THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Уильям Шекспир родился в городке Стратфорд-на-Эйвоне (графство Йоркшир) в 1564 году, по преданию, 23 апреля. Его отец, Джон Шекспир, был состоятельным ремесленником (перчаточником) и ростовщиком, часто избирался на различные общественные должности, один раз был избран мэром города. Он не посещал церковные богослужения, за что платил большие денежные штрафы (возможно, что он был тайным католиком). Его мать, урождённая Арден, принадлежала к одной из старейших английских фамилий. Считается, что Шекспир учился в стратфордской "грамматической школе" (англ. "grammar school"), где получил серьёзное образование: стратфордский учитель латинского языка и словесности писал стихи на латыни. 1568-69 -- годы наибольшего процветания семьи, за которыми последовало медленное разорение. Около 1580 Уильяму пришлось бросить школу, которая в Стратфорде была отменной, и начать работать. Предполагают, что, оставив школу, Уильям Шекспир какое-то время в качестве подмастерья помогал отцу.

В ноябре 1582 году он женился на Анне Хатауэй, местного помещика, бывшей на 8 лет его старше. Возможно, женитьба была вынужденной: в мае следующего года родился их первый ребенок -- дочь Сьюзен. В феврале 1585 на свет появилась двойня -- сын Хемнет, умерший в детстве (1596), и дочь Джудит.

Около 1587 года Шекспир покинул Стратфорд и переехал в Лондон.

С конца 1580-х годов - актёр (оставил сцену около 1603 года) и драматург в Лондоне. С 1594 года пайщик театральной труппы "Слуги лорда-камергера" (с 1603 года - труппа короля).

В 1592 году Шекспир становится членом лондонской актёрской труппы Бёрбеджа. Осенью 1599 открывается театр "Глобус". Над входом -- крылатые слова: "Весь мир -- театр" ("Totus mundis agit histrionem"). Шекспир один из его совладельцев, актер труппы и основной драматург. В год открытия "Глобуса" он пишет римскую трагедию "Юлий Цезарь" и комедию "Как вам это понравится", которые разработкой меланхолических характеров открывают путь к созданному годом позже "Гамлету". В 1592-94 лондонские театры закрываются из-за эпидемии чумы. Во время невольной паузы Шекспир создает несколько пьес: хронику "Ричард III", "Комедию ошибок" и "Укрощение строптивой", свою первую трагедию (еще выдержанную в бытовавшем стиле "кровавой трагедии") "Тит Андроник", а также выпускает в свет впервые под своим именем поэмы "Венера и Адонис" и "Лукреция". В 1594 после открытия театров Шекспир присоединяется к новому составу труппы лорда-камергера, называвшейся так по должности ее покровителя Хансдона. Со сцены сошли (умерли или перестали писать для театра) "университетские умы". Начинается эпоха Шекспира. Вот что писал один из его современников Ф. Мерез в 1597: "Подобно тому, как Плавт и Сенека считались у римлян лучшими по части комедии и трагедии, так Уильям Шекспир у англичан является наипревосходнейшим в обоих видах пьес, предназначенных для сцены… При Якове I труппа Шекспира получила статус королевской (1603), а сам Шекспир вместе с другими старыми членами труппы -- звание камердинера. В течение многих лет Шекспир занимался ростовщичеством, а в 1605 году стал откупщиком церковной десятины.

В 1612 году Шекспир вышел в отставку и вернулся в родной Стратфорд, где жили его жена и дочери. Причиной неожиданного прекращения столь удачной карьеры драматурга и отъезда из столицы была, по всей видимости, болезнь. Завещание Шекспира от 15 марта 1616-го года было подписано неразборчивым почерком, на основании чего некоторые исследователи полагают, что он был в то время серьёзно болен. 23 апреля 1616 года Шекспир скончался. Два дня спустя последовало погребение в алтаре церкви Святой Троицы на окраине Стратфорда.

На его надгробии написана эпитафия:

Good frend for Iesvs sake forbeare,

To digg the dvst encloased heare.

Blest be ye man yt spares thes stones,

And cvrst be he yt moves my bones.

Друг, ради Господа, не рой

Останков, взятых сей землёй;

Нетронувший блажен в веках,

И проклят -- тронувший мой прах.

(Перевод А. Величанского)

При жизни Уильяма Шекспира его произведения не были собраны. Отдельно печатались поэмы, сборник сонетов. Пьесы первоначально появлялись в так называемых "пиратских изданиях" с испорченным текстом, за которыми в виде опровержения следовало, как правило, издание, подготовленное автором. По формату эти издания носят название кварто (quarto). После смерти Шекспира усилиями его друзей-актеров Хеминга и Конделла было подготовлено первое полное издание его сочинений, включающее 36 пьес, так называемое Первое Фолио (The First Folio). Восемнадцать из них ранее вообще не печатались.

Шекспировский канон включает 37 пьес; 18 появились при жизни Шекспира, 36 были напечатаны в первом собрании сочинений Шекспира (1623, не вошёл "Перикл"). Попытки установить хронологию творчества Шекспира велись со 2-й половины 18 века. Ниже приводится перечень пьес Шекспира с датами их написания, с периодизацией творчества и принятыми в шекспировской критике жанровыми определениями.

Первый период (1590-1594). Ранние хроники: "Генрих VI", ч. 2 (1590); "Генрих VI", ч. 3 (1591); "Генрих VI", ч. 1 (1592); "Ричард III" (1593). Ранние комедии: "Комедия ошибок" (1592), "Укрощение строптивой" (1593). Ранняя трагедия: "Тит Андроник" (1594).

Второй период (1595-1600). Хроники, близкие к трагедии: "Ричард II" (1595); "Король Джон" (1596). Романтические комедии: "Два веронца" (1594); "Бесплодные усилия любви" (1594); "Сон в летнюю ночь" (1596); "Венецианский купец" (1596). Первая зрелая трагедия: "Ромео и Джульетта" (1595). Хроники, близкие к комедии: "Генрих IV", ч. 1 (1597); "Генрих IV", ч. 2 (1598); "Генрих V" (1598). Вершинные создания Шекспира-комедиографа: "Много шума из ничего" (1598); "Виндзорские проказницы" (1598); "Как вам это понравится" (1599); "Двенадцатая ночь" (1600).

Третий период (1600-1608). Трагедии, обозначившие перелом в творчестве Шекспира: "Юлий Цезарь" (1599); "Гамлет" (1601). "Мрачные комедии" (или "проблемные пьесы"): "Троил и Крессида" (1602); "Конец - делу венец" (1603); "Мера за меру" (1604). Вершина трагизма Шекспира: "Отелло" (1604); "Король Лир" (1605); "Макбет" (1606). Античные трагедии: "Антоний и Клеопатра" (1607); "Кориолан" (1607); "Тимон Афинский" (1608).

Четвёртый период (1609-1613). Романтические трагикомедии: "Перикл" (1609); "Цимбелин" (1610); "Зимняя сказка" (1611); "Буря" (1612). Поздняя хроника: "Генрих VIII" (1613; возможно, с участием Дж. Флетчера).

Вне канона: "Эдуард III" (1594-1595; авторство сомнительно); "Томас Мор" (1594-1595; одна сцена); "Два знатных родича" (1613, совместно с Флетчером). Некоторые шекспироведы (в т. ч. советские - А. А. Смирнов) делят творчество Шекспира на три периода, объединяя в один 1-й и 2-й (1590-1600). шекспир творчество биография

Уже произведения 1-го периода свидетельствуют о том, что Шекспир остро чувствует комические и трагические несообразности жизни, но рисует их во многом традиционно: трагическое как ужасное, комическое как фарсовое и в обособлении друг от друга. Шекспир ещё учится, усваивая и национальную традицию ("кровавая трагедия" К. Марло), и общеевропейскую (ориентируясь на античные образцы - Плавт в "Комедии ошибок", Сенека в "Тите Андронике" - и на итальянскую гуманистическую комедию в "Укрощении строптивой"). Не вполне оформилась ещё и гуманистическая позиция Шекспира: положительные герои хроник тяготеют к старине, влияние патриархальной морали заметно в комедиях.

Во 2-й период драматизм жизни по-прежнему является основой творчества Шекспира, однако общая тональность и финалы пьес говорят о вере Шекспира в гармоническое разрешение жизненных противоречий. Атмосферу произведений определяют те, кто утверждает гармонию в государстве, в общественных и личных отношениях (Ромео и Джульетта, Виола, Генрих V). Носители зла (Тибальд, Шейлок, Мальволио) - в одиночестве. Органическое слияние комического и трагического в пьесах этого периода, безоговорочное торжество принципов гуманизма, умение растворить идеи в ситуациях и сложных образах, стремление воплотить идеалы в полноценных характерах свидетельствуют о зрелости и самостоятельности мастерства Шекспира.

В 1590-е годы в творчестве Шекспира преобладают пьесы-хроники и комедии. 8 хроник образуют 2 цикла, охватывающих историю Англии 1397-1485. Ранний цикл (3 части "Генриха VI" и "Ричард II") изображает войну Алой и Белой розы и падение династии Ланкастеров, показывает распад государства из-за феодального хищничества. Второй ("Ричард II", 2 части "Генриха IV" и "Генрих V") посвящены предыдущему периоду - возвышению Ланкастеров и успехам Англии в Столетней войне - и указывает путь от анархии к государственному единству. Стоящие отдельно "Король Джон" и "Генрих VIII" рисуют конфликты внутри страны в связи с борьбой английской монархии против римско-католической церкви. Магистральный сюжет хроник - судьба государства, взятая в исторической перспективе; главный конфликт строится на столкновении государственных и личных интересов и раскрывается в борьбе целых социальных групп, которые представлены отдельными персонажами, обрисованными более схематически в ранних хрониках и как живые индивидуальности - в зрелых (Хотспер, принц Гарри, Фальстаф). Основная идея хроник - правомерность победы централизованной власти (абсолютизма) над анархическим своеволием - отражает идеологию гуманистов. Гуманистические взгляды в сочетании с народными понятиями о дурных и добрых правителях сказываются и в том, как изображены идеальный король Генрих V и его антипод Ричард III. Впрочем, личности почти всех монархов в хрониках показывают, что Шекспир сознавал, насколько далеки от идеала реальные носители власти, и иллюзорность идеала абсолютистской монархии в целом.

Если сфера хроник - человек и государство, то сфера комедий Шекспира в 1590-х годах - человек и природа в том универсальном и оптимистическом значении, которое придавали природе гуманисты, видя в ней всеблагую и всемогущую силу и рассматривая человека и общество как часть её. В комедиях Шекспира главенствует идеальное, тождественное природному. Отсюда родство комедий Шекспира с литературой романтического плана: сюжет насыщен фольклорными, авантюрными и пасторальными мотивами, основная тема - любовь и дружба, основная группа персонажей - лирические и романтические герои и героини. Движение жизни как движение раскованной природы во всей её полноте и изобилии - уникальный источник комического у Шекспира, объясняющий, почему его комедия, в отличие от всей последующей европейской комедии, не имеет выраженного сатирического характера. Поединки в остроумии, проделки шутов и забавность простаков (второй основной группы персонажей-комиков), элементы праздничности, восходящие к старинным обрядам и карнавалу,- вся эта игра свободного естества определяет атмосферу веселья и оптимизма в комедиях Шекспира. Мир предстаёт гармоничным и целостным, жизнь - радостным праздником, люди - по сути своей добрыми и благородными. Есть в комедиях и драматические осложнения (измены Протея в "Двух веронцах", козни Шейлока в "Венецианском купце"), но всё враждебное истинной человечности легко преодолевается и, как правило, не связано с социальными причинами. Конкретные социальные отношения комедию Шекспира 1590-х годов не интересуют; иная картина - в комедиях 1600-х годов. Здесь ставятся значительные общественные и нравственные вопросы (проблемы социального неравенства - "Конец - делу венец", закона и морали - "Мера за меру"); заметнее элементы сатиры и гротеска, действие близко к трагическому, благополучные развязки формальны, жизнерадостный тон исчезает.

Мрачный колорит "проблемных комедий" отражает то умонастроение, которое возобладало у Шекспира в 3-й период и сделало господствующим жанром в эти годы трагедию. Противоречия буржуазного прогресса и всей переходной, на стыке феодализма и капитализма, стадии общественного развития воспринимаются теперь как трагически неразрешимые противоречия жизни в целом, как несоответствие гуманистическим идеалам всего прошлого, настоящего и ближайшего будущего человечества. Социальная основа у Шекспира редко так обнажена, как в "Тимоне Афинском" (сущность денег) или в "Кориолане" (противоречия между народом и правящей верхушкой). Социальный конфликт обычно выступает как конфликт нравственный, семейный ("Гамлет", "Король Лир"), личный ("Отелло"), как борьба честолюбий ("Макбет", "Антоний и Клеопатра"). Основная тема трагедий Шекспира - человек и общество - раскрывается прежде всего в столкновении отдельных личностей. Но при этом конфликт охватывает всю цепь бытия: приобретая всемирный, даже космический характер, он одновременно проецируется в сознание героя. В "Короле Лире", "Кориолане" и "Тимоне Афинском" акцент на первом, в "Отелло", "Макбете" и "Антонии и Клеопатре" - на втором, в "Гамлете" акценты равнозначны. Независимо от этого суть трагического гуманизма Шекспира полнее всего раскрывается в образе главного героя. Герои трагедий титаничны и по мощи характеров, и по способности в личных бедах видеть беды общественные и всемирные. Наделив героев способностью к духовному росту, Шекспир первым в мировой литературе дал глубокое изображение характера в развитии, которое происходит в процессе постепенного осознания героем природы общества - и собственной природы. При этом одни герои сохраняют цельность натуры (Ричард III, Ромео, Джульетта, Кориолан), другие постигают двойственность самих себя и вообще природы человека (Брут, Гамлет, Макбет, Антоний); но познание реальности и самопознание для всех служит источником трагического страдания (часто усугубленного осознанием собственных роковых ошибок - Антоний, Макбет, особенно Отелло, Лир) и приводит к духовному изменению, иногда к полному преображению личности (Лир). Сама грандиозность достоинств - разума (Брут, Гамлет), чувства (Ромео, Отелло), силы характера (Макбет) - влечёт героя к гибели. Неотвратимо следуя из несовместимости героя и мира (хотя немалая роль случайностей, приводящих к трагической развязке, придаёт проявлению трагического привкус тайны), гибель героя, как и всё действие, утверждает величие человеческой личности и не оставляет безнадёжного чувства. В финале трагедий всегда есть возврат к некоему равновесию, существовавшему вначале. В этой композиционной особенности трагедий сказывается уверенность Шекспира-гуманиста в существовании некоей нормы, без которой жизнь невозможна.

Связанное с углубляющимся кризисом гуманизма новое, более сложное видение мира выразилось у Шекспира в 4-й период в характерном для маньеризма и барокко жанре романтической трагикомедии. По-прежнему острое восприятие трагической стороны жизни воплощается здесь в трагических конфликтах и перипетиях, а вера в гуманистические идеалы - главным образом в благополучной развязке, впрочем, нескрываемо утопичной. Обилие фольклорных и фантастических элементов, неправдоподобие и запутанность сюжетов, упрощение характеров, подчёркнутая (особенно в финале) условность изображаемого - всё это создаёт нереальный, романтический колорит последних пьес Шекспира.

В России Шекспир впервые упомянут в 1748 году А. П. Сумароковым, однако и во 2-й половине 18 века Шекспира в России знают ещё мало. Фактом русской культуры Шекспир становится в 1-й половине 19 века: к нему обращаются писатели, связанные с движением декабристов (В. К. Кюхельбекер, К. Ф. Рылеев, А. С. Грибоедов, А. А. Бестужев и др.), А. С. Пушкин, видевший главные достоинства Шекспира в его объективности, правде характеров и "верном изображении времени" и развивавший традиции Шекспира в трагедии "Борис Годунов". В борьбе за реализм русской литературы на Шекспира опирается и В. Г. Белинский. Значение Шекспира особенно возросло в 30-50-е годы 19 века. Проецируя на современность шекспировские образы, А. И. Герцен, И. А. Гончаров и др. помогали глубже осмыслить трагизм времени. Заметным событием стала постановка "Гамлета" в переводе Н. А. Полевого (1837) с П. С. Мочаловым (Москва) и В. А. Каратыгиным (Петербург) в главной роли. В трагедии Гамлета В. Г. Белинский и другие передовые люди эпохи увидели трагедию своего поколения. Образ Гамлета привлекает внимание И. С. Тургенева, разглядевшего в нём черты "лишних людей" (ст. "Гамлет и Дон-Кихот", 1860), Ф. М. Достоевского. В 1860-е годы, в обстановке острой общественной борьбы, отношение к Шекспиру становится, с одной стороны, более академичным (работы основоположника русского научного шекспироведения Н. И. Стороженко), а с другой - более критическим ("О Шекспире и о драме" Л. Н. Толстого, 1903-1904, опубликована 1906).

Параллельно с осмыслением творчества Шекспира в России углублялось и расширялось знакомство с самими произведениями Шекспира. В 18 - начале 19 веков переводились в основном французские переделки Шекспира. Переводы 1-й половины 19 века грешили либо буквализмом ("Гамлет" в пер. М. Вронченко, 1828), либо излишней вольностью ("Гамлет" в переводе Полевого). В 1840-1860 переводы А. В. Дружинина, А. А. Григорьева, П. И. Вейнберга и др. обнаружили попытки научного подхода к решению задач художественного перевода (принцип языковой адекватности и т.п.). В 1865-1868 годах под редакцией Н. В. Гербеля вышло первое "Полное собрание драматических произведений Шекспира в переводе русских писателей". В 1902-1904 годах под редакцией С. А. Венгерова было осуществлено второе дореволюционное Полное собрание сочинений Шекспира.

В СССР произведения Шекспира были изданы на 28 языках. Помимо множества отдельных изданий пьес и избранных сочинений, в 1936-1950 и 1957-1960 годах выходили полные собрания сочинений Шекспира на русском языке. В советское время сложилась школа переводчиков - вдумчивых интерпретаторов творчества Шекспира (М. Л. Лозинский, Б. Л. Пастернак, В. В. Левик, Т. Г. Гнедич, С. Я. Маршак и др.).

Уильям Шекспир (1564-1616) - знаменитый английский поэт и драматург. Он считается самым великий англоязычным писателем, национальным достоянием. Творческое наследие Шекспира составляет 38 пьес, 154 сонета, 4 поэма и еще 3 эпитафии. Произведения драматурга переведены на все основные языки мира, их чаще всего ставят в театре.

Самое интересное, что о жизни Шекспира известно не так много. Красочные рассказы о нем историки чаще всего считают выдумкой. Попав в Лондон, Уильям сперва караулил у театра лошадей, потом стал там же помощником, заменяя суфлера и переписывая роли. Со временем Шекспиру стали доверять выступать на сцене. Надо сказать, что знаменитым актером Уильям так и не стал, зато он начал писать пьесы. В 1595 году Шекспир стал совладельцем «Труппы лорда Чемберлена», а через четыре года стал совладельцем театра «Глобус».

Но официальная биография драматурга совершенно не согласуется с его творчеством. Шекспир обладал богатым словарным запасом, который вдвое превышал уровень философа Фрэнсиса Бэкона. Драматург знал несколько языков, историю древнего мира, цитировал древних авторов. Он разбирался в музыке, медицине, военном деле, юриспруденции. Сегодня мы все еще находимся в плену многочисленных мифов об этом удивительном человеке, гадая, кем же он был на самом деле.

Шекспир был образованным человеком. Учитывая глубокое творческое наследие драматурга, логично предположить, что он был хорошо образованным человеком. В те времена университеты были доступны лишь самым избранным, в их число Шекспир не входил. Есть мнения, что драматург учился в стратфордской грамматической школе, где обучался латыни, что он ходил в школу короля Эдуарда VI, изучая там творчество древних поэтов. Но никаких документов о пребывании в этих заведениях Шекспира не сохранилось. Не нашлось и воспоминаний тех, кто учился вместе с ним.

Шекспир бы необразованным. В 1920 году Джон Луни опубликовал статью, в которой приписывал авторство произведений Шекспира графу Оксфорду. Этот образованный аристократ имел больше шансов создавать пьесы, нежели сын ремесленника. На самом деле в те времена общественное образование, хотя и не охватывало науки, было высокого стандарта. Особенностью общества были возможности среднего класса, который мог даже заниматься международной торговлей. Стратфорд был не Лондоном, но отец Шекспира являлся одним из самых уважаемых людей своего города. Его семья имела достаточно возможностей, чтобы дать Уильяму образование. В те времена средний класс и знать получали базовое образование, которое подразумевало изучение латыни и греческого языка. Ученые нашли в произведениях Шекспира ссылки на более чем сто книг, что говорит о мощном пытливом уме драматурга. Он активно учился на протяжении всей своей жизни.

Шекспир был писателем. Шекспир представляется в виде писателя, упорно работающего над своими произведениями. Но это не было его единственной профессией. Фактически он был актером. Шекспир выступал в театральных труппах, таких, как мужской театр лорда Чемберлена. Считается, что именно Уильям играл призрака в Гамлете, а также короля Дункана в Макбете. На рубеже XVI-XVII веков Шекспир стал делать себе имя в Лондоне за счет своих произведений, но в Стратфорде его знали, как преуспевающего бизнесмена. Он сколотил немалое состояние, скупая и продавая зерно, выдавая кредиты. На Шекспира даже завели дело по неуплате налогов, а в 1598 году еще и оштрафовали за спекуляции зерном во время голода.

Шекспир умер в тот же день, что и родился. Обычно считают, что драматург появился на свет 23 апреля 1564 года в Стратфорд-апон-Эйвоне, а умер 23 апреля 1616 года. Но точная дата рождения все же неизвестна. Историки знают только, что Шекспира крестили 26 апреля. В Англии 23 апреля считается днем святого Георгия, покровителя Англии. Возможно, биографы позже могли приурочить рождение Уильяма к этому важному празднику. В 1582 году юлианский календарь был заменен на григорианский, произошло смещение даты. Так что можно обоснованно предположить, что реально появился на свет Шекспир 1 мая.

Выпущены все пьесы Шекспира. Творчество драматурга считается хорошо изученным, все его произведения опубликованы. Но есть как минимум одна пьеса, неизвестная широкой общественности. «История Карденьо» долгое время считалась утерянной, но в 2010 году была найдена ее сохранившаяся копия.

Шекспировский театр «Глобус» сохранился до наших дней. Первым театром, созданным актерами для актеров, стал «Глобус» в Саутуарке. Считается, что здание сохранилось в первоначальном виде. Однако оригинальное строение сгорело в 1613 году во время выступления короля Генриха VIII. Из-за искры воспламенилась соломенная крыша. И хотя здание театра перестроили в следующем году, в 1640 его снова снесли под давлением пуритан. Только в 1997 году «Глобус» подвергся реконструкции, принимая туристов и сегодня. В новом здании соблюдены все правила безопасности, оно может принять до 1500 зрителей. Но находится современный «Глобус» в 200 метрах от оригинального места.

Шекспир - драматург эпохи Елизаветы. Именно с именем королевы Елизаветы связывают творчество Шекспира. Но расцвет его творчества пришелся на времена правления короля Якова I. В эти годы постепенно драматург стал уходить от романтических комедий в сторону драматической сатиры. При Якове свет увидели 14 важных работ Шекспира: «Отелло», «Король Лир», «Макбет», «Зимняя сказка», «Буря» и другие.

Шекспир творил в одиночестве. Рядом с именем Шекспира не воспринимаются имена соавторов. Между тем он сотрудничал со многими другими драматургами, это было нормой для того времени. Джорджу Уилкинсу, например, приписывают первую половину пьесы «Перикл». «Два знатных родича» из Первого фолио также считается совместной работой. В издании 1634 года на титульном листе напечатаны имена Шекспира и Джона Флетчера. Литературоведы находят в произведениях Шекспира немало следов других авторов того же периода. Это относится к «Макбету», «Все хорошо, что хорошо кончается», «Титу Андронику» и другим.

Шекспир был примерным семьянином. Одна из немногих вещей, которых мы точно знаем о Шекспире - его семья. У него была жена Энн, трое детей. После смерти сына Хемнета в 11-летнем возрасте драматург отдалился от своей семьи. Он переехал в Лондон и не осталось никаких его писем к жене. В своем завещании Шекспир мельком упоминает супругу, хотя ей досталась треть завещания. Большая часть имущества досталась старшей дочери Сьюзен. А завещание жене «вторую по качеству кровать» до сих пор вызывает разные толкования.

Сохранились потомки Шекспира. Наследник Уильяма, сын Хемнет, умер еще в детстве. Наследство Шекспира должны были получить дети старшей дочери Сьюзен. Но ее дочь, Элизабет, внучка Уильяма, умерла бездетной в 1670 году. В двух ее браках дети так и не появились. Другая дочь Шекспира, Джудит, вышла замуж уже после смерти отца за винодела Томаса Куини. В этом браке появилось трое детей, но они умерли, не женившись. Так прервалась наследственная линия драматурга.

Шекспир был гетеросексуалом. И хотя у писателя была жена и двое детей, вполне вероятно, что он был гомосексуалистом. Во многих сонетах воспевается любовь к мужчине, а не к женщине. В одном из своих произведений автор с любовью называет героя «прекрасным юношей». Многие исследователи считают, что под этим образом скрывался граф Саутгемптон. Шекспир много сотрудничал с ним, хотя тот прославился своими сексуальными отношениями с мужчинами. Свои сонеты драматург посвящал некоему W.H. Под этим псевдонимом могли скрываться такие красавцы, как Генри Ризли, граф Саутгемптон, или Уильям Герберт, граф Пембрук. В сонете 20 Шекспир открыто называет объект своей страсти, мужчину, «царем и царицей сердца моего». Автор призывает мужчину сохранить свою эмоциональные чувства при себе. Удивляет и тот факт, что в канонических произведениях Шекспира есть много сцен переодевания людей в одежду другого пола.

Произведения Шекспира публиковали при его жизни. Во времена Шекспира драматурги продавали свои работы действующим труппам. Приобретя пьесу, актеры никаких ее копий не делали. Иначе конкуренты могли бы сделать такую же постановку. Делать копии считалось безумием. Полное собрание сочинений Шекспира могло бы не дойти до наших дней, если бы не актеры Джон Хемингес и Генри Конделл. Они уже после смерти драматурга собрали коллекцию из его 36 пьес «Мистера Шекспира комедии, хроники и трагедии». До нас дошло только 40 экземпляров первого издания 1623 года, стоит такая книга от 8 миллионов долларов. Первое издание было дополнено позже лишь двумя новыми пьесами.

Личность Шекспира хорошо известна. О Шекспире пишут многочисленные искусствоведы, его жизнь и творчество изучены вдоль и поперек. О нем знают больше, чем о современных писателях. На самом деле личность Шекспира крайне загадочная. Нет никаких его личных дневников, заметок, воспоминаний о нем друзей. Ученые в сохранившихся документах нашли немало ссылок на Шекспира. В основном это юридические документы. Писатель вел правовые споры, подписывал договора аренды, покупал недвижимость, оставил завещание. Но это ничего не говорит о личности самого Шекспира. Эта сторона его жизни остается загадочной.

Шекспир не был автором своих пьес. Этот миф чуть ли не самый популярный о личности автора. Среди вероятных авторов называют обычно Фрэнсиса Бэкона, графа Оксфорда, Кристофера Марло, Уильяма Стэнли, Роджера Меннерса и даже саму королеву Елизавету. Но почему-то никто не оспаривает авторство Чосера и его «Кентерберийских рассказов» или Эдгара Уоллеса и его сотни триллеров. Создание драмы во времена Елизаветы было настоящим бизнесом. Автору надо было переписывать свое произведение, постоянно менять его, адаптировать, сотрудничать с актерами, учитывать конкурирующие аналоги, пытаться сделать продукт жизнеспособным. В результате имена авторов произведений той эпохи практически не сохранились, за исключением Шекспира и Джонсона. Их работы вышли отдельным собранием, что было необычно для того времени. Во времена Шекспира творил и Бэкон, и Оксфорд. Но их пьесы были иными. Шекспир брал историю в одном источнике, добавлял материалы из другого, учитывал возможности своих актеров. Материал оттачивался в ходе репетиций и выступлений. Пьесы подвергались цензуре правительства, которое часто требовало удаления спорного материала. Опубликованные версии были тем, что смогли запомнить актеры. Шекспира ценили многие современники, а не только патрон, граф Саутгемптон. Талантливому драматургу отдавали дань знатоки театра в своих воспоминаниях. Шекспир являлся одним из самых почитаемых писателей своего времени. Именно поэтому его коллеги и решили собрать все его произведения и выпустить книгу с ними. Проект даже мог повлечь за собой финансовые неприятности, ведь конкуренты могли скопировать пьесы. Для тех, кто лично знал Шекспира, его смерть стала концом эпохи. Если бы произведения создавали действительно Оксфорд или Бэйкон, то отчего так уважали Шекспира? В 2010 году работы драматурга и наиболее вероятных кандидатов на авторство были подвергнуты компьютерному анализу. Оказалось, что все тексты были созданы одним человеком, отличным от предполагаемых кандидатов. Так что вопрос авторства Шекспира можно считать закрытым.

Шекспир - величайший английский драматург. Сегодня такая точка зрения считается общепринятой, но так было далеко не всегда. При своей жизни у Шекспира была репутация всего лишь хорошего драматурга и поэта, одного из многих елизаветинской эпохи. Он сумел найти влиятельных друзей, завоевать успех у публики. В первые полтора столетия после смерти драматург не считался великим писателем. В театрах эпохи Реставрации более популярными были пьесы Флетчера и Бомонта, Бен Джонсон и Шекспир считались авторами более низкого уровня. Действительно национальная слава пришла к драматургу в 1769 году после празднования Стратфордского юбилея. И в те времена ни у кого не возникало вопросов, кто был настоящим автором произведений Шекспира. И лишь когда его стали называть национальной гордостью и гением, появились такие мифы. Как и у любого другого писателя, работы Шекспира были не одинакового качества. В его пьесах встречаются скучные, механические или бессмысленные отрывки. Правда, непонятно, вина ли это автора - текст часто восстанавливался. Мы не всегда понимаем сленг той эпохи, ссылки на события. И юмор времен Шекспира отличается от нашего. Текст нельзя воспринимать, как священную реликвию, его надо растолковывать, как и Чосера. Театр - искусство эфемерного. Тот Шекспир, которого ценили современники, уже навсегда ушел.

Сюжеты Шекспира оригинальные. Как уже было сказано, во времена Шекспира драматурги часто заимствовали сюжеты друг у друга. В случае с Шекспиром показательным является случай с «Гамлетом». Эту пьесу считают одной из самых лучших. Между тем сюжет был взят из старой скандинавской истории. В третьей книге «Деяний данов» датский летописец Саксон Грамматик поведал легенду о датском правителе Амлетус. Главный герой пытается отомстить за смерть своего отца. Другие исследователи считают, что сюжет был позаимствован у Томаса Кида из его «Испанской трагедии». И хотя оригинальная версия истории так и осталась малоизвестной, ее изложение Шекспиром оказалось наиболее лучшим.

Реферат по учебной дисциплине "Культурология"

на тему: "Уильям Шекспир. Наследие".

План

1. Введение.

2. Биография У. Шекспира.

3. Литературные направления Шекспира.

6. Заключение.

7. Список литературы.

1. Введение.

Уильям Шекспир - одна из тех легендарных личностей, которая на протяжение нескольких тысячелетий продолжает будоражить умы и воображение людей, будь то литературоведы, историки, писатели или просто искатели приключений. Его влияние на мировую литературу, культуру бесспорно. Вместе с тем его фигура до крайности противоречива. В ХХ веке разгорелся яростный спор между шекспироведами и так называемыми «антишекспиристами». Предмет их дебатов выходил за грани всего ранее написанного о драматурге: а существовал ли Шекспир вообще? Версии авторства выдвигались самые различные: от Фрэнсиса Бэкона (1561 - 1625) до Кристофера Марло (1564 - 1593), а то и вовсе целой группы драматургов и поэтов. Особенно отличилась в обличении Шекспира Делия Бэкон (1811 - 1859). В своих неутомимых поисках она даже сделала попытку раскопать могилу писателя. Но позже, как считают некоторые, её постигло возмездие: она сошла с ума.

Сегодня вопрос, касающийся реальности Шекспира, по-прежнему открыт. Однако сбросить Уильяма Шекспира с пьедестала лидера мировой литературы ещё не удалось никому. На сборниках произведений, на театральных афишах по-прежнему стоит всё то же знакомое миллионам имя: Уильям Шекспир.

Шекспир сумел перешагнуть через эпоху Возрождения, в которой он жил. Это произошло потому, что его герои - живые люди, характеры которых легко узнаваемы и в наше время. Не исчезли и те проблемы, которые поднимал автор в своих пьесах. Поэтому в репертуарах театров всех стран обязательно есть постановки, осуществлённые по пьесам английского драматурга, и потенциал их, по всей вероятности, неисчерпаем.

По меткому замечанию Ф. М. Достоевского, Шекспир сделался и «российским достоянием», вошёл в «плоть и кровь» русской культуры. Возможно, многие западно- или восточноевропейские культуры уверенно подпишутся под этими словами. На сегодняшний день Уильям Шекспир действительно является мировым достоянием. В его творчестве представители любой страны могут найти что-то близкое себе. А это означает, что истории и проблемы, описанные Шекспиром, обладают общечеловеческим звучанием.

2. Биография У. Шекспира.

Уильям Шекспир родился в городе Стратфорд-на-Эйвоне, расположенном в центре Англии. Едва появившись на свет, Уильям оказался перед риском смерти - в 1564 году в Англии бушевала чума, в том числе и родном городке Шекспира. Но младенец, которому было уготовано стать великим, остался жить. Всего в семействе Шекспиров было шестеро детей, и Уильям являлся самым старшим из них. Союз родителей Уильяма можно назвать примером неравного брака: мать - представительница знатного рода, отец - простой кожевник и по совместительству фермер. Тем не менее, это был крепкий брак, в котором каждый выполнял свои обязанности.

Учился Уильям в местной школе, в которой вели занятия преподаватели из Оксфорда. В школе изучались история, языки (греческий и латынь), а также религия. Однако любимым занятием юного Шекспира стала вовсе не учёба, а театр. В город часто приезжали театральные труппы, разыгрывавшие на стихийных помостах увлекательные пьесы. Чем больше Уильям смотрел подобные представления, тем сильнее ему самому хотелось стать актёром. Мелькала у него мысль и о том, чтобы самому писать пьесы для театра.

Уильям жаждал покинуть Стратфорд, но в восемнадцать лет - в пору молодости, когда смело можно воплощать свои желания в жизнь - он неожиданно женился на фермерской дочери Энн Хэтуэй (1556 - 1632). В этом браке странным была не только внезапность, но и разница в возрасте между супругами: Энн было уже двадцать шесть лет. Однако, как утверждают биографы, это была любовь. Прошло всего три года после свадьбы, а у них было уже трое детей: Сюзанна, Хэмнет и Юдит.

Такую большую семью необходимо было хорошо обеспечивать, и молодой муж и отец брался за любую работу. И как бы ни был он привязан к жене и детям, мечта о театре не покидала его. Тем более что каждая забредшая в город труппа всякий раз напоминала ему об этом. Нереализованное желание мешало ему обрести гармонию в жизни. Шекспиру повезло, что Энн хорошо понимала его. Возможно, она видела его потенциал или догадывалась о нём. Она хотела видеть мужа счастливым. Поэтому она согласилась на расставание - разумеется, временное. Уильям обязался высылать деньги и навещать семью так часто, как он сможет. Поэтому, когда в Стратфорд явилась очередная актёрская труппа, Уильям в скором времени оказался в их рядах. С ними он покинул родной город и в конце концов оказался в Лондоне.

Шекспир проявил себя как талантливый актёр, поэтому сумел не потеряться в просторах Лондона, где перспективы были несравнимо больше, нежели в Стратфорде. Более того, уже в 1592 году он был очень хорошо известен в лондонских театральных кругах, и не только как актёр, но и как драматург, ведь он играл в пьесах, автором которых являлся сам. Лондонская публика очень быстро оценила масштаб нового таланта, провозгласив его гением. Дошло до того, что дворяне хвастались друг перед другом знакомством с Шекспиром. Обрёл Уильям и покровителя. Им стал не кто иной как граф Генри Ризли Саутгемптон (1573 - 1624), которому некоторые антишекспиристы приписывали авторство произведений Уильяма Шекспира. От Саутгемптона драматург и поэт Шекспир получал очень хорошую оплату за свой труд.

Через два года Шекспир оставил актёрскую профессию и сосредоточился на драматургии. Его пьесы шли на сцене театра «Слуги Лорда-камергера». Роли доставались лучшим лондонским актёрам, таким, как трагик Ричард Бёрбэйдж (1567 - 1619) и комик Уильям Кэмп. Шекспир писал свои пьесы с расчётом на этих актёров.

Разумеется, при такой популярности и занятости у Шекспира оставалось совсем мало времени для семьи, и он очень редко посещал Стратфорт-на-Эйвоне, тем более что до него нужно было добираться двое суток. В один из таких редких визитов в 1596 он узнал печальную новость о том, что умер его единственный сын Хэмнет, которому было всего одиннадцать лет. Возможно, Шекспир чувствовал и свою вину в том, что произошло. Как бы там ни было, но в следующем году он купил жене и дочерям новый дом, в котором было не меньше десятка каминов. Теперь такая дорогая покупка была ему по карману, ведь его литературные произведения отлично оплачивались. Кроме того, социальное положение Шекспира повысилось, ведь он стал обладателем герба, на котором были изображены сокол и золотое копьё. В Англии времён королевы Елизаветы эти изображения являлись символом признания и успеха. А ведь это было только началом его карьеры драматурга.

Шекспир создавал один шедевр за другим, и каждая его пьеса отличалась не только хитроумным сюжетом, великолепием языка и мысли, но и оригинальными эффектами, производившими впечатление на публику. Он также осуществлял управление театром «Лорд-камергер», направлял его развитие. Театр делался всё более популярным и оригинальным.

В 1599 году в связи с рядом обстоятельств на свет появился новый театр, который смело можно назвать исключительно шекспировским. Из-за спора по поводу земли, на котором стоял «Лорд-камергер», актёры труппы разобрали театр на брёвна и перевезли всё на другой берег Темзы, где и вырос всемирно известный «Глобус». Новый театр собирал двухтысячные залы. И это не было случайностью, ведь на сцене «Глобуса» шли величайшие пьесы Шекспира, одна из которых - «Гамлет».

После смерти королевы Елизаветы в 1603 году страной начал править её племянник Джеймс II Стюарт (1566 - 1625). Он входил в число горячих поклонников Шекспира и «Глобуса», и в скором времени театр по его указанию был переименован и стал называться «Люди короля». В нём родились поздние пьесы Шекспира: «Отелло», «Макбет», «Король Лир». В 1609 году у театра появилось крытое помещение, и теперь представления давались даже зимой. Любовь зрителей к театру не ослабевала, тем более что великолепие пьес драматурга усиливалось спецэффектами. Однажды один из таких трюков привёл к настоящей беде. Это случилось в 1631 году. Труппа играла пьесу «Генрих VIII». Действие пьесы требовало выстрела из пушки. Вследствие этого выстрела случился пожар, и театр полностью сгорел. Счастливыми обстоятельствами можно назвать отсутствие жертв и сохранность рукописей Шекспира. А театр отстроили заново.

В 1632 году вышло полное собрание драматургических произведений Уильяма Шекспира. Издание включало все тридцать шесть пьес автора и носило название «Первая книга». Но самому драматургу не суждено было его увидеть, так как он умер за шестнадцать лет до этого события. Его могила в родном городе - главная достопримечательность Стратфорда-на-Эйвоне.

3. Литературные направления Шекспира.

Большинство людей воспринимают Шекспира в первую очередь как драматурга. Однако он является также автором прекрасных сонетов и поэм. Но драматургия занимает в его творчестве доминирующее место. Она же явилась и его литературным стартом. Начинал Уильям Шекспир с исторических пьес (хроники), но представить его театральное наследие без комедий и, тем более, трагедий, невозможно. Отмечается и синтез жанров (трагикомедии).

Хроники Шекспира лишь усилили популярность этого жанра в елизаветинской Англии. Тяготение английских драматургов к хронике объясняется их стремлением разобраться в сложной политике и истории своей страны. В это время политическая ситуация здесь обострена в связи с политическим противостоянием Англии и Испании. В своих драмах-хрониках Шекспир масштабно и мощно выписал эпоху, показал её противоречия и конфликты. Все шекспировские хроники носят имя королей. Это эпопея из нескольких частей, посвящённая Генриху VI; пьесы «Король Джон», «Ричард II» и другие.

Комедии Уильяма Шекспира, которые он создавал практически одновременно с историческими драмами, искромётны и изобретательны. В них ярко и своеобразно отразилась эпоха Возрождения с её гуманизмом и любовью к человеку. Жизнерадостные и лёгкие, комедии Шекспира не были направлены на сатирический анализ действительности. Целью автора было воссоздать и показать людям тот идеал, который возник в умах и сердцах гуманистов этой эпохи. Таковы его комедии «Венецианский купец», «Двенадцатая ночь», «Много шума из ничего», «Как вам это понравится», «Укрощение строптивой», «Сон в летнюю ночь». Это не полный перечень комедийных пьес Шекспира, но именно они наиболее часто экранизируются и ставятся на сцене. Очевидно, что они привлекают режиссёров всего мира не только занимательным сюжетом, но и тем вольным духом, которым буквально насыщены шекспировские комедии. Это - настоящие оды свободе человеческой личности и той радости, которые люди испытывают от этой свободы.

Трагедии Шекспира раскрывают его глубокий дар совсем с другой стороны, а именно они являются наиболее ярким свидетельством его гениальности. В своих величайших трагедиях - «Гамлет», «Отелло», «Король Лир» и «Макбет» автор органично переплёл психологический, социальный и философский контексты, показав сквозь это переплетение личную драму человека, оказавшегося в полном одиночестве в огромном мире. Основными темами трагедий Шекспира можно назвать тему власти и тему добра и зла, причём вторая тема вытекает из первой, так как именно стремление к неограниченной власти порождает немыслимые беды. Но в пьесах Уильяма Шекспира всегда есть герой, готовый противостоять этому злу. Положительные шекспировские герои - это люди новой эпохи, отвергающие зло, насилие и месть. Яркий тому пример - образ Гамлета.

Отдельная часть наследия драматурга - трагедия «Ромео и Джульетта». В ней тонко прописана лирическая тема возвышенной любви юных героев соединена с темой неизбежного рока. При этом основная мысль автора вполне очевидна: люди - главные виновники зла на земле. Из-за бессмысленных распрей гибнут Ромео и Джульетта.

Романтические трагедии Шекспира («Буря», «Перикл», «Цимбелин», «Зимняя сказка») отличаются тем, что в них присутствует сказочное, фантастическое начало, а добро непременно одерживает верх над злом.

Поэмы, написанные Шекспиром, имеют одного адреса - благодетеля писателя графа Саутгемптона. Речь идёт о двух произведениях: «Венера и Адонис» и «Обесчещенная Лукреция». В них проявилась способность Шекспира живописать картины природы, достоверно передавать любовные переживания, создавать психологические характеристики героев.

Сонеты Уильяма Шекспира - украшение мировой поэзии. Они открывают читателю нового Шекспира - утончённого лирика, умеющего и размышлять и чувствовать. Уильям Вордсворт (1770 - 1850) полагал, что при помощи сонетов поэт даровал нам возможность заглянуть в его сердце. В понимании Вордсворта шекспировские сонеты - это своеобразный ключ к душе Шекспира. Кроме того, его сонеты совершенны с художественной точки зрения.

Они подразделяются на циклы. В одном воспевается дружба, в другом любовь (любовные сонеты посвящены некоей таинственной Смуглой Леди). Именно сонеты дали повод исследователям, с одной стороны, сомневаться в сексуальной ориентации автора; с другой, предполагать, что в его жизни были другие любовные истории, помимо жены (этому вопросу, в частности, посвящена книга А. Брауна “Женщины в жизни Шекспира”). Какова бы ни была правда, чтение сонетов Шекспира доставляет подлинное эстетическое удовольствие. Говоря о творчестве Шекспира в целом, можно с уверенностью утверждать, что оно разнообразно и равноценно, независимо от жанра, в котором он творил. Тем не менее, в первую очередь Шекспир является великим драматургом.

4. Краткое описание произведений Шекспира и его заслуги в мире.

Каждое произведение Шекспира - это отдельный мир, понять который можно лишь при неоднократном прочтении или просмотре. Тем не менее, есть смысл охарактеризовать самые значительные пьесы из каждого периода. Среди исторических хроник обращает на себя внимание драма «Ричард II». В центре событий - борьба за власть. Кузен короля Ричарда свергает его с трона и сам становится правителем. Он не останавливается только на этом преступлении и в финале убивает брата.

В комедии «Двенадцатая ночь, или Что угодно» действие разворачивается в несуществующей стране Иллирия. После кораблекрушения брат и сестра, являющиеся близнецами, попадают в разные приключения, в том числе, и любовные. Множество недоразумений возникает по ходу пьесы (это комедия положений). Ситуацию обостряет то обстоятельство, что Оливия (героиня комедии) переодета в мужскую одежду. Но, как это и принято в комедии, всё оканчивается благополучно. Эти произведения наряду с другими вышеперечисленными представляют собой первый период творчества.

Говоря о произведениях второго периода, нельзя не затронуть «Гамлета». Главный герой пьесы встречается со странным призраком, будоражащим окрестности замка. Призрак и открывает ему страшную тайну: восседающий на престоле дядя Гамлета - это убийца его отца, настоящего короля. Мать же Гамлета является пособницей этого преступления. Потрясение заставляет Гамлета разыграть сумасшествие, но Клавдий не верит в это. При помощи бродячих актёров Гамлет показывает на сцене подлинную историю произошедшего. Клавдий понимает, что Гамлету всё известно, что является для него настоящей опасностью. Ссылка неугодного племянника не помогает делу - Гамлет возвращается обратно. Клавдий прибегает к проверенному средству - убийству, но Гамлет успевает перед своей смертью расквитаться с преступником.

В «Отелло» глубоко анализируется тема ревности. Мавр Отелло - талантливый полководец - становится жертвой интриг коварного Яго. Воспользовавшись тем, что Отелло женился на Дездемоне против воли её влиятельного отца, Яго закладывает в Отелло мысль о том, что Дездемона ему не верна, а его соперником является Кассио, которому Яго также жаждет отомстить. Не в силах совладать с ревностью, Отелло душит Дездемону. Повержен и второй враг Яго - Кассио, которого арестовывают, благодаря умело выстроенной интриге. Однако жена Яго раскрывает всю правду, и потрясённый Отелло совершает самоубийство. В финале Яго настигает возмездие.

Среди произведений третьего периода особой популярностью пользуется «Буря». В этой пьесе по-новому раскрывается тема коварного захвата власти. На этот раз свергнутым правителем оказывается волшебник Просперо. Происки герцога Антонио (брата Просперо) вынуждают его томиться на некоем острове вместе с дочерью Мирандой. В услужении у Просперо находится страшный Калибан (им, собственно, и исчерпывается население острова). Калибан ожесточён против Просперо, так как считает его узурпатором, а себя рабом.

Просперо пытается вернуться домой, чтобы восстановить себя в законных правах. Для этого он при помощи волшебных действий вызывает морскую бурю. В этой буре терпит бедствие корабль, на котором был Антонио с семейством. Все пассажиры разбросаны по разным частям острова. В это время в Миранду влюбляется Фернандо - сын второго врага Просперо, который действовал вместе с Антонио. На острове продолжаются интриги и заговоры, которым противодействует Просперо. Плетёт свои сети и Калибан, мечтающий убить Просперо, чтобы завладеть островом. Его замысел разрушает дух Ариэль, действующий заодно с Просперо. В дальнейшем все враги собираются в одном месте, и Просперо вершит справедливый суд. Миранда и Фернандо женятся, некоторые герои прощены, а Просперо намерен восстановить свои права. Интересным событием финала является его отречение от чародейства.

Произведения Уильяма Шекспира изменили литературу, изменили мир. Они заставили культуру и искусство развиваться по-новому. В книгах многочисленных писателей разных стран и эпох ведётся интертекстуальный диалог с Шекспиром - явный или завуалированный. Имя Шекспира неотъемлемо от искусства театра и кино. Таким образом, его заслуги перед мировой культурой имеют исключительную ценность.

5. Отзывы критиков о произведениях Шекспира.

Критическая литература по пьесам и поэзии Шекспира столь же неисчерпаема, как и его наследие. При этом они столь же разнолики и неоднозначны. Несмотря на то, что гениальность Шекспира давно признана, существуют резко отрицательные отзывы о нём. Так, например, Л. Н. Толстой (1828 - 1910) в своём очерке «О Шекспире и о драме» выражает крайне негативное отношение к произведениям драматурга, подробно основывая при этом своё мнение. Прославился резкими высказываниями в адрес творчества Шекспира и Вольтер (1694 - 1778), считавший манеру английского драматурга «варварской».

Давали отрицательную оценку произведениям Шекспира и его современники, но это явление нельзя назвать тенденцией. Примечательно, что соперник Шекспира Бен Джонсон (1572 - 1637) вопреки ожиданиям большей частью хвалил сочинения Шекспира.

Английская критика времён романтизма отличается восторженными настроениями в отношении Шекспира. Такие видные представители английской литературы, как В. Скотт (1771 - 1832), Дж. Китс (1795 - 1821), С.Т. Кольридж (1772 - 1834) и другие писатели и поэты всячески подчёркивали гениальность их предшественника, считали его своим учителем и творческим ориентиром. В дальнейшем градус восторга в английской критике лишь увеличивался, и имя Шекспира стало культовым.

Рецепция творчества Шекспира в русской и советской критике - поистине необозримая тема, достойная диссертационного исследования. Большинство писателей и литературоведов склоняются к не просто положительной оценке шекспировского наследия, а признают его гениальность. Достаточно сказать, что М. Горький (1868 - 1936) рекомендовал всем начинающим писателям учиться именно у Шекспира. Ранее В. Г. Белинский (1811 - 1848) признал Шекспира первым среди драматургов мира. Русская критика настолько много писала о Шекспире, что возникло своеобразное явление, названное «русским шекспиризмом».

В современном литературоведении каждой пьесе Шекспира посвящены изыскания учёных. Культ Шекспира существует не только в Англии. Исследователи ищут новое в пьесах драматурга, анализируют язык, характеры героев, особенности сюжетосложения. Всё это говорит о том, что в ближайшее время эта тема вряд ли будет закрыта.

6. Заключение.

Итак, Уильям Шекспир по праву занимает место выдающегося драматурга всех времён и народов. Благодаря его творчеству литература вышла на новый виток развития, поскольку именно Шекспир показал человечеству, что героев произведений можно изображать во всестороннем развитии, а не только какой-то одной гранью, как это было раньше.

Тесно связанный со своей эпохой - эпохой Возрождения - Уильям Шекспир выказал себя истинным гуманистом. В то же время он не идеализировал человека, а представлял его действительно таким, каким он есть на самом деле, с его тёмными и светлыми сторонами.

Уильям Шекспир умел придавать своим глубоким мыслям совершенную окантовку, потому его пьесы и сейчас являются эталонными. Язык его произведений удивительно богат и разнообразен; способен передавать полярные оттенки: от смешного до трагичного; от возвышенного до прозы.

Произведения У. Шекспира не утратили своей актуальностью. Они читаются, переиздаются и продаются; экранизируются и ставятся в театрах; переводятся на различные языки. Творчество Шекспира - это богатейший пласт мировой культуры, сумевший прижиться на различных национальных почвах, в том числе, и на русской.

7. Список литературы.

1. Акройд П. Шекспир. Биография/П. Акройд. - М.: Колибри, 2010. - 752 с.

2. Аникст А.А. Шекспир/А.А. Аникст. - М.: Просвещение, 1996. - 124 с.

3. Браун А. Женщины в жизни Шекспира/А. Браун. - М.: Центрполиграф, 2002. - 326 с.

4. Дубашинский И. А. Вильям Шекспир. Очерк творчества/И.А. Дубашинский. - М.: Просвещение, 1978. - 143 с.

5. Захаров Н.В., Луков В.А. Шекспир и шекспиризм в России// Знание. Понимание. Умение, 2009. - №1. - С. 98-106.

6. Квиннел П., Хамеш Дж. Кто есть кто в творчестве Шекспира/П. Квиннел, Дж. Хаммеш. - М.: Дограф, Лондон - Нью-Йорк: Рутледж, 1996. - 275 с.

7. Мидлтон Х. Уильям Шекспир. Гениальный драматург/Х. Мидлтон. - Oxford: Oxford University Press, 1997; М.: Аскон, 1998. - 32 с.

8. Шекспир У. Комедии/У. Шекспир. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2013. - 512 с.

9. Шекспир У. Трагедии/У. Шекспир. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2017. - 672 с.

Сегодня в мире существует огромная литература, посвященная жизни и творчеству Шекспира. Ежегодно публикуется 5-6 тысяч книг о Шекспире. Говорить о каких-то отдельных исследованиях в этой области просто невозможно. Достаточно, быть может, указать на некоторые главные направления в этих исследованиях, чтобы иметь хоть какой-то ориентир в безбрежном море современного шекспироведения.

Изучение наследия Шекспира началось давно, практически сразу же после его смерти. Хотя научное шекспироведение начинается с XVIII века, уже в XVII столетии Шекспир стал предметом многочисленных размышлений в литературе и произведениях искусства. Можно указать на три главных способа интерпретации Шекспира: поэтический, визуальный и историко-критический.

Упоминание о Шекспире и его творчестве началось прежде всего в поэтической форме, в форме посвящений, поэтических предисловий к поэмам, эпиграмм и эпитафий. В 1610 году Джон Дэвис пишет эпиграмму «Нашему английскому Теренцию Уиллу Шекспиру». Но самое известное из произведений этого рода - поэма Бена Джонсона «Памяти моего любимого автора, мастера Уильяма Шекспира», опубликованная в 1623 году. Эта знаменитая поэма требует более пристального внимания к себе. Джонсон пишет: «Восстань, мой Шекспир! Я не стал бы помещать тебя с Чосером или Спенсером или просить Бомонта подвинуться немного, чтобы освободить место для тебя. Ты сам себе памятник без надгробия, и будешь жить, пока будет жить твоя книга, и у нас будет хватать ума читать ее и прославлять тебя. То, что я не ставлю тебя в ряд с ними, я могу объяснить: их музы тоже великие, но не равные твоей; если бы я считал свое мнение зрелым, то я сравнил бы тебя с самыми великими и показал бы, насколько ты затмил нашего Лили, смелого Кида и мощный стих Марло. Хотя у тебя было мало латыни и еще меньше греческого, не среди них я стал бы искать имена сравнения с тобой, а воззвал бы к громоносному Эсхилу, Эврипиду и Софоклу, Пакувию, Акцию и тому, кто был из Кордовы. Я оживил бы их, чтобы они услышали, как сотрясается театр, когда ты ступаешь на котурнах трагедии, или убедились в том, что ты единственный способен ходить в сандалиях комедии и стоишь выше сравнения с тем, что гордая Греция и надменный Рим оставили нам. Ликуй, Британия! Ты можешь гордиться тем, кому все театры Европы должны воздать честь, Он принадлежит не только своему веку, но и всем временам! Сладостный лебедь Эйвона! Как чудесно было бы увидеть тебя в наших водах и наблюдать твои нравившиеся Елизавете и нашему Джеймсу набеги на берега Темзы! Но оставайся там; я вижу, как ты восходишь на небосвод, и возникает новое созвездие! Свети же нам, звезда поэтов...»

Были и другие стихотворения, посвященные памяти Шекспира, они написаны Хью Холландом, Леонардом Диггзом, Джоном Мильтоном (1630).

Другой тип интерпретации творчества Шекспира содержался в книжных иллюстрациях, станковой живописи и театральных декорациях. В течение четырех столетий созданы тысячи иллюстраций и живописных изображений к пьесам Шекспира, который представляют собой как бы «визуальную критику» его творчества.

С давних пор поэтов и художников интересовала личность Шекспира. Сохранился портрет Шекспира 1623 года, принадлежащий Мартину Дройсхуту, который положил начало иконографии драматурга. Кроме того, образы произведений Шекспира стали традиционной темой английской живописи, графики и книжной иллюстрации. Одно из первых изображений такого рода - рисунок с текстом из «Тита Андроника» (1595), принадлежащий Генри Пичему, на котором в драматических позах, в театральных костюмах изображены главные действующие лица пьесы.

В XVIII веке появляются первые многотомные издания произведений Шекспира, которые, как правило, широко иллюстрируются. В 1709 году выходит в свет издание Джекобса Тонсона, которое богато иллюстрируется художниками Элишем Киркалом и Мишелем ван Гухтом. В 1744-1746 годах появляется шеститомное издание сочинений Шекспира, проиллюстрированное Френсисом Хейманом. К творчеству Шекспира обращаются почти все выдающиеся художники Англии. Среди них следует назвать прежде всего Уильяма Хогарта, который изобразил в несколько театральной позе известного актера Гаррика в роли Ричарда III («Галерея Уолкер арт», Ливерпуль). Ему же принадлежит рисунок, изображающий Фальстафа, инспектирующего свое жалкое войско (Королевская библиотека, Виндзорский замок). Другой известный художник Бенжамен Уэст нарисовал две картины на темы Шекспира: «Гаррик в роли Гамлета» и «Офелия».

Большое внимание уделял Шекспиру художник Генри Фюзели. Как свидетельствовали современники, Фюзели прекрасно знал все сочинения Шекспира и мог процитировать любое место из них. К шекспировской теме он обращался уже в ранних своих работах. Серия рисунков была посвящена сюжетам на шекспировские трагедии. Среди них рисунки «Король Лир и мертвая Корделия» (1774), «Гамлет, Горацио и призрак» (1780). На интерес к Фюзели повлияла идея создать живописную «Галерею Шекспира», в основании которой, наряду с Фюзели, участвовали художники Сэндби, Бенджамин Уэст, который с 1792 года становится Президентом Королевской академии художеств. Главным инициатором и организатором галереи был мэр города Лондона Джон Боуделл, по имени которого она получила название Боуделловской. Для этой галереи Фюзели начиная с 1788 года создал обширный цикл картин, воспроизводящих образы и сюжеты шекспировских пьес. Причем, Фюзели не ограничивался простой иллюстрацией трагедий Шекспира, или изображением театральных постановок. Он создавал мир Шекспира таким, каким он представлялся в его воображении, создавая на шекспировские темы драматические и фантастические произведения, полные экспрессии и драматизма.

Прежде всего в Шекспире Фюзели привлекал мир волшебного, сказочного, фантастического. Он пишет несколько картин на волшебную сказку Шекспира «Сон в летнюю ночь». Такова картина «Титания, ласкающая голову Основы». В ней изображается сюжет «Сна в летнюю ночь» - полуобнаженная Титания, королева фей, обнимающая ослиную голову Основы, в окружении толпы молодых женщин, эльфов и миниатюрных фантастических существ - кобов. Таковы причуды Купидона, такова волшебная сила любви. Таков же сюжет и других картин, которые Фюзели рисует для «Галереи Шекспира» - «Пробуждение Титании», «Оберон дотрагивается до глаз Титании волшебным цветком». В этих картинах Фюзели рисует волшебный мир английской мифологии, природы, мир добрых духов, фей и эльфов, окружающий шекспировских героев.

Таково же содержание картины «Королева Меб», основанной на пьесе «Ромео и Джульетта». Эта картина пронизана поэтическим духом волшебной сказки, где трудно различить явь и сон. Сюжетом ее служит поэтический рассказ Меркуцио о проделках волшебной царицы Меб, «повитухе фей», которая по ночам в своей воздушной повозке посещает людей, вызывая у них сказочные сны и грезы.

Она в упряжке из мельчайших мошек
Катается у спящих по носам.
В ее повозке спицы у колес -
Из самых длинных паучиных лапок,
Из крыльев травяной кобылки - фартук;
Постромки - из тончайшей паутины,
А хомуты из лунного луча.
(I, 4. Перевод Т. Л. Щепкиной-Куперник)

Фюзели изображает на картине спящую девушку и королеву Меб с хороводом фей, которые движутся по лунному лучу. В картине господствует атмосфера волшебства и поэзия сказки. В таком же духе изображает Фюзели и сцены из «Зимней сказки».

Другая излюбленная Фюзели шекспировская тема - приключения комического героя Шекспира Джона Фальстафа. Он изображает его ухаживания за вдовушкой и то, как виндзорские кумушки прячут его в корзинах для белья. Фальстаф - самый остроумный комический герой Шекспира, и Фюзели не случайно рисует его похождения.

Но наряду с миром веселия и сказки Фюзели изображает мир трагических героев Шекспира: Гамлета с духом своего отца, леди Констанс из «Короля Иоанна», спящего Ричарда III, окруженного призраками убитых им жертв, бегущую в ночной рубашке леди Макбет. Мир трагический тоже имеет своих духов - привидений, ведьм. Выразительна картина «Фатальные сестры», иллюстрирующая трагедию «Макбет». На ней изображаются три страшные ведьмы, три фантасмагорические головы, как бы вырастающие из одного тела, с высунутыми языками, горбатыми носами, освещенные мистическим светом луны. Эта картина в свое время произвела большое впечатление и вызвала массу подражаний.

«Галерея Шекспира» имела огромный успех, как творческий, так и коммерческий. К 1800 году в ней насчитывалось уже 170 работ. И лучшие из них принадлежали Фюзели.

К творчеству Шекспира обращались и такие художники, как Джошуа Рейнольде, Джозефф Ромни, Уильям Блейк. В особенной мере образами Шекспира интересовались художники-прерафаэлиты, придавая им особую красочность и живописность. Об этом свидетельствуют картины Форда Мэдокса Брауна «Лир и Корделия» («Галерея Тейт», Лондон), Холмана Ханта «Два веронца» (Художественная галерея в Бирмингеме). Смерть Офелии привлекает и другого художника-прерафаэлита Дж. Миллеса. В картине «Офелия» изображается река, которая несет рыжеволосую девушку навстречу гибели. Главное чувство, которое ощущается в картине, это умиротворенность, спокойное ожидание смерти. Картине свойственна также известная декоративность, любование окружающей природой, что служит явным диссонансом к изображаемому сюжету. Известно, что художник писал Офелию с Элизабет Сиделл, которая позировала одетой в ванне. Гамлетовская тема привлекала и Данте Габриэля Россетти, который написал картину «Гамлет и Офелия».

В Англии неоднократно предпринимались попытки создать галереи и художественные выставки, посвященные Шекспиру. Как уже упоминалось, еще в 1786 году гравер и издатель Джон Боуделл собрал 170 картин на темы Шекспира, принадлежащие 30 английским художникам. В наше время в 1964 году в Лондоне была проведена выставка работ Джозефа Германа «Шекспир в искусстве», а в 1997 году Филип Саттон представил свою выставку «Мой Шекспир» в Лондоне и Стратфорде.

Современное восприятие Шекспира подтверждает суждение Гегеля об общенациональном значении творчества Шекспира.

Соответственно этому расширяется изучение и исследование Шекспира. В Англии существует несколько важных учреждений, которые занимаются сохранением наследия великого драматурга. Прежде всего это «Королевская шекспировская компания», которая имеет представительства в двух городах - Лондоне и Стратфорде-на-Эйвоне. Стратфорд - родной город Шекспира. Здесь существуют три учреждения, связанные с наследием Шекспира: дом-музей Шекспира, Королевский шекспировский театр и Шекспировский институт.

Следует отметить, что город живет памятью Шекспира. Дом, в котором родился Шекспир, превращен в музей еще в 1847 году, когда миллионер Р. Барнум пытался купить этот дом и перевезти в США. Чтобы помешать этому чудовищному замыслу, спешно был собран фонд в 3 тыс. фунтов, с помощью которого были выкуплены дома, связанные с памятью Шекспира, и земли, которые принадлежали ему. Большую роль в создании Шекспировского мемориального театра сыграл Чарльз Эдвард Флауэр, богатый пивовар из Стратфорда. В 1874 году он купил два акра земли на берегу реки Эйвон и преподнес их в дар городскому совету как место, подходящее для сооружения мемориального театра. По замыслу Флауэра, помимо театра, где бы представлялись пьесы Шекспира, следовало построить так же библиотеку и галерею, где бы хранились и выставлялись произведения живописи и скульптуры, созданные на шекспировские темы. Флауэр мечтал также о создании театральной школы, которая бы сохраняла и развивала традиции британского сценического искусства. В то время этот проект воспринимался многими как неосуществимая утопия. Но Флауэр проявил огромный организационный талант. Созданная по его инициативе Шекспировская мемориальная ассоциация разослала тысячи писем членам английского парламента, деятелям театра и искусства с призывом собрать материальные средства для осуществления грандиозного проекта. На призыв откликнулись Марк Твен, актер Генри Ирвинг, археолог Генрих Шлиман. В результате была собрана сравнительно небольшая сумма денег - 8 тыс. фунтов, но недостающие для строительства театра деньги - 12 тыс. фунтов внес сам Флауэр. В результате всех этих усилий в 1879 году был построен небольшой, на 700 мест, театр, который открылся в день рождения Шекспира, 23 апреля. С этого дня в Стратфорде начинает существовать Шекспировский фестиваль, который действует и до сих пор.

Конечно, за время своего существования Шекспировской ассоциации пришлось решать много проблем. Главная из них заключалась в том, как привлечь в Стратфорд публику из Лондона и из других городов. Небольшой город с населением в 7 тыс. человек не мог обеспечить заполняемость театрального зала. В то время гостей, приезжающих посмотреть шекспировский спектакль, насчитывалось около одной тысячи в год. Оставалось только надеяться на будущее.

Сегодня в мемориальный театр и дом-музей Шекспира вливается нескончаемый поток туристов, до 600 тыс. в год. В городе существует Шекспировская библиотека, в которой собраны все местные материалы и издания, связанные с жизнью и творчеством Шекспира. Старый театр, построенный в виде системы башен, сгорел, и на его месте в 1932 году воздвигнуто новое здание, где на его двух сценах ежедневно ставятся шекспировские пьесы.

Что касается Лондона, то пьесы Шекспира ставятся в театре «Барбикан», но только после их представления в Стратфорде. В 1996 году на берегу Темзы восстановлен театр «Глоб», в котором играл и ставил свои пьесы Шекспир. Наконец, в Бирмингеме существует основанный в 1951 году Шекспировский институт, который проводит все исследования и международные конференции, посвященные Шекспиру. Кроме того, здесь находится крупнейшая в Англии Шекспировская библиотека, которая собирает не только книги и издания, но и все материалы, связанные с постановками Шекспира в кино, театре и телевидении.

В Англии изучение Шекспира давно стало предметом университетского образования. На английском языке вышли многочисленные исследования о личности Шекспира, о его творчестве, о его отношении к современной ему литературе и поэзии, к науке, религии и искусству.

В 1959 году английский критик Т. Спенсер в своих лекциях «Тирания Шекспира», прочитанных в Британской академии, попытался провозгласить конец интереса к Шекспиру. По его словам, «сегодня Шекспир - это мертвый предмет. Грандиозной тирании шекспировских исследований пришел конец». Критик ошибался, интерес к исследованию Шекспира не только не уменьшается, но и постоянно растет.

Изучение шекспировского наследия не ограничивается одной Англией, оно проводится в масштабах всего мира. В США существует «Шекспировская ассоциация Америки», основанная в 1923 году, Шекспировская библиотека Фолджера в Вашингтоне. В США ежегодно проводится 31 шекспировский фестиваль в таких городах, как Нью-Йорк, Колорадо, Хьюстон, Беркли, Эшланд, Сан-Диего. Подобные же фестивали проводятся в Германии, Канаде, Финляндии, Израиле.

Во всем мире ведется огромная работа по изучению и интерпретации Шекспира. Сегодня в исследованиях, посвященных шекспировской драматургии, можно обнаружить самые различные подходы, самые разнообразные методы исследования, включая фрейдизм, марксизм, феминизм, структурализм и иконографию.

Наиболее значительные психоаналитические исследования творчества Шекспира представляют исследования Н. Холланда «Психоанализ и Шекспир» (1966), М. Фабера «Психоаналитический подход к Шекспиру» (1970), К. Канн «Царство мужчины. Мужское самосознание у Шекспира» (1981). Излюбленным предметом психоаналитических исследований являются такие пьесы как «Гамлет» или «Кориолан». Например, знаменитая сцена «мышеловка» в Гамлете интерпретируется как феномен «сон во сне», комическая фигура Фальстафа предстает как образец детского, наивного сознания. В духе марксисткой эстетики Шекспир интерпретируется в работах П. Сигеля, Э. Кригера, Р. Ваймана. Используя характеристики Маркса «Тимона Афинского» и «Венецианского купца», эти авторы пытаются представить Шекспира в историческом и социальном контексте . Иконографическая традиция интересуется исследованием в творчестве Шекспира различного рода аллегорий, эмблем, символов, ритуалов. Семиотика обнаруживает в театре Шекспира определенную систему языка и знаковых значений . Постструктурализм видит в Шекспире образы деконструкции и разрушения традиционного театра .

Все это свидетельствует о том, что сегодня Шекспир является предметом пристального внимания и изучения во всем мире. Искусство Шекспира вышло далеко за пределы одной страны и получило широкое, в буквальном смысле мировое признание. Но особенное признание Шекспир получил как художник, глубоко и разносторонне изобразивший историю и характеры дорогой его сердцу страны - Англии. Как говорит исследователь творчества Шекспира М. Черни, «Шекспир был поэтом, который утверждал "Englishness", представление о национальном самосознании, в эпоху серьезных исторических кризисов. Шекспировский идеал "Englishness" стал важным фактором развития английской культуры как компонент национального наследия»

Кто из российских школьников хотя бы раз не получал задание написать сочинение о Шекспире? Изучению творчества великого английского драматурга и поэта в программе отводится достаточно много часов. Ребята анализируют образы полюбившихся персонажей пьес, пытаются дать оценку сонетам, а также говорят о значении творчества их автора для человечества в целом. Вашему вниманию предлагается сочинение «Культурное наследие Шекспира», написанное ученицей 9-го класса.

Уильям Шекспир… Разве найдется хоть один образованный человек в мире, который не знал бы этого имени? Мне кажется, даже маленькие дети слышали о нем. А ведь со смерти Шекспира прошло ровно 400 лет! Каким же нужно быть гением, чтобы за такое долгое время тебя не забыли! Именно таким и являлся великий английский драматург и поэт, творчество которого я очень люблю.

Все литературное наследие Уильяма Шекспира можно условно разделить на три этапа. Первый – это в основном легкие комедии, несколько поэм, сонеты, а также известная всем пьеса «Ромео и Джульетта». Второй – серьезные трагедии, среди которых «Гамлет», «Отелло», «Макбет», «Король лир» и т.д. Именно эти произведения в будущем прославили их автора. Кстати, интересно, что сам Шекспир не считал себя гением и не придавал особого значения своему творчеству. Да и современники не очень-то ценили его. Но так с гениальными личностями бывает всегда. Они творят, как бы опережая время, поэтому часто оказываются непонятыми в своем кругу. И только после смерти становятся востребованными. Ну, и, наконец, третий этап творчества Шекспира – это снова комедии, многие из которых имеют фантастический, сказочный сюжет.

Школьники всего мира до сих пор изучают произведения драматурга и поэта периода Возрождения. Его драмы вызывают бурю различных эмоций – от сочувствия и жалости до самой настоящей жгучей ненависти. А поэзия позволяет нам окунуться в мир тонких образов и красивых символов. Особенно мне нравятся сонеты Шекспира о любви.

И, конечно же, глубокий след в моей душе оставили бессмертные трагедии «Ромео и Джульетта» и «Гамлет». В каждой из них живая человеческая душа борется с мертвыми предрассудками и гнилой системой, которая пытается разрушить личность, уничтожить самые прекрасные чувства. Обе драмы имеют печальный финал, но ощущения от прочитанного почему-то остались светлыми. Наверное, потому что автору удалось донести главную идею: душа непобедима, а любовь сильнее смерти. Ромео и Джульетта погибли. Но они не стали предателями, сохранили верность друг другу и показали всему человечеству, что такое настоящая любовь. Поэтому и стало произведение бессмертной классикой.

Люди еще очень долго будут помнить Шекспира. Его книгам не суждено тихо пылиться в библиотеках, его пьесы ставятся лучшими театрами мира, по произведениям английского драматурга снято немало фильмов. Роль культурного наследия Уильяма Шекспира сложно переоценить. Она огромна! Таких «гигантов слова» за всю историю литературы было не так уж много. Творчество Шекспира не стареет и не имеет границ. Оно сразу покоряет каждого, кто прикасается к нему, и уже не отпускает никогда!



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама