THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Проблема «Ума» в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Над своей комедией «Горе от ума» Грибоедов работал в конце 10-х, начале 20-х годов девятнадцатого столетия. Это были знаменательные годы в истории России. Только что кончилась победой Отечественная война 1812 года. Эта победа утвердила волю русского народа к свободе и независимости, его горячую любовь к Родине. Люди ненавидели самодержавие и крепостничество, которые мешали экономическому и культурному развитию страны.
После Отечественной войны в России появилось множество тайных политических обществ, членами которых являлись революционно настроенные дворяне, готовые к борьбе с деспотизмом и тиранией. В Москве и Петербурге зарождались будущие декабристские общества.
Молодые революционеры боролись за права своей новой эпохи, отстаивали новые убеждения и выступали против того общества, которое все еще было верно старым устоям и жило по порядкам старого времени.
Вот такую историческую ситуацию и отразил Грибоедов в своей острой и меткой комедии «Горе от ума».
В конфликте Чацкого с лагерем Фамусовых он показал борьбу двух противоположных общественных сил: дворян-революционеров и дворян-крепостников.
В этом конфликте и раскрыл Грибоедов тему «ума».Наблюдая за развитием борьбы, мы узнаем в образе Чацкого декабриста. Он представляет собой молодой, пылкий ум, пришедший со своей искренностью и честностью на смену «отъявленным негодяям», мошенникам и подхалимам, «зловещим старухам» и старикам, действовавшим в фамусовском мире.
Для них и не существует как такового понятия ума со значением, которое вкладывает в него Чацкий, лишь бы не накопилось всяких «хлопот», и цели, и желания заключаются только в том, чтоб «награждены! брать и весело пожить».
Проблема «ума» грибоедовской комедии состоит в том, что является ценностью для Чацкого, что доя Фамусова, Молчалина и Скалозуба.
В пылких обличительных речах Чацкого явно звучит вызов грязному миру «низкопоклонников» и «дельцов». Он видит будущее России в просвещении и понимает, что с презрением к наукам, к русскому народу, которое царит в фамусовском мире, страна не получит никакого развития.
Общественный конфликт комедии представлен столкновением умов: ума Чацкого, жаждущего перемен и улучшений и ума фамусовского и молчалинского мира, верного устоям времени.
Крепостническое общество отталкивает Чацкого в большей мере из-за его ума. Передовые мысли не признаются в этом мире. Для них Чацкий, который «вольность хочет проповедать» и «властей не признает» — «опасный человек», «безумный по всему» и
одержимый, Софья — раньше любившая Чацкого за ум, теперь говорит ему: «…Да эдакий ли ум семейство осчастливит?».
Фамусов, признавая ум Чацкого, однако, считает, что тот достоин сожаленья:
И славно пишет, переводит,
Нельзя непожалеть, что с эдаким умом…
Чацкий же больше не в состоянии переносить все это, он вынужден покинуть Москву: «Вон из Москвы! сюда я больше не ездок».
Итак, мы видим, что ум главного героя, его передовые стремления ставят его вне круга Фамусовых, молчалиных и скалозубов. Именно на этом основано в комедии внутреннее развитие общественного конфликта: лучшие черты, лучшие качества Чацкого делают его в представлении фамусовского мира сначала «чудаком», «опасным человеком» и в конце концов просто безумным. «Ну и что? не видишь ты, что он с ума сошел?» —
уверенно восклицает под занавес Фамусов.

Не будучи официально изданной, комедия "Горе от ума" становится одним из самых популярных произведений в России, и прежде всего в кругу декабристов Это было совсем не случайно: проблематика комедии вполне отвечала идейно-нравственным устремлениям декабристов. Членом тайного общества декабристов Грибоедов не стал, хотя весьма сочувственно относился ко многим декабристским идеям и также был оппозиционно настроен по отношению к правительству. Не случайно декабристы высоко оценили обличительный пафос комедии и восприняли ее как поэтическую декларацию идей декабризма. Однако особым качеством комедии Грибоедова оказалось то, что глубина ее содержания становилась все ощутимее с ходом времени. С одной сторону, комедия осветилась трагическим отблеском декабристского восстания и обнажила принципиальную глубину конкретно-исторического конфликта. В столкновении пылкого правдолюбца Чацкого с фамусовским миром стала очевидной пропасть, отделившая демократически настроенную интеллигенцию от основной массы крепостнического барства. Комедия Грибоедова стала ярким художественным документом эпохи декабризма. Таким образом, сюжетную основу "Горя от ума" составляет конфликт, выражающий основное содержание своего времени – столкновение "века нынешнего" и "века минувшего".

главная идея комедии “Горе от ума” - революционная : обличение мракобесия, отмена крепостного права, честь по уму, свобода личности. Сам Грибоедов реализовался в этой великой идее, поэтому и великий русский поэт снял перед мертвым Грибоедовым шляпу. В этот момент Пушкин преклонялся перед будущей свободой нашего Отечества!

Как истинно великий национальный и народный писатель, Грибоедов ставил и разрешал в своем творчестве основные, важнейшие вопросы, связанные с жизнью и судьбами русского народа. Комедия Грибоедова «Горе от ума» сыграла выдающуюся роль в деле общественно-политического и нравственного воспитания нескольких поколений русских людей. Она вооружала их на борьбу с насилием и произволом, подлостью и невежеством во имя свободы и разума, во имя торжества передовых идей и подлинной культуры.

Блестящий ум автор произведения, воплощенный в Александре Андреевиче Чацком, главном герое комедий, беспощаден к тупым и зажиревшим обывателям московского «света», погрязшим в ленивой праздности и ностальгии Но в глухо затворенные двери особняков, где «предрассудки стары», несущий передовые идеи свободолюбия, просвещения, гуманизма. Его представителем и является Чацкий, впервые в нашей литературе бросивший вызов обществу крепостников и консерваторов.

Действие грибоедовской пьесы развивается стремительно. Избрав для сюжета.классический «любовный треугольник» и сохранив традиционную форму комедии (действие происходит в одном месте - особняке Фамусова в течение одного дня. причем круг действующих лиц постоянен). Грибоедов сразу дает нам понять: личная интрига уступает место конфликту иного рода - социальному. Тем не менее «тайна» Софьи открывается Чацкому лишь в финале, вплоть до которого он все еще на что-то надеется. Как знать, не будь этой надежды, вступил бы он в столкновение с Фамусовым. Скалозубом и им подобными,. высказал бы то, что он о них думает?.. Но он сделал это. Его монологи, правда, пока еще предупреждения, это еще только слова, но зато какие слова!

Конфликт развивается тем интереснее, что чисто внешний на первый взгляд пустяк (реплика раздраженной Софьи - типичная реакция избалованного существа) сразу подхватывается окружающими и раздувается до социальных размеров. Сумасшествие Чацкого удобно, выгодно обществу, ибо дает его представителям какой-то шанс на свое оправдание. «Мечтатели опасные» вроде Чацкого слишком уж бесцеремонно срывают маски лицемерного благополучия. И вот Фамусов уже не. почтенный чиновник и любящий отец, не радушный и хлебосольный хозяин, а безжалостный крепостник, враг просвещения. Обладатель блестящего полковничьего мундира Скалозуб - тупой солдафон, «острослов» Репетилов - пустой болтун, а всем и всегда нужный Загорецкий - наглый мошенник. А вокруг них - толпы призраков наподобие графини-бабушки и князей Тугоуховских…

Грибоедов идеализирует своего героя, чьи искренние монологи несколько длинноваты, а их остроумие скорее пугает, чем убеждает слушателей, собравшихся у Фамусова. Но ведь слова Чацкого прозвучали в нашей литературе фактически впервые! И не просто смело, горячо, а умно, глубоко

Во все времена были, есть и. вероятно, будут свои Грибоедовы, Чацкие. Вазир-Мухтары, которые, прежде всего благодаря своему блестящему и дальновидному уму, становятся пророками в своем отечестве. Как правило, это нарушает сложившийся общественный порядок, «естественный» ход вещей, и общество вступает с личностью в конфликт.

В комедии «Горе от ума» писатель отражает столкновения двух лагерей: лагеря молодой России, представленного Чацким и лагеря жестоких крепостников , представленного Фамусовым, Скалозубом, Хлестовой, Молчалиным и другими. Этот конфликт - не художественная выдумка автор произведенияа, он показывает в пьесе поколение будущих декабристов, которые проникнуты любовью к родине и к народу, они революционеры, которые борются с нравственным насилием над личностями. В произведении против этого выступает Чацкий. Он сын покойного друга Фамусова, вырос в его доме, воспитывался и учился вместе с Софьей. Чацкий человек образованный, занимающийся литературной работой: «Он славно пишет, переводит», служил на военной службе, имел связи с министрами, три года был за границей, это обогатило его новыми взглядами, расширило кругозор, но не сделало его поклонником всего иностранного. Борьба между Чацким и фамусовским обществом приобретает все более ожесточенный характер, она оборачивается личной драмой Чацкого, крушением его надежд на личное счастье. Если Фамусов - защитник старого века, времени крепостничества, то Чацкий с негодованием говорит о крепостниках, о крепостном праве. В монологе «А судьи кто?» он гневно высказывается против милых сердцу Фамусова порядков екатеринского века, Идеал Чацкого не Максим Петрович, надменный вельможа и «охотник поподличать», а независимая, свободная личность . Для Фамусова же идеалом является Скалозуб, рассматривающий службу, как источник личных выгод. Чацкий же разрывает связи с министрами, уходит со службы, потому что он хочет служить Родине, а не прислуживать начальству. «Служить бы рад, прислуживаться тошно!» - говорит он. Чацкий - за развитие русской культуры. Он сам «искал ума» во время пребывания на Западе, но он против пустого, бессмысленного, слепого подражания иностранцам. Чацкий отстаивает свободу слов, мыслей, он считает, что каждый человек вправе высказывать свое мнение. В комедии Чацкий вынужден бороться сам. Но среди внесценических образов упоминаются единомышленники, разделяющие его взгляды. Заканчивается комедия не поражением Чацкого, хотя он и объявлен сумасшедшим, у читающих не создается впечатление того, что он побежден. Он покидает Москву, чтобы примкнуть к членам тайного общества, чтобы продолжить борьбу за освобождение народа от крепостного права.

Проблема ума в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" является ключевой. Само название свидетельствует об этом. Говоря о комедии, её тематике и образной системе, Во все времена была актуальна проблема ума и безумия. Объявлялись сумасшедшими и зачастую оставались непонятыми современниками умные, передовые люди своего времени. Идеи, шедшие вразрез с общепринятыми и проповедуемые передовыми людьми современности, подвергались гонению. Грибоедов в своем произведении затрагивает эту проблему неслучайно. Комедия "Горе от ума" написана перед декабрьским восстанием и повествует о реакции общества на появление передового разума в России. Первоначальное название комедии было "Горе уму", затем автор заменил его на "Горе от ума". Горе от ума" заставляет задуматься о том, нужен ли вообще Чацкому ум в такой обстановке, и мы понимаем, что от этого ума плохо и самому герою. То есть проблема становится двусторонней. Но на самом деле "горе" от ума Чацкого не только ему самому, но и фамусовскому обществу. Образованность и просвещение наносят непоправимый удар старой Москве. Мы видим, что один Чацкий довольно сильно испугал всех присутствующих на вечере у Фамусова, и лишь своим количеством смогли они вытеснить "инородное тело" из своего круга. Если же таких, как Чацкий, будет много, то фамусовское общество потерпит окончательное и сокрушительное поражение. Итак, "Горе от ума", при всей сложности проблемы, даёт нам надежду на "просвещение в конце тоннеля", если можно так выразиться, в лице таких умных и высокообразованных людей, как Чацкий. И фамусовское общество выглядит чем-то мертвенно-бледным и отмирающим в своих попытках противостоять этому. 44 Образ Чацкого гражданина патриота

Время создания комедии «Горе от ума» пришлось на переломный момент в истории нашей страны. После победы России в Отечественной войне 1812 года молодое поколение дворян, участвовавшее в этой войне, увидело, что побеждённые народы Европы находятся в лучшем положении, чем русский народ. Стало понятно, что России необходимы срочные реформы, и в результате этого стали возникать различные тайные общества будущих декабристов. Грибоедов знал все эти умонастроения молодёжи и понимал необходимость реформ. И именно эта тема противостояния «века нынешнего» и «века минувшего» легла в основу комедии «Горе от ума». Главный герой пьесы – это Александр Чацкий. В его образе писатель воплотил черты передового человека того времени, черты декабристов из круга знакомых Грибоедова. Чацкий – это человек новых взглядов, настоящий граждан и патриот. Он – просвещённый человек, тянущийся к свободе и самосовершенствованию. Его отличают такие черты, как любовь к своему народу, критика крепостного права, патриотизм. Чацкий отказывается служить государству, говоря: «Служить бы рад, прислуживаться тошно» - и видя в службе лишь раболепие, чинопочитание и подхалимство. Однако Чацкий не одинок в своих стремлениях к переменам! В своих монологах он употребляет местоимение «мы», подчёркивая тем самым, что таких людей, как он, много. И действительно, княгиня Тугоуховская вспоминает своего племянника, который, можно сказать, пошёл по стопам Чацкого: Поэтому у нас остаётся надежда, что Россия всё же придёт к каким-нибудь положительным переменам. Чацкий отстаивает свои взгляды, вступая в спор с целым обществом, а не отдельными его представителями. Он – борец, взывающий к воцарению справедливости, отмене крепостного права и разрушению патриархального уклада жизни. Чацкий всегда высказывается чётко, горячо и страстно, а его монологи показывают абсолютную непримиримость позиций двух враждебных сторон: «века нынешнего» и «века минувшего». Чацкий убеждён в своей правоте и не нуждается в поддержке или одобрении окружающих. Он просто пытается донести до людей суть и необходимость реформ в их жизни. Поэтому мы можем точно сказать, что Чацкий воплощает в себе те мысли и идеи, которые были присущи передовым людям того времени - декабристам.

Главное – это те общественные отношения, которые существовали в России. Крепостное право было ненавистно каждому свободомыслящему человеку. Чацкий изображен в комедии не просто как «свободы сеятель пустынный» , а как будущий декабрист: С гневом и болью обличает он в своих монологах ярых крепостников Чацкий – гуманист, защитник свободы и независимости личности. Особый гнев у него вызывают помещичьи издевательства над личностью крестьянина: Чацкий любит народ , называет его «добрым и умным» , отсюда его страдания о судьбе народа. Особенно заставляют страдать Чацкого пороки фамусовского общества. Это общество тормозит всему передовому, преграждает ему путь к народу. Особенно ненавидят они просвещение: То, что общество яростно сопротивляется воздействию благородных идей, наносит удар по философии Чацкого и прибавляет ему терзаний. Идеал видят эти люди в армии. Это порождение эпохи Аракчеева, который видел в армии оплот крепостничества. На скалозубах держится крепостное право и трон, поэтому они так дороги фамусовым и ненавистны Чацкому. Преклонение вызывает и фрак иностранца, что также больно видеть Чацкому. Чацкий выступает против «пустого, рабского, слепого подражанья» . Но когда Чацкий произносит эти слова, все убеждаются, что он сумасшедший. Образ Чацкого – образ гражданина в высоком понимании этого слова. Рабской морали фамусовых и молчалиных Чацкий противопоставляет высокое понимание чести и долга ; он готов служить Родине, ее интересам. «Служить бы рад, прислуживаться тошно» . В этом также заключено страдание героя. Высокое понимание долга светлая сторона личности Чацкого. Трагическая коллизия между долгом и чувством обрывает трагически все в душе Чацкого.

Он не терпит лжи и несправедливости. Поэтому Александр Андреевич видит свой долг и жизненное призвание в служении Родине. Его возмущают те традиции, которые сформировались в высшем обществе в эти времена. Ему не нравится низкопоклонство, он предпочитает “служить делу, а не лицам”, не смешивает “веселья или дурачества с делом”. Все это не по душе Чацкому, поэтому он с гневом обличает “негодяев знатных” (фамусовское общество). Грибоедов через образ Чацкого хотел показать то, каким он представляет настоящего патриота Родины. Человека, у которого хватает смелости осуждать высшее общество, выступать против царя и крепостного права. Главный герой понимает всю опасность своих слишком искренних речей, но никогда не отступает от начатого дела. Он точно знает, за что борется и какова его цель в жизни. Он не теряется в своих речах и действиях Чацкий боролся за лучшие перемены в жизни простых русских людей, за свободную жизнь, не зависящую от “негодяев знатных”, для которых характерны угодничество, подхалимство, лицемерие и подлость. образ Чацкого переплетается с самим образом Грибоедова. Он тоже смел и храбр, он умен, ему не нравится политическое устройство страны, поэтому он смело вступает в бой за будущее своей Родины. Таких людей мало найдется среди “фамусовского общества”, которое сформировалось в те времена. Это лишь считанные люди. Единственное, что удерживало Чацкого в доме Фамусова, - это его любовь к Софии. После того как он понял, что между ними нет взаимных чувств, он решает навсегда покинуть Москву... Своим оружием Чацкий избрал слово. Какие точные, меткие и беспощадные характеристики дает он московским богачам: "к свободной жизни их вражда непримирима", "... грабительством богаты", "... разливаются в пирах и мотовстве"! В обличительных монологах Чацкий поднимается до высокого гражданского пафоса. Герой убежден в том, что нужно судить о людях не по их положению и богатству, а по деловым и нравственным качествам. В силу этого Чацкий ненавистен обществу как новый человек. И общество принимает свои меры, чтобы его обезвредить - возводит на него клевету. Разве смирится оно с осуждением Чацкого системы воспитания, когда молодежь презирает свой народ, национальную культуру? Всю страсть души вкладывает он в обличение "пустого, рабского, слепого подражанья". Чацкий осмелился "гласно объявлять" свои здравые мысли, но таких-то людей и ненавидят в обществе, называя "мечтателями опасными", сумасшедшими. И не так ли отнеслись бы к Чацкому, окажись cm среди наших современников? До недавнего времени всех инакомыслящих объявляли сумасшедшими, упрятывали в психиатрические больницы, выгоняли из страны, сажали в тюрьмы. Горе Чацкого не только от ума, но и от любви. Он узнал, что Софья его не любит. Но это горе можно пережить. Полюби Софья другого Чацкого, Александру Андреичу было бы, безусловно, тяжело и больно, но он пережил бы. Наибольшее страдание причиняет Чацкому то, что именно Молчалин смог стать героем Софьи. Вот где трагедия. Страшно, что Софья в толпе мучителей, среди тех, кто гонит и клянет. Чацкий осознал, что находится в окружении врагов, и никто, даже любимая девушка, не понимают его. Сколько примеров подобных драм можно наблюдать и сегодня! Ведь и сейчас "молчалины блаженствуют на свете", они любимы, потому что умеют всем угодить. Для нас, нынешних, Чацкий остается прежде всего русским человеком, осознавшим не только свою национальную гордость, но и высокие нравственные задачи гражданина. Время Грибоедова - далекая от нас эпоха, но смелая борьба патриота Чацкого против всего отсталого, пошлого и низкого в человеке и обществе вызывает сочувствие и симпатию современного читателя и зрителя. Комедия Грибоедова помогает нашей борьбе против низкопоклонства перед всем иностранным, против таких социальных явлений, как карьеризм, стяжательство, подхалимство/бюрократизм, раболепие, напоминает о высоких нравственных понятиях и целях, достойных русского человека.

Уже в самом названии комедии «Горе от ума» (1822 - 1824) отражается знаменательное противоречие. Для просветительской философии ум и счастье воспринимались как синонимы. Основу убеждений просветителей составляла вера в то, что просвещенный ум является вершителем судеб человечества. Это нашло яркое выражение в пушкинской «Вакхической песне» (1829): «Так ложная мудрость мерцает и тлеет // Пред солнцем бессмертным ума». Но в 20-е годы XIX в. в условиях серьезных общественных противоречий наиболее проницательные мыслители начинали понимать, что силам разума предстоят тяжелые испытания. Так происходит в комедии Грибоедова.

Далеко не случайно темы ума (учения, знания) касаются почти все действующие лица комедии. И сразу же намечается резкий контраст. Для Чацкого высшая ценность - «ум, алчущий познанья», для Фамусова - «Ученье - вот чума...». Репетилов убежден, что «умный человек не может быть не плутом». Скалозуб презрительно бросает: «Ученостью меня не обморочишь...». И Софья уже со своих позиций спрашивает (заранее зная ответ): «Зачем ума искать?» и «Да эдакий ли ум семейство осчастливит?», что определяет ее место в системе образов. Чацкий, свято верящий в силу ума, с ужасом замечает, что его никто не понимает - и понимать не хочет, что ум приносит ему не радость, не счастье, а горе. Этот спор об уме принципиально важен в комедии, ибо затрагивает вопрос, приобретавший общественно-политическое значение. Так с самого начала проявляется резкое разделение: косное фамусовское общество, думающее прежде всего о привычных ценностях: деньгах, карьере, положении в свете, и Чацкий, являющийся выражением идеалов декабристов, просветителей по своим коренным убеждениям. Конфликт этот намечен сразу же, он объединяет две сюжетные линии в пьесе: личную, психологическую, связанную с любовью Чацкого к Софье, и общественно-политическую.

Чацкий приезжает рано утром в дом Фамусова вовсе не для того, чтобы вступить в бой с отжившими взглядами, произносить громкие монологи. Он спешит повидать любимую девушку. Но оказывается, что любовь героя обречена на неудачу - и не просто потому, что Софья не отвечает взаимностью Чацкому, а еще и по иной причине: нет ничего общего, что связывало бы героя с ее миром. По-разному мыслят, говорят, поступают Чацкий и представители фамусовского круга (не исключая и Софью). Во II действии Чацкий разговаривает с Фамусовым о Софье. Речь идет о сватовстве, то есть о вещах, казалось бы, сугубо семейного, бытового характера. Но этот разговор мгновенно переходит в открытый спор о жизни, экономике, мировоззрении, о политике, наконец. Таким образом, различие человеческих характеров, психологии определяется у Грибоедова принципиально противоположными жизненными позициями, прямым антагонизмом в ценностных ориентирах.


В «Горе от ума» происходит постоянная, прямая и ожесточенная борьба двух лагерей. Казалось бы, Чацкий в этой борьбе одинок. Однако, если внимательно вчитаться в текст, выясняется, что у него есть и единомышленники, люди близкие ему по взглядам.

Это, например, двоюродный брат Скалозуба, который вдруг оставил службу, хотя вот-вот должен был получить очередной чин. Он же «крепко набрался каких-то новых правил», «в деревне книги стал читать». В этом же ряду и племянник княгини Тугоуховской князь Федор, который «чинов не хочет знать», а занимается наукой. Акад. М. В. Нечкина, много внимания уделившая проблеме лагеря Чацкого, обратила внимание на слова Софьи о герое комедии: «В друзьях особенно счастлив». Следовательно, есть у него друзья, есть свой лагерь, от имени которого он выступает здесь, в доме Фамусова: «Теперь пускай из нас один, из молодых людей найдется...» Множественное число здесь далеко не случайно. Чацкий явно говорит не только от своего имени: «Где, укажите нам, отечества отцы, // Которых мы должны принять за образцы» - и т. д. И Фамусов, в свою очередь, не только одного Чацкого имеет в виду, когда восклицает, рассказав о низкопоклонстве Максима Петровича: «А? как по-вашему? по-нашему - смышлен».

Показательно, что представители фамусовского мира очень быстро находят соответствующую политическую терминологию, определяющую позицию Чацкого в общественной борьбе эпохи. Они сопоставляют его с деятелями европейского освободительного движения. С точки зрения Фамусова, он карбонарий, по млению княгини Тугоуховской - якобинец. И даже глухая графиня-бабушка сразу нашла соответствующий термин: «Ах окаянный вольтерьянец».

Конфликт проявляется во всем: и в определении ценности человеческой личности, и по отношению к народу, и в понимании патриотизма. Для Чацкого главная ценность человека заключается в его гражданском служении Родине. Для Фамусова, Скалозуба, Молчалина идеи блага Отечества просто не существуют. Достаточно вспомнить, с каким вкусом и удовольствием рассуждают они о наградах, чипах, знаках отличия - о чем угодно, только не о деле: «А у меня что дело, что не дело, // Обычай мой такой: // Подписано, так с плеч долой». Конфликт носит идейный, сознательный характер. Чацкий проповедует свои идеи, но и Фамусов старательно стремится внушить собеседнику свой взгляд на ьещи, увлечь его на свою сторону: «Учились бы, на старших глядя...» И даже Молчалин пытается поучать Чацкого: «К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам...»

Система образов. В центре системы образов комедии, конечно, Чацкий. Его взгляды, мысли, поступки, характер раскрываются не только в монологах, но и в отношении к Софье, Фамусову, Скалозубу, Молчалину. И они, в свою очередь, проявляют себя в контактах и с Чацким, и друг с другом. Так, для полноты представления о Фамусове необходимо учитывать и его самохарактеристики, и взаимоотношения с иными действующими лицами. В результате возникает представление о живом многогранном человеческом характере. Фамусов показан и как отец, и как важный московский барин-краснобай, и как гостеприимный хозяин. Но есть у него главная черта, придающая его образу необходимую цельность и единство. Он находит опору в незыблемых устоях, освященных стариной. Фамусов - консерватор по убеждению, по натуре, по привычкам, наконец. Все, что грозит этому строю, грозит лично ему. Поэтому Фамусов страстно, убежденно защищает не просто быт и нравы, но и идеи старого мира, отстаивая и его непременные атрибуты: карьеризм, низкопоклонство, раболепие, беспринципность, безнравственность.

1. Комедия «Горе от ума» была написана А.С. Грибоедовым в начале XIX века, а эпоха смены веков, как правило, сопровождается глубокими изменениями в социальной среде и характерным для этого времени быстрым нарастанием противоречий между представителями двух веков. Грибоедов уловил главный общественный конфликт, наметившийся после Отечественной войны 1812 года. В комедии ставятся самые жгучие вопросы той поры: положение русского народа, крепостное право, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность. 2. Идейный смысл комедии заключается в противопоставлении двух общественных сил, жизненных укладов, мировоззрений: старого, крепостнического, и нового, прогрессивного; в разоблачении всего отсталого и провозглашении передовых идей того времени. Борьба «века нынешнего» с «веком минувшим» - это борьба Чацкого, передового человека своего времени, и отсталого фамусовского общества. Представители московского дворянства лишены каких-либо гражданских мыслей и интересов. Смысл жизни они видят прежде всего в обогащении, они карьеристы и завистники. Они стоят у власти, занимают высокое общественное положение. Службу они рассматривают только как источник доходов, как средство получить незаслуженные почести. Очень показательно признание Фамусова: А у меня что дело, что не дело, Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой. В обществе московских дворян распространены такие явления, как кумовство, семейственность. Фамусов говорит: Ну как не порадеть родному человечку, и не скрывает тот факт, что у него...служащие чужие очень редки: Все больше сестрины, свояченицы детки. Это люди, лишенные чувства гуманности, враги свободы, душители просвещения, их сокровенное желание - «забрать все книги бы да сжечь». Один из них выменивает на три борзые собаки толпу своих слуг, которые «и честь и жизнь его не раз спасали». Другой, ради пустой забавы, сгоняет на крепостной балет «от матерей, отцов отторженных детей», а затем распродает их поодиночке. 3. Сатирически обличая поместную и бюрократическую знать, всю феодально- крепостническую систему, А. С. Грибоедов ясно видел и положительные общественные силы своей эпохи, зарождение и рост новых, прогрессивных стремлений и идей. Так, Скалозуб жалуется Фамусову, что его двоюродный брат, набравшийся «каких-то новых правил», пренебрег следовавшим ему чином, оставил службу и «в деревне книги стал читать». Княгиня Тугоуховская рассказывает, что ее родственник, учившийся в педагогическом институте, «чинов не хочет знать!». Фамусов, имея в виду широкое распространение вольномыслия, называет свое время «ужасным веком». Но с наибольшей полнотой пробуждение национального, общественного самосознания воплощено в образе Чацкого. Это, несомненно, горячий патриот, бесстрашный воин против крепостничества и деспотического самовластья, мужественный рыцарь правды, беспощадный судья всякой лжи и фальши, всего того, что враждебно новому, что стоит на пути разума. Он клеймит невежество, обличает барство и выступает пламенным пропагандистом науки, просвещения, искусства. Грибоедов писал: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек разумеется в противоречии с обществом, его окружающим». Глубоко веря в правоту своих идей, Чацкий убежден, что его мечтания осуществятся, что будущее принадлежит новым людям, его собратьям по духу. 4. В комедии конфликт заканчивается всеобщим признанием Чацкого сумасшедшим, а любовная драма завершается разоблачением любовной интриги, которую вел Молчалин. В конце пьесы Чацкий чувствует себя покинутым всеми, в нем усиливается чувство отчужденности от общества, к которому он некогда принадлежал. Развязка любовной драмы влияет на основной конфликт: Чацкий оставляет неразрешенными все противоречия и покидает Москву. В столкновении с фамусовским обществом Чацкий терпит поражение, но, проигрывая, он остается непобежденным, так как понимает необходимость борьбы с «веком минувшим», его нормами, идеалами, жизненной позицией. 5. Изображая в комедии «Горе от ума» социально-политическую борьбу консервативного и прогрессивного лагерей, общественные характеры, нравы и быт Москвы, Грибоедов воспроизводит обстановку всей страны. «Горе от ума» - это зеркало феодально-крепостнической России с ее социальными противоречиями, борьбой уходящего мира и нового, призванного победить. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» - выражение идей первого этапа русского освободительного движения.

Проблема ума и безумия была актуальна во все времена. Умные, передовые люди своего времени часто оставались непонятыми современниками и объявлялись сумасшедшими. Так общество реагировало на идеи, шедшие вразрез с общепринятыми, идеи, которые проповедовали передовые люди своего времени. Не случайно и Грибоедов в своем произведении затрагивает эту проблему. Его комедия “Горе от ума”, написанная перед декабрьским восстанием, повествует о передовом разуме и о реакции общества на это. Первоначальное название комедии было “Горе уму”, затем автор заменил его на “Горе от ума”. Главный герой Чацкий еще не появился в доме Фамусова, но там уже витает идея безумия, связанная с негативным отношением к образованию и просвещению. Так, Фамусов говорит: “И в чтенье прок-от невелик”. Позже все персонажи комедии выскажутся по этому поводу, каждый выдвинет свою версию безумства Чацкого, но все общество дружно придет к одному мнению: “Ученье - вот чума, ученость - вот причина”. Фамусовское общество избавится от Чацкого, объявив его сумасшедшим, не приняв обличительных речей, клеймящих их образ жизни, а оружием изберет сплетню. Фамусов, как типичный представитель своего общества, имеет свое мнение относительно ума и умного человека. Для него умный человек -это практичный, житейски мудрый человек. Хотя он и не отказывает Чацкому в уме, но тем не менее более подходящей партией для Софьи считает Скалозуба: “Солидный человек и знаков тьму отличья нахватал, не по летам и чин завидный, не нынче завтра генерал”. В разговоре со Скалозубом московский барин говорит о той опасности, которая исходит от таких умников, как Чацкий. К тому же Чацкий неправильно использует полученные знания. Все должно быть направлено на достижение чинов, на соблюдение традиций, жить должны так, “как делали отцы”. Фамусов выдвигает свой идеал умного человека. По его мнению, это Максим Петрович, достигший больших чинов и высокого положения в обществе благодаря своему практическому уму, умению “сгибаться вперегиб”, когда надо было “подслужиться”. Сам Фамусов таких высот не достиг, поэтому и заискивает перед князьями Тугоуховскими и Скалозубом. Молчалин, секретарь Фамусова, воплощает также практический ум. Это было замечено Чацким: Молчалин! - Кто другой так мирно все уладит! Там моську вовремя погладит! Тут в пору карточку вотрет! По своей натуре Молчалин - мелкий человек, любыми путями стремящийся достичь заветной цели в жизни, смысл которой сводится к тому, “чтоб награжденья брать и весело пожить”. В своей практике он следует заветам отца- “угождать всем людям без изъятья”, но при этом считает, что “в его лета не должно сметь свое суждение иметь”, так как “в чинах он небольших”. Софью он любит “по должности”, успокаивает разгневанную Хлестову партией в карты. По мнению Чацкого, Молчалин “дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных”. Чацкий является полной противоположностью Молчалину, несмотря на то, что они оба молоды. Герой обладает пылкой, страстной натурой. Он готов пожертвовать всем ради своих идеалов, наполненных гражданским смыслом. Он хочет служить “делу, а не лицам”. Для Чацкого ум и правда, истина и честь являются главными жизненными ценностями. Герой выступает против воспитания, принятого в фамусовском обществе, когда стремятся “набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле”. Ему не чужды патриотические чувства, именно поэтому его раздражает “слепое подражанье” всему иностранному. Свои мысли Чацкий высказывает в обличительных речах, направленных против устоев фамусовского общества. Его монологи, ораторские по стилю, свидетельствуют об образованности и просвещенности главного героя, поэтому в них так много афоризмов. Ум Чацкого - ум передового человека, именно это является причиной того, что косное общество не приемлет его взглядов и идей, так как они противоречат укладу старого московского дворянства. Любовь Чацкого к Софье не случайна, ведь она также обладает умом. Но ум Софьи практический. Софья, как типичная девушка своего времени и класса, свой ум черпает из французских сентиментальных романов, поэтому она и выбирает себе в возлюбленные Молчалина, чтобы впоследствии сделать из него “мужа-мальчика, мужа-слугу”. Она руководствуется при этом житейской мудростью, ведь она - дочь своего отца. В комедии есть еще один тип ума, который мы можем видеть у горничной в доме Фамусова Лизы. Как второй резонер в комедии, она выражает авторскую позицию, поэтому именно из ее уст мы слышим характеристики различных персонажей: “Кто так чувствителен, и весел, и остер, как Александр Андреич Чацкий”, “Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами” и так далее. Бесспорно, Лиза обладает природным умом и житейской мудростью простолюдинки, она находчива, хитра, но при этом преданна своей госпоже. Таким образом, в комедии “Горе от ума” представлены различные типы ума, начиная от житейски мудрого и кончая передовым, прогрессивным умом. Но фамусовское общество не приемлет передовой ум, отвергает его, объявив Чацкого социальным безумцем и вынудив его покинуть Москву.

Проблемы воспитания и образования в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Александр Сергеевич Грибоедов стал знаменитым и известным не только в писательском кругу, но и среди простого народа именно после выхода в свет своей скандальной комедии “Горе от ума”. Популярность комедии в то время и в наши дни вызвана, на мой взгляд, удачным выбором проблемы произведения - противостояния «века нынешнего» и «века минувшего» во всех сферах человеческой жизни. Созданная более 180 лет назад, она по-прежнему актуальна и злободневна, потому что “выводит на сцену вечные характеры”, не потерявшие своей яркости, правдивости и силы.

Комедия А.С. Грибоедова “Горе от ума” была написана после Отечественной войны 1812 года, в период подъема духовной жизни России. В комедии поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе, крепостном праве, просвещении, воспитании, о рабском подражании дворян всему иностранному и презрении ко всему национальному, народному.

Идейный смысл комедии заключается в противопоставлении двух общественных сил, жизненных укладов, мировоззрений: старого, крепостнического, и нового, прогрессивного, в разоблачении всего отсталого и провозглашении передовых идей того времени. Одной из составляющих общего конфликта комедии является отношение противоборствующих сил к образованию, воспитанию, просвещению.Конечно же, это противостояние появляется в конфликте между Чацким и « фамусовским» обществом, между «веком нынешним» и « веком минувшим».

Что же собой представляют враждующие стороны? Общество в комедии получило название «фамусовского» по фамилии Павла Афанасьевича Фамусова. Он типичный представитель своего общества, обладает всеми достоинствами, ценящимися в нем: богатством, связями; он является примером для подражания.

Фамусов -- чиновник, но к своей службе относится лишь как к источнику дохода. Его не интересуют смысл и результаты труда -- только чины. Идеалом этого человека является Максим Петрович, который «пред всеми знал почет», «на золоте едал», «езжал-то вечно цугом». Фамусов, как и все общество, восхищается его умением «сгибаться в перегиб», «когда же надо подслужиться», так как именно эта способность помогает в Москве «дойти до степеней известных». Фамусов и его общество (Хлестовы, Тугоуховские, Молчалины, Скалозубы) представляют собой «век минувший».

Для Фамусова свято и непогрешимо мнение света, страшнее всего - это то, что станет говорить княгиня Марья Алексевна!

Фамусов и его окружение заполняют свою неделю посещениями «нужных» людей: приемами, обедами, крестинами. Примером человека, достигшего в своей жизни всего, является для него Максим Петрович, добившийся продвижения по службе с помощью «расшаркиваний» перед императрицей и жертв собственным достоинством.

Как тот и славился, чья чаще гнулась шея

Говорит об этом Чацкий. Все нравственные идеалы Фамусова лежат в материальной сфере, ко всему относится он с точки зрения практической выгоды, даже к любви. Фамусов мечтает выгодно выдать замуж свою дочь Софью и говорит ей:

Ах, матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара.

Вот, например, у нас уж исстари ведется,

что по отцу и сыну честь:

будь плохенький,

да если наберется душ тысячки две родовых,

Тот и жених

Фамусов служит управляющим в казенном месте, служба для него - возможность иметь связи, чины, а не служить отечеству или выполнять гражданский долг, одним словом, Фамусов относится к службе формально, бюрократически («подписано, так с плеч долой»). О делах Фамусов беспокоится только с одной стороны, боясь смертельно, «чтоб множество не накоплялось их». Это и служит доказательством формального отношения к службе. На службу к себе он берет только родных и близких. Он ценит людей деловых, способных заменить его, однако оценка человека происходит не по знаниям, кругозору, а по способности льстить, пресмыкаться, угодничать. Фамусов уважает тех, кто, забыв себя, готов жертвовать своим достоинством, проявляя раболепство и низкопоклонство. Изображая жизнь московского дворянства, Грибоедов подчеркивает их праздное времяпрепровождение, высмеивает бессмысленное и бесцельное прожигание жизни. Они все живут в своем мире, ничего не замечая вокруг и не желая знать никаких новшеств. Отгородившись от внешнего мира, они «разливаются в пирах и мотовстве», «правят бал» и задают тон жизни.Нравственные ценности в обществе изменились. Все сводится лишь к богатству и личному благополучию.

Автор показывает читателям, что в московском обществе большинство является жадными, алчными, несправедливыми, продажными людьми с косными взглядами и консервативным мировоззрением и редко встретишь умных, честных, благородных и справедливых, как главный герой произведения -- Чацкий.

В комедии изображена жизнь общества в России первых двух десятилетий девятнадцатого века. Грибоедов ярко и полно показал борьбу старого с новым, борьбу нового поколения со старыми крепостническими устоями общества. Главным персонажем, который представляет новое поколение, является Александр Андреевич Чацкий, который практически в одиночку пытается противостоять так называемому «веку минувшему».

Чацкого и Фамусова можно смело назвать антагонистами, то есть один - полная противоположность другому. Родители Чацкого были близкими друзьями Фамусова, поэтому после их смерти Фамусов взял под опеку и воспитал Александра Андреевича. Однако еще юношей Александр Андреевич покинул родные края и уехал за границу. За это время семья Фамусова о нем ничего не слыхала. Прошло время, и Чацкий как ни в чем не бывало вернулся, но это уже не тот Чацкий. Впитав в себя свободолюбивый дух Европы, Александр Андреевич предстает перед нами человеком с прогрессивными и передовыми мыслями.

Чацкий - яркий представитель поколения, которое после окончания Отечественной войны 1812 года создавало новые политические ячейки, тайные общества, революционные кружки. Общество требовало перемен и требовало нового героя, которым в литературе того времени и стал Чацкий. Он во всем отличался от представителей «века минувшего»: взглядами, убеждениями, характером, душой, умом. Грибоедов своим персонажем создал образ нового положительного героя. Чацкий представитель “века нынешнего”. Это выразитель передовых идей своего времени. В его монологах прослеживается политическая программа: он разоблачает крепостничество и его порождения: бесчеловечность, лицемерие, тупую военщину, невежество, лжепатриотизм. Он дает беспощадную характеристику «фамусовскому» обществу, клеймит «прошедшего житья подлейшие черты». Монолог Чацкого «А судьи кто?..» рожден его протестом против «Отечества отцов», так как не видит в них образца, которому следует подражать. Он осуждает их за консерватизм:

Сужденья черпают

из забытых газет

Времен Очаковских

и покоренья Крыма...

за страсть к богатству и роскоши, добываемым «грабительством», ограждая себя от ответственности круговой порукой и подкупом:

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве?

И где не воскресят клиенты-иностранцы

Прошедшего житья подлейшие черты!

Да и кому в Москве не зажимали рты

Обеды, ужины и танцы?

Крепостников-помещиков он называет «знатными негодяями» за бесчеловечное отношение к крепостным. Один из них, «тот Нестор негодяев знатных» променял своих верных слуг, которые «и жизнь и честь его не раз спасали», на три борзые собаки; другой негодяй «на крепостной балет согнал на многих фурах от матерей, отцов отторженных детей», которые затем были все «распроданы поодиночке». В «фамусовском» обществе внешняя форма как показатель карьерных успехов важнее просвещения, бескорыстного служения делу, наукам и искусствам:

Мундир! один мундир! он в прежнем их быту

Когда-то укрывал, расшитый и красивый,

Их слабодушие, рассудка нищету...

Все блага и привилегии, которыми пользуется « фамусовское» общество, достигаются не знаниями и проявлением нравственных качеств по отношению к другим людям, а холопством, раболепием перед вышестоящими и хамской спесью перед нижестоящими. Это наносит огромный нравственный урон обществу, лишая людей чувства собственного достоинства.

И неизбежным является конфликт такого человека, как Чацкий с «фамусовским» обществом, боящимся и не желающим перемен. Фамусов является одним из ярчайших представителей «века минувшего», когда крепостное право переживало в России свой расцвет.

Грибоедов в своем произведении называет это время веком «…покорности и страха», веком «…лести и спеси». Чацкий полностью отвергал раболепство, угодничество. Он был свободной личности, желающей честно, верой и правдой служить Отечеству. Чацкий говорит: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». В этом и состоит его жизненная позиция. Его оппоненты, Фамусов, Молчалин и Скалозуб, напротив, считают, что служба должна приносить лишь личную выгоду, то есть служить надо не делу, а конкретному лицу.

Чацкий хочет служить науке, просвещению, а обществу Фамусова выгоден безграмотный народ. Слова Чацкого очень точно отражают отношение «века минувшего» к образованию:

Теперь пускай из нас один,

Из молодых людей, найдется враг исканий,

Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,

В науки он вперит ум, алчущий познаний;

Или в душе его сам бог возбудит жар

К искусствам творческим, высоким и прекрасным,

Они тотчас: разбой! пожар! И прослывет у них мечтателем опасным…

В комедии Фамусов и Чацкий противопоставлены друг другу: с одной стороны, серые, ограниченные, заурядные, Фамусов и люди его круга, а с другой -- талантливый, образованный, интеллектуальный Чацкий. Воздух, которым дышит «фамусовская» Москва, -- это воздух лжи, обмана, «покорности и страха». Общество Фамусова погрязло в невежестве, лени, приверженности всему иностранному, не хочет и не может развиваться, ведь иначе разрушатся идеалы «прошедшего житья», и поэтому оно боится всего нового, прогрессивного, воплощенного в личности Чацкого, несущей свежие идеи.

Дерзкий ум Чацкого сразу настораживает привыкшее к спокойствию московское общество. «Отцы» и «судьи» не привыкли к возражениям и критике, они не хотят никаких перемен. Поэтому диалоги Фамусова и Чацкого -- это борьба, и она начинается с первых же минут встречи Фамусова и Чацкого. Чацкий резко осуждает принятую в Москве систему воспитания дворянской молодежи:

Что нынче, так же, как издревле,

Хлопочут набирать учителей полки,

Числом поболее, ценою подешевле?

Не то чтобы в науке далеки,

В России под великим штрафом,

Нам каждого признать велят

Историком и географом.

А Фамусов высказывает мысль:

Ученье -- вот чума, ученость -- вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Подобные мысли высказывает один из самых уважаемых в обществе людей, который в век просвещения не понимает его значимости и важности для общества и России в целом.

Воспитанные одинаково, но по-разному образованные, Фамусов и Чацкий к службе тоже относятся по-разному. Чацкий основной целью видит служение делу. Он не приемлет «прислуживание старшим», угождение начальству:

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Для Фамусова же служба -- дело легкое:

А у меня что дело, что не дело,

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой.

В комедии также затронут вопрос развития национальной культуры. Фамусов и его окружение во всем пытаются подражать культуре зарубежной, при этом забывая о культуре своей страны. Несомненно, нужно черпать лучшее из зарубежья, но и развивать свое. Примерно так считает Чацкий, а «фамусовское» общество бездумно подражает всему иностранному. Разнятся взгляды представителей «века минувшего» и нового поколения в оценке человека. Если первые, судят о каком-либо человеке только лишь исходя из его происхождения и наличия крепостных душ, то Чацкий считает, что главное в человеке образование, ум, мораль и духовность.

Противоречиями во взглядах между “веком нынешним” и “веком минувшим” пронизана вся комедия. И чем больше общается Чацкий с Фамусовым и его окружением, тем большая разделяет их пропасть. Чацкий резко отзывается об этом обществе, которое, в свою очередь, называет его “вольтерьянцем”, “якобинцем”, “карбонарием”.

А.С. Грибоедов поднял в своей комедии важные вопросы эпохи: вопрос о крепостном праве, о борьбе с крепостнической реакцией, о деятельности тайных политических обществ, о просвещении, о русской национальной культуре, о роли разума и прогрессивных идей в общественной жизни, о долге и достоинстве человека.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама