THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Введение

Глава I. Проектирование и строительство архитектурного ансамбля

2 Площадь у собора

3 Памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-Де-Толли

4 Ограда у Казанского Собора (сквер Воронихина)

5 Фонтан у Казанского Собора (сквер Воронихина)

6 Казанский мост

Глава II. Внешнее и внутреннее убранство собора

1 Внешнее убранство

2 Внутреннее убранство

Глава III. Словарь архитектурных терминов

Заключение


Введение

Икона Казанской Божией Матери, покровительницы государства Российского и дома Романовых, была привезена в Санкт-Петербург Петром І в 1710 году для освящения новой столицы Российской империи. Первоначально икону помещают в церковь Рождества Богородицы на Петроградской стороне. Но эта церковь была деревянной, постройка обветшала, и в 1727 году икону переносят в Троицкий собор близ Петропавловской крепости.

По проекту архитектора М.Г. Земцова 6 августа 1733 на Невском проспекте была заложена каменная придворная церковь. Работы по её постройке были закончены в 1737, и 3 июля того же года, в присутствии Императрицы Анны Иоанновны, она была освящена. Днём раньше в новую церковь, в сопровождении Императрицы, была перенесена икона Казанской Божией Матери.

В конце XVIII века старая постройка собора, выдержанная в скромном барочном стиле, перестала соответствовать новому облику столицы российской империи, и было принято решение заменить её новой, более соответствующей по стилю постройкой - «Новую соборную церковь Казанской Богоматери предположил воздвигнуть блаженной памяти Государь Император Павел I в 1800 году».

Глава I. Проектирование и строительство архитектурного ансамбля

казанский собор архитектурный

В 1799 году императором Павлом I был объявлен конкурс проектов нового собора, в котором участвовали известные столичные архитекторы П. Гонзано, Ч. Камерон, Тома де Томон и практически никому в то время не известный архитектор А.Н. Воронихин. Император потребовал от архитекторов, чтобы новый храм напоминал собор Святого Петра в Риме.

Довольно быстро, уже 14 ноября 1800 года, конкурс был закончен. Проекты П. Гонзано, Ч. Камерона и Тома де Томона были отклонены, а утвердили проект, выполненный А.Н. Воронихиным.

Победа Воронихина была неслучайна. Помимо его творческих способностей немалую роль сыграло то, что ранее он был крепостным графа А.С. Строгонова, назначенного председателем «Комиссии о построении Казанской церкви». Комиссия получила широчайшие полномочия от императорского двора, достаточно отметить, что в её распоряжение поступали все ассигнования, выделяемые на постройку собора. Помимо этого, ей передали государственные кирпичные заводы, Олонецкие мраморные каменоломни и материалы с мызы Пелла у невских порогов.

Собор был заложен в августе 1801 года, само действо закладки было обставлено весьма пышно и торжественно.

Собор, согласно проекту, был построен в форме вытянутого латинского креста. Высота его вместе с куполом составляет 71, 6 метра. В соответствии с традицией, его алтарная часть выходит на восток. Это создало определённые сложности при проектировании собора, т.к. при таком расположении алтарной части главный фасад собора должен быть обращён на улицу (Казанская), а не на невский проспект, куда выходит боковой фасад. Воронихин решил эту проблему весьма оригинально - собор смотрит северным фасадом на невский проспект, где от фасада, в сторону Невского проспекта, раскрывается грандиозная колоннада из 96 поставленных в четыре ряда коринфских колонн. Она охватывает широкую площадь перед собором. Концы колоннады заканчиваются монументальными порталами, решенными как сквозные проезды. Эти колонные, как и облицовка кирпичных стен собора, были выполнены из пудожского камня, который добывался у деревни Пудость, рядом с Гатчиной. Ступени колоннады и облицовка цоколя выполнены из серого сердобольного гранита.

Возведением колоннад, обращённых к невскому проспекту, изготовлением гранитных монолитов и пьедесталов для скульптур, а также укладкой каменных полов занимался С.К. Суханов и его артель.

Снаружи купол первоначально был покрыт тёмно-серым луженым железом, позднее в 1840-х годах его покрыли светло-зелёной краской, затем его покрытие имитировало бронзу.

Воронихин предполагал повторить колоннаду и на южном фасаде собора, но эта его идея не осуществилась из-за смерти графа Строгонова в 1811 году, после чего прекратилось финансирование дальнейших работ.

Сама постройка, обошедшаяся казне в 4,7 млн. рублей, заняла по тем временам немного времени - всего десять лет и была окончена в 1811 году.

Открытие собора состоялось 15 сентября в высочайшем присутствии, его освятил митрополит Амвросий. Освящение собора происходило по частям, по мере готовности.

К сожалению, не всё запланированное архитектором было воплощено в жизнь. К примеру, Воронихин планировал установить в портиках восемь монументальных бронзовых статуй и четыре композиции. Для этого им были предусмотрены по сторонам входов каждого портика по четыре полукруглых ниши. Однако было отлито в 1811 году только четыре бронзовые фигуры: князь Владимир (1805 г. работы С.С. Пименова), Иоанн Креститель (1805 г. работы И.П. Мартоса), князь Александр невский (1810 г. работы С.С. Пименова) и Андрей Первозванный (1809 г. работы В.И. Демут -Малиновского), которые установили в ниши северного портика. Помимо этого, у проездов колоннады, на высоких пьедесталах должны были стоять две фигуры коленопреклонённых крылатых архангелов Гавриила и Михаила, обращённых лицами друг к другу. Пьедесталы стоят и поныне, а фигур архангелов нет, хотя на картине художника Ф.Я. Алексеева «Вид Казанского собора», написанной в начале XIX века, они явно просматриваются. Это не дорисовка художника, а реально стоящие на своих местах статуи, однако они были временные, изготовленные из гипса и тонированные под бронзу. В петербургском климате гипс долго не продержался, и то, что осталось от статуй, через тринадцать лет было разобрано.

Сохранилось ещё два гранитных пьедестала у концов решётки на Казанской улице. Там должны были стоять гранитные фигуры апостолов Петра и Павла. Модели этих статуй разработал Воронихин. Однако ни этих скульптур, ни их временных аналогов так и не появилось.

2 Площадь у собора

По первоначальному проекту Воронихина на площади со стороны Невского проспекта по центральной оси собора должен был быть установлен обелиск. Он и был установлен, но временный - из дерева. По проекту Воронихина этот обелиск должен был быть выстроен из камня, однако его так и не заменили каменным аналогом, и в 1826 году, когда он сильно обветшал - его просто разобрали.

3 Памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-Де-Толли

Значение Казанского собора как памятника Отечественной войны усилилось после того, как на площади перед северным фасадом были установлены памятники героям Отечественной войны 1812 года - фельдмаршалам М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли, - ставшие выдающимся произведением монументальной скульптуры 1830-х годов.

Решение о необходимости установки памятников было принято Александром I в 1818 году.

Исполнение моделей памятников было поручено в 1823 году немецкому скульптору Э. Лауницу, ученику Б. Торвальдсена. Однако Лауницу не удалось создать убедительных образов русских полководцев, и в 1829 году заказ был передан молодым русским скульпторам, воспитанникам Академии художеств - Б.И. орловскому и С.И. Гальбергу.

Эскизы, представленные Орловским, получили одобрение, и в январе 1830 года он приступил к исполнению статуй.

Модель статуи М.И. Кутузова Орловский закончил в 1831 году. В 1832 году статую отлил из бронзы литейщик В.П. Екимов. Отливку статуи М.Б. Барклая-де-Толли Екимов выполнил в мае 1836 года.

Статуи установлены на пьедесталах, исполненных по проекту В.П. Стасова из гранита, добытого и вытесанного мастером С. Сухановым. Сооружением памятников руководил архитектор К.А. Тон. Торжественное открытие состоялось 25 декабря 1837 года.

Статуи отличаются большим портретным сходством и правдивостью психологических характеристик. В мощной и величественной фигуре Кутузова Орловский дал образ победителя наполеоновских полчищ, ученика и сподвижника великого Суворова.

Кутузов изображён в фельдмаршальском мундире, задрапированный в плащ. В правой руке - обнажённая шпага, в левой - фельдмаршальский жезл. У ног - знамёна французской армии. Сверху знамён - одноглавые орлы, такие же, как на знамёнах над могилой Кутузова. На пьедестале Кутузова высечена надпись: «ФЕЛЬДМАРШАЛУ КУТУЗОВУ-СМОЛЕНСКОМУ 1812»

Фигура Барклая-де-Толли менее динамична. Он держит маршальский жезл в опущенной левой руке. Взгляд его устремлён вдаль. На его пьедестале высечено следующее: «ФЕЛЬДМАРШАЛУ КНЯЗЮ БАРКЛАЮ-ДЕ ТОЛЛИ 1812. 1813. 1814 и 1815».

В конце XIX века площадь перед собором была превращена в партерный сквер, засаженный низкорослым кустарником.

В годы Великой Отечественной войны было принято решение не закапывать символы российской доблести в землю, для защиты от осколков и снарядов. Они не были повреждены вражескими снарядами и бомбами, обрушившимися на город, но время берёт своё.

В 1945 году была проведена профилактическая реставрация скульптур, а 27 лет ещё одна. Осенью 2002 года была проведена третья и пока что последняя реставрация. Она была вызвана тем, что за прошедшие три с лишним десятилетия состояние памятников заметно ухудшилось. Причём время оказалось особенно безжалостно к статуе Барклаю-де-Толли, чья форма при отливке прорвалась, и часть металла вытекла.

4 Ограда у Казанского Собора (сквер Воронихина)

Ограда полуциркульной площади перед западным фасадом Казанского собора наряду с оградой летнего сада - одно из лучших достижений русского декоративного искусства. Однако, в связи с отсутствием запланированной архитектором второй колоннады, эта решётка не вошла в архитектурную композицию собора и сегодня воспринимается как самостоятельное художественное произведение.

Ограда сооружена в 1811-1812 годах также по проекту Воронихина. Она состоит из 14 гранитных столбов, обработанных широкими каннелюрами и увенчанных гранитными шарами. Промежутки между столбами забраны звеньями решётки, отлитыми из чугуна. Сплошному гранитному цоколю ограды отвечает широкий орнаментальный пояс, протянутый по верху каждого звена, между двумя горизонтальными тягами, служащими для укрепления звеньев. На вертикальные копья решётки наложены великолепно нарисованные чугунные литые орнаментальные украшения, скомпонованные в форме ромбов. Ажурные по рисунку звенья ограды отлиты на заводе Берда в 1811 году.

Модели для отливки орнаментальных украшений из чугуна исполнил по рисункам Воронихина известный в первой половине XIX века талантливый резчик Василий Захаров.

По проекту Воронихина, разработанному и утверждённому в 1810 году, постаменты по концам ограды предполагалось увенчать гранитными статуями апостолов Петра и Павла. Этот замысел не был осуществлён, однако гранитные основания сохранились.

В конце XIX века в результате постройки нескольких новых зданий замечательная ограда оказалась закрытой со стороны улицы и пришла в крайне запущенное состояние.

5 Фонтан у Казанского Собора (сквер Воронихина)

На площади у собора, между памятниками Кутузову и Барклаю - де - Толли, в 1870-х годах был разбит сквер, удачно увязанный по своей композиции с колоннадой собора и невским проспектом. Однако в конце XIX века в сквере рядом с оградой были построены здания, закрывшие вид на ограду.

В 1934-1936 годах эти обветшавшие здания были разобраны, а сквер на площади перед западным фасадом казанского собора благоустроен. В центре его был установлен фонтан работы Тома де Томона, перенесённый сюда с Пулковского шоссе.

Решение о переносе фонтана было принято в конце 1933 года.

Этот небольшой по размерам, но монументальный фонтан был сооружён в 1809 году на тринадцатой версте дороги из Петербурга в Царское Село. Это один из фонтанов, установленных на дороге. Архитектор Тома де Томон, автор проекта фонтана, задумал его как декоративное сооружение для украшения оживлённой проезжей части магистрали, однако, он имел и практическое значение - в нём поили лошадей.

Массивный цоколь из серого гранита служит постаментом для верхней части фонтана, имеющий форму полуцилиндра. Торцевая часть этого полуцилиндра обработана в виде глухой арки, опирающейся на массивный плинт.

Фонтан украшен высеченной на поверхности крупного гранитного блока маской Нептуна - бона морей и вод. Гранитные чаши наполнялись водой. При установке в сквере перед Казанским собором маска была реставрирована.

6 Казанский мост

В 1766 году при облицовке гранитом берегов Екатерининского канала (старое название канала Грибоедова) стоявший ранее на этом месте деревянный мост через канал по Невскому проспекту был заменён на новый, каменный Рождественский (ныне Казанский) мост. Работами по строительству руководил военный инженер И.М. Голенищев-Кутузов, отец великого полководца.

В 1805 году в связи со строительством Казанского собора и усилением движения по Невскому проспекту возникла необходимость в расширении моста для создания площади перед собором. Строителям пришлось разобрать свод Рождественского моста, сохранив и использовав для нового моста старые устои. Тогда же проезжая часть моста была понижена до уровня мостовой, что позволяет воспринимать его как часть Невского проспекта. Работы проводились по проекту архитектора Л. Руска.

Старый Рождественский мост имел в ширину 35 метров, новый мост составил в ширину 97 метров, став достопримечательностью Петербурга, как самый широкий мост города.

Надо отметить, что проект моста оказался очень удачным, благодаря лаконичной композиции и удачным пропорциям, он воспринимается в непосредственной связи с ансамблем набережных канала Грибоедова и здания Казанского собора.

Казанский мост представляет собой однопролётный арочный мост с кирпичным сводом на каменных опорах, он облицован крупнозернистым выборгским гранитом и ограждён по краям массивными гранитными парапетами.

Надёжность постройки моста просто потрясает, с момента постройки его ни разу не ремонтировали! Однако 200 лет - срок немалый, и возникла необходимость в проведении ремонтно-реставрационных работ, которые были начаты в зимние месяцы 2002 года и закончились в августе этого же года.

Специалисты организации, проводившей восстановительные работы, столкнулись в своей работе с серьёзными трудностями. Сначала было вообще непонятно, с чего начинать ремонт моста. За двести лет кирпичная кладка пришла в ветхость, местами её разрушение достигало половины свода, достигающего 75-сантиметровой толщины. Сильнее всего пострадала кладка в верховой и низовой части моста, и было непонятно, способен ли старый кирпич выдержать расчётную нагрузку. Строителям удалось, не повредив свод, вынуть около 30 кирпичей и передать их в лабораторию прочности на испытание.

Главный инженер проекта Анатолий Сычёв разработал уникальный проект реставрации моста, предусматривающий замену износившейся части свода и усиление сохранившейся его части неразрушающим методом глубинной цементации.

Над сводом моста была создана наружная изоляция, исключающая обводнение и разрушение кирпичной кладки. Ранее, в начале XIX века, про постройке моста строители использовали для изоляции моста цементно-известковое покрытие, которое не выдержало двухсотлетней эксплуатации, так как весьма ненадёжно. Немалую проблему строителям при укладке изоляции создали коммуникации, проходящие по мосту в его проезжей части Невского проспекта. Многие из них находились в весьма ветхом состоянии, к примеру, из 45 пар телефонных кабелей, лежащих на арке моста, самая старая датировалась 1910 годом, поэтому тревожить их для установки гидроизоляции было весьма проблематично. Строителям удалось найти оригинальное решение: изоляция была уложена не на конструкцию свода, а в проезжую часть Невского проспекта, над коммуникациями.

Работы на подводной части моста, по инъектированию подводной бутовой кладки свода, были проведены с использованием водолазов.

Как удалось установить в процессе реставрации, основной проблемой, влияющей на долговечность Казанского моста, оказалась его уникальная ширина. По мнению строителей, проводивших реконструкцию моста, наибольшим испытанием для свода стали наши уникальные климатические условия вкупе с шириной моста. Он практически представляет собой длинную трубу над рекой, и когда наверху мороз, в трубе может сохраняться плюсовая температура, что и является основным разрушающим фактором.

По мнению Дмитрия Лабутина, директора организации, проводившей ремонт, после проведённых работ можно гарантировать надёжную эксплуатацию моста на ближайшие 50 лет.

В принципе, мост, наверное, простоит и ещё двести лет до ближайшего ремонта, ведь ему не впервой.

Глава II. Внешнее и внутреннее убранство собора

1 Внешнее убранство

Во внешнем оформлении собора широко использована скульптура. Рельефное панно над восточным проездом «Источение Моисеем воды в пустыне» исполнено И.П Мартосом, над западным - «Воздвижение медного змия» - И.П. Прокофьевым. Фриз на аттике церковной абсиды, изображающий «Вход в Иерусалим», принадлежит Д. Рашетту.

В нишах стоят четыре бронзовые статуи. Две из них - «Святой Владимир» и «Александр Невский» - отлиты по моделям С.С Пименова, статуя «Иоанн Креститель» - по моделям И.П. Мартоса и «Андрей Первозванный» - по модели В.И. Демут-Малиновского. Отливка статуй была поручена лучшему русскому литейщику начала XIX века - В.П. Екимову. Не все задуманные Воронихиным скульптуры были изготовлены и не все сохранились. У портиков северной колоннады на сохранившихся пьедесталах были установлены гипсовые статуи архангелов Михаила и Гавриила. Их предполагали исполнить из бронзы, однако в 1827 году фигуры были удалены и с тех пор пьедесталы пустуют. Из барельефов внутри собора сохранились только два: «Шествие по Голгофу» - Ф.Ф. Щедрина и «Взятие Христа воинами в Гефсинамском саду» - Д. Рашетта.

Барельефы и статуи на фасадах собора - выдающиеся произведения русской скульптуры, имеющие большую самостоятельную художественную ценность. Статуи святых Владимира и Александра Невского - лучшие из работ Пименова.

В 1805-1806 годах для собора были отлиты бронзовые створы северных дверей, воспроизводящие «Райские двери» Баптистерия во Флоренции, работы знаменитого флорентийского скульптора XV века Лоренцо Гиберти. Гипсовый слепок этих дверей Академия художеств приобрела в 1774 году. Отливку и чеканку бронзовой копии дверей исполнил Екимов.

2 Внутреннее убранство

Не менее интересно выполнено и внутреннее убранство собора, расчленённое на три нефа. Колоннады из двух рядов коринфских колонн несут цилиндрические своды. Всего в соборе установлено 56 монолитных колонн, выполненных из красного гранита. Четыре пилона служат опорой подпружных арок и парусов, поддерживающих барабан и купол, состоящий из трёх оболочек. Нижняя оболочка имеет широкое отверстие диаметром 6,7 метра. Вторая, средняя оболочка прорезана у основания окнами-люкорнами, освещающими пространство между двумя сводами. Внешняя оболочка купола выполнена из кованого железа на металлической основе в виде радиально расходящихся рёбер. Это первый в мире металлический купол.

Стройный и лёгкий купол на высоком барабане, обработанном пилястрами, возвышается над развёрнутыми по горизонтали колоннадами, увенчанными широким поясом антаблемента и балюстрад.

Сложен по своей конструкции пол собора. Для создания столь сложного рисунка в центре зала и несущего покрытия по всему собору было уложено несколько тысяч пластин самой разнообразной формы из шокшинского камня и олонецкого мрамора.

К большому сожалению, не сохранилось множество барельефов, изображавших евангелистов, используемых для декорировки иконостасов. Это было связано с тем, что из-за сырости, в апреле 1814 года. В соборе начала осыпаться штукатурка. В связи с этим пришлось удалить штукатурку, а вместе с ней и барельефы, так как они могли осыпаться. Видимо, сказалась спешка при строительстве.

Сегодня место барельефов занимает роспись по штукатурке: изображения евангелистов, гирлянды из лавровых листьев и растительные орнаменты.

До нашего времени сохранилось только два барельефа. Это «Взятие Христа воинами в вертограде» работы Жана-Доминика Рашетта и «Шествие по Голгофу», работы Ф.Ф Щедрина.

Фасады собора облицованы пудожским камнем, который добывался в каменоломнях недалеко от деревни Пудость, что под Гатчиной. Из блоков этого же камня исполнены колонны собора, капители, антаблемент, балюстрады, барельефы. Очень удачно камень использован и в интерьерах собора.

Великолепные колоннады из 56 коринфских колонн, вытесанных из монолитов розового финляндского гранита, добытого на острове Сорвали под Выборгом, создают основной художественный эффект оформления внутреннего пространства собора. Колонны выломаны и обработаны в начале XIX века прославленным мастером каменных работ, вологодским крестьянином Самсоном Сухановым. Бронзовые капители колонн отлил на заводе Ч. Берда литейщик Тарас Котов.

Глава III. Словарь архитектурных терминов

Абсида - алтарный выступ в церковных зданиях, обычно полуовальной формы.

Антаблемент - перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из трёх частей: архитрав (нижняя часть - балка), фриз и карниз.

Аттик - стенка, надстроенная над венчающим карнизом архитектурного сооружения.

База - утолщённое основание колонны.

Балюстрада - невысокое ограждение балконов, террас, лестниц и т.п., состоящее из фигурных столбиков, объединённых снизу общим основанием, а сверху - плитой, балкой.

Барельеф - выпуклое изображение или орнамент на плоскости (стене). Различают: а) Барельеф - изображение выступает на плоскости менее чем на половину полного объёма; б) Горельеф - выступает более чем на половину полного объёма.

Канелюры - продольные желобки, проходящие по стволу колонные или пилястры.

Капитель - венчающая часть колонны.

Кессоны - углубления квадратной или многоугольной формы, применяемые для художественной обработки сводов.

Колонна - вертикальная, обычно круглая опора. Имеет три части: основание (база), ствол, капитель.

Люнет - небольшой арочный проём, ограниченный снизу горизонталью, расположенный в сводах, в куполе, над окном или дверью. Служит для освещения помещения и для обогащения архитектурных форм здания.

Неф - продолговатая часть храма (имеющего форму вытянутого креста), в большинстве случаев разделённая столбами или колоннами на три части: главный широкий и высокий неф и два боковых, более низких и узких.

Пилоны - в данном случае столбы, поддерживающие купол.

Пилястра (пилястр) - вертикальный выступ на поверхности стены, повторяющий части и пропорции колонны. Портик - галерея, обычно перед входом в здание, образованная рядами колонн или столбов, несущих перекрытие.

Фриз - средняя часть антаблемента, заключённая между архитравами и карнизом.

Заключение

Казанский собор - одна из жемчужин архитектурного ансамбля Санкт-Петербурга. Расположенный в центре города, на Невском проспекте, он знаком каждому гражданину и большинству гостей нашего города.

Казанский собор - яркий пример того, что синтез искусств достигает совершенства в те периоды, когда искусство находятся в своем развитии на подъеме, связанном с прогрессивными движениями в жизни общества.

Неповторимый облик собора, несомненно, стал одним из городских символов.

Список использованной литературы

1. Шурыгин Я. Казанский Собор/Я. Шурыгин.-Я.-И. Лениздат, 1987.-400 с.

Игнатенко В. КАЗАНСКИЙ СОБОР. Страницы истории. Путеводитель/ В. Игнатенко.- В.Е. 2007-127с.

Классические идеалы сопутствовали российской культуре начиная с преобразований Петра I. Однако, в XVIII веке они приживались не столь органично. Лишь в конце XVIII начале XIX века гармония античности на некоторое время стала естественной формой развития российского зодчества и дизайна интерьера, сделав их частью общеевропейской классики.

На этот период времени пришлось творчество зодчего Андрея Воронихина. Он происходил из крепостных графа А.С.Строганова, родился 28 октября 1759 г. на Урале, начал свое образование в Москве, закончил Петербургскую Академию художеств. В 1786 году Строганов послал Воронихина вместе со своим сыном и его воспитателем Ж.Роммом за границу. Их приезд в Париж совпал с началом Великой французской революции. Воронихин и Строганов-младший вступили в якобинский клуб, причем граф отрекся от своего титула и принял имя гражданин Очер.

В 1790 году, газета Революция Парижа сообщила, что Жильбер Ромм, Очер, Карамзин и Вороникэн отправились в Эрменонвиль поклониться праху Руссо. В то время русские художники и архитекторы часто ездили учиться в Европу. Но, Воронихин ехал не в какую-либо академию к известному мастеру трудиться под его началом. Он сопровождал молодого дворянина просто так поучиться в Женеве, потом в Париже, приобщиться к Европе. Узнав, что сын стал якобинцем, граф А.С.Строганов решил, что тот вполне усвоил плоды европейского просвещения, и немедленно вернул его в Россию. С ним приехал и Воронихин чтобы начать трудиться в качестве домашнего архитектора.

В 1793 году Воронихин начал работу с переделки дизайна интерьера строгановского дворца в Петербурге (памятника российской архитектуры работы Б.Ф.Растрелли). По счастью, Воронихин оказался также талантливым рисовальщиком, благодаря чему и сейчас можно видеть замысел построек таким, каким он представлялся ему изначально.Своеобразие архитектурного подхода Воронихина состояло в том, что, сохраняя строгие черты античного образца, он, вместе с тем, стремился сделать его удобным для домашнего проживания, ведь владелец это прежде всего человек у себя дома. Воронихин понимал классику не как атрибут лишь дворца или музея она понималась им как часть жизни. Это понимание осталось с ним, практически, до конца жизни. Таков, например, и кабинет-фонарик в Павловском дворце (1803 г.). Первое и главное ощущение от этого выверенного, строго классического интерьера — интимность.

В дизайне интерьера Воронихина сложилось удачное сочетание классической гармонии и домашнего уюта. К сожалению, многие постройки архитектора не сохранились. Строгановская дача на Черной речке (1797 г.) была разрушена. Остались лишь: написанная маслом картина кисти зодчего, которую тот подал в академию на соискание академического звания, и ряд зарисовок. Но и в этих работах прослеживается своеобразие почерка Воронихина. По сути, дача — это загородный дворец. Но архитектор развернул его фасадом в сторону реки, благодаря чему архитектурное творение обрело гармонию с природой, превратившись в усадьбу. Перестроенный Воронихиным петергофский каскад фонтанов был позже снова изменен А.И.Штакеншнейдером. Планировалась и перестройка дворца в Стрельне, построенного в начале XVIII века Н.Микетти, но эти планы целиком осуществлены не были.

Воронихин остался в истории, прежде всего, автором Казанского собора. Еще во времена Екатерины II было принято решение о возведении нового кафедрального собора на месте старой церкви Казанской божьей матери. Работы возобновились при Павле I. Решено было не ограничиваться заказом какому-либо зодчему, а организовать конкурс на проект здания. И вот, в 1799 году, Академия художеств во главе с графом А.С.Строгановым проводит конкурс, к участию в котором привлекаются: Ж.Тома де Томон, П.Гонзага и Ч.Камерон. Предпочтение было отдано Камерону. Однако, через месяц неожиданно утвердили проект Воронихина не обошлось без личного вмешательства его покровителя А.С.Строганова. Так, официально не участвуя в конкурсе, архитектор вышел победителем в состязании. Новый императорский указ от 22 ноября 1800 года гласил: Производить строения архитектору Воронихину….

Казанский собор в Санкт-Петербурге. 1801 — 1801 г. А.Воронихин.

По условиям конкурса Казанский собор должен был иметь своим прототипом собор св. Петра в Риме. Это имело не только художественное, но и политическое значение. Идея преемственности между столицей Российской империи и Римом уходит корнями в средневековую историю. Новая столица, Петербург, подобно Москве, должна была вызывать ассоциации с Вечным городом, быть Третьим Римом. Не случайно, поэтому, в качестве образца для петербургского кафедрального собора был выбран главный храм христианского мира. Таким образом, встала задача создать архитектурный комплекс и площадь, обрамленную колоннадой. Здесь, возникло и главное затруднение. Традиционно, главным входом для церкви являлся западный, к которому примыкает колоннада, как это сделано в соборе Св.Петра. Однако, Казанский собор располагался по линии Невского проспекта и выходил туда северной стороной. Если бы и в Казанском соборе колоннада примыкала к западной стороне, то собор не раскрывался бы в направлении города, а, наоборот — был бы, по отношению к нему, замкнут.

Чтобы оценить мастерство Воронихина, можно сравнить его проект с проектом Тома де Томона. У последнего, колоннаду планировалось состыковать с северной стороной постройки, но в остальном, он представлял собой классическую версию собора св.Петра. Храм получался центричен. При таком подходе, западный вход, учитывая, что колоннада примыкала к северу, совершенно утрачивал свое значение. Более того, при этом собор предполагал лишь одну точку зрения с севера. Это противоречило канону, традициям, эстетическим принципам классики, где архитектурный ансамбль обязательно предполагал несколько точек зрения. Другим зодчим, Ч.Камероном, было спроектировано здание в виде ротонды круглой в плане постройки, у западного входа в которую располагалась невысокая колоннада. Наконец, П.Гонзага решил расположить колоннаду близ южного входа. Но в этом случае, утрачивалась градостроительная суть проекта: ансамбль никак не связывался с Невским проспектом. Воронихин решил проблему иначе, найдя оригинальный выход из ситуации.

Проходя сегодня мимо Казанского собора, мы, как правило, не задумываемся над тем, почему это — базилика, то есть прямоугольное, удлиненное в плане здание в форме креста. Между тем, эта форма достаточно неожиданна. Базилики строились в России лишь в начале XVIII века и ко времени Воронихина были почти забыты. И церковь, и эстетика классицизма с ее стремлением к правильности тяготели к центрической форме. Но, благодаря плану в форме базилики, архитектору удалось спасти западный вход. Выдвинутый вперед удлиненным западным рукавом, он как бы вышел из зоны влияния колоннады, приобретая самостоятельное значение. Как и в соборе св.Петра, колоннада в проекте Томона в полтора раза ниже портика собора. Однако, использовав форму базилики, Воронихин уже не мог повторить это решение, ибо прямоугольный храм ломал бы симметрию полукруглой площади, образуемой колоннадой. Та, определяла форму базилики, а базилика обуславливала размеры колоннады. Архитектору было необходимо закрыть тело храма, спрятать его, и он увеличил высоту колонн до размеров портика. При этом, зодчий практически разорвал связь между собором и колоннадой. При взгляде на площадь с севера, остается незаметной вытянутость собора перед нами центрический храм с куполом в центре. С юга и запада мы, напротив, не видим колоннаду. Это действительно, архитектурный ансамбль, который можно воспринимать с различных точек зрения.

Обратимся к творческому пути Воронихина. К моменту создания собора, он успел переделать дизайн интерьера строгановского дворца, возвести дачу на Черной речке и перестроить петергофский каскад. При всем своем размахе, это были камерные работы. И вдруг необыкновенно точное, выверенное градостроительное решение. Как объяснить его возникновение? Побывав за границей, Воронихин практически не сталкивался с европейскими академиями. Не исключено, что в бытность его в Москве, еще до поездки за рубеж, он общался с великим зодчим В.И.Баженовым. Трудно сказать, учился ли он у Баженова в прямом смысле слова. Но влияние Баженова на Воронихина очевидно. Достаточно одного взгляда на баженовский рисунок паперть для храма из альбома Ф.В.Каржавина, чтобы узнать в нем прототип портика Казанского собора.

Величественную полукруглую колоннаду можно обнаружить и в проекте Павловской больницы, исполненном Баженовым. Современные мастера видят в подобных близких мотивах заимствования. В эпоху классицизма все обстояло иначе. Этот стиль стремился к единообразию архитектурного языка; к одинаковым мотивам в то время относились так же естественно, как сейчас относятся к употреблению слов, объединенных лексически. У Баженова, Воронихин мог позаимствовать портик и колоннаду, но не градостроительное решение. Он спроектировал площадь совершенно нового типа: словно примыкающую к проспекту, а не открывающую или закрывающую его, как в традиционных решениях. И здесь, сказались впечатления Воронихина от центральных парижских площадей.

Итак, крупное градостроительное решение… Что же осталось от прежнего Воронихина, который развивался до этого как будто иначе, от его прошлого понимания классики? На плане собора, выполненного им в 1811 году, была предусмотрена колоннада и с юга, которая не была построена. Что видно на рисунке архитектора? Постройка, как бы растворяется на белом поле бумаги. Тонкие линии, обозначающие тело храма, колонны, не позволяют увидеть объем, стену. На плане Адмиралтейства А.Захарова, каждый объем представляет собой мощный, закрашенный тушью прямоугольник. Это же чувствуется в реальных постройках. У Захарова главное вес геометрического объема. У Воронихина, как бы, вовсе нет стен, все растворено в пространстве, которое активно взаимодействует с объемами. Величественная постройка, крупное по масштабам здание лишено давящей мощи. В нем та же легкость, тонкость изысканных линий, как и в проекте.

Портик Горного института. 1806 — 1811 гг. А.Воронихин.

В XVIII — XIX веках, архитектор, прежде всего, — автор проекта. И редкие памятники, за возведением которых Воронихин следил сам, всегда отличались особой выверенностью, когда продумывалась каждая линия, каждая деталь. С начала строительства, архитектор переехал в один из домов на Невском проспекте и руководил постройкой вплоть до своей смерти в 1814 году. И хотя собор достраивался после его кончины, печать особой продуманности выдает его личное присутствие.

Казанский собор стал важной приметой Петербурга. Воронихин создал памятник настолько значительный, что он затмил его остальное творчество. Горный институт, построенный в 1806 — 1811 годах, который мог бы принести славу любому архитектору, проигрывает в сравнении с Казанским собором. Зодчий скрыл здесь единым фасадом группу флигелей, созданных до этого; ему, по сути, принадлежит лишь фасад. Это очень тактичная постройка, она включена в величественную панораму классических портиков на невской набережной задача, стоявшая перед ним, выполнена мастерски. Но, здесь уже нет легкости, которой поражает колоннада Казанского собора. История русской архитектуры первой трети XIX века богата выдающимися памятниками и именами. Здесь: Адмиралтейство Захарова, Генштаб Росси, биржа Тома де Томона. Но даже в этом созвездии имен, Казанский собор Андрея Воронихина выделяется свободой, изысканностью и редкой самобытностью.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи
«Классика Андрея Воронихина» Г.Ревзина и Ю.Ревзиной, М.1989 г.

Казанский Кафедральный собор (собор Казанской Божией Матери) в Санкт-Петербурге находится в самом центре города и благодаря своей необычной архитектуре заслуженно считается одним из символов северной столицы России. Эта крупнейшая достопримечательность является православным кафедральным храмом Санкт-Петербургской епархии Русской Церкви.

Собор освящен в 1811 году. Строительство продолжалось с 1801 по 1811 г.

Архитектор — А.Н Воронихин.

Адрес : Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 25.

Как добраться : Станция метро «Невский Проспект» / «Гостиный Двор». Выход из метро к каналу Грибоедова. Собор находится напротив выхода из метро.

Часы работы : Ежедневно. По будням — с 7:00 до 20:00 (окончания вечерней службы), в воскресенье - с 6:30 до 20:00 (окончания вечерней службы).

История строительства Казанского собора в Санкт-Петербурге.

История возникновения Казанского собора в Санкт-Петербурге уходит в первое десятилетие XVIII столетия, когда рядом с госпиталем построили часовню. Ее со временем заменила возведенная из дерева церковь, воздвигнутая в честь Казанской Божией Матери. В начале 30-х годов XVIII столетия величайшим повелением императрицы российского государства Анны Иоанновны был заложен новый каменный храм, ставший главным собором Петербурга. Однако к концу XVIII века он обветшал, поэтому возникла необходимость в постройке нового.


Это был период царствования Павла I, который пожелал, чтобы новое здание Казанского собора в Санкт-Петербурге имело сходство с римским собором Святого Петра. Был объявлен конкурс, на который свои работы представили многие знаменитые мастера зодчества того времени. Однако победа досталась российскому архитектору А.Н Воронихину, и в 1801 году стройка, длившаяся 10 лет, началась. Возведение Казанского собора в Санкт-Петербурге вели исключительно русские крепостные, используя местный строительный материал. После победы русской армии над войсками Наполеона собор Казанской Божией Матери стал символом воинской славы России.

Уникальность проекта Казанского собора состояла в том, что храм был построен вдоль Невского проспекта и был обращен к нему северной стороной. Каноны православного зодчества требовали, чтобы вход находился в западном приделе. Архитектор Воронихин нашел блестящее решение, построив полукруглую колоннаду, состоящую из 96 колонн, устремленных в небо на 13 метров. Вертикальные каннелюры, покрывающие колонны сверху донизу, придают им ощущение легкости и воздушности. Это грандиозное сооружение открывается на главную улицу города Санкт-Петербурга. К сожалению, нехватка денежных средств не позволила соорудить такую же колоннаду и у южного фасада Казанского собора.


Вплоть до Октябрьской революции 1917 года в Казанском соборе в Санкт-Петербурге шли регулярные богослужения. После прихода к власти большевиков крест на куполе собора сменили на позолоченный шар, украшенный шпилем, и организовали в соборе Казанской Божией Матери Музей истории религии, который просуществовал до 1991 года. Позже экспонаты перевезли в другое помещение, а храм вернули прихожанам. Сегодня купол храма вновь венчает крест, а звонница пополнилась новым колоколом, отлитым мастерами Балтийского судоремонтного завода.

Казанский Кафедральный собор – описание внешнего вида.

Казанский Собор в Санкт-Петербурге имеет три входа, каждый из них оформлен портиком, шесть колонн которого поддерживают фронтон треугольной формы с барельефами «Всевидящего ока». В нишах северного фасада прихожан и туристов встречают отлитые из бронзы статуи князя Владимира, великого Александра Невского, а также святых Иоанна Кронштадтского и Андрея Первозванного. Кроме этого, его стены, так же как и стены западного входа, украшены барельефами на библейские темы. Восхищение вызывают и отлитые из бронзы северные ворота, представляющие собой точную копию «Райских врат» флорентийского крестильного дома. Они созданы руками русского мастера Василия Екимова.

Еще одним образцом литейного искусства, поражающим зрителя тщательностью выполнения деталей, является чугунная решетка, полукольцом опоясывающая небольшую площадь напротив западного входа в Казанский собор в Санкт-Петербурге.

С 1837 года неотъемлемой частью архитектурного комплекса Казанского кафедрального собора и Невского проспекта являются отлитые из бронзы памятники великим русским полководцам М. И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли.


Для отделки фасадов Казанского собора в Санкт-Петербурге использовали пудостский камень, из которого построено большинство зданий и дворцов города. Для изготовления 56 колонн, поддерживающих своды храма, Воронихин выбрал розовый гранит Карельского перешейка. Иностранные специалисты, присутствовавшие при строительстве Казанского собора, были восхищены мастерством русских рабочих, которые выламывали огромные массивы гранита из скалы и с большой точностью обрабатывали колонны, практически не используя измерительные инструменты.


Казанский собор в Санкт-Петербурге внутри, фото и описание.

Несмотря на строгость и лаконичность, внутренняя обстановка храма имеет сходство с дворцовыми залами. А льющийся сквозь большие окна свет создает иллюзию легкости массивного купола, имеющего 16 метров в диаметре. Из первоначальных барельефов, украшавших интерьер Казанского собора в Санкт-Петербурге, сегодня сохранилось только два, остальные были утрачены.


Уникальные иконостасы всех пределов, облицованные трофейным французским серебром, в годы Советской власти были разграблены. Сегодня былое величие образов, выполненных академиками живописи О. А. Кипренским, В. К. Шебуевым, А. И. Ивановым, и Ф. П. Брюлловым, восстановлено.

Конечно же, главными реликвиями храма на протяжении более двух столетий является чудотворная икона Казанской Божией Матери и усыпальница великого полководца М. И. Кутузова. На выполненной по эскизам Воронихина решетке, окружающей его надгробие, развешаны знамена и штандарты, а также символические ключи от городских ворот и крепостей Европы, взятых в ходе Отечественной войны 1812 года.

Многие туристические маршруты по Санкт-Петербургу проложены с обязательным посещением собора Казанской Божией Матери, несмотря на то, что храм действующий. Поэтому во время экскурсии нужно соблюдать тишину и придерживаться определенных правил поведения. В частности, фото и видеосъемка внутри храма запрещены.

Здесь можно не только ознакомиться с внешним и внутренним убранством этого архитектурного и исторического памятника, но и приобрести различные сувениры, освященные в храме иконки и крестики, литературу и фотографии Казанского собора в Санкт-Петербурге, а также поставить свечи. Желающие могут набрать святой воды. Казанский Кафедральный собор ежегодно манит к себе тех, кто ценит альянс удивительной архитектуры, непередаваемой красоты строения и истинной веры.


Казанский собор - выдающийся памятник русской архитектуры начала XIX века.
Ранее на месте собора на Невском проспекте близ Екатерининского канала стояла небольшая каменная церковь, построенная архитектором М. Г. Земцовым в 1733–1737 годах. В связи с постройкой собора церковь была сломана, и здесь после сноса нескольких зданий возникла обширная городская площадь.

История создания Казанского собора

В 1799 году состоялся конкурс на разработку проекта нового собора. 14 ноября 1800 года был утвержден проект, исполненный А. Н. Воронихиным. Здание заложено 27 августа 1801 года. Постройка собора длилась целое десятилетие.
Собор имеет в плане форму латинского креста. В соответствии с традицией его алтарная часть выходит на восток. На Невский проспект обращен северный фасад собора, к которому примыкает грандиозная колоннада из 96 поставленных в четыре ряда коринфских колони. Она охватывает широкую полуциркульную площадь перед собором. Крылья колоннады замыкаются монументальными порталами, решенными как сквозные проезды. Воронихин предполагал повторить колоннаду на южном фасаде собора, но постройка её не осуществилась.

Внутреннее пространство собора расчленено на три нефа. Колоннады из двух рядов коринфских колонн несут цилиндрические своды. Четыре мощных пилона служат опорой подпружных арок и парусов, поддерживающих барабан и купол, со стоящий из трех оболочек. Нижняя из них имеет широкое отверстие диаметром 6.7 метра. Вторая, средняя, оболочка прорезана у основания окнами-люкарнами, освещающими пространство между двумя сводами. Внешняя оболочка купола выполнена из кованого железа на металлической основе в виде радиально расходящихся ребер. Это первый в мире металлический купол. Стройный и легкий купол на высоком барабане, обработанном пилястрами, возвышается над развернутыми по горизонтали колоннадами, увенчанными широким поясом антаблемента и балюстрад.

Убранство Казанского собора

Во внешнем оформлении собора широко использована скульптура. Рельефное панно над восточным проездом «Источение Моисеем воды в пустыне» исполнено И. II. Мартосом, над западным- «Воздвижение медного змия» - И. П. Прокофьевым. Фриз на аттике церковной абсиды, изображающий «Вход в Иерусалим», принадлежит Ж. Рашетту.
Автором барельефов «Благовещение», «Поклонение пастырей», «Поклонение волхвов», «Бегство в Египет», помещенных в северном портике, был Ф. Г. Гордеев. В нишах стоят четыре бронзовые статуи. Две из них - «Св. Владимир» и «Александр Невский» - отлиты по моделям С. С. Пименова, статуя «Иоанн Креститель» - по модели И. П. Мартоса и «Андрей Первозванный» - по модели В. И. Демут-Малиновского.

Отливка статуй была поручена лучшему русскому литейщику начала XIX века - B. П. Екимову. Не все задуманные Воронихиным скульптуры были изготовлены и не все сохранились. У портиков северной колоннады на сохранившихся пьедесталах были установлены гипсовые статуи архангелов Михаила и Гавриила. Их предполагали исполнить из бронзы, однако в 1827 году фигуры были удалены, и с тех пор пьедесталы пустуют. Из барельефов внутри собора сохранились только два: «Шествие на Голгофу» - Ф. Ф. Щедрина и «Взятие Христа воинами в Гефсиманском саду» - Ж. Рашетта.

Барельефы и статуи на фасадах собора - выдающиеся произведения русской скульптуры, имеющие большую самостоятельную художественную ценность. Статуи св. Владимира и Александра Невского - лучшие из работ Пименова.

В 1805–1806 годах для собора были отлиты из бронзы створы северных дверей, воспроизводящие «Райские двери» Баптистерия во Флоренции работы знаменитого флорентийского скульптора XV века Лоренцо Гиберти. Гипсовый слепок этих дверей Академия художеств приобрела в 1774 году. Отливку и чеканку бронзовой копии дверей исполнил Екимов. Порядок размещения на дверях изменен. Bopoнихин создал иное их обрамление.
Во внутреннем оформлении собора наряду со скульпторами участвовали такие выдающиеся русские живописцы, как В. Л. Боровиковский, В. К. Шебуев, О. А. Кипренский, А. Е. Егоров, А. И. Иванов, С. А. Бессонов. Ими были исполнены образа для иконостаса собора.

После передачи здания собора Музею истории религии и атеизма в 1932 году находившееся в нем живописные произведения пополнили собрание Государственного Русского музея. На месте остались написанная С. А. Бессоновым «Тайная вечеря», помещенная на своде алтаря, и работы художников А. И. Иванова, Г. И. Угрюмова, С. Щукина и Ф. И. Яненко.

Фасады собора облицованы пудостским камнем. Из блоков этого же камня исполнены колонны собора, капители, антаблемент, балюстрады, барельефы и пр. Очень удачно камень использован и в интерьерах собора.
Великолепные колоннады из 56 коринфских колонн, вытесанных из монолитов розового финляндского гранита, создают основной художественный эффект оформления внутреннего пространства собора. Колонны выломаны и обработаны в начале XIX века прославленным мастером каменных работ, вологодским крестьянином Самсоном Сухановым. Бронзовые капители колонн отлил на заводе Ч. Берда литейщик Тарас Котов.

Могила М. И. Кутузова

В 1813 году в соборе был погребен герой Отечественной войны 1812 года фельдмаршал М. И. Кутузов. Гроб установлен в склепе в северном приделе у стены, направо от входа. Над могилой вделана в стену доска красного мрамора с надписью. Большая картина Ф. Я. Алексеева над этой доской изображает «Крестный ход у Кремля после освобождения Москвы от польских захватчиков в октябре 1612 года».
В соборе были размещены многочисленные трофеи Отечественной войны 1812- 1815 годов: 107 знамен и штандартов, ключи от 8 крепостей и 17 городов, а также жезл маршала Даву. Тем самым Казанский собор приобрел характер мемориального сооружения.
Значение Казанского собора как памятника Отечественной войны ещё усилилось после того, как на площади перед северным фасадом были установлены памятники фельдмаршалам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли.
Площадь у собора являлась традиционным местом революционных демонстраций. Первая из них состоялась 6 декабря 1876 года. Одним из её организаторов был Г. В. Плеханов. В память об этом на фасаде собора установлена мемориальная доска, а площадь носила имя Плеханова.

Собор значительно пострадал во время Великой Отечественной войны. Его облицовка со временем обветшала. Все фасады собора были реставрированы в 1964- 1968 годах. Купол собора, покрытый первоначально луженым железом, в 1950-х годах покрыт листовой медью.
Работы по сооружению собора имели огромное градостроительное значение. Они явились важным этапом в формировании застройки и обогащении облика Невского проспекта.

Казанский собор Санкт-Петербурга./ Фото: miroworld.ru
.

Европа способна подарить прогрессивные идеи любому, кто отправился в путешествие по ней. Яркий пример тому поездка российского императора Павла I в Италию, где тот удостоился личной встречи с Папой Римским и так вдохновился красотами Ватикана, что наказал в Петербурге возвести его копию. И его наказ был выполнен.


Свой собственный Ватикан

Казанский собор Санкт-Петербурга./ Фото: travel-ru.ru
.

По возвращению в родные края и оказавшись на престоле, в последний год своего и без того короткого правления, император Павел I успел положить начало для воплощения задуманного. На поиск места для застройки много времени не тратили, тем более что церковь Пресвятой Богородицы, расположенная на Невском проспекте, давно обветшала.

Казанский собор Санкт-Петербурга./ Фото: aeslib.ru
.

Получилось одним строительством «убить двух зайцев» — и старое здание снести, и возвести новый храм, который украсил облик города. То ли в павловский период существовало эмбарго на иностранные товары, то ли на вещи заморские не хватало финансов.

Внутреннее убранство Казанского собора./ Фото: infourok.ru
.

Строганов лично уговорил правителя возвести храм исключительно из материалов отечественного производства, да еще и применить план строительства российского архитектора, проталкивая при этом эскизы в прошлом крепостного — А. Воронихина. Строганов лично занимался обучением последнего, а за прилежную учебу наградил того свободой.

Вторая колоннада

Открытка «Казанский собор Санкт-Петербурга»./ Фото: kolpakovs.ru
.

Протеже быстро оценил возможности представленной под застройку площади и принял решение построить доверенный объект с некоторыми отличиями. Причиной этому послужила необходимость повернуть алтарь на восточную сторону, не нарушив при этом принятых норм и проекций строительства храмов.

Казанский собор на карте Санкт-Петербурга./ Фото: kolpakovs.ru
.

Такая загвоздка препятствовала воплощению точной копии ватиканского собора св. Петра, по этой причине колоннаду было решено повернуть к Невскому проспекту. Такой шаг позволил одновременно создать «парадную» боковую зону и порадовать царскую особу. Мало кто знает, что полностью воплотить задуманный Воронихиным проект так и не удалось.

Первоначальный план Казанского собора./ Фото: infourok.ru
.

Идея подразумевала, что южная часть собора будет являть собой зеркальное отображение северной, и именно там должна была расположиться вторая колоннада. Если бы первозданный проект все же нашел бы свое место в жизни, то сегодня на Невском проспекте находилось бы подобие инопланетного звездолета.

Ожидающие ангелы

Вид на Казанский собор со стороны канала Грибоедова./ Фото: kolpakovs.ru
.

Продолжая тему отличий между задуманным проектом и готовым собором, стоит упомянуть и парочку скульптур. До наших дней пьедесталы остаются пустыми, а ведь на них должны были восседать архангелы. Стоит сказать, что пустыми они были не все время. До 24-го года XIX века на окончаниях крыльев располагались копии архангелов, выполненные из гипса, которые планировалось заменить на оригинальные бронзовые, но этого так и не произошло. Почему?

Вид на Казанский собор со стороны улицы Казанская./ Фото: tvereparhia.ru
.

Причина так и не известна. Однако, народ на этот счет выдвинул свою версию, сказав, что архангелы отказались занимать свое место до тех пор, пока в России не появится честный, достойный и мудрый политик! Колокольня и дома для клира так же должны были стать частью собора, но при утверждении проекта, Павел пожелал убрать их, аргументируя это тем, что в Ватикане ничего этого нет.

Кутузовское сердце

Памятник Кутузову М. И. возле Казанского собора./ Фото: infourok.ru
.

Для большинства ученых основной загадкой являлось месторасположение сердца могучего полководца Михаила Илларионовича. Многие легенды сводятся к тому, что в Петербург доставили только тело Кутузова, а его сердце, по воле самого же военачальника, оставили на дороге в Пруссии.


Памятник фельдмаршалу Кутузову М. И. возле Казанского собора./ Фото: kolpakovs.ru
.

Но дотошных ученых не удовлетворило это и те, решив докопаться до истины, в 1933 году решились вскрыть могилу, расположенную в Казанском соборе. Как думаете, что они там обнаружили? А там была банка с небальзамированным «легендарным» органом полководца. Таким образом красивая легенда разрушилась в пух и прах.
.

Музей истории религии и атеизма

Брошюра «Музей истории религии и атеизма»./ Фото: tvereparhia.ru
.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама