THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Пьеса «Гроза» одна из самых известных в творчестве Островского. Яркая, социально-бытовая драма, события которой происходят в 19 веке в городке Калинове. Женские образы в пьесе заслуживают отдельного внимания. Они колоритны и уникальны. Образ и характеристика Кабанихи в пьесе «Гроза» несомненно, важны в произведении. Она главный деспот и тиран в пьесе. Она же виновна в смерти Катерины. Цель Кабанихи подчинить себе как можно больше народа, чтобы навешать им нравы, традиции и законы, свято соблюдаемые ею. Истинный страх закрался в ее душу, когда она поняла, что надвигается новое время, время перемен, противостоять которому она не в силах.



Марфа Игнатьевна Кабанова – она же Кабаниха. Вдова. Купчиха. Мать Варвары и Тихона.

Образ и характеристика

Фамилия Кабанова подходит главной героине очень точно, характеризуя ее с первых минут. Дикое животное способно наброситься на человека без весомой причины, так же и Кабаниха. Яростная, свирепая. Способна «загрызть насмерть» человека, если он ей не угоден, что и произошло с Катериной, которую вдова просто сжила со свету. Угодить ей невозможно. Она всегда найдет повод к чему придраться, как ни старайся.

Кабаниха, после смерти мужа осталась с двумя маленькими детьми на руках. Унывать было некогда. Пришлось заботиться и поднимать Варвару и Тихона. Брат с сестрой совершенно разные по характеру и внешне, хотя воспитывались одинаково.

Властная, деспотичная женщина , держащая в страхе не только домочадцев, но и всю округу.

«Маменька-то у вас больно крута…»

Подчинять и властвовать вот ее кредо. Абсолютно убеждена, что семья строится на страхе и подчинении младших старшим. «Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть». В своем отношении к детям не видит ничего ненормального.

«Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить».

Религиозна. Эта не вера религиозного фанатика, свято соблюдающего все посты и божьи законы. Скорее дань традиции. Она выполняет обряды на автомате, не особо вникая в процесс и его значение. Вера в прощение и милосердие у нее отсутствует. Для нее главное строгое выполнение патриархальных порядков. Это святое.

«Ну, я Богу молиться пойду; Не мешайте мне…».

К окружающим она требовательна не меньше, чем к себе. Что по этому поводу думают сами люди и какие чувства испытывают ей глубоко безразлично.

Зануда. Постоянно всем недовольна. Брюзжит по поводу и без. Угодить ей сложно. Собственная семья и та ее раздражает, особенно сын и сноха. Вот где Кабаниха отрывается по-полной программе. Сует нос в их жизнь, лезет с советами. Считает, что сын после женитьбы охладел к матери, превратившись в тряпку и подкаблучника.

«Может ты и любил мать, пока был холостой. До меня ли тебе, у тебя жена молодая».

Сноха отдельная тема. Поведение невестки из ряда вон. Традиции не соблюдает, мужа ни во что не ставит. Совсем отбилась от рук. Старость не уважает и не чтит.

Самоуверенна. Убеждена, что делает все правильно. Искренне верит, что если поддерживать старинный порядок и уклад, то дом не пострадает от внешнего хаоса. С хозяйством управляется жестко, похлеще мужика. Проявление эмоций ей не свойственно. По ее мнению это лишнее. При малейшем проявлении бунта со стороны домашних, Кабаниха пресекает все на корню. Любой проступок с их стороны влечет за собой наказание. Ее сразу приводит в бешенство, если они молодежь пытается пойти ей наперекор. Посторонние люди ей родней, чем сын и сноха.

«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем…».

Слово доброе скажет, милостыней наградит.

Любит деньги. Кабаниха привыкла, что держит на себе все хозяйство. Она уверена, что прав тот, у кого больше наличных в кармане. Поселив у себя богомолок-приживалок она каждый день слышит их хвалебные речи в свой адрес. Льстивые бабки совсем задурили ей голову. Кабаниха даже мысли не допускает, что может сделать что-то не так. Своими разговорами о конце света, старухи поддерживают представление Кабанихи о жизни на земле.

Колумб Замоскворечья. Наиболее известные пьесы А.Н.Островского. Пьеса «Гроза» написана в 1859 году. Как воспитывалась Катерина. Смысл заглавия пьесы «Гроза». Словарь. Основная тема «Грозы». Идея драмы «Гроза». Александр Николаевич Островский. Занятия Катерины. Человеческие чувства. Два конфликта. Малый Академический Художественный театр. Любовь. Полемика вокруг пьесы. Замоскворечье. Национальный театр.

«Пьеса «Бесприданница»» - Лариса получила европеизированное воспитание и образование. Катерина - истинно трагическая героиня. Образ Паратова Ю. Олеша восхищался фамилиями героев Островского. Стать богатой содержанкой?.. Но по сути характеров Катерина и Лариса, скорее, антиподы. «Бесприданница». Фото 1911. И каждый смотрит на Ларису как на стильную, модную, роскошную вещь. Свобода и любовь - вот главное, что было в характере Катерины.

«Герои «Снегурочки»» - Стихия русских народных обрядов. Фантастические персонажи. Мощь и красота природы. Дед Мороз. Огромная сила. Музыка. Герои. Волшебный венок. Древний русский обряд. Идеалы автора. Песни. Красота природы. Бережное отношение к культурным традициям народа. Сцена. Утро любви. Снегурочка. Холодное существо. Образ Леля. Весенняя сказка. Музыка Римского-Корсакова. Римский-Корсаков. Композитор. Торжество чувств и красота природы.

«Островский «Бесприданница»» - Что мы узнаем о Паратове. А.Н. Островский Драма «Бесприданница». Карандышев. Символический смысл имен и фамилий. Анализ драмы «Бесприданница». Действующие лица. Обычно название пьес Островского-поговорки, пословицы. Цель урока. На первый взгляд, первые два явления – это экспозиция. Идеи творчества А.Н. Островского. Обсуждение образа Л.И. Огудаловой. Паратов Сергей Сергеевич.

«Пьеса Островского «Гроза»» - Катерина Борис Кулигин Варвара Кудряш Тихон. Система художественных образов. В трагическом конце…дан страшный вызов самодурной силе. При каких условиях? Что означает слово «самодур»? Жертвы «темного царства». Какую роль играет сцена грозы в пьесе? Смысл названия драмы «Гроза». Каково ваше представление о Диком? С чем борется героиня: с чувством долга или с «темным царством»? Варвара – в переводе с греческого: иноземка, чужестранка.

«Пьеса Островского «Бесприданница»» - Каков Карандышев. Выстрел Карандышева. Нужна ли Лариса Паратову. Печальная песня о бесприданнице. Любовь для Ларисы. Тайна пьесы Островского. Жених Ларисы. Что придает цыганская песня пьесе и фильму. Что же за человек Паратов. Жестокий романс. Стихотворные строки. Анализ пьесы. Цыганская песня. Островский. Проблемные вопросы. Романс. Навыки изложения своих мыслей. Приобретение навыков анализа текста.

Читая пьесы Александра Николаевича Островского, отмечаешь, что им присуща неизменная ясность авторской позиции, что достигается прежде всего через речевые характеристики. В 1845 году Островский работал в Московском коммерческом суде канцелярским чиновником стола «для дел словесной расправы». Перед ним раскрывался целый мир драматических конфликтов, звучало все разноголосое богатство живого великорусского языка. Приходилось угадывать характер человека по его речевому складу, по особенностям интонации. Так воспитывался и оттачивался талант будущего мастера речевой характеристики персонажей в своих пьесах.
Островский в драме «Гроза» очень четко разграничивает положительных и отрицательных героев своего произведения. Ясно видны все важнейшие черты характеров, их место в сюжетных перипетиях.
Рассмотрим речевую характеристику как часть образа Катерины. Эпиграфом к пьесе служит песня о трагичности добра и красоты: чем богаче духовно и чувствительнее нравственно человек, тем драматичнее его существование. Песня предвосхищает судьбу героини с ее человеческой неприкаянностью («Где ж сердцем отдохнуть могу, когда гроза взойдет?»), с ее тщетными стремлениями найти поддержку и опору в окружающем мире («Куда мне, бедной, деться? За кого мне ухватиться?»). В трудную минуту жизни Катерина посетует: «Кабы я маленькая умерла, лучше бы было... летала бы с василька на василек по ветру, как бабочка».
«Какая я была резвая! - обращается Катерина к Варваре, но тут же, сникая, добавляет: - Я у вас завяла совсем». Душа Катерины действительно увядает во враждебном ей мире диких и кабановых.
Измена Катерины - это, несомненно, преступление, и она понимает всю тяжесть своего поступка, но не может жить без любви, которую она нашла в Борисе. И, как бы оправдываясь перед собой, каясь, Катерина говорит: «Что ж, уж все равно, уж душу я свою ведь погубила». Героиня чрезвычайно совестлива и религиозна. «Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами». «Страх» всегда понимался русским народом как обостренное нравственное самосознание.
Катерина слишком тяжело переносит духовные муки в этом ужасном обществе: издевательства Кабанихи, холодное отношение мужа и разочарование в любви. Катерина надеется, что Бог простит ей ее грехи как мученице.
Отношение Катерины к семье и обществу Островский выражает в словах: «И люди мне противны, и дом мне противен и стены противны! Не пойду туда! Нет, нет, не пойду! Придешь к ним, они ходят, говорят, а на что мне это?» Островский явно показывает, что Катерина без колебаний согласна на смерть: «Так тихо! так хорошо. А об жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет не надо... нехорошо!»
Ее смерть - вызов всем обитателям «темного царства». Катерина не просто устала от ужасной жизни на этом свете. Она не хочет мириться, не хочет обрекать свою живую душу на жалкое прозябание. Катерина протестует против кабановских понятий о нравственности. А Тихон только в самом финале этой страшной трагедии демонстрирует что-то похожее на протест: «Маменька, вы ее погубили! вы, вы, вы...»

Кабаниха - злая, сварливая свекровь. Человек кризисной эпохи, она странна самодурством "под видом благочестия": "Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает. А сохрани господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошел разговор, что свекровь заела совсем". "...Я давно вижу, что вам воли хочется. Ну что ж, дождетесь, поживете и на воле, когда меня не будет. Вот уж тогда делайте что хотите..." "Чтоб сложа руки не сидела, как барыня. Чтоб в окна глаз не пялила!", обращаясь к Катерине.

Кулигин - поэтическая, благородная фигура механика - самоучки. "Вот какой, сударь, у нас городишко! Бульвар сделали, а не гуляют. Гуляют только по праздникам, и то один вид делают, что гуляют, а сами ходят туда наряды показывать".

Дикой - купец, важное лицо в городе. Его своеволие ни на чем не основано, чем больше он богатеет, тем бесцеремоннее он становится. "Ну, значит, они и должны мне покоряться. А то я, что ли, покоряться стану!" Сильный материально, он слаб духовно. Он считает, что он во всем и всегда прав. Кудряш говорит о Диком: "Как не ругать! Он без этого дышать не может." Дикой: "Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом. Вот навязался!"

Тихон - сын Кабанихи, испытывает страх перед матерью, он не верит ей, не разделяет ее притязаний. "Все к сердцу-то принимать, так в чахотку скоро попадешь. Что ее слушать-то! Ей ведь что-нибудь надо ж говорить! Ну и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай..." В глубине души он добрый, великодушный, любящий Екатерину.

Кудряш - возлюбленный Варвары, выше и нравственно проницательнее ее, в нем есть народное начало, миру "отцов" он противостоит своим озорством и удалью, но не нравственной силой. "Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили", говоря о Диком. "Я грубиян считаюсь; за что ж он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится".

Борис - племянник Дикого, хорошо образованный молодой человек. живет в доме у дяди и безрезультатно пытается ему угодить во всем. "Больно и трудно мне здесь, без привычки-то. Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев я здешних не знаю. Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак".

Катерина - жена Тихона. Ее образ очень трагичен, жизнь невеселая и тяжелая. У нее нет ничего кроме ее любви "... что - то со мной недоброе делается, чудо какое-то... что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или... уже не знаю." Она задумчивая и мечтательная, надломленная натура: "Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?"

Варвара - противоположность Тихону, в ней есть воля и смелость, но нет ответственности за свои поступки. Ей непонятны нравственные терзания Катерины. Катерина: "Отчего люди не летают?" Варвара: "Я не понимаю, что ты говоришь." "Что с тобой? Здорова ли ты?" обращаясь к Катерине.

Как известно, в классических произведениях и сказках встречаются несколько типов героев. В этой статье речь будет идти о паре антагонист - протагонист. Эта оппозиция будет рассмотрена на примере пьесы Александра Николаевича Островского «Гроза». Главной героиней этой пьесы, иначе говоря протагонистом, является молодая девушка Катерина Кабанова. Ей противостоит, то есть является антагонистом, Марфа Игнатьевна Кабанова. На примере сравнений и анализа поступков мы дадим более полную характеристику Кабанихи в пьесе «Гроза».

Для начала обратимся к списку действующих лиц: Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) - старая купчиха, вдова. Её муж умер, поэтому женщине пришлось в одиночку растить двух детей, справляться с хозяйством и заниматься делами. Согласитесь, это довольно трудно и в настоящее время. Несмотря на то что в скобках указано прозвище купчихи, автор ни разу не называет её так. В тексте есть реплики Кабановой, а не Кабанихи. Подобным приёмом драматург хотел подчеркнуть то, что люди называют женщину так между собой, а вот к ней лично обращаются уважительно. То есть на самом деле жителям Калинова не нравится этот человек, но они его побаиваются.

Изначально о Марфе Игнатьевне читатель узнаёт из уст Кулигина. Механик-самоучка называет её «ханжой, которая всех домашних заела». Кудряш лишь подтверждает эти слова. Далее на сцене появляется странница, Феклуша. Её суждение о Кабанихе прямо противоположно: цитата. Вследствие такого разногласия возникает дополнительный интерес к этому персонажу. Марфа Игнатьевна появляется на сцене уже в первом действии, и читателю или зрителю даётся возможность убедиться в правдивости слов Кулигина.

Кабаниха не довольна тем, как ведёт себя сын. Она учит его жить, несмотря на то что сын уже взрослый и давно женат. Марфа Игнатьевна показывает себя как сварливую властную женщину. Её невестка Катерина ведёт себя иначе. Вообще, довольно интересно проследить сходство и различие этих персонажей на протяжении всей пьесы.

По идее, и Кабаниха, и Катерина должны любить Тихона. Для одной он сын, для другой - муж. Однако ни Катя, ни Марфа Игнатьевна к Тихону настоящей любви не питают. Катя жалеет своего мужа, но не любит его. А Кабаниха относится к нему как к подопытному кролику, как к существу, на котором можно срывать свою агрессию и испытывать методы манипуляции, прикрываясь при этом материнской любовью. Всем известно, что для каждой матери важнее всего счастье своего ребёнка. Но Марфа Кабанова в «Грозе» вовсе не интересуется мнением Тихона. Годами тирании и диктатуры она смогла приучить сына к тому, что отсутствие собственной точки зрения вполне нормально. Даже наблюдая то, как бережно и, в некоторых моментах, нежно Тихон относится к Катерине, Кабаниха всё время старается разрушить их отношения.

Многие критики спорили о силе или слабости характера Катерины, но вот в силе характера Кабанихи никто не усомнился. Это по-настоящему жестокий человек, который старается подчинить себе окружающих. Ей бы государством править, а так приходится растрачивать свои «таланты» на семью и провинциальный городок. Варвара, дочь Марфы Кабановой, выбрала притворство и ложь в качестве способа сосуществования с деспотичной матерью. Катерина наоборот решительно противостоит свекрови. Они будто заняли две позиции, правды и лжи, защищая их. И в их разговорах о том, что Кабанихе не следует безапелляционно обвинять Катю в ошибках и различных грехах, сквозь бытовой фон проступает борьба света и тьмы, правды и «тёмного царства», представительницей которого является Кабаниха.

Катерина и Кабаниха православные христианки. Но их вера совершенно различна. Для Катерины куда более важным оказывается вера, идущая изнутри. Для неё не принципиально место молитвы. Девушка набожна, она видит присутствие бога во всём мире, а не только в здании церкви. Религиозность Марфы Игнатьевны можно назвать овнешнённой. Для неё важны обряды и точное соблюдение правил. Но за всей этой одержимостью практическими манипуляциями сама вера исчезает. Также для Кабанихи оказывается значимым соблюдение и поддержание старых традиций вопреки тому, что многие из них уже устарели: «тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь. Али, по-вашему, закон ничего не значит? Да уж коли ты такие дурацкие мысли в голове держишь, ты бы при ней-то, по крайней мере, не болтал да при сестре, при девке». Характеристика Кабанихи в «Грозе» Островского невозможна без упоминания её практически маниакального внимания к деталям. Тихон, сын Кабановой-старшей, спивается, дочь Варвара лжёт, гуляет с кем хочет и того и гляди убежит из дому, опозорив семью. А Марфу Игнатьевну беспокоит, что на порог заходят без поклона, не как прадеды учили. Её поведение напоминает поведение жриц умирающего культа, которые всеми силами пытаются поддержать в нём жизнь с помощью внешней атрибутики.

Катерина Кабанова была несколько мнительной девушкой: в «пророчествах» полоумной барыни ей чудилась своя судьба, а в грозе девушка видела кару Господню. Кабаниха слишком меркантильна и приземлённая для этого. Ей ближе материальный мир, практичность и утилитарность. Кабанову гроза и гром совсем не пугает, она только не хочет мокнуть. Пока жители Калинова рассуждают о взбушевавшейся стихии, Кабаниха ворчит и выражает своё недовольство: «Ишь какие рацеи развёл. Есть что послушать, уж нечего сказать! Вот времена-то пришли, какие-то учители появились. Коли старик так рассуждает, чего уж от молодых-то требовать!», «Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет».
Образ Кабанихи в пьесе «Гроза» можно назвать неким обобщением, конгломератом негативных человеческих качеств. Её сложно назвать женщиной, матерью, да и человеком в принципе. Конечно, ей далеко до болванчиков города Глупова, но её желание подчинять и властвовать убило в Марфе Игнатьевне все человеческие качества.

Тест по произведению



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама