THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама










Астраханская картинная галерея является одним из самых значительных художественных собраний Поволжья. Ее фонды составляют более двадцати тысяч художественных предметов. Среди них собрание русской иконы XVII -начала XX века, парадные и камерные портреты XVIII века, пейзажная, жанровая и портретная живопись русских мастеров XIX века: К.П.Брюллова, В.А.Тропинина, В.Г.Перова, А.К.Саврасова, И.И.Шишкина, К.Е.Маковского, А.И.Куинджи, И.И.Левитана. Рубеж XIX-XX веков представляют произведения, принадлежащие кисти В.А.Серова, М.А.Врубеля, М.В.Нестерова, К.А.Сомова, К.А.Коровина, В.Э.Борисова-Мусатова, Н.К.Рериха, П.П.Кончаловского. Особой гордостью является собранная в галерее коллекция русского авангарда, представленная работами В.В.Кандинского, К.С.Малевича, А.В.Лентулова, Р.Р.Фалька, В.М.Ходасевич, О.В.Розановой, М.З.Шагала.
История создания Астраханской картинной галереи связана с деятельностью ее основателя Павла Михайловича Догадина, происходящего из астраханской купеческой семьи, инженера-механика, получившего образование в Москве. В начале XX-го века Догадин начал увлеченно собирать художественную коллекцию, в которую вошли произведения лучших русских художников рубежа XIX-XX веков: В.Д. Поленова, И.И. Левитана, М.В.Нестерова. Картины приобретались Павлом Михайловичем на выставках «Мира искусства», «Союза русских художников», в частных собраниях. В 1918 году Догадин принял решение передать в дар родному городу свое собрание: более ста произведений графики и живописи, коллекцию автографов, библиотеку, мебель и небольшой особняк на Красной Набережной. В этом же году 15 декабря состоялось открытие картинной галереи, где Павел Михайлович оставался хранителем и бескорыстным попечителем до своей скоропостижной кончины в декабре 1919 года.
В 1921 году галерея была переведена в одно из лучших зданий города – бывший купеческий особняк семьи Плотниковых по ул. Биржевая.
Вскоре имя Догадина уходит из официального названия музея. Постановлением Совета Министров РСФСР 1958 года Астраханской картинной галерее присвоено имя выдающегося русского художника, нашего земляка Бориса Михайловича Кустодиева. В 2007 году галерее возвращено имя её основателя.
В 1926 году в музей поступила коллекция западноевропейской гравюры из собрания библиофила и мецената, выходца из астраханской купеческой семьи Ивана Акимовича Репина. Коллекция послужила основой фонда зарубежного искусства в собрании галереи. В экспозиции отдела зарубежного искусства представлены произведения западноевропейской живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства XVII-XX-го столетий и художественные изделия мастеров Азии и Востока.
Картинная галерея и ее филиалы сегодня - это живая развивающаяся система. Музейные проекты, интерактивные занятия, семейные программы, мастер-классы, виртуальные экскурсии – все эти новые формы музейной педагогики в сочетании с традиционными лекциями и экскурсиями позволяют сделать музейное пространство открытым и привлекательным для детей, юношества и взрослых.

Основатель Астраханской картинной галереи .

Биография

В начале 1910-х годов его увлекла идея создать в родном городе картинную галерею. Для этих целей он послал в Москву денежный задаток, чтобы известный коллекционер А. Г. Голиков приобрёл ему несколько картин. В 1912 году Голиков купил ему три первые картины: этюд к «Цветущему лугу» И. И. Левитана , «Валаам» И. И. Шишкина и «Волга. Облака» И. Л. Калмыкова .

За пять лет (1912-1917) Догадин собрал в своём собственном доме внушительную коллекцию: более ста живописных и графических произведений, около девяноста автографов писателей, поэтов, музыкантов, исторических деятелей.

Мысли о передаче своей коллекции в собственность города стали посещать П. М. Догадина в 1916 году . События октября 1917 года заставили его принять окончательное решение - Догадин отписал городу коллекции вместе с особняком и библиотекой.

Все свои средства Догадин вложил в создание художественного музея, потому похороны были совершены на казённый счёт. Из протокола заседания Президиума Совета Союзов 25 января 1920 года :

«Председатель - Трофимов,

Секретарь - Эйферт.

Слушали: ходатайство Совета картинной галереи от 17 января сего года о покрытии расходов, связанных с погребением П. М. Догадина.

Постановили: принять на счёт культотдела расход в сумме 4000 рублей на покупку гроба, перевоз тела и вскрытие склепа».

Память

В рамках реализации издательских проектов к 450-летию основания Астрахани вышла в свет книга «Коллекция Павла Догадина» Татьяны Слободских из серии «Астраханская губернская библиотека».

Музей

Поскольку музейный фонд после смерти Догадина увеличился в три раза, его дом стал тесен . 12 августа 1921 года в распоряжение галереи был передан красивый трёхэтажный особняк купца Плотникова на Большой Дмитровской (ныне улица Свердлова), куда коллекция переехала 12 августа и находится здесь по сей день. Дом Догадина был забыт, его потеснили новостройки, расположенные рядом.

Напишите отзыв о статье "Догадин, Павел Михайлович"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Догадин, Павел Михайлович

– Я знаю, что она любит… полюбит вас, – поправилась княжна Марья.
Не успела она сказать эти слова, как Пьер вскочил и с испуганным лицом схватил за руку княжну Марью.
– Отчего вы думаете? Вы думаете, что я могу надеяться? Вы думаете?!
– Да, думаю, – улыбаясь, сказала княжна Марья. – Напишите родителям. И поручите мне. Я скажу ей, когда будет можно. Я желаю этого. И сердце мое чувствует, что это будет.
– Нет, это не может быть! Как я счастлив! Но это не может быть… Как я счастлив! Нет, не может быть! – говорил Пьер, целуя руки княжны Марьи.
– Вы поезжайте в Петербург; это лучше. А я напишу вам, – сказала она.
– В Петербург? Ехать? Хорошо, да, ехать. Но завтра я могу приехать к вам?
На другой день Пьер приехал проститься. Наташа была менее оживлена, чем в прежние дни; но в этот день, иногда взглянув ей в глаза, Пьер чувствовал, что он исчезает, что ни его, ни ее нет больше, а есть одно чувство счастья. «Неужели? Нет, не может быть», – говорил он себе при каждом ее взгляде, жесте, слове, наполнявших его душу радостью.
Когда он, прощаясь с нею, взял ее тонкую, худую руку, он невольно несколько дольше удержал ее в своей.
«Неужели эта рука, это лицо, эти глаза, все это чуждое мне сокровище женской прелести, неужели это все будет вечно мое, привычное, такое же, каким я сам для себя? Нет, это невозможно!..»
– Прощайте, граф, – сказала она ему громко. – Я очень буду ждать вас, – прибавила она шепотом.
И эти простые слова, взгляд и выражение лица, сопровождавшие их, в продолжение двух месяцев составляли предмет неистощимых воспоминаний, объяснений и счастливых мечтаний Пьера. «Я очень буду ждать вас… Да, да, как она сказала? Да, я очень буду ждать вас. Ах, как я счастлив! Что ж это такое, как я счастлив!» – говорил себе Пьер.

В душе Пьера теперь не происходило ничего подобного тому, что происходило в ней в подобных же обстоятельствах во время его сватовства с Элен.
Он не повторял, как тогда, с болезненным стыдом слов, сказанных им, не говорил себе: «Ах, зачем я не сказал этого, и зачем, зачем я сказал тогда „je vous aime“?» [я люблю вас] Теперь, напротив, каждое слово ее, свое он повторял в своем воображении со всеми подробностями лица, улыбки и ничего не хотел ни убавить, ни прибавить: хотел только повторять. Сомнений в том, хорошо ли, или дурно то, что он предпринял, – теперь не было и тени. Одно только страшное сомнение иногда приходило ему в голову. Не во сне ли все это? Не ошиблась ли княжна Марья? Не слишком ли я горд и самонадеян? Я верю; а вдруг, что и должно случиться, княжна Марья скажет ей, а она улыбнется и ответит: «Как странно! Он, верно, ошибся. Разве он не знает, что он человек, просто человек, а я?.. Я совсем другое, высшее».
Только это сомнение часто приходило Пьеру. Планов он тоже не делал теперь никаких. Ему казалось так невероятно предстоящее счастье, что стоило этому совершиться, и уж дальше ничего не могло быть. Все кончалось.
Радостное, неожиданное сумасшествие, к которому Пьер считал себя неспособным, овладело им. Весь смысл жизни, не для него одного, но для всего мира, казался ему заключающимся только в его любви и в возможности ее любви к нему. Иногда все люди казались ему занятыми только одним – его будущим счастьем. Ему казалось иногда, что все они радуются так же, как и он сам, и только стараются скрыть эту радость, притворяясь занятыми другими интересами. В каждом слове и движении он видел намеки на свое счастие. Он часто удивлял людей, встречавшихся с ним, своими значительными, выражавшими тайное согласие, счастливыми взглядами и улыбками. Но когда он понимал, что люди могли не знать про его счастье, он от всей души жалел их и испытывал желание как нибудь объяснить им, что все то, чем они заняты, есть совершенный вздор и пустяки, не стоящие внимания.
Когда ему предлагали служить или когда обсуждали какие нибудь общие, государственные дела и войну, предполагая, что от такого или такого исхода такого то события зависит счастие всех людей, он слушал с кроткой соболезнующею улыбкой и удивлял говоривших с ним людей своими странными замечаниями. Но как те люди, которые казались Пьеру понимающими настоящий смысл жизни, то есть его чувство, так и те несчастные, которые, очевидно, не понимали этого, – все люди в этот период времени представлялись ему в таком ярком свете сиявшего в нем чувства, что без малейшего усилия, он сразу, встречаясь с каким бы то ни было человеком, видел в нем все, что было хорошего и достойного любви.

Астраханская Государственная картинная галерея носит имя выдающегося астраханца - Павла Михайловича Догадина (1876-1919). Выходец из купеческой семьи, инженер-механик, получивший образование в Москве, Павел Михайлович в 1918 г. передал в дар родному городу свое уникальное собрание, включавшее более 100 произведений графики и живописи, коллекцию автографов, библиотеку, мебель, а также небольшой особняк по Набережной р. Кутум, № 39, где его коллекция размещалась первоначально.

Галерея располагается в здании бывшей усадьбы И.Н. Плотникова, являющемся одним из красивейших городских зданий, при этом с очень непростой судьбой.

Роскошный особняк в три этажа был построен на Биржевой улице (сегодня ул. Свердлова) в 1906-1908 годах Иваном Николаевичем Плотниковым, происходившим из уважаемого купеческого рода. Его отец, купец-рыбопромышленник, почетный гражданин города, Николай Иванович Плотников, прославился сооружением в Астрахани Зимнего театра (сегодня драматический театр) .

Иван Николаевич Плотников был высокообразованным человеком, окончил Санкт-Петербургский технический университет по специальности инженера-технолога. С 1893 по 1905 годы он исполнял должностные обязанности городского головы. Являлся председателем комиссии по наблюдению за сооружением храма Святого равноапостольного великого князя Владимира .

С 1918 г. в нежилом помещении дома некоторое время размещался санитарный отдел, ведающий всеми лазаретами. А в 1925 году особняк Плотниковых был полностью национализирован.

Достоверных сведений о дальнейшей судьбе некогда богатейшей астраханской семьи нет. Впрочем, в Астрахани можно услышать притчу о том, что после того, как особняк был отобран у Плотниковых, они еще какое-то время жили в нем на чердаке, зарабатывая на жизнь подсобными работами в картинной галерее, а после расстрела большевиками Ивана Николаевича, уехали из Астрахани.

С 1941 по 1944 гг. коллекция находилась в консервации. В здании картинной галереи были развернуты сначала эвакогоспиталь комитета обороны, затем госпиталь НКВД для военнопленных. Только к концу 1943 г. музей вновь вступил в права хозяина плотниковского особняка.

В течение десятилетий собрание галереи пополнялись ценными экспонатами из Государственного музейного фонда, Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, а также предметами из частных коллекций уберите двоеточие астраханских купцов Сапожниковых, нештатного вице-консула австро-венгерской торговой миссии Отто Яковлевича Виблингера (1857-?), купца-мецената Ивана Акимовича Репина (1841-1908), собирателя Александра Александровича Перова, художницы и педагога Евдокии Иродионовны Нешмониной (1871-1961) , семьи Виноградовых, семьи Кустодиевых, художника Мая Петровича Митурича-Хлебникова (1925-2008) и др.

Галерее дарили свои работы и сами художники, в том числе и знаменитые астраханцы - Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927), дом-музей которого расположен неподалеку, и Иван Силович Горюшкин-Сорокопудов (1873-1954).

Сегодня фонды музея хранят более 19 тыс. художественных предметов. Среди них собрание икон XVII-XIX вв., живописные полотна Федора Степановича Рокотова (1735-1808), Карла Павловича Брюллова (1799-1852), Алексея Гавриловича Венецианова (1780-1847), Василия Андреевича Тропинина (1776-1857), Василия Григорьевича Перова (1834-1882), Алексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897), Ивана Ивановича Шишкина (1832-1898), Василия Петровича Верещагина (1835-1909), Архипа Ивановича Куинджи (1841 или 1842-1910), Василия Дмитриевича Поленова (1844-1927) и многих других мастеров.

Рубеж XIX-XX вв. представляют произведения Исаака Ильича Левитана (1860-1900), Валентина Александровича Серова (1865-1911), Михаила Александровича Врубеля (1856-1910), Михаила Васильевича Нестерова (1862-1942), Николая Константиновича Рериха (1874-1947) и др.

Гордостью собрания является коллекция русского авангарда, представленная работами Василия Васильевича Кандинского (1866-1944), Казимира Севериновича Малевича (1879-1935), Аристарха Васильевича Лентулова (1882-1943), Роберта Рафаиловича Фалька (1886-1958), Марка Захаровича Шагала (1887-1985) и др.

Экспозиция отдела зарубежного искусства представляет коллекции живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства стран Западной Европы, Азии и Востока XVIII-начала XXI вв. В отделе открыт инновационный выставочный зал «Гравюрный кабинет» с действующей моделью гравировального станка XVII столетия.

Спустя два года после открытия галереи, фамилия Догадина уходит из ее названия: 1922-1928 - Астраханская картинная галерея, 1929-1948 - Астраханская Государственная картинная галерея, 1949-1957 - Астраханская областная картинная галерея. С 1958 по 2006 год галерея носила имя астраханского художника Б.М. Кустодиева, памятник которому, выполненный советским скульптором Борисом Евсеевичем Каплянским (1903-1985), и по сей день стоит во внутреннем дворике галереи. В 2006 году фамилия Догадина справедливо была возвращена в историческое название галереи.

Демонстрирует произведения известных русских художников XVIII-XX вв.

В 1918 году Павел Михайлович Догадин, выходец из астраханской купеческой семьи, передал в дар родному городу свое собрание, включавшее более ста произведений графики и живописи, коллекцию автографов, библиотеку, мебель и небольшой особняк по Набережной р. Кутум. Именно здесь и открылась знаменитая астраханская галерея, которая сегодня носит имя своего земляка.

Преданные искусству люди содействовали тому, чтобы это небольшое частное собрание превратилось в многотысячную коллекцию. Фонды астраханской галереи пополнялись ценными экспонатами из Государственного музейного фонда, Русского музея, Третьяковской галереи, а также предметами из частных коллекций. В разные годы дарили свои работы и сами художники, в числе которых Б.М. Кустодиев.

В экспозиции представлены русские иконы XVI-XIX вв.; портреты XVIII в., отражающие блестящую эпоху Просвещения. Уникальной является коллекция живописи конца XIX-начала XX вв. Гордостью является русский авангард (В.В. Кандинский, Е.С. Малевич, А.М. Родченко, А.В. Лентулов и т.д.). Галерея обладает большим собранием западно-европейской гравюры XVII-XIX вв. Русская живопись представлена полотнами И.Е. Репина, В.И. Сурикова, И.И. Шишкина, И.И. Левитана. Художественные поиски рубежа XIX-XX вв. воплощены в полотнах В.А. Серова, М.А. Врубеля, Н.К. Рериха, в работах художников, входивших в объединения «Бубновый валет» и «Голубая роза».

    Астраханская государственная Картинная галерея им. П.М. Догадина

    Астраханская государственная Картинная галерея им. П.М. Догадина

    Астраханская государственная Картинная галерея им. П.М. Догадина

    Астраханская государственная Картинная галерея им. П.М. Догадина

    Астраханская государственная Картинная галерея им. П.М. Догадина

    Астраханская государственная Картинная галерея им. П.М. Догадина

    Астраханская государственная Картинная галерея им. П.М. Догадина

    Астраханская государственная Картинная галерея им. П.М. Догадина

    Астраханская государственная Картинная галерея им. П.М. Догадина

Опубликовано: Октябрь 31, 2007

Астраханская областная картинная галерея имени П. М. Догадина

Астраханская картинная галерея является одним из наиболее ярких в России провинциальных собраний живописи. Как и многие музеи нашей страны, она начиналась с энтузиазма частного коллекционера, желавшего сделать искусство доступным народу.

Астраханская картинная галерея располагается в особняке, некогда принадлежавшем купцу И. И. Плотникову .

Астраханская картинная галерея - ровесница многим музеям в нашей стране. Ее история началась в 1918 году. Тогда она носила более длинное название, чем теперь, - Картинная галерея и музей Совета Профессиональных Союзов Астраханского края имени основателя П. М. Догадина. Некоторое время директором галереи был сам Догадин, подаривший свое собрание картин родному городу. Именно это собрание (более ста картин и графических листов русских художников) составило экспозиционное ядро галереи.

Одновременно с догадинским собранием в галерею поступили еще две частные коллекции - австрийского консула О. Я. Виблингера (фарфор, стекло, живопись, скульптура) и семьи Сапожниковых, богатых астраханских рыбопромышленников. Нужно сказать, что Сапожниковы, владея огромными капиталами, собрали просто уникальную коллекцию произведений искусства. В частности, владели они «Мадонной Бенуа» Леонардо да Винчи. Но у рыбопромышленников не было идеи, что их картины должны остаться в родном городе, поэтому они постепенно вывозили их из Астрахани и время от времени продавали различным музеям и частным лицам. «Мадонну Бенуа» приобрел у них Эрмитаж. К 1918 году в коллекции Сапожниковых остались почти одни только фамильные портреты, большинство из которых представляло скорее историческую, чем художественную ценность.

«Каминный зал» галереи .

Первое время музей располагался в особняке Догадина, на набережной реки Кутум. Но фонды его пополнялись столь стремительно (то и дело к крыльцу подъезжали возы, нагруженные реквизированными у бывших владельцев произведениями искусства), что скоро экспозиции стало тесно в стенах довольно скромного дома Догадина. В 1921 год) галерею перевели в более обширный особняк, до революции принадлежавший купцу И. Н. Плотникову. Здесь она находится и посейчас.
На нынешний день в собрании галереи насчитывается более десяти тысяч единиц хранения. Особенным богатством и своеобразием отличается, конечно же, отдел русского искусства. Экспозиция этого отдела способна познакомить посетителей практически со всеми направлениями, когда-либо существовавшими в русской живописи. Начинается она с небольшой, но весьма интересной коллекции древнерусского искусства (самые ценные экспонаты здесь - иконы XVI века). XVIII столетие представлено в галерее, главным образом, портретами - как неизвестных авторов, так и прославленных Рокотова, Левицкого, Боровиковского.

портрет И. Б. Кустодиевой, дочери художника Кустодиева, находится в Доме-музее мастера, филиале Астраханской галереи .

Следующие залы занимает экспозиция, посвященная искусству XIX века. Начинается она с работ Брюллова, Тропинина, Щедрина. Также очень много в собрании музея работ передвижников (почти все картины из «передвижнической» коллекции были приобретены самим Догадиным). При этом несомненный «конек» галереи - это русский пейзаж XIX столетия. Он представлен великолепными полотнами Куинджи, Саврасова, Шишкина, Поленова, Левитана (последний бы любимым пейзажистом Догадина).

Рубеж XIX-XX веков проиллюстрирован в галерее работами таких художников, как Нестеров, Серов,
Головин, Врубель, Борисов-Мусатов, Коровин и, конечно же, Сомов. В 1938 году в музее был торжественно открыт отдел советского искусства.

Несколько слов об «имени» галереи. С 1958 по 2007 год она носила имя Бориса Кустодиева, тоже уроженца Астрахани, - правда, к собранию музея не имевшего никакого отношения. Задавался вопрос: не лучше ли было бы вернуть ему имя Догадина? Наконец, решили, что такое переименование будет совершенно справедливым. А память о Кустодиеве в городе и так увековечена - здесь существует его дом-музей, являющийся филиалом Астраханской областной картинной галереи.

Помимо Дома-музея Кустодиева, у галереи есть и еще один интересный филиал - Дом-музей Велимира Хлебникова, который тоже родился в Астрахани. Музей этот открылся сравнительно недавно - в 1993 году, - а в основу его экспозиции легло фамильное хлебниковское собрание, подаренное городу племянником поэта - М. П. Митуричем-Хлебниковым. В это собрание входят прижизненные издания Хлебникова, его личные вещи (железный сундучок, где Хлебников хранил рукописи, галстук, подаренный ему Маяковским, самодельная ручка из сучка вербы и прочие не менее любопытные экспонаты), семейный альбом с фотографиями, а также живопись Веры Хлебниковой, графика Петра и Мая Митуричей. Одним словом, выставочные залы не пустуют.

Павел Михайлович Догадин

П. М. Догадин родился в семье астраханских купцов, получил инженерное образование. Идеей создать в Астрахани картинную галерею он увлекся в начале 1910-х годов и, не откладывая дела в долгий ящик, послал задаток московскому коллекционеру А. Г. Голикову на покупку трех картин. За пять лет, с 1912то по 1917 год, Догадин увеличил свою коллекцию до ста тридцати произведений искусства. Уже в 1916 году он вынашивал мысли о передаче этого собрания в дар городу, которыми делился с художником М. В. Нестеровым, Сохранился ответ живописца собирателю: «Можно только приветствовать прекрасное намерение Ваше со временем принести свое собрание в дар родному городу. Такое намерение Ваше мне столь понятно...» Но коллекция еще не была, по мнению Догадина, сформирована полностью, поэтому он медлил. Поторопиться его заставил октябрьский переворот. Опасаясь за судьбу собрания, Догадин передал его в собственность города, вместе со своим особняком и библиотекой. Умер коллекционер от тифа в 1919 году.



От: Смирнова Н.,  

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама