THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Цель. Способствовать патриотическому воспитанию дошкольников; активизировать познавательную активность детей; создавать условия для формирования у дошкольников чувства сопричастности к историческим событиям, значимым для всех россиян и к отмечаемым в связи с этим праздникам.

Звуковой ряд.

1. Аудиозапись Государственного гимна Российской Федерации, музыка А. Александрова, слова С. Михалкова.

2. Фонограмма хора «Славься!» из оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя».

3. Песня «Флаг России», музыка И. Смирновой, слова В. Смирнова

4. Песня «Наш город», музыка Е. Тиличеевой, слова В. Кравчука

Предварительная работа. Рассказ взрослого о традиции празднования Дня народного единства, объяснение новых слов (государство, столица, герб, гимн, символ, эмблема ). Чтение стихотворений, исполнение песен патриотической тематики.

Персонажи.

Ведущий – воспитатель.

Ваня и Маша – заранее подготовленные дети в русских народных костюмах.

Последовательность работы

Организационный момент

Зал украшен разноцветными флажками и воздушными шарами. На видном месте размещены флаг Российской Федерации и государственный герб. Звучит торжественная маршевая музыка. Дети входят в зал. Музыка затихает. На экране по ходу праздника при помощи мультимедийного проектора проецируются слайды с изображениями, иллюстрирующие содержание обсуждаемого.

Слайд № 1 – заставка.

Ведущий. Скоро все люди в нашей стране будут отмечать праздник — День народного единства. Ребята, как называется страна, в которой мы живём?

Дети отвечают.

Ведущий. Наша страна, если сказать коротко, называется Россия! Но правильнее говорить: Российская Федерация, потому что наша страна – это союз или объединение людей разных государств, разных национальностей.

Для всех нас Россия – это Родина, место, где мы родились и живём, которое мы любим и которым гордимся.

Заранее подготовленный ребёнок исполняет стихотворение.

Ребёнок.

«Что такое Родина?» —

Маму я спросила.

Улыбнулась мама,

Повела рукой:

«Это наша Родина,

Милая Россия.

Нет другой на свете

Родины такой».

В сердце ты у каждого,

Родина – Россия!

Белые берёзки,

Колос налитой.

Нет тебя привольней,

Нет тебя красивей,

Нет другой на свете

Родины такой.

И. Черницкая

Ведущий. Ребята, мы долго думали, как сделать так, чтобы праздник этот вам запомнился, понравился, и решили всех вас пригласить на необычную автобусную экскурсию.

Слайд № 2 –

Ведущий. Посмотрите на экран, видите желтый автобус? Я приглашаю вас сесть в него и отправиться на экскурсию в честь предстоящего праздника – Дня народного единства! Поехали?

Дети садятся лицом к экрану на стоящие в стороне стулья, поставленные парами, как сидения в автобусе. Имитируют поездку на автобусе, слегка покачиваясь и притопывая ногами. Во время поездки исполняют песню «Наш город» муз. Е. Тиличеевой, слова М. Кравчука.

Слайд № 3 . Изображение Красной площади.

Ведущий. Дети, мы подъехали к очень красивому месту в Москве – Красной площади. Давайте выйдем из нашего автобуса и пройдёмся немного.

Дети встают со стульчиков, идут по кругу под музыку марша (по выбору музыкального руководителя). Ведущий приглашает детей сесть в большой полукруг у экрана.

Ведущий. Наша экскурсия начинается в сердце Красной Площади. Вот у этого памятника.

Слайд № 4. Изображение памятника К. Минину и Д. Пожарскому работы скульптора И. Мартоса.

Ведущий. Посмотрите, какой величественный памятник! Это памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Мы видим скульптурные фигуры, отлитые из меди. Автор памятника – скульптор Иван Мартос. Давайте внимательно рассмотрим изображение.

На постаменте памятника (постамент – это специально обточенный большой камень – гранит, на который поставлен сам памятник) можно прочитать слова: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818».

Ведущий. Этот памятник установлен в честь подвига Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, объединивших людей разных национальностей и разного положения в обществе, в борьбе против общего врага, захватившего нашу страну много-много лет назад.

Скульптором изображен момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, которую нужно было освободить от врагов, вручает раненому в боях князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, воевода приподнимается со своего ложа. Теперь он поведёт народное войско на бой с врагами.

С кем же нужно было вступать в сражение, от каких врагов защищать Россию?

События эти происходили давно – 400 лет назад. На нашу страну непрерывно нападали враги. Москва была наполовину сожжена и разграблена польскими войсками. По всей стране разъезжали вражеские военные отряды. Захватчики грабили и обижали мирных граждан, топтали их посевы, сжигали города и села, издевались над обычаями русского народа.

Страна стояла на коленях перед врагом. Она не имела ни центрального правительства, ни армии, способной защитить мирных жителей, ни денег, чтобы откупиться от захватчиков. Такое государство, как Россия, могло погибнуть.

И тогда осенью 1611 года в Нижнем Новгороде к народу обратился городской староста, уважаемый купец Кузьма Минин. Он призвал всех мирных жителей разных национальностей, богатых и бедных, простых и очень знатных людей отдать свои сбережения (деньги, драгоценности и украшения) для того, чтобы купить оружие, военное снаряжение, коней для воинов народного ополчения. Сам Кузьма Минин первым отдал все свои сбережения на снаряжение войска, чтобы защитить страну от разорения.

Слайд № 5. Изображение переднего горельефа памятника.

Ведущий. Давайте внимательнее рассмотрим постамент памятника. Он украшен горельефами. Горельеф – это вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объёма.

На переднем горельефе памятника изображены мирные граждане. Мы видим женщин, которые снимают с себя украшения и мужчин, несущих сундуки с добром. Теперь эти ценности можно было обменять на боевых коней и военное снаряжение для защитников страны.

Ведущий. В середине горельефа изображён сам Кузьма Минин. А слева мы видим самого скульптора Мартоса, отдающего Отечеству двоих сыновей (один из них погиб в более поздней войне за свободу России, в 1813 году). А что изображено на заднем горельефе?

Слайд № 6. Изображение заднего горельефа памятника.

Ведущий. Задний горельеф изображает воеводу князя Пожарского на коне, во главе народного ополчения. Здесь же изображены воины польского войска, побежденные, сломленные, бросающие прочь оружие и бегущие прочь из Москвы. Так одержала победу народная армия.

Вот как много можно узнать об историческом памятнике, установленном в честь защитников русской земли, в память о героических событиях тех лет. Историю своей родной страны нужно знать, ребята!

Минин и Пожарский — настоящие герои земли русской. Они сумели объединить народ в минуту опасности и вместе с ним победить врага. Мы ими очень гордимся. Давайте послушаем сейчас хор «Славься» из оперы великого русского композитора М. И. Глинки «Жизнь за царя». Это музыка радости победы, музыка гордости за свою страну.

Дети слушают фрагмент фонограммы записи хора «Славься!» из оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя».

Ведущий. День освобождения Москвы от захватчиков теперь празднуют как День народного единства. Это не только праздник изгнания врагов, это праздник дружбы и объединения людей разных национальностей, праздник победы добра над злом. И мы будем любить свою Родину так, как любили её защитники земли русской! Понравилась вам экскурсия, ребята?

Дети отвечают.

Ведущий. Время экскурсии заканчивается, и нам нужно возвращаться в детский сад. Наш автобус уже ждёт нас! Едем обратно. Но праздник на этом еще не кончается!

Слайд № 7. Изображение автобуса для перевозки детей.

Дети встают и переходят к стульчикам, стоящим попарно, как в салоне автобуса, занимая свои места «в салоне». Звучит песня «Наш город» Е. Тиличеевой.

Ведущий. Автобус остановился. Вот и опять мы в детском саду!

Я знаю, что вы очень любите играть. Поэтому сегодня пригласила к нам на праздник гостей, с которыми мы поиграем в очень интересную игру, где вы можете показать гостям свои знания о родной стране и её символах.

Дети садятся на стулья напротив экрана. Раздается стук в дверь.

Ведущий. Наверное, гости пожаловали?

Входят дети, в русских народных костюмах, исполняющие роли Вани и Маши.

Ведущий. Добро пожаловать, гости дорогие!

Дети здороваются.

Ведущий. Как вас зовут?

Мальчик. Меня зовут Ваня.

Девочка. А меня — Маша.

Ведущий. Итак, Ваня и Маша будут моими помощниками. Я знаю, что ребята хорошо подготовились к празднику и ребята. Вот сейчас мы с Ваней и Машей проверим, хорошо ли вы запомнили всё то, о чём рассказывали вам взрослые. Кто быстрее других ответит на вопросы Вани и Маши, тот и выиграет.

Маша. Россия – необъятная страна,

В ней есть деревни, сёла, города.

Я вам хочу загадку загадать

Прошу вас город главный наш назвать.

Ведущий. Догадались вы, ребята, о каком самом главном городе России идёт речь?

Дети отвечают.

Слайд № 8. Изображение вида с Москвы-реки на Московский Кремль

Маша. Правильно! Самый главный город России — Москва! Москва – это столица нашей Родины, столица Российской Федерации.

Ведущий. Как и другие государства мира, Российская Федерация имеет свои государственные символы или, по-другому, отличительные знаки. А теперь я прошу Ваню загадать загадку ребятам о первом символе России.

Слайд № 9. Изображение контура флага.

Ваня указкой показывает ребятам на экран, где демонстрируется слайд с контурным изображением флага.

Ваня. Вот нарисован флаг,

Пока здесь нет полос.

Какого цвета, сколько их?

Ответь на мой вопрос.

Ведущий. Ребята, сколько полос изображено на российском флаге и в каком порядке они должны быть расположены?

Дети отгадывают загадку, называя последовательность расположения цветов флага.

Слайд № 10. Изображение флага Российской Федерации.

Ведущий. Вот теперь мы видим на экране флаг Российской Федерации, один из трёх символов нашего государства. Что означают три цвета полос на флаге? Расскажите, ребята!

Заранее подготовленные дети исполняют стихотворения о флаге России.

Ребенок 1. Наш трёхцветный флаг.

Белый – облако большое,

Синий – небо голубое,

Красный – солнышка восход.

Новый день Россию ждёт.

Символ мира, чистоты –

Это флаг моей страны.

И. Смирнова

Ребенок 2. В денёк погожий, ясный

Флажок несу с собой.

Он бело-сине-красный,

Как флаг страны большой.

Страны великой символ,

Отчизны дорогой.

Он яркий и красивый,

Флажок трёхцветный мой.

На свете нет красивей

Страны моей родной.

И реет над Россией

Трёхцветный флаг большой.

Н. Орловой

Ведущий. Белый, синий и красный цвета с древних времён на Руси означали следующее: белый цвет - благородство и откровенность; синий цвет - верность, честность; красный цвет - мужество, смелость, великодушие и любовь.

Особенная любовь у россиян к красному цвету.

«Красное – значит, красивое», – говорили в старину. Красная площадь, «красные девицы», «красное солнышко» – все эти выражения знакомы вам с детства.

Флаг – это один из символов нашего государства, к которому мы должны относиться с уважением, бережно.

Слайд № 11. Изображение российского флага над башней Кремля

Ведущий. Флаг России гордо реет над башнями Кремля, его вывешивают на государственных зданиях в дни праздников.

Слайд № 12. Изображение болельщиков с флагами на стадионе.

Ведущий. Флаг России можно увидеть на спортивных соревнованиях, в руках у российских спортсменов и их болельщиков.

Слайд № 13, 14. Фотография парада военных с флагом в руках.

Ведущий. С флагом России идут на парад военные и моряки.

Слайд № 15. Изображение разных шевронов (нашивок на рукаве) с российской символикой.

Ведущий. Шевроны с изображением флага Российской Федерации можно увидеть на форме военных, спасателей Министерства по чрезвычайным ситуациям и форменной одежде служащих Российских железных дорог.

Слайд № 16. Фотография летчика-космонавта С. Волкова с шевроном в виде российского флага.

Ведущий. Шевроны с изображением российского флага также нашиты на рукавах космических костюмов (скафандров) наших лётчиков-космонавтов. Давайте исполним песню о флаге России.

Дети исполняют песню «Флаг России» муз. И. Смирновой, сл. В. Смирнова.

Ведущий. Маша, я знаю, что ты приготовила загадку ещё об одном государственном символе нашей страны.

Слайд № 16. Изображения гербов разных государств.

Маша. На экране вы видите гербы трёх разных государств. Ребята, какой из представленных гербов принадлежит России? Как вы узнали герб России?

Дети отвечают.

Слайд № 17. Изображение Государственного герба Российской Федерации.

Ведущий. На экране вы видите Государственный герб Российской Федерации. Это тоже один из символов нашего государства. Герб – это отличительный знак, эмблема государства. Начетырёхугольном красном щите изображен золотой двуглавый орёл, поднявший вверх распущенные крылья. Головы орла украшают две малые короны. А над малыми коронами – одна большая. Все три короны соединены лентой.

Дети отвечают, что в правой лапе орла - скипетр – жезл власти, украшенный красивой резьбой. В левой лапе орла - держава, золотой шар с крестом наверху.

Ведущий. Ребята, а что изображено на груди орла?

Ребёнок. На груди орла – герб Москвы. На гербе изображён Святой Георгий Победоносец в синем плаще на серебряном коне. Он поражает копьём чёрного змея, а его конь топчет змея копытами. Чёрный змей — это зло. Георгий Победоносец побеждает зло.

Ведущий. О гербе России ребята тоже знают стихи, которые я предлагаю им сейчас исполнить.

Заранее подготовленные дети исполняют стихотворение В. Смирнова, И. Смирновой «Герб России».

Ребёнок 1. Герб страны – орёл двуглавый

Гордо крылья распустил

Держит скипетр и державу,

Он Россию сохранил.

Ребёнок 2. На груди орла – щит красный,

Дорог всем: тебе и мне.

Скачет юноша прекрасный

На серебряном коне.

Ребёнок 3. Развевается плащ синий,

И копьё в руках блестит.

Побеждает всадник сильный,

Злой дракон у ног лежит.

Ребёнок 4. Подтверждает герб старинный

Независимость страны.

Для народов всей России

Наши символы важны.

Ведущий. Давайте вспомним, где можно встретить изображение герба Российской Федерации?

Слайд № 18. Изображение герба мы можем видеть на паспорте и денежных знаках страны.

Ведущий. Герб изображён на паспорте гражданина Российской Федерации и на денежных знаках нашей страны.

Слайд № 19. Изображение герба на пограничном столбе.

Ведущий. Изображение герба Российской Федерации присутствует на пограничных столбах, которые устанавливаются на границе нашего государства.

Слайд № 20, 21. Изображение герба есть на кокарде фуражек военных и на Почётных грамотах.

Ведущий. Государственный герб можно увидеть на фуражке военного и на грамоте, которой награждают за хорошую работу или учёбу. Ребята! Есть ещё и третий символ у каждого государства. Если флаг и герб можно увидеть, то этот символ, чаще всего, можно услышать.

Ваня. Ребята, а как называется самая главная песня нашей страны?

Дети отвечают.

Ведущий. Правильно, ребята, название этой песни — гимн. Гимн – это самая главная, самая торжественная песня страны. Государственный гимн – один из самых главных символов страны. Во время исполнения гимна все присутствующие встают, в знак уважения, а военные отдают честь или салютуют оружием. Я предлагаю всем сейчас тоже послушать наш Гимн.

Слайд № 22. Заставка – плакат ко Дню Народного единства.

Все присутствующие и дети встают. Исполняют гимн взрослые, присутствующие на празднике.

Ведущий. Гимн страны можно услышать на торжественных праздниках, на военных парадах, перед началом спортивных соревнований. Гимн всегда исполняют в честь победителей международных спортивных соревнований.

Теперь, я думаю, вы твёрдо запомните три символа нашей страны.

Ведущий отмечает тех ребят, которые правильно отвечали на вопросы, благодарит Ваню и Машу за то, что они помогли ей провести интересную встречу и поздравляет всех гостей с Днём народного единства!

Ваня и Маша вместе с ведущим праздника вручают детям маленькие флажки – копии российского флага. Дети выходят из зла под музыку марша.

Использованная литература:

1. М. Б. Зацепина. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Пособие для педагогов. М., «Мозаика-Синтез», 2008.

2. В. Клоков, В. Кружалов. Государственные символы России. М., ООО «Издательский дом «Новый учебник», 2002.

4. Журнал «Колокольчик» № 39, Санкт-Петербург, 2007.

Праздник был учрежден Федеральным Законом "О внесении в статью 1 Федерального закона "О днях воинской славы (победных днях) России", подписанным в декабре 2004 года президентом России Владимиром Путиным.

День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. Смутное время - период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых, - было эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразили страну.
Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение "пресветлого московского царства". Власть в Москве узурпировала "семибоярщина" во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.
В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. "Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!" - писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.
В сентябре 1611 года "торговый человек", нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь: "Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов - дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело".
По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения "третью деньгу". Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор "пятой деньги": каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям.
По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал "выборным человеком всею землею". Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.
огромное по тому времени войско - более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество "даточных людей" из крестьян.

Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов , входивших в состав русской державы.

С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.
Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.

В конце февраля 1613 года Земский собор, куда входили представители всех сословий страны - дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих русских городов, избрал новым царем Михаила Романова (сына митрополита Филарета), первого русского царя из династии Романовых. Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.

Уверенность, что благодаря именно иконе Казанской Божией Матери была одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги специально выстроил на краю Красной площади Казанский собор. С тех пор Казанскую икону начали почитать не только как покровительницу дома Романовых, но по указу царя Алексея Михайловича, правящего в 1645-1676 годах, было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.
Таким образом, День народного единства по сути совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.
В День народного единства в разных городах нашей страны политические партии и общественные движения организуют митинги, шествия и концерты, благотворительные акции и спортивные мероприятия.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

День народного единства – праздник, сближающий народы. Он относится к государственным праздникам России. Является одновременно и старым и новым российским праздником. Для России наших дней День народного единства — праздник, в который мы отдаём дань истинным традициям патриотизма, согласия народа, веры в Отечество.

Составитель викторины: Ирис Ревю

…Около четырёхсот лет назад было смутное время в Русском государстве. Со смертью царевича Дмитрия царский род Рюриковичей прекратился. Много охотников явилось на Московский царский трон. Долго святая Русь истекала кровью и казалось, что нет надежды на спасение: Москва — в руках поляков, король польский Сигизмунд осадил Смоленск и требовал московскую корону уже для себя, а не для сына своего Владислава. Но не допустил господь погибели святой Руси. Нашлись борцы за наше дорогое Отечество. Патриарх Гермоген отказался утвердить свой подписью грамоту об избрании Владислава, и умер после долгих мучений в темнице голодной смертью. Тогда выступила на защиту святой Руси Троицко-Сергиева Лавра. Её грамоты (о дружной борьбе всех истинно русских людей, любящих свою Родину) рассылались по всем городам и селам России. Одна из таких грамот прибыла в Нижний Новгород и воспламенила горячее сердце торговца Кузьмы Минина.

…Наступило утро великого дня, в который незабвенный и незначительный торговец Минин положил основание утверждения и могущества нашего теперь государства. Горячая, правдивая речь простого торговца сплотила наших граждан в одно непобедимое целое…

4 ноября 1612 года – великий День в истории России. Народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского успешно штурмовало Китай-город и освободило многострадальную Москву от польских интервентов…

1. В честь какого события отмечается День народного единства?
Ответ: В 1612 году народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского освободило Москву от польских интервентов

2. Какой собор сооружён в Москве в память об избавлении Москвы от поляков?
Ответ: Казанский собор

3. Перед каким московским собором установлен памятник Минину и Пожарскому?
Ответ: Памятник Минину и Пожарскому расположен перед Собором Василия Блаженного на Красной площади

4. В каком году в России начали отмечать День народного единства?
Ответ: в 2005 году

5. Какие две крупные задачи ставили Минин и Пожарский?
Ответ: изгнать интервентов и подготовить условия для формирования русского правительства, пользующегося доверием населения

6. Россия – многонациональное государство. Сколько народов населяет её территорию?
Ответ: более 180 народов

8. Что означает слово «единство»?
Ответ: общность, сходство, сплочённость, спаянность, слитность

9. Какие пословицы со словом «единый» вы знаете?
Ответ: «Когда мы едины, мы непобедимы»
«Не хлебом единым жив человек»
«Наша сила – в единстве»

10. Праздник какой иконы отмечает церковь 4 ноября?
Ответ: праздник Казанской иконы Божией Матери

11. В каких городах установлены памятники князю Пожарскому?
Ответ: в Суздале, Зарайске, Борисоглебском

12. Кто автор стихотворения?
«И огнем не сожжешь – перетерпит пожары;
И водой не зальёшь – степи все не отдаст;
И насквозь не пробьёшь – не пропустит удара,
Потому что земля – это ты, это я,
Это каждый из нас»
Ответ: поэт Анатолий Софронов

Что произошло в этот день?

4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года народное ополчение во главе с земским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским освободило Москву от польских интервентов.

Почему эта дата так важна?

С изгнанием поляков из Кремля завершился долгий период Смутного времени в России. Через несколько месяцев после освобождения Москвы Земский собор, куда входили представители всех сословий страны: дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, крестьяне и делегаты от русских городов, избрали нового царя – представителя династии Романовых Михаила Федоровича.

Как поляки оказались в Москве?

После смерти в 1598 году последнего царя из династии Рюриковичей Федора Иоанновича и его младшего брата Дмитрия трон занял боярин Борис Годунов. Однако для знати его права на высшую власть являлись нелегитимными. Этим воспользовались самозванцы, выдававшие себя за погибшего царевича Дмитрия. В стране начался политический кризис, получивший название Смутного времени.

В 1609 году польский король Сигизмунд III начал против России военную интервенцию. Значительная часть страны оказалась под контролем польско-литовских отрядов.

Власть перешла к совету бояр (Семибоярщина), который присягнул на верность польскому королевичу, сыну Сигизмунда. А Москва оказалась оккупирована польскими войсками.

В 1612 году народное ополчение, созданное в Нижнем Новгороде для освобождения русских земель от иноземных захватчиков, взяло штурмом Китай-город и изгнало польские войска.

Кто такие Минин и Пожарский?

Нижегородский земский староста Кузьма Минин сыграл большую роль в создании народного ополчения, обратившись с призывом к горожанам дать отпор врагу. Собралось огромное по тем временам войско – более 10 тыс. служилых поместных людей, крестьян, казаков, стрельцов и дворян. Наравне с русскими в ополчение вошли марийцы, чуваши, коми и другие народы Поволжья и Севера. Воеводой был избран новгородский князь Дмитрий Пожарский, а Минин стал его помощником и казначеем.

В 1818 году по указу императора Александра I на Красной площади был установлен памятник «Гражданину Минину и князю Пожарскому» работы скульптора Ивана Мартоса – первый в истории России памятник не царю или полководцу, а народным героям.

В 1613 году царь Михаил Федорович учредил День очищения Москвы от польских интервентов.

В 1649 году по указу царя Алексея Михайловича дата была объявлена церковно-государственным праздником. Русская православная церковь в этот день чтит память Казанской иконы Божией Матери «за избавление Москвы и России от нашествия поляков 1612 года».

Как икона оказалась связана с историей освобождения Москвы?

По преданию, Казанская икона Божией Матери была прислана из Казани князю Дмитрию Пожарскому и стала покровительницей народного ополчения. С ней войско вошло в Москву.

Сегодня на Красной площади стоит собор Казанской иконы Божией Матери, освященный в 1637 году в память о героях, освободивших столицу.

Если праздник существовал, зачем его снова ввели в 2005 году?

В советские годы 4 ноября не отмечалось и не было выходным. Праздничным днем считалось 7 ноября – День Великой Октябрьской социалистической революции. В 1996 году праздник переименовали в День примирения и согласия.

В сентябре 2004 года Межрелигиозный совет России предложил сделать 4 ноября праздничным днем и отмечать его как День народного единства. Госдума поддержала инициативу. Этот день стал выходным вместо 7 ноября, которое получило статус памятной даты – День Октябрьской революции 1917 года.

Почему праздник называется День народного единства?

Одним из объяснений того, почему было выбрано такое название, может служить пояснительная записка к проекту закона о введении нового праздника: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения … продемонстрировали образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

Материал подготовлен при участии "ТАСС-Досье"

4 ноября мы отмечаем День народного единства. Пожалуй, всем известно, что именно в этот день более 400 лет назад (а точнее 22 октября 1612 года по юлианскому календарю) бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город. Уже спустя несколько дней польские интервенты сдались – русский народ отстоял свою независимость. В честь этих событий в 1818 году в Москве был установлен памятник Минину и Пожарскому, созданный Иваном Мартосом. Но в Москве – только счастливый финал этой истории, начало же ее – в Нижнем Новгороде…

Осень 1611 года. Деревянный храм Рождества Иоанна Предтечи. Море людей. В центре – Кузьма Минин. Он призывает народ встать на защиту Родины: «Захотим помочь Московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей закладывать и бить челом – кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником» (С.М. Соловьев «История России с древнейших времен», глава 8, Окончание междуцарствия).

Сейчас перед этим храмом, теперь уже каменным, а не деревянным, стоит брат-близнец московского памятника Минину и Пожарскому. Создан он был Зурабом Церетели, а установлен 4 ноября 2005 года, тогда же, когда День народного единства был признан государственным праздником.

Памятник Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде flickr.com, ИванычКот

Если же от памятника перед храмом Рождества Иоанна Предтечи пройтись по улице Минина, то минут через 10-15 окажешься уже на площади Минина и Пожарского. Она занимает целых 33 тысячи квадратных метра и тянется от Георгиевской до Кладовой башни Нижегородского Кремля. Однако символом площади считается именно Дмитровская башня, поскольку раньше она служила главным оборонным пунктом Нижнего Новгорода.

В центре площади установлен еще один памятник. На пьедестале – руководитель второго народного ополчения Кузьма Минин. Взгляд его устремлен вдаль. Сам он поднял одну руку, словно призывает людей остановиться, прислушаться, задуматься… Как и 400 лет назад…

А перед «Первым домом» (ул. Минина, 1) можно увидеть бюст Кузьме Минину работы нижегородского скульптора А. В. Кикина. Он был установлен в 1955 году.

Но это не все достопримечательности, которые можно найти на площади. В 1940 году здесь был установлен памятник Валерию Чкалову работы скульптора И. А. Менделевича. Даже застывшая фигура летчика выглядит очень гордо. Взгляд его устремлен, конечно, в небо. А за его спиной – бесконечная лестница…

Это Чкаловская лестница, ведущая к набережной Волги. Она имеет форму восьмерки или форму знака бесконечности. Сюда всегда приезжают люди, переходящие на новую ступень жизни: выпускники прощаются со школой, молодожены празднуют создание семьи…

Также на площади расположен Дворец труда, Выставочный комплекс, музей А. С. Пушкина, музей «Кладовая башня», музей в Дмитровской башне, Художественный музей в кремле, первый и второй корпуса Педагогического университета (в стенах которого в 19 веке находилась Губернская мужская гимназия), а еще множество ресторанов и кафе.

Общий вид площади Минина и Пожарского. Дмитриовская башня Кремля flickr.com, Алексей Трефилов

Не менее богата и история площади. Первоначально она называлась Верхнепосадской и Верхнебазарной, поскольку именно сюда вели сухопутные торговые пути, здесь велась торговля, здесь был центр Верхнего посада (верхней части города). В 1697 году был возведен Благовещенский собор, и площадь переименовали в Благовещенскую. Часть территории от спуска к Волге до Духовной семинарии с 1743 года стали называть Семинарской. Благовещенская площадь имела форму полукруга, а Семинарская – трапеции. В 1917 году их объединили, а новую площадь назвали Советская. Именно после объединения площадь и приобрела нынешнюю форму ковша. Свое современное название она получила только в 1943 году, когда был установлен первый памятник Кузьме Минину работы скульптора А. Колобова (в 1989 его перевезли в Балахну, в родной город Кузьмы Минина).

Сегодня площадь Минина и Пожарского является не только историческим и туристическим центром, но и главной площадью современного Нижнего Новгорода. Здесь проходят главные городские мероприятия, праздники и концерты.

Ночной вид площади Минина и Пожарского flickr.com, Алексей Трефилов

На заставке фрагмент фото “Памятник Валерию Чкалову”



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама