THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Консультация для педагогов: «Анализ детских работ по изобразительной деятельности».

Подготовила и провела старший воспитатель

Январь 2015 год

Анализ детских работ является очень важной частью непосредственной образовательной деятельности детей по изобразительной деятельности. Анализ должен строиться на основе выполнения программного содержания, реализации основных его целей.

В ходе непосредственной образовательной деятельности воспитатель ставит перед детьми задачу не только точно следовать данному образцу, но главным образом проявлять самостоятельность при выполнении работы . Например, на занятии по декоративному рисованию педагог предлагает изобразить один из узоров данного образца, или сделать комбинацию из двух - трех узоров, или на основе этих же элементов придумать свой, новый узор.

К концу работы педагог уже примерно знает, на какие работы надо будет обратить внимание. При анализе он покажет и выполнение точно по образцу, и скомбинированные, и сделанные самостоятельно.

Работы педагог должен размещать на заранее выбранном месте. Прежде чем приступать к анализу, воспитатель должен дать детям возможность рассмотреть работ, обсудить их. Высказывания ребят помогут педагогу в оценке детского творчества. Вопросы, которые будет задавать педагог должны быть разнообразными и нацеливать детей на конкретный ответ.

В некоторых случаях педагог предлагает детям подробно рассказать о содержании работы, о ее композиции, об использовании определенных приемов, предлагает критически оценить работу, подобрать соответствующие эпитеты, стоки из стихотворений.

Не рекомендуется, конечно, брать для анализа работы одних и тех же детей, так как это может привести к захваливанию, убедить детей, что они всегда делают лучше всех. Воспитатель должен найти в каждой работе что – то достойное внимания, чтобы каждый ребенок был уверен: и у него может получиться не хуже, чем у других.

При анализе важно не просто отметить, правильно или не правильно ребенок выполнил задание, а подчеркнуть выразительность решения, красоту цветовых сочетаний, отметить характер композиции, обратить внимание на технику рисования.

Если, например, перед детьми стоит цель передать сходство с натуры, то анализ будет сравнительным. Вопросы воспитателя должны натолкнуть детей на сопоставление работы с натуры, помочь выяснить, правильно ли передано строение предмета, его окраска, пропорционально ли изображены его составные части.

При оценке предметных рисунков воспитатель обращает внимание на правильность изображения (форма, величина частей, строение, цвет), образность, умение передавать разнообразные позы, движения.

В сюжетных работах педагог обращает внимание на композицию, на выразительность образов, отмечает проявленный вкус, чувство цвета, ритма, умение действовать самостоятельно.

Анализ работ по замыслу следует начинать с вопроса «Что изображено?», а затем уже обращать внимание на содержание, технику выполнения, отделку, оформление. При этом обязательно следует подчеркнуть разнообразие замыслов.

В декоративных работах важно отметить их яркость, красочность, умение сочетать цвета, разнообразие композиции.

Анализ коллективных работ нужно начинать с общей оценки: сказать, как дети справились с работой, подчеркнуть умение отдельных ребят действовать согласованно, помогать друг другу, умение самостоятельно распределять работу между собой. Затем уже следует рассматривать отдельные, наиболее интересные работы.

Во всех случаях важно обратить внимание на чистоту и аккуратность выполнения работы, на умение закончить ее в указанное время.

В зависимости от типа изобразительной деятельности могут быть использованы следующие формы анализа:

1. Дать общую оценку деятельности детей.

2. Среди отобранных работ выделить две - тори лучшие и объяснить, почему они отобраны.

3. Расставить все работы в определенной последовательности в соответствии с содержанием темы. Например, рисование по сказке «Колобок».

4. Предложить рассказать о любой понравившейся работе.

5. Рассказать о работе указанной воспитателем.

6. Предложить найти работу, похожую на образец.

7. Сравнить работу с образцом.

8. Найти две разные работы.

9. Найти похожие работы.

10. Найти работу с ошибкой.

11. Найти работу, в которой проявлено творчество.

12. Найти незаконченную работу.

13. Рассказать о своей работе (самоанализ).

14. Предложить двум детям рассказать о работе друг друга.

15. Предложить одному из детей взять в руки натуру, рассмотреть и найти по натуре работу.

16. Предложить найти натуру по работе.

17 Выделить две – три самые аккуратные работы.

18. Найти самый интересный рисунок.

19. Отобрать работы с красивым цветосочетанием.

20. Найти работы с самыми выразительными образами.

Это еще не весь перечень возможных форм анализа. К каждой конкретной деятельности, исходя из программного содержания, можно придумать новые варианты анализа, разнообразить уже испытанные.

Транскрипт

1 АНАЛИЗ ДЕТСКОГО РИСУНКА

2 "Тайный язык" детского рисунка Дети очень любят рисовать. Они изображают на бумаге все, что чувствуют и замечают вокруг. Наиболее удачные образцы этого творчества родители сохраняют на память, остальным, как правило, не придают значения. А между тем, вглядевшись внимательнее в самый обычный детский рисунок, можно увидеть все, что творится в душе малыша, и чего он не сумеет объяснить взрослым, даже в самой доверительной беседе. Ольга Новикова психолог

3 «Эволюция» юного живописца Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен. Детский рисунок чаще всего наглядно демонстрирует сферу интересов самого маленького художника. На ранних этапах развития (до трех лет) это черточки, линии, круги. Малыш «пробует» карандаш или кисть, экспериментирует. Обычно он сначала делает рисунок, а потом придумывает, что изобразил, на что это может быть похоже. Позднее (к четырем годам) появляется замысел рисунка. С определенного возраста (в 3,5 4 года) объектом пристального внимания и изучения становится человек. С точки зрения психодиагностики рисунок человека является одним из самых точных и достоверных источников информации. Сложность заключается лишь в том, что информация, содержащаяся в таком послании, образно говоря «закодирована», и рисунок нужно грамотно «читать».

4 Детали зависят от возраста Ребенку нужно предложить нарисовать его семью. Причем, так, чтобы все были заняты каким-нибудь делом. Пусть у него будет выбор цветных карандашей и достаточно бумаги - обычный альбомный лист (формат А4) вполне подойдет. Не стоит торопить малыша или комментировать его рисунок в процессе рисования. А когда он закончит семейный портрет, самое время обратиться с вопросами: кого именно он нарисовал и чем заняты все эти персонажи. Приступая к анализу рисунка, взрослые должны учитывать, что его содержание и, условно говоря, качество зависят от возраста юного художника. У трехлетних детей люди чаще всего выглядят как «головоноги»: некие существа, тело и голова которых представляют собой единый «пузырь» с ножками. Может появиться и рожица. Но, строго говоря,анализировать рисунок с точки зрения личностного развития и психоэмоционального состояния будет вернее с 4-5 лет.

5 Анализ по собственным ощущениям Для верного прочтения детского рисунка необходимо довериться своим впечатлениям. Какие эмоции он вызывает? Покой и умиротворение или беспокойство и тревогу? Чтобы точнее определить это, можно попробовать описать рисунок, используя понятия: «светлый» «темный», «яркий» «тусклый», «гармоничный» «негармоничный», «спокойный» «неспокойный», «упорядоченный» «беспорядочный», «веселый» «грустный», «агрессивный» «доброжелательный», «богатый» «бедный», «тяжелый» «легкий». Это поможет воспринять состояние ребенка. Все слова, которыми можно описать рисунок, имеют отношение к актуальному состоянию ребенка. Например, некоторые негативные определения. Негармоничный, - неспокойный по цвету, нагруженности частей рисунка, динамике персонажей. Беспорядочный хаотичный по расположению на листе. Грустный на котором члены семьи разобщены, находятся в разных частях листа, лица у них безрадостны или вовсе отсутствуют. Агрессивный с угрожающей мимикой, позами, возможно, с оружием.

6 Домашняя иерархия Особое внимание уделяется анализу структуры рисунка семьи. Необходимо сравнить ее реальный состав с тем, который изображен ребенком на бумаге. Следует также оценить порядок рисования, размер фигур и их расположение на листе. Первым и самым крупным, как правило, изображается наиболее значимый в понимании юного художника член семьи. Себя же дети обычно рисуют рядом с теми, к кому испытывают наибольшую привязанность. А дальше всех на рисунке располагается самый несимпатичный малышу родственник

7 Изображение в профиль или спиной также свидетельствует о напряженных отношениях между этим членом семьи и автором рисунка. Дети живут сиюминутными переживаниями. И часто эмоциональные отношения с кем-то из близких (недавняя ссора, обида) могут внести свои коррективы в рисунок. В этом случае малыш может даже «забыть» кого-то. К примеру, 6-летний Алеша не рисует отца, который уделяет ему мало внимания и бывает груб. А его отсутствие на рисунке объясняет тем, что «папа уехал в командировку». Алиса (4 года) не нарисовала свою младшую сестренку Ксюшу, объяснив ее отсутствие тем, что малышка «спит в другой комнате». Девочка не может примириться с тем, что мама из-за сестры не уделяет ей столько же внимания, как прежде. Имеют место и обратные ситуации, когда ребенок изображает на рисунке реально не существующих членов семьи.

8 Саша (5 лет) немало удивил свою маму, когда нарисовал рядом с собой играющего малыша и сообщил, что у него наконец-то появился братик! Подобные «коррективы» в состав семьи вносят дети, неудовлетворенные своим эмоциональным положением. Им требуется больше доброжелательного внимания от взрослых и игр «на равных», а лучше развлечений в компании других таких же малышей.

9 Важную роль при анализе детского рисунка играет и то, чем заняты члены семьи. Если они объединены какимто общим делом, чаще всего это свидетельствует о благоприятном семейном климате. Весьма значимым показателем психологической близости является реальное расстояние между изображенными фигурами. Рисуя себя отдельно от остальных, ребенок может «сигнализировать» о своей изолированности в семье. Если он отделяет своих родных друг от друга перегородками или помещает их в разные «комнаты», это может свидетельствовать о проблемах в общении. Размер изображения говорит о том, какое место занимает этот человек в эмоциональной жизни семьи. Например, если младшего по возрасту брата или сестру ребенок рисует крупнее себя, то можно предположить исключительное внимание к нему со стороны близких. Он «занимает много места в их жизни». Отсутствие на рисунке самого маленького художника частый признак того, что ребенок чувствует себя в семье одиноким, и ему «нет места» в отношениях между

10 Оценка «манеры письма» Достаточно распространенным признаком повышенной тревожности ребенка являютсясамоиспра вления.. Многочис ленные украшения, Очень слабый нажим карандаша, низкая (не по возрасту) детализированност фигуры изображены очень мелко. малыш изображ ает себя в открытой позе,символы агрессивных тенденций

11 Палитра зеркало души?. Каждый из цветов имеет собственное символическое значение: темно-синий концентрация, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое и удовлетворении, самоанализ; зеленый уравновешенность, независимость, настойчивость, упрямство, стремление к безопасности; красный сила воли, эксцентричность, направленность вовне, агрессия, повышенная активность, возбудимость; желтый положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм; фиолетовый фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);

12 коричневый чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто - отрицательные эмоции; черный подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях; серый «отсутствие» цвета, безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.

13 Примеры анализа конкретных рисунков: Детский рисунок 1 Автор этого «семейного портрета» - Алеша (6 лет). Возрастной критерий В поведении ребенка присутствуют черты, присущие более раннему возрасту, эмоционально-волевая сфера отличается незрелостью. Все персонажи рисунка изображены одним способом. Одежда, с присущими ей деталями, отсутствует. В качестве символического признака пола выступает прическа. Характерное отсутствие шеи у изображенных людей в данном случае свидетельствует о трудности контроля разума над телесными побуждениями, то есть в поведении Алеши наблюдается высокая подвижность, временами - расторможенность, импульсивность.

14 Детский рисунок 2. Его автор Максим (4 года 10 месяцев) Такой рисунок скорее характерен для шестилетних детей. Можно сказать, что мальчик интеллектуально развивается с опережением своего возраста.эмоциональная характеристика Рисунок яркий, динамичный, однако неспокойный.особенности изображения семьи. Семья изображена в полном составе. Обращает на себя внимание половая идентификация юного автора с папой (см. одежду). Однако эмоционально ребенок все еще ближе к маме, что характерно для дошкольника.

15 Детский рисунок 4 Петя, 4 года 6 месяцев Совершенно необычный рисунок для ребенка 4,5 лет. Головоноги превратились сразу в зрелые рисунки. Особенно это касается изображений взрослых. Несомненно, это рисунок очень наблюдательного, развитого и вместе с тем тревожного ребенка. Обильная штриховка, плотность, зажатость изображения, подчеркнуто прорисованные глаза указывают на наличие тревожности. Наиболее яркой, значимой фигурой является папа.

16 . На первый взгляд, может показаться, что анализ детских рисунков не такая уж сложная задача. Однако хотелось бы предостеречь родителей от жестких формулировок и постановки психологического диагноза. Ведь за кажущейся простотой и изящностью метода стоит множество нюансов, взаимосвязей отдельных проявлений и особенностей. Кроме того, человек, анализирующий рисунок, рассматривает его через призму своего личного опыта и состояния в данный момент времени. Поэтому не стоит самостоятельно делать далеко идущих выводов. А если что-то в рисунке ребенка насторожило или озадачило родителей, лучше не откладывать визит к специалисту. Пусть поможет разобраться!

«Что говорят психологи о детских рисунках» Рисунок это зеркало человеческой души, своеобразное выражение личности на бумаге, в нем отражается многое из того, о чем люди даже не подозревают. Когда ребенок

Рисование одно из любимых детских занятий. Даже полуторагодовалый малыш, схватив в кулачок карандаш или шариковую ручку с маминого стола, норовит украсить своей живописью любое подвернувшееся под руку

О чём может рассказать детский рисунок. С помощью детского рисунка можно лучше понять ребёнка, окунуться в его внутренний мир и узнать о его восприятии окружающего мира. По рисункам ребёнка можно определить

Рисунок как показатель развития личности ребѐнка Мышление ребѐнка в рисунке Обычно мы ищем отражение формирующихся представлений и понятий ребенка в его словах. Но, оказывается, есть еще один показатель,

Неделя психологии в детском саду С 10 марта по 13 марта в нашем детском саду проходила Неделя психологии интересное и увлекательное мероприятие для детей, родителей и всех сотрудников детского сада! Цель

ЗАЧЕМ ОБУЧАТЬ РЕБЕНКА РИСОВАНИЮ: РАЗМЫШЛЕНИЯ ВСЛУХ Рисование является одним из самых любимых детских занятий в любом возрасте. Да что говорить, ведь порой это занятие увлекает даже взрослых! Но при этом

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, ВОЗРАСТНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ О.Б.Гилева, Э.Г.Кугелева СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ Положительный эмоциональный фон основа для правильного

Мотивация как один из факторов успешного обучения в школе. Мотивационно готовым к обучению является ребенок, у которого в сформированном виде наблюдаются черты зрелой "внутренней позиции школьника", прежде

НАУЧИТЕ РЕБЕНКА РИСОВАТЬ Путь к настоящему рисунку лежит не через усвоение стандартных приемов изображения, а через обследование изображаемого объекта. Не спешите учить ребенка рисовать голубое небо, желтое

РАЗВИТИЕ ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Таран И.А. Проблема формирования и развития образа человека детей дошкольного возраста в отечественной психологии была поставлена, исходя из

ТЕСТ ТРЕВОЖНОСТИ. Разработан американскими психологами Р. ТЭММЛ, М. ДОРКИ и В. АМЕН Тест тревожности позволяет исследовать тревожность ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения

Дизайн вид деятельности по разработке, проектированию предметнопространственной среды, а также жизненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств, эстетических

Николаева Галина Павловна Музыкальный руководитель, МАДОУ «Детский сад 180 комбинированного вида» Советского района города Казани e-mail: Romkina [email protected] Музыкальный дневник. Мониторинг одаренных

Семейная Социограмма (Эйдемиллер Э.Г.) Инструкция: «На листе перед вами изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов своей семьи в форме кружков и подпишите их именами». Члены семьи выполняют это

МАДОУ «Детский сад 53» г.энгельс, Саратовская обл. IIмладшая группа 1 «Смешарики». Воспитатели: Синькелёва Светлана Валентиновна РамазановаЛариса Ряшидовна Семья РЫЖКОВЫХ «Наша дружная семья ДОУ, папа,

Муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение детский сад комбинированного вида 33 «Мечта» г.о Тольятти Консультация для родителей: «Как бороться с агрессивностью у детей» Подоготовили студентки-практикантки

РАЗДЕЛ 1 «Я И МОИ РОДНЫЕ» ЗАНЯТИЕ 1 «Самый дорогой на свете человек» Цели: развивать способность к эмоциональному сопереживанию; учить понимать и активно выражать эмоциональное переживание близких людей;

Ближайшее окружение ребенка, как определяющий фактор психологического здоровья. Презентацию подготовила педагог-психолог МБДОУ «ЦРР д./с 196» Козленкова Н.М. Современное общество становится все более информированным,

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад 80 «Светлячок» Консультация для родителей «Влияние мультфильмов на формирование и развитие психики детей

Рабочая тетрадь Цветок здоровья учени 1 класса МБОУ «Госконзаводская средняя общеобразовательная школа» (фамилия и имя учащегося) Дорогой друг! Мы приглашаем тебя совершить путешествие в страну Здоровья.

Содержание образования и развитие детей дошкольного возраста СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Максимова Ирина Владимировна старший преподаватель Подчасова Инна Ивановна студентка

Консультация «Семья- главный фактор в становлении гендерной идентичности личности» 1 Семья-главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка» Цель. Актуализация и уточнение знаний родителей о

Педагог-психолог МАДОУ Детский сад 6 «Солнышко» г. Дюртюли Кужина Э.Р. Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Арт-терапия как метод развития личности ребенка» Арт терапия (лат. ars искусство, греч. therapeia

1 МЕТОДИКИ КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ 1. «Семейная фотография» ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ 1: Применяется для изучения структуры семьи, ролей, коммуникаций и внутрисемейных взаимоотношений.

Картотека дидактических игр к технологии развития выразительного образа посредством малых фольклорных жанров в рисовании детей старшего дошкольного возраста Составила: Сабитова В.Т. Дидактическая игра

Что такое Федеральный государственный стандарт дошкольного образования? Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Убогова Людмила Анатольевна воспитатель ГБОУ СОШ 2 с. Обшаровка СП ДС «Журавушка» с. Обшаровка, Самарская область ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В РАЗВИТИИ ВООБРАЖЕНИЯ

Поступление в школу: насколько готов ребенок к школьной жизни? Готовность ребенка к обучению в школе означает сформированность необходимых психологических и психофизиологических предпосылок учебной деятельности,

МОНИТОРИНГ УРОВНЯ ЗНАНИЙ ОБ ОЛИМПИЙСКОМ ДВИЖЕНИИ И ИНТЕРЕСЕ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Т.В. Соловьева, Н.Л. Петренкина, М.Г. Шапковская, ГБДОУ детский сад 67 Калининского района, г. Санкт-Петербург

Долотенкова Екатерина Николаевна, старший воспитатель, МБДОУ «Детский сад 101», г. Нижний Новгород, Россия ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ В статье

«Рисунок человека» Этот тест один из наиболее используемых диагностических методов. Его можно проводить с трехлетнего возраста. Выводы об уровне умственного развития по результатам тестирования наиболее

Консультация для родителей. Подготовила старший воспитатель МКДОУ 50 «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста» Период дошкольного детства это тот период, в процессе которого педагоги и родители

Консультация на тему: «Дружеские отношения взрослых и детей в семье основа воспитания положительных черт характера ребенка» Взаимоотношение в семье детей и родителей, на мой взгляд, очень важный момент

К детскому саду готов! Russisch Детям необходимы задания, развивающие их способности, им нужны примеры для подражания и общество, в котором они себя комфортно чувствуют. Немецкий нейробиолог, профессор,

Простой житейский опыт показывает нам, что многие мужчины вполне способны обеспечить полноценный уход и заботу о ребенке самостоятельно. Сделать это может не обязательно кровный отец, но и другой значимый

Муниципальное учреждение Психолого Социальный Центр «Надежда» Консультация для воспитателей «Ранняя диагностика неблагополучия залог успеха в работе с семьей» составила социальный педагог Н. А. Прохорова

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 3» городского округа закрытое административно территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан «Учимся рисовать»

Причина детских страхов Причина детских страхов та же, что и взрослых страхов, - это реакция на опасность. Страх проявление инстинкта самосохранения. Генетически в нас заложен механизм спасения при угрозе

Как уберечь ребенка от насилия: Памятка для детей, родителей и педагогов Что нужно знать родителю о сексуальном насилии над детьми: 1. Дети редко лгут о том, что над ними совершается сексуальное насилие,

Священник Андрей Лоргус психолог Ольга Красникова Москва Издательский дом «Никея» 2016 ВЕЧНАЯ ЗАГАДКА ТВОРЕНИЯ Все мы люди Вечная загадка творения единая человеческая природа мужчины и женщины. Они такие

УДК 658.512.2 ГРАФИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ КОМПЛЕКТА ПОСОБИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4-ГО КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК» Иванова Е.В., Жунусова А.Ж., Казбекова А. (СКГУ им.м.козыбаева) В

Всероссийский фестиваль педагогического творчества 2015/2016 учебный год Номинация: Педагогические идеи и технологии: дошкольное образование Педагогический проект «Использование нетрадиционных техник в

Васинская Наталья Викторовна учитель Кузнецова Наталья Алексеевна учитель начальных классов МБОУ «СОШ 8» г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СТРУКТУРЕ

Цели: ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РИСОВАНИЯ: МОЯ ЛЮБИМАЯ МАМА познакомить с понятием, видами портрета; с творчеством художников портретистов; формировать графические умения и навыки по рисованию; воспитывать

УДК 376 Изучение детско-родительских отношений в семье, воспитывающих ребенка с нарушением интеллекта Гумерова Татьяна Владимировна Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема Магистрант

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского округа - Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Милосердие» Разработчик: специалист по социальной работе г. Тищенко Белоярский, М.В. 2015г. Каждый

Малыш 2,5-3 лет: - Мама, купи мне машинку! Мама ласково в ответ: -Мы купим эту машинку в другой раз, а пока у нас не хватает денег! В ответ малыш закатывает истерику Или другая ситуация, уже дома Малыш

Перспективный план клуба «Улыбка» по воспитанию толерантности. Средняя группа Месяц Тема Задачи Работа с родителями октябрь ООД «Тайна моего имени» ЧХЛ «Почемучка и рыжий зайчонок» Способствовать гармонизации

Гендерное воспитание детей Гендер это социальный пол, зависящий от социальной организованности общества. Формируется в 6 7 лет Родителю следует знать, что делать, чтобы девочка захотела быть девочкой,

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» Возраст: 4 7 лет Срок реализации: 3 года Елизарова Елена Владимировна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «ЦДО», г. Онега

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 74 «Филиппок» Консультация Формирование у ребенка положительной самооценки. Сургут,2015 г. Формирование у ребенка положительной

Консультация для родителей «Откуда берутся страхи?» Подготовили воспитатели: Медведева Л.А. Галактионова Л.А. Откуда берутся страхи? Многие из нас до сих пор помнят, как будучи детьми, боялись выходить

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 5» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка «Тропинка к своему Я» -3 класс Автор-составитель: Соловьева Е. Б., педагог-психолог Нижневартовск,

Памятка для родителей при общении с мальчиками и девочками Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать,

Консультация для родителей «Если вы будете внимательны» подготовила Мамонова Л.А., воспитатель I категории МБДОУ детский сад 9 г. Нового Оскола Белгородской области Консультация для родителей «Если вы

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ КАК ФАКТОР ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА» В вашей семье появился новый человек. Важен каждый день и каждый час для его развития. Шаг за шагом

«Выразительные возможности цвета.» (Практикум семинар для воспитателей) Цель - развитие изобразительных умений и навыков младших дошкольников возраста через обогащение знаний детей о цвете. Воспитатель:

Детский сад «Филиппок» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ Что такое агрессия? Агрессия это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда кому-либо. Как агрессивность

Обнимайтесь с любимыми! Объятиями мы демонстрируем свое участие, любовь, нежность. Вспомните, кого вы сегодня обняли? Поделились ли нежностью с кем-то близким? Возможно, мы не придаем прикосновениям особенного

Конспект занятия по рисованию в старшей группе Тема: «Бабочка» Подготовила воспитатель: Еличева Г.В. Задачи: Образовательные: продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования. Учить создавать

Итоговая контрольная работа по изобразительному искусству для 2 класса Ф.И. учащегося ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Рассмотри художественные материалы. Определи, в какой художественной 1 деятельности их можно использовать.

Консультация для родителей Возрастные особенности детей 4-5 лет. Возрастные особенности детей пятого года жизни. Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребёнка. Происходят

Эмоции в жизни человека "Давайте не забывать, что маленькие эмоции - это большие капитаны нашей жизни, и мы подчиняемся им, часто даже не осознавая этого". Винсент Ван Гог 80% проблем со здоровьем включают

Песочная терапия Данный вариант игротерапии был создан в 1939 г. Margaret Lowenfeld, она назвала его «техника создания мира». Barnes (1991) отмечает, что игра в песок позволяет психологу найти доступ во

В жизни каждого ребенка бывает момент, когда он вдруг из очаровательного карапуза превращается в самостоятельного и независимого человека. Как правило, эти изменения происходят примерно в три года. Психологи

Краткая презентация программы по ИЗО кружку «Цветные карандаши» Детское творчество - это своеобразная самобытная сфера духовной жизни. Дети не просто переносят на бумагу предметы и явления окружающего

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных

Алёна Кочкина.

1. На рисунке изображена русская матрёшка. На ней имеется платок, сарафан; на лице прорисованы глаза, нос, щечки, брови, губы, ресницы, волосы видны. Содержание работы богатое и разнообразное.

2. Имеются все части матрешки, отмечен рисунок.

3. Строение предмета: все части расположены верно, каждая часть находиться на своём месте.

4. Передача пропорций предмета в изображении точная.

5. Композиция имеет верное изображение, построение на листе точное (не вытянутое и не скученное), имеется пропорциональность всех частей построения, а также симметричность частей. Изображение увеличенное: такое как отмечено на образце, расположено по всему листу.

6. Передача движений не имеется – этого не требовалось.

7. Цвет композиции передан не совсем точный, но преобладают реальные краски предметов, в изображении преобладают насыщенные яркие цвета, имеется многоцветная раскраска частей и предметов изображения; преобладание 3 основных цвета и имеются дополнительные.

8. Характер линий сильный, энергичный; линия слитная, ясная, хорошо видна. Раскраска крупными штрихами, однако, закрашивает в пределах контура, регулирует силу нажима. Небольшое не соответствие колориту образца народной декоративной росписи допущено.

9. Использованные следующие материалы для создания изображения: простой карандаш, цветные карандаши, шаблон матрешки и образец.

10. Уровень самостоятельности выполнения работы оценен на 4 +! Моя помощь заключалось в объяснении, советах, похвале! Алёна обращалась ко мне с просьбой помочь ей нарисовать контур лица, глаза и руку. Самостоятельно дополнила к изображению ресницы, а также сделала фон на листе.

11. Алёна выполняла работу с удовольствием, желанием, интересом. Аккуратно прорисовывала части лица. Очень любит рисовать, с интересом воспринимает любой тип задания. В конце работы оценивает свой результат и результаты других ребят. Радуется своему творению и возникает желание показать свою композицию маме. Бурно обсуждает работы других ребят и старается найти минусы у них в работе.

12. Специфических средств выразительности для создания образца не использовала, так как не требовалось.

13. Девочка работу выполнила творчески, внесла в изображение ресницы, фон. Стремиться выполнить работу красиво, является лидером среди сверстников. Я была довольна выполненной работой.

Варя Хохрина.

1. На рисунке изображена русская матрёшка. На ней имеется платок, сарафан; на лице прорисованы глаза, нос, щечки, брови, губы, волосы видны. Содержание работы богатое и разнообразное.

2. Передача формы сложная, передана точно.

3. Строение предмета: части все расположены верно, каждая часть на своем месте отведенном.

4. Передача пропорций в изображении соблюдена: верно, точно, правильно.

5. Композиция имеет правильное соотношение на листе (не вытянутое и не скученное), соблюдено единство композиции, имеется пропорциональность построения, однако не значительно есть несимметричность построения (уровень глаз и брови), изображение увеличенное, правильное, как по образцу. Изображение находится на всём почти листе, рисунок на сарафане изображен достаточно крупный.

6.

7. В изображении преобладают насыщенные яркие цвета, присутствует многоцветная раскраска; преобладают 4 основные цвета и дополнительные. Передача реальной краски предмета не совсем точна, захотела свои цвета применить для рисования одежды матрешки, а всё другое верно передано.

8. Характер линий: нажим видный, линия слитная. Раскраска крупными штрихами, регулирует силу нажима, однако выходит за линии контура. Небольшое не соответствие колориту образца народной декоративной росписи допущено.

9.

10. Уровень самостоятельности оценен на 4. Моя помощь требовалась в советах, похвале, объяснении. Варя обратилась с просьбой помочь ей нарисовать контур лица, платок, губы.

11. Свою работу Варя выполняла с желанием и интересом. С радостью рисовала цветы на сарафане. К изобразительной деятельности проявляет глубокий интерес, потому что была увлечена работой и внимательно слушала моё объяснение, любит рисовать, лепить. Особенно предпочитает предметное и сюжетное рисование, говорит нравиться фантазировать и легче изобразить. Даёт оценку своей работы и сравнивает с другими, обсуждает с ребятами результаты деятельности.

12.

13. Девочка творческая, инициативная, внимательная, но ничего нового не внесла в изображение, стремиться выполнить красиво.

Альбина Вычегжанина.

1. На рисунке изображена русская матрёшка. На ней имеется платок, сарафан; на лице прорисованы глаза, нос, щечки, брови, губы, волосы видны. Содержание работы богатое, но не достаточно разнообразное, так как верх сарафана и рубашка не имеют узор.

2. Передача формы сложная, передана точно.

3. Строение предмета: части все расположены верно, допущена неточность (щеки ниже уровня).

4. Передача пропорций в изображении соблюдена практически верно, только щеки опущены к губам.

5. Композиция имеет правильное соотношение на листе (не вытянутое и не скученное), соблюдено единство композиции, имеется пропорциональность построения, однако не значительно есть несимметричность построения (уровень щёк), изображение увеличенное, правильное, как по образцу. Изображение находится на всём почти листе, рисунок на сарафане изображен достаточно крупный.

6. Передача движений не имеется – не требовалось этого.

7. В изображении преобладают яркие, но не достаточно насыщенные цвета, преобладают 2 основных цвета и дополнительные, платок и рубашка сливаются, нарисованы одним цветом – допущена ошибка. Передача в основном реального цвета. Небольшое не соответствие колориту образца народной декоративной росписи допущено.

8. Характер линий: нажим средний, линия слитная. Раскрашивает в пределах контура, аккуратно, в одном направлении, штрихи крупные.

9. Материалы, использованные для создания изображения: карандаш простой, цветные карандаши, шаблон матрешки и образец.

10. Уровень самостоятельности выполнения работы оценен на 5! Альбина всю работу выполнила самостоятельно, только нуждалась в похвале, не значительные советы.

11. Альбина выполняла свою работу с интересом и желанием, только была тороплива. Любит рисовать, свою работу и других ребят всегда оценивает, предпочитает сюжетное рисование, очень радуется, когда всё у неё получается, любит похвалу.

12. Специфических средств выразительности не использовала, не требовалось.

13. Девочка творческая, однако, любит рисовать только то, что нравится ей и, тогда проникается работой, что успешно получается. Не было стремление более полно выразить задуманное.

Вывод: исходя,из данных работ можно подвести итог, что продуктивные умения детей соответствуют возрасту. Дети справились с данной работой хорошо, выполнили работу до конца, отметили все части изображения, соблюдали пропорциональность частей и неплохо справились с симметричностью.

Рекомендации для родителей: нужно как можно чаще заниматься с детьми продуктивными видами деятельности, потому что дети становятся инициативными, раскрепощенными, усидчивыми, любознательными. Как можно чаще хвалить ребят и находить плюсы в работе, но тактично указывать на минусы, каждую работу превращать в игру и не боятся допущенных ими ошибок, давать больше самостоятельности.

Рекомендации для воспитателя: мне как показалось, что немногие дети любят рисовать декоративно – прикладное искусство, нужно находить новые подходы для рисования декоративного искусства, использовать новые приемы, методы, находить «изюминку» в этой деятельности, чтобы вызвать огромный и глубокий интерес к данному виду деятельности.

Задание № 9

Анализ занятия по художественной обработке материалов (ручной труд) в средней группе: « Кровать для куклы Кати».

1. Ребята будут изготавливать кровать для куклы из спичечных коробков, картона, кусочков ткани.

2. Правильно составлена организация места для трудовой деятельности детей и воспитателя. Детям заранее был разложен раздаточный материал и оборудование, проведен инструктаж о правилах пользования остро – колющих предметов, беседа о правилах поведения на занятиях ручного труда, помещение проветрено.

3. У детей наблюдался положительный настрой на художественный ручной труд, был заметен интерес к предстоящей деятельности. Были созданы такие приемы для благоприятного настроя, как сюрпризный момент (появление гости – куклы Кати), предварительная работа (отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций), беседа на тему «Мебель», игра «Что из мебели есть в нашей группе» и сюжетно – ролевая игра: «Дочки – матери».

4. Отношение к ручному труду было вызвано: интересом сделать самую красивую кровать для куклы и, чтобы она выбрала её.

5. Желание детей трудиться было вызвано проблемной ситуацией: как можно быстрее построить кукле кровать.

6. Приемы обучения способам действий и методика решения задач воспитания и развития:

а) в первой части были определены задачи в соответствии с возрастом, подобрано оборудование, проведена предварительная работа, создана мотивация на предстоящую деятельность.

б) в ходе руководства деятельностью детей для выполнения программных задач был представлен образец, давались в ходе работы объяснения, советы, оказывалась помощь ребятам, которые испытывали трудности, осуществлялся показ действий и был создан алгоритм последовательности действий.

в) в конце занятия давался анализ каждой работы, похвала и введены критерии оценки для каждой работы: самая красивая кровать, самая оригинальная, яркая, высокая, замечательная, удобная и. т. д.

7. Форма организации труда: фронтальная. В процессе трудовой деятельности преобладала благоприятная, позитивная, коллективная, дружеская атмосфера. Дети оказывали друг другу помощь, подбадривали, конфликтов не возникло, были внимательны.

8. Кроватки получились разнообразные, замечательные, яркие. Для каждой работы был присвоен свой титул: самая красивая кровать, яркая и тому подобное. Присутствовали все детали мебели, атрибуты: спинки, ножки, матрац, подушка, одеяло.

Задание № 10

Тема: Подарок для мамы: « Игольница – подснежник».

Возрастная группа: подготовительная.

Место в режиме дня: вторая половина.

Форма организации: подгрупповая (3 человека).

Цель: -учить изготавливать подарок маме, используя подручный материал. - закреплять умения детей вырезать лепестки из геометрических фигур (прямоугольник, квадрат); - учить, правильно располагать детали на поделке; - закреплять умение подбирать бумагу по цвету, добиваясь красивого сочетания, развивая художественный вкус детей; - продолжать учить детей выполнять инструкцию, проговаривая её последовательность; - воспитывать у детей желание доставлять родным радость, изготовляя подарок своими руками; - прививать навыки культуры поведения и культуры общения между людьми.

Оборудование: образец игольницы, диск, бумага разной геометрической формы, размера и разного цвета, поролон (губка, тесьма, лента для петельки, ножницы, карандаш, кисти, клей, салфетки, клеёнка, шаблон круга, конверт с письмом.

Приемы мотивации детей: художественное слово, сюрпризный момент (сундучок и письмо).

Приемы обучения умениям: показ воспитателя, показ действий ребёнком, индивидуальная работа с детьми во время изготовления поделок, объяснения.

Приемы оценки деятельности детей: похвала, вручение мамам подарков.

Ход работы:Я: Сегодня, когда я пришла в сад, у самых дверей нашла сундучок. Хотите посмотреть что здесь? (открываю сундучок). - О здесь интересные вещи, а сверху письмо. Посмотрим, что за письмо (рассматриваем конверт). - На конверте адрес: п. Нагорск, детский сад №4, группа "Светлячок". Обратный адрес: Волшебная страна, Фея Добрых дел. - Прочитаем, что нам Фея написала: дорогие ребята, к сожалению, не застала вас в саду. Моя карета прибыла в Нагорск только в полночь, когда вы уже спали. Я не могу вас увидеть, но оставляю вам волшебный сундучок с подарками и заданиями. Постарайтесь выполнить все задания. Если вы выполните всё, то сами будете добрее и красивее, и мир вокруг вас тоже будет добрее. Не спешите смотреть все сразу, выполняйте всё последовательно. Основное задание на самом дне сундучка. А я постараюсь к вам заехать в следующий раз… С наилучшими пожеланиями, Фея добрых дел… Я: Вернемся к нашему сундучку. Так, здесь карточка с загадками. (достаю карточку с заданиями). Надо отгадать загадки: 1. Рыхлый снег на солнце тает, ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса, значит, к нам пришла. (Весна ) 2. Ручейки бегут быстрее, светит солнышко теплее. Воробей погоде рад – заглянул к нам месяц. (Март ) 3. Пробивается росток, удивительный цветок. Из-под снега вырастает, раньше всех весну встречает. (Подснежник ) 4. В этот светлый день весны дарят женщинам цветы. А в садах и школах детки мамам мастерят поделки! (8 марта ). (Дети отгадывают)Я: - Вот и добрались до последней вещи в сундучке. Это поделка в виде подснежника. Я: - Ребята, сможем мы порадовать наших мам подарками? Давайте сделаем такую же игольницу (дети отвечают). А для чего нужна игольница? Дети отвечают.Я: - Правильно, иголки не должны валяться, где попало. Иголка – очень опасный инструмент, она должна всегда находиться в безопасном месте. Игольница – это домик для иголки. - Работа по изготовлению игольницы большая, кропотливая… Нам повезло, что на прошлых занятиях мы учились вырезать лепестки цветов, из губки вырезали круги, сейчас они нам очень пригодятся. Нам осталось наклеить лепестки и серединку, завязать ленточку. - Для работы нам нужны диск, лепестки, серединка поролоновая, ленточка, клей. Для начала вспомним правила работы с клеем. Дети отвечают. Правила работы с клеевым карандашом: 1. Работать на салфетке. 2. Быть очень аккуратным, чтобы не испачкать стол 3. Не тереть во время работы глазки и не облизывать пальчики. Я: теперь я вам покажу, как надо делать игольницу, в какой последовательности работать:1. Возьмем диск и наклеим на него зеленые листочки. 2. Возьмем кружок из поролоновой губки и тоже наклеим на середину диска.3. Далее возьмем лепестки и приклеим их под поролоновую губку.4. Потом возьмем тесьму, обрежем кончик и два конца приклеим вверху к краю диска.Дети выполняют работу. Я наблюдаю, даю советы, помогаю, тем, кто испытывает трудности, подбадриваю их, объясняю. В конце хвалю детей за проделанную работу.

Самоанализ.

1. Подготовка к проведению НОД заключалась в определение цели, поиска материала (текст), изготовление образца (игольница), письма, подготовке оборудования и материала, предварительной работе (изготовление листочков и лепесточков).

2. Всё запланированное удалось успешно провести.

3. Получилось всё. Дети были увлечены работой, присутствовал интерес к работе, удалось заинтересовать, ребятам очень понравилось делать подарки своими руками, было стремление сделать игольницу аккуратно и красиво. Были рады тому, что подарят мамам подарки.

4. Моя помощь требовалось в подсказке последовательности действий.

5. На будущее взяла на заметку, что нужно чаще заниматься художественной обработкой материалов, так как детям это приносит массу удовольствия и положительных эмоций, а главное у них сверкают глаза от радости то, что они сами изготовили подарок для самой любимой мамы.

Отзыв

Докучаева Е. В. выбрала интересное занятие для подготовительной группы. Содержание занятия определено с учетом возраста и сезона, есть соответствие сделанного подарка с праздником весенним и темой работы. Цели и задачи сформулированы четко и последовательно на основе требований ФГОС ДО и программы. Оборудование подобрано в соответствии с имеющими реальными условиями группы. Приемы мотивации детей, методы и приемы обучения умениям использованы грамотно и с учетом поставленных задач, возраста детей и формы организации.

Необходимо побуждать детей радоваться не только выразительному рисунку, но и успехам его автора, вызывать стремление утешить при огорчении и оказать по возможности действенную помощь. В ПРЕДЛАГАЕМОМ МАТЕРИАЛЕ, Я СДЕЛАЛА ПОДБОРКУ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ, КОТОРЫЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИ АНАЛИЗЕ ДЕТСКИХ РАБОТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ детских работ входит в методику проведения занятия, как один из важнейших компонентов.

Анализ детских работ идет в первую очередь с позиции тех задач, которые были поставлены на занятии. При этом сохраняются требования целостного эстетического восприятия образа с последующим анализом успешности применения изобразительно-выразительных средств.

Просмотр созданных детьми изображений имеет большое воспитательное и учебное значение.

Организация обсуждения анализа может быть различной.

Положительное эмоциональное состояние ребенка на занятии – обязательное условие для развития его творчества.

Похвала всегда радует, отрицательная оценка огорчает. Поэтому использовать похвалу и порицание следует очень осторожно: если всё время хвалить ребенка, у него могут сформироваться самоуверенность и зазнайство, и, наоборот, если постоянно говорить ребенку, что он плохо нарисовал, вылепил или наклеил, у него появляется неуверенность, может закрепиться прочное отрицательное отношение к изобразительной деятельности.

Очень важно правильно организовать коллективный просмотр работ в конце занятия: приучать детей быть внимательными к творчеству товарищей, справедливо и доброжелательно оценивать их работы, радоваться не только своей, но и общей удаче.

Дети испытывают удовлетворение от того, что их работа понравилась, что товарищи выразили своё одобрение, отметили её. Но положительную оценку педагог даёт по заслугам, т.е. за действительно хорошее качество, выразительность, красоту.

Конечно, при этом не следует забывать о возможностях возраста.

Воспитание у детей стремления выполнить работу лучше, сделать её красивее, чтобы доставить радость другим – задача педагога.

Специально организованное обыгрывание детских работ позволяет педагогу живо, убедительно и интересно провести их анализ и оценку. Крайне важно при этом, чтобы игровые действия не только вызывали интерес к продукту деятельности, но и выявляли его достоинства и слабые стороны, помогли вскрывать причины неудач и успехов.

Даже самые маленькие дети понимают, почему «колобок» скатился с нарисованной дорожки и заблудился в лесу - дорожка получилась кривая. При таком анализе никто из детей не обижен, более того, они не только понимают, что у них не получилось, но охотно повторяют изображение, исправляя ошибки.

В результате анализа дети должны понять, как правильно лепить (рисовать) и какие они ошибки допустили.

Критические замечания, которые касаются техники, воспитатель делает доброжелательно, в рекомендательной форме.

При анализе детских работ следует использовать любую возможность для стимулирования и развития чувства сопереживания детей, удачи и неудачи друг друга. Необходимо побуждать детей радоваться не только выразительному рисунку, но и успехам его автора, вызывать стремление утешить при огорчении и оказать по возможности действенную помощь. Процесс доброжелательного внимания к работам друг друга должен быть не формальным. Поэтому к просмотру и анализу детских работ следует возвращаться после занятия.

Приемы, цель

Игровая ситуация

Рисование

  1. Петя-петушок, золотой гребешок
  2. Ку-ка-ре-ку
  3. Посмотри, какие лесенки нарисовали для тебя дети
  4. Ой, как мне нравятся такие высокие и ровные лесенки
  5. Заберусь я высоко-высоко по лесенке
  6. Высоко сижу, далеко гляжу, не идет ли Лиса, Лиса-Патрикеевна
  7. Спасибо Вам, дети

Оборудование: игрушка-Петушок

младшая группа

  1. Вот и все дети нарисовали травку
  2. Зайчик, какую травку ты хочешь попробовать? Почему? (она зеленая, сочная, густая)
  3. В какой травке зайчик захочет спрятаться? (густой и высокой)
  4. А на какой травке можно полежать и понаблюдать за птицами?

Оборудование: игрушка зайчик

младшая группа

Приемы, цель

Обыгрывание готового изобретения с использованием музыки

Лепка

  1. Ой, какие проказливые котята
  2. Этот котенок с выгнутой спиной вылепил Андрей
  3. Сидящий котёнок у Оли
  4. Котёнка, лежащего с поджатыми лапками вылепил Азат
  5. Этот котёнок с круглой головой, с прищипнутыми ушками и хвостом сделал Сережа
  6. Я включу музыку, а вы поиграйте с ними. Пусть котята порадуются

Средняя группа

Сюжетно-ролевая ситуация

2. Работы выставлены на подносе

  1. Как вы думаете, ребята, почему у Сережиного медвежонка лапа отпала?
  2. Найдите работы, где все детали скреплены хорошо
  3. Почему эти медвежата такие крепенькие? (Дети должны сами сделать вывод и, таким образом, закрепить полученные умения и знания. Можно использовать игровую ситуацию. Приезжает «скорая помощь» и увозит Сережиного медвежонка в больницу к Айболиту пришить лапу за столиком в «больнице» сидит один из детей в медицинской шапке и в очках. Он полечит медвежонка на глазах у всех детей).
  4. Все медвежата здоровы
  5. Можно выставить работы в раздевалку для родителей

Приемы, цель

Обыгрывание готового изображения с внесением легких игрушек

Аппликация

  1. Ребята, как вы думаете, в каком автобусе захочет поехать медведь?

Почему?

  1. В каком автобусе ехать опасно?

В каких автобусах покатаем медвежат?

  1. Давайте рассмотрим их: ровные, колеса стоят на дороге, есть двери, окна одинаковые по величине и приклеены ровно.
  2. Берите медвежат и покатайте их

Оборудование: игрушки – медведь, медвежата

младшая, средняя группа

  1. Петрушка не хочет садиться в эту лодку. Почему? (кривой парус)
  2. Ремонтируй лодку и приглашай Петрушку в свою лодку.
  3. А что случилось с этим парусом? (наклонился, сейчас опрокинет лодку, тоже нужен ремонт)
  4. Петрушка, почему ты не хочешь садиться в эту лодку? Молчит
  5. Ребята, почему? Как вы думаете? (нос у прямоугольника срезан мало, лодка воду разрезать не будет, и будет стоять на месте)
  6. Петрушка, выбирай себе лодки
  7. Возьму себе прочные и быстрые лодки.

Оборудование: игрушка – Петрушка

Средняя, старшая группа

3 . Грибы для белочки можно оставить на полянке

  1. А вот и белочка
  2. Спрячу в дупло самые здоровые, на крепкой ножке, с круглой шляпкой
  3. А этим грибам нужно подрасти
  4. Этот грибок похож на мухомора не буду прятать его в дупло – он не съедобный.

А у этих грибов почему-то не выросли шляпки

  1. Эти грибы нанижу на ветки и засушу
  2. А эти грибы возьму
  3. Дети, почему эти грибы не хочет брать белочка?

Оборудование: белочка

старшая, подготовительная группа

Приемы, цель

Обыгрывание готового изображения

  1. В твоем парке только березки растут?
  2. Давайте посмотрим на птиц
  3. Чем заняты воробьи

Найдите самого озорного

  1. Найдите, который обижен и сидит нахохлившись.
  2. Почему этот не может взлететь?

старшая, подготовительная группа

2. Клоуну дети рисовали цирковых собачек.

  1. Что умеет делать твоя собачка?
  2. Мне нужны умные и ловкие собачки

Вы таких нарисовали?

  1. Теперь подарите мне самых быстрых
  2. А эти собачки смешные, они тоже мне нужны на арене цирка

Оборудование: клоун

подготовительная группа

Обыгрывание незаконченного

1. Увидев нарисованную девочку в длинной шубке, спрашивает её

  1. Ты не замерзла без шапки? Тем самым неназойливо подсказывает малоинициативному ребенку и дает возможность развития замысла и выполнение более выразительного рисунка
  2. Если девочка пойдет в лес, она не замерзнет без рукавичек?

старшая, подготовительная группа

2. Разглядывая цыпленка, которого лепит ребенок, воспитатель жестом изображает, как сыплются зернышки, приговаривая при этом: «Цып-цып-цып» и удивляется, почему цыпленок не клюёт. Наконец, вместе с ребенком догадывается: трудно клевать-клюв тупой. Вместе думают, что же надо сделать.

Только успели исправить ошибку, как цыпленок начал весело клевать, даже нечайно клюнул воспитателя в палец.

Детей смешит эта ситуация и конечно, никто из детей не забудет применить правильный прием лепки.

средняя, старшая группа

Приемы, цель

Прием с ролевым поведением детей и взрослых

1. Дети подготовительной группы нарисовали украшенные узором силуэты блузок, юбок, платьев, а потом организовали их «продажу» в магазине «Одежда».

  1. Чтобы купить понравившееся платье (блузку и т.д.), надо не просто «заплатить деньги» , а так рассказать об узоре, чтобы всем сразу стало понятно, почему он красив. «Продавец» же должен по описанию догадаться, какое платье хочет купить покупатель.

подготовительная группа

2. Дети – художники рисуют афиши по сказке или разным сказкам

Самые красивые и выразительные можно использовать для оформления игр – драматизаций, кукольного театра.

3. Художникам – мастерам предлагается рассказать о своей посуде.

Можно оценивать работу соседа.

  1. Давайте с вами решим, у кого работа выполнена, как у настоящих мастеров,
  2. У какого мастера вы бы хотели поучиться?

Сюжетно-ролевая ситуация по типу режиссерских игр

Дети вместе с Буратино путешествуют по нарисованному городу

(Буратино заблудился в городе, где живут дети, и ничего не успел увидеть. Дети ему помогают: рисуют интересные и любимые места в городе).

  1. Ребята, как много я узнал о вашем городе. Мне очень понравились ваши рисунки: они красочные, аккуратно выполнены, изображение расположено по всему месту.
  2. На этой полянке в парке мы можем отдохнуть, поиграть в игры, поводить хороводы.

Оборудование: Буратино

старшая, подготовительная группа

Приемы, цель

Оценка своей работы

  1. Расскажи о своей кошке
  2. Что умеет делать?
  3. Шерстка у неё какая?
  4. Как ты её нарисовал? (тычком) Расскажи
  5. Шерстка получилась густая и пушистая. Я её рисовал, как вы учили: краски набирал мало и рисовал не всем ворсом, кончиком

средняя группа

2. Сравни рисунок с натурой.

  1. Сколько листочков справа?
  2. Как сделан набросок карандашом? (тонкой линией)
  3. Соблюдены ли пропорции?
  4. Похоже ли изображение на натуру?
  5. Все ли детали нарисованы?
  6. Все у тебя получилось?
  7. Почему рисунок получился грязным? (набросок сделан не тонкой линией)

подготовительная группа

  1. Расскажи о своем настроении, когда ты рисовал по замыслу
  2. Что можно сказать, посмотрев на эту работу?

подготовительная группа

  1. Какие краски вы использовали, рисуя зиму, осень, весну, лето?

подготовительная группа

Приемы, цель

Оценка работы соседа

Расскажи о работе соседа

  1. Почему она тебе не нравится?
  2. А что можешь сказать ты о работе своего соседа?
  3. Нужно рассказывать о композиции, о подборе красок, об аккуратности выполнения работы

старшая, подготовительная группа

Рассматривание пейзажей с использованием музыки и художественного слова

1. Подумайте, какой из этих пейзажей вы подарите маме

  1. Почему этот, пейзаж понравился тебе больше всего.

2. Давайте прогуляемся по дорожкам, которые приведут нас в разные времена года.

3. Найдите картинку, которая подходит к этому стихотворению, музыке.

старшая, подготовительная группа

Отсроченный анализ

  1. Дети, много интересных рисунков получилось у нас
  2. Как жаль, что мы не успеваем все хорошо рассмотреть. Может быть, мы не будем убирать их со стенда? Полюбуемся еще, когда время будет.

Младшая, средняя, старшая, подготовительная группа

2. На следующий день можно пригласить малышей, если рисовали картинки для них.

Может быть, к следующему занятию (по развитию речи) предложить придумать сказки (рассказы), загадки по рисункам

3. Какие-то из них можно использовать в качестве декорации для настольного кукольного театра

4. Инсценирование сказки «Колобок» может идти на уроке нарисованного детьми леса с применением поделок – персонажей сказки, выполненных на занятиях по лепке.


Педагогическая оценка по своему содержанию тесно связана с той воспитательно-образовательной задачей, которая решалась на конкретном занятии.

Детские рисунки, поделки обязательно оцениваются с точки зрения ре­шения изобразительных задач - должны быть отмечены их выра­зительность, оригинальность. Педагог ставит вопросы, которые помогают детям увидеть это в поделке.

Когда работа ведется в системе, дети по предложению педагога или самостоятельно находят отличия в своих поделках и охотно о них рассказывают. Педагогу важно своим поведением, эмоцио­нальной речью показать, что он заинтересован работами детей. Тогда дети начинают стремиться к оригинальности, выразитель­ности в работе.

Важно продумать вопросы, помогающие детям осознать, чему они научились, какие ошибки допустили («не очень научились»), что нужно учесть, чтобы этих ошибок не допускать в дальнейшем. И сразу предлагается сделать возможные исправления.

Важно побудить детей к действиям, помогающим им самим обнаружить ошибку, неточность в работе. Даже младший дошко­льник может это сделать. Например, педагог предлагает закрыть сделанную открытку, сложив ее странички, и посмотреть, совпа­дают ли стороны. Дети сами увидят результат, если педагог дал им бумагу с одной цветной стороной. «Беленькую видно», - гово­рят они, если стороны не совпадают.

Воспитатель имеет возможность еще раз установить связь меж­ду способом действия и получаемым результатом. Если таким образом анализировать результаты, то дети рано начинают само­стоятельно использовать контролирующие и корректирующие действия для совершенствования своей работы.

В старшем возрасте воспитатель нацеливает детей на анализ примененных способов действий и задает вопросы: «Все ли сто­роны кубика плотно прилегают к столу? Почему?» Дети ставят кубик (каждый свой) сначала на полую сторону. Если разрезы сделаны точно по линии и до точки пересечения линий, то все четыре стороны касаются стола. Затем дети ставят кубик на закрытые стороны. Если стороны (сгибы) проглажены четко, То углы и стороны плотно прилегают к столу. Проделывая такие контролирующие действия, дети обнаруживают недочеты где возможно, исправляют.



Каждый ребенок может т.о. установить, какие ошибки он допустил, и сделать вывод к последующей работе, а именно: перед ребенком раскрываются пути дальней­шего совершенствования своей деятельности, формируются само­оценка и самоконтроль, что очень важно для самостоятельной деятельности.

Очень важно соблюдать следующие требования к оценке :

Оценку необходимо построить так, чтобы дети были макси­мально активны в ней, начиная с младшего возраста.

Словесные методы и приемы обучения в процессе руководства изобразительной деятельностью неотделимы от наглядных и иг­ровых.

Втех случаях, когда у детей имеются представления об изо­бражаемом предмете, явлении, сформированные заранее, дошко­льники владеют соответствующими умениями, словесные методы на занятии занимают большее место. Например, педагоги чаще использует вопросы, пояснения с целью формирования изобрази­тельного представления.


15. Перечислите требования, предъявляемые к оценке результатов деятельности детей на занятиях по изобразительной деятельности. Раскройте необходимость просмотра и анализа детских работ. Охарактеризуйте методику анализа результатов деятельности детей на занятии в разных возрастных группах.

На педагогической практике учащимся довелось увидеть несколько вариантов одного и того же занятия по аппликации на тему «Зимний пейзаж».

В одном случае результаты детских работ оценивались так: воспитатель вывесил все работы на общий стенд, и дети сравнивали, у кого работа лучше.

В другой группе работы детей также были вывешены на общее обозрение, а педагог оценивал результат каждого ребенка примерно так: «Ты сегодня, Алеша, очень постарался, уже лучше вырезал разные формы и красиво расположил на листе». А Свете воспитатель сказала: «Что-то я сегодня не заметила такой же старательности, как в прошлый раз, когда ты выполняла наклеивание форм на лист».

Еще один вариант подведения итогов был таким: дети развесили работы в виде выстовки, полюбовались пейзажами, а в сводное время педагог беседовал с отдельными детьми, обсуждая, довольны ли они сами полученными результатами.

Проанализируйте предложенную ситуацию. Спроектируйте свои действия по оценке результатов деятельности детей на занятии по аппликации на тему «Зимний пейзаж».

Педагогическая оценка и анализ детских работ – словесное описание результатов деятельности, развивающее аналитическое мышление, в ре­зультате которого появляется критическое отношение к воспринимаемому результату. Позволяет научить детей объективно оценивать свою работу, и работу выполненную другими людьми (у дошкольника к 5 годам).

В младшем возрасте ребенок не может в полной мере контро­лировать и оценивать свои действия и их результаты. Если про­цесс работы доставлял ему удовольствие, он будет доволен и результатом, ожидая от воспитателя одобрения. В «Малышах» воспитатель в конце занятия показывает несколько хорошо выполненных работ, не анализируя их. Цель показа - привлечь внимание детей к результатам их деятельности. Так же воспитатель одобряет работы остальных детей, Положи­тельная оценка их способствует сохранению интереса к изобра­зительной деятельности.

В средней и старшей группах воспитатель использует показ и анализ детских работ в качестве приема, помогающего детям понять достижения и ошибки в изображении. Умение видеть, на­сколько правильно изображен предмет, помогает развитию созна­тельного отношения к выбору средств и приемов работы активиза­ции всей творческой деятельности.

Рассматривать ошибку в работе одного ребенка со всеми деть­ми не следует, так как осознание ее будет иметь значение лишь для этого ребенка. Причины ошибки и пути ее устранения лучше про­анализировать в индивидуальной беседе.

В старшей группе к анализу следует привлекать всех детей. Однако иногда воспитатель сам дает оценку. Например, желая поощрить плохо рисующего ребенка и предвидя критику его работы другими детьми, воспитатель первый указывает на положительные стороны рисунка.

Анализ детских работ можно вести в различных планах, но обязательно надо отметить как решены задачи, поставленные в начале занятия – что удалось выполнить правильно. Чаще всего для экономии-времени педагог выборочно берет для анализа несколько работ. Следует избегать показа на каждом занятии ра­бот одного и того же ребенка, даже если они действительно выде­ляются среди других. В результате постоянных похвал у него мо­жет развиться неоправданная самоуверенность, чувство превос­ходства над другими детьми. С одаренными детьми следует вести индивидуальную работу с учетом их способностей и изобразитель­ных навыков.

Иногда выбор работы для анализа воспитатель поручает де­тям . В этих случаях все работы раскладываются на одном столе (или прикрепляются к стенду) и ребятам предлагается выбрать наиболее понравившиеся. Затем воспитатель подробно анализи­рует с детьми отобранные работы.

Обсуждение работы каждого ребенка возможно в подготови­тельной группе, дети уже интересуются результатами труда това­рищей. Но такой анализ следует проводить в свободное от занятий время, так как 2-3 мин в конце занятия недостаточно.

Детям 6 лет можно предложить проанализировать свои работы, сравнивая их с натурой, образцом. Это воспитывает у детей критическое отношение не только к работам товарищей, но и к своим собственным.

Очень важно соблюдать следующие требования к оценке :

Оценивается только тот результат, который достигается уси­лиями самого ребенка;

По мере развития ребенка оценка становится все более диф­ференцированной;

Нельзя сопоставлять результат деятельности ребенка с успе­хами других детей, нужно оценивать его достижения;

Оценку необходимо построить так, чтобы дети были макси­мально активны в ней, начиная с младшего возраста

Третья часть занятия. Анализ результатов деятельности детей илипедагогическая оценка детских работ . Анализ детских работ входит в методику проведения занятия как один из важнейших её компонентов и в разных формах необходим на каждом занятии. Просмотр созданных детьми изображений имеет большое воспитательное и учебное значение. Для правильного анализа необходимо, выставлять все работы на стенде для рисования и аппликации или на стенде для лепки. Вылепленные фигурки устанавливают на специальной доске-стенде, разделенной на ячейки для каждого изделия. В этом случае дети рассматривают стенд, собравшись вокруг него. Если в группе имеются полочки с ячейками у доски для просмотра работ, то дети могут оставаться на своих местах за столом.

Организация обсуждения может быть различной, но основная форма такова: оставаясь на своих местах, дети рассматривают работы, размещенные на стенде. Воспитатель благодарит детей за выполнение работы и вновь напоминает за­дачи , которые ставились перед занятием. Исходя из этих задач, он строит свой анализ. В результате анализа дети должны понять, как правильно выполнять работу и какие ошибки они допустили . Критиче­скиезамечания доброжелательны , в рекомендательной форме. Очень бе­режно следует отнестись к творческому замыслу ребенка даже в том случае, когда он совсем не удался.

С самого младшего возрас­та нужно привлекать к анализу самих детей . Педагог спрашивает, дети должны сами делать выводы - закрепляются полученные знания. При анализе можно использовать игровую ситуацию : например, приезжает «скорая помощь» и увозит Сережиного медвежонка в больницу к Айболиту лечить лапу. За столиком в «больнице» сидит один из детей в медицинской шапке и в очках и лечит медвежонка на глазах у всех детей. Это тоже закрепление знаний, но в игровой форме.

Если занятие длилось дольше обычного , дети утомлены, на­стало время прогулки, воспитатель ограничивается общей одобри­тельной оценкой: «Сегодня все поработали хорошо, у многих получились очень интересные рисунки, позднее (перед обедам, после сна) мы их подробно рассмотрим».

Перед обедом или после дневного сна работы детей вывеши­вают на стенд и обсуждают всей группой. В младших группах не рекомендуется откладывать оценку надолго, т.к. у детей пропадет интерес к результатам своего труда, а цель анализа - научить детей объективно оценивать результаты своего труда, творчески рабо­тать над решением темы.

Формы проведения анализа могут быть различными:

· воспитатель показывает рисунок и предлагает оценить, все ли в нем правильно, как выполнено задание, что интересного приду­мал ребенок;

· одному из детей дается поручение выбрать лучшую, по его мнению, работу и обосновать свой выбор;

· ребенок анализирует рисунок, сравнивая его с натурой, образ­цом, оценивает его;

· дети вместе с воспитателем рассматривают одну работу за другой и дают им оценку.

· иногда с целью воспитания умения объективно оценивать свои работы он предлагает детям разместить в первом ряду стенда наиболее удачные, во втором - те, где допущены небольшие ошибки, и в третьем ряду - менее удачные.

После занятия воспитанникам предоставляют возможность ещё раз посмотреть работы, поговорить о них. Воспитатель же обращает­ся к тем, кто не очень активен во время анализа, кто, по его мнению, нуждается в индивидуальном обсуждении рисунка, аппликации и др.

После занятия все выполненные рисунки, поделки и игрушки желательно красиво расставить и продемонстрировать родителям в раздевальной комнате. Воспитатель привлекает их внимание к достижениям всех детей, а не только своего ребенка. Эта еженедельная выставка для родителей стимулирует желание детей выполнить свою работу красиво. Выставка детских работ действует до следующего занятия, а затем рисунки заменяются новыми.

Оформление работ мо­жет быть различным, но эстетически продуманным. На небольшом стенде для 6-8 ра­бот выставляют наиболее интересные рисунки, аппликации. Остальные работы (1-2 последних занятий) хранят в папке в файлах или др. Работы на выставке можно оформить в паспарту серого цвета с большими полями, чтобы работа выглядела привлекательнее. На отдельной этикетке справа указать название работы и имя автора.

На обратной стороне работы обязательно указать дату занятия, тему, автора работы.

Где нет возможности организовывать выстав­ки, детские рисунки, аппликации оформляют в альбоме. На каждого ребенка отводят файл, в который вкладывают рисунок. Указывается имя автора. После занятия воспитатель вынимает предыдущую работу и вкладывает новую.

Самые лучшие работы каждого ребенка выставляют на постоянно действующей выставке работ . Эти работы сохраняют длительное время, их постоянно пополняют, заменяют, стремясь, чтобы все дети были участниками этой выставки.

Персональная выставка - одна из форм поощрения детей, обладающих незаурядной фантазией. На отдель­ную полку нужно собрать все работы одного ребенка, красиво их расставить, написать его имя и фамилию, показать родителям.

Организация выставок дает большие результаты: привлекает детей к изобразительной деятельности, повышает эстетический уровень их работ, активизирует творчество. Каждая выставка должна иметь своё название – образное, художественное.

Анализ детских работ

Развитие аналитического мышления, в ре­зультате которого появляется критическое отношение к воспринимаемому, позволяет детям объективно оценивать работы, выполненные товарищами, и свои работы. Но такой уровень развития ребенок достигает к пяти годам.

В младшем возрасте ребенок не может в полной мере контро­лировать и оценивать свои действия и их результаты. Если про­цесс работы доставлял ему удовольствие, он будет доволен и результатом, ожидая от воспитателя одобрения.

В младшей группе воспитатель в конце занятия показывает несколько хорошо выполненных работ, не анализируя их. Цель показа - привлечь внимание детей к результатам их деятельности. Так же воспитатель одобряет работы остальных детей, Положи­тельная оценка их способствует сохранению интереса к изобра­зительной деятельности.

В средней и старшей группах воспитатель.использует показ и анализ детских работ в качестве приема, помогающего детям понять достижения и ошибки в изображении. Умение видеть, на­сколько правильно изображен предмет, помогает развитию созна­тельного отношения к выбору средств и приемов работы активиза­ции всей творческой деятельности.

После выполнения задания воспитатель показывает одну из работ и отмечает ее положительные стороны: «Как хорошо, ак­куратно закрашен дом», «Как красиво подобраны цвета в узоре - темные и светлые рядом, их видно хорошо», «Как интересно вы­леплен лыжник» и т. д.

Если аналогичные ошибки есть во многих работах, то следует обратить на них внимание, спросить: Как можно их исправить?

Рассматривать ошибку в работе одного ребенка со всеми деть­ми не следует, так как осознание ее будет иметь значение лишь для этого ребенка. Причины ошибки и пути ее устранения лучше про­анализировать в индивидуальной беседе.

В старшей группе к анализу следует привлекать всех детей. Однако иногда воспитатель сам дает оценку. Например, желая поощрить плохо рисующего ребенка и предвидя критику его работы другими детьми, воспитатель первый указывает на положительные стороны рисунка.


16. Назовите цель применения игровых приёмов в обучении дошкольников изобразительной деятельности. Раскройте особенности применения игровых приёмов в зависимости от возраста детей. Охарактеризуйте группы игровых приёмов, используемые при руководстве изобразительной деятельностью дошкольников.

Решите педагогическую задачу:

С детьми средней группы воспитатель проводит занятие по конструированию из строительного материала. Мишутка привел с собой из леса медвежат, но они не могут перебраться к детям, потому что на пути разлились реки разной ширины. Предлагая малышам подумать, как медвежатам перебраться через реки, воспитатель подводит их к необходимости построить мостики разной длины. Дети выбирают нужной длины дощечки, кубики, строят мосты со ступеньками, по которым медвежатам будет удобно пройти. После этого каждый ребенок переводит своего медвежонка на другой берег, играет с ним, а когда Мишутка зовет своих сыновей домой, дети снова осторожно проводят игрушку по мосту. Затем по указанию воспитателя дети складывают дощечки по размеру - длинные с длинными, короткие с короткими, складывают кубики в коробку и, попрощавшись с Мишкой, идут гулять.

Спрогнозируйте эффективность использования игровых приёмов воспитателем в предложенной ситуации. Предложите свой вариант игровой ситуации на предложенную тему занятия.

Игровые приемы, используемые при руководстве изобразительной деятельностью эффективный и

не­заметный для ребенка путь обучения изодеятельности, способствующий бережному сохранению детских чувств, настроения.

Игровые приемы выбираются педагогом с учетом

особенно­стей игры детей, логики ее развития,

особен­ностей изобразительной деятельности.

Все игровые приемы условно можно разделить на две большие группы:

· сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр

· сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама