THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Бывало вам видеть в общественном месте кого-то с «бананами в ушах» (ну, в наушниках), отбивающего такт ногой, покачивающего головой? Все стоят мрачные, едут на работу, думают о проблемах, а рядом стоит человек и пританцовывает. «Псих», – подумает большинство. «Счастливый», – подумаю я и такие как я.

Танец – часть культуры человека, без которой не обходились ни древние люди, ни современники. Просто раньше это было больше культом или прелюдией, а теперь развлечением и – точно вторая функция осталась! – прелюдией.

Пляски запрещали, танцы ограничивали, за вертёж под звуки маракасов осуждали, злобные картинки в Интернете на танцующих выкладывали, а мужчины и женщины все равно танцевали, танцуют и будут танцевать.

Я убеждена, что танцевать любят все, только одни себе разрешают, а другие – нет. Почему же люди любят двигаться под музыку? Есть ли этому объяснение? Наука говорит, что есть.

Ученые пишут, что в нашем организме происходит целый ряд процессов, которые служат качественным стимулом для так называемой «системы поощрения» мозга. То есть активируются в нервной системе те самые структуры, которые регулируют поведение человека с помощью положительных реакций. И среди этих процессов – ура, товарищи! – координированные движения. Это и есть танцы!

Новость отличная, но, к сожалению, ученые так и не могут найти хотя бы одну объективную причину, почему танцы вызывает выброс гормона счастья – серотонин. Но факт: танец под любимую музыку может даже стать двойным счастьем. Прослушивание приятной музыки плюс ритмичные движения под нее, и вот вам – две дозы серотонина за раз.

Ученые не сдаются. Они еще обнаружили связь между двумя областями головного мозга – слуховой зоной и той частью, которая отвечает за планирование движений и сами движения. Обучение танцу – это самый наглядный пример. Ученик под музыку повторяет за учителем движения – имитирует, старается подражать инструктору. Слышит ритм – видит пример – повторяет – мозг работает. Нам только кажется, что во время тренировок мы просто отрабатываем фигуры, шаги, повороты, а мозг продолжает работать…

Доктора наук и тут не успокоились. Они спросили друг друга: а человек это единственное животное, которые способно двигаться в такт музыке? За ответом они пошли к ближайшим родственникам человека – к шимпанзе. И тут пришло разочарование – шимпанзе не танцуют!!! Они как Арнольд Шварценеггер, который не танцует и даже ходит с трудом.

Но как же многочисленные видеоролики на Интернете о чудесных попугаях какаду, которые подпевают и пританцовывают лучше некоторых завсегдатаев ночных клубов? Попугаев все видели. Ученые говорят, этот феномен связан с тем, что шимпанзе не умеют имитировать звуки, а попугаи – способны. Получается, что дар ритмично двигаться под музыку связан с умением подражать услышанным звукам. Именно это мы, как попугаи, делаем каждый раз, когда тихо или во весь голос подпеваем любимому певцу.

Кстати, эти научные открытия приводят к выводу, что мы с вами вовсе не танцуем под музыку, а подсознательно имитируем своими движениями ее ритм, мелодичность, темп… Мы громче топает на сильной доле, мы взмахиваем руками на целой ноте, зависаем на паузе… Мы танцуем музыку!

Проблема современного человека в том, что он, на самом деле, ленив и ничего не хочет. Максимум до чего он снисходит - не навредить себе. О том, чтобы совершить значительный качественный скачок в своей жизни, - и речи не идет. Он думает, для того, чтобы нормально существовать, достаточно отказаться от майонеза, жареного и быстрых углеводов, изредка прочитывать какую-нибудь книгу, чтобы не атрофировался мозг и побольше ходить пешком. Это не есть путь к развитию, - это путь к деградации и старению. Существует множество людей, которые с годами становятся лучше: статнее, грамотнее, «породистее», интереснее, отлично выглядят. О них многие думают, что это гены, не понимая, что они тоже могут быть такими. Это не только гены, но и осознанный выбор человека, результат большого труда во всех направлениях: здоровье, красота, ум, спортивность, образованность, культурное, духовое развитие, искусство и творчество, и т.д. На каждый из этих аспектов воздействуют разные виды деятельности, но при этом существуют наиболее оптимальные комплексные направления, которые затрагивают несколько из перечисленных аспектов одновременно.

Занимаясь здоровьем через поликлиники, санатории и реабилитационные центры, мы воздействуем прямым образом на здоровье и, как следствие, на красоту. Посещая салоны красоты и spa, мы занимаемся исключительно своим внешним видом. Занимаясь активными видами спорта (включая фитнес и тренажерный зал), мы улучшаем свою спортивную подготовку, и, как следствие, красоту, при этом аспект здоровья остается под вопросом - можно как улучшить его, так и получить серьезные травмы. Садясь на диету, мы воздействуем на фигуру и красоту, но зачастую в ущерб здоровью. Ближе всего к оптимальному виду активности - плавание и йога. Плавание при этом в хлорированных бассейнах полезным не назовешь, также оно оказывает сильное влияние на формирование фигуры: раскачанный плечевой пояс и ноги, что весьма спорно с точки зрения красоты. Йога - практически идеальная сбалансированная нагрузка: дает отличную силовую подготовку, растяжку, делает тело и дух здоровыми и красивыми; но есть и обратная сторона. Йога имеет широкий ряд противопоказаний, особенно на раннем этапе практики, асаны должны выполняться под строгим контролем гуру, старикам многие асаны крайне противопоказаны, в «женские дни» многие асаны делать запрещено, несоблюдение правил безопасности может привести к непоправимым последствиям. Также у йоги практически отсутствует динамическая нагрузка, хотя, в последних тенденциях йоги, они уже пришли к этому и стараются включать в программу динамические упражнения, но за двумя зайцами не погонишься… Динамика - это противоположный полюс концепции йоги: работа над статической нагрузкой, растяжка, медитация, работа с дыханием. Поэтому йоге никогда не будет хватать динамической кардио нагрузки, а это единственная нагрузка, которая заставляет нас двигаться на выносливость, укрепляя сердечную мышцу, делая более подвижными. На первом месте чарта «полезных активностей» навечно обосновался танец (в некоторых случаях мы имеем в виду базу современного танца «Импровизация для танцпола»). Судите сами…

Любая форма танца, в отличие от всех остальных занятий, наполнена красотой, эстетикой, культурой, а также духовным и физическим развитием. Танец - это самое прекрасное действо в исполнении человека. Красота, которую человек приобретает через танец, проецируется и на его внешние и внутренние проявления, на его поступки, действия и мысли. Представьте, что на вас применяется некий «фильтр красоты», как на фотографию в фотошопе, и этот фильтр работает в обе стороны: и для внешнего мира вы становитесь прекраснее, а мир становится прекраснее для вас. Вы начинаете по другому относиться ко всему, иначе смотреть на вещи, больше замечаете хорошее и игнорируете плохое. Как будто вокруг все изменилось, но на самом деле изменились вы сами. «Фильтр красоты» одинаково хорошо работает независимо от исходных данных человека: внешность, фигура. Он работает как магнит - все тянутся к красивым людям, такова природа человека.

Танцы делают человек красивее во всех смыслах. В жизни люди, увлеченные танцем, сильно отличаются от остальных: они иначе двигаются, иначе себя ведут, лучше одеваются, иначе пользуются мимикой лица, кистями рук, иначе говорят, выглядят гораздо моложе своих лет, и в душе они все также молоды. Кажется, будто возраст над ними не властен. Красота - это первая причина, почему вам стоит научиться танцевать.

Вторая причина, чтобы научиться танцевать, это физическая форма. Не устаю повторять, что тело создано для движения, оно живет и развивается только в движении, в ином случае оно начинает стариться. Принцип такой: если мышца не используется, организм решает, что она вам не нужна, и мышца атрофируется. Чем взрослее вы становитесь, тем труднее вернуть ее в тонус, но в любом возрасте она поддается тренировке. Отсюда следует, что важно подобрать такой комплекс упражнений, при котором будет задействовано максимальное количество мышц. Это ключевой момент программы обучения базе современного танца, ее задача - дать сбалансированную нагрузку для всех групп мышц, своего рода комплексный «тренажер» для тела. Второй ключевой момент - все движения должны выполняться в безопасном режиме, т.е. у программы нет ни одного противопоказания. Если вы не человек с ограниченными возможностями и вам можно ходить, наклоняться и поворачиваться, то она вам подходит. Самая главная мышца, которая здесь тренируется больше всего - это сердце. Основной режим программы - аэробный, на выносливость, количество силовых движений минимально. По этой причине программа идеально подходит взрослым. Но отсюда следует и определенный недостаток: для полноценного развития тела требуется также и силовая нагрузка, поэтому в идеале изучение танцев хорошо комбинировать с занятиями по йоге. В дополнение вы получите полноценную растяжку всего тела, что также важно для хорошего здоровья. В программе по базе современного танца внимание уделяется лишь на растяжку тех мышц, которые мы используем в танце на танцполе, а именно мышц корпуса.

Сбалансированное грамотное поддержание физической формы неминуемо ведет к здоровью и красоте. Важно также понимать, что иметь потрясающее атлетическое или модельное телосложение, но при этом не иметь ни малейшего представления о том, как это работает - не означает находиться в хорошей физической форме. Мы называем такую концепцию «памятник». Иметь крутой автомобиль и не иметь возможности им воспользоваться - это грустно. Подвижность - основной критерий оценки физической формы.

Следующая важная причина научиться танцевать - это культура. Современное поколение сильно отличилось от предыдущих, показав резкое культурное падение практически во всех областях, включая танец. Мы видим основные причины феномена в том, что

  • уметь танцевать перестало быть модным. Нет кумиров, кто мог бы повести за собой, зажечь толпу. Но, как и любая мода, это временно.
  • вечерние дискотеки больше не проводятся - нет места, куда человек мог бы пойти вечером и потанцевать.
  • в мире появились тысячи всяких новых направлений активного отдыха и вся популяция равномерно разделилась по интересам среди этих направлений на субкультуры. Танцы перестали быть основным связующим звеном общества.
  • интернет, телевидение и техника превратили людей в зомби.
  • сидячая работа - в процветающих оседлых овощей
  • в программах образования нет такой дисциплины как танцы.
  • темп жизни растет - у людей все меньше и меньше времени. Чтобы что-то назначить - нужно что-то отменить.

Это лишь некоторые причины, почему люди не задумываются о том, чтобы научиться танцевать, и они в этом не виноваты. Хотелось бы верить, что это обратимый процесс. Если не пытаться искать виноватых вокруг и согласиться с тем, что каждый сам делает выбор, то восполнять пробелы культуры необходимо начиная с самого себя.

Еще один важный повод заняться танцами - это духовное развитие. Танец облагораживает человека, вдохновляет, ведет к гармонии, уравновешенности и очищению, потому что это, самая что ни на есть, активная форма медитации. Танец делает человека добрее, раскрепощеннее, общительнее, внимательнее, мягче и чувственнее.

Неотъемлемый аргумент в пользу танца - то что это - искусство. Элитная прослойка общества всегда отличалась от рабочего класса владением разных видов искусств. Среди всего прочего, танец считался обязательным. Те, кто не умел танцевать, стыдились и старались избегать балов, дабы не прослыть невеждой. Никогда ранее не было такого, что отсутствие танцевальной культуры считалось бы нормой. Искусство и творчество возвышает людей над самими собой - недаром все стремятся иметь хотя бы какое-то хобби для души, которое делается не ради денег. Каждому человеку важно, чтобы его жизнь была чем-то большим, нежели чередой «вау-анальных» импульсов.

Говоря об исключительных особенностях обучения базе современного танца «импровизации для танцпола» следует добавить, что танец - это не просто приятное развлечение, это серьезная образовательная программа, достойная преподавания в высших учебных заведениях в качестве основополагающей программы современного танца. Это техника требующая ума, собранности, внимания, концентрации, анализа, навыка структурного мышления. Не даром большинство наших учеников - это экономисты, финансисты, программисты, бухгалтера, юристы, руководители и другие представители аналитических профессий. Казалось бы - «просто танец», на самом же деле - мощнейший инструмент интеллектуального развития.

Если вы все еще не мотивированы и сомневаетесь, стоит ли научиться танцевать, буду краткой:

  • танец и музыка - это лучшие антидепрессанты и модуляторы настроения
  • танец - это повод для восхищения, почтения и уважения во все времена
  • занятия танцами - это окружение красивыми творческими людьми, которые не продали душу благам технологического прогресса
  • заниматься танцами - это лучшее, вы можете сделать для храма вашей души
  • танец - это сокровенные знания передаваемые веками, которые являются важнейшим наследием культуры. Именно культура отличает человека от других живых существ.
  • занятия танцами вы будете вспоминать в конце жизни с улыбкой и гордостью
  • танец - это то, что будут помнить и ценить в вас ваши потомки
  • танец - это то, что нас вдохновляет и заставляет любить
  • танец - это повод для общения и новых знакомств
  • танец - это повод следить за собой и своей фигурой
  • танец - это целый мир и смысл жизни для миллионов людей (посмотрите сами в поисковиках сколько миллионов сайтов посвящены танцам)
  • танец - это способ лечить болезни
  • включение танца в программу обязательного образования способно возродить здоровье нации
  • танец - это единственный понятный каждому международный язык общения
  • не существует человека, кто сказал бы, что танец - это плохо
  • танец повышает осознанность и контроль над телом
  • танец - безопасный источник безграничного удовольствия и кайфа
  • танец без слов говорит о вас то, кто вы есть…

Список можно продолжать бесконечно. Для каждого танец означает что-то свое, личное. Что еще на земле может похвастать таким богатым списком достоинств? Все еще сомневаетесь, что научиться танцевать стоит свеч? Тогда вам, вероятно, до себя нет никакого дела, вас одолела лень, вы не готовы бороться и с удовольствием смиритесь с жизнью за бутылку пива и телек. Пройдут года, вы глянете на себя со стороны и будете очень жалеть, что так и не дали себе шанса. Слабость - это ли ваш выбор?
(с) Diana Stark
www.сайт

Разбираю архив своих балетных снимков.
Было время, когда я излагала свои впечатления о спектаклях на форуме «Мариинский». Теперь предпочитаю ничего не говорить, хочу просто смотреть танец. Люди, которые танцуют, все вам расскажут сами, гораздо лучше меня. Но об одном человеке я не могу не сказать. Ульяна Лопаткина… Самая загадочная и талантливая русская балерина рубежа 20 – 21 вв. На мой взгляд, ее загадка проста. Она заключена не только в ее индивидуальной пластике, но и в ее ясном уме и здоровой душе. Все это позволяет ей не только по-своему интерпретировать партии, но и рассказывать людям истории, полные глубоких обобщений, понятных каждому, кто способен видеть окружающий мир, кто живет, чувствует. Именно это всегда отличало настоящее искусство от ремесла. Лопаткина – это человек, который не стремится «попасть в рейтинг» или «оседлать удачу». Лопаткина – это просто талантливый человек на своем месте. И еще одно важное свойство этой балерины – каждый раз танцевать как в первый, улыбаясь чуть застенчивой и радостной улыбкой ученицы, открывающей для себя что-то новое.

Еще очень хочется отметить молодую балерину Валерию Мартынюк. Высокий эмоциональный подъем отличал все ее выходы, виденные мною прежде. Но ее танцу все же чего-то недоставало. С одной стороны была юная девочка, а с другой - огромный зал, на который ее не хватает. В вариации большого классического па из 3-го акта "Раймонды" выступление было просто блестящим, особенно 31.01 – стильность, точность, шарм. Спасибо!

Завораживающая Майя Думченко-Жизель

Мирта - А.Колегова

Фея Бриллиантов - Т.Ткаченко

Принцесса Аврора - А.Сомова (оказывается, танцевала с температурой)

Карабосс - немолодая женщина со следами былой красоты и испортившимся характером (И.Баймурадов)

К сожалению, редко танцующий В.Щербаков (Джеймс) и А.Петушкова (Эффи) в "Сильфиде". У Щербакова, на мой взгляд, редкая (даже для высокого Мариинского исполнтельского уровня) техника и ощущение стиля этого старинного балета (которого, к сожалению, пока нет у молодых исполнителей той же партии).

Е.Образцова и Е.Баженова в "Золушке"

Такая разная Е.Баженова, одна из наиболее ярких современных представительниц русской школы характерного танца...
в Цыганском танце из "Дон Кихота"...

в Панадеросе ("Раймонда")...

Фея-нищенка в "Золушке".

"Легенда о любви"

Е.Кондаурова – Мехменэ Бану. Свое видение роли, без копирования других исполнительниц, отсутствие ходульности в образе царицы.

Е.Осмолкина - сегодня это лучшая Ширин.

Е.Кондаурова и Е.Иванченко (Ферхад)

Но все же от яркого и удачного дебюта осталось ощущение: есть еще чем наполнить роль. Не сомневаюсь, что балерина с этим справится.

Ответ на вопрос, почему мы танцуем - и даже почему некоторые люди делают это лучше других - можно найти в теории эволюции. Исследование, опубликованное в 2006 году, показало, что способность танцевать фактически связана с механизмом выживания. Для наших доисторических предков танцы были способом связываться и общаться, особенно в трудные времена. Более того, ученые считают, что те люди, которые обладали хорошей координацией и чувством ритма, могли иметь эволюционное преимущество.

По словам Стивена Дж. Митена, археолога из британского университета Рединга, наши предки научились использовать танец, чтобы привлечь к себе союзника или помощника, аж полтора миллиона лет назад.

Также, судя по недавним исследованиям , антропологи и эволюционные биологи сходятся во мнении, что природа танца кроется в механизме имитации. Подражая, маленькие дети, например, учатся говорить и выполнять те же действия, что и взрослые. В то же время опыт повторения укрепляет связь между восприятием себя и другими людьми, совершающими одно и то же. По аналогичной модели мы учимся танцевать, то есть не столько интуитивно сокращаем мышцы в такт музыки, сколько воспроизводим двигательные траектории, которые наблюдаем.

Некоторые исследователи полагают, что имитация поведения объясняется особыми нейронными структурами, в то время как другие эксперты утверждают, что разгадку стоит искать в когнитивных механизмах общего обучения и двигательного контроля организма. К слову, анализ мозговой активности, проведенный методом магнитно-эмиссионной томографии, выявил интересную связь.

Во время танца и во время подражания чьим-то действиям работают одни и те же нейронные схемы, происходящие в одних и тех же областях мозга - в первичной моторной коре, затылочной и височной долях.

Это наблюдение продолжает подкрепляться исследованиями особых клеток - зеркальных нейронов, расположенных в коре больших полушарий. Зеркальные нейроны были открыты лишь в 90-е годы, и многое о их функциональной роли еще предстоит выяснить. Но совершенно точно известно, что эти клетки активизируются при совершении конкретного действия и наблюдении за тем, как кто-то выполняет это же самое действие. Помимо этого, зеркальные нейроны особенно сильно возбуждаются, когда человек чему-то учится или проявляет эмпатию. Поэтому обнаружение повышенной работы этих клеток у профессиональных танцоров удивления не вызывает.

Тут стоит добавить, что биология танца куда более сложна. В комплексном исследовании, опубликованном в Scientific American , отмечается, что скоординированные движения, выполняемые под музыку, стимулируют центр удовольствия в мозге. Причем активизация этого участка мозга и повышенная выработка гормона дофамина происходят во многом именно из-за музыки, а не движений. То есть приятные ощущения, возникающие при прослушивании мелодии и ее ритма, усиливаются, если не просто слушать музыку, а двигаться в такт с ней. Взять, к примеру, бразильское традиционное искусство - капоэйру. Это и танец, и боевое искусство. Мастера капоэйры объясняют, что превращение боевых приемов в танцевальные движения под музыку неслучайно - именно удовольствие, получаемое от музыки и хореографии, позволяет искусно осуществлять боевые практики.

Кстати, помимо физиологии, в деле о танцевальной сущности замешаны и генетические закономерности. Любопытные данные получили израильские ученые, исследовавшие ДНК группы танцоров и людей, не знакомых с хореографией. В итоге генетики обнаружили интересный факт. У танцоров отчетливо выделяются два гена, связанные с предрасположенностью к тому, чтобы быть хорошими социальными коммуникаторами - во многом это связано с выработкой гормона вазопрессина. Кроме того, было обнаружено, что у танцовщиков более высокий уровень и другого гормона - серотонина, который, как известно, влияет на чувство радости и счастья.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама