THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Несмотря на то, что Шлиман искал Трою, описанную Гомером, настоящий город оказался древнее, чем тот, что упомянут в хрониках греческого автора. В 1988 году раскопки были продолжены Манредом Кауфманом. Тогда оказалось, город занимал большую территорию, чем предположили вначале.

Всего на месте раскопок обнаружилось девять различных уровней, то есть город перестраивался 9 раз. Когда Шлиман обнаружил руины Трои, он заметил, что поселение было разрушено пожаром. Но был ли это тот самый город, который, согласно легенде, уничтожили древние греки во время троянской войны в 1200 году до н.э., оставалось непонятно. После некоторых разногласий археологи пришли к выводу, что под описание Гомера подходят два уровня раскопок, которые они назвали «Троя 6» и «Троя 7».

В конце концов, останками легендарного города стали считать археологическую раскопку под названием «Троя 7». Именно этот город был уничтожен пожаром примерно в 1250–1200 году до н.э.

Легенда о Трое и троянском коне

Согласно литературному источнику того времени, «Илиаде» Гомера, правитель города Троя царь Приам вел войну с греками из-за похищенной Елены.

Женщина была женой Агамемнона, правителя греческого города Спарта, но она сбежала с Парисом, царевичем Трои. Поскольку Парис отказался вернуть Елену на родину, завязалась война, которая длилась 10 лет.

В другой поэме под названием «Одиссея» Гомер рассказывает о том, как Троя была разрушена. Войну выиграли греки благодаря хитрости. Они деревянного коня, которого якобы хотели преподнести в качестве подарка . Жители города позволили ввезти огромную статую внутрь стен, а сидевшие в ней греческие воины вышли наружу и захватили город.

Также Троя упоминается в «Энеиде» Вергилия.

До сих пор ведется множество споров относительно того, является ли обнаруженный Шлиманом город той самой Троей, о которой говорится в произведениях античных авторов. Известно, что около 2700 лет назад греки колонизировали северо-западное побережье современной Турции.

Сколько лет Трое

В своем исследовании «Троя: город, Гомер и Турция» голландский археолог Герт Жан Ван Уижнгаарден отмечает, что на месте раскопок на холме Хисарлик существовало по крайней мере 10 городов. Предположительно первые поселенцы появились в 3000 году до н.э. Когда один город по той или иной причине разрушался, на его месте возникал новый город. Развалины засыпали вручную землей, а на холме строили еще одно поселение.

Расцвет древнего города пришелся на 2550 год до н.э., когда поселение разрослось, а вокруг была возведена высокая стена. Когда Генрих Шлиман раскопал это поселение, он обнаружил спрятанные сокровища, которые, по его предположению, принадлежали царю Приаму: коллекцию оружия, серебряные, медные и бронзовые сосуды, золотые ювелирные украшения. Шлиман полагал, что сокровища находились в королевском дворце.

Позднее стало известно, что драгоценности существовали за тысячу лет до правления царя Приама.

Какая Троя – Гомера?

Современные археологи считают, что Троя, Гомером, - это руины города эпохи 1700–1190 г.г. до н.э. По словам исследователя Манфреда Корфманна город занимал площадь около 30 гектар.

В отличие от поэм Гомера, археологи утверждают, что город этой эпохи погиб не от нападения греков, а от землетрясения. К тому же в те времена микенская цивилизация греков уже была в упадке. Они просто не могли напасть на город Приама.

Поселение было покинуто жителями в 1000 году до н.э., а в 8 веке до н.э., то есть во времена Гомера, его заселили греки. Они были уверены, что живут на месте древней Трои, описанной в «Илиаде» и «Одиссее», и назвали город Илион.

В один прекрасный солнечный день, во время своего путешествия по Западной Турции я переправился на бодро пыхтящем автомобильно-пассажирском паромчике через знаменитый пролив Дарданеллы и под восторженные крики чаек высадился в городке Чанаккале, центре одноимённой провинции. Хотя сам по себе это довольно старый город со своей историей, содержащий внутри себя османскую крепость XV-го века и кое-какие другие достопримечательности более поздних времён - не они были главной целью моего прибытия на материковую землю.

Место, которое давно интересовало и притягивало меня, находилось всего в 30 км к югу от Чанаккале. Я специально ничего не читал "факультативно" и не смотрел современные фотографии этого места, чтобы не зависеть от чужих мнений и составить своё собственное суждение от встречи "тет-а-тет". Ведь это была легендарная Троя, которую все мы знаем из древнегреческих мифов, воспетая Гомером в его бессмертных поэмах "Илиада" и "Одиссей"; седой город-крепость, овеянный славными подвигами античных героев и ставший ареной одной из самых знаменитых войн в мировой истории...

Долгие 27 веков и быстрые 27 километров до Трои

Как уже было упомянуто выше, от Чанаккале до поворота на Трою - примерно 27 км по отличной трассе-автобану Е-87. Если вы умеете и любите перемещаться по земле автостопом, вам не составит труда быстро проскочить столь небольшой отрезок дороги. К тому же на выезде из Чанаккале в нужную сторону есть удобная позиция для стопа, кольцевое движение автомобилей и светофор - так что скорее всего вы уедете достаточно скоро.

Дорожный знак на выезде из Чанаккале

Вот и я дошёл до позиции, и через несколько минут, скрипнув тормозами, около меня остановился новёхонький Mercedes Axor, шедший куда-то в сторону южного побережья. Я даже не успел как следует рассказать о себе и своём путешествии, а 25 километров пролетели, как одно мгновение - и вот я уже десантировался на повороте в сторону самой Трои.

До легендарного города осталось всего 5 км

До финиша оставался ещё пяток километров - и я уже хотел было неспешно попасть туда "своим ходом", но, не успел я пройти и километр, как меня догнала легковая машинка с двумя весёлыми турками, на коей за 5 минут мы и добрались до цели. Уже вечерело, солнечный диск неторопливо клонился к горизонту; через полтора часа парк закрывался, а посему посетителей почти не было - так что у меня появилась возможность остаться тет-а-тет с Историей...

Они были первыми

Ещё в 1822-м году шотландец Чарлз Макларен, редактор Британской энциклопедии, указал на холм Гиссарлык как возможное местонахождение мифической Трои. Спустя 25 лет разделявший это предположение английский археолог-любитель Фрэнк Калверт (служивший в то время британским консулом в Османской империи), решил проверить догадку Макларена в указанной тем местности. Это стало тем более возможным, что в 1847-м брат Фрэнка, Фредерик, приобрёл ферму площадью 8 км?, территория которой включала часть холма Гиссарлык.

Наряду с дипломатической работой Фрэнк Калверт в течение целого ряда лет проводил раскопки на своём участке Гиссарлыкского холма, где, по его расчётам, должна была находиться гомеровская Троя. К сожалению, сколько он ни копал, ничего существенного в подтверждение своей теории ему найти так и не удалось. Тем не менее, Калверт продолжал верить, что следы гомеровской Трои находятся совсем рядом, и после окончания Крымской войны он поделился своими соображениями с только что прибывшим коллегой, которому, по иронии судьбы, и суждено было открыть ту самую, знаменитую Трою, которую мы знаем и поныне. Кому же выпала такая удача?

Генрих Шлиман. Человек, превративший детскую мечту в грандиозное открытие

На свете было очень немного отчаянных людей, способных уже в немолодом возрасте круто повернуть свою жизнь и посвятить её остаток служению своей мечте. Ещё меньше тех, кому на этом поприще удаётся достичь успеха. Генрих Шлиман был таким редким исключением.

Ещё в раннем детстве его отец часто пересказывал сыну разные легенды, отчего в Шлимане-младшем проснулся серьёзный интерес к истории. Гибель Помпеи во время извержения вулкана, Троянская война и другие яркие события прошлого будоражили воображение ребёнка. Да и вся его последовавшая бурная жизнь могла бы стать отличным сюжетом для авантюрно-приключенческого романа.

Начав свою трудовую карьеру в 14 лет в качестве скромного приказчика в бакалейной лавке в Пруссии, он через пять лет становится представителем крупной торговой компании, обнаруживает прекрасные способности к языкам (менее чем за три года ухитрился освоить голландский, английский, французский, итальянский, португальский - а затем и русский), после чего компания принимает решение направить молодого и многообещающего сотрудника в Санкт-Петербург. В январе 1846-го года 24-летний Шлиман отбыл в Россию.

Именно здесь его поджидала госпожа Удача, которую он сумел вовремя ухватить за хвост. Уже на следующий год Шлиман основал собственную торговую компанию и быстро добился коммерческого успеха. Он хватался за любую возможность, торговал селитрой, редкой краской индиго, резиной, сахаром и многим другим... Шлиман нажил огромное состояние на продаже золотого песка во время знаменитой Золотой Лихорадки в Калифорнии, умудрился заработать миллионы и на Крымской войне в России, и на Гражданской - в Америке. Умение пользоваться такого рода ситуациями было у него в крови.

Генрих Шлиман: удачливый авантюрист-миллионер и археолог-любитель

Добившись всего и полностью удовлетворив свои коммерческие амбиции, Шлиман уже в солидном возрасте решил вернуться к своей детской мечте и без помех заняться путешествиями, историей и археологией. Для начала он в совершенстве изучил весьма трудный древнегреческий язык, придерживаясь давно выработанного и проверенного метода: много читал вслух и заучивал наизусть. Естественно, он учился по оригинальным текстам "Илиады" и "Одиссеи". Совершив двухлетнее кругосветное путешествие, в июле 1868-го Шлиман перебрался в Грецию и совершил первые шаги на археологическом поприще.

Новоиспечённый археолог

Он начал раскопки на Итаке, находящейся западнее Балканского полуострова. На этом острове происходит часть событий гомеровской "Одиссеи" - там находился дом главного героя, - и Шлиман начал искать доказательства историчности поэмы. Первый археологический опыт вчерашнего дельца длился два дня. Разумеется, ничего серьёзного он не нашёл, но успел заявить, что несколько найденных в земле артефактов имеют прямое отношение к "Одиссее". Эта скоропалительность выводов впоследствии станет всем известной чертой Шлимана, а также исходной точкой для критики в его адрес.

Один из найденных артефактов

Затем он отправился к упомянутой в "Илиаде" равнине, расположенной в западной части Малой Азии возле Дарданелл. Шлиман сравнил свои открытия с описаниями "Илиады" и стал склоняться к мнению, что нужно вести раскопки холма Гиссарлык. Убедительными доводами этой версии для него послужило само название места, по-турецки означавшее «крепость», а также общение с уже упоминавшимся выше Фрэнком Калвертом, который долгое время до Шлимана раскапывал этот холм.

Мир Гомера найден?

Шлиман понял: единственный способ доказать свою правоту - собственными силами найти Трою. Он начал планировать раскопки Гиссарлыка. Более года ушло на получение разрешения турецкого правительства. Наконец, в октябре 1871 года Генрих Шлиман приступил к осуществлению задуманного.

Раскопки Трои во время Первой экспедиции

Поиски проводились с 1871 по 1873 год и, вопреки ожиданиям многих скептиков, увенчались ошеломляющим успехом. Шлиман раскопал под руинами греческого города классической эпохи остатки более древнего укрепления и несколько культурных слоёв, уводящих к бронзовому веку. Так была открыта микенская цивилизация, предшествовавшая архаической и классической эпохам.

Однако сильнейшее порицание заслужил шлимановский способ ведения раскопок. Его стремление во что бы то ни стало отыскать Трою и нежелание видеть всё остальное привело в конечном счёте к трагедии: Шлиман фактически уничтожил Трою как археологический памятник. Он копал сквозь «неинтересные» - по его мнению! - слои и бездумно уничтожал всё «негомеровское».

Новые результаты шлимановских поисков Трои вызвали шквал критики со стороны профессиональных археологов. Видный учёный Эрнст Курциус, руководитель другой немецкой группы, работавшей на территории Олимпии, крайне неодобрительно высказался о неаккуратном способе шлимановских раскопок и его желании во что бы то ни стало доказать свою теорию и объявлять всё, что он извлек из земли, - остатками гомеровского мира. Многое из того, что не относилось к предполагаемой Троянской войне, бывший предприниматель прагматично игнорировал, а кое-что даже небрежно уничтожил. Культурные слои оказались сильно им повреждены, и сегодня профессионалам приходится восстанавливать картину, изучая то, что осталось после раскопок Шлимана.

Что же можно увидеть сегодня на месте легендарного города?
Приглашаю совершить фото-экскурсию по Трое

Святилище (Sanctuary)

В греческие и римские времена Троя была важным религиозным центром, как мы знаем из древних источников и из результатов раскопок.

Святилище перед вами, возможно, было основано еще в седьмом веке до нашей эры. Эти архаические развалины, как представляется, включали в себя алтари, большие участки стен и несколько зданий, возможно, храмов.

Наружные стены святилища были почти четыре метра высотой, что позволяет предположить, что это место было связано с некоторыми тайными обрядами, для исполнения коих приносимые жертвы на алтарях были отгорожены от непосвящённых. Святилище серьезно пострадали в уничтожении Илиона римским наместником Флавием Фимбрием, в 85-м году до н.э.

Сад Pithos

Такие сосуды служили служили в первую очередь как средство для сохранения оливкового масла, вина и хлеба, но также являлись отличными контейнерами для перевозки на морских торговых кораблях более мелкой и дорогой керамики. Эти чаны-амфоры делались нередко в человеческий рост и имели очень толстые стены - обычно их врывали в землю и использовали в домашнем хозяйстве как своеобразные холодильники.

Водопроводные трубы

Ещё древнеримский автор и архитектор Витрувий в своей книге "De Architectura" утверждал, что в то время существовали три основных типа водопроводных систем: каменные каналы, свинцовые и терракотовые трубы. Он считал терракотовые трубы наилучшим выбором, поскольку они были проще и экономичнее, чем возведение каменных каналов, и менее вредными для здоровья, чем свинцовые трубы. Эти толстые терракотовые трубы, найденные в Трое, вполне соответствуют описанию Витрувия, а также другим аналогичным находкам из многочисленных мест раскопок в Римской империи.

Главный въезд (The Ramp)

Здесь можно видеть остатки укреплённых стен Трои II, и здесь же, скорее всего, располагались главные, Восточные ворота цитадели, для въезда в которые был вымощен из плоских камней специальный наклонный пандус. Именно здесь, слева от ворот, Шлиман нашёл легендарный "Клад царя Приама".

Траншея Шлимана (The Schliemann Trench)

В течение первых трех лет раскопок под руководством Шлимана по центру кургана была вырыта огромная траншея, шириной в сорок и глубиной в 17 метров. Она была задумана как тест-траншея, с её помощью Шлиман надеялся найти ответ на вопрос, на какой глубине располагалась "Цитадель Приама".

Вид с холма Гиссарлык на "траншею Шлимана", лежащую за ним равнину и Эгейское море, которое несёт свои волны в 6 км отсюда

К сожалению, в ходе этой грубой операции множество важных в историческом, архитекурном и археологическом плане более поздних слоёв и построек были им частично или полностью разрушены. Плачевный результат - перед вашими глазами. :(

Восточная стена

Теперь вы смотрите на остатки наружной стены и укреплений периода Трои VIII - IX (третье столетие до нашей эры - ок. 500 н.э.)

За стеной лежал Нижний город, который мы знаем как греческий и римский Илион. Далее на север находится пролив Дарданеллы, на запад - равнина и одноимённая река под древним названием Scamander.

Театр Одеон (Odeion)

А сейчас вы находитесь перед римским античным театром (Odeion), который, среди прочего, был предназначен для презентации музыкальных спектаклей. Сзади него находятся развалины частично раскопанных терм (бань), которые также были построены во время Римской империи.

Одеон, бани и близлежащий Bouleuterion (здание для заседаний городского совета) располагались на краю агоры, рыночной площади, где была сосредоточена общественная жизнь Трои. Одеон имеет полукруглую сцену, со специальным углублением, в котором стояла прижизненная статуя императора Адриана (117-138 н.э.), выполненная в натуральный рост.

Троянский конь

На входе в музей под открытым небом в 90-х годах установлен макет знаменитого Троянского коня, проникнуть с помощью которого внутрь Трои придумал хитроумный Одиссей, а построил его один из самых известных ахейских воинов Эпей. По разным данным, внутри него спрятались от 30 до 50 храбрейших воинов греков, во главе с Менелаем, Одиссеем, Диомедом и Неоптолемом.

Кадр из фильма "Троя" - радостные троянцы празднуют свою мнимую победу над греками. Они ещё не знают, что их ждёт следующей ночью...

В этот же, современный конёк-горбунёк:) с удовольствием залезают многочисленные туристические дети (да и взрослые тоже), кои ежедневно приезжают на экскурсии из Стамбула, Измира и всего прочего мира. Видимо, им весьма лестно хоть на несколько минут почувствовать себя античными героями и таким образом прикоснуться к седой старине. Подобная же лошадка (которая принимала участие в съёмках фильма) также установлена на одной из площадей в Чанаккале.

Троянский конь ходит буквой Г и выигрывает

Троянский слоёный пирог

Конечным результатом всех экспедиций стало обнаружение на этой территории 46 культурных слоев, подразделяемых на девять городов, существовавших здесь в разное время: от Трои-I до Трои-IX.

Историческая схема Трои: век за веком, тысячелетие за тысячелетием...

Троя-I (около 2920-2450 гг. до н.э.)
Первое поселение, предположительно относящееся к крито-микенской, догреческой культуре Средиземноморья, сохранилось плохо. Город имел 90 метров в диаметре и был окружен невысокой стеной, следовавшей по рельефу местности. В стене имелись одни ворота с бастионами.

Древнейшие артефакты

Троя-II (около 2600-2450 гг. до н.э.)
Это поселение сохранилось существенно лучше предшествующего; именно оно было ошибочно принято Шлиманом за гомеровскую Трою. Второй город имел в диаметре на 10 метров больше, чем его предшественник; площадь Трои-II составляла 8800 кв. м, а окружающая город стена местами достигала четырёхметровой толщины. В стене имелись двое ворот с тщательно вымощенными проездами - Западные (принятые Шлиманом за Секейские ворота, упоминаемые Гомером) и Восточные. Причиной гибели Трои-II был очень сильный пожар. «Горелый» слой достигает двухметровой толщины!

Троя-VI (около 1700-1250 гг. до н.э.)
Троя снова достигла утраченного величия. Это поселение состояло уже из двух городов: Цитадели и раскинувшегося за крепостными стенами Нижнего Города. Крепостные стены были сделаны из тщательно обработанных блоков и в некоторых местах достигали пятиметровой толщины. Троя-VI перестала существовать в результате мощного землетрясения.

Весьма изящный кувшинчик работы древних мастеров

Троя-VII (около 1250-1020 гг. до н.э.)
Фактически полностью отстроенный заново после землетрясения, город достиг наибольшего расцвета и могущества. Число жителей Цитадели и Нижнего Города достигало семи тысяч человек, что по тем временам было весьма солидной цифрой. Именно Троя-VII больше всего подходит на роль города из «Илиады». Причиной гибели города на этот раз, скорее всего, было военное нашествие, вызванное экономическим соперничеством между Троей и Микенами, а вовсе не желанием греков возвратить Елену Прекрасную ее законному супругу.

Реконструкция: примерно так могла выглядеть Троя в эпоху, описываемую великим Гомером

Троя-VIII, он же Илион (около 800-85 гг. до н.э.)
Часть населения пережила падение города и продолжала жить на этой территории даже после прихода сюда греков-колонистов. Длительное время Троя была неприметной греческой колонией, но в конце IV века до н.э. ситуация изменилась, в городе началось широкомасштабное строительство. Были построены Храм Афины, здание собраний и театр, рассчитанный на шесть тысяч зрителей.

Серебряная тетрадрахма из Трои, эллинистического периода (примерно 188-160 до н.э). На аверсе изображена богиня Афина Паллада, на реверсе - женская фигура и сова, символ мудрости.

После того, как Илион вошел в состав Римской империи, городу были дарованы новые земли и освобождение от налогов, что снова сделало Трою процветающим городом. Однако в 85 году до н.э., из-за противоречий с Римом, город был вновь разграблен и разрушен, на этот раз войсками римского наместника Флавия Фимбрия.

Троя-IХ, он же Илион/Илиум (около 85 г. до н.э. - 500 г. н.э.)
Вскоре после разрушения города знаменитый римский политический деятель, диктатор Сулла, приказал вновь его отстроить и заселить. Однако позже, без поддержки Рима Троя постепенно начала пустеть и погружаться в небытие. В VI веке н.э. на холме Гиссарлык опустели последние здания, и город канул в Лету...

Знаменитые посетители Трои

Слава Трои привлекала в эти места древних монархов; в 480 году до н.э. город посетил персидский царь Ксеркс , а в 334 году до н.э. - Александр Македонский . Он принёс в дар духу Приама свое оружие, умолял его не гневаться на Неоптолема (от руки этого героя пал царь Трои Приам), от которого вёл свой род великий полководец, и поклялся возродить Трою. Но преждевременная смерть помешала ему выполнить обещание.

Юлий Цезарь и Октавиан Август симпатизировали городу; при Августе в Илионе были заново восстановлены театр, здание собраний, Храм Афины.

Интерес властителей Рима к Трое, вероятно, объяснялся их верой в миф о происхождении рода Юлиев. Согласно легенде, единственными троянцами, которым удалось спастись после того, как греческие воины захватили город и устроили там резню, были Эней - сын богини Афродиты, его парализованный отец Анхиз и маленький сын Асканий. Их Эней вынес на руках из объятого пламенем города.

Федерико Бароччи, "Бегство Энея из Трои"
(Federico Barocci, Aeneas" Flight from Troy, 1598)


Асканий считается прародителем римских патрициев, а от его сына, Юла, и пошёл знаменитый род Юлиев. Другой римский император, Константин Великий , выбирая место для своей будущей столицы, тоже посетил Трою, но застал город почти полностью заброшенным и сделал выбор в пользу Византии, ставшей впоследствии центром новой империи. С падением «великой и могучей» Римской империи исчезла жизнь во многих уголках этой сверхдержавы. Опустели города и дороги, обвалились мосты и акведуки...

Клад царя Приама

31 мая 1873 года Шлиману удалось обнаружить богатейшее собрание медных и золотых украшений, которое он в подтверждение своей теории немедленно назвал "Кладом царя Приама". Позже археологи пришли к заключению, что возраст находки - примерно на тысячу лет старше описанных Гомером событий, что, конечно же, не умаляет её исторической ценности.

Тот самый шлимановский "Клад царя Приама"

Знаменитый "Клад Приама" (24 ожерелья, 6 браслетов, 870 колец, 4066 брошей, 2 великолепные диадемы, перстни, цепочки и множество мелких украшений), предметы из которого ошибочно были приняты Шлиманом за сокровища мифического владыки, археолог нашел только во время своей второй экспедиции. Дальнейшая история этого клада похожа на сюжет приключенческого романа.

Согласно разрешению на раскопки, полученному археологом от турецких властей, он должен был оставлять половину любых ценных находок Турции. Но Шлиман поступил иначе - он тайно, контрабандными методами, вывез найденные сокровища в Грецию. Археолог-любитель руководствовался не желанием обогатиться, продав "Клад Приама" (его состояние и так было огромным), он считал, что этот клад должен принадлежать одной из европейских стран, а не Османской империи. Шлиман предлагал сокровища в подарок греческому королю, но тот по вполне понятным причинам отказался. Лувр тоже не заинтересовался предложением принять в дар ценные экспонаты.

София Энгастроменос, вторая жена Генриха Шлимана, в ожерелье и диадеме "царицы" из "Клада Приама", найденного её мужем в Трое

Руководство Британского музея непременно желало быть уверенным, что в ходе раскопок не были нарушены законы. Затем клад был предложен Эрмитажу, но и из России Шлиман тоже получил отказ, поскольку его репутация здесь была несколько подмочена (Шлиман одно время занимался, мягко говоря, недобросовестно, снабжением российской армии, имел в России семью и жену, с которой он развёлся вопреки российским законам). В конце концов уникальная находка оказалась в Берлине, в Музее древнейшей и древней истории, где и оставалась до начала Второй мировой войны.

Сокровища "исчезли" из Берлинского музея в 1939 году, в начале Второй мировой войны. Считается, что его спрятали в подземных бункерах, чтобы он не пострадал от бомбардировок. В 1945 году, во время капитуляции Германии, директор музея Вильгельм Унферцагт, опасаясь расхищения уникальной коллекции мародёрами, лично передал представителям советского военного командования три чемодана с троянскими сокровищами. Клад был увезён в Москву (преимущественно золото и серебро) и в Ленинград (керамика и бронза). С 1949-го года троянские находки по личному приказу Сталина хранились в режиме строжайшей секретности.

В Германии и Западной Европе ничего не знали о поступке профессора Унферцагта, и "клад" сочли утерянным. И лишь спустя почти полвека - после развала СССР, в 1993-м году стало официально известно, что «Клад Приама» находится в целости и сохранности - в запасниках Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Более того, в 1996-м в Москве на выставке "Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана" некогда секретные экспонаты были выставлены на обозрение широкой публике. Естественно, на Западе тут же поднялся шум: советскую (а заодно и её наследницу российскую) власть в очередной раз обвинили во всех смертных грехах вообще и расхищении чужих культурных ценностей в частности. Возник международный спор о том, какая именно страна - Россия, Германия, Греция или Турция - имеет право владеть ими. До сих пор консенсус так и не достигнут, а большая часть троянских сокровищ опять скрыта от людских глаз в музейных фондах.

Троя после Шлимана

После смерти Шлимана в 1890 году раскопки были продолжены его ассистентом Вильгельмом Дёрпфельдом . Дёрпфельд ещё при жизни своего старшего коллеги первым предположил, что слой, где нашли "клад Приама", на самом деле древнее, чем времена Троянской войны. Когда он высказал свою догадку Шлиману, тот помрачнел, ушёл к себе в палатку и молчал там четыре дня. Потом он признал, что Дёрпфельд прав. В последующие годы тот доказал, что Троя времен Приама находилась тремя слоями выше той, которую боготворил его предшественник.

Таким образом, попытка Шлимана убедить ученых, что события эпоса Гомера - не миф, а исторический факт, провалилась. Да, он сделал удивительные открытия, но они никак не связаны с тем, что он искал.

После Дёрпфельда археологические изыскания были прекращены почти на 35 лет. В Первую мировую войну в битве за Дарданеллы английский военный флот снарядами нанес холму Гиссарлык немалый урон; находки пригоршнями подбирали со дна воронок.

Вторая мировая война снова надолго прервала работу археологов; раскопки возобновились только в 70-х годах XX века и ведутся по настоящее время. Со второй половины XX века Троя стала местом паломничества туристов. Турецкая деревня в сотню домов, раскинувшаяся совсем близко от обнесённого сеткой музея-заповедника под открытым небом, и примыкающий к ней туристический центр не являются десятой или одиннадцатой Троей. Связь времён оказалась утерянной...

Троя и "Троя": Homer vs Hollywood

Новая волна интереса к истории "давно минувших дней" прокатилась по всему миру в 2004-м году, когда свет увидел одноимённый эпический фильм Вольфганга Петерсена, с целым собранием звёзд в главных ролях: Брэд Питт, Эрик Бана, Орландо Блум, Дайан Крюгер, Шон Бин, Роуз Бирн, Питер О"Тул и других.

Смотреть этот фильм можно и нужно, однако, разумеется, не стоит рассчитывать, что это буквальная экранизация Гомера. Как выразился товарищ Алекс Экслер в своей рецензии - "это просто очередной блокбастер на "историческую" тему, который задуман как блокбастер, снят как блокбастер и получился обычным блокбастером, не более и не менее. Снято вполне качественно - да и смотрится, в общем, достаточно эффектно".

Естественно, в экранизации не обошлось без неточностей и ляпов, перечислять которые было бы слишком долго, поэтому ограничусь только своей любимой цифрой 7:

1. Ахилл погибает, не спасая свою возлюбленную Брисеиду во время штурма внутри Трои (как это показано в фильме), а во время боя, причём за стенами города и ещё до его падения - разгневав бога Аполлона, который и направляет стрелу Париса в пятку Ахилла.
2. Жену Гектора Андромаху взял в плен сын Ахилла, Неоптолем (кстати, тоже не показанный в фильме), а её ребёнка убили. В фильме вообще не называют её имени, а сама она со своим ребёнком спасается из Трои.
3. Первым на берег Трои сошел не Ахилл, а Одиссей. (В оригинале было предание, что первый, кто сойдет на троянскую землю, будет убит, поэтому никто не спешил прыгать с кораблей, а Одиссей прыгнул на свой щит.)
4. Согласно мифу, Менелай после войны увозит обратно на родину свою жену Елену, а Парис погибает. В фильме же Гектор убивает Менелая, а Парис остаётся с Еленой (классический американский хэппи-энд, кто бы сомневался).

Орландо Блум в роли Париса и Дайан Крюгер в роли Елены Прекрасной

5. В фильме по полю лавой скачет конница. Но во времена троянской войны греки не знали верховой езды, а лошадей только запрягали в колесницы. Также показано, как Елена зашивает раны Париса после схватки с Менелаем. На самом деле накладывание швов не было известно древнегреческой медицине и вошло в практику только через тысячу лет.
6. В оригинале Ахилл сам разрешает Патроклу вступить в бой с троянцами вместо него и даёт ему свои доспехи. В фильме нет сцен боя мирмидонян с амазонками и эхейцами, где Ахилл совершил самые великие подвиги. Также в фильме нет знаменитой Кассандры - вещей сестры Париса, которая предсказала гибель Трои из-за своего непутёвого брата.
7. И, наконец, самое главное расхождение фильма с оригиналом - отсутствие древнегреческих богов, игравших в «Илиаде» заметную роль в Троянской войне. Также в фильме вообще не упоминается один из храбрейших героев - Диомед, чьи деяния играют ключевую роль в сюжете "Илиады": он единственный из греков сражался с олимпийскими богами и даже ранил Афродиту и Ареса, а описание его подвигов занимает почти всю V книгу эпоса. Совместно с Одиссеем именно Диомед, проникнув в осаждённую Трою, похитил Палладий (статую Афины), предрешив судьбу Трои. Кроме того, в оригинале война длилась десять лет и в «Илиаде» описывался последний год войны. В фильме же война длилась чуть больше двух недель.

Иоганн Георг Траутман, "Падение Трои"
(Johann Georg Trautmann (1713–1769): Blick auf das brennende Troja)


В заключение - моё ИМХО

Так что если вам, господа читатели, доведётся побывать в описанных мной местах - вы можете при желании заехать в Трою, чтобы, так сказать, "отметиться" - вот, мол, и я побывал в столь легендарном месте, вслед за древними героями и вереницей царей и императоров. :) Поскольку самые интересные артефакты и ценные сокровища давно расползлись по музеям мира, а сама Троя после "экспедиций" Шлимана ныне представляет собой, как метко выразился один из учёных, "руины руин". Вся надежда на будущие открытия археологов, которые продолжают рыть вширь и вглубь, и, как известно, частенько преподносят весьма неожиданные, а иногда даже сенсационные сюрпризы...

Техническая информация

Историко-культурный парк "Троя" открыт с 8.30 до 19 часов; вход на территорию на время моего посещения стоил 15 лир (сейчас, возможно, дороже), для особо умудрённых личностей с разными солидными ксивами - по договорённости с контролёрами, вплоть до бесплатности:)

Если вы припёрлись туда с серьёзным рюкзаком (как я, например в своё время:)), его можно оставить (по договорённости) на попечение охранников-привратников; камеры хранения я там вроде не заметил. Хотя, возможно, она и есть.

Как добраться:

1. Если вы владеете навыками автостопа, то вам будет нетрудно проехать 30 км с севера - от Чанаккале, либо подобраться к Трое, наоборот, с юга страны по трассе E-87, она же D-550/560. ;)

2. Ну, а если вы всё же предпочитаете более цивильные виды транспортировки собственного тела, то из Чанаккале ежечасно отправляются минибасы по принципу "туда-обратно". Искать их нужно на местной локальной автобусной станции, неподалёку от моста через реку.
3. Также существуют солидные автобусные фирмы, осуществляющие рейсы из Стамбула в Чанаккале (и обратно). Как известно, расстояние между Стамбулом и Чанаккале составляет 310 км, и путешествие займёт около 5 с половиной часов, включая паромную переправу. Автобусных компаний в Ч. несколько:
Проект: Троя на сайте немецкого университета Тюбинген
Совместный сайт Чанаккале-Тюбинген , со множеством фотографий
Генрих Шлиман и его Троянские древности
"Троя никогда не была греческим городом!" - интересный топик на форуме История.ру

и, конечно, Википедия (куда ж без неё :)):

Троя (Truva, Troy) - город, расположенный в северо-западной части Анатолии, недалеко от Дарданелл и горы Ида, входит в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Троя известна по большей части из-за Троянской войны (и того самого коня), описанной во многих произведениях античного эпоса, в том числе и в известных «Одиссее» и «Илиаде» Гомера.

Как добраться до Трои

Троя находится в 2 км от шоссе Чанаккале - Измир (D550/E87), с которого нужно свернуть по указателю Troy или Truva.

Бронируйте выгодные предложения в Турцию по акции: уже сейчас! Прямые скидки от отелей до 30%. Экономьте вместе с Pegas Touristik, туры в Турцию — Семейный, молодежный отдых в лучших отелях. Интересные экскурсии: Эфес и Памуккале, Турецкая ночь, Стамбул и др. онлайн 24/7. Рассрочка под 0%.

Отели Трои

Большая часть отелей расположена в Чанаккале, так что туристы чаще всего останавливаются там и приезжают в Трою на один день. В самой Трое можно остановиться в отеле Varol Pansiyon, расположенном в центре соседней деревни Tevfikiye.

Напротив входа в Трою находится отель Hisarlik, принадлежащий местному гиду Мустафе Аскину.

Рестораны

Ресторанов в Трое тоже не так много. В упомянутом выше отеле Hisarlik есть уютный ресторан с домашней кухней, работающий с 8:00 до 23:00. Если остановите свой выбор на нем, непременно попробуйте guvec - мясное рагу в горшочке.

Кроме того, можно пообедать в также находящихся в деревне едальнях Priamos или Wilusa. Оба ресторана готовят блюда турецкой кухни, а последний хорошо известен своими фрикадельками и салатом из помидоров.

Развлечения и достопримечательности Трои

Рядом с входом в город стоит деревянная копия Троянского коня, внутрь которого есть возможность зайти. Но лучше делать это по будням, потому что на выходных он заполнен туристами и подняться или осмотреться внутри будет довольно трудно. Зато, при посещении Трои зимой, вполне можно получить коня в единоличное пользование.

Рядом с ним находится Музей раскопок, в котором выставлены модели и фотографии, рассказывающие о том, как выглядел город в разные периоды. Напротив музея - сад Pithos с водопроводными тубами и глиняными горшками того времени.

Но основной достопримечательностью Трои, несомненно, являются руины. Для посетителей город открыт с ежедневно с 8:00 до 19:00 в период с мая по сентябрь и с 8:00 до 17:00 - с октября по апрель.

Наличие гида сильно помогло бы при ознакомлении с Троей, поскольку руины многих зданий довольно трудно идентифицировать самостоятельно, а из-за разных исторических слоев, они все перемешались.

Троя была разрушена и вновь отстроена 9 раз - и от каждого из восстановлений в городе что-то осталось и по сей день, хотя любительские раскопки в 19 в. оказались крайне разрушительными.

Для осмотра города удобнее всего использовать охватывающую его по кругу дорогу. Справа от входа видны стены и башня периода Троя VII (то есть, города, каким он стал после того, как был отстроен в 7 раз), относящиеся к периоду, когда город в наибольшей степени подходил под описания Гомера в «Илиаде». Там можно спуститься по лестнице и пройти вдоль стен.

Потом дорога приведет к кирпичным стенам, частично восстановленным, а частично сохранившимися в первозданном виде. Над ними расположен разрушенный алтарь храма Афины, вдоль которого проходят стены ранних и средних периодов, а напротив - дома богатых жителей города.

Далее путь проходит мимо траншей, оставшихся от раскопок Шлимана, к дворцовому комплексу, также относящемуся к периоду, вероятнее всего описанному в Илиаде. Справа от дворца находятся части святилища античных богов.

Наконец, тропа выводит к концертному залу Одеону и палатам городского совета, откуда по каменной дороге можно вернуться к месту, с которого начался осмотр.

Окрестности Трои

В 30 км к югу от древней Трои находится не менее старинная Александрия Троянская - город, основанный полководцем Александра Великого Антигоном в 300 г. до н. э. Однако этот обширный археологический участок, в отличие от популярной Трои, почти не промаркирован. Соответственно, разобраться самому, без глубоких познаний в античной истории, здесь едва ли получится.

Примечательны окраины деревни Гюльпынар (Gulpinar), где расположены живописные руины храма Аполлона, который был возведен в 5 в. до н. э. колонистами с Крита. Самая западная точка Азии - мыс Баба - интересна своим рыбацким портом Бабакалекёй (Бабакале, Babakale, «Крепость Баба»), где находится очаровательный османский замок 18 в. Здесь же можно и освежиться, искупавшись либо прямо среди валунов, обрамляющих гавань с двух сторон, либо проехав еще 3 км на север к симпатичному обустроенному пляжу.

Еще одна изюминка этих мест - городок Айваджик (Ayvacik) в 30 км восточнее Трои. В конце недели на местный рынок стекаются торговцы со всех окраин, лучший сувенир отсюда - красочный ковер. Если же повезет попасть в Айваджик в конце апреля, можно застать традиционный ежегодный сбор кочевых народов Панийыр. В это время по городу устраиваются яркие танцевальные и музыкальные представления, шумные базары, где выставляются породистые скакуны. Кроме того, в 25 км к югу лежит и древний Ассос , название которого ласкает слух не одного поклонника старины.

Древний город Троя расположен на северо-западе Анатолии, рядом с известным проливом Дарданеллы и горой Ида. Архитектурные памятники истории на территории, где находится город Троя, охраняются ЮНЕСКО.

Положение Трои в древнем мире

Свою всемирную известность эта местность получила благодаря, так называемой, Троянской войне и ее символу – Троянскому коню. Эта легендарная история описана в ряде произведений античной литературы, самыми известными из которых являются поэмы Гомера «Одиссея» и «Илиада».

Древние истории дали Трое еще одно название Илион. Этот величественный город был расположен на территории Малой Азии прямо на входе из Эгейского моря в пролив Дарданеллы. Через Трою проходил старинный морской торговый путь, соединяющий Эгейское, Мраморное, а также Черное море.

Троянское государство в период бронзовой эпохи контролировало Дарданеллы и благодаря этому считалось одним из главных звеньев торговли, соединяющих Запад с Востоком. Как известно из произведений Гомера вблизи Трои протекали воды рек Симоис и Скамандр.

Исток реки Скамандр находился на горе Ида, которая в нынешнее время носит название Каз-Даг. В те дни, когда основали город Троя, его местом расположения было побережье вблизи залива с таким же названием. То место, где находится Троя в наши дни, на залив не похоже.

Это огромная равнинная местность, образованная благодаря аллювиальным осадкам рек Симоис и Скамандр, период накопления которых составил много тысячелетий. Со временем река нанесла столько материала, что его хватило для заполнения всей бухты.

Там, где находится город Троя в наши дни, остались одни древние развалины. Это территория современной Турции. От города Чанаккале до Трои расстояние составляет всего лишь 30 километров. Рядом с древним городом находится поселок Тевфикие.

Троянский конь и другие достопримечательности

Прямо на входе в город расположена копия Троянского коня, изготовленная из дерева. Посетители даже могут попасть внутрь этой величественной конструкции. Вблизи коня находится Музей раскопок, напротив которого расположен сад Питос, где протянут древний водопровод, и можно посмотреть на старинные изделия из глины.

Желающие посетить город должны купить билет, стоимость которого составляет 15 лир. Лучше всего посещать эту местность с организованной экскурсией и квалифицированным гидом. Все дело в том, что развалины очень похожи друг на друга и вам быстро надоест их рассматривать, а вот рассказ экскурсовода придаст внешней непритязательности весомую историческую ценность.

Разрушение и восстановление Трои происходило девять раз. После каждой «перестройки» оставались некоторые архитектурные детали, которые сохранились до наших дней.

Круговая дорога

Чтобы лучше осмотреть местность, где находится Троя, следует объехать ее по круговой дороге. В правой стороне от входа можно лицезреть башню и стены, которые остались после седьмой реконструкции города.

Именно о том периоде идет речь в знаменитой поэме Гомера «Илиада». В этом месте есть лестница. Спуститесь по ней и пройдите вдоль кирпичных стен, половина из которых сохранилась до нашего времени в нетронутом виде.

Вверху находится алтарь храма Афины, а через дорогу жилища состоятельных горожан. Далее на вашем пути встретятся траншеи, которые сохранились после раскопок Шлимана.

В итоге вы выйдите к величественному дворцу, который, по мнению археологов, тоже относится к историческому периоду времен Гомера. В правой стороне от дворца находятся развалины места, где жители Трои молились древним богам.

Сюда перенаправляется запрос « ». На эту тему нужна .

Древний город
300px
Руины Трои. Рисунок 1835 года
Основан
Состав населения

многонациональный

Современная локация
Координаты

 /   / 39.9572417; 26.2384750 Координаты :

Название

Ранние слои Трои относятся к оригинальной западноанатолийской цивилизации . Постепенно Троя испытывает всё большее влияние центральной Анатолии (хаттов , позднее - хеттов).

Прежде высказывались соображения, что термины «Троя» и «Илион» могли обозначать различные города одного и того же древнего государства, либо один из этих терминов мог обозначать столицу, а другой - собственно государство, и «слились» в один термин лишь в «Илиаде» (согласно Гиндину и Цымбурскому, Троя - обозначение страны, а Илион - города ). Такая точка зрения не лишена оснований, поскольку в «Илиаде», в свою очередь, выделяются фрагменты с параллельными сюжетами, то есть, возможно, восходящие к различным пересказам одного и того же сюжета; к тому же, «Илиада» возникла много столетий спустя после событий Троянской войны , когда многие детали могли забыться.

Раскопки Трои

Девять основных слоев древней Трои

Отрывок, характеризующий Троя

– Так я ведь и не знала!.. – воскликнула Стелла. – Просто думала вчера о тех умерших, которым ты помогала, и спросила бабушку, как же они смогли придти обратно. Оказалось – можно, только надо знать, как это делать! Вот я и пришла. Разве ты не рада?..
– Ой, ну, конечно же, рада! – тут же заверила я, а сама панически пыталась что-то придумать, чтобы возможно было одновременно общаться и с ней, и со всеми остальными моими гостями, ничем не выдавая ни её, ни себя. Но тут неожиданно произошёл ещё больший сюрприз, который полностью вышиб меня из и так уже достаточно усложнившейся колеи....
– Ой, сколько свето-о-ськов!... А класи-и-во как, ба-а-тюски!!!... – в полном восторге, шепелявя пропищал, крутившийся «волчком» на маминых коленях, трёхлетний малыш. – И ба-а-боськи!... А бабоськи какие больсы-ы-е!
Я остолбенело на него уставилась, и какое-то время так и сидела, не в состоянии произнести ни слова. А малыш, как ни в чём не бывало, счастливо продолжал лопотать и вырываться из крепко его державших маминых рук, чтобы «пощупать» все эти вдруг откуда-то неожиданно свалившиеся, да ещё такие яркие и такие разноцветные, «красивости».... Стелла, поняв, что кто-то ещё её увидел, от радости начала показывать ему разные смешные сказочные картинки, чем малыша окончательно очаровала, и тот, со счастливым визгом, прыгал на маминых коленях от лившегося «через край» дикого восторга...
– Девоська, девоська, а кто ты девоська?!. Ой, ба-а-тюски, какой больсой ми-и-ска!!! И совсем лозавенкий! Мама, мама, а мозно я возьму его домой?.. Ой, а пти-и-ськи какие блестя-я-сие!... И клылыски золотые!..
Его широко распахнутые голубые глазёнки с восторгом ловили каждое новое появление «яркого и необычного», а счастливая мордашка радостно сияла – малыш принимал всё происходящее по-детски естественно, как будто именно так оно и должно было быть...
Ситуация полностью уходила из под контроля, но я ничего не замечала вокруг, думая в тот момент только об одном – мальчик видел!!! Видел так же, как видела я!.. Значит, всё-таки это было правдой, что существуют где-то ещё такие люди?.. И значит – я была совершенно нормальной и совсем не одинокой, как думала вначале!. Значит, это и вправду был Дар?.. Видимо, я слишком ошарашено и пристально его разглядывала, так как растерянная мама сильно покраснела и сразу же кинулась «успокаивать» сынишку, чтобы только никто не успел услышать, о чём он говорит... и тут же стала мне доказывать, что «это он просто всё придумывает, и что врач говорит (!!!), что у него очень буйная фантазия... и не надо обращать на него внимания!..». Она очень нервничала, и я видела, что ей очень хотелось бы прямо сейчас отсюда уйти, только бы избежать возможных вопросов...
– Пожалуйста, только не волнуйтесь! – умоляюще, тихо произнесла я. – Ваш сын не придумывает – он видит! Так же, как и я. Вы должны ему помочь! Пожалуйста, не ведите его больше к доктору, мальчик у вас особенный! А врачи всё это убьют! Поговорите с моей бабушкой – она вам многое объяснит... Только не ведите его больше к доктору, пожалуйста!.. – я не могла остановиться, так как моё сердце болело за этого маленького, одарённого мальчонку, и мне дико хотелось, чего бы это ни стоило, его «сохранить»!..
– Вот смотрите, сейчас я ему что-то покажу и он увидит – а вы нет, потому что у него есть дар, а у вас нет, – и я быстренько воссоздала Стеллиного красного дракончика.
– О-о-й, сто-о это?!.. – в восторге захлопал в ладошки мальчик. – Это длаконсик, да? Как в скаске – длаконсик?.. Ой какой он кра-а-сный!.. Мамоська, смотли – длаконсик!
– У меня дар тоже был, Светлана... – тихо прошептала соседка. – Но я не допущу, чтобы мой сын так же из-за этого страдал. Я уже выстрадала за обоих... У него должна быть другая жизнь!..
Я даже подскочила от неожиданности!.. Значит она видела?! И знала?!.. – тут уж меня просто прорвало от возмущения...
– А вы не думали, что он, возможно, имеет право сам выбирать? Это ведь его жизнь! И если вы не смогли с этим справиться, это ещё не значит, что не сможет и он! Вы не имеете права отнимать у него его дар ещё до того, как он поймёт, что он у него есть!.. Это, как убийство – вы хотите убить его часть, о которой он даже ещё не слыхал!.. – возмущённо шипела на неё я, а внутри у меня всё просто «стояло дыбом» от такой страшной несправедливости!
Мне хотелось во что бы то ни стало убедить эту упёртую женщину оставить в покое её чудесного малыша! Но я чётко видела по её грустному, но очень уверенному взгляду, что вряд ли на данный момент мне удастся её убедить в чём-то вообще, и я решила оставить на сегодня свои попытки, а позже поговорить с бабушкой, и возможно, вдвоём придумать, что бы здесь такое можно было бы предпринять... Я только грустно взглянула на женщину и ещё раз попросила:
– Пожалуйста, не ведите его к врачу, вы же знаете, что он не больной!..
Она лишь натянуто улыбнулась в ответ, и быстренько забрав с собой малыша, вышла на крыльцо, видимо, подышать свежим воздухом, которого (я была в этом уверенна) ей в данный момент очень не хватало...
Я очень хорошо знала эту соседку. Она была довольно приятной женщиной, но, что меня поразило когда-то более всего, это то, что она была одной из тех людей, которые пытались полностью «изолировать» от меня своих детей и травили меня после злосчастного случая с «зажиганием огня»!.. (Хотя её старший сын, надо отдать ему должное, никогда меня не предавал и, несмотря ни на какие запреты, до сих пор продолжал со мной дружить). Она, кто, как теперь оказалось, лучше всех остальных знала, что я была полностью нормальной и ничем не опасной девочкой! И что я, точно так же, как когда-то она, просто искала правильный выход из того «непонятного и неизвестного», во что так нежданно-негаданно швырнула меня судьба...
Вне всякого сомнения, страх должен являться очень сильным фактором в нашей жизни, если человек может так легко предать и так просто отвернуться от того, кто так сильно нуждается в помощи, и кому он с лёгкостью мог бы помочь, если б не тот же самый, так глубоко и надёжно в нём поселившийся страх...
Конечно же, можно сказать, что я не знаю, что с ней когда-то происходило, и что заставила её перенести злая и безжалостная судьба... Но, если бы я узнала, что кто-то в самом начале жизни имеет тот же дар, который заставил меня столько страдать, я бы сделала всё, что было бы в моих силах, чтобы хоть как-то помочь или направить на верный путь этого другого одарённого человека, чтобы ему не пришлось так же слепо «блуждать в потёмках» и так же сильно страдать... А она, вместо помощи, наоборот – постаралась меня «наказать», как наказывали другие, но эти другие хотя бы уж не знали, что это было и пытались честно защитить своих детей от того, чего они не могли объяснить или понять.
И вот она, как ни в чём не бывало, пришла сегодня к нам в гости со своим маленьким сынишкой, который оказался точно таким же «одарённым» как я, и которого она дико боялась кому-то показать, чтобы не дай Бог, кто-то не увидел, что её милый малыш является таким же точно «проклятием», каким являлась, по её «показному» понятию, я... Теперь я была уверена, что ей не доставило большого удовольствия к нам приходить, но отказать она тоже не очень-то могла, по той простой причине, что её старший сын – Альгис – был приглашён на мой день рождения, и с её стороны не было ни какой серьёзной причины, чтобы его не пустить, и было бы уже чересчур невоспитанно и «не по-соседски», если бы она на это пошла. А пригласили мы её по той простой причине, что жили они от нас через три улицы, и возвращаться вечером домой её сыну пришлось бы одному, поэтому, естественно поняв, что мать будет волноваться, мы решили, что будет правильнее пригласить её также вместе с её маленьким сынишкой провести вечер за нашим праздничным столом. А она «бедная», как я теперь понимала, здесь всего лишь мучилась, ожидая возможности как можно скорее нас покинуть, и по возможности без каких-либо происшествий, как можно раньше вернуться домой...
– Ты в порядке, милая? – прозвучал рядом ласковый мамин голос.
Я тут же ей как можно увереннее улыбнулась и сказала, что, конечно же, я в полном порядке. А у самой, от всего происходящего кружилась голова, и душа уже начинала «уходить в пятки», так как я видела, что ребята понемногу начинают на меня оборачиваться и, хочешь-не-хочешь, мне приходилось быстренько брать себя в руки и «установить» над своими разбушевавшимися эмоциями «железный контроль»... Я была основательно «вышиблена» из своего привычного состояния и, к большому стыду, совершенно забыла про Стеллу... Но малышка тут же постаралась о себе напомнить.
– А ты ведь говорила, что у тебя нет друзей, а их вон даже сколько?!.. – удивлённо и даже как-то чуть-чуть расстроено, спросила Стелла.
– Это не те друзья, которые настоящие. Это просто ребята, с которыми я рядом живу или с которыми вместе учусь. Они не такие, как ты. А вот ты – настоящая.
Стелла сразу же засияла... А я, «отключённо» ей улыбаясь, лихорадочно пыталась найти какой-то выход, абсолютно не зная, каким образом из этого «скользкого» положения выйти, и уже начинала нервничать, так как ни за что не хотела обижать свою лучшую подругу, но наверняка знала, что скоро моё «странное» поведение обязательно начнут замечать... И опять посыпятся глупые вопросы, на которые у меня сегодня не было ни малейшего желания отвечать.
– Ух ты, какая у вас здесь вкуснятина!!! – в восторге разглядывая праздничный стол, затараторила Стелла. – Как жалко, я уже не могу попробовать!.. А что тебе подарили сегодня? А можно мне посмотреть?.. – как обычно, из неё градом сыпались вопросы.
– Мне подарили мою любимую лошадку!.. И ещё много всего, я даже ещё не смотрела. Но я тебе обязательно всё покажу!
Стелла просто искрилась от счастья быть вместе со мной здесь, на Земле, а я всё больше терялась, никак не находя решения из создавшегося щекотливого положения.
– Как это всё красиво!.. И как же всё-таки это наверное вкусно!.. – Какая ты счастливая – есть такое!

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама