THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Тема 24. Сімейне право – 8 годин

Тема 23. Спадкове право – 8 годин

Тема 22. Недоговірні зобов’язання – 4 години

Тема 21. Спільна діяльність – 2 години

Загальна характеристика зобов"язань про спільну діяльність

Види зобов"язань про спільну діяльність та підстави їх виникнення

Поняття та сторони договору простого товариства

Зобов"язання, що виникають з публічної обіцянки винаго­роди

Зобов"язання із вчинення дій в майнових інтересах іншої особи без її доручення

Зобов"язання, що виникають внаслідок рятування та створення загрози здоров"ю та життю фізичної особи, майну фізичної або юридичної особи

Зобов’язання із відшкодування шкоди

Зобов"язання з набуття, збереження майна без достатньої правової підстави

Поняття та види спадкування

Склад спадщини

Відкриття спадщини

Право на спадкування

Спеціальні правила спадкування окремих видів майна, прав та обов’язків

Поняття та зміст заповіту

Особливі форми заповідальних розпоряджень

Обов’язкова частка у спадщині

Форма заповіту

Спадкування за законом

Прийняття спадщини та відмова від спадщини

Спадкова трансмісія

Відумерлість спадщини

Поняття та ознаки спадкового договору

Зміст спадкового договору

Розірвання спадкового договору

Історія сімейного права

Предмет сімейного права

Суб’єкти сімейного права

Поняття сім’ї та право особи на сім’ю

Принципи сімейного права

Здійснення та захист сімейних прав

Поняття та ознаки шлюбу

Умови укладення шлюбу. Обставини, що перешкоджають укладенню шлюбу

Недійсність шлюбу. Види недійсного шлюбу

Особиста приватна власність дружини, чоловіка

Право спільної сумісної власності подружжя

Шлюбний договір

Підстави припинення шлюбу

Розірвання шлюбу в органах РАЦС

Розірвання шлюбу за рішенням суду

СЕМИОТИКА - наука о знаках. Семиотика появилась в начале 20 в. и с самого начала представляла собой метанауку, особого рода надстройку над целым рядом наук, оперирующих понятием знака. Несмотря на формальную институционализацию семиотики (существуют семиотическая ассоциация, журналы, регулярно проводятся конференции и т.д.), статус ее как единой науки до сих пор остается дискуссионным. Так, интересы семиотики распространяются на человеческую коммуникацию (в том числе при помощи естественного языка), общение животных, информационные и социальные процессы, функционирование и развитие культуры, все виды искусства (включая художественную литературу), метаболизм и многое другое.

Идея создания науки о знаках возникла почти одновременно и независимо у нескольких ученых. Основателем семиотики считается американский логик, философ и естествоиспытатель Ч.Пирс (1839–1914), который и предложил ее название. Пирс дал определение знака, первоначальную классификацию знаков (индексы, иконы, символы), установил задачи и рамки новой науки. Семиотические идеи Пирса, изложенные в очень нетрадиционной и тяжелой для восприятия форме, да к тому же в далеких от круга чтения ученых-гуманитариев изданиях, получили известность лишь в 1930-х годах, когда их развил в своем фундаментальном труде другой американский философ – Ч.Моррис, который, кроме всего прочего, определил и структуру самой семиотики. Дальнейшее развитие подход Пирса получил в работах таких логиков и философов, как Р.Карнап, А.Тарский и др.



В основе семиотики лежит понятие знака , понимаемого по-разному в различных традициях. В логико-философской традиции, восходящей к Ч.Моррису и Р.Карнапу, знак понимается как некий материальный носитель, представляющий другую сущность (в частном, но наиболее важном случае – информацию). В лингвистической традиции, восходящей к Ф. де Соссюру и позднейшим работам Л.Ельмслева, знаком называется двусторонняя сущность. В этом случае вслед за Соссюром материальный носитель называется означающим, а то, что он представляет, – означаемым знака. Синонимом “означающего” являются термины “форма” и “план выражения”, а в качестве синонимов “означаемого” используются также термины “содержание”, “план содержания”, “значение” и иногда “смысл”.

Другое ключевое понятие семиотики – знаковый процесс , или семиозис . Семиозис определяется как некая ситуация, включающая определенный набор компонентов. В основе семиозиса лежит намерение лица А передать лицу Б сообщение В. Лицо А называется отправителем сообщения, лицо Б – его получателем, или адресатом. Отправитель выбирает среду Г (или канал связи), по которой будет передаваться сообщение, и код Д. Код Д, в частности, задает соответствие означаемых и означающих, т.е. задает набор знаков. Код должен быть выбран таким образом, чтобы с помощью соответствующих означающих можно было составить требуемое сообщение. Должны также подходить друг к другу среда и означающие кода. Код должен быть известен получателю, а среда и означающие должны быть доступны его восприятию. Таким образом, воспринимая означающие, посланные отправителем, получатель с помощью кода переводит их в означаемые и тем самым принимает сообщение.

Частным случаем семиозиса является речевое общение (или речевой акт), а частным случаем кода – естественный язык. Тогда отправитель называется говорящим, получатель – слушающим, или также адресатом, а знаки – языковыми знаками. Код (и язык в том числе) представляет собой систему, которая включает структуру знаков и правила ее функционирования. Структура, в свою очередь, состоит из самих знаков и отношений между ними (иногда говорят также о правилах комбинирования).

Семиотика разделяется на три основных области: синтактику (или синтаксис), семантику и прагматику . Синтактика изучает отношения между знаками и их составляющими (речь идет в первую очередь об означающих). Семантика изучает отношение между означающим и означаемым. Прагматика изучает отношение между знаком и его пользователями.

Результаты семиотических исследований демонстрируют параллелизм семантики языка и других знаковых систем. Однако, поскольку естественный язык является наиболее сложной, мощной и универсальной знаковой системой, непосредственное перенесение семиотических методов в лингвистику малоэффективно. Скорее наоборот, методы лингвистики, и в том числе лингвистической семантики, активно влияли и влияют на развитие семиотики. Можно сказать, что логически семиотика по отношению к лингвистике является объемлющей дисциплиной, но исторически она сформировалась как результат обобщения знаний об устройстве и организационировании естественного языка на знаковые системы произвольной природы. Тем не менее в лингвистике 20 в. семиотический подход в целом и основные семиотические понятия, такие, как “знак”, “коммуникация” и “семиозис”, сыграли огромную роль.

Соотношение понятий «знак» и «значение»

Проблема значения принадлежит к наиболее важным, интересным и спорным в современной философской литературе. Это объясняется ее значительной сложностью и неразработанностью. Изучение структуры значения в национальных языках и их исследование в искусственных знаковых системах сомкнулись воедино, во-первых, через семиотику, во-вторых, через теорию познания.
В теории познания анализ значения сконцентрировался вокруг вопросов о соотношении значения и знания (результата познавательного отражения), значения и понятия, значения и практической деятельности (операций) На все эти вопросы проливает свет выяснение структуры значения и знаковой ситуации. Вопрос о соотношении знака и значения остаётся открытым. Специалисты считают, что значение не отделимо от знака, но в тоже время оно не тождественно знаку в целом, знак же не может существовать без значения, т.к. только в значении коренится то, что делает знак знаком. С другой стороны, значение отличается от знака, поскольку знак- это “союз” значения и его носителя (основы знака).
Рассматривая категорию абстрактного тождества, Гегель утверждал, что между двумя данными объектами имеется и не имеется отношение тождества и в связи с этим сделал тезис о наличии между знаком и значением диалектического единства.
Существующий же функциональный подход к анализу знака и значения снимает трудности, связанные с вопросом о двусторонней сущности знака. Этот подход заключается в том, что значение представляет собой функциональное свойство знака, неотделимое от него самого и поэтому вопрос о том пребывает ли значение “внутри” или “вне” знака отпадает.
При решении проблемы взаимоотношения понятия и значения было выявлено три точки зрения.
1)Термины имеют лексическое значение, но оно не сводится только к обозначаемому понятию (Л.С. Ковтун, Д.Н. Горский, К.А..Левковская,В.А.Татаринов).
2) Термины имеют лексическое значение, которое и есть понятие (Е.М. Галкина-Федорук, П.С. Попов, А. Шафф, В.М. Солнцев).
3) Термины совпадают понятием и не имеют лексического значения (В.А. Звегинцев, А. А. Реформатский, Л. А. Капанадзе).
Исследование знаковой природы слова показало, что закон обращения планов в общей форме иллюстрируется треугольником Г. Фреге, любая вершина которого теоретически может быть принята за исходную точку при установлении направленных отношений. Закон обращения планов имеет силу для любой ступени знаковости. Поскольку здесь рассматривается этот закон применительно к знаковым системам человека, ему придают более узкую и более определенную формулировку. “Обращение планов (план содержания становится планом выражения, план выражения- планом содержания) имеет место тогда, когда от мыслительного содержания, смысла знака, мы идём к самому знаку”/Степанов Ю.С.,1971,130/.
Учитывая различия между общеязыковой и терминологической номинациями (и лексики вообще) треугольник Г. Фреге, при наложении его на семантическую структуру термина, трансформируется в отрезок знак-денотат, где денотат равен понятию, а соответственно и значению (т.к. под значением понимается сложное семантическое образование, центром которого является отражение устанавливаемого дефиницией понятия).

Семиотика (семиология) – научная дисциплина, изучающая общее в строении и функционировании различных языковых знаковых, то есть семиотических подсистем, хранящих и передающих информацию.

Семиотика - наука о знаках и знаковых системах. Эта междисциплинарная наука возникла на стыке лингвистики, теории информации, психологии, биологии, литературы, социологии.

Семиотика возникла в конце XIX - начале XX века. Основоположниками семиотики являются американский философ и логик Чарльз Сэндерс Пирс (1839-1914) и швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр (1857-1913). Обычно считается, что именно Пирсу, так любившему создавать новые термины, мы обязаны термином «семиотика» (хотя в действительности этот термин предложил ещё Локк , в последних строках своего «Опыта о человеческом разумении»). Соссюр же дал новой науке название «семиология», получившее большее распространение в теоретической лингвистике.

Семиотические системы действуют в:

1) человеческом обществе (язык и некоторые явления культуры – обычаи, обряды);

2) природе (коммуникация в животном мире);

3) человеке (зрительное и слуховое восприятие предметов).

Семиотика бывает:

- гуманитарная (языка и литературы);

- формальная (логико-математическая, прикладная компьютерная).

Произведения художественной литературы могут исследоваться по 2-м линиям:

Как объект конкретно исторического и литературоведческого и историко-литературного анализа;

Как объект семиотического анализа (язык художественной литературы).

Основной корпус гуманитарной семиотики составляют 2 комплекса понятий :

1) семиотические закономерности

2) семиотические членения

К семиотическим закономерностям относятся:

- оппозиции всех основных элементов языковой семиотической системы , т.е. фонем, морфем, слов, типов предложений и интонаций.

Оппозиции этих элементов выявляют дифференциальные признаки (напр.: «пить» и «бить» - дифференциация глухости и звонкости). Процедура исследования путем замен называется коммутация.

- изоморфизм – структурное подобие формы выражения и формы содержания (напр.: сила звука соответствует силе эмоций).

Существует 3 семиотических членения (предложены Чарльзом Уильямом Моррисом) :

- синтактика – отношения между знаками, главным образом в речевой цепи;

- семантика – отношения между знаком-нисителем, предметом обозначения и понятием о предмете;

- прагматика – отношения между знаками и тем, кто их использует. Исследуются 2 центра: субъект речи и адресат.

* Семиология Ф. де Соссюра

Фердинанд де Соссюр определяет создаваемую им семиологию как «науку, изучающую жизнь знаков в рамках жизни общества». «Она должна открыть нам, что такое знаки и какими законами они управляются».

Одно из основных положений теории Ф. де Соссюра - различение языка и речи. Языком (la langue) Соссюр называл общий для всех говорящих набор средств, используемых при построении фраз на данном языке; речью (la parole) - конкретные высказывания индивидуальных носителей языка.

Языковой знак состоит из означающего (акустического образа) и означаемого (понятия). Соссюр сравнивает язык с листом бумаги. Мысль - его лицевая сторона, звук - оборотная; нельзя разрезать лицевую сторону, не разрезав и оборотную. Таким образом, в основе представления Соссюра о знаке и его концепции в целом лежит дихотомия означающее-означаемое.

Язык - система значимостей. Значение - это то, что представляет собой означаемое для означающего; значимость же знака возникает из его отношений с другими знаками языка. Если воспользоваться сравнением знака с листом бумаги, то значение следует соотнести с отношениями между лицевой и оборотной сторонами листа, а значимость - с отношениями между несколькими листами.

Существуют два вида значимостей, основанные на двух видах отношений и различий между элементами языковой системы. Это синтагматические и ассоциативные отношения. Синтагматические отношения - это отношения между следующими друг за другом в потоке речи языковыми единицами, то есть отношения внутри ряда языковых единиц, существующих во времени. Такие сочетания языковых единиц называются синтагмами. Ассоциативные отношения существуют вне процесса речи, вне времени. Это отношения общности, сходства между языковыми единицами по смыслу и по звучанию, либо только по смыслу, либо только по звучанию в том или ином отношении.

Семиотика Ч. С. Пирса

Чарльз Сандерс Пирс пытался охарактеризовать ряд важных семиотических понятий (понятие знака, его значения, знакового отношения и т. д.). Он отчетливо сознавал, что эта область исследования должна быть предметом особой науки - семиотики, которую он определял как учение о природе и основных разновидностях знаковых процессов.

В частности, Пирс создал базовую для семиотики классификацию знаков:

1) знаки-иконы (icon, од греч. eikon - "образ"), изобразительные знаки, в которых означаемое и означающее связаны меж собой по подобию. Например, знак, который предостерегает водителей от быстрой езды неподалеку от школ, детских садов, изображает двоих детей;

2) знаки-индексы (лат. index - "указательный палец"), в которых означаемое и означающее связаны меж собой по расположенности во времени и/или пространстве. Наиболее очевидным примером такого знака есть указатель дороги, который даёт путникам информацию о названии ближайшего населенного пункта (например, Васюки) и направлению, в котором нужно идти, чтобы добраться до Васюков. Выражение лица - например, сморщенные брови - это тоже знак-индекс, потому что «указывает» на эмоциональное состояние человека: гнев;

3) знаки-символы (symbol), в которых означаемое и означающее связаны меж собой в рамках некоторой конвенции, то есть как бы по предварительной договоренности. Например, дорожный знак, на котором изображен «перевернутый» треугольник не имеет естественной связи с формой и значением «уступи дорогу». Национальные флаги - также примеры таких конвенций. К символам относятся все слова всех языков, за исключением слов-подражаний.

Семиотика — наука о знаках и знаковых системах. Естественный язык — это открытая знаковая система. Язык тоже понимается в широком смысле - не только как естественный язык (первичные моделирующие системы), но и как вторичная моделирующая система.


В жизни всех живых существ – и человека, и животных – знаки имеют огромное значение, на них базируется вся человеческая деятельность и многие формы поведения животных. Но каждая из отдельных наук изучает знак в каком-либо его одном, отвечающем задачам данной науки, аспекте.

При этом ни одна из названных и других областей не охватывает общую, целостную проблему знака в отвлечении от его конкретных, свойственных данной науке, свойств. Последняя задача – исследование знака как такового – как раз и является делом семиотики.

Но все это становится возможным лишь потому, что семиотика владеет знаниями о частных, конкретных науках, в которых описываются конкретные знаковые ситуации и конкретные приемы использования знаков. Данные отдельных частных наук – база для применения семиотики. Но, объединив все данные отдельных наук, семиотика выводит и формулирует общие положения и законы, связанные со знаками.

Две стороны знака и семиотический треугольник

Начало науке о знаках было положено американским ученым Чарльзом Пирсом (1839–1914). Человек же как создатель и интерпретатор знака занимает в теории Пирса ведущую позицию. Идеи Пирса о знаках развивал американский ученый Чарльз Моррис (1901–1978), который написал работу «Основы теории знаков», являющуюся первым систематическим изложением семиотики.

Так, крупнейший ученый-лингвист Фердинанд де Соссюр (1857–1913) высказал мысль о науке, изучающей жизнь знаков внутри жизни общества, которую он назвал семиологией. Она должна, – продолжал он, – открыть нам, в чем заключаются знаки, какими законами они управляются».

Согласно Соссюру, знак представляет собой связь между понятием и акустическим образом. Понятие текста в семиотике не обязательно связано только с естественным языком. Любая знаковая система, имеющая целостное значение и связность, является текстом. Следовательно, текст есть то, что создано самими человеком для своих нужд, духовных и материальных.

Текст, обнимающий все вокруг, представлен в известном высказывании французского ученого Ж. Деррида: «Внетекстовой реальности вообще не существует», с чем мы не можем согласиться. Всякий текст как семиотическая система характеризуется четырьмя отличительными признаками: операторным способом, сферой действия, природой и числом знаков, типом функционирования.

Ю.М. Лотман выделил семиосферу по аналогии с биосферой и ноосферой В.И. Вернадского. Культура есть механизм для обработки и сообщения информации. Сюда можно отнести уже упоминавшиеся семиотические системы кино, музыки, фотографии, архитектуры, географических объектов, рекламы и др., которые можно называть языками культуры. Вторичные моделирующие системы функционируют с помощью соглашений (конвенций, кодов), которые принимаются всеми или большинством членов социума.

Предмет, структура и основные понятия семиотики

Таким образом, культура принимает характер вторичной системы, надстраиваемой над принятым в данном коллективе естественным языком. Язык же выполняет двойственную функцию: среди всех семиотических систем он наиболее развит как средство общения. Семиотика культуры - это знаковые средства культуры, а также рассмотрение всех культурных феноменов как текстов.

К ним относят все виды культурных текстов, кроме естественною языка, искусство, социальную деятельность, модели поведения,традиции, обычаи, религиозные верования и т.д. Они строятся по образцу естественного языка, функционируют с помощью кодов (соглашений), которые знают члены той или иной социальной группы. В отличие от естественного языка, у которого код един для всех членов сообщества, коды вторичных моделирующих систем различны, овладение ими требует специального обучения.

Выделяют шесть типов знаков и знаковых систем: естественные, функциональные, иконические, конвенциальные, вербальные, системы записи. Функциональные знаки нередко имеют вторичные значения, приписываемые им по аналогии, что особенно хорошо видно в суевериях: подкова - к счастью, женщина с пустыми ведрами - к несчастью и т.д. Так, в музыке имитируются гром, морские волны и т.п.; в этом случае знаки схожи с обозначаемыми предметами по материалу.

Процесс передачи сообщения — знаковый процесс (семиозис)

Конвенциональные (условные) знаки - искусственно созданные знаки, которым люди договорились приписывать определенное значение. Они могут быть совсем не похожи предмет, который обозначают (хотя это и не исключено), например школьный звонок. Существует три основных вида конвенциональных знаков - сигналы, индексы и символы.

Индексы — условные обозначения предметов или ситуаций, имеющие компактный вид и применяемые для того, чтобы выделить эти предметы и ситуации изрядадругих. Иногда (но необязательно) их стараются подбирать так, чтобы их внешний вид подсказывал, что они обозначают, например показания приборов, условные значки в схемах, на графиках и т.д.

Вербальные знаковые системы — это разговорные языки, которых в мире насчитывается несколько тысяч. Именно они состав- л я ют основу культуры говорящего на нем народа. Он формируется и развивается людьми только благодаря их совместной деятельности и общению. В отличие от искусственных формализованных языков он способен к неограниченному развитию.

Язык – это система знаков любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную функции в процессе человеческой деятельности. Семиотика изучает естественные и искусственные языки, а также общие принципы, составляющие основу структуры всех знаков.

Если мы рассмотрим взаимодействие человека с окружающим миром, то сможем составить схему, включающую три элемента (треугольник):

2. Реальность (мир).

3. Орудие (включая знаки).

Рассматривая взаимодействие человека внутри этого треугольника, мы можем обнаружить:

а) Непосредственное взаимодействие (1 – 2, 1 – 3).

б) Опосредованное взаимодействие, осуществляемое посредством орудия, т.е. знака (1 – 3 – 2, 1 – 2 – 3).

Как мы видим, знаки – это средства общения, взаимодействия человека с окружающим нас миром (1 – 3 – 2).

Но человек – это существо родовое, коллективное. Человек – это мир человека. Поэтому знаки имеют общественную природу, это коллективные, общественные инструменты (орудия), т.е. они «признаны» обществом, коллективом.

Все три компонента (если учесть, что человек – это общественное существо, то получим четыре компонента) взаимодействуют между собой. Между ними имеется противоречие. Система развивается. Результатом этого взаимодействия и развития выступает новое состояние системы. Система переходит в новое качество с меньшей степенью энтропии. Меняются все ее 3 (4) компонента, они развиваются.

Знаки – это инструменты, созданные людьми для общения, коммуникации друг с другом в своем взаимодействии с миром.

Знаки в своем развитии образуют систему, т.е. совокупность элементов, объединенных в соответствии с правилами, законами, нормами. Например, шахматы как система знаков, языка.

Виды знаков

Можно выделить несколько систем знаков:

Знаки, построенные на «естественных языках», «естественные знаки», или признаки.

Образные знаковые системы.

Языковые системы.

Знаковые системы записи.

Формализованные (математические) кодовые знаковые системы.

Мы можем предполагать, что эти системы имеют определенную последовательность, порядок появления в филогенезе и онтогенезе.

Рассмотрим каждую из систем знаков.

Естественные знаки .

Естественным знаком выступает предмет реального мира (или действие, например, жест), служащий для представления (обозначения) этого мира или его частей. Не каждый предмет и не всегда может быть знаком.

Предмет или группа их не могут быть знаком самого себя. Т.е. предмет как знак – это всегда заместитель, посредник, медиатор, представитель. Например, мы идем по дороге. Нас окружают тысячи предметов – деревья, камни, ручьи и т.д. Но лишь некоторые из них являются ориентирами, т.е. предметами, посредством которых мы узнаем о нашей цели.

Таким образом, вещь, предмет сами по себе являются предметами. Совокупность предметов есть их множество. Часть предметов, представляющая совокупность и указывающая на отсутствующую, но возможную информацию, есть знак. Вернее будет сказать, это при-знак . Признак – это предпосылка знака. Это необходимое, но еще недостаточное условие для появления знака, например, трава может указывать на близость воды, облака – на возможность дождя, след – признак зверя. Признаки могут нести сложную, большую информацию. По форме следа опытный охотник может сказать, кто, куда, когда прошел и т.д. Например, Арсеньев, знаменитый путешественник и герой повести «Дерсу Узала», восхищается умениями своего следопыта-проводника читать следы-знаки, которые ему, горожанину, ничего не говорят. Но признаки могут содержать и недостоверную информацию. Все мы знаем, что солнце «всходит на востоке» и хорошо усвоили признаки восхода солнца. Но потребовалось знание Коперника, чтобы доказать, что солнце, а не земля, центр нашей солнечной системы, и что земля вращается вокруг солнца, а не наоборот.

Хотя естественные знаки самые древние, они сохраняются и в современной культуре, в том числе и науке. Мы хорошо знаем признаки нашего дома, или места работы. Мы часто используем жесты для того, чтобы передать информацию. В общении людей огромную роль играет мимика лица, позы, которые они принимают. Все это такие знаки, которые неотделимы от самих предметов или действий. В науке, в частности, в астрономии, широко используется метод спектрографии. В металлургии применяется метод, который использует «цвета побежалости», разную окраску расплава металла в зависимости от его температуры. В обыденной жизни по высоте солнца мы можем судить о наступлении времени обеда или вечера.

Образы и образные системы знаков.

Образ – это знак, потерявший связь или оторвавшийся от своего естественного носителя, предмета, действия. Образы еще называют знаком «в подлинном смысле слова». Он стоит вместо другого предмета, представляет его, заменяет его, но не является его частью, т.е. знак – это знак чего-то, а не сам предмет или его часть. Если при естественных знаках человек еще не мог оторваться от реальности, то в образах человек мысленно абстрагируется, отвлекается от одних сторон реальности и абсолютизирует другие.

Как знак, «образ» представляет всегда целый класс сходных вещей или предметов, т.е. более объемную часть действительности, чем естественный знак. Естественный знак, признак представляет конкретную совокупность явлений, например, конкретное жилье, поле, поселок, зверя, чувственно воспринимаемые, а не указывает на единичное явление. Образный знак представляет целый класс предметов, даже если они и не воспринимаются чувственно. Например, расположение на витрине хлебной лавки булки хлеба может обозначать, указывать и конкретную булочную (одну из многих), и тогда будет естественным знаком, признаком, но может изображать любую, всякую булочную в пределах данной культуры, обозначать, и тогда будет знаком-образом.

Чем теснее знак привязан к обозначаемому предмету, тем труднее системе управлять им внутри себя. И чем абстрактнее знак, чем слабее его связь с обозначаемым, тем легче оперировать им внутри системы.

Каждый новый тип знаковых систем появляется у человека еще в период господства старых знаков. При этом старые системы продолжают развиваться на новом уровне, а новые надстраиваются над старыми, вбирают их в себя и представляют в новом обличье.

Например, вначале человек запоминает признаки конкретной ситуации: трава – признак болота, голубой цвет – признак воды, реки. Затем фиксируются системы таких знаков – признаки местности. Они еще также фиксируются в уме, запоминаются. Далее эти признаки фиксируются на коре, папирусе, бумаге. Появляются карты местности. Ими может пользоваться не только тот, кто сам бывал в этой местности, но и человек, который там не бывал, но умеет «читать» карту. Т.е. он фиксирует информацию в рисунках, знаках на карте. Так, и на современной карте реки обозначаются голубым цветом, а голубой цвет связан с «естественным» цветом воды. Или, изображение реки на карте повторяет изгибы реального потока воды на местности.

Первыми образными знаками были естественные знаки. Здесь происходило применение одного реального предмета для представления или обозначения других предметов, которые ин напоминал по виду, по внешнему облику, или репрезентация целого класса предметов, похожих на него. Например, вывеска-булка – это и предмет, хлеб, но это и признак конкретной, единичной булочной, но и знак магазинов, где торгуют хлебом, или знак хлеба вообще.

Главной характеристикой образа является его изоморфизм. Греческое слово «изоморфизм» означает точки совпадения, похожести в двух или более областях. В нашем случае изоморфизм образа и изображаемого, обозначаемого означает их совпадение либо по существу, либо по внешнему виду, либо по ассоциации, вызываемой образом и изображаемым. По признаку изоморфизма образ-знак отличается от естественных знаков, которые являются естественными предметами, с другой стороны, от слова, которое по своей сути конвенционально и обычно непохоже на тот предмет, который оно обозначает.

Знак-образ зарождается для представления всего класса предметов, с которыми он еще не потерял связи. В этом случае изоморфизм полный – по существу. Постепенно степень изоморфизма уменьшается. Сохраняется еще по внешнему виду, например, вместо реального хлеба на витрине магазина может быть расположен его макет, муляж, сделанный из папье-маше, или из пластмассы. Здесь внешнее подобие, а не по существу. Но знаком магазина, где продают хлеб, может быть и изображение пекарской лопаты, или колосьев, или ветряной мельницы. Здесь уже изоморфизм частичный, ассоциации, при котором образ одного предмета мысленно связывается с образом другого предмета. Например, на гербе Англии находится лев – какая между ними реальная связь? Ведь в исторической знакомой нам Англии львы не водились. Казалось бы, это чисто конвенциональные знаки, продукт чистого соглашения, но это не так, они еще существуют по законам образных знаковых систем.

Образные знаковые системы могут быть разных видов.

Состоящие из реальных предметов. Например, коллекции каких либо естественных предметов: зверей, растений, бактерий, монет, оружия, марок и др.

Системы знаков, внешне похожих на изображения. Например, коллекция картин, изображающих плоды, людей, фотографии, карты, и др.

Системы знаков, составленных из конвенциональных образов: алфавиты, математические символы и др.

Могут быть разные образы-знаки: «визуальные», для которых характерен зрительный изоморфизм. Но могут быть и «слуховые» – например, запись пения птиц, шума текущей воды и т.д. « Тактильные» – знаки, воспроизводящие внешнее сходство трения, давления, например, массаж. «Обонятельные» – парфюмерия. «Цветовые» – сигнальные знаки светофора.

3. В культуре зрительные, визуальные образы-знаки занимают центральное место. В научной литературе за такого рода знаками закрепилось название иконических знаков, икон. Это слово произошло от греческого eicon – репродукция, изображение объекта при помощи похожего суррогата.

Иконические знаки распространены в культуре любого народа. Вследствие своей похожести на изображаемое они понятны всем категориям пользователей, даже тем, кто не умеет читать и даже не знающим языка той страны, в которой они находятся. Конечно, ограничения культурологического плана и для них еще сохраняются, но в силу интернационализации мировых связей они стремительно уменьшаются, примером чего может служить международная система правил дорожного движения.

Образы-иконы в процессе развития дополняются конвенциональными образами.

Например, возникновение той или иной медали или ордена всегда связано с конкретным событием – победой, подвигом героя, что находит свое отражение в знаке-награде. Но сперва «честь» которую оказывали победителю, носила вполне конкретный характер – ему давали часть добычи. Потом эту часть стали дополнять знаком почета. Потом остается знак почета, а от части добычи ничего не остается. Но на этом знаке фиксируется или само знаменательное событие, или герой, его совершивший, или иного рода обстоятельства, призвавшие к жизни награду-знак. Эти знаки – образы, они носят иконический характер. Например, орден Подвязки был утвержден в результате любовного приключения английского короля Эдуарда III, отсюда название ордена и запись на нем: «Позор тому, кто плохо об этом подумает». Фактически этот орден призван был увековечить победу при Креси. Поэтому на нем появляется изображение Святого Георгия, побеждающего дракона. Таким образом, здесь есть знак-икона и знак, имеющий чисто конвенциональное значение, условное соглашение. Ведь вместо изображения Георгия на коне могло быть помещено любое другое изображение. Таким образом, здесь связь с реальностью осуществляется опосредованно, через соглашение, конвенцию. А конвенция – культурно обусловленное явление, она задается и определяется всей культурой данного общества. Здесь признак изоморфизма по внешним признакам уступает свое место изоморфизму культурному, смысловому.

Церемониальные образные системы.

На основе конвенциональных знаков построены многочисленные знаковые системы. Наиболее распространенными из них выступают церемониальные образные системы. Они связаны с культурой, начиная от рождения человека до его смерти. Разнообразные религиозные культы, светские турниры, парады, приемы и т.д. – то, что называется обрядом, ритуалом. В них присутствуют все те знаки, символы, которые ритуал приобрел за все годы своего существования. Те или иные обряды могут быть строго регламентированы, например, религиозные – крещение, или государственные – принесение присяги. Но они могут носить и фольклорный характер, например, присесть перед дальней дорогой.

3. Образные системы искусств .

Многие виды искусств также коренятся в естественных знаках, например, в обрядах. Такой жанр, как трагедия, берет свое начало из шествий, посвященных праздникам Диониса. Но со временем трагедия обрастает многочисленными конвенциональными знаками. Наиболее четко это представлено в классицизме, где было сформулировано «правило трех единств».

4. Прикладное искусство .

Прикладное искусство появляется тогда, когда человек перестал относиться к вещи чисто утилитарно, а не стал рассматривать ее в каком-то дополнительном качестве – как носительницу эстетического, религиозного, политического начала и т.д. Например, при эстетическом отношении к вещи последняя рассматривается как носительница особых свойств, вызывающих у человека чувство восхищения, любования, наслаждения. Это фиксируется дополнительно в тех знаках, которыми вещь начинает наделяться человеком – совершенство формы, игра линий, светотени, цвета, – все это образует особый язык – художественный. Со временем вещь теряет свое утилитарное значение, сохраняя чисто эстетическое. Так, декоративная ваза уже не служит тому, чтобы в ней что-то хранили. Она становится объектом «чистого любования». Рисунок вазы теряет все свои связи с естественным материалом, являясь носителем «чистой формы». И теперь уже эта форма является объектом созерцания. Но в таком случае произведение искусства теряет свой прикладной характер.

Образные системы знаков обладают рядом закономерностей.

1. Образ сохраняет связь с изображаемым при помощи изоморфизма, внешнего или внутреннего сходства. Сначала в функции знака выступают сами предметы. Эти знаки имеют максимально возможный изоморфизм, затем появляются образы, где изоморфизм внешний (т.н. «иконы»). Затем создаются конвенциональные знаки, для которых характерен внутренний изоморфизм, устанавливаемый на духовном, идеальном уровне.

2. Решающим при определении образной системы является не только качество знака, но и его функции и свойства системы. Например, образные системы могут входить в системы иных, необразных типов знаков. Так, система жестов немых существует по законам языка, хотя по качеству знаков она относится к системам естественных знаков.

Образы собираются в системы и действуют в ней по определенным правилам. Эти правила составляют метаязык системы и подчинены логике ее функционирования.

Например, в коллекции присутствуют естественные знаки – экспонаты. Они подбираются так, как они существуют в природе, или связаны в обществе реально. Т.е. решающей является логика реального существования предметов вне знаковой системы. Или пример с таблицей Менделеева. Здесь знаки располагаются не конвенционально, не произвольно, но в соответствии с каким-то порядком, законом.

4. По мере того как знак теряет свое естественное качество, переходит к образам-иконам или конвенциональным знакам, язык системы теряет зависимость от естественной логики и начинает подчиняться логике самой системы. Например, картины (иконы) в картинной галерее мы можем расположить в произвольном порядке. Образные знаки менее поддаются формализации, например, нельзя обучится живописи по учебнику рисования.

5. Языковые знаковые системы, связанные с речью и письмом .

Основу языка образует знак. Языковый знак – это материально-идеальное образование, репрезентирующее предмет, свойство, отношение к действительности. В своей совокупности языковые знаки образуют особого рода знаковую систему – язык. Знак языка есть единство определенного мыслительного содержания (означаемого) и цепочки фонематически расчлененных звуков (означающее), материальной формы. Эти две стороны языкового знака опосредованы сознанием.

Форма знака (означающее) – чувственно воспринимаемый субстрат, он материален. Это носитель идеального, мысленного содержания. Форма репрезентирует социально приданное значение, представляет его.

Только в единстве двух сторон знака сознанием «схватывается», познается и понимается, а знаком обозначается определенный фрагмент действительности.

Обе стороны языкового знака подчиняются закону асимметрии. Наиболее типичным знаком языка является слово. Содержание словесных знаков носит кумулятивный, накопительный, характер. Содержание слова складывается из ранее накопленной информации.

Главной отличительной чертой слова как знака является двухступенчатый принцип построения его означающего, формы.

На первой ступени форма выражения любого словесного знака состоит из фонем, односторонних незнаковых единиц плана выражения.

В каждом языке это определенный набор звуков. Путем их комбинирования создаются неограниченные возможности обозначения, наименования элементов реальности.

На второй ступени незнаковые единицы в строении означающего словесного знака представлены различиями признаков фонем, что способствует осуществлению не только функции восприятия (перцепции), но и дистинктивной (различительной) в отношении фонем. На этой ступени фонемы выступают как знаки знаков. Слова относятся к естественным знакам.

Слово как знак отличается от предшествующего ему образа-знака и следующего за ним символа-знака. Слово в мышлении связано с понятием в отличие от образов, которые связаны с отображаемым. Слово – базисный элемент любой языковой системы. Слово описывает естественные явления, в отличие от естественных знаков, которые указывают на явление, и образов, которые отражают явления. Слово как бы находится между образом и символом. Образ еще тесно связан с обозначаемым, слово по природе своей конвенционально. Но не в такой степени, как символ. За словом всегда стоит референт, предмет, которое слово называет. Если мы назовем слово, то всегда можем в сознании воссоздать тот предмет, которое слово называет. (Или почти всегда, есть слова, за которыми может и ничего в реальности не стоять, например, «четырехугольный треугольник»). Символ имеет чисто конвенциональный характер, он связан с выражаемым чисто духовной связью, подчас ассоциацией. Например, что общего между математическим символом суммы и реальной операцией сложения предметов?

Языковые знаковые системы могут быть подразделены на три вида: дописьменные, письменные и экранные.

Наиболее ранние языковые системы, связанные со словом, появились 35–40 тыс. лет назад. Именно в этот период у человека появляется речь – звуковая система передачи информации, связанная с употреблением слов.

До этого информация передавалась с помощью ритуалов.

Письменность появляется намного позже, примерно 7 тыс. лет назад. Письмо – это знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять ее во времени.

Первоначально для передачи информации применялись другие графические способы. Например, пиктография (рисунок), бирки, зарубки, вампумы, кипу. Русская летопись упоминает о «чертах и резах», которыми пользовались наши предки. Сохранились устойчивые словосочетания, отражающие разные способы фиксации информации в далеком прошлом: «узелок на память», «заруби на носу». Усложнение жизни, связанное с переходом к цивилизации, привело к складыванию собственно письма.

Для письма характерно:

Наличие постоянного состава знаков.

Каждый знак передает либо целое слово, либо последовательность звуков, либо отдельный звук речи.

Для письма важна не сама по себе графическая форма знака (изобразительно-рисуночная, условно-геометрическая и т.д.), а характер передачи знаками элементов речи.

Письменность делят на типы, в зависимости от того, какие элементы речи передаются знаками:

Фразеографическое письмо – передающее целые сообщения, графически почти не расчлененное на слова.

Это письмо включает в себя два вида: а) пиктография – письмо картинками; б) древнейшие условные знаки (например, знаки собственности – тамги, табу, элементы первобытного орнамента).

Логографическое и идеографическое письмо – знаки передают слова или понятия;

Морфемографическое – знаки передают морфемы.

Слоговое (силлабическое) – знаки передают слоги.

Звуковое (фонематическое), (буквенно-звуковое, алфавитное) . В этом случае знаки передают определенные звуки. Этот вид письма в свою очередь подразделяется: а) консонантное – знаки обозначают только согласные звуки; б) консонантно-вокализированное – знаки передают как согласные, так и гласные звуки – фонемы.

Но письмо можно подразделять и по графическим признакам. В этом случае мы получим:

Пиктография – информация передается с помощью рисунков, пиктограмм.

Иероглифическое письмо . В данном случае изобразительная форма частично сохраняется. Иероглифы известны культурам Египта, Китая, Хеттов, Мая.

Клинопись. Знаки состоят из комбинаций клинообразных черточек. Встречаются в культурах шумерской, ассиро-вавилонской (аккадской), угаритской и др.

Линейное письмо , состоящее из условного сочетания прямых и закругленных линий. Встречается в культуре народов финикийцев, древних греков, сюда же относится латиница, кириллица.

Самое раннее пиктографическое письмо, возможно, зародилось еще в мезолите, где встречаются «азильские чуринги». Они представляют собой гальки, на поверхности которых нанесены краской или выгравированы символические фигурки. «Чурингами» их назвали по аналогии с подобными же предметами австралийских аборигенов, у которых они являются символическими вместилищами душ.

Наряду с письмом встречаются и иные формы записи знаковых систем. Например, картография, нотная грамота, система записи танцев, математические системы записи с помощью символов, объединенных в формулы, уравнения, системы преобразований.

Для всех систем записи знаков характерны некоторые общие свойства:

Системы записи отличаются от других знаковых систем своим вторичным, производным характером. Они отражают действительность, уже обозначенную первичными знаковыми кодами. Так, географические карты служат для записи естественных знаков музыкальная грамота – для записи музыки, образных знаков. Запись – это знаки знаков, это метазнаки.

Новые возможности, которые дает запись, создаются за счет создания более компактных и более общих знаков, чем первичные. Например, базисным знаком речи выступает слово. Слово отражает какой-то реальный предмет. Базисным знаком письма служит буква соответствующего алфавита. Это и создает большие возможности у письменной системы по сравнению с устной знаковой системой.

Самый высший тип записи – формализованные коды, настолько абстрактны, что он не может существовать без соответствующей системы записи своего ввода

Системы записи строятся на жестко фиксированной и ограниченной совокупности знаков, алфавите. В первичной знаковой системе число знаков практически неограничено (естественные знаки, образы, слова), количество знаков для записи стараются сократить до минимума. Правила их использования также ограничены. Использование знаков в письменной системе более формализовано, чем использование знаков в первичной. Так, в разговоре мы можем комбинировать слова разнообразным способом, в письменной речи это, как правило, не допускается. В формализованных системах количество базисных знаков еще меньше, а правила операций с ними еще жестче.

Современные системы записи включают обычно знаки из разных систем в разной степени абстрактности. Так, в картографии есть образные знаки (реки обозначают синим цветом), есть слова (например, названия рек, гор и т.д.), есть символы с чисто конвенциальным значением (так, город может изображаться точкой, а мог бы и квадратиком и т.д.)

В любой системе записи знаков устанавливается своя логика: всегда применяется тот же самый знак для одного и того же обозначения. Т.е. здесь устанавливается одно-однозначное соответствие. Например, на карте город всегда изображается точкой той или иной величины. Музыкальный звук имеет одно и то же положение на нотной линейке. Не всегда этот принцип выдерживается, но в тенденции любая система записи к этому стремится.

Системы записи пришли в культуру позднее, чем те знаки, которые они призваны записывать, т.е. первичные знаковые системы. Поэтому они не отрицают первые из них, сохраняют в той мере, в какой они необходимы для функционирования культуры. Но, кроме всего прочего, системы записи предоставляют человеку дополнительные преимущества, создать новые возможности для функционирования старых систем. В этой области мы отчетливо видим основную особенность культуры: культура не исчезает, но сохраняется в преобразованном виде в новой культурной форме, которая надстраивается над предыдущей, базируется на ней.

6. Символические системы знаков .

Человек в истории, (в своем филогенезе, т.е. развитии человека как рода), не сразу выработал символические системы знаков. И в своем индивидуальном развитии (в онтогенезе) освоение этой системы падает на более поздние годы жизни.

В онтогенезе обычно выделяют несколько стадий в развитии знака и их освоении человеком:

1-я стадия. Отделение предмета от себя и приобретение способности оперировать с ним как с отдельным предметом.

Эту стадию Ж. Пиаже назвал «сенсорно-моторной». На первых порах жизни ребенок ощущает мир физиологически. Уже через 2 недели после рождения младенец способен следить за ярким пятном света, на втором месяце появляется первая реакция на звук и т.д. В это время, когда внешние объекты меняют свое положение, такое изменение воспринимается как изменение самой сущности объекта, а не как изменение его положения относительно субъекта.

Лишь в 7-8 месяцев младенец начинает воспринимать физические перемещения. Этой стадии соответствуют знаки – «естественные языки».

2-я стадия. Вторая ступень («схемата», по терминологии Пиаже) начинается еще внутри сенсомоторной стадии во второй ее половине как стадия возникновения умственного образа предмета или «стадия образного восприятия». Исследователи проводили такой эксперимент: игрушку клали на подушку на глазах у ребенка. Ребенок (10-11 мес.) полз к ней и доставал. Но если его отвлекали, то он легко забывал, куда он полз. Отсюда мы можем сделать вывод о том, что формирующийся образ еще не закрепляется в памяти. Эксперимент усложнили: вначале клали игрушку под одну подушку, а потом под вторую. Ребенок сперва полз к первой подушке (и только затем – ко второй) – и прекращал поиски, хотя видел, что игрушка перепрятана. В этом случае коды действия с предметом не соответствуют кодам восприятия, и их данные еще не взаимодействуют. Лишь постепенно, со временем, ребенок формирует устойчивые образы больших отрезков действительности. Пик этой стадии приходится на 5-7 лет. Ей соответствуют «образные знаковые системы».

3-я стадия. Характеризуется появлением символических, прежде всего языковых кодов. Таким образом, у ребенка формируются три способа представления мира: представление действием, образное и символическое. Именно в таком порядке они появляются в жизни ребенка. Каждое последующее в своем развитии опирается на предыдущее, но в общем оставаясь самостоятельным на протяжении всей жизни. Но символическую стадию можно представить более подробно как состоящую из ряда отрезков развития:

Стадия языкового развития.

Стадия обучения фиксированным кодам.

Стадия овладения математическими формализованными системами кодирования.

У человека в его индивидуальном развитии происходит освоение разных способов кодирования (и прочтения, раскодирования) различных знаковых систем, начиная с простейших (и первичных) и завершая более сложными и актуальными для нашей сегодняшней культуры. Известно, что используя эти особенности, гениальному российскому философу Э. Ильенкову удавалось обучить даже слепо- глухо-немых детей, которые потеряли очень многие каналы связи с окружающим миром.

Чтобы освоить современную культуру, человек должен владеть всеми способами кодирования и раскодирования (опредмечивания и распредмечивания) знаков.

Конечно, мы можем сказать, что и сегодня еще многие люди неграмотные. Их на земле около одного миллиарда. Но три первые знаковые системы – естественные, образные и языковая – являются обязательными для существования человека как социального существа. Известен «феномен Маугли», когда человеческие детеныши попадали в стаю животных. Они выживали, но жили недолго. Если они возвращались в человеческое общество, то их формирование как человека с определенной стадии было уже невозможно.

Накопление навыков кодирования всеми знаковыми системами происходили всю жизнь. Так же как в нашей культуре коды присутствуют все в одно и то же время, но в разных сферах они представлены в разной степени.

Например, в сфере искусства в основном преобладают образные системы знаков. Формализация играет здесь меньшую роль. В науке преобладают математические, формализованные системы, например, языки программирования.

В современной культуре формализованные коды получают преимущественное развитие – программирование проникает в быт, на транспорт, в искусство, в обучение. Т.е. эти коды получают первенствующее значение и развитие.

В онтогенезе тот или иной тип знаковых систем может преобладать. Например, художник, артист, музыкант развивают у себя образное мышление и соответствующие способности к кодированию, ученый – формализованные.

Каждый тип кодирования в свою очередь в своем развитии проходит в филонегезе все те стадии, по которым коды развиваются в онтогенезе.

Особенности взаимодействия разных знаковых систем в филогенезе.

У отдельного «культурного» человека должны наличествовать все пять видов знаковых систем, но иногда его развитие ограничивается тремя основными.

Появление высшей системы знаков приводит к тому, что низшая стабилизируется, а иногда ее роль, значение уменьшаются. Фрэнсис Гальтон в XIX веке изучал т.н. «ученых» и выяснил, что у них не сохраняется адекватное восприятие обычных, знакомых всем предметов: ученый люд как специфическая категория имеет слабую силу видения обычных вещей. Наше книжное и словесное обучение «имеет своим следствием подавление этого естественного дара природы», считал Гальтон. Это приводит к потерям в развитии человеческих способностей. Например, письменная культура приводит к тому, что устная память ослабевает. Во все книги вошел образ «ученого-чудака» – рассеянного, сухого педанта, лишенного эмоций человека, углубленного в себя и не замечающего окружающих. Клод Леви-Стросс в книге «Миф и значение» пишет: «Сегодня мы используем и меньше, и больше умственного потенциала, чем раньше. Но это уже другого сорта умственный потенциал <…>, наше восприятие по объему меньше, чем у примитивных народов». Раньше многие люди могли видеть Венеру в дневном свете, сейчас лишь единицы. То же происходит с нашими знаниями о растениях, повадках животных – они уменьшаются.

Развитие знаковых систем в филогенезе.

Историческое развитие знаковых систем по-своему воспроизводит особенности онтогенеза. Высшие знаковые системы «снимают» низшие. Особенно показательно эта диалектика проявляется в науке, в математике. Математика начинается с простого счета путем действия. Т.е. эта стадия условно может быть отождествлена с сенсомоторной стадией ребенка. Геродот (V в. до н.э.) приводит пример с царем Дарием. Он поручил охранять переправу группе своих воинов. Командиру отряда царь оставил шнурок с узелками. Предводитель обязан был развязывать узлы по одному узлу каждый день. «Если я не вернусь ко дню, когда ты развяжешь последний узелок, подними людей и уходи на родину», – велел Дарий.

Тихон Семушкин в книге «Чукотка» приводит пример того, как считают старые чукчи: они ведут счет пятерками, загибая пальцы на каждой руке или ноге. Взрослые чукчи считают хорошо в пределах тысячи, они редко ошибаются, но считают долго. Так, один чукча по памяти пересчитал 128 оленей своего стада за два часа. Для этого ему пришлось привлечь ноги и руки свои, членов своей семьи и «занять» двух соседей. Таким образом, мы можем сказать, что наиболее древний способ счета заключался в простом переборе всех предметов, наиболее развитый – формирование систем ЭВМ.

Еще в XIX веке в Англии денежные долги отмечались на дощечках нанесением зарубок. Дощечку разламывали: одна половинка оставалась у должника, вторая у кредитора. В 1834 году произошел бунт, во время которого должники сожгли хранилище таких таблиц в парламенте. Это уже вторая, образная стадия, появления знаков. Появляются образы чисел – черты, зарубки, узелки.

Для третьей стадии, языковой, характерно появление слов для обозначения чисел – один, два, три. Появляются и единицы измерения: «локоть», («фут» в Англии), «сажень», «полет стрелы», «переход», «кочевье» и т.д. В Египте начали с пиктографии, рисунка. Три рисунка головы льва означали трех львов. Чтобы ускорить письмо, стали изображать одного льва, но три раза его подчеркивали. Далее появились знаки для чисел: число «семь» изображали знаком числа «один» с семью черточками под знаком. Позже появляется черта, изображающая десяток. Затем появилось письмо, так называемое гератическое, в котором имелся специальный знак для числа с 1 до 9.

Анри Пуанкаре писал: «Зоологи утверждают, что за короткий промежуток времени, период развития человеческого зародыша, он повторяет все стадии развития живых существ на земле. Кажется, то же самое происходит и при развитии наших умственных способностей. Задача учителей – провести ум ребенка теми же путями, которые были пройдены нашими предками, разумеется, провести быстро, но не опуская при этом ни одного из них. Для этого история наук может послужить нам нитью Ариадны».

В определенной мере история умственного развития человека, история развития его знаковой системы воспроизводится и в истории развития литературы. Так, мы можем проследить те же тенденции.

Вначале возникновения для литературы характерны легенды, мифы, сказки. В этих формах художественно творчества преобладает синкретизм, образные знаковые системы.

Затем наступает предпочтительное развитие литературы, тех ее жанров, в которых описываются приключения, путешествия. Происходит специализация жанров. Далее наступает период господства реализма. Это период зрелости, классика. В заключении начинает преобладать формализм, это декаданс.

Коды культуры

Любая культура использует многообразные знаки. Но каждая из системы знаков характеризуется своим способом представления реального предмета в знаковую форму, своим кодом. Эти годы могут складываться, так же как и языки, естественным образом, в ходе исторического развития человека, но могут носить и искусственный характер. Поскольку те или иные системы знаков затрагивают разные уровни сознания, они формируются на разных этапах исторического и индивидуального развития человека. Так, источник подъязыковой символики расположен в сознании человека глубже той области, в которой благодаря воспитанию закладывается механизм языка. Знаки ее не поддаются членению и дают множество индивидуальных вариаций. Надъязыковая символика использует очень емкие знаки, которым в языке соответствуют фрагменты речи, жесты и невербальные компоненты коммуникации. Символика и язык (в виде устной речи - систематизированного кода с двойным членением) составляют набор кодов, образуя те пределы, через которые язык «говорит через нас».

Итальянский ученый-структуралист У. Эко пишет: «Определяя коды как выжидательные системы, действенные в мире знаков, семиотика тем самым определяет соответствующие выжидательные системы в мире общественной психологии, устоявшихся способов мышления в мире знаков, сведенных к системе кодов и подкодов, семиотика раскрывает перед нами мир идеологий, отраженных в устоявшихся способах использованияязыка». В содержании структуры языка У. Эко закономерно видит идеологию общества, результирующую идеологическую детерминанту, которая кодирует язык изображения и действия. В системе знаков У.Эко фиксирует следующие коды:

– Коды восприятия, которые изучаются психологией восприятия (добавим, в виде изучения гештальтов и иллюзий восприятия.

– Коды узнавания, делящие условия восприятия на семы. Эти классифицирующие коды изучаются психологией памяти, познания или антропологией культуры.

– Коды передачи, подразделяющие условия ощущений, необходимых для определенного типа восприятия.

– Коды тональные - системы избирательных вариантов, уже сведенных к условным понятиям (признаки интонации знака).

– Коды иконические, основанные на элементах восприятия. Делятся на фигуры, знаки и семы. Фигуры - условия восприятия, знаки - условные приемы узнавания или абстрактные модели предмета (солнце – круг с лучами), семы – изображения (человек, лошадь).

– Коды иконографические, обозначающие наиболее сложные семантические знаки (монарх, Валаамова ослица). На их основе складываются комбинации (Рождество, Страшный суд).

– Коды вкуса, устанавливающие признаки, полученные с помощью сем предыдущих кодов: патриотизм (знамя), храм (античность). Человек с черной повязкой на глазу может стать здесь обворожительным или дурным.

– Коды риторические, возникающие в результате сведения к условным понятиям неизвестных ранее иконических изображений. Они делятся на фигуры, предпосылки и аргументы. Риторические фигуры, или визуально-разговорные обороты,- метафора, метонимия, литоты, амплификации.

– Коды стилистические – типичное изображение эстетического и технико-стилистического идеала.

– Коды подсознательного, создающие определенные комбинации всех сем, которые могут привести к идентификациям, проекциям, выражать психологические ситуации. Эти коды находят особое применение в процессе убеждения.

Чтение и расшифровка кодов являются, на наш взгляд, необходимым условием функционирования и развития культуры общества. Наряду со знаками как средствами общения, коммуникации, человек осваивает и способы их кодировки, освоения. Каждая форма культуры, каждый ее вид обладают своим набором кодов, способов представления информации в знаковой форме. Вплоть до последнего времени культурология мало внимания уделяла проблеме кодирования, в основном занимаясь изучением самих знаковых систем как готовых культурных форм коммуникации. В результате, часть культурного достояния воспринималась неосознанно, стихийно, а значит в неполном виде. Чтобы изменить ситуацию, культурология должна, наряду с системами знаков, изучать и способы их кодировки.

  • Биология как наука. Связь биологии с другими науками. Место и задачи биологии и подготовке врача. Новая биология

  • наука о знаках. Семиотика появилась в начале 20 в. и с самого начала представляла собой метанауку, особого рода надстройку над целым рядом наук, оперирующих понятием знака. Несмотря на формальную институционализацию семиотики (существуют семиотическая ассоциация, журналы, регулярно проводятся конференции и т.д.), статус ее как единой науки до сих пор остается дискуссионным. Так, интересы семиотики распространяются на человеческую коммуникацию (в том числе при помощи естественного языка), общение животных, информационные и социальные процессы, функционирование и развитие культуры, все виды искусства (включая художественную литературу), метаболизм и многое другое.

    Идея создания науки о знаках возникла почти одновременно и независимо у нескольких ученых. Основателем семиотики считается американский логик, философ и естествоиспытатель Ч.Пирс (1839–1914), который и предложил ее название. Пирс дал определение знака, первоначальную классификацию знаков (индексы, иконы, символы), установил задачи и рамки новой науки. Семиотические идеи Пирса, изложенные в очень нетрадиционной и тяжелой для восприятия форме, да к тому же в далеких от круга чтения ученых-гуманитариев изданиях, получили известность лишь в 1930-х годах, когда их развил в своем фундаментальном труде другой американский философ – Ч.Моррис, который, кроме всего прочего, определил и структуру самой семиотики. Дальнейшее развитие подход Пирса получил в работах таких логиков и философов, как Р.Карнап, А.Тарский и др.

    Несколько позднее швейцарский лингвист Ф. де Соссюр (1857–1913) сформулировал основы семиологии, или науки о знаках. Знаменитый

    Курс общей лингвистики (курс лекций) был издан его учениками уже после смерти ученого в 1916. Термин «семиология» и сейчас используется в некоторых традициях (прежде всего французской) как синоним семиотики.

    Несмотря на общую идею необходимости создания науки о знаках, представления о ее сущности (в частности у Пирса и Соссюра) значительно различались. Пирс представлял ее как «универсальную алгебру отношений», т.е. скорее как раздел математики. Соссюр же говорил о семиологии как науке психологической, некоторой надстройке прежде всего над гуманитарными науками.

    В основе семиотики лежит понятие знака, понимаемого по-разному в различных традициях. В логико-философской традиции, восходящей к Ч.Моррису и Р.Карнапу, знак понимается как некий материальный носитель, представляющий другую сущность (в частном, но наиболее важном случае – информацию). В лингвистической традиции, восходящей к Ф. де Соссюру и позднейшим работам Л.Ельмслева, знаком называется двусторонняя сущность. В этом случае вслед за Соссюром материальный носитель называется означающим, а то, что он представляет, – означаемым знака. Синонимом «означающего» являются термины «форма» и «план выражения», а в качестве синонимов «означаемого» используются также термины «содержание», «план содержания», «значение» и иногда «смысл».

    Другое ключевое понятие семиотики – знаковый процесс, или семиозис. Семиозис определяется как некая ситуация, включающая определенный набор компонентов. В основе семиозиса лежит намерение лица А передать лицу Б сообщение В. Лицо А называется отправителем сообщения, лицо Б – его получателем, или адресатом. Отправитель выбирает среду Г (или канал связи), по которой будет передаваться сообщение, и код Д. Код Д, в частности, задает соответствие означаемых и означающих, т.е. задает набор знаков. Код должен быть выбран таким образом, чтобы с помощью соответствующих означающих можно было составить требуемое сообщение. Должны также подходить друг к другу среда и означающие кода. Код должен быть известен получателю, а среда и означающие должны быть доступны его восприятию. Таким образом, воспринимая означающие, посланные отправителем, получатель с помощью кода переводит их в означаемые и тем самым принимает сообщение.

    Частным случаем семиозиса является речевое общение (или речевой акт), а частным случаем кода – естественный язык. Тогда отправитель называется говорящим, получатель – слушающим, или также адресатом, а знаки – языковыми знаками. Код (и язык в том числе) представляет собой систему, которая включает структуру знаков и правила ее функционирования. Структура, в свою очередь, состоит из самих знаков и отношений между ними (иногда говорят также о правилах комбинирования).

    Семиотика разделяется на три основных области: синтактику (или синтаксис), семантику и прагматику. Синтактика изучает отношения между знаками и их составляющими (речь идет в первую очередь об означающих). Семантика изучает отношение между означающим и означаемым. Прагматика изучает отношение между знаком и его пользователями.

    Результаты семиотических исследований демонстрируют параллелизм семантики языка и других знаковых систем. Однако, поскольку естественный язык является наиболее сложной, мощной и универсальной знаковой системой, непосредственное перенесение семиотических методов в лингвистику малоэффективно. Скорее наоборот, методы лингвистики, и в том числе лингвистической семантики, активно влияли и влияют на развитие семиотики. Можно сказать, что логически семиотика по отношению к лингвистике является объемлющей дисциплиной, но исторически она сформировалась как результат обобщения знаний об устройстве и организационировании естественного языка на знаковые системы произвольной природы. Тем не менее в лингвистике 20 в. семиотический подход в целом и основные семиотические понятия, такие, как «знак», «коммуникация» и «семиозис», сыграли огромную роль.

    В 20 в. семиотика развивалась в очень разных направлениях. В американской семиотике объектом изучения стали различные невербальные символьные системы, например жесты или языки животных. В Европе, напротив, первоначально главенствовала традиция, восходящая к Соссюру. Семиотику развивали прежде всего лингвисты – Л.Ельмслев, С.О.Карцевский, Н.С.Трубецкой, Р.О.Якобсон и др. – и литературоведы – В.Я.Пропп, Ю.Н.Тынянов, Б.М.Эйхенбаум и др. Лингвистические методы переносились и на другие области. Так, Я.Мукаржовский использовал методы, разработанные в Пражском лингвистическом кружке, для анализа искусства как знакового феномена. Позднее структурные методы для анализа социальных и культурных явлений использовали французские и итальянские структуралисты Р.Барт, А.Греймас, К.Леви-Стросс, У.Эко и др.

    В СССР взаимодействовали два основных семиотических центра: в Москве (Вяч.Вс.Иванов, В.Н.Топоров, В.А.Успенский и др.) и Тарту (Ю.М.Лотман, Б.М.Гаспаров и др.). В то же время с большим основанием говорят о единой Московско-Тартуской (или Тартуско-Московской) школе семиотики, объединившей исследователей на основе как содержательных, так и организационных принципов.

    Первым крупным семиотическим мероприятием в СССР стал Симпозиум по структурному изучению знаковых систем. Он был организован совместно Институтом славяноведения и балканистики АН СССР и Советом по кибернетике в 1962. В программу симпозиума входили следующие секции: 1) естественный язык как знаковая система; 2) знаковые системы письма и дешифровка; 3) неязыковые системы коммуникации; 4) искусственные языки; 5) моделирующие семиотические системы; 6) искусство как семиотическая система; 7) структурное и математическое изучение литературных произведений. На симпозиуме были сделаны доклады по машинному переводу, лингвистической и логической семиотике, семиотике искусства, мифологии, невербальным системам коммуникации, ритуалу и пр. Первое заседание открыл А.И.Берг. В симпозиуме участвовали П.Г.Богатырев, А.К.Жолковский, А.А.Зализняк, Вяч.Вс.Иванов, Ю.С.Мартемьянов, Т.М.Николаева, Е.В.Падучева, А.М.Пятигорский, И.И.Ревзин, В.Ю.Розенцвейг, Б.В.Сухотин, В.Н.Топоров, Б.А.Успенский, Т.В.Цивьян и др.

    В это время возник термин «вторичные моделирующие системы». Язык понимался как первичная знаковая система, надстроенные же над ним знаковые системы рассматривались как вторичные. Термин был предложен В.А.Успенским, в частности с целью избежать частого употребления термина «семиотика», поскольку он вызывал неприятие со стороны официальной идеологии.

    В Тарту центром семиотики стала кафедра русской литературы, на которой работали М.Ю.Лотман, З.Г.Минц, И.А.Чернов и др. В 1964 здесь вышел первый сборник

    Трудов по знаковым системам , и в этом же году состоялась первая Летняя школа по вторичным знаковым системам, объединившая два центра, а также ученых из других городов. В течение десяти лет было проведено пять Летних школ. Школы в 1964, 1966 и 1968 прошли в Кяэрику на спортивной базе Тартуского университета, школы в 1970 и 1974 году – в Тарту, причем последняя официально называлась Всесоюзным симпозиумом по вторичным моделирующим системам. Значительно позднее – в 1986 – состоялась еще одна, последняя школа. Во второй Летней школе (1966) принимал участие Р.О.Якобсон.

    В рамках Московско-Тартуской школы семиотики объединились две традиции: московская лингвистическая и ленинградская литературоведческая, поскольку именно к последней принадлежали Ю.М.Лотман и З.Г.Минц.

    В основе московской лингвистической традиции лежали методы структурной лингвистики, кибернетики и информатики (в частности, поэтому одним из основных стало понятие вторичной моделирующей системы). Для Ю.М.Лотмана ключевым стало понятие текста (прежде всего художественного), которое он распространил на описание культуры в целом

    . Для начального этапа работы Московско-Тартуской школы было характерно чрезвычайное разнообразие охватываемой тематики, при этом было широко представлено исследование «простых» систем: дорожных знаков, карточных игр, гаданий и т.д. Постепенно, однако, интересы членов школы сместились к «сложным» знаковым системам: мифологии, фольклору, литературе и искусству. Основной понятийной категорией, используемой в этих исследованиях, был текст. К семиотическому анализу текстов в самом широком смысле слова относятся, например, исследования основного мифа (Вяч.Вс.Иванов, В.Н.Топоров), фольклорных и авторских текстов (М.И.Лекомцева, Т.М.Николаева, Т.В.Цивьян и др.). Другое направление, связанное с этим понятием, представлено в работах М.Ю.Лотмана. В этом случае речь идет о тексте культуры, а само понятие культуры становится центральным, фактически вытесняя понятие языка.

    Культура понимается как знаковая система, по существу являющаяся посредником между человеком и окружающим миром. Она выполняет функцию отбора и структурирования информации о внешнем мире. Соответственно, различные культуры могут по-разному производить такой отбор и структурирование.

    В современной российской семиотике преобладает именно эта традиция, однако с активным использованием лингвистических методов. Так, можно говорить о семиотике истории и культуры, основанной на лингвистических принципах (Т.М.Николаева, Ю.С.Степанов, Н.И.Толстой, В.Н.Топоров, Б.А.Успенский и др.).

    Особый интерес представляют рефлексия по поводу Московско-Тартуской семиотической школы и осмысление ее как особого культурного и даже семиотического феномена. Основная масса публикаций (в том числе чисто мемуарного характера) приходится на конец 1980-х и 1990-е годы. Среди различных описаний и интерпретаций Московско-Тартуской школы можно выделить статью Б.А.Успенского

    К проблеме генезиса Тартуско-московской семиотической школы (впервые опубликована в Трудах по знаковым системам в 1987), основные положения которой, по-видимому, общепризнаны. Наиболее же дискуссионной оказалась статья Б.М.Гаспарова Тартуская школа 1960-х годов как семиотический феномен . Она была впервые опубликована в Wiener Slawistischer Almanach в 1989 и вызвала целый ряд откликов. Гаспаров рассматривает школу как целостное явление (он практически не упоминает имен), для которого характерна западническая ориентация, герметизм, эзотеризм и подчеркнутая усложненность языка, утопизм, своего рода внутренняя культурная эмиграция из советского идеологического пространства. См. также ЗНАК. ЛИТЕРАТУРА Степанов Ю.С. Семиотика . М., 1971
    Иванов Вяч.Вс. Очерки по истории семиотики в СССР . М., 1976
    Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию . М., 1977
    Семиотика . Под ред. Ю.С.Степанова. М., 1983
    Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка. Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства . М., 1985
    Из работ московского семиотического круга . М., 1997
    Крейдлин Г.Е., Кронгауз М.А. Семиотика, или азбука общения . М., 1997
    Московско-Тартуская семиотическая школа . История, воспоминания, размышления . М., 1998
    Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию . М., 1998

    THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама