THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Что такое фехтование для большинства современных людей? Это некий набор приемов, который должен помочь обеспечить победу в поединке. Однако мастера говорят, что так думают только простолюдины. Чтобы понять суть итальянского фехтования, ответить на вопросы и показать то, что скрыто - нужен особый подход.

Я провел в Италии более 5 лет и лично знаком со многими мастерами воинских искусств. У меня достаточно обширная библиотека по современному и средневековому фехтованию. При этом в отличие от остальных исследователей, все первоисточники в виде трактатов и исторических документов переводятся сотрудниками моего НИИ «Криминалистических исследований». Я использую такой комплексный подход специально для того, чтобы избежать искажений при переводе, которые могли быть допущены лингвистами далекими от темы воинских искусств.

Теперь давайте попробуем разобраться в особенностях итальянского фехтования. Для этого я предлагаю использовать 3 подхода:
От территории;
От мастеров;
От сравнительного анализа мастеров и территории, а также того, что находится за её пределами.

Первое с чего мы начнем – это набор приемов, который существовал в фехтовании в разное время и его количественные характеристики. Если взять XV век, то согласно Акилле Мароццо, количество технических элементов было равно шести. Потом оно увеличивается до 12 элементов. В XVII веке Николетто Гиганти выводит 14 элементов. Крайне важно отметить, что исторические это максимальное количество технических элементов в Италии. Чтобы убедиться в этом, достаточно взять трактаты, дошедшие до наших дней и самостоятельно всё перепроверить.

Теперь давайте посмотрим, что про итальянское фехтование пишут испанцы. Почему именно испанцы? Дело в том, что в учебниках XIX века мастера прямо указывают на то, что именно испанцы являются создателями итальянского фехтования. Если мы возьмем книгу «Уловки вульгарного и общего фехтования», автором которой является последователь Пачеко де Нарвеса - Мануэль Курсадо, то уже на первой странице мы начнем знакомиться с тридцатью уловками простолюдинов. Эта книга является в своем роде уникальным сборником уловок, которые в то время использовались простолюдинами в разных частях Европы - Испания, Германия, Италия, Франция.

Как видите набор уловок в Европе на то время был практически в два раза больше количества технических элементов в итальянском фехтовании. При этом стоит отметить, что в комплексной Венецианской традиции было 36–38 технических элементов. И это не удивительно, потому что Венеция является неким промежуточным родоначальником фехтования в Европе.

Однако вернемся к Италии. Возникает интересный вопрос – откуда же появляется фехтовальный набор из 14 элементов? Для того разобраться с этим вопросом необходима логическая модель. Представьте себе здание из 3 этажей. Это не что иное, как 3 этажа истории. Посередине дома проходит вертикальная линия. Нижний этаж – это простолюдины, средний уровень – дворяне, верхний уровень – это правители. Как вы понимаете, правителям безусловно нужно уметь обращаться с оружием, но это далеко не основная их задача.
Что касается дворян, им всегда была свойственна образованность. При этом, если говорить о фехтовании, то в Средние века в такой категории как Маэстро не было никакой необходимости. В то время были нужны солдаты, которые будут в состоянии решать задачи в ваших интересах. Кстати Маэстро никому не нужны и сейчас. Кроме того сегодня, в отличие от Средних веков абсолютное большинство даже понятия не имеет о параметрах Маэстро. Есть люди, которые посчитали что они имеют право самим себя назначать Маэстро. Безусловно они не заинтересованы в том, чтобы кто–то задумывался о параметрах и соответствии этим параметрам.

Теперь, обратимся к нашим великим предкам. Начнем с Франческо Альфьери. Во втором венецианском трактате «Превосходное владение мечом» уже на второй странице Франческо Альфьери прямо пишет о том, что нас должна интересовать техника, которая прошла войну и дуэли. Возвращаясь к теме итальянского фехтования мы вынуждены констатировать, что Италия не выиграла ни одной войны, но при этом она прошла через бесчисленное количество дуэлей. Потому, будет логично и правильно рассматривать итальянскую школу фехтования как школу для дуэлей, но никак не школу, которая может научить вас побеждать в войнах.

В этой статье мы не ставим перед собой задачу ответить на вопрос насколько итальянская школа хороша. Нам важно разобраться с вопросом откуда взялся набор из 14 приемов фехтования. Ничто не возникает из ничего. Кто–то должен был обучить набору технических элементов, который как минимум поможет выжить во время дуэли. В этом вопросе пожалуй лучше остальных преуспела Болонская школа фехтования, которая даже выпустила книгу – «Как победить на дуэли за 30 минут, прочитав эту книгу». Еще одно место, где человек мог получить подобные знания - это море. Безусловно на корабле человека обучали держать в руках оружие. Понятно, что у пиратов и военных моряков цели были разные, но как в первом, так и во втором случае человек был вынужден обучиться техническим элементам, благодаря которым он мог защитить себя. Если говорить об Италии, то обучение в море больше связано с такими государствами как Венеция, Генуя, Пиза, которые находились на территории современной Италии. Однако кроме моря и официальной школы фехтования есть еще и третий вариант - это гладиатор. Как вы знаете школы гладиаторов были расположены по всему Риму. Там людей обучали воинскому искусству, – в том числе владению мечом. В каждом из этих случаев человек получал знания от мастера. Если мы с этим трем вариантам добавим армию, мы получим 4 способа формирования набора технических элементов: кто–то объяснил, дали знания в армии, на корабле или в школе гладиаторов. При этом в этой задаче есть пятый элемент - криминальная традиция, в которой также происходило обучение, однако метод использовался другой - убийство человека с помощью клинкового оружия.

Теперь давайте остановимся на особенностях итальянской школы. Обратимся к первоисточникам. Первое отличие в технических элементах – это излом прямой линии во время проведения контратаки. Кстати, это довольно странно, потому что в мире данная техника свойственна только одному известному виду боевых искусств, родиной которого является Китай. Речь идет про Вин–Чунь. И это действительно загадка. Но это еще не все. В книге «Превосходное владение мечом» Франческо Альфьери говорит, что фехтование в самом начале было норманнским и греческим. При этом грекам было свойственно биться в линию, т.е. сближаясь с противником лицом к лицу, а норманнская система предполагает круг. Кстати интересно, что последний круг был начерчен Мароццо в трактате об итальянской школе фехтования, но как им пользовать, там особо не написано.

Второе отличие итальянской школы – это удары снизу вверх или в нижний уровень под шпагу. Если мы возьмем трактат о фехтовании Сальватора Фабриса, то вы сможете заметить, что стойки очень низкие и удары наносятся именно так. Как видите мы не можем сказать, что современная итальянская школа сохранила и унаследовала все черты средневекового фехтования. Вся причина в том, что на протяжении XX века итальянская традиция претерпела серьезные изменения. Многие люди, которые называют себя итальянскими мастерами, занимались филиппинскими и японскими воинскими искусствами. В итоге эти мастера повлияли на современную итальянскую технику на столько, что изменили её до неузнаваемости. Если вы зайдете в интернет и посмотрите на профили итальянских мастеров в социальных сетях, то увидите их фотографии как в традиционной итальянской одежде, так и в кимоно. При этом особо великие современные итальянские мастера занимаются сначала филиппинским воинскими искусствами, а потом зачем–то начинают заниматься итальянскими воинскими искусствами. Вот и получается некая филиппино–итальянская система, либо японо–итальянская. Все это выглядит мягко говоря странно, но в этом суть современных итальянских воинских систем.

Также в современной Италии есть люди, которые занимаются чем–то похожим на французское фехтование, утверждая при этом, что они занимаются испанским фехтованием. Кстати это не удивительно. Согласно документам, к XIX веку в Италии осталось 2 школы – французская и неаполитанская. Французский стандарт заполонил Италию в XVIII веке и в итоге распространился по всей Европе. Что такое неаполитанская школа фехтования – сказать довольно сложно, так как в этом направлении не проводилось глубинных научных исследований. Это мне и моим коллегам еще предстоит сделать.

Отсюда возникает логичный и очень важный вопрос. По состоянию на XV век у Франции согласно официальным документам не было никакой школы фехтования. В таком случае как Франция к XIX веку становится основным игроком в Европе? Получается, что за 500 лет Франция каким–то образом становится основным территориальным стандартом во всей Европе.

Чтобы продолжить разговор об итальянском фехтовании, его нужно с чем–то сравнить - к примеру с французской или испанской школами. После проведения сравнительного анализа можно будет говорить чем одна школа отличается от другой. Для проведения серьезной научной работы нужно выписать все школы фехтования, существующие в определенный момент времени – их состав, характеристики, логические модели, наборы приемов и т.д. Только после этого можно начинать сравнивать их между собой. Кроме этого не забывайте, что существует Венецианская, Болонийская, Генуэзская, Сицилийская и Неаполитанская школы фехтования. Очевидно, что север Италии – это своеобразный фехтовальный анклав, где находятся сильнейшие игроки. Например, Венеция и Генуя – это мощнейшие державы, выигравшие множество войн. Болонья – это религиозный и фехтовальный центр. По сути, этот треугольник, который мог затмить кого угодно. Потому нам придется разобраться с этими школами, в том числе - иначе сложно будет делать выводы о других школах и в целом о фехтовании Средних веков.

К слову сказать, французская школа фехтования начинается с публикации в Париже трех учебников: венецианского, немецкого и испанского. Как вы помните уже к XIX веку Франция становится основным игроком в Европе. Безусловно эту загадку необходимо разрешить. Также, важно разобраться с итальянской криминальной традицией, которая снискала мировую славу благодаря технике работы с клинковым оружием. Также мы обязательно поднимем вопрос о работе с ножом, фехтовании бостоном и рукопашном бое, потому что удар кулаком является первой уловкой простолюдинов о чем пишет в своей книге последователь Пачеко де Нарвеса.

Подведем промежуточный итог. Мы разобрали откуда появился набор приемов в итальянском фехтовании, а также рассмотрели две отличительные характеристики итальянской школы. Безусловно, чтобы полностью разобраться в том что из себя представляет итальянская фехтовальная традиция, нужно продолжить исследование. Также нам предстоит разобраться в том, что такое итальянская система фехтования с длинным и коротким клинком. На данный момент важно, что у наших читателей появилось общее представление об особенностях итальянского фехтования и его истоках. Это первый и очень важный шаг, который в дальнейшем поможет понять все аспекты, тонкости и нюансы. (с)

Стили фехтования условно можно разделить на Восточное и Европейское фехтование. Европейские стили принято называть школами (пр.: германская школа, итальянская школа и т.д.). Систематизируем все наши знания в одну статью, чтобы было удобно ориентироваться и выбрать стиль Европейского фехтования по душе.

  • Английская школа фехтования.

Основное оружие: преимущественно лёгкий меч, щит-баклер, палаш.

Основные труды: Уильям Хоуп, Доменико Анжело "L"Ecole des Armes". (18 век.)

Основные моменты: Английская школа объединяла в себе приёмы, взятые из других школ (в частности франзуской), и дополняла их приёмами, присущими английскому лёгкому мечу и палашу. Английская школа использовала и уколы, и удары, предписывала различное оружие второй руки: от щита-баклера до пистолета, взятого за ствол. Стойка в английском фехтовании: расставленные чуть согнутые ноги, прямая спина, оружие в согнутой руке на уровне пояса, клинок направлен в лицо противника.

  • Французская школа фехтования.

Основное оружие: шпага.

Основные труды: Анри де Сен-Дидье трактат "Заключающий секреты первой книги о рапире, прародительнице всего оружия" (16 век); Франсуа Данси и Андре Деборд.

Основные моменты: базовые её принципы взяты из итальянской школы. Бой представлял собой набор быстрых уколов и передвижений. Излюбленным французами было "действие на оружие" — отводы, захваты, батманы. Одной из черт французской школы стало двуручная техника владения парными шпагами, которые носились в одних ножнах. Благодаря завоеваниям Наполеона I, французская школа фехтования распространилась почти по всей Европе. Необычной была стойка французского фехтовальщика: откинутое назад тело, рука со шпагой поднята вверх, и шпага смотрит вниз. Французская школа фехтования является предком современного спортивного фехтования (ввели кодификацию правил и терминов в системе обучения некоторых французских мастеров, изобрели рапиру с плоским наконечником и защитную проволочную маску).

  • Германская школа фехтования.

Основное оружие: длинный меч, древковое оружие, кинжал, мессер, щит, безоружный бой.

Основные труды: манускрипты учеников Йоханнеса Лихтенауэра. Теодоро Веролини, трактат "Хитрый Фехтовальщик". (14-17 вв.)

Основные моменты: Германская школа довольно сильно подражала испанской, а 17 в была вовсе вытеснена итальянской школой, т.к. носить меч стало неудобным вследствие моды на одежды того времени. Техника немецкой школы фехтования содержит способы применения длинного меча, древкового оружия, кинжала, мессера, щита, принципы верхового фехтования и приёмы безоружного боя. В немецкой стойке боец держал шпагу в чуть согнутой руке и направлял её сверху вниз, стоя на согнутых ногах. Техника была достаточно тяжёлой, подразумевались сильные рубящие удары, которые были переняты ещё из систем фехтования мечом.

Термин "немецкая школа фехтования" иногда может вводить в заблуждение, так как после XVII века на территории современной Германии по-прежнему преподавали фехтование в различных академиях. Такой же термин применяется и к старому стилю театрального немецкого фехтования.

  • Итальянская школа фехтования.

Основное оружие: преимущественно шпага, короткий и длинный меч, алебарда, копье, кинжал, щит, безоружный бой, плащ и др.

Основные труды: 15-19 вв. Фиоре де Либери "Цветок Битвы", Филиппо Вади "De Arte Gladiatoria Dimicandi", Франческо Альфиери "Искусство превосходного владения мечом", трактат Масаниелло Паризе и др.

Основные моменты: самая популярная в Европе школа фехтования, корни которой идут из Испанской школы. Характерными для итальянской школы были уколы шпагой (приоритет "убивать уколом острия, а не ударом лезвия") и чувство темпа защиты-атаки, когда защитное действие переходит в атакующее при быстром перемещении бойца. В испанской стойке рука с оружием была выпрямлена вперёд, но оба колена согнуты, и вес тела распределяется на обе ноги. Необычно, что рука бойца не сгибается даже при защитных движениях. Второе оружие в бою часто заменялось плащом, намотанным на пустую руку. Итальянцы несколько изменили отношение к кинжалу во второй руке бойца — начали использовать его для атак. В 16 в это направление наследовала Болонская школа фехтования.

  • Болонская школа фехтования (Школа Дарди).

Основное оружие: преимущественно шпага, щит, кинжал, плащ.

Основные труды: Филиппо Бартоломео Дарди.

Основные моменты: Болонская школа фехтования базируется на элементах фехтования одним мечом/шпагой, включает в себя методы рукопашной схватки. Уделено большое внимание техникам защиты, нежели ударам и уколам оружия. В качестве вспомогательного оружия иногда использовали щит, кинжал или плащ. Техника болонских мастеров также имела систему приёмов для бастарда и двуручного меча, которая утратила своё значение из-за популяризации шпаг. Кроме этого, существовали инструкции для применения секир и древкового оружия.

  • Венецианская школа фехтования.

Основное оружие: кинжал, короткий меч, длинный меч, алебарда, копье, щит, дага.

Основные труды: 12-19 вв. Сальватор Фабрис Трактат о фехтовании "Lo Schermo, overo Scienza d’Arme", Николетто Гиганти, Джакомо ди Грасси трактат по фехтованию "Ragione di adoprar sicuramente l’Arme, si da offesa come da difesa", Франческо Альфьери.

Основные моменты: истоки школы в Испании, веницианцы активно делились навыками с мастерами из Болоньи. В венецианском фехтовании впервые подробно были представлены свойства разных частей клинка, которые применялись в обороне и наступлении. Характерно, что левую руку вооружили дагой. Был решён вопрос дистанций между противниками.

  • Генуэзское фехтование.

Основное оружие: генуэзский нож, генуэзский абордажный меч и генуэзский корабельный палаш, генуэзская палка.

Основные труды: Андреа Бути "Генуэзский нож. История клинка запрещённого оружия "каруджи" ("Ilcoltellogenovese" di Andrea Buti).

Основные моменты: Генуя в настоящее время является частью Испании, а тогда это было отдельное государство и имело своё искусство ведения морского и сухопутного клинкового боя. Помимо характерных этой традиции видов оружия, предполагалось использование и других видов холодного оружия, захваченных у противника в бою. Отличительные особенности: логические модели, свойственные морскому происхождению и повседневной работе моряка на корабле (для одновременной тренировки бойцов).

  • Неаполитанское фехтование (близнец сицилийского фехтования).

Основное оружие: неаполитанский меч, неаполитанская шпага.

Основные труды: Франческо Антонио Маттей, Карло Торелли, Делла Моника Франческо, Алессандро ди Марко, Альберто Марчионни и др.

Основные моменты: Неаполитанское фехтование является стилем испанской системы, так как в основе лежит огромная часть испанской школы фехтования; имеет корни венецианского фехтования, так как эта школа впитала в себя часть технических элементов и принципов венецианской школы фехтования. Отличается от других школ фехтования более короткими движениями. Неаполитанское фехтование строит технику на принципах и способах действия животных, смешанных с танцем. Кроме этого, техника наполнена испанскими ударами, теоретической механикой и биомеханикой тела, экономией силы и пространства. За период ведения войн она впитала в себя и позаимствовала много технических элементов, особенностей, принципов из других школ фехтования, в том числе обманные движения, финты. Неаполитанское фехтование позволяет сделать мгновенный анализ свойств врага, предугадывать его действий для того, чтобы бить на опережение. Стратегическая концепция школы: не уклоняться, не парировать, не отступать.

  • Испанская школа фехтования (Дестреза)

Основное оружие: шпага, меч, канжал, дага, древковое оружие, щит, плащ и др.

Основные труды: Дон Иеронимо Санчес де Карранза, дон Луис Пачеко де Нарваэс, Жерар Тибо и др.

Основные моменты: Дестреза является универсальным методом фехтования для таких видов и комбинаций оружия, как шпага (или меч) и кинжал (дага), шпага и плащ, меч и щит, двуручный меч или древковое оружие (например, копье или алебарда). Основы движений во время боя построены на аспектах логики и геометрии, использованы принципы биомеханики. В систему вложены философский, интеллектуальный и нравственный идеалы. Благодаря дестрезе было оказано влияние на появление филиппинского боевого искусства "арнис". Со временем, под давлением итальянской и французской школ фехтования, дестреза начала терять свою популярность. Де Карранза считал, что в фехтовании, подобно музыке, всё должно быть гармонично, а именно: физическое состояние, психологический аспект и философские убеждения фехтовальщика. Ученикам дестрезы не нужно заучивать различные приёмы — вместо них используется несколько базовых движений, которые относятся к передвижению ног (применяется круг Тибо) и использованию оружия.

К слову сказать, в статье подобрал основные школы европейского фехтования. Так, совершенно недавно узнал о существовании Польской школы фехтования саблей. Ещё добавлю пару слов. Да, как видно, некоторые стили плавно перетекали в другие, и в итоге, в современное спортивное фехтование. Некоторые европейские школы сейчас не существуют или существуют в виде театрального фехтования и реконструкций, основной идей которых является зрелищная составляющая, и они популярны как хобби. Помимо тенденций последних веков, приятно отметить, что, например, Испанская школа фехтования и несколько других хоть и не являлись популярными, но сохранили свои традиции до сегодняшнего дня в актуальном для боя состоянии.

СОВРЕМЕННОЕ ФЕХТОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ

В середине текущего столетия, т. е. к моменту выхода совет­ских фехтовальщиков на международную арену, на XV Олим­пийских играх в международном фехтовании сохранялось устой­чивое, почти традиционное соотношение сил. На колющем ору­жии - рапирах и шпагах как в командных соревнованиях, так и в личных, безраздельно господствовали с переменным успехом французские и итальянские фехтовальщики. При этом итальян­ские фехтовальщики чаще имели преимущество в фехтовании на шпагах, а французские на рапирах.

В фехтовании на саблях в борьбе с итальянскими фехтовальщиками первенствовали венгерские мастера сабли. В командных финалах фехтования на шпагах нередко появлялись шведы (шпажисты из спортсменов современного пятиборья), оттесняя фран­цузских шпажистов. В финалах рапирных команд бывали египтяне, бельгийцы, немцы. В командную борьбу за призовые места в фехтовании на саблях часто включались французы, реже поляки и немцы. В женском фехтовании шла довольно ровная борьба между фехтовальщицами Венгрии, Италии, Франции, Германии, Голландии и Австрии.

Однако эта борьба в командных соревнованиях обычно закан­чивалась победой венгерских фехтовальщиц, а личные соревнования женщин проходили с переменным успехом фехтовальщиц перечисленных стран.

Наибольшее развитие фехтование получило в европейских странах. Фехтовальщики этих стран, кроме участия в ежегодных первенствах мира и олимпийских играх, выступают в много­численных традиционных международных командных встречах и личных турнирах.

Большой популярностью фехтование пользуется в Венгрии, Италии, Франции, Польше, Германии и Бельгии. Став между­народным, регламентированным правилами спортом в XIX сто­летии, современное фехтование находится еще под сильным влия­нием исторически сложившихся в XVII в. итальянской школы и в XVIII в. французской, являющихся классикой фехтовального спорта. Несколько позже, уже в начале XX столетия, получила всеобщее признание и венгерская школа сабельного фехтова­ния.

Понятие школы фехтования охватывает сумму определенных положений и требований в вопросах теории, техники и тактики фехтования, методики обучения и тренировки, а также конструк­ции оружия, сложившихся в процессе длительного и успешного культивирования данного вида спорта в законченную систе­му, строго отвечающую условиям своего времени, места и среды.

Однако широкое развитие фехтовального спорта, частые ме­ждународные состязания постепенно разрушают чистоту школ и школьный патриотизм фехтовальщиков, приводят к тому, что фехтовальщики воспринимают технико-тактические положения разных фехтовальных школ и выбирают конструкцию фехтоваль­ного оружия, которая больше соответствует их вкусу, темпера­менту и физическим качествам. Технико-тактические различия отдельных фехтовальных школ становятся все менее явными, все более неуловимыми.

Свободный выбор фехтовальщиками фехтовальной школы или отдельных элементов ее способствует развитию техники и такти­ки фехтования, методики обучения и тренировки в силу отсут­ствия при этом слепого преклонения перед непререкаемым авто­ритетом той или иной школы.

Существенным признаком начавшегося стирания искусствен­но еще кое-где сохраняемых границ фехтовальных школ является тот факт, что часть фехтовальщиков одной и той же страны при­держивается разных школ для различных видов фехтования (рапира, сабля, шпага). Так, венгерская школа фехтования на саблях признана во всех странах, в том числе и в тех, которые имеют свои школы фехтования на других видах оружия. Фран­цузские саблисты, например, в подавляющем большинстве при­держиваются венгерской школы сабельного фехтования. В то же время рапирное и шпажное фехтование в Венгрии находится под влиянием итальянской и французской школ.

Несмотря на идущий процесс смешения фехтовальных школ, на сегодня все же имеются некоторые различия между ними.

Французская школа фехтования на рапирах является во всех странах, культивирующих фехтовальный спорт, наиболее тонкой в техническом и в связи с этим наиболее сложной в тактическом отношениях. Французские фехтовальщики всегда были большими мастерами колющего оружия, уступая фехтовальщикам других стран в искусстве владения рубящим (сабля).

Техника, а вслед за ней и тактика фехтования в большой мере зависят от национальных школ фехтования и в немалой сте­пени от конструктивных особенностей спортивного оружия, в частности от конструкции рукоятки. Здесь, однако, следует отме­тить, что введение с 1955 г. в практику официальных соревнова­ний электрорапиры, оружия с утяжеленным и несколько хлестким клинком, ослабило различия во владении рапирой, связанные с устройством ее рукоятки.

Простая конструкция французской рапирной рукоятки и не­применение, в отличие от итальянцев, привязи рукоятки к кисти и лучезапястному суставу обусловливают менее плотное держа­ние рапиры и обеспечивают большую свободу и тонкость управ­ления движением рапиры при помощи пальцев. Такое держание рапиры развивает тонкие кинестетические и тактильные ощуще­ния, возникающие при соприкосновении с оружием противника, ощущения, которые носят название «чувства железа».

Боевая стойка «французов» (подразумевая под этим всех приверженцев французской школы) отличается от итальянской нешироко расставленными ногами, почти вертикально и не впол­не профильно поставленным корпусом, меньшей глубиной посад­ки, меньшей шириной стойки, меньшей профильностью корпуса, меньшим наклоном тела вперед. В связи с этим «французы» обладают большей легкостью и непринужденностью в маневри­ровании. Благодаря свободному и не глухому держанию рапиры «французы» легче «итальянцев» справляются с техническими за­труднениями ближнего боя. Кроме того, боевые позиции «фран­цузов» менее устремлены вперед, а в защитных движениях они не избегают движения оружия на себя.

Тактическая характеристика современной французской шко­лы фехтования на рапирах сводится к следующему:

1) легкая и тонкая игра клинком, обманные движения и мягкое маневри­рование;

2) мягкое вхождение в атаку в ожидании контрдей­ствий («атака с открытыми глазами»);

3) стремление к слож­ным завязкам посредством ложных атак;

4) нечастые силовые воздействия на оружие противника;

5) большое разнообразие приемов защиты и нападения;

6) широкое использование «чув­ства оружия» для ориентации в схватках боя.

Итальянская школа фехтования на рапирах также имеет до­статочное количество последователей в различных странах. Сло­жившись на почве дуэльного фехтования, эта школа носит на себе печать своего исторического прошлого (рис. 22). Существо­вавшие прежде приемы обезоруживания противника привели к особой конструкции рукоятки и способов ее держания.



Итальянская рапира имеет на рукоятке особую перекладину, обеспечивающую. плотное и мощное держание рапиры, которое усугубляется еще прочной привязью рукоятки к руке. Привязью достигается полная слитность рукоятки с кистью. Конструкция рукоятки, способ ее держания и привязывания помогают приме­нять силовые воздействия на оружие противника. Этим объясня­ется частое употребление «итальянцами» захватов, завязываний, ударов (батманов) по оружию противника. Такое держание ору­жия не дает в полной мере использовать работу пальцев при владении рапирой и до известной степени препятствует развитию тонкого «чувства железа». Боевая стойка, принятая итальянской рапирной школой, отличается некоторой статичностью (застылостью). Она немного шире стойки «французов» и создает впечатление более плотного стояния. Туловище наклонено вперед. Рука угрожающе устремлена вперед.

Однако резкого отличия между боевыми стойками этих двух рапирных школ в настоящее время нет. Прикосновения к оружию противника в защитных и активных действиях на оружие у «итальянцев» более резкие и ударные.

Защиты характеризуются стремлением «ловить» оружие про­тивника далеко от себя малыми смещениями гарды и в силу этого отчетливо выраженными выходами острия за контуры пора­жаемого пространства. Типично почти исключительное пользо­вание для защиты нижних секторов второй защитой.

Тактическая характеристика итальянской школы фехтования на рапирах сводится к следующему:

1) стремление к заранее за­думанным скоростным с самого начала атакам;

2) менее активная и менее разнообразная игра клинком;

3) склонность к примене­нию силовых приемов: действительных батманов и захватов;

4) отсутствие стремления к сложным комбинационным завязкам;

5) избегание ближнего боя, в котором возникают технические затруднения.

Венгерская школа фехтования на саблях, завоевавшая к на­стоящему времени всеобщее признание, самая молодая из всех фехтовальных школ. Эта школа - передовое, прогрессивное яв­ление в фехтовальном спорте. Авторитет ее велик, и на сегодня она признана лучшей сабельной школой в мире. Венгерские са­блисты - бессменные победители первенств мира, олимпийских игр и других международных состязаний по фехтованию. Среди саблистов Италии и Франции идет процесс перехода на.венгер­скую школу. Однако переход встречает затруднения в силу твер­до укоренившихся старых технико-тактических положений. Воз­никнув на базе итальянской сабельной школы, венгерская школа впитала в себя все самое рациональное из этой школы, отбросив ее догматические наслоения, пойдя по линии естественности и свободы движений, по линии раскрепощения и динамичности.

Особенности сабельной венгерской школы:

1) глубокое овладе­ние темпом, ритмом, характером движений и интенсивностью мышечных напряжений;

2) полная естественность и непринуж­денность боевой стойки, выражающаяся в ограниченном сгибе ног и узкой их расстановке, в далеко не профильном Положении корпуса по отношению к противнику, частом свободном опуска­нии вооруженной руки вниз и почти полном выпрямлении ног в неострые моменты боя;

3) преимущественное применение, атак, начинающихся вкрадчивым сближением с непреднамеренным за­вершением;

4) легкое и вариативное, т. е. с нередким перехва­тыванием, держание оружия;

5) обобщение и сокращение числа защит в целях достижения наибольшей быстроты их выполнения (почти исключительное применение только третьей, четвертой и пятой защит);

6) широкое применение атак броском (флеш-атак);

7) ярко выраженный наступательный стиль боя;

8) такти­ческая игра, основанная на обыгрывании в чувстве дистанции, чередовании ударов в темп и ответных ударов.

Исключительно большое влияние оказало венгерское сабель­ное фехтование на польских саблистов. Это влияние усилилось благодаря работе венгерского тренера Кэвеи в Польской Народ­ной Республике. Тем не менее польские фехтовальщики внесли в спортивную практику и теорию столько своего национального, что их фехтование приобрело особый облик, отличительными чер­тами которого является дальнейшее развитие естественности бо­евых положений и движений, крайняя подвижность и тактиче­ская активность, основанная на быстроте передвижений.

В фехтовании на шпагах наиболее совершенной является итальянская школа. Имея общую направленность и черты, сход­ные со своим рапирным фехтованием, она оказывается наиболее отвечающей правилам и характеру боя на шпагах. Держа ору­жие и руку смело устремленными вперед и постоянно угрожая уколом, «итальянцы» не слишком увлекаются «охотой за рукой», т. е. попытками нанести укол непременно в руку противника. Итальянские шпажисты, являющиеся на сегодня сильнейшими в мире, отличаются от большинства своих противников богатым арсеналом боевых приемов и действий, присущих рапирному фехтованию. Они широко применяют атаки на отдаленные части тела противника, ответные уколы в туловище и атаки второго намерения. Все это вместе взятое придает бою итальянских шпа­жистов динамический, насыщенный острыми моментами характер.

Шведы, начавшие культивировать шпажное фехтование позже Франции и Италии, не обладающие традициями и большим опы­том прошлого, внесли в шпажное фехтование своеобразие, не овладев, однако, общей фехтовальной культурой. Шведские шпа­жисты достигли большого командного успеха на XV Олимпий­ских играх, уступив лишь итальянцам. В дальнейшем их успехи резко снизились.

За последние годы резко повысилось мастерство венгерских шпажистов и особенно рапиристов, завоевавших на первенстве мира 1957 г. первое место. Рост мастерства в большой степени объясняется передовым характером всего венгерского фехтова­ния, свободного от консервативно-патриотических тенденций классических школ. Критически принимая все ценное, что имеет­ся в иностранных школах фехтования, венгерские спортсмены вносят в фехтование на колющем оружии прогрессивные идеи своего отечественного фехтования на саблях.

Таковы в общих чертах особенности существующих в настоя­щее время фехтовальных школ.

Фехтмейстеры театральных учебных заведений должны пред­ставлять себе принципиальное различие между двумя старинными школами фехтования Западной Европы.

Итальянская школа, получившая большое развитие в первой по­ловине XVI столетия, выявившая плеяду знаменитых мастеров, пре­подавателей, сохранила в своей технике действия мечом, модернизи­руя их в какой-то степени. Эта школа создала приемы, основанные на применении физической силы. Итальянцы приняли испанскую рукоять, еще больше ее усовершенствовали, как и манеру движения, используя для опоры поперечный стержень шпаги.

Эта манера совершенно исключала возможность манипулиро­вать пальцами. Рукоять оказалась накрепко зажатой кистью руки, приемы выполнялись только в локтевом и кистевом суставах. Ита­льянцы фехтовали не очень быстро, уступая в скорости и тонкости выполнения приемов французской фехтовальной школе.

В середине XVII столетия во Франции также появились учителя оригинального фехтования. Они использовали для колющей шпаги облегченную немецкую рукоять, держа шпагу таким образом, чтобы движения пальцев, особенно третьего, безымянного и мизинца были свободными. Французская школа фехтования использовала так на­зываемые «дуатэ», своеобразные движения пальцами, позволявшие действовать шпагой очень быстро и неожиданно для противника.

В этой школе использовали движения лучезапястного сустава и почти не пользовались локтевым - он выполнял только одну задачу: продвижение вооруженной руки вперед и назад. Французская школа стремилась к большой скорости, не заботясь о силе, поскольку одеж­да легко прокалывалась шпагой.

К концу XVII столетия между итальянской и французской шко­лами началась конкуренция. Только в середине XVIII столетия в За­падной Европе в равной мере распространяется фехтование обеих школ. Симпатии фехтовальщиков равномерно разделились. Люди, наделенные силой, но относительно медлительные, предпочитали итальянскую манеру, а более подвижные фехтовали по-французски. Встретившись в поединке, противники могли испытать достоинства своей фехтовальной манеры на практике.

В России были учителя обеих школ, а в конце XIX столетия появ­ляется смешанная школа, так называемый «Микст». Сущность этой школы в том, что занимающийся, овладев скоростью и точностью движений, присущих французской школе, брал в руки итальянскую рапиру и с помощью этого оружия, когда это было необходимо, вы­полнял силовые приемы итальянцев.

Таким образом, он использовал основные достоинства каждого из фехтовальных направлений. Это давало преимущество, так как, фехтуя с применением силовых приемов, боец с успехом действовал и пальцами, и кистью, выполняя скоростные приемы французской школы.


Часть II
ШКОЛА СЦЕНИЧЕСКОГО БОЯ

Под заглавием «Школа сценического боя» подразумевается фехтовальная манера, типичная для европейского общества конца XVII столетия, когда хорошо фехтующие люди предпочитали бой с помощью одной колюще-рубящей шпаги. Они использовали такие приемы нападения и защиты, которые почти полностью позволили отказаться от помощи левой руки.

К концу XVII века техника владения одной шпагой стала разно­сторонней. Она включила неизвестные ранее, изобретенные в это время такие сложные приемы, как повторные и вздвоенные атаки, вздвоенные уколы, разнообразные действия с оружием (батманы, скользящие толчки, завязывания). Кроме того, получили большое распространение приемы обезоруживания с помощью одной шпаги.

Студенты, освоившие эту сложную технику, оказываются столь обученными фехтовальному искусству, что последующее освоение всех видов исторического фехтования более ранних периодов стано­вятся им легкодоступным.

Приемы боя XVII столетия явились классической основой и для более позднего развития фехтовального искусства.

Изучение приемов «Школы сценического боя» начинается с изу­чения раздела «Обучение без оружия».

Глава V
ОБУЧЕНИЕ БЕЗ ОРУЖИЯ

Упражнение № 1. Подготовительные положения и действия

Построение: в шеренгу, расстояние 0,5 м один от другого. Исход­ное положение: стойка «смирно!».

Техника исполнения. Переход в подготовительное положение. По команде «Становись!» ученики выполняют первую часть строевого

поворота налево. Тело развернуто только наполовину, голова сохра­няет первоначальное направление. По команде «Делай два!» вытя­нуть правую ногу невысоко вперед, а затем приставить ее к левой так, чтобы пятка оказалась около середины левой стопы и обязатель­но под прямым углом к ней. Корпус остается повернутым наполови­ну влево, голова в прежнем положении, то есть лицо фехтующего направлено в сторону носка правой ноги.

Методические указания. Надо добиваться четкого исполнения приставления ноги, прямого угла между стопами и верного положе­ния корпуса и головы.

Упражнение № 2. Переход в положение боевой стойки

Боевая стойка - основное положение тела в фехтовании на лю­бом виде холодного оружия. В зависимости от конструкции оружия стойка несколько видоизменялась, но сохраняла основные черты. Это положение должно быть удобно для ведения боя.

Первый этап

Исходное положение: подготовительное.

Техника исполнения. Отмерить правой стопой два следа вперед и поставить на место носка пятку этой ноги. Расстояние между нога­ми равное двум стопам: это правильное расстояние для партнеров среднего роста, более высокие люди поставят ноги еще на полстопы шире, а небольшого роста - на полстопы меньше.

Каждый студент должен самостоятельно отмерить нужное рас­стояние. Правая стопа должна стоять под прямым углом к левой, обе пятки на одной линии. Голова повернута в направлении носка пра­вой ноги. Руки пока следует поставить на пояс; затем, согнув левое колено так, чтобы оно оказалось над своим носком, согнуть правое колено над серединой стопы - тяжесть тела распределяется посере­дине. Корпус держать вертикально.

Методические указания. По команде «К бою!» шагнуть правой ногой вперед на длину двух стоп. Следует несколько раз повторить этот переход в положение боевой стойки. Надо добиваться правиль­ного положения и четкости исполнения.

Второй этап

Исходное положение: ноги в боевой стойке.

Техника исполнения. Поднять левую руку так, чтобы она оказа­лась слегка согнутой, плечо чуть выше плечевого сустава, угол меж­ду плечом и предплечьем - тупой, а кисть свободно опущена вперед вниз.

Методические указания. В дальнейшем по команде «К бою!» сле­дует вставать в боевую стойку с поднятой вверх левой рукой. Следу­ет повторить это положение несколько раз. Рука поднимается вверх, главным образом, для быстрейшего возвращения из выпада в поло­жение боевой стойки после нанесения удара или укола. (Левая рука поднялась вверх только тогда, когда начали фехтовать на одном виде оружия.)

Третий этап

Исходное положение: ноги и левая рука в боевой стойке.

Техника исполнения. Правая рука прямая, вытянута вперед, кисть - на уровне плеча ладонью вверх, затем, слегка согнув ло­коть, зафиксировать руку так, чтобы ладонь оказалась на высоте гру­ди, а локоть в 15-20 см от корпуса.

Методические указания. Стоять, с несколько согнутой правой рукой, левая рука поднята вверх. Это положение соответствует классической стойке XVIII столетия и типично для боя на шпагах. Несколько раз повторить переход из положения «смирно!» в подго­товительное, затем в боевую стойку, соблюдая все детали техники стойки. Правильное положение боевой стойки - основа для верного изучения фехтовальной техники.

Упражнение № 3. Передвижения в боевой стойке

Шаг вперед

Исходное положение: боевая стойка.

Техника исполнения. По команде «Шаг вперед - делай раз!» ра­зогнуть правое колено так, чтобы пятка этой ноги встала на то мес­то, где был носок. Корпус при этом вперед не подается. По команде: «Делай два!» переставить левую ногу вперед на одну стопу. Тело пе­редвигается вместе с движением левой ноги, в результате боец ока­зывается в положении боевой стойки.

Методические указания. Выполнять это передвижение до тех пор, пока не будет верно освоена техника движений ногами. Затем

требовать по команде «Шаг вперед!» слитного, мягкого, быстрого исполнения. Следить, чтобы размер шага был не слишком большим, но и не маленьким. Шаг вперед - это действие наступления.

Шаг назад

Исходное положение: боевая стойка.

Техника исполнения. По команде «Шаг назад - делай раз!» ра­зогнуть левое колено, передвинуть левую ногу на одну стопу назад, корпус направлен вперед. Затем, по команде «Делай два!», подстав­ляя правую ногу к левой, передвинуть тело назад. Фехтующий ока­жется в положении боевой стойки.

Методические указания. Выполнять передвижение надо до освое­ния правильной техники. Затем надо перейти на слитное выполне­ние, так же как в предыдущем упражнении.

Двойной шаг вперед

Исходное положение: боевая стойка.

Техника исполнения. По команде «Двойной шаг вперед - делай раз!» поставить левую ногу перед носком правой так, чтобы левая стопа сохраняла положение прямого угла по отношению к правой. Колени обеих ног согнуты. Тело при этом передвинется несколько вперед. По команде «Делай два!» переставить вперед правую ногу в положение боевой стойки. Корпус передвинется вперед еще на не­которое расстояние.

Методические указания. Этот вид передвижения применяется всегда с некоторой осторожностью. Нельзя бежать по направлению к выставленному вперед оружию противника. Это передвижение выполняется, когда надо преодолеть довольно большое расстояние. Иногда приходится делать два двойных шага и даже больше.

Двойной шаг назад

Исходное положение: боевая стойка.

Техника исполнения. По команде «Двойной шаг назад - делай раз!» надо поставить правую ногу за левую так, чтобы стопа ока­залась за стопой левой ноги. Стопы развернуты в положении под прямым углом. По команде «Делай два!» перенести левую ногу на­зад и поставить в положение боевой стойки. Тело передвинется еще больше назад. Это передвижение применяется, когда надо отойти от противника на довольно большое расстояние.

Методические указания. Оба передвижения двойными шагами выполняются несколько раз, а затем следует требовать слитного, ос­торожного и мягкого передвижения по команде «Двойной шаг впе­ред!» (или назад).

Скачок назад

Исходное положение: боевая стойка.

Техника исполнения. По команде «Скачок назад!» следует, отсту­пая правой ногой за левую (так же как в двойном шаге назад), от­толкнуться левой от пола (прыгнуть надо чуть вверх и назад). При­земляться следует сначала на правую ногу, затем подставить левую в положение боевой стойки.

Методические указания. Чем шире будет прыжок, тем лучше. Не­обходимо в момент отталкивания резко отодвинуть назад верхнюю часть корпуса и голову. Это облегчит прыжок. Приземление одно­временно на обе ноги - ошибка. Этот вид передвижения применяет­ся в случае необходимости мгновенного отступления в схватке. Как правило, большое отступление прекращает схватку.

Упражнение № 4. «Выпад!»

Это основное действие фехтовальщика в атаке.

Исходное положение: боевая стойка.

Техника исполнения. По команде «Покажи укол в грудь!» вытя­нуть правую руку вперед по направлению к груди противника. По команде «Коли!», вытянув правую ногу и быстро оттолкнувшись ле­вой ногой, перенести тело вперед примерно еще на две стопы. После того как пятка правой ноги коснется пола, правое колено сгибается так, чтобы угол между бедром и голенью был бы прямым.

В момент выполнения выпада левая рука разгибается в локтевом суставе и опускается вниз, ее ладонь развернута влево, пальцы вы­прямлены. Стопа левой ноги плотно прижата к полу. Корпус не на­клоняется вперед. Руки, голова, туловище и ноги находятся в одной плоскости, угол между стопами по-прежнему прямой.

Методические указания. Для правильного исполнения выпада отталкивание правой стопы от пола должно предшествовать по вре­мени движению тела вперед. Это обеспечивается резким разгибани­ем левой ноги. Движение левой руки должно точно совпадать с раз-

гибанием левого колена. Передвижение корпуса вперед и сгибание правой ноги в колене происходит после того, как пятка коснулась пола. Движение выполняется только вперед, а не вперед-вверх.

Выпад - действие атакующее. Техникой движения следует зани­маться много, настойчиво, добиваясь верного исполнения.

Детали этого приема в следующем: когда правая стопа, выпрям­ляясь, отделяется от пола, одновременно отталкиваясь левой ногой, должен быть момент, когда обе ноги будут выпрямлены. Двигаться нужно только вперед, без подъема вверх. Корпус фехтующего чуть-чуть наклонен вперед, но так, чтобы голова была вертикальна.

Упражнение № 5. Возвращение в боевую стойку после выпада

Исходное положение: выпад.

Техника исполнения. По команде «Закройсь!» (или «К бою!»), от­талкиваясь правой стопой от пола, вернуться в положение боевой стойки, одновременно поднимая левую руку вверх (левая нога опор­ная). Это позволит передвинуть правую ногу на две стопы назад и встать в положение «К бою!».

Методические указания. Все движения возвращения из выпада в стойку выполняются одновременно. Корпус должен передвигать­ся строго горизонтально, а быстрое и сильное движение левой руки вверх очень помогает возвращению в стойку.

Упражнение № 6. «Вперед - закройсь!»

Есть частный случай, когда приходится переходить в стойку, под­ставляя левую ногу вперед.

Техника исполнения. Надо незначительно перенести вес тела на правую ногу, левая нога, сгибаясь в колене, подставляется вперед в положение боевой стойки. Одновременно поднимается левая рука (см. рис. 61). Немного выпрямляя правое колено и уменьшая наклон туловища, фехтующий принимает положение боевой стойки.

Примечание. Важно отрабатывать технику и скорость всех приемов до того, как студентам будет дано оружие. Оружие всегда отвлекает внимание, а если техника передвижений и выпада будет освоена плохо, она исказится в парных упражнениях, и освоение последующих приемов школы сценического боя бу­дет затруднено. Надо потратить два полных урока на освоение этой техники.

Глава VI
ОБУЧЕНИЕ С ОРУЖИЕМ

Перед тем как начать изучение раздела «Обучение с оружием», преподаватель должен объяснить студентам некоторые положения.

Оружие

Холодное оружие состоит из двух частей: клинка и эфеса. Кли­нок изготавливается из гибкой стали, длиной не более 90 см. Он имеет следующие части: острие или пуговку в тренировочном ору­жии, предназначенную для нанесения уколов, два лезвия, то есть обе грани клинка - боковые его стороны заточены в боевом оружии на­подобие ножа: они служат для порезов и ударов.

Обух является противоположной стороной лезвия. Если клинок трехгранный, предназначенный только для уколов, то между граня­ми имеются канавки, называемые «долами». Часть клинка, примы­кающая к эфесу, называется «пяткой».

Пятка, плотно входя в ножны, не позволяет клинку выпасть из ножен при быстрых передвижениях владельца оружия. Клинок име­ет легко гнущуюся часть, которая называется «слабой частью клин­ка», вторая, примыкающая к эфесу, называется «сильной», так как в этой части клинок не сгибается.

Эфес (рукоять) имеет гарду - защитное приспособление, дере­вянную ручку и гайку-противовес. Деревянная ручка служит для того, чтобы держать оружие, гайка свинчивает все его части. Она уравновешивает тяжесть клинка, что особенно важно для меткого нанесения укола.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама