THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Художники-передвижники внесли огромную лепту в развитие русского и мирового искусства, создав совершенно новую эстетическую шкалу и расширив сюжетный круг станковой живописи. Смело экспериментируя в технике и композиции, эти творцы новой формации обратились к социальным вопросам, транслируя через искусство свою точку зрения, а также настроение общества. Немалая заслуга передвижников лежит и в русле художественно-просветительской работы.

Но отчего же этих живописцев именуют «передвижниками» и куда они двигались-то? Попробуем разобраться.

От бунта к разъездам


История передвижников или Товарищества передвижных художественных выставок началась со смелого бунта – 9 ноября 1863 года. 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств отказались участвовать в конкурсе на большую золотую медаль, который предусматривал пенсионерскую поездку в Европу. Живописцы не захотели выполнять задание на предложенный сюжет (Пир в Валгалле), требуя творческую свободу в выборе темы, в соответствии «с личными наклонностями художника».

14 бунтарей


Все 14 живописцев покинули Академию, создав впервые в истории России независимое художественное общество - «Санкт-Петербургская артель художников». В 1870 году Артель была переименована в Товарищество передвижных художественных выставок. Своей целью новое объединение видело организацию мобильных передвижных выставок, которые могли бы путешествовать по провинциям России, знакомя жителей с искусством.

Принципы и цели


Возглавил товарищество , вместе с другими членами объединения он подготовил устав, который был утверждён министром внутренних дел А. Тимашевым. Согласно уставу, цели у передвижников (как их стали упрощённо называть уже в очень скором времени) были благие, направленные на пользу общества, и самим себе:
  • организовывать выставки по всей России, в том числе знакомить с искусством провинции;
  • развивать любовь к искусству и эстетические вкусы у народа;
  • облегчить для художников процесс сбыта картин.
В устройстве и правления Товарищества царила демократия – все вопросы решались через голосование на общем собрании всех членов. Устав в своём неизменном виде просуществовал 18 лет. Все предстоящие поправки в уставе были направлены на сужение демократических принципов.

Ведущим направлением был реализм, причём во многом этот реализм носил обличительный и драматизированный характер. Авторы в своих работах стремились поднять острые социальные проблемы – классовое неравенство, несправедливость, нищета и т.д.

В конечном счёте, свобода, провозглашённая когда-то 14 бунтарями, потихоньку опять стала сходить на нет – не все хотели кричать о проблемах. Не привечало Товарищество и тех, кто увлекался европейским импрессионизмом, легковесными сюжетами, и тех, кто хотел покорять зарубежную публику, предлагая свои работы к конкурсам или выставкам заграницей. Достаточно вспомнить негативную реакцию передвижников на работу или на , написанные для зарубежных салонов.

В своё время в рядах передвижников побывали: И. Крамской, И. Репин, К. Маковский, Н. Богданов-Бельский, А. Архипов, и многие другие.

Кто-то покинул ряды объединения достаточно быстро, как Маковский, избирая для себя другие ориентиры, кто-то посвятил Товариществу всю жизнь, как Крамской.

За годы своего существования независимое художественное объединение организовало 47 выставок. Помимо основных выставок всегда шла организация параллельных выставок для городов, которые не смогли попасть в основной список. Таким образом, география, охваченная передвижниками, была более чем внушительная.

Передвигаясь от одного города к другому, эти выставки несли культуру в массы в самом прямом смысле слова, что сказалось на воспитании общества, явилось мощным толчком для развития меценатства, а также нередко становилось платформой для воспитания новых творцов-живописцев, которые вознесли на самый высокий уровень.

В семидесятых годах XIX века возникло новое, не зависящее от Академии художеств, творческое объединение – Товарищество передвижных художественных выставок. Организация передвижников превратилась очень скоро в крупнейший центр художественной жизни России, в оплот нового реалистического направления в живописи, а императорская Академия художеств, хотя и оставалась официальным руководящим органом в области искусства, все более утрачивала авторитет и эту роль основного центра.

Созданное по инициативе Г.Г. Мясоедова, Н.Н. Ге, В.Г. Перова, Товарищество включило в свой состав передовые силы русской демократической художественной культуры. Идейным и организационным руководителем передвижников долгие годы был И.Н. Крамской. В своем творчестве передвижники, на основе реалистического метода, глубоко и всесторонне отображали современную им жизнь трудового народа России. Бытовой жанр являлся ведущим в их творчестве. Важное место занимало у них и искусство портрета, замечательное содержательностью социально-психологических характеристик. Многие произведения передвижников посвящены русской истории, в которой их внимание особенно привлекали полные драматизма народные движения. Эти произведения были отмечены глубиной исторического познания прошлого. В пейзажных работах передвижники обращались к простым, обычным мотивам родной природы, создавая картины, проникнутые патриотическим чувством, большим общественным содержанием. Значительное число произведений передвижников воспроизводило образы народного творчества и литературы. Правдиво изображая события и сцены из жизни, они в своих работах выносили приговор окружающей действительности, обличали жестокое угнетение народа. Вместе с тем передвижники показали героическую борьбу народа за социальное и национальное освобождение, мудрость, красоту, силу человека труда, многообразие и поэтическое обаяние родной природы.

Своим творчеством передвижники активно участвовали в широком общедемократическом движении эпохи, в борьбе прогрессивных общественных сил против самодержавия и пережитков крепостничества в царской России. Именно поэтому передвижников поддерживала передовая часть общества.

На протяжении 70-80-х годов 19-го века творчество передвижников углублялось и совершенствовалось. Их организация крепла, приобретала все больший авторитет и популярность у широкой публики.

ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ПЕРОВ.

В картине "Проповедь в селе", созданной в год отмены крепостного права, когда не утихали споры о взаимоотношениях крестьян и помещиков, Перов изобразил сцену в сельской церкви. Священник одной рукой указывает вверх, а другой - на задремавшего в кресле помещика; сидящая рядом молодая барыня тоже не слушает проповедь. Левее стоят крестьяне в рваных одеждах. Они огорченно и недоверчиво слушают священника, видимо внушающего, что всякая власть от Бога. Одновременно с "Проповедью в селе" Перов пишет картину, принёсшую ему первую известность, - "Сельский крёстный ход на пасхе". На фоне хмурого деревенского пейзажа разворачивается нестройное пьяное шествие с образами и хоругвями после праздничной пасхальной службы. С жестким реализмом Перов передает не столько физическое, сколько духовное убожество этих людей. Во второй половине 1860-х годов он создает свои лучшие произведения: " Проводы покойника", "Тройка", "Утопленница", "Приезд гувернантки в купеческий дом", " Последний кабак у заставы", " Спящие дети", " Странник". Каждая из них - законченная новелла о человеческом горе.

В 70-е годы Перов пишет такие картины, как "Охотники на привале", "Птицелов", "Рыболов", "Голубятник". Их герои - чудаки, идеалисты, романтики на свой лад, находящие отраду в общении с природой.

В 80-е годы рождается Перов - исторический живописец. Он обращается к евангельским сюжетам, к фольклору. Например, пишет многофигурную монументальную картину на сюжет из истории раскольничьего мятежа 1682 года - "Никита Пустосвят. Спор о вере"(1880-1881 гг.). Перова привлекают переломные моменты русской истории, выявляющие суть национального характера. Глубоко личное переживание Евангелия находит выражение в двух пронзительно эмоциональных работах: "Христос в Гефсиманском саду" и "Снятие с креста". "Плач Ярославны", "Тающая снегурочка", "Иван-царевич на сером волке" - примеры обращения Перова к народному эпосу.

ИВАН НИКОЛАЕВИЧ КРАМСКОЙ

Крамской играл определяющую роль на всех этапах развития передовой русской живописи 1860-1870-х годов. Он по праву был идейным лидером, совестью и мозгом передвижничества.Центральным творением Крамского 1870-х годов явился портрет Л. Н. Толстого(1873). С силой, почти равною толстовской, художник понял и передал владевшее Толстым чувство единства с жизнью. М. Е. Салтыков - Щедрин в портрете 1879 года предстает, напротив, в состоянии открытого и вызывающего противостояния действительности. Очень интересен и портрет А. С. Грибоедова (1873).

На 2-ой Передвижной выставке в 1873 году появилась картина Крамского "Христос в пустыне", которая вызвала долго не утихавшую полемику. Крамской пишет о том, что хотел запечатлеть драматическую ситуацию нравственного выбора. Эти слова невозможно понимать прямолинейно. Эта картина о нравственной предопределенности человеческого существования, о том, чего стоит человеку жить по совести при абсолютной невозможности для него поступать иначе.В трех главных картинах Крамского 1880-х годов - "Лунная ночь", "Неизвестная" и "Неутешное горе" - выражение общечеловеческого оказывается связано с воплощением женских образов.

Крамской неизменно видел задачу искусства в том, чтобы оно приходило на помощь человеку в моменты душевных испытаний, даровало ему «успокоение и крепость для продолжения того, что называется жизнью». Этим и определяется сдержанное достоинство искусства Крамского.

АЛЕКСЕЙ КОНДРАТЬЕВИЧ САВРАСОВ

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897) - замечательный русский художник-пейзажист, один из членов-учредителей Товарищества передвижников. Ему принадлежат картины "Волга под Юрьевцем" (1871), "Разлив Волги под Ярославлем" (1871) и, наконец, "Грачи прилетели" (1871), появившаяся на Первой передвижной выставке, восторженно принятая всеми.

В 70-е годы в произведениях Саврасова все более ощущается печаль, тревога, а то и острая тоска: "Лунная ночь. Болото" (1870), "Закат над болотом" (1871). Под впечатлением личной трагедии (смерть дочери в 1871 г.) Саврасов создает одно из самых драматических своих полотен "Могилы над Волгой" (1874).

В конце 70-х годов художник тяжко заболевает, в творчестве его заметны черты упадка. Но и в поздний период появляются подлинно поэтические произведения, и среди них - "Рожь" (1881), "Зимний пейзаж" "Северная деревня", "Весна. Огороды" (1883).

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ГЕ

На первой выставке передвижников в 1871 г. он выставил свою картину "Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе". Впечатление от картины было очень сильное; она вызвала сильную полемику в газетах. Салтыков писал о картине: "Всякий, кто видел эти две простые фигуры, должен будет сознаться, что он был свидетелем одной из тех потрясающих драм, которые никогда не изглаживаются из памяти". В 1884 г. Ге написал прекрасный портрет Л. Н. Толстого, затем ряд картин на религиозные сюжеты: "Выход с Тайной вечери" (1889), "Что есть истина?" (1890), "Иуда" (Совесть) (1891), "Синедрион" (1892) и, наконец, "Распятие" в нескольких вариантах. В то же время он пишет портреты Лихачевой, Костычева, свой собственный, Н.И. Петрункевича, делает рисунки к повести Л.Н. Толстого "Чем люди живы" и лепит бюст Л.Н. Толстого.

ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ ВАСНЕЦОВ

В 1870-е гг. выступил с небольшими жанровыми картинами, тщательно написанными преимущественно в серовато-коричневой цветовой гамме. В сценках уличной и домашней жизни мелких купцов и чиновников, городской бедноты и крестьян Васнецов с большой наблюдательностью запечатлел различные типы современного ему общества ("С квартиры на квартиру", 1876, "Военная телеграмма", 1878, - обе в Третьяковской галерее). В 1880-е гг., оставив жанровую живопись, создавал произведения на темы национальной истории, русских былин и народных сказок, посвятив им почти полностью всё своё дальнейшее творчество. Одним из первых русских художников обратившись к русскому фольклору, Васнецов стремился придать эпический характер своим произведениям, в поэтической форме воплотить вековые народные идеалы и высокие патриотические чувства. Васнецов создал картины "После побоища Игоря Святославича с половцами" (1880), "Аленушка" (1881), проникнутая искренней поэтичностью, "Иван-царевич на сером волке" (1889), "Богатыри" (1881-98), исполненные веры в богатырские силы народа, "Царь Иван Васильевич Грозный" (1897, все в Третьяковской галерее). С общей направленностью станковой живописи Васнецова 1880-1890-х гг. тесно связаны его работы для театра - декорации и костюмы опере Н. А. Римского-Корсакова "Снегурочка". Пейзажные фоны произведений Васнецова на сказочные и исторические темы, проникнутые глубоко национальным ощущением родной природы, то замечательные лирической непосредственностью её восприятия ("Аленушка"), то эпические по характеру ("После побоища Игоря Святославича с половцами"), сыграли важную роль в развитии русской пейзажной живописи. Живопись Васнецова в зрелый период, отличаясь стремлением к монументально-декоративному художественному языку, приглушённому звучанию обобщённых цветовых пятен, а порой и обращением к символике, предвосхищает позже получивший распространение в России стиль "модерн".

ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ РЕПИН

С начала 70-х гг. Репин выступает как художник-демократ; он отстаивает принципы народности художественного творчества, борется против далёкого от жизни академического искусства. После поездок на Волгу, где Репин наблюдал жизнь бурлаков, и длительной работы над этюдами Репин пришёл к её глубокому и яркому истолкованию в картине "Бурлаки на Волге" (1870-73). Картина обличает эксплуатацию народа и вместе с тем утверждает скрытую в нём силу и зреющий протест. Репин передал индивидуальные неповторимые черты измученных тяжёлой работой героев картины, наделённых большой духовной красотой. В годы пребывания в Италии и Франции Репин ознакомился с искусством Западной Европы. Наиболее значительная жанровая картина этих лет "Парижское кафе" (1874-75) свидетельствует о наблюдательности художника, передаёт отдельные характерные черты парижской жизни. Во Франции Репин написал картину "Садко в подводном царстве" (1876), воплотив в ней свои думы о родине. С 1882 Репин жил в Петербурге. Конец 1870-х - 1880-е гг. наиболее плодотворный период в творчестве художника. Появление на выставках его лучших картин, проникнутых идеями освобождения народа, борьбы с самодержавным строем, было событием в художественной и общественной жизни России. В 1880-х гг. Репин много работал над темой революционного движения. Сочувствуя революционерам, видя в них героев борьбы за народное счастье, Репин создал целую галерею положительных образов, ярко и правдиво отразив и силу, и слабость разночинского революционно-демократического движения ("Отказ от исповеди", 1879-85, "Арест пропагандиста", 1880-92, "Не ждали", 1884-88). В центральном произведении цикла - "Не ждали" - изображена сцена возвращения ссыльного домой. В образе революционера звучит трагическая тема трудной судьбы героя. Репин показал зрителю сложную гамму переживаний членов семьи, встречающих отца, сына, мужа.

В XIX веке петербургская Академия художеств оставалась центром творческой жизни страны. Это было достаточно консервативное учреждение "…с царившими здесь педагогической системой преподавания, устаревшими нормами эстетики, потерявшими связь с передовой русской художественной культурой…".

В 1863 году случился скандал: 14 выпускников Академии - Крамской, Корзухин,Маковский К., Лемох, Григорьев, Журавлев, Морозов и другие, отказались участвовать в конкурсе на большую золотую медаль и демонстративно вышли из ее состава.

В том же году ими была создана Артель свободных художников, которая в течение ряда лет являлась в Петербурге своеобразным художественным центром.

Московские художники Мясоедов Г. Г., Перов В. Г., Маковский В. Е., Прянишников И. М., Саврасов А. К. в конце 1869 года предложили петербургской Артели соединиться всем вместе и образовать новое общество. В 1870 году "товарищество передвижников" , уже утвержденное правительством, начало свою деятельность. Главное, чего прежде всего сумели добиться художники передвижники, - это устройство самостоятельных выставок и передвижение их по городам России.

С появлением товарищества передвижников новое искусство развивается в едином русле с передовой русской литературой, музыкой, театром, общественной мыслью, образуя мощный поток русской демократической культуры, одухотворенной передовыми социальными идеями своего времени.

В состав общества художников передвижников в разное время входили Репин И. Е., Суриков В. И., Маковский В. Е., Прянишников И. М., Саврасов А. К., Шишкин И. И., Максимов В. М., Савицкий К. А., Васнецов A. M. Васнецов В. М. , Куинджи А. И., Поленов В. Д., Ярошенко Н. А., Левитан И. И., Серов В. А. и др. Участниками выставок художников передвижников были Антокольский М. М., Верещагин В. В.,Коровин К. А., Коровин С. А., Рябушкин А. П., и др.

16. Изобразительное искусство 20 вв

20 век- век острых противоречий, глубоких социальных конфликтов и разочарований и вместе с тем надежд человечества, век настойчивых исканий новых, более совершенных путей развития общества. Он принес с собой глубокие изменения во всех сферах деятельности человека, в том числе идеологии, культуре, искусстве.

Никогда раньше живопись, скульптура и графика не были столь тесно и непосредственно связаны с реальной жизнью, никогда раньше не проявлялась в них так ясно критическая направленность, отрицание всего и вся. Бурно развивающееся искусство утрачивало свою прежнюю стилевую цельность, его развитие становилось все более неравномерным, скачкообразным, творческое взаимодействие отдельных видов искусства нарушалось, возрастали индивидуалистические тенденции. Как в прежние времена, так и в 20 веке художественные стили тесно связуются со смыслами эпохи, с ее мифологией. Очевидно, что место мифа в искусстве новейшего времени занимает научно-технический прогресс, заставивший художников отказаться от привычного взгляда на мир.

Наука пересмотрела большую часть «непреходящих истин» Нового времени, а также изменила отношение к гуманистическим ценностям эпох Возрождения и Просвещения. Каждый стал искать свой выход: одни в продолжение культурной традиции прошлого, вторые, третьи – в обретении утраченных связей с природой, в научно-технической революции, в нигилистическом самоутверждении.

Поиски новых путей, экспериментирование и революционное преобразование, многоликость, разнообразие и контрастность творческих исканий – отличительные особенности искусства 20-21 веков. Изобразительное искусство начала 20 века все настойчивее отходит от принципа жизнеподобия формы. Первыми в этом направлении пошли кубисты , деформировавшие натуру, разложив ее на простые геометрические формы. Их сменили футуристы , воспевающие динамизм жизни и красоту скорости; орфисты , ищущие гармонию в цветовых сочетаниях; пуристы , пропагандирующие машинную эстетику.

Но основным течением первой половины 20 столетия становится абстракционизм , полностью отошедший от передачи реального мира, предметной достоверности, отрицающий объективное существование мира и утверждающий стихийно- импульсивное самовыражение художника. Абстрактное искусство – это искусство без распознаваемых образов, сочетания чистых красок и линий. Оно появилось в Европе около 1910 года и разрушило идею классической красоты в искусстве. Его тенденцию продолжил дадаизм , культивировавший идею изобразительности безобразного.

Искусство все больше становится своеобразным знаком, оно не сводится больше к декоративности. Одна из особенностей 20 века – гипертрофированный индивидуализм. Психоаналитические копания в глубинах индивидуального наиболее ярко проявились в сюрреализме , который более полувека доминировал в мировой художественной жизни. Его концепция утверждала загадочность и непознаваемость мира, в котором исчезают время и история, а человек живет подсознанием и оказывается беспомощным перед трудностями.

Со второй половины 20 века, особенно в 1960-1970-е гг., на художественную арену выходят абсолютно новые в содержательном плане направления: концептуальное и кинетическое искусства, оп-арт и поп-арт .

Совершив виток в абстрактно-авангардистское направление, искусство 1970-1980-х гг. попыталось вернуться к классическим традициям в эстетикепостмодернизма , главной особенностью которой стала эклектичность, смешение стилей разных эпох и национальных субкультур, свободное владение или в живописном пространстве. Эта тенденция остается основополагающей и для наших дней. Искусство 20 века, явив собой отсутствие Большого стиля предыдущих эпох, представило совокупность авторских стилей, ярко выраженных индивидуальностей в русле разнообразных интернациональных течений.

Творчество художников-передвижников

План.

1. Краткая характеристика направления передвижников.

2. В.А. Серов – выдающийся представитель передвижников.

3. Значение творчества передвижников.

Литература.

Передвижники – это живописцы реалистического направления, входившие в крупнейшее русское прогрессивное демократическое объединение – Товарищество передвижных художественных выставок (1870- 1923гг). Созданное по инициативе Г.Г. Мясоедова, Н.Н. Ге, В.Г. Перова, Товарищество включило в свой состав передовые силы русской демократической художественной культуры, в частности ряд членов распадавшейся уже к тому времени Артели художников; оно развивало лучшие традиции этого объединения. Товарищество представляло собой принципиально новую, своеобразную творческую организацию художников, возникновение которой, однако, было подготовлено предшествовавшим развитием русского реалистического искусства и особенно искусства 50-60-х годов 19 века.

Передвижники ставили перед собой задачу общественно-эстетического воспитания народных масс и стремились к широкой популяризации своего искусства. В связи с этим они устроили, начиная с 1871 года, в Петербурге и в Москве 48 выставок, которые затем обычно передвигались ими в Киев, Харьков, Одессу, Кишинев, Ригу, Казань, Орел и другие крупные города страны. Отсюда и произошло название «передвижники».

Идейным и организационным руководителем передвижников долгие годы был И.Н. Крамской. Большое значение для развития и популяризации искусства передвижников имела деятельность В.В. Стасова, в частности, его критические статьи, который хотя и не был формально членом Товарищества, в сущности являлся наряду с Крамским идеологом этого объединения.

В состав товарищества в разное время входили А.М. и В.М. Васнецовы, И.И. Левитан, В.Е. Маковский, В.М. Максимов, В.Д. Поленов, И.Е. Репин, К.А. Савицкий, А.К. Саврасов, В.А. Серов, В.И. Суриков, И.И. Шишкин, Н.А. Ярошенко. В выставках передвижников принимали участие М.М. Антокольский, В.В. Верещагин, С.А. Коровин. Членами Товарищества являлись также видные украинские, армянские, латышские, мордовские художники: К.К. Костанди, П.А. Левченко, В.Я. Суреньянц, К.Ф. Гун.

В своем творчестве передвижники, на основе реалистического метода, глубоко и всесторонне отображали прежде всего современную им жизнь трудового народа России. Подлинно народный бытовой жанр, лучшие образцы которого отличались боевой публицистичностью, являлся ведущим в их творчестве. Важное место занимало у них и искусство портрета, замечательное содержательностью социально-психологических характеристик. Изображали они преимущественно передовых деятелей культуры и представителей трудового народа. Многие произведения передвижников посвящены русской истории, в которой их внимание особенно привлекали полные драматизма народные движения. Эти произведения были отмечены глубиной исторического познания прошлого. В пейзажных работах передвижники обращались к простым, обычным мотивам родной природы, создавая картины, проникнутые патриотическим чувством, большим общественным содержанием. Значительное число произведений передвижников воспроизводило образы народного творчества и литературы. Основываясь на материалистической эстетике В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова и Н.Г. Чернышевского и выражая идеи широкого демократического движения 2-й половины 19-го и начала 20-го веков, передвижники создавали искусство критического реализма.

Правдиво изображая события и сцены из жизни и следуя требованиям революционно-просветительской эстетики, они в своих работах выносили приговор окружающей действительности, обличали варварство и дикость самодержавно-крепостнических порядков, нищету, жестокое угнетение народа. Вместе с тем передвижники показали героическую борьбу народа за социальное и национальное освобождение, мудрость, красоту, силу человека труда, многообразие и поэтическое обаяние родной природы.

Отстаивая и развивая принципы реализма, национальности и народности искусства, организация передвижников превратилась очень скоро в крупнейший центр художественной жизни России, в оплот нового реалистического направления в живописи, а императорская Академия художеств, хотя и оставалась официальным руководящим органом в области искусства, все более утрачивала авторитет и эту роль основного центра.

Передвижники боролись как с Академией художеств, культивировавшей отвлеченное, идеализированное искусство, далекое от нужд и запросов трудового народа, так и со всевозможными декадентскими, эстетическими течениями, провозглашавшими идеалистический лозунг «искусство для искусства».

Своим творчеством и деятельностью по его популяризации передвижники активно участвовали в широком общедемократическом движении эпохи, в борьбе прогрессивных общественных сил против самодержавия и пережитков крепостничества в царской России. Именно поэтому передвижников поддерживала передовая часть общества. Вместе с тем передвижники подвергались всевозможным ограничениям со стороны официальных учреждений царской России, прямой травле и гонениям со стороны реакционной печати.

На протяжении 70-80-х годов 19-го века творчество передвижников углублялось и совершенствовалось. Их организация крепла, приобретала все больший авторитет и популярность у широкой публики.


2. В.А. Серов – выдающийся представитель передвижников.

Выдающимся представителем передвижников является В.А. Серов, родившийся в 1865 году в Петербурге. С 9-ти летнего возраста он был учеником И.Е. Репина; совместно с ним совершил в 1880 году поездку в Запорожье, во время которой работал рядом с учителем, непосредственно знакомясь с жизнью народа.

В 1880-1885 годах Серов учился в Петербургской Академии художеств и прошел строгую школу рисунка и живописи под руководством П.П. Чистякова. Творческая дружба, связывавшая Серова с его учителями, сыграла важную роль в преемственности развития традиций русского реализма.

Большое значение для Серова имело постоянное, вдумчивое изучение им русских и западноевропейских музеев. Демократизм, правдивость и искренность, пристальное внимание к человеку и родной природе, острое ощущение современной жизни в сочетании с глубоким освоением художественного наследия составляют характерные черты творчества Серова.

Уже в возрасте 22-23 лет он создал классические произведения русской живописи: картины «Девочка с персиками» (1887г.), «Девушка, освещенная солнцем» (1888г.), «Заросший пруд. Домотканово» (1888г.). Этими произведениями Серов, творчески развивая реалистические завоевания своих предшественников, открыл новую страницу в истории русской живописи. «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» – это поэмы о юности, проникнутые жизнерадостным, оптимистическим мироощущением художника, воспринимающего мир в его красочном богатстве и разнообразии.

В ранний период творчества (1880-90-е гг.) Серов любил писать портреты на солнце, среди природы, прослеживая игру солнечных лучей – портрет О.Ф. Серовой «Летом», (1895г.).

Пейзажи раннего периода – «Осенний вечер. Домотканово», «Зима в Абрамцеве» отличаются точностью и объективностью наблюдений, четкостью композиционного построения, богатой, тонко разработанной гаммой, материальностью живописи.

В 1894 году Серов становится членом Товарищества передвижников. Во второй половине 90-х годов под влиянием подъема революционных настроений в стране Серов создает ряд правдивых и задушевных работ, посвященных русской деревне: картины «Октябрь. Домотканово» (1895г.), «Зимой» (1898г.), пастель «В деревне. Баба с лошадью» (1898г.), «Баба в телеге» (1899г.), акварель «Серый день» (1897г.), полный драматизма рисунок «Безлошадный» (1899г.). Пейзажи 90-х годов, написанные в скупой тональной гамме, отличаются простотой и типичностью: это образы крестьянской России, исполненные глубокого настроения, окрашенные суровым и грустным лиризмом. Прямым откликом на революционные события была небольшая картина «Встреча. Приезд жены к ссыльному» (1898г.). С этой группой работ, ярко обнаруживающих демократические тенденции Серова, связаны также пастель «Пушкин в деревне» (1899г.) и акварель «Пушкин в парке» (1899г.), воссоздающие прочувствованный образ великого поэта.

Конец 1890-1900 гг. – период новых разнообразных творческих исканий художника. Он создает многочисленные портреты, глубокие по замыслу, различные по жанрам – от интимно-лирических до монументальных, от острых набросков до портретов-картин. Серов выступает в это время как мастер художественной типизации, выявления характера. Каждый портрет для Серова, по его выражению, - «целая болезнь» – с такой творческой страстью углубляется он в изучение натуры, ищет новые средства художественной выразительности, добивается яркого раскрытия социально-психологической сущности человека, стремится выразить свое отношение к нему. Обаятельны женские портреты С. М. Лукомской (акварель, 1999г.) и М.Н. Акимовой (1908г.), отмеченные одухотворенностью образа, высоким мастерством рисунка и живописи, передающие тончайшие оттенки душевного состояния. В этот период Серов охотно рисует детей, тонко подмечая особенности детской психологии: «Дети» (1899г.), «Мика Морозов» (1901г.).

Новый подъем творчества и общественной активности Серова был обусловлен революцией 1905-1907гг. В 1905 году Серов создал замечательную галерею портретов выдающихся деятелей русской культуры – М. Горького, М.Н. Ермоловой, Ф.И. Шаляпина. В тот же период Серов проявляет интерес к монументальному классическому искусству: он выполняет панно, картины на античные темы, эскизы росписей по мотивам мифа о Диане и Актеоне.

Систематически совершенствуя свое мастерство в области рисунка, Серов выработал своеобразную индивидуальную манеру, отличающуюся точностью и остротой фиксации явлений, лаконизмом и выразительностью линии. Серов рисовал карандашом, углем, акварелью, тушью, гуашью. Основные произведения Серова хранятся в Третьяковской галерее в Москве и Русском музее в Санкт-Петербурге.

художники 19 века

Учитель ИЗО и МХК

Керова Е.В.

Самобытные таланты русские художники 19 века в течении многого времени уставшие от академической монополии в изобразительном искусстве, стремились к независимости творческой работы. Так или иначе, созданию членства объединенных художников способствовала заинтересованность многих художников, реально сблизить искусство с народными массами, тем самым, обеспечить свою независимость от различных учреждений, меценатов и организаций покровительствуемых правительством. В 1863 году 14 выпускников художников во главе с И. Крамским отказалась писать дипломную картину на предложенную мифологическую тему Пир в Валгалле и потребовали самим выбрать сюжет картины, на что им было категорически отказано, после чего многие художники демонстративно покинули академию. Решение было такое: что необходимо было образовать самостоятельную артель художников по типу коммун, независимую от академической монополии союз русских художников. Просуществовала она не долго и распалась через 7 лет, правда к этому времени в 1870 году зародилось новое движение товарищество передвижников или товарищество передвижных художественных выставок ТПХВ и передвижение их по городам России, это объединение художников профессионалов. Творчество передвижников сближало многих художников в единстве и идейными позициями, неприятиями академизма с его декоративными пейзажами, бутафорской театральностью и различной мифологией.

Русские художники передвижники

Символом российской живописи 19 века являются художники – передвижники. Эти творческие люди входили в Товарищество передвижных художественных выставок, которое было самым влиятельным художественным объединением в Российской Империи. Основателями общества являлись известные мастера того времени:

Крамской, И. Н.;

Ге Н. Н.;

Перов В. Г.;

Мясоедов Г. Г.

Членами общества стали все известные живописцы и скульпторы, творившие в конце 19 века.

Творчество художников-передвижников отличалось многообразием сюжетов и образом. Поэтому было понятным и близким народу. Мастера живописи организовывали свои выставки в разных уголках страны. Целью членов художественного объединения была популяризация живописи, поэтому выставки художников передвижников пользовались большим успехом.

Поскольку членами Товарищества были представители разных национальностей, то многие художники стали основоположниками реалистического искусства собственного народа. Они оказали огромное влияние на становление и развитие национальных художественных школ.

Известный живописец, один из главных реформаторов в искусстве, известный своей анти академической деятельностью, пропагандирующий в пользу свободного развития молодых художников. Крамской главный учредитель и основатель ТПХВ. Без Крамского невозможно представить все те начинания художественной культуры с ее новейшими преобразованиями, открывшие народным массам всю правду жизни в искусстве. Иван Крамской замечательный мастер портретного жанра, им написанные ряд знаменитых портретов: Л. Н. Толстого, М. Е. Салтыкова - Щедрина, Софьи Николаевны Крамской, Портрет неизвестной прекрасной незнакомки, портрет Некрасова, А. Д. Литовченко, И. И. Шишкина и др. Его знаменитая картина Христос в пустыне вызвала бурю эмоций и долго не утихавшую полемику. В этой картине Крамской хотел показать драматическую ситуацию нравственного выбора, в котором нет отступления от выбранного пути. Крамской в свое время набрал небывалую популярность, исходя из этого ему часто поручали заказ портрета, соответственно портреты его кистей постоянно дорожали при его жизни.

Крамской Иван Николаевич (1837 - 1887)


Его знаменитые картины Чаепитие в Мытищах, Приезд станового на следствие. Картины кисти Перова проникнуты подлинным трагизмом: Старики-родители на могиле сына, Очень трогательное произведение о бедственном положении детей очень трогательная картина Тройка, Птицелов, Последний кабак у заставы, Приезд гувернантки в купеческий дом, картина Рыболов, также очень популярна картина Охотники на привале. которая и в наши дни считается самой обсуждаемой и любимой всеми охотниками. Многие ранние работы мастера проникнуты критическим, обличительным восприятием, представляя собой живописные карикатуры того времени, в котором задействовано и духовенство. Прекрасные портреты современников знаменитых писателей, среди этих работ портрет Достоевского, Тургенева, и Островского. Русский художник передвижник Перов как ни кто другой раскрыл в своих работах дух идейности и свободы творческого выбора.

Василий Григорьевич Перов (1834-1882)


Прекрасный художник пейзажист, мастер лирического русского пейзажа, его знаменитая картина Грачи прилетели, сумев раскрыть в этой картине всю тонкую красоту русского пейзажа, навеянного необычайным лиризмом и таинством бытия, что перевернуло всякие представления у современников о родной русской природе. Его другие картины не менее популярные Лесная дорога, У ворот монастыря, Весенний день. После Саврасова Лирический пейзаж набрал пик популярности и у других художников. И. Левитан говорил о Саврасове так: Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные. глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. С истоков творчества художника Саврасова в русском изобразительном искусстве пейзажа возродилась лирика, подчеркнутая безграничной любовью к своей родной земле.

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897)

Знаменитый художник, уникальный мастер по лесным пейзажам, его картины известны очень широкой публике. Шишкин как никто другой любил природу леса с его колоритными оттенками стволов деревьев, яркими полянами освещенные солнцем и воздушностью. Знаменитые картины Ивана Шишкина: Утро в сосновом бору занимательный жанровый сюжет, задуманный художником в картине, во многом способствовал ее огромной популярности, также лиричен сюжет Сосновый бор. Полная душевного равновесия картина Рожь где от края до края колосится золотая рожь охраняемая могучими соснами великанами, Ручей в лесу, картина о холодном крае На севере диком, один из любимых этюдов Сосны освещенные солнцем. Замечательна Осенняя картина Парк в Павловске , красиво проработанная в деталях картина, Зима, с богатыми светотеневыми контрастами, В лесу графини Мордвиновой. Петергоф, Корабельная роща, где изображена афонасовская корабельная роща находящаяся недалеко от Елабуги, в произведении воплощен весь жизненный опыт и тончайшее знание родной природы, которое было накоплено мастером за долгую творческую жизнь, Многие его картины снискали огромную популярность не только современников, эти картины известны и сегодня большому кругу почитателей его работ. Никто ранее до Шишкина с такой ошеломляющей откровенностью не поведал зрителю о своей любви к родной Русской природе. Произведения И. И. Шишкина стали классикой национальной Русской пейзажной живописи и обрели огромную популярность. Сегодня изображения его пейзажей можно увидеть во многих местах на различных репродукциях, подарочные упаковки, шкатулки сувениры и даже конфеты с известными медведями, все это говорит о большой любви народа к его великому творчеству.

Иван Иванович Шишкин (1832-1898)

Картины кисти знаменитого художника Ильи Репина отличаются своей разносторонностью. Репин написал ряд монументальных жанровых полотен, получивших огромную популярность у современников, чем произвел сильное впечатление на общественность. Путешествуя по Волге он написал много этюдов, которые в последствии использовал для написания своей известной картины Бурлаки на Волге, после этой работы Репину пришла ошеломляющая известность. Также не малое впечатление произвела картина Крестный ход в Курской губернии. в основе которой простой народ, церковные священники, полиция. На полотне показано празднование крестного хода в которой народ олицетворяет боль и немощь тогдашней России, силу и власть полиции. Репин написал также ряд работ на историческую тему: Письмо запорожцев турецкому султану, Иван Грозный убивает своего сына, высоко-психологичная картина Не ждали и др. Очень плодотворно работал над портретами, самые значительные из них портреты писателей Льва Николаевича Толстого, А. Ф. Писемского, Тургенева, Гаршина, ученых Сеченова и Пирогова, военного инженера А. И. Дельвига, композиторы Мусоргский и Глинка, художники Суриков и Крамской, портрет В. А. Репиной, жены художника, мецената Третьякова П. М. Очень жизнерадостный портрет дочери художника Веры Репиной Стрекоза. Грандиозная по размаху и композиционному замыслу картина: Торжественное заседание Государственного совета, в картине огромное число присутствующих политических фигур того времени, также на картине присутствует и Николай II. в этой непростой работе Репину удалось психологически правдоподобно описать характеристику каждого персонажа. Илья Репин Оставил значительный след в истории русской живописи.

Илья Ефимович Репин (1844-1930)


Один из руководителей и организаторов Товарищества передвижников, порвавшим свое творчество с монополией академизма. Ге приверженец отечественной истории, его картина: Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе, принесла ему ощутимый успех и популярность современников. Некоторые его работы были не столь удачными: Екатерина II у гроба Елизаветы, А.Пушкин в селе Михайловском. Многими работами Ге был часто не доволен, не все из них он завершал до конца, картину Милосердие он просто уничтожил, с трудом переживая свои неудачи. Славу ему принесла картина: Выход с тайной вечери, которая стала одной из лучших произведений, взволновавшая своей выразительностью современников. Что есть истина?, Христос и Пилат картина подверглась критике духовенства, за что были сняты с выставки. Работы Суд синедриона. "Повинен смерти!, Распятие, просто не допускались к выставкам и запрещались к демонстрации.

Ге Николай Николаевич (1831-1894)


Замечательный русский художник, прекрасный мастер цвета и колорита красок и живописных приемов, очень хорошо знавший русский быт и нравы прошедших эпох. Во многих своих произведениях Суриков избрал трагические фрагменты русской истории. На фоне картин В. Сурикова заметно выделяются замечательные исторические работы в которых он отразил яркие психологические образы своих героев в крупномасштабных полотнах, таких как: знаменитая картина Боярыня Морозова, Петровская казнь стрельцов в картине Утро стрелецкой казни, Меньшиков в Березове, картина Покорение Ермаком Сибири и Переход Суворова через Альпы, Среди трагических его работ выделяется веселая и праздничная картина Взятие снежного городка. Картины Сурикова уникальны в значительной мере преобладающим, живописным – колоритом и жизненной правдивостью. В более свободное время художник уделял написанию портретов, например один из них Портрет Сурикова

Василий Иванович Суриков (1848-1916)

Знаменитый мастер - живописец, портретист и пейзажист, театральный художник. В составе передвижников с 1878 года. Один из первых замечательных русских художников, творчество художника Васнецова было обращено к русскому фольклору, он создал много полотен на тему русской истории, народных сказаний и былин. Некоторое время Васнецов работал и для театра создавая различные декорации и костюмы к пьесам и сказкам, которые оказали огромное влияние на развитие театрально-декорационного искусства России. В своих знаменитых произведениях он стремился передать эпический характер Руси, навеянные искренней поэтичностью, проникнутые глубоко национальным восприятием родной старины. Его известные работы в этом жанре: Ковер самолет, одна из самых популярных в народе Картина Три богатыря, Витязь на рапутье, После побоища Игоря Святославича с половцами, картина Аленушка, очень прекрасная работа по сказке Иван-царевич на сером волке, Царь Иван Грозный, картина Баян, Снегурочка и многие другие работы. Многие эти полотна сыграли огромную роль в развитии русской национальной живописи.

Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926)

Прекрасный художник оставивший значительное наследие в русской пейзажной живописи 19 и 20 века, отличающейся трогательным эмоциональным восприятием и яркой насыщенностью колорита красок. Творческий потенциал Поленова был склонен к эпическому видению пейзажа, он очень любил русскую природу и соответственно тяготел к пейзажной тематике. По жизни творчество художника это постоянный поиск прекрасного, пробуждающее к хорошему настроению и умиротворению. Самыми заметными работами Поленов засветился в таких замечательных картинах как, " Московский дворик ", " Заросший пруд ", Золотая осень и картину Бабушкин сад, которая была, как раз выставлена на передвижной выставке передвижников в 1879 году, с этого момента он стал полноправным членом союза передвижников. Творчество Василия Поленова отличается разносторонностью, он много работал, как театральный художник расписывавший различные театральные декорации, кроме своих живописных дарований участвовал в архитектурных разработках, увлекался музыкой, способствовал продвижению различных новаторских решений.

Василий Дмитриевич Поленов . (1844-1927)


Великолепный мастер тихих и спокойных пейзажей. Левитан очень любил свою родную природу, часто он уединялся с ней находя в ней понимание ее красоты, которые отразились в его пейзажах. Левитан даже в не очень хорошую погоду он находил свои редкие колоритные оттенки русской непогоды. Воспевая природу Верхней волги он показал миру его прекрасные шедевры: Осенний день Сокольники, Хмурый день, Вечерний звон После дождя, мастерски написанные вечерние пейзажи: Вечер на Волге, Золотой плес, и передающая яркое осеннее настроение, Золотая осень, знаменитые полотна - картины Над вечным покоем, Вечер, Весна. Большая вода, Тихая обител и картина Озеро, Одуванчики. Картины Левитана требуют внимательной вдумчивости их нельзя быстро рассмотреть не осмыслив всего замысла этого известного художника оставившего нам свой неповторимый след в искусстве пейзажной живописи.

Исаак Ильич Левитан (1860-1900)


19 век это золотой век русского изобразительного искусства,

породивший большое количество известных художников России,

оставивших своим потомкам богатое наследие, ценность которого просто неизмерима. Благодаря русским передвижникам,

самым известным художникам того времени, картины русской

живописи помогают всему человечеству осмыслить представления

о жизни тех лет и творчестве русских художников. Художников, которые с большим

трудом добились создания товарищества передвижных

художественных выставок.

Художники передвижники подняли на новый уровень общественное восприятие живописи. Товарищество просуществовало до 1923 года. После его распада качество изобразительного искусства существенно ухудшилось. И даже в более поздние годы Советской власти живопись не смогла достичь прежних высот.




THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама