии присутствовали члены королевской семьи.

Находится на кладбище Ассистэнс в Копенгагене.

Сказки для детей пишут писатели-сказочники, имеющие впечатлительную творческую натуру и тонкую душевную организацию. Чрезвычайно важно донести до ребенка доступным для его понимания языком простые истины, общечеловеческие моральные ценности. Ведь прочувствованные эмоции, впечатления, которые малыш получает в раннем возрасте, откладываются в его сердце на всю жизнь. Добрые сказки - достойное основание, важнейший этап, который преодолевает каждый растущий индивидуум, осознавая мотивы поступков, задумываясь о последствиях.

Авторская сказка

Сказки, которые создают писатели-сказочники, могут быть самостоятельной волшебной историей, придуманной автором, а могут представлять собой переложенный на поэтический или литературный манер фольклорный сюжет. Авторские литературные сказки - это не только фантастические волшебные истории, это познание мира, определенное наставление юному читателю, доверительная беседа между представителями старшего и младшего поколений. Писатели-сказочники, фамилии которых будут перечислены ниже, творили не просто увлекательные сюжеты, их произведения насыщены ценными воспитательными моментами. Таковы волшебные истории Толстого, «Денискины рассказы» Виктора Драгунского.

Особый стиль

Но даже среди признанных классиков жанра есть особенные детские писатели-сказочники, стиль повествования и оригинальные которых ни с кем не перепутаешь. Например, Виталий Бианки. Практически каждый соотечественник читал или слышал его рассказы о природе, которые ненавязчиво и трепетно воспитывают любовь к окружающему миру, растениям и животным. Необходимо и упомянуть П.П. Бажова и его уникальные творения: «Серебряное копытце», «Золотой волос», «Малахитовая шкатулка», «Хозяйка медной горы», «Каменный цветок», «Две ящерки». Вспоминая этих выдающихся сказочников, можно с уверенностью сказать: создатели авторских сказок являются первыми учителями детей, которых они помнят и ценят.

Сказки классиков


Вечное литературное наследие

Сказки, которые подарили человечеству писатели-сказочники, - это литературное наследие, объединяющее всех жителей планеты. Люди из разных стран читают разные произведения, но сказки классиков в детстве читают абсолютно все. Мы обычно не запоминаем название киноленты, просмотренной накануне зато название и помним всю жизнь, несмотря на то, что читали их в раннем детстве. А все потому, что эти произведения были удивительно познавательными, учили лучшим человеческим качествам, принципам морали. Писатели-сказочники, фамилии которых нам известны с раннего детства, создали верное средство в воспитании детей, которое выдержало проверку временем. Именно поэтому чрезвычайно важно правильно выбирать сказки для прочтения ребенка, потому что это крепкая основа для эстетического и морального развития личности малыша. Впрочем, и для взрослых сказки до сих пор весьма поучительны и актуальны.

Дверь в страну чудес

Писатели-сказочники создают не только волшебное средство познания мира, они приоткрывают своеобразную дверь в страну чудес, помогают поверить в чудо, используя личный творческий метод, предлагая авторские интерпретации народных сказочных мотивов. Именно это помогает осознать важность данного жанра и его неоценимый вклад в мировую литературу.

Датский прозаик и поэт — автор всемирно известных сказок для детей и взрослых. Его перу принадлежат «Гадкий утёнок», «Новое платье короля», «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине», «Оле Лукойе», «Снежная королева» и многие другие произведения.

Сказочник постоянно боялся за свою жизнь: Андерсена пугала вероятность ограбления, собаки, возможность потерять паспорт.

Больше всего писатель опасался огня. Из-за этого автор «Гадкого утёнка» всегда носил с собой веревку, с помощью которой в случае пожара можно было выбраться через окно на улицу.

Также Андерсена всю жизнь мучил страх отравления. Есть легенда, согласно которой дети, любившие творчество датского сказочника, купили подарок своему кумиру. По иронии ребята прислали Андерсену коробку шоколадных конфет. Сказочник ужаснулся, увидев подарок детей, и переслал его своим родственникам.

Ганс Христиан Андерсен. (nacion.ru)

В Дании существует легенда о королевском происхождении Андерсена. Связано это с тем, что в ранней автобиографии сам автор писал о том, как в детстве играл с принцем Фритсом, впоследствии — королём Фредериком VII, и у него не было друзей среди уличных мальчишек. Только принц. Дружба Андерсена с Фритсом, согласно фантазии сказочника, продолжалась и во взрослом возрасте, до самой смерти последнего, и, со слов самого писателя, он был единственным, за исключением родственников, кто был допущен к гробу покойного.

Шарль Перро

Однако всемирную известность и признание потомков принесли ему не серьезные книги, а прекрасные сказки «Золушка», «Кот в сапогах», «Синяя Борода», «Красная шапочка», «Спящая красавица».


Источник: twi.ua

Свои сказки Перро издал не под собственным именем, а под именем своего 19-летнего сына Перро д’Арманкура. Дело в том, что в культуре XVll века во всей Европе, а особенно во Франции, господствовал классицизм. Это направление предусматривало жесткое деление на «высокие» и «низкие» жанры. Можно предположить, что писатель скрывал собственное имя, чтобы уберечь свою уже сложившуюся литературную репутацию от обвинений в работе с «низким» жанром сказки.

Из-за этого факта уже после смерти Перро постигла участь и Михаила Шолохова: его авторство начали оспаривать литературоведы. Но общепринята до сих пор версия о самостоятельном авторстве Перро.

Братья Гримм

Якоб и Вильгельм, — исследователи немецкой народной культуры и сказочники. Они родились в городе Ханау. Долгое время жили в городе Кассель. Изучали грамматику германских языков, историю права и мифологию.

Такие сказки братьев Гримм, как «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов» и «Рапунцель» известны всему миру.


Братья Гримм. (history-doc.ru)


Для немцев этот дуэт — олицетворение исконно народной культуры. Писатели собирали фольклор и опубликовали несколько сборников под названием «Сказки братьев Гримм», которые стали весьма популярными. Также братья Гримм создали книгу о германском средневековье «Немецкие легенды».

Именно братья Гримм считаются основателями немецкой филологии. В конце жизни они занялись созданием первого словаря немецкого языка.

Павел Петрович Бажов

Писатель родился в городе Сысерти Екатеринбургского уезда Пермской губернии. Окончил духовное училище Екатеринбурга, а позже Пермскую духовную семинарию.

Работал педагогом, политработником, журналистом и редактором уральских газет.

Павел Петрович Бажов. (zen.yandex.com)

В 1939 году был издан сборник сказок Бажова «Малахитовая шкатулка». В 1944 году «Малахитовая шкатулка» вышла в Лондоне и Нью-Йорке, потом в Праге, в 1947-м — в Париже. Произведение переведено на немецкий, венгерский, румынский, китайский, японский языки. Всего, по сведениям библиотеки им. Ленина, — на 100 языков мира.

В Екатеринбурге находится дом-музей Бажова, посвященный жизни и творческому пути писателя. Именно в этом помещении автор «Малахитовой шкатулки» написал все свои произведения.

Астрид Линдгрен

Сказочные произведения близки к народному творчеству, в них ощутима связь фантазии с правдой жизни. Астрид — автор ряда всемирно известных книг для детей, в их числе «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» и «Пеппи Длинный чулок». На русском языке её книги стали известны благодаря переводу Лилианны Лунгиной.


Астрид Линдгрен. (wbkids.ru)

Почти все свои книги Линдгрен посвятила детям. «Я не писала книг для взрослых и думаю, что никогда не стану этого делать», — решительно заявляла Астрид. Она вместе с героями книг учила детей, что «Если жить не по привычке, целой жизнью будет день!».

Сама писательница всегда называла своё детство счастливым (в нём было много игр и приключений, перемежавшихся с работой на хуторе и в его окрестностях) и указывала на то, что именно оно служит источником вдохновения для её творчества.

В 1958 году Линдгрен получила медаль Ганса Христиана Андерсена, которую приравнивают к Нобелевской премии в детской литературе.

Линдгрен прожила долгую жизнь, 94 года, из которых 48 лет до самой смерти она продолжала заниматься творчеством.

Редьярд Киплинг

Известный писатель, поэт и реформатор, родился в Бомбее (Индия). В возрасте 6 лет его привезли в Англию, те годы он называл позже «годами страдания». Когда писателю было 42 года, ему присудили Нобелевскую премию. До сих пор он остается самым молодым писателем-лауреатом в своей номинации. Также он стал первым англичанином, который получил Нобелевскую премию по литературе.


12 января 2018, 09:22

12 января 1628 года родился Шарль Перро - французский сказочник, автор всем известных сказок "Кот в сапогах", "Золушка" и "Синяя борода". Тогда как волшебные истории, вышедшие из-под пера автора, знают все от мала до велика, о том, кем был, как жил и даже как выглядел Перро, мало кто догадывается. Братья Гримм, Ганс Христиан Андерсон, Гофман и Киплинг… Имена, знакомые нам с детства, за которыми скрываются неизвестные нам люди. Предлагаем вам познакомиться с тем, как выглядели и жили известные сказочники. Ранее мы рассказывали об известных детских авторах СССР.

Шарль Перро (1628-1703).
Такие сказки как Кот в Сапогах, Спящая красавица, Золушка, Красная шапочка, Пряничный домик, мальчик-с-пальчик и Синяя борода - все эти произведения знакомы каждому. Увы, но крупнейшего французского поэта 17 века узнают далеко не все.

Одной из ключевых предпосылок столь низкого интереса к внешности творца стала неразбериха с именами, под которыми была опубликована большая часть литературных творений Шарля Перро. Как оказалось позже- критик сознательно использовал имя своего 19-и летнего сына- д Арманкура. По всей видимости, боясь запятнать свою репутацию работой с таким жанром как сказка, автор решил не использовать свое, уже прославленное, имя.

Французский писатель-сказочник, критик и поэт в детстве был примерным отличником. Он получил хорошее образование, сделал карьеру адвоката и литератора, он был принят во Французскую Академию, написал немало научных трудов.

В 1660-х годах он во многом определял политику двора Людовика XIV в области искусств, был назначен секретарем Академии надписей и изящной словесности.

Уже в 1697 году у Перро вышел один из его наиболее популярных сборников- "Сказки матушки Гусыни", который содержал восемь сказок, представлявших собой литературную обработку народных преданий.

Братья Гримм: Вильгельм (1786-1859) и Якоб (1785-1863).
Одними из самых известных произведени авторов стали сказки, уже ставшие классикой. Многие творения братьев по праву считаются мировой классикой. Для того, чтобы оценить их вклад в мировую культуру достаточно лишь вспомнить такие сказки, как "Белоснежка и Алоцветик", "Соломинка, уголек и боб", "Бременские уличные музыканты", "Храбрый портняжка", "Волк и семеро козлят", "Гензель и Гретель" и многие-многие другие.

Судьбы двух братьев-лингвистов были на столько переплетены друг с другом, что многие ранние поклонники их творчества называли исследователей немецкой культуры никак иначе, как творческими близнецами.

Стоит отметить, что такое определение, отчасти, было правдивым: Вильгельм и Якоб были неразлучны с самых ранних лет. Братья на столько были привязаны друг к другу, что предпочитали проводить время исключительно вместе, а страстная любовь к общему делу лишь объединила двух будущих собирателей фольклора вокруг главного дела их жизни- писательства.

Несмотря на столь схожие взгляды, характеры и стремления, на Вильгельма сильно повлияло то, что в детстве мальчик рос слабым и часто болел... Несмотря на самораспределение ролей в творческом союзе, Якоб всегда чувствовал своим долгом поддерживать брата, что лишь способствовало глубокой и плодотворной работе над публикациями.

Помимо своей основной деятельности в качестве лингвистов, Братья Гримм также были правоведами, научными деятелями, а в конце жизни они занялись созданием первого словаря немецкого языка

Хотя Вильгельм и Якоб и считаются отцами-основателями германской филологии и германистики, свою широкую известность они получили именно благодаря сказкам. Стоит отметить, что большая часть содержания сборников считается современниками вовсе не детскими, а скрытый смысл, вложенный в каждую опубликованную историю, по сей день воспринимается публикой гораздо глубже и тоньше, нежели просто сказка.

Ганс Христиан Андерсен (1805-1875).
Датчанин - автор всемирно известных сказок для детей и взрослых: "Гадкий утенок", "Новое платье короля", "Дюймовочка", "Стойкий оловянный солдатик", "Принцесса на горошине", "Оле Лукойе", "Снежная королева" и многих других.

Талант Ганса начал проявляться еще в раннем детстве- мальчик отличался недюжинной фантазией и мечтательностью. В отличии от сверстников, будущий прозаик обожал кукольные театры и казался заметно чувствительнее своего окружения.

Казалось-бы, если бы Андерсон во время не решил попробовать самовыражаться через написание стихов, чувствительность юноши могла бы сыграть над ним злую шутку.

Его отец умер, когда Гансу не было и десяти лет, мальчик работал подмастерьем у портного, потом – на сигаретной фабрике, в 14 лет от уже играл второстепенные роли в Королевском театре в Копенгагене.

Одним из наиболее мрачных периодов своей жизни Ганс всегда считал школьную пору. Закончивший обучение еще в 1827 году, Андерсон до конца жизни продолжал страдать от дислексии: талантливейший писатель современности делал множество ошибок на письме и так и не смог должным образом освоить грамоту.

Несмотря на очевидную безграмотность, свою первую, заслужившую огромный успех у зрителя пьесу, юноша написал в возрасте всего 15 лет. Творческий путь Андерсона привел датского писателя к настоящему признанию: в свои 30 лет мужчина смог выпустить первую книгу сказок, которую и по сей день читают и любят не только дети, но и взрослые.

Андерсен никогда не был женат и не имел детей.

Роковым для Андерсона стал 1872 год. Писатель случайным образом упал с кровати и сильно расшибся. Несмотря на то, что после падения прозаик прожил еще три счастливых года, главной причиной смерти принято считать именно то роковое падение, после которого писатель так и не смог оправиться.

Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822).
Пожалуй самой известной сказкой немецкогоа втора является “Щелкунчик и мышиный король”.

Писательский талант Гофмана крайне-трудно уживался с откровенным отвращением к "мещанским", "чайным" обществам. Не желая мириться с ходом общественной жизни, юноша предпочитал проводить свои вечера и ночи в вином погребке.

Гофман все-же стал известным писателем-романтком. Помимо изощренного воображения, Эрнст продемонстрировал также успехи и в музыке, создав несколько опер, а затем выставив их на суд публике. То самое "мещанское" и ненавистное общество с почестями приняло талантливое дарование.

Вильгельм Гауф (1802-1827).
Немецкий сказочник - автор таких произведений как "Карлик Нос", "История о калифе-аисте", "История о маленьком Муке".

После окончания университета Гауф сочинил для детей знакомого знатного чиновника волшебные сказки, которые впервые были опубликованы в "Альманахе сказок января 1826 года для сыновей и дочерей знатных сословий".

Астрид Линдгрен (1907-2002).
Шведская писательница - автор ряда всемирно известных книг для детей, в том числе "Малыш и Карлсон, который живет на крыше" и историй про Пеппи Длинныйчулок.

Джанни Родари (1920-1980).
Известный итальянский детский писатель, сказочник и журналист - “папа” всем известного Чиполлино.

Еще будучи студентом, вступил в молодежную фашистскую организацию "Итальянская ликторская молодежь". В 1941 году, став учителем начальной школы, вступил в фашистскую партию, где пребывал до момента ее ликвидации в июле 1943 года.

В 1948 году Родари стал журналистом в коммунистической газете "Унита" и начал писать книжки для детей. В 1951 году в качестве редактора детского журнала опубликовал первый сборник стихов - "Книжка веселых стихов", а также свое известнейшее произведение "Приключения Чиполлино".

Редьярд Киплинг (1865-1936).
Автор "Книги Джунглей", главным героем которой стал мальчик Маугли, а также сказок "Кошка, которая гуляет сама по себе", "Откуда у верблюда горб?", "Как леопард получил свои пятна" и других.

Павел Петрович Бажов (1879-1950).
Самые известные сказки автора: "Медной горы хозяйка", "Серебряное копытце", "Малахитовая шкатулка", "Две ящерки", "Золотой волос", "Каменный цветок".

Народная любовь и известность настигла Бажова лишь к 60-и годам. Запоздавшая публикация сборника рассказов "Малахитовая шкатулка" была приурочена исключительно к юбилею писателя. Важно отметить то, что ранее-недооцененный талант Павла Петровича в итоге все-таки нашел своего преданного читателя.

21 октября 1896 года родился Евгений Львович Шварц — писатель, драматург, по-новому пересказавший для нас старые сказки и сочинивший свои собственные, не менее увлекательные.

Евгений Шварц в большую литературу вошел не сразу. Проведя детство в Майкопе (ССЫЛКА: о котором он часто вспоминал), он после окончания гимназии в 1914 году поступил на юридический факультет Московского университета. Однако творческая натура будущего писателя жаждала иного вида деятельности. Молодой человек увлекся театром. Его актерская карьера в Театральной мастерской Ростова-на-Дону продолжалась недолго: с 1917 по 1921 год. Затем — переезд в Петроград и начало литературной деятельности. Евгений Шварц служил сначала секретарем у К. Чуковского, затем сотрудничал в детских журналах «Чиж» и «Еж». В это время он тесно сошелся с «серапионами». Так и не став членом «братства», он часто посещал их собрания в качестве гостя. Может быть, общение с этими энтузиастами пера подвигло Шварца на создание собственных произведений, которые сегодня по популярности могут соперничать с произведениями самих «серапионов». В 1923 году в газете «Кочегарка», издававшейся в городе Бахмут, появились первые фельетоны и сатирические стихи писателя. Тогда же он вместе с М. Слонимским организовал журнал «Забой».

Первая отдельная книга Шварца — сборник стихов «Рассказ старой балалайки» — появилась лишь в 1925 году. Вдохновленный этим успешным дебютом, писатель посвятил детям сказку для театра «Ундервуд», пьесу «Клад» (о «юных разведчиках народного хозяйства»).

Но вершиной его творчества, несомненно, стали переложения сюжетов Андерсена: «Принцесса и свинопас», «Красная шапочка», «Золушка», «Снежная королева», на которых выросло не одно поколение детей. Под пером Шварца герои не просто становятся более «живыми». Они органично сочетаются с реальным миром. Автор совмещает сказочную поэтику с какими-то бытовыми деталями и делает это столь искусно, что зритель, читатель безоговорочно принимает героев, нисколько не сомневаясь в их подлинности. Привычные сказочные стереотипы меняются, и все соглашаются с новыми условиями сказочного быта. И в этом плане заслуга Шварца как новатора в пересказе сказочных сюжетов неоценима. «А еще корону надел!» — возмущается мачеха в адрес короля. Такое поведение «на манер тети Маруси из соседнего двора» не свойственно сказочным персонажам, но зато как подобные детали оживляют действие! Король из той же «Золушки» — это не величественный монарх, восседающий на троне, а обычный человек, который у Шварца просто работает королем и рассказывает о своих «профессиональных» проблемах: «Вот, например, Кот в сапогах. Славный парень, умница, но как придет, снимет сапоги и спит где-нибудь у камина. Или, например, Мальчик-с-Пальчик. Ну все время играет на деньги в прятки. А попробуй, найди его. Обидно!» Разве это пафос венценосной особы?! Это всего лишь «суровые будни» королевской жизни.

Неизвестно, подвиг ли Шварца приход фашизма к власти на создание замечательной трилогии («Голый король», «Тень», «Дракон») или она стала просто продолжением пересказов Андерсена. Да, впрочем, и неважно, что послужило стимулом к написанию этих пьес. Несомненно то, что они занимают место в ряду лучших антифашистских, антидиктаторских произведений.

С началом Великой Отечественной войны Евгений Шварц стал активным борцом против фашизма. В 1941 году вышла его пьеса «Под липами Берлина» (в соавторстве с М. Зощенко). Он вел радиохроники, для которых писал статьи, рассказы, песни, фельетоны, стихи.

В 1944 году начинается работа над самым личным, исповедальным произведением, сочинение которого заняло десять лет. Название менялось несколько раз: «Медведь», «Веселый волшебник», «Послушный волшебник», «Безумный бородач», «Непослушный волшебник»… Пока, наконец, не получилось изящно и просто — «Обыкновенное чудо». Пьесу ставили во многих театрах страны — и каждый раз с неизменным успехом. Некоторые критики обвиняли автора в том, за что сейчас бы его приветствовали — в аполитичности. Да, его герои, чаще всего далеки от каких-либо политических идей. И в этом заслуга мастера.

Вечные истины — вне политики, вне времени. Они — те законы, по которым должны развиваться нормальные человеческие взаимоотношения, согласно которым добро всегда побеждает, истина торжествует, а подлецы получают по заслугам. Торжество этих законов — цель любого нормального общества. Их соблюдение должны быть нормой жизни. А их глашатаи достойны славы.

Одним из таких глашатаев и был Евгений Львович Шварц...



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама