THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Цитата сообщения

Эль Греко

Великий грек из Испании
Итальянцы и испанцы называли художника Доменико Теотокопули Греком, под этим именем он и вошел в историю искусства. Само прозвище Эль Греко возникло от смешения двух языков, ибо по-итальянски оно должно было звучать как Иль Греко, а по-испански — Эль Гриего. Даже этот факт показателен для необычной судьбы художника, уроженца острова Крит, сформировавшегося в Италии и нашедшего в Испании не только вторую родину, но и почву, наиболее благоприятную для развития блистательного расцвета своего искусства.


Вид Толедо 1597-99

После краткого пребывания в Мадриде, не получив ни одного крупного заказа в Эскориале, Эль Греко уехал в Толедо — центр старой аристократии, сохранивший средневековый бытовой уклад, где его ждала интересная работа.
Толедо — город инквизиции и бесчисленных монастырей, высокомерных аристократов и фанатичных монахов. Рамон де Валье Инклан, уподобил его «пышному саркофагу, на дне которого покоятся героические кости, покрытые лоскутом савана».Немалую роль в представлении о Толедо сыграл образ, созданный Эль Греко. Толедо служил фоном для многих картин, а в позднем творчестве он писал его панорамные изображения.



«Святая Вероника с Нерукотворным Образом» Ок. 1580 Музей Санта Крус, Толедо


«Мальчик, раздувающий лучину» (1570-72) "Дующий" ("Soplуn")

Одна из "ночных" картин Эль Греко.
Плиний Старший в «Естественной истории» (I в. н. э.) описал утраченный шедевр древнегреческого художника Антифила из Александрии, современника и соперника знаменитого Апеллеса, Картина называлась «Мальчик, раздувающий огонь», Плиний писал, что "Антифилуса почитают за его картину, изображающую юношу, дующего на огонь. Всех поражает искусство, с которым изображен огонь, освещающий комнату и лицо юноши". Образ мальчика, дующего на тлеющий уголь, нередко возникал на втором плане произведений венецианских живописцев середины XVI в.




Lady with a Flower in Her Hair. c. 1590-1600. Private collection.


St. Louis King of France Louis IX


Портрет художника Джулио Кловио, хорвата по национальности (Неаполь, Национальный музей Каподимонте)


«Портрет кавалера с рукой на груди» (ок. 1577—1579)


«Дама в мехах» (1577-1580)

Сезан полагал эту картину лучшим женским портретом во всей мировой живописи, и неоднократно копировал.
Достоверно неизвестно, кто изображен на портрете, однако и вермя создания произведения, и свободная, даже интмная трактовка женского образа, и возраст молодой дамы на портрете, позволяет предположить, что художник изобразил Херониму де лас Куэвас, его неизменную спутницу жизни, мать Хорхе Мануэля, сына художника.



Portrait of a Lady, approx. 1594-1601, Philadelphia


The Virgin Mary 1590s Musée des Beaux-Arts, Strasbourg.


"Аллегория испанской пословицы"


"Тайная вечеря" Болонская национальная картинная галерея.
Это одна из первых работ Эль Греко маслом, до этого он писал темперой на деревянных досках. Так и не была завершена художником. Период его ученичества в Венеции.



«Погребение графа Оргаса» (1586—1588)

Картина заказанна толедской церковью Сан Томе (приходской церковью Эль Греко)
В основу ее сюжетного замысла положена средневековая легенда, о содержании которой повествует надпись на каменной плите, расположенной под картиной. Согласно легенде, кастильский вельможа дон Руис Гонсало де Толедо, граф Оргас пожертвовал этой церкви, в которой он выразил желание быть погребенным, большие сокровища. После его смерти в 1312 году, во время похорон, свершилось чудо: спустившиеся с неба св. Августин и св. Стефан предали погребению тело благочестивого графа собственными руками.
Полотно Эль Греко в скромной церкви Сан Томе стало украшением города. Один из современников художника, толедский священник Алонсо де Вильегас, писал в 1588 году, что иностранцы приезжали, чтобы посмотреть картину, и приходили от нее в восхищение, а сами толедцы не уставали ею любоваться, всегда находя в ней новое и с особенным любопытством изучая представленные здесь портреты «знаменитых людей нашего времени».



«Святой Апостол Иоанн Богослов» (1610-1614) Из серии апостолов «Апостоладос»

Греческое слово apostolos означает вестник, посланник. Господь избрал двенадцать учеников, дабы они пребывали рядом с Ним во время Своего служения на земле, были свидетелями Его смерти, воскресения и вознесения. Господь молился о них: "Как Ты послал Меня в мир, [так] и Я послал их в мир" Иоан.17:18.
Эль Греко было написано двенадцать изображений «Апостоладос»



Stigmatization of St. Francis (1585-1590) (102 x 97) (Baltimore, Walters Art Museum)


Portrait of Pius V


Св Идельфонс (ок 1607) (Вашингтон, Нац галерея)


Saint Martin and the Beggar, c. 1597-1600


Монах-доминиканец


Christ with a square halo, by El Greco, (1595 Ntl Gallery, Prague)


Алтарные картины и изображения святых для церкви Санто Доминго эль Антигуо.(1577—1579)

Это его первые заказы в Толедо. Они исходили от декана толедского собора дона Диего де Кастильо; с его братом Луисом де Кастильо Эль Греко был знаком еще в Риме. Дон Диего де Кастильо был исполнителем завещания умершей незадолго до приезда Эль Греко одной знатной португальской дамы, согласно которому все ее состояние передавалось монастырю Санто Доминго эль Антигуо для восстановления разрушавшейся монастырской церкви. Перестройка церкви была осуществлена в 1576 году по плану Хуана де Эрреры архитектором Николасом де Вергарой. Сооружение главного алтаря поручили Эль Греко.
На боковых алтарях изображены сцены «Поклонение пастухов» (сейчас в частной коллекции) и «Воскресение Христа» (сохранились на месте до наших дней). Центральный же алтарь представляет собой гигантский многоуровневый запрестольный образ с шестью картинами, написанными маслом на холсте.
В центре алтаря размещалась самая большая картина алтаря - сцена «Вознесение Марии», подписанная автором и датированная 1577 годом. Над ней - еще одно грандиозное произведение Эль Греко - «Троица» (сейчас находится в музее Прадо, Мадрид). Эти два прекрасных холста, так же как и поясные портреты пояса Св. Бенедикта и Св. Бернарда, были впоследствии заменены на копии, благодаря чему запрестольный образ сохранил свой первоначальный облик.


«Воскресение Христа» (1577-1579)

Картина «Воскресение» была написана Эль Греко для бокового алтаря (правого) церкви Санто Доминго эль Антигуо (Толедо), вероятно, в 1577-1579, сразу после завершения Центрального алтарного образа. Обязательное изображение на полотне Св. Идельфонса, покровителя Толедо, было упомянуто в договоре.
Вероятно в образе Св. Идельфонса художник представил портрет заказчика - дона Диего де Кастилья, декана Кафедрального собора в Толедо.



«Пьета», или «Оплакивание Христа»

Картина напоминает неоконченную скульптуру Микеланджело, которую называют «Пьета с Никодимом», или «Пьета Бандини» (1547-1555), ныне хранится в Флорентийском соборе. Вторая подобная картина «Пьета» - в коллекции Испанской общины Америки (Нью-Йорк). Отличие состоит в том, что она большего размера, написана маслом на холсте, а филадельфийская версия на эту же тему, темперой на деревеартине



«Крещение Христа» Моденский триптих (часть передней стороны)


«Гора Синай» с монастырем Св. Екатерины Моденский триптих (часть задней стороны)


Моденский триптих (ок. 1567-68) (передняя сторона)


Моденский триптих (ок. 1567-68) (задняя сторона)

Триптих называется Моденским по месту его хранения, или «Благовещение на горе Синай». Небольшой сборный алтарный образ с подвешенными на петлях боковыми панелями, расписанный с двух сторон, типичен для Крита XVI века, но его обрамление ближе к Итальянскому Ренессансу. Возможно, его заказчиком выступал представитель критско-венецианского семейства. Боковые створки триптиха открываются по очереди; он проводит зрителя от грехопадения человека до оправдания через Христа.
В 1506 г. в Риме была обнаружена скульптура «Лаокоон и его сыновья», выполненная родосскими скульпторами. Она вдохновила немало художников и ваятелей эпохи. Среди них оказался и Эль Греко, но по-своему:
В промежутке между группой на переднем плане и крепостными стенами можно видеть живого коня, неспешно скачущего в сторону города. Почему на картине Эль Греко деревянный конь оказался живым и способным без посторонней помощи попасть в город, и где толпы торжествующих троянцев? Такова была интерпретация великого мастера. Для него злой рок всегда живой.



Возвращение из Египта, 1567


«Святое семейство» Госпиталь Сан Хуан де Афуэра. Толедо.


«Успение Богородицы» (ок. 1560-1567)

Одна из немногих сохранившихся работ этого периода - икона «Успение Богородицы» из церкви Успения о. Сирос (Эгейское море). По всей вероятности, ее перевезли из монастыря Святой горы Успения Богородицы о. Псара во время Греческой революции в 1824 г.
Икона написана в соответствии с строгими канонами православной церкви.
Эту икону идентифицировали как раннее произведение Эль Греко после того, как в 1983 г. была обнаружена подпись автора на подставке канделябра в центре картины.
Первые 25 лет жизни Доменико Теотокопули (Эль Греко) провел на своем родном острове Крит, где обучался у мастеров-иконописцев.



«Портрет старика» Предположительно автопортрет Эль Греко


Фотография с аукциона Sothebys


Толедо

Текст Максим Петров lhttp://www.elgreco.ru/txt/p_tradic_3gl.shtml

Эль Греко (исп. El Greco; настоящее имя Доменико Теотокопули(Доменикос Теотокопулос); 1541, Кандия, Крит — 17 апреля 1614, Толедо, Испания ) — испанский живописец греческого происхождения. Став популярным и востребованным мастером при жизни, был предан забвению на целых три столетия после смерти. Благодаря пестрой биографии, живопись Эль Греко вобрала черты сразу нескольких мощных течений: византийской иконописи, итальянского Ренессанса и маньеризма, все это под соусом испанского мистицизма. После того, как его« заново» открыли, своеобычное и слабо поддающееся классификации творчество испанского грека стали относить к истокам модернизма , а его произведения начали цениться так же высоко, как и признанные шедевры старых мастеров.

Особенности творчества художника Эль Греко: перемещаясь на протяжении жизни из страны в страну, живописец взял наиболее понравившиеся ему черты от каждой из школ, с которой ему приходилось сталкиваться. Каллиграфическая точность критской живописи в сочетании с ярким колоритом византийской иконописи, мистический экстаз католических религиозных сцен и художественные приемы маньеристов позволили Доменико создать свой уникальный узнаваемый стиль, не позволяющий в чистом виде отнести его ни к одному из течений.

Известные картины Эль Греко: «Погребение графа Оргаса », «Поклонение имени Иисуса », «Вид Толедо », «Снятие одежд с Христа », «Апостолы Петр и Павел ».

В 1881 году директор музея Прадо откажется включать в коллекцию работы этого художника, заявив, что «нелепые карикатуры не имеют ничего общего с истинными произведениями искусства» . Спустя сто лет политика музея кардинально изменилась: для экспозиции картин Эль Греко выделят отдельное помещение и будут стремиться выкупить все доступные полотна его кисти. В наши дни Доменико Теотокопули в Испании почитают как национальную святыню, а в Толедо, где он провел большую часть жизни, расположен музей его имени.

Язык до Толедо доведет

Дату рождения художника определили исходя из того, что 1601 году он созвал гостей праздновать свой 60-летний юбилей. Поэтому считается, что будущий эксцентричный мастер родился в 1541 году недалеко от современной столицы острова Крит в семье сборщика налогов. Старший брат был таможенником, и семья не была стеснена в средствах. Доменико повезло: его не заставили учиться на стоматолога или юриста, а позволили развивать художественные наклонности. Он осваивал ремесло в иконописной мастерской, и в документе, датированном 1566 годом, значится, что художник Доменико Теотокопули — мастер миниатюр и фресок.

Усвоив уроки византийской иконописи, жадный до знаний критянин закономерно направил свой взор в сторону Италии, где в то время творили самые продвинутые и просвещенные мастера. В Венеции к критской манере молодого художника письма прибавились познания о перспективе и узнаваемый венецианский колорит. Следующей короткой остановкой на его пути стал Рим. Но там он долго не задержался из-за первого крупного скандала: своенравный и самоуверенный грек якобы позволил себе замечание о «Страшном суде » Микеланджело, которого не смогли простить ему итальянцы.

«Давайте уничтожим эту фреску, а я на ее месте напишу другую, которая будет более целомудренной и благородной, однако не уступит первой в мастерстве исполнения» , — эти неосторожные слова отправили дерзкого художника в Испанию, где он окончательно осел и превратился в Эль Греко — «грека» по-испански. Полное имя на его новой родине выговорить никто просто не был в состоянии, хотя на своих картинах он будет ставить подпись Kres — «критянин».

Прецедент Эль Греко

После неудачной попытки понравиться Филиппу II и закрепиться в качестве придворного живописца при королевском дворце Эскориале Эль Греко оседает в испанском городе Толедо. Здесь он окончательно оттачивает свой уникальный стиль, пишет свои лучшие произведения и наконец обретает заслуженные славу и почет, хотя и не без налета скандальности.

И дело даже не в рождении внебрачного сына Хорхе Мануэля от некоей особы Иеронимы де Лас Куэвас — в Испании таким фактом трудно было кого-либо смутить. И даже не в вызывающем образе жизни, не присущем живописцам, коих здесь считали ремесленниками. А жил Эль Греко на широкую ногу: арендовал роскошный особняк маркиза де Вильены(который ко всему прочему считался чернокнижником, отчего дом имел дурную славу), нанимал музыкантов, чтобы те развлекали его гостей музыкой во время званых обедов.

Конечно, для подобной роскоши нужны были средства. А изыскивал он их вследствие постоянных судебных разбирательств. Дело в том, что в Испании не было принято заранее оговаривать размер гонорара художников. Его определяли эксперты по завершении работы, и суммы, назначенные за его картины, никогда не устраивали Эль Греко, и он судился с заказчиками до тех пор, пока не получал сколько-нибудь соответствующую его представлениям оплату. И эти мытарства не прошли даром: благодаря гонору чужеземца, местные живописцы получили право оспаривать свои гонорары, ссылаясь на «прецедент Эль Греко».

При всей своей дерзости живописец оставался высокообразованным и интересным собеседником, с которым почитали за честь водить дружбу самые сливки толедской знати. В течение жизни ему удалось собрать солидную библиотеку на четырех языках — греческом, латыни, итальянском и испанском, — куда входили сочинения Гомера, Аристотеля, Плутарха, Еврипида, Петрарки, Вазари, работы по оптике и труды деятелей Возрождения.

Разорение, забвение и восстание из пепла

К сожалению, как и многие другие творческие натуры, Эль греко не умел сводить дебет с кредитом, что привело к печальным последствиям. Он влез в огромные долги, и к 1611 году у него накопилась двухлетняя задолженность по оплате аренды замка. Помимо финансовых проблем, художника начали одолевать хвори, и он заранее озаботился покупкой склепа при местном монастыре.

Несмотря на болезнь и почтенный возраст(дожил Эль Греко до 73 лет), он продолжал трудиться до самого последнего своего вздоха. Кончина его была символичной и драматичной — под стать его картинам, преисполненным религиозного мистицизма. Костлявая забрала Эль Греко 7 апреля, на Благовещение, в момент работы над последним полотном, изображавшем Богородицу. Заканчивать ее было суждено уже его сыну Хорхе Мануэлю.

Но даже смерть не стала финальной точкой в череде неурядиц, настигших живописца. В 19 веке монастырь, где хранились останки мастера, был разрушен до основания, и от могилы Эль Греко не осталось даже праха. Зато приблизительно в это же время он начал выходить из тени забвения как творец. К 20 веку справедливость восторжествовала, и живопись чудаковатого критянина, не до конца понятая и принятая предшествующими поколениями, наконец обрела заслуженное признание. Сбылось пророчество одного из современников Эль Греко, написавшего эпитафию: «Последующие столетия будут восхищаться его искусством, не имея возможности ему подражать» .

» Эль Греко

Творчество и биография - Эль Греко

Эль Греко , настоящее имя - Доменико Теотокопули , великий испанский живописец.

Родился в небогатой, но просвещенной семье в Кандии на Крите. Крит в те времена был владением Венеции. Учился, по всей вероятности, у местных иконописцев, еще сохранивших традиции средневекового византийского искусства. Около 1566 переселился в Венецию, где поступил в мастерскую Тициана. Знакомство с произведениями итальянских мастеров, особенно венецианских - Тициана, Тинторетто и Бассано, - имело большое значение для развития его мастерства. Помогал Тициану закончить «Мученичество Св. Лаврентия» по заказу испанского короля Филиппа II. Одновременно работал над созданием собственных произведений: «Изгнание торгующих из храма» и «Исцеление слепого» (ок. 1572). В полотно «Изгнание торгующих из храма» включил портреты Тициана, Рафаэля и Микеланджело, увековечив тех, чье творчество особо ценил. Под влиянием великих итальянцев в творчестве молодого живописца появилась жизненность и свобода композиции, появились жанровые сцены ( «Мальчик, раздувающий лучину» , ок. 1576) и др. Переехал в Парму, познакомился там с достижениями Корреджо в области светотени. В 1570 Доменико Теотокопули оказался в Риме, где стал известен под именем «Грека, ученика Тициана». Ему стал оказывать покровительство могущественный клан Фарнезе. Художнику был открыт доступ в богатейшие библиотеки.

Однако надолго художник в Риме не задержался: в этот период в Риме буквально боготворили Микеланджело, Эль Греко же позволил себе критически отозваться об одной из его фресок, что вызвало ненависть коллег, Эль Греко пришлось уехать.

В 1577 Эль Греко прибыл в Испанию. После недолгого пребывания в Мадриде он поселился в Толедо, городе старой феодальной аристократии, продолжавшей жить идеалами рыцарского прошлого. Сразу же включившийся в работу, Эль Греко в образе жизни не захотел отстать от толедской знати, он арендовал бывший дворец маркиза де Вильена, пользовавшийся славой пристанища духов. Сам не чуждый всяческой магии, художник зажил на широкую ногу в королевских апартаментах, завел большую библиотеку и домашний оркестр.

Ему не удалось добиться покровительства короля Филиппа II, но его ранняя работа в соборе Толедо была благожелательно принята в испанских религиозных кругах и повлекла за собой множество крупных заказов. Сведущий во многих областях искусства, Эль Греко исполнял не только росписи, но и архитектурно-скульптурное убранство алтарей во многих мадридских и толедских церквах. Популярность мастера была столь велика, что духовенство смирилось с незаконной женой художника и внебрачным сыном.

Первые написанные в Испании картины Эль Греко еще сохраняли черты, присущие его произведениям итальянского периода («Снятие одежд с Христа» , 1579). В 1579 мастер добился заказа от двора и создал картину «Видение Филиппа II» . В этой картине впервые художник применил новые творческие приемы: подчеркнуто вытянутые пропорции фигур, удивительная мерцающая колористическая гамма, беспокойная, подвижная линия рисунка. Картина не могла понравиться королю, и больше он с заказами к мастеру не обращался. В следующих картинах новая манера письма художника воплощена с наибольшей полнотой. Это - «Похороны графа Оргаса» (1586), «Благовещение» (ок. 1595-1600).

1590-е - период наибольшей активности и популярности Эль Греко. После смерти Филиппа II (1598) живопись Эль Греко получила официальное признание. Художника провозгласили Апеллесом своего времени. Вокруг него группируются художники, теологи, представители испанской интеллигенции.

На протяжении последних четырнадцати лет своей жизни (1600-14) он создал произведения, отмеченные усиленной выразительностью темы и исполнения, необычайной, почти мистической проницательностью в раскрытии индивидуальности персонажей портретов ( «Толедо в грозу» , 1600-10; «Встреча Марии с Елизаветой» , после 1609; «Апостолы Петр и Павел» , 1612-14). Его религиозные композиции нередко являли собой в живописи параллель к писаниям Св. Терезы и других испанских мистиков XVI века. Огромной выразительностью психологической характеристики обладают портреты Эль Греко: надменного Родриго Васкеса , президента Кастильского совета (ок. 1599), жестокого главного инквизитора Ниньо де Гевара (ок. 1601), красноречивого церковного проповедника и изысканного поэта Фра Ортенсио Паравесино (1609) и др.

Эль Гре́ко (настоящее имя Доменикос Теотокопулос, встречается также вариант Доменико Теотокопули; 1541-1614) великий испанский художник. По происхождению - грек родом с острова Крит. Эль Греко не имел последователей-современников, и его гениальность была заново открыта почти через 300 лет после его смерти - мастер занял почётное место в ряду важнейших представителей европейского маньеризма.

Биография Эль Греко

Грек по происхождению. Сведения о жизни, особенно о молодых годах, скупы и предположительны. Первоначально работал в поздневизантийской живописной манере в Кандии. В 1567-1570 жил в Венеции, возможно, был учеником или последователем Тициана, испытал влияние Тинторетто, Я. Бассано, посетил Парму, где высоко оценил Корреджо. В 1570 переехал в Рим, приобрел известность в римской Академии св. Луки. Пребывание в Риме чрезвычайно расширило кругозор молодого художника, связанного с гуманистической средой кардинала Алессандро Фарнезе и пережившего сильное влияние Микеланджело и поздних маньеристов. С 1577 жил и работал в Испании.

Творчество Греко

Расцвет творчества Эль Греко наступил в Испании, куда он отправился в 1577 году. Не получив признания при дворе в Мадриде, он поселяется в Толедо, где в скором времени получает заказ на сооружение главного алтаря в монастыре Санто-Доминго эль Антигуо.

Благодаря алтарным картинам «Троица», «Воскресение Христа» и др. художник приобрел широкую известность.

Троица Воскресение Христа Коронация Девы Марии

В 1579 г. для толедского собора Эль Греко исполняет «Эсполио» («Снятие одежд с Христа»). Композиция имела невиданный успех, однако этот заказ повлек за собой и первый судебный процесс, затеянный капитулом собора за «отклонение от канонов иконографии». Тяжбу художник выиграл. Впоследствии мастер сделал 17 повторений картины («Снятие одежд с Христа»).

Эль Греко был выдающимся портретистом. В Толедо он создал целую портретную галерею своих знаменитых современников: кардинала Таверы, ученого А. де Коваррубиаса, поэта И. де Себальоса. Один из самых знаменитых - портрет инквизитора Ниньо де Гевары.

Свою красавицу-жену, аристократку Иерониму де Куэвас, художник запечатлел на полотне «Портрет дамы в мехах». На многих картинах изображен их единственный сын Хорхе Мануэль.

Главным мотивом творчества Эль Греко всегда оставались религиозные картины, исполненные для церквей, монастырей, госпиталей Толедо, Мадрида и других городов.

Художника занимают мотивы мученичества святых («Мученичество св. Маврикия»), тема «святого семейства» («Святое семейство»), сюжеты из жизни Иисуса Христа («Несение креста», «Моление о чаше»).

Особое место в искусстве Эль Греко занимают образы святых; художник нередко изображает их беседующими друг с другом («Св. Иоанн и св. Франциск», «Апостолы Петр и Павел»). В творчестве Эль Греко нашли отражение местные предания, связанные с христианской верой и христианской церковью («Погребение графа Оргаса»).

Поздние работы Эль Греко («Лаокоон», «Снятие пятой печати»), в которых воображение художника принимает причудливые, ирреальные формы, не были поняты современниками.

Последней значительной работой Эль Греко стал пейзаж «Вид Толедо». Тяжело больной, почти лишенный возможности передвигаться, Эль Греко до последнего дня продолжал творить. Скончался художник 7 апреля 1614 г. и был похоронен в церкви Санто-Доминго эль Антигуо, украшенной его первыми живописными произведениями.

Техника живописи художника

Эль Греко учился в мастерской Тициана, но, однако, техника его живописи существенно отличается от техники его учителя. Для работ Эль Греко характерны быстрота и экспрессивность исполнения, которые приближают их к современной живописи.

Большинство его произведений исполнены следующим образом: линии рисунка наносились на поверхность белого клеевого грунта, который затем покрывался имприматурой коричневого цвета - жжёной умброй.

Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. Затем следовала моделировка форм в светах и полутонах белилами, и полутона при этом приобретали удивительный, характерный для Эль Греко серый перламутровый тон, которого невозможно добиться простым смешением красок на палитре. В тенях коричневая подготовка часто оставалась совершенно нетронутой. Поверх этого подмалёвка уже наносился красочный слой, как правило, очень тонкий. Местами он состоит практически из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт и имприматуру.

К примеру, на эрмитажном полотне «Апостолы Пётр и Павел» голова Петра написана одними лессировками без белил, благодаря чему её изображение даже не фиксируется на рентгенограмме.

Важную роль в технике живописи Эль Греко играет крупнозернистый холст, который активно формирует фактуру живописной поверхности.

Особое место в испанской живописи второй половины 16 – начала 17 века занимает Эль Греко (Доменико Теотокопули, 1541– 1614), художник философского мышления и мятежных порывов, разностороннего самобытного дарования, широкой гуманистической образованности. Его творчество, аристократическое, утонченно-интеллектуальное, отличают страстность, пылкая фантазия, доходящая до мистической экзальтации. Трагизм образов Эль Греко, их повышенная выразительность отразили дух современной ему жизни – острый кризис гуманистических идеалов, начавшийся в Европе во второй половине 16 столетия. Чувство одиночества, душевная неуравновешенность, как и настроение смятенности, безверия и тревоги, не были случайными. Для Эль Греко, человека тонкой душевной организации, окружающий мир был в состоянии крушения. Резкие социальные и идейные сдвиги 16 века, яростная борьба философских и религиозных направлений заставляли подвергнуть сомнению все – даже существование мира. Искусство Эль Греко было психологическим выражением внутренних трагических конфликтов, отражавших разлад личности с обществом.

Эль Греко родился и получил первоначальное образование на острове Крит, в возрасте двадцати пяти лет переехал в Италию. Истоки его живописи многообразны. Это традиции иконописи и мозаичного искусства Византии, со звучными переливами глубоких тонов. Они были восприняты Эль Греко от первых учителей на Крите. Это воздействие венецианских колористов, у которых он научился технике масляной живописи. Это реализм испанского искусства 16 века с его интересом к духовному самоуглублению; наконец, это – итальянский маньеризм, привлекший Эль Греко лишь внешними художественными приемами. Вычурность, холодная рассудочность и фальшивость чувств художников-маньеристов были чужды Эль Греко, образы которого полны внутреннего горения.

Уже зрелым мастером Эль Греко был приглашен к испанскому двору, но его искусство не нашло здесь признания. Местом творческой деятельности художника стал древний Толедо – город воинствующей веры и монастырей, надменной кастильской знати, враждебной королю. В этой избранной среде образованных людей, писателей, художников, музыкантов, понимавших противоречия современной Эль Греко Испании, драматически-экспрессивное искусство художника было понято и достигло расцвета. Он писал картины преимущественно на религиозные сюжеты, святых, изможденных аскетов в состоянии мистического экстаза. Поиски выразительных средств все более приводили его к субъективизму. Композиции его картин строились на ритмическом соотношении выпуклых угловатых форм, беспокойных волнообразных линий, произвольно смещающихся планов, смелых ракурсов, на контрастах света и тени, вносящих элементы динамики и передающих ощущение взволнованности. Сильно удлиненные фигуры в страстном порыве устремляются вверх. Обычно применяемый низкий горизонт увеличивает их масштабы. Деревья, скалы, небо, облака и одежды кажутся живыми. Их трепетные контуры повторяют неистовый ритм движения человеческих фигур. Весь мир воспринимается как одухотворенная, непрерывно изменяющаяся бушующая стихия, с которой человек не в сипах совладать. Сцены освещены фосфоресцирующим холодным светом. Нервный ритм усиливается благодаря длинным и беспокойным мазкам.

Эль Греко – величайший мастер колорита. Он любил пронзительно-светлый голубовато-серо-стальной тон, яркую киноварь, лимонно-желтые, изумрудно-зеленые, синий, бледно-розово-фиолетовые цвета во множестве оттенков, увеличивал силу каждого цветового пятна дополнительными. Однако цвет для Эль Греко не постоянный признак предмета, а выразитель взволнованных чувств. Контрастные холодные и горячие краски словно находятся в состоянии напряженной борьбы. Они насыщены мерцающим светом, как бы излучаемым предметами.

Самое значительное произведение периода расцвета творчества Эль Греко «Погребение графа Оргаса» (1586–1588, Толедо, церковь Сан-Томе) раскрывает основные черты искусства художника, его размышления о неизбежности смерти, о моральных подвигах, вознаграждаемых в потустороннем мире. В основе сюжета лежит средневековая легенда о толедском графе Оргасе, известном своими добрыми делами. Внизу композиции в сумеречном ночном освещении запечатлена торжественная погребальная церемония. На фоне черных нарядов идальго и серой одежды монаха мерцают золотом парчовые мантии святых, чудесным образом спустившихся с небес, чтобы похоронить Оргаса. Серебристо-желтое пламя факелов освещает белую одежду экстатически воодушевленного священника, заставляет сверкать серебряные латы графа, рождает таинственность атмосферы. Колорит образует торжественно-мрачную траурную гармонию. Самое замечательное в картине – остропсихологические портреты толедцев. Это люди разных возрастов и характеров – воплощение духовной красоты: на их строгих, замкнутых, бледных лицах можно прочесть силу чувств, оттенки настроений, тонкость ума, самоуглубленность, гордость, непреклонность. Вместе с тем все они объединены изумлением перед совершающимся чудом и глубокой скорбью при мысли о неизбежной смерти. Темные силуэты торжественно-неподвижны, скованы, но сдержанные жесты рук выдают затаенную взволнованность. Тема жизни, ее скрытого драматизма дана в сопряжении с темой неба – что характерно для Эль Греко.

Верхняя часть композиции представляет мир призрачных тревожных видений. Здесь все находится в драматическом движении. На небе, озаренном вспышками холодного света, Христос с сонмом святых принимает душу Оргаса. Сияющая тревожным холодным светом и светлыми красками небесная сфера по композиции противоположна сцене погребения с ее напряженной гармонией черного, серого, белого. Удлиненные угловатые фигуры бесплотны и подчинены бурному ритму линий и цветовых пятен. Им же вторят ритмы развевающихся угловатых негнущихся складок одежд и облаков. Вся композиция развертывается в пределах переднего плана, пространство уплотнено фигурами, что усиливает сгущенность эмоциональной атмосферы. Мастерски написаны рефлексы стали на доспехах, жемчуг, узоры белых кружев на черном бархате и другие декоративные детали, которые любили воспроизводить в живописи испанцы.

Свое понимание человеческих характеров Эль Греко выразил в образах апостолов Петра и Павла (1614, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Здесь противопоставлены разные типы людей. Слева задумчивый Петр с тонкими изможденными чертами. Холодный, переливчатый, золотисто-зеленый колорит, в котором написана его фигура, соответствует настроению печали, неуверенности. Повелительно-властный Павел строг и сдержан, но полон душевного горения. Пылающий цвет темно-красного плаща способствует раскрытию его характера. Жесты рук, образующих композиционный узел, выражают не действие, а внутреннее переживание, диалог, который объединяет обоих апостолов.

Тонкая проницательность художника проявилась в замечательных портретах, зорко схватывающих приметы внешности и особенности духовного облика людей. Круг портретируемых Эль Греко широк – он дает представление о различных типах людей Испании того времени. Художник писал портреты трогательных детей, ученых, утонченных поэтов, писателей, суровых воинов с умными одухотворенными лицами, надменных бледных кардиналов, отрешенных от жизни испанских идальго, людей из народа. Художнику чужда психологическая статика придворных испанских портретов 16 века. с характерной для них чопорностью, отражающей мертвенный, унылый дух испанского двора. По сравнению с портретами венецианских живописцев эпохи Возрождения в образах Эль Греко больше личного, субъективно заостренного, чувствуется взволнованное отношение художника к модели. За внешней оцепенелостью форм и бесстрастием лиц портретируемых ощущаются сжигающий их внутренний огонь, напряженная жизнь. В парадном портрете инквизитора Ниньо де Гевара (1601, Нью-Йорк, Метрополитен-музей) дан исторически достоверный образ страшного судьи. Он внешне сдержан, торжественная неподвижность выпрямившейся фигуры подчеркнута серебристо-золотистым фоном, разделенным по вертикали на две равные части. Внутренняя экспрессия как бы прорывается в движении разлетающихся складок светло-малиновой мантии – с преломляющимися в ней лучами света, с черными тенями; судорожный жест руки, схватывающей ручку кресла, выдает бушующие страсти фанатика. Подозрительный тяжелый взгляд искоса преследует зрителя. Раскрывая напряженный внутренний мир инквизитора, художник дает почувствовать характер мрачной эпохи.

Интеллектуальной и душевной тонкостью, трепетом жизни отмечен романтический образ ученого и поэта-мистика Парависино (1609, Бостон, Музей изящных искусств) с мужественным, но тонким, встревоженным лицом, с мечтательным взглядом; портрет написан стремительным мазком. Эль Греко сумел подметить в его лице и мгновенных движениях едва уловимые мимолетные настроения. Он обнаруживает в образе поэта непосредственность, мятежность духа и внутреннюю свободу. Духовный мир человека, который всегда был в центре внимания Эль Греко, художник раскрыл в становлении, изменчивости, в этом он намного опережал свое время. Ощущение жизни космических сил, во власти которых находится человек, нашло выражение в знаменитом пейзаже «Толедо в грозу» (1610–1614, Нью-Йорк, Метрополитен-музей), исполненном глубокого философского смысла, тревожного мироощущения. Своим творчеством Эль Греко подготовил новый этап в развитии психологических проблем испанской живописи, открыл новый путь решения живописных задач.

Расцвет испанской реалистической школы, развивавшейся в основном в рамках религиозной живописи в борьбе с идеализирующим придворным направлением, наступил в первой половине 17 столетия. Главными очагами реализма стали Севилья и Валенсия, в их художественной жизни ярко проявились передовые веяния.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама