THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Идея, что можно попасть в прошлое или будущее, породила целый жанр хронофантастики, - и кажется, что все возможные парадоксы и подводные камни нам давно известны. Теперь мы читаем и смотрим такие произведения не ради того, чтобы взглянуть на другие эпохи, а ради путаницы, которая неизбежно возникает при попытках нарушить ход времени. Какие же фокусы со временем лежат в основе всех хроноопер и какие сюжеты можно собрать из этих кирпичиков? Давайте разбираться.

Разбудите, когда наступит будущее

Самая простая задача для путешественника во времени - попасть в будущее. В таких историях можно даже не продумывать, как именно устроен временной поток: поскольку будущее на наше время не влияет, сюжет почти не будет отличаться от полёта на другую планету или в сказочный мир. В каком-то смысле все мы и так путешествуем во времени - со скоростью одна секунда в секунду. Вопрос только в том, как увеличить скорость.

В XVIII-XIX веках одним из фантастических явлений считались сновидения. Летаргический сон приспособили для путешествий в будущее: Рип ван Винкль (герой одноимённого рассказа Вашингтона Ирвинга) проспал двадцать лет и очутился в мире, где все его близкие уже умерли, а его самого успели забыть. Такой сюжет сродни ирландским мифам о народе холмов, который тоже умел манипулировать временем: тот, кто провёл под холмом одну ночь, возвращался через сотню лет.

Этот метод «попадания» не устаревает

С помощью снов писатели того времени объясняли любые фантастические допущения. Если рассказчик сам допускает, что диковинные миры ему привиделись, какой с него спрос? К такой хитрости прибегнул Луи-Себастьен де Мерсье, описывая «сон» об утопическом обществе («Год 2440»), - а это уже полноценное путешествие во времени!

Впрочем, если путешествие в будущее нужно правдоподобно обосновать, сделать это без противоречий с наукой тоже несложно. Прославленный «Футурамой» метод криогенной заморозки в теории может сработать - поэтому сейчас многие трансгуманисты стараются сохранить свои тела после смерти в надежде, что медицинские технологии будущего позволят их оживить. Правда, по сути это просто адаптированный под современность сон ван Винкля, поэтому сложно сказать, считать ли это «настоящим» путешествием.

Быстрее света

Для тех, кто хочет всерьёз поиграть со временем и углубиться в дебри физики, лучше подойдёт путешествие со скоростью света.


Теория относительности Эйнштейна позволяет на околосветовых скоростях сжимать и растягивать время, чем в фантастике с удовольствием пользуются. Знаменитый «парадокс близнецов» гласит, что если долго носиться по космосу на околосветовой скорости, за год-другой таких полётов на Земле пройдёт пара веков.

Более того: математик Гёдель предложил для уравнений Эйнштейна такое решение, при котором во вселенной могут возникать временные петли - нечто вроде порталов между разными временами. Именно этой моделью воспользовались в фильме « », сперва показав разницу в течении времени возле горизонта чёрной дыры, а потом и прокинув с помощью «кротовой норы» мостик в прошлое.

Все сюжетные повороты, которые сейчас придумывают авторы хроноопер, уже были у Эйнштейна и Гёделя (снято на iPhone 5)

Можно ли таким образом попасть в прошлое? Учёные в этом сильно сомневаются, но фантастам их сомнения не мешают. Достаточно заявить, что превышать скорость света запрещено только простым смертным. А Супермен может сделать вокруг Земли пару оборотов и вернуться в прошлое, чтобы предотвратить гибель Лоис Лейн. Да что там скорость света - даже сон может работать в обратном направлении! А у Марка Твена янки получил ломом по голове и при дворе короля Артура.

Конечно, в прошлое летать интереснее - как раз потому, что оно неразрывно связано с настоящим. Если автор вводит в историю машину времени, он обычно хочет как минимум запутать читателя временными парадоксами. Но чаще всего главная тема в таких историях - борьба с предопределением. Можно ли изменить собственную судьбу, если она уже известна?

Причина или следствие?

Ответ на вопрос о предопределении - как и сама концепция путешествия во времени - зависит от того, по какому принципу устроено время в конкретном фантастическом мире.

Терминаторам законы физики не указ

В реальности главная проблема с путешествием в прошлое не скорость света. Если отправить назад во времени что угодно, хотя бы сообщение, это нарушит фундаментальный закон природы: принцип причинности. Даже самое захудалое пророчество - уже в каком-то смысле путешествие во времени! Все известные нам научные принципы строятся на том, что сперва происходит событие, а потом у него возникают последствия. Если следствие опережает причину, это ломает законы физики.

Чтобы «починить» законы, надо придумать, как мир реагирует на такую аномалию. Тут-то фантасты и дают волю воображению.

Если жанр фильма - комедия, то риска «сломать» время обычно нет: все поступки героев слишком малозначительны, чтобы повлиять на будущее, и главная задача - выпутаться из собственных проблем

Можно заявить, что время - единый и неделимый поток: между прошлым и будущим как бы натянута нить, по которой можно перемещаться.

Именно в такой картине мира возникают самые известные петли и парадоксы: например, если в прошлом убить своего дедушку, можно исчезнуть из вселенной. Появляются парадоксы из-за того, что эта концепция (философы называют её «Б-теорией») утверждает: прошлое, настоящее и будущее столь же реальны и неизменны, как и привычные нам три измерения. Будущее пока что неизвестно - но рано или поздно мы увидим тот единственный вариант событий, который должен произойти.

Такой фатализм порождает самые ироничные истории о путешественниках во времени. Когда пришелец из будущего пытается исправить события прошлого, он внезапно обнаруживает, что сам стал их причиной, - более того, так было всегда. Время в таких мирах не переписывается - в нём просто возникает причинно-следственная петля, и любые попытки что-то изменить лишь закрепляют изначальный вариант. Этот парадокс одним из первых подробно описал в новелле «По собственным следам» (1941), где оказывается, что герой выполнял задание, полученное от самого себя.

Герои мрачного сериала «Тьма» от Netflix отправляются в прошлое, чтобы расследовать преступление, но поневоле вынуждены сами совершать поступки, которые к этому преступлению ведут

Бывает и хуже: в более «гибких» мирах неосторожный поступок путешественника может привести к «эффекту бабочки». Вмешательство в прошлое переписывает разом весь временной поток - и мир не просто меняется, а напрочь забывает, что изменился. Обычно только сам путешественник помнит, что раньше всё было иначе. В трилогии « » за прыжками Марти не мог уследить даже док Браун - но он хотя бы полагался на слова товарища, когда тот описывал изменения, а обычно таким историям просто никто не верит.

В общем, однопоточное время - штука запутанная и безысходная. Многие авторы решают себя не ограничивать и прибегают к помощи параллельных миров.

Сюжет, в котором герой оказывается в мире, где его рождение кто-то отменил, пошёл от рождественского фильма «Эта прекрасная жизнь» (1946)

Раздвоение времени

Эта концепция не только позволяет избавиться от противоречий, но ещё и захватывает воображение. В таком мире возможно всё: каждую секунду он делится на бесконечное множество похожих друг на друга отражений, отличающихся парой мелочей. Путешественник во времени на самом деле ничего не меняет, а лишь скачет между разными гранями мультиверсума. Такой сюжет очень любят в сериалах: почти в любом шоу найдётся серия, где герои оказываются в альтернативном будущем и пытаются вернуть всё на круги своя. На бесконечном поле и резвиться можно бесконечно - и никаких парадоксов!

Сейчас в хронофантастике чаще всего используют модель с параллельными мирами (кадр из «Звёздного пути»)

Но самое интересное начинается, когда авторы отказываются от «Б-теории» и решают, что фиксированного будущего не бывает. Может, неизвестность и неопределённость и есть нормальное состояние времени? В такой картине мира конкретные события происходят только на тех отрезках, на которых есть наблюдатели, а остальные моменты - всего лишь вероятность.

Прекрасный пример такого «квантового времени» показал Стивен Кинг в « ». Когда Стрелок невольно создал временной парадокс, он едва не сошёл с ума, потому что помнил одновременно две линии событий: в одной он путешествовал в одиночку, в другой со спутником. Если герою попадались на глаза свидетельства, напоминавшие о прошлых событиях, воспоминания об этих точках складывались в одну непротиворечивую версию, но промежутки были словно в тумане.

Квантовый подход в последнее время популярен - отчасти благодаря развитию квантовой физики, а отчасти потому, что он позволяет показывать ещё более запутанные и драматичные парадоксы.

Марти Макфлай едва не стёр себя из реальности, помешав своим родителям познакомиться. Пришлось срочно всё исправлять!

Взять, например, фильм «Петля времени» (2012): как только молодое воплощение героя совершало какие-то действия, пришелец из будущего тут же их вспоминал - а до того в его памяти царил туман. Поэтому он старался не вмешиваться лишний раз в своё прошлое - например, не показывал молодому себе фотографию будущей жены, чтобы не сорвать их первую неожиданную встречу.

«Квантовый» подход виден и в « »: раз Доктор предупреждает спутников о специальных «фиксированных точках» - событиях, которые нельзя изменить или обойти, - значит, вся остальная ткань времени подвижна и пластична.

Впрочем, даже вероятностное будущее блекнет по сравнению с мирами, где Время обладает собственной волей - или на его страже стоят существа, подстерегающие путешественников. В такой вселенной законы могут работать как угодно - и хорошо ещё, если со стражами можно договориться! Самый яркий пример - лангольеры , которые после каждой полуночи съедают вчерашний день вместе со всеми, кому не повезло там оказаться.

Как работает машина времени

На фоне такого разнообразия вселенных сама техника путешествий во времени - вопрос второстепенный. Со времён машины времени не изменились: можно придумать новый принцип действия, но вряд ли это повлияет на сюжет, и со стороны путешествие будет выглядеть примерно одинаково.

Машина времени Уэллса в экранизации 1960 года. Вот где стимпанк!

Чаще всего принцип работы вообще не объясняют: человек залезает в кабинку, любуется гудением и спецэффектами, а потом выбирается уже в другом времени. Этот способ можно назвать мгновенным скачком: ткань времени словно прокалывается в одной точке. Нередко для такого прыжка сперва надо разогнаться - набрать скорость в обычном пространстве, а техника уже переведёт этот импульс в скачок во времени. Так поступали и героиня аниме «Девочка, покорившая время», и док Браун на знаменитом DeLorean из трилогии «Назад в будущее». Видимо, ткань времени - из тех препятствий, которые штурмуют с разбега!

DeLorean DMC-12 - редкая машина времени, которая вправе называться машиной (JMortonPhoto.com & OtoGodfrey.com )

Но иногда бывает наоборот: если считать время четвёртым измерением, в трёх обычных измерениях путешественник должен оставаться на месте. Машина времени помчит его по временной оси, и в прошлом или будущем он появится ровно в той же точке. Главное, чтобы там не успели ничего построить, - последствия могут быть очень неприятными! Правда, в такой модели не учитывают вращение Земли - на самом-то деле неподвижных точек не бывает, - но в крайнем случае всё можно списать на магию. Именно так работал : каждый оборот волшебных часов соответствовал одному часу, но с места путешественники не двигались.

Суровее всего с такими «статичными» путешествиями обошлись в фильме «Детонатор» (2004): там машина времени проматывала ровно минуту за минуту. Чтобы попасть во вчерашний день, надо было просидеть в железной коробке целых 24 часа!

Иногда модель, в которой больше трёх измерений, трактуют ещё хитрее. Вспомним теорию Гёделя, согласно которой между разными временами можно прокладывать петли и тоннели. Если она верна, через дополнительные измерения можно попробовать пробраться в другое время - чем и воспользовался герой « ».

В более ранней фантастике по схожему принципу работала «воронка времени»: некое подпространство, куда можно попасть специально (на TARDIS Доктора Кто) или случайно, как произошло с экипажем эсминца в фильме «Филадельфийский эксперимент» (1984). Полёт по воронке обычно сопровождается головокружительными спецэффектами, а выходить из корабля не рекомендуется, чтобы не потеряться во времени навсегда. Но по сути это всё та же обычная машина времени, доставляющая пассажиров из одного года в другой.

Внутри временных воронок почему-то всегда бьют молнии и иногда летают титры

Если же авторы не хотят углубляться в дебри теорий, аномалия времени может существовать сама по себе, без всяких приспособлений. Достаточно войти не в ту дверь, и вот герой уже в далёком прошлом. Тоннель это, точечный прокол или магия - кто его разберёт? Главный вопрос - как выбраться обратно!

Чего сделать нельзя

Впрочем, обычно фантастика всё-таки работает по правилам, пусть и вымышленным, - поэтому для путешествий во времени часто придумывают ограничения. Например, можно вслед за современными физиками заявить, что перемещать тела быстрее скорости света (то есть в прошлое) всё-таки нельзя. Но в некоторых теориях есть частица под названием «тахион», на которую это ограничение не действует, потому что у неё нет массы… Может, сознание или информацию всё-таки можно отправить в прошлое?

Когда за путешествия во времени берётся Макото Синкай, у него всё равно получается трогательная история о дружбе и любви («Твоё имя»)

В реальности, скорее всего, так смухлевать не получится - всё из-за того же принципа причинности, которому до типа частиц нет дела. Но в фантастике «информационный» подход кажется более правдоподобным - да ещё и оригинальным. Он позволяет герою, например, оказаться в собственном молодом теле или отправиться в путешествие по чужим сознаниям, как происходило с героем сериала «Квантовый скачок». А в аниме Steins;Gate поначалу умели отправлять в прошлое только SMS - попробуй измени ход истории с такими ограничениями! Но от ограничений сюжеты только выигрывают: чем сложнее задача, тем интереснее смотреть, как её решают.

Гибрид телефона с микроволновкой для связи с прошлым (Steins;Gate)

Иногда дополнительные условия накладывают и на обычные, физические путешествия во времени. Например, зачастую машина времени не может отправить никого в прошлое раньше того момента, когда она была изобретена. А в аниме «Меланхолия Харухи Судзумии» путешественники во времени разучились отправляться в прошлое дальше определённой даты, потому что в этот день произошла катастрофа, повредившая ткань времени.

И тут начинается самое интересное. Незамысловатые скачки в прошлое и даже временные парадоксы - это лишь вершина айсберга хронофантастики. Если время можно изменить или даже повредить, что ещё с ним можно сделать?

Парадокс на парадоксе

Путешествия во времени мы любим за путаницу. Даже простой скачок в прошлое порождает такие завихрения, как «эффект бабочки» и «парадокс дедушки», - в зависимости от того, как устроено время. Но на этом приёме можно строить куда более сложные комбинации: например, прыгнуть в прошлое не единожды, а несколько раз подряд. Так создаётся стабильная временная петля, или «день сурка».

У вас бывает дежа-вю?
- А разве ты меня об этом уже не спрашивала?

Зациклить можно один день или несколько - главное, чтобы всё заканчивалось «сбросом» всех изменений и путешествием обратно в прошлое. Если мы имеем дело с линейным и неизменным временем, такие петли сами возникают из причинно-следственных парадоксов: герой получает записку, отправляется в прошлое, пишет эту записку, отправляет самому себе… Если же время каждый раз переписывается или порождает параллельные миры, получается идеальная ловушка: человек раз за разом переживает одни и те же события, но любые изменения всё равно заканчиваются сбросом на исходную позицию.

Чаще всего такие сюжеты посвящены попыткам разгадать причину временной петли и вырваться из неё. Иногда петли завязаны на эмоции или трагические судьбы персонажей - особенно этот элемент любят в аниме («Девочка-волшебница Мадока», «Меланхолия Харухи Судзумии», «Когда плачут цикады»).

Но у «дней сурка» есть несомненный плюс: они позволяют за счёт бесконечных попыток рано или поздно добиться успеха в любом начинании. Недаром Доктор Кто, попав в такую ловушку, вспоминал легенду о птичке, которая за многие тысячи лет по крошке сточила каменную скалу, а его коллега ухитрился своими «переговорами» довести до белого каления внеземного демона! В таком случае разрушить петлю можно не геройским поступком или прозрением, а обычным упорством, - и по пути научиться паре-тройке полезных навыков, как случилось с героем «Дня сурка».

В «Грани будущего» инопланетяне используют временные петли в качестве оружия - чтобы просчитать идеальную тактику боя

Ещё один способ построить из обычных прыжков более сложную конструкцию - синхронизировать два отрезка времени. В фильме «Люди Икс: Дни минувшего будущего» и в «Разведчике времени» временной портал умели открывать только на фиксированное расстояние. Грубо говоря, в полдень воскресенья можно переместиться в полдень субботы, а час спустя - уже только в час дня. При таком ограничении в истории о путешествии в прошлое появляется элемент, которого там, казалось бы, не может быть - цейтнот! Да, можно отправиться назад и попытаться что-то исправить, но в будущем время идёт своим чередом - и герой, например, может опоздать вернуться.

Чтобы усложнить путешественнику жизнь, можно сделать прыжки во времени случайными - отобрать у него контроль над происходящим. В сериале «Остаться в живых» такая беда случилась с Десмондом, который слишком плотно взаимодействовал с временной аномалией. Но ещё в 1980-х на той же идее построили сериал «Квантовый скачок». Герой постоянно оказывался в разных телах и эпохах, но не знал, сколько продержится в этом времени, - и уж тем более не мог вернуться «домой».

Крутим время

Героиня игры Life is Strange встаёт перед трудным выбором: отменить все правки, которые она вносила в ткань времени ради спасения подруги, или погубить целый город

Второй приём, с помощью которого разнообразят путешествия во времени, - изменение скорости. Если можно промотать пару лет, чтобы оказаться в прошлом или будущем, почему бы, например, не поставить время «на паузу»?

Как показал ещё Уэллс в рассказе «Новейший ускоритель», даже замедление времени для всех, кроме себя - очень мощный инструмент, а уж если его совсем остановить, можно куда-нибудь тайно проникнуть или выиграть дуэль - причём совершенно незаметно для противника. А в веб-сериале «Червь» один супергерой умел «замораживать» предметы во времени. С помощью этого нехитрого приёма можно было, например, пустить под откос поезд, поставив у него на пути обычный лист бумаги, - ведь застывший во времени объект не может измениться или сдвинуться!

Застывшие во времени враги - это очень удобно. В шутере Quantum Break в этом можно убедиться лично

Скорость можно изменить и на отрицательную, и тогда получатся знакомые читателям Стругацких контрамоты - люди, живущие «в обратную сторону». Такое возможно только в мирах, где работает «Б-теория»: вся временная ось уже предопределена, вопрос только в том, в каком порядке мы её воспринимаем. Чтобы ещё сильнее запутать сюжет, можно запустить в разных направлениях двух путешественников во времени. Так случилось с Доктором и Ривер Сонг в сериале «Доктор Кто»: они скакали по эпохам туда-сюда, но первая (для Доктора) их встреча для Ривер была последней, вторая - предпоследней, и так далее. Чтобы избежать парадоксов, героине приходилось следить, чтобы случайно не проспойлерить Доктору его будущее. Потом, правда, порядок их встреч превратился в полную чехарду, но героям «Доктора Кто» к такому не привыкать!

Миры со «статичным» временем порождают не только контрамотов: нередко в фантастике появляются существа, которые одновременно видят все точки своего жизненного пути. Трафальмадорцы из «Бойни номер пять» благодаря этому относятся к любым злоключениям с философским смирением: для них даже смерть - всего лишь одна из многочисленных деталей общей картины. Доктор Манхэттен из « » из-за такого нечеловеческого восприятия времени отдалился от людей и ударился в фатализм. Абраксас из «Бесконечного путешествия» регулярно путался в грамматике, силясь понять, какое событие уже произошло, а какое будет завтра. А у инопланетян из рассказа Теда Чана «История твоей жизни» возник особенный язык: все, кто его выучил, тоже начинали одновременно видеть прошлое, настоящее и будущее.

Фильм «Прибытие», снятый по мотивам «Истории твоей жизни», начинается с флешбэков… Или нет?

Впрочем, если контрамоты или трафальмадорцы действительно путешествуют во времени, то со способностями Ртути или Флэша всё не так очевидно. Ведь на самом деле это они ускоряются относительно всех остальных - разве можно считать, что на самом деле замедляется весь мир вокруг?

Физики заметят, что теория относительности недаром называется именно так. Можно и мир ускорить, и наблюдателя замедлить - это одно и то же, вопрос только в том, что взять за точку отсчёта. А биологи скажут, что никакой фантастики здесь нет, ведь время - понятие субъективное. Обычная муха тоже видит мир «в слоу-мо» - так быстро её мозг обрабатывает сигналы. Но можно не ограничиваться мухой или Флэшем, ведь в некоторых хронооперах существуют параллельные миры. Кто мешает пустить в них время с разной скоростью - или даже в разные стороны?

Известный пример такого приёма - «Хроники Нарнии», где формально путешествий во времени нет. Но время в Нарнии течёт куда быстрее, чем на Земле, поэтому одни и те же герои попадают в разные эпохи - и наблюдают историю сказочной страны от её создания до падения. А вот в комиксе Homestuck, который, пожалуй, можно назвать самой запутанной историей о путешествиях во времени и параллельных мирах, два мира запустили в разных направлениях - и при контактах между этими вселенными возникала та же неразбериха, что у Доктора с Ривер Сонг.

Если циферблаты ещё не изобрели, песочные часы тоже сойдут («Принц Персии»)

Убить время

На основе любого из этих приёмов можно написать рассказ, от которого даже у Уэллса затрещала бы голова. Но современные авторы с удовольствием пользуются всей палитрой сразу, завязывая в клубок временные петли и параллельные миры. Парадоксы при таком подходе накапливаются пачками. Даже при одном прыжке в прошлое путешественник может ненароком убить своего дедушку и исчезнуть из реальности - а то и стать собственным отцом. Пожалуй, лучше всех над «парадоксом причинности» поиздевался в рассказе «Все вы, зомби», где герой оказывается сам себе и папой, и мамой.

По рассказу «Все вы, зомби» снят фильм «Патруль времени» (2014). Практически все его персонажи - это один и тот же человек

Само собой, парадоксы надо как-то разрешать, - поэтому в мирах с линейным временем оно часто восстанавливается само, по воле судьбы. Например, почти все начинающие путешественники первым делом решают убить Гитлера. В мирах, где время можно переписывать, он погибнет (но по закону подлости получившийся мир будет ещё хуже). У Асприна в «Разведчиках времени» покушение провалится: либо пистолет заклинит, либо ещё что-нибудь произойдёт.

А в мирах, где фатализм не в почёте, приходится следить за сохранностью прошлого самостоятельно: для таких случаев создают специальную «полицию времени», которая отлавливает путешественников, пока они не натворили бед. В фильме «Петля времени» роль такой полиции взяла на себя мафия: прошлое для них - слишком ценный ресурс, чтобы позволять кому-то его портить.

Если нет ни судьбы, ни хронополицейских, путешественники рискуют попросту сломать время. В лучшем случае получится как в цикле Джаспера Ффорде «Четверг Нонетот», где полиция времени доигралась до того, что случайно отменила само изобретение путешествий во времени. В худшем - разрушится ткань реальности.

Как не раз показывали в «Докторе Кто», время - вещь хрупкая: от одного взрыва могут пойти трещины в мироздании по всем эпохам, а из-за попытки переписать «фиксированную точку» может схлопнуться и прошлое, и будущее. В Homestuck после подобного инцидента мир пришлось пересоздавать заново, а в все эпохи смешались воедино, из-за чего события книг теперь невозможно соединить в непротиворечивую хронологию… Ну а в манге Tsubasa: Reservoir Chronicle стёртому из реальности сыну собственного клона пришлось заменить себя новым человеком, чтобы в уже случившихся событиях было хоть какое-то действующее лицо.

Некоторые герои мультиверсума Tsubasa существуют минимум в трёх воплощениях и происходят из других произведений той же студии

Любимое развлечение фанатов - рисовать для самых запутанных произведений хронологии

Звучит безумно? Но за такое безумие мы и любим путешествия во времени - они раздвигают границы логики. Когда-то, должно быть, и обычный скачок в прошлое мог свести непривычного читателя с ума. Сейчас же хронофантастика по-настоящему сияет на длинных дистанциях, когда авторам есть где развернуться, а временные петли и парадоксы наслаиваются друг на друга, порождая самые невообразимые комбинации.

Увы, часто бывает, что конструкция складывается под собственным весом: либо скачков во времени становится слишком много, чтобы был смысл за ними следить, либо авторы на ходу меняют правила вселенной. Сколько раз уже Скайнет переписывал прошлое? И кто сейчас сможет сказать, по каким правилам работает время в «Докторе Кто»?

Зато, если хронофантастика при всех своих парадоксах получается стройной и внутренне непротиворечивой, она запоминается надолго. Именно этим подкупают BioShock Infinite, Tsubasa: Reservoir Chronicle или Homestuck. Чем сложнее и запутаннее сюжет, тем более сильное впечатление остаётся у тех, кто добрался до конца и сумел окинуть взглядом сразу всё полотно.

* * *

Путешествия во времени, параллельные миры и переписывание реальности неразрывно связаны, поэтому сейчас без них не обходится почти ни одно фантастическое произведение - будь то фэнтези наподобие «Игры престолов» или научно-фантастическое исследование новейших теорий физики, как в «Интерстелларе». Мало какой сюжет даёт такой же простор для воображения - ведь в истории, где любое событие можно отменить или повторить несколько раз, возможно всё. При этом элементы, из которых складываются все эти истории, довольно просты.

Похоже, за последние сто лет авторы сделали со временем всё, что только возможно: пускали вперёд, назад, по кругу, в один поток и в несколько… Поэтому лучшие из таких историй, как и во всех жанрах, держатся на персонажах: на пришедшей ещё из древнегреческих трагедий теме борьбы с судьбой, на попытках исправить собственные ошибки и на тяжёлом выборе между разными ветками событий. Но как бы ни скакала хронология, история всё равно будет развиваться только в одном направлении - в том, которое интереснее всего зрителям и читателям.

Споры о том, реальны ли путешествия во времени, не утихают годами. Раньше считалось, что такие истории - удел поклонников теорий заговора, но в 2017 году Popular Mechanics опубликовало материал с интервью физиков-теоретиков, которые назвали путешествия во времени потенциально возможными. Кроме того, не стоит забывать и о странных, необъяснимых фактах, каждый из которых (пусть и косвенно) существование путешествия во времени подтверждает.

Об этом странном эксперименте в свое время рассказывали даже на BBC. С 1943 по 1983 годы неподалеку от небольшого городка Монток американские военные проводили ряд испытаний, воздействуя на мозг подопытных радиоимпульсами. Большинство несчастных от таких опытов сошли с ума, но были и такие, кто рассказывал о путешествии в недалекое будущее. Подробнее о проекте Монток мы писали вот здесь.

Хипстер-путешественник

Поклонники теорий заговора очень любят этот снимок, называя его «неоспоримым доказательством существования машины времени». Фотография была сделана в 1941 году: человек в модных очках и современной футболке и в самом деле значительно отличается от людей в толпе. Может быть, он и в самом деле заглянул из будущего.

Часы из будущего

Очередное доказательство существования путешествий во времени обнаружили китайские археологи, вскрывшие могилу императора Си Цин в 2008 году. В эти катакомбы никто не спускался целых сто лет и, тем не менее, при раскопках были обнаружены самые настоящие швейцарские часы. Эту находку не могут объяснить до сих пор.

Индейцы и смартфон

Умберто Романо написал картину «Мистер Пинчон и поселение Спрингфилда» в 1937 году. Художник показал историческую встречу индейцев и английских колонистов в XVII веке: присмотритесь внимательно к фигуре на первом плане - у человека в руках нечто, подозрительно напоминающее современный смартфон.

Полет Виктора Годдарда

Маршал британских ВВС Виктор Годдард в 1935 году попал в сильную бурю над Шотландией. Ветер забросил его на территорию над заброшенным аэродромом, где он с удивлением увидел необычно раскрашенные бипланы и механиков в комбинезонах синего цвета. Вернувшись на базу, Годдард поделился странной историей с сослуживцами, но ему никто не поверил. Зато четыре года спустя бипланы британцев и в самом деле стали окрашивать в желтый цвет, а механики получили новые синие комбинезоны. Точно такие же, какие видел Годдард в буре.

CD из прошлого

Компакт-диски появились только в XX веке, да и грампластинки привычной нам формы изобрели лишь в конце XVIII века. Тем не менее, на картине, датированной началом XVIII, изображена группа людей, с удивлением рассматривающее нечто, подозрительно похожее на CD.

Странная авария

Нью-Йорк, 1950 год. Под колеса автомобиля попадает странный человек, одетый по моде XIX века. На теле несчастного полиция обнаружила письмо от 1876 года, 70 долларов того же времени и медные монеты, которые не выпускались после 1872 года. Никто так никогда и не узнал, откуда взялся этот странный человек.

Чарли Чаплин с телефоном

Режиссер Джордж Кларк отсматривал кадры старого фильма Чаплина «Цирк», как вдруг заметил на одном из них женщину, держащую у головы маленькое устройство. Сейчас мы бы сразу решили, что она говорит по мобильному телефону. Но фильм Чаплина был снят еще в 1928 году - откуда в то время вообще мог взяться смартфон?

Чтобы попасть и в прошлое, и в будущее. Хотя многие имеют дерзость не согласиться со светочем и предлагают свои теории. Впрочем, они все сомнительные, потому как не были протестированы; документального подтверждения их успешности нет, да и сами ученые не уверены. Все знают, что это возможно, только не определились, каким способом.

Да и вообще, затея перемещаться во времени – вещь весьма странная. Сколько временных коллапсов нас ждет, плюс появление альтернативных вселенных, в которых мы будем путаться, как психбольные в смирительных рубашках. Да и стоит ли ездить в прошлое, если по возвращении на Землю пройдет 6000 земных лет, тогда как путешествие занимало не больше дня? Разберитесь с настоящим, прежде чем портить прошлое. В конце концов, если бы не было Гитлера и Второй мировой, то большая часть наших дедушек и бабушек вряд ли бы женились друг на друге. Бывали всякие ситуации, романы на фронте и эвакуации. Да и выбора особо не было. Ну да бог с ним, речь не об этом. Речь о том, что в Библии не написано.

1. Пробей будущее лбом

Вот самая примитивная из всех теорий: нужно бежать так быстро, пока не добежишь и не пробьешь лбом будущее. И что самое странное: по сути это утверждение абсолютно верно. Чем быстрее ты шагаешь, тем дальше залетишь.

Этому было посвящено немало опытов. Например, в 1971 был проведен эксперимент. Чтобы не углубляться в техническую составляющую, скажем кратко: исследовательская группа летала вокруг Земли до тех пор, пока не произошло путешествие во времени. Нет, по-настоящему. Они загрузили в самолет атомные часы и полетели на восток, пока не вернулись в то место, откуда начали. Когда исследователи приземлились, часы на Земле опережали на 60 наносекунд часы самолетные. Иными словами, часы в самолете были эффектно перенесены на 60 наносекунд в будущее. Затем исследователи полетели в другом направлении. На этот раз часы авиационные на 270 наносекунд опережали земные.

Это объясняется тем, что часы на Земле не были стационарными, ибо находились на вращающейся поверхности планеты. Часы в самолете, который летел на запад, шли медленнее, так что по сравнению с ними на Земле все замедлялось. Получается, знаменитая сцена, где Супермен летает вокруг Земли и поворачивает время вспять, - всего лишь плод больного мозга сценариста.

Кстати, считай, что этот тип путешествия во времени у нас в кармане. Твой телефон подключен к GPS-спутникам, которые приходится корректировать под замедление (у спутников ведь свой ход времени). Если этого не сделать, навигационная система вместо ближайшего KFC заведет тебя в крэковый притон соседней области.

Давай предположим, что уже придуман автомобиль, который на самом деле позволяет путешествовать таким образом. Мы достигаем скорости и совершаем скачок не на 60 наносекунд, а на 60 лет. Несколько минут или несколько часов вокруг планеты, и затем – бум! – светлое будущее!

Только вот сможешь ли ты жить в этом будущем, где все тебя забыли, а если и помнят, то только как мудака, который без конца крутится вокруг Земли?

2. Плотные дырявые объекты комических масштабов

Если ты видел «Интерстеллар», то суть теории должна быть понятна. Чем ты ближе к большому, плотному объекту, тем медленнее проходит время. Для тебя.

Массовые путешествия во времени уже наблюдаются. Ученые выстрелили из огромного лазера на 10000 километров вверх. Иногда у науки не остается никакого другого выхода, кроме как шмалять из мегапушки в космос. Зато эксперимент подтвердил, что время действительно двигается с разной скоростью в зависимости от расстояния до гравитации.

И что этот выстрел дал? Ничего, в очередной раз подтвердил теорию о том, что вблизи сверхмассивного объекта время течет гораздо медленнее. Ближе к Земле ход времени не так быстр, как в слоях стратосферы. Так что, если кто-то вдруг надумает использовать массу Юпитера для путешествий, то удачи. Достаточно сжать массу планеты до размера консервной банки, и тогда путешествия станут в 2 раза быстрее. И не надо лететь к , которая мало того, что сверхмассивная, так еще и является настоящей галактической машиной времени: время вокруг нее течет ну очень медленно.

Самая странная часть этой теории заключается в том, что подобное путешествие уже происходит с тобой прямо сейчас. На самом деле это происходит везде, не только в волшебных горизонтах какой-то таинственной черной дыры на другом конце галактики. Ядро Земли движется во времени медленнее, чем люди, стоящие на автобусной остановке в Махачкале. Когда ты стоишь, твоя пятая точка стареет медленнее, чем лицо (хотя лучше было бы наоборот). Нам не нужна машина, чтобы путешествовать во времени. Нам просто нужно, чтобы рядом было что-то огромное, как эго Милонова или туша Стаса Барецкого. Хотя, даже если подобная машина, использующая чудовищную массу, и будет создана, то моментально появится толпа протестующих, опасающихся космического коллапса и того, что ось Земли сместится, а Снуп Дог станет президентом.

3. Кротовые норы и трубы Красникова

Ты не можешь путешествовать в пространстве и времени быстрее скорости света, но с трубами Красникова эта проблема моментально решается. Просто прорубаешь тоннель сквозь пространство и время и шляешься туда-сюда, как по одной из тех зеленых труб в «Супер Марио». Тут тоже есть вход, выход, а главное - путешествие проходит ну очень быстро вне зависимости от расстояния, так что наскучить вряд ли успеет.

Подобные «червоточины» – это не физический объект, а искажение пространства и времени. Схематично это выглядит так: два пласта пространства прогибаются в определенном месте до тех пор, пока не соприкасаются друг с другом, как трусы, застрявшие в жопе.

Главные плюсы труб – их можно создать искусственно, а самый большой плюс – путешественник возвращается туда же точно в то время, с которого он начал путешествие. Но помни: прорубая окно к новым звездам, находящимся на расстоянии в 3000 световых лет, ты рискуешь вляпаться в межгалактическую войну.

В 1993 году профессор Веллингтонского университета Мэтт Виссер отметил, что два входа в «кротовые норы» с наведенной разницей во времени не могут быть объединены без возникновения квантового поля и гравитационных эффектов, которые приведут к коллапсу, либо отталкиванию «кротовых нор» друг от друга. Проще говоря, масса будет нарастать, что только разрушит несчастные трубы. К тому же этот способ передвижения, по сути, не нарушает так называемого универсального ограничения скорости, – предельной скорости света – потому что сам корабль не движется быстрее света. Червоточина сокращает путь не только в пространстве, но и во времени.

4. Мексиканские пузыри

Путешествовать быстрее света так же реально, как подоить самку единорога и угостить этим молоком злонравного лепрекона. Так что перестань думать об этом - это глупо и нереально.

Так все считали, пока в 90-х мексиканский ученый Мигель Алькубьерре не задумался о пузыре, сжимающем пространство прямо перед собой и расширяющем его позади себя. Все, что для этого нужно, – тонны отрицательной энергии (речь не о зависти, убийствах, апатии, речах Владимира Соловьева). Идея была чисто теоретической и даже фантастической. При существовании отрицательной энергии перемещение пузыря диаметром в 200 метров потребует энергии, эквивалентной массе Юпитера. Тут Соловьевым не обойдешься - придется Кургиняна подключать.

Однако в последние несколько лет были предложены модификации его идеи, в которой «пузырь» заменили на тор, а отрицательная энергия оказалась и вовсе не нужной. В этом случае расчеты показывают необходимость в энергии, содержащейся всего в сотнях килограмм массы. Даже был проведен эксперимент, который доказал, что пространство прекрасно искривляется и без отрицательной энергии. Но есть одна проблема: пузырь чувствительный, как девственник в первом опыте общения с женщиной, и слишком много посторонних фактов могут сбить его с цели.

5. Цилиндр в какой-то галактике

Что такое цилиндра Типлера? Где-то в космосе, примерно слева от Бетльгейзе, есть вращающийся цилиндр. Берешь корабль и счастливо едешь туда. Когда достаточно приблизишься к поверхности цилиндра (пространство вокруг него будет по большей части деформировано), нужно будет несколько раз обогнуть его и вернуться на Землю. Напоминает бурятский шаманский обряд, но с космосом всегда не все просто. Зато ты прибудешь в прошлое. Насколько далеко – зависит от того, сколько раз обогнешь цилиндр по орбите. Даже если покажется, что твое собственное время движется вперед, как обычно, пока ты огибаешь цилиндр, за пределами искаженного пространства неизбежно будешь двигаться в прошлое. Это как бежать вверх по движущемуся вниз эскалатору.

Осталось только найти этот цилиндр. Судя по всему, это что-то очень большое и длинное, как… фильмы Никиты Михалкова. Но пока их никто не видел. Ни в телескоп, ни во все остальные приборы. У космонавтов спрашивали – они тоже не видели. Цилиндр – вещь гипотетическая, выверенная из уравнений Эйнштейна, а потому никто не знает, чем это путешествие обернется.

Ученым удалось доказать, что перемещаться во времени возможно… Так, согласно исследованиям израильского ученого Амоса Ори, путешествия во времени научно обоснованы. И в настоящее время мировая наука уже располагает необходимыми теоретическими знаниями, чтобы иметь возможность утверждать, что в теории возможно создание машины времени.

Математические выкладки израильского ученого были опубликованы в одном из специализированных печатных изданий. Ори делает вывод о том, что для создания машины времени необходимо наличие гигантских гравитационных сил. В основу своих исследований ученый положил выводы, сделанные еще в 1947 году его коллегой, Куртом Геделем, суть которых заключается в том, что…

Теория относительности не отрицает существования определенных моделей пространства и времени.

Согласно расчетам Ори, возможность путешествовать в прошлое возникает в том случае, если придать искривленной пространственно-временной структуре формы воронки или кольца. При этом каждый новый виток данной структуры будет все дальше относить человека в прошлое. Кроме того, по мнению ученого, гравитационные силы, необходимые для осуществления таких временных путешествий, находятся, вероятно, вблизи так называемых черных дыр, первые упоминания о которых относятся к XVIII веку.

Одним из ученых (Пьером Симоном Лапласом) была выдвинута теория о существовании космических тел, которые невидимы человеческому глазу, но имеют настолько высокую гравитацию, что ни один световой луч от них не отражается. Лучу необходимо преодолеть скорость света, чтобы быть отраженным от такого космического тела, однако известно, что преодолеть ее невозможно.

Границы черных дыр называют горизонтами событий. Каждый объект, который его достигает, попадает внутрь, причем, снаружи не видно, что происходит внутри дыры. Вероятно, законы физики в ней перестают действовать, временные и пространственные координаты меняются местами.

Таким образом, пространственное путешествие превращается в путешествие во времени.

Несмотря на весьма это детальное и значимое исследование, нет никаких доказательств того, что временные путешествия реальны. Впрочем, никто не сумел доказать и того, что это всего лишь выдумка. Вместе с тем, за всю историю человечества было накоплено огромное количество фактов, которые свидетельствуют о том, что перемещения во времени все-таки реальны. Так, в старинных летописях эпохи фараонов, Средневековья, а затем и Французской революции и мировых войн было зафиксировано появление странных машин, людей и механизмов.

Чтобы не быть голословными, приведем несколько примеров:

***

В мае 1828 года в Нюрнберге был пойман подросток. Несмотря на тщательно проведенное расследование и 49 томов дела, а также разосланные по всей Европе портреты, узнать личность его, точно так же, как и места, откуда мальчик появился, оказалось невозможным. Ему дали имя Каспар Хаузер, и у него были невероятные способности и привычки: мальчик отлично видел в темноте, но не знал, что такое огонь, молоко.Он погиб от пули убийцы, и его личность так и осталась загадкой. Однако существовали предположения, что до появления в Германии мальчик жил в совершен ином мире.

***

В 1897 году на улицах сибирского городка Тобольск произошло весьма необычное происшествие. В конце августа там был задержан мужчина странной внешности и не менее странного поведения. Фамилия мужчины – Крапивин. Когда его доставили в полицейский участок и начали допрашивать, всех немало удивила информация, которой мужчина поделился: по его словам, родился он в 1965 году в Ангарске, а работал оператором ПЭВМ.

Свое появление в городе мужчина не мог объяснить никак, однако по его словам, незадолго до этого он почувствовал сильную головную боль, после чего потерял сознание. Очнувшись, Крапивин увидел незнакомый городок. Для осмотра странного человека в полицейский участок был вызван врач, который поставил диагноз «тихое помешательство». После этого Крапивина поместили в местный сумасшедший дом.

***

Туристки спросили дорогу, однако вместо того, чтобы помочь, мужчины как-то странно на них посмотрели и указали в неопределенном направлении. Через некоторое время женщины вновь повстречали странных людей. На этот раз это была молодая женщина с девочкой, также одетые в старомодные одежды. Женщины и на этот раз не заподозрили ничего необычного, пока не наткнулись на еще одну группу людей, одетых в старинные одежды.

Эти люди разговаривали на незнакомом диалекте французского. Вскоре женщины поняли, что их собственный вид вызывает изумление и недоумение присутствующих. Вместе с тем, один из мужчин указал им правильное направление. Когда туристки достигли цели, то были поражены не сама домиком, а видом дамы, которая возле него сидела и делала зарисовки в альбоме. Она была очень красива, в напудренном парике, длинном платье, какое носили аристократки XVIII века.

И только тогда англичанки, наконец, осознали, что попали в прошлое. Вскоре пейзаж изменился, видение исчезло, а женщины поклялись друг другу никому не рассказывать о своем путешествии. Однако впоследствии, в 1911 году, они совместными усилиями написали книгу о пережитом.

***

В 1924 году в Ираке пилоты британских королевских воздушных сил были вынуждены совершить аварийную посадку. Их следы были отчетливо видны на песке, но вскоре они обрывались. Пилотов так и не удалось найти, хотя в той местности, где произошло происшествие, не было никаких зыбучих песков, ни песчаных бурь, ни заброшенных колодцев…

***

В 1930 году сельский доктор по имени Эдвард Мун возвращался домой после посещения своего пациента, лорда Эдварда Карсона, проживавшего в Кенте. Лорд был очень болен, поэтому врач навещал его ежедневно и отлично знал местность. Однажды Мун, выйдя за пределы поместья своего пациента, заметил, что местность выглядит несколько иначе, чем раньше. Вместо дороги была грязная тропа, которая вела через пустынные луга.

Пока доктор пытался понять, что случилось, ему повстречался странный мужчина, который шел немного впереди. Он был одет несколько старомодно и нес старинный мушкет. Мужчина также заметил доктора и остановился, явно в изумлении. Когда Мун обернулся, чтобы посмотреть на поместье, загадочный странник исчез, а весь ландшафт вновь стал нормальным.

***

В ходе боев за освобождение Эстонии, которые велись на протяжении 1944 года, недалеко от Финского залива танковый разведбатальон, которым командовал Трошин, в лесу наткнулся на странную группу кавалеристов, одетых в историческую форму. Когда кавалеристы увидели танки, то обратились в бегство. В результате преследования удалось задержать одного из странных людей.

Разговаривал он исключительно на французском, поэтому его приняли за солдата союзной армии. Кавалериста доставили в штаб, но все рассказанное им повергло в шок и переводчика, и офицеров. Кавалерист утверждал, что является кирасиром наполеоновской армии, и что остатки ее пытаются выйти из окружения после отступления из Москвы. Также солдат сообщил, что родился он в 1772 году. На следующий день таинственного кавалериста увезли сотрудники особого отдела…

***

Еще одна подобная история связана с Кольским полуостровом. На протяжении многих столетий бытовала легенда, что там располагалась высокоразвитая цивилизация Гиперборея. В 1920-х годах туда была отправлена экспедиция, которую поддержал сам Дзержинский. Группа, во главе которой стояли Кондиайна и Барченко, в 1922 году отправились в район Ловозера и Сейдозера. Все материалы по возвращении экспедиции были засекречены, а Барченко позже был репрессирован и расстрелян.

***

Подробностей экспедиции не знает никто, однако местные жители говорят о том, что в ходе поисков был обнаружен странный лаз под землю, но проникнуть туда ученым мешал непонятный страх и ужас. Местные жители также не рискуют пользоваться этими пещерами, потому как из них можно и не вернуться. А кроме того существует легенде, что возле них неоднократно видели то ли пещерного, то ли снежного человека.

Эта история, возможно, так и осталась бы засекреченной, если бы в результате интриг не попала в западные издания. Один летчик натовских войск рассказал журналистам о странной истории, которая произошла с ним. Произошло все в мае 1999 года. Самолет вылетел с натовской базы в Голландии, выполняя задание вести наблюдение за действиями конфликтующих с югославской войне сторон. Когда самолет летел над Германией, летчик внезапно увидел группу истребителей, которые двигались прямо на него. Но все они были какие-то странные.

Подлетев поближе, летчик увидел, что это была немецкие мессершмиты. Летчик не знал, что ему предпринять, ведь его самолет не был оснащен оружием. Однако вскоре он увидел, что немецкий истребитель попал под прицел советского истребителя. Видение длилось считанные секунды, затем все исчезло. Существуют и другие свидетельства проникновений в прошлое, которые произошли в воздухе.

***

Так, в 1976 году советский летчик В.Орлов рассказал о том, что лично видел, как под крылом пилотируемого им самолета МиГ-25 ведутся сухопутные военные действия. Если верить описаниям пилота, то он оказался очевидцем битвы, которая произошла в 1863 году недалеко от Геттисберга. В 1985 году один из натовских пилотов, вылетев с натовской базы, расположенной в Африке, увидел очень странную картину: внизу, вместо пустыни, он увидел саванны с большим количеством деревьев и динозавров, которые паслись на лужайках. Вскоре видение исчезло.

***

В 1986 году советский пилот А. Устимов в ходе выполнения задания обнаружил, что находится над Древним Египтом. По его словам, он увидел одну пирамиду, которая была построена полностью, а также фундаменты других, вокруг которых копошилось множество людей. В конце 80-х годов прошлого столетия капитан второго ранга, военный моряк Иван Залыгин попал в весьма интересную и загадочную историю. Все началось с того, что его дизельная подводная лодка попала в сильный грозовой шторм.

Капитан принял решение всплывать, но как только корабль принял надводное положение, вахтенный доложил, что прямо по курсу находится неопознанное плавсредство. Им оказалась спасательная лодка, в которой советские моряки нашли военного в форме японского моряка периода Второй мировой войны. При обыске у этого человека были обнаружены документы, которые были выданы еще в 1940 году. Как только о происшествии было доложено, капитан получил приказ следовать в Южно-Сахалинск, где японского моряка уже ждали представители контрразведки. С членов команды взяли подписку о неразглашении факта находки сроком на десять лет.

***

Таинственная история произошла и в 1952 году в Нью-Йорке. В ноябре на Бродвее был сбит неизвестный мужчина. Тело его доставили в морг. Полицейских удивило то, что молодой человек был одет в старинную одежду, а в кармане его брюк были обнаружены такие же старинные часы и нож, изготовленный в начале века.

Однако удивлению полицейских не было предела, когда они увидели удостоверение, выданное около 8 десятков лет назад, а также визитки с указанием профессии (коммивояжер). Проверив адрес, удалось установить, что указанной в документах улицы не существует уже около полувека. В результате расследования удалось выяснить, что погибший являлся отцом одной из долгожительниц Нью-Йорка, пропавшим около 70 лет во время обычной прогулки. Чтобы доказать свои слова, женщина предъявила фото: на нем была дата – 1884 год, а на самом фото был изображен погибший под колесами автомобиля мужчина в том же странном костюме.

***

В 1954 году после народных волнений в Японии в ходе паспортного контроля был задержан человек. Все документы у него оказались в порядке, за исключением того, что выданы они были несуществующим государством Туаред. Сам мужчина утверждал, что его страна находится на африканском континенте между французским Суданом и Мавританией. Более того, он был изумлен, когда увидел, что на месте его Туареда находится Алжир. Правда, там действительно проживало племя туарегов, но оно никогда не имело суверенитета.

***

В 1980 году в Париже исчез молодой человек, после того, как его автомобиль накрыло ярким светящимся туманным шаром. Через неделю он появился на том же месте, где и пропал, но при этом думал, что отсутствовал всего несколько минут. В 1985 году в первый день нового учебного года второклассник Влад Гейнеман заигрался на перемене с друзьями в «войнушку». Чтобы сбить «противника» со следа, он нырнул в ближайшую подворотню. Однако когда через несколько секунд мальчик выскочил оттуда, то не узнал школьного двора – он был совершенно пустым.

Мальчик бросился к школе, но его остановил отчим, который давно его искал, чтобы отвести домой. Как оказалось, прошло более полутора часов с того момента, когда он решил спрятаться. Но сам Влад не помнил, что с ним произошло за это время. Не менее странная история произошла и с англичанином Питером Уильямсом. По его словам, он попал в какое-то странное место во время грозы. После удара молнии он потерял сознание, а когда пришел в себя, то обнаружил, что заблудился.

Пройдя по узкой дороге, ему удалось остановить автомобиль и попросить о помощи. Мужчину доставили в госпиталь. Спустя некоторое время здоровье молодого человека поправилось, и он уже мог выйти на прогулку. Но поскольку его одежда была полностью испорчена, то сосед по палате одолжил ему свою. Когда Питер вышел в сад, то понял, что находится в том месте, где его настигла гроза. Уильямс захотел отблагодарить медперсонал и доброго соседа.

Ему удалось найти больницу, но там его никто не узнавал, а весь персонал клиники выглядел намного старше. Никаких записей о приеме Питера в регистрационной книге не оказалось, как и соседа по палате. Когда мужчина вспомнил о брюках, ему сказали, что это – устаревшая модель, которая не выпускается уже более 20 лет!

***

В 1991 году один железнодорожный рабочий увидел, что со стороны старой ветви, где не осталось даже рельсов, идет поезд: паровоз и три вагона. Он был очень странного вида, и явно не российского производства. Поезд прошел мимо рабочего и ушел в ту сторону, в которой находился Севастополь. Информация об этом происшествии даже была напечатана в одном из изданий в 1992 году. В ней содержались данные о том, что еще в 1911 году из Рима вышел прогулочный поезд, в котором было большое количество пассажиров.

Он попал в густой туман, а затем въехал в туннель. Больше его не видели. Сам туннель был заложен камнями. Возможно, об этом и забыли бы, если бы поезд не появился в Полтавской области. Многие ученые тогда выдвинули версию о том, что этот поезд каким-то образом сумел пройти сквозь время. Некоторые из них связывают такую способность с тем, что практически в одно время, когда поезд вышел в путь, в Италии произошло мощное землетрясение, в результате которого возникли большие трещины не только на поверхности земли, но и в хронологическом поле.

***

В 1994 году командой норвежского рыболовного судна в атлантических северных водах была обнаружена десятимесячная девочка. Она очень замерзла, но была жива. Девочка была привязана к спасательному кругу, на котором имелась надпись – «Титаник». Стоит отметить, что нашли малышку именно там, где в 1912 году затонуло известное судно. Конечно, поверить в реальность происходящего было просто невозможно, однако когда подняли документы, то действительно обнаружили в списке пассажиров «Титаника» 10-месячного ребенка.

***

Существуют и другие свидетельства, связанные с этим кораблем. Так, некоторые моряки уверяли, что видели призрак тонущего «Титаника». По мнению некоторых ученых, корабль попал в так называемую ловушку времени, в которой люди могут исчезнуть без следа, а потом появиться в совершенно неожиданном месте. Список исчезновений можно продолжать очень и очень долго.

***

Нет смысла упоминать обо всех, потому как большинство их них сходны друг с другом. Практически всегда перемещения во времени имеют необратимый характер, но иногда получается так, что люди, исчезнувшие на некоторое время, потом благополучно возвращаются. К сожалению, многие из них попадают в сумасшедшие дома, поскольку в их рассказы никто не хочет верить, да и сами они не очень понимают, правда ли то, что с ними происходило.

Ученые уже на протяжении нескольких столетий пытаются решить проблему временных перемещений. Вполне может случиться так, что в скором времени эта проблема станет объективной реальностью, а не сюжетом фантастических книг и фильмов.

«Различие между прошлым, настоящим и будущим - не более чем иллюзия, хотя и весьма навязчивая»
Альберт Эйнштейн

В настоящее время даже уважаемые физики, такие как Стивен Хокинг (Stephen Hawking), вынуждены признать, что путешествие во времени может быть возможным. Но, может быть, оно уже случалось? Люди, о которых мы расскажем в этом списке, утверждают именно так.

10. Посещение Марса с Бараком Обамой

Адвокат из Сиэтла по имени Эндрю Басиаго (Andrew Basiago) говорит, что когда он был ребёнком, он и Уильям Стиллингс (William Stillings) были «хрононавтами» в секретной программе правительства США, целью которой были путешествия во времени, и сама программа называлась «Проект Пегас» (Project Pegasus). Цель программы была тройной: защитить Землю от угроз из космоса, установить территориальный суверенитет над Марсом и акклиматизировать марсианских гуманоидов и животных к нашему присутствию.

Однако самая интересная часть заявления Басиаго и Стиллингса заключается в том, что одним из их коллег в путешествиях во времени был не кто иной, как 19-летний Барак Обама, который участвовал в программе под псевдонимом «Бэрри Соетеро» (Barry Soetero). В 1980 году трое мужчин и семеро подростков их «класса по марсианским тренировкам» в Калифорнийском колледже «Siskiyous» (реально существующее учреждение) отправились на Марс с помощью секретной комнаты телепортации, сконструированной по чертежам, найденным в квартире Николы Тесла (Nikola Tesla) после его смерти. Они прыгнули сквозь поле энергии излучения в туннель, и когда туннель закрылся, они обнаружили, что прибыли в точку назначения.

Белый Дом официально опроверг слухи о том, что Обама, когда-либо был на Марсе.

9. Американский солдат из будущего


В конце 2000 года в Интернете начали появляться статьи человека, который заявлял, что он американский солдат из 2036 года. Джон Титор (John Titor), как он называл себя, возвращался назад в 1975 год, используя приспособление, установленное в Шевроле Себёбн (Chevy Suburban) 1987 года, естественно, чтобы найти компьютер IBM 5100 для того, чтобы уничтожить компьютерный вирус, направленный на уничтожение мира. Титор описал мир, раздираемый конфликтами, кульминацией которых станут ядерные удары России в 2015 году, в результате которых погибнет почти три миллиарда человек.

Статьи Титора резко перестали появляться в 2001 году, однако Титоромания продолжилась. В 2003 году собрание из 151 сообщений Титора было опубликовано под названием «Джон Титор: История Путешественника во Времени» (John Titor A Time Traveler’s Tale). Хотя эту книгу больше не публикуют, её новенькую копию всё ещё можно купить за кругленькую сумму в 1 775 долларов, или подержанную копию за более скромные 150 долларов. Книга была опубликована Фондом Джона Титора (John Titor Foundation), коммерческой корпорацией, которой заправлял адвокат в сфере индустрии развлечений из Флориды по имени Лоуренс Хабер (Lawrence Haber). Фонд также обладает правами на предполагаемые военные знаки воинской части Титора под названием «Fighting Diamondbacks», на которых написана цитата Овидия: «tempus edax rerum», что означает «время пожирает всё».

По всей видимости, всё, кроме мифа Джона Титора.

8. Персональный фотограф Христа


Отец Пеллегрино Эрнетти (Pellegrino Ernetti) был монахом-бенедиктинецем и признанным авторитетом в архаичной музыке. Он также утверждал, что, будучи частью команды, которая включала в себя лауреата Нобелевской премии физика Энрико Ферми (Enrico Fermi) и немецкого учёного Вернера фон Брауна (Werner von Braun), он совместно с ними изобрёл «хроновизор» - устройство, похожее на телевизор, которое можно было настраивать на события из прошлого.

По словам Эрнетти он наблюдал последний ужин и распятие Христа, а также видел Наполеона и Цицерона. Команда позже добровольно демонтировала устройство, потому что попади оно не в те руки, могло привести к появлению «самой страшной диктатуры, какой мир ещё не видывал». Он сказал, что устройство было вдохновлено Нострадамусом, который лично сообщил ему о возможностях данного устройства.

Когда на него надавили, чтобы он представил доказательства существования устройства, Эрнетти предоставил фотографию Христа на кресте, якобы сфотографированную с помощью хроновизора. После того как было замечено сходство предоставленной фотографии с работой Кулло-Валера (Cullot Valera) Эрнетти пришлось признать что фотография была фальшивкой. Тем не менее, Эрнетти продолжал настаивать на том, что хроновизор был построен на самом деле.

7. Пилот, который попал в параллельное измерение


В 1935 году командир авиационного крыла Королевских военно-воздушных сил Великобритании по имени Сэр Виктор Годдард (Sir Victor Goddard) полетел на своём биплане с открытой кабиной лётчика из Шотландии в Англию в выходной день. На пути он пролетел над аэродромом Дрема (Drem Airfield), находящимся около Эдинбурга (Edinburgh), который был построен во время Первой мировой войны. Перрон и четыре ангара были в плохом состоянии, и колючая проволока разделяла поле на многочисленные пастбища, заполненные пасущимся скотом. Возвращаясь, домой через день Годдард попал в сильный шторм и потерял контроль над своим самолётом. Когда он, наконец, выровнял самолёт из нисходящей спирали, которая могла привести к его смерти, он находился всего в нескольких метрах над каменистым пляжем.

В то время как Годдард пробирался на самолёте обратно вверх, сквозь дождь и туман, небо вдруг заполнилось солнечным светом. Под ним был аэродром Дрема, однако ферма исчезла, и ангары уже не были развалившимися. В конце восстановленного перрона стояли четыре ярко-жёлтых самолета и один незнакомый моноплан. Они были окружены механиками в синих комбинезонах, которые Годдард заметил потому, что механики данного аэродрома обычно носили только коричневые комбинезоны.

Один из основателей аэродрома допускал вариант того, что Годдард просто перепутал своё месторасположение. Действительно ли он оправился в будущее? Годдард умер в 1987 году, поэтому правду мы так и не узнаем. Если только, он не вернётся из прошлого, чтобы рассказать нам о ней.

6. Единственный человек, переживший Филадельфийский эксперимент (Philadelphia Experiment)


Осенью 1943 года Эсминец «Элдридж» (USS Eldridge) якобы стал невидимым и телепортировался из Пенсильвании в Вирджинию в ходе инцидента, который получил название Филадельфийского Эксперимента. Конечно, этот инцидент никогда не происходил на самом деле, но это не помешало Альфреду Билеку (Alfred Bielek) получить известность как единственный выживший в Филадельфийском эксперименте. Его воспоминания были «похоронены в его сознании», пока он не увидел фильм «Филадельфийский эксперимент» в 1988 году, и тогда он «вспомнил», что он родился в 1916 году, также как и Эд Камерон (Ed Cameron).

Также как Кэмерон он был завербован в 1940 году для участия в проекте военно-морского флота под названием «Проект Радуга» целью которого было определение способа, посредством которого можно было сделать корабли невидимыми. По не совсем понятным причинам, солдаты специального подразделения отправили Кэмерона через портал в Пентагоне в Альфу Центавр Один (Alpha Centauri One), где инопланетяне допрашивали его, а затем «физически регрессировали» его в однолетнего Альфреда Билека в 1927 году. Билек утверждал, что он позже стал директором управления сознанием для проекта Монток (Montauk Project), участники которого в 80-ых годах путешествовали по временной воронке и изменяли результаты различных войн. Когда они возвращались в своё время, они решали, если им удалось изменить ситуацию к лучшему. Если им это не удавалось, то они просто возвращали всё, как было.

5. Хакан Нордквист встретил будущего себя

30 августа 2006 года 36-летний Хакан Нордквист (Håkan Nordkvist) пришёл домой, и обнаружил, что на его кухонном полу собралась вода. Предположив, что это утечка, он собрал свои инструменты и залез под раковину, но не смог дотянуться до труб. То, что произошло дальше, он объясняет следующим образом: «Мне пришлось залезть в шкаф, и когда я это сделал, я обнаружил, что он расширился. Поэтому я продолжил ползти дальше и дальше. В конце туннеля я увидел свет и когда я из него вышел, я понял, что я в будущем».

Он попал в 2042 год, где, а вернее когда, Нордквист встретил 72-летнего себя. К его удивлению, Нордквист из будущего знал вещи, о которых мог знать только он, например, где он прятал свои секретные вещи в первом классе. У них даже была одинаковая татуировка, хотя у будущего Нордквиста она была немного тусклее. Мужчины сфотографировались вместе на телефон молодого Нордквиста. Единственная фотография, которую Нордквист решил сделать в 2042 году, показала что с ним произойдут определённые физические изменения, включая то, что он вырастет на несколько сантиметров в следующие 36 лет.

4. Женщина, которая навестила воспоминания королевы


10 августа 1901 года Энн Моберли (Anne Moberly) и Элеонора Журдэйн (Eleanor Jourdain), академики в колледже Св. Хью (St Hugh’s College) в Оксфорде, проводили день в Версале (Versailles). Во время того как они искали Малый Трианон (Petit Trianon), они заблудились. Они начали странно себя чувствовать, как будто что-то угнетало их дух. Двое мужчин в длинных зелёных пальто и треуголках направили их через мост, где Моберли увидела женщину в одежде 18-го века, сидящую на стуле и рисующую.

Вернувшись в Англию, женщины решили расследовать эту загадку. Ни одна из них ничего не знала о Франции 18-го века, поэтому представьте себе их удивление, когда они обнаружили портрет Марии-Антуанетты и поняли, что это была та женщина, которую Моберли видела рисующей. Королева сидела перед Малым Трианоном в тот самый момент, когда она узнала, что парижская толпа двигалась к Версалю.

Женщины были убеждены, что они бы увидели призрачный след воспоминаний Марии-Антуанетты. Под псевдонимами Мисс Морисон (Miss Morison) и мисс Ламонт (Miss Lamont), они опубликовали рассказ о том, что они пережили, назвав его «Приключение» (An Adventure), который впоследствии стал бестселлером. Лишь в 1950-ом году, к тому времени как Журдэйн и Моберли были давно мертвы, была изучена их переписка с Обществом Психических Исследований (Society for Psychical Research). В ходе изучения переписки было доказано, что женщины добавили многочисленные детали в свой рассказ только после того как они провели свои исследования на данную тему.

3. Армия инопланетян, ворующая детей


Майкл и Стефани Рельфе (Michael & Stephanie Relfe) сообщают, что инопланетяне, использующие фрактальную технологию изменения времени похитили их и «украли» их двухмесячную досрочно родившуюся дочь. Однако, в соответствии с их веб сайтом, хуже всего то, что это может произойти с каждым из нас!

Тем не менее, мы можем это предотвратить посредством молитв и распознавания признаков грядущего похищения, к которым относятся: утомление, синяки, потеря времени, а также участки тела, которые кажутся неестественно ярко окрашенными, если на них смотреть под инфракрасным светом. Однако оба супруга очень не связанно отвечают на вопрос о том, что же происходит после того, как вас похитили пришельцы. Тем не менее, их познание технологии похищение было на удивление внятным. Пришельцы, при поддержке армии США, использовали телепортацию, пространственно-временные туннели, путешествие между измерениями, фрактальный резонанс, и даже магию для путешествия во времени и пространстве.

Среди других напастей, насланных инопланетянами, значатся вакцины, фторид и генетически модифицированная пища. Все эти вещи разрушают наши метафизические способности и удерживают нас от того, чтобы дать отпор «попытке оккупации хищным гиперпространственным видом», - или, по крайней мере, понять то, что несёт эта пара.

2. Люди, которые предвидели Бомбардировку Гамбурга


В 1932 году репортёр немецкой газеты по имени Дж. Бернард Хаттон (J Bernard Hutton) и фотограф Йоахим Брандт (Joachim Brandt) предположительно отправились на судостроительную верфь Гамбурга, чтобы взять несколько интервью для своей истории. Когда они покидали верфь, они услышали гудение авиационных двигателей. Посмотрев наверх, они увидели небо, заполненное военными самолётами. Вокруг них взрывались бомбы, и вся местность представляла собой бушующую преисподнюю.

Брандт сделал фотографии разрушений, и они отправились назад в Гамбург, однако когда они проявили плёнку, никакого свидетельства атаки на ней не запечатлелось. Редактор издательства обвинил мужчин в пьянстве и распорядился не печатать их историю. После этого, Хаттон переехал в Лондон, где он, предположительно увидел статью в 1943 году о том, как Королевские военно-воздушные силы провели серию бомбардировок Гамбурга. Фотографии, сопровождавшие статью, были сняты на судовой верфи, которая выглядела именно так, как они с Брандтом видели её за 11 лет до этого.

Королевские военно-воздушные силы на самом деле провели бомбардировку Гамбурга в 1943 году. В ходе серии рейдов, известных как Операция Гоморра (Operation Gomorrah), приблизительно 550-600 бомб превратили город в огненный шторм, в результате которого погибли 40 000 человек. Это было первое широкомасштабное разрушение города в ходе Второй мировой войны - и последнее, о котором узнали Хаттон и Брандт.

1. Космическая Барби

Валерия Лукьянова, обладающая узкой талией, большим бюстом и кукольными чертами лица, известна в Интернете как «живая кукла Барби». Тем не менее, она настаивает на том, что на самом деле она является пришельцем, путешествующим во времени, и прибыла на Землю, чтобы спасти мир от поверхностности. Лукьянова, родившаяся на Украине, настаивает на том, что её настоящим именем является Аматуе (Amatue). Она обрела известность в Интернете в 2012 году благодаря своему 20-минутному видео «Космическая Барби», в котором, как она говорит, она помогает нам перейти от «роли «человека потребляющего» к роле «человека полубога»».

Лукьянова говорит, что она начала видеть духов из «других измерений» когда ей было 12 или 13 лет. Поэтому она развила способность путешествовать вне своего тела к другим планетам и вселенным. Она общается с этими внеземными созданиями не устно, а посредством «языка света». Несмотря на то, что она уже опубликовала книгу о своих астральных полётах, настоящая цель Лукьяновой состоит в том, чтобы стать поп-звездой.

И Грэмми вручается Аматуе за лучшее выступление в номинации "Язык света".



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама