ГОРЕ ОТ УМА
(Комедия, 1824; опубл. с пропусками — 1833; полностью — 1862)
Фамусов Павел Афанасьевич — один из ключевых героев комедии; богатый вдовец, барин, в чьем московском доме происходит действие, «управляющий в казенном месте»; отец Софии, в которую влюблен внезапно вернувшийся после трехлетнего отсутствия Чацкий. (Ф. был другом его покойного отца.) Образы Чацкого и Ф. полярно противоположны; один странствователь, другой домосед; один поднимает словесный бунт против дряхло-патриархального московского мира, другой — растворен в этом мире без остатка и в каком-то смысле олицетворяет его.
Наиболее патетичный из монологов Ф. восхваляет московские нравы, неизменные век от века: здесь по отцу «и сыну честь», тут у кого «душ тысячки две родовых, / Тот и жених»; московских дам можно сей час отправить «командовать в Сенат», московские дочки «так и льнут к военным» — «А потому, что патриотки». Особый восторг Ф. вызывают старички, которые «Поспорят, пошумят... и разойдутся». Это не просто «похвальное слово Москве», но некий ретроспективно-утопический образ идеального общества «фамусовского» типа; точно так же — знаменитые календарь Ф., записи в котором он проглядывает в 1-м явл. 2-го д. (во вторник к Прасковье Федоровне в дом... в четверг на погребенье... в четверг, а может, в пятницу, а может, и в суббо ту — крестить «у вдове, у докторше»), не просто деталь его быта, но свод правил московского миропорядка, основанного не на делах, а на связях. Соответственно, бал в фамусовском доме, во время которого Чацкий будет объявлен сумасшедшим, —это маленькая «модель» Москвы, гости Ф. — князья Тугоуховские с 6 дочерьми, Хлестова, Скалозуб и другие — представляют срез московского общества.
Как положено вдовому московскому барину, Ф. заигрывает со служанкой дочери («зелье, баловница»), находится в особо тесных отношениях с докторшей-вдовой, которая должна не просто родить, но именно по особому «расчету» Ф. И при этом он «монашеским известен поведеньем». Как положено человеку «века минувшего», он страшится новых веяний. Во время первого же разговора с Чацким (чье возвращение его совсем не радует — помимо прочего и потому, что Чацкий беден, это не московский жених с «тысячками двумя» душ) Ф. затыкает уши, чтобы не слышать смелых речей. Естественно, он порицает французские моды и лавки Кузнецкого моста (традиционный комедийный мотив переосмыслен; обычно предметом осмеяния становились не «ругатели» мод, но сами модники и модницы). В этом он отчасти совпадает с Чацким, обличающим дух подража-нья; но в том и разница, что «мода» для Ф. — не враг самобытности и самостоятельного русского ума, а всего лишь один из псевдонимов новизны, которую он ненавидит. Разница между книжными и бисквитными лавками для него несущественна (ср. тот же мотив в «Графе Нулине» А. С. Пушкина, написанном после знакомства с «Горем от ума»). Главный враг для Ф. — ученье, ибо оно разрушает неподвижность мира — главное условие долгоденствия его «московской утопии». Неосуществимая мечта: «забрать все книги да и сжечь».
И, как типичного московского барина, его водят за нос все кому не лень. И дочь, и ее возлюбленный Молчалин, взятый Ф. в секретари именно за робость и услужливость, и Софиина служанка Лиза. На сцене Ф. впервые появляется в тот самый момент, когда София и Молчалин, всю ночь (по счастью, платонически) проведшие наедине, еще не расстались; Лиза переводит часы, чтобы их звоном потревожить покой любовников и предупредить о том, что оставаться вместе уже небезопасно; сначала Лиза, затем София и Молчалин усыпляют бдительность хозяина, заподозрившего неладное. А последний выход Ф. на сцену приурочен к финальному свиданию Софии с Молчали-ным, во время которого та убеждается в низости и корысти «любовника»; картина ночного свидания дочери с секретарем повергает Ф. в ужас (особенно потому, что его покойная жена была большой охотницей до мужчин). Комизм сцены усилен тем, что Ф. словно раздваивается между внезапно охватившей его ненавистью к «новой» Москве, которая заражена «духом» Кузнецкого моста («Дочь! Софья Павловна! <...> / Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми. / <...> / В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов!») и прежней пламенной любовью к «столице, как Москва». Только что (явл. 14) он грозил предать позорный случай огласке («В Сенат подам, Министрам, Государю»), и тут же, в явл. 15, завершающем комедию, в слезном ужасе восклицает: «Что будет.говорить княгиня Марья Алексевна!!!» Мнение московской княгини стоит в его иерархии выше и значит для него больше, чем мнение русского царя, обретающегося в Петербурге.
Как все центральные персонажи комедии, Ф. имеет своих «двойников». Один из них — Максим Петрович, «персонаж» исторического анекдота, который Ф. рассказывает в назидание Чацкому. («На куртаге ему случилось обступиться; / Упал, да так, что чуть затылка не пришиб / <...> / Был высочайшею пожалован улыбкой / <...> /Упал вдругорядь —уж нарочно» — д. 2, явл. 2.) Это идеальный «прообраз» Ф. А его (и одновременно Максима Петровича) сюжетная тень — Молчалин, впитывающий московские традиции, живущий по московским правилам. Поэтому разрыв Ф., уверенного, что Молчалин обманул его доверие, с «секретарем» может оказаться временным, на что намекает финальный монолог Чацкого.
Павел Афанасьевич Фамусов - одно из главных действующих лиц комедии, представитель лагеря крепостников. Дворянин, помещик, живущий в Москве и служащий управляющим в казенном месте, он известен в кругу московского барства. Об этом говорит его фамилия (в переводе с латыни фамилия Фамусов означает «известный», «пользующийся славой»). Он, по-видимому, принадлежит к представителям знатных дворянских семей. Его дядя, Максим Петрович, играл при дворе Екатерины II значительную роль. Его «домашние друзья» - князья Тугоуховские, преуспевающий «не нынче-завтра генерал» Скалозуб.
Фамусов - вдовец, он любит дочь, заботится о ней и считает, что для ее воспитания он сделал все. Он подыскивает для Софьи подходящего жениха, хочет выдать ее за богатого Скалозуба. Фамусов хвастается, что «монашеским известен поведеньем», однако заигрывает с хорошенькой служанкой Лизой и подсчитывает дни, когда должна родить докторша-вдова. Он гордится принадлежностью к кругу знатных московских дворян, известен гостеприимством, живет на широкую ногу. Он поклонник старины, восхищается нравами высшего света при дворе Екатерины II. Фамусов - сторонник крепостных порядков. Право обладать и распоряжаться крепостными крестьянами по своему усмотрению представляется ему законным и вполне справедливым. В крепостных он не видит людей, не считается с их человеческим достоинством. Ругает их, не стесняясь в выражениях, называет «ослами», «чурбанами», «фомками», «фильками», не считаясь с их возрастом. Лизе он угрожает отправкой в деревню: «Изволь-ка в избу, марш за птицами ходить». Будучи помещиком, Фамусов дела по службе фактически передоверил Молчалину - секретарю, живущему у него в доме, которому он постоянно напоминает о своих благодеяниях («...и будь не я, коптел бы ты в Твери...»). Служебные дела Фамусова сводятся к подписыванию подготовленных Молчалиным бумаг. Он самодовольно хвастается:
А у меня, что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
На службе Фамусов окружил себя родственниками, считая достойной похвалы такую заботу о родне. Он с гордостью говорит, что при нем «служащие чужие очень редки; все больше сестрины, свояченицы детки», один Молчалин ему не свой, а потому как «деловой»:
Как станешь представлять к крестишку или, к местечку, Ну как не порадеть родному человечку!
Самое важное для Фамусова-чиновника - это умение обойтись с вышестоящими людьми, вовремя угодить им и таким образом выслужиться. Идеалом для него этом отношении является его дядя Максим Петрович - подхалим Екатерининского времени. Тогда, по выражению Чацкого, «но на войне, а в мире брали лбом, стучали об пол, не жалея». Максим Петрович был важным вельможей, «на золоте едал, езжал-то вечно цугом», когда же ему надо было выслужиться, и он «сгибался вперегиб». Таким путем он приобрел вес, «выводил в чины» и «пенсии давал».
Фамусов восхищается и Кузьмой Петровичем, который был камергером «с ключом и сыну ключ умел доставить, богат и на богатой был женат». Таким людям Фамусов стремится подражать. Их способ получения чинов и денег он считает самым верным.
Фамусов по-московски гостеприимен, он охотно принимает гостей, любит поиграть в карты, посплетничать. В развитии сплетни о Чацком он принимает деятельное участие. Говорит, что первый догадался о сумасшествии Чацкого, считает, что болезнь унаследована от матери, сходившей с ума восемь раз. Однако основной причиной этого Фамусов считает учение, то есть науку. О книгах он отзывается с неприязнью: Ученье - вот чума, ученость - вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
И заканчивает свою мысль категорическим требованием:
Нет! Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь!
Фамусов посмеивается над принятым тогда в Москве воспитанием детей в духе французской моды, с французами-гувернерами. Он ворчит: «А все Кузнецкий мост, и вечные французы, оттуда мода к нам, и авторы, и музы: губители карманов и сердец!» Однако сам следует этой моде:
Мать умерла: умел я принанять
В мадам Розье вторую мать.
Учителей, которых нанимали для обучения детей «числом по более, ценою подешевле», Фамусов называет «побродягами». Он считает, что дело не в учителях и «не в мадаме сила», детей надо воспитывать в духе подражания старшим. «Учились бы на старших глядя», - поучает он Чацкого. А дочери внушает: «Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца».
Фамусов ненавидит и боится людей с прогрессивным мировоззрением. С неодобрением он относится к двоюродному брату Скалозуба, который «набрался каких-то новых правил»: «чин следовал ему - он службу вдруг оставил», уехал в деревню и занялся чтением книг. Чацкого он называет карбонарием и опасным человеком. Причины его возмущения ясны: Чацкий высказывается против того строя, тех порядков, которые являются для Фамусова основой всего его благополучия.
В образе Фамусова собраны типичные для 20-х годов XIX века нравы и взгляды. Именно против них выступает в пьесе Чацкий
/ / / Образ Фамусова в комедии Грибоедова «Горе от ума»
Смелое для своей эпохи произведение – комедия Александра Сергеевича Грибоедова прошла нелегкий путь, прежде чем стала известна широкому кругу читателей. Цензура сначала не пропустила его ни в печать, ни на сцену.
Острые проблемы, назревшие в обществе, а на первом месте – раскол в среде дворянства – легли в основу .
Грибоедов отразил в своем произведении и главное противоречие 19 века – конфликт старых укладов и новых взглядов. На защите идей «минувшего века» стоит один из главных героев Павел Афанасьевич Фамусов.
Это не просто рядовой дворянин, он занимает высокое положение в Москве и имеет влияние. Должность Фамусова – управляющий в казенном доме. Его семья – семнадцатилетняя дочь , которую он воспитывает один, так как жена умерла.
Фамусов настроен против перемен, даже правильнее было бы сказать, что он их попросту боится, ведь непонятно как они обернутся и повлияют на устроенную и приятную жизнь, которая есть на данный момент.
Образ Фамусова не сложен и легко прорисовывается с первых же явлений комедии «Горе от ума». Следует подчеркнуть тот важный момент, что мнение этого героя – это обобщенное представление всех дворян того времени.
Что касается образования, то Павел Афанасьевич категорически против просвещения. Для него это зло. Распущенность дочери (отец застает Софью наедине с Молчалиным) он списывает на влияние книг, которые девушка постоянно читает. От них все беды, лучше брать пример с отца, который ведет себя, как монах. Хотя мы, читатели, прекрасно видим, что это не так. За несколько минут до разговора с дочерью Фамусов откровенно флиртует со служанкой .
Павел Афанасьевич очень зависим от общественного мнения, он переживает, что в обществе будут плохо о нем говорить. Фамусов переживает, какое впечатление он производит. Его заботит картинка, внешний лоск, а не внутренние человеческие качества и достоинства. Но это все и не удивительно. Такие подходы и взгляды характерны для всего дворянского сословия Москвы того времени.
Павел Афанасьевич не осуждает, а, наоборот, поддерживает способность выслуживаться, не видит в этом ничего зазорного. Для него на первом месте чин и состояние, остальное же – вещи второстепенные, которые играют незначительную роль. – противник таких взглядов - называет это положение дел в обществе – покорностью и постоянным страхом за то, чтобы не потерять статус и за то, что скажет окружение.
Легко представить характер главного героя – Петра Афанасьевича Фамусова – можно через его отношение к другим людям. Уважает и считается он с мнением тех, кто имеет хоть какой-то вес в обществе. В общении с другими он исходит только из выгоды. А если же ее нет, то такой человек вовсе и не нужен. Личность совершенно утрачивает свое значение.
Фамусов – типичный представитель дворянства того времени, когда конфликт между старыми убеждениями и новыми веяниями еще только назревает, когда «минувшее» еще имеет силу, но уже потихоньку отдает свои позиции и неизбежно канет в лету.
Не надобно другого образца,
Когда в глазах пример отца.
Прошедшего житья подлейшие
А. С. Грибоедов
Павел Афанасьевич Фамусов — один из главных героев комедии «Горе от ума»,
идеолог старой барской Москвы — появляется перед читателем и зрителем в тот мо-мент, когда открывается его нравственное, моральное (вернее, безнравственное и амо-ральное) лицо. Он снисходительно заигрывает с хорошенькой служанкой, но при по-явлении Софьи теряет свою важность и становится смешным. В следующей сцене он лицемерно хвастает своим «монашеским» поведением.
Откуда же такая важность и самоуверенность? Кто он такой? Фамусов — знатный, богатый дворянин, крупный чиновник. Он гордится своим происхождением (его дядя, Максим Петрович, был известен при дворе Екатерины), дружбой с такими «тузами», как Фома Фомич, князья Тугоуховские, Хлестова, гра-фини Хрюмины, «не нынче — завтра генерал» Скалозуб. У него, Фамусова, богатый, хлебосольный дом, этот человек гостеприимен, живет на широкую ногу. Он поклон-ник и защитник старины, ее обычаев, дворянских традиций и уклада жизни, считая себя патриотом, расхваливает Москву, образ жизни московских бар. Что же ценит он в старой дворянской Москве?
Он, крепостник по убеждениям, не считает крепостных равными себе; уверен, что поступает правильно, окружая себя на службе родственниками, чтобы, представляя «к крестику иль к местечку», иметь возможность «порадеть родному человеку». До-стойными членами общества Фамусов считает только богатеев. Он уверен, что «по отцу и сыну честь», самодовольно заявляет:
Будь плохонький, а если наберется Душ тысячки две родовых, Тот и жених.Отношение к службе у него тоже своеобразное:
А у меня что дело, что не дело, Обычай мой такой: Подписано — так с плеч долой!
О гражданском долге, как видим, речь не идет. Служба для Фамусова — только сред-ство получения чинов, наград, денег. Самое важное для него как для чиновника — умение «обойтись» с вышестоящими людьми, угодить им и таким путем выслужиться.
Кто же для Фамусова образец? Это его дядя Максим Петрович, вельможа екате-рининского времени. Этот важный барин «на золоте едал», «езжал-то вечно цугом», имел «надменный нрав». «Когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб», ста-новился шутом и таким путем приобрел влияние при дворе. Восхищается Фамусов и Кузьмой Петровичем, почтенным камергером, богачом, который «на богатой был же-нат, переженил детей, внучат». Таким людям он старается подражать, их ставит в пример молодежи.
Воспитание молодого поколения — одна из волнующих его тем. Фамусов неглуп, он понимает, что от молодежи зависит будущее страны. В просвещении он видит опас-ность, угрожающую привычным устоям жизни. Он говорит с ненавистью:
Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче, пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений...
Заканчивает свою мысль он категорическим требованием:
Уж коли зло пресечь, Забрать все книги бы да сжечь.
Фамусов подсмеивается над принятым тогда в дворянских семьях России «фран-цузским» воспитанием, однако и сам следует моде, хотя называет французов-учите-лей «побродягами». Он уверен, что детей надо воспитывать в духе подражания стар-шим. «Учились бы, на старших глядя», — внушает он Чацкому, а дочери говорит, что лучший образец он сам.
Самодовольный до крайности, любящий всех поучать, Фамусов ненавидит и бо-ится молодых людей, поборников нового, которые Отказываются подражать «старшим», а стремятся к свободе, к просвещению, науке, искусству, хотят «служить делу, а не лицам», отказываются «прислуживаться». Забыв, что Чацкий воспитывался в его доме, он с возмущением называет юношу «карбонари», «опасным человеком», кричит: «Он вольность хочет проповедать!», «Да он властей не признает!» Причины его беспокой-ства ясны: Чацкий высказывается против того строя и тех порядков, которые явля-ются основой благополучия Фамусова и его сторонников. Материал с сайта
К моральным качествам человека барин-крепостник никаких требований не предъявляет. Богатство — вот его бог. Поэтому грубый солдафон Скалозуб, а вовсе не Чацкий, кажется ему подходящим женихом для дочери. Поэтому, напуганный стра-стными нападками Чацкого на «век минувший», Фамусов с готовностью подхватыва-ет и охотно распространяет сплетню о его сумасшествии. Он еще чувствует себя до-статочно сильным: вокруг единомышленники, имеющие власть, влияние. Чацкий уедет, неприятная история с Молчалиным забудется... Конечно, Фамусова волнует, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна», и свой гнев, свое раздражение он выплескивает на слуг, еще раз показывая, что их он людьми не считает, его власть над ними безгранична. «В работу вас! На поселенье вас!» — это не пустые угрозы. И все-таки самоуверенность его поколеблена. Как идеолог старой барской Москвы он не может не понимать, что стоит на зыбкой почве, что таким, как он, нанесен удар «ка-чеством силы свежей» (И. А. Гончаров).
Грибоедовым создан очень интересный герой, прекрасно отражающий свое вре-мя, раскрывающий те его стороны, против которых выступили истинные патриоты России — декабристы. Многочисленные Фамусовы принадлежат истории. Но грибоедовский герой, с его откровенным консерватизмом, сочетанием высокомерия и заис-кивания, яркой, колоритной речью, незабываем.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- фамусов происхождение в обществе, образ и воспитания
- сочинения на тему образ фамусова
- описание фамусова в комедии горе от ума сочинение
- образ фамусова сочинение
- фамусов образ
Цитатная характеристика Павла Афанасьевича Фамусова.
Друг, нельзя ли для прогулокПодальше выбрать закоулок?А ты, сударыня, чуть из постели прыг,
С мужчиной! с молодым! - Занятье для девицы! |
Фамусов – Молчалину и дочери. Опекает свою дочь, требует от неё прилежного поведения |
Всю ночь читает небылицы,И вот плоды от этих книг!А все Кузнецкий мост, и вечные французы,
Губители карманов и сердец! |
Фамусов.
Не видит пользы от книг, считая, что они лишь портят молодые умы и сердца. |
«Ученье - вот чума, ученость - вот причина»,Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений «забрать все книги да и сжечь». |
Фамусов.
Считает, что книги, ученье приносят только вред как человеку, так и всему обществу. |
«Вот то-то, все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы?» | Фамусов
Чацкому.
Пытается наставлять, учить Чацкого. как следует жить. |
Берем же побродяг, и в дом, и по билетам,Чтоб наших дочерей всему учить, всему,И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!
Как будто в жены их готовим скоморохам. |
Фамусов.
Возмущён засильем иностранного |
«Подписано, так с плеч долой».При мне служащие чужие очень редки; / Все больше сестрины, свояченицы детки | Фамусов.
Относится к службе несерьёзно. Не любит трудиться, заниматься делами. Он строг с подчинёнными. Окружает себя и на службе родственниками и знакомыми |
|
Фамусов.
Взгляды на общество |
«…во вторник к Прасковье Федоровне в дом… в четверг на погребенье… в четверг, а может, в пятницу, а может, и в суббо ту - крестить «у вдове, у докторше»),«ну как не порадеть родному человечку». | Фамусов
Вся неделя расписана. Жизнь построена на связях в обществе, которые необходимо сохранять |
«Что будет говорить княгиня Марья Алексеевна!!!» | Фамусов произносит эти слова, узнав о свидании дочери с Молчалиным, о её безнравственном, как ему кажется, поведении. Мнение света- вот что для него главное. |
«монашеским известен поведеньем», | Фамусов о себе. Двуличие героя |
«Как все московские, ваш батюшка таков: Желал бы зятя он с звездами да с чинами» |
Лиза Софье о Фамусове. |
Кто беден, тот тебе не пара! | Фамусов Софье |
Давно дивлюсь я, как никто его не свяжет!Попробуй о властях, - и нивесть что наскажет!Чуть низко поклонись, согнись-ка кто кольцом,
Хоть пред монаршиим лицом, Так назовет он подлецом!.. |
Фамусов поверил в сумасшествие Чацкого, так считал, что он из тех, кто критикует свет, чинопочитание, а это и есть признак сумасшествия. |
Краткая характеристика П.А.Фамусова
- П.А.Фамусов — один из главных героев, в чьём доме происходит действие, «управляющий в казённом месте», богатый вдовец, московский барин, представитель « века минувшего».
- Неглупый, уверенный в себе, уважаемый в своём кругу, к его мнению прислушиваются
- Гостеприимный, добрый по натуре человек, он дорожит родственными связями
- Не чужд слабостям (не прочь поухаживать за горничной)
- Человек корыстный, любит устанавливать нужные связи.
- Он любит свою дочь, мечтает удачно выдать её замуж.
- Речь героя — красочная, образная, меткая, сочетающаяся с народной, разговорной (так, Фамусов часто употребляет и народные выражения: «зелье, баловница», «упал вдругорядь», «горе горевать», «ни дать ни взять».)
- Он любит порассуждать на различные темы, делая это эмоционально, артистично
- Речь его различна в той или иной ситуации: с Лизой он бесцеремонен, с Софьей — по –отечески строг, добродушен, в обществе — блещет своим красноречием. Даже к Чацкому, несмотря на различие во взглядах, он относится по-отечески, ведь он вырос с его дочерью. Фамусов обращается к Чацкому со словами « друг», «брат».В самом начале пьесы читатель видит, как он рад приезду Чацкого.
- Он льстив, заискивает перед теми, кто ему полезен. Имеет вес в обществе.
- Фамусов — противник всего нового, прогрессивного. Ярый защитник крепостного права. Не случайно во время монолога Чацкого он затыкает уши — не хочет ничего слышать.
- Фамусов возмущён, когда видит свидание дочери с Молчалиным. .Он обвиняет в «распущенности» дочери «новую» Москву, которая заражена вольными идеями и «духом Кузнецкого моста» (то есть Парижа).
- Интересен факт, что фамилия героя от латинского слова « молва». Это ещё раз подчёркивает, как для Фамусова важно мнение света, он боится плохой молвы.
- Идеалом Павла Афанасьевича является покойный дядя, Максим Петрович, который однажды, как шут, потешал придворное общество, но зато потом - «пред всеми знал почет».