THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

4 2 489 0

Понятие негативизма очень широкое. Чаще всего о нем говорят в рамках темы детей и подростков. Но этот симптом проявляется при всевозрастных проблемах: кризисах, депрессиях, психических расстройствах. Им часто страдают алкоголики и наркоманы. Что такое детский негативизм? Это когда даришь ребенку игрушку, улыбаешься, а он ее тут же ломает и сыплет градом проклятий. З. Фрейд еще определял негативизм как примитивную психологическую защиту. Поскольку симптом имеет взаимосвязь с возрастом, кажется, что невозможно с этим что-то поделать. Но детский негативизм преодолевается до того, как пошли первые его проявления.

Причины детского негативизма

Негативизм может сформироваться как черта характера из-за генетической предрасположенности и гормонального фона.

Автор трех научных работ по детской психологии Т.П. Клейникова считает главной причиной попустительство взрослых в вопросах воспитания. Тогда непонятно, почему даже в семьях верующих и военных встречается эта психологическая проблема. Ребенок протестует против двух вещей: жизненных обстоятельств и негативного отношения к нему разных людей.

Также подросток может испытывать чувство беспомощности и необходимость самоутверждения. Ему может казаться, что его недостаточно любят. Таким поведением пытается привлечь к себе больше внимания.

Признаки симптома

Подростковый негативизм может проявляться по-разному. У детей он более четкий. Для точного определения нужно, чтобы ребенок раскрылся и позволил «заглянуть внутрь себя». Но чаще приходится ориентироваться на внешний фактор:

  • Частые высказывания о несовершенстве мира.
  • Негативисту хочется очернить все вокруг и сравнять внешнее с внутренним мраком.
  • Чрезмерная чувствительность. Склонность к переживаниям, жалобам вместо поиска решения проблемы.
  • Неприятие позитивных людей. Счастливые люди становятся бельмом в глазу.
  • Негативист считает, что все должны быть несчастны.
  • Неблагодарность. Благодарность порождается от избытка любви. Скрытое осознание своей низменности и неприятие себя не помогут полюбить кого-то или что-то.
  • Концентрация на плохом. Все события видятся в темных тонах.

В каком возрасте ребенок перестает слушаться

Психологи говорят о первом проявлении в возрасте трех лет. Детский психолог и телеведущая Наталья Барложецкая считает, что первые признаки возможны и в два года. Первый возрастной кризис получил название «я сам». Ребенок отказывается от помощи, капризничает, а часто еще и мстит. Так проявляется стремление доказать свою взрослость.

Следующее обострение происходит в возрасте семи лет. Особых отличительных черт не имеет. Проявления речевого негативизма – отказа от общения – редкость. Подростковый негативизм начинается с 15 лет. Гормоны бурлят, мир съехал с катушек, жизнь – дрянь, все вокруг – подлецы – частая жизненная позиция подросткового негативиста.

В это время с подростком случаются две вещи: снижается уровень интеллектуальной и трудовой деятельности, часто меняется настроение.

Гуру советской психологии Л. С. Выготский отмечал, что девочки-подростки больше склонны к пассивному негативизму.

Максимум, что они сделают – нагрубят. Мальчики от природы более агрессивны. Следствие – постоянные драки. Специалисты отмечают смещение возрастных кризисов. Из-за этого негативизм может проявляться в 20-22 года. Также он возможен и в зрелом возрасте после личного провала. Но главными считаются трехгодовалый и подростковый периоды.

Когда негативизм опасен

Когда поведение переходит адекватные границы. Например, подросток не научился себя вести в обществе. Установка о вседозволенности закрепилась в сознании. Сначала его отвергнут сверстники. Во взрослом мире с ним не будут считаться. Это приведет к замкнутости и уходу в себя. Возможны нарушения закона, чтобы дать выход своей подсознательной агрессии.

Как помочь негативисту

Наталья Барложецкая дает такие советы родителям:

  • Четкие границы поведения. Нужно расставить все «можно» и все «нельзя» по ситуациям. Их баланс очень важен. Когда слишком много запретов, последует бунт.
  • Последовательность. Требования должны быть обязательными для всех: детей и взрослых. Несправедливость обостряет негативизм ребенка.
  • Режим дня. Его важность состоит в воспитании чувства порядка и безопасности. Когда знаешь, что будет дальше, чувствуешь себя комфортнее.
  • Поощрение. За обилием обязанностей нельзя забывать о правах ребенка. Поощрять позитивное отношение и подавать личный пример – ключ к успеху.
  • Фишка. Маленьким трюком может стать ведение дневника. Психолог Луиза Сандарараджан из Рочестерского психиатрического центра экспериментально доказала, что ведение дневника успокаивает и лечит. А создатель метода экспрессивного письма Джеймс Паннебейкер утверждает, что такое времяпровождение даже укрепляет иммунитет, улучшает сон и нормализует кровяное давление.

Коррекция детского негативизма

Для детей лучше использовать метод игры. Наиболее часто в центрах психологической помощи детям используют три метода: сказкотерапию, арт-терапию и песочную терапию.

В подростковом возрасте советуют использовать когнитивно-поведенческую терапию. Это набор тренингов, который помогает устранить причину агрессии, страха и других негативных эмоций.

Правила для родителей

Чтобы легко пережить возрастной негативизм, родители должны правильно воспитывать ребенка:

  • Безусловная любовь. Ребенок должен чувствовать, что его любят не за заслуги, а просто так.
  • Поступки. Осуждать нужно не самого ребенка, а его поступки. При этом – всегда доступно объяснять, почему так делать нельзя.
  • Пример. Дети лучше воспринимают «живую» информацию. Личный пример будет самым эффективным способом здорового поведения.
  • Добро побеждает зло. Это правило ребенок должен усвоить в детстве. Когда он злиться, нужно обнять его, успокоить, перевернуть ситуацию.
  • Нет давлению. Подавлять ребенка ни в коем случае нельзя. Подавленная агрессия уходит глубже и только крепнет со временем.

от лат. negatio - отрицание) - нежелание подвергаться воздействиям других людей, обусловленное не логикой реализации собственных задач, а отрицательным к ним отношением. Негативизм обусловлен действием психологической защиты в ответ на воздействия, которые противоречат внутренним смыслам субъекта. Чаще всего проявляется у детей по отношению к требованиям взрослых, которые не учитывают их внутренние потребности, прежде всего связанные с формированием самосознания. Негативизм может выражаться как в отказе выполнять предъявляемые требования, так и выполнении действий, противоположных требуемым.

НЕГАТИВИЗМ

от лат. negatio – отрицание) – немотивированное стремление к противодействию, а также поведение, намеренно противоположное требованиям и ожиданиям др. индивидов или социальных групп. Н. как ситуативная реакция или как личностная черта (за исключением клинических случаев бессмысленного сопротивления) обусловлен потребностью субъекта в самоутверждении, в защите своего «Я», а также является следствием сформированного эгоизма субъекта и его отчуждения от нужд и интересов др. людей. Психологической основой Н. является установка субъекта на несогласие, отрицание определенных требований, обращений, ожиданий членов той или иной социальной группы, на протест по отношению к данной группе и отвержение той или иной личности как таковой. Наиболее выражены реакции Н. у детей в периоды возрастных кризисов. Проявляются в демонстративном поведении, упрямстве, конфликтности. Психокоррекционные методы работы с такими детьми позволяют устранить Н. как форму поведения.

НЕГАТИВИЗМ

negativism) Невнушаемость; упрямство; отвергание предложений помощи. Отношение, наблюдаемое у больных, которых неодолимо влечет противопоставить свою ВОЛЮ воле других, даже если это будет во вред себе; эти больные реагируют на перспективу терапевтических изменений так, будто это станет для них поражением. Негативизм не является синонимом НЕГАТИВНОЙ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ.

НЕГАТИВИЗМ (МКБ 295.2)

противодействующее или оппозиционное поведение или отношение. Активный или командный негативизм, выражающийся в совершении действий, противоположных требуемым или ожидаемым; пассивный негативизм обозначает патологическую неспособность отвечать позитивно на просьбы или раздражители, включая активное мышечное сопротивление; внутренний негативизм, по Блейлеру (1857-1939), это поведение, при котором не подчиняются физиологические потребности, например принятие пищи и отправления. Негативизм может возникать при кататонических состояниях, при органических заболеваниях головного мозга и некоторых формах умственной отсталости.

НЕГАТИВИЗМ

немотивированное поведение, проявляемое в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям других индивидов или групп социальных. Нежелание подвергаться воздействиям других людей, вызванное не логикой выполнения собственных задач, но отрицательным к ним отношением. Обусловлен действием защиты психологической в ответ на воздействия, противоречащие смыслам внутренним субъекта.

Чаще всего проявляется у детей относительно требований взрослых, кои не учитывают их внутренние потребности, прежде всего связанные с формированием самосознания. Может выражаться и в отказе выполнять предъявляемые требования, и в выполнении действий, противоположных требуемым.

Исключая клинические случаи бессмысленного сопротивления, негативизм как ситуативная реакция или черта личностная обусловлен потребностью субъекта в самоутверждении, в защите своего Я, а также является следствием сформированного эгоизма субъекта и его отчуждения от нужд и интересов других людей.

Психологическая основа негативизма - установка субъекта на несогласие, отрицание определенных требований, форм общения, ожиданий членов конкретной группы социальной, на протест по отношению к данной группе и отвержение конкретной личности как таковой. Ярче всего реакции негативизма выражены у детей в периоды возрастных кризисов. Они выражаются в поведении демонстративном, упрямстве и конфликтности. Психокоррекционная работа с такими детьми позволяют устранить негативизм как форму поведения.

НЕГАТИВИЗМ

лат. negativus - отрицательный). Отрицательное отношение к воздействиям внешней среды, отгораживание от внешних впечатлений и противодействие идущим извне побуждениям. Различают Н.: пассивный, характеризующийся сопротивлением попытке врача изменить положение тела больного, накормить его (при этом отмечается значительное повышение мышечного тонуса); активный - инструкции собеседника, какие-либо просьбы вызывают противодействие со стороны больного (при обращении к нему он сжимает губы, закрывает голову одеялом); парадоксальный - действия больного противоположны инструкции (в ответ на просьбу подойти поближе, он выходит из кабинета врача). Н. проявляется и в мутизме (речевой Н.), задержке мочи и кала, когда больного заводят в туалет. Пассивный Н. нередко встречается в одном ряду симптомов с пассивной подчиняемостью. Наблюдается чаще всего при кататонической шизофрении, иногда при прогрессивном параличе, старческом слабоумии.

E. Kretschmer объяснял Н. с позиций теории гипобулических механизмов, E. Bleuler видел в нем проявление аутизма.

НЕГАТИВИЗМ

англ. negativism; от лат. negatio - отрицание) - лишенное разумных оснований сопротивление субъекта оказываемым на него воздействиям. Понятие Н. первоначально употреблялось лишь в отношении патологических явлений, возникающих при некоторых формах психических заболеваний. У психически больных Н. может проявляться не только по отношению воздействий др. людей, но и в связи с действием внутренних импульсов (задержками речи, движений, некоторых физиологических отправлений).

В настоящее время это понятие приобрело более широкое значение: оно употребляется в педагогике и психологии для обозначения любого, кажущегося немотивированным сопротивления чужому влиянию. Н. возникает как защитная реакция на воздействия, которые вступают в противоречия с потребностями субъекта. В этих случаях отказ от выполнения требования - способ выхода из конфликта и освобождением от его травмирующего влияния. Чаще всего Н. встречается у детей по отношению к требованиям взрослых, предъявляемым без учета потребностей детей. Н. усиливается при состояниях утомления или перевозбуждения н. с. (см. Негативизм детский).

Формой Н. является упрямство, за которым стоит мотив самоутверждения. Н. и упрямство объединяет то, что они возникают на основе субъективных состояний человека, при игнорировании им объективно существующих целей (ср. Настойчивость).

Существует 2 формы Н.: пассивный, который выражается в отказе выполнять предъявляемые требования, и активный, при котором производятся действия, противоположные требуемым. Н. м. б. эпизодическим, ситуативным, но в определенных условиях он может закрепиться и стать устойчивой чертой характера.

Добавление ред.: Существует также вполне разумный и мотивированный Н. философский - учения, которые основаны на негативных принципах (напр., агностицизм, скептицизм, атеизм).

НЕГАТИВИЗМ

бессмысленное противодействие, выражающееся в сопротивлении больного всем предложениям и заданиям. Различают негативизм активный, при котором больной производит действия, противоположные требуемым (отдергивает руку при попытке поздороваться с ним, отталкивает тарелку с пищей, когда ему ее подают, и набрасывается на нее, когда пищу уносят, и т. п.), и негативизм пассивный - пассивное противодействие всем предложениям и заданиям (попытка усадить больного, перевести его в другую комнату, изменить его позу). Чаще всего негативизм встречается как симптом при кататоническом ступоре и возбуждении у больных шизофренией (см. Кататонический синдром), может также отмечаться у больных олигофренией, при некоторых формах психопатии.

НЕГАТИВИЗМ

negativism) - поведение человека, проявляющееся в склонности к противостоянию и противоречию другим людям. При активном негативизме (active negativism) человек делает прямо противоположное тому, о чем его просят (например, щурит глаза в то время, когда его просят открыть их). Такое поведение сравнительно редко встречается у взрослых людей и обычно сопровождается другими проявлениями кататонии. При пассивном негативизме (passive negativism) у человека значительно снижена общительность (например, он перестает есть). Такое состояние нередко возникает при шизофрении и депрессии.

Негативизм

Словообразование. Происходит от лат. negatio - отрицание.

Специфика. Нежелание подвергаться воздействиям других людей, связанное с отрицательным к ним отношением, а не с логикой реализации собственных задач. Негативизм обусловлен действием психологической защиты в ответ на воздействия, которые противоречат внутренним смыслам субъекта. Чаще всего проявляется у детей по отношению к требованиям взрослых, которые не учитывают их внутренние потребности, прежде всего связанные с формированием самосознания. Негативизм может выражаться как в отказе выполнять предъявляемые требования, так и выполнении действий, противоположных требуемым.

НЕГАТИВИЗМ

1. Общая установка, характеризующаяся сопротивлением предложениям других (пассивный негативизм) и тенденцией действовать способами, противоположными указаниям или командам (активный негативизм). Отличительной чертой такого поведения, особенно когда оно проявляется у маленьких детей, является отсутствие любой возможной объективной причины для такой негативистской позиции. 2. Общий термин, используемый для обозначения любой философии, основанной на принципах отрицания, например, скептицизм, агностицизм.

негативизм

(от лат. negatio – отрицание) – качество личности, проявляющееся в намеренном противопоставлении себя любым внешним требованиям и ожиданиям. Как правило, формирование н. связано с особенностями воспитания в детском, юношеском возрасте. Н. может выступать непосредственной причиной конфликтов с начальниками, с окружающими, нарушения дисциплины.

Уровни негативизма

Как-то Вуди Аллен написал о том, что две пожилые дамы отдыхали на курорте в Кэтскил, и одна заявила: «До чего же здесь невкусная еда». А вторая добавила: «И не говорите! Еще и порции маленькие». Аллен же написал, что примерно то же самое он ощущает в отношении жизни. Негативизм в качестве проявления негативной установки, проявляется как тотально, так и избирательно – на разных уровнях – коммуникативном, поведенческом или глубинном (без внешних проявлений).

Негативизм коммуникативный (поверхностный): на уровне слов люди ругаются, возражают и обвиняют. При этом, что касается отношений и дел, это может быть и «негативный» человек, и позитивный, и любящий, и конструктивный.

Негативизм поведенческий: человек отказывает или делает всё наоборот, наперекор требованиям и просьбам.

Пассивный негативизм: человек игнорирует просьбы и требования.

Активный негативизм (протестный) – человек выполняет всё с точностью наоборот, о чём бы его ни просили.

Негативизм может проявляться также в отношении к обществу или к группе: человеку кажется, что эти люди подавляют его индивидуальность, и он пытается всё сделать «не так, как другие».

Если будете знать симптомы негативизма, то, возможно, не допустите того, чтобы он развился и у вас.

Итак, к симптомам негативизма относятся:

  • Склонность попереживать и поныть.
  • Неприязнь к человеку с позитивным мировосприятием .
  • Философская задумчивость о том, как несовершенен мир.

Негативизм – активное или пассивное поведение, которое проявляется в действиях, специально противоположных тем, что требуются или ожидаются.

Ранее такое понятие как негативизм употреблялось исключительно для характеристики патологических форм поведения, которые возникали при некоторых психиатрических заболеваниях и органических поражениях головного мозга. (Не исключено развитие такого поведения и в случаях появлений новообразований.) И здесь негативизм может проявляться не только как сопротивление воздействию других людей, но и в форме подавления внутренних желаний, стремлений. Люди могут переставать вставать с постели, двигаться, разговаривать. Иногда негативизм проявляется даже в удержании физиологических потребностей: пациент отказывается есть, пить, справлять естественные нужды.

Как следствие, оставленный без внимания, такой человек реально угрожает своей жизни. Поэтому, если кто-то из ваших близких или знакомых проявляет признаки именно такой формы поведения, немедленно обращайтесь за помощью к специалисту.

Однако, сейчас понятие негативизм приобрело более широкое значение. Оно применяется в педагогике и психологии. Понятие негативизма отображает любое сопротивление чужому влиянию, которое не имеет явных мотивов. Чаще всего, его рассматривают как симптом кризиса детей и подростков. И основной потребностью таких проявлений является потребность личности в самоутверждении, защите своего «Я», отделении себя от нужд и интересов других членов сообщества.

Как уже упоминалось ранее, различают активный и пассивный негативизм. В случае активной или командной формы негативизма совершаются действия противоположные требуемым. Основными формами проявления являются агрессия, сильные эмоциональные всплески, активные действия, противоположные тем, что запрашиваются. Например, подросток может агрессивно и открыто выражать несогласие с мнением взрослых. Был описан пример, когда девочка, сопротивляясь навязыванию дресс кода «приличной школьницы» изрезала и «укоротила» все длинные юбки в доме.

Часто негативизм проявляется в стремлении детей курить, употреблять спиртные напитки, прогуливать уроки. В принципе, основой всех этих проявлений является стремление ребёнка прекратить такое влияние взрослых, когда «всё решается за них». Как правило, такое поведение более характерно для подросткового негативизма.

Пассивный негативизм более связан с упрямством. Он характеризуется именно «бездействием», отсутствием реакции на требования и просьбы. Например, вы можете триста раз заставлять делать ребёнка уроки. Он даже будет сидеть пять часов за столом. И при этом ничего не выполнять, играть из-под полы в телефоне, медленно выводить слова… Хотя суть этого поведения в том же: протест против принуждения. Однако, не стремясь пока «полностью сместить» авторитет взрослых. Эта форма характерна для более младших детей. Получается такая «молчаливая» форма неделания.

Одним словом, попросив убрать разбросанные вещи, в первом случае мы можем получить пререкания и демонстративное разбрасывание остальных предметов в комнате, а во втором, скорее, простое валяние на кровати и ситуацию «как о стену горохом».

Патологическое сопротивление у детей

Если же рассмотреть поведение совсем маленьких деток, то такой протест чаще всего проявляется в форме речевого негативизма. И проявляется это как раз на этапе формирования упомянутой речи. Многие родители, глядя на соседских детей, требуют и от своих, чтобы они «рано заговорили» или «говорили правильно». Но, все детки разные: кто-то раньше начинает ходить, кто-то говорить, а кто-то уже во взрослой жизни первый зарабатывает миллион. Так что важнее в этой жизни? Но, задумывается ли об этом мама, папа и все бабушки — дедушки вместе взятые, если рядом Маша так бойко уже рассказывает про мячик? Они начинают приставать к ребёнку: «Скажи мячик!», «Скажи машинка», «Скажи…». А если малыш молчит, его начинают ругать или вовсе наказывают: «Нет, не дам еду, пока не скажешь каша!» Что происходит при этом с крохой?

Естественно, он пугается. И ситуация только усугубляется. Ребёнок начинает «упорно молчать» в противовес требованиям. Часто такое поведение развивается при очень требовательных родителях или в случае речевых дефектов: заикании, например, или при плохой дикции. И возникает вместе со страхом перед речевыми запинками или неправильным произношением.

Стоит вспомнить в качестве примера случай, когда семья искренне хвасталась смешными словечками, которые придумывал их малыш, к ужасу соседки. Она никогда не позволяла своей дочери называть вещи неправильно, и водила её на занятия к логопеду. В итоге к пяти годам в садике первый ребёнок чётко, внятно и под такое же всеобщее умиление семьи рассказывал массу стихов на всех утренниках. А вторая девочка проявляла все признаки речевого негативизма, в протест на повышенный контроль правильности речи. Хотя, безусловно, этот пример не направлен на полное игнорирование логопедических проблем ребёнка, в случае если они действительно присутствуют.

Стоит также отметить, что не всегда речевой негативизм проявляется в такой наглядной форме. Часто ребенок просто пытается лишний раз промолчать, сделав что-то сам: достав игрушку, выпив водички. Это чаще встречается у деток с заиканием. Тогда такое поведение, наоборот, вызывает у родителей гордость: какой самостоятельный ребёнок. Но, к сожалению, это проявление несформированности навыков речевой коммуникации и речевого негативизма.

Что же стоит делать в этом случае? Прежде всего – мотивировать ребёнка к речи. Именно мотивировать, а не заставлять. И для совета лучше обратиться к специалистам. Психологи, специализирующиеся на подобных поведенческих нюансах, помогут подобрать план действий именно для вашего конкретного случая.

Если же задать вопрос о возрасте, в котором можно наиболее активно столкнуться с подобным поведением и явлением негативизма, то это, конечно, период подростничества и со второго полугодия 3-го до первого полугодия 4-го годов жизни ребёнка. В этом случае упомянутый негативизм будет выступать как симптом кризиса трёх лет и входить в семь основных симптомов упомянутого кризиса.

Стоит отметить, что этот ранний негативизм имеет некоторую особенность. Здесь ребёнок протестует не против притеснения своего мнения вообще, как это часто бывает у более старших деток. Он «бойкотирует» определённых людей: непонравившуюся воспитательницу, слишком жёсткого отца. А с другими же он вполне дружелюбен, послушен и общителен. Главный мотив – сделать как раз наоборот сказанному. Зачастую это провоцирует конфликты и непонимание между взрослыми: дома, при родителях, ребёнок послушен, а в садике на него жалуются, как на маленького чертёнка, который всё разбрасывает, балуется и всех обижает.

Причина появления негативизма кроется в осознании маленьким человечком своего Я. И проявление подобной формы поведения будет появляться там, где проявляется большее ограничение самостоятельности, личной инициативы; где сильны непонятные запреты и применяется неадекватное наказание.

Итак, что же можно сказать в заключении? Негативизм – это всегда протест. Однако, истинные мотивы порой скрыты. В принципе, ребёнок протестует против того, что с его мнением не считаются. Однако, это может быть связано с чем угодно и совсем не относится к малышу в нашем понимании. Например, ребёнок «бастует», что не учли его мнение при: разводе родителей, рождении второго ребёнка, выборе воспитателя в садике, вынужденном переезде, присутствии больных или пожилых родственников, статусе семьи вообще, равно как и понятии «красивая» поделка или картинка, хорошо-плохо… Звучит смешно? Но, это факт. Ребёнок хочет ощущать себя целостным, значимым, отдельным субъектом.

Коррекция состояния

Чем же можно помочь, если вы столкнулись с подобной ситуацией, то есть явлением негативизма? Не забывайте, что правила касаются не только детей, но и вас. Лучший пример – ваш пример. Почему, скажем, ребёнок не должен курить, если вы сами подвержены этой привычке зная, что она вам вредит.

Поэтому не забывайте вырабатывать общие и понятные правила. Например, обязательно сообщаем во сколько возвращаемся домой, потому что мы все о друг друге переживаем. Не забывайте, что у ребёнка должны быть не только обязанности, но и права.

У ребёнка должно быть право выбора. Пусть оно будет минимальным: скушать суп или щи, скупаться в душе или принять ванную. Но, оно должно быть, как таковое. Сюда же стоит отнести момент выбора хобби и различных кружков. Помните, что перед вами отдельная личность, которая не обязательно жаждет воплотить в жизнь ваши неудавшиеся мечты.

Однако, не всегда ситуации настолько прозрачны и решаемы. Ведь не всегда легко можно изменить реальную действительность. И тогда лучше всего обратиться за советом к специалисту.

Лапшун Галина Николаевна, магистр психологии, психолог I категории

Термин «негативизм» используется в психологии для характеристики состояния человека, который сопротивляется любому проявлению внешнего воздействия. Следует обратить внимание на тот факт, что рациональное объяснение такой модели поведения, редко удается найти. Нередко люди, страдающие негативизмом, поступают вопреки собственным желаниям. В данном состоянии, человек негативно воспринимает окружающую действительность и испытывает необузданное желание совершать поступки, которые противоречат общепринятым нормам.

В педагогической сфере, данный термин используется для характеристики оппозиционной модели поведения, которая проявляется в виде отсутствия признания авторитета педагогов. Давайте рассмотрим, как проявляется негативизм в различных жизненных аспектах.

Негативизм (англ. negativism; от лат. negatio – отрицание) – сопротивление воздействию

В психологии, феномен негативизма подразделяется на две формы проявления: пассивная и активная. Активная форма этой поведенческой модели подразумевает проявление агрессии и резкого сопротивления, на попытки воздействия со стороны общественности. Негативизм имеет тесную связь с нонконформизмом, что заставляет человека совершать поступки, которые в определенных случаях противоречат его желаниям. Нонконформизм – это поведенческая модель, подразумевающая полную автономность и резкое осознанное сопротивление давлению социума. Разница между этими моделями поведения заключается в том, что негативизм часто проявляется в виде несознательных поступков.

Пассивная форма рассматриваемого феномена характеризуется полным отказом исполнять требования и просьбы окружающих людей. Существуют физиологические типы проявления данного личностного расстройства, которые проявляются в виде отказа от еды, сна, передвижений и контактов с окружающими миром. По мнению специалистов, негативизм является одной из неотъемлемых составляющих комплекса протестующего поведения. Помимо самого негативизма, в состав данного комплекса входит упрямство, имеющее обоснованные мотивы.

Несмотря на то что упрямство является одним из проявлений рассматриваемого феномена, при негативизме человек не имеет определенных мотивов для оказания сопротивления. Единственное что связывает, два проявления синдрома протестующего поведения, наличие общих субъективных факторов, влекущих их развитие.

Негативизм в психологии - это состояние, при котором, человек отказывается придерживаться сложившихся социальных устоев и норм поведения. Подобный протест имеет определенное сходство с мутизмом. Под термином «мутизм» следует понимать психическое расстройство, которое заставляет человека отказаться от использования речи и жестикуляции для того, чтобы избежать общения с окружающими. Главным отличием этих состояний является то, что мутизм проявляется на фоне сильной эмоциональной травмы.

Заключительной составляющей комплекса протестующего поведения, является строптивость. В отличие от негативизма и упрямства, строптивость имеет направленность на различные общественные устои, включая важные события или саму систему человеческих ценностей.


Самой характерной чертой этого сопротивления является его необоснованность, отсутствие разумных для него оснований

Причина изменения модели поведения

Согласно мнению специалистов, негативизм является неотъемлемой составляющей сложных психических расстройств. К таким расстройствам относятся кататонический синдром, шизофрения, деменция и аутизм. Нередко, человек под влиянием затяжной депрессии, изменяет собственную модель поведения в сторону рассматриваемого феномена.

Если рассматривать негативизм в широком спектре проявления, то можно сказать о том, что главная причина его появления – состояние фрустрации.

Чаще всего данное состояние возникает на фоне длительного отсутствия возможности удовлетворить собственные потребности. В подобном состоянии человек негативно воспринимает окружающую обстановку и жизненные обстоятельства. На фоне подобного восприятия окружающего мира, человек испытывает психологический дискомфорт, который находит отражение в поведенческой модели.

Желание изменить общественные устои и отказ от соблюдения установленных норм, может возникнуть на фоне сложности интеграции в социум. Наличие данной проблемы приводит к гиперкомпенсаторной реакции, которая запускается на фоне коммуникативных сложностей. Рассматриваемая модель поведения может выражаться яростным упрямством на любую попытку оказать внешнее давление. Если человек с рассматриваемым расстройством ощущает, что требования общества значительно отличаются от его внутренних нужд, запустится своеобразная защитная реакция. Специалисты объясняют данный факт тем, что индивидуум нуждается в свободе самовыражения и возможности контролировать собственную жизнь.

Как взаимосвязаны негативизм и возраст

Перед тем как говорить о взаимосвязи возраста человека и его поведенческой модели, давайте уделим внимание вопросу, что такое нонконформизм, определение и проявление этого состояния. Под термином «нонконформизм» следует понимать модель поведения, которая подразумевает отстаивание личностных установок, которые прямо противоречат нормам, установленным в обществе. Ярким примером подобной модели поведения являются дети, которые относят себя к различным субкультурам (панки, готы и прочие неформалы).

Согласно статистическим данным, человек за свою жизнь сталкивается с несколькими возрастными кризисами. Этот период жизни ознаменует изменения в модели поведения и восприятии окружающего мира, что проявляется в виде частых эмоциональных перепадов. Во время возрастного кризиса, человек проявляет повышенную конфликтность, агрессивность и пессимистичное восприятие окружающего мира. В большинстве случаев, негативизм является неотъемлемой составляющей подобных изменений в восприятии. Чаще всего, рассматриваемый феномен встраивается в модель человеческого поведения под влиянием стрессовых факторов, которые оставляют индивидуума беззащитным против внешнего воздействия.


Негативизм обусловлен действием психологической защиты в ответ на воздействия, которые противоречат внутренним смыслам субъекта

Согласно данным научных исследований, подавляющее большинство возрастных кризисов проявляются в возрасте от одного месяца до двадцати лет . Давайте рассмотрим самые распространенные кризисы:

  • кризис новорожденного;
  • кризис первого года жизни и трех лет;
  • школьный кризис;
  • кризис пубертатного возраста.

В более зрелом возрасте человек встречается лишь с двумя видами кризисных периодов. К таким периодам относятся достижение среднего возраста, и психологический стресс, вызванный выходом на пенсию.

Как проявляется негативизм в детском возрасте

Негативизм у детей чаще всего проявляется в возрасте трех лет, так как фундамент личностной модели поведения закладывается именно в этом возрасте . По достижению вышеуказанного возраста, дети начинают стремиться к самостоятельности, что приводит к появлению категоричности и упрямства. Данный период лучше всего можно описать с помощью словосочетания «Я сам». Желание самостоятельно познавать мир редко сопровождается наличием возможности самостоятельного исполнения желаемых действий. На фоне этого, развивается фрустрация, которая выступает в качестве неотъемлемой составляющей негативизма.

Молодым родителям следует уметь различать проявление рассматриваемого феномена с обычным непослушанием. Отказ от действий, которые малышу не хочется выполнять, является нормой для этого возраста. Рассматриваемый феномен проявляется в тех случаях, когда ребенок проявляет ярко выраженный отказ исполнять просьбы, озвученные взрослыми.

Клиническая картина

Негативизм является симптомом кризиса, вызванного переходом на определенную ступень человеческого развития. Помимо этого, данное состояние характерно для многих психических расстройств. Форма проявления данной модели поведения зависит от типа негативизма (пассивный или активный), и может выражаться как демонстративным неподчинением, так и пассивным сопротивлением. Многие люди, страдающие от этого расстройства, часто игнорируют рекомендации специалистов, что значительно осложняет процесс лечения .


Негативизм чаще всего проявляется у детей по отношению к требованиям взрослых, которые не учитывают их внутренние потребности

Негативизм проявляется в человеческой модели поведения в виде следующих признаков:

  1. Трудность создания коммуникативных связей и взаимодействия с окружающими людьми.
  2. Вспыльчивость, замкнутость и конфликтность.
  3. Недоверие и повышенная тревожность.
  4. Редкое желание идти на уступки вопреки собственному мнению.

Во взрослом возрасте проявления негативизма имеют большое сходство с нигилизмом. Нигилизм является определенной моделью мировоззрения, которая характеризуется как сознательный человеческий выбор. Люди с негативизмом в отличие от нигилистов, не обладают способностью контролировать собственное поведение.

Специалисты говорят о том, что описать внутреннее восприятие окружающего мира человека, страдающего негативизмом, крайне сложно, из-за того, что данная модель поведения воспринимается как норма. Охарактеризовать это расстройство можно, как наличие сложностей в формировании потребностей и желаний. Нередко развитие расстройства сопровождается внутренними конфликтами и агрессией, направленной на самого себя. При пассивной форме расстройства, у больных наблюдается заторможенность сознания, граничащая с равнодушием к происходящим вокруг событиям.

Как бороться с проблемой

Примеры нонконформизма часто встречаются в нашей жизни. Примерами подобного поведения в обществе могут стать различные государственные перевороты, когда люди несогласные с установленными порядками, пытаются навязать обществу собственные ценности. В отличие от нонконформизма, негативизм чаще проявляется в повседневной жизни, не связанной с общественностью. Наличие подобных расстройств у близких, является веским поводом для обращения к специалисту. Только психологическое воздействие опытного врача позволяет решить внутренний конфликт, который является первопричиной патологического упрямства.

В случае с детьми дошкольного возраста используются различные методики психической коррекции, построенные на формате игр и сказок. При появлении негативизма в подростковом возрасте, используются когнитивно-поведенческие методики. Очень важно, суметь найти необходимую нить, которая позволит выйти на контакт с подростком, замкнувшимся в собственном мире. Для того чтобы достичь необходимого результата, родители ребенка должны принимать непосредственное участие в лечении. Для корректировки поведения потребуется применить всю свою изобретательность, так как в противном случае, можно столкнуться с эмоциональным барьером, который построит подросток.

Родителям важно понимать, что давление в психологическом плане, оказываемое на ребенка, может привести лишь к ухудшению ситуации. Угрозы и физическое наказание заставят ребенка замкнуться в собственном мире. Специалисты рекомендуют использовать методику мягкого воздействия, которая основывается на компромиссах. Родителям следует стараться как можно реже становиться инициаторами конфликтов с детьми.

Основная задача терапии, научить ребенка правильно взаимодействовать с окружающим миром, благодаря прививанию позитивных моделей поведения. Достижение результатов в изменении собственной поведенческой модели должно сопровождаться похвалой и пониманием. Положительное подкрепление имеет важную роль для не до конца сформированной психики.


Негативизм может выражаться как в отказе выполнять предъявляемые требования, так и в выполнении действий, противоположных требуемым

Профилактические методы

Конформизм и нонконформизм являются своеобразным балансом человеческой модели поведения. Преобладание одной из сторон этого феномена, может негативно сказаться на восприятии окружающего мира. Для того чтобы не допустить данного психического расстройства у близких, следует оказывать им поддержку и внимание. Чаще всего в подобной поддержке нуждаются люди, вступающие в кризисный возраст.

При проведении профилактики у детей, важно обучить их правильно адаптироваться в социуме. Пожилым людям, следует уделять особое внимание, так как часто по достижению старческого возраста, человек утрачивает коммуникационные связи с окружающими. Помните о том, что очень важно своевременно предотвратить развитие фрустрации, так как это состояние является основной первопричиной развития негативизма.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама