THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Имя: Иоанн Креститель (Иоанн Предтеча)

Дата рождения: 2 г. до н. э.

Возраст: 32 года

Дата смерти: 30 г.

Деятельность: проповедник

Семейное положение: не был женат

Иоанн Креститель: биография

Иоанн Креститель, он же Иоанн Предтеча, уважается христианами как предшественник . В православии – второй по важности после святой Богородицы. Во имя Иоанна освящено множество храмов на территории России и в мире. Мусульмане, мандеи и бахаи называют пророка Яхья, арабские христиане – Юханн. Как историческая личность фигурирует в «Иудейских древностях» Иосифа Флавия.


На иконах изображается со следующими атрибутами: отсеченная голова (вторая на картине), свиток в руках, чаша, тонкий крест из тростника. Одет святой в мешковатую одежду из косматой шерсти, подпоясанную широким кожаным поясом, реже – в тканый хитон или гиматий. На картинах к этим признакам добавляются медовые соты, ягненок, пастушеский посох, обращенный к небу указательный палец правой руки. У католиков популярны статуи Крестителя.

Детство и юность

Факты биографии Иоанна Крестителя богословы черпают из четырех канонических Евангелий, апокрифов и житийной литературы. О детстве Иоанна рассказывает евангелист Лука.

Родился Иоанн в семье первосвященника Захарии и праведницы Елисаветы, дальней родственницы будущей Богоматери. Предстоящее появление ребенка у бесплодной пожилой четы предсказал архангел Гавриил, посетив будущего отца в Храме, Гавриил же приказал дать мальчику необычное для семьи имя. Захария не поверил вестнику, за что тот лишил Захарию дара речи. Немота священника продлилась до рождения ребенка.


Пророчествовать ребенок начал еще в материнском животе. Когда Мария пришла в гости к Елисавете, то младенец забился, и Елисавета ощутила благодать. То есть Иоанн радовался встрече с Мессией еще до того, как окружающие заметили беременность непорочной девы. На месте загородного дома Захарии, где встретились будущие матери, выстроена церковь Посещения.

В Эйн-Кареме, пригороде Иерусалима, где пророк появился на свет, выстроен монастырь ордена францисканцев («Святой Иоанн на горах»). Немой Захария письменно подтвердил желание дать сыну имя Иоанн, указанное ангелом, после чего снова смог говорить.


По Писанию, родился Предтеча на полгода раньше Спасителя. На основании этой информации рассчитана дата празднования Рождества Иоанна Предтечи – 24 июня по юлианскому календарю в православии. В народе праздник известен как День Ивана Купала. С точки зрения солярной символики: Иисусово Рождество отмечается после зимнего солнцестояния, когда день становится длиннее, и Иоанново – после летнего, когда день укорачивается.

Для того чтобы спасти ребенка от рук слуг царя Ирода, истреблявших детей, мать ушла с ним из города в пустыню, где Иоанн и прожил до взрослого возраста, готовясь к будущему служению. Предполагают, что тайным местом был монастырь ессеев – тайной иудейской секты. Первосвященника Захарию убили солдаты Ирода на его рабочем месте.

Христианское служение

В пустыне с молодым Иоанном заговорил Бог, после чего Иоанн отправился проповедовать, началом путешествия считают 28 или 29 год. Пророк был аскетом, одевался в лохматую тунику из верблюжьей шерсти, подпоясывался ремнем из сыромятной кожи, питался медом диких пчел и акридами, не пил вина. В проповедях призывал грешников убояться Божьего гнева и покаяться. Укорял саддукеев и фарисеев в лицемерии и гордыне.


Воинов пророк призывал довольствоваться жалованием, не обижать мирных жителей; мытарей – ничего не требовать у населения сверх положенного по закону; богачей – делиться пищей и одеждой с бедняками. Символом раскаяния и очищения Иоанн назначил ритуальное купание в струях реки Иордан, названное крещением. Вокруг Крестителя собрался кружок последователей. Ученики Иоанновы подражали аскетизму учителя и предполагали, что Иоанн и есть предсказанный Спаситель.

Когда из Иерусалима прибыла делегация священнослужителей для проверки этой версии, Иоанн ее отрицал. Он назвал себя голосом пустынника, зовущего людей к обновлению. Он предсказывал скорый приход Мессии, но удивился при встрече с пришедшим креститься Иисусом, поскольку считал себя недостойным даже завязать ремешки обуви Спасителя.


Иисус настоял на том, что следует исполнять предначертанное Богом, и принял крещение в Иордане. Исполняя ритуал, Креститель положил правую руку на макушку Христа, в связи с чем десница святого позже особенно почиталась. Крещение сопровождалось чудесами, открывшими людям мессианство Иисуса: с небес слетел голубь и прозвучал голос, назвавший Иисуса возлюбленным сыном и благословивший его.

После знамения к Спасителю присоединились первые двое апостолов, бывшие прежде среди учеников Иоанна Предтечи. Когда Иисус пребывал в размышлениях в пустыне, Иоанна арестовали. Святой Иоанн в православии считается важнейшим молитвенником за всех христиан.


Акафист Предтече читают для понимания своих грехов и их причин, воцерковления неверующих, помощи заключенным. Автор старинной молитвы сравнил Предтечу с утренней звездой, затмевающей сияние прочих звезд, которая предвещает утро солнечного дня.

Смерть

Пророк Иоанн сурово обличал преступления правителей, призывая тех раскаяться. В частности прилюдно осуждал аморальное поведение тетрарха Галилеи Ирода Антипу, женатого на Иродиаде, своей племяннице. Красавицу Иродиаду Антипа отбил у своего единокровного брата, Ирода Филиппа. Иоанн явился во дворец тирана и прямо перед гостями в пиршественной зале обличил того в грубом нарушении еврейских законов.


Тетрарх не раскаялся, а, наоборот, арестовал пророка и посадил в темницу. Что с ним делать дальше, оставалось не понятным: казнь такой известной в народе персоны могла вызвать волнения населения Галилеи. Но обличительная речь разгневала жену Ирода. Публично оскорбленная женщина жаждала мести, которую и совершила при помощи своей дочери Саломеи.

На празднике в честь дня рождения Ирода Антипы Саломея так красиво танцевала, что Ирод перед гостями пообещал девушке выполнить любое ее желание. Подстрекаемая матерью, Саломея попросила в подарок голову Иоанна. Отправленный в тюрьму оруженосец отрубил пророку голову и преподнес девушке жутковатый подарок на серебряном блюде. Голову Саломея передала Иродиаде, а тело слуги отдали ученикам Крестителя.


В память этих событий отмечается день Усекновения главы Иоанна Предтечи. В Православной церкви это день строгого поста. В народной традиции Усекновение обросло рядом обычаев и суеверий: запрещается работать с острыми предметами, есть круглые овощи и фрукты, резать хлеб. Ученики похоронили обезглавленное тело Иоанна Предтечи в Севастии, поблизости от гробницы пророка Елисея, но после с телом святого стали происходить чудеса.

Примерно в 362 году язычники вскрыли и разгромили захоронение, сожгли кости и разбросали прах. Однако христианам удалось спасти часть мощей. В X веке Феодор Дафнопат рассказывал христианам, что апостол Лука хотел увезти тело в Антиохию, но севастийцы позволили увезти только правую руку святого. Позже нетленная Десница Иоанна Крестителя переехала в Константинополь, в честь чего был установлен соответствующий праздник, сейчас не популярный.


Иродиада прятала голову пророка в дворцовых покоях, но служанка выкрала реликвию и закопала в глиняном кувшине на склоне Елеонской горы. Через несколько лет при копании рва кувшин нашли слуги вельможи Иннокентия и реликвию опознали. Это событие празднуется прихожанами РПЦ 24 февраля по старому стилю. Перед смертью Иннокентий хорошо спрятал святыню.

В годы, когда в Иерусалиме правил император Константин Великий, два паломника случайно нашли главу, но лентяи поручили нести реликвию попутчику. Попутчик (по профессии горшечник) ушел от монахов и стал хранителем святыни. После его смерти кувшин с чудотворной головой перешел к сестре хранителя. Позже реликвия досталась арианскому священнику, который спрятал главу в пещере близ Емессы.


В 452 году архимандриту близлежащего монастыря явился во сне Иоанн и указал место сокрытия главы. Реликвию нашли и перенесли в Константинополь. Второе Обретение главы празднуют одновременно с первым. Во время беспорядков в Константинополе святыню отправили на хранение в город Емессу, потом прятали в Команах во время иконоборческих гонений.

Посольство императора Михаила III в 850 году, руководствуясь озарениями патриарха Игнатия, нашло голову святого в Команах. Это было третье Обретение, отмечаемое РПЦ 25 мая по юлианскому календарю. Для каждого праздника разработан свой канон – порядок и перечень молитв, читаемых во время торжественного богослужения священниками.


Дальнейшая история реликвии точно не известна, и сейчас на звание обладателя подлинной головой Иоанна Крестителя претендуют двенадцать церквей. Также в христианском мире насчитывается семь челюстей (помимо голов), одиннадцать указательных пальцев, девять рук и четыре плеча. Все эти реликвии почитаются подлинными и совершают чудесные исцеления.

Память

  • 1663 – поэма Йоста ван ден Вондела «Иоанн Креститель»
  • 1770 – построен линейный корабль российского императорского флота «Чесма», имевший второе название «Иоанн Креститель»
  • 1864 – поэма Стефана Малларме «Иродиада»
  • 1877 – рассказ Гюстава Флобера «Иродиада»
  • 1891 – пьеса «Саломея»

Православные праздники

  • 23 сентября (6 октября) - Зачатие Иоанна Предтечи
  • 24 июня (7 июля) - Рождество Иоанна Предтечи
  • 29 августа (11 сентября) - Усекновение главы Иоанна Предтечи
  • 7 (20 января) - Собор Иоанна Крестителя
  • 24 февраля (8 марта) в високосном году, 24 февраля (9 марта) в невисокосном – первое и второе Обретение главы Иоанна Предтечи
  • 25 мая (7 июня) – третье Обретение главы Иоанна Предтечи
  • 12 (25 октября) - Перенесение Десницы Иоанна Предтечи

Иродиада была внучкой царя Иудеи Ирода Великого - того самого, по инициативе которого произошло избиение младенцев. А по приказу его внучки был убит Иоанн Креститель - праведник и предшественник Иисуса Христа.

Имя иудейского царя Ирода Великого стало нарицательным: слово «ирод» в нашем сознании ассоциируется с жестокостью и бесчеловечностью. Тем не менее, историки оценивают его деятельность не только отрицательно. Этот царь много сделал для строительства Иудеи. А вот о его внучке Иродиаде история не донесла до нас ни одного хорошего слова.

Язык мятежного Предтечи

Иоанн Креститель (Предтеча) был сыном Елизаветы (родственницы Марии, матери Иисуса Христа) и священника Захарии. Он появился на свет за несколько месяцев до того, кого христиане считают Спасителем. И позже в своих проповедях предрекал его появление.

Иоанн Креститель вел отшельнический образ жизни: носил простую, грубую одежду и питался самой простой пищей. В возрасте около 30 лет он стал ходить по Иудее, проповедуя ее жителям покаяние в грехах. Он крестил людей, омывая их в водах реки Иордан и говоря, что этот обряд принесет покаяние и очищение от грехов. Кроме того, Иоанн утверждал: «Я крещу в воде; но стоит среди вас [Некто], Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его».

Увидев как-то Иисуса, Предтеча сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю».

Вскоре Иоанн Креститель стал известен всем жителям Иудеи. Он пользовался большой популярностью среди соотечественников, хотя проповедовал явно не иудейскую традицию. Соотечественникам Крестителя явно импонировали аскетизм Иоанна, его желание сделать мир людей лучше, а также бесстрашие. Дело в том, что Предтеча не стеснялся никому говорить правду в глаза. И представителям власти - в том числе. За это ему предстояло заплатить дорогую цену.

Жестокие кровосмесители

В то время Галилеей и Переей, частью Иудеи, где развернулись последующие страшные события, правил сын Ирода Великого - Ирод Антипа. Властительницей же этой местности считалась женщина по имени Иродиада. Она не была законной женой Ирода и вообще приходилась ему племянницей.

С детства Иродиада отличалась не просто склонностью к разврату. Она пренебрегала одним из самых главных правил - запретом на инцест. Эта женщина с ранних лет стремилась к самому высокому положению, поэтому в своих интимных предпочтениях она не выходила за «рамки» династии Иродиадов, основанной ее дедом.

Успех у мужчин собственной семьи сначала привел ее к браку с первым своим дядей Иродом Бефом. От него 20-летняя Иродиада примерно в 5 году нашей эры родила дочь Саломею. Брак между такими близкими родственниками был самой настоящей пощечиной для правоверных иудеев, боявшихся кровосмесительства как огня. Но это замужество Иродиады соотечественники еще как-то переварили.

Однако этот родственник показался недостаточно перспективным честолюбивой женщине. И она обратила свои взоры на следующего. Новым супругом развратницы стал другой дядя - Ирод Филипп. Народ содрогнулся. Но Иродиада плевать хотела на обычаи предков. Ее религией стала жажда власти.

И опять прокол - Ироду Филиппу не светило высокое положение. Ну что делать? Злая и властолюбивая Иродиада ломала руки от досады. Пришлось опять сменить спутника жизни. И не стоит в этом сомневаться - опять стал ближайший родственник. И опять дядя - Ирод Антипа, который к моменту начала совместной жизни с Иродиадой был правителем Галилеи и Переи. Конечно, эти части Иудеи - не целая Римская империя. Но лучше уж так, чем прозябать в рядовых аристократках, думала честолюбивая женщина. Тут следует отметить, что к моменту сближения с Иродиадой Ирод Антипа был женат на дочери Ареты, царя набатеев. Супруга не желала так просто отпускать мужа к разлучнице. Она нажаловалась отцу, и Арета пошел войной на Антипу. Сын Ирода Великого проиграл это сражение. Но к жене не вернулся - уж слишком околдовала его своими чарами красивая племянница Иродиада. Сколько людей погибло в том сражении - неизвестно. А для Иродиады кровь человеческая была жиже воды...

Став женой Ирода Антипы, Иродиада по большей части удовлетворила свои властные амбиции. Она счастливо жила с мужем и своей дочерью Саломеей. Подданных парочка грабила нещадно, облагая иудеев непосильной данью.

Народ пребывал в ужасе. Но, как это часто бывает, безмолвствовал. Алчная кровосмесительница наглела все больше.

Единственным человеком, который открыто выступил против зарвавшейся власти, был Иоанн Креститель. Этот человек, как мы уже писали, вел отшельнический образ жизни. И совсем не походил на холеных представителей местной аристократии. Он открыто клеймил кровосмесительницу и ее мужа, которые обирали свой народ.

Поначалу Иродиада не принимала Предтечу и все, что он говорил, близко к сердцу. «Мало ли что там несет какой-то оборванец», - думала она. Но вскоре Иродиаде стали доносить о том, что Иоанн, несмотря на свой нищий вид, пользуется большим авторитетом у иудеев (притом что некоторые его утверждения шли вразрез с иудаизмом). И она поняла: надо как-то его заткнуть. Но как? Неудачей стало то, что Ирод Антипа, который готов был всегда подчиниться коварной красавице, тут стал сопротивляться. Он утверждал: Иоанн - праведный муж и мудрец. Кроме того, Антипа не хотел казнить Крестителя в страхе перед народным гневом.

Единственное, чего добилась Иродиада, стало заключение Иоанна в крепости Махерон. Вот как описывает историк это страшное место: «Сама крепость образована была скалистым холмом, поднимающимся на чрезвычайную высоту и потому трудно досягаемым, но природа еще позаботилась о том, чтобы он был недоступен. Со всех сторон холм окружен невероятной глубины пропастями, так что переход через них практически невозможен. Западная горная впадина простирается на 60 стадий и доходит до Асфальтового озера, и как раз на этой же стороне Махерон достигает наибольшей высоты. Северная и южная впадины хотя и уступают в длине только что упомянутой, но тоже делают невозможным нападение на крепость. Что касается восточной, то она имеет не менее 100 локтей глубины, но примыкает к горе, противоположной Махерону».

Не стоило сомневаться в том, что заключение не стало серьезным испытанием для Иоанна - человека мудрого и аскета по своему складу. Это Иродиада поняла сразу же. И она решила во что бы то ни стало уничтожить Крестителя.

Казнь на день рождения

Шел 28 год нашей эры. В одну из ночей во дворце Ирода Антипы праздновали день рождения правителя. И гости, и хозяева после полуночи были пьяны настолько, что уже не помнили себя от веселья и нетрезвой удали.

В этот момент в голове Иродиады созрел коварный план. Она попросила свою юную дочь Саломею станцевать перед гостями развратный танец в обнаженном виде. Это предложение очень понравилось Антипе. Но тут испорченная с юных лет Саломея, как и надоумила ее мать, решила немного поломаться. Пьяный Антипа заявил: он готов заплатить любую цену за танец. И Саломея «по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей» (Мф. 14:8-11).

Иоанна умертвили. Его голову принесли на блюде Саломее - та позвала мать, и Иродиада в бешенстве исколола иглой язык человека, который столько правды сказал народу о ней...

Что было потом? Согласно одной версии, Антипа с Иродиадой потеряли власть и умерли в бедности примерно в 40 году нашей эры. Согласно другой, земля разверзлась под ногами убийц и поглотила их...

Гибель Саломеи также была страшна - ее насмерть затерли льдины реки, которую она переходила зимой. Две льдины сомкнулись у нее на шее и оторвали ей голову так же, как некогда нож убийцы отрезал голову Иоанна Крестителя.

Мария Конюкова

Иоанн Креститель - сын священника Захарии и жены его Елисаветы, родственницы Пресвятой Девы Марии (Лук. 1, ст. 36). Местом его рождения, на основании раввинского предания, считают обыкновенно священнический город Хеврон, один из знаменитейших городов нагорной Иудеи. Мнение же, что Иоанн родился в Иутте, где св. Еленою, материю Константина Великого, построен храм в память рождения Предтечи, основывается не на предании, а на том, что под градом Иудовым (Лук. 1, 39), куда ходила Пресвятая Дева для свидания с Елисаветою, некоторые (Реланд, Вьель и Ренан) несправедливо разумели этот незначительный городок, который никак не мог быть назван «градом Иудовым», разумеется, в смысле знаменитого города .

I. Д е тство и юношеские годы Иоанна Крестителя . Сведения об этом периоде жизни передает нам один св. Лука, который, надобно заметить, даже и начинает свое Евангелие с Иоанна Крестителя, как предтечи Господня. В первых стихах первой главы он подробно говорит о явлении Ангела Захарии с радостною вестью о том, что престарелая жена его Елисавета родит ему сына, которого он назовет Иоанном (с еврейского «милость Божия») и который будет велик пред Господом. От чрева матери он исполнится Духа Святого, обратит многих из сынов Израилевых ко Господу Богу их, предидет пред Ним (Спасителем) в духе и силе Илии, чтобы приготовить Ему путь (Лук. 1, ст. 5-17). Также подробно говорит он потом о его рождении и обрезании (ст. 57-66), при чем приводит хвалебную песнь Захарии, в которой он (Захария) прославляет величие нашего спасения чрез обетованного Мессию и указывает назначение сына своего быть предтечею Господа (ст. 67-79). Повествование оканчивается хотя и кратким, но весьма важным замечанием Евангелиста о развитии и жизни Иоанна до времени общественного служения его в качестве предтечи Господня: отроча же растлите и кр е пляшеся духом: иб о в пустынях, до дне явления своего ко Израилю (ст. 80). Из этих слов видно, что жизнь и развитие Иоанна шли необычным путем: он жил в пустынях. Но где же были эти пустыни? Когда Иоанн поселился в них и не находился ли он там под чьим-либо влиянием?

Известно, что недалеко от Хеврона, на всем протяжении с западной стороны от Мертвого моря, вся местность представляет сплошную пустыню (Мф. 3, ст. 1); только горные хребты и небольшие ручьи, скатывающиеся по глубоким впадинам в Мертвое море, разделяют ее как бы на несколько отдельных пустынь (И. Нав. 15, ст. 61-62; 21, ст. 11; 1 Цар. 25, ст. 1-2). Вот в этих-то пустынях, богатых пещерами, служившими издавна убежищами для всяких отшельников, поселился Иоанн Предтеча. Место, где жил он, приготовляя к своему высокому призванию, находится, по преданию (см. у Норова в I томе стр. 325 по изд. 1838 г.), на самом обрыве одного горного хребта; тут виднеются теперь развалины небольшой церкви, а под нею в скале пещера, в которой уединялся юный подвижник; ниже этой пещеры журчит живописный источник. На аскетический образ жизни Иоанна мы находим ясные указания и в Евангелиях. Матфей и Марк согласно говорят, что Иоанн носил одежду из власяницы, опоясывался кожаным поясом, а питался акридами и диким медом (Мф. 3, ст. 4 и Мр. 1, ст. 6). Под акридами обыкновенно разумеют род большой саранчи, которою питаются на востоке бедные люди, но едва ли это верно. По мнению еп. Порфирия (см. «Книга бытия моего» том V), акриды это род растения. «Они походят на зеленые деревца величиною с обычный куст нашей сирени и имеют кругловатые солоноватые на вкус листочки, которые можно есть как салат и как приварок; ими-то, по словам преосв. Порфирия, и питался Иоанн Предтеча, а не саранчою, называемою акриды».

Когда Иоанн удалился в пустыню, ничего нельзя сказать определенно. Ориген (hom. 11), Амвросий и другие относят это к самому раннему детству. Никифор Каллист (Церк. Ист. 14, ст. 1) и Бароний сообщают, будто Елисавета бежала в пустыню с Иоанном от преследования Ирода ; но ни эти старинные писатели, ни позднейшие ученые исследователи не придают этому легендарному преданию никакого значения. Что же касается того мнения, будто Иоанн сблизился с жившими в этой пустыне (Plin. Hist. nat. 5, 17) ессеями и учился у них (Paulus Exeg. Handb. I, 136; Gfrörer, Gesch. d. Urclirist. III; Haupt; Meyer) то это мнение прямо опровергается евангельским текстом, по которому духовное развитие Предтечи исключительно приписывается непосредственному воздействию на него Самого Бога. Но если даже и допустить правдивость такого мнения, все-таки надобно будет согласиться, что он ничему от них не научился, потому что представляет собою совершенную противоположность ессеям. Последние, как известно, не верили в пришествие Мессии, между тем жизнь и душу Иоанновы учения составляло ожидание Мессии и приготовление людей к принятию Его. На тело ессеи смотрели, как на темницу души и причину всякого греха: Иоанн же своим призывом к покаянию ясно даст видеть, что причина греха в злой воле человека. Ессеи держались платоновских идей (см. Иосифа Флавия , О войне иуд. 2, 8); у Иоанна все иудейское. Ессеи жили вдали от человеческих обществ и предавались мечтательности; Иоанн смело идет в народ и до самого конца деятельности своей проводит жизнь среди него. Аскетическая жизнь св. Иоанна всего ближе и естественнее объясняется тем, что он был назорей, от чрева матери своей посвященный Богу (Лук. 1, ст. 15), а не из ессейства. По близости места обитания св. Иоанну только не могла быть неизвестною уединенная жизнь ессеев, их обычаи, точно так же, как неизвестны ему были и другие религиозные иудейские толки с их особенностями; но он ни от кого и ничего не заимствовал. Промыслу угодно было, чтобы он возрос вдали от мира, вне всякого влияния. Покорный одному водительству промысла Божия, Иоанн провел юные годы свои в пустыне до дня явления своего Израилю (Лук. 1, ст. 80), дабы свидетельство его о Христе, как Агнце Божьем, было подобно благовестию Ангела и было принято народом за откровение свыше, каковым оно и оказывалось в действительности, по словам самого же Иоанна (Ин. 1, ст. 31-34).

II. Общественное служение Иоанна Крестителя . В пятнадцатый год правления Тиверия Кесаря, при Понтии Пилате, Иоанн, согласно предсказанию пророческому (Мал. 3, ст. 1 и Исаия 40, ст. 3), выступил на служение в качестве Предтечи Мессии (Мф. 3, ст. 1-3; Мр. 1, ст. 1-4 и Лук. 3, ст. 1-6). Местом явления его был пустынный берег Иордана . Сюда нередко, особенно в начале нового года (в сентябре месяце), пред праздником очищения (Лев. 23, ст. 24-27; Числа 29, ст. 1-7), целыми толпами приходил народ для религиозных омовений. И вот в то самое время, когда собравшиеся на реку спешили совершать омовения законные, не думая о нравственной чистоте, об исправлении своей жизни, Иоанн обращается к ним с проповедью о крещении покаяния во оставление гр е хов . Момент был самый удобный не только для того, чтобы призвать всех к крещению в покаяние, но и указать причину такого призыва: покайтеся , говорил он им, приближебося Царство Небесное (Мф. 3, ст. 2). В этих немногих словах заключается вся сущность проповеди Иоанна Предтечи, приготовлявшего путь Господу в сердцах человеческих. Остановимся на них. Прежде всего, что значит крещение покаяния ? Преосв. Филарет, митрополит Московский, говорит в одной проповеди (том III, стр. 319 по 1877 г.): «крещение покаяния , как бы и толковали сие выражение, дает разуметь, что покаяние в учении Иоанна составляло главную черту, необходимую потребность»... Иоанн как бы так говорил: не внешнее омовение важно, а внутреннее очищение души покаянием. Вот почему никто не мог получить от Иоанна крещения (βάπτισμα), т.е. погружения в воду, до тех пор, пока не доказал своего намерения переменить свою жизнь смиренным и всенародным исповеданием своих грехов (Мф. 3, ст. 6; Мр. 1, ст. 5). Вот это-то очищение души и есть крещение покаяния или крещение в покаяние , как он сам объяснил себя в другом месте (Мф. 3, ст. 11). Некоторые из новейших экзегетов (Лайтфут, Бенгель и др.) думают, что крещение Иоанново есть не что иное, как прозелитское крещение; но это мнение не имеет исторического основания. Ни в книгах Ветхого Завета, ни в книгах Нового Завета, ни у Филона, ни у древнейших таргумистов нет данных на то, чтобы для принятия иудейства непременно всегда и от всех требовалось крещение, как особый самостоятельный обряд. Да и сами иудеи того времени были убеждены, что право крестить будет иметь собственно Мессия, когда придет, и предтеча Его Илия, или другой какой-либо пророк (Ин. 1, ст. 25). Крещение прозелитов, в смысле особого обряда, известно в употреблении не ранее, как в третьем столетии (см. Библ. археол. Кейля в русск. перев. I, Киев 1871, стр. 399). Если это так, то, естественно, нельзя выводить из него ни крещения Иоаннова, ни крещения христианского. Скорее, наоборот, иудеи после уничтожения их храмового культа могли заимствовать от христианского крещения повод к тому, чтобы употреблявшееся у них дотоле простое очищение купанием, которое совершал сам очищаемый, преобразовать в формальное крещение, как обряд принятия в религиозное общение. Не имеет ничего общего Иоанново крещение и с омовениями, которых требовал закон Моисеев. Иудейские омовения были большею частью действиями, имеющими целью удалить телесные осквернения и могли повторяться столько раз, сколько требовалось новыми осквернениями. Но крещение должно было совершаться только однажды и те, которые искали его, могли получить его только от Иоанна. Таким образом, крещение Иоанново было совершенно новым, неизвестным в ветхозаветной практике обрядом и представляет совершенную противоположность омовениям и очищениям, предписанным законом (И. Нав. 3, ст. 5; 1 Дар. 16, ст. 5 и многие другие).

Но, будучи вполне самостоятельным по отношению к иудейским омовениям, крещение Иоанново не имело само по себе оправдывающего значения для человека; оно выражало собою только общий смысл всего служения Предтечи и как цель последнего состояла в том, чтобы нравственно приготовить людей к принятию грядущего Искупителя, так и крещение имело только приготовительное нравственное значение, приводя людей к другому высшему духовному крещению Христову. Предтеча должен был только начать то совершение и окончание чего принадлежало уже Иисусу Христу (Mф. 3, ст. 11). Так как в крещении Иоанна недоставало возрождающей силы Духа Святого, то в параллель с ним может быть справедливо поставлено крещение учеников Господа (Ин. 4, ст. 1-2) до установления Им таинства; или же его можно уподобить христианским оглашениям, предваряющим таинство крещения: как чрез эти оглашения верующие убеждаются в своей нравственной нечистоте и необходимости благодатного возрождения для нравственно-доброй жизни, так и в крещении Иоанновом человек глубоко сознавал свою греховность и желал нравственного исправления. Вот почему отцы и учители церкви, рассуждая о силе и значении крещения Иоаннова, называют его вообще приготовительным крещением - βάπτισμα "εισαγώγικον (блж. Августин, Contra Donat. 5, 10; св. Кирилл ал. in Johan. 2, 57; св. Иоанн Златоуст в 24-й беседе). Проповедь Иоанна о крещении покаяния составляла только начало проповеди, лучше сказать, одну сторону ее. Самое же главное в его проповеди - это учение о приближении царства Божия, Царства Небесного (Мф. 3, ст. 2). Иудеи давно уже ожидали восстановления теократии, давно уже хотели видеть на престоле Давидовом царя-освободителя от ига иноземного, царя-завоевателя, с которым они думали господствовать над всем миром. Они надеялись видеть в Мессии земного царя. Иоанн, как бы отвечая на эти думы, взывает к покаянию и побуждает переменить мысли земные на небесные, потому что приблизилось Царство Небесное, царство духовное, а отнюдь не земное. Иудеи думали, что для вступления в Царство Мессии достаточно одного происхождения от Авраама. Иоанн разрушает и эту гордую мысль (Мф. 3, ст. 9-10).

Властное, запечатленное вышечеловеческим достоинством слово Предтечи, его новое, отвечающее на самые святые запросы души учение, в соединении с внешним его необычайным видом и самою безыскусственною простотой проповеди производили до такой степени сильное впечатление на народ, что многие недоумевали и размышляли в себе, не это ли и есть Мессия, обещанный Израилю. Но строго верный своему призванию, не желая не принадлежащей себе славы, Иоанн предупреждает возможность такого крайнего увлечения и разъясняет недоумевающим людям в кратких, но сильных выражениях истинный смысл своего служения и своего отношения к Мессии. «Аз убо крещаю вы водою в покаяние, грядый же по мне, крепли мене ест, ему же несмь достоин отрешити ремень сапогу его: той вы крестит Духом Святым и огнем» (Мф. 3, ст. 11 и Лук. 3, ст. 16).

И вот в то самое время, когда путь Господу был уже уготован, когда ожидание Мессии достигло самой высшей степени, среди множества народа приходит на Иордан креститься от Иоанна и Иисус из Назарета.

Крещение Господа ознаменовалось необыкновенными чудесными знамениями - гласом с неба Бога Отца и сошествием на Крещаемого Духа Святого в виде голубя (Мф. 3, ст. 16-17; Мр. 1, ст. 9-11 и Лук. 3, ст. 22). Эти чудесные знамения служили для Иоанна неопровержимым доказательством, что Иисус Христос есть действительно обещанный Богом Мессия, Спаситель мира. И аз не ведех его , говорил он народу после уже крещения Христа, и аз не в е д е х Его, но пославый мя крестити водою, той мн е рече: над негоже узриши Духа сходяща и пребывающа на нем, той есть крестяй Духом Святым. И аз вид е х и свид е телствовах, яко сей есть Сын Божий (Ин. 1, ст. 33-34). Евангелист Иоанн, ближайший ученик Предтечи и очевидец всего, передает нам в своем Евангелии четыре таких свидетельства, в которых Иоанн ясно и определенно указал всем на Христа, как ожидаемого Мессию. В первый раз он свидетельствовал пред посланными к нему от синедриона священниками и левитами, которым он не повинуясь объявил, что Христос уже явился, но они Его не знают (Ин. 1, ст. 26-27). На другой день Иоанн снова свидетельствовал о Христе и лично указал на него всему народу, возгласив: «ce Агнец Божий, вземляй грехи мира» (Ин. 1, ст. 29). При том, что особенно замечательно, Иоанн объяснил народу, что он для того и пришел крестить в воде, да явится Он (Христос) Израилю (ст. 31), т. е. чтобы чрез него Он сделался известным, чтобы все узнали Его. На следующий день то же свидетельство и опять в присутствии Самого Христа Иоанн повторил пред учениками (ст. 36), причем двое отделились от него и последовали за Христом (ст. 37). Последнее, четвертое свидетельство, Иоанн высказал по такому поводу: ученики его стали завидовать увеличивавшейся славе Христа (Ин. 3, ст. 26), а он в ответ на это сказал: «вы сами свидетельствуете, яко рех: несмь аз Христос, но яко послан есмь пред Ним» (ст. 26-28) и затем трогательно сравнил свое отношение ко Христу с отношением друга к жениху после обручения его с невестой. Иоанн, как друг жениха-Христа, в таинственном союзе Его с церковью является ближайшим и довереннейшим Его служителем и посредником. Все обязанности его заключались только в том, чтобы приготовить невесту-общество Израильтян и привести ее к жениху. Ныне невеста приведена; жених признал ее и принял. Что же остается делать другу жениха? Теперь миссия его окончена; ему остается только радостью радоваться, что он удостоился такой чести и совершил с успехом свое дело. Продолжая свое сравнение со Христом, Иоанн говорит: оному подобает расти, мн е же молитися (ст. 30). Без сомнения, св. Иоанн не умалялся ни в сообщенных ему дарах благодати, ни в своих добродетелях, но постепенно возрастал в них. Меркла только слава его пред славою Христа. Христос, со Своей стороны, не мог возрастать Сам в Себе благодатью и добродетелями: Ему предстояло возрастать в очах людей чрез Свое учение и чудеса, чрез благоговение, которое день ото дня более и более проявлялось в сердцах Его слушателей. И не только чрез учение и чудеса подобало возрастать Христу, но и чрез самую крестную смерть, воскресение и вознесение на небо. Всем этим Он приобрел Себе имя паче всякого имени: да о име ни Иисусов е , как говорит Апостол Павел, всяко кол е но поклонится небесных и земных и преисподних (Филип. 2, ст. 9-10). Показывая далее своим ученикам, почему расположение народа к Иисусу Христу, доверие к Нему и слава Его возрастает, Иоанн Креститель поучает, что Он по природе Своей неизмеримо выше всех людей, что Он не просто человек, но принявший природу нашу Сын Божий и что поэтому вера в Иисуса Христа, как истинного Бога, есть необходимое условие и единственный путь нашего спасения: «веруяй в Сына имать живот вечный: а иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем» (ст. 36).

Такое значение Иоанна Крестителя подтверждается и свидетельствами Самого Христа, Который в Своих беседах с учениками не раз говорил о нем, как о посланнике Божьем (Mф. 11, ст. 10), пророке, большем в рожденных женами (ст. 11), и, наконец, как самом блестящем светильнике (Ин. 5, ст. 35), который, однако, подобно утренней звезде, недолго горел и скоро угас.

III. Заключение Иоанна Крестителя Иродом Антипой в темницу и его мученическая смерть . Св. Иоанн был заключен Иродом Антипою в темницу за то, что он обличал его за незаконные поступки и особенно за то, что он завладел женою брата своего Филиппа (Мр. 6, ст. 18). Погубить Иоанна Ирод, однако, боялся, потому что все считали его пророком (Мф. 14, ст. 5), да и сам Ирод, как ни был испорчен и развращен, не мог отрешиться от благоговейного страха пред ним, как мужем праведным и святым (Мр. 6, ст. 20). Примешивалось к этому и воспоминание прежнего, когда Ирод пользовался советами и в сладость слушал его (Мр. 6, ст. 20). Все это взятое вместе удерживало Ирода от убийства Иоанна, и он долго томил его в темнице (Мр. 6, ст. 20).

Пребывание Иоанна Предтечи в темнице не осталось бесследным. Евангелист Матфей передает нам один факт, который заслуживает особенного внимания. По его словам, Иоанн, слыша во узилище о делах Христа, послал к Нему двух учеников с вопросом: ты ли еси грядый, или иною чаем (Мф. 11, ст. 2-3)? Многих экзегетов крайне смущает этот вопрос. Многим кажется, что Иоанн, находясь в темнице, поколебался в своей вере во Христа (Годе и Кейль). Но такое мнение совершенно ложно. Призвание Иоанна, небесные знамения, которых он был свидетелем при крещении Иисуса Христа, и наконец вся история его жизни и деятельности служат ручательством, что он никогда не мог поколебаться в своей вере во Христа. Если же он обратился теперь к Нему с таким вопросом, то не для того, чтобы самому увериться, а для того, чтобы укрепить в вере своих еще колеблющихся учеников (Мф. 11, ст. 6). Можно, пожалуй, к этому прибавить что, в виду приближающейся кончины, он еще раз хотел внутренне пережить впечатление от божественной личности Христа, хотел прочувствовать возвышеннейшую сладость непосредственного свидетельства Спасителя о Себе. Эта цель достигалась вместе с первою.

После этого, надобно думать, Иоанн не долго уже жил. Ирод, как мы видели выше, благоговел пред Иоанном и потому не решался лишить его жизни. Но достаточно было одного с его стороны необдуманного обещания, чтобы это препятствие утратило свое значение. Ирод Антипа по случаю дня своего рождения давал пир своим вельможам. Во время пира дочь Иродиады , Саломия, вышла и плясала и так угодила Ироду и возлежавшим с ним, что он с клятвою обещался дать ей все, чего бы она ни попросила, даже до полцарства своего, а она по научению матери стала просить только головы Иоанна Крестителя и голова его оказалась на блюде (Мф. 14, ст. 6-12). Так кончил жизнь свою величайший из всех рожденных женами славнейший пророк Предтеча и Креститель Господень - Иоанн. Ученики Иоанна с честью погребли тело своего любимого учителя и затем пошли и возвестили Господу об этом скорбном событии (Мф. 14, ст. 12). Жизнь кончилась насильственно, но был уже выполнен весь провиденциальный ее подвиг. Сущность последнего верно выражается и наименованием Иоанна «Предтечею». Однако нужно заметить, что название ό πρόδρομος , применяемое в Евр. 6, ст. 20 к Христу Иисусу, для Крестителя является не библейским; в этом смысле оно впервые встречается у гностика Гераклеона (см. The Fragments of Heracleon by A. E. Brooke в Texts and Studies: Contributions to Biblical and Patristic Literature ed. by J. Armitage Robinson I, 4, Edinburgh 1891, p. 63: τά Όπίδω μου έρχόμενος το πρόδρομον είναι τόν Ίωάννην του Χριστοΰ δηλοΐ ), потом было принято Климентом Алекс. (Protr. 1) и Оригеном (in Joh. VI, 23), а затем уже быстро достигло широкого распространения и даже преобладания в церковном употреблении греков, откуда перешло к славянам с начала христианства. - Η. Η. Г.

Праздники в честь Иоанна Крестителя : 23 сентября в день его зачатия, 24 июня в день его рождения, 29 августа в день усекновения его главы, 7 января на другой день крещения Господня, 24 февраля в память первого и второго обретения его главы, 25 мая в память третьего обретения его главы, 12 октября в память перенесения с острова Мальты в Гатчину, в 1799 г., его правой руки.

Литература . На русском языке см. сочинение прот. С. Вишнякова, Св. великий пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн (Москва 1879); [о посольстве Крестителя ко Христу из темницы у проф. М. Д. Муретова в «Прав. Обозрении» 1883 г. т. III; экзотический обзор у проф. М. И. Богословского в диссертации: Детство Господа нашего Иисуса Христа и Его Предтечи (Казань 1893), а равно в «Прав. Собеседнике» 1894 г. № 12, 1897 г. № 1, 1900 г. № 2. См. также y М. В. Барсова, Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия (т. I во 2-м изд. Спб. 1893). Иностранная литература указывается и в статьях о Крестителе библейских словарей и энциклопедий на немецком языке у Herzog-Hauck, по-французски у Vigouroux, по-английски у W. Smith"а, Cheyne and Black и Hastings"a, конечно, и в экзегетических трудах].

Примечания:

. [Мнение об Иутте или (по терминологии на карте Палестины в издании Императорского Православного Палестинского Общества; ср. и И. Нав. 15, ст. 55) Юте, введенное «пионером новейшей географии Св. Земли» Реландом и утвержденное «героем позднейшего географического изучения» Робинсоном, подвергается сомнениям и со многих других сторон, но самый последний его критик Dr. Conrad Schick высказался в том смысле, что местом рождения Предтечи был Айн-Карим, ныне деревушка, всего лишь в 12 часах пути к западу от Иерусалима: см. «Quarterly Statement» в «The Palestine Exploration Fund» за январь, от 1905 г. и см. «The Expository Times» XVII, 6 (March 1905), p. 245-246] - Η. Η. Г.

. [Специально о месте (местах) крещения Иоанном Предтечей см. из новейшего времени Dr. Carl Mommert, Ritter des heil. Grabes und Pfarrer zu Schweinitz (в прусской Силезии), Аеnon und Bethania, die Taufstatte des Täufers, nebst einer Abhandlung über Salem, die Königsstadt des Melchisedek, Lpzg 1903; cp. еще разъяснения в «Theologische Revue» 1905, Nr. 3, Sp. 86-87] - Η. Η. Г..

* Михаил Иванович Богословский,
доктор богословия, заслуженный орд.
профессор Казанской духовной академии.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 6, стлб. 800. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1905 г. Орфография современная.

СМЕРТЬ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ.
Трагична смерть Иоанна Предтеча, крестившего самого Иисуса Христа в реке Иордане и ставшего первым свидетелем появления на Земле Мессии. Гибель Иоанна Крестителя предшествовала казни Иисуса Христа. Оба они служили одной цели –торжеству истины, в которой и были заложены истоки спасения человечества. Служили они по-разному. Иисус поражал врагов истины логикой суждений, эмоционально Спаситель был сдержан и мягок. Иоанн был резок и нетерпелив. Но, вернемся к свидетельства гибели Крестителя. Правил в то время в Иудее Ирод Антипа, сын Ирода Великого. Унаследовал Ирод Антипа от своего отца жестокость и подозрительность, добавив к ним необузданность желаний и развратность. Впрочем, иначе и быть не могло. Права истина – «Яблоко от яблони далеко не падает» Кстати, и брат Ирода Антипы – Архелай привлекательными чертами характера тоже не отличался. Каждый из властителей Иудеи время от времени обязан был появляться в Риме, которой Иудея подчинялась в качестве автономной провинции. Рим не вмешивался в законодательство Иудеи, но зорко следил за тем, чтобы в казну Рима своевременно поступали сестерции, да и голову иудеи чтобы не поднимали. Во время своего визита в Рим Ирод-Антипа вступил в любовную связь с Иродиадой. Не остановили его и те обстоятельства, что Иродиада была женой его брата по отцу Филиппа и то, что он был женат сам. н Он развёлся с женой, отнял жену у брата и сделал ее иудейской царицей. Такой преступный союз был резко принародно осуждён Иоанном Крестителем. Новая царица не простила Иоанну его осуждения и потребовала его заключения в темницу. Она хотела бы казнить Иоанна Предтеча, но слишком велико было влияние Крестителя на Ирода. По словам евангелиста Марка: "Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его". Изможденный суровым содержанием в темнице не был сломлен, и Иродиада понимала, что никогда не удастся сломить бес-страшного пророка. Она опасалась того что наступит такой момент, когда пророк будет освобожден из заточения, поэтому тщательно искала возможности, чтобы заставить пророка умолкнуть навсегда.
И такой момент наступил. У Ирода был дворец в Тивериаде, но он проводил большую часть своего времени в двух укреплённых городах Переи, которыми были Юлия и Махер. Чаще местом пребывания царя был Махер – громадная крепость на восточном побережье Мёртвого моря. В этой крепости собралась в день рождения Ирода-Антипы вся иудейская знать. Высокопоставленные военные и гражданские чиновники съезжались со всех концов к нему на пиршество. В ярко освещённом зале вино текло рекой. Опьяневшие гости, хорошо знавшие особенности характера правителя, выкрикивали непристойности, вызывавшие взрывы смеха. Пир постепенно превращался в оргию. Развратный царь придумал для гостей новое развлечение. Он велел позвать свою падчерицу Саломею, искусницу в эротических танцах, чтобы та разожгла возбуждённые алкоголем чувства гостей. Саломея, кажется, на этом пиру превзошла самое себя. Звуки восторга сопровождали её изящные движения. По окончании её танца раздались бурные возгласы одобрения. Опьяневший от выпитого вина, а еще более от разгоревшихся пламенем эротических чувств, Ирод громко воскликнул: «Я щедро одарю тебя даже до половины моего царства". И он поклялся ей тут же, в присутствие всех гостей словом своим. Саломея не знала, что просить и пошла к матери за советом. Та поняла, что момент расправы с Крестителем настал. «Проси голову Иоанна Крестителя» - сказала Иродиада. Саломея вновь предстала перед царём и потребовала голову пророка. Антипа, услышав требование, тут же протрезвел, а в пиршенством зале воцарилась гробовая тишина. Царь оглядел присутствующих гостей. Лица их были смущены или долу опущены. Царь уже здорово пожалел о вырвавшейся из его уст клятве. Саломея вновь повторила свое требование. Царь обязан был выполнить клятву. И он велел оруженосцу принести голову Иоанна.
Так погиб этот суровый человек Божий. Его высокие мо-ральные качества не входили ни в какое сравнение с прочими детьми человеческими. Всю свою жизнь он посвятил исполнению Божьей воли.

Ученики Иоанна с печалью пошли в замок и забрали оттуда обезглавленное тело. С глубоким почтением они его похоронили и отправились на север, чтобы сообщить Иисусу эту трагическую весть.

Безумен мир, жесток,
Грозит бедой, особенно тому,
Кто помыслами чистый и высок,
Креститель заключен был Иродом в тюрьму.

За то, что правды ради,
Клеймил разврат, продажных жен,
Досталось от него Иродиаде,
Сам Ирод метким словом был сражен.

Филиппова жена, Иродиада,
Просила «деверя» Крестителя казнить.
«Иначе с правдолюбцем нам не сладить,
В сердцах людей он долго будет жить!

Заклятия его доходят и оттуда,
Гневна и громка его речь,
Мирского не боится суда,
Пусть голова скатится с его плеч.

Но, понимает все тетрарх Ирод:
Любовь к крестителю высока,
Казнить его, поднимется народ,
В народе почитается пророком!

У Ирода Антипы на пиру
Прекрасно танцевала Саломея.
«В свидетели Юпитера беру! -
Восторженно сказал тетрарх хмелея.-

За танец этот – все отдам,
Но, протанцуй еще его сначала!»
«Мне нужен только Иоанн, -
Открыто дева отвечала,-

Крестителя нужна мне голова,
Свидетели – сидящие здесь люди.
Все клятвы слышали слова?
Подай мне голову его на блюде!»

Палач на блюде голову подал
Иродиаде для глумления,
А тело мертвое Крестителя отдал,
Ученикам его для погребения.
После смерти Иоанна Иисус сильнее, чем когда-либо почувствовал жесткую реальность предстоявшего Ему распятия на кресте. Негодование священников в Иерусалиме и всё более жёсткое сопротивление Галилейских книжников стали на Его пути. И теперь слова должны смениться делами, ибо силы зла наступали. Пролилась праведная кровь. Смелый пустынный пророк, посвятивший всю свою жизнь приготовлению людей к принятию Мессии, был мёртв.

Узнав о смерти Иоанна,
Иисус оставил Назарет
Пророку не было здесь равных
И до и после много лет

Учение нести он будет много лет.

Пророк Иоанн Креститель — после Девы Марии самый чтимый святой. В честь его установлены следующие праздники: 6 октября — зачатие, 7 июля — рождество, 11 сентября — усекновение главы, 20 января — Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 9 марта — первое и второе обретение его главы, 7 июня — третье обретение его главы, 25 октября — праздник перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину (по новому стилю).

Пророк Иоанн Креститель был сыном священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида). Жили его родители около Хеврона (в Нагорной стране), на юг от Иерусалима. Он приходился по материнской линии родственником Господа Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Господа. Как повествует Евангелист Лука, архангел Гавриил, явившись его отцу Захарии в храме, возвестил о рождении у него сына. И вот у благочестивых супругов, до преклонной старости лишенных утешения иметь детей, наконец рождается сын, которого они испросили в молитвах.

По милости Божией он избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Святой Иоанн вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью — постом и молитвой. Он носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами (род саранчи). Он остался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу.

Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.

По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был светлой утренней звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом (Мал. 4, 2). Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься и Сам Спаситель мира, Господь Иисус Христос. Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями — схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный... »

Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нем: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира». Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоанн (Богослов) и Андрей (Первозванный, брат Симона Петра).

Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего. За это он скоро пострадал.

Царь Ирод Антипа (сын царя Ирода Великого) приказал посадить пророка Иоанна в темницу за обличение его в оставлении своей законной жены (дочери аравийского царя Арефы) и за незаконное сожительство с Иродиадой. Иродиада до этого была замужем за родным братом Ирода, Филиппом.

В день своего рождения Ирод устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломия, дочь нечестивой Иродиады, своей нескромной пляской во время пира до того угодила Ироду и возлежащим с ним гостям, что царь с клятвой обещал ей дать все, чего ни попросит она, даже до половины своего царства. Танцовщица, наученная матерью, просила дать ей тогда же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод уважал Иоанна как пророка, поэтому он опечалился от такой просьбы. Однако постеснялся нарушить данную им клятву и послал стража в темницу, который отсек Иоанну голову и отдал ее девице, а та отнесла голову своей матери. Иродиада, надругавшись над отсеченной святой главой пророка, бросила ее в грязное место. Ученики Иоанна Крестителя погребли его тело в Самарянском городе Севастии. За свое злодеяние Ирод получил возмездие в 38 году после Р. X.; его войска были разбиты Арефой, выступившим против него за бесчестье дочери, которую он покинул ради Иродиады, а в следующем году римский император Калигула сослал Ирода в заточение.

Как повествует предание, Евангелист Лука, обходя с проповедью Христовой разные города и селения, из Севастии взял в Антиохию частицу мощей великого пророка — его правую руку. В 959 году, когда мусульмане овладели Антиохией (при императоре Константине Порфирородном), дьякон перенес руку Предтечи из Антиохии в Xалкедон, откуда она была перевезена в Константинополь, где и хранилась до времени завоевания этого города турками. Потом правая рука Иоанна Крестителя хранилась в Петебурге в церкви Нерукотворного Спаса в Зимнем Дворце.

Святая же глава Иоанна Крестителя была найдена благочестивой Иоанной и погребена в сосуде на Елеонской горе. Позже один благочестивый подвижник, копая ров для основания храма, нашел это сокровище и хранил его у себя, а перед смертью, опасаясь поругания святыни неверующими, скрыл ее в земле в том же месте, где нашел. В царствование Константина Великого, два инока приходили в Иерусалим поклониться Гробу Господню, и одному из них явился Иоанн Предтеча и указал, где закопана его голова. С этого времени христиане стали праздновать Первое обретение главы Иоанна Предтечи.

О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама