THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

30 апреля отмечается Международный день джаза – праздник, который был организован ЮНЕСКО в 2012 году в целях повышения уровня информированности международной общественности о джазе, «как о силе, которая способствует миру, единству, диалогу и расширению контактов между людьми». Празднование проходит в десятках стран и городов по всему миру, а в концертах принимают участие звезды мировой величины. В России крупнейшие мероприятия ко Дню Джаза проводятся в Санкт-Петербурге. О том, как зародился этот удивительный музыкальный стиль, и какие книги действительно стоит почитать, чтобы понять его суть, расскажет библиотекарь молодежного отдела Алина Баришовец.



Джаз зародился в Америке в 1910-е годы на стыке музыкальных культур разных народов, соединив в себе европейскую гармоническую структуру, сложные африканские ритмы и афроамериканский фольклор. Уже в 20-е годы XX века он стал символом популярной музыки. Однако, преображаясь и развиваясь, джаз, как стиль музыки в современном понимании, оформился лишь к 1950-м годам и постепенно приблизился к сфере высокого искусства.


В Советский Союз джаз пришел в 1920-е годы и воспринимался, как музыка угнетённого чернокожего населения Соединенных Штатов, однако спустя всего десять лет его стали ассоциировать с проявлением буржуазной культуры, и тогда иностранный джаз оказался под запретом, а отечественные джазовые исполнители подвергались критике со стороны власти. Настоящий взлет отечественной джазовой музыки начался лишь во времена оттепели, а свою популярность она сохраняет и сегодня.

Наша библиотека предлагает вам расширить свои знания о джазе и почитать отличные книги, посвященные этому стилю музыки, который на сегодняшний день модно слушать во всем мире.


Начать знакомство с джазом можно с книги Валентины Конен «Рождение джаза» , представляющей собой не просто подробную историю его зарождения, но также анализ процессов его развития и сил, влиявших на формирование современного облика джаза. Автор исследует предпосылки возникновения нового музыкального стиля в США, резко отличающегося от традиционной европейской музыки, и предпринимает попытку ответить на вопрос: как музыке, возникшей в провинциальной негритянской среде, удалось стать столь знаковым явлением мировой культуры?


Горячий поклонник и активный пропагандист джаза, французский музыкальный критик Юг Панасье в книге «История подлинного джаза» подчеркивает: чтобы понять джаз его нужно изучать как иностранный язык, а это возможно только через близкое общение с его коренными создателями, и не стоит путать настоящий джаз с его многочисленными подделками. Автор книги очень строг в оценке подлинной джазовой музыки. В этой книге развитие джаза рассмотрено от его зарождения до 50-х годов XX века. Отдельная глава посвящена жизни и творчеству величайшего джазмена Луи Армстронга, чье влияние на джаз автор Панасье считает преобладающим.


Если вы хотите больше узнать о жизненном и творческом пути этого великого человека, вы можете почитать монографию американского исследователя и историка джаза Джеймса Линкольна Коллиера «Луи Армстронг» . Эта книга охватывает не только биографию Армстронга, но и рассказывает о широком круге музыкантов, с которыми он дружил и работал, что позволяет читателю увидеть многоплановую панораму американской музыкальной жизни XX века.


Особый интерес у любителей джаза может вызвать книга Уинтропа Сарджента «Джаз» , признанная одним из первых теоретических исследований, посвященных этому музыкальному стилю, его музыкального языка и выразительных средств. Несмотря на некоторые недостатки, критики подчеркивают ценность книги, состоящую прежде всего в том, что автору удалось схватить саму суть явления, несмотря на всю его многогранность.


В книге «Джаз: истоки и развитие» искусствовед, преподаватель истории джаза и художественный руководитель джаз-оркестра Юрий Кинус подробно рассматривает музыкальные жанры, которые послужили основой для возникновения джаза, а также основные стили джаза. Эту книгу можно справедливо назвать учебным пособием по истории джаза, и она действительно используется в таком качестве в консерваториях, музыкальных школах и колледжах искусств. Тем не менее, она будет интересна всем, кто увлечен этим музыкальным направлением.

Популярен джаз, как прежде.
Если кто играет джаз,
Про того напрасно брешут,
Что он Родину продаст.

Лучше всяческого театра
Джаз - и лучше всяких кин,
И на зависть всем Синатрам
Вдарим бибол или свинг.

И не будет моветоном,
Если, разгоняя грусть
Мы на старом саксофоне
Сыгранем весенний блюз.

Ты можешь джаз любить и не любить,
Но безразличным быть к нему не можешь.
Ведь джаз сердца умеет покорить
Веселых, грустных, ветреных, серьезных...

Я шлю тебе свой пламенный привет
И с Днем прекрасным джаза поздравляю.
Средь стилей ведь подобных ему нет.
Он плачет. Он смеется. Он играет.

Поздравляю с Международным днём джаза и желаю, чтобы в джазе были не только девушки, чтобы эту замечательную музыку, этот уникальный стиль приходился по нраву и европейцам, и африканцам, и азиатам, и американцам, и даже, чтобы кто-то в Антарктиде слушал этот чудный ритм и мотив. Пусть джаз спасает в минуты грусти, пусть эта музыка дарит силы и вдохновение в час отчаяния, пусть с джазом будет легче и веселей двигаться по жизни к своим целям и мечтам!

Как можно жизнь прожить без джаза?
Он сам - энергия, он - жизнь!
Он - квинтэссенция экстаза,
Он - нот безумных виражи.

Под эти звуки безмятежно
Он радостно закружит нас!
И мы - спокойно и небрежно -
Сыграем лучший в мире джаз.

Вползает солнце не спеша,
Зажав в лучах весны приветы.
Дождем размытая душа
На край уселась парапета.

Но луч, дрейфуя, зацепил
Тоской охваченные струны.
И ветер контрабас открыл,
Порывом мощным в спину дунув.

Апрель взял в руки саксофон.
И в ритме крылья трепетали.
Май гроз своих достал тромбон.
Весенний джаз душе сыграли.

Она, воспрянув, поднялась.
Над городом с мечтой летала.
Импровизацией всех вас
Сейчас с Днем джаза поздравляла!

Поздравляем поклонников джаза,
Пусть играет оркестр веселей -
Для ушей, путь всем будет услада,
Слышать музыку, думать о ней.

Тем спасибо, кто дарит нам чудо,
Кто умеет до сердца достать -
Звуки музыки, чувствуют люди,
И умеют ее исполнять!

Как часто звуки музыки, мой друг,
Нас на свершения в жизни вдохновляют,
Веселым ритмом, песней духовых
И энергичным темпом зажигая!

Желаю, чтоб всегда ты продолжал
Создание замечательных мелодий!
Чтоб получалось каждый раз для нас
Звезду прекрасную зажечь на небосводе!

Так пусть звучит твой старый добрый джаз
Все чаще, наши души согревая!
С днем музыки свободы в этот час
Тебя, мой друг, сердечно поздравляю!

Всех, кто любит джаз,
Сегодня поздравляю,
Музыка души
Пусть в сердце не смолкает.

Грустный и веселый
Джаз границ не знает,
Поклонников со всех
Стран он собирает.

В День джаза для планеты
Звучит пусть саксофон,
Отклик в каждом сердце
Пусть находит он.

Если любишь музыку и обожаешь джаз,
Можешь смело отмечать международный день,
Когда ногам так хочется пуститься снова в пляс,
А джазовый мотив стирает с сердца тень!

Поздравлять я не устану меломанов всех,
Кто живет и дышит музыкой одной.
Пусть ждет на жизненном пути только лишь успех,
А несчастья и печаль обходят стороной!

Сегодня джаз великий отмечает
Свой праздник и свое лишь торжество.
С тобою джаз мы просто обожаем,
Он дарит нам энергию, тепло.

Прими же это поздравленье!
Пусть окружает музыка тебя,
Пусть наполняет вдохновенье
В округе больше будет пусть добра.

Под звуки саксофона
Приятно расслабляться,
Так нежно и спокойно
Мотивом наслаждаться.

Кто джаз безумно любит,
Примите поздравления,
Пусть вечно жить он будет
И дарит вдохновение!

Международный день джаза впервые пройдет в России - в Санкт-Петербурге. На разных площадках города слушателей ждут концерты, лекции, мастер-классы с участием известных музыкантов. 30 апреля звезды джаза примут участие в гала-концерте, который пройдет на Новой сцене Мариинского театра. Как Петербургу удалось стать столицей Международного дня джаза и что это дает городу, помимо престижа? Подробности - в материале Натальи Ждановой.


Международный день джаза, учрежденный ЮНЕСКО в 2011 году, проводится уже в седьмой раз. Ежегодно 30 апреля известные джазовые музыканты собираются в одном месте: в этот раз столицей престижного мероприятия стал Санкт-Петербург. На право проведения Дня джаза претендовали 18 стран, но российскую заявку посчитали лучшей, сообщил замминистра культуры Александр Журавский: «Стать столицей Международного дня джаза - большая честь. В предыдущие годы такими столицами становились Вашингтон, Стамбул, Париж. Петербург - это колыбель российских джазовых традиций, поскольку именно в Петербурге на сцене Государственной академической капеллы в 1927 году состоялся один из первых в СССР джазовых концертов. А в конце 50-х именно в Петербурге открылся первый советский джаз-клуб».

При оценке заявок учитывались, в частности, инфраструктура, качество площадок для мероприятий и финансовые возможности принимающей стороны. Россия потратила на проведение Международного дня джаза 150 млн руб. - это не считая спонсорских денег.

В Петербург приехали несколько десятков музыкантов со всего мира, в том числе и звезды джаза Маркус Миллер, Ли Ритенур и Херби Хэнкок. Последний - джазовый пианист, композитор, обладатель 14 «Грэмми» и «Оскара»; в 2011 году он был одним из инициаторов учреждения Международного дня джаза. Среди участников много российских музыкантов: Игорь Бутман, Анатолий Кролл, Андрей Кондаков. В понедельник все они выйдут на Новую сцену Мариинского театра, где состоится гала-концерт. Известный пианист Олег Аккуратов рассказал «Коммерсантъ FM», что собирается выступить с двумя произведениями: «Одно называется «It Could Happen to You», мы будем играть с американским составом, там Джеймс Моррисон, например. Вторая - «Down by the Riverside», будет играть оркестр Игоря Бутмана с известным джазовым органистом Джоем Де Франческо - это, конечно, музыканты высочайшего пилотажа».

Упомянутая «Down by the Riverside» - известная композиция, ей больше 100 лет. По некоторым данным, она появилась еще во времена Гражданской войны в США в 1861–1865 годах и была своего рода антивоенным манифестом. Позже песня была популярной во время войны во Вьетнаме. В ней есть такие строки: «Я сложу свои меч и щит на берегу реки, я больше не буду воевать».

О миротворческой роли джаза будут говорить и теперь - в ситуации, которую политики и эксперты сравнивают с Холодной войной. Взаимные санкции России и Запада, высылка дипломатов, допинг-скандал и «дело Скрипалей». В этих условиях культура осталась чуть ли не единственным полем для коммуникации, говорит саксофонист, генеральный продюсер Международного дня джаза Игорь Бутман: «В политике и в экономике у нас полный раздрай, нам нужна тема для разговора. Вот она, тема о том, что мы делаем людей счастливыми. У джазовой музыки огромная энергетика, в ней много души и много свободы».

Говорить о том, как джаз и культура в целом объединяют, будут на специальной панельной дискуссии. Но главная часть программы Международного дня джаза - выступления музыкантов на разных площадках в городе. Основная - Александровский сад. В течение двух дней с полудня и до позднего вечера там будут проходить мастер-классы, кинопоказы, лекции и концерты. Минус только один - регистрироваться на большую часть мероприятий нужно было заранее.

Выступления в поддержку Международного дня джаза, прошли, в частности, в московском метро и аэропорту Пулково, а по улицам Петербурга был запущен «джазовый трамвай» с живой музыкой.

30 апреля отмечается Всемирный день джаза. Накануне этого праздника предлагаю проследить путь, который проделал джаз, охватывая собой Москву, прежде чем распространиться по всей нашей необъятной стране.

В начале 20-х годов прошлого века джазовая музыка была очень молода (первая пластинка была записана всего несколько лет назад, в марте 1917 года, оркестром Original Dixieland Ja zz Band ), её ещё не объявили вражеским буржуазным искусством (это произошло намного позже, в конце сороковых). Напротив, джаз воспринимался как революционное искусство, альтернативное прежнему, «старому», поэтому он вполне соответствовал духу революционной эпохи.

Летом 1922 года в центральной московской газете «Известия» было напечатано: «В Москву приехал Председатель Парижской палаты поэтов Валентин Парнах, который покажет свои работы в области новой музыки, поэзии и эксцентрического танца, демонстрировавшийся с большим успехом в Берлине, Риме, Мадриде, Париже».

Вокруг Валентина Парнаха почти сразу же закрутился водоворот активнейшей богемно-артистической жизни. Концерты, лекция, выступления, многочисленные интервью и статьи в газетах. И результатом всех этих поисков и экспериментов стал организованный им в 1922 году «Первый в РСФСР эксцентричный оркестр – джаз-банд Валентина Парнаха». Состав этого коллектива, конечно, заметно отличался от привычной любителю джаза структуры биг-бенда: тут не было групп духовых медных (труб), групп духовых деревянных (саксофонов), традиционной ритм-секции, состоящей из рояля, ударных и контрабаса. Этот экстравагантный оркестр состоял из тромбониста, ксилофониста, пианиста, банджоиста, барабанщика и дирижёра, который играл на трещотках, пищалках и других невиданных шумовых инструментах.

ГИТИС. Здесь в 1922 году состоялся первый джазовый концерт в нашей стране

В воскресенье 1 октября 1922 года в Большом зале Государственного института театрального искусства (ГИТИС), находящемся и теперь в Малом Кисловском переулке, состоялось первое выступление советского джазового оркестра. Именно эту дату можно рассматривать как отправную точку отечественного джаза. Музыкальная общественность, коллеги по сцене, а также критики (не говоря уже о слушателях) очень тепло встретили коллектив Валентина Парнаха. В течение следующих трёх лет джаз-банд с неизменным успехом и аншлагом выступал в спектакле «Д. Е.», поставленном в театре Мейерхольда.

Поскольку до выступления А. Жданова и постановления ЦК ВКП(б) 1948 года о борьбе с «иностранщиной» было ещё далеко, а публика проявляла интерес к джазовому искусству, концертное общество «Российская филармония» (разумеется, с разрешения власти) решило организовать в Советском Союзе гастроли настоящих джазменов. По совету всё того же Валентина Парнаха, в Москву был приглашен очень популярный в Европе негритянский ансамбль Jazz Kings («Короли джаза») под руководством Луиса Митчелла. Сам Парнах познакомился с этой командой ещё во время своего пребывания в Париже. Почти три месяца весной 1926 года «Короли джаза» выступали в кинотеатре «Малая Дмитровка» (в наше время в этом здании располагается театр «Ленком»), а также дали несколько концертов в Большом зале консерватории. Музыканты выступали и в других московских залах, таких как ЦДЛ, Колонный зал и даже Большой театр. Кстати, на этом концерте присутствовали нарком просвещения Луначарский и многие прославленные московские артисты, писатели и художники. Так с успехом и прошли в нашей стране первые гастроли зарубежного джазового коллектива.

В кинотеатре Малая Дмитровка (теперь это Ленком) в 1926 году состоялись первые в нашей стране гастроли западных джазменов

Если выйти из «Ленкома» на Малую Дмитровку, а потом пройти по Успенскому переулку, то можно попасть в следующую точку на карте московской географии джаза. Удивительным образом историческая и пространственная близость здесь совпадают: после блестящих гастролей оркестра Jazz Kings в кинотеатре «Малая Дмитровка» джаз возник и забурлил в саду «Эрмитаж». В 1926 году здесь начались выступления пианиста-виртуоза Александра Цфасмана и его коллектива «АМА-джаз». Кстати, всего через год именно этот коллектив впервые в СССР исполнит джазовую музыку на радио, а затем и запишет первую в стране джазовую грампластинку. В репертуаре «АМА-джаза» и его обаятельной и артистичной солистки Инны Рович на концертах в саду «Эрмитаж» были произведения различных композиторов и, естественно, самого Александра Цфасмана.

Сцена сада Эрмитаж, на которой выступал “АМА-джаз” Цфасмана

До конца 40-х годов джаз в Стране Советов продолжал развиваться. В эти годы вспыхнули имена бенд-лидеров Эдди Рознера, Олега Лундстрема, Александра Вардамова. Но затем в стране на государственном уровне началась борьба с космополитизмом, и под колёса этой машины попал и джаз, а многие музыканты даже подверглись гонениям и были вынуждены уйти из профессии или сменить жанр. Советские власти рассматривали джазовую музыку не только как идеологически чуждое музыкальное направление, но и как форму «разлагающего влияния» на советских людей со стороны вражеского Запада. Там не менее джаз в стране продолжает существовать, пробиваясь к публике, по словам одного из критиков, «как трава сквозь асфальт».

Если из сада «Эрмитаж» выйти на Петровку, повернуть направо и пройти до Кузнецкого Моста, то вскоре мы окажемся в другой важной точке на джазовой карте Москвы – в Центральном доме работников искусства. Именно тут репетировал Молодежный эстрадный оркестр, который в середине 50-х годов предложили возглавить композитору и дирижёру Юрию Саульскому. Подавляющему большинству Юрий Сергеевич известен своей музыкой к песне «Чёрный кот» (в исполнении блистательной Тамары Миансаровой), но любители джаза помнят его и как выдающегося бенд-лидера: он возглавлял и знаменитый биг-бенд Эдди Рознера, и ВИО-66, и другие джазовые коллективы. Если прежде Молодёжный оркестр ЦДРИ представлял собой особо ничем не выдающийся аккомпанирующий коллектив, то Саульский превратил его в настоящую джазовую студию. Эту реформу оценили многие ценители и знатоки джаза, и вскоре в состав Молодёжного оркестра влилась прославленная на всю столицу «Золотая восьмёрка». В неё входили саксофонисты Георгий Гаранян и Алексей Зубов, трубач Виктор Зельченко, пианист Юрий Рычков и другие музыканты. Общими усилиями бывший самодеятельный оркестр поднялся до такого высокого уровня, что в 1957 году его пригласили выступать на открывшемся в Москве VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов. И оркестр ЦДРИ там завоевал серебряную медаль, что, конечно же, было значительным прорывом для отечественного джаза, можно сказать, первой высокой оценкой на международном уровне. Но далеко не все этот успех оценили. Газета «Советская культура» – главный рупор власти в области культуры – на успех молодых советских джазменов ответила резкой критической статьей «Музыкальные стиляги», после которой оркестр Саульского был ликвидирован.

ЦДРИ. Здесь в молодежном эстрадном оркестре под управлением Юрия Саульскго начинали свой путь многие звезды джаза

В непосредственной близости от ЦДРИ, у бывшего здания Москонцерта, на углу Неглинной и Пушечной было место, на жаргоне музыкантов называемое «биржей». Сначала там преобладали джазмены, затем к ним присоединились эстрадники, а ещё позже – даже рокеры. Каждый божий день с одиннадцати-двенадцати утра сюда подтягивались самые разные московские музыканты, а также организаторы вечеринок, искавшие музыканта или музыкальный коллектив, чтобы пригласить поиграть на танцах или на вечере отдыха. Конечно, сюда же подтягивалась и специфическая околомузыкантская публика. У этой неофициальной стихийной биржи было много различных функций. Здесь не только встречались и отыскивали друг друга заказчики и музыканты. Это был первый в Москве клуб музыкантов (хотя и уличный), со своей интересной и яркой жизнью. Тут музыканты знакомились друг с другом, становились друзьями, делились новостями, договаривались о сотрудничестве, придумывали новые составы. Ещё «биржа» была школой самоучек. И сюда же приходили обмениваться джазовыми записями.

В 60-х годах здесь была музыкальная “биржа”

Практически в то же самое время, когда музыкальные страсти кипели на Пушечной улице, в Москве начали возникать и первые джазовые клубы, точнее, кафе. Первое, самое знаменитое джазовое кафе «Молодёжное» открылось в 1961 году на Тверской улице (в те времена – улица Горького, на молодёжном сленге «Пешков стрит») около станции метро «Белорусская», в 1963 году – «Аэлита» на Садовом кольце, затем – самое популярное место для нескончаемых джем-сэйшенов кафе «Печора» на Новом Арбате (в те годы эта улица называлась Калининский проспект), и, наконец, просуществовавшая до 2012 года «Синяя птица» на Малой Дмитровке. Молодёжью тех лет эти кафе воспринимались как самые настоящие островки свободы, хотя на самом деле они организовывались и контролировались комсомольскими работники и КГБ. Эта была умелая манипуляция власти, которая стремилась контролировать и держать под колпаком все процессы в молодёжной среде, в том числе и становившийся всё более и более популярным джаз. Но, в любом случае, в истории джаза нашей страны эти первые джаз-клубы имели огромное значение. И знаменитые джазмены тех лет (а многие из них до сих пор продолжают с успехом выступать) с теплом и даже ностальгией вспоминают эти московские клубы. А у знаменитого композитора Марка Фрадкина даже появилась песня на слова Матусовского «В кафе ”Молодёжном”».

Вот так постепенно джаз «захватывал» Москву, проникая всё глубже в жизнь столицы. В середине 60-х годов появилась и джазовая студенческая самодеятельность. От станции «Белорусской» за полчаса можно добраться до «Каширской» и попасть в ещё одно место, очень значимое для истории московского джаза. Тут неподалеку находятся Дом культуры «Москворечье» и… МИФИ (Московский инженерно-физический институт). Удивительно, но именно в МИФИ зарождалось отечественное джазовое образование. Как раз тут кандидатом физико-математических наук, преподавателем кафедры «Физика твёрдого тела», а также джазовым аранжировщиком и пианистом Юрием Козыревым была создана одна из первых в Москве любительских джазовых студий и студенческий коллектив при ней. Вскоре к оркестру Козырева пришла известность, он выступал на различных джазовых фестивалях, и в том числе проходивших в кафе «Молодёжное». Уровень коллектива становился всё выше и выше, и в 1967 году Козырев пригласил в свою студию работать профессионалов, знаменитых джазменов – трубача Германа Лукьянова, саксофониста Алексея Козлова, пианиста Игоря Бриля. В скором времени школа «переехала» в находящееся поблизости ДК «Москворечье». Сейчас здесь расположилось одно из популярнейших в стране джазовых училищ, имеющее и международный авторитет, – Московский колледж импровизационной музыки.

Звезды джаза. Профессора Гнесиннки Анатолий Кролл, Игорь Бриль, Александр Осейчук

Вот так, в течение полувека Москва, а вместе с ней и вся наша страна, охватывались джазом. Окончательное официальное признание джаза как настоящего, серьёзного искусства произошло в 1974 году, когда почти в тридцати музыкальных училищах страны были открыты джазовые отделения. В том числе и в находящейся поблизости от ГИТИСа (с которого мы начали наше джазовое путешествие) Гнесинке – она и по сей день остаётся одной из главных российских кузниц джазовых талантов. Здесь преподают ведущие, самые знаменитые джазмены страны, например, такие звёзды отечественного джаза, как прославленные саксофонисты Жанна Ильмер и Александр Осейчук, известнейшие пианисты Игорь Бриль, Валерий Гроховский, Даниил Крамер, выдающиеся бенд-лидеры и композиторы Анатолий Кролл, Максим Пиганов, Пётр Востоков и многие-многие другие.

Фото Александр Славуцкий

Все права защищены. Копирование запрещено

Праздник был утверждён по решению ЮНЕСКО в 2011 году

Луи Армстронг. Фото: quizzclub.ru

Каждый год несколько десятков городов мира борются за звание столицы джаза. В 2018 году празднование впервые проходит в Санкт-Петербурге, где с 28 по 30 апреля любители джазовой музыки организовали выставки, лекции, кинопоказы, мастер-классы и музыкальные концерты с участием джазистов со всего мира.

Джаз - это больше чем музыка

Ноябрьским днём 2011 года Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) решением 36-й сессии Генеральной конференции объявили 30 апреля Всемирным днём джаза.

Джаз поистине интернационален, а потому в ООН выделяют его необычную дипломатическую роль в объединении мужчин и женщин во всём мире. Организаторы верят, что он может объединить всех людей на Земле, потому что способствует развитию межкультурного диалога и налаживает коммуникацию.

Ещё великий борец за гражданские права Мартин Лютер Кинг говорил о важности этой музыки. «Неудивительно, что поиск истоков джаза приводит к афроамериканцам, которые отстаивали и свою музыку. Задолго до того, как современные публицисты и учёные начали писать о расовой неприязни как о большой проблеме для многорасового мира, музыканты возвратились к своим корням, чтобы подтвердить то, что правило в их душах»», - отмечал оратор.

Возникший в виде синтеза африканской и европейской культур, джаз стал символом борьбы за разрушение устоявшихся культурных традиций, дискриминации и неравенства. Эта музыка была нечто большим, чем просто средством выражения индивидуальности. Джаз представлял собой культурную свободу, способность быть и выражать себя.

Ранее столицами празднования Международного дня джаза были Париж, Вашингтон, Стамбул, Гавана и Осака, где музыку играли на маленьких площадках и на крупных фестивалях.

А в этом году Санкт-Петербург принимает всех любителей джазовой музыки. Праздничные мероприятия проходят на центральных площадках города - Торжественное открытие состоялось в Главном штабе Эрмитажа, образовательная и дискуссионная программы - в Филармонии джазовой музыки и в малых залах «Мариинского-2». Венцом праздника станет «All-Star Global Concert» - Гала-концерт мировых звезд джаза.

За звание джазовый столицы 2018 года боролись 18 стран, но международное жюри отдало предпочтение Санкт-Петербургу. Выбор города на Неве символичен, потому что именно там в 1927 году состоялся один из первых джазовых концертов в Советском Союзе. С того времени Ленинград стал колыбелью советского профессионального джаза. Там выступали джаз-банды Бориса Крупышева, а в 1929 году родилась «Ленинградская джаз-капелла», создавшая первый советский джазовый репертуар. Уже в тридцатые годы ансамбль стал штатным коллективом ленинградского радио.

Один из самых известных артистов СССР Леонид Утёсов начинал свою джазовую деятельность в довоенном Ленинграде. Он создал джазовый оркестр «Теа-джаз» в 1927 году, а затем с помощью блестящего трубача-виртуоза Якова Скоморовского смог привлечь туда ведущих исполнителей из нескольких ленинградских театров.

Интересно, что оркестр Утёсова принял участие в сьёмках любимого фильма Иосифа Сталина «Весёлые ребята». Эта картина стала популярной не только в СССР, но и за рубежом. Известный американский актёр и комик Чарли Чаплин позднее сказал, что до «Весёлых ребят» в США знали лишь писателя Фёдора Достоевского. «Теперь американцы увидели большие перемены в психологии людей. Люди смеются. Это большая победа. Это агитирует больше, чем доказательство стрельбой и речами», - писал он.

Справка

Джаз - это музыка, которая вобрала в себя живой ритм Африки и ритуальные песнопения баптистских протестантских церквей. Это направление в музыке в начале XIX века создали народы, которые веками притеснялись и были лишены гражданских прав на многих частях мира. Истоки джаза лежат на американском континенте, куда свозили рабов со всей Африки. Эти люди могли не понимать друг друга, но именно необходимость взаимодействия на чужой земле способствовала появлению единой культуры афроамериканского народа и джаза как гимна этой культуры. Вот почему история джаза не отделима от истории борьбы за гражданские права.

Возникнув на американском юге, где жесткие традиции были неимоверно сильны, где процветало сильное социальное неравенство, афроамериканцы смогли сделать из маргинального фольклора музыку, которую полюбила вся Америка. Джаз стал символом и способом выражения протеста против дискриминации. Афроамериканские музыканты стали говорить с обществом о проблемах части населения страны через свои песни. Так, например, великий джазист Луи Армстронг в своей песни «(WhatDidIDoToBeSo)BlackAndBlue» описывает жизнь в нищете большей части афроамериканцев Северной Америки.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама