THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Добро пожаловать в краткий обзор музыкальных инструментов симфонического оркестра.

Если Вы только начинаете знакомиться с классической музыкой, то, возможно, Вы ещё не знаете на каких музыкальных инструментах играют участники симфонического оркестра. Эта статья поможет Вам. Описания, изображения и образцы звучания основных музыкальных инструментов оркестра познакомят Вас с огромным разнообразием звуков, издаваемых оркестром.

Предисловие

Музыкальная симфоническая сказка "Петя и волк" была написана в 1936 году для нового Московского Центрального детского театра (ныне Российский академический молодёжный театр). Это повествование о пионере Пете, который проявляет храбрость и смекалку, спасает своих друзей и захватывает волка. С момента своего создания и до сегодняшних дней пьеса пользуется неослабевающей всемирной популярностью как среди молодого поколения, так и опытных любителей классической музыки. Нам эта пьеса поможет определить различные инструменты, т.к. каждый персонаж в ней представлен определённым инструментом и отдельным мотивом: например, Петя - струнные инструменты (преимущественно скрипки), Птичка - флейта в высоком регистре, Утка - гобой, Дедушка - фагот, Кошка - кларнет, Волк - валторна. После ознакомления с представленными инструментами, ещё раз прослушайте эту пьесу и постарайтесь запомнить, как звучит каждый инструмент.

Сергей Прокофьев: "Петя и волк"

Смычковые струнные инструменты.

Все смычковые струнные инструменты состоят из вибрирующих струн, натянутых на резонирующий деревянный корпус (дека). Для извлечения звука используется смычок из конского волоса, зажимая струны в различных положениях на грифе, получают звуки разной высоты. Семейство смычковых струнных инструментов - самое большое в составе , сгруппированное в огромную секцию с музыкантами, исполняющими одинаковую линию музыки.

4-хструнный смычковый инструмент, самый высокий по звучанию в своём семействе и важнейший в оркестре. Скрипка обладает таким сочетанием красоты и выразительности звука, как, пожалуй, ни один другой инструмент. А вот скрипачи зачастую имеют репутацию нервных и скандальных людей.

Феликс Мендельсон Концерт для скрипки

Альт - по внешнему виду копия скрипки, только чуть больших размеров, отчего звучит в более низком регистре и играть на нем немного сложнее, чем на скрипке. По сложившейся традиции альту отводится вспомогательная роль в оркестре. Альтисты зачастую являются мишенью для шуток и анекдотов в музыкальной среде. Было в семье три сына - два умных, а третий - альтист...P.S. Некоторые считают, что альт это улучшенный вариант скрипки.

Роберт Шуман "Волшебная сказка (Fairy Tales) для альта и фортепиано"

Виолончель - большая скрипка, на которой играют сидя, удерживая инструмент между коленями и упирая его шпилем в пол. Виолончель имеет богатый низкий звук, широкие выразительные способности и детально проработанную технику исполнения. Исполнительские качества виолончели покорили сердца огромного числа поклонников.

Дмитрий Шостакович Соната для виолончели и фортепиано

Контрабас - самый низкий по звучанию и самый большой по размеру (до 2-х метров) среди семейства смычковых струнных инструментов. Контрабасисты должны стоять или сидеть на высоком стуле, чтобы дотянуться до верха инструмента. Контрабас обладает густым, хриплым и несколько глуховатым тембром и является басовым фундаментом всего оркестра.

Дмитрий Шостакович Соната для виолончели и фортепиано (см. виолончель)

Деревянные духовые инструменты.

Большая семья различных инструментов, не обязательно сделанных из дерева. Звук порождается вибрацией воздуха, проходящего по инструменту. Нажатие клавиш укорачивает/удлиняет воздушный столб и меняется высота звука. Каждый инструмент обычно имеет свою сольную линию, хотя исполнять её могут и несколько музыкантов.

Основные инструменты семейства деревянных духовых инструментов.

- современные флейты очень редко бывают из дерева, чаще из металла (в т.ч. драгоценных металлов), иногда из пластика и стекла. Флейту держат горизонтально. Флейта - один из самых высоких по звучанию инструментов в оркестре. Самый виртуозный и технически подвижный инструмент в семействе духовых, благодаря этим её достоинствам ей часто поручается оркестровое соло.

Вольфганг Амадей Моцарт Концерт для флейты № 1

Гобой -мелодичный инструмент с диапазоном ниже, чем у флейты. По форме немного конический, гобой обладает певучим, однако несколько гнусавым тембром, а в верхнем регистре даже резким. Он в основном используется как оркестровый сольный инструмент. Поскольку во время игры гобоисты должны перекашивать своё лицо, их иногда воспринимают как ненормальных людей.

Винченцо Беллини Концерт для гобоя с оркестром

Кларнет - бывает нескольких размеров, в зависимости от требуемой высоты звучания. Кларнет использует только один язычок (трость), а не двойной как у флейты или фагота. Кларнет обладает широким диапазоном, тёплым, мягким тембром и предоставляет исполнителю широкие выразительные возможности.
Проверьте себя: Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Карл Мария фон Вебер Концерт для кларнета № 1

Самый низкий по звучанию из деревянных духовых инструментов, используется как для басовой линии, так в качестве альтернативного инструмента мелодии. В оркестре обычно три-четыре фагота. Играть на фаготе в силу его размеров тяжелее, чем на остальных инструментах этого семейства.

Вольфганг Амадей Моцарт Концерт для фагота

Медные духовые инструменты.

Самая громкая группа инструментов симфонического оркестра, принцип извлечения звуков такой же, как и у деревянных духовых инструментов - "нажимай да дуй". Каждый инструмент играет свою сольную линию - материала очень много. В разные эпохи своей истории симфонический оркестр менял группы инструментов в своём составе, некоторый спад интереса к духовым инструментам произошел в эпоху романтизма, в 20 веке открылись новые исполнительские возможности медных инструментов и значительно расширился их репертуар.

Валторна (рожок) - изначально произошла от охотничьего рожка, валторна может быть мягкой и выразительной или резкой и скрипучей. Обычно в оркестре используется от 2 до 8 валторн в зависимости от произведения.

Николай Римский-Корсаков Шахерезада

Инструмент с высоким чистым звуком, очень подходит для фанфар. Как и кларнет, труба может быть разных размеров, каждая со своим тембром. Отличаясь большой технической подвижностью, труба блестяще выполняет свою роль в оркестре, на ней возможно исполнение широких, яркого тембра и большой протяжённости мелодических фраз.

Йозеф Гайдн Концерт для трубы

Исполняет больше басовую линию, чем мелодическую. От других медных духовых инструментов отличается наличием особой передвижной U-образной трубки - кулисы, двигая которую вперед и назад музыкант изменяет звучание инструмента.

Николай Римский-Корсаков Концерт для тромбона

Ударные музыкальные инструменты.

Древнейшие и самые многочисленные среди групп музыкальных инструментов. Часто ударные ласково называют "кухней" оркестра, а исполнителей называют "мастером на все руки". С ударными инструментами музыканты обходятся довольно "жестко": бьют их палками, ударяют друг о друга, трясут - и все это для того, чтобы задать ритм оркестра, а также придать колорит и своеобразие музыке. Иногда к ударным добавляют автомобильный клаксон или устройство, имитирующее шум ветра (эолифон). Рассмотрим только два ударных инструмента:

- полусферический металлический корпус, обтянутый кожаной мембраной, литавры могут звучать очень громко или, наоборот, мягко, как далёкий раскат грома, для извлечения разных звуков используются палочки с головками из разных материалов: дерево, войлок, кожа. В оркестре обычно от двух до пяти литавр, очень интересно наблюдать за игрой на литаврах.

Иоган Сабастьян Бах Токката и фуга

Тарелки (парные) - выпуклые круглые металлические диски разного размера и с неопределенной высотой звучания. Как подмечено, симфония может длиться девяносто минут, а ударить в тарелки придётся только один раз, представляете какая ответственность за точный результат.

Зачастую в симфонических оркестрах скрипка применяется для ведения основной музыкальной темы. Такую роль может исполнять одна или несколько скрипок. Скрипка-соло принадлежит первому скрипачу. Кстати, начинать учиться играть на скрипке лучше с четырехлетнего возраста.

В настоящее время на музыкальном рынке существует несколько основных размеров скрипок. К примеру, самым маленьким музыкантам подойдет скрипка размера 1/16. Самыми популярными размерами принято считать 1/8, 1/4, 1/2, ¾. Обычно такие музыкальные инструменты подбирают для детей, которые уже занимаются в музыкальной школе или недавно приступили к обучению. Для среднестатистического взрослого наилучшим инструментом станет скрипка размера 4/4. Также могут создаваться и скрипки промежуточных размеров 1/1 и 7/8. Однако они являются наименее востребованными.

Также выделяют три основные категории скрипок - мастеровые, фабричные и заводские. Мастеровыми называются музыкальные инструменты ручной работы. Обычно они изготавливаются под конкретного заказчика и могут передаваться из поколения в поколение. В основном мастеровые скрипки полноразмерными.

Мануфактурные скрипки - это инструменты начала прошлого века. Правда среди них можно встретить битые и затем восстановленные инструменты. Поэтому лучше покупать такую скрипку с профессионалом.

Заводскими скрипками принято называть современные музыкальные инструменты, которые изготавливаются на различных фабриках. Правда скрипки такого уровня являются базовым и бюджетным вариантом. На вторичном рынке они не будут иметь никакой ценности.

Как правильно выбрать скрипку

Для того, чтобы подобрать скрипку под себя необходимо поставить ее на левое плечо и вытянуть впереди себя левую руку. При этом голова скрипки окажется в середине ладони музыканта. Пальцы же должны полностью обхватывать головку. Современные потребители могут выбрать для себя классическую или электроскрипку.

Некоторые музыканты предпочитают только классические скрипки, потому что электрический вариант инструмента не может дать такой же чистый звук. Тем более играть в симфоническом оркестре на электроскрипке просто невозможно. По тембру и тональности она сильно отличается от классической версии. При покупке скрипки не стоит выбирать первый попавшийся инструмент.

Скрипка – артефакт в мире музыки, это настоящая волшебная палочка. Скрипка известна всем. При воспоминании о ней никто не начинает спорить, как о других струнных: «А виолончель, это большая такая? Или контрабас побольше? А виолина тогда какая?».

Всем известно, что такое скрипка и как она выглядит. Но это в том случае, если играть вы на ней не собираетесь. А вот если собираетесь, узнать о ней придётся гораздо больше, ведь скрипки бывают очень и очень разными.

Итак, скрипка – струнный смычковый инструмент высокого регистра, считается предназначенной в основном для сольных партий. Имеет древнейшую историю, современный вид получила в 16 веке. Скрипки всегда делали скрипичные мастера, нынче очень ценятся работы Страдивари и Гварнери.

Инструмент имеет четыре струны по квинтам g, d1,a1,e2, (бывают пятиструнные, с – «до» малой октавы). Тембр инструмента густой в низком регистре, мягкий в среднем и блестящий в верхнем.

Компоненты и виды современных скрипок

Корпус имеет грушеподобную форму, рассчитанную строго математически.

Деки корпуса – верхняя и нижняя соединены обечайками. Они формируют своды скрипки, их толщина и форма являются важными для силы и тембра звучания. Чем выше обечайки из твёрдого дерева, тем более глухой и мягкий звук, чем ниже – тем более пронзительны и невесомы верхние ноты.

Уголки на обечайках нужны для позиционирования смычка. В корпусе находится душка, которая передаёт вибрации с подставки через верхнюю деку у нижнюю, благодаря чему скрипка звучит густо и звонко.

Нижняя дека делается из целого куска или двух одинаковых половинок древесины твёрдых пород. Верхняя половина сделана из ели, и имеет резонаторные отверстия – эфы. На середине деки закреплена подставка для струн, под ней прикреплена пружина, планка, благодаря которой верхняя дека лучше резонирует.

Сила и звучание очень зависят от материала и менее от состава лака для инструмента. Лак играет большую роль в защите инструмента от внешней среды, и придаёт ей цвета от золотистого до орехового.

Подгрифок держит струны, ранее делался из красного или чёрного дерева, нынче часто - из пластмасс или сплавов. Подгрифок имеет петлю и чётыре петлицы для струн. Ныне в отверстии часто ставят рычажно-винтовые механизмы, которые облегчают настройку.

Также в состав скрипки входит петля из толстой струны или проволоки, и пуговка, навершие колка, она держит подгрифок и выдерживает нагрузку около 24 кг.

Подставка оказывает опору для струн и передаёт колебания со струн на деки, поэтому её местоположение определяет звучание – если она ближе к подгрифку – звук глуше, а дальше – ярче.

Гриф состоит из целой полочки твёрдого дерева (чёрного эбенового или палисандра), изогнутая, чтобы смычок не цеплял при игре другие струны.

Порожек – пластинка из дерева, в которую проведены струны.

Шейка – полукруглая деталь, за которую исполнитель держит скрипку. Колковая коробка – часть шейки, где находятся две пары колков, которые настраивают струны.

Их необходимо смазывать притирочной пастой. Завиток – украшение скрипки, «фирменный знак» мастера.

Струны: 1-я - Ми второй октавы, звучит звонко и блестяще, 2-я - Ля первой октавы, мягкое звучание, 3-я - Ре первой октавы, мягкий матовый тембр, 4-я - Соль малой октавы, густой звук.

Аксессуары

Смычок, деревянная трость с колодкой и волосом из конского хвоста с чешуйками. Подбородник – устройство для держания скрипки. Мостик – пластинка для держания скрипки на ключице.

Также к скрипке полагаются «глушилка», благодаря которой скрипка еле звучит – слышная исполнителю и неслышная окружающим (для учёбы), а также машинка – средство для настройки, которое зависит от размера скрипки.

Виды скрипок

Скрипки бывают:

  • Акустическими . Другими словами, это обычная деревянная скрипка, которая звучит благодаря корпусу и его особенностям.

    Акустическая скрипка предназначена для игры в оркестре или соло.

    Это лучший вариант для того, чтобы учится играть на скрипке, ведь только на натуральном инструменте можно научиться полноценно извлекать звуки, на других видах скрипки это невозможно.

    Лишь после полного обучения игры на скрипке акустического типа можно играть на других инструментах.

  • Электроскрипка . Её звучание отличается материалом – сталь, ферромагнит, электромагнит, а также звукоснимателями пьезоэлектрическими или магнитными.

    Электронная скрипка очень напоминает традиционную скрипку, но звучание её более резкое и ближе к синтетическому, это легко понять, послушав Ванессу Мей или Линдси Стирлинг.

    Скрипка может иметь до 10 струн и резонирующий или каркасный корпус. К сожалению, скрипка не подходит для оркестра, она будет очень выделяться звуком, а также не даст чистоты и уникальности звука.

  • Полуакустическая скрипка – объединение корпусного звучания и звукоснимателей.

Также выделяют мастеровые, фабричные или заводские скрипки.

Мастеровые очень дорогие и сделанные под конкретного музыканта, фабричные – старинные, сделанные вручную мастерами небольших фабрик до 20 века, а также заводские – базовый вариант для любого музыканта – они могут звучать ничем не хуже авторских, но не имеют материальной ценности.

Скрипка – основные размеры

Размер скрипок зависят от длины руки играющего. Итак, скрипка – основные размеры:

  • 4/4 – четыре четверти (целая) – самая большая скрипка, предназначена для самых старших учеников школы и взрослых. Скрипка 4/4 в Кишиневе приобретается в основном для уверенной игры на инструменте.
  • 1/2 – одна вторая (половинка) – для детей 9 –10 лет, а также для младших, но высоких.
  • 3/4 – три четверти (трехчетвертная) – нечто среднее между (1/2) и (4/4), для детей около 12–15 лет, но это необязательный вариант, можно переходить с половинки сразу на целую скрипку.
  • 1/4 – одна четверть (четвертинка) – для возраста с 4 до 9-ти лет.
  • 1/8 и 1/16 (восьмушка и шестнадцатая) – для самых маленьких. Детская скрипка 1/8 в Молдове пользуется стабильно высоким спросом, в основном такой размер покупают для ребят, которые еще находятся в процессе обучения.
  • 7/8 – чуть больше трехчетвертной, обычно такой размер имели скрипки знаменитых мастеров Амати и Страдивари.

Из маленькой скрипки невозможно извлечь качественный звук, ведь они предназначены для учёбы. Чтобы понять, какого размера скрипка нужна музыканту, нужно измерить длину от нижней части завитка до деки (исключая «пуговицу» на которой крепят подгриф.

Смотрим данные таблицы:

Размер скрипки

Длина скрипки корпус / общая (см.)

Примерный возраст (лет)
4/4 35,5 см / 60 см 11 - 12 / взрослый
7/8 34,3 см / 57,2 см 11+ / взрослый
3/4 33 см / 53,3 см 9 -12
1/2 31,75 см / 52 см 7 - 9
1/4 28 см / 48,25 см 5 - 7
1/8 25 см / 43 см 4 - 6
1/10 22,9 см / 40,6 см 4 - 5
1/16 20,3 см / 36,8 см 3 - 5
1/32 19 см / 32 см 1 - 3

Используя данную таблицу можно подобрать ориентировочный размер инструмента.

Подобрать смычок для скрипки можно используя следующие параметры:

Размер скрипки Длина руки Размер смычка (длина см.) Примерный возраст (лет)

58 см и более

11 - 12+ / взрослый

56 см и маленькие кисти рук

11+ / взрослый

менее 35,5 см

В основном все взрослые играют на полноразмерных скрипках. Самое главное в выборе – убедиться в комфортности игры на инструменте, чтобы четвёртый палец попадал в интонацию удобно.

Скрипка – живое существо, с характером, эмоциями и душой. Её голос способен играть на струнах нашей души и делать их тоньше, открывать в них новые, неизведанные ранее глубины. Вы сможете приобрести эти чудесные инструменты на нашем сайте.

В нашем магазине доступные скрипки разных размеров, в том числе обучающий инструмент для самых маленьких. Цена на скрипки в Молдове в нашем магазине полностью соответствует заявленному высокому качеству!

В нашем интернет магазине вы сможете . У нас самые низкие цены на скрипки в Кишиневе. Акустические скрипки 1/2, 1/4, 1/8, 3/4, 4/4 в наличии. Доставка осуществляется по всей стране.

Родителям, собирающимся отдать ребенка в музыкальную школу, а также всем любителям искусства нужно знать, что инструменты, на которых играют, делятся на несколько видов. Особняком стоят электрические приборы, например синтезатор. Духовые инструменты звучат с помощью колебания воздуха в полой трубке. При игре на клавишных необходимо активировать молоточек, ударяющий по струне. Обычно это делается с помощью нажатия пальца.

Скрипка и ее варианты

Струнные инструменты бывают двух видов:

  • смычковые;
  • щипковые.

Они очень популярны у любителей музыки. Смычковые инструменты часто исполняют главные мелодии в оркестровых пьесах и симфониях. Свой современный вид они обрели довольно поздно. Скрипка сменила старинную виолу только в XVII веке. Остальные смычковые сформировались еще позже. Помимо классической скрипки, существуют другие разновидности этого инструмента. Например, барочная. На ней часто исполняют произведения Баха. Есть также национальная индийская скрипка. На ней играют народную музыку. В фольклоре многих этносов есть звучащий предмет, похожий на скрипку.

Главная группа симфонического оркестра

Во всем мире очень популярны струнные инструменты. Названия их такие:

  • скрипка;
  • альт;
  • виолончель;
  • контрабас.

Эти инструменты составляют струнную группу симфонического оркестра. Самый популярный из них - скрипка. Именно она привлекает множество детей, желающих обучаться музыке. Это логично, потому что скрипок в оркестре больше, чем других инструментов. Поэтому искусство нуждается в специалистах соответствующего профиля.

Струнные инструменты, названия которых здесь перечислены, формировались параллельно. Они развивались в двух направлениях.

  1. Внешний вид и физико-акустические свойства.
  2. Музыкальные возможности: исполнение мелодии или баса, техническая подвижность.

Антонио Страдивари

В обоих случаях скрипка опережала своих «коллег». Периодом расцвета этого инструмента стали XVII и XVIII века. Именно в это время работал великий мастер Антонио Страдивари. Он был учеником Николо Амати. Когда Страдивари начал учиться профессии, форма и составные части скрипки были уже сформированы. Установился также размер инструмента, удобный для музыканта. Страдивари внес свой вклад в развитие искусства. Он сделал акцент на материале, из которого изготовлен корпус, и покрывающем его составе. Мастер вручную делал музыкальные инструменты. Скрипка в то время была эксклюзивной вещью. На ней играли только придворные музыканты. Часто они делали индивидуальные заказы. Страдивари знал требования и предпочтения всех ведущих скрипачей. Много внимания мастер уделял материалу, из которого изготавливал инструмент. Часто он применял древесину, бывшую в употреблении. Существует легенда, что Страдивари во время прогулки простукивал тростью заборы. Если ему нравился звук, то ученики по команде синьора Антонио выламывали подходящие доски.

Секреты мастера

Струнные инструменты покрываются специальным лаком. Страдивари разработал особый состав, который хранил в секрете. Он опасался конкурентов. Исследователи установили, что мастер покрывал корпус маслом для грунтовки деревянных досок, которым пользовались живописцы того времени. Страдивари добавлял в состав также различные природные красители. Они давали инструменту не только оригинальный цвет, но и красивое звучание. Сегодня скрипки покрывают спиртовыми лаками.

Струнные инструменты развивались очень интенсивно. В XVII и XVIII веках при аристократических дворах работали скрипачи-виртуозы. Они сочиняли музыку для своего инструмента. Таким виртуозом был Антонио Вивальди. Скрипка развивалась как сольный инструмент. Она приобрела небывалые технические возможности. На скрипке можно было исполнять красивые мелодии, блестящие пассажи и даже многоголосные аккорды.

Особенности звучания

Струнные инструменты часто использовались и в оркестровых произведениях. Композиторы применяли такое свойство скрипок, как непрерывность звучания. Плавный переход между нотами возможен благодаря ведению смычка по струнам. Скрипичный звук, в отличие от фортепианного, не затухает. Его можно усилить или ослабить с помощью регулирования давления смычка. Поэтому струнным поручали играть длительно звучащие мелодии с различным уровнем громкости.

Музыкальные инструменты этой группы имеют примерно одинаковые свойства. Альт, виолончель и контрабас очень похожи на скрипку. Они различаются размерами, тембром и регистром.

Альт крупнее скрипки. Играют на нем смычком, прижимая инструмент подбородком к плечу. Из-за того, что струны альта толще, чем у скрипки, он имеет другой диапазон. Инструменту подвластны низкие звуки. Он часто играет сопровождающие мелодии, подголоски. Крупный размер мешает подвижности альта. Ему неподвластны стремительные виртуозные пассажи.

Гиганты смычка

Музыка под током

Харрисон был виртуозом электрогитары. Этот инструмент не имеет полого корпуса-резонатора. Колебания металлических струн преобразовываются в электрический ток, который затем трансформируется в звуковые волны, воспринимаемые слухом. Исполнитель может менять тембр своего инструмента, используя специальные приспособления.

Существует еще одна разновидность электрогитары, которая имеет широкую популярность. Она звучит исключительно в низком диапазоне. Это бас-гитара. Она имеет четыре толстые струны. Функция инструмента в ансамбле - поддерживать мощную басовую опору.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама