THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Судьба человека - судьба народная (по рассказу Шолохова «Судьба человека»)

Одним из произведений М.А. Шолохова, в которых автор стремился поведать миру суровую правду о том, какой огромной ценой оплатил советский народ право человечества на будущее, является рассказ «Судьба человека», опубликованный в «Правде» 31 декабря 1956 года-1 января 1957 года. Шолохов написал этот рассказ в поразительно короткий срок. Всего несколько дней напряжённой работы было отдано рассказу. Однако творческая история его занимает многие годы: между случайной встречей с человеком, ставшим прототипом Андрея Соколова, и появлением «Судьбы человека» пролегло десять лет. Надо полагать, что Шолохов обратился к событиям военного времени не только потому, что не изгладилось впечатление от встречи с шофёром, глубоко его взволновавшей и подарившей почти готовый сюжет. Главным и определяющим было другое: минувшая война явилась таким событием в жизни человечества, что без учёта её уроков не могла быть осмыслена и решена ни одна из важнейших проблем современного мира. Шолохов, исследуя национальные истоки характера главного героя Андрея Соколова, был верен глубинной традиции русской литературы, пафос которой составляли любовь к русскому человеку, восхищение им, и особенно внимателен к тем проявлениям его души, которые связаны с национальной почвой.

Андрей Соколов - это истинно русский человек советской эпохи. В его судьбе отражены судьбы родного народа, его личность воплотила черты, характеризующие облик русского человека, прошедшего через все ужасы навязанной ему войны и ценой громадных, ничем невозместимых личных утрат и трагических лишений отстоял Родину, утвердив великое право на жизнь, на свободу и независимость своей родины.

В рассказе поднята проблема психологии русского солдата -- человека, воплотившего в себе типические черты национального характера. Перед читателем предстает история жизни обыкновенного человека. Скромный труженик, отец семейства жил и по-своему был счастлив. Он олицетворяет те нравственные ценности, которые присущи людям труда. С какой нежной проникновенностью вспоминает он свою жену Ирину («Со стороны глядеть - не так уж она была из себя видная, но ведь я-то не со стороны на нее глядел, а в упор. И не было для меня красивее и желанней ее, не было на свете и не будет!"»). Сколько отцовской гордости вкладывает он в слова о детях, особенно о сыне («И дети радовали: все трое учились на «отлично», а старший Анатолий оказался таким способным к математике, что про него даже в центральной газете писали…»).

И вдруг война... Андрей Соколов ушел на фронт защищать Родину. Как и тысячи других, таких же, как он. Война оторвала его от родного дома, от семьи, от мирного труда. И вся его жизнь как бы пошла под откос. На солдата обрушились все беды военной поры, жизнь вдруг ни за что начала бить и хлестать его изо всех сил. Подвиг человека предстает в рассказе Шолохова в основном не на поле боя и не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря («… До войны я весил восемьдесят шесть килограмм, а к осени тянул уже не больше пятидесяти. Одна кожа осталась на костях, да и кости-то свои носить было не под силу. А работу давай, и слова не скажи, да такую работу, что ломовой лошади и то не в пору.»). В духовном единоборстве с фашизмом раскрывается характер Андрея Соколова, его мужество. Человек все время оказывается перед нравственным выбором: спрятаться, отсидеться, предать или же забыть о грозящей опасности, о своем «я», помочь, спасти, выручить, принести себя в жертву. Такой выбор пришлось делать и Андрею Соколову. Не задумываясь ни на минуту, он бросается на выручку своим товарищам («Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду?»). В этот момент о себе он забывает.

Вдали от фронта солдат пережил все тяготы войны, бесчеловечные издевательства фашистов. Много страшных мук пришлось вынести Андрею за два года плена. После того, как немцы травили его собаками, да так, что кожа с мясом летели клочьями, а потом месяц держали в карцере за побег, били кулаками, резиновыми палками и всяческим железом, топтали ногами, при этом почти не кормили и заставляли много работать. И не раз смерть смотрела ему в глаза, каждый раз он находил в себе мужество и, несмотря ни на что, оставался человеком. Он отказался выпить по приказу Мюллера за победу германского оружия, хотя знал, что за это его могут расстрелять. Но не только в столкновении с врагом видит Шолохов проявление героического в натуре человека. Не менее серьезным испытаниям становятся его утраты. Страшное горе солдата, лишенного близких и крова, его одиночество. Ведь Андрей Соколов, вышедший из войны победителем, вернувший мир и покой людям, сам потерял все, что имел в жизни, любовь, счастье.

Суровая судьба не оставила солдату даже пристанища на земле. На месте, где стоял дом, построенный его руками, темнела воронка от немецкой авиабомбы. Андрей Соколов, после всего того, что он пережил, казалось, мог озлобиться, ожесточиться, сломаться, но он не ропщет на мир, не замыкается в своем горе, а идет к людям. Оставшись один на белом свете, этот человек всю сохранившуюся в сердце теплоту отдал сироте Ванюше, заменив ему отца. И вновь жизнь обретает высокие человеческий смысл: вырастить из этого оборвыша, из этой сиротки человека. Всей логикой своего рассказа М. А. Шолохов доказал, что его герой ни в коей мере не сломлен и не может быть сломлен жизнью. Пройдя сквозь тяжелые испытания, он сохранил главное: свое человеческое достоинство, любовь к жизни, человечность, помогающие жить и трудиться. Андрей остался добр и доверчив к людям.

Я считаю, что в «Судьбе человека» звучит обращение ко всему миру, к каждому человеку: «Остановись на минуту! Подумай над тем, что несет война, что может она принести!». Конец рассказа предваряет неторопливое авторское раздумье, раздумье много видевшего и знающего в жизни человека. В этом раздумье утверждение величия и красоты истинно человеческого. Прославление мужества, стойкости, прославление человека, устоявшего под ударами военной бури, вынесшего невозможное. Две темы -- трагического и героического, подвига и страдания -- все время сплетаются в рассказе Шолохова, образуя единое целое. Страдания и подвиги Соколова -- это не эпизод, связанный с судьбой одного человека, это судьба России, судьба миллионов человек, которые участвовали в жестокой и кровавой борьбе с фашизмом, но несмотря ни на что победили, и при этом остались людьми. В этом и заключается главный смысл этого произведения.

Рассказ «Судьба человека» обращен к нашим дням, к будущему, напоминает о том, каким должен быть человек, напоминает о тех нравственных принципах, без которых сама жизнь теряет смысл и которым мы должны быть верны в любых обстоятельствах.

В этом рассказе Шолохов изобразил судьбу рядового советского человека, прошедшего войну, плен, испытавшего много боли, тягот, потерь, лишений, но не сломленного ими и сумевшего сохранить теплоту души.
Впервые мы встречаем главного героя Андрея Соколова у переправы. Представление о нем мы получаем через впечатление рассказчика. Соколов- высокий, сутуловатый мужчина, у него большие темные руки, глаза «словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть». Жизнь оставило в его внешности глубокие и страшные следы. Но он говорит о своей жизни, что она была у него обыкновенная, хотя, как мы узнали позже, на самом деле она была полна ужасных потрясений. Но Андрей Соколов не считает, что Бог должен дать ему больше, чем другим.
А во время войны многих русских людей постигла такая же трагическая судьба. Андрей Соколов, словно ненароком, поведал случайному встречному горестную историю, которая произошла именно с ним, а перед нашими глазами встал обобщенный образ русского человека, наделенный чертами подлинной человечности и настоящего героизма.
Шолохов использовал здесь композицию «рассказ в рассказе». Соколов сам повествует о своей судьбе, этим писатель добивается того, что все звучит искренне и достоверно, и мы верим в реальное существование героя. Многое накопилось, наболело в его душе, и вот, встретив случайного слушателя, он поведал ему о всей своей жизни. Андрей Соколов прошел свой путь, как и многие советские люди: довелось ему и в Красной Армии послужить, и страшный голод, от которого умерли все его близкие, испытать, и на кулаков «поишачить». Потом он пошел на завод, стал рабочим.
Когда Соколов женился, в его жизни появилась светлая полоса. Его счастье было в семье. О жене Ирине он отзывался с любовью и нежностью. Она была умелой хранительницей домашнего очага, старалась создать в доме уют и теплую атмосферу, и это у неё получалось, за что муж ей был безмерно благодарен. Между ними было полное взаимопонимание. Андрей сознавал, что она тоже в жизни хлебнула много горя, для него в Ирине важна была не внешность; он видел её главное достоинство - прекрасную душу. А она, когда н приходил злой с работы, не озлоблялась в ответ, не отгораживалась от него колючей стеной, а стремилась снять напряжение лаской и любовью, понимая, что мужу приходиться много и тяжело работать, чтобы обеспечить им безбедное существование. Они создали друг для друга свой маленький мирок, куда она пыталась не пускать злобу внешнего мира, что ей удавалось, и они были счастливы вместе. Когда у них появились дети, Соколов откололся от товарищей с их пьянками, всю получку стал приносить домой. В этом проявилось его качество абсолютного отсутствия эгоизма по отношению к семье. Андрей Соколов нашел свое нехитрое счастье: жена- умница, дети- отличники, свой собственный домик, скромный достаток- это все, что ему было нужно. У Соколова очень простые запросы. Для него важны духовные ценности, а не материальные.
Но война разрушила его жизнь, как и тысячи жизней других людей.
Андрей Соколов пошел на фронт выполнять свой гражданский долг. Тяжело ему казалось прощание с семьей. Сердце его жены предчувствовало, что эта разлука навсегда. Тогда он оттолкнул на мгновение, разозлился, посчитав, что она его «заживо хоронит», а вышло все наоборот: он вернулся, а семья погибла. Эта потеря для него - страшное горе, и сейчас он винит себя за каждую мелочь, вспоминает каждый свой шаг: не обидел ли чем-нибудь жену, не сделал ли когда-либо ошибки, где недодал тепла своим близким. И с невыразимой болью он говорит: «До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда её оттолкнул!» Это потому, что нечего нельзя вернуть, ничего нельзя изменить, все самое дорогое утеряно навсегда. Но соколов несправедливо себя обвиняет, потому что он сделал все, что мог, чтобы вернуться живым, и честно выполнял этот долг.
Когда нужно было отвезти боеприпасы батарее, оказавшейся без снарядов под вражеским огнем, командир автороты спросил: «Проскочишь Соколов?» Но для него этот вопрос изначально был решенный: «А тут и спрашивать нечего было. Там товарищи мои, может погибают, а я тут чухаться буду?» ради товарищей он, не задумывался, готов подвергнуть себя любой опасности, даже пожертвовать собой: «какая же тут может быть осторожность, когда там ребята с пустыми руками воюют, когда дорога вся артогнём простреливается». И в его машину попал снаряд, и Соколов оказался пленником. Много боли, тягостей, унижений претерпел он в плену, но в любой ситуации он сохранял свое человеческое достоинство. Когда немец велел снять ему сапоги, то он протянул тому и портянки, чем поставил фашиста в глупое положение в глазах товарищей. И враги смеялись не над унижением русского солдата, а над своим же.
Это качество Соколова проявилось и в сцене в церкви, когда он услышал, что один из солдат угрожал молодому командиру его выдать. Соколову противна мысль, что русский человек способен на такое гнусное предательство. Андрей задушил негодяя, и ему стало так отвратительно, «будто он не человека, а какого-то гада душил». Соколов пытался бежать из плена, он во что бы то ни стало хотел вернуться к своим». Однако в первый раз ему это не удалось, его нашли с собаками, избили, истерзали и посадили в карцер на месяц. Но это его не сломило, мечта о побеге у него осталась. Его поддерживала мысль о том, что на Родине его ждут, и должны дождаться. В плену он переживал «нелюдские муки», как и тысячи других русских военнопленных. Их жестоко избивали, морили голодом, кормили так, что - бы только могли держаться на ногах, давили непосильной работой. Добивали и новости о немецких победах. Но и это не сломило несгибаемый дух русского солдата, вырвались из груди Соколова горькие слова протеста: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит». И какой-то подлец донес командиру лагеря об этом. Вызвали Соколова к лагерфюреру, а это означало растрел. Андрей шел и прощался с окружающим миром, но не себя жалел он в эти минуты, а жену Ирину и детей, однако прежде всего он думал о том, чтобы собраться с духом и бесстрашно глядеть в лицо смерти, не уронить чести русского солдата перед врагами.
Но впереди его еще ожидала испытание. Немец перед расстрелом предложил Андрею выпить за победу немецкого оружия и дал кусочек хлеба с салом. Это было серьезным испытанием для изголодавшегося до смерти человека. Но у Соколова была несгибаемая и поразительной силы патриотизм. Даже перед смертью, доведенный до физического истощения, он не поступился своим принципам, не стал пить за победу врагов, он выпил за свою погибель, он не стал закусывать и после первого, и после второго стакана и лишь после третьего откусил маленький кусочек. Даже немцы, не считавшие русских пленных за людей, были поражены удивительной стойкостью и чувством высочайшего человеческого достоинства русского солдата. Его мужество спасло ему жизнь, его даже наградили хлебом и салом, которое он честно разделил с товарищами.
В конце концов, Соколову удалось сбежать, но и тут он думал о долге перед Родиной и привез с собой немецкого инженера с ценной информацией. Андрей Соколов тем самым является образцом патриотизма, присущего русскому народу.
Но жизнь не пощадила Андрея, он не был исключением среди тысяч трагических судеб. Война отняла у него семью, и в самый День Победы его гордость – единственного сына. Но она не смогла уничтожить дух русского человека. Андрей сумел сохранить в душе теплоту для маленького мальчика, сиротки, которого нашёл у дверей чайной и стал для него отцом. Соколов не мог жить только для себя, это казалось ему бессмысленно, ему нужно было о ком то заботиться, на кого-то обратить не растраченную любовь к утерянной на всегда семье. В этом мальчике сосредоточилась теперь вся жизнь Соколова. И даже когда его постигла очередная неудача: подвернулась под машину на дороге злосчастная корова, и от него несправедливо отобрали водительские права, он не озлобился, потому что теперь у него был маленький человечек, для которого стоит жить и сохранять душевное тепло.
Вот так Шолохов представил перед нами нелёгкую жизнь одного рядового русского человека. Он – обыкновенный солдат – труженик, каких в Советской Армии насчитывались миллионы. И даже трагедия, пережитая им, не является исключительной: в годы нашествия фашистов на нашу страну многие люди потеряли своих самых дорогих и близких.
Таким образом, мы видим за этой личной, индивидуальной судьбой судьбу всего русского народа, народа-героя, вынесшего на своих плечах все тяготы и ужасы войны, отстоявшего в непосильной борьбе с врагом свободу своей Родины.

Материал представляет подробный план урока литературы по циклу рассказов М.А. Шолохова "Донские рассказы", справочные материалы к уроку, презентацию. Урок проводится в 11 классе по программе В.Коровина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока «Все наши, все мы люди, все крещены, все русские. И что деремся – Бог весть. Выдумали каких-то красных да белых и дерутся» (В.Зазубрин «Два мира») (Изображение гражданской войны в «Донских рассказах» М.А. Шолохова)

сл №1 сл.№2

Распята Россия врагами
На старом библейском кресте,
Который воздвигли мы сами
В душевной своей простоте...
Р.П.Кумов (донской казак)

Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побежденных она гибельна.
Демокрит
Страницы рассказов Шолохова густо окрашены кровью.
Ф.Г. Бирюков

ЦЕЛИ.

Предметная: в процессе анализа произведений подведение учащихся к пониманию того, что гражданская война является трагедией, войной братоубийственной, противоречащей нормам нравственности.

Личностная: воспитание чувства ответственности за свои поступки, объективное понимание истории своей страны.

Мета - предметные: развитие умения работать с информацией, развитие умения работать в малой группе.

Задачи :

  1. Учить мыслить логично, научно, творчески.
  2. Формировать элементарные навыки поисковой и исследовательской деятельности.
  3. Формировать и развивать положительное отношение, интерес, как к данному учебному предмету, так и к учению вообще
  1. Обобщить и систематизировать полученные в ходе предшествующих уроков знания учащихся о значении Октябрьской революции и гражданской войны в судьбах и творчестве русских писателей и поэтов;
  2. Развивать умение старшеклассников работать с дополнительной литературой, отбирать нужный материал в соответствии с темой;
  3. Развивать умение учащихся вести дискуссию, аргументировано отстаивать свою точку зрения;
  4. Отрабатывать навыки комплексного анализа текста;

Тип урока: интегрированный, проблемно-развивающий урок.

Технология: проблемное обучение с использованием ИКТ

Форма организации познавательной деятельности: групповая, коллективная

Методы:

  1. словесные, наглядные, практические,
  2. исследовательский, создание проблемной ситуации
  3. индуктивный.

Оборудование : тексты рассказов (М.А. Шолохов «Донские рассказы»), презентация, компьютер с проектором, опросные листы

УМК: Программа «Литература 5-11 класс» //В.Я.Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ . 9-е издание, переработанное и дополненное. - Москва, «Просвещение», 2009

Русская литература 20 века: Учеб. для 11 кл.: В 2 ч./ Под ред. В. П. Журавлева. - М.: Просвещение, 2006.

План урока

  1. Подготовка к восприятию проблемы. Вступительное слово учителя. Актуализация знаний учащихся. Определение целей урока.
  2. Создание проблемной ситуации. Выявление читательского восприятия, выявление особенностей “Донских рассказов” М. Шолохова.
  3. Формулирование проблемы. Планирование работы.
  4. Процесс решения проблемы. Работа в группах. Анализ рассказов “Родинка”, «Шибалково семя», «Алешкино сердце», “Чужая кровь”. На данном этапе урока используются такие приемы, как прием ассоциаций, эвристическая беседа, в ходе которой учителем задаются репродуктивные, проблемные, аналитические вопросы; следующие формы работы: групповая и индивидуальная.
  5. Доказательство правильности избранного решения. Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя. Рефлексия.
  6. Домашнее задание (Прием “Незаконченное предложение”).

ход урока:

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

Цель учителя к каждому этапу урока

1. Организационный

5 мин.

Сл.№3 Приветствие.
Краткое вступительное слово, постановка учебной задачи к уроку.

Посмотрите на тему урока, о чём сегодня пойдёт речь? Какую цель мы поставим перед собой? Зачем нужно анализировать художественное произведение? Попытайтесь определить цель нашей работы на уроке . Подберите ассоциации со словом «война».

Самое первое зло, поразившее человека, - война (в душе, в семье, между нациями и народами). Война заставляет одни народы истреблять другие. Самая страшная война – война гражданская. Совершенно справедливо замечание Демокрита: “Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побеждённых она гибельна”. Мы знаем уже, что писатели, не принявшие последствия революции, эмигрировали. Оставшихся несогласных с новой политикой постепенно уничтожили. Читатель видел только одну сторону событий – прославление революции и гражданской войны. Пример тому – произведения А. Фадеева, А.Серафимовича, и др.. Сегодня нам предстоит выяснить, проанализировав 4 рассказа М.Шолохова («Родинка», «Алешкино сердце», «Шибалково семя», «Чужая кровь»), почему М.А.Шолохов, сражавшийся на стороне красных, так последовательно на протяжении всего цикла «Донские рассказы» доказывает бессмысленность братоубийственной войны, какова главная идея «Донских рассказов», что становится центром идейного столкновения в “Донских рассказах” М. Шолохова?

Приветствуют учителя.

Слушают, принимают учебную задачу.

Настрой на урок.

Мотивация деятельности.

Обеспечить внимание каждого ученика и мотивировать на деятельность на данном уроке.

Создать условия для духовно-нравственного воспитания учащихся.

2. Актуализация опорных знаний

10 мин

сл. №4

Сл.№5

Планирование деятельности

Работу построим следующим образом:

Каждая группа анализирует полученный рассказ по вопросам опорного листа, пользуясь справочным материалом, текстом рассказа. В ходе работы лист заполняется.

Представитель от группы обобщает результат работы. Остальные группы имеют право дополнять или рецензировать услышанное.

Выступление оценивается учителем. Работу остальных членов группы оценивает выступивший.

В конце занятия подводим итог.

Двое учащихся реализуют творческое домашнее задание, выполненное на основе материала учебника и дополнительных источников: сообщения «М.А.Шолохов в годы гражданской войны», «История создания «Донских рассказов»»

Актуализированы знания и эмоциональные отношения с текстом, получена новая информация.

Ученики мотивированы на дальнейшую самостоятельную работу по изучению произведения.

Актуализировать знания о творческой истории произведения, его тематике.

Мотивировать на дальнейшую самостоятельную работу по изучению рассказов. Создать условия для развития речи, творческих, коммуникативных способностей, умений сравнивать новую и известную информацию.

3. Формирование новых знаний и умений на основе известных сведений.

22 мин.

Выслушивает результаты работы групп, задает, если это необходимо, вопросы, направляет работу учащихся

Сл.№ 6

Возможные вопросы

1) Анализ рассказа “Родинка”.

1. Поясните смысл названия. (Родинка – это не только примета, по которой узнает атаман убитого им сына, это и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами.)

2. Почему «родинка» – это счастье»? Подберите однокоренные слова. Что объединяет эти понятия? (Родинка, род, родня, родство, родина, народ)

3. Как вы определили главную тему. (Классовая борьба размежевала не только Дон, станицу, хутор, но и казачьи семьи.)

4 Что общее в душевном состоянии атамана и Николки? (Усталость от того, что они делают, желание все изменить)

6. Каковы сокровенные мысли героев(Николка- учиться, атаман- тоска по утраченному)

8. Согласны ли вы, что конфликт между красными и белыми уступает место другому, более важному – между нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны?

Сл. 7.

Возможные вопросы

2) Анализ рассказа “Шибалково семя”.

1. В чем, по – вашему, смысл названия? «Мой это сынишка, мое семя…»

2. Подберите родственные слова слову «семя». (Семья – семьянин)

3. Главная тема. (Утрата христианских представлений о безусловной ценности каждой человеческой жизни.)

5. Какова, на ваш взгляд, судьба ребенка? (Судьба ребёнка - не любовь, покой и счастье для себя: “...сын будет власть Советскую оборонять”.)

Сл.№8

3) Анализ рассказа “Алешкино сердце”.

Возможные вопросы

2. Кто изображен в рассказе негативно и кто является носителем добра?
3.Каков главный герой рассказа? Как он относится к окружающей его жестокости?
4. Можно ли говорить о высокой духовности Алешки? Его судьба?

сл.№ 9

4) анализ рассказа «Чужая кровь»

Возможные вопросы

1.Объясните смысл названия рассказа.

2. Как ведёт себя дед Гаврила при новой власти?

3. Что происходит в кульминации? Как меняется психологическое состояние Гаврилы?

4. Каков теперь путь героя? Что станет смыслом жизни?

5.Может ли у рассказа быть благополучный, “сказочный” финал?

Представляют результаты работы, слушают, отвечают на вопросы учителя.

Заполнить опросные листы (заранее получены).

Составляют схему, используя раздаточный материал, поясняют свое мнение, оформляют краткие записи в тетрадях.

Получили новые знания о приемах создания образов на основе известной информации, самостоятельной работы с художественным текстом и текстом учебника.

Получили установку на выполнение одного из домашних заданий.

Раскрыли для себя логику упорядоченности рассказов цикла.

Формировать новые знания и умения на основе известных сведений. Создать условия для развития речи.

Дать установку на заполнение опросных листов

Раскрыть учащимся логику упорядоченности рассказов цикла;

наметить другие аспекты (для дальнейшей деятельности).

4. Подведение итогов. Рефлексия

5
мин.

«Родинка» начинает, а «Чужая кровь» завершает шолоховский цикл, посвящённый Гражданской войне на Дону. Почему именно родинку использует автор как символ? Что же утрачивается в междоусобных бойнях? Возможно ли, согласно Шолохову, “в годину смуты и разврата” примирение враждующих сторон? КОРЕНЬ/ РОД- РОДИНА- РОДНЯ- СЕМЯ/БУДУЩЕЕ- СЕМЬЯ- СЕРДЦЕ/ЧУВСТВО-НАРОД

Обратимся к стихотворению Р.П.Кумова (донского казака). Используя крест как символ распятой в гражданской войне России и подобранный нами ряд ключевых слов, попробуем объяснить расположение названий рассказов на кресте – символе.

Сл.№ 10.

Шолохов – один из тех, кто заговорил о Гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжёлые последствия. Гражданская война для Шолохова – катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Здесь нет правых и виноватых, а значит, и не может быть победителей. Родинка – это не только примета, по которой узнаёт атаман убитого им сына, это и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами. Род, родня, родство, родина, народ – всё это оказалось расколотым, разрушенным Гражданской войной. Где выход? Однозначного ответа не было, да и быть не могло. Писатель возлагал надежды прежде всего на инстинкт самосохранения.

К пониманию каких проблем сделали мы шаг на сегодняшнем уроке?
- Какие страницы «Донских рассказов» вам
хотелось бы перечитать?

Что для каждого из вас на сегодняшнем уроке явилось открытием?

Какое задание было выполнить трудно?

Как бы вы оценили свой вклад в раскрытие темы урока и какую оценку поставили бы своим одноклассникам? (Устно, с возможными пояснениями)

Отвечают на вопрос. Заполняют схему- расположение названий рассказов на кресте.

Проанализировали логику развития урока для постижения авторского замысла.

Высказали «Я-позицию».

Получить обратную связь об осознанности учебных действий учащихся, результатах работы.

5. Информация о домашнем задании

3 мин.

Сл.№11

Поразмышляйте на тему “Гражданская война в “Донских рассказах” М. Шолохова”, написав мини - сочинение

Записывают домашнее задание и задают вопросы

Приняли домашнее задание.

Разъяснить домашнее задание.

Предварительный просмотр:

Справочные материалы

1.Характеристика казачества, как особого служилого сословия

Этимология слова “казак”: Много версий. Одна из них: слово “козак” тюркского происхождения, оно означает “вольный человек”. Другая версия – слово “козак” берет начало в монгольском языке, где слово “ко” означает “броня”, “латы”, а слово “зах” – означает “межа”, “граница”. Таким образом слово “козах” – “защитник границы”. Есть и другие версии.

Первое упоминание – 1444 г.. однако собственно история вольного казачества начинается с XVI века.

С конца XVIII – нач. XIX вв. правительство установило контроль над казачеством, и уже к концу XIX в. казаки становятся опорой самодержавной власти. Но казачество не было однородным. Так революционные события в нач. XX в. в России нашли поддержку среди казачьей бедноты. Однако большинство казаков оставались верными принципу: “Дед служил верой и правдой, отец служил и я буду служить”.

После Октябрьского вооруженного восстания именно Дон стал центром формирования Добровольческой армии. Именно на Дон стекались все недовольные советской властью и властью большевиков.

3. Биографическая справка

Михаил Александрович Шолохов родился в 1905 (?)г. в станице Вёшенской, что расположилась на берегу Дона.

Годы учебы (1914-1918) пришлись на первую мировую войну. Затем он возвращается домой и видит, что “Донская область стала ареной ожесточенной гражданской войны”.

В 1920г. Михаил добровольцем вступил в продовольственный отряд. “Приходилось бывать в разных переплетах”,- позже напишет он в автобиографии. Он вспомнит себя, шестнадцатилетнего, на допросе, который вел сам Нестор Махно, и то, как, отпуская подростка, “батька” пригрозил ему на будущее жестокой расправой. Вспомнит, как его, командира продотряда, приговорили к расстрелу за превышение власти.

События того времени явились фактическим материалом, который лег в основу его первых рассказов.

Позже, в 1922 году, в Москве М. Шолохов знакомится с молодыми поэтами и прозаиками А. Безыменским, М. Светловым, А. Фадеевым, составлявшими группу “Молодая гвардия”, которые помогли молодому писателю опубликовать его первые рассказы о гражданской войне в “Журнале крестьянской молодежи” и на страницах газеты “Молодой ленинец”. Впоследствии М. Шолохов объединил эти рассказы в сборники “Донские рассказы” и “Лазоревая степь”. Первые рассказы, вошедшие в сборник “Донские рассказы”, были напечатаны в 1924г., когда автору было около 19 лет.

В 1924 г. М.А. Шолохов возвращается в Вешенскую, где и живет постоянно.

Литературовед В.А. Чалмаев в учебнике литературы для 11-го класса определил шолоховскую позицию в «Донских рассказах» как “совесть молчащую, благословляющую кровопролитие”. Противопоставив «Донские рассказы» «Тихому Дону», он назвал исключением лишь рассказ «Шибалково семя», где герой после собственноручного расстрела матери умоляет спасти жизнь его ребёнку.

Американский исследователь Э.Симмонс в работе о Шолохове «Он избрал свой путь» отмечал, что “внимание к лучшим сторонам человеческой натуры в момент жестокой братоубийственной схватки” придаёт многим рассказам “гуманистическое звучание”.

Филолог Л.Г. Сатарова в статье «Брат на брата, сын на отца...» определила особенности «Донских рассказов» так: “У донских писателей до Шолохова нет этой потрясающей душу бессмысленности и греховности братоубийства. Очень рано созревает у него мысль о том, что в этой войне неправы обе стороны. Главную тему «Донских рассказов» можно определить так: расчеловечивание и красных, и белых в ходе войны и редкие минуты торжества очень трудного обратного процесса - вочеловечивания Шолохов оценил Гражданскую войну как национальную катастрофу, в которой не было и не могло быть победителей”.

Авторы книги «История русской литературы ХХ века. Советская классика. Новый взгляд» Л.П. Егорова и П.К. Чекалов пишут о книге М.А. Шолохова: “В «Донских рассказах» нет откровенной поэтизации подвига, нет романтических красок… Контрасты в его рассказах воссоздают реальные жизненные конфликты, через которые познаётся социальный разлом в среде донского казачества. Формой выражения социального у Шолохова часто становится внутрисемейный конфликт. Шолоховские сюжеты непосредственно посвящены фронту, который проходил почти через каждую семью независимо от её действительных убеждений а дальше вступала в силу логика борьбы, иногда не на жизнь, а на смерть. Показать объективным развитием действия кошмар братоубийственной борьбы - уже было проявлением гуманизма. Однако с середины 20-х годов и до сегодняшнего дня гуманистическое содержание этих произведений недооценивается.

В наши дни самым массовым изданием, приобщающим читателя к «Донским рассказам», является очерк Виктора Чалмаева. Как обвинение автору «Донских рассказов» предъявлены «психоз ненависти», «романтика расстрелов», нравственная «глухота», возведение в культ насилия, идеализация методов насилия «во имя высшей правды».

Исследователь В.В. Гура , автор книги «Как создавался “Тихий Дон”», считает, что “автор «Донских рассказов» полемизирует с упрощённым представлением о путях народа в революции и Гражданской войне. Он несёт в литературу жизненно трагические ситуации и человеческие судьбы, рассказывает о кровавых схватках минувшего времени, о трудных и противоречивых путях народа к новой жизни. Протест против ложноромантического изображения революционной схватки социально полярных миров заставлял Шолохова заострять конфликты своих рассказов, наполнять их запахами крови и пороха, драматическими столкновениями, захватившими глубины народной жизни”.

Прочитайте отрывки из диктовок М.А. Шолохова младшему сыну, приведённые в книге В.О. Осипова «Серый поток», и размышления о шолоховской позиции в романе американского слависта Э.Симмонса.

“Перед кончиной [Шолохов] многое доверил своему младшему сыну, даже такое по тем временам запретное:

«Гражданская война, она, брат, помимо всего прочего тем пакостна, что ни победы, ни победителя в ней не бывает... У тётки моей, у твоей бабки двоюродной, Ольги Михайловны, - четыре сына: Иван, Валентин, Александр и Владимир. Трое - бойцы Добровольческой армии, а Валентин - красный... Выбьют красные белых с хутора, Валентин заскакивает домой, воды попил, не раздеваясь: “Ничего, мать, не горюй! Сейчас всыплем этой контре, заживём по-новому!” На коня - и ходу! А мать в слёзы - волосы на себе рвёт... А через день таким же макаром Иван влетает. “Был Валька, подлюка? Ну, попадётся он мне! Ничего, погоди, мать, немного, выбьем вот сволоту эту с нашего Дона, заживём по-старому!” А мать уже об печь головой бьётся... И так ведь не раз, не два. Когда там по вашим учебникам гражданская закончилась? В 20-м? Нет, милый мой, она и сейчас ещё идёт. Средства только иные. Потому что у нас до сих пор что ни мероприятие - то по команде, что ни команда, то для людей, мягко сказать, обиды…. Это если мягко сказать. Паршивые, бездарные ученики мы у истории - вот что плохо. А у неё одно, весёленькое такое, правило есть. Всё, что для предков правым было, для потомков чаще всего неправым оказывается. И далеко ходить не надо. Всё, что нашим отцам-дедам дорого было, мы на штыки подняли. Но и всё, чем мы сейчас восторгаемся, и всех, кто восторгается, скорее всего уже наши внуки проклянут. А мы всё продолжаем думать, что нас минет чаша сия...”».

Легок ли творческий путь писателя? Ведь каждый великий романист с чего-то начинал, испытывал поражения. Чем известен Михаил Шолохов? Произведения, список которых рассмотрим в статье, все посвящены трагедии войны, историческому прошлому.

Произведения Шолохова. Всегда о вечном

Гражданская война 1917 застала Михаила Шолохова еще совсем юным и оставила на его творчестве незабываемый отпечаток. Он родился в 1905 году в семье донских казаков. Но во времена революции примкнул к красным. И все военные перипетии, которые пережила его родная станица, отобразил потом в своем главном романе «Тихий Дон».

После того как юный Михаил приехал учиться в столицу и познакомился с литераторами кружка «Молодая гвардия», он начал делать первые пробы пера, которые оценили как талантливую работу. Первый рассказ опубликован в Московской газете в 1924 году. Он назывался «Родинка». Еще несколько рассказов о казачьей жизни вошли потом в первый сборник писателя — «Донские рассказы».

Шолохов, берясь за новую рукопись, всегда руководствовался правилом — писать только правду. Большинство его книг — это художественно осмысленная история в деталях. В период Отечественной войны писатель был Увиденные страдания людей он передал в неоконченном романе «Они сражались за Родину», а также в рассказе «Судьба человека». Этот рассказ стал для советской России настоящим провозглашением добра и человечности, несмотря на все тяготы быта послевоенной жизни.

Роман, признанный миром. Нобелевская премия

Над самым известным произведением — четырехтомным романом «Тихий Дон» — писатель начал трудиться в возрасте 22 лет. И первый том уже был готов у него к 1927 году. Второй он предоставил печатным изданиям уже к 1928 году. Его талант затронул сердца как советских читателей, так и зарубежных.

Писательская работа Михаила Шолохова оценена в 1965 году, он был награжден за роман «Тихий Дон» самой желанной премией — писатель стал лауреатом Нобелевской премии. Признание получил роман не только как литературное произведение, с живыми характерами героев и захватывающим многоплановым сюжетом, но и как историческая работа, имеющая в своей основе глубокую проработку реальных хроник.

Михаил Шолохов: произведения. Список самых известных

Но признания достойны и другие его романы. Все произведения Шолохова, список которых не мал, заслуживают высокого статуса, так как работал над ними человек сильной, просветленной души и великого разума. Он сумел в гуще бедственных событий прошлого выделить главное - силу и красоту личности, и изменчивость судьбы.

В период работы над «Тихим Доном» Шолохов начал писать второй роман. Тоже большой и с несколькими сюжетными линиями. Книга «Поднятая целина» — это роман о событиях коллективизации. В ней освещены времена заговоров и смертей, связанных с различием взглядов.

Следующим большим историческим романом должна была стать книга «Они сражались за Родину». Но, к сожалению, писатель не успел ее закончить; он умер в 1984 г. на той же станице Вешенской, где родился.

по годам

Огромное трудолюбие писателя проявилось в том, что его книги выходили регулярно, и никакие трудности судьбы, даже война не заставили его бросить работу над прозой. Какие еще есть произведения Шолохова? Список их представлен ниже. Все они стали классикой и российской, и всемирной литературы.

  • 1923 г. — фельетоны в газетах.
  • 1924 г. — сборник «Донские рассказы».
  • 1924 г. — сборник «Лазаревая степь». В него вошли такие рассказы: «Коловерть», «Продкомиссар».
  • 1928 г. — напечатаны сразу 2 тома «Тихого Дона».
  • 1932 г. — 3 том «Тихий Дон» и 1 том «Поднятой целины».
  • 1940 г. — последний 4 том. Весь роман «Тихий Дон» переведен затем на многие европейские и восточные языки.
  • 1942 г. — опубликованы несколько глав из книги «Они сражались за Родину».
  • «Слово о Родине» — рассказ.
  • «Наука ненависти» — рассказ, напечатанный в июле 1942 года.
  • 1956 г. — «Судьба человека».
  • 1956 г. — 2 том романа «Поднятая целина».

Как видим, произведения Шолохова, список которых не так уж и мал, все исторические. Но в то же время в них отображаются и мысли и чувства героев, и уклад жизни казаков того времени, и философия обеих противоборствующих сторон конфликта. Шолохов действительно был талантлив. Ему поставлены памятники во многих городах России и на родной станице, которая сейчас находится в Ростовской области.

Кроме Нобелевской, он получил Ленинскую (в 1960 г.) и 1 степени в 1941-м. А также был награжден международной премией «София», предназначенной для награждения писателей Азии — «Лотос» и премией Всемирного совета мира в области культуры.

Экранизированные произведения Шолохова: список

Книги — это прекрасно! Но жизнь идет своим чередом. С развитием кинематографа были поставлены и сняты многие произведения Шолохова, список фильмов по мотивам книг писателя также большой. Картину по 4 томам романа «Тихий дон» снял наиболее полно режиссер Сергей Герасимович в 1958 г., получив за эту работу несколько наград.

«Мосфильм» снял фильм по рассказу «Судьба человека», в 1961 году экранизирован рассказ «Нахаленок», в 1963 г. снят фильм «Когда казаки плачут», а в 2005-м - короткометражный фильм The colt. Возможно, в будущем будут экранизированы иные произведения Шолохова. Список его работ вдохновляет новых писателей. Все его произведения составляют 8 полноценных томов.

Начиная изучать творчество писателя - уделите внимание произведениям, которые находятся на вершине этого рейтинга. Смело нажимайте на стрелочки - вверх и вниз, если считаете, что какое-то произведение должно находиться выше или ниже в списке. В результате общих усилий, в том числе, на основании ваших оценок мы и получим самый адекватный рейтинг книг Михаила Шолохова.

    В предлагаемую вашему вниманию аудиокнигу вошло несколько рассказов Михаила Александровича Шолохова из донского цикла, мастерски прочитанных его земляком Игорем Георгиевичем Тарадайкиным. Михаил Шолохов был свидетелем и участником кровавых событий гражданской войны, захлестнувшей нашу страну в начале ХХ века. Отношение казачества к революции, тяжесть выбора правой стороны и необходимость поднимать оружие на братьев – всё это было пережито самим писателем. Рассказы, вошедшие в сборник, – «Родинка», «Коловерть», «Семейный человек», «Чужая кровь» – сухие, малоэмоциональные и оттого невероятно достоверные истории жизни разных людей, попавших под беспощадные колеса революционных изменений. Даже смерть изображена с крайней обыденностью, в которой чувствуется невероятный трагизм времени, где уход из жизни привычен и непримечателен. ... Далее

  • В предлагаемую вашему вниманию аудиокнигу вошло большая часть рассказов из донского цикла Михаила Александровича Шолохова в исполнении заслуженного артиста Российской Федерации Владимира Левашева. Михаил Шолохов был свидетелем и участником кровавых событий гражданской войны, захлестнувшей нашу страну в начале ХХ века. Отношение казачества к революции, тяжесть выбора правой стороны и необходимость поднимать оружие на братьев – всё это было пережито самим писателем. Алёшкино сердце Бахчевник Двухмужняя Жеребёнок Кривая стёжка Лазоревая степь Нахалёнок О Донпродкоме и злоключениях заместителя Донпродкомиссара товарища Птицына О Колчаке, крапиве и прочем Пастух Председатель реввоенсовета республики Продкомиссар Путь-дороженька Смертный враг Червоточина Шибалково семя ... Далее

  • В аудиокнигу включены два рассказа Михаила Шолохова объединённые Великой Отечественной войны. «Наука ненависти» написана в 1942 году и опубликована 22 июня – а первую годовщину начала войны. Сюжет рассказа «Судьба человека» основан на реальных событиях. Весной 1946 года на охоте Шолохов встретил человека, который поведал ему свою печальную историю. В 1959 году рассказ был экранизирован режиссёром Сергеем Бондарчуком, сыгравшим главную роль. ... Далее

  • Михаила Александровича Шолохова многие поколения читателей знают в первую очередь как автора всенародно любимого романа «Тихий Дон» и таких произведений, как «Донские рассказы», «Они сражались за Родину», «Судьба человека». В 1965 году писателю была присуждена Нобелевская премия по литературе «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время». Роман Шолохова «Поднятая целина» входит в число самых известных произведений советской литературы. В станицу Гремячий Лог по заданию партии приезжает коммунист Давыдов. Он готов приступить к коллективизации, и его поддерживают председатель сельсовета Размётнов и секретарь партийной ячейки Нагульнов, но все трое встречают сопротивление со стороны местных жителей. Шолохов создал книгу, оставляющую далеко не однозначное впечатление: главные герои его романа – люди безусловно честные и вызывающие уважение, но вместе с тем одержимые идеей коллективизации («второй большевистской революции»), которая для многих оказалась жестокой и разрушительной. ... Далее

  • Роман-эпопея Михаила Шолохова «Тихий Дон» – одно из наиболее значительных, масштабных и талантливых произведений русскоязычной литературы, принесших автору Нобелевскую премию. Действие романа происходит на фоне важнейших событий в истории России первой половины ХХ века – революции и Гражданской войны, поменявших не только древний уклад донского казачества, к которому принадлежит главный герой Григорий Мелехов, но и судьбу, и облик всей страны. В этом грандиозном произведении нашлось место чуть ли не для всего самого увлекательного, что может предложить читателю художественная литература: здесь и великие исторические реалии, и любовные интриги, и описания давно исчезнувших укладов жизни, многочисленные героические и трагические события, созданные с большой художественной силой и мастерством, тем более поразительными, что Михаилу Шолохову на момент создания первой части романа исполнилось чуть больше двадцати лет. ... Далее

  • В этой книге вы прочтете новеллу «Судьба человека» и «Донские рассказы». «Судьба человека» (1956–1957 гг.) – пронзительный рассказ о временах Великой Отечественной войны. Одно из первых произведений советской литературы, в котором война показана правдиво и наглядно. Плен, немецкие концлагеря, побег, возвращение на фронт, потеря близких, тяжелое послевоенное время, попытка найти родную душу, спастись от одиночества. Рассказ экранизировал Сергей Бондарчук, он же и исполнил в нем главную роль – фильм начинающего режиссера получил главный приз Московского кинофестиваля в 1959 году. «Донские рассказы» (1924–1926 гг.) – это сборник из шести рассказов, описывающих события Гражданской войны. Хотя местом действия остается Дон, с его особым колоритом и специфическим казачьим духом, очевидно, что события в этих новеллах могут быть спроецированы на всю Россию – война обнажает чувства, именно в такое кровавое время, когда стираются границы дозволенного, яснее становится, кто смог сохранить достоинство и остаться Человеком, а кто нет. ... Далее



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама