THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Эмоциональная сфера личности - сложное многоуровневое и многокомпонентное образование, включающее эмоции, чувства, переживания и проявляющееся в состояниях и отношениях человека.

Эмоциональная сфера может занимать разное место в структуре личности разных людей. В зависимости от природных характеристик - темперамента, эмоциональной устойчивости, возбудимости, сензитивности - а также от структуры потребностей и мотивов эмоции будут играть разную роль в поведении и жизни человека.

Эмоция - это личностно значимое отношение к чему-либо.

Эмоциональное переживание связано с глубинным Я человека. Эмоции никогда не лгут, все значимые аспекты жизни отражаются в эмоциональных переживаниях личности, а потому по эмоциональным реакциям можно понять сущность человека.

В структуре эмоциональной сферы личности по параметрам силы, длительности, глубины, форме выражения эмоциональных переживаний выделяют разные ее компоненты. Это собственно эмоции, аффекты, чувства, страсти и др.

Собственно эмоции , или эмоции в узком смысле слова, характеризуются меньшей устойчивостью и длительностью в сравнении с чувствами. Они проявляются скорее ситуативно и могут иметь разный уровень интенсивности. Чрезвычайно сильные и относительно кратковременные эмоции, возникающие в критических условиях, называют аффектами. Аффективный взрыв плохо управляем и может сопровождаться резко выраженными двигательными и висцеральными реакциями, нарушением саморегуляции, потерей контроля за действиями, повышенной моторной активностью.

Наиболее устойчивые эмоциональные состояния называют чувствами. Чувства могут оставаться неизменными на протяжении длительных периодов жизни человека (месяцы, годы), возможно, даже всю жизнь. Чувства характеризуют отношение человека к объекту его стабильных потребностей. Чувства человека выявляют его направленность, жизненные стремления и установки. В зависимости от сферы деятельности, предметов, объектов, на которые направлены чувства, их подразделяют на разные виды. Среди них выделяют:

  • 1) моральные (нравственные ) чувства , характеризующие отношение человека к себе и другому;
  • 2) интеллектуальные чувства - отношение человека к новому, любознательность, интерес к разным областям знаний и т.д.;
  • 3) эстетические чувства - отношение к прекрасному и безобразному, природе, искусству, ощущение красоты, ритма, гармонии.

Особый вид устойчивых чувств образуют страсти.

Страсть - эго чрезвычайно глубокое и сильное чувство, захватывающее человека целиком, подчиняющее себе его поведение, овладевающее его мыслями и поступками.

Относительно длительное невысокой интенсивности общее состояние, фон, окрашивающий чувства - это настроение. Настроение - это общее состояние, оно не предметно, а личностно. И в этом его отличие от других видов эмоций.

Наряду с отмеченными составляющими эмоциональной сферы личности выделяют также эмоциональные состояния. Одним из видов эмоциональных состояний является эмоциональный стресс.

Эмоциональный стресс - особая форма переживания чувств, в какой-то степени она близка к аффекту (по силе, глубине воздействия), а по длительности приближается к настроению. В качестве составляющих компонентов эмоционального стресса называют: тревожность, страх, фрустрация, интрапсихический конфликт, кризис, посттравматический синдром и др.

Наряду со стрессовым состоянием некоторые авторы выделяют состояние монотонии (скуки); эмоциональное выгорание - как состояние истощения, эмоционального перенапряжения, опустошенности; отвращение - как реакция отторжения чего-то крайне неприятного и др.

Единая общепринятая классификация эмоций в современной психологии отсутствует, да, наверно, ее и невозможно создать. Количество эмоций огромно. Не всегда возможно определить, является ли та или иная эмоция самостоятельным образованием, или просто альтернативным обозначением другой эмоции. Перечислить их все довольно трудно. Разные исследователи предлагают разные классификационные схемы, используя различные критерии. Так, по критерию оценки, можно разделить эмоции на положительные и отрицательные. По критерию мобилизации ресурсов организма выделяют стенические (способствующие мобилизации сил) и астенические (расслабляющие, характеризующиеся пассивностью, угнетающие) эмоции.

Одна из наиболее известных классификаций эмоций - классификация К. Изарда . Он выделяет фундаментальные эмоции, каждая из которых описываегся целым спектром более частных психологических характеристик и внешних проявлений, а также их производные. К фундаментальным эмоциям Изард отнес интерес-волнение, радость, удивление, горе-страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Б. И. Додонов 1 выстраивает классификацию эмоций на основе их связей с основными потребностями. Он выделяет 10 эмоций, куда включает: альтруистические (на основе потребности в помощи), коммуникативные (на основе потребности в общении), глорические (на основе потребности в самоутверждении), практические (возникающие в связи с осуществлением деятельности), романтические (на основе стремления к таинственному), пугнические (на основе потребности в борьбе), гностические (на основе стремления к получению новой информации), эстетические (на основе потребности в наслаждении красотой), гедонистические (на основе потребности в комфорте) и акизи- тивные (на основе потребности накопления) эмоции.

Среди эмоциональных характеристик человека выделяют также и эмоционально-личностные качества или свойства , которые формируются в процессе взросления под воздействием внешних условий и генетических предпосылок. В отличие от эмоций и эмоциональных состояний, эмоционально-личностные свойства обладают высокой устойчивостью и могут проявляться на протяжении длительных периодов жизни человека или даже на протяжении всей жизни в целом. К ним относятся такие, как эмоциональная устойчивость, обидчивость, агрессивность, экспрессивность и др.

  • Изард К. Эмоции человека. М., 1980.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ВВЕДЕНИЕ

1. ЭМОЦИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

2. ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЧЕЛОВЕКА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Со времен Платона вся психическая жизнь человека делится на три относительно самостоятельные сущности: ум, воля и чувства, или эмоции. Ум и воля в какой-то степени подчиняются нам, эмоции же всегда возникают и действуют помимо нашего желания. Под умением управлять эмоциями чаще всего подразумевается умение скрывать их. Стыдно, но делается вид, что безразлично или скрывается; обидно, но внешне только раздражение или гнев. Мы можем не показывать свои эмоции, но они от этого не ослабевают, а чаще становятся еще мучительнее или принимают защитную форму агрессии.

Жизнь человека без эмоций была бы так же невозможна, как и без ощущений. А в общении они играют особую роль. Ситуации, когда люди выражают друг другу свои чувства, возникают гораздо чаще, чем мы привыкли думать.

Эмоции и чувства выражают наше отношение к тому, что мы познаем, к нашим поступкам. Знания об эмоциях необходимы каждому для того, чтобы лучше понять других и самих себя. Не понимая себя, невозможно понять другого человека.

Эмоции образуют основную побудительную силу и своим влиянием способны изменить образ жизни, действий и общения. Неспособность или нежелание понять эмоциональное состояние другого человека приводит к психологической несовместимости и нередко становится причиной тех или иных конфликтов.

Роль эмоциональных побуждений трудно переоценить. Духовный мир человека не определяется рамками его профессии или образования. Его эмоциональные запросы и отношения могут быть многосторонними или узкими, широкими, богатыми или бедными, ограниченными.

1. ЭМОЦИ И В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Эмоциями называют психические состояния, отражающие субъективное восприятие индивидом окружающего мира и самого себя. Они сопутствуют нам на протяжении всей жизни, меняясь в зависимости от возраста и внешних воздействий.

Часть эмоций человека совпадает с эмоциями животных: ярость, страх, приятное, неприятное. Однако ввиду различий разума, а также особых потребностей, у человека формируются более сложные формирования, называемые чувствами.

Принято подразделять эмоции на стенические (стимулирующие) и астенические . Первые способствуют мобилизации творческих возможностей, вторые, напротив, препятствуют осуществлению деятельности. Кроме того, эмоции делят на положительные и отрицательные - по признаку доставляемого удовольствия или неудовольствия.

Положительные эмоции (радость, блаженство, симпатия) создают у человека оптимистический настрой, способствуют развитию его волевой сферы, отрицательные (горе, презрение, зависть, испуг, тревога, ненависть, стыд), наоборот, формируют безволие и слабость. Однако же такое альтернативное деление не всегда оправдано: и в отрицательных эмоциях заложено «рациональное» зерно. Тот, кто лишен чувства печали, также жалок, как и человек, не знающий, что такое радость или потерявший ощущение смешного. Если отрицательных эмоций не чрезмерно много, они стимулируют, заставляют искать новые решения, подходы, методы. Можно также выделить нейтральные (по своему знаку) переживания: таковы состояния спокойного созерцания, удивления, любопытства, безразличия.

Эмоциональная сфера человека очень хорошо проявляется в его темпераменте.

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение.

Эмоции влияют на выраженность переживаний человека. При этом настроение определяется эмоциональной реакцией не на посредственные последствия тех или иных событий, а на их значение для человека в деле его общих жизненных планов. Настроение большинства людей колеблется между умеренным унынием и умеренной радостью. Люди весьма различаются скоростью перехода от радостного настроения к унылому и наоборот.

Эмоции влияют и на сферу восприятия: память, мышление, воображение. Негативные эмоции порождают чувство печали, скорби, уныния, зависти, злобы, более того, часто повторяясь, они могут вызвать психогенные кожные заболевания: экзему, нейродермиты, секреторные и трофические изменения кожи, выпадение или поседение волос.

Острое эмоциональное напряжение может проявляться самыми различными болезненными ощущениями - чрезмерной потливостью, тошнотой, потерей аппетита у одних или чувством неутолимого голода, жажды у других.

Такие функциональные изменения самочувствия и деятельности внутренних органов обусловлены отклонениями в вегетативной нервной системе.

Итак, эмоции могут быть непосредственным сигналом, оценкой, побудителем действия или бездействия, лежать в основе энергетики самого индивида.

2. ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЧЕЛОВЕКА

Известно, что с первых минут жизни младенец проявляет эмоциональные реакции. Наличие одинаковых реакций у слепых и зрячих детей подтверждает факт генетической составляющей в эмоциональных проявлениях. Обнаружено, что новорожденные способны различать выражения счастья, печали и удивления, а в более позднем возрасте - радость, гнев и нейтральные выражения и затем научается их имитировать. Развитие и совершенствование мимики идет вместе с развитием психики начиная с младенческого возраста, а с ослаблением нервно-психической возбудимости в старческом возрасте мимика слабеет, сохраняя черты, наиболее часто повторяющиеся в жизни и поэтому глубже врезавшиеся во внешний облик лица.

Эмоциональное развитие идет от непосредственных, единичных и частных проявлений к общим, абстрактным и избирательным. Меняются и способы реагирования на те или иные эмоции. Например, удаляющееся лицо матери не вызовет особой реакции у трехмесячного младенца, в то время как 13-месячный ребенок отреагирует на это сердитым протестом, а 13-летний подросток может даже обрадоваться.

С возрастом у ребенка развиваются положительные эмоции. Момент переживания удовольствия в детских играх сдвигается по мере развития ребенка: у малыша удовольствие возникает в момент получения желаемого результата. На следующей ступени развития удовольствие доставляет не только результат, но и сам процесс игры. На третьей ступени у детей постарше появляется предвосхищение удовольствия в начале игровой деятельности.

В процессе онтогенеза развивается способность использования эмоциональной экспрессии в качестве средства общения. С другой стороны, с возрастом улучшается распознавание эмоций по выражению лица. Правда, в возрасте 11-13 лет наблюдается временный регресс в распознавании ряда эмоций.

Как полагают западные психологи, весь процесс социализации ребенка сопровождается состоянием тревоги, так как он пытается избежать неприятных переживаний вследствие родительского недовольства и наказания. Нельзя не учитывать и наличие школьной тревожности, связанной с учебным процессом. На протяжении младшего школьного возраста наблюдается ее относительная устойчивость, затем происходит резкий всплеск тревоги в старшем подростковом возрасте, особенно в 9-м классе. В 10-м классе уровень тревоги резко снижается и вновь повышается перед выпуском из школы.

С возрастом происходит расширение и усложнение знаний об эмоциях. Увеличивается количество понятий, в которых осмысливаются эмоции (расширяется «словарь эмоций»), что происходит за счет дифференциации первоначальных обобщенных понятий «приятное - неприятное». Границы эмоциональных понятий становятся более четкими; так, маленькие дети применяют один и тот же термин для обозначения более широкого круга эмоциональных явлений, чем более старшие дети. Увеличивается число параметров, по которым характеризуются эмоции; вначале их два - «возбуждение - успокоение» и «удовольствие - неудовольствие», затем появляются параметры «связь с другими», «соответствие месту» и т. п. Если в пять лет дети тесно связывают эмоцию с ситуацией ее возникновения и определяют первую через вторую, то позже ребенок начинает дифференцировать представления о причинах эмоции и внутренних состояниях, опосредствующих связь ситуации с эмоциональной реакцией.

Развитие эмоциональной сферы ребенка во многом зависит от эмоциональной атмосферы семьи.

Таким образом, в развитии эмоций намечаются следующие ступени:

1. элементарные чувствования как проявления органической аффективной чувствительности, играющие у человека подчиненную роль общего эмоционального фона, окраски, тона или же компонента более сложных чувств;

2. разнообразные предметные чувства в виде специфических эмоциональных процессов и состояний;

3. обобщенные мировоззренческие чувства.

Все они образуют основные проявления эмоциональной сферы, органически включенной в жизнь личности.

Развитие эмоций неразрывно связано с развитием личности в целом.

Итак, каждый возрастной период характеризуется своими особенностями проявления эмоций и чувств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эмоции возникли в процессе эволюции и являются средством, при помощи которого все живые существа устанавливали значимость тех или иных условий для удовлетворения необходимых для них потребностей.

К классу эмоций относят настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека.

Эмоции могут вызываться, как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Эмоции могут быть сигналом, оценкой, побудителем действия или бездействия.

Человек может испытывать разного рода чувства- моральные, эстетические, интеллектуальные, а также положительные и отрицательные.

Без эмоций - как положительных, так и отрицательных - человек лишается побуждений к деятельности, теряет способность развиваться. Эмоции поддерживают интерес к жизни, к происходящему вокруг нас. Отсутствие раздражителей, вызывающих эмоции, приводит к эмоциональному голоду. Если он длится долго, то, как и пищевой голод, приводит к болезни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гамезо М. В., Герасимова В. С., Машурцева Д. А., Орлова Л. М. Общая психология. - М.: Ось-89, 2007.

2. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001.

3. Немов Р.С. Психология: Учебник. В 3 кн. Кн.1 Общие основы психологии. - М.: ВЛАДОС, 2007.

4. Психология: Учебник для гуманитарных вузов/ Под общей ред. В. Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2006.

5. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003.

Подобные документы

    Проведение систематизации и теоретический анализ данных по проблеме эмоционального развития дошкольников. Определение приемов и способов коррекции эмоциональной сферы. Специальные методики и практическое исследование эмоциональной сферы дошкольника.

    дипломная работа , добавлен 24.06.2011

    Теоретическая интерпретация эмоций в зарубежной психологии. Взгляды и теории отечественных психологов. Развитие аффективной сферы у детей школьного возраста. Особенности эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка. Эмоции.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2006

    Общая характеристика эмоциональной сферы человека. Определение эмоционального состояния. Основные виды эмоций, их роль в развитии человека. Характеристика факторов, вызывающих эмоции. Положительное и отрицательное влияние эмоций и чувств на человека.

    контрольная работа , добавлен 26.10.2014

    Роль эмоциональной сферы в развитии личности ребенка. Развитие эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте. Организация и методики проведения обследования особенностей эмоциональной сферы и специфики общения умственно отсталых младших школьников.

    курсовая работа , добавлен 30.08.2011

    Исследование эмоциональной сферы отечественными и зарубежными психологами. Развитие аффективной сферы у детей школьного возраста. Особенности эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка. Развитие психики умственно отсталого ребёнка.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2002

    Характеристика психологического развития детей раннего возраста. Роль общения со взрослыми в развитии ребенка раннего возраста, влияние братьев и сестёр на развитие эмоциональной сферы. Исследование развития эмоциональной сферы детей раннего возраста.

    курсовая работа , добавлен 22.07.2011

    Общая характеристика психологического развития детей. Особенности развития эмоциональной сферы детей раннего возраста. Влияние стиля взаимодействия с ребёнком в семье, наличие или отсутствие у него братьев и сестёр на развитие его эмоциональной сферы.

    курсовая работа , добавлен 04.07.2012

    Характеристика эмоциональной сферы человека: определение эмоционального состояния. Виды чувственной среды и состояние личности при переживании эмоций. Положительное и отрицательное влияние переживаний и исследование уровня эмоциональности сотрудников.

    реферат , добавлен 28.10.2010

    Особенности эмоциональной сферы младшего школьника. Школьная тревожность как психическое состояние, её проявление. Причины возникновения эмоциональной тревожности. Факторы и условия, способствующие сохранению эмоционального благополучия ребенка.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2012

    Методология организации игровой деятельности. Общая характеристика эмоциональной сферы младших школьников, неблагоприятные эмоциональные состояния. Программа игрового тренинга развития эмоциональной сферы школьников в учебно-воспитательном процессе.

Чувства - одно из наиболее ярких проявлений личности чело­века. Содержание чувств составляют устойчивые отношения лич­ности к тому, что она познает и делает. Охарактеризовать лич­ность во многом означает сказать, что вообще данный человек любит, что он ненавидит, презирает, чем он гордится, чему раду­ется, чего он стыдится, чему завидует. Предмет устойчивых чувств индивида, их интенсивность и характер раскрывают окружающим эмоциональный мир человека, его чувства и, тем самым, его ин­дивидуальность. Различия в чувственной сфере накладывают глу­бокий отпечаток на весь строй духовной жизни человека. Здесь следует сказать, что о личности мы судим не только по мыслям, действиям и поступкам, но и по ее эмоциям и чувствам. В зависи­мости от развития волевых качеств трудности и неудачи вызывают у разных людей неодинаковые чувства: у одних - чувство неудов­летворенности собой, активности, бодрости, боевого возбужде­ния, у других - чувство беспомощности и досады, уныния, апа­тии.

Неповторимые индивидуальные проявления эмоционального облика человека складываются в течение всей его жизни и связаны с развитием личности в целом. Важнейшими направлениями развития эмоций и чувств являются формирование высших положительных, моральных, интеллектуальных и эстетических чувств и формирование умения владеть своими эмоциями.

Интеллектуальные чувства формируются в процессе познания явлений и отношений окружающего мира и связаны с радостью открытия нового, удовлетворением от решения трудной задачи.

Моральные чувства развиваются по мере приобретения личнос­тью социального опыта, опыта общения и взаимодействия с людь­ми и обществом в целом. Разрешая этически сложные ситуации, человек накапливает необходимый практический опыт морально­го поведения в коллективе, испытывает чувство морального удов­летворения от выполнения этических норм.

Эстетические чувства развиваются при восприятии художествен­ных произведений, музыкальном воспитании, общении с природой. Культура чувств предполагает умение владеть своими эмоциями. Любой человек в силах регулировать свое эмоциональное состоя­ние, быть хозяином своих эмоций.

Психически нормальный человек эмоционален в любой дея­тельности, он ничего не делает равнодушно и безразлично, но частые и сильные эмоциональные переживания истощают нервную систему, снижают эффективность его работы, осложняют меж­личностные отношения. Испытывает ли человек бурную радость, сильный гнев или переживает тяжелое горе - все это отражается на его самочувствии, работоспособности, затрагивает его близ­ких.

В состоянии аффекта человек теряет способность принимать рациональные, обдуманные решения, сильные эмоции становят­ся барьером в общении с другими людьми (причем независимо, положительные ли или отрицательные это эмоции). В то же время любое дело требует определенного уровня эмоциональной напря­женности, необходимой для того, чтобы цель была достигнута.

Для оптимизации эмоционального состояния психологи пред­лагают следующие методы: различные техники нервно-мышеч­ной релаксации (расслабления), дыхательные упражнения (тех­ники регуляции дыхания для снижения чрезмерного стресса), различные техники самовнушения, аутогенную тренировку (AT), медитацию, йогу и др.

Каждый может выбрать наиболее подходящий ему метод и, при­меняя его, сделать свою жизнь более полноценной, эмоциональ­но яркой, оптимально использовать энергию эмоций для дости­жения своих целей.

Понятие эмоций. Классификации эмоций

Тема 11. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ

Эмоции – психическое отражение в форме непосредственного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленное отношением их объективных свойств к потребностям.

Общее назначение эмоций. Эмоции отражают степень соответствия действительности актуальным потребностям и функционально, энергетически подготавливают организм к действию.

Классификации эмоций

1. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. И все их можно разделить по критерию интенсивности:

ü А - настроение – общий генерализованный эмоциональный фон, проявляющийся как длительное эмоциональное переживание невысокой интенсивности.

ü Б - аффект – особо выраженное эмоциональное состояние, быстро овладевающее человеком и бурно протекающее, сопровождаемое изменениями сознаниями, видимыми изменениями в поведении человека, который его испытывает (нарушение контроля за действиями, утрата самообладания, изменение всей жизнедеятельности организма). Это вспышка эмоций (интенсивная, ярко выраженная) в значимых ситуациях, способ «аварийного» разрешения ситуации – бегство, оцепенение, агрессия и т.п..

ü В - чувство – высшая, комплексная устойчивая эмоция по отношению к какому-либо объекту (предмету, человеку, событию жизни). Возникая как результат обобщения отдельных эмоций, сформировавшиеся чувства становятся образованиями эмоциональной сферы человека, определяющими динамику и содержание ситуативных эмоциональных реакций.

ü Г - страсть – сильное доминирующее чувство, представляющее собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности, предмета или человека. Это порыв, увлечение, ориентация всех устремлений и сил личности.

ü Д - стресс – состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах. Особая форма переживания чувств, близкая по своим психологическим характеристикам к аффекту, но по длительности протекания приближающаяся к настроениям; физиологическое состояние, которое сопровождает эмоциональное состояние – неспецифическая реакция организма с целью адаптации

Интенс-ть

Рис.18. Условные графики эмоций

2. Линейные классификации (их существует несколько), например:

§ По привлекательности для субъекта (положительные/отрицательные);


§ По интенсивности и длительности (аффекты/настроения);

§ По степени осознанности (осознаваемые переживания и чувства/неосознаваемые эмоции, переживания).

3. Многофакторные классификации:

· 3-хмерная теория В. Вундта: все чувства можно определить как многообразие трех измерений, причем каждое измерение имеет 2 противоположных направления, исключающих друг друга (и все эмоциональные состояния можно «разложить» по этим измерениям) (см. рис. 19).

удовлетворение неудовлетворение



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама