THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Хабибулина Юлия Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №25
Населённый пункт: город Крымск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок-диспут "Образ Чичикова в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"
Дата публикации: 20.01.2017
Раздел: среднее образование

урок - диспут

Конспект
урока, проведенного с использованием
игровых

технологий.
Тема урока
: «Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Дата: 21.01.2013 Класс: 9 «Б» Учитель: Хабибулина Юлия Анатольевна
Цели урока-диспута:
 раскрыть образ Чичикова в поэме;  выявить приемы описания характеров помещиков, внутреннюю логику создания образа;  приобщить учащихся к исследовательской работе.
Задачи:
 продолжить формирование мыслительной деятельности, читательских умений, способствующих проявлению интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления;  продолжить развитие исследовательской и коммуникативной компетентности учащихся, навыков анализа текста.  продолжить воспитание социально-адаптированной личности.
Оборудование:
компьютер, проектор, проекционный экран; текст поэмы, критические статьи, мультимедийная презентация урока.
Действующие лица:
Чичиков, Коробочка, Манилов, Ноздрев, судья, прокурор, адвокат, присяжные заседатели. ХОД УРОКА: 1. Оргмомент. 2. Вступительное слово. На прошлом уроке вы познакомились с образами помещиков, их характерами, жизненными целями и отношениями друг с другом. Сегодняшний наш урок мы попытаемся провести в форме судебного заседания с целью разобраться с образом Чичикова, разрешить и поставить вопросы, которые касаются персонажей поэмы, ее художественного смысла и тех задач, которые ставил сам автор. Я прошу преступить к делу. У каждого из присутствующих на этом заседании должен возникнуть хотя бы один вопрос, которые вы хотели бы задать главному герою, персонажам поэмы или самому автору. Эти вопросы
можно задавать по ходу заседания и фиксировать в тетрадях. Итак, судебное заседание объявляется открытым. слайд 3
Секретарь:
Прошу всех встать – суд идет! слайд 4
Судья:
Слушается дело о мертвых душах коллежского советника Чичикова Павла Ивановича. Обвиняемый в зале суда присутствует. Его защищает адвокат. Интересы обвинения представляет прокурор. Излагается суть дела. слайд 5
Прокурор
: Павел Иванович Чичиков, коллежский советник, обвиняется по двум пунктам. По свидетельству дамы приятной во всех отношениях и просто приятной дамы, получивших эти сведения от помещицы Коробочки, означенный обвиняемый намеревался увезти губернаторскую дочку и скупал мертвые души. Упомянутые сведения взбунтовали весь город. Все его обитатели озадачены вопросами: как же покупать мертвые души? На какие деньги он станет покупать их? Какой дурак их возьмет? И зачем сюда вмешалась губернаторская дочка? Если их покупать, так зачем увозить губернаторскую дочку, подарить что ли их хотел? Какая причина в этих мертвых душах? Более того, город оказался разделен на мужскую и женскую партии. Мужская партия обратила внимание на мертвые души, а женская на похищение губернаторской дочки. Более того, губернатору пришли 2 бумаги: в 1-й содержалось, что в губернии находится деятель фальшивых ассигнаций, в другой – сведения об убежавшем от законного преследования разбойнике. И по сему, всякий человек, не предъявивший никаких свидетельств и паспортов, должен был быть задержан немедленно. И поскольку мы не знаем, кто на самом деле Чичиков, мы должны установить его личность, род его занятий, и наказать его, примерно узнав, что за покупки он совершал, и что нужно разуметь под мертвыми душами. слайд 6 слайд 7
Секретарь
: В качестве свидетеля в зал судебного заседания приглашается Коробочка Настасья Петровна. слайд 8
Прокурор
: Где вы впервые познакомились с Чичиковым?
Коробочка
: Вы знаете, гражданин Прокурор, все произошло в глухую полночь, когда все уже спали. Неожиданно раздался стук в ворота, ужаснейший какой только можно себе представить. Кто-то как закричал: « Отворите, отворите, не то ворота будут выломаны». Я открыла, и вот тогда впервые увидела этого человека.
слайд 9
Прокурор
: А с какой целью Чичиков приехал к вам?
Коробочка
: А я по чем знаю? Стал требовать с меня продать ему все мертвые души. А как я могла их продать, ведь они же МЕРТВЫЕ. Он стал возмущаться, говорить, что они не мертвые, стал кричать, что это его дело: живые они или мертвые. слайд 10
Прокурор
: Настасья Петровна, Вы продали ему души?
Коробочка
: Он заставил меня подписать какую-то фальшивую бумагу, бросил 15 рублей ассигнациями. Я ведь такая неопытная, беспомощная вдова, я ничего не знаю…
? ВОПРОС ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ
А как вы думаете, для чего мертвые души Чичикову?
Коробочка:
А вы знаете, ходят слухи, что мертвые души выдуманы только для прикрытия. А на самом деле, он хочет увезти губернаторскую дочку.
Секретарь
: Спасибо Настасья Петровна за Ваши показания. Сторона защиты просит вызвать свидетеля господина Манилова.
Адвокат
: Господин Манилов, где вы впервые познакомились с Павлом Ивановичем, и какое впечатление он на вас произвел? слайд 11
Манилов
: С этим приятнейшим человеком я познакомился на приеме у губернатора. Я от него без ума. Он такой приятный и образованный человек. Случай мне доставил говорить с ним, наслаждаться приятным разговором. Я убедительно его просил сделать мне честь своим приездом. И знаете, я бы с радостью отдал половину всего моего состояния, чтобы иметь часть тех достоинств, которые имеет Павел Иванович Чичиков.
Адвокат
: А он предлагал вам продать мертвые души?
Манилов
: Да, предлагал. Он полагал приобрести мертвых крестьян, которые значились по ревизии живыми.
?ВОПРОС ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ
А вам не кажется, он нарушал закон?

Манилов
: Нет, что вы! Он немеет перед законом. Он объяснил, что не будет несоответствия гражданским постановлениям и казна получит законные пошлины. Я имел особенную приятность составить полный список проданных мертвых крестьян. Сей список был лично мной доставлен в город NN и Чичиков заметил, что он составлен толково, каллиграфическим почерком и жена даже сделала к нему рамку.
Секретарь
: В зал судебного заседания приглашается в качестве свидетеля господин Ноздрев. слайд 12
Прокурор
: Господин Ноздрев, расскажите об обстоятельствах вашего знакомства с обвиняемым?
Ноздрев
: Мы познакомились в доме у полицмейстера.
Прокурор
: Вы приглашали Чичикова посетить Вас?
Ноздрев
: Я встретил его в трактире, когда возвращался с ярмарки. Продул там в пух! Именно в трактире я встретил Чичикова. Вот тогда и пригласил Чичикова к себе.
Прокурор
: Чичиков хотел купить у вас мертвые души крестьян?
Ноздрев
: Он просил перевести на него умерших крестьян.
Прокурор
: А как он аргументировал свое предложение?
Ноздрев
: Якобы за тем, чтобы приобрести весу в обществе, что он поместьев не имеет больших, так до того времени хоть какие-нибудь душонки. Но я ему не поверил. На что он ответил, что просто задумал жениться, но родители невесты люди приамбициозные и чтобы у жениха было не менее 300 душ, а у него всего лишь полтораста крестьян не хватает. Но Чичиков большой мошенник, я так ему и сказал. Он врун! Ежели бы я был его начальником, то повесил бы его на первом дереве.
Прокурор
: Вы собирались продать ему души?
Ноздрев
: Он подлец и дорого бы не дал. Я хотел поменяться на его бричку, но он отказался. А я-то думал, что он порядочный человек. Он не стал даже играть со мной на души в шашки. Ну что, херсонский помещик, много наторговал душ? слайд 13
Прокурор
: Спасибо, господин Ноздрев. У меня больше нет к вам вопросов.

Секретарь
: В зал судебного заседания в качестве свидетеля приглашается бывший учитель Чичикова.
Прокурор
: Расскажите суду, каким был Чичиков в училище?
Учитель:
Вы знаете, он был таким хорошим учеником. Всегда снимал шапку, на уроках никогда не шевельнется, всегда подавал мне треух. Он получил полное удостоение по всем наукам, аттестат и книгу с золотыми буквами за примерное прилежание и благонравное поведение. слайд 14
Прокурор
: А как у обвиняемого складывались отношения с товарищами?
Учитель
: Товарищи угощали Павлушу, а он припрячет угощение, а потом продавал им же. А когда мне пришлось покинуть стены училища, и жить было тяжело, то мои ученики собрали для меня деньги в помощь. Все, кроме Павлуши. Он дал всего лишь пятак серебра. Но ученики не взяли с него денег. Видите, как переменяется человек, а ведь был такой благонравный. Надул, сильно надул.
Судья
: Переходим к прениям сторон. Слово предоставляется адвокату. слайд 15
Адвокат
: Уважаемый суд! Цель Чичикова – довольство и счастливая жизнь – вполне достойная цель. Другое дело, что он избирает сомнительные средства, которыми живут помещики Гоголя. В покупке мертвых душ не было прямого нарушения закона, ведь смерть крестьянина не отменена до очередной ревизии. Значит, официально он остается живым, а живого помещик имел право продать за любую сумму. Чичиков не так уж был далек от правды, когда говорил Манилову: «Закон – я немею перед законом». Конечно, Чичиков пускался и на прямые нарушения закона: брал взятки, когда состоял в строительной комиссии, вступал в сделки с контрабандистами. Но ведь подобные нарушения допускаются повсеместно. Председатель казенной палаты, который помог оформить Чичикову покупку, командовал целой оравой взяточников. Он давно уже привык к тому, что закон, по пословице - дышло, куда повернешь, туда и вышло! Прошу учесть все эти смягчающие обстоятельства.
Судья
: Слово предоставляется прокурору.
Прокурор
: Поразительная гибкость, приспособляемость обвиняемого к любым обстоятельствам. Чудеса приспособляемости показывает вся его жизнь. Ведь он еще ребенком начал копить деньги и вскоре зашил в мешочек первые 5 рублей. А как он постиг дух учителя и как вскоре надул того. На
службе в таможне он проявил дьявольское чутье как таможенный контролер и удивительную изобретательность в контрабандистских операциях. Какая живучесть героя и после двух провалов: он ушел, как колобок, от суда, сохранил незапачканным послужной список, даже сумел затаить кое-какие деньги. Прошло немного времени – он уже опять занят спекуляцией. Обвиняемый коллежский советник Чичиков Павел Иванович изгнан за взяточничество. Он решается ради быстрого обогащения на крупную спекуляцию. Он предполагал скупить задешево у помещиков крестьян, которые числились живыми до последней переписи, но отошли в мир иной. Под существующих только на бумаге крестьян, обвиняемый хотел приобрести бесплатно раздаваемые от государства необжитые земли на юге России в Херсонской и Таврической губернии. Появись у обвиняемого такое имение, заселенное несуществующими крестьянами, он бы смог получить кредит у государства по 200 рублей за крепостного. Сколько вы душ скупили? (300). Вот ради осуществления этого плана Чичиков и приехал в наш губернский город. Ради этой цели использует свое обаяние и авантюрный талант, знакомится с губернскими чиновниками, посещает местных помещиков, скупает мертвые души как живые и успевает законным образом оформить все сделки. Невольное чувство очарования, завладевшее обвиняемым, было вызвано губернской дочкой. Это обстоятельство вместе с появлением Ноздрева и обнаружили истинный характер его коммерции. слайд 16
Судья
: Слово предоставляется обвиняемому. У вас есть право на последнее слово.
Чичиков
: Милостивые государи и государыни! В каком обществе я живу? Ведь сам председатель палаты говорил о прокуроре города NN как о человеке праздном, который сидит дома и ничего не делает. Так кто, как ни я дал взятку Ивану Антоновичу Кувшинное Рыло, чтобы только узнать о столе, где совершаются купчие крепостных. Со слов того же председателя палаты, милейшего тоже человека. А помещик Собакевич, который сам лично охотно расхваливал умершего каретника Михеева, плотника Степана Пробку, сапожника Максима Телятника, подыгрывая мне в моем обмане, тем самым, помогая мне совершить мошенничество. И всем известно, зачем людям дают взятки не кривя душой: чтоб жене достать на шаль и так, потешить свое тщеславие. Ведь в нашем обществе, пусть цель даже будет прекрасна, но ничего не выйдет. Так что я не исключительная личность, при самой своей благонамеренной наружности можно быть подельщиком государственных ассигнаций, разбойником, а можно и не быть даже капитаном Копейкиным. Кто я есть на самом деле, и какого приговора я заслуживаю, полюбопытствуйте у автора, да и сами составьте обо мне определенное мнение. слайд 17

Судья
: Прежде, чем огласить решение суда, выскажите свое отношение к герою и то, как вы понимаете задачу автора в поэме. (работа в тетрадях)
Судья
: Оглашается решение суда. Перед нами, если и подлец, то выразитель господствующей общественной морали. Но односложно нельзя судить героя. Он живой человек, естественные задатки которого извращены в результате воздействия уродливых общественных отношений. Ведь не случайно в конце второго тома Гоголь хотел привести своего героя к нравственному очищению, обновлению. Возможно, с этими мечтами связано изображение летящей, необгонимой Руси-тройки. Судебное заседание по обвинению Чичикова Павла Ивановича на сегодняшний день можно считать закрытым. Но эти вопросы, которые мы обсуждали, будут еще долго волновать читателей. слайд 18 3. Домашнее задание Мини-сочинение на тему «Образ Чичикова» 4. Комментирование оценок за урок. слайд 19

Урок 51 ОБРАЗ ЧИЧИКОВА (урок с элементами диспута)

28.03.2013 21804 2386

Урок 51 образ чичикова (урок с элементами диспута)

Цели: учить аргументированно высказывать свое мнение, используя текст: цитировать, ссылаться на мнение автора.

Ход урока

I. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя, беседа.

– Какие же перемены происходят в «географии» гоголевской книги?

– Ваше ви́ дение города в «Мертвых душах».

– Почему столь подробно запечатлел писатель его краски, «архитектуру» – вплоть до непременного мезонина?

– Где конечный пункт наших странствий?

– Да, «Повесть о капитане Копейкине» – гоголевский Санкт-Петербург! Сравните его с «Невским проспектом». Гоголь считал эту вставную новеллу «очень нужной» и не мог смириться с исключением ее из текста «Мертвых душ» по требованию цензуры, пошел на компромисс: «переделал… так, чтобы никакая цензура не могла придраться».

Итак, последуем вместе с нашим «предпринимателем» Чичиковым в город, который «ничем не уступал другим губернским городам».

С уездным чиновничеством, изображенным в «Ревизоре», мы уже познакомились в 8 классе; теперь попытаемся сопоставить уездное и стоящее на следующей ступени административной лестницы губернское чиновничество.

Автор «Мертвых душ» прозрачно намекает на кровное родство чиновников всех рангов и департаментов. Даже в событиях, взволновавших уездный и губернский города, можно заметить немало общего. И там, и здесь «важная пружина действия» – страх, который, как сказано в поэме, «прилипчивее чумы и сообщается вдруг». з амечательно, что как Чичикова, так и Хлестакова совсем уже было приняли за «подосланного чиновника из канцелярии генерал-губернатора для проведения тайного следствия». Инспектор губернской врачебной управы в «Мертвых душах» дрожал совершенно так же, как уездный попечитель богоугодных заведений в «Ревизоре»: «…не разумеются ли под словом «мертвые души» больные, умершие в значительном количестве в лазаретах и других местах от повальный горячки, против которой не было взято надлежащих мер».

Новые слухи о Чичикове – что он фальшивомонетчик, шпион, капитан Копейкин, Наполеон – уже не меняли сущности страха: все равно чиновники пуще всего боялись начальственной грозы. Губернские чиновники, как и уездные, трепетали, вспоминая свои грехи и упущения, и ждали, что вот-вот обрушатся «переборки, распекания, взбутетенивания» и иные «должностные похлебки». Дело дошло до того, что представитель губернского правосудия, оказавшийся слабее духом, нежели судья из «Ревизора», «пришедши домой, стал думать, думать и вдруг, как говорится, ни с того ни с другого – умер».

2. Литературный монтаж.

Учитель. Мой рассказ о губернском городе продолжит литературный монтаж, подготовленный вашими товарищами. В этот монтаж включены отрывки из 8-й и 9-й глав. Здесь картина губернского общества, набросанная немногими крупными штрихами еще в 1-й главе, развертывается широко и многосторонне.

Во мнениях и поступках двух «партий» – мужской и женской – отражаются и нравы города, и отношение к Чичикову и его афере, и духовный мир российского обывателя.

Примерный план монтажа:

1) «…Жители города… душевно полюбили Чичикова…» (до слов: «Великую тайну нравиться»).

2) «Но несравненно замечательнее было впечатление… которое произвел Чичиков на дам…» (до слов «…тяжелее всякой дуэли»).

3) «В нравах дамы города были строги…» (до слов «…что приглашен миллионщик»).

4) «Сам даже Чичиков не мог отчасти не заметить такого необыкновенного вниманья…» (до слов «…будет присутствовать сам оригинал»).

5) «Появление его на бале произвело необыкновенное действие…» (до слов «…веселье необыкновенное»).

6) «Дамы ухватились за руки, поцеловались и вскрикнули…» (до слов «– Признаюсь, – отвечала просто приятная дама»).

7) «Вообразите себе только то, что является вооруженный с ног до головы…» (до слов «скрывается что-то другое»).

8) «– Ну, слушайте же, что такое эти мертвые души…» (до слов «…а дочка еще превзойдет матушку»).

9) «Но как ни вооружались и ни противились мужчины, а в их партии совсем не было такого порядка, как в женской…» (до слов «…страх прилипчивее чумы и сообщается вдруг»).

В зависимости от характера каждого отрывка его могут читать от одного до трех учащихся. Например, разговор двух дам желательно читать по ролям: две дамы и автор-рассказчик.

Учитель. Оттенки горечи и презрения мы чувствуем в отрывках, отобранных для монтажа, не так ли?

Гоголь не без удивления замечает, что в слове «миллионщик» «заключается что-то такое, что действует и на людей-подлецов, и на людей ни се, ни то, и на людей хороших, словом, на всех действует».

II. Диспут на тему: «Кто же он? Стало быть, подлец?»

Учитель. По жанру «Мертвые души» – поэма, лироэпическое произведение с элементами романа.

Именно с образом Чичикова связано романное начало.

Помните, первый том начинается с загадки: два мужика обсуждают, доедет колесо чичиковской брички до Москвы или не доедет. Кто же он такой, который в этой бричке находится, кто есть Чичиков – подлец, мелкий бес, а может, «новый человек», предприниматель?

Чичиков как бы соединяет многие образы «Мертвых душ» – и не только потому, что втягивает их в свою аферу: он сочетает в себе черты многих других персонажей, представляет собой самый высокий уровень обобщения. Чичиков – это как бы «тип типов».

Чем же похож хитроумный путешественник на тех, с кем он обделывает свои дела?

Оказывается, Чичиков может быть не менее деликатен, чем Манилов, способен копить добро более упорно, чем Коробочка, может кутнуть не хуже Ноздрева, а в умении жить «прижимист и деловит, как Собакевич, в бережливости не уступит Плюшкину той поры, когда тот еще был мудрым хозяином, и уж безусловно, в искусстве брать взятки перещеголял Ивана Антоновича – «кувшинное рыло».

Но есть в характере Чичикова черта, которая придает всем его свойствам новое значение, делает его первым лицом в галерее подлости.

Какая? Поразительная гибкость, цепкость, приспособляемость к любым обстоятельствам. Уже сама внешность Чичикова – воплощение этого свойства («…не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтоб стар, однако же и не так, чтоб слишком молод»).

Пересказ биографии Чичикова с цитированием:

1) детские годы;

2) наставления отца;

3) учеба в училище;

4) служба.

Что же касается службы в таможне, то, согласитесь, гоголевский герой мог бы потягаться с самыми хитроумными из сыщиков и преступников. Кстати, Чичиков совмещал в себе и тех и других: он проявлял дьявольское чутье как таможенный контролер и удивительную изобретательность в контрабандных операциях.

Необыкновенную живучесть выказал гоголевский герой и после двух своих провалов: он ушел, как колобок, от суда, сохранил незапачканным послужной список, даже деньги кое-какие затаил. Прошло немного времени – и вот он уже вновь занят спекуляцией, которая вполне может сделать его «миллионщиком».

Учитель. В чем же «механизм» аферы Чичикова? Какая тут могла быть выгода?

Дело в том, что еще с петровского времени в России проводились ревизии крепостных душ, в результате которых составлялись «ревизские сказки» – списки. За каждую душу мужского пола помещик платил в казну подушную подать. Если в период между ревизиями крестьянин умирал, за него все равно нужно было платить подать, пока он числился в списках. Вот этих-то мертвых, но числившихся живыми крестьян Чичиков и скупал. Их можно было заложить в Опекунском совете как живых и получить за каждую душу в десятки раз больше, чем за нее пришлось заплатить. (Вспомните, самая высокая цена, которую пришлось отдать Чичикову за мертвую душу, – Собакевичу, – 2 с полтиной. А в Опекунском совете могли дать за душу до 250 рублей, т. е. в 100 раз больше.) Разумеется, деньги полагалось вернуть в установленный срок, в противном случае Опекунский совет конфисковал бы крестьян. Но души разрешалось и перезакладывать. К тому же, получив изрядную сумму на определенный срок, можно было пуститься с нею на новые аферы.

Итак, перед нами находчивый мошенник или деловой человек?

Гоголь прямо заявляет, что берет в герои подлеца, а не добродетельного человека, потому что «обратили в рабочую лошадь добродетельного человека, и нет писателя, который бы не ездил на нем, понукая и кнутом, и всем, чем попало». Гоголь намекает, что добродетельный герой превратился в затасканную фигуру, что это не живой человек («остались только ребра да кожа вместо тела»), а ходячий набор добродетелей. «Нет, пора припрячь и подлеца, – заключает он. – Итак, припряжем подлеца».

ч то же имеет в виду писатель, называя своего героя подлецом? Обличает ли он Чичикова как нарушителя законов?

Гоголь, конечно же, был за то, чтобы законы, «хотя бы те, которые уже есть», соблюдались.

Но ведь в покупке «мертвых душ» не было прямого нарушения закона: ведь смерть крестьянина не отменяла до очередной ревизии уплаты за него налога в казну. Значит, официально он оставался как бы живым. А живых помещик имел право продавать за любую сумму – это уже было его дело. Чичиков не так уж был далек от правды, когда говорил Манилову: «з акон – я немею перед законом». Он нашел лазейку между законами! Конечно, Чичиков пускался и на прямые нарушения законов: брал взятки, утаивал казенные деньги, когда состоял в строительной комиссии, вступал в сделки с контрабандистами. Но вспомните деятельность чиновников в «Ревизоре»! В общем, Чичиков – подлец и мошенник не более чем любой чиновник города N, «знающий дело». Подлость Чичикова – «концентрированное» выражение той морали, которая в кругах, правящих Россией, считалась добродетельной и почтенной.

Чтение-рассуждение «о толстых и тонких».

Вот почему в изображении Чичикова синонимами оказываются столь разные слова: подлец, хозяин, приобретатель. И ключевое тут – слово «приобретатель». «Приобретение – вина всего, – замечает Гоголь, – из-за него произвелись дела, которым свет дает название не очень чистых». Приобретение – своего рода знамение времени: наступила эра буржуа, и ловкие, энергичные, цепкие приобретатели полезли из всех щелей, исповедуя только одну веру, ту, которую внушал Павлуше его отец: «все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».

Итак, перед нами если и авантюрист, то претендующий на роль «хозяина жизни», если и подлец, то выразитель господствующей общественной морали. Сегодня он еще может потерпеть неудачу («пострадать за правду», как говорил Павел Иванович), но завтра… Как знать, кем будет Чичиков завтра?

– И последний, итоговый вопрос диспута: «живая» душа Чичиков или «мертвая»?

Принимая во внимание, что автор хотел провести своего героя из ада через чистилище в рай, можно предположить, что в представлении Гоголя этот персонаж – «живая» душа. Впрочем, и сам автор, говоря о чичиковской воле к победе над враждебной судьбой, сочувствует герою и дивится его настойчивости. Цель Чичикова – довольство и счастливая семейная жизнь – вполне достойная цель. Другое дело, что он избирает сомнительные средства для ее достижения, средства, которыми живут «мертвые» души Гоголя.

2) одно стихотворение Н. А. Некрасова – наизусть;

3) индивидуальное задание: подготовить сообщение о жизни Н. А. Некрасова.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Урок литературы в 9 классе

Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души».

Урок по теме: « Чичиков и «чичиковщина».

Калинина Ирина Борисовна
учитель русского языка и литературы, МОБУ "СОШ №54" г. Оренбург

Целью данного урока является создание условий для понимания основных черт характера Чичикова как социально-психологического обобщения, а также вневременной сути «чичиковщины».

Оборудование: мультимедиа проектор; компьютер, локальная сеть, Интернет.

Ход урока.

    Проверочная: «Кто этот герой?» (презентация).

Каждый слайд представляет собой иллюстрацию одного из героев и сопровождается чтением описания этого героя. Задача учеников узнать, что это за герой.

    Тема сегодняшнего урока: «Чичиков и «чичиковщина». Нам с вами предстоит выяснить, кто же он такой, Чичиков, и какой смысл вкладывается в понятие «чичиковщина».

    Анализ образа Чичикова.

Давайте обобщим все то, что мы узнали об этом герое.

? Чем похож герой на тех, с кем ведет дела по покупке крестьян?

Чичиков может быть деликатнее, чем Манилов, способен копить упорнее, чем Коробочка, может жить на широкую ногу не хуже, чем Ноздрев, он прижимист и деловит, как Собакевич, в бережливости не уступит Плюшкину.

? А есть ли черты в характере Чичикова, которые отличают его от остальных?

Давайте попробуем нарисовать образ Чичикова, попытаемся ответить на этот вопрос: «Кто ж он? Стало быть, подлец?» ( Используется схематичное изображение человека, которого, по мере обсуждения биографии Чичикова, окружают со всех сторон словами, обозначающими черты характера. Все это отражается в презентации).

    Работа в группах .

Давайте разобьемся на группы и в течении 3-4 минут пообсуждаем, используя материал, собранный вами дома в виде двойного дневника, какие черты проявляются в характере Чичикова на протяжении всей его жизни:

1группа – детство;

2 группа – служба в казенной палате;

3 группа - строительная комиссия и таможня;

4 группа – новый способ обогащения;

5 группа – поиск определения «чичиковщина» в Интернете.

5. Детские годы Чичикова. Учеба в училище. (Группа 1).

    Что рассказывает Гоголь о происхождении и
    детстве Чичикова?

    Какой совет получил он от отца, поступая в училище? Как им воспользовался?

    Как прошли его школьные годы?

(Он плохой товарищ, все делает ради выгоды, угождает учителям,

эпизод с учителем свидетельствует о душевной подлости Чичикова.

В ступая в жизнь, Чичиков поставил перед собой цель о богащение, поклонение копейке).

Вывод: Уже в детстве и отрочестве сформировались у Чичикова такие качества характера как: способность достигнуть цели любой ценой, манера угождать, находить во всем выгоду для себя, душевная подлость и др .

    Центральное место в биографии Чичикова занимает описание его служебной карьеры. (Группа 2) Служба в казенной палате.

    С чего началось служебное поприще Чичикова?

    Какие средства избирает он, чтобы сделать карьеру?

(Служебная деятельность Чичикова началась с казенной палаты, куда он определился сра­зу же после окончания училища. «Обхождение» повытчика было первым и самым трудным препятствием, через которое ему удалось переступить. Как и в исто­рии со старым учителем, когда Чичиков отказался ему помочь, оно убедило его в том, что успех в жизни мо­жет быть достигнут тем скорее и легче, чем быстрее освободится человек от принципов морали, чести, по­рядочности, сковывающих его, что эти принципы ме­шают и вредят тем, кто твердо решился завоевать себе место под солнцем.)

Вывод: мы видим, что те же качества, о которых говорили выше, не только не утратились, но и получили развитие.

7. Участие в строительной комиссии. Служба на таможне.

    Куда перешел Чичиков из казенной палаты?

    Чего достиг на новом месте?

    Почему пришлось ему уйти из комиссии по сооружению казенного здания?

    Как складывалась его карьера в качестве таможенного чиновника?

    Почему она закончилась крахом?

(Следующий этап служебной карьеры Чичикова - участие в комиссии по сооружению казенного здания. Оно принесло ему солидные приобретения, значитель­но превысившие те доходы, которые имел он, занимая «хлебное местечко» в казенной палате. Но неожидан­но в комиссию был назначен новый начальник, объ­явивший решительную войну взяточничеству и казно­крадству. Чичикову пришлось искать новое место. Катастрофа, раз­ разившаяся над ним, снесла почти до основания пло­ды его «трудов», но не заставила отступить).

Придя на таможню, как и раньше, Чичиков начи­нает здесь с того, что втирается в доверие к начальству, проявив необычайную «расторопность, проницательность и прозорливость. В непродолжительное время не было от него житья контрабандистам». Усыпив, таким образом, бдительность окружающих, получив даже но­вый чин, он снова переходит к мошенническим опера­циям, и они приносят ему полумиллионное состояние. Однако судьба подготовила новый удар: Чичиков повздорил со своим сообщником, и тот написал на него донос. И снова ему пришлось лишиться всего.

Вывод: этапы служебной карьеры Чичи­кова - это история его взлетов и падений, но при всем том она обнаруживает такие черты его характера, как энергичность, деловитость, предприимчивость, неуто­мимость и упорство, расчетливость, хитрость. (Слайд с человеком)

8. Изобретение нового способа обогащения.

    Как возникла у него мысль о при­обретении «мертвых душ»?

    Какие черты характера позволяют расположить к себе чиновников и помещиков?

(В поисках новых барышей, будучи ничтожным поверенным, он и открыл возможность выгодных сделок с «мертвыми душами», когда хлопо­тал о закладе имения разорившегося помещика в казну.)

Вывод: «Вот весь на лицо герой наш, каков он есть!» стремление к обогащению, непорядочность в отношениях с людьми, предприимчивость, упорство, умение угождать, бесчувственность, , аморальность, расчетливость, хитрость, неутомимость, целеустремленность – вот те черты, которые формируют характер Чичикова. ( Итоговый слайд с человеком )

9. Понятие «чичиковщина».

Давайте обратимся к нашим экспертам и попросим их дать нам то определение понятию «чичиковщина», которое они нашли, используя ресурсы Интернета. НЕТ!

А употребление этого слова в печатных статьях вам встретилось? ДА. Зачитайте фрагменты.

Что же мы подразумеваем, говоря про «чичиковщину»?

Давайте сами дадим определение этому термину.

Чичиковщина – стремление к обогащению, за которым забываются порядочность, сострадание, душевная теплота, а на первый план выходят расчетливость, хитрость, беспринципность, удовлетворение любыми способами эгоистических интересов, прикрытое самыми благопристойными доводами и объяснениями.

10. Чичиковщина сегодня

Как вы думаете, есть ли место чичиковщине в нашей жизни? (Чичиковщина характерна и для современного общества, Чичиковы сегодня процветают, и вина всему – приобретение).

Домашнее задание: Некоторые критики, современники Гоголя, упрекали его в том, что он в поэме смеялся над русским народом. Докажите несправедливость этого упрека, приведите примеры из текста.


Разделы: Литература

Цели урока:

Показать отношение Гоголя к современной ему действительности;

Раскрыть сущность предпринимателя, показать его типичность;

В ходе исследовательской деятельности прийти к решению проблемного вопроса.

1) научить ребят мыслить, развивать свои читательские умения, способствующие проявлению интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления;

2) развить исследовательские и коммуникативные компетентности учащихся, навыки анализа текста.

Организационные формы: самостоятельная групповая работа, беседа по тексту с элементами исследовательской работы, сообщение учащегося, презентация учащихся.

Оборудование: компьютеры, проектор, проекционный экран; мультимедийная презентация урока

Опережающее задание: подготовка учащимися презентации “Средства раскрытия образа Чичикова”, сообщение учащегося “Смысл названия поэмы. Тайна имени главного героя”.

Ход урока

Работа осуществляется с применением презентации учителя (Приложение 1 )

I. Вступительное слово учителя о главном деле жизни писателя – поэме “Мёртвые души”; учитель напоминает о результатах работы на прошлых уроках, ставит проблемный вопрос для предстоящего исследования, знакомит с эпиграфом (одновременно демонстрируются слайды 1 - 3 Приложения 1).

У каждого художника есть творение, которое он считает главным делом своей жизни, в которое он вложил самые заветные, сокровенные думы, всё своё сердце. Для Н.В. Гоголя таким делом жизни стала поэма “Мёртвые души”. Его писательская биография продолжалась 23 года, 17 лет из них были отданы работе над этой поэмой.

На предыдущих уроках мы с вами увидели, что, показывая похождения Чичикова, автор создал незабываемые образы помещиков и чиновников. В том порядке, в котором Гоголь знакомит нас с помещиками (Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин) есть глубокий внутренний смысл: писатель стремился раскрыть в своих героях всё большую степень утраты человеческих начал, деградацию человека, омертвение его души.

Чичиков – подлец и мошенник, но не более, чем любой чиновник города N, “знающий дело”. Подлость Чичикова – выражение той морали, которая в правящих кругах России считалась добродетельной и почтенной. Приобретение в 40-е годы XIX века – своего рода знамение времени: наступала эра буржуа, и ловкие приобретатели лезли из всех щелей, исповедуя только одну веру, которую внушал Павлуше его отец: “всё сделаешь и прошибёшь на свете копейкой”.

Мы с вами пришли к выводу, что, действительно, “…не ревизские – мёртвые души”, а помещики и чиновники города N.

А как же аферист Чичиков? “Мёртвая” душа Чичиков или “живая”? Это центральный, проблемный вопрос нашего урока.

Эпиграф нашего урока-исследования – слова И. Золотусского: “…Он всё же подлец какой-то странный…”.

II. Исследовательская деятельность.

  • Исследование 1 - “Замысел писателя”

Учитель представляет вопросы для 1 исследования, схему замысла поэмы (работа со слайдами 4 – 6 Приложения 1)

В чём особенность замысла Гоголя при создании поэмы? Перечитайте высказывание Гоголя, чтобы ответить на этот вопрос.

“…Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём!” (из письма к В.А.Жуковскому от 12 ноября 1836 года)

(Писатель хотел показать “всю Русь”.)

Почему замысел писателя не был полностью осуществлён? (работа со схемой на слайде 6 Приложения 1)

Комментарий к слайду: “Мёртвые души” задумывались по аналогии с “Божественной комедией” Данте - в трёх частях.

(Гоголю удалась лишь первая часть, где показаны тёмные стороны жизни. Второй том не удовлетворил писателя и был им лично сожжён. Во 2 и 3 томах Гоголь хотел предложить “рецепт” преображения каждому. Разговор шёл не о политической, а о духовной революции, о внутреннем перерождении человека, спасении его души.)

  • Исследование 2 – “Чичиков и помещики”

Исследовательская работа в группах

Так можно ли было “спасти” главного героя – Чичикова – может, он – “мёртвая” душа, и спасение его невозможно? Чтобы ответить на этот непростой вопрос, посмотрим, что роднит Чичикова с помещиками и в чём его отличие от них. У вас на столах есть схемы-тезисы по теме “Помещики в поэме Н.В. Гоголя” (Приложение 2 ). Вам предстоит поработать в 5 группах. Каждая группа должна выявить то качество, которое роднит того или иного помещика с Чичиковым.

Ребята работают в группах. Затем выдвигаемые версии обсуждаем вместе, в конце работы заполняем схему (слайд 9 Приложения 1).

Посмотрите на эпиграф урока. И. Золотусский назвал Чичикова “странным подлецом”. Так есть ли отличительные черты в характере героя, что делает его первым лицом в галерее подлости?

Ребята обсуждают вопрос в группах, затем представители от групп высказывают мнения “за” и “против”. На слайд выводятся те черты, которые являются отличительными в характере Чичикова

(слайд 10 Приложения 1).

Гибкость

Выживаемость

Приспособляемость

Угодливость

Энергичность

Наблюдательность

  • Исследование 3 – “Средства раскрытия образа Чичикова”

(работа со слайдами 11 – 13 Приложения 1)

Для раскрытия образов персонажей Гоголь использует различные средства. Просмотрите презентацию ребят по теме 3 исследования (Приложение 3 ).

Найдите то средство, которое используется в большей степени только для характеристики Чичикова (биография героя).

Ребята в группах работают возле компьютеров, знакомятся с презентацией по данной теме, находят то средство, которое используется для характеристики только Чичикова, оценивают содержательность представленной работы. Отвечают на вопросы, аргументируя ответ.

Так почему же Гоголю так важно было посвятить целую 11 главу биографии Чичикова? (Она важна для мотивировки его поступков и черт характера.)

Биография Чичикова – это история “падения души”, но если душа “пала”, значит, была когда-то чистой. Так возможно ли возрождение души Чичикова? (Да, через покаяние.)

А что необходимо для покаяния, очищения души? (Внутреннее “я”, внутренний голос, а он как раз есть у Чичикова. Гоголь постоянно фиксирует чувства и раздумья своего героя. А иногда внутренний голос Чичикова переходит в авторский голос и сливается с ним в поэтических отступлениях.)

Как вы полагаете, случайно ли Гоголь дал своему герою имя Павел?

Ребята выдвигают свои предположения, затем слушаем сообщение подготовленного ученика “Смысл названия поэмы. Тайна имени главного героя” (Приложение 4 ).

(Ученик расскажет, что Апостол Павел был одним из гонителей Христа, а потом стал распространителем христианства по всему миру. В мировоззренческих представлениях Гоголя послания Святого апостола Павла, который “всех наставляет и выводит на прямую дорогу”, занимают исключительно важное место.)

  • Исследование 4 – “Необычное превращение: тройка Чичикова – Русь-тройка”

(работа со слайдами 14 – 19 Приложения 1)

Смысл финала – лирического отступления о Руси-тройке – загадочен. Гоголь знал, что книгу допишет время. Давайте попробуем приоткрыть эту завесу тайны, загадки.

Прослушайте отрывок, заключающий I том, в исполнении Качалова (Приложение 5 ).

Какой мотив лежит в основе этого лирического отступления и всей поэмы в целом? (мотив дороги)

Выявите контраст, лежащий в основе данного отрывка, на основании схемы (работа со слайдом 18 Приложения 1).

Ребята делают вывод по этому исследованию. Говорим о том, что Чичиков постоянно в дороге, он “движется”, в отличие от других персонажей. Его тройка вырывается из замкнутого, неподвижного круга, она лихо, с ветерком уносится в запредельное.

  • Обобщение по теме, ответ на проблемный вопрос, выводы

(слайды 20, 21 Приложения 1)

Возвратимся к теме нашего урока и проблемному вопросу одновременно. “Живая” душа Чичиков или “мёртвая”?

(Можно предположить, что в представлении Гоголя этот персонаж – “живая” душа. Сам автор сочувствует герою и дивится его настойчивости. Цель Чичикова – довольство и счастье семейной жизни – вполне достойная цель. Другое дело, что он избирает сомнительные средства для её достижения – средства, которыми живут “мёртвые” души Гоголя.)

Проговорим ещё раз те выводы, к которым мы пришли в результате исследования.

Учащиеся проговаривают те положения, которые помогли ответить на проблемный вопрос, записывают их в тетрадях. Все положения выводятся на слайд.

Вывод: Чичиков – “живая” душа в большей степени, чем “мёртвая”. Поэтому автор хотел привести своего героя к нравственному очищению, обновлению одним из первых. С этими мечтами связано изображение летящей, необгонимой Руси – тройки.

Скажите, а только ли Чичикову даёт Гоголь надежду на спасение?

(Нет, всему человечеству. Духовное возрождение – одна из высших способностей, дарованных человеку, и, по Гоголю, этот путь открыт всем, у кого душа ещё совсем не “омертвела”. В этом и заключалась одна из “сверхзадач” поэмы “Мёртвые души”.)

III. Заключительное слово учителя

(Слайд 22 Приложения 1)

А в ваших душах, ребята, как напутствие, пусть звучат замечательные гоголевские слова: “Забирайте же с собою в путь… все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!”. Мне бы хотелось, чтобы всё доброе, хорошее, светлое вы не растеряли на пути, а пронесли через всю жизнь.

IV. Домашнее задание

(Слайд 23 Приложения 1)

Напишите небольшое рассуждение на тему: “Есть ли Чичиковы в наши дни? Какое положение занимают подобные люди в современном обществе?”

Приложение 1 - мультимедийная презентация урока

Приложение 2 - схемы-тезисы по теме “Помещики в поэме Н.В. Гогол я”

Приложение 3 – презентация учащихся “Средства раскрытия образа Чичикова”

Приложение 4 - сообщение подготовленного ученика “Смысл названия поэмы. Тайна имени главного героя”

Приложение 5 – звукопись (отрывок из поэмы о Руси-тройке в исполнении Качалова)

Урок в 10-м классе по теме «"Живая" душа Чичиков или "мёртвая"?

(по поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души")

Цели урока:

Показать актуальность поэмы Гоголя в современной нам действительности; раскрыть сущность предпринимателя, показать его типичность; в ходе анализа прийти к решению проблемного вопроса;

Развивать навыки аналитической деятельности на уроке;

Воспитывать у учащихся читательский интерес.

Задачи:

1) научить ребят мыслить, развивать свои читательские умения, способствующие проявлению интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления;

2) развить исследовательские и коммуникативные компетентности учащихся, навыки анализа текста.

Организационные формы: самостоятельная работа учащихся, беседа по тексту с элементами исследовательской работы, сообщения учащихся, презентация учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор, проекционный экран; мультимедийная презентация урока

Опережающее задание: подготовка учащимися презентации, сообщения учащихся.

Ход урока:

1. Орг. момент.

2.Вступительное слово учителя.

Добрый день, мои бывалые путешественники по бескрайней стране литературы! Сегодня у нас вновь есть повод для встречи - это поэма Гоголя «Мёртвые души». Для одних - увлекательная, для других- загадочная, а для кого-то, может быть, не совсем понятная… Но ведь вы- читатели со стажем, а значит умеете читать между строк, чувствовать сердцем, умеете вслушиваться в слово. Поэтому у вас обязательно получится разобраться: «живая душа Чичиков или мёртвая», почувствовать боль автора, а, может быть, поверить в его мечту о возрождении России.

«О Русь, взмахни крылами!»- воскликнул в 20 веке Александр Блок… А за несколько десятилетий до него находившейся вдалеке от родины Гоголь с грустью писал в одном из писем «Теперь передо мной чужбина, вокруг меня чужбина, но в сердце моём Русь, не гадкая Русь, но одна только прекрасная Русь!» (слайд 2)

Что ж, пусть эти две фразы станут отправными точками нашего путешествия по страницам поэмы. Итак, в дорогу. Я-с вами, а вы - со мной. Вы - это историки, экологи нравственности,

3. Повторение изученного на прошлых уроках.

1)На прошлых уроках мы наблюдали, как Гоголь, показывая похождения Чичикова, создаёт незабываемые образы помещиков и чиновников. С какой целью он выстраивает галерею помещиков именно в том порядке, в каком мы её видим в поэме?

(В том порядке, в котором Гоголь знакомит нас с помещиками есть глубокий внутренний смысл. Бесхозяйственного помещика Манилова сменяет мечтательная скопидомка Коробочка), безалаберного прожигателя жизни Ноздрева– прижимистый Собакевич. Завершает эту галерею Плюшкин – скряга, доведший своё имение и крестьян до полного разорения. Писатель стремился раскрыть в своих героях всё большую степень утраты человеческих начал, деградацию человека, омертвение его души. «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого»- писал он.)

2)Так кто же те самые «мёртвые души» ?

(Мы пришли к выводу, что, действительно, “…не ревизские – мёртвые души”, а помещики и чиновники города N)

4.Постановка проблемного вопроса.

А как же аферист Чичиков? “Мёртвая” душа Чичиков или “живая”? Это центральный, проблемный вопрос нашего урока. 3 слайд

Эпиграф нашего урока-исследования – слова И. Золотусского: “…Он всё же подлец какой-то странный …”. 4 слайд

5. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

1. “Замысел писателя”

3)В чём особенность замысла Гоголя при создании поэмы? Перечитайте высказывание Гоголя, чтобы ответить на этот вопрос:“…Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то вся Русь явится в нём»… (из письма к В.А.Жуковскому от 12 ноября 1836 года) 5-6 слайд

(О замысле написать книгу, в которой отразится «вся Русь», Гоголь неоднократно упоминал в своих письмах периода работы над «Мёртвыми душами». Под понятием «вся Русь» подразумевается широта изображения жизни России 40-х годов 19 века, обличение социально-экономических порядков, типизация духовно деградирующих помещиков- крепостников).

2. «Россия Гоголя - Россия первой половины 19 века». 7 слайд

Откроем текст поэмы и перечитаем её начало.

(Выразительное чтение отрывка «внимательными читателями.

От слов: « В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостяки… «-Вишь ты, - сказал один другому, - вон какое колесо! Что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?»-«Доедет», отвечал другой. «А в Казань – то, я думаю, не доедет?»- «В Казань не доедет», - отвечал другой». Этим разговор и кончился».)

4) А нам в Казань и не нужно, и в Москву, в общем-то, ни к чему, потому что губернский город NN , в котором мы слышим этот диалог, самый обыкновенный город России времён Гоголя. Чтобы полнее увидеть жизнь России 19 столетия, нам необходимо получить информацию об экономическом положении страны. Обратимся к историкам.

Выступление «историков». 8-13 слайд

Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века

К началу 19 в. в России складывается внутренний рынок; все активнее становится внешняя торговля. Крепостное хозяйство, втягиваясь в рыночные отношения, видоизменяется. До тех пор пока оно носило натуральный характер, потребности помещиков были ограничены тем, что производилось на их полях, огородах, скотных дворах и т.п. Эксплуатация крестьян имела четко обозначенные пределы. Когда же появилась реальная возможность превратить производимую продукцию в товар и получить деньги, потребности поместного дворянства начинают неудержимо расти. Помещики перестраивают свое хозяйство так, чтобы максимально повысить его продуктивность традиционными, крепостническими методами. В черноземных районах, дававших прекрасные урожаи, усиление эксплуатации выразилось в расширении барской запашки за счет крестьянских наделов и увеличении барщины. Но это в корне подрывало крестьянское хозяйство. Ведь крестьянин обрабатывал помещичью землю, используя свой инвентарь и свою скотину, да и сам он представлял ценность как работник постольку, поскольку был сыт, силен, здоров. Упадок его хозяйства бил и по хозяйству помещичьему. В результате после заметного подъема на рубеже XVIII - XIX вв. помещичье хозяйство постепенно попадает в полосу безысходного застоя. В еще более трудном положении оказалось промышленное производство России. В это время определяющую роль играла унаследованная от XVIII в. промышленность старого, крепостного типа. Однако у нее не было стимулов для технического прогресса: количество и качество продукции регламентировались сверху; установленному объему производства строго соответствовало число приписанных крестьян. Крепостная промышленность была обречена на застой.

5) Итак, что же стало главным препятствием на пути развития России?

(В первой половине XIX в. традиционная система экономики явно тормозила развитие производства и препятствовала становлению в ней новых отношений. Крепостное право превращалось в препятствие на пути нормального развития страны.)

6. Усвоение новых знаний.

3. «Особенности зародившегося в 1-й половине 19 века класса буржуа»?

14 слайд

Выступления социологов. 15 слайд

Проанализировав всю поэму и 11 главу в частности, мы сумели выявить те отличительные черты характера Чичикова, которые позволили ему провернуть столь сомнительную операцию:


  1. Цель в жизни Чичикова: страсть к обогащению: «Ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах, со всякими достатками – вот что беспрерывно носилось в голове его. Чтобы наконец потом, со временем, вкусить непременно всё это.

  2. Самый ценный совет, полученный в жизни: «а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надёжнее всего на свете. Всё сделаешь, всё прошибёшь на свете копейкой».

  3. Главное жизненное правило: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальству, коли будешь угождать начальникам, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, всё пойдёт в ход и всё определишь»

  4. Что же помогает Чичикову двигаться вперёд? Прежде всего умение не унывать, сила характера и ум: «Ну, что ж!.. зацепил, поволок, сорвалось- не спрашивай. Плачем горю не пособить, нужно дело делать ».

  5. Каково отношение к нему помещиков? Помещики высказывались о нём по- разному.
Коробочка говорила, что «он, наверное, плут». Манилов «отзывался о нём в самых лестных выражениях». По мнению Собакевича, «Чичиков – человек хороший». Ноздрёв же объявил, что Чичиков- шпион. И решилось дело тем, что никак не могли узнать, что такое был Чичиков.

7) Так каким же видел Гоголь вновь зародившийся класс, именно в лице Чичикова?

(Отличительные особенности вновь зародившегося класса: страсть к обогащению, понимание того, что в жизни всего можно добиться, имея деньги, угодничая перед начальством, ну и конечно же проницательный ум и сильный характер) 15 слайд

(Подлые похождения Чичикова – выражение той морали, которая в правящих кругах России считалась добродетельной и почтенной. Приобретение в 40-е годы XIX века – своего рода знамение времени: наступала эра буржуа, и ловкие приобретатели исповедовали только одну веру, которую внушал Павлуше его отец: “всё сделаешь и прошибёшь на свете копейкой”.)

Уважаемые историки, скажите, какие были в России объективные предпосылки, которые позволили Чичикову наживаться за счёт скупания «мёртвых душ»? 16 слайд

Выступление «историка».


  • В России с начала 18 века проводились переписи крестьян для взимания налога с помещиков. Списки крестьян назывались ревизскими сказками, а крестьяне – ревизскими душами. Ревизские сказки составлялись раз в несколько лет, и умершие за это время крестьяне продолжали числиться живыми до новой переписи. И за них надо было платить налог как за живых. Этим и воспользовался Чичиков.
С точки зрения истории всё понятно. А вот с точки зрения современности. Существует ли интерес к бизнес – плану Чичикова у современных недобросовестных предпринимателей, и чем это может угрожать банкам. Наши экономисты провели небольшое исследование. 18-31 слайд

4. Исследование учащихся «Интерес современных бизнесменов к проекту Чичикова»

Выступление «экономистов».

Цель исследования: показать интерес современных бизнесменов к проекту Чичикова

Не знаете, где найти идею, которая оправдает себя в кризис?

Загляните в книжный шкаф. Яркий пример литературного бизнесмена- Чичиков из «Мертвых душ» Гоголя.

Русская классическая литература практически не интересовалась предпринимателями - внимание по преимуществу уделялось дворянам, лишним людям, нигилистам.

Единственное исключение – Н. В. Гоголь. Всем известен сюжет его великой поэмы - Чичиков скупает мертвые души.

Опросы знакомых показывают, что лишь немногие понимают, для чего он это делает. Между тем проект Чичикова представляет значительный интерес и для нашего времени.

Чичикову нужен стартовый капитал, и основа его бизнес-плана - получение кредита под фиктивный залог умерших крепостных крестьян.

Кредит Чичиков собирался брать в Опекунском совете Воспитательного дома.

Попробуем оценить эффективность проекта, исходя из данных, приведенных в книге.

Блестящий результат.


  • При залоговой стоимости 200 рублей Чичикову каждая единица обошлась
в 70 копеек.

Доход : 199,3 х 416= 82908 рублей


  • Заложив крестьян в Опекунский совет, Чичиков получит кредит почти 83 000 рублей.
Это хороший стартовый капитал для будущей предпринимательской деятельности.

Он едет в банк за кредитом в 80 тысяч рублей на стандартных для того времени условиях - 6% годовых на 24 года.

В чём повезло Чичикову?

Российская фемида была нерасторопна по отношению к предпринимателям.

Особенность сделки Чичикова в том, что она была абсолютно законной и не к чему было придраться.

Вывод: банкам следует внимательно изучать заемщиков и тщательно оценивать и проверять залоги - кризис показал, что слишком многие из заложенных активов оказались сродни мертвым душам.

5.“Чичиков и помещики» 32 слайд

Так можно ли было “спасти” главного героя – Чичикова – может, он – “мёртвая” душа, и спасение его невозможно? Чтобы ответить на этот непростой вопрос, посмотрим, что роднит Чичикова с помещиками и в чём его отличие от них. У вас на столах есть схемы-тезисы по теме “Помещики в поэме Н.В. Гоголя” (Приложение 2). Вам предстоит поработать самостоятельно. Вы уже заметили, что на схеме около фамилии Чичикова 2 пустых колонки. В одной из них вы укажете те качества, которые роднят главного героя с каждым из помещиков. В другой колонке укажите те черты характера Чичикова, которые отличают его от поместного дворянства.

Ребята работают самостоятельно. Затем выдвигаемые версии обсуждаются вместе, в конце работы заполняем схему

(Примерные ответы детей:


  1. Первым в галерее помещиков Гоголь показывает Манилова. Преобладающий оттенок в описании героя – тема сахара и сладости, который превращается в назойливый мотив, чрезмерная деликатность сопутствует Манилову почти неотступно. Такие люди лишены способности испытывать гнев, скорбь, глубокую человеческую радость. Привычка жить за счёт крепостных развила в его характере черты апатии и лени, убила всякую способность к мышлению и полезной деятельности. 33 слайд
Роднит героев то, что Чичиков может быть также деликатен, как Манилов.

2. Условия патриархального быта, собственная нравственная глухота и тупость подавили личность Коробочки, остановили её интеллектуальное развитие на очень низком уровне; все другие стороны жизни, не связанные с накопительством и приобретательством, остались для неё недоступными.

Чичиков способен упорно копить, как Коробочка. Ведь он ещё ребёнком начал копить деньги и вскоре «зашил в мешочек первые пять рублей».

3.Ноздрёв ведёт бесцельный, праздный образ жизни, ему присуща безалаберность и бесхозяйственность, слова у него расходятся с делом. Для него нет никаких нравственных критериев. Его отличительные черты: отвага и удаль, безделье и наглое враньё.

Чичиков может покутить не хуже Ноздрёва. Он проявляет удивительную отвагу и изобретательность в контрабандистских операциях.

4. Вся жизнь Собакевича – накопительство ради накопительства. Он практичен: не разоряет мужиков, потому что это невыгодно ему самому. Он прекрасно понимает, что всё в этом мире продаётся и покупается.

Чичиков прижимист и деловит, как Собакевич. На службе в таможне он проявил дьявольское чутьё как таможенный контролёр. Поражает его гибкость и приспособляемость к любым обстоятельствам.

5.Плюшкин - полное крушение человеческого в человеке. Жажда обогащения превратила его в скрягу, изолировала от общества. В его образе раскрыта одна из разновидностей духовной смерти.

В бережливости Чичиков не уступит Плюшкину той поры, когда тот ещё был настоящим хозяином.


  1. Многие качества поместного дворянства сродни тем качествам, которыми обладал Чичиков.
Вернемся к эпиграфу урока. И. Золотусский назвал Чичикова “странным подлецом”. Так есть ли отличительные черты в характере героя, что делает его первым лицом в галерее подлости?

34 слайд


- Гибкость

Выживаемость

Приспособляемость

Угодливость

Энергичность


- Наблюдательность

8) Итак, сделайте вывод: есть ли какие-то движения души, развитие характера Чичикова?

В характере Чичикова можно разглядеть практически все черты, которые мы наблюдаем у поместного дворянства, но есть у него и отличительные черты характера.

9)Так почему же Гоголю так важно было посвятить целую 11 главу биографии Чичикова?

(Она важна для мотивировки его поступков и черт характера.)

10) Биография Чичикова – это история “падения души”, но если душа “пала”, значит, была когда-то чистой. Так возможно ли возрождение души Чичикова?

(Да, через покаяние.)

Как вы полагаете, случайно ли Гоголь дал своему герою имя Павел? Дадим слово нашему искусствоведу.

5. Тайна имени главного героя поэмы Н.В.Гоголя 35 слайд

Выступление искусствоведа. 36 слайд

Окунёмся в тайну имени главного героя поэмы Н.В.Гоголя. По древнейшему преданию Апостол Павел был одним из гонителей Христа, а потом стал распространителем христианства по всему миру. В мировоззренческих представлениях Гоголя послания Святого апостола Павла, который «всех наставляет и выводит на прямую дорогу», занимают исключительно важное место.

Итак, писатель шёл от евангельской традиции. С этим связана и главная идея «Мёртвых душ» - идея духовного воскресения падшего человека. И её должен был воплотить в первую очередь главный герой поэмы с символическим именем Павел. «И, может быть, в сем же Чичикове… заключено то, что потом повергнет в прах и на колени человека пред мудростью небес», - предсказывает автор грядущее возрождение своего героя, то есть оживление его души.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама