THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Другие материалы по творчеству Лермонтов М.Ю.

  • Краткое содержание поэмы "Демон: восточная повесть" Лермонтова М.Ю. по главах (частях)
  • Идейно-художественное своеобразие поэмы "Мцыри" Лермонтова М.Ю.
  • Идейно-художественное своеобразие произведения "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" Лермонтова М.Ю.
  • Краткое содержание "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" Лермонтова М.Ю.
  • «Пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности» В.Г. Белинский

Исследователь Рождествин заметил, что развитию чувства природы в Лермонтове способствовали литературные влияния — влияние Руссо, Шатобриана и Гейне. Мир природы и цивилизации противопоставлены в творчестве поэта. И в этом Лермонтов наиболее близок Толстому, в произведениях которого естественность человеческого поведения и гармоничность личности определяется (в том числе) близостью человека к природе.

Проанализируем описания природы в романе Лермонтова «Герой нашего времени». Функции пейзажа в этом романе различны. Картины природы здесь — это и фон, на котором происходит действие, и средство характеристики персонажей, и средство передачи их чувств и настроений, и средство углубления философской проблематики романа.

Первый пейзаж романа мы встречаем в повести «Бэла», Это вид Койшаурской долины. В этом описании переданы впечатления рассказчика — проезжего офицера и литератора, Ставшего попутчиком Максима Максимыча. Офицер этот на Кавказе сравнительно недавно, поэтому восприятие его свежо, все впечатления отличаются новизной и непосредственностью. «Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряной нитью и сверкает, как змея своей чешуею».

Характерно, что описание Койшаурской долины дано в повести дважды. Вот второй вид ее: «...под нами лежала Кой шаурская долина, пересекаемая Арагвой и другой речкой, как двумя серебряными нитями; голубоватый туман скользил по ней, убегая в соседние теснины от теплых лучей утра; направо и налево гребни гор, один выше другого, пересекались, тянулись, покрытые снегами, кустарником; вдали те же горы, но хоть бы две скалы, похожие одна на другую, — и все эти снега горели румяным блеском так весело, так ярко, что кажется, тут бы и остаться жить навеки...»

Описание Лермонтовым Койшаурской долины пересекается с пушкинским описанием ее в «Путешествии в Арзрум». Однако в двух пейзажах есть и различия. Как замечает В. Шкловский, пушкинское описание тематично и сравнительно кратко. Лермонтов же «как бы задерживается» в пейзаже, используя множество ярких красок, передавая свои ощущения, вставляя философские замечания. В этих пейзажах писатель использует цветовые эпитеты («красноватые скалы», «зеленым плющом», «золотая бахрома снегов», «желтые обрывы», «серебряной нитью», «голубоватый туман»), метафору («Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой»), образные сравнения («сверкает, как змея своею чешуею», «пересекаемая Арагвой и другой речкой, как двумя серебряными нитями»).

Вообще, пушкинские описания природы в прозе более лаконичны, зачастую они не связаны с непосредственными чувствами героев, но нередко передают философские раздумья автора, создают в произведении определенные мотивы, настроение. Таковы многие пейзажи в «Капитанской дочке».

Пейзаж Лермонтова более подробен, картины природы у него не только неизменно связаны с человеческими чувствами, но и даны в субъективном восприятии героя. Порой для писателя характерна «физиологическая точность в описании чувств и ощущений» в восприятии природы человеком, «острый и трезвый анализ их происхождения или их сущности».

Лермонтов использует в пейзажах яркие, сочные краски. В цветовом спектре здесь присутствуют серебряный, темно-синий, темно-лиловый, серый, голубой, золотистый, зеленый цвета. Но в пейзажах романа важен не только цветовой фон, но и запахи, звуки, освещение. Исследователь Фишер замечает, что пейзажи Лермонтова многозвучны, подвижны, пластичны, и приобретается эта пластичность благодаря «осязательным ощущениям», писатель «передает ощущения зноя и холода, жары и свежести, запахов», И в этом Лермонтов близок Толстому и Тургеневу.

Вот один из пейзажей в повести «Бэла»: «Тихо было все на небе и на земле, как в сердце человека в минуту утренней молитвы; только изредка пробегал прохладный ветер с востока, приподнимая гриву лошадей, покрытую инеем. Мы тронулись в путь; ...казалось, дорога вела на небо, потому что сколько глаз мог разглядеть, она все поднималась и, наконец, пропадала в облаке, которое еще с вечера отдыхало на вершине Гуд-горы, как коршун, ожидающий добычу; снег хрустел под ногами нашими; воздух становился так редок, что больно было дышать; кровь поминутно приливала в голову, но со всем тем какое-то отрадное чувство распространилось по всем моим жилам, и мне было как-то весело, что я так высоко над миром...»

Природа приравнена в творчестве Лермонтова к Божественному началу. В этом пейзаже автор подчеркивает это сравнением («Тихо было все на небе и на земле, как в сердце человека в минуту утренней молитвы»). Здесь использован эмоциональный эпитет («отрадное чувство»), метафора («в облаке, которое еще с вечера отдыхало на вершине Гуд-горы»), образное сравнение (облако, «как коршун, ожидающий добычу»).

Пейзаж здесь дается писателем в динамике, в действии. Создается эта динамичность с помощью таких элементов пейзажа, как дорога, хрустящий снег, облако. Вообще, облака, тучи, туманы играют огромную роль в пейзажах Лермонтова. В «Герое нашего времени» мы часто встречаем эти природные образы. «Густой туман» здесь льется волнами из ущелий, «туманы, клубясь и извиваясь, как змеи», сползают «по морщинам соседних скал», «серое облако» отдыхает на вершине горы.

Другой пейзаж повести дан уже в восприятии рассказчика и Максима Максимыча. «Вот наконец мы взобрались на Гудгору, остановились и оглянулись: на ней висело серое облако, и его холодное дыхание грозило близкой бурею; но на востоке все было так ясно и золотисто, что мы, то есть я и штабс-капитан, совершенно о нем забыли... Да, и штабс-капитан: в сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге».

Пейзаж этот характеризует уже в большей степени Максима Максимыча. Мы узнаем, что штабс-капитан близок к природе, любит и понимает ее, что свидетельствует о цельности натуры Максима Максимыча, и непосредственности его чувств и восприятия. Рассказчик рассуждает здесь о влиянии природы на человека и замечает, что «удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми; все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какою была некогда». Именно эту детскость он подмечает затем в Максиме Максимыче.

В основе сюжета повести «Бэла» лежит романтический мотив — бегство героя из цивилизованного мира в мир природы, любовь к «дикарке». Соответственно, пейзажам тоже свойствен романтический колорит: «...хороводы звезд чудными узорами сплетались на далеком небосклоне и одна за другою гасли по мере того, как бледноватый отблеск востока разливался по темно-лиловому своду, озаряя постепенно крутые отлогости гор, покрытые девственными снегами».

Романтическим колоритом проникнута и повесть «Тамань». Соответственно, картины природы здесь таинственны и загадочны: ночь, тихая луна, берег моря и пена валунов, темно-синие волны, поднимающийся на море туман. Эти картины напоминают нам традиционный сентиментальный пейзаж. Однако в Тамани Печорин сталкивается с грубой прозой жизни, история его пребывания там далека от сентиментальности. Поэтому пейзаж здесь — это эстетическое восприятие героя, отношение его к жизни в целом.

Аналогично значение первого пейзажа в повести << Княжна Мери». «Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север подымается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, — а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльборусом...» Здесь Печорин «импрессионистски вводит читателя в изображение своих настроений посредством своеобразной лирической интродукции, посвященной эмоциональному описанию природы».

Пейзажи в романе часто используются как средство характеристики героя. Так, писатель неоднократно подчеркивает любовь Печорина к природе, его глубинную, неразрывную связь с ней. «...Я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве, против пустынного ветра; с жадностью глотаю я благовонный воздух и устремляю взоры в синюю даль, стараясь уловить туманные очерки предметов, которые ежеминутно становятся все яснее и яснее. Какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется: на душе станет легко, усталость тела победит тревогу ума. Нет женского взора, которого бы я не забыл при виде кудрявых гор, озаренных южным солнцем, при виде голубого неба или внимая шуму потока, падающего с утеса на утес», — пишет Печорин в своем дневнике.

Любуясь серебряною цепью снеговых вершин, он становится настоящим поэтом и философом: «Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине — чего бы, кажется, больше? зачем тут страсти, желания, сожаления?»

Эти чувства, исполненные поэзии, гармонии и тихой умиротворенности, ярко характеризуют Печорина, намекая на то хорошее в его душе, что было дано ему от природы. Рисуя пейзажи в восприятии главного героя, Лермонтов подчеркивает контраст природных задатков Печорина — искренности, жажды сильных чувств, духовной чистоты (именно общение с природой во многом формирует нравственный облик человека) — и его настоящего внутреннего облика, определяющегося в основном эгоизмом, скепсисом, безверием и агрессией.

Эти негативные черты характера героя в романе также подчеркнуты пейзажами. Так, скептицизм Печорина, его насмешливое, полупрезрительное отношение к судьбе, его гордыня и самоуверенность подчеркнуты в описании ночи убийства Вулича.

«Я возвращался домой пустыми переулками станицы; месяц, полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в их ничтожных спорах... Но зато какую силу воли придавала им уверенность, что целое небо... на них смотрит с участием... А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, ...мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастия...».

Пейзажи у Лермонтова нередко символичны. Так, пейзаж перед дуэлью, передавая чувства героя, одновременно символизирует характер Печорина, двойственность его натуры. В утро перед дуэлью с Грушницким, когда Печорин допускает возможность собственной смерти, он больше, чем когда-либо, любит жизнь, больше, чем когда-нибудь прежде, он любит природу: «Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление; в ущелье не проникал еще радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утесов, висящих с обеих сторон над нами; густолиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождем. Я помню — в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу. Как любопытно всматривался я в каждую росинку, трепещущую на широком листке виноградном и отражавшую миллионы радужных лучей! как жадно взор мой старался проникнуть в дымную даль!»

Сочетание первой теплоты лучей солнца с умирающей прохладой ночи здесь символически передает противоречивость души Печорина. Одновременно в картине этой сама природа как будто напоминает герою о ценности жизни, как бы предостерегая его от предстоящего убийства. Однако Печорин осмысляет этот пейзаж лишь в контексте собственной личности.

Стоит отметить и особый световой фон данного пейзажа. Фишер писал, что своих световых эффектов Лермонтов достигает тем, что не ограничивается светотенью, он подмечает в природе «миллионы блесков отраженного света: когда светит солнце, блещут горы, блещут реки, потоки и ключи, сверкает каждая росинка».

Таким образом, функции пейзажа в романе «Герой нашего времени» разнообразны. Это и элемент композиции, фон, на котором происходит действие. Это и способ передачи чувств и переживаний героя, его внутреннего состояния. Это и средство обрисовки внутреннего облика персонажей. Пейзаж в романе нередко предваряет будущие события. Кроме того, чудная природа, вдохновенно нарисованная Лермонтовым и отличающаяся какой-то неуловимой чувственной гармонией, представляет собой безусловный объект эстетического наслаждения автора и читателей романа.

Роль и значение природы в романе Лермонтова «Герой нашего времени»

Большую роль в романе « » играет пейзаж. Отметим очень важную его особенность: он тесно связан с переживаниями героев, выражает их чувства и настроения. Отсюда и рождается страстная эмоциональность, взволнованность описаний природы, создающая ощущение музыкальности всего произведения.

Серебристая нить рек и скользящий по воде голубоватый туман, убегающий в теснины гор от теплых лучей, блеск снегов на гребнях гор - точные и свежие краски лермонтовской прозы.

В «Бэле» нас восхищают правдиво нарисованные картины нравов горцев, их суровый образ жизни, их бедность. Автор пишет: «Сакля была прилеплена одним боком к скале, три мокрые ступени вели к ее двери. Ощупью вошел я и натолкнулся на корову, я не знал, куда деваться: тут блеют овцы, там ворчит собака». Трудно и невесело жил народ Кавказа, угнетаемый своими князьями, а также царским правительством, которое считало их «туземцами России».

Величавые картины горной природы нарисованы весьма талантливо.

Очень важно в раскрытии образа Печорина художественное описание природы в романе. В дневнике Печорина мы часто наталкиваемся на описания пейзажа, связанного с определенными мыслями, чувствами, настроениями героя, что помогает нам проникнуть в его душу, понять многие черты его характера. - поэтичный человек, страстно любящий природу, умеющий образно передать то, что видит.

Печорин мастерски описывает ночь (его дневник, 16 мая) с ее огоньками в окнах и «мрачными, снеговыми горами». Не менее прекрасно звездное небо в повести «Фаталист», вид которого приводит героя к размышлениям о судьбе поколения.

Высланный в крепость, Печорин скучает, природа кажется ему тоскливой. Пейзаж и здесь помогает лучше понять душевное состояние героя.

Этому же служит описание взволнованного моря в «Тамани». Картина, открывающаяся Печорину с площадки, где должна была состояться дуэль, солнце, лучи которого не согревают его после дуэли, - все навевает тоску, вся природа грустит. Только наедине с природой Печорин испытывает глубочайшую радость. «Я не помню утра более голубого и свежего!» - восклицает он, пораженный красотой солнечного восхода в горах. К бескрайним просторам моря, шуму волн устремлены и последние надежды Печорина. Сравнивая себя с матросом, рожденным и выросшим на палубе разбойничьего брига, он говорит, что скучает по прибрежному песку, вслушивается в рокот набегающих волн и всматривается в даль, покрытую туманом. Лермонтов очень любил море, его стихотворение «Парус» перекликается с романом «Герой нашего времени». Желанный «парус» ищет в море Печорин. Ни у Лермонтова, ни у героя его романа эта мечта не сбылась: не появился «желанный парус» и не умчал их в другую жизнь, к другим берегам. Печорин называет себя и свое поколение «жалкими потомками, скитающимися по земле без убеждения и гордости, без наслаждения и страха». Дивный образ паруса - это тоска по несостоявшейся жизни.

Чудесным пейзажем открывается и повесть « ». Печорин в дневнике пишет: «Вид с трех сторон у меня чудесный». Язык романа - плод большой работы автора. (Язык Печорина очень поэтичен, гибкий строй его речи свидетельствует о человеке большой культуры, обладающем тонким и проницательным умом.) Богатство языка «Героя нашего времени» основывается на трепетном отношении Лермонтова к природе. Он писал роман на Кавказе, южный пейзаж вдохновлял его. В романе автор протестует против бесцельной и бездумной жизни, на которую обречено его поколение, и пейзаж помогает нам понять внутренний мир героев.

То же самое можно сказать и о пейзаже в стихах Лермонтова. Достаточно вспомнить его знаменитое стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива...», шедевр мирового искусства:

  • Когда волнуется желтеющая нива,
  • И свежий лес шумит при звуке ветерка,
  • И прячется в саду малиновая слива
  • Под тенью сладостной зеленого листка...

Все творчество Лермонтова оказало значительное влияние на развитие русской литературы. Знаменитые пейзажи Тургенева, без сомнения, написаны под влиянием лермонтовской прозы, некоторые образы Льва Толстого (рассказ «Набег») напоминают реалистически нарисованные образы Лермонтова. Совершенно очевидно влияние Лермонтова и на Достоевского, и на Блока, и на Есенина. А закончить свое я хочу словами Маяковского: «К нам Лермонтов сходит, презрев времена».

В путевых записках офицера-рассказчика пейзаж выдержан в традиционном романтическом духе, насыщен яркими красками: «Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом…» Можно отметить, что повествователь стремиться дать описание экзотической природы, предназначенное для русского читателя, и носящее поэтому несколько ознакомительный характер. Кроме того, можно сделать предположение о подневольном его пребывании на Кавказе (сравнение метели с изгнанницей).

Большую часть романа составляют записки Печорина, и его личность отражается, в частности, в принадлежащих ему описаниях природы. Индивидуализм главного героя, отделенность его от остального мира не дает ему возможности открыть людям самые потаенные чувства, самые чистые душевные порывы, и они часто проявляются как раз в его отношении к природе: «Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка». Печорин способен чувствовать движение воздуха, шевеление высокой травы, восхищаться «туманными очерками предметов», обнаруживая душевную тонкость и глубину. Ему, человеку одинокому, природа в тяжелые минуты позволяет сохранить душевное равновесие: «С жадностью глотал я благовонный воздух», пишет Печорин после эмоционально напряженного свидания с Верой. Романтическая натура Печорина угадывается, например, в пейзажах «Тамани»: «белые стены», «черные снасти», «бледная черта небосклона» - типично романтический подбор цветов.

Кроме того, природа постоянно противопоставляется миру людей, с их мелкими страстями («Солнце ярко, небо сине – чего бы кажется больше? Зачем тут страсти, желания?..»), причем стремление слиться с гармоничным миром природы оказывается тщетным. Но в отличие от застывших романтических картин, описанных рассказчиком, пейзажи, принадлежащие перу Печорина, полны движения: поток, «который с шумом и пеною, падая с плиты на плиту, прорезывает себе путь»; ветви, «разбегающиеся отсюда во все стороны»; воздух, «отягощенный испарениями высоких южных трав»; ручьи, которые «бегут дружно взапуски и, наконец, кидаются в Подкумок», - все эти описания подчеркивают внутреннюю энергию Печорина, постоянное его напряжение, жажду действия, отражают динамику его душевных состояний.

Некоторые пейзажи дают дополнительные свидетельства о широте и разносторонности знаний Печорина, его эрудиции: «Воздух был напоен электричеством», - подобные фразы совершенно естественно вплетаются в поток мыслей Печорина. Таким образом, следуя традиции делать природу критерием развития личности, Лермонтов решает эту задачу с помощью новаторских средств.

Отсутствие упоминаний о природе, например, у Грушницкого свидетельствует о его душевной, неспособности глубоко чувствовать. Отсутствие же их у Максима Максимыча вполне оправдано реалистически: человек малообразованный, живущий в суровых условиях, он не привык изливать свои чувства словесно. Однако, сравнивая по воздействию на человека великолепные картины природы со свистом пуль, от которых тоже бьётся сердце, Максим Максимыч обнаруживает неожиданную чувствительность души, и это вынуждает рассказчика сделать признание: «В сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге». В этой мысли можно усмотреть и некоторую социальную окраску.

Характеризуя пейзажи романа, моно говорить об их созвучии или противоположности настроению героя, о символичных пейзажах, наводящих на философские размышления, можно рассматривать пейзаж и в других аспектах, но если подходить к теме сточки зрения анализа художественного метода Лермонтова, то можно отметить следующее. Черты романтизма присущи описаниям природы, что связано с определенными традициями в сознании героев – современников Лермонтова. Вместе с тем реалистическая тенденция проявляется, прежде всего, в обосновании восприятия природы социально-психологическими, культурными, интеллектуальными, нравственными особенностями персонажей. Таким образом, и в пейзаже отразилось решение Лермонтовым его главной задачи – изображения современного ему человека, сформировавшегося под влиянием определенных обстоятельств.

Какова роль пейзажа в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени?

Большую роль в романе “Герой нашего времени” играет пейзаж. Отметим очень важную его особенность: он тесно связан с переживаниями героев, выражает их чувства и настроения. Отсюда и рождается страстная эмоциональность, взволнованность описаний природы, создающая ощущение музыкальности всего произведения.

Серебристая нить рек и скользящий по воде голубоватый туман, убегающий в теснины гор от теплых лучей, блеск снегов на гребнях гор - точные и свежие краски лермонтовской прозы.

В “Бэле” нас восхищают правдиво нарисованные картины нравов горцев, их суровый образ жизни, их бедность. Автор пишет: “Сакля была прилеплена одним боком к скале, три мокрые ступени вели к ее двери. Ощупью вошел я и натолкнулся на корову, я не знал, куда деваться: тут блеют овцы, там ворчит собака”. Трудно и невесело жил народ Кавказа, угнетаемый своими князьями, а также царским правительством, которое считало их “туземцами России”.

Величавые картины горной природы нарисованы весьма талантливо.

Очень важно в раскрытии образа Печорина художественное описание природы в романе. В дневнике Печорина мы часто наталкиваемся на описания пейзажа, связанного с определенными мыслями, чувствами, настроениями героя, что помогает нам проникнуть в его душу, понять многие черты его характера. Печорин - поэтичный человек, страстно любящий природу, умеющий образно передать то, что видит.

Печорин мастерски описывает ночь (его дневник, 16 мая) с ее огоньками в окнах и “мрачными, снеговыми горами”. Не менее прекрасно звездное небо в повести “Фаталист”, вид которого приводит героя к размышлениям о судьбе поколения.

Высланный в крепость, Печорин скучает, природа кажется ему тоскливой. Пейзаж и здесь помогает лучше понять душевное состояние героя.

Этому же служит описание взволнованного моря в “Тамани”.

Картина, открывающаяся Печорину с площадки, где должна была состояться дуэль, солнце, лучи которого не согревают его после дуэли, - все навевает тоску, вся природа грустит. Только наедине с природой Печорин испытывает глубочайшую радость. “Я не помню утра более голубого и свежего!” - восклицает он, пораженный красотой солнечного восхода в горах. К бескрайним просторам моря, шуму волн устремлены и последние надежды Печорина. Сравнивая себя с матросом, рожденным и выросшим на палубе разбойничьего брига, он говорит, что скучает по прибрежному песку, вслушивается в рокот набегающих волн и всматривается в даль, покрытую туманом. Лермонтов очень любил море, его стихотворение “Парус” перекликается с романом “Герой нашего времени”. Желанный “парус” ищет в море Печорин. Ни у Лермонтова, ни у героя его романа эта мечта не сбылась: не появился “желанный парус” и не умчал их в другую жизнь, к другим берегам. Печорин называет себя и свое поколение “жалкими потомками, скитающимися по земле без убеждения и гордости, без наслаждения и страха”. Дивный образ паруса - это тоска по несостоявшейся жизни.

Чудесным пейзажем открывается и повесть “Княжна Мери”. Печорин в дневнике пишет: “Вид с трех сторон у меня чудесный”.

Язык романа - плод большой работы автора. (Язык Печорина очень поэтичен, гибкий строй его речи свидетельствует о человеке большой культуры, обладающем тонким и проницательным умом.) Богатство языка “Героя нашего времени” основывается на трепетном отношении Лермонтова к природе. Он писал роман на Кавказе, южный пейзаж вдохновлял его. В романе автор протестует против бесцельной и бездумной жизни, на которую обречено его поколение, и пейзаж помогает нам понять внутренний мир героев.

То же самое можно сказать и о пейзаже в стихах Лермонтова. Достаточно вспомнить его знаменитое стихотворение “Когда волнуется желтеющая нива...”, шедевр мирового искусства:

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка...

Все творчество Лермонтова оказало значительное влияние на развитие русской литературы. Знаменитые пейзажи Тургенева, без сомнения, написаны под влиянием лермонтовской прозы, некоторые образы Льва Толстого (рассказ “Набег”) напоминают реалистически нарисованные образы Лермонтова. Совершенно очевидно влияние Лермонтова и на Достоевского, и на Блока, и на Есенина. А закончить свое сочинение я хочу словами Маяковского: “К нам Лермонтов сходит, презрев времена”.

Люблю Отчизну я... М. Ю. Лермонтов

Любовь Лермонтова к своему отечеству во многих произведениях выражалась через «выразительно выписанные» пейзажные зарисовки. Поэт тонкочувствовал красоту родной природы. И не удивительно, что пейзаж является неотъемлемой частью еголирических и прозаических произведений.

Выражением внутренней связи романа «Геройнашего времени» с поэзией Лермонтова являетсяповторение описаний пейзажа, имеющих символическое значение. Повторение и варьирование мотивов моря, гор, звезд и звездного неба создает ощущение единства романа и лирики.

Природа у Лермонтова выступает как промежуточная ступень между тягостным и дисгармоничныммиром реальной жизни человека - современника автора и светлым, гармоничным идеалом, существую-щим только в мечтах.(Природа, которая окружает че-ловека, как понимает поэт, не может быть названа иде-ально гармоничной. В ней есть свои противоречия и столкновения, даже своя жестокость, но это мир воль-ный, и потому он совершеннее, чем мир современно-го человека, основанный на принуждении.

Вольный мир природы в романе словно раздви-гает рамки повествования. Сюжетная самостоятель-ность каждой повести в романе «Герой нашего Бре-мени» оттеняется по-разному пейзажными зарисов-ками. «Бэла», «Максим Максимыч» и «Княжна Мери» - повести «горные», «Тамань» - морская, основной мотив «Фаталиста» - звезды. В двух первых повестях, горный колорит объясняется сюжетно. «Бэла» и «Мак-сим Максимыч» - это путевые очерки едущего по гор-ной дороге офицера. «Бэла» начинается горным пей-зажем, и в дальнейшем, читая повесть, ни на минуту не забываешь, что дело происходит в горах. Горы там живут, постоянно изменяются, приковывают к себе внимание читателя и наводят его на размышления. Рисуя картину подъема на перевал, повествователь незаметно переходит к размышлениям о благотвор-ном влиянии природы на человека:

«...Какое-то отрадное чувство распространи-лось по всем моим жилам, и мне было как-то весело, что я так высоко над миром - чувство детское, не спорю, но, удаляясь от условий общества и прибли-жаясь к природе, мы невольно становимся детьми: все приобретенное отпадает от души, и она делает-ся вновь такою, какой была некогда и верно будет когда-нибудь опять».

Художественная функция мотива гор расширя-ется: из «места действия» они превращаются в сим-вол природы, возвышающей человека. Характерно, что такое восприятие присуще не только повество-вателю, но и Максиму Максимычу, и Бэле.

Для Бэлы кавказские горы - дом. Так, Максим Максимыч, рассказывая о последних минутах ее жиз-ни, говорит: «...Ей хотелось в горы, домой».

В «Княжне Мери» мотив гор занимает меньше места, зато усиливается его философское значение. История Печорина и Бэлы разворачивается в горах, а роман Печорина и княжны Мери - на курорте, в «во-дяном обществе». Но «сценическая площадка», на которой ведет свою трагическую игру Печорин, как бы замкнута кольцом гор, окружающих Пятигорск и Кисловодск. И трагически неудовлетворенный, му-чительно переживающий суету жизни герой Лермон-това словно все время оглядывается на эти вечные и прекрасные горы:

Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет... на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка... На восток смотреть веселее: ...там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Кавказом и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом».

В горах происходят почти все решающие эпизоды: Мери принимает Печорина за черкеса и слышит в ответ на свое испуганное восклицание ироническую французскую фразу; княжна признается Пе-чорину в любви; Печорин убивает Грушницкого. Рассказывая в дневнике о дуэли, Печорин предваряет описание ее двумя горными пейзажами какой-то пронзительной красоты, словно увидены они со всейостротой восприятия, на какую способен только че-ловек, готовый проститься с жизнью.

В «Княжне Мери» исключительно велика рольи двух других образных мотивов - звезд и моря. Новся значительность этих мотивов проясняется присопоставлении их смысла в «Княжне Мери», «Тамани» и «Фаталисте».

В «Тамани» особое значение приобретает символика корабля и моря, характерная для романтической поэзии. Короткие, но до предела насыщен-ные морские пейзажи, создающие атмосферу простора и тревоги, неизменно содержат упоминаниесудна: «Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию, и я мог различить при сеете ее,далеко от берега, два корабля, которых черные снасти, подобно паутине, неподвижно рисовались набледной черте небосклона...»

Существует в повести и прямой поэтический комментарий к мотиву моря- песня контрабандистки. В этой песне «по вольной волюшке- по зеленому морю» ходят «кораблики-белопарусники» и «лодочка неснащеная». В лодке разыгрывается сцена борьбы между Ундиной и Печориным, и в конце по вести морской пейзаж с удаляющейся паруснойлодкой.

Звезды упоминаются в «Тамани» один раз и именно в тот момент, когда Печорин идет навстречу своему опасному приключению: «Месяц еще не вставал, и только две звездочки, как два спасительные
маяка, сверкали на темно-синем своде».

В «Княжне Мери» мотив звезд повторяется дважды: один раз в связи с Грушницким, другой - с Печориным. И оба раза это «путеводные звезды». Но уГрушницкого - «путеводительная звездочка» карьера, у Печорина - звезда судьбы.

Мотив «путеводительной звезды» со всей силойпрозвучал в последней повести романа - «Фаталисте». Рассуждение Печорина о звездах сопоставимо,только с картиной звездного неба в поздних стихотворениях Лермонтова - «Выхожу один я на дорогу», «Пророк». И не случайно: «Фаталист»- философский комментарий ко всему роману. Размышляя о судьбе, предопределении, о воле человека и о законах жизни, не зависящих от этой воли, - все это находит здесь прямое выражение: «...Звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что, были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!..» Наивной вере предков лермонтовский герой противопоставляет так называемуюмудрость своих современников, которая и лишилаего воли и способности жить целеустремленно.

«...А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения истраха... мы не способны более к великим жертвамни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастия...»

Таким образом, пейзаж в «Герое нашего времени» несет огромную смысловую нагрузку, раскрываяи углубляя понимание идейного содержания романа.

Описание природы Кавказа

Представить себе литературное произведение, в котором бы не было образа природы, крайне сложно, – ведь пейзаж помогает воссоздать реальность описываемых событий, проявляет авторскую точку зрения, раскрывает причины поступков героев.
Пейзаж и природа в романе «Герой нашего времени» позволяют нам, читателям, во всей полноте постичь замысел автора именно потому, что характер описания природы, пейзажные зарисовки разнообразны и точны.

Описание природы Кавказа в романе «Герой нашего времени» создано неравнодушным пером – это чувствует любой читатель, и это действительно так.
С детства Кавказ стал для Лермонтова «волшебной страной», где прекрасна природа и интересны, самобытны люди. Несколько раз возила его, совсем мальчика, бабушка на кавказские воды, поправить здоровье. Тонко чувствующий прелесть и первозданность природы, Лермонтов был очарован ею. Здесь же, в совсем юном возрасте, пришло к нему и первое сильное настоящее чувство. Может быть, благодаря этому пейзажи кавказской природы потому так глубоки и тонки у поэта.

Характеристика места как функция пейзажа в романе

Роль пейзажа в «Герое нашего времени» разнопланова и многогранна. Лермонтов с его помощью обозначает, характеризует место или время сюжетной линии. Так, пейзаж, которым открывается повествование, вводит нас в художественный мир романа, мы с легкостью представляем себе, где именно происходят события. Оказавшийся в Койшаурской долине рассказчик объемно и точно описывает скалы, «неприступные, красноватые, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар», «обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов», ему кажется, что Арагва «обнимается» с другой речкой, «шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею».

Описание картин природы как преддверие событий

Пейзаж в «Герое нашего времени» часто предваряет события, о которых мы еще не знаем. Например, читатель еще не увидел героя, еще ничего не происходит, просто «солнце пряталось за холодные вершины, и беловатый туман начинал расходиться в долинах», а пейзаж этот оставляет явственное ощущение холода и равнодушия. И ощущение это не обманет нас – от Печорина, встретившегося с Максим Максимычем, который так мечтал увидеть старого приятеля, повеет тем самым холодом.

После испытания поручиком Вуличем судьбы, когда офицеры расходятся по квартирам, Печорин наблюдает спокойные звезды, но показавшийся из-за горизонтов домов месяц «полный и красный, как зарево пожара».

Кажется, нечего ждать – осечка спасла жизнь Вулича, увиденный Печориным «странный отпечаток неизбежной судьбы» на лице офицера-фаталиста рассеялся. Но пейзаж не оставляет спокойствия, и природа не обманывает – Вулич погибает в эту же ночь.

Сочувствуя Печорину, скачущему, «задыхаясь от нетерпенья», чтобы догнать Веру, понимаем, что это невозможно, ведь «солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро. Подкумок, пробираясь по камням, ревел глухо и однообразно».
Раскрытие внутреннего мира главного героя.

Пейзаж в «Герое нашего времени», пожалуй, наиболее важен для раскрытия внутреннего мира главного героя. Выслушав только рассказ Максима Максимыча, мы вряд ли сумели бы найти в Печорине приятные черты, однако именно образы природы, созданные героем в своем журнале, открывают для нас, читателей, сложную, противоречивую его натуру. Взглянув из окна на Пятигорск глазами Печорина, пусть и на мгновение, пока не вспомнит он о маске, которую надо надеть перед появлением в обществе, обнаружим тонко чувствующую, восторженную натуру. «Моя комната наполнилась запахом цветов… Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна. Вид с трех сторон у меня чудесный. … Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона…Амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин… Весело жить в такой земле! ..Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине – чего бы, кажется, больше? – зачем тут страсти, желания, сожаления?» Оказывается, есть в жизни Печорина нечто, отчего весело жить, и внутренний мир его значительно богаче, чем могут предположить окружающие.

Подтверждаем наше открытие, читая, как Григорий Печорин после встречи с Верой мчит на лошади «по высокой траве, против пустынного ветра»; как вспоминает: «с жадностью глотаю я благовонный воздух и устремляю взоры в синюю даль, стараясь уловить туманные очерки предметов, которые ежеминутно становятся все яснее и яснее». Оказывается, вот что может излечить его от любой горечи и беспокойства, вот отчего становится легче на душе.

Пейзаж как способ проявления душевного состояния героя

Лермонтов использует в своем романе пейзаж и как средство изображения душевного состояния героя. Яркий пример тому – природа в восприятии Печорина до и после дуэли. «Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление; в ущелье не проникал еще радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утесов, висящих с обеих сторон над нами; густолиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождем. Я помню – в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу». Печорин не притворяется – он снова приоткрывает свой светлый внутренний мир, он естественен, он радуется жизни и ценит ее. «Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели» – читаем мы и ощущаем безрадостность состояния героя. И позже: « сижу у окна; серые тучи закрыли горы до подошвы; солнце сквозь туман кажется желтым пятном. Холодно; ветер свищет и колеблет ставни… Скучно!»

Человек и природа в романе

Человек и природа в романе Лермонтова неоднозначны. Знакомясь с «водяным обществом», историей Вулича, читая о Грушницком, мы не найдем образов природы, пейзажей, с ними связанных, не увидим природу их глазами. В этом случае природа как будто противопоставляется героям, они люди, далекие от естественной жизни.

Печорин, так тонко умеющий чувствовать и воспринимать естественную прелесть жизни, мечтающий о слиянии с ней, не может стать ее частью – таков его удел. Для людей же, не связанных с условностями общества, далеких от «цивилизации», природа – неотделимая часть жизни.

Природа в «Герое нашего времени» Лермонтова является, например, частью жизни контрабандистов – подслушанный Печориным разговор между ундиной и слепым мальчиком дает нам понять это ясно, и здесь автор не представляет нам развернутый пейзаж, наоборот, герои говорят о природе только с практической точки зрения: «буря сильна», «туман густеет».

Мастерство писателя в изображении природы

Мастерство поэта – пейзажиста огромно. Порой он показывает в романе природу как художник – и создается впечатление, что рассматриваешь акварели или рисунки Лермонтова, подобные его картинам «Вид Пятигорска», «Кавказский вид с верблюдами» или «Сцена из кавказской жизни», – так разнообразны и выразительны эпитеты и метафоры: «умирающая прохлада ночи», «голова Машука», дымящаяся, «как загашенный факел», «как змеи, серые клочки облаков», «золотой туман утра», метель – изгнанница, плачущая о своих раздольных степях». Усиливает выразительность пейзажей и ритм повествования – то сжатый, стремительный, когда речь, например, идет о Печорине, или замедленно-плавный, при описании утреннего Кавказа.

Таким образом, пейзаж и природа в романе «Герой нашего времени» помогают нам понять характеры героев и их переживания, постичь замысел произведения, пробуждают собственные размышления о природе и ее месте в нашей жизни.

Тест по произведению



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама