THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Подробности

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ОМСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР

Л. Герольд

ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ

Балет в 2-х действиях, 4-х картинах

Либретто Ж. Доберваля

Балетмейстеры-постановщики: Д. Авдыш, В. Могильда

Дирижер - А. Лейтуш.

Художник - народный художник РСФСР и Башкирской АССР, лауреат премии им. С. Юлаева В. Плекунов.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ:

МАРЦЕЛИНА - В. Кузнецов, В. Тзапташвили
ЛИЗА - В. Фильянова, Е. Шихова, Ф. Якупова
КОЛЕН - А. Иванов О. Карпович В Кузнецов
МИШО - Ю. Надейкин Ф. Павлов В. Яковлев
АЛЕН - Ю. Ефимов А. Иванов А. Минеев
НОТАРИУС - С. Корнилов

Подруги, саботьеры, крестьяне, крестьянки - солисты и артисты балета.

Концертмейстер - М. Шостак
Педагог-репетитор - Л. Иванова
Зав. литературной частью Г. Мальбахова
Зав. постановочной частью- П. Дюмин

Техника спектакля:

Гл. машинист сцены - Ю. П. Малинин
Ст. машинист сцены - Г. В. Бондаренко
Ст. художник-гример - П. В. Ремизов
Ст. художник по свету - В. Н. Задорожный
Ст. художник-декоратор - А. И. Безгин
Ст. художник-бутафор - Г. М. Атраментова
Старший реквизитор - Е. А. Маслакова
Ст. костюмеры - Л. А. Малинина, Г. Ф. Фежоренко
Костюмы женские - Е. И. Редина
Костюмы мужские - А. Г. Гирина
Радио - М. М. Ионов
Обувь - Б. И. Кравец

Главный режиссер засл. деят. иск. Азерб. ССР А. Т. УСУБОВ
Главный балетмейстер засл. деят. иск. РСФСР В. Я. ТУЛУПОВА

Цена 10 коп.

Ом. обл. тип. 1982 г. Зак. 792, тир. 5000

«ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ»

I действие

Жадная фермерша Марцелина хочет выдать свою дочь замуж за глуповатого парня Алена, сына откупщика Мишо. Но Лиза любит бедного крестьянина Колена и не желает подчиниться матери.

Подруги Лизы и друзья Колена сочувствуют им, но помочь соединиться влюбленным не могут. Марцелина не спускает глаз с дочери, мешает ее встрече с любимым, заставляя работать по дому, не давая ни минуты отдыха.

Поле. Крестьяне отдыхают. Появляются Марцелина, Мишо и Ален. Они ищут Лизу. Ален мечтает о свадьбе, грезит о своем счастье с Лизой.

II действие

Комната в доме Марцелины. Лиза думает о возлюбленном. Марцелина пытается отвлечь ее от этих мыслей, давая уроки хорошего тона, обучая светским манерам. Наконец уставшая Марцелина засыпает. Лиза пытается открыть дверь и убежать из дому, но мать вовремя просыпается...

К Лизе приходят подруги. Вместе с ними тайком пробирается в дом и Колен. Он прячется в чулан. Заподозрив что- то неладное, Марцелина выпроваживает гостей из дому и уходит сама.

Лиза одна. Она мечтает о Колене, о будущих детях. Появляется Колен. Сердца влюбленных переполнены счастьем - наконец-то они могут побыть вдвоем. Слышны шаги Марцелины. Испуганная Лиза прячет Колена в своей спальне.

Марцелина приносит свадебное платье для дочери. Приходят нотариус. Мишо и Ален. Сейчас будет заключен выгодный брак. Чтобы не показывать дочь раньше времени в подвенечном платье, Марцелина заставляет Лизу спрятаться в своей комнате. Ален идет за Лизой... Дверь спальни раскрывается, на пороге появляются смущенные Лиза и Колен. Мишо негодует. Планы Марцелины рухнули. Ей ничего не остается, как согласиться на брак дочери с Коленом
Крестьяне бегут смотреть на жениха и невесту. Из церкви выходят Лиза и Колен. Их радостно все поздравляют, просят Марцелину простить влюбленных.

Марцелина великодушно прощает молодых, в честь которых начинается сельский праздник.

Историческая справка

В 1789 году во Франции, в Бордо, с большим успехом шел балетный спектакль «Тщетная предосторожность». Музыка к балету была сборной, составленной из отрывков популярных в то время произведений: Луи Герольд, известный французский композитор, чьи оперы имели мировое признание, решил частично обработать и написать музыку к этому популярному балету. 27 ноября 1828 года в Париже, на сцене Гранд-опера, состоялась премьера двухактного балета «Тщетная предосторожность» с музыкой Л. Герольда.

Потеряв Наталью Осипову и Начо Дуато, Михайловский театр перешел к так называемым "народным балетам", ориентированным на тех, кто балет видит раз в пятилетку. Впрочем, такова была политика этого театра изначально, с самого прихода Кехмана: все для простого человека, а высоколобые пускай идут в Мариинский (Приглашение Дуато и Осиповой заставило думать о Михайловском иначе, но это было временное помрачение директорского ума - никто не знал, что настоящий балет столь дорог). "Пламя Парижа", а теперь "Тщетная предосторожность" оказались банальным возвращением назад.

"Тщетная" - балет узко-специальный. Интересующий фанатов и знатоков. Но Фредерик Эштон - который для некоторых ценителей - ярчайшая бездарность 20 века, символизирующая тотальную неспособность британцев заниматься хореографией, для других ценителей - автор "Маргариты и Армана" с Марго Фонтейн и Рудольфом Нуреевым, а потом с Сильви Гиллем и Николя Ле Ришем, ради которого можно простить все остальные провалы, для прочих же - популяризатор высокого балета, автор упрощенных версий многих выдающихся хореографий ( , например) - сделал из изысканного шедевра сентиментализма (на петербургской сцене этот спектакль впервые поставил Ш.Дидло) драмбалет. Драмбалет получился качественный, широкому зрителю должен нравиться. Тем более, что в первом и втором акте на сцену выводят очаровательного пони, второй акт заканчивается эффектной сценой бури ("Лебединое" отдыхает), в спектакле много пародийных и иронических танцевальных номеров, и главное - каждое движение понятно без извилин. Вот тут танцуют про любовь, а тут про уборку урожая. Только танца в самом прямом смысле у Эштона нет. В первом акте пара простеньких вариаций у солиста и солистки (все остальное время они завязывают и развязывают бантики, ленточки и прочую дребедень), во втором чуть посложнее па-де-де, в третьем легенький танец героини. Все.
(Для сравнения. Смутно помню "Тщетную" Олега Виноградова в Кировском 1980-х - с Маргаритой Куллик и Владимиром Кимом. Никаких массовых сцен, никаких иронических танцев - зато солист и солистка танцевали весь балет на мелкой технике. Спектакль был, мягко говоря, не шедевр - но это был балет).
Зато как удобно театральной дирекции (английский балет до сих пор работает по этому принципу, с минимизацией затрат). Солистка не нужна - танцевать может кто угодно. Солист тем более не нужен. Драматическая роль матери-вдовы - самая яркая, но и здесь достаточно заполучить опытного артистичного танцовщика - и дело сделано. Остается только пони пригласить. Лошадке и аплодируют громче всех. Освободившиеся деньги можно потратить на импортного дирижера - тем более, что музыка Герольда не просто "для ног", она очень напоминает залихватские припевы мультфильмов про Мюнгхаузена или известное "Его превосходительство любил домашних птиц".
Впрочем, находка Михайловского театра - Анастасия Соболева, исполнившая на премьере роль Лизы. Наконец-то рекрутерам Михайловского улыбнулась удача и вместо тяжелых на подъем, деревянных типа-солисток они нашли талантливую, артистичную (по крайней мере, в роли нежной деревенской девицы), пластичную балерину. С техникой у нее проблем немало, но при таких данных это можно решить привлечением хороших репетиторов. На Соболеву было очень приятно смотреть - она органично вошла в ткань балета. Все остальные - как и быть должно. Виктор Лебедев (Колен)- Буратино, как всегда. Майкл О"Хэйр (вдова, мать Лизы) танцует на среднеевропейском уровне, не более. В меру артистичен, в меру техничен. Звезд с неба не хватает. Полагаю, что Николай Цискаридзе был много интереснее.
Общий уровень кордебалетных номеров хорошо демонстрируют два момента. Танец петуха и кур, вставленный в текст балета несколько раз: весь построен на подражании ОДНОМУ движению птиц. Танец Алена, сына владельца виноградника: как он начинает скакать на зонтике в первое появление, так и продолжает весь балет. Одно движение для решения главной комической роли! Если это не бездарность, то что тогда бездарность?
Эштон силен массовыми сценами, нюансами психологической игры (например, вдова, уходя из дома кокетливо заглядывает в зеркало), английской иронией во взаимоотношениях персонажей, пантомимой. Чем угодно, только не танцем. Поэтому успех Эштона у зрителей Михайловского театра должен быть оглушительным. Если только пойдут они на балет с загадочным названием "Тщетная предосторожность". Не знает широкий российский зритель такого названия.

Цена:
1500-3500руб

Стоимость билетов:

1 ярус 1500-2500
Бельэтаж 2000-3000
Амфитеатр 2500-3000
Партер 2500-3300

Использованы фрагменты музыки Риккардо Дриго, Луи Герольда, Цезаря Пуни, Жоржа Бизе.
Художник по восстановлению декораций — Михаил Сапожников.
Партии исполняют учащиеся Московской государственной академии хореографии.

Продолжительность — 2 часа 10 минут.

Либретто Жана Доберваля

«Тщетная предосторожность» - комедийный балет, рожденный более двухсот лет назад! Основателем жанра комедийного балета стал создатель данной постановки, французский хореограф Жан Доберваль. В его балетных спектаклях фигурировали обыкновенные люди - простые, непритязательные, с привычными пороками и бытовыми проблемами. Такой подход для той эпохи стал воистину новаторским, ведь прежде на балетной сцене блистали только «герои древности» или «небожители». Персонажам из социальных низов путь в балетные постановки был закрыт!

Интересен тот факт, что ни одного композитора для написания музыки к балету Жан Доберваль не привлекал; вместо этого использовал народные французские мотивы. Премьера балета «Тщетная предосторожность» состоялась в Бордо, 1 июля 1789 года. О том, как зародилась сюжетная фабула этой постановки, ходят различные легенды. Первоначально считалась, что сюжет придумал сам Доберваль. Вторая версия - не придумал, а вдохновился реальной забавной историей одной крестьянской семьи. Существует даже третья версия - Жану Добервалю как-то попался на глаза офорт Шоффара по картине художника Бодуена. Офорт изображал веселую бытовую сценку - юная девушка, потупив глаза, выслушивает распекания матушки, а на заднем плане по лестнице убегает любовник девушки, держа в руках свои панталоны. Самая смелая легенда утверждает, что в балете «Тщетная предосторожность» Жан Доберваль делится со зрителями моментами собственных любовных похождений!

В любом случае, балет получился действительно веселый - легкий, смешной, красочный. Дословно оригинальное название постановки переводится как «Худо сбереженная дочь» - в силу неблагозвучия для русского уха название в отечественных театрах было изменено. Сюжет непритязателен и прост. Юная девушка Лиза отличается чарующей красотой, и мать мечтает выдать ее замуж за богатого жениха. Однако у Лизы уже есть возлюбленный - нищий парень, крестьянин Колен. Мамаша всячески препятствует встречам дочери с Коленом, а под конец и вовсе запирает ее в чулан. Но ни она, ни Лиза не знают, что в чулан уже заранее пробрался Колен, который не желает покидать любимую! Тем временем мамаша активно готовится к свадьбе и собирает гостей. И вот когда дом уже полон и все готовы к торжественной развязке, отпирается чулан…и взорам собравшихся предстают Лиза с Коленом, да и в каком виде! В результате матери ничего не остается делать, как благословить брак любящих друг друга молодых людей.

«Тщетная предосторожность» - замечательный балет, редкий в своем жанре. Билеты на этот спектакль в Большом театре - чудесная возможность провести запоминающийся вечер, наслаждаясь классическим искусством танца и в то же время шутливым, забавным и комическим сюжетом.

«Тщетная предосторожность» — в дословном переводе "Плохо присмотренная дочь" — балет в двух действиях, созданный французским балетмейстером Жаном Добервалем. Музыка специально к балету не сочинялась, Ж. Доберваль использовал французские народные мелодии. «Тщетная предосторожность» — единственный дошедший до нашего времени балет классического репертуара, в котором герои были современниками зрителя дней премьеры. Премьера состялась 1 июля 1789 года в г. Бордо.

Жан Доберваль — ученик Новерра и продолжатель его хореографических идей в создании действенного балета — является основателем комедийного балета. Персонажами его постановок стали не боги и древние герои, а представители народа, так называемого третьего сословия, самые простые люди с их недостатками и пороками, бытовой неустроенностью и без глобальных интересов и притязаний. Эта эстетика в конце 18 столетия стала новаторством, впервые представители самых низов общества заняли места на балетной сцене.
После смещения Ж.Новерра с поста директора балетной труппы Парижской Королевской академии музыки этот пост в 1781—1783 гг. занимал Жан Доберваль, но долго там не продержался, смещенный дирекцией в 1783 году, и большую часть своих постановок осуществил в балетной труппе музыкального театра Бордо, куда вскоре перебрался и где провинциальная публика благожелательно встречала его балеты о таких же простых людях, постоянно попадавших в комические ситуации и выходивших из них не при помощи высших сил или великих героев, а собственной находчивостью и веселостью, смекалкой и хитроватостью.
Одним из таких его балетов стал двухактный («Балет о соломе, или От худа до добра всего лишь один шаг») — именно так назвал сам автор своё произведение, покорившее в дальнейшем все мировые балетные сцены и более известное под названием La Fille mal gardée, а в России — «Тщетная предосторожность».

Действующие лица :

Марцелина, зажиточная крестьянка.

Лиза, её дочь.
Колен, бедный крестьянин.
Мишо, откупщик.
Никез, его сын.
Нотариус.
Подруги Лизы. Крестьяне и крестьянки.


Сюжет.

Марцелина мечтает выгодно пристроить свою красавицу-дочь Лизу замуж за Никеза, сына местного богача Мишо. Но дочь уже сама выбрала себе любимого — это соседский бедный крестьянский парень Колен. Такой поворот событий совершенно не устраивает ищущую материального благополучия мамашу, и она не спускает глаз с дочери, препятствуя её свиданиям с Коленом. Но проворный бедняк не собирается предавать любимую. Он пробирается в чулан дома, где живут Марцелина и Лиза, и прячется в стоге сена. А Марцелина, ничего не зная о коварстве Колена, задумала собственное коварство: чтобы дочь в неподобающий момент не убежала к нищему возлюбленному, она запирает её в чулане — том самом, где спрятался Колен. Сама же она активно готовится к предстоящей свадьбе непокорной дочери, и лишь когда в доме собираются все: нотариус, богач Мишо, его сын жених Никез, гости-крестьяне, — она торжественно выпускает узницу-дочь из чулана. Но перед взорами присутствующих предстают двое — влюблённые Лиза и Колен, да ещё в каком виде!.. Планам Марцелины на материальное благополучие не суждено сбыться — несчастной матери, все так тщательно продумавшей и принявшей все меры предосторожности, ничего не остаётся, как согласиться на брак Лизы и Колена.

Действие I

Картина 1

Раннее утро. У дома богатой фермерши Марцелины появляется молодой крестьянин Колен. Он влюблен в племянницу Марцелины - Лизу и ищет встречи с ней. Но это не так-то просто! Даже нанимая крестьян для уборки урожая, Марцелина не отпускает с ними Лизу, а находит ей работу во дворе. Не удивительно, что первое свидание влюбленных происходит у маслобойки. Но вновь появляется Марцелина и прогоняет нежеланного ухажера.

А вот и выгодный жених - Никез. Он хоть и глуповат, но его отец - Мишо весьма состоятелен, и Марцелина всерьез уговаривает Лизу познакомиться с богатыми гостями. Лишь вмешательство Колена смогло расстроить это сватовство.

Картина 2

Жатва. В заботах об урожае Марцелина все-таки продолжает мечтать о свадьбе Лизы и Никеза, несмотря на его глупые выходки. Но помолвка, затеянная как игра с лентами, снова заканчивается в пользу Лизы и Колена. ...Общие танцы прерываются грозой. Все разбегаются, спасаясь от непогоды.

Действие II

Картина 3

Гроза прошла. Марцелина и Лиза возвращаются домой, и усаживаются за прялку. Крестьяне приносят спасенные от дождя снопы. Марцелина уходит с ними, заперев Лизу на ключ.

Обиженная Лиза мечтает о любимом. Вдруг она замечает спрятавшегося Колена. Лиза смущена и велит ему уйти. Но дверь на замке, и уйти Колен не может. Однако, Лиза сердится недолго, и в знак примирения они с Коленом обмениваются платками.

Слышен шум за дверью. В панике Лиза прячет Колена в чулане. Вошедшая Марцелина замечает чужой платок на шее Лизы и в наказание запирает ее в тот же чулан, не подозревая, что там находится Колен.

Как к себе домой входит Мишо. За ним следуют нотариус для подписания брачного контракта и даже нанятый по этому случаю духовой оркестр. Марцелина не скрывает своей радости и вручает Никезу ключ от чулана. Дверь открывается, и... на пороге появляются смущенные Лиза и Колен. Мишо смертельно оскорблен. Брачный контракт разорван. Влюбленные бросаются к ногам Марцелины, и ей лишь остается благословить их.

Распечатать



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама