THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

«Да и какое дело мне до радости и бедствий человеческих?»
М.Ю. Лермонтов
В романе Лермонтова «Герой нашего времени» решается злободневная проблема: почему люди, умные и энергичные, не находят применения своим недюжинным способностям и вянут без борьбы в самом начале жизненного поприща? На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов. Задаче всестороннего и глубокого раскрытия личности героя и той среды, которая воспитала его, подчинены композиция, сюжет произведения и вся система образов.
История, изложенная в «Тамани», имеет жизненную основу. Лермонтов был в Тамани в 1837 году. Ему пришлось задержаться в ожидании корабля. Старая казачка Царицыха приняла Лермонтова за тайного соглядатая, который хочет обнаружить контрабандистов. Соседкой Царицыхи была красавица татарка, муж которой имел дела с контрабандистами. И слепой мальчик Яшка был. Все жизненные факты предстают перед нами в ином виде.
Повесть «Тамань» представляет собой самостоятельное художественное произведение и в то же время является частью романа. Она написана в форме дневника, и это не случайно. Если в начале романа автор стремится показать противоречивые поступки Печорина, то впоследствии на страницах дневника раскрываются тайные и явные мотивы поступков героя, анализируются их причины.
Нужно отметить, что в «Тамани» романтическая приподнятость повествования гармонически сочетается с реалистической обрисовкой характеров и быта вольных контрабандистов. К примеру, возьмем описание портрета Янко: «Из лодки вышел человек в татарской шапке, но стрижен он был по-казацки, и за ременным поясом его торчал большой нож». И эта деталь (нож) напоминает об опасной профессии контрабандиста. Как-то очень просто говорится об удали Янко. «Что, слепой, - сказал женский глосс, - буря сильна. Янко не будет». «Янко не боится бури», - отвечал тот. Вслед за этим диалогом Лермонтов рисует бушующее море. «Медленно поднимаясь на хребты волн, быстро спускаясь с них, приближалась к берегу лодка». Описание разбушевавшейся стихии служит средством раскрытия удали Янко, для которого «везде дорога, где только ветер дует и море шумит». Не ради любви он идет на подвиг, а ради наживы. Его скупость поражает: слепой мальчик получает в качестве награды мелкую монету. А старухе Янко просит передать «что, дескать, пора умирать, зажилась, надо знать и честь». Судьба не сводит Печорина и этого «честного» контрабандиста напрямую, но тем не мене Янко вынужден именно из-за него покинуть «обжитые края». Герои повести занимаются опасным промыслом – контрабандой. Лермонтов сознательно не уточняет, что именно они провозят через пролив и что увозят за море. «Богатые товары», «груз был велик» - больше мы ничего не знаем. Лермонтову важно создать у читателя ощущение опасной, необычной жизни, полной тревог.
Проследим взаимоотношения Печорина и контрабандистов. Поселившись в хате, где «нечисто», Печорин и не думает страшиться, можно даже сказать, ведет себя бездумно. В первую же ночь он «встал, накинул бешмет… тихо вышел из хаты, увидев, как мимо окна промелькнула тень». Зачем ему нужна эта чужая жизнь? Ответ очень прост. Ему все интересно, важно, нужно все «потрогать», наверное, этим привлекает характер Печорина. Он молод, ищет любви. Но таинственная девушка заманила его в лодку, он «почувствовал на лице ее пламенное дыхание» - и в ту же минуту «русалка» бросила в воду его пистолет. Уже нет «ундины», есть противник, с которым надо бороться.
В довершение ко всему слепой мальчик обобрал Печорина с ведома девушки, и это окончательно разрушает те грезы, в которых находился наш герой. Да, во многом виноват Печорин: в неопытности, неумении разбираться в людях. А какими последствиями обернулась фраза: «А если бы я, например, вздумал донести коменданту?» И старуха, и слепой мальчик, и девушка не могли объяснить поступков Печорина иначе, чем стремлением «донести коменданту». Ведь он ходит, высматривает, угрожает. Им не понять, что ему просто интересны эти люди, их жизнь. А это любопытство обернулось тем, что Печорин разрушил жизнь контрабандистов и, мало того, сам едва не погиб. И когда заплакал слепой мальчик, когда девушка навсегда уехала с Янко, тут Печорин ужаснулся от содеянного: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие, и, как камень, едва сам же не пошел ко дну».
Что касается художественной стороны повести «Тамань», то переоценить ее просто невозможно. Но хотелось бы все же поконкретней определить то, на чем основывается произведение. Это «три кита»: точность, образность, выразительность. А какой подбор «говорящих деталей»! Вот, к примеру, Печорин заносит в свой путевой журнал: «…две лавки и стол… на стене ни одного образа – дурной знак!» Глядя на эту бедную обстановку, можно сказать, что люди живут здесь временно, они в любую минуту готовы покинуть неуютное пристанище.
Или в сцене разговора девушки и слепого мы узнаем, что буря сильна, туман густеет. Казалось бы, что из того? Но это важно для контрабандистов: не во всякую погоду можно отправляться «на дело».
Интересен в повести прием антитезы. Вот каким представляет себе образ Янко слепой мальчик: «Янко не боится не моря, ни ветра». Этакий сказочный герой, бесстрашный богатырь. А Печорин видит Янко иначе: из лодки «вышел человек среднего росту, в татарской бараньей шапке», обыкновенный человек, вовсе не героического вида.
Интересен также прием сочетания возвышенного и низменного в повести. Здесь романтика соседствует с прозой жизни. Таинственная девушка напоминает Печорину романтическую героиню. Но «русалка» поет свою прекрасную вольную песню, стоя на крыше жалкой хаты. Слова девушки, обращенные к Печорину, загадочны, а причитания слепого мальчика жалки: «Куды я ходив?... С узлом? Яким узлом!»
Если говорить о сюжете, то он отдаленно напоминает сюжет «Бэлы». Русский молодой человек встречает местную девушку-«дикарку», влюбляется в нее. Сюжет характерен для литературы эпохи Лермонтова. Но в «Тамани» все нетрадиционно. Девушка должна была влюбиться в приезжего. Но все оказывается хитростью. Пейзажные зарисовки придают повести романтический колорит и, контрастируя с убогостью «нечистого места», открывают перед читателем чарующий мир красоты и неги.
Композиция повести отличается своеобразием. Произведение открывается и заканчивается суждениями героя, свидетельствующими о горечи приобретенного в этом событии опыта, о попытке равнодушно относиться к людям, с которыми судьба его сталкивает.
А.П. Чехов, при всей строгости своих оценок, говорил: «Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова…».
От себя хочется добавить, что порой становится грустно, когда в современном книжном многообразии очень трудно выбрать чтение для души. Все это рыночное «чтиво», которое повсюду нас окружает, кричит и лезет в глаза, просто раздражает. И, честное слово, одна маленькая повесть «Тамань» из «Героя нашего времени» уже стоит всего этого «книжного безобразия».

Сочинения по литературе: Печорин и контрабандисты. Анализ главы «Тамань»

«Да и какое дело мне до радости и бедствий человеческих?»

В романе Лермонтова «Герой нашего времени» решается злободневная проблема: почему люди, умные и энергичные, не находят применения своим недюжинным способностям и вянут без борьбы в самом начале жизненного поприща? На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов. Задаче всестороннего и глубокого раскрытия личности героя и той среды, которая воспитала его, подчинены композиция, сюжет произведения и вся система образов.

История, изложенная в «Тамани», имеет жизненную основу. Лермонтов был в Тамани в 1837 году. Ему пришлось задержаться в ожидании корабля. Старая казачка Царицыха приняла Лермонтова за тайного соглядатая, который хочет обнаружить контрабандистов. Соседкой Царицыхи была красавица татарка, муж которой имел дела с контрабандистами. И слепой мальчик Яшка был. Все жизненные факты предстают перед нами в ином виде.

Повесть «Тамань» представляет собой самостоятельное художественное произведение и в то же время является частью романа. Она написана в форме дневника, и это не случайно. Если в начале романа автор стремится показать противоречивые поступки Печорина, то впоследствии на страницах дневника раскрываются тайные и явные мотивы поступков героя, анализируются их причины.

Нужно отметить, что в «Тамани» романтическая приподнятость повествования гармонически сочетается с реалистической обрисовкой характеров и быта вольных контрабандистов. К примеру, возьмем описание портрета Янко: «Из лодки вышел человек в татарской шапке, но стрижен он был по-казацки, и за ременным поясом его торчал большой нож». И эта деталь (нож) напоминает об опасной профессии контрабандиста. Как-то очень просто говорится об удали Янко. «Что, слепой, - сказал женский глосс, - буря сильна. Янко не будет». «Янко не боится бури», - отвечал тот. Вслед за этим диалогом Лермонтов рисует бушующее море. «Медленно поднимаясь на хребты волн, быстро спускаясь с них, приближалась к берегу лодка». Описание разбушевавшейся стихии служит средством раскрытия удали Янко, для которого «везде дорога, где только ветер дует и море шумит». Не ради любви он идет на подвиг, а ради наживы. Его скупость поражает: слепой мальчик получает в качестве награды мелкую монету. А старухе Янко просит передать «что, дескать, пора умирать, зажилась, надо знать и честь». Судьба не сводит Печорина и этого «честного» контрабандиста напрямую, но тем не мене Янко вынужден именно из-за него покинуть «обжитые края». Герои повести занимаются опасным промыслом – контрабандой. Лермонтов сознательно не уточняет, что именно они провозят через пролив и что увозят за море. «Богатые товары», «груз был велик» - больше мы ничего не знаем. Лермонтову важно создать у читателя ощущение опасной, необычной жизни, полной тревог.

Проследим взаимоотношения Печорина и контрабандистов. Поселившись в хате, где «нечисто», Печорин и не думает страшиться, можно даже сказать, ведет себя бездумно. В первую же ночь он «встал, накинул бешмет… тихо вышел из хаты, увидев, как мимо окна промелькнула тень». Зачем ему нужна эта чужая жизнь? Ответ очень прост. Ему все интересно, важно, нужно все «потрогать», наверное, этим привлекает характер Печорина. Он молод, ищет любви. Но таинственная девушка заманила его в лодку, он «почувствовал на лице ее пламенное дыхание» - и в ту же минуту «русалка» бросила в воду его пистолет. Уже нет «ундины», есть противник, с которым надо бороться.

В довершение ко всему слепой мальчик обобрал Печорина с ведома девушки, и это окончательно разрушает те грезы, в которых находился наш герой. Да, во многом виноват Печорин: в неопытности, неумении разбираться в людях. А какими последствиями обернулась фраза: «А если бы я, например, вздумал донести коменданту?» И старуха, и слепой мальчик, и девушка не могли объяснить поступков Печорина иначе, чем стремлением «донести коменданту». Ведь он ходит, высматривает, угрожает. Им не понять, что ему просто интересны эти люди, их жизнь. А это любопытство обернулось тем, что Печорин разрушил жизнь контрабандистов и, мало того, сам едва не погиб. И когда заплакал слепой мальчик, когда девушка навсегда уехала с Янко, тут Печорин ужаснулся от содеянного: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие, и, как камень, едва сам же не пошел ко дну».

Что касается художественной стороны повести «Тамань», то переоценить ее просто невозможно. Но хотелось бы все же поконкретней определить то, на чем основывается произведение. Это «три кита»: точность, образность, выразительность. А какой подбор «говорящих деталей»! Вот, к примеру, Печорин заносит в свой путевой журнал: «…две лавки и стол… на стене ни одного образа – дурной знак!» Глядя на эту бедную обстановку, можно сказать, что люди живут здесь временно, они в любую минуту готовы покинуть неуютное пристанище.

Или в сцене разговора девушки и слепого мы узнаем, что буря сильна, туман густеет. Казалось бы, что из того? Но это важно для контрабандистов: не во всякую погоду можно отправляться «на дело».

Интересен в повести прием антитезы. Вот каким представляет себе образ Янко слепой мальчик: «Янко не боится не моря, ни ветра». Этакий сказочный герой, бесстрашный богатырь. А Печорин видит Янко иначе: из лодки «вышел человек среднего росту, в татарской бараньей шапке», обыкновенный человек, вовсе не героического вида.

Интересен также прием сочетания возвышенного и низменного в повести. Здесь романтика соседствует с прозой жизни. Таинственная девушка напоминает Печорину романтическую героиню. Но «русалка» поет свою прекрасную вольную песню, стоя на крыше жалкой хаты. Слова девушки, обращенные к Печорину, загадочны, а причитания слепого мальчика жалки: «Куды я ходив?... С узлом? Яким узлом!»

Если говорить о сюжете, то он отдаленно напоминает сюжет «Бэлы». Русский молодой человек встречает местную девушку-«дикарку», влюбляется в нее. Сюжет характерен для литературы эпохи Лермонтова. Но в «Тамани» все нетрадиционно. Девушка должна была влюбиться в приезжего. Но все оказывается хитростью. Пейзажные зарисовки придают повести романтический колорит и, контрастируя с убогостью «нечистого места», открывают перед читателем чарующий мир красоты и неги.

Композиция повести отличается своеобразием. Произведение открывается и заканчивается суждениями героя, свидетельствующими о горечи приобретенного в этом событии опыта, о попытке равнодушно относиться к людям, с которыми судьба его сталкивает.

А. П. Чехов, при всей строгости своих оценок, говорил: «Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова…».

От себя хочется добавить, что порой становится грустно, когда в современном книжном многообразии очень трудно выбрать чтение для души. Все это рыночное «чтиво», которое повсюду нас окружает, кричит и лезет в глаза, просто раздражает. И, честное слово, одна маленькая повесть «Тамань» из «Героя нашего времени» уже стоит всего этого «книжного безобразия».

Конспект урока по литературе в 9 классе «Печорин и контрабандисты»

Ход урока

1.Вступительная часть урока.

Слово учителя : Мы продолжаем изучать роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». На предыдущих уроках мы проанализировали повести «Бэла», «Максим Максимыч». Мы видели Печорина в столкновении с «дикаркой» Бэлой, горцами Азаматом и Казбичем, с «добрым» Максимом Максимычев. Лермонтов показывает, что Печорин превосходит их, способен подчинить их своей воле, или оказывается нравственно их благороднее

Чем отличается повествование в «Тамани» от повествования в «Бэле» и «Максим Максимыче»?

(В «Бэле» о Печорине рассказывает недалекий, непроницательный Максим Максимыч, а в повести «Максим Максимыч» -- странствующий офицер-объективно, сочувственно), а в «Тамани» начинает звучать трагическая исповедь героя.

Наша задача: проанализировать повесть «Тамань», понять внутренний мир героя, который здесь является повествователем, найти объяснение его поступкам, чувствам, которые им владеют, и ответить в конце урока на вопрос:

Почему Печорин так страстно хотел и не смог войти в круг контрабандистов?

2. Эвристическая беседа:

(Да. Динамичный сюжет. Похоже на детективную историю.)

Почему Печорин оказался в Тамани?

(Едет в действующий отряд по казенной надобности). Едет не по своей воле, а по казенной надобности.

Почему Печорин пишет: «Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городков России»? Разве есть подробное описание этого городка?

(Нет. Только вскользь упоминается о грязных переулках и ветхих заборах).

(А эпитет «скверный», наверное, отражает отношение Печорина к событиям, произошедшим в этом месте.)

А какие это события? Как Печорин об этом запишет в своем дневнике? Зачитайте.

(1. «Я там чуть-чуть не умер с голода, да еще вдобавок меня хотели утопить».

(2. «…слепой мальчик меня обокрал, а 18-летняя девушка чуть-чуть не утопила»)

Таким образом, иронизируя по поводу произошедшего, герой называет двух основных участников разыгравшейся драмы: слепой мальчик и девушка.

А действительно ли Тамань – «скверный городишко»? Прочитайте выразительно пейзажи. Отметьте центральные образы этих описаний. Что они придают повести? А что можно сказать о Печорине?

(Луна, месяц, тучи, беспокойное море. Это силы, наполняющие жизнью ночь. Пейзажи придают повести романтичность и таинственность. Печорин видит красоту природы и любит природу).

Как относятся к «нечистому» месту в городе?

(С предубеждением, со страхом, люди боятся: там живут «люди недобрые»)

А почему Печорина не отталкивает, не пугает «нечистое « место, а влечет? Почему его влекут люди в этом месте?

3. Групповая работа. Люди,живущие на берегу моря, отношение Печорина к ним.

Задания 1-2 группам. Рассказать о старухе и слепом мальчике.

    Устно нарисовать портреты героев в тот момент, когда Печорин смотрит на них.

    Каково первоначальное отношение Печорина к слепому мальчику и старухе7

    Как меняется отношение Печорина к этим персонажам в ходе повести?

Задания 3-4 группам. Рассказать о Янко и «ундине».

    Устно нарисуйте портреты героев в тот момент, когда Печорин смотрит на них.

    Каково первоначальное отношение Печорина к Янко и ундине?

    Подготовьте выразительное чтение по ролям диалога слепого и девушки, когда они на берегу моря ждут Янко.

    Почему Печорину эта «настоящая» русалка казалась «обворожительной, хотя « далеко была не красавица»?

    Как меняется ее облик в лодке, когда она хочет утопить Печорина? Мотивируйте выбор сравнений «…она, как змея, проскользнула между моими руками», «она, как кошка, вцепилась в мою одежду»…».

    Как изменилось отношение Печорина к этим персонажам в ходе повести?

4. Выступления групп.

Выводы:

    Слепой мальчик сначала вызвал предубеждение Печорина. Своей ловкостью он заставил подозревать в притворной слепоте. В конце повести Печорин называет его «бедным слепым» и показал его в искреннем горе.

    Янко предстает сильным и бесстрашным в ночь, когда Печорин с «невольным биением сердца» следит за «отважным пловцом». В конце повести Янко оказался беспощадно жестоким к мальчику, старухе. Он отступает перед угрозой возможного, как думает ундина, доноса властям. Трезвые замечания Янко об оплате за труды, о месте, где спрятаны богатые товары, его скупость в награде слепому рассеивают легендарное представление о «буйной головущке» За песенным образом оказалась реальная жизнь, суровая и даже прозаическая, хотя не лишенная привлекательности, силы и смелости.

    Ундина. Сначала – очень искреннее и страстное чувство к Янко. Образ девушки - контрабандистки истинно романтичен. Для этой девушки характерна переменчивость настроений, «быстрые переходы к полной неподвижности», «она пристально всматривалась вдаль, то смеялась и рассуждала сама с собой, то снова напевала песню». Ее речи загадочны, и по форме близки к народным пословицам и поговоркам; ее песни, напоминающие народные, говоря о ее стремлении к воле. В ундине много жизненных сил, смелости, решительности, поэзии «дикой свободы». Богатая, своеобразная натура, полная таинственности, она как бы самой природой создана для вольной, полной риска жизни, которую она ведет.

    Любуясь силой ловкостью, отвагой этих людей, Лермонтов, верный жизненной правде, отражает их скудный духовный мир. Их стремления и ежечасные заботы ограничиваются легкой наживой и обманом властей. Деньги определяют их взаимоотношения. Янко и девушка становятся жестокими, когда дело доходит до дележа краденого добра. Слепой получает от них только медную монету. А ненужной теперь старухе Янко приказывает передать, «что, дескать, пора умирать, зажилась, надо знать и честь».

5.Продолжение эвристической беседы. Как меняется отношение Печорина к контрабандистам? Почему интерес к ним, восхищение уступают место горечи?

Что заставило Печорина наблюдать ночью за мальчиком?

(Печорин еще наивен, доверчив, совершает ошибки, не видя, кто перед ним. Таинственность обстановки, интерес к новому для него кругу людей, жажда деятельности.)

Однако всё это не настолько его тревожит и захватывает, чтобы он забыл о том, что было в недавнем прошлом. Перечитайте отрывок:»Я завернулся в бурку…» О чем же думал Печорин? Что он вспоминал?

Как подействовало на него появление девушки?

Как подействовал на него пейзаж?

(Это средство характеристики героя. Пейзаж усиливает мотив одиночества)

Почему Печорин говорит о виденном ночью слепому и ундине и не сообщает об этом своему денщику?

(Необычные люди кажутся ему смелыми, непосредственными натурами. Он желает сблизиться с ними. Таинственность их поведения обещает увлекательные приключения.)

Почему Печорин пошел ночью за ундиной?

(«достать ключ этой загадки»)

Поверил ли он ее призывам?

(Нет. Впоследствии он сам скажет, что давно живет не сердцем, а головою. Собираясь на свидание с ундиной, он не забывает взять с собой пистолет, предупредить казака-денщика, чтобы тот, услышав выстрел, бежал на берег).

Отчего в Печорине родилось бешенство и он сбросил девушку в волны?

(Красавица наивно думала, что, очаровав Печорина, станет хозяйкой положения. Однако Печорин не таков, он знает цену женскому кокетству. И все же он смущается, по-настоящему волнуется, у него кружится голова, когда девушка целует его. С одной стороны, он называет ее поведение «комедией, а с другой- поддается ее обаянию Он способен глубоко чувствовать, переживать, но ни на минуту не перестает анализировать Теперь в лодке ему приходится бороться за свою жизнь, а девушке – за свою. Надежды на любовь обернулись враждебностью, свидание – схваткой. Именно эти превращения вызывают ярость Печорина, а не только стремление защищать свою жизнь).

Почему Печорину, видевшему прощание Янко со слепым, «стало грустно»?

(Развязка совсем не романтическая. Все герои живы. На произвол судьбы брошены полуглухая старуха, слепой мальчик. Печорин сочувственно рассказывает, как долго, долго плакал бедный слепой.)

В чем Печорин винит себя и почему называет контрабандистов «мирными»?

(Назвав контрабандистов мирными, Печорин уже отказывает им в исключительности и винит себя за вторжение в их круг, которое привело к нарушению их привычной жизни, а ему самому оказалось ненужным. Ирония Печорина над собой «И не смешно ли…» свидетельствует о том, что герой сознает напрасность своих поступков. Ощущение мира как тайны, страстный интерес к жизни сменяются попыткой отчуждения, равнодушия:»Что сталось со старухой…»).

Желания и реальные положения героя разделились, и это оказывается причиной горечи и самоиронии.

Каким показал себя Печорин в столкновении с контрабандистами?

(Он активный участник событий, стремится вмешаться в события, не довольствуется ролью пассивного созерцателя жизни)

О каких сторонах характера Печорина позволяет судить повесть «Тамань»?

(Активность, стремление к действию, влечение к опасности, настойчивость, самообладание, любовь к природе, наблюдательность).

Почему, имея такие возможности в характере, в поведении, Печорин не кажется счастливым?

Ни одно из действий Печорина, ни одно из проявлений его воли не имеет глубокой большой цели. Он активен, но его активность не нужна ни ему, ни другим. Он ищет действия, но находит лишь подобие его и не получает ни счастья, ни радости. Он умен, находчив, наблюдателен, но все это приносит несчастье людям, с которыми он сталкивается. Нет в его жизни цели, действия его случайны, активность бесплодна, и Печорин несчастлив)

Домашнее задание: Письменный ответ на вопрос: «Бесцельны ли действия Печорина в «Тамани»?

Трагедия Печорина (по роману Лермонтова «Герой нашего времени»)

«Герой нашего времени» — один из самых выдающихся произведений русской классической литературы, а Печорин — один из ярчайших персонажей. Личность Печорина неоднозначна, ее можно воспринимать по-разному: благосклонно или отрицательно. Но в любом случае этот образ трагичен.

Роман состоит из пяти самостоятельных повестей, каждая из которых имеет свое название, свой сюжет и жанровые признаки. Объединяет же эти произведения в единое целое главный герой — Печорин, чрезвычайно сложная и противоречивая натура.Интересно, что композиционная «зламанисть» произведения, а особенно то, что уже в середине романа читатель узнает о гибели Печорина, также подчеркивают трагизм и необычную роль главного героя.

Чтобы как можно глубже раскрыть его личность, автор даже использует двойной повествования: в первых двух частях о жизни Печорина рассказывает Максим Максимович, в трех последних мы имеем возможность услышать голос самого Печорина. Интересно то, что автор в этой части выбирает форму исповеди: его герой говорит нам со страниц личного дневника. И такой прием еще глубже помогает понять загадку печоринского характера.

Рисуя портрет Печорина, автор отмечает необычной особенности своего героя. Глаза Печорина «не смеялись, когда он смеялся». Автор делает вывод: «Это признак или злого характера, или глубокой постоянной сумму». И уже в этих строках дано ключ к раскрытию образа главного героя.

По моему мнению, автор не случайно дает портрет Печорина только во второй части.Начав роман с трагической любви Беллы к Печорину, Лермонтов постепенно смещает свое внимание на «страсть к противоречиям» и раздвоение личности героя. Это, собственно, и привело к такому финалу.

Печорин вначале искренне хотел сделать Бэлу счастливой. Однако он просто не способен на длительные чувства, ведь герой прежде ищет не любовь, а «лекарства» от скуки. Печорин постоянно хочет чего-то чрезвычайного, он даже готов рискнуть всем ради исполнения своей прихоти. При этом он невольно уничтожает чужие судьбы, и это противоречие Печорина обнаруживает, как пишет автор, «болезнь» целого поколения того времени.

Всю свою жизнь Печорин стремился стать цельной натурой, таким, каким был еще в юности, когда жизнь его тянуло своей таинственностью. Став «умелым в искусстве жизни», Печорин быстро разочаровался в людях, в жизни, общественной деятельности, науках. В нем зародилось чувство отчаяния и уныния, которое герой решил скрыть от всех. Однако от самого себя, ведь в дневнике он постоянно прибегает к анализу своих мыслей и переживаний. Причем делает он это настолько обстоятельно и с таким научным интересом, будто проводит над собой некий эксперимент.

Он пытается понять самого себя, не оправдываясь и не скрывая причин своих поступков. Такая беспощадность к самому себе — редкое качество, но этого мало, чтобы объяснить все сложности его натуры.

Интересно, что в своих недостатках Печорин почему-то склонен обвинять общество.Он говорит, что окружение видело в его лице признаки «дурных наклонностей».Именно поэтому, считает Печорин, они оказались в нем. Ему даже в голову не приходит винить себя.

Беда Печорина в том, что он прекрасно понимает, как предотвратить страдания, и при этом никогда отказывается от удовлетворения сознательно мучить других: «Быть для кого-то причиной страданий и радостей, не имея на это никакого права, — не сладкая это пища для нашей гордости? «Появляясь в чьей-то жизни, Печорин всем наносит горя контрабандисты убегают, оставив старую и бедного слепого мальчика; погибает отец Беллы и сама Белла; Азамат становится на путь преступности; убит на дуэли Грушницкого; страдает Мэри; обиженно Максима Максимовича; трагически погибает Вулич.

Или злой Печорин? Возможно, так. Злой и жестокий, но прежде всего — несчастный, одинокий, измотан морально и физически. Виноват кто-то в этом? Отнюдь.

Ведь серьезный враг каждого человека — он сам, и Печорин, столь ловко умеет властвовать над другими, играть на их «слабых струнах», себя овладеть совершенно не способен.

Печорин делает страшное признание, что страдания и радости других людей «поддерживают его душевные силы». И здесь можно сделать вывод, что и «половина» души, которой были присущи скромность, готовность любить весь мир, стремление делать добро, просто испарилась, осталась только способность действовать.

Называя себя «нравственным калекой», Печорин, по сути, прав: как еще можно назвать человека, лишенного возможности жить в полную силу и вынужденной руководствоваться побуждениями лишь одной, не лучшей половины своей души? Интересно, что в разговоре с Вернером Печорин признается: «Я взвешиваю, разбираю свои собственные желания и поступки с строгим любопытством, но без пылкости … Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой думает и судит его …»

И именно та половина души, которую он считал уничтоженной, действительно жива.Вопреки собственным убеждениям, Печорин способен на искреннее большое чувство, но любовь героя сложна. Зачем он сначала хочет любви Веры? По моему мнению, он хотел прежде всего доказать самому себе, что ему под силу преодолеть недоступность этой женщины. Однако только тогда, когда Печорин осознает, что может потерять навсегда ту единственную, кто по-настоящему понимал его, чувство к Вере вспыхивают с новой силой.


Печорин – герой очень противоречивый. Его характер, с глубокими душевными качествами, сочетает парадоксально несовместимые черты, и этим он интересен. Глава Тамань, и сама история с контрабандистами впервые ставит нас перед загадкой этого странного офицера, которая нам будет постепенно открываться на протяжении всего дневника Печорина.

Самое главное, что первое бросается в глаза, это любопытство Печорина. Но каждому ли читателю понятно, чем оно вызвано? Я не сразу понял причину его поведения. Но вчитавшись в текст – разобрался. Наш герой – очень умный и образованный молодой человек. В первый же день В Тамани ему стало скучно. «Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России» - писал он в своем дневнике.

И его желание - найти себе развлечение - вполне объяснимо. Неудивительно, что Печорин, заметив силуэт слепого мальчика, поплёлся за ним разведать: что могло заинтересовать такого обделённого природой ребёнка ночью на берегу моря.

Тайна слепого мальчика, загадочное явление ундины и другие необъяснимые вещи не дают покоя его фантазии. Посмеиваясь и иронизируя над собой, Печорин всё же не может не откликнуться на зов такой манящей, свободной и тревожной жизни. В этом ярком моменте он проявляет себя как авантюрист, идущий навстречу опасности, стремящийся разгадать тайну контрабандистов. Кульминацией его встречи с «таинственной шайкой», на мой взгляд, стала сцена бешенной схватки ундины с офицером.

Каждый из них, стремясь победить соперника, прилагал неимоверные усилия, ведь на кону стояла жизнь. Отчаяние и злость коварной девушки чуть было не погубили растерянного, но тогда еще бесконечно любящего жизнь, Печорина. Мне кажется, что именно эта любовь к жизни, к красоте и тайне мира помогла сейчас преодолеть страх.

Но все же он слишком потерял контроль за этим чувством, ведь оно его чуть не сгубило. Когда ундина повела его к морю, он уже заподозрил неладное, но решил идти до конца. И если бы не его сила, он вполне мог бы сейчас покоиться на дне океана.

Как это важно, что, уезжая из Тамани, он огорчился, так как «невольно нарушил быт честных контрабандистов». Это явно показывает, что он умеет анализировать свои поступки и готов отвечать за них. И пусть в главе «Фаталист», Печорин приходит к неутешительным выводам: он так и не поборол судьбу, но, возможно, в этом и заключается противоречивость характера Печорина. Он –человек очень неглупый и очень интересный, хоть часто его поступки не обременены здравым смыслом, и он сам подчиняется лишь своим чувствам, но от чего-то его честное, поэтическое восприятие мира, любовь к жизни привлекательны.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-03-05

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама