THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Роль женских образов в литературе всегда была очень велика. Они помогают многим авторам раскрыть важные черты характера главного героя, своей грацией и красотой способны вызвать восхищение у читателя. Достаточно вспомнить Татьяну Ларину из романа "Евгений Онегин" А. С. Пушкина. Эта женщина близка к русской культуре и природе. Образ Катерины из драмы "Гроза" Островского также заслуживает внимания. Катерина сравнивается с лучом света, который светит в темном царстве.

В этой статье мы рассмотрим основные женские образы в романе "Преступление и наказание" и их роль в произведении. Это Пульхерия Александровна, Дуня, Алена Ивановна и Лизавета Ивановна.

Соня Мармеладова

Безусловно, среди всех вышеперечисленных героинь выделяется Соня. Поэтому именно с нее следует начать, характеризуя женские образы в романе "Преступление и наказание". Краткое содержание произведения вы, надеемся, помните. Из романа можно сделать вывод о том, что эта девушка обладает большой духовной силой, помогающей ей нести добро людям. Федор Михайлович называет Соню блудницей. Однако девушка стала такой вовсе не по своей воле. Она хотела помочь своей семье. Фактически Соня жертвует собой ради других. Она пытается примириться с ничтожным, жалким положением, в котором оказалась эта героиня. Удивительно то, что Соне удается, несмотря ни на что, сохранить непорочность и чистоту собственной души. говорит о том, что перед нами сильная личность.

Всепрощение, смирение, самопожертвование - таковы основные черты, свойственные этой героине. Девушка живет согласно канонам и обычаям христианства, что пытается привить впоследствии и Родиону, который потерял свой внутренний стержень. Нужно заметить, что именно влияние этой девушки помогает Раскольникову познать себя, найти путь в жизни, обрести веру в будущее. Соня испытывает сильное чувство любви к этому герою, поэтому она не оставила его, когда Раскольников оказался в плену своих тревог и переживаний.

Достоевский в образе Сони создал антипод Родиону Раскольникову и его теории. Жизненная позиция этой героини отражает взгляды писателя, его веру в справедливость, добро, смирение, всепрощение, но прежде всего в то, что любой человек достоин любви, каким бы он ни был.

Дуня

Мать Родиона и его сестра - женские образы в романе которые также играют очень важную роль в судьбе Раскольникова, главного героя. Дуня согласна даже выйти замуж за нелюбимого человека, чтобы помочь главному герою подняться из нищеты. Дуня, как и Соня, продает себя, чтобы не позволить брату и матери влачить нищенское существование. Однако, в отличие от Сони Мармеладовой, у нее есть возможность выбрать покупателя.

Пульхерия Александровна

Ф.М. Достоевский создал бессмертные женские образы. В романе которого легло в основу множества фильмов и спектаклей, представлен целый ряд интересных характеров. Один из них - Пульхерия Александровна. Эта женщина еще молода по современным меркам - ей 43 года. Однако Пульхерии Александровне пришлось многое пережить, как и другим героям романа Достоевского, униженным и оскорбленным. Она говорит Родиону: "Ты наше все, вся надежда, упование наше". В письме к Раскольникову эта женщина выражает всю свою заботу и любовь. Пульхерия Александровна - любящая мать, которая поддерживает своего сына и верит в него, несмотря ни на что.

Лизавета Ивановна

Очень большую смысловую нагрузку несут женские образы в романе "Преступение и наказание". Интересна в этом отношении и такая героиня, как Лизавета Ивановна. Сестра старухи-процентщицы, в сущности, является олицетворением униженных и оскорбленных. Она отличалась добротой, кротостью, скромностью. Эта женщина не причинила никому боли или зла. Однако Родион убивает ее, чтобы избавиться от свидетеля. Таким образом, героиня становится жертвой обстоятельств. Этот момент оказывается переломным для Раскольникова. Его теория постепенно начинает рушиться.

Алена Ивановна

Рассматривая женские образы в романе "Преступление и наказание", следует также сказать несколько слов и об Алене Ивановне. Старуха-процентщица с самого начала вызывает у нас отвращение. Автор описывает ее как сухую, крошечную старушонку, около 60-ти лет, с злыми и вострыми глазками, простоволосую, с маленьким вострым носом. Ее мало поседевшие, белобрысые волосы жирно смазаны маслом. Длинная и тонкая шея Алены Ивановны сравнивается с куриной ногой. Эта женщина олицетворяет общественное зло. Раскольников, убивая ее, стремится избавить человечество от горя и страдания. Но оказывается, что лишение жизни даже самого плохого человека не откроет дороги к лучшему будущему. Счастье нельзя построить на пролитой крови.

В заключение

Женские образы в романе "Преступление и наказание", безусловно, удались автору. Каждая героиня произведения индивидуальна, уникальна, обладает своими особенностями мышления и сознания. Проходят десятилетия, а правда женского характера, которую запечатлел Достоевский, продолжает существовать. Она будоражит умы все новых и новых поколений читателей, приглашает нас или согласиться с писателем, или вступить с ним в полемику. Женские образы в романе "Преступление и наказание" и по сей день никого не оставляют равнодушным.

В "Преступлении и наказании" перед нами целая галерея русских женщин: Соня Мармеладова, мать Родиона Пульхерия Александровна, сестра Дуня, убитые жизнью Катерина Ивановна и Алена Ивановна, убитая топором Лизавета Ивановна.

Ф.М. Достоевский сумел увидеть главную черту русского женского характера и раскрыть ее в своем творчестве. В его романе присутствуют два типа героинь: мягкие и покладистые, всепрощающие - Сонечка Мармеладова - и бунтарки, страстно вмешивающиеся в эту несправедливую и враждебную им обстановку - Катерина Ивановна. Два этих женских характера интересовали Достоевского, заставляли его вновь и вновь обращаться к ним в своих произведениях. Писатель, безусловно, на стороне кротких героинь, с их жертвенностью во имя любимого. Автор проповедует христианское смирение. Ему больше по душе кротость и великодушие Сони.

А бунтарки - чаще всего безмерные гордячки, в порыве оскорбленного чувства идут против здравого смысла, кладут на алтарь страсти не только собственную жизнь, но, что еще страшнее, - благополучие своих детей. Такова Катерина Ивановна.

Изображая судьбы Катерины Ивановны и Сони Мармеладовой, Достоевский дает как бы два ответа на вопрос о поведении страдающей личности: с одной стороны, пассивное, просветленное смирение и с другой - непримиримое проклятие всему несправедливому миру. Эти два ответа наложили отпечаток и на художественную структуру романа: вся линия Сонечки Мармеладовой окрашена в лирические, местами в сентиментально-примирительные тона; в описании злоключений Катерины Ивановны преобладают обличительные интонации.

Все типы представил писатель в своих романах, но сам остался на стороне кротких и слабых внешне, но сильных и не сломленных духовно. Вероятно, поэтому гибнет его "бунтарка" Катерина Ивановна, а тихая и кроткая Сонечка Мармеладова не только выживает в этом страшном мире, но и помогает спастись Раскольникову, оступившемуся, потерявшему опору в жизни. Так всегда было на Руси: мужчина - деятель, но его опорой, поддержкой, советчицей была женщина. Достоевский не просто продолжает традиции классической литературы, он гениально видит реалии жизни и умеет отразить их в своем творчестве. Проходят десятилетия, века сменяют друг друга, а правда женского характера, запечатленная автором, продолжает жить, будоражить умы новых поколений, приглашает вступать в полемику или соглашаться с писателем.

Вероятно, Достоевский был первым русским писателем, сделавшим искусство психоанализа доступным широкому кругу читателей. Если кто-то и не поймет, не осознает того, что показал ему автор, то почувствует точно, что все же приблизит его к видению истинного смысла обрисованной в произведении картины действительности. Герои Достоевского фактически не выходят за рамки бытовой повседневности и решают свои сугубо личные проблемы. Однако в то же время эти герои постоянно действуют и сознают себя перед лицом целого мира, а их проблемы оказываются в конечном счете всечеловеческими. Чтобы добиться такого эффекта, писатель должен проделать чрезвычайно кропотливую работу, без права на ошибку. В психологическом произведении не может быть ни одного лишнего слова, героя, события. Поэтому, анализируя женские образы в романе, следует обращать внимание на все, вплоть до мельчайших деталей.

На первых страницах мы знакомимся с ростовщицей Аленой Ивановной. "Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтевшая меховая кацавейка Достоевский Ф. М. Преступление и наказание: Роман. - Куйбышев: Кн. изд-во, 1983, с.33.". Раскольникову омерзительна процентщица, а, собственно, почему? Из-за внешнего вида? Нет, я специально привела ее полный портрет, но это обычное описание старого человека. За ее богатство? В трактире один студент говорил офицеру: "Богата как жид, может сразу пять тысяч выдать, а и рублевым закладом не брезгает. Наших много у ней перебывало. Только стерва ужасная…". Но в этих словах нет злобы. Тот же молодой человек сказал: "Славная она, у ней всегда можно денег достать". В сущности Алена Ивановна никого не обманывает, ведь цену заклада она называет до заключения сделки. Старуха зарабатывает себе на жизнь так, как может, что делает ей честь, в отличие от Родиона Романовича, который признался в разговоре с другой героиней: "Мать прислала бы, чтобы внести, что надо, а на сапоги, платье и на хлеб я бы и сам заработал; наверно! Уроки выходили; по полтиннику предлагали. Работает же Разумихин! Да я озлился и не захотел". Вот кто заслуживает порицания: человек, не желающий работать, готовый продолжать жить на деньги небогатой матери и оправдывающий себя какими-то философскими идеями. Не надо забывать, что Наполеон своими руками проложил путь себе из низов к верхам, и именно это, а не совершенные им убийства, делает его великим человеком. Для дискредитации героя было бы достаточно убийства ростовщицы, но Федор Михайлович вводит еще один персонаж и делает его второй жертвой молодого студента. Это сестра Алены Ивановны, Лизавета. "У нее такое доброе лицо и глаза. Очень даже. Доказательство - многим нравится. Тихая такая, кроткая, безответная, согласная, на все согласная". Комплекция и здоровье позволяли ей не давать себя в обиду, но она предпочитала существующий порядок вещей. В романе она считается чуть ли не святой. Но почему-то все забывают о том, "чему удивлялся и смеялся студент". Это "было то, что Лизавета поминутно была беременна…". Что же случалось с ее детьми, ведь в квартире обитали только две сестры? Не стоит закрывать на это глаза. Лизавета в своей "доброте" не отказывает студентам. Это скорее безвольность, а не доброта, младшая сестра не ощущает действительности, она и не наблюдает за ней со стороны. Она и не живет в общем-то, она растение, а не человек. Возможно, только простая и работящая Настасья смотрит на Раскольникова трезво, а именно "с отвращением". Привыкшая к добросовестному труду, она не может понять праздно лежащего на диване хозяина, жалующегося на бедность и не желающего попробовать заработать денег, придающегося праздным размышлениям, вместо занятий с учениками. "Она вошла опять в два часа, с супом. Он лежал как давеча. Чай стоял нетронутый. Настасья даже обиделась и со злостью стала толкать его". Человек, не увлекающийся психологией, вряд ли придаст этому эпизоду значение. Для него дальнейшее действие романа будет развиваться согласно общепринятому сценарию. Кто-то же благодаря этому персонажу, быть может, усомнится в правоте некоторых героинь, с которыми автор знакомит нас позднее. Говорят, яблоко от яблони недалеко падает. Кто же так избаловал Родиона? Любой психотерапевт ищет корни болезни пациента в детстве последнего. Итак, автор знакомит нас с Пульхерией Раскольниковой, матерью главного героя. "Ты один у нас, ты наше все, вся надежда, упование наше. Что было со мною, когда я узнала, что ты уже несколько месяцев оставил университет, за неимением чем содержать себя, и что уроки и прочие средства твои прекратились! Чем могла я с моими ста двадцатью рублями в год пенсиона помочь тебе? "Достоевский, там же, с.56.. Но ведь он мужчина, он, а не престарелая мать, должен кормить всю семью, благо он имеет возможность работать. Мать готова на все ради сына, даже выдать замуж дочь за человека, "кажется, доброго", зато который и Роде "может быть весьма полезен даже во всем, и мы уже положили, что ты, даже с теперешнего же дня, мог бы определенно начать свою будущую карьеру и считать участь свою уже ясно определившеюся. О, если б это осуществилось! ". Наиболее важна именно последняя фраза Пульхерии Раскольниковой. Не о счастье дочери, идущей под венец без любви и без того уже настрадавшейся, мечтает мать, а о том, чтобы с помощью жениха получше пристроить бездельника сына. Избалованным детям в жизни потом приходится очень трудно, что и доказывает дальнейшее развитие событий в романе.

Марфу Петровну читатель знает только по рассказам других героев произведения, знакомых с семьей Свидригайловых. В ней нет ничего примечательного, она просто нелюбимая жена своего мужа, уличившего его в измене, получившая супруга только благодаря своему состоянию. В конце книги мы встречаем следующую фразу, адресованную будущему самоубийце: "Не твой револьвер, а Марфы Петровны, которую ты убил, злодей! У тебя ничего не было своего в ее доме". Похоже, эта женщина появилась среди действующих лиц для того, чтобы с ее помощью уличать жестокого игрока в жизнь.

Далее Раскольников знакомится с семьей Мармеладовых. "Катерина Ивановна с воплем и со слезами выбежала на улицу - с неопределенной целью где-то сейчас, немедленно и во что бы то ни стало найти справедливость". Она подобна Фернанде из романа Маркеса "Сто лет одиночества", которая "бродила по дому, громко причитая - для того, мол, ее воспитывали, как королеву, чтобы стать ей прислугой в сумасшедшем доме, жить с мужем - лодырем, безбожником, а она работает-надрывается, везет на себе хозяйство…". Показательно то, что ни та, ни другая женщина ничего этого не делает. Как у Маркеса нашлась Петра Котес, которая фактически содержала Фернанду, так и Достоевский вывел Соню, чтобы не дать пропасть Мармеладовым. Доброта Сони мертва и мнима, как и святость покойной Лизаветы. Для чего Софья Семеновна стала проституткой? Из жалости к сводным брату и сестрам? Почему тогда она не ушла в монастырь, взяв их с собой, ведь там им жилось бы явно лучше, чем с отцом-алкоголиком и устраивающей им побои матерью? Предположим, что она не хотела бросать на произвол судьбы Мармеладова с женой. Но для чего тогда давать отцу деньги на выпивку, ведь именно это погубило его? Наверное, ей жалко его, он не напьется, будет страдать. Самое время вспомнить фразу: "Любить всех, значит не любить никого". Сонечка видит только свои добрые поступки, но она не видит, не хочет видеть то, как они проявляются на тех, кому она помогает. Она, как и Лизавета, делает все, о чем ее просят, не разбирая, зачем это, что из этого получится. Как робот, Соня выполняет то, что предписано Библией. Так светит электрическая лампочка: потому что кнопку нажали и ток идет.

Теперь заглянем в конец романа. Фактически, Свидригайлов предлагает Авдотье Романовне то же, чего Катерина Ивановна требовала от Сонечки. Но Дуня знает цену многим поступкам в жизни, она умнее, сильнее и, что самое главное, в отличие от Софьи Семеновны, она помимо своего благородства способна увидеть чужое достоинство. Не принял бы брат от нее спасения такой ценой, он скорее покончил бы с собой.

Федор Михайлович Достоевский как великий мастер-психолог описывал людей, их мысли и переживания в "вихревом" потоке; его герои постоянно находятся в динамичном развитии. Он выбирал моменты наиболее трагичные, наиболее значимые. Отсюда и общечеловеческая, вселенская проблема любви, которую пытаются разрешить его герои.

По мнению Сонечки, этой святой и праведной грешницы, именно отсутствие любви к ближнему (Раскольников называет человечество "муравейником", "тварью дрожащей") и является принципиальной причиной греха Родиона. В этом и состоит разница между ними: его грех - подтверждение своей "исключительности", своего величия, своей власти над каждой вошью (будь то мать, Дуня, Соня), ее же грех - жертва во имя любви к своим родным: к отцу-пьянице, к чахоточной мачехе, к ее детям, которых Соня любит больше своей гордыни, больше своего самолюбия, больше жизни, наконец. Его грех - уничтожение жизни, ее - спасение жизни.

Вначале Раскольников ненавидит Соню, так как он видит, что и его, Властелина и "бога", любит это маленькое забитое существо, несмотря ни на что, любит и жалеет (вещи взаимосвязанные), - этот факт наносит сильнейший удар по его выдуманной теории. Более того, любовь его матери к нему, сыну, также, несмотря ни на что, "мучает его", Пульхерия Александровна постоянно идет на жертвы ради "любимого Роденьки".

Мучительна для него жертва Дуни, ее любовь к брату - еще одна ступень к опровержению, к краху его теории.

Автор полагает, что любовь - самопожертвование, воплотившееся в образе Сони, Дуни, матери - ведь для автора важно показать не только любовь женщины и мужчины, но и любовь матери к сыну, брата к сестре (сестры к брату).

Дуня соглашается на брак с Лужиным ради брата, и мать отлично понимает, что жертвует дочерью ради своего первенца. Дуня долго колебалась, прежде чем принять решение, но, в конце концов, все-таки решилась: "... пред тем как решиться, Дуня не спала всю ночь, и, полагая, что я уже сплю, встала с постели и всю ночь ходила взад и вперед по комнате, наконец стала на колени и долго и горячо молилась перед образом, а наутро объявила мне, что она решилась". Дуня Раскольникова собирается выйти замуж за совершенно чуждого ей человека только потому, что не хочет позволить матери и брату опуститься до нищенского существования, чтобы улучшить материальное состояние своей семьи. Она тоже продает себя, но, в отличие от Сони, она еще имеет возможность выбирать "покупателя".

Соня же сразу, без колебаний соглашается отдать всю себя, всю свою любовь Раскольникову, пожертвовать собой ради благополучия своего возлюбленного: "Придешь ко мне, я надену крест на тебя, помолимся и пойдем". Соня с радостью соглашается следовать за Раскольниковым куда угодно, везде сопровождать его. "Он встретил на себе беспокойный и до муки заботливый взгляд ее... " - тут и любовь Сонина, вся ее самоотверженность.

Автор романа "Преступление и наказание" знакомит нас со многими человеческими судьбами, столкнувшимися с тяжелейшими условиями существования. В результате некоторые из них оказались на самом дне общества, не выдержав того, что выпало на их долю.

Мармеладов дает молчаливое согласие на то, чтобы его собственная дочь пошла на панель, дабы получить возможность расплатиться за жилье и купить еду. Старуха-процентщица, которая, хотя ей и жить-то осталось всего ничего, продолжает свою деятельность, унижающую, оскорбляющую людей, приносящих последнее, что у них есть, чтобы получить гроши, которых едва ли хватит на жизнь.

Соня Мармеладова - главный женский образ романа - является носителем христианских идей, которые сталкиваются с бесчеловечной теорией Раскольникова. Именно благодаря ей главный герой постепенно понимает, как сильно он заблуждался, какое чудовищное деяние совершил, убив, казалось бы, бессмысленно доживающую свои дни старуху; именно Соня помогает Раскольникову вернуться к людям, к Богу. Любовь девушки воскрешает его измученную сомнениями душу.

Образ Сони - один из важнейших в романе, в нем воплотил Достоевский свою идею "Божьего человека". Соня живет по христианским заповедям. Поставленная в такие же трудные условия существования, что и Раскольников, она сохранила живую душу и ту необходимую связь с миром, которую порвал главный герой, совершивший самый страшный грех - убийство. Сонечка отказывается судить кого-либо, приемлет мир таким, каков он есть. Ее кредо: "И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить? ".

Образ Сони имеет две трактовки: традиционную и новую, данную В.Я. Кирпотиным. Согласно первой, в героине воплощены христианские идеи, по второй она носительница народной нравственности.

В Соне воплощен народный характер в его неразвитой детской стадии, причем путь страданий заставляет ее эволюционировать по традиционной религиозной схеме в сторону юродивой недаром она столь часто сопоставляется с Лизаветой. Достоевский от лица Сонечки проповедует идеи добра и сострадания, составляющие незыблемые основы человеческого бытия.

Все женские образы романа вызывают сочувствие у читателя, заставляют сопереживать их судьбам и восхищаться талантом писателя, создавшего их.

В произведении Достоевского «Преступление и наказание» есть немало женских образов. Их целая галерея. Это Сонечка Мармеладова, убитая обстоятельствами Катерина Ивановна, Алена Ивановна и ее сестра Лизавета. В произведении этим образам отведена важная роль.

Соня Мармеладова - главная героиня

Один из главных женских образов в романе «Преступление и наказание» - Соня Мармеладова. Девушка была дочерью чиновника, который спился и впоследствии больше не мог содержать свою семью. Из-за постоянного злоупотребления алкоголем его увольняют с работы. Помимо родной дочери, у него есть вторая жена и трое детей. Мачеха не была обозленной, однако бедность действовала на нее угнетающе, и иногда она винила падчерицу в своих бедах.

И Раскольников решает остановиться на этой мысли. Ведь это объяснение нравится ему больше, чем какое-либо еще. Если бы главный герой не увидел в Соне этакую сумасшедшую, то, возможно, он и не стал бы ей рассказывать о своей тайне. Поначалу он просто цинично бросил вызов ее смиренности, сказав о том, что убил только ради себя. Соня ничего не отвечает на его слова до той поры, пока Раскольников прямо не задает ей вопрос: «Что мне делать?».

Сочетание низкого пути и христианской веры

Роль женских образов в «Преступлении и наказании», особенно Сонечки, нельзя недооценить. Ведь постепенно главный герой начинает перенимать образ мыслей Сони, понимать, что она в действительности является не проституткой - заработанные зазорным путем деньги она тратит не на себя. Соня искренне верит в то, что до той поры, пока от ее заработка зависит жизнь ее семьи, господь не допустит ее болезни или сумасшествия. Парадоксальным образом Ф. М. Достоевский сумел показать, как в ней сочетается христианская вера с совершенно неприемлемым, страшным образом жизни. И вера Сони Мармеладовой является глубокой, а не являет собой, как у многих, лишь формальную религиозность.

Школьное задание на дом по литературе может звучать следующим образом: «Проанализируйте женские образы романа «Преступление и наказание». Подготавливая информацию о Соне, нужно сказать, что она является заложницей тех обстоятельств, в которые ее поставила жизнь. Выбор у нее был невелик. Она могла остаться голодной, наблюдая за тем, как мучается от голода ее семья, или же начать продавать собственное тело. Конечно, ее поступок предосудителен, однако иначе она не могла поступить. Рассмотрев Соню с другой стороны, можно увидеть героиню, которая готова пожертвовать собой ради своих близких людей.

Катерина Иванова

Катерина Ивановна - также один из важных женских образов в романе «Преступление и наказание». Она вдова, оставшаяся одна с тремя детьми. У нее гордый и горячий нрав. Из-за голода она оказалась вынуждена выйти замуж за чиновника - вдовца, у которого есть дочь Соня. Он же берет ее в жены только из чувства сострадания. Она всю жизнь пытается найти способы прокормить своих детей.

Окружающая обстановка представляется Катерине Ивановне настоящим адом. Ее очень больно ранит человеческая подлость, которая попадается практически на каждом шагу. Она не умеет молчать и терпеть, как это делает ее падчерица Соня. В Катерине Ивановне хорошо развито ощущение справедливости, и именно оно толкает ее на решительные поступки.

Чем тяжела доля героини

Катерина Ивановна имеет знатное происхождение. Она из разорившейся семьи дворян. И по этой причине ей намного тяжелее, чем мужу с падчерицей. И этому причина не только повседневные трудности - у Катерины Ивановны нет такой же отдушины, как у Семена и его дочки. У Сони есть утешение - это молитва и Библия; отец ее на некоторое время может забыться в кабаке. Катерина Ивановна отличается от них страстностью своей натуры.

Неискоренимость самоуважения Катерины Ивановны

Ее поведение говорит о том, что любовь не могут искоренить из человеческой души никакие трудности. Когда чиновник умирает, Катерина Ивановна говорит о том, что это к лучшему: «Убытку меньше». Но в то же время она ухаживает за больным, поправляет подушки. Также любовь связывает ее и с Соней. При этом сама девушка не осуждает свою мачеху, которая когда-то толкнула ее на столь неблаговидные действия. Скорее наоборот - Соня стремится защитить Катерину Ивановну перед Раскольниковым. Позднее, когда Лужин выдвигает Соне обвинение в краже денег, Раскольников имеет возможность понаблюдать, с каким рвением защищает Катерина Ивановна Соню.

Как закончилась ее жизнь

Женские образы «Преступления и наказания», несмотря на разнообразие характеров, отличаются глубоко драматичной судьбой. Нищета доводит Катерину Ивановну до чахотки. Однако чувство собственного достоинства в ней не погибает. Ф. М. Достоевский подчеркивает, что Катерина Ивановна не была из забитых. Несмотря на обстоятельства, невозможно было сломать в ней нравственное начало. Стремление ощущать себя полноценным человеком и заставило Катерину Ивановну устроить дорогие поминки.

Катерина Ивановна является одним из самых гордых женских образов Достоевского в «Преступлении и наказании». Великий русский писатель постоянно стремится подчеркнуть это ее качество: «не удостоила ответом», «с достоинством осмотрела своих гостей». И наряду с умением уважать саму себя в Катерине Ивановне живет еще одно качество - доброта. Она осознает, что после гибели ее супруга она обречена с детьми на голодную смерть. Противореча самому себе, Достоевский опровергает концепцию утешительства, которая может привести человечество к благополучию. Конец Катерины Ивановны трагичен. Она бежит к генералу, чтобы вымолить у него помощь, однако перед ней закрывают двери. Надежды на спасение нет. Катерина Ивановна идет просить милостыню. Ее образ глубоко трагичен.

Женские образы в романе «Преступление и наказание»: старуха-процентщица

Алена Ивановна - это сухая старушонка возрастом около 60 лет. У нее злые глаза и острый нос. Волосы, которые совсем мало поседели, обильно смазаны маслом. На тонкой и длинной шее, которая может быть сравнима с куриной ногой, повешено какое-то тряпье. Образ Алены Ивановны в произведении является символом совершенно никчемного существования. Ведь она берет чужое имущество под проценты. Алена Ивановна использует тяжелое положение других людей. Назначая высокий процент, она буквально занимается обкрадыванием других.

Изображение этой героини должно вызвать у читателя чувство отвращения и послужить смягчающим обстоятельством при оценке убийства, совершенного Раскольниковым. Однако, по мысли великого русского писателя, эта женщина тоже имеет право называться человеком. И насилие над ней, как и над любым живым существом, представляет собой преступление против нравственности.

Лизавета Ивановна

Анализируя женские образы в романе «Преступление и наказание», следует упомянуть и о Лизавете Ивановне. Это младшая сводная сестра старухи-процентщицы - они были от разных матерей. Лизавету старуха постоянно держала в «совершенном порабощении». Этой героине 35 лет, по своему происхождению она мещанского рода. Лизавета - нескладная девица достаточно высокого роста. Характер у нее тихий и кроткий. Круглыми сутками она работает на свою сестру. Лизавета страдает умственной отсталостью, и по причине своего слабоумия она почти постоянно беременна (можно сделать вывод о том, что люди низкой морали используют Лизавету для своих целей). Вместе со своей сестрой героиня погибает от рук Раскольникова. Хотя она и некрасива, однако у многих вызывает симпатию ее образ.

Центральное место в романе Ф.М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Чем больше мы о ней узнаем, тем больше убеждаемся в ее чистоте и благородстве, тем больше начинаем задумываться над истинными человеческими ценностями. Образ, суждения Сони заставляют заглянуть вглубь себя, помогают оценить то, что происходит вокруг нас.

Из рассказа Мармеладова мы узнаем о несчастной судьбе дочери, ее жертве ради отца, мачехи и ее детей. Она пошла на грех, отважилась на то, чтобы продать себя. Но при этом она не требует и не ожидает никакой благодарности. Она ни в чем не винит Катерину Ивановну, она просто смиряется со своей судьбой.А судьба,в свою очередь, жестоко и несправедливо обошлась с ней и ее близкими. Во-первых, Соня потеряла мать, а затем и отца; во-вторых, бедность заставила ее выйти на улицу зарабатывать деньги. Но жестокость судьбы не сломила ее моральный дух. В условиях, казалось бы, исключающих добро и человечность, героиня находит выход, достойный настоящего человека. Ее путь - самопожертвование и религия. Соня способна понять и облегчить страдания любого, направить на путь истины, все простить, вобрать в себя чужое страдание. Она жалеет Катерину Ивановну, называя ее "ребенком, справедливой", несчастной. Ее великодушие проявилось уже тогда, когда она спасает детей Катерины Ивановны, жалеет отца, умирающего у нее на руках со словами раскаяния. Эта сцена, как, впрочем, и другие, внушает уважение и сочувствие к девушке с первых минут знакомства с ней. И неудивительно, что глубину душевных мук Раскольникова суждено разделить Софье Семеновне. Именной ей, а не Порфирию Петровичу, Родион решил поведать свою тайну, так как почувствовал, что судить по совести его может только Соня, и суд ее будет отличаться от суда Порфирия. Эта необыкновенная девушка, которую он назвал "юродивой", узнав об ужасном преступлении Родиона, целует и обнимает его, себя не помня, говорит, что "нет несчастнее никого теперь в целом свете", чем Раскольников. И это говорит та, которую бедность семьи обрекла на позор и унижение, та, которую называют "девицей отъявленного поведения"! Неужели заслуживает такой участи девушка чуткая и самоотверженная, тогда как Лужин, не страдая от нищеты, мелочен и подл? Именно он считает Соню безнравственной, развращающей общество девицей. Пожалуй, ему никогда не понять, что только сострадание и желание помочь людям, избавить их от тяжкой участи объясняют поведение героини. Вся ее жизнь - сплошное самопожертвование. Силой своей любви, способностью самоотверженно претерпевать любые муки ради других девушка помогает главному герою превозмочь себя и воскреснуть. Судьба Сонечки убедила Раскольникова в ошибочности его теории. Он увидел перед собой не "дрожащую тварь", не смиренную жертву обстоятельств, а человека, самопожертвование которого далеко от смирения и направлено на спасение погибающих, на действенную заботу о ближних. Соня, самоотверженная в своей преданности и семье, и любви, готова разделить участь Раскольникова. Она искренне верит, что Раскольников сможет воскреснуть для новой жизни. Правда Сони Мармеладовой - это ее вера в человека, в неистребимость добра в его душе, в то, что сочувствие, самопожертвование, всепрощение и всеобщая любовь спасут мир.

Соня незаметно возникает в романе Достоевского "Преступление и наказание" из арабесок петербургского уличного фона как мысль, как рассказ Мармеладова о семье, о дочери с "желтым билетом". Ее облик впервые дается через восприятие самого автора в тот миг, когда она предстает у постели умирающего отца.

"Из толпы, неслышно и робко, протеснилась девушка, и странно было ее внезапное появление в этой комнате, среди нищеты, лохмотьев, смерти и отчаяния. Она была тоже в лохмотьях, наряд ее был грошовый, но разукрашенный по – уличном, под вкус и правила, сложившиеся в своем мире, с ярко и позорно выдающейся целью. Соня остановилась в сенях у самого порога, но не переходила за порог и глядела как потерянная, не сознавая, казалось, ничего, забыв о своем перекупленном из четвертых рук шелком, неприличном здесь, цветном платье с длиннейшим и смешным хвостом, и необъятном кринолине, загородившем всю дверь, и о свиных ботинках и об омбрельке, ненужной ночью, но которую она взяла с собой, и о смешной соломенной, круглой шляпке с ярким огненного цвета пером. Из под этой надетой мальчишески набекрень шляпки выглядывало худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и с неподвижными от ужаса глазами. Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными, голубыми глазами"..

Такой впервые предстает Соня Мармеладова перед нами. Писатель особое внимание сосредоточил на описании одежды Сони и этим самым он хотел подчеркнуть ремесло, которым промышляет героиня.

Профессия Сони Мармеладовой – неизбежный результат условий, в которых она живет. Но именно стремление помочь Катерине Ивановне и её несчастным детям и заставило Соню преступить через себя, через нравственный закон.Иначе по той же дороге, с тем же концом, пошли бы и Полечка с сестрицей и братцем, которых она поддерживала кое-как своим "золотым" промыслом.

Она пожертвовала собой ради других. "И тут только понял он, что значили для неё эти бедные, маленькие дети-сироты и эта жалкая, полусумасшедшая Катерина Ивановна, со своею чахоткой и со стуканием об стену". Она тяжело переживает, сознавая своё положение в обществе, свой позор и грехи: "Да ведь я …бесчестная…я великая, великая грешница! ", "…до какой чудовищной боли истерзала её, и уже давно, мысль о бесчестном и позорном её положении". Не будь судьба её семьи (а Катерина Ивановна и дети действительно были единственной Сониной семьёй) такой плачевной, жизнь Сонечки Мармеладовой сложилась бы по-другому.

Её имя писатель тоже выбрал, как считают, не случайно. Русское церковное имя – Софья, София пришло к нам исторически греческого языка и означает "мудрость", "разумность", "наука". Надо сказать, что имя Софья носят несколько героинь Достоевского - "кротких" женщин, которые смиренно несут крест, выпавший на их долю, но верят в конечную победу добра. Если "София" вообще означает мудрость, то у Достоевского мудрость его Софьи – смиренномудрие.

Соня помимо детской чистой и невинной души обладает огромной моральной стойкостью, сильным духом и поэтому она находит в себе силы спасаться верой в Бога, поэтому она сохраняет свою душу. "Что ж бы я без бога-то была? "

Доказательство необходимости веры в Бога было одной из главных целей, которые Достоевский ставил перед своим романом.

Все поступки героини удивляют своей искренностью, открытостью. Она не делает ничего для себя, все ради кого-то: мачехи, неродных братьев и сестры, Раскольникова. Образ Сони - образ истинной христианки и праведницы. Наиболее полно он раскрывается в сцене признания Раскольникова. Здесь-то мы видим Сонечкину теорию - "теорию Бога". Девушка не может понять и принять идей Раскольникова, она отрицает его возвышение над всеми, пренебрежение к людям. Ей чуждо само понятие "необыкновенный человек", так же как неприемлема возможность преступить "закон Божий". Для нее все - равны, все предстанут перед судом Всевышнего.

Да, Соня тоже преступница, как и Раскольников, она также преступила нравственный закон: "Мы вместе прокляты, вместе и пойдем", - говорит ей Раскольников, только он преступил через жизнь другого человека, а она - через свою. Соня призывает Раскольникова к раскаянию, она согласна нести его крест, помочь придти к истине через страдание. У нас не вызывают сомнения ее слова, читатель уверен в том, что Соня последует всюду за Раскольниковым, везде и всегда будет вместе с ним. А зачем, зачем ей это надо? Ехать в Сибирь, жить в нищете, страдать ради человека, который с тобой сух, холоден, отвергает тебя. На это могла пойти только она, "вечная Сонечка", с добрым сердцем и бескорыстною любовью к людям. Проститутка, вызывающая уважение, любовь всех окружающих, - это чисто по-достоевски, идея гуманизма и христианства пронизывает этот образ. Ее любят и чтят все: и Катерина Ивановна, и ее дети, и соседи, и каторжники, которым Соня безвозмездно помогала. Читая Раскольникову Евангелие, легенду о воскрешении Лазаря, Соня пробуждает в его душе веру, любовь и раскаяние. Родион пришел к тому, к чему призывала его Соня, он переоценил жизнь и ее сущность, о чем свидетельствуют его слова: "Разве могут ее убеждения теперь не быть моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере... "[

Создав образ Сони Мармеладовой, Достоевский создал антипод Рас-кольникову и его теории (добро, милосердие, противостоящее злу). Жизненная позиция девушки отражает взгляды самого писателя, его веру в добро, справедливость, всепрощение и смирение, но, прежде всего, любовь к человеку, каким бы он ни был.

Соня, которая в своей недолгой жизни уже перенесла все мыслимые и немыслимые страдания и унижения, сумела сохранить нравственную чистоту, незамутненность разума и сердца. Недаром Раскольников кланяется Соне, говоря, что кланяется всему человеческому горю и страданию. Ее образ вобрал в себя всю мировую несправедливость, мировую скорбь. Сонечка выступает от лица всех униженных и оскорбленных. Именно такая девушка, с такой жизненной историей, с таким пониманием мира была избрана Достоевским для спасения и очищения Раскольникова.

Катерина Ивановна - бунтарка, страстно вмешивающиеся в несправедливую и враждебную ей обстановку. Она - безмерная гордячка, в порыве оскорбленного чувства идет против здравого смысла, кладет на алтарь страсти не только собственную жизнь, но, что еще страшнее, - благополучие своих детей.

О том, что жена Мармеладова Катерина Ивановна вышла за него замуж с тремя детьми, мы узнаём из разговора Мармеладова с Раскольниковым.

"Я звериный образ имею, а Катерина Ивановна, супруга моя, - особа образованная и урожденная штаб-офицерская дочь…. . она же и сердца высокого, и чувств облагороженных воспитанием исполнена…. Катерина Ивановна дама хотя и великодушная, но несправедливая…. . она дерет мне вихры…Знайте же, что супруга моя в благородном губернском дворянском институте воспитывалась и при выпуске с шалью танцевала при губернаторе и при прочих лицах, за что золотую медаль и похвальный лист получила. . да, дама горячая, гордая и непреклонная. Пол сама моет и на черном хлебе сидит, а неуважения к себе не допустит. …. Вдовой уже взял ее, с троими детьми, мал мала меньше. Вышла замуж за первого мужа, за офицера пехотного, по любви, и с ним бежала из дому родительского. Мужа любила чрезмерно, но в картишки пустился, под суд попал, с тем и помер. Бивал он ее под конец; а она хоть и не спускала ему... И осталась она после него с тремя малолетними детьми в уезде далеком и зверском… Родные же все отказались. Да и горда была, чересчур горда... Можете судить потому, до какой степени ее бедствия доходили, что она, образованная и воспитанная и фамилии известной, за меня согласилась пойти! Но пошла! Плача и рыдая и руки ломая - пошла! Ибо некуда было идти…"

Мармеладов дает жене точную характеристику: "…Ибо хотя Катерина Ивановна и преисполнена великодушных чувств, но дама горячая и раздраженная, и оборвет... ". Но человеческая гордость ее, как и Мармеладова, попирается на каждом шагу, о достоинстве и самолюбии заставляют забыть. Бессмысленно искать помощи и сочувствия у окружающих, Катерине Ивановне "некуда идти".

В этой женщине показана физическая и духовная деградация. Она не способна ни к серьезному бунту, ни к смирению. Ее гордость столь непомерна, что смирение для нее просто невозможно. Катерина Ивановна "бунтует", но ее "бунт" превращается в истерику. Это трагедия, переходящая в площадное грубое действо. Она без всякой причины нападает на окружающих, сама нарывается на неприятности и унижения (то и дело оскорбляет квартирную хозяйку, идет к генералу "добиваться справедливости", откуда ее также с позором выгоняют).

Катерина Ивановна не только окружающих людей обвиняет в своих страданиях, но и Бога. "На мне нет грехов! Бог и без того должен простить… Сам знает, как я страдала! А не простит, так и не надо! " - говорит она перед смертью.

Алена Ивановна - коллежская регистраторша, процентщица, «...крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом... Бело
брысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась
вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка». Ее изображение должно вызывать отвращение и тем самым как бы отчасти оправдывать
идею Раскольникова, который носит ей заклады, а затем убивает ее.
Персонаж - символ никчемной и даже вредной жизни. Однако, по
мысли автора, она тоже человек, и насилие над ней как над любым
человеком, даже во имя благородных целей, является преступлением
нравственного закона.

Лизавета - младшая, сводная сестра процентщицы Алены
Ивановны. «...Высокая, неуклюжая, робкая и смиренная девка, чуть не
идиотка, тридцати пяти лет, бывшая в полном рабстве у сестры своей,
работавшая на нее день и ночь, трепетавшая перед ней и терпевшая от
нее даже побои». Смуглое доброе лицо. Занимается стиркой и починкой
белья. До убийства была знакома с Раскольниковым, стирала ему
рубашки. Была также в дружеских отношениях с Сонечкой
Мармеладовой, с которой даже обменялась крестами. Раскольников
случайно подслушивает ее разговор со знакомыми мещанами, из
которого узнает, что старуха-процентщица в семь часов следующего
дня останется дома одна. Немного раньше он случайно услышал в
трактире фривольный разговор молодого офицера и студента, где речь
шла, в частности, и о Л. - что она хоть и некрасива, но многим нра-
вится - «тихая такая, кроткая, безответная, согласная, на все
согласная» и потому постоянно беременная. Во время убийства
процентщицы Л. неожиданно возвращается домой и тоже становится
жертвой Раскольникова. Именно подаренное ею Евангелие Соня читает
Раскольникову.

Женские образы играют в литературе значительную роль, помогают отразить характерные черты главного героя, восхищают читателя своей красотой и грацией. Вспомним, к примеру, Татьяну Ларину, героиню романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», которая была близка к исконно русской культуре, к неповторимой русской природе. Нельзя оставить без внимания образ Катерины в знаменитой драме А.Н. Островского «Гроза», олицетворяющий «луч света в темном царстве».

Сегодняшнее своё сочинение мне хотелось бы посвятить не менее интересным женским образам в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Здесь перед читателем предстают сразу несколько героинь. Пожалуй, стоит их перечислить: Соня Мармеладова, Дуня, Пульхерия Александровна, Лизавета Ивановна и Алёна Ивановна.

Именно с помощью вышеуказанных персонажей я постараюсь в полной мере раскрыть предложенную тему сочинения.

Среди всех героев романа, безусловно, следует выделить Соню, обладающую той духовной силой, которая помогает девушке нести добро окружающим людям. Ф.М. Достоевский называет её «блудницей», но эту нишу в обществе героиня заняла отнюдь не по собственной воле, а для того, чтобы помочь своей семье. Девушка фактически жертвует собой во имя других, пытается смириться со своим жалким, ничтожным положением. Но, как бы удивительно это не звучало, Соня сумела сохранить чистоту и непорочность собственной души, что характеризует её как сильную личность. Основными чертами девушки являются самопожертвование, смирение и всепрощение. Она живет по христианским канонам и обычаям, что впоследствии пытается привить Родиону Раскольникову, потерявшему внутренний стержень. Хочу заметить, что влияние Сони помогает главному герою познать себя, обрести веру в лучшее будущее, найти истинный путь в жизни. Девушка испытывала сильное, всепоглощающее чувство любви к Раскольникову, поэтому не могла оставить его, наедине со своими переживаниями и тревогами.

Не менее важную роль в жизни главного героя играют сестра Дуня и мать Пульхерия Александровна, которые готовы на всё ради Родиона. Дуня готова даже связать свою судьбу с нелюбимым человеком, дабы помочь брату подняться из нищеты. «Ты знаешь, как я люблю тебя; ты один у нас, у меня и у Дуни, ты наше все, вся надежда, упование наше» - эти слова матери дорогого стоят. В письме к Раскольникову Пульхерия Александровна выражает всю свою любовь и заботу, проявляет себя как любящая мать.

Теперь стоит перейти к немного иным типам женщин в романе. Вспомните Лизавету Ивановну, сестру старухи-процентщицы. Этот образ, в сущности, олицетворяет всех «униженных и оскорбленных». Лизавета Ивановна отличалась скромностью, кротостью, добротой. Она никому в жизни не причинила зла или боли. Но почему же Раскольников убивает ни в чём неповинную женщину? Возможно, героиня просто стала жертвой обстоятельств. Тем не менее, этот момент стал переломным для Родиона, его теория начала рушится.

И наконец, обратимся к образу Алёны Ивановны, который изначально вызывает отвращение, что доказывает следующая цитата: «Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтевшая меховая кацавейка». Старуха является олицетворением общественного зла, убив её, герой стремится избавить людей от страдания и горя. Но, как оказалось, убийство пусть даже самого скверного человека, не может открыть дорогу к светлому будущему. На пролитой крови никогда не построишь счастье.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что женские образы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» контрастны сами по себе. Каждая героиня уникальна, индивидуальна, имеет собственный тип мышления и сознания.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама