THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Творчество Василя Быкова почти полностью посвящено теме Великой Отечественной войны. Уже в первых повестях писатель пытался освободиться от стереотипов при показе военных действий и поведения солдат и офицеров. В произведениях Быкова всегда изображаются острые ситуации на войне. Его герои обычно поставлены перед необходимостью срочного принятия решений. разрабатывает героико-психологическую разновидность повести, делая в ней упор на трагической стороне войны.
Писатель заставляет задуматься над смыслом понятия «подвиг». Можно ли считать героем учителя Мороза из повести «Обелиск», если он только принял смерть от рук фашистов вместе со своими учениками? Лейтенант Ивановский из повести «Дожить до рассвета» рисковал жизнями своих солдат и погиб вместе с ними, не выполнив задания. Герой ли он? Почти в каждой повести Быкова встречается предатель. Это смущало критиков, об этом предпочитали не писать.
Для художественной манеры писателя характерно сведение в одном произведении контрастных персонажей, с помощью которых он проводит нравственный эксперимент. Яркий пример тому – повесть , написанная в 1970 году. Автор ставит своих героев перед тяжелым выбором: либо спасти свою жизнь и предать, либо погибнуть от рук фашистов.
Сотников и Рыбак – это партизанские разведчики, которые отправились добыть продовольствие для укрытого в лесу отряда. Мы знакомимся с ними, когда они зимой пробираются с Горелого болота на хутор за продовольствием, чтобы спасти от голодной смерти партизан. Их отряд причинил оккупантам много вреда. После этого были посланы три роты жандармов для уничтожения партизан. «За неделю боев и беготни по лесам люди измотались, отощали на одной картошке, без хлеба, к тому же четверо были ранены, двоих несли за собой на носилках. А тут полицаи и жандармерия обложили так, что, пожалуй, нигде не высунуться».
Рыбак – сильный, находчивый боец, был старшиной в стрелковой роте. Когда его ранили, он оказался в глухой деревне Корчевке, где его выходили местные жители. После выздоровления Рыбак ушел в лес.
О Сотникове мы узнаем, что он до войны окончил учительский институт, работал в школе. В 1939 году его призвали в армию, а когда началась война, он командовал батареей. В первом бою батарея была разбита, а Сотников попал в плен, из которого со второй попытки бежал.
Быков отличался умением выстраивать психологические, нравственные парадоксы. Читатель не может угадать, как поведут себя его герои в экстремальных условиях. Писатель показывает, что судьба несколько раз предоставляет возможность герою сделать выбор, но что выберет он? Часто человек не знает самого себя. У каждого есть определенное мнение о себе, иногда даже уверенность в том, как он поступит в той или иной ситуации. Но это лишь придуманный образ собственного «я». В ситуации жесткого выбора проявляется все, что есть в глубине души, истинное лицо человека.
В повести автор параллельно раскрывает характеры своих героев, он хочет выяснить, какие нравственные качества дают человеку силы противостоять смерти, не уронив собственного достоинства. Быков не ставит вопрос, кто герой, а кто – нет, он знает, что героем может стать любой, а становится не каждый. Героем может стать только человек с твердыми нравственными принципами, которые закладываются в семье и укрепляются всю жизнь, когда человек не позволяет себе морально пасть ни при каких условиях. Сотников размышляет о том, что «в борьбе с фашизмом нельзя принимать во внимание никакие, даже самые уважительные причины». Победить можно было только вопреки всем причинам. Те, кто думают, что выше головы не прыгнешь, а против силы не попрешь, никогда не победят.
В повести Рыбак постоянно помогает больному Сотникову. Он берет на себя переговоры со старостой, чтобы Сотников согрелся, тащит на себе тушу овцы, возвращается к нему, когда раненый Сотников не смог уйти от обстрела. Рыбак мог бы уйти, бросить товарища, но именно совесть не дала ему так поступить. В целом Рыбак ведет себя правильно до последнего момента, когда надо выбрать: жизнь или смерть. У Рыбака нет таких нравственных ценностей, на которые можно было бы опереться в момент выбора. Он не может заплатить жизнью за убеждения. Для него «появилась возможность жить – это главное. Все остальное – потом». Потом можно попробовать как-нибудь выкрутиться и опять причинять вред врагу.
Быков в своей повести исследует не жизненную ситуацию, у которой всегда есть несколько решений, а нравственную, для которой необходимо совершить только один поступок. Для Сотникова последним поступком стала попытка взять на себя вину, чтобы не были расстреляны за помощь партизанам староста и Демчиха. Автор пишет: «По существу он жертвовал собой ради спасения других, но не менее, чем другим, это пожертвование было необходимо ему самому». По убеждениям Сотникова, лучше смерть, чем жить предателем.
Сцена пыток и избиения Сотникова производит тяжелое впечатление. В этот момент герой понимает, что по сравнению с телесной жизнью есть что-то более значимое, то, что делает человека человеком: «Если что-либо еще и заботило его в жизни, то это последние обязанности по отношению к людям, волею судьбы или случая оказавшимся теперь рядом. Он понял, что не вправе погибнуть прежде, чем определит свои с ними отношения, ибо эти отношения, видно, станут последним проявлением его “я” перед тем, как оно навсегда исчезнет».
Открытием для Рыбака становится простая истина: не так страшна физическая смерть, как нравственная. Каждый бесчеловечный поступок приближает моральную гибель. Страх смерти физической заставляет Рыбака стать полицаем. Герой должен пройти первую проверку на лояльность новой власти. Он казнит Сотникова, и тот умирает, как герой. Рыбак же остается жить, но жить, каждый день вспоминая сцену гибели Сотникова, старосты Петра, Демчихи, еврейской девочки Баси. Рыбак после казни Сотникова хочет повеситься, но писатель не дает ему сделать этого. Быков не дарит своему герою облегчения, это была бы слишком легкая смерть для Рыбака. Теперь он будет помнить виселицу, глаза людей, мучиться и проклинать день, когда родился. Он будет слышать слова Сотникова «Пошел к черту!» в ответ на сказанную шепотом просьбу простить его, Рыбака.

Нравственный выбор героев в повести В.Быкова "Сотников"

"Война есть противное человеческому естеству состояние", - писал Л. Толстой, и мы вынуждены согласиться с этим утверждением, ведь война приносит страх, кровь, слезы. Война также является и испытанием для человека.

Проблема нравственного выбора героя на войне характерна для всего творчества В.Быкова. Эта проблема ставится практически во всех его повестях: "Альпийская баллада", "Обелиск", "Сотников" и др. В повести Быкова "Сотников" подчеркнуто заострена проблема подлинного и мнимого героизма, которая составляет суть сюжетной коллизии произведения.

В повести сталкиваются не представители двух разных миров, а люди одной страны. Герои повести - Сотников и Рыбак - в обычных условиях, возможно, и не проявили бы свою истинную натуру. Но во время войны Сотников с честью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак перед лицом смерти меняет свои убеждения, предает Родину, спасая свою жизнь, которая после предательства теряет всякую цену. Он фактически становится врагом. Он уходит в мир иной, чуждый нам, где личное благополучие ставится выше всего, где страх за свою жизнь заставляет убивать и предавать. Перед лицом смерти человек остается таким, каков он есть на самом деле. Здесь проверяется глубина его убеждений, его гражданская стойкость.

Идя на задание, они по-разному реагируют на предстоящую опасность, и кажется, что сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен к подвигу, чем хилый, больной Сотников. Но если Рыбак, который всю жизнь "ухитрялся найти какой-нибудь выход", внутренне готов к предательству, то Сотников до последнего дыхания остается верным долгу человека и гражданина. "Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть... Иначе зачем тогда жизнь? Слишком нелегко дается она человеку, чтобы беззаботно относится к ее концу".

В повести Быкова каждый занял в ряду жертв свое место. Все, кроме Рыбака, прошли свой смертный путь до конца. Рыбак стал на путь предательства только во имя спасения собственной жизни. Жажду продолжения жизни, страстное желание жить почувствовал следователь-предатель и, почти не раздумывая, в упор ошеломил рыбака: "Сохраним жизнь. Будешь служить великой Германии". Рыбак еще не согласился идти в полицаи, а его уже избавили от пыток. Рыбак не хотел умирать и кое-что выболтал следователю. Сотников во время пытки терял сознание, но не сказал ничего. Полицаи в повести изображены тупыми и жестокими, следователь - хитрым и жестоким.

Сотников примирился со смертью. Он хотел бы умереть в бою, но это стало для него невозможно. Единственное, что ему оставалось, определиться в отношении к людям, оказавшимся рядом. Перед казнью Сотников потребовал следователя и заявил: "Я - партизан, остальные тут ни при чем". Следователь приказал привести Рыбака, и тот согласился поступить в полицию. Рыбак старался убедить себя, что он не предатель, что убежит.

В последние минуты жизни Сотников неожиданно утратил свою уверенность в праве требовать от других того же, чего он требует от себя. Рыбак стал для него не сволочью, а просто старшиной, который как гражданин и человек не добрал чего-то. Сотников не искал сочувствия в толпе, окружавшей место казни. Он не хотел, чтобы о нем плохо думали, и разозлился только на выполнявшего обязанности палача Рыбака. Рыбак извиняется: "Прости, брат". "Иди ты к черту!" - следует ответ.

Что случилось с Рыбаком? Он не одолел судьбы заплутавшегося на войне человека. Он искренне хотел повеситься. Но обстоятельства помешали, и остался шанс выжить. Но как выжить? Начальник полиции полагал, что "подобрал еще одного предателя". Вряд ли начальник полиции видел, что творится в душе этого человека, запутавшегося, но потрясенного примером Сотникова, который был кристально честным, выполнившим долг человека и гражданина до конца. Начальник увидел будущее Рыбака в служении оккупантам. Но писатель оставил ему возможность иного пути: продолжение борьбы с врагом, возможное признание в своем падении товарищам и, в конечном итоге, искупление вины.

Произведение проникнуто раздумьями о жизни и смерти, о человеческом долге и гуманизме, которые несовместимы с любым проявлением эгоизма. Углубленный психологический анализ каждого поступка и жеста героев, мимолетной мысли или реплики - одна из самых сильных сторон повести "Сотников".

Папа Римский вручил писателю В.Быкову за повесть "Сотников" специальный приз католической церкви. Этот факт говорит о том, какое общечеловеческое, нравственное начало усматривается в этом произведении. Огромная нравственная сила Сотникова состоит в том, что он сумел принять страдания за свой народ, сумел сохранить веру, не поддаться той низменной мысли, которой поддался Рыбак. "Все равно сейчас смерть не имеет смысла, она ничего не изменит". Это не так - страдания за народ, за веру всегда имеют смысл для человечества. Подвиг вселяет нравственную силу в других людей, сохраняет в них веру.

/ / / Анализ повести Быкова «Сотников»

Повесть Быкова «Сотников» это в первую очередь история о непростом выборе, с которым в военные годы мог столкнуться практически любой человек. Сбежать или остаться и помочь, уйти или вернуться и отомстить, сдаться или сражаться до конца, умереть или выжить, но при этом добровольно сдаться в рабство.

Быков создает абсолютно разных героев. Каждый из них имеет свое мнение, каждый из них в силу разных на то причин делает нелегкий выбор. Петр, становится старостой только для того, чтобы его односельчанам не смогли причинить вреда. Перед этим он долго не хочет сотрудничать с полицаями, а пойдя на этот шаг, в тайне, даже прячет у себя дома маленькую девочку с «еврейскими корнями».

Является образом общего всенародного горя и безысходности. Она многодетная мать, заботится о своих детях, с утра до вечера работает. Но между тем она становится сообщницей Рыбаку и Сотникову, когда те прячутся от преследования у нее в избе. Долг перед родиной обязал эту женщину постараться спасти партизан, за что она впоследствии и поплатится жизнью.

Девочка Бася является олицетворение всех тех кого незаслуженно убили на войне. Ведь она, как и многие не несла никакой угрозы фашистам. С ней расправляются безжалостно, не давая ни единого шанса выжить только потому, что испытывают ненависть к еврейскому народу. Такая агрессия, направленная на уничтожение людей ничем не оправдана. Но между тем, и детей и взрослых продолжали уничтожать, на них, как на животных ставили опыты, их сгоняли в лагеря.

Что касается партизан и , то здесь Быков решил поставить каждого мужчину перед выбором – идти до конца, или сломаться и сдаться. Каждый партизан сначала ведет себя более чем достойно. Сотников несмотря на сильную болезнь, отправляется на тяжелейшее задание. А Рыбак, когда товарища ранили, не оставил его в беде, а помог, хотя имел возможность уйти и выполнить задание – принести продовольствие партизанам.

Но оказавшись в плену, в темном и сыром подвале, мужчины начинают понимать, что убежать отсюда уже не смогут. Их, как и всех «заключенных» ждет неминуемая смерть. Безысходность, подталкивает каждого к принятию самого главного решения всей жизни. Сотников решает взять всю вину на себя и спасти всех от казни. Мужчина готов умереть, если это поможет выжить другим. Он сделал для себя выбор совести и чести, ведь в его понимании, каждый достойный и уважающий себя мужчина – поступил бы так же.

А вот у Рыбак был с ним не согласен. У него в голове крутилась одна мысль, о сохранении своей жизни. Страх полностью поработил мужчину, и тому ничего не оставалась, как перейти на сторону немцев. Ему нужна была жизнь, просто потому, что не хотелось умирать.

Однако после казни товарища и других пленных до Рыбака начинает доходить признание собственной никчемности. Он столько времени боролся против фашизма, и теперь оказался врагом, причем для самого себя. Позже мужчина все же постарается свести счеты с жизнью, но будет уже слишком поздно – шанс достойно умереть Быков давал лишь однажды…

Повесть «Сотников» — одно из главных произведений о войне 1941-1945 года, с которым всем нам предстоит ознакомиться в школьные годы, когда тема верности и предательства особенно актуальна для нас. В этом возрасте очень важно научиться разбираться в людях и их намерениях. Так что разбор данной книги от Многомудрого Литрекона поможет не только любителям истории, но и всем тем, кто хочет сразу узнавать в окружающих хорошие и плохие черты.

Василь Быков написал повесть “Сотников” в 1969 году. Идею для сюжета он взял из своей собственной жизни. Во время войны он встретил сослуживца, который в какой-то момент согласился сотрудничать со сторонниками немецкой армии. Эта встреча натолкнула автора на рассуждения о готовности человека предать принципы ради спасения собственной жизни.

Изначально произведение называлось “Ликвидация”, но позже автор поменял название на фамилию одного из героев. Почему же Быков назвал повесть “Сотников”? Ведь даже большая часть сюжета подается от лица Рыбака. Можно предположить, что таким образом он показывает нам свое отношение к ситуации, сложившейся в произведении. Автор дает понять, что сам он целиком на стороне Сотникова и тоже выбрал бы смерть с чистой совестью, а не служение врагам. Кроме того, именно этот герой является катализатором всех событий. Он согласился идти на задание, не находясь в лучшем самочувствии. Из-за его состояния партизаны потеряли много времени в дороге. Из-за него полицаи нашли их в доме Демчихи. Т. е самопожертвование Сотникова стало причиной всех ужасных событий. Таким образом, именно он и является главным героем произведения.

Жанр и направление

Произведение “Сотников” является реалистической повестью, так как основано на истории, действительно произошедшей в годы войны. Автор правдиво показывает суть партизанских отрядов, их занятия и цели. Быков и сам был участником военных действий, поэтому многие моменты произведения написаны как бы от “первого лица”.

Кроме того, писатель отмечает, что философская основа произведения построена на экзистенциализме, т. е. человеческая жизнь признается иррациональной, непостижимой уму. Два абсолютно разных человека оказываются в одинаковых обстоятельствах и, хотя один умирает, а второй остается живым, итог жизни этих людей один — они обречены.

Суть

Основные события происходят во время вылазки двух бойцов за провизией для партизанского отряда. 26-летний учитель болен простудой, но вызывается пойти в селение вместе с Рыбаком — крепким и здоровым парнем. Мужчины идут на риск, кругом нацисты, но другого выхода нет — нужно помочь отряду.

В дороге напарников заметили оккупанты, завязался бой, и партизаны вынуждены были отступать, чтобы спрятаться в деревне. Там они забрались в дом с ребятишками, и пришедшая хозяйка сдалась на уговоры и оставила бойцов у себя с риском для жизни.

Из-за болезни Сотникова полицаи все же нашли беглецов и повели на допрос. Учитель выдержал все пытки, а Рыбак испугался и согласился сотрудничать с врагами. В финале несговорчивого пленника казнят, но он выбивает у себя из-под ног подпорку, чтобы не дать сделать этого бывшему товарищу.

Рыбаку стыдно за свой выбор, он все еще надеется сбежать от фрицев к своим, но читатель понимает, что ему не удастся это сделать. У предателя больше нет родины.

Главные герои и их характеристика

  1. Сотников заглавный герой повести, бывший учитель, 26 лет. В начале войны командовал батареей, но попал в плен. После побега присоединился к одному из партизанских отрядов. Сотников является примером человека с железными жизненными ориентирами, которые не могут измениться под действием каких-либо обстоятельств. Обладает слабым здоровьем, которое, по сути, и является причиной многих событий, происходящих в повести. Для Быкова этот герой -моральный ориентир, пример нравственной стойкости, выбравший “чистую” смерть, а не “грязную” жизнь. Все описание Сотникова строится именно на силе его характера, которая противопоставляется физической силе Рыбака.
  2. Рыбак — напарник Сотникова, полная его противоположность. Хороший солдат, сила которого основана на отличном здоровье и выносливости. В начале войны был старшиной отряда, ушел в партизаны после ранения. В первой части произведения именно Рыбак вызывает симпатию. Он отправляется в опасный поход, чтобы помочь своему отряду, при этом практически тащит за собой больного Сотникова. Он представляется человеком ответственным, сильным, надежным. Но в ходе развития действий он превращается в предателя, помогающего убить своего друга. Однако Рыбака нельзя назвать исключительно плохим человеком. Он — лишь жертва обстоятельств, сложившихся во многом не из-за него. Несмотря на это, персонаж, конечно же, сам несет ответственность за нравственный выбор, который он делает. Ничто не может оправдать его в полной мере. Хотя и трудно обвинить человека в желании жить, однако жизнь ли -служение врагам, уничтожающим все, что тебе дорого? Конечно нет. И сам Рыбак это понимает, но в тот момент, когда стало уже слишком поздно, чтобы поменять решение.
  3. Демчиха — простая русская женщина, в дом которой Сотников и Рыбак случайно забрели в поисках укрытия. Хотя сначала она и не очень добро настроена по отношению к партизанам, в итоге помогает им, за что потом сама и погибает. Обстоятельства ставят перед ней тяжелый нравственный выбор: помочь партизанам или выдать их и точно спасти себя и детей. Но душа обычной русской женщины не может сдать своих, она пытается найти самый положительный выход из ситуации и помочь всем.

Тематика и проблематика

В повести «Сотников» Василь Быков затрагивает множество важным тем, которые особенно характерны для произведений с военной тематикой: смелость, героизм, самопожертвование, верность, любовь к родине, предательство, но основой всего произведения является проблема нравственного выбора. Каждому из героев приходится принимать свое трудное решение. Сотников и Рыбак могут выбрать, кем стать: мертвым героем или живым предателем. Демчиха решает: обеспечить безопасность своей семье или попытаться помочь партизанам. Даже старосте Петру приходится выбирать (хотя это действие и происходит еще до начала повествования): отказать полицаям и подпортить и без того плохую жизнь односельчан или принять предложение, помочь окружающим, но повесить на себя ярлык предателя

В этом и заключается одна из главных нравственных проблем войны. Каждый день нужно выбирать: либо придерживаешься своих принципов и живешь плохо, а может и вообще умираешь, либо идешь на сделку с совестью ради лучших условий или сохранения жизни.

Так основные темы описывал сам писатель:

Про задумку “Сотникова” В. Быков писал: “Прежде всего и главным образом меня интересовали две моральные проблемы, которые можно сформулировать так: “Что такое человек перед уничтожающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности защитить жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?”

Главная мысль

Конечно, далеко не все могут сделать выбор, который мы бы посчитали правильным, опираясь на наши нравственные ценности, но ведь у каждого они свои. Не нужно осуждать человека за его выбор, лучше смотреть за своими действиями. Именно поэтому авторская позиция Быкова практически не заметна. Он описывает ситуацию, показывает разные пути выхода из нее, и все же окончательное решение остается за каждым из нас. Но для того чтобы потом не жалеть о содеянном, необходимо расставить правильные приоритеты. Писатель на практике показывает, что сила духа гораздо важнее физической силы, поэтому человек должен развивать ее и полагаться именно на нее в сложных обстоятельствах. Выбирать можно лишь тогда, когда оба пути доступны, а малодушным людям самопожертвование не по плечу.

При этом, автор дает нам урок: нужно уметь нести ответственность за свои поступки и решения, в этом и смысл финала книги. Рыбак практически сразу же осознал, что сделал только хуже для себя, теперь ему придется страдать, даже самостоятельно закончить жизнь не представляется возможным. Это мучение теперь и становится его ответственностью за предательство. В этом и заключается основная идея произведения.

Чему учит?

Писатель заложил в книге важную мораль, а именно – превосходство моральных ценностей над земными потребностями. Все мы хотим жить, но для высоконравственных людей в этом вопросе важно не «что», а «как». Можно пресмыкаться и унижаться, вымаливая возможность существовать, но позволительно ли назвать это полноценной жизнью? Едва ли. Поэтому для них гораздо важнее, как жить. Потеряв возможность самостоятельно выбирать, Сотников отказывается и от жизни, ведь то, что предпочитает Рыбак, кажется ему не спасением, а пыткой.

Вывод из прочитанного текста можно сделать такой: важно правильно расставить приоритеты и жить по своему морально-нравственному кодексу, несмотря на возможные негативные последствия, иначе отступление от него может грозить полным разочарованием в жизни.

Критика

Советская критика положительно оценивала данную книгу, и даже европейские авторы высказывались о ней весьма позитивно.

В «Сотникове», по мнению венгерского критика Антала Вечека, автор не стал с самого начала разграничивать героев на плохих и хороших, как это делали его коллеги. Напротив, он смешал краски, показав подлинного человека с большой буквы больным и слабым, а изменника – ответственным и сильным любимцем коллектива. Так он показал неоднозначность внешних проявлений человеческой натуры.

В книге «Литература дальних дорог» Клод Прево написал, что Сотников упорно «верит в великие принципы и в человеческую нравственную силу» и гибелью своей вдохновляет людей на сопротивление нацизму. Герой даже встречается взглядом с мальчиком и улыбается ему одними глазами, чтобы передать ему свое последнее слово.

По замечанию Кати Яневой из Болгарии, Василь Быков «умеет «слушать» своих непретенциозных героев, улавливая много больше того, что они говорят, глубоко заглядывая в их психику и социальные истоки их поведения».

Но были и другие случаи, когда писатель не был понят рецензентами. К примеру, Шарлотта Шмитц заявила, что между поступками персонажей нет разницы в том смысле, что оба они пришли к поражению. Один отдал жизнь, другой – честь. Оба не были довольны результатом, да и для партизанского отряда польза от их рейда сомнительна.

На это Быков ответил жестко:

Я не знаю, каковы критерии подвига у Ш. Шмитц, но для меня Сотников - герой. Да, он не разгромил врага, но он оставался человеком в самой бесчеловечной ситуации. Как подвиг выглядит его стойкость и в глазах тех нескольких десятков людей, которые явились свидетелями его последних минут и на чьих глазах искал свой путь к спасению жизни Рыбак.

Повести Быкова о войне считаются самыми правдивыми и психологичными во всей литературе 20 века. Именно он сумел показать её лицо так, как никто другой, немалую роль сыграло то, что сам писатель был участником войны. Повесть про двух друзей-партизанов, которую изучают в 11 классе, сложна и разнопланова тематически и композиционно. В повести “Сотников” анализ стоит начинать с истории создания, которая затрагивает биографию автора. Полный анализ произведения будет полезен для подготовки к тестированию и написания творческих работ.

Краткий анализ

Год написания – 1969 год. В 1970 году повесть опубликована в редакции “Нового мира”.

История создания – повесть написана на основе встречи Быкова с однополчанином, который считался погибшим, но на самом деле попал в плен и стал предателем. Двадцать лет прошло с момента встречи до воплощения сюжета в творчестве автора.

Тема – цена выбора, жизнь и смерть, проблема нравственного выбора и его последствия.

Композиция – двухчастная композиция, построенная на сопоставлении двух главных героев.

Жанр – повесть.

Направление – реализм. Быков описывает прошедшую войну, судьбы людей, основанные на реальных событиях.

История создания

Сюжет повести Быкова “Сотников” взят из реальной жизни: после встречи писателя в 1944 году с однополчанином, считавшимся погибшим. Оказывается его боевой товарищ попал в плен, а после, чтобы выжить, согласился на сотрудничество.

Вспоминая прошлое, автор рассказывает о том, что этот человек считался образцом и примером для однополчан, “посмертно” его наградили как героя и ставили в пример молодым бойцам. Все были уверены, что он погиб. И вот в конце войны он оказался в плену, как прислужник власовцев, потерянный и морально угнетённый. Товарищ честно рассказал Быкову, что поначалу думал, что удастся сбежать, не стрелял в людей, не проявлял жестокости, пытался выжить. Цена такого выбора слишком страшна, чтобы до конца жизни быть предателем.

Эта встреча настолько взволновала писателя, что он “списал” образ Рыбака с боевого друга и постарался показать обе грани выбора, который делает человек, не осуждая, не оценивая чужих поступков. Василий Быков часто ставит своих героев в экстремальные ситуации, на самую грань, когда человек вынужден принять судьбоносное решение.

Писатель, прошедший войну, знает её в лицо и пишет правдиво и остро о том, что ему близко: героизм и трусость, опасность и предательство, сила характера и нравственный выбор. Первоначально повесть была названа “Ликвидация”. Однако позже автор акцентировал смысл названия на главном герое. Критика приняла повесть положительно, Быков был известен, как мастер слова, опытный и талантливый писатель.

Тема

История о двух товарищах-партизанах, которые отправляются за провизией для отряда, развивается стремительно. Обстоятельства, которые окружают героев усложняются с каждым шагом: болезнь, голод, ранение. Именно “в беде” познаются товарищи. Поэтому автор выбрал ситуацию, в которой не может быть третьего решения: быть живым предателем или мёртвым героем.

В ситуации, которая касается жизни, “каждый за себя”, именно так решает Рыбак, пытаясь оправдать свою позицию. Инстинкт самосохранения, моральная незрелость, жажда жизни – что-то не даёт герою сделать последний шаг, тот, который мог бы спасти его от совести. Автор построил повествование так, что читатель воспринимает ситуацию детально и не берётся осуждать предательство Рыбака, невольно приходит мысль: “А какой выбор сделал бы я?”.

Осуждать и оценивать – это не то, чему учит нас повесть; сделать выбор и нести ответственность за его последствия, перешагнуть грань, за которой человек теряет себя или погибнуть – вот суть и идея произведения . Быков показывает двух молодых людей, которые воспитаны в одинаковых условиях, они росли и формировали свои характеры, зрели и учились жизни.

Однако в плену Сотников смог остаться человеком, выдержал пытки и достойно принял смерть, а его товарищ сломался, предал своих, стал палачом своим товарищам. Страшная правда войны, ставящая человека в нечеловеческие условия – это то, что всегда интересовало писателя. Таким образом, тематика повести: нравственный выбор человека, война и её роль в судьбах людей, цена человеческой жизни.

Композиция

Композиция повести двухчастная: действие разделено на “до” и “после” того, как герои попадают в плен. На этом же строится и проблематика произведения: каков человек перед самым страшным выбором в своей жизни? Вся композиция построена на противопоставлении двух героев Сотникова и Рыбака.

Их диалоги, внутренние монологи, воспоминания из прошлого – призваны раскрыть два, с виду похожих, мировоззрения, но абсолютно не совпадающих нравственных позиций. Повествование, вмещающее всего двое суток, кажется объёмнее и насыщеннее благодаря авторским приёмам: сны, отрывки сознания, разговор героев с совестью, сцены из прошлого.

Писатель раскрывает персонажей многогранно и правдиво, то приближая, то отдаляя каждого из них, чтобы глубже понять их характер, поступки, жизненную философию. Нет ни оценки автора, ни намёка на его отношение к героям, только события в плену показывают сущность героев. Картины, которые открываются читателю тонкие и психологически точные, у писателя есть замечательный дар – делать героев родными, близкими и пронзительно несчастными. Эта особенность свойственна всем произведениям военной тематики В. Быкова.

Главные герои

Жанр

Для воплощения своей творческой идеи Быков выбрал именно повесть. Она больше всего подходит для реалистичного сюжета, небольшого по объёмы описываемого отрезка времени. События, описываемые автором достойны романа, они монументальны в плане раскрытия характеров и судеб людей. Но своеобразное ограничение по жанру было вполне оправдано. Это излюбленный жанр Быкова, его привычная форма, она традиционна и универсальна для писателя. Повествовать о войне так, как это делает Быков, масштабно и правдиво, в рамках далеко не простого жанра повести – особое искусство.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама