THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

«Кому на Руси жить хорошо» - итоговое произведение НА. Не-красова, в котором поэт хотел изложить все, что он знал о народе. Вот почему так органично входит в это произведение одна из главных тем некрасовского творчества - судьба русской женщины. Особенно об-стоятельно она представлена в главе «Крестьянка» из поэмы «Кому на Руси жить хорошо», где нарисован образ замечательной русской женщины Матрены Тимофеевны Корчагиной. Именно к ней жители окрестных деревень отсылают мужиков-странников, задумавших най-ти того, «кому живется весело, вольготно на Руси». Почему же имен-но >ту женщину считают счастливой, и подтверждает ли сюжет дан-ной главы такое мнение?

Для ответа на поставленные вопросы необходимо определить ав-горскую позицию, поскольку именно в соответствии с ней выстраива-ется все повествование. Русская женщина всегда была для Некрасова воплощением национальною характера, главной носительницей са-мих основ жизни народа. Вот почему так важно было в поэме о на-родной судьбе показать, каково положение в современной поэт)" Рос-сии русской женщины. Ведь счастье матери, жены, хранительницы домашнего очага и вечной труженицы - это и есть залог благополу-чия любого общества во все времена.

Показательно, что в поэме мы слышим не авторский голос - это рассказ самой Матрены Тимофеевны о своей судьбе. Такая форма по-зволила добиться особой искренности и достоверности изображения. При этом возникает явный контраст в оценке своей жизни самой Кор-чагиной с мнением окружающих ее людей. Только удачное стечение обстоятельств привело к тому, что она и ее еще не рожденный ребе-нок не погибли, а жена губернатора удивительным образом становит-ся для них покровительницей - крестной матерью маленького Лио-дорушки.

Но это счастье выстрадано всей предшествующей жизнью. В ней были тяжкие испытания: подневольная жизнь невестки в семье мужа, «обиды смертные», плетка, бесконечная работа, голод и самое страш-ное - смерть ребенка. И ужасно то, что это так типично для судьбы русской крестьянки! Недаром в этой главе очень много песен, фольк-лорных образов и мотивов, а в эпизоде, связанном со смертью Де-

мушки, поэт использовал причитания (похоронные плачи) знамени-той сказительницы Ирины Федосовой. Все это позволяет прийти к общему выводу, который особенно горько звучит в устах Матрены Тимофеевны: «Ключи от счастья женского. / От нашей вольной во-люшки / Заброшены, потеряны / У Бога самого!».

И все же вопрос о счастье русской женщины не столь однозначен. Ведь многочисленные горести и беды не сломили ее стойкий дух, не подорвали внутреннюю силу и волю к жизни. Она сумела сохранить душевное тепло и красоту, не утраченную даже под гнетом тяжкого труда и забот.

В чем главное отличие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина от народных?

При всем внешнем сходстве с народными сказками произведения писателя отличаются от них.

Многое сближает сказки Салтыкова-Щедрина со сказкам)! о жи-вотных. Действительно, их герои часто создавались на основе хорошо известных образов, наделенных устойчивыми качествами характера: жадный Волк, хитрая Лиса, трусливый Заяц, глупый и злой Медведь. Но в мир народной сказки писатель вводил злободневные политиче-ские темы, которых никогда не бывает в фольклоре, а потому содер-жание традиционных образов у него значительно меняется. Заяц ока-зывается «здравомыслящим». Волк - «бедным». Баран - «непом-нящим». Орел - «меценатом». В сказках Щедрина возникает соци-альная сатира, затрагивающая даже царя («Орел-меценат»), что не-возможно в народной сказке.

Важным отличием от фольклора становится то, что в щедринских сказках время вполне исторично. Здесь часто появляются детали, свя-занные с современной автору жизнью. Например, в «Диком помещи-ке» упомянута газета «Been.», а в сказке «Премудрый лискарь» говорится о том, что ее герой «жалованья не получает и првслугн не держит». Отражается это и в лексике, включающей наряду с традиционными сказочными оборотами (жили-были, по щучьему велению) канцеляризмы, иностранные слова, публицистическую лек-

Для сказок Салтыкова-Щедрина характерна несвойственная фольклору гротескная заостренность образов, а также использование эзопова языка. Благодаря этому возникают неожиданные переключе-ния из реального плана в сказочный, что создает некую фантастиче-скую призрачность происходящего, как в знаменитой «Сказке о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Таким образом, сказки Салтыкова-Щедрина, близкие по СТИЛЮ народным, являются литературными сказками. Фольклорная основа в сочетании с авторской иронией и юмором, за которыми скрываются глубокие размышления о жизни, делают эти произведения интерес-ными и актуальными и для наших современников.

Является ли эпилог романа окончательным итогом духовно-

нравственных исканий героя? (по роману Ф.М.Достоевского

«Преступление и наказание»)

Роман Достоевского «Преступление и наказание» - произведе-ние необычное. В нем нет авторского голоса, который указал бы чи-тателям, в чем его смысл, кто из героев прав, а кто виноват, где искать истину, в которую вериг писатель. У каждого героя здесь свой голос, своя «идея», которая ведет его.

Нравственные терзания, охватившие Раскольникова после ужас-ного преступления, подтверждают то, что его «проба» не прошла: он не смог переступить через кровь. Сонечка помотает ему найти опору в вере в Бога, призывает избавиться or мучений, покаявшись перед всеми на площади. И действительно, в конце основной части романа Раскольников приходит в полицию и признается в содеянном.

Казалось бы. история убийства и его раскрытия завершилась. Но главная мысль Достоевского не в этом. Он считал индивидуализм страшной болезнью, которая может привести к катастрофическим по-следствиям вес человечество. Как справиться с ней? Ведь Раскольни-ков, идя с повинной, не отказывается от своей ужасной идеи. Он лишь утверждается в том, что сам он «вошь эстетическая», а отнюдь не «властелин мира». Так что же происходит в эпилоге? Помогает ли он нам понять, как избавить не только Раскольникова, но и все человече-ство от «моровой язвы» индивидуализма?

Мы знаем, что в натуре Раскольникова есть много хорошего: он по природе свой добр, отзывчив к страданиям других, готов помогать, выручать из беды. Это известно уже из основной части романа (сон о лошади, помощь семье Мармсладовых) и дополняется новыми сведе-ниями в эпилоге (помощь студенту, спасение детей во время пожара). Именно потому деятельная любовь Сонечки, последовавшей за Рас-кольниковым на каторту, ее сострадание ко всем несчастным катор-жанам, которые сразу полюбили ее, так сильно воздействует на героя. Увидев во сне страшную картину, воплотившую его идею, когда все, считая себя «право имеющими», начинают убивать друг друга. Рас-кольников «исцеляется». Теперь он свободен от своей теории и готов возродиться, вернуться к Богу, к людям. Путь Раскольникова прой-ден: мы понимаем, что дальше он пойдет рука об руку с Соней, неся вместе с ней в мир христианские идеи любви и добра, милосердия я сострадания.

Но готов ли писатель предложить этот «рецепт» для всех, пора-женных «болезнью» индивидуализма? Пожалуй, и в эпилоге оконча-тельного ответа на этот вопрос нет. Может быть, в этом и заключен ею главный смысл: показав историю Раскольникова. писатель пред-лагает все новым и новым поколениям читателей задуматься над по-ставленными проблемами и попытаться найти свое решение.

Чем «маленький человек» в изображении Достоевского

отличается от своих литературных предшественников?

Великий писатель-гуманист Достоевский всегда стремился при-влечь внимание общества к судьбам самых ущемленных, самых оби-женных, «униженных и оскорбленных». Ведь их ужасное положение - страшный упрек тем. кто загнал их в состояние «тупика».

Мармеладов - типичный «маленький человек». Он бедный чинов-ник, находящийся в самом низу социальной лестницы. Его семья - дочь от первого брака Сонечка, жена Катерина Ивановна и их малень-кие дети - живет в крайней бедности. Ведь на жалованье мелкою чи-новника такую большую семью трудно прокормить. Но все было не так уж плохо до тех пор. пока Мармеладов не начал пить. Он потерял рабо-ту, а семья осталась вовсе без средств к существованию. Конечно, при-чиной тому была бесхарактерность и безволие самого Мармсладова,

который, понимая всю глубину той пропасти, в которую он падает, та-щит за собой своих близких.

Но дело не только в этом. В исповеди, которую отчаявшийся че-ловек произносит в грязном трактире перед незнакомыми людьми. Мармеладов говорит о том, что таких, как он, просто загоняют в ту-пик. «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что зна-"H2I, когда уже некуда больше идти?» - в тоске восклицает Мармела-дов, обращаясь к единственному внимательному слушателю его рассказа Расколышкову. Герой романа тоже склонен обвинять обще-ство, которое буквально сбрасывает таких людей, как Мармеладов, в «пропет», то есть «отбросы» общества. Для других это уже как бы и не люди: над ними можно издеваться, насмехаться, не считаться с их интересами. В этот «процент» попадают и Катерина Ивановна и ее ни в чем не повинные дети. Но более всего пострадала старшая дочь Мармеладова Сонечка. В этом страшном мире нишегы, как справед-ливо замечает Мармеладов, даже вполне нормальные люди, чистые и честные душой, как Катерина Ивановна, оказываются изуродованны-ми. «Бедность не порок» - гласит пословица, но Мармеладов добав-ляет: «Нищета - порок».

Конечно, судьба семьи Мармеладова трагична. Он умирает на улице под колесами экипажа. Смертельно больная Катерина Ива-новна в последней отчаянной попытке привлечь внимание людей к их страшной судьбе выводит несчастных детей на улицу и вскоре умира-ет. На улицу, на панель, вынуждена пойти Сонечка, чтобы помочь семье выжить, не умереть с голоду. И главная причина их трагедии в том, что общество, символом которого становится «улица», не же-лает видеть этих людей, не замечает их страдания, отстраняется 01 них.

Как сны, которые видит Раскольников, соотносятся

с главными событиями духовной жизни героя?

(по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

В своих романах Достоевский раскрывает сложные процессы внутренней жизни героев, психологию поступков, их чувства, тайные желания и опасения. В этом автору помогает прием, который он часто использует. - прием сна. Сон у Достоевского граничит с реально-стью и с бредом больного человека.

Первый сон видит герой на Петровском острове. В этом сновиде-нии вновь оживает детство Родиона Раскольникова. Он. 7-летиЁ мальчик, вместе с отцом вилит страшную картину: здоровый пьяный мужик Мико.тка хлещет кнутом свою «тощую... саврасую клячонку». Маленький Родя бросается с кулачками на этого пьяного мужика, в потом целует окровавленную морду забитой клячи.

Сон отражает лучшую сторону натуры главного героя - его стремление помочь всему человечеству, его добрую натуру, непри-ятие насилия. Этот сон настолько потрясает Родиона, что проснув-шись, он «отрекается от проклятой мечты своей».

О мучительной раздвоенности Раскольникова свидетельствуют два противоположных образа из его сна - кабак, символ порочности и зла, и церковь, то лучшее, что есть в человеческой природе.

Второй сон Раскольников видит уже после преступления. Ему снится, что он вновь идет на квартиру Алены Ивановны и пытается убить ее. а старушонка, как будто издеваясь, заливаося тихим, не-слышным смехом. Комната наполняется народом. Раскольников, объ-ятый ужасом, не может пошевелиться и пробуждается. Смех во сне Раскольникова - это «атрибут незримого присутствия сатаны». Этот сон несет функцию символического обобщения идеи и также выявля-ет авторскую позицию.

Свой третий сон Раскольников видиг уже на каторге (эпилог ро-мана). В этом сне он как бы заново переосмысливает свою теорию. Раскольникову представляется, будто весь мир осужден в жертву «страшной моровой язве». Зараженные трихинами, становятся сума-сшедшими, считают себя «непоколебимыми в истине», не слышат и не понимают других. Впечатление от зрелища того, к чему приводит забвение нравственного начала, оказывается настолько глубоким, что вызывает перелом в душе героя. Раскольников освобождается от сво-ей идеи.

Таким образом, сны в романе раскрывают внутренний мир Рас-кольникова. показывая скрытые стороны его души.

Какие психологические приемы и как помогают Достоевскому передать «расколотость сознания» его героев?

Главная черта психологического стиля Ф.М. Достоевского - пре-дельная сосредоточенность на сложнейших пластах внутреннего мира

человека, изображение напряженных душевных состоянии, изучение «двух бездн» в душе человека («Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей»). Автора интересует правда, выстраданная человеком в тот момент, когда он пытается постичь истину. Герой чувствует нравственную причастность ко всем людям, потребность найти и уничтожить корень ал.

Подобный подход порождает глубокий психологизм личности ге-роя, философичность его мышления, эмоциональную чуткость, «рас-колотость сознания».

Герой Достоевского всегда находится на грани, всегда СТОИ1 пе-ред выбором: либо палач, либо жертва, в сердце разыгрывается та же самая борьба Бога с дьяволом. Душевная жизнь человека изображает-ся в крайних ее проявлениях. В отличие от Л.Н. Толстого Ф.М. Дос-тоевский воспроизводит не «диалектику души», а постоянные психо-логические колебания.

Основной психологический прием, который использует писа-тель, - это принцип двойничества. В систему персонажей могут быть введены герои-двойники. Они либо полностью, либо в существенных чертах дублируют друг друга. Двойник - фигура зловещая, он при-зван подчеркнугь скрытые от героя низкие стороны его души, обна-ружить меру его падения.

Парадоксальный переход колебательных состояний героя переда-ется через портрет, его противоречивые поступки. Они поступают «на зло» себе, всему, неизвестно кому.

Особую роль Достоевский отводит бессознательному поведению героев, передается это состояние через сны, видения. Сны - это ра-бота подсознания, во сне герой видит одну из граней своей личности, например в первом сне Раскольников видит себя семилетним мальчи-ком, бросающимся на защиту тощей савраски.

Слова «вдруг», «как бы невольно» наиболее часто встречаются в тексте повествования, именно они показывают неожиданность по-ступков героя для него самого. Свидригайлов не любит говорить о смерти и уж тем более не думал о самоубийстве, но... Раскольников не думал о признании, но вдруг повер|гул обратно в участок...

Писатель пытается решить две основные задачи: проанализиро-вать внутреннее состояние героя и воссоздать в романе определенную психологическую атмосферу при помощи подбора эпитетов, характе-

риэующих состояние героя («ужасно странно», «едкая ненависть», «бесконечное отвращение»).

Герой Достоевского так напряжен, что в его сознании стирается грань между реальностью и его собственным представлением о ней (жизнь и мечты Катерины Ивановны i

Важнейшей частью повествования является прямая речь героев как внешняя, так и внутренняя.

Сильнейшим средством изображения является использование де-талей внешнего, предметною мира. Объективная реальность сущест-вует в романе сама но себе за счет подбора определенной цветовой гаммы (желтый цвет - цвет болезни, вспомним желтый цвет каморки с «желтыми, пыльными обоями», «желтые, обшмыганные и истаскан-ные» обои в комнате Сони), запахов («особая летняя вонь»), звуков (плач, вой, крик, стоны), особой цифровой символики (30 целковых принесла Соня Катерине Ивановне. 3 встречи с Порфирием Петрови-чем, 7 лет каторги)

Четко ограниченный круг действующих лиц. концентрация дейст-вия во времени, стремительный ход развития сюжета, изобилующего напряженными диалогами, неожиданными признаниями и публичны-ми скандалами - все это позволяет говорить о ярко выраженных драматических чертах прозы Достоевского.

Согласны ли вы с утверждением, что Петербург

в изображении Ф.М. Достоевского -

полноправный герой романа?

Петербург часто становится фоном развития действия в прозе Ф.М. Достоевского. Отношения писателя к городу двойственно: он. бесспорно, привязан к нему, но в то же время воспринимает его са-мым мрачным городом в мире.

В романе Петербург воспроизведен как социальный оргатнм Л.П. Гроссман замечает, что роман «Преступление и наказание» - «роман большою юрода XIX века», что фон столицы «предопределя-ет здесь характер конфликтов и драм». Город становится соучастни-ком преступления.

Пожалуй, самую главную характеристику дает этому городу Свидригайлов: «Петербург - это город полусумасшедших. Если бы у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать

над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый сю своей специальности. Редко где найдется столько мрачных, резких и страш-ных влияний на душу человека, как в Петербурге».

В литературе сложилась традиция изображать Петербург в опреде-ленной цветовой гамме: желто-серой. Достоевский один из первых по-чувствовал этот колорит. Желтые тона преобладают в романе, выходя за пределы описания юрода: ярко-желтые домики; мучительный цвет желтого солнца: обои в комнатах Раскольникова, процентщицы. Сони; пожелтевшая кацавейка Алены Ивановны; «бледно-желтое лицо» Рас-кольникова, «темно-желтые лица» Лужина. Порфирия Петровича.

Образ зловонного города писатель создает и за счет описания за-пахов: «духота... известка... пыль... особенно летняя вонь», помои, вонь из лавочек, распивочных.

Звуковой фон развития действия в романе служит дополнитель-ным средством создания мрачного образа города. Здесь раздается только «беспрерывный стук», «нытье», визги, здесь звучит «надфес-нутый голос 7-летнего ребенка».

Весь роман наполнен бесконечными уличными сценами и сканда-лами: пьяная девочка на К. бульваре, удар кнута, женщина с «испи-тым лицом», бросающаяся в реку. 11с случайно вынесены на улицы Петербурга сиены гибели Мармеладова «под колесами щегольской коляски», Катерины Ивановны.

Можно утверждать, что Петербург не только является фоном, на котором происходит действие романа, но и влияет на характеры, мыс-ли, поступки людей, определяет особенности их взаимоотношений - одним словом, становится полноправным героем произведения.

Главной гуманистической идеей в романе «Преступление и нака-зание» является вопрос о том, почему люди, преступившие какие-либо общечеловеческие правила, вообще достойны снисхождения. Достоевский считал, что, только увидев в человеке человеческое, можно дать ему шанс к возрождению.

К «преступившим» людям в романе относятся Раскольников, Со-ня, Лужин, Свилригайлов и другие герои. Одних героев Достоевский доводит до прозрения и раскаяния, других - нет.

Раскольников хотя и совершает преступление в начале произведе-ния, но в конце концов разочаровывается в своей теории. К тому же на протяжении всего романа Раскольникова терзают сомнения, в его душе происходит борьба. Раскольников часто нилш сны. а значит, он может чувствовать.

Соня Мармеладова также преступила закон, пойдя по «желтому билету». Но автор оправдывает се, ее истина ло христианская мо-раль. Соня искупает свою вину, жертвуя собой ради других. Даже че-рез описание внешности Сони, через ее голубые глаза - символ чис-тоты - автор показывает ее «невинность» в преступлении закона.

Свидригайлов также оказывается оправданным в романс. Во-первых, об этом свидетельствует то, что обо всех его проступках гово-рят какие-то третьи лица, но они не описываются в реальном времени. К тому же Свидригайлов совершает много хороших дел: например, да-ет деньги детям погибшего Мармеладова. Он также видит сны, то есть может чувствовать. И наконец, автор описывает его уход из жизни.

  • 20 Естественные науки в целом 20 1я7 Коробкин 68

    Список учебников

    Химия: материалы для подготовки к ЕГЭ и вступительным экзаменам в вузы / ... ф. 4 65.053я7 Ерофеева, В.А. Е78 Аудит: конспект лекций / В.А. ... Басни; Пьесы / И.А. Крылов. – М.: Мир книги; Литература , 2007. – 400 с. – (Бриллиантовая коллекция). - ISBN ...

  • Поэма А.Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» была написана во второй половине ХIХ века. Произведение создано в период, совпадающий с отменой крепостного права в России.

    В ней повествуется о мужиках-крестьянах, отправившихся в странствие. Семеро странников хотели отыскать человека, которому жилось счастливо. Ничего в поэме конкретно не указывало на место и время действия. Однако, несложно было догадаться, что всё происходило в России, сразу после отмены крепостничества. Каждый из странников имел своё мнение на этот счёт. В числе счастливых людей они считали помещиков, чиновников, попов, купцов, министров, бояр и самого царя-батюшку.

    Наряду с главными героями поэмы созданы и второстепенные образы. Таким является персонаж Матрёна Тимофеевна Корчагина. В народе она прослыла счастливой. Странствующие искатели правды услышали о ней, будучи в селе Наготино. Вот и отправились семеро крестьян в Клин, где жила Матрёна. Не найдя счастливых людей среди мужиков, путешественники рассчитывали увидеть хотя бы счастливую женщину.

    А что есть счастье для простой русской бабы? Непьющий, работящий муж, здоровые детки и мир в семье. А Матрёна Тимофеевна не считала себя счастливой. Только смолоду, в девичестве ей жилось хорошо. Молодая, здоровая и работящая, она родилась в хорошей семье. Замужество не принесло героине женского счастья. Налаженная жизнь стала рушиться. Гибель сына стала первой бедой, посетившей семью Матрёны. А скоро и мужа забрили в солдаты. Но череда несчастий на этом не прекратилась. Её и розгами секли, и пожар она дважды пережила. Не повезло и со здоровьем Матрёне Тимофеевне. Трижды болела сибирской язвой.

    Так почему же люди считали её счастливой? В чём заключалось её счастье? А всё до банальности просто. Сильная духом русская женщина боролась за свою жизнь и своё счастье, не опуская рук. Защищая сына, спасла его от наказания плетьми. Своего мужа уберегла от 25-летней службы в армии. С великим достоинством эта простая русская баба перенесла все выпавшие не её долю испытания. Она не просто выстояла под тяжестью бремени. Эта женщина сумела сохранить семью. Все свои душевные и физические силы она употребила на это.

    А.Н. Некрасов был убеждён, что счастливым может быть только свободный человек. И только в свободном обществе возможна положительная динамика развития. Поэтому с такой любовью описывает он простых людей, сопротивляющихся рабскому положению. Его уважение вызывают люди, которые, несмотря на все жизненные перипетии, сумели выстоять и быть по-своему счастливы.

    Сочинение В чем счастье в понимании Матрены Тимофеевны

    Изображение судеб русских женщин, в особенности крестьянок, прослеживаются во всем творчестве поэта, поскольку он всегда стремился привлечь к этой проблематике общественное мнение.

    Образ Матрены Тимофеевны является одним из центральных и на его примере автор раскрывает понятие простого женского счастья.

    Средних лет женщина, сохранившая юношескую красоту, статность, с большими строгими глазами и проседью в волосах не считает сама себя счастливицей, но людская молва относит именно ее к разряду тех, кому довелось познать бабье счастье.

    Детство Матрены прошло в атмосфере родительской любви в заботливом отчим доме, но выйдя замуж молодая женщина испытала на себе все тяготы и невзгоды замужней жизни. Семья мужа не принимает Матрену и ей приходится терпеть унижения, обиды от свекра и свекрови. Молодой муж в это время пропадает на заработках, возвращаясь домой лишь на зиму. Женщина вынуждена со смирением, терпением переносить нелегкую жизнь, включая не только несправедливость со стороны родителей мужа, но и его гнев, и находить глоток радости даже в мелочах, будь то привезенный в подарок мужем платок, либо редкие катания с горки.

    Отрадой для Матрены становится рождение ее первенца, сын, но в раннем возрасте мальчик нелепо погибает и женщина, тяжело переживая гибель ребенка, вынуждена продолжать жить дальше.

    Спустя некоторое время в семье появляются другие дети и Матрена растворяется в образе безоглядно любящей своих малышей матери.

    Но жизненные испытания крестьянки на этом не заканчиваются, и судьба готовит ей новые удары. Матрене приходится пройти всего за десяток лет серьезные болезни (три раза она излечивается от сибирской язвы), пережить несколько пожаров, похоронить родителей, а также познать голод из-за потери урожая и безысходность от невозможности хорошо накормить своих детей.

    Будучи глубоко верующим человеком, Матрена несмотря на обстоятельства обладает решительным и отважным характером, готовая на самопожертвование ради близких.

    В один из жизненных моментов она берет на себя вину старшего сына за погибший скот и принимает на себя боль от ударов розог. А когда мужа ее собираются отправить на военную службу, Матрена осознает, что не сможет одна вырастить детей, смело бросается к местному начальству и спасает мужа от рекрутской повинности, вызывая неприкрытое уважение среди односельчан.

    По мнению Матрены, у русских женщин не может быть счастья, поскольку на их бабскую долю выпадает слишком много бед и несчастий, а ключик для счастья женщины, со слов Матрены, давным-давно потерялся. Но женщина не ропщет, не жалуется на судьбу, а просто стойко воспринимает все тяготы своего жизненного пути.

    Однако народ уверен в счастливой судьбе Матрены Тимофеевны, которая заключается в ее силе воли, стойком характере, мужестве, чувстве собственного достоинства и присуще только женщинам качествах, заключающихся в безмерной всепоглощающей материнской любви, глубоком уважении к мужу, добросердечии и приветливости к окружающим.

    Несколько интересных сочинений

    • Сочинение Моя любимая сказка Пушкина 5 класс
    • Сочинение по картине Билибина Иван-Царевич и Лягушка-Квакушка (описание)

      Сказочную иллюстрацию, к хорошо знакомой нам всем сказке Иван-царевич и царевна-лягушка, нарисовал Иван Яковлевич Билибин (3 класс)

    • История создания рассказа Антоновские яблоки Бунина и прототипы героев

      Написание произведения происходит под воздействием ощущений писателя, гостившего ранней осенью в деревенском доме родного брата, в котором каждое утро просыпается от ароматов антоновских яблонь, наблюдая холодный и серый восход осеннего солнца.

    • Образ и характеристика Бэлы в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение

      В романе М. Ю. Лермонтова содержится несколько повестей, одна из них – «Бэла». В этой повести Лермонтов раскрывает образ девушки-горянки, юной красавицы-княжны.

    • Образ и характеристика Платонова в рассказе Яма Куприна сочинение

      Одним из ключевых персонажей произведения является Сергей Иванович Платонов, представленный писателем в образе завсегдатая дома терпимости, принадлежащего Анне Марковне Шайбес.

    «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова – это поэма-эпопея, ведь в центре ее изображения вся пореформенная Россия. Поэма необычайно широко охватывает всю народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в своем произведении все социальные слои от крестьянина до царя, однако, главным предметом повествования остается все же жизнь народная. С самого начала поэмы определяется и главный ее герой – человек из народа. И все же не была бы так ярка картина крестьянской жизни, если бы не повествовала нам о доле простой русской женщины. Рассуждая на эту тему, нельзя не обратиться к главному женскому образу поэмы.

    Особое и очень большое место в поэме занимает образ крестьянки Матрены Тимофеевны. В исключительном женском образе Матрены Тимофеевны Некрасов показал всю тяжесть «долюшки женской». Эта тема прослеживается во всем творчестве Некрасова, однако нигде образ русской крестьянки не был описан с такой нежностью и участием, так правдиво и тонко. И именно эта героиня ответит в поэме на вечный вопрос о женской доле, отчего «ключи от счастья женского… заброшены, потеряны у Бога самого»…

    Матрена Тимофеевна Корчагина – умная, самоотверженная женщина, носительница «гневного» сердца, помнящая о «неоплаченных» обидах. Судьба Матрены Тимофеевны типична для русской крестьянки: после замужества она попала «с девичьей холи в ад», на нее одно за другим обрушились разные горести. В итоге, Матрена вынуждена взять на себя непосильный мужской труд, чтобы прокормить свою многодетную семью.

    Будучи «губернаторшей», Матрена остается все же человеком трудовой крестьянской массы. Ей, умной и сильной, поэт доверил самой рассказать о своей судьбе. «Крестьянка» - единственная часть в поэме Некрасова, вся написанная от первого лица. Однако это рассказ не только о Матрениной женской доле. Голос ее – это голос самого народа. Потому-то Матрена Тимофеевна чаще поет, причем «Крестьянка» - глава, пронизанная фольклорными мотивами, почти сплошь построенная на народно-поэтических образах. Судьба некрасовской героини все время расширяется до пределов общерусских. Некрасов сумел совместить личную судьбу героини с массовой жизнью, не отождествляя их. Потому что в отличие от большинства крестьянских женщин, чье замужество определялось волей родителей, Матрена Тимофеевна выходит замуж за любимого человека.

    Далее перед нами разворачивается картина традиционной семейной жизни в крестьянской среде, весь простонародный быт. Как только Матрена вошла в семью мужа, тут же на ее плечи взвалились все обязанности по дому. Как и всякая другая русская крестьянка, Матрена Тимофеевна воспитывалась в уважении к старшему поколению, поэтому в новой семье она беспрекословно «подчинялася» воле мужа и его родителей. Кажущийся невыносимым труд в суровом крестьянском быту становится ее будничным делом, причем делом женским.

    Как известно, побои в крестьянской семье также были довольно обычны, однако, героиня пьесы отнюдь не забитая рабыня. На всю жизнь ей в память врезается единственный случай избиения ее мужем. В то же время в уста героини при рассказе об этом вложена такая песня, которая, не искажая индивидуальной биографии героини, придает явлению широкую типичность.

    Вспомним также страшную трагедию потери ребенка, которую пережила Матрена Тимофеевна. Тяжело переживала смерть своего ребенка Матрена, вопреки невежественным барским убеждениям в том, что не больно крестьяне пекутся о своих детях, потому что в каждой семье их не меньше десятка. Однако простому русскому сердцу Матрены, как и любой другой женщине, дороги все ее дети, каждому из них она желает лучшей доли, о каждом заботится одинаково.

    Некрасов постоянно в своей поэме подчеркивает истинно христианское смирение простой русской женщины, на долю которой выпадают порой страшные, невыносимые испытания. Однако во всем уповает на волю божью Матрена Тимофеевна, как и тысячи других женщин с тяжелыми судьбами. Героиня принимает как должное свою жизнь, вот почему она с глубокой житейской мудростью произносит ответ на вопрос о женской доле: « ключи от счастья женского… потеряны у Бога самого». Так, перед нами собирательный образ большинства русских женщин, всем сердцем преданных своей семье, мужественно несущих на своих плечах огромный груз заботы о родных и близких, и несут они свою ношу с невероятной покорностью судьбе, уповая лишь на Бога да на самих себя. Такова женская доля русской крестьянки, воплощенная в лице Матрены Корчагиной.

    Задачи и тесты по теме "Почему Матрена Тимофеевна утверждает, что «ключи от счастья женского… заброшены, потеряны у Бога самого»? (По поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».)"

    • Орфоэпия

      Уроков: 1 Заданий: 7

    • Орфография - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Характеристика героя

    Матрена Тимофеевна Корчагина — крестьянка. Этой героине посвящена третья часть поэмы.

    М.Т. — «Осанистая женщина, Широкая и плотная, Лет 38-ми. Красива; волос с проседью, Глаза большие строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла».

    Среди народа о М.Т. идет слава счастливицы. Пришедшим к ней странникам она рассказывает о своей жизни. Ее повествование ведется в форме народных плачей и песен. Тем самым подчеркивается типичность судьбы М.Т. для всех русских крестьянок: «Не дело — между бабами Счастливую искать».

    В родительском доме М.Т. жилось хорошо: у нее была дружная непьющая семья. Но, выйдя замуж за Филиппа Корчагина, она попала «с девичьей воли в ад». Младшая в семье мужа, она работала на всех, как раба. Муж любил М.Т., но часто уходил на заработки и не мог защитить жену. У героини оставался один заступник — дедушка Савелий, дед мужа. М.Т. повидала на своем веку много горя: терпела приставания управляющего, пережила смерть первенца Демушки, которого, по недосмотру Савелия, загрызли свиньи. М.Т. не удалось вытребовать тело сына и его отправили на вскрытие. Позже другому сыну героини, 8-милетнему Федоту, грозило страшное наказание за то, что он скормил чужую овцу голодной волчице. Мать, не раздумывая, легла под розги вместо сына. Но в неурожайный год М.Т., беременная и с детьми, сама уподобляется голодной волчице. Кроме того, у ее семьи забирают последнего кормильца — мужа вне очереди забривают в солдаты. В отчаянии М.Т. бежит в город и бросается в ноги губернаторше. Та помогает героине и даже становится крестной матерью родившегося сына М.Т. — Лиодора. Но злая судьба продолжала преследовать героиню: одного из сыновей забрали в солдаты, «дважды погорели… Бог сибирской язвою… трижды посетил». В «Бабьей притче» М.Т. подводит итог своей печальной повести: «Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У Бога самого!»

    Героем поэмы является не один человек, а весь народ. С первого взгляда народная жизнь представляется печальною. Само перечисление деревень говорит само за себя: Заплатово, Дырявино,… и сколько человеческих страданий в поэме! Вся пореформенная Русь плачет и стонет на страницах поэмы, но есть и много шуток и прибауток: «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь». Иначе и быть не могло. В самой жизни горе и радость идут рука об руку. В поэме много народных образов: Савелий, Яким Нагой, Ермила Гирин, Матрена Корчагина. Все они сумели отстоять свое человеческое достоинство в условиях рабства и бесправия.

    Отсюда и оптимизм поэмы:

    Сила народная, Сила могучая – Совесть спокойная, Правда живучая!

    Сознание этой нравственной «силы народной», предвещающей верную победу в борьбе за грядущее счастье, и было источником той радостной бодрости, которая чувствуется даже в ритмах поэмы. Жизнеописанию крестьянки Матрены Корчагиной Тимофеевны посвящена третья часть поэмы. «Матрена Тимофеевна – осанистая женщина, широкая и плотная, лет тридцати осьми. Красива; волос с проседью, глаза большие, строгие, ресницы богатейшие, сурова и смугла». Странников приводит к ней слава счастливицы. Матрена соглашается «душу выложить», когда мужики обещают помочь ей в жатве: страда в самом разгаре. Судьба Матрены во многом подсказана Некрасову автобиографией И. А. Федосеевой. Повествование строится на основе ее плачей, а также других фольклорных материалов (песен, собранных П. Н. Рыбниковым). Обилие фольклорных источников, зачастую практически без изменения включенных в текст «Крестьянки», да и само название этой части поэмы, подчеркивают типичность судьбы Матрены: это обычная судьба русской женщины, свидетельствующая о том, что странники «затеяли не дело – между бабами счастливую искать». В родительском доме, в хорошей непьющей семье, Матрене жилось счастливо. Когда Матрена вышла замуж за Филиппа Корчагина, печника, она попала в настоящий ад: все родственники мужа заставляли ее работать на себя, как рабыню. С мужем, правда, ей повезло: лишь однажды дело дошло до побоев. Но основное время Филипп был на заработках и возвращался домой только зимой. За Матрену некому было заступиться, кроме дедушки Савелия, отца свекра. Ей приходится выносить домогательства Ситникова, господского управляющего, прекратившиеся лишь с его смертью. Утешением во всех бедах становится для крестьянки ее первый сын Демушка, но по недосмотру Савелия ребенок погибает: его съедают свиньи. Над убитой горем матерью вершат неправедный суд. Вовремя не догадавшись дать взятку начальнику, она становится свидетельницей надругательства над телом своего ребенка. Долгое время Матрена не может простить Савелию его непоправимую оплошность. Со временем у крестьянки появляются новые дети, «некогда думать, некогда печалиться». Умирают родители героини, Савелий. Ее ждут новые страдания – сыну Федоту грозит наказание за то, что он скормил чужую овцу волчице, и мать ложится вместо него под розги. Очень тяжело переживает Матрена неурожайный год. Беременная, с ребятишками, она сама становится похожей на волчицу. Еще одна беда постигает Матрену. Ее мужа вне очереди забирают в солдаты. Она теряет последнюю надежду на выживание. В бреду Матрене рисуются страшные картины жизни солдатки, солдатских детей. Она покидает дом и бежит в город, чтобы найти защиту у губернатора. С мужем и новорожденным Матрена возвращается домой. После этого случая народ стал называть Матрену счастливой. Судьба и в дальнейшем не пощадила Матрену: «дважды погорели, Бог сибирской язвой трижды посетил». В «Бабьей притче» подводится итог ее трагической повести: «Ключи от счастья женского, от нашей вольной волюшки – заброшены, потеряны у Бога самого!» Но мнение людей о счастье Матрены Тимофеевны не случайно: выстояла, вынесла все испытания, спасла сына от плетей, мужа от солдатчины, сохранила собственное достоинство, силу, которая ей нужна для работы, любовь к детям.



    THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама