THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Сто Паганини" сразили Москву Максим РЕДИН, 24.11.2003, 12:48 20 и 21 ноября в Московском международном доме музыки Будапештский цыганский симфонический оркестр "100 цыганских скрипок" дал два концерта для избранной московской публики. У простого смертного купить билет за 6 тыс. рублей возможности нет и не будет. Между тем слава оркестра, обогнав сами выступления, заставила желающих приобщиться к цыганскому чуду спрашивать лишний билетик или пропуск аж от самого начала длиннющей лестницы Дома музыки. Но ММДМ – это не БЗК, и сердобольных бабушек-билетерш здесь нет, зато есть многочисленные бравые охранники, мимо которых и мышь не проскочит. И все же попытать счастья стоило, ох как стоило! Кажд...

Сто Паганини" сразили Москву Максим РЕДИН, 24.11.2003, 12:48 20 и 21 ноября в Московском международном доме музыки Будапештский цыганский симфонический оркестр "100 цыганских скрипок" дал два концерта для избранной московской публики. У простого смертного купить билет за 6 тыс. рублей возможности нет и не будет. Между тем слава оркестра, обогнав сами выступления, заставила желающих приобщиться к цыганскому чуду спрашивать лишний билетик или пропуск аж от самого начала длиннющей лестницы Дома музыки. Но ММДМ – это не БЗК, и сердобольных бабушек-билетерш здесь нет, зато есть многочисленные бравые охранники, мимо которых и мышь не проскочит. И все же попытать счастья стоило, ох как стоило! Каждый день такого не увидишь, однако обо всем по порядку. "Сто скрипок" – это один из самых больших в мире цыганских симфонических оркестров. Он был основан в 1985 г. после смерти Шандора Яроки, в то время самого знаменитого "примаса" (цыганского солиста) Венгрии. На его похоронах тогда собрались все цыганские музыканты страны. После официальной церемонии они начали играть, и, о чудо, в это самый момент совершенно неожиданно родился Оркестр. А потом они заставили рукоплескать в восторге всю Европу, покорили Турцию и Японию. Теперь вот дошла очередь и до нас. Программа московских концертов была вполне традиционна (Брамс, Лист, Штраус, венгерские традиционные композиции), хотя пару сюрпризов для москвичей оркестр все же приготовил. Каждая тема в попурри из русских ("Калинка"), советских ("Хороши весной в саду цветочки", "Московские окна") и цыганских песен ("Очи черные") была встречена бурными овациями. Впрочем, все остальные номера вызывали не меньший энтузиазм публики. Если попытаться измерить эмоциональный накал, царивший на концерте, в градусах, то он, конечно, зашкаливал за 100. Этому способствовали не только исполняемые шлягеры, но и самобытная энергия музыкантов. Преграда, разделяющая классическую эстраду и зал, была разрушена при первом же появлении более чем колоритного руководителя оркестра Шандора Буффо Риго, который буквально выкатывался на сцену как Колобок, жестикулируя и призывая еще и еще аплодировать своему родному коллективу. Игралось все без нот. Дирижера в обычном понимании этого слова у оркестра также нет, поэтому каждым номером, солируя, дирижировал один из примасов. И хотя всего солистов было шестеро, создавалось ощущение, что любой из пятидесяти скрипачей может выйти и с блеском исполнить что угодно. Особый колорит выступлению придавали и национальные венгерские костюмы, в которых "цыганские Паганини" вышли в первом отделении, более насыщенном традиционной музыкой. Во второй части концерта оркестранты сменили свои красные жилетки на строгие фраки: классический репертуар обязывал. В составе оркестра, конечно, не одни скрипки: их, как говорилось, 50. Прибавьте к ним 10 альтов, 10 виолончелей (на концерте в ММДМ – 5), 11 контрабасов, 6 цимбал (на концерте - 3), 10 кларнетов – вот вам и Будапештский цыганский симфонический оркестр. И все, как говаривал товарищ Дынин в любимом фильме, виртуозы. Это не шутка и не пустые слова. Посудите сами: чтобы попасть в оркестр, нужно выиграть "Соревнования примасов", которые проходят в Будапеште с самого момента основания коллектива. Таким образом оркестр заботится о своем будущем. Что характерно, "100 скрипок" - это почти исключительно мужской коллектив: на сцене присутствовала всего одна женщина-виолончелистка. Нечто вроде соревнования было устроено музыкантами и под конец концерта. Одна и та же виртуозная музыкальная фраза попеременно исполнялась то отдельными инструментами (скрипками и кларнетами), то переходила к виолончелям и контрабасам (их соло было просто потрясающим), то к цимбалам. О последних разговор отдельный. Один из самых выдающихся номеров, прозвучавших в концерте (в программке он, кстати, отсутствовал), - это традиционное соло на цимбалах в исполнении виртуоза-цимбалиста Оскара Экреша, считающегося лучшим в мире исполнителем на этом инструменте. Довольно обширная фигура Экреша ну никак поначалу не вязалась с искрометной скоростью движенья его рук, в конце концов покоривших весь зал. Большинство аранжировок для оркестра были сделаны Ласло Берки, который до своей трагической гибели в 1997 г. возглавлял коллектив. В большинстве случаев Берки удалось весьма удачно подогнать музыкальную фактуру произведений под своеобразный состав оркестра. И только в увертюре к "Кармен" и, особенно, в "Ракоцци-марше" Гектора Берлиоза чувствовалась явная нехватка обычной духовой группы, заменить которую десяти кларнетам было явно не под силу. В фойе Дома музыки продавались компакт-диски с записью концерта, данного оркестром в Лионе в 1999 году. Так что все желающие, которых оказалось немало, смогли оставить у себя в качестве воспоминания не только программку, но и частицу самого выступления. После концерта музыканты раздавали автографы: дольше всех за отдельным столиком пришлось отдуваться Оскару Экрешу, ставшему за два дня настоящим любимцем московской публики.

ГЛАВНЫЙ ЦЫГАНСКИЙ ОРКЕСТР МИРА ПРИВЕЗЕТ В МОСКВУ НОВУЮ ПРОГРАММУ

28 октября 2017 года на сцене Московского международного Дома музыки с новой программой выступит Будапештский симфонический оркестр цыган «100 скрипок». Артисты самого большого в мире цыганского коллектива виртуозно исполнят мировую классику, не используя ноты и не прибегая к помощи дирижера. Согласно цыганскому закону, «ни один цыган не может быть над другим», поэтому каждым номером по очереди будет управлять один из солистов оркестра.

«Для Москвы мы подготовили новую программу, - говорит руководитель оркестра Форкаш Нандор, - и впервые сыграем вам увертюру к «Цыганскому барону» Иоганна Штрауса, «Ракоци-марш» Гектора Берлиоза», «Танец с саблями» Арама Хачатуряна и другие произведения. Уверен, московская публика, оценит настоящее цыганское исполнение - свободное, энергичное и страстное«.

Коллектив, прозванный за виртуозную игру «100 Паганини», появился в 1985 году. Импровизированный концерт на похоронах знаменитого скрипача Шандора Яроки собрал лучших цыганских исполнителей Венгрии и послужил началом истории оркестра, который за годы своего существования побывал почти во всех странах Европы, Северной и Южной Америки, Японии, Австралии и Новой Зеландии. За двадцать лет существования музыканты записали и выпустили десятки альбомов, 8 из которых стали платиновыми.

Большую часть оркестра по-прежнему составляют струнные инструменты: скрипки, альты, виолончели, контрабасы и цимбалы. С давних времен цыганские виртуозы-самоучки поражали академических музыкантов своей неповторимой техникой и бесстрашием, а особое исполнение - проникновенное и смелое - даже самых сложных произведений породило выражение «цыганская скрипка».

Вклад цыган в мировую культуру разносторонен: вольнолюбивые кочевники-рома стали главными героями произведений писателей Проспера Мериме и Виктора Гюго, композиторов Джорджа Бизе и Сергея Рахманинова, режиссеров Эмира Кустурицы и Вуди Аллена. В XIX веке благодаря цыганским виртуозам сформировались русский романс и испанское фламенко, в XX столетии возникло новое направление джаза - «джаз-мануш», а украшением недавнего мирового турне Мадонны Sweet & Sticky стало выступление цыганского виртуоза-гитариста Вадима Колпакова.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:

1. По самой популярной сейчас гипотезе предки цыган жили на северо-западе Индии. Занятиями касты, говорящей на санскрите, были песни, танцы, ювелирное и кузнечное ремёсла. Цыгане понимают многие простые фразы на хинди и могут смотреть индийские фильмы без перевода.
2. Цыганский закон (романипэ) - неписанный свод правил, которыми цыгане руководствуются в своих отношениях с членами цыганского общества и с людьми, к нему не принадлежащим.
3. Цыгане являются главными героями опер «Кармен» Жоржа Бизе, «Трубадура» Джузеппе Верди и «Алеко» Сергея Рахманинова, оперетт Иоганна Штрауса «Цыганский барон» и Имре Кальмана «Цыган-премьер».
4. Французский композитор Морис Равель считал концертную фантазию «Цыганка» для скрипки и фортепиано своим любимым произведением, а Ференц Лист не только создал цикл «Венгерские рапсодии», но и написал книгу «Исследование музыки венгерских цыган».
5. Название творческой элиты - богема - произошло от одного из прозвищ цыган во французском языке - bohémiens. Буквально слово переводится как «богемцы, жители Богемии», где в Средние века селилось много цыган. Таким образом, неприкаянная жизнь артистов сравнивалась с жизнью кочевников. Образ богемы был популяризирован в десятках произведений - от романа Анри Мюрже и оперы Пуччини, до песен Шарля Азнавура и группы Queen.
6. Танец «Цыганочка», или «Цыганская венгерка», появился в России в XIX веке. Характерной деталью этого танца в исполнении женщин является волнующая дрожь плечами: мелкая, если на груди есть монисто (ожерелье из монет и драгоценных камней), и более крупная, если его нет.
7. Цимбалы стали частью академической музыки благодаря знакомству Игоря Стравинского с венгерским цимбалистом Аладаром Рацем. Русский композитор, вдохновлённый игрой цыганского виртуоза, научился играть на цимбалах и позже создал несколько произведений для этого инструмента.
8. В фильмах Гая Ритчи «Большой куш» и «Шоколад» Лассе Халльстрёма описаны быт и нравы другого кочевого народа - «ирландских странников». Наиболее точно название племени героев Брэда Питта и Джонни Деппа передаётся словом «кочевники», однако русские переводчики, по сложившейся традиции, обычно называют их цыганами.
9. Носителей цыганских генов называют «романо рат»: ими считаются гитарист группы «Rolling Stones» Ронни Вуд, Сергей Курехин, Евгений Гудзь, Юл Бриннер, Юрий Любимов, Дина Рубина и Анна Нетребко.
10. Цыганская легенда гласит, что бог любит рома за их веселье и талант, и потому не стал привязывать их к клочкам земли, а дал им весь мир. Поэтому сейчас цыганский табор можно встретить на всех материках, кроме Антарктиды.

Концерт «Будапештский симфонический оркестр цыган «100 скрипок»» прошёл в ММДМ 28 октября 2017 года.

Московский Дом музыки - это один из крупнейших в стране культурных центров, который расположен в центре Москвы, являясь частью архитектурного ансамбля «Красные холмы». Это десятиэтажное здание, общей площадью 42 тыс. кв. м, было открыто в 2002 году по инициативе всемирно известного музыканта Владимира Спивакова, который возглавил это учреждение при поддержке градоначальника Юрия Лужкова. На данный момент Московский Дом музыки представляет собой уникальный филармонический комплекс, который направлен на развитие исполнительского искусства.

На площадях Московского Дома музыки располагаются три основных зала - Светлановский, Театральный и Камерный, а летом зрители могут увидеть концерты на открытой сцене, расположенной в кафе «Музыкальная терасса». Здесь проходит множество выступлений отечественных и зарубежных симфонических оркестров, театральных, эстрадных, фольклорных и джазовых коллективов, артистов оперы и балета, камерных ансамблей, солистов, а также творческие вечера, грандиозные фестивали и международные форумы, презентации и праздничные шоу на любой вкус.

Как добраться до Московского Дома Музыки

Московский Дом музыки расположен неподалеку от центра столицы, поэтому найти его несложно. Если вы пользуйтесь метро, то вам необходимо доехать до станции Павелецкая, которая находится на кольцевой линии, выйти на ней, а затем у турникетов повернуть налево. Далее нужно дойти, следуя вдоль улицы Зацепский вал до подземного перехода. После этого нужно подняться на лестнице и пройти по мосту через Водоотводный канал. Ориентиром является башня гостиницы «Красные холмы», здание Московского Дома музыки находится слева от нее.

Фотография — официальный сайт площадки.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама