THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Медный всадник, символ Санкт-Петербурга, на самом деле изготовлен не из меди, а из бронзы. Монумент был открыт в 1782 году по велению императрицы Екатерины Второй. В тот год отмечался 100-летний юбилей вступления на престол юного Петра. А «медным» памятник начали называть только с 1833 года, с легкой руки Александра Сергеевича Пушкина, написавшего поэму «Медный всадник». Вес памятника 8 тонн, а высота – 5 метров.

Для работы над этим величественным монументом из Парижа был приглашен известный скульптор Этьен Морис Фальконе. Для работы ему были выданы из императорских конюшен два скакуна - Каприз и Бриллиант. Гвардейские офицеры поднимали коней на дыбы на помосте, а скульптор делал зарисовки.

Целых 12 лет понадобилось мастеру для того, чтобы изготовить гипсовый эскиз памятника. Несколько раз Екатерина требовала переделать предложенный вариант. А вот голову императора изготовила молодая помощница скульптора Мари-Анн Коло.

Императрице работа понравилась, а Мари-Анн получила пожизненную пенсию.
Найти литейщика, способного отлить такую грандиозную фигуру, также оказалось непросто. За работу решил взяться Емельян Хайлов, пушечный мастер. Вместе с Фальконе они долго подбирали состав сплава, проводили пробы. Кстати, именно Хайлов спас работу от краха. Во время отливки глиняная форма неожиданно лопнула, и раскаленный металл потек на землю. Рабочие в ужасе разбежались, но Хайлов, с риском для жизни, сумел устранить течь.

Фальконе изначально задумал установить памятник Петру на огромном гранитном постаменте. Причем, гранит должен быть монолитным. После длительных поисков такой валун удалось найти в 12 верстах от столицы. Местные жители называли его «Гром-камень», так как, по преданию, в него ударила гроза, оставив большую трещину.
Екатерина Вторая заявила, что заплатит 7 000 рублей тому, кто сумеет доставить глыбу весом 2 000 тонн на Сенатскую площадь. За рискованное дело взялся некий инженер Маринос Карбури. На огромной деревянной платформе по бревнам, обитым медью, исполинский камень удалось отправить в путь. Почти год камень волокли до Финского залива, где погрузили на баржу. К назначенному месту гранит был доставлен 23 сентября 1770 года. Восхищенная Екатерина повелела изготовить по этому случаю памятную медаль с надписью: «Дерзновению подобно». Интересно, что сам монумент был установлен на камне только через 12 лет.

Торжественное открытие памятника состоялось 18 августа 1782 года. Интересно, что самого Фальконе в то время в России уже не было. Он покинул нашу страну еще в 1778 году. По поручению Екатерины, князь Голицин навестил его в Европе и вручил памятную медаль.

Змея на монументе была изготовлена уже не Фальконе, а русским скульптором Федором Гордеевым. Змея является третьей точкой опоры и придает монументу больше устойчивости.

Интересный факт – Петр указывает рукой в сторону Швеции, с которой Россия более 20 лет вела войну за выход к Балтийскому морю. А в Стокгольме есть памятник Карлу XII, с которым и вел войну русский император. Рука Карла направлена на Санкт-Петербург.

Памятник Петру I, бронзовый монумент всадника на вздыбленном коне, взлетевшем на вершину скалы, больше известный благодаря поэме Александра Сергеевича Пушкина как "Медный всадник" - неотъемлемая часть архитектурного ансамбля и один из самых ярких символов Санкт-Петербурга…

Место расположения памятника Петру I выбрано не случайно. Рядом находятся основанное императором Адмиралтейство, здание главного законодательного органа царской России — Сената.

Екатерина II настаивала на размещении памятника в центре Сенатской площади. Автор скульптуры, Этьен-Морис Фальконе, поступил по своему, установив «Медный всадник» ближе к Неве.
По приказу Екатерины II Фальконе пригласил в Санкт-Петербург князь Голицын. Советовали обратиться именно к этому мастеру профессора Парижской академии живописи Дидро и Вольтер, вкусу которых Екатерина II доверяла.


Фальконе было уже пятьдесят лет. Он работал на фарфоровом заводе, но мечтал о большом и монументальном искусстве. Когда поступило приглашение о возведении в России памятника, Фальконе не раздумывая 6 сентября 1766 года подписал контракт. Его условия определяли: памятник Петру должен состоять из «главным образом конной статуи колоссального размера». Гонорар скульптору предложили достаточно скромный (200 тысяч ливров), другие мастера просили в два раза больше.

В Санкт-Петербург Фальконе прибыл со своей семнадцатилетней помощницей Мари-Анн Колло. Видение памятника Петру I автором скульптуры разительно отличалось от желания императрицы и большинства русской знати. Екатерина II ожидала увидеть Петра I с жезлом или скипетром в руке, восседающим на коне подобно римскому императору.

Статский советник Штелин видел фигуру Петра в окружении аллегорий Благоразумия, Трудолюбия, Правосудия и Победы. И.И. Бецкой, руководивший работами по сооружению памятника, представлял его фигурой во весь рост, с удерживаемым в руке полководческим жезлом.

Фальконе советовали направить правый глаз императора на Адмиралтейство, а левый — на здание Двенадцати коллегий. Посетивший в 1773 году Санкт-Петербург Дидро задумывал памятник в виде фонтана, украшенного аллегорическими фигурами.
Фальконе же задумал совсем иное. Он оказался упрям и настойчив.

Скульптор писал:

«Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот её-то и надо показать людям. Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемую им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом,— это эмблема побеждённых им трудностей».

Отстаивая право на своё мнение относительно облика памятника Фальконе писал И.И. Бецкому:

«Могли ли Вы себе представить, чтобы скульптор, избранный для создания столь значительного памятника, был бы лишён способности думать и чтобы движениями его рук управляла чужая голова, а не его собственная?»

Споры возникали и вокруг одежды Петра I. Скульптор писал Дидро:
«Вы знаете, что я не одену его по-римски, точно так же, как не одел бы Юлия Цезаря или Сципиона по-русски».

Над моделью памятника в натуральную величину Фальконе работал три года. Работа над «Медным всадником» велась на участке бывшего временного Зимнего дворца Елизаветы Петровны. В 1769 году прохожие могли здесь наблюдать, как гвардейский офицер взлетал на лошади на деревянный помост и ставил её на дыбы. Так продолжалось по несколько часов в день.

У окна перед помостом сидел Фальконе и внимательно зарисовывал увиденное. Кони для работы над памятником были взяты из императорских конюшен: скакуны Бриллиант и Каприз. Скульптор избрал для памятника русскую «орловскую» породу.

Ученица Фальконе Мари-Анн Колло вылепила голову «Медного всадника». Сам скульптор трижды брался за эту работу, но каждый раз Екатерина II советовала переделать модель. Мари сама предложила свой эскиз, который оказался принят императрицей. За свою работу девушка была принята в члены Российской Академии художеств, Екатерина II назначила ей пожизненную пенсию в 10000 ливров.

Змею под ногой коня изваял русский скульптор Ф.Г. Гордеев.

Подготовка гипсовой модели памятника в натуральную величину заняла целых двенадцать лет, она была готова к 1778 году.

Модель была открыта для всеобщего обозрения в мастерской на углу Кирпичного переулка и Большой Морской улицы. Мнения высказывались самые разные. Обер прокурор Синода проект решительно не принял. Дидро увиденным оказался доволен. Екатерина II же оказалась равнодушной к модели памятника — ей не понравилось самовольство Фальконе в выборе облика монумента.


Долгое время никто не хотел браться за отливку статуи. Иностранные мастера требовали слишком большую сумму, а местных умельцев пугал её размер и сложность работы. По расчётам скульптора для сохранения равновесия монумента передние стенки памятника должны были быть выполнены очень тонкими — не более сантиметра. От такой работы отказался даже специально приглашённый литейщик из Франции. Он называл Фальконе сумасшедшим и говорил, что в мире не существует подобного примера отливки, что она не удастся.

Наконец нашёлся литейщик — пушечных дел мастер Емельян Хайлов. Вместе с ним Фальконе подбирал сплав, делал пробы. За три года скульптор в совершенстве овладел литьём. Начали отливать «Медного всадника» в 1774 году.

Технология была очень сложна. Толщина передних стенок обязательно должна была быть меньше толщины задних. При этом задняя часть становилась тяжелее, что придавало устойчивость статуе, опирающейся всего на три точки опоры.

Одной заливкой статуи дело не обошлось. Во время первой лопнула труба, по которой в форму поступала раскалённая бронза. Была испорчена верхняя часть скульптуры. Пришлось её срубить и ещё три года готовиться ко второй заливке. На этот раз работа удалась. В память о ней на одной из складок плаща Петра I скульптор оставил надпись «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года».

Об этих событиях Санкт-Петербургские ведомости писали:

«24 августа 1775 года Фальконе вылил здесь статую Петра Великого на коне. Литьё удалось кроме местах в двух фута на два вверху. Сия сожалительная неудача произошла через случай, который предвидеть, а значит, и предотвратить возможности вовсе не было.

Вышеупомянутый случай казался столь страшен, что опасались, дабы всё здание не занялось пожаром, а, следовательно, всё бы дело не провалилось. Хайлов остался неподвижен и проводил расплавленный металл в форму, не теряя бодрости своей нимало при предоставляющейся ему опасности для жизни.

Такой смелостью Фальконе тронутый по окончании дела бросился к нему и от всего сердца целовал и дарил его от себя деньгами».

По замыслу скульптора основанием памятника служит естественная скала в виде волны. Форма волны служит напоминанием о том, что именно Пётр I вывел Россию к морю. Поиском камня-монолита Академия художеств занялась когда ещё не была даже готова модель памятника. Нужен был камень, высота которого составила бы 11,2 метра.

Гранитный монолит был найден в районе Лахты, в двенадцати верстах от Санкт-Петербурга. Когда-то по местным преданиям в скалу попала молния, образовав в ней трещину. Среди местных жителей скалу называли «Гром-камень». Так и стали потом называть её, когда установили на берегу Невы под знаменитым памятником.


Расколотый валун - предполагаемый осколок Гром камня

Первоначальный вес монолита — около 2000 тонн. Екатерина II объявила награду в 7000 рублей тому, кто придумает самый эффективный способ доставить скалу на Сенатскую площадь. Из множества проектов был выбран способ, предложенным некто Карбури. Ходили слухи, что этот проект им был перекуплен у какого-то русского купца.

От места нахождения камня до берега залива прорубили просеку, укрепили грунт. Скалу освободили от лишних наслоений, она сразу полегчала на 600 тонн. Гром-камень рычагами водрузили на деревянную платформу, опиравшуюся на медные шары. Эти шары передвигались по деревянным желобчатым рельсам, обитым медью. Просека была извилистой. Работы по перевозке скалы продолжались и в мороз и в жару.

Работали сотни людей. На это действо приезжали смотреть многие петербуржцы. Некоторые из наблюдателей собирали осколки камня и заказывали себе из них набалдашники на трость или запонки. В честь необыкновенной транспортной операции Екатерина II повелела отчеканить медаль, на которой написано «Дерзновению подобно. Генваря, 20. 1770».


По суше скалу перетаскивали почти год. Далее по Финскому заливу её везли на барже. Во время перевозки десятки каменотёсов придавали ей необходимую форму. Скала прибыла к Сенатской площади 23 сентября 1770 года.

Поэт Василий Рубин в этом же году написал:

Нерукотворная здесь Росская гора,
Вняв гласу Божию из уст Екатерины,
Прешла во град Петров чрез Невския пучины
И пала под стопы Великого Петра.

К моменту установки памятника Петру I отношения скульптора и императорского двора окончательно испортились. Дошло до того, что Фальконе стали приписывать только техническое отношение к памятнику. Оскорблённый мастер так и не дождался открытия монумента, в сентябре 1778 года вместе с Мари-Анн Колло уехал в Париж.

Установкой «Медного всадника» на постамент руководил архитектор Ф.Г. Гордеев. Торжественное открытие памятника Петру I состоялось 7 августа 1782 года (по старому стилю). Скульптура была закрыта от глаз наблюдателей полотняной оградой с изображением горных пейзажей. С утра шёл дождь, но он не помешал собраться на Сенатской площади значительному количеству людей. К полудню облака рассеялись. На площадь вступила гвардия.


Военным парадом управлял князь А.М. Голицын. В четвёртом часу на шлюпке прибыла сама императрица Екатерина II. Она поднялась на балкон здания Сената в короне и порфире и дала знак к открытию памятника. Ограда упала, под барабанную дробь полки двинулись по невской набережной.

По повелению Екатерины II на постаменте начертано: «Екатерина II Петру I». Таким образом, императрица подчеркнула приверженность петровским реформам. Сразу после появления на Сенатской площади «Медного всадника» площадь была названа Петровской.

Открытие монумента Петру I на Сенатской площади. Гравюра А. Мельникова по рисунку А. Давыдова. 1782.

«Медным всадником» скульптуру в своей одноимённой поэме назвал А.С. Пушкин, хотя на самом деле он изготовлен из бронзы. Это выражение стало настолько популярным, что стало практически официальным. А сам памятник Петру I стал одним из символов Санкт-Петербурга.

Вес «Медного всадника» — 8 тонн, высота — более 5 метров.

Легенда о Медном всаднике

С самого дня установки он стал предметом для множества мифов и легенд. Противники самого Петра и его реформ предупреждали, что памятник изображает "всадника Апокалипсиса", несущего городу и всей России смерть и страдания.

Сторонники Петра говорили, что монумент символизирует собой величие и славу Российской империи, и что Россия останется таковой, пока всадник не сойдет со своего пьедестала.

Кстати, о пьедестале Медного всадника тоже ходят легенды. По замыслу скульптора Фальконе, он должен был быть выполнен в форме волны. Подходящий камень был найден неподалеку от поселка Лахта: якобы на камень указал местный юродивый.

Некоторые историки находят возможным, что это - именно тот камень, на который не раз взбирался Петр в ходе Северной войны, дабы лучше видеть расположение войск.

Слава о Медном всаднике разносилась далеко за пределами Петербурга. В одном из отдаленных поселений возникла своя версия возникновения памятника. Версия заключалась в том, что однажды Петр Первый развлекался тем, что перепрыгивал на своем коне с одного берега Невы на другой.

В первый раз он воскликнул: "Все Божье и мое!", и перепрыгнул через реку. Во второй раз повторил: "Все Божье и мое!", и снова прыжок оказался удачным. Однако в третий раз император перепутал слова, и сказал: "Все мое и Божье!" В этот момент его настигла Божья кара: он окаменел и навечно остался памятником самому себе.

Легенда о майоре Батурине

Во время Отечественной войны 1812 года в результате отступления русских войск возникла угроза захвата Санкт-Петербурга французскими войсками. Обеспокоенный такой перспективой, Александр I приказал вывезти из города особо ценные произведения искусства.

В частности, статс-секретарю Молчанову было поручено вывезти в Вологодскую губернию памятник Петру I, и на это было отпущено несколько тысяч рублей. В это время некий майор Батурин добился свидания с личным другом царя князем Голицыным и передал ему, что его, Батурина преследует один и тот же сон.

Он видит себя на Сенатской площади. Лик Петра поворачивается. Всадник съезжает со скалы своей и направляется по петербургским улицам к Каменному острову, где жил тогда Александр I.

Всадник въезжает во двор Каменоостровского дворца, из которого выходит к нему навстречу государь. «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию, — говорит ему Петр Великий, — но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!». Затем всадник поворачивает назад, и снова раздается «тяжело-звонкое скаканье».

Пораженный рассказом Батурина, князь Голицын передал сновидение государю. В результате Александр I отменил свое решение об эвакуации памятника. Памятник остался на месте.

Есть предположение, что легенда о майоре Батурине легла в основу сюжета поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник». Есть также предположение, что легенда о майоре Батурине стала причиной того, что в годы Великой Отечественной войны памятник остался на месте и не был, подобно другим скульптурам, спрятан.

Во время блокады Ленинграда «Медный всадник» был укрыт мешками с землёй и песком, обшит брёвнами и досками.

Реставрации памятника проходили в 1909 и в 1976 годах. При последней из них проводили исследование скульптуры при помощи гамма-лучей. Для этого пространство вокруг памятника оградили мешками с песком и бетонными блоками. Управление кобальтовой пушкой осуществляли из находящегося рядом автобуса.

Благодаря этому исследованию оказалось, что каркас памятника может служить ещё долгие годы. Внутрь фигуры была заложена капсула с запиской о реставрации и о её участниках, газета от 3 сентября 1976 года.

Этьен-Морис Фальконе задумывал «Медный всадник» без ограды. Но она всё же была создана, до наших дней не сохранилась.

«Благодаря» вандалам, оставляющим на гром-камне и самой скульптуре свои автографы, вскоре может быть реализована идея восстановления ограды.



Медный всадник, символ Санкт-Петербурга, на самом деле изготовлен не из меди, а из бронзы. Монумент был открыт в 1782 году по велению императрицы Екатерины Второй. В тот год отмечался 100-летний юбилей вступления на престол юного Петра. А «медным» памятник начали называть только с 1833 года, с легкой руки Александра Сергеевича Пушкина, написавшего поэму «Медный всадник». Вес памятника 8 тонн, а высота - 5 метров.

Для работы над этим величественным монументом из Парижа был приглашен известный скульптор Этьен Морис Фальконе. Для работы ему были выданы из императорских конюшен два скакуна - Каприз и Бриллиант. Гвардейские офицеры поднимали коней на дыбы на помосте, а скульптор делал зарисовки.

Целых 12 лет понадобилось мастеру для того, чтобы изготовить гипсовый эскиз памятника. Несколько раз Екатерина требовала переделать предложенный вариант. А вот голову императора изготовила молодая помощница скульптора Мари-Анн Коло.

Императрице работа понравилась, а Мари-Анн получила пожизненную пенсию.
Найти литейщика, способного отлить такую грандиозную фигуру, также оказалось непросто. За работу решил взяться Емельян Хайлов, пушечный мастер. Вместе с Фальконе они долго подбирали состав сплава, проводили пробы. Кстати, именно Хайлов спас работу от краха. Во время отливки глиняная форма неожиданно лопнула, и раскаленный металл потек на землю. Рабочие в ужасе разбежались, но Хайлов, с риском для жизни, сумел устранить течь.

Фальконе изначально задумал установить памятник Петру на огромном гранитном постаменте. Причем, гранит должен быть монолитным. После длительных поисков такой валун удалось найти в 12 верстах от столицы. Местные жители называли его «Гром-камень», так как, по преданию, в него ударила гроза, оставив большую трещину.
Екатерина Вторая заявила, что заплатит 7 000 рублей тому, кто сумеет доставить глыбу весом 2 000 тонн на Сенатскую площадь. За рискованное дело взялся некий инженер Маринос Карбури. На огромной деревянной платформе по бревнам, обитым медью, исполинский камень удалось отправить в путь. Почти год камень волокли до Финского залива, где погрузили на баржу. К назначенному месту гранит был доставлен 23 сентября 1770 года. Восхищенная Екатерина повелела изготовить по этому случаю памятную медаль с надписью: «Дерзновению подобно». Интересно, что сам монумент был установлен на камне только через 12 лет.

Торжественное открытие памятника состоялось 18 августа 1782 года. Интересно, что самого Фальконе в то время в России уже не было. Он покинул нашу страну еще в 1778 году. По поручению Екатерины, князь Голицин навестил его в Европе и вручил памятную медаль.

Змея на монументе была изготовлена уже не Фальконе, а русским скульптором Федором Гордеевым. Змея является третьей точкой опоры и придает монументу больше устойчивости.

Интересный факт - Петр указывает рукой в сторону Швеции, с которой Россия более 20 лет вела войну за выход к Балтийскому морю. А в Стокгольме есть памятник Карлу XII, с которым и вел войну русский император. Рука Карла направлена на Санкт-Петербург.

Говоря о городе Петербурге невозможно не вспомнить человека, благодаря которому на карте появился наш славный Петербург. Сегодня рассказываем, где в Северной столице расположились восемь главных памятников императору-реформатору.

Медный всадник

Известнейший (но не первый) памятник первому российскому императору воздвигли при Екатерине II, которая считала его главным российским правителем. Постамент сделали из Гром-камня, найденного казённым крестьянином Семёном Вишняковым. Есть поверье, что пока памятник Петру находится на своём месте, с городом всё будет хорошо.

Памятник Петру I работы Шемякина

Скульптура, установленная в Петропавловской крепости перед зданием бывшей гауптвахты в начале 80-х годов XX века. Является работой петербургского художника Михаила Шемякина. Автору удалось достичь невероятной схожести с реальным лицом императора благодаря использованию при создании памятника подлинной восковой маски, выполненной самим Растрелли.

Памятник Петру I-плотнику

На Адмиралтейской набережной можно найти памятник Петру Великому, занятому строительством нового судна. Известно, что к создателю города на Неве не стоит приходить в надежде исполнения обычных желаний. Зато если вы заняты поиском работы, император охотно поможет вам в этом. Кстати, поговаривают, что ещё он поможет с просьбами о карьерном росте.

Пётр I у Инженерного замка

Скульптор Растрелли (отец знаменитого архитектора) начал создавать этот монумент ещё при жизни первого российского императора. Но в силу разных обстоятельств его удалось закончить лишь к 1747 году. После чего ещё долгое время бесхозный памятник искал пристанища. В итоге его поставил Павел I напротив своего Михайловского замка в 1801 году. На пьедестале он велел написать «Прадеду - правнук».

Пётр I в Пулково

Застать основателя Северной столицы можно в зоне внутренних рейсов. Создателем скульптуры выступил Михаил Дронов. Он представил Петра I в образе современного пассажира аэропорта, отправляющегося в путешествие по России. Двухметровый император, созданный из глины, облачён в свои типичные одежды, тянет за собой чемодан на колёсиках.

Бюст Петра I на Московском вокзале

Каждый, кто приезжает в Петербург, может гордиться тем, что его встречает сам император. В зале Московского вокзала можно встретить величественный бюст Петра I. Несмотря на то что исторически здание вокзала никак не связано с основателем, памятник установлен здесь в честь возвращения Петербургу исторического имени.

Бюст Петра I у домика Петра I

Как же без памятника императору около его домика на Петровской набережной. Монумент установлен на постаменте из красного гранита, поэтому его трудно не заметить. Установлен бюст ещё в 1875 году по случаю 150-летия со дня смерти Петра I.

Бюст Петра I в Ботаническом саду

Бронзовый бюст, созданный скульптором Олегом Сатиным, водрузили на необычный постамент в форме дерева, растущего из земли, над которым поработала архитектор Александра Бочарова.

Открытие нового памятника в Ботаническом саду состоялось в 2014 году в рамках празднования 300-летия Ботанического института имени В. Л. Комарова.

Одна из самых известных поэм Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник» была написана осенью 1833 года. Она была создана в Болдине, но не в тот творческий период Пушкина, который принято называть «Болдинской осенью», произведения этого периода были написаны Александром Сергеевичем осенью 1830 года, после чего поэт ещё несколько раз возвращался в Болдино. В одну из таких поездок, в октябре 1833 года и была написана поэма «Медный всадник». Над поэмой Пушкин работал менее месяца, начало рукописи датировано 6 октября, а её окончание 31 октября.

Поэма «Медный всадник» является самой короткой из всех написанных Пушкиным произведений этого жанра, она состоит всего менее чем из 500 стихов, но её смысловое наполнение ничуть от этого не страдает. В эту небольшую по объему поэму поместились не только описания Петербурга и событий ноября 1824 года, но и история Евгения, который олицетворяет «маленького человека», а также размышления от лица Петра Первого. Эти два героя в поэме противопоставлены друг другу.

Реальные основания и прототипы поэмы

Сама поэма является повествованием о реально произошедшем в Петербурге наводнении в ноябре 1824 года. В этом отношении она реалистична и опирается на достоверные факты, в предисловии к поэме автор указывает источники, из которых он брал необходимую информацию, так как сам он в этот период находился в ссылке. Пушкин пишет, что подробности наводнения он взял из журналов того периода, примером которых могут послужить известия, составленные В.Н. Берхтом.

В истории литературы принято считать, что идея о неожиданно ожившем памятнике могла иметь два основания для появления в творчестве поэта. Первым является факт заимствования этой идеи из хорошо известного Пушкину произведения «Дон Жуан», которое по данным специалистов не могло не входить в круг чтения поэта.

А также Пушкину могла быть хорошо известна история, которая якобы помешала Александру Первому вывести из города памятник Петру Первому, выполненный скульптором Этьеном Фальконе. История говорит о том, что одному из майоров при императорском дворе приснился сон, в котором памятник Петру ожил, и грозный Император скакал на своём железном коне по улицам Петербурга. Во сне майора Пётр предупредил императора Александра о том, что городу никакие опасности не будут грозить лишь в то время, пока памятник будет стоять на своём месте. Пока он, Пётр, приглядывает за городом, город будет в безопасности. Согласно разошедшейся истории, сон майора был передан Императору, и Александр принял решение не трогать памятник.

История публикаций рукописи

После окончания поэмы, Пушкин сразу передал рукопись на необходимую цензурную проверку, чтобы начать процесс по её изданию. Но эту проверку рукопись не прошла. В декабре 1833 года Пушкин получает рукопись назад со множеством внесённых лично государем правок. Этот факт Александр Сергеевич воспринял как запрет к печати, хотя и пробовал внести в поэму некоторые изменения, но вскоре отказался от этого.

Полностью произведение было опубликовано лишь после смерти автора в 1837 году в «Современнике» с правками, выполненными Жуковским. Правку требовала цензура, поэтому поэма была сильно переработана, что, безусловно, навредило общему замыслу автора. Именно в таком виде издавалась поэма вплоть до 1919 года. Но уже после Революции была опубликована отдельным изданием сама рукопись Пушкина, в том виде, в котором она была написана осенью 1833 года.

Вариант 2

Поэма "Медный всадник" основывается на реальном событии - петербургском наводнении 1824 года. В то время как происходило стихийное бедствие, поэт Александр Пушкин пребывал в ссылке, и по этой причине в произведении описывал произошедшие события по показаниям людей, непосредственно лицезревших наводнение.

Рассказ об оживленном памятнике предположительно взят поэтом из истории о том, как в 1812 году, царь Александр I решил удалить из Петербурга памятник Петру. Однако, царя разубедили, рассказав о сне некоего майора. Последний в своем сновидении увидел, как медный всадник скачет по просторам Петербурга, и приехав к царю, восклицает: "До чего ты довел Россию!". Есть также другая версия, о том, что Пушкин позаимствовал идею об ожившем памятнике у Байрона.

Работа над поэмой велась меньше месяца, началась она в 1833 году, вскоре после его пребывания на Урале. Как считает множество исследователей, поэма создавалась с 6 октября, а окончена была в конце месяца. Заканчивала работу пометка:"31 октября, 1833. Болдино." Вполне возможно, что замысел произведения "Медный всадник" у Александра Сергеевича появился еще до пребывания его на Урале. Представляется возможным и тот факт, что первые наброски были осуществлены в Петербурге. Поэма стоила поэту громадного напряжения сил. Как свидетельствуют исследователи, Пушкин десяток раз мог переписывать очередной стих, прежде чем достичь идеальной формы.

Произведение "Медный всадник" является очередным коротким произведением Александра Пушкина. Ему не понадобилось больше пяти ста стихов, для того чтобы вместить мысли Петра на Неве, описание Петербурга, наводнение 1824 года, любовь Евгения и т.д. К сожалению, творение Пушкина было опубликовано лишь после его трагической смерти от рук Дантеса. В 1834 году, в печати публикуется лишь отрывок произведения. Позднее Жуковский редактирует "Медный всадник", и тот публикуется в журнале "Современник".

Однако, опубликованное произведение являлось отнюдь не полным, ибо Жуковский редактировал поэму так, как это было выгодно цензуре. Цензурой был удалён бунт Евгения против памятника. В таком неполноценном виде "Медный всадник" выходил в свет до 1900 года. Спустя 19 лет, поэма была напечатана в полной версии, без цензуры. Читателю, несомненно, видна неоднозначность произведения, оно вызывает разные чувства. Но никто не станет спорить с тем, что созданное Пушкиным творение полно гениальности.

Несколько интересных сочинений

  • Путь исканий Пьера Безухова в романе Война и мир Толстого сочинение

    В произведении Толстого “Война и мир” присутствует огромнейшее множество персонажей, которым автор уделил немалое внимание, раскрыв их образы и рассказав их историю читателю, но, однако, любимым персонажем у Толстого

  • Первое сентября. Возле школы опять шум и суета, учителя в красивых нарядах, а не стандартных строгих костюмах. Школьники кругом фотографируются и повторяют свои слова, директриса как всегда командует завхозом, видите ли, он не туда поставил микрофон.

  • Критика о романе Капитанская дочка Пушкина и отзывы современников

    Сама публикация романа в журнале «Современник» не вызвала интереса со стороны критиков. Ни один журнал или газета, издаваемые в Санкт-Петербурге и Москве, никак не прокомментировали новое произведение Пушкина.

  • Образ и характеристика Капитона Климова в рассказе Муму Тургенева

    Крепостной крестьянин, служащий у барыни башмачником – один из отрицательных персонажей произведения. Через образ Капитона Климова Тургенев показывает бесчеловечность крепостного права.

  • Сочинение Роль труда в жизни человека

    Наверное, каждый знает такие поговорки: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Дело и труд все перетрут», «Какие труды, такие и плоды»



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама