THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Круглые столы - это один из самых популярных форматов проведения научных мероприятий. По сути, Круглый стол представляет собой площадку для дискуссии ограниченного количества человек (обычно не более 25 человек; по умолчанию, экспертов, уважаемых в той или иной области специалистов).

Но не стоит использовать понятие «круглый стол» как синоним понятий «дискуссия», «полемика», «диалог». Это не правильно. У каждого из них свое содержание, и оно лишь отчасти совпадает с содержанием других. «Круглый стол» - это форма организации обмена мнениями. Каким при этом будет характер обмена мнениями, данный термин не указывает. В отличие от него, понятие «дискуссия» предполагает, что в ходе, например, «круглого стола» его участники не просто выступают с докладами по какому-то вопросу, но и обмениваются репликами, уточняют позиции друг друга и пр. В рамках дискуссии происходит свободный обмен мнениями (открытое обсуждение профессиональных проблем). «Полемика» же представляет собой особый вид дискуссии, в ходе которой одни участники пытаются опровергнуть, «уничтожить» своих оппонентов. «Диалог», в свою очередь, есть вид речи, характеризующийся ситуативностью (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), малой степенью организованности, непроизвольностью и незапланированным характером.

Цель Круглого стола - предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.

Организационные особенности круглых столов:

    относительная дешевизна проведения по сравнению с другими «открытыми» форматами мероприятий;

    отсутствие жесткой структуры, регламента проведения. То есть, у организатора практически нет инструментов прямого влияния на программу (нельзя заставить гостей говорить то, что требуется организаторам), а есть лишь косвенные. К примеру, можно поделить все обсуждение на несколько смысловых блоков, оформив, тем самым, структуру мероприятия, но вот всё происходящее в рамках этих блоков целиком и полностью зависит от ведущего Круглого стола; . существенные ограничения в плане количества посетителей;

    камерность мероприятия.

Модерация (ведение).

Ключевой элемент любого Круглого стола - это модерация. Термин «модерация» произошел от итальянского «moderare» и означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздывание». Модератором называют ведущего «круглого стола». В современном значении под модерацией понимают технику организации общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной.

Задача ведущего - не просто объявить состав участников, обозначить главные темы мероприятия и дать старт Круглому столу, а держать в своих руках все происходящее от начала до конца.

Правила для участников круглого стола:

    участник должен быть знатоком обсуждаемой темы;

    не стоит соглашаться на участие в Круглом столе лишь ради самого факта участия.

    Этапы подготовки круглых столов:

    1.Выбор темы. Здесь следует учитывать общее правило: чем конкретнее сформулирована тема, тем лучше. Кроме того, тема должна представлять интерес для слушателей.

    2.Подбор ведущего (модератора) и его подготовка. Модератор должен обладать такими качествами, как коммуникабельность, артистичность, интеллигентность. Немаловажным является личное обаяние и чувство такта.

    3.Подбор участников и определение экспертов Круглого стола. Суть любого Круглого стола в том, чтобы осуществить попытку «мозговой атаки» по определенной проблеме и найти ответы на какие-то важные вопросы. Для этого необходимо собрать в одном месте людей, обладающих необходимыми знаниями по проблеме, требующей освещения. Этих людей называют экспертами или специалистами. Инициатору необходимо наметить потенциальных экспертов, которые могли бы дать квалифицированные ответы на вопросы, возникающие в рамках обсуждения заявленной темы Круглого стола.

    5.Подготовка анкеты для участников Круглого стола - цель анкетирования состоит в том, чтобы быстро и без больших затрат времени и средств получить объективное представление о мнении участников Круглого стола по обсуждаемым проблемам. Анкетирование может быть сплошным (при котором опрашиваются все участники Круглого стола) или выборочным (при котором опрашивается часть участников Круглого стола).

    6. Подготовка предварительной резолюции Круглого стола. Проект итогового документа должен включать констатирующую часть, в которой перечисляются те проблемы, которые обсуждались участниками Круглого стола. Резолюция может содержать конкретные рекомендации библиотекам, методическим центрам, органам управления разных уровней, выработанные в ходе обсуждения или решения, которые могут быть реализованы через определенные мероприятия с указанием сроков их выполнения и ответственных.

Методика проведения Круглого стола.

Круглый стол открывает ведущий. Он представляет участников дискуссии, направляет её ход, следит за регламентом, который определяется в начале обсуждения, обобщает итоги, суммирует конструктивные предложения. Обсуждение в рамках Круглого стола должно носить конструктивный характер, не должно сводиться, с одной стороны, только к отчетам о проделанной работе, а с другой, - только к критическим выступлениям. Сообщения должны быть краткими, не более 10-12 минут. Проект итогового документа оглашается в конце обсуждения (дискуссии), в него вносятся дополнения, изменения, поправки.

Варианты проведения «круглых столов»:

    Первый вариант - участники выступают с докладами, затем проводится их обсуждение. При этом ведущий принимает в заседании относительно скромное участие - распределяет время выступлений, предоставляет слово участникам обсуждения.

    Второй вариант - ведущий интервьюирует участников Круглого стола или выдвигает тезисы для обсуждения. В этом случае он следит за тем, чтобы высказались все участники, «держит» ход обсуждения в русле главной проблемы, ради которой организована встреча за «круглым столом». Такой способ проведения Круглого стола вызывает больший интерес у аудитории. Но он требует от ведущего большего мастерства и глубокого знания «нюансов» обсуждаемой проблемы.

    Третий вариант - «методические посиделки». Организация такого круглого стола имеет свои особенности. Для обсуждения предлагаются вопросы, существенные для решения каких-то ключевых задач учебно-воспитательного процесса. Тема обсуждения заранее не объявляется. В этом случае мастерство ведущего Круглого стола заключается в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам. Целью таких «посиделок» является формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме; создание благоприятного психологического климата в данной группе слушателей.

    Четвертый вариант - «методический диалог». В рамках такой формы Круглого стола слушатели заранее знакомятся с темой обсуждения, получают теоретическое домашнее задание. Методический диалог ведется по определенной проблеме между ведущим и слушателями или между группами слушателей. Движущей силой диалога является культура общения и активность слушателей. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства. В заключение делается вывод по теме, принимается решение о дальнейших совместных действиях.

Изложение материалов Круглого стола.

Наиболее часто встречающиеся варианты публикаций итогов дискуссий за «круглым столом» следующие:

    краткое (редуцированное) изложение всех выступлений участников Круглого стола. В этом случае отбирается самое главное. Текст дается от имени участников в форме прямой речи. При этом ведущий Круглого стола должен обговорить с выступавшими, что именно будет отобрано для печати из каждого выступления. Данные правила диктуют этические требования, которые всегда необходимо соблюдать при работе с авторами текстов.

    общее резюме , извлеченное из разных выступлений, прозвучавших в ходе обсуждения. По сути, это общие выводы по тому материалу, который прозвучал в ходе беседы или дискуссии Круглого стола.

    полное изложение всех выступлений участников.

Круглые столы - это один из самых популярных форматов проведения научных мероприятий. По сути, Круглый стол представляет собой площадку для дискуссии ограниченного количества человек (обычно не более 25 человек; по умолчанию, экспертов, уважаемых в той или иной области специалистов).

Но не стоит использовать понятие «круглый стол» как синоним понятий «дискуссия», «полемика», «диалог». Это не правильно. У каждого из них свое содержание, и оно лишь отчасти совпадает с содержанием других. «Круглый стол» - это форма организации обмена мнениями. Каким при этом будет характер обмена мнениями, данный термин не указывает. В отличие от него, понятие «дискуссия» предполагает,. В рамках дискуссии происходит свободный обмен мнениями (открытое обсуждение профессиональных проблем). «Полемика» же представляет собой особый вид дискуссии, в ходе которой одни участники пытаются опровергнуть, «уничтожить» своих оппонентов. «Диалог», в свою очередь, есть вид речи, характеризующийся ситуативностью (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), малой степенью организованности, непроизвольностью и незапланированным характером.

Цель Круглого стола – предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.

Организационные особенности круглых столов:

  • относительная дешевизна проведения по сравнению с другими «открытыми» форматами мероприятий;
  • отсутствие жесткой структуры, регламента проведения. То есть, у организатора практически нет инструментов прямого влияния на программу (нельзя заставить гостей говорить то, что требуется организаторам), а есть лишь косвенные. К примеру, можно поделить все обсуждение на несколько смысловых блоков, оформив, тем самым, структуру мероприятия, но вот всё происходящее в рамках этих блоков целиком и полностью зависит от ведущего Круглого стола; существенные ограничения в плане количества посетителей;
  • камерность мероприятия.

Модерация (ведение).

Ключевой элемент любого Круглого стола – это модерация. Термин «модерация» произошел от итальянского «moderare» и означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздывание». Модератором называют ведущего «круглого стола». В современном значении под модерацией понимают технику организации общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной.

Задача ведущего – не просто объявить состав участников, обозначить главные темы мероприятия и дать старт Круглому столу, а держать в своих руках все происходящее от начала до конца. Поэтому требования к профессиональным качествам ведущих Круглых столов высоки.

Ведущий должен уметь чётко формулировать проблему, не давать растекаться мыслью по древу, выделять основную мысль предыдущего выступающего и, с плавным логичным переходом, предоставлять слово следующему, следить за регламентом. В идеале ведущий Круглого стола должен быть беспристрастным.

Не стоит забывать, что модератор является еще и фактическим участником Круглого стола. Поэтому, он должен не только направлять дискуссию, но и частично принимать в ней участие, акцентировать внимание присутствующих на той информации, на которой требуется, или, наоборот, постараться максимально быстро перевести разговор в новое русло. Следует помнить, что ведущий обязан в минимально необходимом объеме обладать знаниями по заявленной теме.

Ведущий Круглого стола не должен быть:

  • Растерянным и запуганным. Такие качества характерны для начинающих ведущих, связаны с волнением и отсутствием практики.
  • Авторитарным. Стремление в максимальной степени контролировать и регулировать ход обсуждения, поддерживать жесткую дисциплину, не располагает к дискуссии.
  • Попустительствующим. Ведущий обязан сосредоточить дискуссию на обсуждаемых вопросах и сконцентрировать ее во времени. Попустительство с его стороны будет способствовать активизации альтернативных лидеров, которые постараются переключить внимание на себя. Дискуссия начнет уходить от темы, распадаться на локальные обсуждения. Слишком активным. Задача извлечения информации требует ограничения активности ведущего.
  • Плохо слушающим. Отсутствие у ведущего умения слушать приведет к тому, что потеряется много полезного из того, что было сказано в ходе обсуждения. В этом случае наиболее тонкие комментарии, полученные в результате публичной дискуссии, представляющие основу для заглубления дискуссии, останутся без внимания. Причинами такого поведения может быть стремление ведущего Круглого стола жестко следовать вопроснику обсуждения, вследствие чего он концентрируют свое внимание на нем. Или озабоченность тем, чтобы эффективно выслушать всех участников группы, не упустив ни одного из них и предоставив всем равное время.
  • Комедиантом. Предполагает концентрированность на развлекательном аспекте обсуждения в большей степени, чем на его содержании.
  • Эксгибиционистом. Такой ведущий использует группу главным образом для целей самоутверждения, ставит личные цели выше целей исследования. Самолюбование может выражаться в вычурных позах, неестественных жестикуляциях и интонациях, нравоучениях и иных формах «работы на публику».

Правила для участников круглого стола:

  • участник должен быть знатоком обсуждаемой темы;
  • не стоит соглашаться на участие в Круглом столе лишь ради самого факта участия: если вам нечего сказать, то лучше молчать.

Этапы подготовки круглых столов:

1.Выбор темы. Осуществляется с ориентацией на направления научной работы кафедры и преподавателей. Кафедры предлагают темы «Круглых столов» с обоснованием необходимости ее обсуждения и разработки. В этом случае следует учитывать общее правило: чем конкретнее сформулирована тема, тем лучше. Кроме того, тема должна представлять интерес для слушателей.

2.Подбор ведущего (модератора) и его подготовка. Модератор должен обладать такими качествами, как коммуникабельность, артистичность, интеллигентность. Немаловажным является личное обаяние и чувство такта. Особую роль для Круглого стола играет компетентность ведущего, поэтому модератор обязан самостоятельно осуществить подготовку в рамках заданной темы Круглого стола.

3.Подбор участников и определение экспертов Круглого стола. Суть любого Круглого стола в том, чтобы осуществить попытку «мозговой атаки» по определенной проблеме и найти ответы на какие-то важные вопросы. Для этого необходимо собрать в одном месте людей, обладающих необходимыми знаниями по проблеме, требующей освещения. Этих людей называют экспертами или специалистами. Инициатору необходимо наметить потенциальных экспертов, которые могли бы дать квалифицированные ответы на вопросы, возникающие в рамках обсуждения заявленной темы Круглого стола. Если масштабы мероприятия выходят за рамки вуза, целесообразно на предварительном этапе подготовки Круглого стола разослать предполагаемым участникам информационные письма и приглашения к участию в данном мероприятии. Следует помнить, что формирование группы участников предусматривает дифференцированный подход: это должны быть не только компетентные, творчески мыслящие люди, но и должностные лица, представители исполнительной власти, от которых зависит принятие решений.

5.Подготовка анкеты для участников Круглого стола – цель анкетирования состоит в том, чтобы быстро и без больших затрат времени и средств получить объективное представление о мнении участников Круглого стола по обсуждаемым проблемам. Анкетирование может быть сплошным (при котором опрашиваются все участники Круглого стола) или выборочным (при котором опрашивается часть участников Круглого стола). При составлении анкеты необходимо определить основную задачу-проблему, расчленить ее на составляющие, предположить, на основании каких сведений можно будет сделать определенные выводы. Вопросы могут быть открытыми, закрытыми, полузакрытыми. Формулировка их должна быть короткой, ясной по смыслу, простой, точной, однозначной. Начинать нужно с относительно простых вопросов, затем предлагать более сложные. Желательно сгруппировать вопросы по смыслу. Перед вопросами обычно помещают обращение к участникам опроса, инструкцию по заполнению анкеты. В конце следует поблагодарить участников.

Подготовка предварительной резолюции Круглого стола. Проект итогового документа должен включать констатирующую часть, в которой перечисляются те проблемы, которые обсуждались участниками Круглого стола. Резолюция может содержать конкретные рекомендации библиотекам, методическим центрам, органам управления разных уровней, выработанные в ходе обсуждения или решения, которые могут быть реализованы через определенные мероприятия с указанием сроков их выполнения и ответственных.

Методика проведения Круглого стола.
Круглый стол открывает ведущий. Он представляет участников дискуссии, направляет её ход, следит за регламентом, который определяется в начале обсуждения, обобщает итоги, суммирует конструктивные предложения. Обсуждение в рамках Круглого стола должно носить конструктивный характер, не должно сводиться, с одной стороны, только к отчетам о проделанной работе, а с другой, - только к критическим выступлениям. Сообщения должны быть краткими, не более 10-12 минут. Проект итогового документа оглашается в конце обсуждения (дискуссии), в него вносятся дополнения, изменения, поправки.

Варианты проведения «круглых столов»:

  • Первый вариант - участники выступают с докладами, затем проводится их обсуждение. При этом ведущий принимает в заседании относительно скромное участие - распределяет время выступлений, предоставляет слово участникам обсуждения.
  • Второй вариант - ведущий интервьюирует участников Круглого стола или выдвигает тезисы для обсуждения. В этом случае он следит за тем, чтобы высказались все участники, «держит» ход обсуждения в русле главной проблемы, ради которой организована встреча за «круглым столом». Такой способ проведения Круглого стола вызывает больший интерес у аудитории. Но он требует от ведущего большего мастерства и глубокого знания «нюансов» обсуждаемой проблемы.
  • Третий вариант «методические посиделки». Организация такого круглого стола имеет свои особенности. Для обсуждения предлагаются вопросы, существенные для решения каких-то ключевых задач учебно-воспитательного процесса. Тема обсуждения заранее не объявляется. В этом случае мастерство ведущего Круглого стола заключается в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам. Целью таких «посиделок» является формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме; создание благоприятного психологического климата в данной группе слушателей.
  • Четвертый вариант - «методический диалог». В рамках такой формы Круглого стола слушатели заранее знакомятся с темой обсуждения, получают теоретическое домашнее задание. Методический диалог ведется по определенной проблеме между ведущим и слушателями или между группами слушателей. Движущей силой диалога является культура общения и активность слушателей. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства. В заключение делается вывод по теме, принимается решение о дальнейших совместных действиях.

Изложение материалов Круглого стола.

Наиболее часто встречающиеся варианты публикаций итогов дискуссий за «круглым столом» следующие:

  • краткое (редуцированное) изложение всех выступлений участников Круглого стола. В этом случае отбирается самое главное. Текст дается от имени участников в форме прямой речи. При этом ведущий Круглого стола должен обговорить с выступавшими, что именно будет отобрано для печати из каждого выступления. Данные правила диктуют этические требования, которые всегда необходимо соблюдать при работе с авторами текстов.
  • общее резюме , извлеченное из разных выступлений, прозвучавших в ходе обсуждения. По сути, это общие выводы по тому материалу, который прозвучал в ходе беседы или дискуссии Круглого стола.
  • полное изложение всех выступлений участников.

01 / 06

Круглые столы. Организация, проведение и техническое сопровождение мероприятий

Организационный комитет Агентства «НБФ» предлагает Вашему вниманию принципиально новый формат участия в деловых мероприятиях, в формате Круглого стола.

"Круглый стол" - уникальная площадка для диалога между всеми представителями прогрессивной части населения России: бизнесом, чиновниками, СМИ и заинтересованными лицами. Мероприятие такого формата создает определенную атмосферу для налаживания деловых отношений между участниками и контактов. Формат круглого стола идеально вписывается под задачи заказчика для решения любых стратегических вопросов.
Агентство НБФ предлагает Вам во время проведения программы круглого стола, организовать и провести ряд рабочих встреч с представителями - участниками мероприятия: из финансового сектора экономики РФ, банковской отрасли, страховых компаний и иных финансово-кредитных организаций, заинтересованных в продвижении своих продуктов и услуг на рынке. Не менее эффективным инструментов ведения диалога на круглом столе считается приглашение к участников со стороны предпринимательской активности России и от имени НБФ. У нас обширная база подписчиков и мы предлагаем Вам воспользоваться приглашением к участию: владельцев и руководителей крупных и средних предприятий, а также субъектов МСП.
Для подготовительной работы таких встреч привлекаются юристы и аудиторы с обязательным обсуждением взаимовыгодных и интересных предложений. Освещение мероприятий происходит ведущими финансовыми и аналитическими СМИ, что позволит Вам воспользоваться проработанными контактами. Чтобы подготовить рабочие встречи в формате круглых столов, мы предложим Вам подготовить актуальный материал по конкурентоспособности товаров и услуг, продуктов Вашей организации, которые Вам необходимо презентовать участникам круглого стола - потребителям, экспертам и конкурентам в рамках формата небольшого мероприятия.



Круглые столы с участием представителей государственных органов власти, министерств, ведомств и руководителей Департаментов Правительства Российской Федерации, Правительства Москвы и Московской области, Губернаторов субъектов РФ и руководителей местных администраций, по существу поставленных задач по организации и проведению подобного формата мероприятий, довольно распространены на территории России. Агентство «Национальные Бизнес Форумы» предлагает Вам ознакомиться с принципиально новым форматом участия в деловых мероприятиях - «Круглый стол». Круглый стол - это уникальная в своем роде площадка для диалога между представителями бизнеса, чиновниками и иными заинтересованными лицами. Неформальность мероприятия создает необходимую атмосферу для установки деловых контактов и пристального обсуждения самых важных вопросов, стоящих перед российским бизнесом. Данный формат идеально подходит для решения конкретного вопроса с определенным респондентом. НБФ предлагает в ходе программ конференций организовать и провести ряд рабочих встреч представителей финансового сектора бизнеса, банков, страховых компаний и других кредитных организаций, заинтересованных в продвижении своих продуктов в сектор реального потребителя. В свою очередь, со стороны реального сектора от имени НБФ будут приглашены владельцы и руководители предприятий. Для подготовки такого рода рабочих встреч будут привлечены юристы и аудиторы для детального обсуждения взаимно интересных предложений. Освещение мероприятий ведущими финансовыми СМИ позволит Вам неоднократно воспользоваться наработанными контактами. Для подготовки вышеуказанных рабочих встреч предлагаем Вам подготовить материал по конкурентоспособным продуктам Вашей кредитной организации, которые Вы желаете презентовать потребителям, экспертам и конкурентам в рамках формата круглых столов.


Уникальностью круглых столов является - узкий круг приглашенных участников по профилю своей деятельности.
Круглые столы с участием представителей государственной власти, руководителей Департаментов Правительства РФ, Москвы и Московской области, Губернаторов Субъектов России (85 регионов) по организации и техническому сопровождению подобного формата мероприятий, широко применяются в Российской Федерации.

Круглый стол, в основном, рассчитан на маленькое количество приглашенных участников. Их количество может составляет от 10 до 150 человек одновременно. Таким небольшим количеством гостей, мы, организаторы круглого стола, преследуем цель - добиться максимум эффективности в реализации поставленных круглым столом задач, предоставить слово максимальному количеству выступающих из зала и успеть обсудить ряд важных вопросов и тем, путем обращения к собравшемуся Президиуму нашего Круглого стола.

Региональные власти обожаю формат круглого стола! Это доказано, удобно и оперативно!
Данный формат наиболее плодотворен в руках профессиональных организаторов. Поэтому уделите подбору исполнителя / подрядчика - особое внимание! Ведь необходимо разработать эффективную программу, соблюсти регламент предоставления материалов и четко формулировать свои вопросы в ходе обсуждения к модератору и выступающим круглого стола.


Смета круглого стола довольно не прихотлива и проста.
Достаточно обратиться к руководителям проекта нашего Агентства и Вы сразу получите предварительный результат.
Формат площадки мероприятия может быть любым:
- конференц-зал отеля, фойе в гостинице, дом культуры / актовый зал / государственный зал приемов / сцена дома офицеров / территория концертного зала / специализированные бизнес-центры и т.д.
Себестоимость круглого стола и основные элементы:

  • подбор и утверждение площадки круглого стола, конференц-зала;
  • оформления площадки, цветочные узоры, живые цветы, скатерти на столах и креслах;
  • техническое оснащение и сопровождение: конференц-связь, радиомикрофоны, звукоусилительное оборудование, мини и скрытые микрофоны, теле- оборудование: проектор и экран, компьютер с презентациями на экране докладов выступающих, система голосования - актуальный инструмент;
  • световое оборудование, как всей площадки круглого стола, так и частичное освещение спикеров и участников;
  • услуги кейтеринговых служб или кухни при отеле и ресторане, обслуживающий персонал, определенная посуда и заранее утвержденное наполнение меню Вашего мероприятия;
  • изготовление фирменного стиля круглого стола, производство баннерных конструкций и полотна с люверсами, пресс-волы, ролл-аппы, задники президиума, утверждение раздаточных и рекламных материалов круглого стола: ручка, блокноты, папки, пакеты, буклеты, лифлеты и все что угодно на вкус заказчика и опыт организатора;
  • услуги по фото и видео съемке мероприятия, протоколирование с предоставлением тезисов и пресс-релизов, запись на диктофон и стенографирование аудио материалов с литературной обработкой и редактированием, а при необходимости - перевод на любой иностранный язык;
  • разработка и производство приглашений участников с обзвоном по согласованному с заказчиком списку участников и спикеров;
  • портфолио модератора или ведущих Вашего мероприятия;
  • изготовление и производственные работы по тиражированию отчетных материалов прошедшего круглого стола, получение обратной связи участников, их комментариев, отзывов, дальнейшая рассылка гостям и участникам комплектов пост-материалов, написание текстов грамот и благодарственных писем.

«В споре рождается истина» - эта латинская пословица очень ярко характеризует человеческую сущность. Жаркие дебаты, прения и дискуссии, видимо, повелись еще с тех давних пор, когда человек только научился разговаривать. Круглый стол (мероприятие) - это место, где нужно и можно говорить.

Доблестные рыцари и великие ораторы

Едва ли организованной беседой могли похвастаться жители первобытно-общинного строя, но уже в более позднее время, когда мировая цивилизация вышла на новый, более качественный уровень, дебаты стали искусством. В учебных заведениях принято было изучать не только науку и грамоту, ораторское мастерство было отдельной дисциплиной.

Такое явление, как круглый стол (мероприятие), - это не просто обозначение процесса. Равноправный способ общения, который предполагает разговор в таком формате, по легендам, основал фольклорный герой король Артур. Достоверной информации, подтверждающей существование реального человека с таким именем, нет, тем не менее история про него и его рыцарей, восседавших за столом круглой формы, любима не только англичанами, но и всем миром.

Кому нужен круглый стол?

Многочисленные дискуссионные клубы очень живо доказывают, сколь необходима такая как круглый стол. Мероприятие это предполагает беседу по определенным правилам, в установленных рамках и заданном формате. Во все времена в обществе было принято выносить обсуждение спорных вопросов на всеобщее рассмотрение. Это проявление демократии в наше время встречается все чаще. Проведение конференций происходит по самым разнообразным поводам. Решение бизнес-вопросов, научные конференции, политические прения и многие другие вопросы решаются посредством коллективного обсуждения.

Все же не следует думать, что подобное мероприятие доступно лишь великим дельцам и политикам. Очень часто заседание круглого стола происходит в учебных заведениях всех уровней. Даже стандартная «пятиминутка» на работе - это своеобразный круглый стол. Правда, в этом варианте посыл равноправной беседы немного искажен, тем не менее высказаться может каждый.

Круглый? А может быть, прямоугольный? Квадратный?

Круглый стол (мероприятие) - это словосочетание, которое в двадцатом веке обрело значение термина, определяющего общепринятый формат конференций, встреч на самых разных уровнях.

Стол, его форма, рассадка участников, наличие в зале других атрибутов доски, мультимедийной аппаратуры) зависят от того, с какой целью проводится встреча.

Беседа за столом круглой формы будет происходить в наиболее непринужденной и равноправной обстановке. Если мероприятие все же предполагает лидера, ведущего, то целесообразнее использование стола для переговоров квадратной, прямоугольной или П-образной форм. Тогда его возглавляет руководитель или председатель. Когда беседа требует более активного процесса, например, ораторам необходимо находиться в движении, иметь доступ к каждому присутствующему для личного разговора, передачи ему данных, документов, необходимо использовать стол, установленный буквой П с открытым проходом, где участники конференции смогут свободно передвигаться.

Основные правила

Вообще, разные форматы предполагают неодинаковые варианты. Очень многое зависит от того, присутствует ли среди участников лидер. Он не обязательно должен быть оглашен таковым для всеобщего внимания. Но понимание того, что некий человек имеет большее влияние и власть, является показателем его авторитета и воздействия на собрание. Зачастую такого человека (гласного или необъявленного лидера) усаживают во главе стола, а рассадка других участников происходит по принципу «чем важнее, тем ближе». То есть приближенные к руководителю персоны сидят рядом с ним. Заместитель, второй человек в организации после босса, располагается по правую руку.

Проведение конференций предполагает порядок и следование графику, регламент события. Выступления основных ораторов запланированы. Они же, в свою очередь, обязаны сделать свой доклад максимально информативным, логичным и кратким. Реплики, которые участники желают высказать, можно произносить лишь с разрешения руководителя и тогда, когда спикер закончил свое выступление.

Как организовать круглый стол?

Круглый стол организовывается с некой целью. Чаще всего она заключается в решении определенных проблем. Чтобы добиться положительного результата, необходимо разработать сценарий круглого стола.

Грамотно проведенное мероприятие имеет определенную очередность событий. На какие основные этапы нужно разбить конференцию?

Введение. Этот этап предполагает, что руководитель или организатор всего процесса ознакомит присутствующих с целью собрания, а также представит себя, гостей, участников, лекторов. После этого начинается следующий этап.

Ознакомление с предметом разговора. В этот момент ведущий круглого стола вкратце объясняет проблематику вопросов, и происходит первое обсуждение. Коллегиально участники должны выяснить все «проблемные места», обсудить первоочередные задания и полностью войти в курс дела.

Далее каждый из участников может высказать свои доводы, аргументы, мнение касательно того, как выйти из той или иной ситуации. Именно в этот момент происходят наиболее отчаянные дискуссии и споры. Ведущий мероприятия просто обязан возвращать участников в мирное русло и тему беседы.

Когда все мнения высказаны, приходит время принятия решений и подведения итогов. Этот завершающий этап становится апофеозом события и его результатом.

В дискуссии нет проигравших, а в споре нет выигравших, как сказал Б. Тойшибеков. Конструктивный диалог всегда приведет людей к общей точке зрения и позволит найти выход из самой трудной ситуации, а поможет им в этом круглый стол.

3 .4. «КРУГЛЫЙ СТОЛ»

Методика беседы за "круглым столом" строится, как извест­но, на основе принципа коллективного обсуждения проблемы. Эта форма проведения семинарского занятия привлекает, прежде всего, тем, что дает возможность каждому на равных изложить свою точку зрения. Важно создать доброжелательную обстановку. Уважительное отношение преподавателя к студентам и студентов друг к другу - очень важное условие успеха беседы "круглым столом". Итак, беседа за "круглым столом"- по своей природе требует стро­гого следования принципам равенства и демократизма.

Прин­цип равенства означает отсутствие каких-либо привилегий у одних участников бесе­ды перед другими, отказ от какой бы то ни было субординации меж­ду участниками. Никто не довлеет, в споре все равны.

Соблюдение принципа демократизма должно исключать на встречах за "круглым столом" любые проявления авторитаризма, зажима критики, навязы­вания собственных взглядов и убеждений. Недопустимы любые формы запретов, а также конформного отношения со студентами.

Преподавателю очень важно следить за тем, чтобы беседа не носила схоластический характер. Главная и наиболее сложная задача- уме­ние соединить доказательность и убежденность в ходе дискуссии.

Беседа за "круглым столом" может быть пред­ставлена в упрощенном виде как цепочка, состоящая из последова­тельно соединенных постановочного тезиса в виде вопроса, его доказательства, возможных и реальных контраргументов, их опро­вержения, превращения тезиса в итоге дискуссии в убеждение участ­ников.

Готовясь к проведению семинарского занятия в форме "кругло­го стола", преподаватель должен подумать о формулировке темы, на­полнении ее таким содержанием, которое имеет не только теорети­ческое, но и практическое значение, а также затрагивает интере­сы студентов и волнует их.

Подготовка "круглого стола " требует серьезной работы всех будущих участников беседы.

Очень важна организующая функция преподавателя. Дискуссией надо управлять. Преподаватель продумывает логику изложения, намечает узло­вые вопросы, последовательность их рассмотрения, выбирает веду­щего. Им должен быть наиболее подготовленный студент, пользую­щейся большим авторитетом в группе.

Ведущему отводится наиболее ответственная роль. Он, как ди­рижер, направляет ход спора. Ему приходится проявлять последо­вательность, твердость и принципиальность, чтобы защитить свои убеждения, умение сопоставлять точки зрения всех участников дис­куссии и утверждать в сознании студентов идеалы научного миро­воззрения.

Ведущий должен изучить всю имеющуюся обязательную и допол­нительную литературу, продумать вместе с преподавателем логику раскрытия материала, последовательность проведения беседы; зара­нее заготовить блоки проблемных вопросов, естественно, продумать и ответы на них, разработать сценарий проведения беседы.

Преподавателю необходимо заранее, сориентировать всех студен­тов на те конкретные проблемы, которые планируется обсудить, дать консультацию по всем возникшим вопросам. Студенты изучают тему по первоисточникам, наиболее интересным монографиям, статьям.

Во время беседы желательно посадить всех студентов за один стол, чтобы они смотрели не в спину, а в лицо друг другу. Это расширяет круг участников, как бы раскрепощает собеседников, содействует свободному обмену мнениями.

Следующий важный этап методической работы - построение беседы за «круглым столом».

Сценарий проведения беседы за "круглым столом":

1)вступительная часть,

2)постановка проблемных вопросов,

3) дис­куссия по ним,

4)подведение итогов обсуждения,

5) разработка рекомен­даций или информационного материала для последующего использова­ния участниками встречи.

Вступительная часть может состоять из информации о предме­те дискуссии, плане ее проведения, регламенте. С нею связана и постановка проблемных и поисковых вопросов. Важно их формулиро­вать так, чтобы вызвать дискуссию и стимулировать постановку новых вопросов.

В беседе за "круглым столом" могут возникнуть тупиковые си­туации, дискуссия не разгорается, аудитория не принимает предложения к обмену мнениями. В таких случаях нужно принять меры по активизации участников беседы, но при этом, ни в коем случае не следует обращаться к призывам, требовать от аудитории активности. Если не "работает" одна проблема, можно предложить к обсуждению другую, близкую ей по содержанию.

Исключительно ценным качеством для выхода из тупиковых ситу­аций является способность преподавателя и ведущего к импровиза­ции. Умение перестроить план беседы по ходу встречи, проявить на­ходчивость и смелость в изложении острых проблем, продемонстриро­вать методическое мастерство в трудной ситуации - означает прео­долеть неблагоприятное течение дискуссии, придать ей динамизм, вернуть в русло плодотворного обмена мнениями.

Дискуссия завершается, когда возможности новых убедительных выступлений исчерпаны и у студентов уже сложилось представление об истине, однако объективная оценка позиций должна быть сделана преподавателем. Весьма полезно отметить положительные и отрица­тельные моменты в аргументации обеих сторон, выделить позицию, к которой склоняется большинство. Хорошо, когда беседа за "круглым столом" приведет большинство участников к единому мнению. Однако этого нельзя требовать, поскольку дискуссия призвана не только давать ответы, но и содействовать поиску истины, процессу поста­новки новых вопросов, а тем самым стимулировать разработку новых проблем.

Итоги встречи подводятся в кратком заключительном слове преподавателя, намечаются вопросы к обсуждению на следующем занятии.

Анализируя работу ведущего, следует подчеркнуть его силь­ные и слабые стороны (например, плохо, если проявлялось стрем­ление навязать свое мнение). Оценка выступлений дается исхо­дя из общей подготовленности студента по теме и с учетом его активности в дискуссии, искусности в ведении спора, мастерства полемики, умения аргументировать отстаиваемые положения.

Обычно такая форма проведения семинарского занятия способствует развитию творческой инициативы студентов, формированию у них навыков самостоятельного мышления.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА «КРУГЛЫХ СТОЛОВ»

Тема 1. Экологическая проблема. Угроза глобальной экологичес­кой катастрофы

Литература

Тема 2. Глобализация и взаимодействие цивилизаций

Литература:

    Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. – М.1999.

    Вавилов А.М. Экологические последствия гонки вооружений. М. 1984

    Глобалистика: Энциклопедия. – М., 2003.

    Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990.

    Глобальные проблемы цивилизации. – М., 1987.

    Глобальный эволюционизм. Философский анализ. – М., 1994.

    Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. – М., 2000.

    Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование. – М.,2000.

    Тоффлер Э.Третья волна. – М.1999.

    Уткин А.И. Философия глобальных проблем. – М., 2000.

    Уткин А.И.Американскаястратегия для XXI века. – М..2000.

    Хантингтон С. Столкновение цивилизаций?//Полис. -1994. - № 1.

    Чумаков А.Н. Метафизика глобализации. Культурно-цивилизационный контекст. – М., 2006.

    Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. – М. 1994.

Тема 3. Современные философские и научные гипотезы

происхождения человека

Литература

    Адлер А. Понять природу человека. СПб.,1997.

    Андреев И.Л. Происхождение человека и человечества. М., 1988

    Поршнев В.Ф. О начале человеческой истории. – М., 1974.

    Стевенсон Л. Десять теорий о природе человека. – М., 2004.

    Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1987.

    Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. – М., 1991.

    Человек в системе наук. М., 1989.

    Это человек. Антология.М: Высшая школа.1995.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама