THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Определенный вид деятельности, под которой планируется продажа какого-либо спектра товаров или услуг, может потребовать наличия специального документа - лицензии .

Ее наличие подразумевает полное согласие предприятия с разработанными государством Россия стандартами и нормами.

Цель и понятие лицензирования

В первую очередь необходимо осознать, что лицензия была введена в целях защиты . Это значит, что товары/услуги, нуждающиеся в данном документе, могут нанести вред в различных масштабах.

Если бы лицензии не существовало, каждый бы мог беспрепятственно осуществлять что угодно (например, продажу алкоголя), последствия чего могли бы оказаться плачевными.

Теперь можно озвучить сами понятия:

  1. Лицензия - документ, позволяющий заниматься указанной в нем деятельностью на протяжении данного срока при исключительном соблюдении всех условий.
  2. способ государства зафиксировать контроль над каким-либо предпринимателем. Это отдельная процедура, при которой за индивидуальным или юридическим лицом закрепляется право ведения указанной деятельности при обязательном соблюдении всех нормативов и стандартов.

Когда нужна лицензия?

С полным списком видов деятельности, нуждающихся в специальном документе (всего 51 пункт), можно ознакомиться в статье 12 Федерального Закона . Краткий, самый распространенный перечень будет перечислен ниже.

Лицензированию подлежит:

Каждый вид деятельности требует отдельной лицензии. Действие документа в целом распространяется только на территории Российской Федерации.

Лицензия действует неограниченное время. Смена необходима только, если произошло изменение реквизитов частного лица или компании.

Подать документы для получения лицензии можно в двух ситуациях:

  1. После государственной регистрации.
  2. Непосредственно перед началом деятельности, требующей лицензию.

Обратите внимание!

Больше у вас возможностей или меньше зависит от выбранной формы правления (ИП или Организация ).

К примеру, распространение и производство алкогольной продукции возможно только для юридических лиц.

Процесс получения

Самый простой способ - воспользоваться услугами сторонней компании, которая соберет весь необходимый перечень документов за определенный срок, тем самым избавив вас от возможных трудностей.

Второй путь - сделать все самим, что мы и поможем сделать.

Подготовка документов

Весь процесс идет поэтапно:

  1. Необходимо написать заявление и указать в нем: полное название фирмы (если имеется, вдобавок сокращенное; если имеется, вдобавок и фирменное); организационно-правовую форму юр. лица, включая адрес места текущего нахождения, адрес места, в котором планируется ведение лицензируемой фирмы. Гос. номер, подтверждающий создание юр. лица, данные, указывающие на наличие сведений о юр. лице в государственном реестре, где должен быть указан адрес органа, проводившего гос. регистрацию. Телефонный номер юр. лица, и, если есть, электронный адрес.
  2. ФИО ИП, адрес текущего места жительства, адрес планируемого места ведения деятельности, нуждающейся в лицензии. Серия и номер паспорта; государственный номер, подтверждающий наличие записи о регистрировании ИП. Данные документа, доказывающего наличие сведений об ИП в гос.реестре, также указать адрес нахождения органа, проводившего гос. регистрацию. Телефон и электронный адрес ИП (если есть).
  3. Номер в налоговой. Данные документа, подтверждающие факт постановки соискателя на учет.
  4. Вид деятельности, планируемый осуществляться соискателем. Указать все работы и услуги.
  5. Любое доказательство уплаты указанной госпошлины.
  6. Данные документов, свидетельствующих о соответствии соискателя требованиям лицензии.

Дополнительно следует приложить:

  • копии документов учреждения ЮЛ, засвидетельствованных нотариусом.
  • копия пункта 6;
  • опись прилагаемых документов.

Как можно предоставить документы:

  • Из рук в руки;
  • почтой, воспользовавшись услугой “Ценное письмо”;
  • представителем через доверенность.

Если в оформлении были допущены ошибки, орган высылает оповещение, говорящее об найденных нарушениях или об отсутствии каких-либо данных. На исправление всех проблем дается 30 дней .

Принятие решения

Лицензирующий орган имеет срок в полтора месяца на принятие решения о выдачи лицензии, либо в её отказе.

Причинами второго исхода событий могут стать:

  • наличие неправдивых/искаженных предоставленных данных;
  • нахождение соискателя несоответствующим лицензионным требованиям при проверке.

Ответственность за нарушения

Минимальное наказание - административная ответственность, штраф. Что может стать причиной его получения, - деятельность без обязательной лицензии.

За отсутствие лицензии при соответствующей деятельности:

  • юр. лицам - штраф 400-500 минимальных сумм трудовой оплаты (+ конфискация товара, подходящего под закон);
  • должностным лицам - штраф 40-50 мин. сумм трудовой оплаты (+ конфискация товара, подходящего под закон);
  • гражданам - штраф 20-25 мин. сумм трудовой оплаты (+ конфискация товара, подходящего под закон).

В случае несоблюдения лицензионных условий будет наложен административный штраф в размере:

  • юр. лицам - 300-400 мин. сумм трудовой оплаты;
  • должностным лицам - 30-40 мин. сумм трудовой оплаты;
  • гражданам - 15-20 мин. сумм трудовой оплаты.

Также можно быть привлеченным к уголовной ответственности , если:

В случае извлечения особо крупных доходов созданной группировкой, не имеющей лицензии на торговлю или не соблюдающей её условия, наказания будут следующими :

  • Штраф 100-500 тыс. руб. или зарплата участника группировки за 1 год до 3-х лет или тюремный срок до 5 лет + штраф, составляющий 80 тыс. руб. либо доходы осужденного за период до полугода.

Проверки

Предприниматель, с момента получения документа, должен быть готов к регулярным и внеплановым проверкам государства. Как стандарт, они случаются раз в три года, но были и учащенные случаи. Будьте готовы к внеплановому приходу, если:

  • Соответствующий приказ издан орган лицензирования согласно требованию Президента или Правительства РФ.
  • Лицензия была когда-то приостановлена и заново начала действовать.
  • На вас были поданы жалобы в орган лицензирования, в которых говорится о нарушениях требований лицензии
  • Были выявлены нарушения лицензии, и срок, установленный на их ликвидацию, закончился.

Причины заморозки и аннулирование

В случае нарушения требования лицензии , ваш документ может быть заморожен на определенный срок. Наказание действует через день после вынесения судом данного приговора. Срок дается единожды, дальнейшее его продление невозможно.

Что же будет, если причина, которая привела к административному нарушению, не будет устранена? Полное аннулирование посредством решения суда.

Лицензия - дело серьезное. Чтобы её получить, нужно соответствовать всем требованиям и соблюдать все условия, подробно в ней описанные.

Не нарушайте правила, делайте все честно - никто и никогда ее не заморозит и не аннулирует!

В дополнение к статье предлагаем вам посмотреть интересное видео.

Законодательство, регулирующее в России сферу образовательных услуг, в последние годы весьма существенно изменилось. С одной стороны, теперь обучение могут осуществлять не только государственные учреждения, но и коммерческие организации, с другой же, было введено обязательное лицензирование любой подобной деятельности. Именно поэтому особую актуальность приобрел вопрос, нужна ли образовательная лицензия в том или ином случае.

Если вам нужна образовательная лицензия под ключ без лишней бюрократии, то закажите ее оформление у профессионалов.

Законодательные акты, определяющие необходимость образовательной лицензии

Перед тем, как рассмотреть виды услуг, когда нужна лицензия на образовательную деятельность, необходимо перечислить основные законодательные акты, регулирующие сферу образования в настоящее время. К их числу относится:

  • Закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ, изданный 29.12.2012 года
  • Закон «О лицензировании…» №99-ФЗ, подписанный 04.05.2011 года
  • Постановление Правительства РФ №966, датированное 28.10.2013 года

В первых двух указанных Федеральных Законах содержатся основные положения, регулирующие сферу оказания образовательных услуг. Особенно много нововведений содержит принятый недавно Закон об образовании. Именно в нем содержится утвердительный ответ на актуальный и злободневный вопрос, нужна ли образовательная лицензия.

Разработанное и подписанное несколько позднее Постановление №966 содержит конкретный перечень услуг, когда нужна образовательная лицензия, а также описание случаев, когда ее получение не требуется.

Виды образовательных услуг, при оказании которых нужна лицензия

Указанными выше законодательными актами предусматривается обязательное получение лицензии на образовательную деятельность, если организация или индивидуальный предприниматель оказывает услуги по дошкольному, общему, профессиональному, дополнительному профессиональному образованию или профессиональному обучению. Для более точного представления о конкретных видах образовательной деятельности, которая подлежит лицензированию, следует рассмотреть каждый из них в отдельности.

Дошкольное и среднее общее образование

Вид образовательной деятельности, с которым сталкивается абсолютно каждый человек. После внесения изменений в федеральное законодательство, подобные услуги могут оказывать как некоммерческие, так и коммерческие организации. При этом им требуется обязательное получение лицензии.

Профессиональное образование

Один из самых распространенных видов образовательной услуги. Он включает в себя четыре уровня:

  • среднее профессиональное;
  • высшее с присвоением степени бакалавра;
  • высшее с присвоением степени магистра или специалиста;
  • высшее с подготовкой специалистов высшей категории (аспирантура, стажировка, ординатура).

Профессиональным образованием имеют право заниматься только образовательные организации.

Дополнительное профессиональное образование

Данный вид образовательных услуг могут оказывать только некоммерческие организации. Различают два основных типа образовательных программ, целью которых является:

  • повышение квалификации;
  • профессиональная переподготовка.

Профессиональное обучение

Образовательные услуги по профессиональному обучению также могут оказываться любыми организациями, как коммерческими, так и некоммерческими. При этом различают три вида программ:

  • подготовка рабочих по профессиям, служащих по должностям;
  • переподготовка рабочих и служащих;
  • повышение квалификации рабочих и служащих.

Перечисленные выше виды услуг содержат практически полный перечень ситуаций, когда нужна лицензия на образовательную деятельность.

Случаи, когда лицензия на образовательную деятельность не требуется

В настоящее время действующим законодательством предусматривается лишь один случай, когда лицензия на образовательную деятельность не требуется. Он представляет собой ситуацию, при которой услугу оказывает лично официально зарегистрированный индивидуальный предприниматель. При этом он не может нанимать других специалистов, работая только самостоятельно. Примерами такой деятельности являются услуги репетитора, частного преподавателя, обладающего необходимым стажем работы и образованием. Также без лицензии допускается личное ведение кружков, секций или студий, осуществляемое индивидуальным предпринимателем без привлечения дополнительных специалистов.

До введения в действие Постановления №966 получение лицензии не требовалось в тех случаях, когда в результате учебы не производилась аттестация, и не выдавался итоговый документ о полученном образовании. Примерами подобных ситуаций являются тренинги, семинары или лекции. Последние изменения привели к тому, что данной деятельностью можно заниматься без лицензии, но это связано с тем, что она не является образовательной. По новой классификации подобные услуги относятся к культурным или досуговым.

В нашей стране начинающие предприниматели вправе свободно выбирать сферу своей будущей деятельности. Однако со стороны органов государственной власти к гражданам, выступающим в таком качестве, предъявляется ряд требований. Для осуществления отдельных видов предпринимательства требуется специальное разрешение от уполномоченных органов. Это касается тех сфер, которые напрямую связаны с риском для жизни и здоровья людей. Стоит остановиться подробнее на том, что представляет собой процедура лицензирования, для каких видов деятельности она обязательна и каков порядок получения этого документа.

Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности

Отдельные виды предпринимательской деятельности на территории нашей страны подлежат специальному лицензированию. Это означает, что предприниматель вправе осуществлять подобную деятельность только после получения разрешения (лицензии), выдаваемого уполномоченными органами власти.

Лицензия - специальный документ, наделяющий соискателя правом заниматься конкретным видом деятельности.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что лицензированием называют предоставление лицензий субъектам предпринимательской деятельности. Однако это не единственная функция лицензирующих органов.

Реализация алкоголя является одним из видов деятельности, подлежащим обязательному лицензированию

Лицензирование связано также с такими действиями:

  • переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий;
  • приостановлением действия лицензий в случае нарушения предпринимателями лицензионных требований и условий;
  • возобновлением или прекращением действия лицензий;
  • аннулированием лицензий;
  • контролем лицензирующих органов за соблюдением предпринимателями соответствующих лицензионных требований и условий;
  • ведением реестров лицензий;
  • предоставлением заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется с целью предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, обороне и безопасности государства.

Процедура лицензирования отдельных видов деятельности регулируется рядом нормативно-правовых актов.

Таблица: основные документы, регламентирующие лицензирование в РФ

Наименование нормативного акта Характеристика
Гражданский кодекс РФ. Содержит положение, согласно которому юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании лицензии (ч. 3 п. 1 ст. 49). Эта норма ГК РФ предопределена положениями Конституции РФ (ст. 8, 34, ч. 3 ст. 55) и является основополагающей в системе нормативно-правового обеспечения лицензирования предпринимательской деятельности.
ФЗ от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Основной законодательный акт, регулирующий отношения, возникающие между органами государственной власти и субъектами предпринимательской деятельности в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности» Регламентирует предоставление лицензии на медицинскую деятельность.
  • Постановление Правительства РФ от 06.07.2006 № 416 «Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности» (ред. от 19.07.2007);
  • ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О лекарственных средствах»;
  • ФЗ от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
Постановление и федеральные законы регулируют фармацевтическую деятельность.
ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395–1 (действующая редакция от 04.10.2014). Согласно этому закону лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдаётся Центральным банком РФ после её государственной регистрации.
Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (с изменениями и дополнениями от 2 ноября 2013 г.). Предусматривает, что лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции, которые чётко перечислены в ст. 18. В названном Законе определён порядок выдачи лицензий и установлено, что документы, представленные организацией в лицензирующий орган для получения лицензии, регистрируются и подлежат экспертизе лицензирующим органом.
Закон РФ от 27.11.1997 № 4015–1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 21 июля 2014 г.). Регулирует вопросы лицензирования деятельности субъектов страхового дела.

Перечень документов, регламентирующих лицензирование в нашей стране, не исчерпывается представленным выше. Как правило, каждый вид деятельности имеет собственный свод нормативно-правовых актов, на которые и ориентируется предприниматель.

Органы, осуществляющие лицензирование бизнеса

Выдачей лицензий занимаются органы исполнительной власти субъектов России или органы местного управления, ответственные за сферу деятельности, подлежащую лицензированию.

Таблица: перечень лицензирующих органов

За выдачу лицензий в сфере медицинской и фармацевтической деятельности отвечают Россельхознадзор и Росздравнадзор

Виды деятельности, подлежащие лицензированию

Исчерпывающий список таких видов деятельности представлен . Рассмотрим наиболее распространённые виды лицензируемой предпринимательской деятельности.

Таблица: перечень видов деятельности, для которых необходима лицензия

Вид деятельности Коды ОКВЭД
Производство, продажа и использование фармацевтических средств и медицинской техники, медицинского обслуживания 46.46, 47.73, 21.20
Воспитательная и образовательная деятельность 85.1–85.42.9
Страховой и таможенный бизнес 69.10, 65
Частные охранные предприятия и детективные агентства 80.1–84.24, 70.90, 80.30
Услуги связи 61.10
Изготовление и продажа алкоголя 51.34
Бизнес, связанный с использованием природных ресурсов 01–09.90
Железнодорожные и международные грузоперевозки 60.10, 63
Архитектурное и инженерное строительство, реставрационные работы 71.1–71.20.9
Бизнес в сфере международного сотрудничества (турагентства, туроператоры) 79.11–79.90.32

Одним из самых распространённых видов деятельности, подлежащих лицензированию, является оказание образовательных услуг

Видео: лицензирование всех видов деятельности по обращению с отходами

Порядок получения лицензии ИП

Получение лицензии на определённый вид предпринимательской деятельности требует от соискателя соответствия некоторым требованиям. В зависимости от статуса юридического лица или ИП, а также вида его предпринимательской деятельности, правила получения могут различаться.

В большинстве случаев лицензирования соискатель лицензии должен удовлетворять следующим определённому требованию или комплексу требований. Например:

  • иметь недвижимость, транспорт, оборудование и т. д.;
  • содержать активный рабочий штаб;
  • иметь профессиональное образование, стаж работы и т. д.;
  • иметь сформированный капитал.

Следует принять во внимание, что некоторые виды деятельности запрещены для индивидуального предпринимательства. Это касается:

  • банковских операций при создании банка;
  • деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • работ в области использования атомной энергии;
  • деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

Если гражданин зарегистрирован в качестве ИП и соответствует выдвигаемым требованиям, он может приступать к получению лицензии. Процесс можно схематично представить в виде инструкции.

Заявление на предоставление лицензии

На первом этапе предприниматель пишет заявление с просьбой предоставить ему лицензию для выбранного им вида деятельности. Образец заявления о выдаче лицензии на розничную продажу алкоголя .

В заявлении ИП указывает данные такого рода:

  • личные данные предпринимателя (паспортные данные);
  • контактную информацию (номер телефона, электронный адрес);
  • основной государственный регистрационный номер (ОГРИП);
  • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
  • реквизиты документа, подтверждающего факт уплаты госпошлины за предоставление лицензии;
  • вид деятельности с указанием выполняемых работ, услуг.

В заявлении о предоставлении лицензии обязательно указывается идентификационный номер налогоплательщика

Сбор документов

  • паспорта;
  • ксерокопии свидетельства о государственной регистрации ИП;
  • заверенной нотариусом копии ИНН или оригинала ИНН и незаверенной копии;
  • заявления на получении лицензии;
  • данных о квалификации сотрудников (если это требуется).

Стоит иметь в виду, что перечень документов может быть расширен. Поэтому лучше заранее уточнить, какие документы необходимы в этом случае.

Свидетельство о государственной регистрации ИП является одним из документов, предоставляемых гражданином в лицензирующий орган

Оплата госпошлины

Затем ИП оплачивает государственную пошлину за рассмотрение лицензирующим органом его заявки и прикладывает к пакету документов квитанцию об оплате. Размер госпошлины будет зависеть от конкретного вида деятельности. Как правило, госпошлина взимается в размере 7500 руб., но в некоторых случаях лицензия обходится дороже.

Подача документов в лицензирующий орган

Вся документация принимается лицензирующим органом по описи, на копии которой ставится отметка о дате приёма.

Экземпляр описи с отметкой о дате приёма вручается заявителю либо передаётся ему тем способом, каким документы были получены

В течение трёх рабочих дней лицензирующий орган принимает решение о рассмотрении заявления или о его возврате, если документы не соответствуют требованиям (например, предоставлены не в полном объёме). Если принято решение о возврате заявления, соискателю направят уведомление о необходимости устранения нарушений в течение 30 дней.

Уведомление о необходимости устранения выявленных нарушений направляется предпринимателю заказным письмом или в форме электронного документа

Получение готового документа

После того как заявление на выдачу лицензии приняли, в срок до 45 рабочих дней выносится решение о выдаче лицензии. Итоговое решение оформляется приказом лицензирующего органа. Лицензию выдадут в течение 3 рабочих дней после её подписания и регистрации.

Решение о выдаче требуемого документа принимается только при соответствии лицензиата всем выдвигаемым требованиям

В случае получения отказа предприниматель имеет право обжаловать такое решение в суде.

Стоит иметь в виду, что лицензия на право ведения определённой деятельности выдаётся конкретному ИП. Закон не предусматривает права её передачи другому лицу.

В случае утери бланка бизнесмен имеет право обратиться в местный распорядительный орган с просьбой о выдаче дубликата.

Договор комплексной предпринимательской лицензии: понятие, значение, правовые особенности

Договор комплексной предпринимательской деятельности (франчайзинг) - это предоставление одной стороной (фирмой, продающей свою франшизу) другой стороне (покупателю франшизы) совокупности прав.

Такие права предоставляются за вознаграждение. Они включают право использования фирменного наименования правообладателя, секретов производства, а также других объектов интеллектуальной собственности (товарного знака, знака обслуживания и т. п.). Договор франчайзинга должен быть также зарегистрирован. Регистрация его производится в том же органе, где зарегистрирован владелец исключительных прав.

Правообладатель комплекса исключительных прав обязан:

  • обеспечить передачу пользователю всего комплекса исключительных прав по договору, проинструктировать пользователя по вопросам осуществления прав, предоставить иную информацию, необходимую для осуществления этих прав;
  • обеспечить регистрацию договора франчайзинга;
  • оказывать пользователю постоянную помощь в использовании переданных по договору исключительных прав, включая содействие в обучении и повышении квалификации персонала;
  • контролировать качество производимых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг пользователем на основании договора франчайзинга.

Пользователь таких прав обязан:

  • использовать комплекс полученных им исключительных прав в строгом соответствии с условиями договора;
  • выплачивать правообладателю обусловленное договором вознаграждение;
  • производить товары, выполнять работы, оказывать услуги такой же надёжности и аналогичного качества, как это всё делает непосредственно правообладатель;
  • обеспечивать покупателей (заказчиков) всеми теми же услугами, какие следовало бы ожидать и непосредственно от правообладателя;
  • не допускать передачи полученных объектов исключительных прав другим лицам без согласия правообладателя.

Рассматриваемый договор прекращается в результате истечения его срока действия. Возможно также и досрочное прекращение по обоюдному соглашению сторон.

Договор комплексной предпринимательской лицензии расторгается в одностороннем порядке в случаях:

  • неисполнения одной из сторон условий договора;
  • прекращения принадлежащих правообладателю прав на оформленное наименование, товарный знак и т. п.;
  • изменения фирменного наименования и других принадлежащих правообладателю исключительных прав (в этом случае действует односторонний отказ пользователя от исполнения договора);
  • заключения договора без указания срока (расторжение договора при такой ситуации может последовать от контрагента в любое время);
  • невыполнения правообладателем своих обязанностей по обновлению технологий, обучению персонала и т. д.;
  • несоблюдения правил сохранения коммерческой тайны, требований по охране интеллектуальной собственности правообладателя;
  • несвоевременной уплаты вознаграждения пользователем;
  • объявления правообладателя или пользователя банкротами.

Действие лицензии по времени и территориально

В большинстве случаев лицензия выдаётся на неограниченный срок, т. е. является бессрочным документом. Однако в некоторых случаях предусмотрено ограничение сроков действия лицензий.

Примеры ограничений сроков действия по виду деятельности:

  • на аудиторскую деятельность - 5 лет;
  • на розничную торговлю алкогольной продукцией - от 1 до 5 лет;
  • на работу с государственной тайной - до 5 лет по запросу заявителя;
  • на оказание услуг связи - от 3 до 25 лет;
  • на пассажирские перевозки внутри РФ - 5 лет (при первом обращении);
  • на ношение и хранение оружия - 5 лет.

Срок действия лицензии по его окончании может быть продлён по заявлению предпринимателя.

ИП вправе начать осуществление своей деятельности со следующего дня после утверждения выдачи на него лицензии. Предпринимательская деятельность может осуществляться на всей территории России вне зависимости от места её выдачи, а также в местах юрисдикции РФ.

Стоит иметь в виду, что деятельность, на которую распространяется лицензирование, проверяется контролирующими органами.

В зависимости от типа лицензий государственные структуры проводят проверки ИП с различной интенсивностью. Проверки основаны на обращении физических или юридических лиц по фактам возможных нарушений в работе бизнесмена. По материалам проверки составляется соответствующий акт.

Если в течение 1 календарного года ИП получает более двух негативных отзывов по результатам проверки, местный распорядительный орган имеет право аннулировать выданную лицензию.

Действие лицензии приостанавливается лицензирующим органом в случаях:

  • нарушения лицензионных требований и условий, создающих непосредственную угрозу жизни или здоровью граждан;
  • невыполнения предпринимателем предписаний лицензирующего органа об устранении выявленных нарушений;
  • непредставления в установленный срок заявления о переоформлении лицензии или выдаче дубликата лицензии взамен утраченной.

Сведения о приостановлении действия лицензии вносятся в реестр лицензий.

Действие лицензии возобновляется после выполнения предпринимателем всех предписаний по решению лицензирующего органа со дня:

  • следующего за днём истечения срока исполнения вновь выданного предписания;
  • следующего за днём подписания акта проверки, устанавливающего факт досрочного исполнения вновь выданного предписания.

Сведения о возобновлении действия лицензии также вносятся в реестр лицензий. Если установленные предписания так и не были выполнены, уполномоченный орган выносит решение об аннулировании лицензии.

Ответственность за осуществление деятельности без лицензии

За осуществление деятельности без лицензии законодательство предусматривает различные виды ответственности:

  • штрафные санкции (на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей);
  • конфискацию нелегально полученного дохода;
  • лишение права заниматься определёнными видами деятельности;
  • участие в общественных работах на срок от 180 до 240 часов;
  • арест на срок от 4 до 6 месяцев;
  • лишение свободы на срок до 3 лет.

На предпринимателей за отсутствие лицензий может распространяться не только административная ответственность, но и уголовная

Следует учитывать также и последствия в области налогообложения. Применение льготы по налогообложению невозможно, если отсутствует лицензия на ведение вида деятельности, подлежащего лицензированию.

Если говорить об ответственности, в качестве примера можно привести судебный акт от 1 августа 2006 г. по делу № 3–2/06, согласно которому Архангельская региональная общественная организация «Духовное возрождение северян» подлежала ликвидации. Данная организация, применяя при проведении лекций и медитаций методы психологического и психотерапевтического воздействия, осуществляла медицинскую деятельность, не имея соответствующей лицензии. Таким образом, была нарушена ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Проведение массовых медитаций в целях физического и духовного оздоровления является нарушением ч. 6 ст. 57 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан», запрещающей проведение сеансов массового целительства. Данные нарушения закона являются грубыми, что в соответствии со ст. 44 ФЗ «Об общественных объединениях» и п. 2 ч. 2 ст. 61 ГК РФ служат основанием для ликвидации организации.

Процедура лицензирования сочетает в себе совокупность действий, связанных с предоставлением, приостановлением, возобновлением, аннулированием лицензий и переоформлением документов, подтверждающих их наличие. Это вид государственного контроля, направленного на защиту прав и интересов граждан, их здоровья и нравственности, а также национальной безопасности. Для осуществления отдельных видов предпринимательства получение разрешения считается обязательным, отсутствие же лицензии ведёт к административной и уголовной ответственности.

В переводе с латыни слово «лицензия» означает «разрешение». В широком смысле этот термин означает документально зафиксированное и имеющее юридическую силу разрешение на занятие какой-либо деятельностью. Главным видом деятельности, требующим наличия лицензии, является предпринимательство.

Полный перечень сфер бизнеса, требующий получения лицензии, дан в Федеральном законе «О лицензировании», принятом в 2011 году. На данный момент он включает 50 наименований. Кроме этого, получение официального разрешения требуется для охоты на отдельные виды животных или ловле рыб. В патентном праве лицензирование подразумевает получение разрешения от правообладателя на пользование изобретением. Попробуем подробнее разобрать все эти аспекты.

Лицензия на предпринимательскую деятельность

В законе перечислено 50 видов деятельности, требующих лицензирования. В данном законе прописаны основные и общие правила, более подробно выдача разрешения на тот или иной вид деятельности оговаривается в дополнительных актах, имеющих силу закона. Согласно рейтингу, самые востребованные лицензионные разновидности бизнеса, разместились следующим образом:

  • пассажирские коммерческие перевозки. Разрешение требуется в том случае, если транспорт предназначен для перевозки 9 и более человек;
  • установка и обслуживание систем пожарной сигнализации и пожаротушения;
  • производство и продажа лекарственных препаратов;
  • медицинские услуги;
  • деятельность в сфере образования.

На первые четыре из перечисленных видов деятельности оформить разрешение может как организация, так и частное лицо (в виде индивидуального предпринимателя). Вести образовательную же деятельность имеет право только юридическое лицо (организация). Имеются отдельные виды бизнеса, которые регулируются особыми законодательными актами. К ним относятся, например, производство и продажа алкогольных напитков, питьевого спирта и товаров, содержащих его.

Требования к соискателям

Чтобы получить разрешение на занятие одним из лицензионных видов деятельности, необходимо соответствовать ряду требований. Подзаконные акты определяют эти требования, предъявляемые к соискателям. Например, чтобы получить разрешение на оказание услуг по медицинскому обслуживанию населения, необходимо:

  • иметь в своем распоряжении соответствующее помещение. Оно может находиться как в собственности, так и быть взятым в аренду;
  • обладать всем необходимым набором инструментов, медицинской аппаратурой и техникой, необходимой для качественного оказания услуг;
  • руководители и работники должны иметь высшее профильное образование и рабочий стаж не менее 5 лет;
  • иметь в наличии трудовые договоры с сотрудниками и контроль качества и безопасности предоставляемых услуг.

Общие документы, необходимые для подачи в лицензионный орган, – это заявление, ксерокопии учредительных документов, документы, подтверждающие наличие всего необходимого оборудования для осуществления данного вида деятельности. Представить пакет документов можно как в личном порядке, так и отправив по почте заказным письмом или при помощи официального представителя (юриста, курьера). С недавних пор возможен вариант отсылки документов по электронной почте с заверением подлинности электронной подписью, правда, подобная форма пока еще не сильно распространена.

В трехдневный срок соответствующий орган принимает решение о том, будет ли им рассматриваться данное заявление, или нет. Причина отказа должна быть письменно указана. Установленные сроки рассмотрения обращения – 45 дней. В случае отрицательного ответа или затягивания времени рассмотрения, соискатель вправе обратиться в суд.

Срок действия

Разрешение на предпринимательство в большинстве случаев выдается бессрочно, то есть в нем не указывается срок его прекращения. Исключение – когда получаются временные разрешения, оговоренные специальным положением. Прекращение действия лицензии может наступить и автоматически в связи с реструктуризацией предприятия. Приступать к деятельности физическое или юридическое лицо имеет право уже на следующий день после получения на руки лицензии.

Кто выдает в 2018-2019 году

Органы, уполномоченные выдавать такие лицензии, зависят от рода деятельности предпринимателя. Полный их список с распределением по «зонам ответственности» дан в указе Правительства России № 957. К примеру, Министерство по чрезвычайным ситуациям уполномочено выдавать разрешения на работы, связанные с установкой или обслуживанием пожароохранных систем. Министерство внутренних дел выдает разрешения на частную охранную деятельность. Росздравнадзор – желающим заняться бизнесом в области фармацевтики.

Однако при этом имеется один неудобный нюанс. Дело в том, что выдавать лицензии по некоторым видам бизнеса уполномочены региональные органы. И как следствие, подобное разрешение будет не действительно на территории другого субъекта федерации. Выход из подобного положения – обратиться в местный лицензирующий орган с просьбой официально известить своих коллег из другого региона о действительности выданного разрешения. После получения лицензии предпринимателю не нужно почивать на лаврах, уповая на то, что она бессрочна. За организацией, получившей добро от лицензионного органа, ведется постоянный контроль.

Так что предприниматель должен быть готов к постоянным проверкам соответствующих надзорных органов – как плановым, так и внеплановым. В случае лишения лицензии, заниматься далее коммерческой деятельностью данного направления запрещается законом. В этом случае бизнесмену грозит административная ответственность. А в случае если его деятельность привела к причинению вреда здоровью клиента, при этом разрешения на занятие коммерцией у него нет, то дело уже подпадает под уголовную статью.

Лицензионный договор

Лицензии могут выдаваться не только государственными учреждениями, но даже частными лицами. Такое положение применяется в Патентном праве. Этот договор, по своей сути, является инструментом охраны интеллектуальной собственности. Согласно лицензионному договору, правообладатель обязуется передать другой стороне (лицензиату) право пользования своей интеллектуальной собственностью. В таком договоре прописываются все нюансы – время действия, право передачи пользования третьим лицам и т. д. Следовательно, такой договор может быть обращен на авторские, патентные или другие подобные права. В случае несоблюдения договора наступает гражданская или уголовная ответственность, в зависимости от тяжести причиненного ущерба.

При этом форма заключения подобного договора бывает двух видов – документальным и «оберточным». Первый вид заключается в соблюдении всех предусмотренных законом правил. Нарушения в его оформлении могут явиться причиной признания лицензионного договора недействительным. Другая форма его заключения, носящая странное наименование «оберточная», представляет собой помещенный на упаковку или обертку текст договора.

Приобретая данную вещь, покупатель автоматически присоединяется к договору. Это относится, как правило, к всевозможным операционным программам для ЭВМ, компьютерным играм и прочим продуктам высоких технологий. А условия договора включают в себя в основном запрет на распространение данного продукта среди других потенциальных пользователей.

Лицензия на охоту или рыбалку

Подобная лицензия выдается департаментами охотничьего или рыбного хозяйства. Бывают они трех видов:

  • долгосрочная. Получает ее лишь юридическое лицо (организация);
  • распорядительная. Также распространяется лишь на организации;
  • именная. Эта разновидность охотничьих лицензий может выдаваться как организации, так и частному лицу с указанием его паспортных данных.

Виды деятельности, подлежащие лицензированию - 2017 по ОКВЭД, представлены несколькими десятками позиций. В каких источниках права они зафиксированы? Каким образом можно найти соответствие им в ОКВЭД и для чего это нужно?

Зачем знать, какие ОКВЭД соответствуют лицензируемым видам деятельности

Строго говоря, наличие у фирмы кодов ОКВЭД, коррелирующих с лицензируемой деятельностью, в общем случае не является условием для получения лицензии. В заявлениях на подачу лицензии, как правило, требуется указание только вида деятельности по существу (либо это подразумевается самой структурой заявления). То, какие у фирмы прописаны коды ОКВЭД, органы, выдающие лицензию, могут и не проверять.

Но данный критерий важен с точки зрения последующих проверок. Если в ЕГРЮЛ фирмы прописан лицензионный ОКВЭД, но соответствующего разрешительного документа у нее нет, то в ходе государственной проверки фирма может быть оштрафована на основании того, что по тем или иным признакам проверяющие посчитают, что организация фактически занимается лицензируемым видом деятельности.

Таким образом, в интересах юрлица, не планирующего заниматься лицензионной деятельностью, обеспечить отсутствие в своей записи в ЕГРЮЛ лицензионных кодов ОКВЭД.

Самый простой способ их выявления — сопоставление текущих видов деятельности по ОКВЭД, которые есть в ЕГРЮЛ или которые фирма собирается вносить в ЕГРЮЛ (например, по факту государственной регистрации), с видами деятельности, подлежащей лицензированию, ориентируясь на их сущность.

Для этого полезно будет ознакомиться с перечнем лицензируемых видов деятельности в РФ.

О том, какие негативные последствия для налогоплательщика может иметь выявление недостоверных данных в ЕГРЮЛ, читайте в статье .

Какие виды предпринимательской деятельности лицензируются в РФ

В соответствии с п. 1 ст. 12 закона «О лицензировании…» от 04.05.2011 № 99-ФЗ получение лицензии обязательно для осуществления 49 видов деятельности (из 51 пункта, приведенных в тексте закона, 2 утратили силу). Условно их можно классифицировать на следующие основные группы:

  1. Производство, продажа ПО для защиты информации, оказание услуг в данной сфере.
  2. Производство и продажа технических средств для негласного получения информации.
  3. Выпуск полиграфической продукции, которая защищена от подделок.
  4. Выпуск авиационной техники.
  5. Выпуск, продажа, техобслуживание оружия, военной техники, боеприпасов.
  6. Хранение и уничтожение химоружия, отходов.
  7. Осуществление операций на химически опасных, а также взрывопожароопасных промышленных объектах в рамках оборота взрывчатых веществ.
  8. Деятельность по обеспечению пожарной безопасности.
  9. Выпуск и обслуживание медицинской техники.
  10. Осуществление легального оборота наркотических средств.
  11. Деятельность лабораторий по исследованию микроорганизмов (инфекционных, генно-модифицированных).
  12. Оказание услуг по перевозкам пассажиров, доставке грузов различными видами транспорта.
  13. Оказание услуг по погрузке и разгрузке опасных грузов на различных видах транспорта.
  14. Оказание услуг по буксировке посредством морского транспорта.
  15. Организация азартных игр.
  16. Деятельность охранных, детективных служб.
  17. Переработка и продажа лома металлов.
  18. Трудоустройство граждан РФ за рубежом.
  19. Оказание телекоммуникационных услуг, организация вещания.
  20. Изготовление копий объектов интеллектуальной собственности на различных носителях.
  21. Работа с источниками радиации.
  22. Оказание образовательных услуг.
  23. Выполнение геодезических, картографических, маркшейдерских работ.
  24. Деятельность в сфере гидрометеорологии.
  25. Деятельность в сфере медицины, фармацевтики.
  26. Деятельность по сохранению созданных народами РФ объектов культурного наследия.
  27. Оказание услуг по экспертизе промбезопасности.
  28. Управление на коммерческой основе многоквартирными домами.

Задача владельца бизнеса — сопоставить текущие ОКВЭД с теми, что установлены для видов деятельности, в той или иной степени схожих с перечисленными нами выше лицензируемыми видами деятельности.

Для этого необходимо обращаться к первоисточнику — классификатору ОКВЭД. Нюанс в том, что таковых в РФ действует несколько. К каким именно следует обращаться?

Какой ОКВЭД использовать фирме

До 2017 года в РФ действовали 3 перечня кодов ОКВЭД:

  • ОК 029-2001;
  • ОК 029-2007;
  • ОК 029-2014.

Первый ОКВЭД был введен 06.11.2001 вместо таких классификаторов, как ОКОНХ и ОКДП, которые в правоотношениях, связанных с получением лицензии, сегодня не используются.

Классификатор ОК 029-2007 был введен с 01.01.2008, но его вступление в силу, во-первых, не отменило юридическую силу ОК 029-2001, а во-вторых, его действие стало распространяться на узкий круг правоотношений, связанных главным образом со сбором экономической статистики.

Классификатор ОК 029-2014 с 31.01.2014 используется как действующий источник ОКВЭД. С 11.07.2016 он начал применяться для отражения соответствующих кодов в ЕГРЮЛ и ЕГРИП при регистрации юрлиц и ИП (письмо ФНС России от 24.06.2016 № ГД-4-14/11306@). С начала 2017 года этот классификатор стал единственным действующим на территории РФ. Действие всех иных аналогичных справочников отменено (приказ Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).

Таким образом, в 2017 году нужно искать соответствие лицензируемых видов деятельности тем видам деятельности, которые прописаны в классификаторе ОК 029-2014.

Отметим, что наряду с обращением к первоисточнику — классификатору ОКВЭД — существенную помощь в решении рассматриваемой задачи может оказать использование положений постановления Правительства РФ от 16.07.2009 № 584. В нем содержатся списки видов деятельности, о которых бизнесы должны уведомлять государство, и многие из них (например, информационные технологии, работа со взрывчатыми веществами) совпадают с лицензируемыми. При этом для них в постановлении № 584 указаны также коды ОКВЭД.

Поэтому для сопоставления текущих видов деятельности с лицензируемыми можно также задействовать перечень, зафиксированный в постановлении № 584.

Но без обращения к официальному классификатору ОКВЭД часто не обойтись. Изучим нюансы его использования.

Как сопоставить код ОКВЭД с лицензируемой деятельностью

В структуре перечня ОК 029-2014 виды деятельности объединены в разделы и внутри каждого из разделов разбиты на классы, подклассы, группы, подгруппы и виды. Разделы обозначены латинскими буквами, а каждый из более мелких регистров имеет цифровое обозначение.

Из набора цифровых обозначений регистров, разделенных точками, и складывается код ОКВЭД. Поиск кода, соответствующего определенному виду деятельности, в классификаторе достаточно прост, поскольку основывается на его соотнесении с названием определенного раздела и, в порядке убывания, с наименованием каждого более мелкого регистра.

Рассмотрим несколько примеров нахождения соответствия кодов ОКВЭД лицензируемым видам деятельности.

В соответствии с подп. 1. п. 1 ст. 12 закона № 99-ФЗ лицензия нужна для выпуска и продажи криптографических средств защиты информации. В ОКВЭД ОК 029-2014 нет терминов «криптография», «шифрование». Но зато присутствует класс 26 «Производство компьютеров, электронных и оптических изделий», в котором указаны и такие виды деятельности, как производство средств защиты информации, создание информационных и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием средств защиты информации. В этом классе выделена группа 26.20 «Производство компьютеров и периферийного оборудования», содержащая подгруппу 26.20.4, в которую входит деятельность по производству средств защиты информации, а также информационных и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием средств защиты информации. Это дает повод признать данный вид деятельности лицензируемым.

В достаточной мере близкое соответствие кодам ОКВЭД имеет деятельность по обнаружению устройств, которые предназначены для негласного получения данных. Эта деятельность лицензируется в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 12 закона № 99-ФЗ. Речь идет о коде группы 80.20 «Деятельность систем обеспечения безопасности», выделяемом в классе 80 «Деятельность по обеспечению безопасности и проведению расследований».

В случае с подп. 8 п. 1 ст. 12 закона № 99-ФЗ лицензируется разработка и продажа военной техники. В этом случае правомерно говорить о корреляции с ней сразу нескольких кодов ОКВЭД по перечню ОК 029-2014. А именно:

  • 25.40 (для деятельности по выпуску оружия и боеприпасов);
  • 30.11 (строительство судов, включая военные);
  • 30.30 (выпуск летательных аппаратов);
  • 20.51 (производство взрывчатых веществ);
  • 84.22 (деятельность в сфере военной безопасности).

Таким образом, сопоставление кодов ОКВЭД и лицензируемых видов деятельности — вопрос вполне решаемый, даже с учетом того, что в структуре перечня ОК 029-2014 коды не всегда очевидным образом соответствуют тем видам деятельности, что зафиксированы в положениях закона № 99-ФЗ. Многие ОКВЭД как минимум не противоречат специфике хозяйственного сегмента, к которому относится лицензируемый вид деятельности. И это может стать поводом для отнесения вида деятельности налогоплательщика, выбравшего такие ОКВЭД, к лицензируемым.

Итоги

Виды хозяйственной деятельности в РФ, требующие лицензии, установлены положениями п. 1. ст. 12 закона № 99-ФЗ. Налогоплательщику, не собирающемуся заниматься подобными видами деятельности, при первичной регистрации или внесении корректировок в регистрационные данные нужно избегать появления в ЕГРЮЛ кодов ОКВЭД, соответствующих лицензируемым видам деятельности, иначе при проверке может быть выписан штраф за отсутствие лицензии.

Сопоставлять лицензируемые виды деятельности нужно с теми видами, для которых определены коды в перечне ОК 029-2014.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама