THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Имелся в музее и зал Медичи , посвященный мастерам декоративно-прикладного искусства, прославившим Флоренцию, и их покровителям. Плафон зала украшают четыре медальона с портретами представителей династии Медичи и других деятелей. При Месмахере в зале находились витрины с итальянскими и немецкими плакетками XV-XVII века, в основном на античные мифологические и христианские сюжеты. Зал Медичи в 1896 году (источник фото: ):

Второй этаж, куда, кроме как через Большой зал, можно было попасть по широкой Римской лестнице , отводился под залы английского, итальянского, фламандского и французского искусства XVI-XVIII веков. Так, экспозиция искусства Италии занимала пять залов, в том числе просторный зал Тьеполо , посвященный искусству Венецианской республики XVIII века и иногда называвшийся Венецианским залом (источник фото: ).

Оформление этого зала с живописным плафоном и лепниной напоминала отделку библиотеки во Дворце венецианских дожей. Здесь были выставлены уникальные венецианские сосуды художественного стекла, дельфтский фаянс, французские барочные комоды, ткани, кружево, веера и, главное, пять великолепных картин кисти Тьеполо (ок. 1725), приобретенных Месмахером специально для своего музея (сейчас они в Эрмитаже). Венецианский зал в 1896 году (источник фото: ):

Отделка Венецианского зала до наших дней не сохранилась.

М.Е. Месмахер. Проект оформления плафона Венецианского зала (зала Тьеполо) (источник: ):

Экспозиция итальянского Возрождения размещалась также в зале Фарнезе , дизайн которого был навеян роскошной отделкой дворца кардинала Фарнезе в Пьяченце, построенного в середине XVI века. Истинным шедевром Месмахера считали современники потолок этого зала, украшенный глубокими дубовыми вызолоченными кессонами. В зале экспонировались мраморные ренессансные рельефы работы венецианского скульптора Ломбарди, сосуды из горного хрусталя, шкатулки, миниатюрные портреты и др. Вид зала Фарнезе в 1896 году и в наше время (сейчас зал не относится к музею, а принадлежит Училищу) (источники фото: и ):


Показ истории развития итальянского декоративно-прикладного искусства завершали копии Лоджий Рафаэля (Папские галереи) . В этих украшенных гротескными орнаментами галереях экспонировалась итальянская мебель и ткани XVI-XVII века, а также фламандские и французские шпалеры (сейчас в Эрмитаже). Фрагмент стенной росписи Папских галерей, фото 1896 года (источник: ):

М.Е. Месмахер. Проект оформления Папской галереи (источник: ):

Французская анфилада музея была задумана Месмахером с целью показать развитие жилого интерьера Франции эпохи Возрождения. Для этого были созданы залы Генриха II, Людовика XIII, Людовика XIV и др. В каждом изящно оформленном зале располагались первоклассные произведения искусства, специально подобранные архитектором.

Так, зал Генриха II был оформлен резными филенками, темно-синим бархатом с королевскими гербами и гобеленами, а демонстрировались там произведения искусства французского Возрождения, в том числе фаянс первой половины XVI века. Также здесь были собраны образцы итальянской майолики. Заметным украшением зала был итальянский камин XVI века (источник фото: ).

Всё это позднее оказалось в Эрмитаже. А из всего декора зала до нашего времени сохранилась только богатая отделка потолка с глубокими дубовыми кессонами, украшенными королевским гербом Франции (источник фото: ).

Общий вид зала Генриха II в наше время (источник фото: ):

Камерный, но очень нарядный зал Людовика XIII был декорирован расписными балками, а стены обшиты деревянными панелями и расписаны арабесковым орнаментом. В зале давался обзор декоративно-прикладного искусства Франции первой половины XVII века.

Нынешний вид зала Людовика XIII (источник фото: ):

Французскому искусству второй половины XVII века был посвящен зал Людовика XIV , оформленный серией гобеленов «Месяцы, или Королевские резиденции» по эскизам Шарля Лебрена (сейчас шпалеры в Эрмитаже). Витрины были заполнены севрским и мейсенским фарфором. Также демонстрировалась коллекция старинных французских часов плюс художественная мебель королевского мастера Андре Буля (сейчас, опять-таки, в Эрмитаже). Зал Людовика XIV выглядел в то время так (источник фото: ):

М.Е. Месмахер. Проект оформления зала Людовика XIV (

Координаты : 59°56′37″ с. ш. 30°20′27″ в. д.  /  59.94361° с. ш. 30.34083° в. д.  / 59.94361; 30.34083 (G) (Я) К:Учебные заведения, основанные в 1876 году

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица" (Академия Штиглица) - один из авторитетнейших российских вузов , ведущий подготовку специалистов в сфере изобразительного , и дизайна . Основан в 1876 году на средства, пожертвованные бароном Александром Штиглицем .

Главный корпус академии находится в здании, спроектированном первым директором этого учебного заведения - архитектором М. Е. Месмахером .

История

Училище технического рисования

  • В 1876 году по указу Александра II на средства, пожертвованные банкиром и промышленником бароном Александром Людвиговичем Штиглицем ( -), основано Центральное училище технического рисования.
  • Училище существовало на проценты от завещанного А. Л. Штиглицем в 1884 капитала (около 7 миллионов рублей) и готовило художников декоративно-прикладного искусства для промышленности, а также учителей рисования и черчения для средних художественно-промышленных школ.
  • Январь - С. П. Дягилев организует Выставку русских и финляндских художников , в которой наравне с А. Н. Бенуа и М. А. Врубелем участвуют финские художники В. Бломстед, А. Галлен-Каллела и др.
  • Училище стало называться Центральным после создания в 1890-х годах филиалов в Нарве , Саратове , Ярославле . Первый директором с по 1896 год был архитектор М. Е. Месмахер.
  • В 1892 году в ЦУТР обучалось 200 чел.; имелись отделения: общее художественное, декоративной живописи и резьбы, майолики, чеканки, ксилографии, живописи по фарфору, ткацкого и набивного дела.
  • В разные годы преподавателями ЦУТР были: А. Д. Кившенко , М. К. Клодт , А. Т. Матвеев , В. В. Матэ , А. И. фон Гоген , Н. А. Кошелев , А. А. Рылов .

ЦУТР в художественной культуре Латвии

С первых лет создания Центрального училища технического рисования , это учебное заведение стало очень популярным среди молодёжи Латвии , желающей получить образование в области декоративно-прикладного искусства .

В ЦУТР получили образование около 130 этнических латвийских студентов. Некоторые из них впоследствии стали преподавателями этого училища, среди них: Густав Шкилтер - специалист декоративной отделки зданий (1905-1918), Карл Бренцен - преподавал художественную обработку стекла и витраж (1907-1920), Яков Белзен - педагог по рисунку и живописи (1905-1917), Юлий Яункалныньш - по росписи фарфора (1896-1918).

Мастера искусства, получившие образование в Центральном училище технического рисования , впоследствии заложили основу художественной культуры Латвии и стали создателями художественного образования Латвийской Советской Социалистической Республики :

Государственные художественно-промышленные мастерские

ЛВХПУ имени В. И. Мухиной

  • В 1945 году решением правительства училище воссоздаётся как многопрофильное среднее специальное учебное заведение , осуществляющее подготовку художников монументального, декоративно-прикладного, промышленного и реставрационного искусства.
  • В 1948 году оно становится высшим учебным заведением - Высшим художественно-промышленным училищем , при котором сохраняется подразделение, где готовят специалистов со средним специальным образованием (так называемое «отделение мастеров»).
  • В 1953 году постановлением правительства Ленинградскому высшему художественно-промышленному училищу присвоено имя Народного художника СССР, действительного члена Академии художеств СССР, скульптора Веры Игнатьевны Мухиной , внёсшей большой вклад в создание монументального и декоративно-прикладного искусства СССР.

Художественно-промышленная академия

В вузе обучается 1500 студентов и работает 220 преподавателей.

В половине шестого Наполеон верхом ехал к деревне Шевардину.
Начинало светать, небо расчистило, только одна туча лежала на востоке. Покинутые костры догорали в слабом свете утра.
Вправо раздался густой одинокий пушечный выстрел, пронесся и замер среди общей тишины. Прошло несколько минут. Раздался второй, третий выстрел, заколебался воздух; четвертый, пятый раздались близко и торжественно где то справа.
Еще не отзвучали первые выстрелы, как раздались еще другие, еще и еще, сливаясь и перебивая один другой.
Наполеон подъехал со свитой к Шевардинскому редуту и слез с лошади. Игра началась.

Вернувшись от князя Андрея в Горки, Пьер, приказав берейтору приготовить лошадей и рано утром разбудить его, тотчас же заснул за перегородкой, в уголке, который Борис уступил ему.
Когда Пьер совсем очнулся на другое утро, в избе уже никого не было. Стекла дребезжали в маленьких окнах. Берейтор стоял, расталкивая его.
– Ваше сиятельство, ваше сиятельство, ваше сиятельство… – упорно, не глядя на Пьера и, видимо, потеряв надежду разбудить его, раскачивая его за плечо, приговаривал берейтор.
– Что? Началось? Пора? – заговорил Пьер, проснувшись.
– Изволите слышать пальбу, – сказал берейтор, отставной солдат, – уже все господа повышли, сами светлейшие давно проехали.
Пьер поспешно оделся и выбежал на крыльцо. На дворе было ясно, свежо, росисто и весело. Солнце, только что вырвавшись из за тучи, заслонявшей его, брызнуло до половины переломленными тучей лучами через крыши противоположной улицы, на покрытую росой пыль дороги, на стены домов, на окна забора и на лошадей Пьера, стоявших у избы. Гул пушек яснее слышался на дворе. По улице прорысил адъютант с казаком.
– Пора, граф, пора! – прокричал адъютант.
Приказав вести за собой лошадь, Пьер пошел по улице к кургану, с которого он вчера смотрел на поле сражения. На кургане этом была толпа военных, и слышался французский говор штабных, и виднелась седая голова Кутузова с его белой с красным околышем фуражкой и седым затылком, утонувшим в плечи. Кутузов смотрел в трубу вперед по большой дороге.
Войдя по ступенькам входа на курган, Пьер взглянул впереди себя и замер от восхищенья перед красотою зрелища. Это была та же панорама, которою он любовался вчера с этого кургана; но теперь вся эта местность была покрыта войсками и дымами выстрелов, и косые лучи яркого солнца, поднимавшегося сзади, левее Пьера, кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и темные, длинные тени. Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого то драгоценного желто зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте, и между ними за Валуевым прорезывалась большая Смоленская дорога, вся покрытая войсками. Ближе блестели золотые поля и перелески. Везде – спереди, справа и слева – виднелись войска. Все это было оживленно, величественно и неожиданно; но то, что более всего поразило Пьера, – это был вид самого поля сражения, Бородина и лощины над Колочею по обеим сторонам ее.
Над Колочею, в Бородине и по обеим сторонам его, особенно влево, там, где в болотистых берегах Во йна впадает в Колочу, стоял тот туман, который тает, расплывается и просвечивает при выходе яркого солнца и волшебно окрашивает и очерчивает все виднеющееся сквозь него. К этому туману присоединялся дым выстрелов, и по этому туману и дыму везде блестели молнии утреннего света – то по воде, то по росе, то по штыкам войск, толпившихся по берегам и в Бородине. Сквозь туман этот виднелась белая церковь, кое где крыши изб Бородина, кое где сплошные массы солдат, кое где зеленые ящики, пушки. И все это двигалось или казалось движущимся, потому что туман и дым тянулись по всему этому пространству. Как в этой местности низов около Бородина, покрытых туманом, так и вне его, выше и особенно левее по всей линии, по лесам, по полям, в низах, на вершинах возвышений, зарождались беспрестанно сами собой, из ничего, пушечные, то одинокие, то гуртовые, то редкие, то частые клубы дымов, которые, распухая, разрастаясь, клубясь, сливаясь, виднелись по всему этому пространству.
Эти дымы выстрелов и, странно сказать, звуки их производили главную красоту зрелища.
Пуфф! – вдруг виднелся круглый, плотный, играющий лиловым, серым и молочно белым цветами дым, и бумм! – раздавался через секунду звук этого дыма.
«Пуф пуф» – поднимались два дыма, толкаясь и сливаясь; и «бум бум» – подтверждали звуки то, что видел глаз.
Пьер оглядывался на первый дым, который он оставил округлым плотным мячиком, и уже на месте его были шары дыма, тянущегося в сторону, и пуф… (с остановкой) пуф пуф – зарождались еще три, еще четыре, и на каждый, с теми же расстановками, бум… бум бум бум – отвечали красивые, твердые, верные звуки. Казалось то, что дымы эти бежали, то, что они стояли, и мимо них бежали леса, поля и блестящие штыки. С левой стороны, по полям и кустам, беспрестанно зарождались эти большие дымы с своими торжественными отголосками, и ближе еще, по низам и лесам, вспыхивали маленькие, не успевавшие округляться дымки ружей и точно так же давали свои маленькие отголоски. Трах та та тах – трещали ружья хотя и часто, но неправильно и бедно в сравнении с орудийными выстрелами.
Пьеру захотелось быть там, где были эти дымы, эти блестящие штыки и пушки, это движение, эти звуки. Он оглянулся на Кутузова и на его свиту, чтобы сверить свое впечатление с другими. Все точно так же, как и он, и, как ему казалось, с тем же чувством смотрели вперед, на поле сражения. На всех лицах светилась теперь та скрытая теплота (chaleur latente) чувства, которое Пьер замечал вчера и которое он понял совершенно после своего разговора с князем Андреем.
– Поезжай, голубчик, поезжай, Христос с тобой, – говорил Кутузов, не спуская глаз с поля сражения, генералу, стоявшему подле него.
Выслушав приказание, генерал этот прошел мимо Пьера, к сходу с кургана.
– К переправе! – холодно и строго сказал генерал в ответ на вопрос одного из штабных, куда он едет. «И я, и я», – подумал Пьер и пошел по направлению за генералом.
Генерал садился на лошадь, которую подал ему казак. Пьер подошел к своему берейтору, державшему лошадей. Спросив, которая посмирнее, Пьер взлез на лошадь, схватился за гриву, прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и, чувствуя, что очки его спадают и что он не в силах отвести рук от гривы и поводьев, поскакал за генералом, возбуждая улыбки штабных, с кургана смотревших на него.

Генерал, за которым скакал Пьер, спустившись под гору, круто повернул влево, и Пьер, потеряв его из вида, вскакал в ряды пехотных солдат, шедших впереди его. Он пытался выехать из них то вправо, то влево; но везде были солдаты, с одинаково озабоченными лицами, занятыми каким то невидным, но, очевидно, важным делом. Все с одинаково недовольно вопросительным взглядом смотрели на этого толстого человека в белой шляпе, неизвестно для чего топчущего их своею лошадью.
– Чего ездит посерёд батальона! – крикнул на него один. Другой толконул прикладом его лошадь, и Пьер, прижавшись к луке и едва удерживая шарахнувшуюся лошадь, выскакал вперед солдат, где было просторнее.
Впереди его был мост, а у моста, стреляя, стояли другие солдаты. Пьер подъехал к ним. Сам того не зная, Пьер заехал к мосту через Колочу, который был между Горками и Бородиным и который в первом действии сражения (заняв Бородино) атаковали французы. Пьер видел, что впереди его был мост и что с обеих сторон моста и на лугу, в тех рядах лежащего сена, которые он заметил вчера, в дыму что то делали солдаты; но, несмотря на неумолкающую стрельбу, происходившую в этом месте, он никак не думал, что тут то и было поле сражения. Он не слыхал звуков пуль, визжавших со всех сторон, и снарядов, перелетавших через него, не видал неприятеля, бывшего на той стороне реки, и долго не видал убитых и раненых, хотя многие падали недалеко от него. С улыбкой, не сходившей с его лица, он оглядывался вокруг себя.
– Что ездит этот перед линией? – опять крикнул на него кто то.
– Влево, вправо возьми, – кричали ему. Пьер взял вправо и неожиданно съехался с знакомым ему адъютантом генерала Раевского. Адъютант этот сердито взглянул на Пьера, очевидно, сбираясь тоже крикнуть на него, но, узнав его, кивнул ему головой.
– Вы как тут? – проговорил он и поскакал дальше.
Пьер, чувствуя себя не на своем месте и без дела, боясь опять помешать кому нибудь, поскакал за адъютантом.
– Это здесь, что же? Можно мне с вами? – спрашивал он.
– Сейчас, сейчас, – отвечал адъютант и, подскакав к толстому полковнику, стоявшему на лугу, что то передал ему и тогда уже обратился к Пьеру.
– Вы зачем сюда попали, граф? – сказал он ему с улыбкой. – Все любопытствуете?
– Да, да, – сказал Пьер. Но адъютант, повернув лошадь, ехал дальше.
– Здесь то слава богу, – сказал адъютант, – но на левом фланге у Багратиона ужасная жарня идет.
– Неужели? – спросил Пьер. – Это где же?
– Да вот поедемте со мной на курган, от нас видно. А у нас на батарее еще сносно, – сказал адъютант. – Что ж, едете?
– Да, я с вами, – сказал Пьер, глядя вокруг себя и отыскивая глазами своего берейтора. Тут только в первый раз Пьер увидал раненых, бредущих пешком и несомых на носилках. На том самом лужке с пахучими рядами сена, по которому он проезжал вчера, поперек рядов, неловко подвернув голову, неподвижно лежал один солдат с свалившимся кивером. – А этого отчего не подняли? – начал было Пьер; но, увидав строгое лицо адъютанта, оглянувшегося в ту же сторону, он замолчал.
Пьер не нашел своего берейтора и вместе с адъютантом низом поехал по лощине к кургану Раевского. Лошадь Пьера отставала от адъютанта и равномерно встряхивала его.
– Вы, видно, не привыкли верхом ездить, граф? – спросил адъютант.
– Нет, ничего, но что то она прыгает очень, – с недоуменьем сказал Пьер.
– Ээ!.. да она ранена, – сказал адъютант, – правая передняя, выше колена. Пуля, должно быть. Поздравляю, граф, – сказал он, – le bapteme de feu [крещение огнем].
Проехав в дыму по шестому корпусу, позади артиллерии, которая, выдвинутая вперед, стреляла, оглушая своими выстрелами, они приехали к небольшому лесу. В лесу было прохладно, тихо и пахло осенью. Пьер и адъютант слезли с лошадей и пешком вошли на гору.
– Здесь генерал? – спросил адъютант, подходя к кургану.
– Сейчас были, поехали сюда, – указывая вправо, отвечали ему.
Адъютант оглянулся на Пьера, как бы не зная, что ему теперь с ним делать.
– Не беспокойтесь, – сказал Пьер. – Я пойду на курган, можно?
– Да пойдите, оттуда все видно и не так опасно. А я заеду за вами.
Пьер пошел на батарею, и адъютант поехал дальше. Больше они не видались, и уже гораздо после Пьер узнал, что этому адъютанту в этот день оторвало руку.
Курган, на который вошел Пьер, был то знаменитое (потом известное у русских под именем курганной батареи, или батареи Раевского, а у французов под именем la grande redoute, la fatale redoute, la redoute du centre [большого редута, рокового редута, центрального редута] место, вокруг которого положены десятки тысяч людей и которое французы считали важнейшим пунктом позиции.
Редут этот состоял из кургана, на котором с трех сторон были выкопаны канавы. В окопанном канавами место стояли десять стрелявших пушек, высунутых в отверстие валов.
В линию с курганом стояли с обеих сторон пушки, тоже беспрестанно стрелявшие. Немного позади пушек стояли пехотные войска. Входя на этот курган, Пьер никак не думал, что это окопанное небольшими канавами место, на котором стояло и стреляло несколько пушек, было самое важное место в сражении.
Пьеру, напротив, казалось, что это место (именно потому, что он находился на нем) было одно из самых незначительных мест сражения.
Войдя на курган, Пьер сел в конце канавы, окружающей батарею, и с бессознательно радостной улыбкой смотрел на то, что делалось вокруг него. Изредка Пьер все с той же улыбкой вставал и, стараясь не помешать солдатам, заряжавшим и накатывавшим орудия, беспрестанно пробегавшим мимо него с сумками и зарядами, прохаживался по батарее. Пушки с этой батареи беспрестанно одна за другой стреляли, оглушая своими звуками и застилая всю окрестность пороховым дымом.

Имени А. Л. Штиглица была основана в 1876 году. Сейчас это одно из самых известных образовательных учреждений в России. Вуз расположен в исторической части Петербурга, втором по величине городе страны и главном культурном центре.

Начало

Создание Академии Штиглица в Санкт-Петербурге было связано с бурным ростом промышленного производства, охватившего европейские страны в середине XIX века. На смену полукустарным мануфактурам пришли фабрики, на которых стало возможным выпускать товары в больших количествах. Однако вскоре выяснилось, что потребителей интересуют не просто утилитарные вещи, а красивый товар, обладающий запоминающимся дизайном.

В 1851 году в Англии прошла знаменитая художественно-промышленная выставка, на которой разные страны представили свои лучшие товары и изделия. Помимо традиционных вышивки, керамики, ткачества, украшений компании представили удивительные фабричные изделия из дерева, чугуна, стали. Апофеозом достижений промышленности стал «Хрустальный дворец»: павильон, где проходила выставка, был словно соткан из металлической паутины и «обшит» большими стеклянными панелями.

Рождение художественной академии

Русские промышленники, побывавшие на ярмарке, были сильно впечатлены. Родилась идея создания отечественной школы по подготовке художников, специализирующихся в прикладном искусстве. В 1860 году на базе московского образована школа технического рисования. Однако ее возможностей было явно недостаточно.

Согласно бытующему мнению, с инициативой об организации в С.-Петербурге специализированного художественно-промышленного учебного заведения выступил сенатор Александр Половцов, зять самого богатого (по мнению современников) банкира России — барона Штиглица. Идея банкиру понравилась, и он учредил специальный фонд в размере 7 млн рублей (огромные на то время деньги), на проценты от которого и существовало созданное в 1876 году Центральное училище технического рисования. В нем готовили художников-декораторов в прикладных дисциплинах и учителей технического рисования для других школ, которые стали появляться по стране. Таким образом, ЦУТР стало прародителем Академии им. Штиглица.

Развитие

Советское правительство по-иному смотрело на роль художественного искусства в промышленности. Всякие украшательства считались излишними, проявлением мещанства. В 1922 году ЦУТР было закрыто, а позже переформатировано в общеобразовательное учебное учреждение.

Второе рождение Академии им. Штиглица произошло 05.02.1945 года. В этот день начали работу курсы по подготовке реставраторов. После войны многие исторические здания и произведения искусств нуждались в восстановлении.

В 1953 году было образовано Ленинградское высшее художественно-промышленное училище (ЛВХПУ) имени В. И. Мухиной. В народе его называли Мухинским училищем. Надо отдать должное, в его стенах сформировался удивительный коллектив, который смог по крупицам восстановить вековые традиции предшественников и одновременно привнести много нового в науку промышленного дизайна, художественных промыслов, сохранения исторического наследия. В 2007-м вуз реорганизован в Санкт-Петербургскую художественно-промышленную академию имени А. Л. Штиглица.

День сегодняшний

В настоящее время в вузе насчитывается около 1500 студентов и 500 сотрудников. Абитуриенты могут получить высшее образование в области монументально-декоративного искусства, дизайна, истории искусств и реставрации.

Факультеты Академии Штиглица в Санкт-Петербурге активно сотрудничают со структурными организациями и промпредприятиями. Например, кафедра промышленного дизайна работает бок о бок с известными российскими компаниями, в том числе автопроизводителями КамАЗ и АвтоВАЗ, судостроителями «Алмаз» и «Аврора», НПО «ЛОМО», фабрикой «Светлана». На отделении дизайна моды проводятся многочисленные конкурсы и фестивали.

СПГХПА. им. А. Л. Штиглица имеет долгую историю успешных международных связей. Педагоги и студенты сотрудничают с высшими учебными заведениями и творческими организациями Германии, Финляндии, Китая, Франции, Японии и прочих стран.

Факультет монументально-декоративного искусства

Здесь готовят художников во всех видах Разнообразие специальностей определяется новаторскими направлениями 21 века, а также традициями, почерпнутыми из прошлого. Абитуриенты художественной академии могут выбрать одну из многих специализаций:

  • История искусства и цивилизации.
  • Художественная обработка металлов.
  • Графическое искусство, книжная иллюстрация.
  • Керамика, стекло.
  • Живопись, реставрация.
  • Роспись по дереву.
  • Скульптура.
  • Текстильный дизайн.
  • Интерьер и оборудование.
  • Монументально-декоративная живопись и скульптура.

Факультет дизайна

Прежде всего это школа художественного и проектно-конструкторского творчества, перед которой стоит задача определения оптимальных путей интеграции дизайна, педагогики, науки и промышленного производства. Учебная программа построена на создании своего рода стартовой площадки для творчества. Здесь обучают по следующим специальностям:

  • Дизайн костюма.
  • Дизайн среды.
  • Графический дизайн.
  • Дизайн мебели.
  • Индустриальный дизайн.

Достижения

Знаменитый вуз подготовил плеяду талантливых и успешных художников и дизайнеров для обрабатывающей промышленности. В поисках эстетических ценностей выпускники активно формируют новые тенденции для архитектуры, дизайна, монументального, декоративного и прикладного искусства.

Сегодня бывшие студенты успешно работают на промышленных предприятиях, участвуют в проектах научно-исследовательских учреждений, а также в строительных бюро, художественных школах и творческих организациях. Кроме того, воспитанники Академии им. Штиглица внесли значительный вклад в развитие материальной культуры страны. За высокие достижения коллектив удостоен почетного ордена Трудового Красного Знамени.

Соцкультбыт

Академия располагает развитой материально-технической базой. Действует музей, насчитывающий более 35 000 предметов прикладного искусства и собрание студенческих работ. Библиотека имеет более 140 000 изданий и хранилище редких книг на 10 000 единиц. Организовано питание.

Созданы отличные удобства для занятий спортом, действуют и тренажерный зал. Есть студенческое общежитие, расположенное на проспекте Кузнецова 30/9, Санкт-Петербург. Кстати, во время вступительных экзаменов и курсов подготовки заявители могут быть размещены в общежитии.

Музей

При Академии им. Штиглица действует замечательный музей (основан в 1878 году). В нем представлены как работы преподавателей и студентов академии разных лет, так и другие произведения искусства.

Созданию художественного музея при учебном заведении способствовал тот же Александр Половцов. Вместе с архитектором Максимилианом Месмахером он убедил барона Штиглица в необходимости иметь коллекцию произведений прикладного искусства — как в качестве учебного пособия, так и для развития художественного воображения студентов. Барон выдал на реализацию этой идеи дополнительные 5 млн рублей, что позволило покупать книги по искусству для библиотеки училища, новые экспонаты для музея, печатную графику, оригиналы живописи и рисунков западноевропейских художников, изделия ювелиров-мастеров, работы художников-декораторов различных отраслей.

Большие средства тратились на приобретения профильных экспонатов и произведений искусства на парижских аукционах, часто покупались лучшие и уникальные лоты. Благодаря этим приобретениям музей училища стал обладателем:

  • Образцов керамики архаичных времен.
  • Ювелирных изделий.
  • Археологических предметов древних финикийцев.
  • Старинной мебели.
  • Антикварных каминов.
  • Изделий керамических центров Италии, Франции, Германии.
  • Коллекции французских гобеленов.
  • Оригиналов живописи Тьеполо.
  • Оригиналов рисунков художников и декораторов, среди которых Джованни Кастильоне, Франчесо Гварди, Перино дель Вага, Тьеполо, Полидори да Караваджо, Аннибале Карраччи, Жиль Мари Оппенор и других.

Александру Половцову после смерти Штиглица предстояло довести до логического завершения дело по благоустройству нового художественного училища. Он отдал немалые суммы на благотворительность и развитие материально-технической базы.

Академия сегодня

Сегодня в вузе 1500 студентов и 220 преподавателей.

Факультеты

Факультет декоративно-прикладного искусства
- факультет монументального искусства
- факультет дизайна

История

  • Основано в 1876 году по рескрипту Александра II на средства пожертвования банкиром и промышленником бароном Александром Людвиговичем Штиглицом ( -) как Центральное училище технического рисования .
  • В 1918 году училище было реорганизовано в Петроградские государственные художественно-промышленные мастерские .
  • В 1922 году мастерские преобразованы в Училище по архитектурной отделке зданий при городском Исполнительном комитете .
  • В 1945 году решением правительства школа воссоздаётся как многопрофильное учебное заведение осуществляющее подготовку художников монументального, декоративно-прикладного и промышленного искусства, в 1948 году она становится вузом - Ленинградским высшим художественно-промышленным училищем .
  • С 1953 года ЛВХПУ носит имя народного художника СССР Веры Игнатьевны Мухиной .
  • В 1994 году ЛВХПУ им. В. И. Мухиной преобразовано в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию .
  • В декабре 2006 года академии присвоенно имя Александра Людвиговича Штиглица. Новое название академии - Санкт-Петербургская Государственная Художественно-промышленная Академия имени А. Л. Штиглица (СПГХПА им. А. Л. Штиглица).

Известные выпускники

  • Боско, Юрий Иванович - советский художник-монументалист, заслуженный художник России, Народный художник России.
  • Зариньш, Рихард Германович - российский и латвийский художник, график, популяризатор латышского народного искусства, автор первых революционных марок Советской России. Автор герба и денежных знаков Латвии.
  • Остроумова-Лебедева, Анна Петровна - народный художник РСФСР, российский гравёр и живописец, акварелист, мастер пейзажа.
  • Петров-Водкин, Кузьма Сергеевич - заслуженный деятель искусств РСФСР, живописец-символист, график, теоретик искусства, писатель и педагог.
  • Писахов, Степан Григорьевич - русский художник, писатель, этнограф, сказочник.
  • Протопопов, Владислав Васильевич - российский художник.
  • Сальников, Анатолий Александрович - Заслуженный архитектор Автономной Республики Крым, Лауреат Премии Автономной Республики Крым, главный архитектор г. Керчи.

Ссылки

  • http://designcomdesign.ru/ - кафедра Коммуникативного дизайна СПГХПА им. А.Л. Штиглица.
  • http://artisk.ru/ - кафедра Искусствоведения и культурологии СПГХПА им. А.Л. Штиглица.

Источники

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Художественное училище им. Мухиной" в других словарях:

    В СССР, система подготовки мастеров изобразительного, декоративно прикладного и промышленного искусства, архитекторов художников, искусствоведов, художников педагогов. На Руси первоначально существовало в форме индивидуальной подготовки… … Большая советская энциклопедия

    - (названо по имени мецената барона А. Л. Штиглица), основано в Санкт Петербурге в 1876, открыто в 1879, в 1922 влилось в петроградский Вхутеин. В 1945 воссоздано как Ленинградское (ныне Санкт Петербургское) высшее художественно промышленное… … Энциклопедический словарь

    - (ЦУТР) (Соляной переулок, 13 и 15), государственное художественное учебное заведение. Основано в 1876 (открыто в 1879) вместе с начальной школой рисования, черчения и лепки по инициативе и на средства мецената барона А. Л. Штиглица (первый… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Павлов. В Википедии есть статьи о других людях с именем Павлов, Александр Борисович. Александр Борисович Павлов (род. 1963, Донецк) российский художник. Родился в семье рабочих. С 1971… … Википедия

    Олег Георгиевич Атрошенко (1940 1989) советский художник. Закончил Высшее художественное училище имени Мухиной по специальности «Проектировщик интерьера». Является автором многочисленных проектов оформления интерьеров общественных заведений и… … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Вакс. Иосиф Александрович Вакс Профессор И. А. Вакс … Википедия

Музей барона А. Л. Штиглица На территории бывшего Соляного городка в 1885-1895 гг. было возведено здание музея. Здание построено по проекту первого директора музея арх. Р.А. Месмахера. К моменту открытия музея в нем было свыше 15 000 произведений прикладного искусства. После революции коллекция передана Эрмитажу. ЦЕНТРАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ ТЕХНИЧЕСКОГО РИСОВАНИЯ барона А. Л. Штиглица (Соляной пер., 13-15) Художественно-промышленная академия им. Штиглица - один из наиболее известных художественных вузов не только в России, но и Европы и мира. История академии начинается с 1876 года, когда по рескрипту Александра II на средства, пожертвованные банкиром и промышленником бароном Александром Людвиговичем Штиглицем (1814 - 1884 г.), было основано центральное училище технического рисования.История училища до революции - это история интенсивного развития и становления школы. Основано в янв. 1876 (открыто 12.11.1879) вместе с начальной. школой рисования, черчения и лепки по инициативе и на средства барона А. Л. Штиглица. Училище существовало на проценты от завещанного им в 1884 капитала (ок. 7 млн руб.) и готовило художников декорат.-прикладного иск-ва для промышленности, а также учителей рисования и черчения для средних худож.-промышленных школ. Училище стало называться Центральным (ЦУТР) после создания в 1890-х гг. филиалов в Нарве, Саратове, Ярославле. После октября 1917 училище несколько раз преобразовывалось.В 1918 году училище было реорганизовано в Петроградские государственные художественно-промышленные мастерские, которые в 1922 году преобразованы в училище по архитектурной отделке зданий при городском Исполнительном комитете. В 1924 закрыто. В 1943-45 на базе ЦУТР создано Худож.-пром. уч-ще (ныне Художественно-промышленная академия). Гл. здание уч-ща построено в 1878-81 (арх. Р. А. Гедике и А. И. Кракау) и надстроено 5-м этажом (1886, арх. Месмахер). Соседнее здание музея сооружено в 1885-96 по проекту Месмахера (с 1945 Декоративно-прикладного искусства музей).В 1945 году решением правительства школа воссоздается как многопрофильное учебное заведение, осуществляющее подготовку художников монументального, декоративно-прикладного и промышленного искусства, в 1948 году оно становится ВУЗом - Ленинградским высшим художественно-промышленным училищем. С 1953 года ЛВХПУ носит имя народного художника СССР Веры Игнатьевны Мухиной.В 1994 году ЛВХПУ им. В.И.Мухиной переименовано в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию.В декабре 2006 года академии присвоено имя Александра Людвиговича Штиглица. Новое название академии - Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица (СПГХПА им. А.Л. Штиглица).

Санкт-Петербург. Музей прикладного искусства Санкт-Петербургской Государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица

Музей художественно-промышленной академии им. А.Л.Штиглица всегда был в центре культурной жизни Петербурга. Его уникальная музейная коллекция отличается большим разнообразием и высоким художественным уровнем входящих в него экспонатов. Сегодня фонды музея насчитывают около тридцати тысяч предметов прикладного искусства от античности до наших дней. Это обширное собрание западно-европейского фарфора и восточной керамики, мебель ХVI-ХIХ веков, коллекция русских изразцовых печей ХУШ века, художественный металл и ткани, а также лучшие студенческие работы за последние полвека, отразившие все направления советского декоративно-прикладного искусства.




В четырнадцати залах, расположенных на первом этаже, можно видеть более 1300 произведений декоративно-прикладного искусства и художественных ремесел от IХ в до н.э. до начала ХХ столетия. В итальянской галерее развернута выставка голландских и французских кабинетов ХVI-ХIХ веков; итальянская и испанская майолика, французский и английский фаянс, немецкие «штайнгуты» (изделия из глинокаменных масс) и «яшмовые массы» Дж. Веджвуда, мейсенский и берлинский фарфор - все это можно увидеть в музее и сегодня.

Старинные русские печи специально для музея собирали по России.








Интерьеры Художественно-Промышленной Академии им.Штиглица.Мебель,вытесанная из камня.

Залы Академии. Большой выставочный зал - это двухэтажный зал, напоминающий двор итальянского палаццо, изначально предназначался для студенческих и преподавательских выставок. Он был самым большим не только в музее, но и во всем Петербурге. По периметру зал окружен эффектной двухъярусной галереей, которая создает наилучшие условия для обзора экспозиции. Эта аркада служит опорой для двойного стеклянного перекрытия (первоначально внутренний купол был витражным, а в межкупольном пространстве располагалась оранжерея). По аналогии с фасадом здания, зал украшен фризом со скульптурными портретами художников, архитекторов и скульпторов.Аркады второго яруса разделены мощными пилонами, декорированными четырьмя колоннами. На галерею второго этажа ведут полудуги двухмаршевой мраморной лестницы. На верхней площадке лестницы при Месмахере установлена мраморная статуя сидящего в кресле барона А. Л. Штиглица работы М.М. Антокольского. В советское время памятник убрали. Но скульптура сохранилась, и в июне 2011 года ее вернули на историческое место (источник фото: ). С 2002 года по периметру Большого зала размещается подаренная Эрмитажем гипсовая копия большого фриза Пергамского алтаря (180-160 годы до н.э.).

Мебельный гарнитур для гостиной в стиле "третьего рококо".ИЗ ДВОРЦА ГРАФИНИ Е.В. ШУВАЛОВОЙ. Франция,Париж, 1890-е годы. Берёза, резьба, французская эмаль,левкас,золочение,вышивка,металл,кость.












В 1876 году по указу Александра II на средства, пожертвованные банкиром и промышленником бароном Александром Людвиговичем Штиглицем, основано Центральное Училище Технического Рисования. Училище существовало на проценты от завещанного А. Л. Штиглицем в 1884 капитала и готовило художников декоративно-прикладного искусства для промышленности, а также учителей рисования и черчения для средних художественно-промышленных школ. Январь 1898 — С. П. Дягилев организует Выставку русских и финляндских художников, в которой наравне с А. Н. Бенуа и М. А. Врубелем участвуют финские художники В. Бломстед, А. Галлен-Каллела и др. Училище стало называться Центральным после создания в 1890-х годах филиалов в Нарве, Саратове, Ярославле. Первый директором был с 1879 по 1896 год — архитектор Максимилиан Егорович Месмахер. В 1892 году в ЦУТР обучалось 200 чел.; имелись отделения: общее художественное, майолики, декоративной живописи и резьбы, чеканки, ксилографии и офорта, живописи по фарфору, ткацкого и набивного дела. В разные годы преподавателями ЦУТР были: А. Д. Кившенко, М. К. Клодт, А. Т. Матвеев, В. В. Матэ, А. И. фон Гоген, Н. А. Кошелев, А. А. Рылов. После октября 1917 года училище несколько раз преобразовывалось. В 1918 году училище было названо — Государственные Художественно-промышленные Мастерские. В 1922 году училище, с присоединенными к нему музеем и библиотекой, влилось в Петроградский ВХУТЕИН, и в 1924 году, перестало существовать, как самостоятельное учебное заведение. В 1945 году решением правительства училище воссоздаётся как многопрофильное учебное заведение осуществляющее подготовку художников монументального, декоративно-прикладного и промышленного искусства. В 1948 году оно становится Высшим учебным заведением — Высшим Художественно-промышленным Училищем. В 1953 году Ленинградскому Высшему Художественно-промышленному Училищу, по постановлению советского правительства, присвоено имя Народного художника СССР, Действительного члена Академии Художеств СССР — Веры Игнатьевны Мухиной, внёсшей большой вклад в создание монументального и декоративно-прикладного искусства СССР. В 1994 году ЛВХПУ им. В. И. Мухиной преобразовано в Санкт-Петербургскую Государственную Художественно-промышленную Академию. 27 декабря 2006 года академии присвоено имя А. Л. Штиглица. Новое название академии — Санкт-Петербургская Государственная Художественно-промышленная Академия имени А. Л. Штиглица.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама