THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Спустя несколько десятилетий запустения, пивоваренный завод Суркова в центре Архангельска, основанный 100 лет назад, был продан с аукциона. В результате городской бюджет получил 34,2 миллиона рублей, а новый владелец - компания "СтройТехнология" - три аварийных корпуса бывшего пивзавода и обязательство использовать восстановленный в строгом соответствии с историческим обликом объект только в качестве административно-торговых помещений или для "неразрушающего производства".

Проект реконструкции здания практически готов. Скорее всего, на исторических площадях откроется очередной торговый центр. О коммерциализации проекта говорит и тот факт, что на первом этаже завода уже открыта пивная. Многие историки Архангельска надеялись, что знаменитое здание все-таки будет отдано под экспозицию, которая расскажет об истории пивоварения на Севере. Кстати, очень занимательной, ведь до сих пор "секрет" пива Суркова не раскрыт, а многие современные пивовары только копируют рецептуру.

Сейчас встает вопрос о том, может ли объект, несущий культурную функцию, быть привлекательным для инвестиций? И что такое эта культурная функция - назначение здания, его возраст или архитектурные особенности? - говорит совладелец нескольких интерактивных проектов по искусству Андрей Соколовский. - Мы привыкли к четкому разделению: библиотека дохода приносить не может, поэтому она должна находиться на балансе города, а торговый центр - коммерческий объект, поэтому музею в нем не место.

Европейские тенденции таковы, что сегодня в торговых центрах расположены музеи и библиотеки, в музейных комплексах - большие магазины. Да и сами объекты культуры могут и должны приносить доход. Только для этого необходим правильный подход.

Средний срок окупаемости нового музея около пяти лет. Однако получить доход можно гораздо быстрее, если знать некоторые секреты ведения музейного бизнеса.

Если говорить об искусстве, то для создания качественной музейной коллекции требуются значительные вложения. Музей, безусловно, не может окупаться только лишь за счет продажи входных билетов, этих его доходов едва ли хватит на обеспечение хозяйственной деятельности, - отмечает исполнительный директор онлайн-аукциона искусств "АРТЛОТ 24" в Санкт-Петербурге Александр Губанов. - Успешная бизнес-модель современного музея предусматривает наличие собственной галереи и объектов инфраструктуры, которые обеспечивают дополнительные возможности монетизации.

Среди частных музеев, успешно использующих подобную модель, в Санкт-Петербурге можно выделить Музей современного искусства "Эрарта" и Музей Фаберже.

Так, одним из видов дополнительного дохода можно назвать проведение музеем временных коммерческих выставок, билеты на которые могут стоить дороже, чем на посещение постоянной экспозиции музея. Кроме выставок, в музее могут проходить и другие сторонние мероприятия - лекции, мастер-классы, презентации, концерты.

Также практически у каждого музея есть свой "выход через сувенирную лавку" - дополнительный источник дохода от магазина при музее, где продаются тематические книги, открытки, сувениры и миниатюрные копии скульптур. Примерно по такому же принципу создания музея решила пойти инициативная группа архангельских поисковиков. В декабре в столице Поморья заработал новый "Ратный музей", его экспонатами стали вещи, найденные за время экспедиций. Посетители могут узнать о военных действиях времен Интервенции и Великой Отечественной войны на территории Архангельской области.

Посетители также могут познакомиться с работой поисковиков и их необычными находками, - рассказывает один из создателей "Ратного музея" Алексей Сухановский. - Цена билета средняя в этом сегмента - около 300 рублей. Все экспонаты можно трогать руками - это одна из тенденций для привлечения посетителей в современном музейном бизнесе.

Заместитель директора по развитию музея "Ар Деко" Марина Бьернсгорд считает, что для обеспечения посещаемости экспозиции должен выполняться ряд условий. Во-первых, на ней должны быть представлены уникальные образцы, во-вторых, она должна быть территориально доступной и, в-третьих, обеспечивать высокий уровень коммуникации (экскурсии и образовательные проекты на базе экспозиции).

Чтобы люди пришли в музей, необходимо удивлять. Часто этого пытаются достичь с применением современных световых или графических эффектов. Наиболее перспективным направлением сейчас являются интерактивные музеи, где посетитель не просто ходит по залам, но и сам производит какие-то действия, взаимодействует с экспонатами. Это может быть, например, "музей занимательной науки" или контактный зоопарк. Перспективной такая идея выглядит для провинции, не избалованной еще подобными развлечениями, - замечает финансовый директор торгово-выставочного комплекса "Гринвуд" Олег Ткач.

О том, как привлечь посетителей, задумались и в Северном морском музее в Архангельске. Отремонтированное здание в центре города, новые экспозиции и сама морская тематика, казалось бы, должны привлечь посетителей, а значит, и принести доход.

Мы пришли к тому, что если не устраивать в музее презентации, различные события и не работать с турагентствами или со школами, училищами, то поток посетителей будет очень небольшой, не то что у торговых центров, - считает и. о. директора Северного морского музея Евгений Тенетов. - Я уверен, что музей, пусть даже самый современный, не может приносить доход. В лучшем случае он может сработать в ноль - заработать на собственное развитие.

По мнению Тенетова, музей или арт-пространство - это всегда точка роста развития территории.

Как отмечает глава культурно-производственного кластера "Коломенская пастила" Елена Дмитриева, в небольших городах появление музея, культурного объекта стимулирует открытие смежных бизнесов, повышает стоимость недвижимости, дает возможность создавать новые товары и виды экономического предложения, главным из которых является не знание, а впечатление.

Сейчас большинство открывающихся музеев в регионах Северо-Запада ориентированы на туристов. В основном это небольшие экспозиции, посвященные какому-либо народному промыслу, где главную роль играет интересный рассказ экскурсовода и посещение большого сувенирного магазина.

Хороший ход - организация музея, в котором историческая часть сочетается с развлекательной, например как в Музее советских игровых автоматов, - подмечает директор Фонда русского абстрактного искусства Анна Карганова.

Примерно по такому пути пошли частные музеи, которые открываются в привлекательных для туристов районах Архангельской, Мурманской областях и Карелии. Выживут ли они, покажет время, а помочь им в этом может грамотное стратегическое планирование.

Чтобы открыть музей, нужно решить практически те же самые задачи, что и при открытии Фирмы.

Придумать идею, желательно конкурентоспособную, найти постоянные источники

Финансирования, помещение в проходимом месте, набрать профессиональные кадры и т. д.

ШАГ 1. ИДЕЯИ МОТИВАЦИЯ

Абсолютно любой частный музей начинается с интереса к собирательству. После того как Экспонатов в коллекции достаточно, чтобы ее выставлять на всеобщее обозрение, стоит четко Определиться с мотивацией, она во многом будет определять будущую музейную политику. Хотите Ли вы Открыть Музей, чтобы демонстрировать свою коллекцию, или чтобы найти

Единомышленников и создать клуб по интересам, или вы хотите заработать (редкий случай, Пример - Музей водки).

ШАГ 2. ПОМЕЩЕНИЕ

Следующий шаг - помещение. «Помещение целесообразно приобретать в собственность, так Спокойнее, - считает Дмитрий Шнеерсон, директор частного Музея истории фотографии. - Главный минус арендованного помещения - вечно ползущие вверх арендные ставки». Есть и Другой путь - искать спонсора, например крупное предприятие или учреждение, которое могло бы В своем здании разместить музей, или пытаться получить помещение под учреждение культуры у Муниципальных властей на условиях льготной аренды. Так, ведомственным музеем стал Созданный по частной инициативе музей «Анна Ахматова. Серебряный век» в Автово, а Муниципальные помещения в аренду получили несколько музеев, в их числе Музей граммофонов И фонографов Владимира Дерябкина.

ШАГ 3. ПЕРСОНАЛ

Даже в небольшом музее должно быть не менее 5 Сотрудников. Второй Человек после директора - Условно - главный хранитель. Он должен разбираться в Фондах, вести учет, знать, где какой Предмет находится, когда и какие экспонаты стоит отреставрировать и т. д. Часто он же выполняет Функцию Куратора выставок и решает, какие именно экспонаты можно предложить на экспозицию. Также придется предусмотреть должность бухгалтера и уборщицы, может понадобиться и консервации экспонатов, компьютерщик для обслуживания техники И поддержания интернет-сайта, а также экскурсовод, желательно со знанием иностранного языка.

ШАГ 4. БЮДЖЕТ

Если музей работает в собственном помещении, то среди основных ежемесячных расходов - Зарплата, коммунальные платежи, реставрация, содержание сайта, полиграфия - листовки,

Афиши, брошюры. Затраты на покупку экспонатов у частного музея не нормированы. Даже Предположить, за какую сумму удастся приобрести новый предмет, заранее невозможно.

Некоторые экспонаты можно получить бесплатно: дарителям нравится, что их вещь будет Находиться в музее.

Распространяться о стоимости коллекции среди частных музейщиков считается небезопасным. «Как только мы станем рассуждать о том, что сколько стоит, люди решат, что мы получаем Подарки и продаем за бешеные деньги, - считает Дмитрий Шнеерсон. - Поэтому в нашем музее Вообще нет никаких платных Услуг. Билеты, книги, фотографии мы не продаем, Фотокамеры в Аренду не сдаем, иначе сразу начнутся подозрения, что это лавка, прикрытие серьезной Коммерческой структуре». Доходы музеев складываются из платы за вход и Экскурсии. Благотворительных пожертвований, реже - грантов на проекты. Чтобы зарабатывать и добиться Окупаемости, можно сдавать помещения в аренду, например, для проведения презентаций, Специальных мероприятий.

ШАГ 5. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Кроме оформления постоянной экспозиции, есть смысл проводить временные выставки из собственных фондов и в сотрудничестве с другими коллекционерами илидеятелями искусств. Это хороший информационный повод: анонсы выставок попадают в афиши СМИ, что увеличивает поток посетителей. Так, Музей истории фотографии проводит выставки российских и зарубежных фотографов, частный Музей кукол - выставки из частных коллекций. В негосударственном Музее Набокова также проводят концерты, читают лекции, играют спектакли.

Дмитрий Шнеерсон, директор Музея истории фотографии и председатель правления фонда эффективного распоряжения активами «Эра Фонд», открыл свой музей от большой любви к фотографии.

$2 - 5 тыс. - ежемесячные затраты на содержание частного музея в собственном помещении, не считая закупок экспонатов.

Опрошенные представители малого бизнеса считают, что говорить о последствиях кризиса можно будет только через пару месяцев. В целом он будет выражаться в поведении покупателей - они станут более требовательно относиться …

Например, одна из Угроз Предпринимателей - контрагенты, которые Пользуются кризисом в свою пользу. Совет экспертов - четко прописывать в договорах штрафные санкции. «Есть такое сейчас выражение - "косить под Кризис"». …

1. Финансовые затруднения (невозможность окупить вложения или снижение рентабельности Бизнеса). 2. По личным причинам («бизнес надоел», «необходимы инвестиции для реализации нового Проекта» и т. д.). 3. Перепродажа бизнеса как способ …

Музей – это специальное учреждение, где хранятся памятники и предметы, которые имеют свою уникальную историю. Любой музей начинается с коллекции, и чем она оригинальнее, тем больший к ней интерес. Основные музейные задачи предусматривают постоянный мониторинг и анализируют работу конкретного музея. Современные музейные технологии включают в себя несколько составляющих:

  • Музейные выставки – требуют к себе особого подхода, потому что должны быть правильно организованы и спланированы.
  • Оборудование для хранения экспонатов.
  • Музейный климат. При низкой влажности или слишком высокой влажности происходит деформация экспонатов, а также теряется их ценность. Необходимо устанавливать все нужное оборудование, чтобы это предотвратить.
  • Музейные витрины.
  • Оборудование для реставрации.
  • Хранители.
  • Концепция – это документ, который покажет уникальность данного учреждения на современном этапе. Он состоит из трех основных пунктов: модернизация, инновации и сохранение собственных традиций.

Чтобы создать новый музей, необходимо, прежде всего, конкретно выявить его цель, именно от нее будет зависеть дальнейшее развитие деятельности. Можно объединить несколько назначений, например, повествовать историю своего города в клубе единомышленников. Затем необходимо выбрать помещение, где будут проводиться определенные выставки, лучше, если это очень людное место, можно сэкономить на рекламе. Немаловажным фактором есть выбор рабочего персонала (для хорошего функционирования музея, нужно, как минимум четыре работника). Нужно грамотно организовывать экскурсии, чтобы заинтересовывать большее количество людей, и они начала приводить сюда своих знакомых. Но, одними экскурсиями не обойтись, к ним быстро пропадает интерес, необходимо проводить творческие вечера, встречи единомышленников и различные культурные мероприятия.

Ни один музей не сможет существовать без постоянного финансирования. Поэтому необходимо найти богатого единомышленника, чтобы решить эту проблему. Нужно доказать значимость данного учреждения для пользы общества и тогда дела пойдут вверх, повышая прибыли. Чтобы создать музей, который будет постоянно иметь посетителей, нужно иметь не малый опыт работы в этой сфере, а иначе его ожидает полное фиаско. Этим должны заниматься мастера, которые знают, как правильно все организовать и обойти конкурентов. Грамотная тенденция развития современного музея – это создание внутренних и около музейных структур, которые создают единое пространство. Люди, посетившие заведение, должны получить культурное общее развитие.


* В расчетах используются средние данные по России

Открытие своего частного музея малому количеству людей кажется перспективным начинанием, всё-таки поход в подобное учреждение немногими воспринимается как интересный вид досуга. Однако спрос всё-таки имеется, и если правильно выбрать тематику своего музея и правильно организовать его, то можно рассчитывать на неплохую прибыль. Причём вариантов развития тут существует огромное множество, предприниматель может работать в разных форматах, предлагать своим посетителям нечто уникальное, а многообразие тем позволяет занять ту нишу, которой ещё никто не занимается. Хороший музей может быть популярен и приносить доход абсолютно везде – и в малых населённых пунктах, и в больших городах, особенно удобно заниматься подобным бизнесом в исторически значимых местах. Учитывая некоторые особенности ведения такого рода бизнеса, можно начать дело, которое будет приносить стабильный и достаточно высокий доход. При этом для многих предпринимателей подобное дело становится интересным начинанием, потому что позволяет заниматься именно тем, чему он посвятил свою жизнь.

Для начала вообще нужно изучить рынок, чтобы определить, что именно интересно населению. При работе в курортных или просто популярных у туристов городах стоит ориентироваться даже не на местное население, а именно на приезжих, тут существует масса возможностей. Определение тематики музея – самый сложный этап, тут предпринимателю приходится заниматься полноценным исследованием, потому что в случае неудачного выбора нельзя будет говорить даже о покрытии расходов, не говоря уже об извлечении прибыли. Что касается конкурентов, то вряд ли они существенно скажутся на ведение своего бизнеса, потому что создавать два музей одной и той же тематики никто не станет, а люди всегда при выборе музея идут именно туда, куда им самим интересно, тут маркетинговая кампания вряд ли как-то скажется на их выборе. Однако есть музеи, которые как раз пытаются привлекать своих посетителей за счёт чего-то нового и необычного, это, конечно, чаще всего музеи в туристских городах, потому что трудно привлекать местное население на выставку какой-то слишком уж необычной коллекции постоянно. А вот туристы с радостью посетят не только исторические достопримечательности, но и весьма необычный музей. В целом, узнав, что интересно людям и убедившись, что будет достаточно людей в качестве посетителей, можно начинать открытие своего музея.

Важный момент – процесс регистрации. По своей сути у предпринимателя один выход – регистрировать юридическое лицо, чтобы зарабатывать прибыль на предоставлении услуг, а его музей будет просто как развлекательное и культурно-досуговое учреждение. Процесс регистрации юридического лица стандартный, каких-то специальных условий тут не предусмотрено. Но если он не ставит своей целью извлечение прибыли, то он может зарегистрировать некоммерческую организацию, которая станет автономным учреждением. Получить статус музея, который позволяет обращаться в Министерство культуры за какими-либо субсидиями и поддержкой, достаточно сложно, обычно частные коммерческие организации ими не становятся. Но в любом случае заявка передаётся как раз в Министерство культуры, и там уже оценивается ценность коллекции и значимость её как культурного достояния, а также оценивается состояние самого музея. В общем, здесь и идёт различие, коммерческие музеи чаще всего собирают такую коллекцию, которая вряд ли имеет значение для Министерства культуры, а более «традиционные» музеи почти всегда являются НКО.

Зарабатывай до
200 000 руб. в месяц, весело проводя время!

Тренд 2019 года. Интеллектуальный бизнес в сфере развлечений. Минимальные вложения. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Обучение под ключ.

Отдельный разговор в случае, если предприниматель располагает предметами важного культурного и исторического значения, если они действительно находятся в частной коллекции, то Министерство культуры будет заинтересовано в том, чтобы эти экспонаты были выставлены, но арендовать предметы такого рода будет очень трудно. Это на случай, если предприниматель предполагает возможность аренды каких-то ценных вещей в других музеях или иных учреждениях. В целом, с юридической точки зрения ограничений на ведение своей деятельности нет, главное (в случае коммерческой организации) – платить налоги, но в той или иной степени исторический музей в любом случае по многим вопросам вынужден обращаться в Министерство культуры по своему району. Поэтому перед началом работы есть смысл обратиться туда, чтобы узнать о имеющихся в регионе требованиях и каких-то положениях, потому что, к примеру, может быть ограничение на пользование какими-либо предметами, добытыми во время даже частной археологической экспедиции, это может быть, к примеру, в случае, если раскопки проходили на территории ведения боевых действий в прошлом.

Следующий момент – поиск помещения для своей работы. Тут имеется множество вариантов, но они зависят, как раз, от выбранного формата работы. Некоторые частные музеи и вовсе располагаются в домах или квартирах своих основателей, но это скорее мелкие музеи, которые интересны только небольшой группе единомышленников. Для нормального музея нужен хотя бы один выставочный зал размером примерно в 100 м 2 . Правда, есть и более мелкие залы, и значительно более крупные, музеи вообще бывают очень и очень разными. Важным моментом может быть именно местоположение в городе, оптимально, конечно, располагаться в центре, но там и стоимость аренды будет очень высокой. 100 м 2 обходиться будут в 70 тысяч рублей в месяц в среднем, но это очень грубый показатель, в крупных городах этих денег будет недостаточно, в небольшом населённом пункте, наоборот, удастся сэкономить. При работе в меньшем помещении, конечно, и экономия будет более значительной. Вообще музей в этом плане достаточно сложное начинание, потому что в некоторых случаях наблюдается сезонность (например, в туристских городах), да и не каждый месяц поток посетителей равный, а сумма аренды постоянно, и её нужно вносить без задержек.

Вообще лучше иметь резервный фонд денежных средств, чтобы хотя бы на полгода вперёд иметь возможность оплачивать аренду без риска остаться без помещения. При 70 тысяч рублей за аренду такой фонд составит 420 тысяч рублей. За полгода будет хотя бы сделана работа по привлечению посетителей, после чего риски снизятся. А музей, который подвержен сезонности, и вовсе должен на год вперёд планировать свой бюджет. Некоторые предприниматели, кстати, находят временные места для размещения своих экспозиций, благодаря чему могут вообще несколько месяцев не заниматься этой деятельностью, но и не платить за аренду. К примеру, можно договориться с уже работающим музеем об открытии своей выставки только на летние месяцы. Тут уже нужно изучать возможности, чтобы найти оптимальный выход из своей ситуации.

Вообще, если было принято решение об открытии музея, то уже наверняка у организаторов имеются какие-то экспонаты, то есть готова в той или иной степени выставка. В крайнем случае, уже принято решение именно о том, что и где покупать. Тут нужно сказать, что стоимость экспонатов может быть очень разной. Это могут быть и находки студентов-археологов, которые продали их за символическую сумму, это могут быть и вещи, изготовленные предпринимателем самостоятельно (некоторые люди, которые увлекаются каким-либо видом творчества, впоследствии задумываются о том, чтобы открыть музей своих поделок, и некоторым это удаётся), а также это могут быть и настоящие произведения искусства, антиквариат, вещи, имеющие огромную историческую ценность – такие экспозиции могут оцениваться в миллионы долларов. То есть назвать даже приблизительную стоимость закупки экспонатов нельзя, диапазон очень и очень широкий, фактически от «бесплатно» до «астрономические суммы». Всё зависит от того, чем именно заниматься. И, конечно, нужно учитывать, каких размеров будет экспозиция, и вообще, сколько их будет в одном музее.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Также нужно позаботиться о том, чтобы правильно обустроить свои залы. Для этого потребуется закупить соответствующее оборудование. Вообще размещение экспонатов в музеях может требовать приобретение несколько необычного оборудования (к примеру, стоек для доспехов), но мы рассмотрим обычные стеллажи и витрины. Делаются они обычно из простых материалов, но иногда нужна повышенная степень защиты, если дело приходится иметь с ценными экземплярами, то есть когда есть вероятность кражи. Конечно, простой краеведческий музей вряд ли нуждается в сложной и дорогой охранной системе, но вот в некоторых случаях это критически необходимо. Стоимость стеллажа длиной 4-5 метров составляет 30-40 тысяч рублей, небольшие витрины в 1,5-2 раза дешевле, то есть один среднестатистический музейный зал можно оборудовать мебелью за 200-300 тысяч рублей. Конечно, и тут существует множество вариантов, немало зависит от самих экспонатов, иногда и вовсе не приходится приобретать что-то дороже простого стола. Дополнительно устанавливается охранный комплекс, для этого можно обратиться в специализированную частную охранную организацию, которая сможет за сумму примерно в 50 тысяч рублей подключить систему охраны, но в дальнейшем придётся платить за обеспечение охраны. Здесь также многое зависит от сложности системы, от уровня безопасности, рассчитывать нужно на сумму от 5 тысяч рублей. Для охраны больших музеев сумма будет в несколько раз больше. Отдельной статьёй расходов станет создание дизайнерского проекта, если это, конечно, целесообразно при создании музея. Некоторые подобные учреждения действительно обустраиваются в соответствии с какой-либо тематикой, поэтому есть смысл обратиться в специализированную контору, которая выполняет такие работы. Стоимость дизайнерского проекта (его разработки) составляет примерно одну тысячу рублей за квадратный метр помещения (при учёте, что размер составляет 100 м 2 , то есть если это большое помещение, в ином случае – в 1,5-2 раза больше). Таким образом, нужно ещё около 100 тысяч рублей на дизайнерский проект.

Также стоит задуматься о том, кто именно будет работать в музее. Нужно отметить, что малое учреждение вполне в состоянии обслуживать и сам предприниматель, но вот если в музее есть огромное количество экспонатов, а также многие из них являются ценными, то стоит привлекать специальных сотрудников. Хорошо, если у них уже есть опыт работы на подобных должностях, многие музейные работники, проработавшие в государственных учреждениях, почти наверняка заинтересуются более высоким уровнем зарплат, который им может предложить частный музей. Для обслуживания среднего музея будет достаточно штата сотрудников из 4-5 человек, величина заработной платы одного человека тут лежит в пределах 20 тысяч рублей для среднего города. Конечно, в крупных населённых пунктах придётся платить людям несколько больше. По сути, сам предприниматель также может продолжать принимать участие в работе музея, особенно если он формирует коллекцию, которая ему самому интересна. Тут нужен будет человек, ответственный за экспонаты, их учёт и ведение, администратор, а также в некоторых случаях экскурсовод. Иногда дополнительно привлекается дешёвая рабочая сила для организации выставок; это нужно, к примеру, при работе с большими картинами или тяжёлыми скульптурами. Таким образом, фонд заработной платы составляет примерно 100 тысяч рублей в месяц, но эта цифра касается только действительно больших музеев, в которые ходит немало людей. При этом все бизнес-процессы, которые не относятся к получению прибыли, лучше передать на аутсорсинг, сюда можно отнести уже упомянутую охранную деятельность, а также ведение бухгалтерии. Заниматься вопросами урегулирования отношений с Министерством культуры должен либо дополнительный знающий человек, либо сам предприниматель, но даже специалиста со стороны не обязательно брать в штат, а обращаться к нему только в случае необходимости.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Теперь несколько более подробно остановимся на возможных форматах работы. Самый простой пример – обычный исторических или ему подобный музей, который интересен в большинстве своём определённой группе лиц, однако «общекультурные» учреждения нередко принимают целые школьные классы или даже студенческие группы, если их экспонаты состоят из объектов исследования определённой области науки. Тут уже люди ходят в музей ради просветительства (а в случае школьников – нередко просто в добровольно-принудительном порядке). Поэтому при организации музея такого рода стоит начать сотрудничество с учебными учреждениями, предлагая скидку на массовые походы. От этого предприниматель только выигрывает, потому что скидка на билеты не влияет на уровень дохода, ведь приходит одновременно много человек. Однако наиболее интересны школьникам, студентами и их преподавателям именно зарегистрированные музеи, которыми, как уже было замечено, чаще всего становятся некоммерческие предприятия.

Иной формат работы – это музеи необычной тематики, в мире существует огромное количество подобных мелких учреждений, которые собирают непонятные простому обывателю вещи. Самый банальный пример – музей вещей знаменитостей. Тут всё определяется фантазией основателя, однако самый большой риск в этом направлении – не найти аудиторию. С другой стороны, есть примеры музеев такого формата, в которые едут люди со всего мира. Стоимость билета в такие учреждения обычно на порядок дороже, чем билета в простой музей, хотя устанавливать такую цену может лишь известное учреждение. Следующая категория – музеи, рассчитанные на туристов, это как раз учреждения, которые больше всего зависят от сезона, зато могут в особых случаях заработать за пару месяцев в разы больше, чем обычный музей. Обычно эти музеи посвящены истории города, его архитектуре, искусству, каким-то событиям, происходившим в жизни города. Понятно, что успешным будет такой музей только в городе, который изначально интересен туристам. И отдельной категорией есть музеи, которые посвящены какому-то необычному направлению, которым увлекается сам организатор. Отличает такие музеи то, что большинство экспонатов – это продукт творческой мысли самого владельца музеев, такие учреждения как раз и начинаются с выставок в собственной квартире или доме. Это также может быть что угодно, но здесь нужно быть точно уверенным, что будет достаточно единомышленников, чтобы зарабатывать на этом. Дополнительную (а иногда и основную или даже единственную) статью доходов составляет продажа сделанных вещей; продажей экспонатов, в общем-то, может заниматься любой музей.

Таким образом, стоимость открытия музея может быть и очень небольшой, так и очень значительной, средний простой музей можно открыть (без учёта коллекции, стоимость которой, как было замечено, вообще не поддаётся оценке и высчитывается всегда индивидуально) за сумму около одного миллиона рублей с учётом резервных средств на поддержание работы в первые месяцы. Величина ежемесячных расходов составляет 200 тысяч рублей, и нужно отметить, что это очень большой показатель. Чтобы покрывать расходы, нужно содержать хотя бы страницу в интернете о своём музее, а для этого нужно вложить ещё дополнительно хотя бы 50 тысяч. Стоимость билета в музей начинается от 50 рублей (но даже не в такой, какой здесь описан, а гораздо более простой), средняя стоимость – 300 рублей. Таким образом, для покрытия расходов придётся привлекать ежемесячно почти 670 человек, или около 30 человек в сутки (учитывается рабочий месяц с 22 днями).

Для музея, который находится в относительно большом населённом пункте и имеет налаженное сотрудничество со школами и прочими учебными учреждениями, это вполне реально; для музеев другого формата и иного способа привлечения клиентов этот показатель может быть очень большим, невыполнимым. В связи с этим многие коммерческие музеи располагаются на малых площадях и обслуживаются одним человеком. Но популярное место всегда имеет своих посетителей, только нужно понимать, что пройдёт несколько месяцев тяжёлой работы, прежде чем станет много клиентов в открытом музее. Этот бизнес очень сложный, и подходит определённо тем, кто сам увлечён той или иной областью и готов развивать интерес к ней.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Матиас Лауданум
(c) - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса.

635 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 221933 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

Люди творческого склада нестандартно подходят к предпринимательству, превращая хобби в бизнес. Открытие музея: особенности, рентабельность, бизнес-план реализации оригинального проекта с расчетом окупаемости инвестиций.

Музей часто ассоциируется с историческими и монументальными направлениями - краеведческий, художественный, военный. На самом деле выставочными экспонатами могут быть абсолютно любые вещи, главное, чтобы присутствовал интерес широкой публики. Зачастую идея организовать музей как бизнес приходит в голову состоявшемуся коллекционеру, и тогда остается решить административные вопросы.

Плюсы и минусы

Прежде чем приступать к осуществлению задумки, необходимо оценить преимущества и недостатки проекта по открытию выставочного зала:

Плюсы Минусы
1 Деятельность не лицензируется, не нужны специальные разрешения и согласования. Дорогостоящее удачное расположение помещения. Если место арендуется, то возникает риск расторжения договора и перемещения коллекции, придется начинать все сначала.
2 Предприниматель способен самостоятельно выполнять всю работу. Обширный штат персонала требуется только в крупных музеях. Бизнес обычно имеет сезонность и сдвиг основной массы посещений в сторону выходных дней.
3 Если начинающий бизнесмен обладает редкими и необыкновенными объектами, то это повышает вероятность успешного развития дела. Чтобы адекватно оценить значимость коллекции, необходимо обладать специальными знаниями и умениями.

При реализации бизнес-идеи нужно обращать внимание на критические моменты. Например, составлять график работы музея так, чтобы люди имели возможность посетить заведение в субботу и воскресенье, а также в поздние вечерние часы.

Инструкция к действию

Если речь не идет о формате «музей на дому», то прежде необходим бизнес-план с расчетами базовых показателей как для идейного вдохновителя проекта, так и для привлечения инвесторов со стороны:

  1. Концепция предприятия.
  2. Регистрация в государственных органах.
  3. Подбор помещения.
  4. Ремонт и оборудование.
  5. Персонал.
  6. Реклама.
  7. Финансовые расчеты.

Шаги стандартные для развития любого дела, но везде есть свои особенности.

Концепция

В музейном бизнесе важно определиться с форматом и тематикой заведения. Вкусы людей быстро меняются, поэтому выбираются универсальные и непреходящие ценности, либо, наоборот, нечто эпатажное. Например, в музей эротики или орудий пыток ходит масса любителей острых ощущений.

В городах с изначально туристической направленностью проще - люди приезжают отдыхать, стараются получить новые впечатления и расширить кругозор. Такой контингент сам придет в музей, задача владельцев - ярко обозначить свое присутствие на картах, в справочниках, путеводителях. Чтобы привлечь аудиторию и создать место паломничества в обычный, ничем не примечательный пункт, прилагается немало усилий.

Музеи обычно бывают 2 типов:

Также различают моно-музеи и микс из различных тематик, объединенных под одной крышей.

Удачным решением будет соединить развлекательную и познавательную функции, например, как это сделано в музее Дарвина, с элементами шоу-программы, цветомузыкой, демонстрацией киноматериалов. Еще одна ниша в бизнесе - ориентация на узкий спектр интересов объемной аудитории.

Такой путь выбрал музей НЛО, бокса, ретро-автомобилей. Поклонники в этих сферах исчисляются тысячами, при постоянном обновлении экспонатов обеспечен стабильный поток клиентов.

Традиционной считается художественная направленность - галереи и пассажи с картинами, фотографиями, инсталляциями. Обязательно предоставляется возможность посетителям приобрести понравившиеся работы.

Любой частный музей, созданный не ради чистого искусства, а для извлечения финансовой выгоды, существенную часть дохода получает от реализации дополнительных услуг, продажи оригинальных экспонатов или копий. Часто плата взимается за разрешение вести кино- и фотосъемку на территории выставки.

До того как открыть свой музей, важно убедиться, что аналогичное заведение не функционирует в городе и окрестностях. Иначе затея обречена на провал - посетители будут ехать в известное и раскрученное место. Даже если максимально использовать рекламные средства, оттянуть и так немногочисленную аудиторию у конкурентов обойдется слишком дорого и нерентабельно.

Регистрация

После того как выбрано основное направление деятельности, нужно официально оформить бизнес. Зарегистрировать музей можно в 2 вариантах:

  1. Частное предприятие в виде ООО или ИП.
  2. Некоммерческое объединение.

Во втором случае ставка делается не на извлечение прибыли, а на приобретение национально-культурного статуса, с поддержкой от государства и субсидированной деятельностью.

Если тематика выставки касается археологических находок и ценных экспонатов, то необходимо получить согласование от Министерства культуры. В остальном, специальных разрешений и лицензий не требуется.

Помещение

Территория для размещения экспонатов подбирается под целевое назначение. Если планируется музей под открытым небом, то необходим земельный участок со сроком аренды более 20 лет или приобретенный в собственность.

Для закрытой выставки подойдет любое помещение. Организаторы специально выбирают заброшенные производственные площади для экономии средств и ради большого пространства. Небольшие экспозиции размещают в залах с малой квадратурой. Так как предполагается одновременное присутствие в помещении нескольких человек, то рассчитывается минимум на 40 кв. м.

Основные требования к помещению:

  • отдельное местоположение;
  • подъезд для транспорта и место для стоянки;
  • установка пожарной и охранной сигнальной системы;
  • наличие коммуникационных систем.

Все зависит от конкретного вида коллекции и формы реализации проекта. Арендные платежи будут входить в постоянные затраты бизнеса, поэтому лучше заранее найти выгодный вариант. Если заранее известно, что экспозиция будет открыта несколько месяцев в году, то выгодно заключить соглашение только на этот период.

При найме помещения существует риск расторжения договора. Так как в музейной деятельности стабильность местоположения является ключевым фактором, то наилучшим выходом будет вложение средств в приобретение недвижимости.

Ремонт и оборудование

Оформление помещения производится в соответствии с общей задумкой проекта. В отдельных случаях ремонт не выполняется. Например, в музее под открытым небом огораживается участок, и на территории размещаются экспонаты по разработанному плану. В традиционном выставочном зале может понадобиться тематический дизайн, под который необходимо сделать перепланировку, реставрацию или сложные ремонтные работы.

Обычно в музей необходимо установить:

  1. Пожарную и охранную сигнализации.
  2. Стеллажные конструкции.
  3. Витрины.
  4. Системы крепежей на стены, пол, потолки.
  5. Мебель для посетителей.

Чаще всего выставки проходят в закрытых помещениях, поэтому необходимо позаботиться о качественном освещении в залах и оснастить дополнительной подсветкой предметы экспозиции.

Если предусмотрена интерактивная модель функционирования музея, то потребуются экраны, стереосистема, компьютерные панели. Чтобы не допустить порчи коллекции, экспонаты ограждают от непосредственного контакта с людьми. Но большинство посетителей привлекает возможность прикоснуться к интересным вещам, поэтому имеет смысл выделить зону, где часть предметов разрешено рассматривать вблизи.

В музее нужен отдел для оказания дополнительных услуг - реализации товаров и сувениров, фотоплощадка, проведение мастер-классов. Необходимо выделить небольшую территорию для нужд персонала, администрации и санитарии.

Персонал

В масштабных музейных проектах задействовано большое число сотрудников:

  • экскурсоводы;
  • специалисты по коллекции;
  • менеджеры;
  • организаторы представлений;
  • подсобные рабочие;
  • охранники;
  • бухгалтера.

Скромную выставку владелец может организовать и представить самостоятельно, привлекая для отдельных нужд сторонние организации - реклама, обеспечение защиты, ведение учета.

В штат лучше набирать специалистов с опытом работы в музейной сфере. Частный бизнес привлекает сотрудников из государственных заведений повышенным уровнем зарплаты и разнообразием форматов деятельности. Поэтому при достаточном финансировании будет несложно нанять квалифицированный персонал.

Здесь можно скачать бесплатно в качестве образца.

Начальный этап запуска проекта по открытию своего музея не обойдется без затрат на рекламу. Если целевая аудитория четко определена и немногочисленна, то достаточно создать качественный оптимизированный интернет-сайт, оплатить первые места в выдаче поисковых сайтов и разместить информацию на тематических форумах.

В ситуации, когда музей задумывался для широкого круга посетителей, действовать нужно более масштабно:

  1. Сотрудничество с образовательными учреждениями и муниципальными властями.
  2. Установка указателей и информационных щитов в многолюдных местах.
  3. Реклама в интернете.
  4. Объявления в СМИ.
  5. Представление интересов на тематических конференциях и выставках.
  6. Заключение договоров о взаимовыгодной работе с конкурентами - отечественными и зарубежными.

Традиционный музей, размещенный в большой помещении, может предоставлять залы для проведения выставок экспонатов других направлений, тем самым расширяя аудиторию, которая заодно ознакомится с основной коллекцией.

Музеи ведут просветительскую, развлекательную и обучающую деятельность. Чем активнее организуются экскурсии, лекции, мастер-классы, тем большую известность получает заведение и увеличивается поток посетителей.

Видео: как открыть в России частный музей.

Финансовые расчеты

Чтобы определить величину инвестиций и рентабельность музея, необходимо располагать сведениями о проходимости, сезонности, стоимости билетов. Например, для открытия выставки оружия в закрытом помещении площадью 50 кв. м. потребуется вложить (при условии владения коллекцией и зданием):

Если в число расходов включается приобретение помещения и экспонатов, то стоимость запуска проекта увеличивается в 3-10 раз. Коллекция может полностью принадлежать предпринимателю, или часть предметов берется на время в другом месте - в отношении формирования и оценки выставки существует масса нюансов.

В состав постоянных ежемесячных затрат включается:

  • коммунальные расходы;
  • зарплата;
  • налоги;
  • реклама;
  • административные.

С течением времени и ростом популярности музея маркетинговые расходы снизятся до минимума, хотя полностью останавливать деятельность по привлечению посетителей нельзя. Среднемесячные затраты бизнеса составляют 250 000 руб.

Посещение выставок обходится россиянам минимум в 50 руб., усредненная стоимость составляет 300 руб. Ценообразование основывается на групповом характере музейных походов - семьи, школьные классы, туристические отряды. Стоимость билета выше 500 руб. неподъемна, поэтому такие расценки устанавливают заведения, ориентированные на финансово обеспеченную узкую категорию клиентов.

При графике работы с 2 выходными днями в неделю, в период максимальной активности музей принимает ежедневно до 50 человек. Ежемесячный доход составляет 330 000 руб., прибыль - 80 000 руб., рентабельность - 24%. Однако такие показатели достигаются в течение нескольких месяцев, остальное время выручка едва покрывает затраты. При удачном стечении обстоятельств инвестиции в проект окупаются за 2 года.

По отзывам предпринимателей, открывших частный музей, этот бизнес весьма специфический. Даже при крупных вложениях и правильных расчетах легко потерпеть неудачу - спрос на музейные ценности практически невозможно предугадать.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама