THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Татарские фамилии

Немало интересного можно рассказать об истории зарождения татарских фамилий, их происхождении и значении, а также особенностях написания. Первоначально иметь фамилию было почетной прерогативой представителей знати. Лишь в ХХ веке это право получили все остальные татарские рода. До этого момента во главу угла татарами ставились родо — племенные отношения. Обычай знать свой род, своих предков по именам до седьмого колена вменялся в священную обязанность и прививался с младых ногтей.

Татары представляют очень большую этническую группу, отличающуюся богатой и самобытной культурой. Но исторически обусловленная ассимиляция со славянской народностью все же наложила свой отпечаток. Результатом стало формирование довольно большой части татарских фамилий, образованных при помощи добавления русских окончаний: «-ов», «-ев», «-ин». Например: Баширов, Бусаев, Юнусов, Юлдашев, Шархимуллин, Абайдуллин, Тургенев, Сафин. По статистике, татарские фамилии, оканчивающиеся на «-ев», «-ов» втрое превышают фамилии с окончанием «-ин».

Традиционно татарские фамилии образуются от мужских имен предков по отцовской линии. На базе мужских личных имен сформирована основная масса татарских фамилий. Лишь небольшая часть фамилий происходит от профессий. К примеру — Урманчеев (лесник), Аракчеев (торговец водкой) и другие. Такой тип образования фамилий является общим для многих народностей.

Отличительной же национальной особенностью татар является форма образования татарских имён. Полный вариант татарского имени, как и у многих других народностей, состоит из имени, отчества и фамилии, но к отчеству татар издревле принято добавлять приставку по половой принадлежности: «улы» (сын) или «кызы» (дочь).

К особенностям же татарских фамилий можно отнести также обычай их написания. В ходу у татар два варианта написания фамилий: официальный - с окончаниями (Сайфутдинов, Шарифуллин, Саитов) и «бытовой», наиболее широко применяемый без добавления окончания, пишется только имя (вместо фамилии Тукаев пишется Тукай). Этот способ, кстати, характерен для татарской литературы.

Татарских фамилий не перечесть
В каждой из них изюминка есть
Если в фамилии смысл поискать
Много нюансов можно узнать

На данной странице нашего сайта рассматриваются татарские фамилии. Мы узнаем про историю и происхождение татарских фамилий, обсудим их значения и распространение.
Происхождение татарских фамилий

Изучая этнический состав населения России, можно заметить, что значительную часть жителей нашей страны занимают татары. И это не случайно, история Российского государства складывалась таким образом, что в настоящий момент на его территории проживают представители множества наций и народностей. И одной из самых многочисленных этнических групп являются татарские народы. И, несмотря на то, что десятилетиями и столетиями идёт смешение наций и народностей, татары смогли сохранить свой национальный язык, свою культуру и традиции. Татарские фамилии же относятся именно к таким национальным особенностям и традициям.

Зарождение же татарских фамилий уходит в глубину веков, когда, как и у других народов, первыми обзаводились фамилиями наиболее богатые и знатные представители татарского рода. И лишь к XX веку остальная часть людей татарского происхождения получила фамилии. До этого момента, то есть пока фамилий ещё не было, родственные отношения татар определялись по их родо-племенной принадлежности. С ранних лет каждый представитель татарского народа запоминал имена своих предков по отцовской линии. При этом общепринятой нормой было знать свой род до семи колен.
Особенности татарских фамилий

Есть существенная разница между общеизвестными татарскими фамилиями, именами и полной формулой образования татарских именований. Оказывается, полная формула татарского именования состоит из самого имени, отчества и фамилии. При этом отчества у древних татар образовывались от именования отца, к которому добавлялось «улы» (сын) или «кызы» (дочь). Со временем эти традиции в образовании татарских отчеств и фамилий смешивались с русскими традициями словообразования. В результате чего на настоящий момент можно считать, что подавляющее большинство татарских фамилий были образованы как производные от имен предков мужского пола. При этом для формирования фамилии к мужскому имени шло добавление русских окончаний: «-ов», «-ев», «-ин». Это, например, следующие татарские фамилии: Баширов, Бусаев, Юнусов, Юлдашев, Шархимуллин, Абайдуллин, Тургенев, Сафин. Этот список татарских фамилий может быть достаточно большим, так как именно мужские именования были основным источником для формирования татарских фамилий. Если же говорить о значении, которое имеют эти фамилии, то очевидно, что оно будет повторять значение именования, от которого и образована конкретная фамилия.

Согласно статистическим данным, по численности татарские фамилии с окончаниями «-ев», «-ов» превышают татарские фамилии с окончанием «-ин» примерно в три раза.
Написание татарских фамилий

Существует два варианта написания татарских фамилий. Один из этих вариантов исключает добавленные окончания, используя только само имя (например, вместо фамилии Тукаев пишется Тукай). Такой вариант широко используется в татарской литературе, но не является официальным. В официальных же документах и общеупотребительной практике в России используется вариант татарских фамилий с окончаниями: Сайфутдинов, Шарифуллин, Саитов и т.п.
Другие татарские фамилии

Также происхождение некоторых татарских фамилий было связано с профессиями. Такой тип фамилий существует практически у всех народов, и татарские фамилии в этом смысле не являются исключениями. Примерами фамилий, происхождение которых связано с профессиями, могут быть следующие фамилии: Урманчеев (лесник), Аракчеев (торговец водкой) и другие.

Личные имена и фамилии, от них происходящие


Относительно личных имен мишарей я считаю нужным указать лишь на некоторые их особенности, каких не встречается у татар.

1) В числе мишарских имен часто встречаются старинные татарские имена, которые у татар заменены уже арабскими.

В г.Костроме я имел разговор о мишарях с местным ахуном Сафаровым (родом из Касимова), который, рассказывая о костромских мишарях, между прочим, коснулся и личных имен. Мишари, по его словам, относятся к именам своих дедов и прадедов с особенным уважением, почему и стараются давать своим детям старинные имена, например Адельша84, Валиша, Хорамша, Ураза, Алтын-бикә, Кутлу-бикә и т.п., хотя от оренбургского муфтия есть особый циркуляр о замене подобных имен современными именами арабского происхождения.

2) Часто встречаются имена Кутлуг-Мухамет85, Кутлумет86, Кутлукай87, Кутлуш88, Кутлу-яр, Кутлу-бикә (женское имя) и т.п., что у татар совсем не замечается.

Личных имен с приставкой "Кутлу" много встречается и у киргиз: Котломбәт, Котломөхәмет, Котлогазый и пр.

Слово "Кут" на джагатайском наречии значит счастье, Хутлуг — счастливый. Татарское изречение "Кутлуг болсун" (пусть будет счастлив), по замечанию Френа, чеканено было и на монетах золотоордынских ханов89.

В списке ахунов округа Оренбургского Магометанского Духовного Собрания за 1896 год упоминается Исмагил Кутлугюлов — в деревне Кубак Белебеевского уезда Уфимской губернии90.

Тимур-кутлуг — Золотоордынский хан, с именем которого находятся татарские монеты92.

В истории Шихабетдина упоминается ярлык Тимур-Кутлука, сына Темирмелик-хана, от 800 года гиджры 139893

В тюркской истории Абулгазы хана упоминается из рода Чингизхана Кутлук-Тимурхан в числе кашгарских ханов94.

В названиях татарских селений, изредка и в фамилиях, встречается тюркское слово — Ураз — счастье, отсюда "Уразлы" — счастливый, Уразгильди — счастье пришло, Уразбакты — счастье выглянуло, Уразбага — счастье приглядывает, Уразмет, Уразай и др. С подобными названиями в Казанской губернии встречаются татарские селения, что у мишарей не замечатся.

3) У мишарей часто встречаются имена с конечной приставкой "бек"95, например Алим-бек (Галимбик), Арслан-бек (Арсланбик), Бай-бек (Байбик), Султан-бек (Солтанбик), Тимер-бек (Тимербик), Узбек (Үзбик), Хан-бек (Ханбик), Рөстәм-бек и пр96

Из таких имен у татар встречается одно Галимбик.

Подобные же имена употреблялись и у монгольских татар, например известны имена ханов Җанибек, Үзбәк, Бирде-бек, Нәүруз-бек, Кельди-бек, Тулун-бек, Чиркас-бек, Гаясетдин-ага-бек, Каган-бек и др.97

В списке ахунов округа Оренбургского Магометанского Духовного Собрания за 1896 год значится Галей Ченайбеков — в калмыцкой части Астраханской губернии (С.75)

В книге "Сәгыйдь" (Саитов посад Оренбургской губернии) на С.29 значится ахун Темур-бек Вильданов, умерший в 1271 году гиджры.

4) Мишарские фамилии большей частью старинны и происходят из тюркского корня, например Акчурин, Байчурин, Бичурин, Бикчурин, Байгильдеев, Давлетгильдеев, Давлекамов, Дубердеев, Агишев, Агеев, Богданов, Еникеев, Терегулов, Мамаев, Мамлеев, Мамин, Муратов, Колчурин, Капкаев, Камаев, Кудашев, Кильдюшев, Кадышев, Каратаев, Октаев, Тенишев, Тукаев, Узбеков, Чагатаев, Чанышев, Янышев. Ямашев, Янгалычев, Янгуразов и т.д.98

У татар же часто "фамилии" нет, а называются по отцу. Ахметзян Мухаметзянов, Абдул Валеев и т.д.

В Казани, где около 40 тысяч татарского населения, всего только две, три старинных родовитых фамилии.

В списке ахунов округа Оренбургского Магометанского Духовного Собрания за 1896 год ахуны мишарских приходов почти все имеют старинные фамилии, а у ахунов татарских приходов этого не замечается.

5) В числе мишарских имен часто встречаются имена, посвященные в честь Льва (Арыслан — Арслан), как благородного и сильнейшего зверя, например Арыслан герей (Арслангәрәй), Арыслан-галей (Арслангали), Арыслан-бек (Арсланбик) и др.

Тоже самое замечается и у башкир, киргиз и крымских татар99.

У казанских же татар подобные имена встречаются весьма редко и то лишь в позднейшее время, вероятно вследствие мишарского влияния.

Воинственным племенам Азии нужно было ознаменовать рождение младенцев мужского пола или наречением имен хищных и кровожадных зверей: Арыслан — лев, Каплан — леопард100, Сыртлан - гиена101;

или давая имена хищных, охотничьих птиц: Шонкар — сокол, Шаһин-гәрәй, персидское Шаһин - сокол, ястреб; Шаһбаз-гәрәй, персидское Шаһбаз — сокол, ястреб, которым охотится царь;

или же давая имена славных царей и героев востока: Искәндәр Александр Македонский, Рөстәм-хан Рөстәмбек Рустум, славный герой древней Персии;

или же давали имена с приставкой "батыр" — герой, богатырь, "газый" — завоевать, Котло-газый — счастливый завоеватель102, Батырша — царь богатырь, Байбатыр — богатый герой, Бикбатыр — превосходный герой.

Е.А.Малов замечает, что мишари не чуждаются и русских имен, которые присваиваются уже взрослыми при сношениях с русскими103.

Русские имена иногда замечаются и у татар, особенно интеллигентных и родовитых, а таковые бывают больше из мишарей. В г.Уфе живут известные помещики Тевкелевы, три брата, теперь уже умершие: Салимгерей (бывший муфтий), Саидгерей (гвардии полковник) и Батыргерей. Они известны были больше по русским именам — Александр Петрович, Алексей Петрович, Павел Петрович и сын последнего Кутлукай — Константин Павлович.

В Елабужском уезде были помещики из татарских мурз: Кутлукай Бикмаев, Ильяс Муратов, которые известны были также по русским именам — Константин Вениаминович Бикмаев, Илья Львович Муратов. Отчество первого дано согласно с именем отца Ибниамин, а отчество второго есть буквальный перевод имени отца — Арыслан (лев). Разные служащие таких людей, в подражание своим господам, также присваивают русские имена. Вообще русские имена присваивают особенно те из татар, которые постоянно трутся около русских, а в деревенских базарах известны по русским именам разные барышники.

"О языке и народности мишарей". Гайнутдин Ахмаров
Известие Общества археологии, истории и этнографии. Том XIX, вып. 2. - Казань, 1893. - С.91-160.

также из этой работы.

Выбирая имя ребёнку, родители думают о красоте его звучания, о смысловом значении. Имя - самый приятный звук для человеческого уха. Нередко выбор диктуют религиозные и национальные мотивы.

Россия - великое государство со множеством наций. Во времена СССР Татарстан был частью державы.

Являясь гражданами одной страны, люди переселялись в глубинку, создавали семьи с другими национальностями.

Сегодня трудно представить, насколько переплетены корни русских и татарских жителей.

Никто не удивляется, слыша их имена и фамилии - татары остаются братским народом, многие наши граждане имеют татарские корни, или являются коренными представителями нации.

Отличительные черты этой нации - их речь и их имена. Речь татар похожа на щебетание птиц, она мягкая и мелодичная.

Немного созвучная с марийским говором по произношению. Народные татарские имена и фамилии прекрасны по своему звучанию, несут смысловую нагрузку.

В каждом государстве есть популярные фамилии. Где-то их дают каждому ребёнку в детском доме. В России это - Иванов.

Русский Иван - уже сложившийся стереотип, образ парня с широкой душой, не обременённого острым умом, но непременно смышлёного. Фамилия образовалась от имени.

Другие распространённые русские фамилии:

  • Кузнецов.
  • Смирнов.
  • Петров.

У американцев таким стереотипом является фамилия Смит. Татары выделяют целый список фамилий, которые встречаются чаще других у их народа.

  • Абдулов.
  • Норбеков.
  • Чигарев.
  • Еналеев.
  • Акманов.
  • Абубекяров.
  • Басманов.
  • Абашев.
  • Алиев.
  • Шалимов.

Фамилия Абдулов держится в начале списка уже не один год. Это и есть самая распространённая татарская фамилия.

Список красивых мужских и женских фамилий с историей происхождения

Популярные фамилии и их происхождение:

Фамилия История происхождения
Абашев Возникла в 1600 году. Означает в переводе: «дядюшка». Носители фамилии знатные люди — врачи, педагоги, лётчики, военные
Абдулов Популярна, переводится: «раб Божий». Дворянская фамилия, носителями были люди высокого чина
Булгаков «Гордый человек». Фамилия известного писателя, легендарного классика, имеет татарское происхождение. Зародилась в 1500 году
Норбеков Первые Норбековы появились в 1560 году. Сегодня – это распросраннёная фамилия
Голицын Её ошибочно считают русской. Она татарская, происходит от известного князя Михаила Голицына
Давыдов Принадлежала выходцам из Золотой орды
Муратов Фамилия казанских дворян. Сегодня весьма популярна
Алмазов «Не тронет». От писаря царя Алексея. Славная и красивая фамилия, созвучная с именем Алмаз. Происхождение не имеет отношения к драгоценному камню
Селиверстов Красивая, произошла во времена Большой орды

Красивые женские и мужские имена, а также их значения

Рассмотрим список красивых татарских имён.

Женские:

  • Аделина.
  • Азалия.
  • Азиза.
  • Асия.
  • Дана.
  • Диляра.
  • Забира.
  • Индира.
  • Карима.
  • Камалия.
  • Латифа.
  • Ляйсан.
  • Надира.
  • Рада.
  • Румия.
  • Сабира.
  • Тюльпан.
  • Фаиза.
  • Фирая.
  • Чулпан.
  • Эльвира.
  • Эмилия.
  • Ясира.

Мужские:

  • Алан.
  • Азамат.
  • Айнур.
  • Дамир.
  • Джиган.
  • Зуфар.
  • Ильгиз.
  • Ильшат.
  • Имар.
  • Марсель.
  • Назар.
  • Нияз.
  • Рамиль.
  • Рафаил.
  • Рушан.
  • Саид.
  • Талиб.
  • Тахир.
  • Фаиз.
  • Фарид.
  • Чингиз.
  • Шакир.
  • Эдгар.
  • Эмиль.
  • Юстус.
  • Ямал.
  • Якут.

Используя эти имена, вы дарите своим детям красоту. Имя - важный компонент, составляющая жизни каждого человека.

Сегодня государство официально разрешает менять имя: человеку достаточно написать соответствующее заявление и выбрать другое имя, которое будет отражать его индивидуальность.

Если ваше имя кажется неподходящим - попробуйте его сменить, ознакомьтесь со списком выше. Татарские имена очень звучные, приятный на слух.

Список татарских композиторов и других знаменитых людей

Татары - самобытный и очень волевой народ. Они трудоспособны, упрямы, находчивы. Считают, что эта нация, сродни евреям, умеет зарабатывать деньги. Татары редко бывают бедными.

Едва ли вы встретите татар среди бомжей и нищих. У них в крови умение пробивать себе дорогу. Немало среди них известных талантливых людей.

Список знаменитых татар:

  • Габдулла Тукай - великий поэт.
  • Марат Башаров - актёр, ведущий.
  • Муса Джалиль - поэт, политик СССР.
  • Актриса, организатор благотворительных мероприятий, ведущая - Чулпан Хаматова.
  • Минтимер Шаймиев - первый президент Татарстана.
  • Рудольф Нуриев - человек-легенда. Лучший танцовщик всех времён и народов, актёр.
  • Ренат Акчурин - академик, специалист в области сосудистой хирургии.
  • Сергей Шакуров - популярный российский актёр, более восьмидесяти ролей.
  • Финалистка «Фабрики звёзд», бывшая солистка группы «Фабрика» Сати Казанова.
  • Марат Сафин - легендарный теннисист современности.
  • Земфира Рамазанова. Люди знают её, как Земфиру - исполнительницу в стиле рок. На российской сцене она с начала 2000-х. Автор и исполнитель, музыкант. Одна из лучших в русском роке.
  • Дина Гарипова - победительница проекта «Голос», участница конкурса «Евровидение». Обладает уникальным голосом, трудолюбива и артистична.

Среди деятелей культуры и политики много татар. В многонациональном государстве нет разделения на нации - Россия изначально не принадлежала лишь русским.

Не все современные националисты знают об этом. Каждая нация - это отдельная фракция со своим менталитетом, своими нравами и религией.

Смешение наций даёт самое сильное потомство. Это не раз подтвердили учёные.

Татарская нация внесла свой вклад в историю государства, многие её представители и сегодня живут в России, трудятся на благо страны.

Татарские имена звучат повсюду. Выбирая имя для ребёнка, обратите внимание на списки, размещённые выше.

Полезное видео

Круглый стол «БИЗНЕС Online»: татарские мурзы и их роль в становлении национального самосознания

Сегодня остро стоит вопрос формирования новых элит в обществе: что такое новая татарская элита, есть ли она? И как она должна реагировать на вопросы современности, на те вызовы, которые стоят перед татарской нацией, в том числе связанные с проблемой утери татарского языка? На эти и другие вопросы искали ответы в редакции «БИЗНЕС Online» представители древних татарских родов — мурзы из Казани и Уфы.

Участники круглого стола:

Булат Яушев — предводитель собрания татарских мурз РТ;

Алексей фон Эссен — предводитель дворянского собрания РТ;

Рашид Галлям — кандидат исторических наук, бывший научный сотрудник Института истории АН РТ;

Гали Еникеев — независимый историк, адвокат (Уфа);

Наиль Чанышев — член татарского дворянского собрания РБ, офицер запаса (Уфа);

Фархад Гумаров — кандидат исторических наук, руководитель дискуссионного клуба «Большая Евразия»;

Гадель Сафин — руководитель IT-компании.

Модераторы:

Фарит Уразаев — кандидат исторических наук, член собрания татарских мурз РТ;

Руслан Айсин — политолог.

«ЭТО БЫЛА ЭПОХА, КОГДА ПОНЯТИЕ ЭЛИТ БЫЛО ПЕРЕВЕРНУТО С НОГ НА ГОЛОВУ»

Кого сегодня можно считать элитой татарского общества? Ответ на этот вопрос искали представители татарского дворянства — мурзы — за круглым столом «Татарские мурзы и их историческая роль в становлении национального самосознания», такова была тема встречи в редакции «БИЗНЕС Online». «Сегодня остро стоит вопрос формирования новых элит в нашем обществе. Мы в большом российском государстве прожили после революции 100 лет, и это была эпоха, когда понятие элит было перевернуто с ног на голову: все было в обществе перемешано, напутано. И это пагубно сказалось на состоянии всего общества, его общественно-экономическом и политическом развитии», — начал работу круглого стола предводитель собрания татарских мурз Республики Татарстан Булат Яушев .

Булат Яушев: «Мы в большом российском государстве прожили после революции 100 лет, и это была эпоха, когда понятие элит было перевернуто с ног на голову»

При этом представитель старейшего татарского рода добавил, что есть естественная история, понимание того, что такое элиты общества и как они должны правильно формироваться. «Этому понятию есть масса примеров различных стран и народов, даже есть математические теории, которые описывают процесс формирования элит. Эти закономерности исторические невозможно нарушить, они неизбежно дают о себе знать. Сегодня мы хотели бы, чтобы эти правильные научно-обоснованные процессы зародились вновь и привели к тому, чтобы наше общество вернулось к здоровому, естественному развитию», — отметил он.

Рашид Галлям: «Тема мурз — это важнейший пласт истории татарского народа и вместе с тем истории России в целом»

Кандидат исторических наук Рашид Галлям дал краткое описание понятию «мурза». «Тема мурз — это важнейший пласт истории татарского народа и вместе с тем истории России в целом. Термин „мурза“ означает „сын эмира“ — член правящей династии. У татар оно использовалось в нескольких вариантах, в зависимости от диалекта — морза, мирза и мырза», — отметил ученый. Термин этот, по словам Галляма, в Золотую Орду был привнесен из Персии. «Мурза — это крупный феодал, землевладелец, глава рода, орды», — уточнил он и привел имена всем известных мурз: это предводитель Идегей , Юсуф (от Юсуфа мурзы пошел известный российский дворянский род Юсуповых — прим. ред. ) и его родной брат Исмагил — отец царицы Сююмбике . «Позже этот статус был нивелирован. В 1713 году при Петре I во время христианизации татар мурзам было велено принять крещение, если они отказывались, то у них отнимались земли и передавались русским феодалам. В это время многие мурзы были переведены в податное сословие, хотя часть мурз сохранила за собой и титул, и какие-то привилегии. Их включили в дворянское сословие уже во времена Екатерины II. С тех пор часть бывших мурз вошла в дворянское сословие, а часть занялась торговлей. Из числа мурз вышли известные муллы, благотворители, промышленники и так далее. Последующий этап наступает в советскую и современную эпоху, когда титул „мурза“ имеет чисто номинальное значение, некий код престижа, но реальную социальную нагрузку не несет», — напомнил историк. При этом участники круглого стола отметили, что «половина дворянских родов России носили татарские фамилии».

«Приспосабливаясь к гонениям, многие мурзы стали священнослужителями, имамами, муфтиями, поскольку их нельзя было крестить», — особо отметил модератор круглого стола Фарит Уразаев . «И в Российской империи, и в советское время выходцы из этих родов достигали очень серьезных вершин, хотя советская система их жестко преследовала, репрессировала. Но очень многие роды в советское время состоялись и сохранили этот код. Например, из рода Чанышевых вышло более 200 кандидатов и докторов наук. Феноменальное явление! Еще есть село Татарские Каргалы в Башкортостане, из него вышли 250 выдающихся личностей: композиторы, писатели, художники, ученые, военные. Этот феномен до сих пор не изучен»,— добавил Уразаев и передал слово представителю рода Чанышевых Наилю Чанышеву из Уфы.

Бывший военный рассказал об истории своего рода, из которого, как уже отметил Уразаев, вышло более 200 ученых, а также об их вкладе в развитие татарского общества. В частности, Шайхильислам Чанышев принимал активное участие в общественной жизни татар Москвы, при его непосредственном участии Дом Асадуллаева был возвращен татарской общественности, сейчас там располагается Татарский культурный центр Москвы. А подполковник Шагиахмет Рахметуллин сын Чанышев удостоен медали «За взятие Парижа» в войнах 1812–1815 годов. «Чанышевы, как и многие другие, в отличие от рода самой богатой семьи Российской империи Юсуповых, отказались принимать крещение, вследствие чего лишились своих поместий, несли государственные повинности, облагались подушным окладом и утратили прежний статус и титул, после чего переселились в Уфимскую губернию», — рассказал Чанышев.

Гали Еникеев: «История — это часть идеологии, она формирует мировоззрение»

«В РОССИИ УСТАНОВИЛОСЬ РОМАНО-ГЕРМАНСКОЕ ИГО»

В силу того, что в Уфе сохранилась большая часть древних архивов мусульман, в 1993 году Сад мурзой Еникеевым впервые было создано Татарское дворянское собрание РБ. Начиная 1997 года выпускается регулярная газета «Дворянский Вестник» («Морзалар Хабарчесе»). Позднее в Казани в 2006 году было зарегистрировано «Собрание татарских мурз РТ» («Меджлис татарских мурз»).

«Организация начала свою работу с изучения истории старинных семей и родов. Мурзы всегда являлись самым образованным сословием и носителями традиций и передовых знаний. Это наложило свой отпечаток на многие поколения. Пример рода Чанышевых яркий, но не единственный, во многих родах наблюдаем подобные проявления. Изучая историю своих семей, своих родов, мы углубляемся в изучение истории всего татарского народа — находим в архивах различные документы. Хотелось бы, чтобы взгляд современного поколения был направлен глубже в свою историю. Этого в современной жизни очень не хватает. Знание истории своего народа и своих предков формирует национальное самосознание и самоидентификацию личности. Национальное самосознание, в свою очередь, создает мотивацию к сохранению родного языка и культуры. Это направление в нашей деятельности — важнейшее, и мы пытаемся подключить к знанию настоящей истории татар молодое поколение», — отметил предводитель собрания татарских мурз РТ Булат Яушев .


Гали Еникеев
, еще один представитель древнего татарского рода, адвокат по профессии, написал пять книг об истории татар («Корона Ордынской империи», «Чингисхан и татары: мифы и реальность», «Наследие татар» и другие), готовится шестая. «Я прочитал историю СССР, переведенную с русского на татарский язык, полностью в 4-м классе. История — это часть идеологии, она формирует мировоззрение», — объяснил он свой интерес. У меня еще тогда возникло много вопросов по этой истории.

Мурзы и ученые отметили важность изучения объективной истории татарского народа. Так, руководитель дискуссионного клуба «Большая Евразия» в Республике Татарстан, кандидат исторических наук Фархад Гумаров рассказал, каким образом связаны татарские мурзы и евразийство как определенная концепция. «Золотоордынская цивилизация сыграла важную роль в судьбе многих народов на территории Евразии. Однако ее роль в последующем искажалась. Со времен Петра I важные посты в государстве постепенно стали занимать иностранцы из Западной Европы либо их сторонники. Об этом говорил и Ключевский, и Ломоносов. По мнению одного из основателей теории евразийства Трубецкого, в России установилось романо-германское иго. И так со временем стали незаслуженно описывать золотоордынское наследие Московии как времена дикости и разбоя, учитывая, что более половины дворянских фамилий было связано с татарскими мурзами. И именно евразийцы первыми стали задаваться вопросом о том, правдива ли история России, написанная европейцами. И на основе научной базы они пришли к выводу о том, что тюрки-татары выступали на евразийских просторах ведущей государственно-образующей нацией и хранительницей евразийских традиций», — отметил он.

При этом все участники круглого стола сошлись во мнении в том, что представителям некоторых известных татарских родов нужно уйти от масштабов микроистории, когда мурзы изучают только истории своих фамилий и выходить за эти пределы. «История мурз не обобщена, есть отдельные статьи отдельных ученых, есть книги, посвященные отдельным родам, но нет обобщающей работы, до сих пор нет фундаментальной книги», — выразил при этом свою озабоченность Галлям. При этом Уразаев добавил, что сейчас идет процесс мобилизации татарских мурз и ученых с целью провести международную научно-практическую конференцию, посвященную истории татарских мурз и дворян.


«ЕСЛИ КТО-ТО РЕШИТ ЭТУ ЗАДАЧУ, ОН БУДЕТ НАСТОЯЩИМ МУРЗОЙ, ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ»

Не обошли стороной участники круглого стола и животрепещущую для всех сегодня тему изучения татарского языка в школах. «Что такое элита сейчас? И как новая татарская элита должна реагировать на вызовы, которые стоят перед татарской нацией, в том числе связанной с проблемой утери татарского языка. Что такое новая татарская элита, есть ли она? Если нет, какой она должна быть и как она должна реагировать на вопросы современности?» — задался вопросом еще один модератор круглого стола, политолог Руслан Айсин . «Тема „татарские мурзы и их историческая роль в становлении национального самосознания“, на мой взгляд, очень важная определяющая тема, потому что, что есть „нация“? Нация — это прежде всего самоопределение себя. Надо понимать, что народная толща, народная масса не является коллективным умом. Нацию делают единицы — как раз представители элиты. Так исторически сложилось, что этими элитами, которые сделали из татар нацию — имперскую нацию, нацию передовую, которая не только захватывала, как тут говорили, евразийские территории, но доходила до Египта, — сделали правители Египта, мамлюки (тюрки кипчаки прим. ред. ). Поэтому надо говорить о том, что мы переходим даже и эти границы, потому что, будучи цивилизацией кочевья, у нас нет горизонта, мы преодолеваем горизонт. Очень важно, что именно мурзы выступали элитой и тем фактором, который выстроил эту пирамиду нациестроительства. Сегодня, сейчас, к сожалению, эта тема уходит, потому что мы не знаем своих корней, своей истории», — отметил он.

«Для меня это была болезненная тема всю жизнь, потому что, если у народа нет языка, он теряет свое лицо как народ. Почему данный вопрос задевает всех, потому что до 17 лет я разговаривал с бабушкой, а дальше у меня не было возможности практиковать и продолжать учить татарский язык. Я считаю, что все силы нужно бросить на повышение материального благосостояния или решить какую-то техническую задачу, но не забывать о поиске новых методов, форм, а они есть, чтобы татарский язык поднять на тот уровень, чтобы человек мог думать и разговаривать на родном языке. Человек, который будет знать два языка — русский и татарский — в совершенстве, откроет для себя в будущем большие возможности в формировании евразийского мировоззрения. Если кто-то решит эту задачу, он будет настоящим мурзой. И если сделать язык второстепенным, то это — тихая ассимиляция, такая же, как и христианизация, — поддержал языковую тему Чанышев и привел в пример род Юсуповых. — Любишь деньги — прими христианство».

«Язык — это не просто лингвистическая конструкция, это стиль мышления. Носители разных языков по-разному формулируют и строят свои мысли. Эта сторона языка является определяющей культурный портрет нации. Язык нужно сохранять, потому что это достояние нашей культуры, потому что это метод и стиль нашего национального мышления. Если мы его потеряем, то потеряем свою уникальность. Что связано с сегодняшней языковой ситуацией: внешние силы пытаются планомерно сделать нас объектом манипулирования, и давление этого манипулирования мы все на себе ощущаем с детства. В данном случае решающее значение имеет искаженное восприятие истории по школьным учебникам. Пример — это история Золотой Орды, история так называемого татаро-монгольского ига. Это, мягко говоря, неправда. „Черная легенда“, как говорил Лев Гумилев. И эта неправда, вложенная в сознание большинства населения со школьной скамьи, является основой межконфессионального и межэтнического конфликта. Мы хотим от него уйти, но никак не можем, сознание нас держит, потому что сформировано с детства. И сейчас одна из важнейших задач для нас всех и мыслящей части нашего общества — все-таки начать изучать настоящую историю. Вернуться к историческим фактам, книгам, написанным серьезными независимыми исследователями. Если мы придем к этому, мы поймем, что между нациями, населяющими РФ, нет конфронтации, мы все здесь веками живем, мы должны дружить и сотрудничать, как сотрудничали исстари. И никаких проблем в принципе не должно быть. Русские должны с уважением относиться к тому, что татары и другие народы знают свой язык и историю, а татары должны с удовлетворением наблюдать, как русская нация развивается, процветает и совершенствуется. Ведь мы живем в стране, которую совместно построили наши предки», — добавил предводитель собрания татарских мурз РТ Яушев.

А модератор круглого стола Уразаев, чтобы обратить более пристальное внимание участников круглого стола, остановился на печальной статистике. Начиная с 90-х годов, после распада советской империи, русский народ в своей основе переживает глубокую депрессию: в один день 25 млн русских остались за пределами своей Родины и не хотят возвращаться обратно; демографические показатели за последние 25 лет фиксируют убыль населения; каждый год исчезают сотни деревень с карты страны, происходит опустошение земель, особенно в центральной России и на Дальнем Востоке; в последние годы в России появилось около 20 млн людей, проживающих за чертой бедности; увеличение пенсионного возраста и отток молодежи с высшим образованием из России (около 30%) в разные страны резко может ухудшить социально-экономическое положение населения.

В тоже время в прибалтийских странах, на Украине и в странах Средней Азии русский язык как средство межнационального общения выводится из школьной программы. Это является стрессовым фактором для русского населения. Однако в самой Российской Федерации в местах компактного проживания татар последние четверть века татарские школы системно закрываются. Остается этно-культурный компонент — это два-три часа татарского языка или литературы в неделю, а во многих областях и этого нет. Эти проблемы после упразднения договора между Республикой Татарстан и Российской Федерацией, пришли и в нашу республику. «Когда открылись первые татарские гимназии, а это было желание родителей, я отдал своих детей в татарские детские сады и школы. У меня проблем не было. Когда уже сейчас я отдал своего внука, говорящего на татарском языке, в садик, в течение шести месяцев он потерял родную речь. То есть в Татарстане обучение моих детей и внука на родном языке на современном этапе государством не гарантировано. К большому сожалению, ассимиляция нации начинается не со школьной скамьи, а прямо из садика. Нам нужно не только изучать историю, но и придется заново перестраивать систему национального образования. Эти проблемы конкретно меня, как деда, как родителя, волнуют. Отчизна у нас одна, мы тут жили и будем жить. Я такой же налогоплательщик, но кому-то условия изучения родного языка обеспечены, а кому-то — нет. Мы в свое время хотели быть „советским народом“, но его по определенным причинам не стало. Сейчас говорят: „Мы — российский народ“. Но прежде чем стать российским народом, я, как гражданин этой страны, как представитель татарской нации, должен знать, гарантирует ли государство мои незыблемые права на сохранение татарского языка и культуры на законодательной основе. Нарушение конституционных прав, к большому сожалению, не способствует формированию гражданского общества», — заключил Уразаев.


«СЕЙЧАС У НАС ЭЛИТА ДЕНЕГ, ЭЛИТА КЛАНОВ»

При этом Айсин отметил, что здесь как раз роль мурз очень велика. «И до революции татарам было непросто: нарушали их свободу вероисповедания. Что сделали мурзы? Это ведь люди серьезного великого сознания, потому что они несли ответственность за судьбу нации, и благодаря им мы сейчас имеем и нашу религию ислам, которую они до нас донесли, и язык, и историю, и культурную матрицу. Сейчас их роль как никогда велика. Кто, если не они? Когда мы говорим про народ, мы должны понять, что это понятие достаточно абстрактное, аморфное. Его делают народом определенные люди: конкретные историки, которые пишут книги, конкретные мурзы: Чанышевы, Яушевы и так далее. Они олицетворяют этот народ и ведут его. Если их не будет, то народ просто рассыплется, что мы сейчас и получаем. Есть у нас подлинная элита или нет? Если элиты нет, значит, все сыплется. Все, что мы получаем за последние годы, — это кризис элитной идентичности. Нет, видимо, той прослойки, которая смогла бы, как мурзы в свое время 500 лет, сохранить всю эту богатую традицию. А сейчас, к сожалению, мы все это можем очень быстро потерять», — сказал Айсин.

«Все потомки дворян в советское время попали под тяжкое воздействие государства. Дворяне в тот период не допускались в высшие учебные заведения», — добавил при этом еще один участник круглого стола, предводитель дворянского собрания РТ Алексей фон Эссен . При этом фон Эссен уверен: чтобы вырастить новую элиту, недостаточно обучить человека хорошим манерам. «Традиция, которая передается по роду, заставляет быть человека культурным. Чтобы стать культурным человеком, недостаточно научиться правильно держать ложку с вилкой и улыбаться. Семья в двух-трех поколениях должна жить в достатке и в порядке, чего нет сейчас. Что вы понимаете под советской и постсоветской элитой? Элита та — мурз, дворян — была сообществом людей, которое относилось с уважением к представителям других сословий. Сейчас у нас элита денег, элита кланов. Каждый богач считает себя элитой и создает вокруг себя группировки. Мы идем в 1990-е годы. Это элита? Мы должны определиться с этим вопросом», — подчеркнул он.

«Стал вопрос о том, что является главной ценностной базой нашего общества, не только татарского, а шире, — согласился с ним Айсин. — В дни проведения чемпионата мира по футболу мы видели, что происходила некая ценностная подмена: все кричали „ура, ура“. Когда у нации или народа, который заселяет эти просторы, нет системных ценностей, они подменяются некими идеологическими симулякрами». «Такой ура-патриотизм», — согласились с ним мурзы.

«Элита — это люди, которые внесли некую идеологическую надстройку. Что должно быть главной ценностной ориентацией татар, их традиционной исторической элиты — мурз?» — задался вопросом Айсин. И сам же, по просьбе участников круглого стола, на него ответил. «Что такое татарская элита? Из чего она должна складываться? Из каких вещей она должна формироваться? К сожалению, утеряна определенная нить, связь с историческим прошлым, где были великие предки, часть этого великого неизвестна, часть до нас донесли. Но, к большому сожалению, нынешние наши правители с удовольствием все это дело разбазаривают, наживаются просто экономически. Из чего должна состоять элита сейчас? Это прежде всего те люди, которые готовы жертвовать в пользу общества, готовы вкладывать свой интеллектуальный и экзистенциальный ресурс в развитие нации. Это те люди, которые готовы отдавать, а не брать. Плюс это люди с избытком определенной внутренней пассионарной энергии. Это люди с особой печатью, которые избраны для того, чтобы вести народ вперед. Таких людей много быть не может, но без этой элиты никуда не денешься. Я думаю, что присутствующие здесь тоже представители татарской элиты, потому что, во-первых, они ставят вопрос „почему так произошло?“, и второе — „что делать?“. Если люди ставят такой вопрос, они уже находятся на первой ступени. Второй ступенью является, собственно, действие». «То есть вы их узнаете по их делам», — заметил Уразаев.

Руководитель IT-компании Гадель Сафин отметил, что объединить молодежь под одной идеей сейчас не так-то просто: «Среди молодежи ситуация плачевная, поскольку есть социальная рознь, дифференциация: по национальному, по этническому и, самое главное, по религиозному признаку. Есть целые каналы, которые эту рознь разжигают, есть каналы, которые, наоборот, консолидируют. Я не имею отношения к мурзам, поэтому мне сложно что-то сказать по данной теме». «Каждое время выдвигает своих мурз, интеллектуалов — это запрос времени. Да, есть потомственные мурзы, которые вносят свою лепту, а есть интеллектуалы, они тоже мурзы, которые обладают колоссальным потенциалом и вносят свои знания в развитие социума. В этом отношении ты — молодой мурза, будущее татарской нации; люди интеллектуального труда, которые вносят и будут вносить свою лепту», — возразил ему Уразаев. «Быть мурзой — это большая ответственность за себя, за свою семью, за свой род, за свою нацию, за то отечество, где мы живем», — резюмировал он.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама