THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

АРЛ ВЕЛИКИЙ (лат. Carolus Magnus, фр. Charlemagne, нем. Karl der Große) (ок. 742-814), король франков и лангобардов, воссоздатель Римской империи на западе, один из величайших правителей в истории. К концу пребывания Карла на троне его власть распространялась на всю Центральную и Западную Европу - от Северного моря до Средиземного и от Атлантического океана до восточных берегов Адриатического моря. Карл заложил военизированные поселения в глубине мусульманской Испании и на территории славянской Восточной Европы, а на Балканах вошел в непосредственное соприкосновение с владениямиВизантийской империи. Но Карл Великий был не просто военачальником, но и блестящим администратором, с поразительной эффективностью правившим колоссальным и сложно устроенным королевством. Он провел многочисленные экономические и аграрные реформы, покровительствовал образованию, активно участвовал в решении сложных церковных вопросов. Карл Великий сосредоточил в своих руках власть над всеми сторонами жизни, как религиозной, так и светской. Карл Великий родился, по-видимому, в 742, днем его рождения традиционно считается 2 апреля. Сведения о месте, где он появился на свет, противоречивы: указываются замки Ингельхайм близ Майнца и Карлхайм под Мюнхеном, а также Ахен и Зальцбург. Карл был старшим сыном Пипина Короткого и внуком Карла Мартелла, победителя арабов при Пуатье (732). Его матерью была Берта, или Бертрада, дочь Калиберта, графа Ланского. Брачный союз между родителями был узаконен лишь в 749.Каролингская династия.Крупнейшим из германских королевств, возникших в Западной Европе после распада Римской империи, было франкское. Во главе франков на протяжении почти 300 лет стояли короли из династии Меровингов. К 7 в. Меровинги выродились в бездеятельных и ничтожных правителей. Вследствие хронической слабости монархов реальную политическую власть в королевстве осуществлял ближайший сподвижник короля, именовавшийся майордомом. В 751 Пипин Короткий, отпрыск древнего рода Каролингов, неизменно поставлявшего Меровингам майордомов, решил положить конец призрачной власти своих повелителей. При поддержке папы Римского он сместил последнего из Меровингов и возложил корону на себя. Первый каролингский король, он расширял и укреплял франкскую державу в тесном союзе с папами. При помазании Пипина на царство, которое совершил папа Стефан II в аббатстве Сен-Дени близ Парижа в 754, помазаны были также его сыновья Карл и Карломан. Когда 24 сентября 768 Пипин умер, королевство, согласно его воле, досталось двум сыновьям, Карлу и Карломану (теоретически оно оставалось неделимым, но фактически каждый из сыновей был самостоятельным правителем своей части). С самого начала это создало напряженность между братьями. Однако чреватая угрозой распада королевства ситуация завершилась, когда Карломан внезапно умер в декабре 771. Карл стремительно двинулся в область брата и добился от подданных Карломана присяги на верность, а жена Карломана с двумя сыновьями бежала и укрылась у короля лангобардов Дезидерия.

Позиция уважаемого Кирилла Мартынова понятна и довольно распространена. Кастанеда, мол, объелся грибами, всё придумал и на этом сделал состояние. Что же, очень может быть. Но это не отменяет удивительной глубины, стройности и связности картины мира, которую он описывает в своих книгах. Кроме того, хорошо заметно, как он сам меняется от книге к книге: на глазах у читателя наивный самовлюблённый дурачок превращается в совершенно другого человека. Это легко было бы сделать задним числом, запланировав все книги сразу, но чтобы сделать это в прямой последовательности, нужно было либо действительно меняться, либо быть гением.

Мир Кастанеды существенно отличается от большинства мистических воззрений. Главное отличие, пожалуй - это то, что он безжалостен, а человек в нём одинок и беззащитен. Не на кого положиться, никто не предложит спасительную помощь: только сам, преодолев эгоистические чувства, человек может перестать себя жалеть и встать на «путь воина», в попытке избежать поглощения своего осознания после смерти Орлом - неизвестным существом, которое питается переживаниями живых существ. Но именно такой жестокий мир может сподвигнуть человека на удивительные подвиги и открытия.

В книгах Кастанеды нет благостного блеяния в стиле нью-эйдж и Коэльо, о том, что «мы все одно», или «мы - боги», нет призывов к перманентному счастью и обещаний о помощи. Поэтому смешивать Кастанеду с околомистическими словоблудами может только тот, кто его в действительности не читал.

Так же вряд ли читали его те, кто пишет об «имитации когнитивных процессов под воздействием транса». Кастанеда устами своего учителя дона Хуана излагает совсем другое представление о мире. Он говорит о том, что люди устроены таким образом, что в состоянии воспринимать лишь микроскопическую долю внешних воздействий. Кроме того, после того, как сигналы от органов чувств поступают в мозг, там они проходят дополнительную фильтрацию и «глоссировку» - процесс сверки сигналов с существующим «словарём» и идентификация всех ощущений в соответствии с ним. Этот механизм хорошо известен тем, кто в темноте принимал шевелящийся на дороге пакет за собаку.

Такой характер восприятия, очевидно, сформировался у людей эволюционным путём, позволяя им не перегружать свой перцептивный аппарат и быстро реагировать на опасность. Обратной его стороной является то, что человек оказывается узником небольшого канала восприятия, к которому его приучают с детства. Цель же обучения по системе «древних толтеков» как раз и состоит в том, чтобы вначале сделать перцептивный аппарат более гибким, позволяя ему воспринимать другие комплекты сигналов, а затем, в качестве последнего достижения, начать воспринимать всё сразу, таким образом обретя свободу от ограничений этого мира.

У этого обучения есть определённые шаги, включающие работу над собственной личностью, телесные упражнения, обучение особому способу поведения и сна. Все они довольно подробно поясняются и обосновываются, и складываются в довольно стройную систему работы над собой.

Ещё одна отличительная черта, которую редко где встретишь - это необыкновенно острый, постоянный и часто довольно грубый юмор, который сопровождает все события книги. Обычно все гуру напускают на себя ауру сияющего величия, требующего благоговейного отношения к ним. Дон Хуан же со своими друзьями, напротив, только и ищут возможности чтобы посмеяться над собой или подшутить над своими учениками.

И всё это вместе - система знания, таинственность и красота жестокого мира, острота одиночества и грубые шутки надо всем этим формирует замечательно поэтическое, глубокое и сильное мировоззрение, познакомиться с которым стоит каждому.

Есть у Кастанеды и серьёзные последователи. Из русских авторов особенно хочется отметить Алексея Ксендзюка. В своей книге «Тайна Карлоса Кастанеды» он делает замечательный обзор учения дона Хуана, анализируя его с разных сторон и сравнивая с другими философскими школами и практиками. У него же можно найти обширный список других авторов, занимавшихся этой темой.

XX век внес в историю развития государств новый тип - социальное государство, пришедшее на смену так называемому "либеральному государству" или "государству - ночному сторожу". Апологеты доктрины либерализма, виднейшими сторонниками которой были А. Смит, Лассаль, Спенсер и другие, воспевали не только свободу личности как величайшую ценность отношений между людьми, но и экономическую независимость общества и его отдельных членов от государства. Назначение государства рассматривалось слишком узко, лишь как: защита общества от угроз извне, защита "граждан от сограждан", выполнение тех работ, которые непривлекательны для частного бизнеса ввиду низкой прибыльности, но весьма важны для всего общества (строительство и поддержание в должном состоянии объектов инфраструктуры, общественных зданий и т.п.). Материальная поддержка государством отдельных граждан рассматривалась как недопустимая по двум причинам: 1) оказание помощи слабому, как считали некоторые социологи и юристы, есть вмешательство в действие закона естественного отбора, приводящее в итоге к выживанию тех, кто в естественных условиях неминуемо бы погиб, следовательно, приводящее к "снижению качества" генофонда человечества; 2) поддержание неблагополучной части общества невозможно без финансового участия благополучной части социума, а это, по сути, означает изъятие "священной и неприкосновенной" частной собственности.

С семидесятых годов XIX в. подобные взгляды постепенно были признаны устаревшими, не отвечающими реалиям и потребностям жизни общества; и в мировоззрении людей и в политике государства с большим трудом, постепенно, но укреплялась идея социального государства как инструмента заботы о личности, защиты и обеспечения ее прав и интересов.

Термин "социальное государство" достаточно широко употреблялся уже в трудах дореволюционных российских теоретиков права, причем существенных различий между социальным и социалистическим государством в то время не проводилось. В законодательстве идеи социального государства стали закрепляться вначале в актах рабочего законодательства, в рамках которого стала формироваться система социального страхования. Затем в конституциях отдельных государств (РСФСР, Веймарская Германия, Мексиканские Соединенные Штаты) в 20-е гг. XX в. были закреплены социальные права граждан и идея об ответственности государства за социальное благополучие нации в целом и каждого гражданина в отдельности. Лишь в 1949 г. в Основном законе Федеративной Республики Германия был закреплен принцип социального государства. Сегодня в конституциях России, Португалии, Румынии, Болгарии, Литвы, Казахстана, Марокко и других государств при характеристике основ государственного устройства используется термин "социальное государство".



Социальное государство можно рассматривать как достигнутое состояние, факт государственной жизни общества либо как идею, к которой государство должно стремиться, но которая, как и идея правового государства, пока окончательно не реализована. В первом случае социальное государство, несомненно, есть исторический тип государства, отличающийся от иных приоритетом социальной функции государства, особой ролью государства в экономике.

Одной из черт современного государства является повышенная забота о социально незащищенных категориях граждан: детях, инвалидах, престарелых, безработных. В их интересах устанавливаются государственные пособия и субсидии, пенсии и дотации. В свою очередь, проблема поддержки социально незащищенных категорий населения непосредственно связана с участием государства в управлении экономикой страны. Его участие в перераспределении экономических благ - это черта, характерная и для социального, и для социалистического государства. В современных обществах такое перераспределение не приводит к нарушению прав и свобод граждан и позволяет считать современные западные государства не только социальными, но и правовыми. Однако история показывает на примере тоталитарных режимов, что игнорирование требований связанности государства правом при активной патерналистской политике по отношению к большей части населения приводит к весьма негативным явлениям, не позволяющим считать данные государства истинно правовыми.

В основе социального государства лежит идея о том, что именно государство ответственно за создание таких условий жизни, при которых каждому человеку была бы гарантирована доступность элементарных благ, что можно рассматривать как создание равных стартовых возможностей (вернее, выравнивание этих возможностей). Социальным следует называть то государство, одним из приоритетных направлений деятельности которого является создание условия для реализации социальных прав граждан, закрепленных в национальном законодательстве и соответствующих мировым стандартам в этой области.

Конечно, Российскую Федерацию сегодня вряд ли можно в полной мере отнести к такому типу государств. Выдвинутый и имеющей значение элемента государственной идеологии лозунг "Жить по средствам", по сути, означает признание неспособности государственной власти разработать глобальную доктрину социальной политики и вместе с тем обеспечить эту политику экономическими механизмами.

Вместе с тем долю оптимизма внушает сама попытка конституционного закрепления многих из перечисленных признаков государства современного типа. Поэтому представляется правомерным назвать Россию страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, которое выступает как институт общества, направленный на организацию нормальной жизни и развития всего общества в целом, защиту прав, свобод и законных интересов всех населяющих его граждан и народов.

1. Проблемы теории государства и права: учеб. пособие / под ред.
М.Н. Марченко. – М. : Проспект, 2008. – 504 c.

2. Проблемы общей теории права и государства: учебник для юридических вузов / под ред. В.С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2007. – 832 c.

3. Теория государства и права: учебник для юрид. вузов / под ред.
М.М. Рассолова. – М.: ГОУ ВПО РПА Минюста России, 2004. – 735 с.

Кирилл Мартынов

философ:

Кастанеда внес в историю поучительный сюжет: как талантливый мистификатор может воспользоваться обстоятельствами - в его случае университетской культурой Калифорнии эпохи хиппи - для того, чтобы сделать себе состояние.

Это явление своего рода уникальное: больше в истории человечества, пожалуй, не было примеров, когда профессора университетов были настолько легковерны, настолько восторжены и настолько «открыты ко всему новому», что засчитали первую книгу Кастанеды «Учение Дона Хуана» в качестве магистерской работы по антропологии. Через несколько лет Кастанеде удалось в том же стиле защитить диссертацию и стать доктором философии (тут он немного напоминает А. Г. Дугина).

Чтобы оценить, насколько это глупая история, достаточно внимательно перечитать первые страницы «Дона Хуана», в которых автор описывает, как случайно встретился с пожилым индейским магом на автобусной остановке (а маг уже «курил его», то есть знал, что встретится с Кастанедой). Это уровень интеллектуальной работы в стиле сказки о старике Хоттабыче (только для более взрослых детей), и для своего жанра она сделана неплохо. Но если бы ко мне пришел студент с такой «антропологией» или «философией» я бы его вежливо отправил обратно. Очень своеобразно, но никакого отношения к знанию. Тем самым оборвалась бы блестящая карьера, ведь Кастанеда стал миллионером на своих книгах (уникальный, кстати, случай, когда человек зарабатывает хорошие деньги на книге, изданной в академическом издании University of California Press).

Весьма забавен и сюжет с «ведьмами» Кастанеды - первыми и самыми верными его последовательницами стали экзальтированные калифорнийские студентки. Уже в 70-е появились работы, например, известный текст Ричарда де Милля «Castaneda’s Journey», которые разоблачали Кастанеду не только как мистификатора, но и как плагиатора. В упаковке с брендом «Дон Хуан» Кастанеда продавал коктейль из учебников по мифологии и цитат из западной философии и литературы - от Витгенштейна до Льюиса Кэрролла.

Кастанеда имел определенное влияние на культуру конца XX века - в России его, например, активно цитировали Пелевин и Гребенщиков. Это говорит о его популярности как автора беллетристики и, в общем, ставит в ряд Коэльо и Ричарда Баха, а не ученых или философов.

У Кастанеды есть и последователи, которые пытаются зарабатывать на его имени, подражают ему и компилируют новые тексты. Двух самых известных зовут Виктор Санчез и Кен Орлиное Гнездо. Разницы между ними, конечно, никакой: мистическая болтовня вся одинаковая.

Другие ответы на сайте

Шадье Аблякимовa

Шефика АБДУРАМАНОВА, сотрудник Крымскотатарского музея культурно-исторического наследия

Музей не пишет историю. Музей ее собирает.

Фонды Крымскотатарского музея культурно-исторического наследия насчитывают более десяти тысяч единиц хранения. Это не только обозначенная цифрами статистика. Каждый документ, старинная вещица, каждая, на первый взгляд, малозначительная деталь – это подтверждение нашего бытия на этой земле. Перейдя из замкнутого круга семейной реликвии в разряд единицы музейного хранения, переданные музею предметы обретают новую жизнь. Переплетаясь в различные тематические комбинации, они каждый раз по-новому, как затейливые вариации калейдоскопа, складываются в неповторимые тематические орнаменты музейных экспозиций.

Источники пополнения фондов музея различны, но основным неизменно остаются наши соотечественники, неравнодушные к истории своего народа. Значительная часть музейной коллекции собрана благодаря дарителям – людям, принимающим безвозмездное участие в комплектовании наших фондов. Передав музею сохранившиеся от старших поколений предметы, наши дарители вписывают себя в хронику судьбы народа, оставляя потомкам уникальную информацию в восстановлении прерванной связи времен.

Каждый экспонат, кроме номинативного содержания, непосредственно связанного с его предназначением, неразрывно связан с судьбой человека или семьи, которой он принадлежал. А судьба каждого нашего соотечественника неразрывно переплетена с судьбой всего народа.

В течение последнего года наши фонды пополнились рядом ценных экспонатов, среди них и дар жительницы села Бурульча (Цветочное) Белогорского района Шадье Аблякимовой. Шадье-ханум передала в фонды музея ценные семейные реликвии, переходившие в их роду из поколения в поколение на протяжении полутора веков - марама (головное покрывало) и Коран.

Старинная орнаментальная марама, сотканная из тонкого шелковистого льна – уходящая в глубь веков традиция крымскотатарского узорного ткачества. Судя по состоянию и технике исполнения, она выработана в середине XIX века, ей более полутора веков. Матери Шадье-ханум она была подарена бабушкой на никях – обряд бракосочетания.

Свою необычную историю хранит и пожелтевший от времени старинный Коран. В трагическую майскую ночь 1944 года многие наши женщины вышли в неизвестность, прижимая к груди священную книгу. Символ веры Коран стал стержнем, сохранившим наш народ на чужбине.

У старинных марама и Корана много общего. Разделив судьбу вместе с людьми, которым принадлежали, они вместе с ними покинули Крым, находились рядом с их детьми на чужбине и вместе с последующим поколением внуков, уже в статусе семейных реликвий, вернулись на родину.

Оба эти экспоната уже участвовали в выставке «Уцелевшие сокровища», проходившей в начале этого года. Экспозиция этой представительной выставки состояла из предметов, вышедших из Крыма как первая необходимость в 1944 году и возвратившихся через полвека и более вместе с детьми или внуками своих изначальных владельцев уже ценными семейными реликвиями.

Родители Шадье-ханум - Хатидже и Мамут Мамутовы – уроженцы села Корбек (Изобильное) Алуштинского района. Отца на фронт не взяли – на момент призыва он попал на операционный стол, к тому же, у него было 8 детей. В войну их семья помогала партизанам, пекла хлеб. Выслали Мамутовых с восемью детьми. В первые годы на чужбине от голода и болезней умерли три дочери – Фатма, Айше, Тевиде и самый младшенький братик Амет, ему было только 8 месяцев.

Сама Шадье-ханум родилась в местах спецпоселений в 1947 году, в хлопководческом совхозе имени Мичурина Букинского района в Узбекистане. В Крым уже в составе своей семьи с четырьмя детьми она вернулась в 1977 году. С трудом поселились в селе Бурульча (Цветочное) возле Карасубазара (Белогорский район). Испытали все тяготы, выпавшие на долю первых вернувшихся на родину ласточек: нет прописки, нет работы, беспрестанные предупреждения о нарушении паспортного режима, выселение за пределы Крыма. Здесь, в Крыму, на так тяжело доставшейся земле предков, в 1978 г. в их семье родился пятый ребенок. Родители выбрали ему самое дорогое для них имя – Крымдар. Но в бюро загса регистрировать ребенка с этим именем отказались. Пришлось зарегистрировать его под другим именем. Но оно осталось только в документах. Для всех этот долгожданный, родившейся на земле своих предков сын – Крымдар!

Так причудливо судьбы людские переплетаются с историей окружающих их предметов. Предметы, в свой черед, музейными экспонатами свидетельствуют о жизни людей.

Сотрудники ГБУ РК «Крымскотатарский музей культурно-исторического наследия» - хранители прошлого для будущих поколений – выражают бесконечные слова благодарности Шадье-ханум Аблякимовой и всем дарителям Крымскотатарского музея культурно-исторического наследия, вместе с которыми мы сбережем нашу историю для будущих потомков.

Не забывайте своего рода, своего прошлого, узнавайте и записывайте все о прошлом рода, семьи, дома, вещей, книг, собирайте портреты, письма… Вместе мы сбережем наше прошлое для будущих поколений.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама