THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

«Собачье сердце» так назвал свою фантастическую повесть М. Булгаков. Она состоит из девяти глав и эпилога, события разворачиваются последовательно, однако финал возвращает читателя к началу повести, когда дворняга Шарик приобретает свой первоначальный вид. Повествовательная перспектива часто меняется: автор иногда доверяет повествование то самому Шарику, используя несобственно прямую речь (две первые главы), то доктору Борменталю, который ведет «историю болезни», занимающую всю V главу.

Москва в произведении описывается глазами бродячего пса - Шарика. Этот грязный, голодный пёс днём и ночью бегает по Москве времён НЭПа в поисках пропитания. Он очень не глуп и по-своему оценивает город тех далёких времён. С развитой в то время мелкой частной торговлей»... по всей Москве развесили зелёно-голубые вывески с надписью МСПО - мясная торговля». Со всей той грязью и на улицах «опилки на полу и гнуснейший дурно пахнущий бакштейн». И грязью в головах «Здесь порой винтом закипали драки, людей били кулаком по морде». Тут же Шарик учится читать: « «А» он выучил в «Главрыбе» на углу Моховой, а потом и «Б» - подбегать ему было удобнее с хвоста слова «рыба», потому что при начале слова стоял милиционер». Это умение он повсеместно применяет в своей жизни, читая таблички с надписью «Сыр» или «неприличными словами не выражаться и на чай не давать». Шарик, которому только, что обварили бок, довольно интересно оценивает людей: «Дворник из всех пролетариев самая гнусная мразь», «Повар попадается разный. Например,- покойный Влас с Пречистенки, скольким жизнь спас».

Шарик сочувствует бедной машинистке, «бегущей в подворотню в любовных фельдперсовых чулках»: «ей и на кинематограф не хватает, на службе с неё вычли, тухлятиной накормили, да половину её столовских сорока копеек завхоз украл. У неё и верхушка правого лёгкого не в порядке, и женская болезнь на французской почве». Вводя образ машинистки в повесть, Булгаков даёт нам понять, что основное большинство людей того времени ведут вот такой жалкий образ жизни.

И тут Шарик представляет себе её любовника. «Надоела мне моя Матрёна, намучился я с фланелевыми штанами, теперь пришло моё времечко. Я теперь председатель и сколько ни накраду - всё на женское тело, на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо. Поэтому что наголодался я в молодости, достаточно будет с меня, а загробной жизни не существует».

На мой взгляд, именно в этом монологе и раскрывается суть всех тех людей, которые пришли к власти (в частности Швондера). Люди, которые в молодости натерпелись страданий, встав у «руля» власти, не пытаются помочь стране выйти из кризиса, а заботятся только о себе. И в этом же монологе мы видим, что автор упрекает советскую власть в искусственной поддержке этих людей. Разрушив церкви и пропагандируя атеизм, советская власть «конвейером» создавала людей, которые стремились получить всё именно на земле. Которым не чужды никакие методы для достижения своей цели. И вот этот любовник, говоря «...а загробной жизни не существует…», стремится удовлетворить лишь свои физиологические потребности: «...женское тело на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо», нисколько не заботясь о своих духовных потребностях. Хотя есть ли они у него? Наверное, всё же нет.

Но вернёмся к Шарику. Он, конечно, и жалеет бедную девушку «А самого себя мне ещё больше жаль. Не из эгоизма говорю, о нет, а потому, что мы действительно не в равных условиях. Ей-то хоть дома тепло, ну а мне, а мне... Куда пойду?» - думает пёс под свист метели. Он отчётливо видит свою дальнейшую судьбу «Я очень легко могу получить воспаление лёгких, а, получив его, я, граждане подохну с голоду».

И тут в «столбе метели появляется некий господин. Шарик сразу понимает, что этот гражданин «умственного труда человек». И вот этот незнакомец приводит Шарика в свою квартиру. Тут звучит одна из ведущих сквозных тем в творчестве Булгакова - это тема дома как сосредоточения человеческой жизни. На фоне бурной жизни в Москве квартира выглядит неким «островом спокойствия». Шарика в первую очередь поражает убранство квартиры «Великое множество предметов загромождало богатую передню. Тут же запомнилось зеркало до самого пола, оленьи рога в высоте, бесчисленные шубы и калоши и опаловый тюльпан с электричеством».

На мой взгляд, в образе квартиры Булгаков хочет показать читателю всё то, что теряет Россия после революции. А теряет она старый мир с его устоями и нравами отнюдь не зверскими и жестокими. Хозяином этой квартиры является профессор Преображенский. Он светило мировой науки и занимается вопросами омоложения. Он полностью отдаётся работе: днём принимает пациентов, вечером, а иногда и ночью изучает медицинскую литературу. Не чужд Филипп Филиппович и земных радостей, любит ходить в театр, хорошо поесть, со вкусом одеться. Политикой он не занимается, новая власть раздражает его бескультурьем и хамством. Фамилия у Преображенского говорящая: преобразить профессор собрался нашего Шарика. В образе Преображенского Булгаков показывает нам старую интеллигенцию. И, действительно, автор симпатизирует Филиппу Филипповичу. У Преображенского есть жизненные ценности: «Успевает всюду тот, кто никуда не торопится». «Я сторонник разделения труда. В большом театре пусть поют, я буду оперировать. И никаких разрух...» «Никого драть нельзя, на человека и на животное можно действовать только внушением.» Все эти реплики помогают нам представить лучше хозяина квартиры. Мы понимаем, что перед нами человек образованный, умный, умудрённый опытом жизни.

Помощник Преображенского - доктор Борменталь. Он восхищается своим учителем, его талантом, мастерством. Но в самом Барментале мы не видим такого гуманизма как, у его учителя. Борменталь способен разгневаться и даже применить силу, если нужно.

Этим двум образованнейшим людям в повести Булгаков противопоставляет Швондера. Истории жизненного пути Швондера в повести нет, но мы можем с лёгкостью догадаться, где он учился, какое образование получил. Швондер в сопровождении товарищей является к профессору, что бы отобрать у него лишнюю площадь, то есть отобрать две комнаты. Рисуя образ Швондера, автор указывает нам на наличие в нём таких качеств как агрессивность, уверенность в своей вседозволенности. Образ Швондера и его свиты высмеивается тонкой булгаковской сатирой. «Во-первых,- перебил и его Филипп Филиппович,- вы мужчина или женщина?». Спрашивает Преображенский у одного из пришедших. Автор даёт нам понять, что у власти в стране стоят именно такие люди как Швондер. Конфликт между Швондером и Преображенским это конфликт между аристократией и пролетариатом. «Вы ненавистник пролетариата!- гордо сказала женщина. «Да я не люблю пролетариата, печально согласился Филипп Филиппович». Делая Преображенского победителем в этом конфликте, Булгаков даёт нам понять, что он симпатизирует именно аристократии. С её устоями и сильными качествами, такими как независимость, образованность, гуманность, культурность и верность родине.

Повесть “Собачье сердце”, написанная М. А. Булгаковым в 1925 году, является откликом писателя на окружающую его действительность, на результат тех коренных преобразований, что произошли в России в 1917 году.
В произведении воссоздается современная автору жизнь – советская реальность начала 1920-х гг. Однако она передается Булгаковым в “причудливой” форме – в смешении реального и фантастического. Так, с одной стороны, в “Собачьем сердце” до мельчайших подробностей воспроизведены советские реалии20-ых годов 20 века, вплоть до точного указания зарплаты “машинисточки IX разряда” (четыре с половиной червонца) и упоминания о том, что пожарные, “как вам известно, ужинают кашей”. С другой же стороны, сюжетная коллизия повести сугубо фантастическая – профессор Преображенский, мировой светила науки, осуществляет небывалую операцию – превращение собаки в человека путем пересадки ей человеческих желез. Но и это еще не все – гений Преображенского позволяет ему совершить и обратную операцию: из человека в конце произведения он вновь “творит” собаку, поняв и испытав на себе угрозу существования Шарикова.
Реальность и фантастика переплетаются в “Собачьем сердце” самым тесным образом, создавая новый вид реальности – гротескный. Казалось бы, сюжет с превращениями пса Шарика невероятен и неправдоподобен. Однако Булгаков настолько мастерски “оплетает” его деталями реальности, обыденной жизни, что мы читаем произведение как повесть о том, что было на самом деле.
Филипп Филиппович Преображенский, интеллигент во многих поколениях, гениальный ученый и врач, задумывает небывалое – он хочет подарить человечеству вечную молодость и прославиться в веках. Для этого герой проводит эксперимент на бездомной собаке, которую подбирает на улице.
Преображенский приводит Шарика к себе в дом, заботится о нем. И вот наступает долгожданный момент: появляется необходимый “человеческий материал” – труп алкоголика Клима Чугункина, зарезанного в пьяной драке. Именно его гипофиз и семенные железы и “получает” Шарик.
Вскоре выясняется, что результатов данного эксперимента не мог предвидеть никто, даже гениальный Филипп Филиппович. Шарик не только выжил и начал быстро выздоравливать. Постепенно с ним начали происходить странные трансформации – пес стал превращаться в человека. Дневник помощника Преображенского, доктора Борменталя, фиксирует основные моменты “эволюции Шарика”, в результате которой он превратился в Полиграфа Полиграфовича Шарикова, представителя пролетариата.
Образ Шарикова, как и образы других представителей “господствующего класса” во главе с председателем домкома Швондером, – сугубо сатирические. Безусловно, основа в них реальная – Булгаков описывал реальные черты людей, пришедших к власти после 1917 года. Однако часто эти черты усилены или утрированы – именно так автор выразил свое отношение к этим людям и их поведению, их “политике”. Так, например, один из членов домкома – “персиковый юноша в кожаной куртке” – носит фамилию Вяземская и оказывается женщиной (намек писателя на асексуальность советского общества). А сам Шариков периодически забывает, что он уже не собака, и ловит блох у себя под пиджаком или гоняется за кошками.
Но члены домкома не так безобидны, как это может показаться на первый взгляд, и с ними не так легко справиться, как это удалось Преображенскому в вопросе об “уплотнении”. Этот факт доказывают метаморфозы, под влиянием Швондера произошедшие с Шариковым. Стоило милейшему псу превратиться в Полиграфа Полиграфовича и стать причастным к власть предержащим – “поступить на должность” заведующего подотделом очистки Москвы от бродячих животных, как он трансформировался в настоящего монстра. Гены Клима Чугункина, человека “из народа”, необразованного, невежественного, бескультурного, под влиянием благоприятных факторов, тут же дали о себе знать. Шариков превратился в беспринципного хама и подлеца, “дорвавшегося до власти”. Кажется, будто на своем благодетеле Преображенском, да и на все окружающих людях, этот герой вымещает свою злобу, ущемленное самолюбие, чувство неполноценности.
И тут сатирический и вполне добродушный тон повести начинает приобретать зловещие тона – мы понимаем, что профессору Преображенскому и всей его “семье” грозит реальная опасность. Как тут не вспомнить фантастический сюжет из классического романа Стивенсона “Странная история доктора Джекила и мистера Хайда” или сюжет романа М. Шелли “Франкенштейн”.
Однако в повести Булгакова все заканчивается благополучно. Когда Преображенский понял, что его “детище” несет в себе опасность для всего окружающего, он вновь превращает Шарикова в собаку. Все стало “на круги своя” – Преображенский, доказав свое невиновность в убийстве Шарикова, на какое-то время освободился от претензий Швондера. Шарик, вновь приобретя свой первозданный вид, боготворит своего благодетеля.
Но финал “Собачьего сердца” не несет успокоения или умиротворения. Остается смутное ощущение тревоги, опасности. В любой момент жизнь Филиппа Филипповича может измениться, в любой момент калабуховский дом с его традициями и устоями может окончательно “кануть в вечность”, как и та культура, которую он олицетворяет. Думаю, такое же ощущение нестабильности было и у самого Булгакова в период создания повести.
Писатель считал, что всякая форма насилия над личностью – физическая (Преображенский) или идеологическая (Швондер) – не может привести к успеху. Человек – неповторимая индивидуальность, и из Клима Чугункина, послужившего “материалом” для Шарикова, может получиться только подобие Клима Чугункина.
Но в контексте произведения была скрыта еще одна немаловажная мысль: революция тоже своего рода насильственная операция, проведенная над обществом. Именно она объявила “труженика”-пролетария хозяином жизни, вырвав его в одночасье из полуфеодального быта, из рабства духовного и политического. Этот эксперимент над целой страной должен был напомнить читателю неудачный эксперимент профессора Преображенского, едва не обернувшийся трагедией для многих людей.
Чтобы более точно и ясно донести свою мысль до людей, Булгаков использует в своей повести такой художественный прием, как смешение реального и фантастического. Часто это осуществляется так мастерски, что очень трудно понять, где заканчивается одно и начинается другое. В результате соединения этих двух реальностей создается третья – гротесковая, которая позволяет писателю не только передать обстановку 20-ых годов 20 века в Советской России, но и выразить свое отношение ко всему происходящему.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Повесть М. Булгакова “Собачье сердце” – одно из сатирических произведений М. Булгакова. Предметом обличения является новое общественное устройство, возникшее после 1917 года. Революцию М. Булгаков воспринимал как грандиозный и очень опасный социальный эксперимент. Моделью общественных преобразований и трагических экспериментов новой Read More ......
  2. Повесть Булгакова “Собачье сердце” вызвала град нападок со стороны критики. Резкое неодобрение произведения со стороны властей и литераторов привело даже к расторжению договора о постановке повести и ее публикации. Рукопись вместе с дневниками Булгакова была изъята. И лишь сравнительно недавно Read More ......
  3. Повесть М. Булгакова “Собачье сердце” объединяет в себе три жанрово-художественных формы: фантастика, социальная антиутопия и сатирический памфлет. Сложнейшая операция, произведенная профессором Преображенским, ее ошеломляющие результаты – это, конечно, фантастика. Но для Булгакова она послужила лишь сюжетной основой для раскрытия социальных Read More ......
  4. Человек сочинял легенды, не зная, как объяснить дождь, ветер, солнце, хорошую погоду. Шли годы, эволюционировала Земля. Не понимая, как зарождается любовь, как возникает дружба, как вспыхивает война, человек выдумывал богов, верил в них, приносил себя им в жертву. Поклоняясь Афродите, Read More ......
  5. Повесть М. А. Булгакова “Собачье сердце” написана в 1925 году, а опубликована в нашей стране в 1987 году. Напечатать произведение было невозможно, поскольку открытым текстом автор раскрывает здесь волнующие его вопросы. В России идеологический отбор литературных произведений велся тогда на Read More ......
  6. Творчество М. А. Булгакова – одна из прекраснейших страниц литературы, национальное достояние русского народа. Он следует литературным традициям Гоголя, Достоевского, Салтыкова-Щедрина. Большинство произведений Михаила Афанасьевича – это, в первую очередь, произведения о современном писателю мире, в которых происходит осмысление автором Read More ......
  7. Повесть Булгакова “Собачье сердце” – горькая сатира писателя на окружающую действительность 1920-ых гг. Послереволюционная Москва с ее порядками и обитателями не “вдохновляет” Булгакова, он вовсе не разделяет восторженных надежд на светлое будущее, к которому теперь стремится вся страна. Не разделяет Read More ......
Фантастическое и реальное в повести М. А. Булгакова “Собачье сердце”

Реальное и фантастическое в повести

Повесть «Собачье сердце» стала одним из лучших произведений М. А. Булгакова . Она была написана в 1925 году, но через год ее изъяли после обыска в квартире писателя и запретили издавать. Ведь основной темой произведения является изображение общества в сложную эпоху перехода от одного режима власти к другому. Эту повесть в России впервые опубликовали в 1968 году за границей, и только в 1987-м году – в России. В ней отражается суровая действительность первой половины 1920-х годов: разруха и голод в стране, торжество мещанской психологии, жилищный кризис. Главные герои произведения – выдающийся профессор, интеллигент Филипп Филиппович Преображенский и его антипод глуповатый и наглый Шариков .

Опыт и знания врача помогли Булгакову создать правдоподобную картину с небывалым медицинским экспериментом, во время которого профессор Преображенский превратил бездомного пса Шарика в человека. Эта операция по пересадке человеческих семенников и гипофиза в тело животного была направлена на омоложение организма, а привела к неожиданным результатам. Пес постепенно принимал человеческий вид: становился на две ноги, клочками терял шерсть, пытался произносить короткие слова. Со временем он и вовсе стал полноценным человеком, по крайней мере, внешне. Однако сущность бродячей собаки и характер условно осужденного Климу Чугункина, чьи органы были пересажены Шарику, давали о себе знать. Вскоре новое существо получило паспорт на имя Полиграфа Полиграфовича Шарикова и прописалось в квартире профессора. Все это, конечно же, произошло не без помощи Швондера , нового главы домкома и пролетария.

В повести прослеживается своеобразная литературная манера Булгакова. Он использовал разоблачительный юмор, порой доходящий до философского сарказма. Он прекрасно понимал, что любой талант в сочетании с непониманием конечной цели мог привести к трагическим последствиям. Так и творение ученого Преображенского стало скрытой угрозой для общества. Шариков не просто дебоширил, разбивал стекла соседям, докучал кухаркам, напивался, дрался и воровал, он еще и примкнул к новой ячейке общества, которая увлекалась доносами, науськиванием и даже насильственными методами в целях унижения былой интеллигенции. Этого Преображенский никак не мог позволить, поэтому в конце повести он все-таки исправил свою ошибку, превратив Полиграфа Полиграфовича в прежнего Шарика.

В произведении мастерски переплетаются фантастическое с реальным, комическое с трагическим. Несмотря на то, что повесть драматическая, порой сложно сдержать смех. Такое трагикомическое повествование наиболее полно отражает жизнь.

1. Творчество М. А. Булгакова.
2. Основные мотивы и смысл повести «Собачье сердце».
3. «Противостояние» творца и творения: Шариков и Преображенский.
4. Значение фантастики и реальности в произведении.

М. А. Булгаков... Долгое время он был неизвестен подавляющему большинству читателей, так как произведения его не издавались, а сам художник был в глубокой опале. Ведь его творчество «лило крамолу на советскую власть, советский строй». Сегодня все больше критиков и исследователей литературы обращаются к творчеству этого поистине незаурядного мастера.

Повесть «Собачье сердце» написана в 1925 году и посвящена неудавшемуся эксперименту - как чисто медицинскому, так и социальному. Основа сюжета не нова - это превращение, слияние хорошего, незлого дворового пса Шарика и настоящего животного, алкоголика и недалекого человека Клима Чугункина.

Начало повести ознаменовано тем, что профессор медицины Преображенский, омолаживающий небедных чиновников, приманивает бездомную собаку Шарика и в целях эксперимента заменяет ее гипофиз на человеческий. Обыденная сцена приманивания дворовой собаки куском колбасы приобретает вселенский, фантастический масштаб за счет реминисценций из поэмы А. Блока: «ветер, ветер на всем божьем свете».

Основная суть произведения - превращение Шарика в Шарикова - есть полемика Булгакова в большинством, утверждавшим: «Кто был ничем, тот станет всем». Подобная идея, бытовавшая в постреволюционные годы, находит своего исполнителя, пусть и выдуманного, и становится весьма отталкивающей. Сочетание фантастики и жесткой сатиры в произведении усиливает этот эффект, заодно отвечая на еще один бытовавший в то время вопрос - о возможности создания искусственного человека.

В повести поступок профессора является грубым вторжением в святая святых мироздания. Пребраженский возомнил себя творцом и решил, что сумеет сделать из собаки человека. Мелкие детали, сопровождающие процесс создания нового типа, «породы» людей, лишь подчеркивают античеловеческий и абсурдный замысел. Во время операции у Преображенского «зубы... сжались, глазки приобрели остренький колючий блеск...»; Преображенский и Борменталь «заволновались как убийцы, которые спешат... лицо Филиппа Филипповича стало страшным... сипение вырывалось из его носа, зубы открылись до десен... зверски оглянулся, зарычал... злобно заревел... лицо у него... стало как у вдохновенного разбойника...».

В результате этой операции, фантастической, но наделенной очень реалистичными деталями, сообразительный и верный пес Шарик, каким его видит читатель на протяжении первых трех глав, превращается в отвратительнейшее животное в человечьей облике. Новый человек становится абсолютно неуправляемым, способным на грубость, предательство и даже убийство. И в то же время Шариков весьма реалистичен, такие, как он, сотнями ходили по улицам советских городов и ходят сейчас.

После обретения «бумаг», доказывающих принадлежность существа к человеческому роду, начинается самое худшее: ставший теперь полноправным членом общества, Шариков, под влиянием Швондера, теряет остатки культурности. Преображенский оказывается в трагикомическом положении - созданное им существо в корне разрушает мировоззрение своего создателя и грозит стать причиной окончательной его гибели.

Образ Шарикова, гротескный, но странным образом реалистичный, заставил многих исследователей творчества Булгакова внимательно изучить вопрос об отношении автора к некоторым духовным традициям, характерным для русской литературы.

Так, Булгакова волновал вопрос о постоянном комплексе вины русского интеллигента. Писатель не снимает вины ни с Преображенского, ни со Швондера. Автор смело показывает всю нелепость и глупость тогдашней жизни, не смягчая вины профессора и Борменталя, виновных в трагедии Шарикова.

Также Булгаковым поднят еще один важный вопрос: роль Швондеров во всеобщей люмпенизации. В своей идеологической борьбе Швондер использует «врожденное» недоверие простого народа к интеллигенции и, как результат этого недоверия, откровенное неприятие. Именно Швондер приложил руку к окончательному превращению Шарикова в животное.

«Собачье сердце» - смелый ответ Булгакова на вопрос о Великой Эволюции, являющейся фундаментальной основой нормальной жизни. Писатель вынужден прибегать к иносказаниям, введению фантастических элементов из-за невозможности напрямую сказать об ужасных, дьявольских делах, творимых самими людьми.

Реальность повседневной жизни России 20-х годов XX века, изображенная через призму острой сатиры и фантастики, использованных действительно виртуозно, сделали повесть «Собачье сердце» «непревзойденной в своей неповторимости, апостолом русской сатиры XX века».


Повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» написана в 1925 году. В ней отражена реальная картина московской действительности времён нэпа. Революция воспринималась писателем как рискованный эксперимент, в результате которого в сознании людей наступила «разруха». Революционному процессу Булгаков противопоставлял «излюбленную и Великую Эволюцию».

Быт и нравы Москвы двадцатых годов раскрываются в истории Калабуховского дома. По словам профессора Преображенского, в роскошном особняке на углу Пречистенки и Обухова переулка с 1903 по март 1917 года не было ни одного случая кражи калош. С приходом к власти пролетариата сначала в одночасье исчезли все калоши, затем убрали ковры и стали заходить в дом через чёрный ход.

До революции электричество гасло в 20 лет – два раза, после революции – раз в месяц. Вместо того, чтобы заниматься своими делами, «жилтоварищи» каждый вечер собираются вместе и поют хором революционные песни. Всё это профессор и называет «разрухой в головах».

В повести Булгакова узнаваемы приметы жилищного кризиса двадцатых годов, изображена эпоха «уплотнений» и создания домкомов, раскрываются модные темы того времени – проблемы «омоложения» и пола.

В основе повести два эксперимента. Один из них – социальный, скептическое отношение к которому раскрывается с помощью диалогов между профессором Преображенским и доктором Борменталем. Попытки создать новое, совершенное общество революционными, а значит, насильственными методами, стремление сформировать нового, свободного человека оказываются несостоятельными.

На вопрос Борменталя, каким образом профессору удалось подманить «такого нервного пса», тот отвечает:»Лаской – единственным способом, который возможен в обращении с живым существом. Террором ничего поделать нельзя с животным, на какой бы ступени развития оно ни стояло».

Второй эксперимент в повести – фантастический. Цель операции, произведённой Преображенским над бродячим псом Шариком, - выяснить вопрос приживаемости гипофиза и его влияние на омоложение организма у людей. Результат эксперимента был неожиданным – произошло не омоложение, а полное очеловечивание бездомного пса. Пёс Шарик превратился в товарища Шарикова. Но если Шарик был милейшим псом, умевшим быть благодарным, обожествлявшим профессора, спасшего его от голодной смерти, то Полиграф Полиграфович Шариков оказался мерзким типом, способным на подлость. Происходит буквальное воплощение лозунга Интернационала - «Кто был ничем, тот станет всем».

Бывший бродяга пёс, а ныне Полиграф Полиграфович Шариков получает документ, поступает на должность, вполне соответствующую его собачьему прошлому: он становится «заведующим подотделом очистки города Москвы от бродячих животных (котов и прочее)».

Шариков претендует на часть жилплощади профессора, приводит жить машинистку, пишет донос на своего благодетеля и в довершение всего, угрожает ему пистолетом. Преображенский становится жертвой своего эксперимента.

Почему «светило науки» терпит поражение в деле воспитания Шарикова? Прежде всего потому, что в процесс воспитания вмешивается сама жизнь в лице председателя домкома Швондера, опекающего «нового» человека. Швондер подсовывает своему подопечному «Переписку Энгельса с Каутским», «развивает» его.

Немаловажную роль в формировании личности Полиграфа Полиграфовича играет и наслественность: задатки бездомного пса и алкоголика Клима Чугункина. Перед нами агрессивное, наглое и жестокое по природе своей существо.

Повесть заканчивается идиллически. В результате обратной операции Шариков вновь превращается в милейшего пса. В реальной жизни всё было наоборот: шариковы размножались.

Соединение реальности и фантастики помогает Булгакову передать основную идею произведения: вмешательство в естественный ход событий, будь то революция или операция, опасно и грозит непредсказуемыми последствиями.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама