THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В настоящее время все дошкольные образовательные учреждения функционируют в рамках переходного периода для введения федеральных государственных требований. Федеральные государственные требования в целом отражают современные подходы к разработке общеобразовательной программы дошкольного образования.

Образовательные задачи решаются в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности, при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования и предполагают построение образовательного процесса в адекватных дошкольному возрасту формах работы с детьми.

В отечественной психолого-педагогической литературе игра в дошкольном детстве рассматривается как ведущий вид деятельности, как форма развития личности, однако в настоящее время целесообразно говорить об игре как основной форме работы с дошкольниками, потому что обучение детей в условиях ФГТ строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъективную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.

Игра, являясь простым и близким ребенку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками.

Игра как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, дает отдых, вносит разнообразные сюжеты и темы жизни и деятельности ребенка, сохраняя при этом свою самоценность.

Русский писатель Ю. Нагибин, уделяя особое внимание, детской игре отмечал: «В игре выявляется характер ребенка, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того, не осознавая, дети в процессе игры приближаются к решению сложных жизненных проблем».

Попытки разгадать тайну происхождения игры предпринимались учеными на протяжении многих сотен лет. Немного о том, какое значение имеет игра дошкольников по мнению исследователей?

Игры, по данным Фрейда, очищают и оздоравливают психику, снимают травматические ситуации, являющиеся причиной многих неврологических заболеваний.

Такие исследователи, как Шалер, Патрик, Штейнталь считали игру не столько компенсаторной, сколько уравновешенной, а следовательно отдыхом. Игра позволяет привлечь в работу ранее бездействовавшие органы и тем самым восстановить жизненное равновесие.

Константин Дмитриевич Ушинский утверждает, что, игра - своеобразный род деятельности, притом свободной и обязательно сознательной, под которой он понимал стремление жить, чувствовать, действовать. «Не надо забывать, - пишет К.Д. Ушинский, что игра, в которой самостоятельно работает детская душа, есть тоже деятельность ребенка».

Василий Александрович Сухомлинский полагал, что игра возникает в свете духовности и служит источником духовного развития ребенка.Его высказывание тому подтверждение: «Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности».

Детскую игру Ян Каменский справедливо рассматривал, как необходимую для ребенка форму деятельности. Он требовал, чтобы родители не мешали детским играм, а сами принимали в них участие, писал: «Пусть дети будут теми муравьями, которые всегда заняты: что-нибудь катают, несут, тащат, складывают; нужно только помогать детям, чтобы все, что происходит, происходило разумно».

По мнению Александры Платоновны Усовой, воспитатель должен находиться в центре детской жизни, понимать происходящее, вникать в интересы играющих детей, умело их направлять.

По мнению Александры Усовой, в основе понимания игры как формы организации педагогического процесса детей лежат следующие положения:

üигра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных качеств ребенка являются первоочередными. Воспитателю следует учитывать специфику каждого вида игр;

üигра, особенно в старшем дошкольном возрасте, должна носить самодеятельный характер и все более развиваться в этом направлении при условии правильного педагогического руководства;

üважной особенностью игры как формы жизни детей является ее проникновение в различные виды деятельности: труд, режимные процессы и другие.

Игра выполняет определенные функции в педагогическом процессе: организующую, воспитательную, образовательную, но чтобы она выполняла организующую функцию, воспитателю нужно хорошо представлять себе, какие задачи можно в ней решать. Целесообразно планировать задачи, относящиеся ко всей группе (учить детей объединяться в знакомой подвижной игре), и задачи, которые касаются отдельных детей (вовлечь застенчивого Сережу в подвижную игру).

Существуют различные виды детских игр (дидактическая, сюжетно-ролевая, театрализованная, игры - эксперименты). Исходя из особенностей вида игры, задач, которые можно решать с ее помощью, уровня сформированности у детей игровой деятельности, педагог определяет меру своего участия в ней, приёмы руководства в каждом конкретном случае.

Так, новую дидактическую игру воспитатель объясняет и сам играет с детьми: сначала в роли ведущего, а затем - «рядового» партнера, например, увидев, что игра в семью зашла в тупик, возьмет на себя роль мамы, которая поможет пеленать куклу-малыша; мальчикам, спорящим о том, кто будет играть белыми, а кто черными шашками, напомнит о существовании жребия.

Однако, направляя игру в русло решения воспитательно-образовательных задач, всегда следует помнить, что она - своеобразная самостоятельная деятельность дошкольника. В игре ребенок обладает возможностью проявлять самостоятельность в большей степени, чем в любой другой деятельности: сам выбирает сюжеты игры, игрушки и предметы, партнеров.

В игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей. Именно игровая деятельность позволяет детям самостоятельно использовать те или иные формы общения.

В процессе игры между детьми складываются два вида отношений:

Отношения, которые определяются содержанием и правилами игры;

Реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (распределение ролей, выход из конфликта). Реальные отношения, будучи личными, формируются не только в игре, но и в ходе всей жизни ребенка в детском саду. Таким образом, при квалифицированном руководстве игрой со стороны воспитателя у детей формируются качества «общественности». Александра Платоновна Усова рассматривала качество «общественности» как: «Способность входить в группу играющих детей, действовать в ней определенным образом, устанавливать связи с партнерами, подчиняться общественному мнению. Иными словами, качества «общественности» позволяют ребенку успешно взаимодействовать с другими людьми. На основе взаимоотношений формируются общественные чувства, привычки; развивается умение действовать совместно и целенаправленно; приходит понимание общности интересов; формируются основы самооценки и взаимооценки».

Высокое значение игровой деятельности состоит в том, что она обладает наибольшими возможностями для становления детского общества.

Рассмотрим игру как форму организации педагогического процесса детей содержащую два начала: познавательное и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Однако методы руководства игрой в разных возрастных группах различны.

В младшем дошкольном возрасте детей нужно «учить» играть, иначе игра не будет развиваться должным образом. Воспитатель создает игровую обстановку, воображаемую ситуацию, непосредственно общаясь с детьми, использует в первую очередь методы прямого влияния. Одновременно имеет место и опосредованное воздействие, но пока не через детский коллектив, а через игрушки, несложную инсценировку. Уже в младшем дошкольном возрасте детям прививают привычку поддерживать порядок в «игрушечном хозяйстве», соблюдать правило «Поиграл - убери за собой», привлекают к труду по уборке в кукольном уголке, мытью игрушек посредством игровой деятельности.

В старшем дошкольном возрасте продолжают использоваться методы прямого руководства: в форме предложения темы игры, рекомендаций о ее развитии, приобщения тех или иных детей к выбору игровых материалов. Специфика руководства игрой состоит в том, что методы ее организации должны быть тесно связаны с игровой задачей и воображаемой ситуацией, а воспитатель должен занимать позицию доброжелательного соучастника. У старших детей формируют привычку ответственно, бережно относится к игрушкам, игровому материалу. По собственной инициативе мальчики ремонтируют игрушки, а девочки стирают кукольную одежду.

Так, постепенно осуществляется возможность использования педагогом метода опосредованного воздействия на игру и взаимоотношения детей через формирующийся коллектив.

Рассмотрим подробнее характеристику каждого компонента игры предложенную А.П. Усовой.


п/п

Компоненты

игры

Характеристика компонентов комплекса

Игровой сюжет

Игровой сюжет позволяет «перенестись» в условное игровое пространство, со свойственной ему воображаемой ситуацией («как будто»)

Игровой образ

Игровой образ способствует перевоплощению, активному творческому самовыражению, восприятию игровой ситуации как собственной

Игровая проблемная эмоционально-образная ситуация

В основу игровой проблемной эмоционально-образной ситуации закладывается мотив чувства сопереживания игровым образам

Творческие или дидактические задания

Задания разрабатываются с целью реализации игровых действий в разных видах деятельности: речевой, музыкальной, изобразительной, учебной и др. Задания направлены на решение образовательных задач

Игровые действия

Игровые действия связаны с проявлением активности ребёнка. Они состоят из отдельных элементов, которые выполняет ребёнок

Игровые правила

Игровые правила обеспечивают реализацию игрового содержания, направляют поведение и деятельность детей, определяют характер и условия игровых действий

Игровой результат

Игровой результат ориентирует ребёнка на качество создаваемого творческого продукта

Игровое оснащение

В качестве игрового оснащения используются предметы, игрушки, схемы, модели, карточки с заданиями, картинки, иллюстрации, индивидуальные тетради для дошкольников и др.

Детская игра имеет потенциальные возможности. Воспитательно-образовательные задачи игры возрастают, если она органически соединена с каким-либо другим видом деятельности. Наиболее целесообразно связывать её с трудовой, продуктивной и конструктивной деятельностями и другими. В процессе игровой деятельности возникает потребность сделать новую игрушку (весы, бинокль), по-другому оформить атрибуты.

Можно сделать вывод, что педагог, организуя жизнь и деятельность детей в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу, формирует навыки самоорганизации в игре. Дети стараются быть похожими на взрослых: проигрывают жизненные ситуации, имитируют взаимоотношения. Игра является подготовкой к труду и постепенно сменяется трудом. Таким образом, через хорошо организованную игровую деятельность у дошкольников воспитывается преодоление трудностей, рабочее усилие, стремление к победе, вследствие этого дошкольники нашего ДОУ становится лауреатами и победителями в различных конкурсах.

Екатерина Старкова
Доклад «Игра как средство воспитания и форма организации жизни детей дошкольного возраста»

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни . Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не, только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, искусствоведов, биологов. Естественно, что представителей научных отраслей в игре интересуют свои аспекты, но все они сходятся во мнении, что игра – неотъемлемая часть человеческой культуры.

Современная отечественная теория игры базируется на положениях об ее историческом происхождении, социальной природе, содержании и назначении в человеческом обществе.

Игра имеет социальную основу. Детские игры связаны с миром взрослых, это доказал К. Д. Ушинский. Развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между взрослыми.

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника . Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию.

Игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность , обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы.

Взяв какую-то роль, ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности : он входит в нее, вживается, проникает в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.

С одной стороны, игра – самостоятельная деятельность ребенка, с другой стороны, необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой школой, средством воспитания и обучения . Сделать игру средством воспитания , значит повлиять на ее содержание, научить детей способам полноценного общения.

Важнейшим средством воспитания становится и игрушка, формирующая представления о мире, развивающая вкус, нравственные чувства.

При тактичном, грамотном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (мышления, воображение, упрочению его интересов, развитию речи.

Велико значение игры в усвоении норм поведения, правил взаимоотношений. Но этим не исчерпывается ее значение для нравственного развития ребенка. Свобода игровой деятельности предполагает, что в ней ребенок чаще, чем в реальной жизни , ставится в условия, когда он должен сделать самостоятельный выбор.

В играх развиваются творческие способности ребенка. Они проявляются в выстраивании замысла, в разыгрывании роли, при создании необходимых для игры игрушек-самоделок, элементов костюма. Воспитательные возможности всех видов игр чрезвычайно велики. Взрослым важно реализовывать их так, чтобы не нарушать естественный ход игры, не лишать ее «души» замечанием, указанием, нотацией, просто неосторожным словом.

Одним из положений педагогической теории игры является признание игры как формы организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста . Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры принадлежала Ф . Фребелю, который разработал систему игр, преимущественно дидактических и подвижных, на основе которых осуществлялась воспитательная работа в детском саду.

В отечественной педагогике мысль о том, что жизнь детского сада должна быть наполнена разнообразными играми , развивали Н. К. Крупская, А. С. Макаренко. Научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей в детском саду содержится в работах А. П. Усовой. По мнению А. П. Усовой, воспитатель должен находиться в центре детской жизни , понимать происходящее, вникать в интересы играющих детей , умело их направлять. Чтобы игра выполняла в педагогическом процессе организующую функцию , воспитателю нужно хорошо представлять себе, какие задачи воспитания и обучения можно с наибольшим эффектом в ней решать. Целесообразно планировать задачи, относящиеся ко всей группе (учить детей объединяться в знакомой им подвижной игре, и задачи, которые касаются отдельных детей (вовлечь застенчивого мальчика в подвижную игру, попросить кого-то объяснить новичку игру «Танграм» ).

Исходя из особенностей вида игры, задач, которые можно решать с ее помощью, уровня сформированности , педагог определяет меру своего участия в ней, приемы руководства в каждом конкретном случае. Так, новую дидактическую игру он объяснит и сам поиграет с детьми : сначала в роли ведущего, а затем – рядового партнера; увидев, что игра в «семью» зашла в тупик, возьмет на себя роль бабушки, которая приехала в гости издалека; мальчикам, спорящим о том, кто будет играть белыми шашками , напомнит о существовании жеребьевки.

Однако, направляя игру в русло решения воспитательно -образовательных задач, всегда следует помнить, что она – своеобразная самостоятельная деятельность дошкольника . В игре ребенок обладает возможностью проявлять самостоятельность в большей степени, чем в любой деятельности : сам выбирает сюжеты игры, игрушки и предметы, партнеров и др. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей . Игра позволяет детям уже в первые годы жизни самостоятельно использовать те или иные формы общения .

В процессе игры между детьми складываются два вида отношений :

Отношения, которые определяются содержанием игры (ученики подчиняются учителю, дети слушаются родителей, инженер руководит рабочими, правилами игры (по сигналу цапля выходит ловить лягушек, а те затаиваются, замирают, потом цапля неподвижно стоит на болоте, а лягушки прыгают и резвятся; с цаплей, поймавшей лягушку, спорить нельзя);

Реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (сговор на игру, распределение ролей, выход из конфликта, возникшего между играющими , установление правил).

Реальные отношения, будучи личными, формируются не только в игре , но и в ходе всей жизни ребенка в детском саду. Испытывая к кому-то избирательные симпатии, малыш стремится к общению с ним : беседует, играет . В силу симпатий, интереса к сверстнику ребенок оказывается способным уступить игрушку, взять на себя роль, т. е. жертвует своими интересами ради общения с партнером. В игру не принимаются дети с низким уровнем развития отношений (ребенок настаивает на своем сюжете игры, ссорится с партнерами, выходит из игры до ее завершения). Таким образом, на основе реальных отношений у детей формируются (или не формируются ) качества «общественности» : способность входить в группу играющих детей , действовать в ней определенным образом, устанавливать связи с партнерами, подчиняться общественному мнению. Иными словами, качества «общественности» позволяют ребенку успешно взаимодействовать с другими детьми.

При благоприятных условиях дети овладевают навыками общественного поведения. Умение устанавливать взаимоотношения со сверстниками в игре – первая школа общественного поведения. На основе взаимоотношений формируются общественные чувства, привычки; развивается умение действовать совместно и целенаправленно; приходит понимание общности интересов; формируются основы самооценки и взаимооценки. Высокое значение игровой деятельности состоит в том, что она обладает наибольшими возможностями для становления детского общества.

Однако без помощи взрослого путь формирования общественного поведения может быть долгим и болезненным, особенно для детей с проблемами развития (застенчивые, агрессивные, малоактивные) . Влияя на поведение детей , их взаимоотношения друг с другом, педагог должен учитывать их индивидуальные особенности, тенденции развития. Но у всех дошкольников без исключения необходимо поощрять желание быть самостоятельным, формировать умения , которые реально обеспечат самостоятельность.

Как форма организации жизни и деятельности детей игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом.

Педагог должен продумать, какие режимные процессы можно облечь в форму игры , чтобы вызвать у детей интерес , повысить их активность, вызвать положительные эмоции. Например, можно ввести детей в игровую ситуацию , «научим новенького» , где в роли новенького выступает игрушка. В процессе самообслуживания, ухода за растениями дети показывают и объясняют ему, что и как надо делать.

Воспитательно -образовательные возможности игры возрастают , если она органически соединена с каким-либо другим видом деятельности. Наиболее целесообразно связывать игру с трудом, изобразительной и конструктивной деятельностями. В процессе игры возникает потребность сделать новую игрушку (бинокль, весы, тетради, по-другому оформить уже имеющиеся атрибуты. С помощью воспитателя дети могут починить игрушку, отремонтировать коробки, постирать кукольную одежду. У старших детей формируют привычку ответственно, бережно относиться к игрушкам, игровому материалу.

Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность детей в форме игры , последовательно развивает активность и инициативу, формирует навыки самоорганизации в игре .

Новая классификация детских игр разработана С. Л. Новоселовой. В ее основе лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого) .

Выделяют три класса игр :

1) игры, возникающие по инициативе ребенка (детей , - самостоятельные игры :

a) игра – экспериментирование;

b) самостоятельные сюжетные игры :

сюжетно-отобразительные,

творческие игры :

сюжетно-ролевые,

режиссерские,

театрализованные,

игры со строительным материалом;

2) игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями :

a) игры обучающие :

сюжетно-дидактические и бессюжетные,

игры с правилами :

дидактические :

по дидактическому материалу – с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные;

подвижные :

по степени подвижности – малой, средней , большой подвижности,

по преобладающим движениям – с прыжками, с перебежками, с метанием,

по предметам, которые используются в игре – мяч, ленты, обруч;

b) досуговые игры :

игры – забавы,

игры – развлечения,

интеллектуальные,

празднично-карнавальные,

театрально-постановочные;

3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные, которые могут возникать по инициативе, как взрослого, так и детей :

a) традиционные ли народные.

О роли игры для детей 5-6 лет

Игра - один из тех видов детской деятельности , которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различными действиям с предметами, способам и средствам общения.
Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В. А. Сухомлинский подчёркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Дидактическая игра - один из методов обучения и умственного воспитания детей. Так первоначальное знакомство ребёнка с предметами и их свойствами происходит в реальной жизни. В дидактических играх эти знания закрепляются, а представления уточняются, дети осваивают различные способы действий.

В средней группе дидактические игры являются почти обязательной частью многих знаний. Участие воспитателя в играх протекающих вне занятий может осуществляться в двух формах. Одна из них - когда педагог руководит игрой приём наблюдения и личного участия. Дети действуют самостоятельно, оперируя с хорошо знакомым материалом (игры: «Собери башенку», Собери колечки», «Цветная посуда», «Домино», «Предмет и форма») или решают под наблюдением педагога задачи. Так выполняя задания «Одень куклу» ребёнок получает предметы одежды, к которым нужно прикрепить недостающие детали. Например, чтоб надеть кукле фартук, он должен подобрать и пристигнуть к нему бретельки той ширины и того же цвета, что поясок на фартуке.
После ознакомления детей с трудом работников детского сада можно провести игру «Кому что нужно». Дети подбирают картинки с изображением их предметов которые нужны повару, дворнику, медсестре и т. д.
У ребёнка 5-го года жизни , если он имел опыт общения со сверстниками, уровень доброжелательности довольно высок. Дети хорошо знают любимые игры друг друга и роли в них; играя объединяются в группировки из двух - четырёх человек. Игры в семью», «шофёра», «детский сад» возникают по их инициативе, игры в «магазин», «больницу», «зоопарк», «уличное движение» организуются с помощью воспитателя. Формировать взаимоотношение дошкольников в игре лучше путём влияния на содержание игр, а так не на выбор детьми ролей и их исполнение. Поэтому нужно побуждать играющих «в семью» к тому, чтобы отец был добрым, заботливым, старался помочь в доме; мать - доброжелательна в отношениях с детьми, а они в свою очередь уважали родителей, слушались их: чтобы шофера помогали друг другу, врачи оказывали помощь по первой просьбе заболевшего. В игровых взаимоотношениях друг с другом дети в основном должны проявлять доброту, заботливость, отзывчивость.
В средней группе широко используются игры - инсценировки, содержание которых побуждает детей к положительным формам общения. Проводятся такие игры: «машенька дома», «машенька заболела» и т. д. Подвижные игры «подарки», «зайцы и волк», «ловишки», «лиса в курятнике» и другие игры способствуют формированию у детей договариваются о выполнении главной роли, считаются с интересами и желаниями друг друга, вести себя в соответствии с правилами.
На пятом году жизни у детей появляется устойчивый интерес к играм со строительным материалом. Этому способствуют приобретённые детьми ранее конструктивные умения: класть кирпичики на большую плоскость; плотно прикладывать их друг к другу или наоборот, располагать на ровном расстоянии друг от друга.
Программа ставит перед педагогом ряд задач: развивать интерес к строительным играм, к использованию созданных построек в сюжетно-ролевой игре, побуждать детей создавать постройки; добиваться их большей конструктивной сложности воспитывать умение наметить тему. Дети с большим интересом строят домик. Воспитатель поощряет замысел детей помогает советом в отборе нужных деталей спрашивает с чего следует начинать строить дом, что пополнить в основании, чтобы дом был прочным. В процессе строительства ребенок познает роль части постройки в создании сложного, целого, упражняется в установлении пространственного положения детей относительно других. Что важно и для самого процесса конструирование, и для последующего развития творчества детей.
Детям четырех и пяти лет свойственно эмоционально отзывчивость поэтому они особенно нуждаются в одобрении, оценки игры со стороны взрослых.

Взаимоотношения детей в играх порождают поступки. Ведь играя, каждый ребёнок и детский коллектив в целом всегда действуют определённым образом. В процессе игры мы на каждом шагу сталкиваемся с тем, что дети ссорятся или действуют дружно, поступают справедливо или лукавят.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Игра – форма организации жизни и деятельности детей.

В педагогике детского сада распространено понятие игры как средство воспитания.

Играя, ребёнок всегда находится в определённых отношениях с детским коллективом, даже если дети играют вдвоём, втроём.

Чувства, вызываемые игрой, заключены в отношениях, которые при этом складываются. Там, где эти взаимоотношения почему-либо не налаживаются, невозможна и игра. Важно и то, что чувства, которые формируются в играх, чрезвычайно жизненны и деятельны. В них виден контур будущего характера человека.

Взаимоотношения детей в играх порождают поступки. Ведь играя, каждый ребёнок и детский коллектив в целом всегда действуют определённым образом. В процессе игры мы на каждом шагу сталкиваемся с тем, что дети ссорятся или действуют дружно, поступают справедливо или лукавят.

Более полно оцениваются педагогикой ролевые игры. В них вполне ясны взаимоотношения между детьми, поступки. Часто большим признанием пользуются другие возможности ролевой игры, а именно их влияние на развитие знаний у детей.

Особенности игры как формы организации жизни детей.

Как бы широко и интересно ни использовалась игра как средство воспитания, она ещё не станет и не может стать выражением интересов детей, их потребностей, не может полностью удовлетворить «страсть» ребёнка к игре. Это значит, что в играх ребёнок находит интересное для него общество детей, переживает радость, горести, разочарования. Игра-эта доступная каждому ребёнку деятельность - служит и своеобразным общим языком для всех детей. В играх могут понять друг друга дети независимо от национальностей и знания языка.

Игра важна прежде всего тем, что она способна организовать жизнь ребёнка. В этом состоит её важнейшая жизненная сила, которую надо использовать. При развитии игры как формы организации жизни детей объектом воспитательного воздействия явится детский коллектив. Воздействие на детский коллектив в игре требует особого подхода, обеспечивающего лучшее формирование не только коллектива, но и индивидуальности во всех сторонах развития. Важно пристально изучать взаимоотношения, характерные для жизни детских коллективов. Именно в игре как форме организации жизни и деятельности детей отражаются все существующие оттенки взаимоотношений. На первом месте, будет стоять воспитание таких общественных качеств, как дружба, умение жить вместе, действовать совместно, взаимопомощь, возможная уже для детей этого возраста, и личные качества – справедливость, правдивость, жизнерадостность, общительность, целеустремлённость, инициатива, смекалка, ловкость. Каждая из задач, от самой простой, такой, как умение играть рядом, до такой сложной, как взаимопомощь, может быть решена только в коллективе детей.

Игры, создаваемые детьми.

Игра как форма организации связана прежде всего с играми, которые создаются самими детьми, - играми ролевыми, двигательными, строительными, словесными. Организация жизни детей дошкольного возраста в форме игр опирается на все возрастающую способность ребёнка самому создавать игру, когда замысел и его воплощение принадлежат ребёнку, детскому коллективу. Для детей раннего возраста преимущественное значение будут иметь игры, которыми взрослые занимают ребёнка, забавляют его, поскольку ребёнок ещё не проявляет себя самостоятельно даже в игре. Бывает, что дети дошкольного возраста, едва отказавшись продолжать организованную игру, тотчас же и без каких-либо условий с их стороны переходят к той игре, которую они сами задумали, сами же создают её и играют с вдохновением.

Игры для детей.

Большая группа игр с правилами, создаваемая для детей,- это игры дидактические и подвижные. Они имеют важное значение для организации детской жизни, влияют на детский коллектив, на отдельных детей. Чтобы дети овладели правилами игр, нужно обучение со стороны взрослых. Нужна довольно высокая степень развития самого ребёнка для проявления им самостоятельности в этих играх. Однако, используя для организации жизни детей игры с правилами, не следует забывать, что при всех положительных качествах они не дают возможности детям выразить их собственные впечатления, не реализуют замыслы детей, а ведут их по пути готовых замыслов.

Игра как форма организации жизни детей должна занять определённое место в педагогическом процессе каждой возрастной группы.

Игра и другие формы организации детской жизни.

Игра как форма организации жизни детей может удовлетворять и развивать детей, только если игры содержательны. Если разные стороны игры не развиваются, дети сами отходят от них, считая игры неинтересными, скучными. Важно учитывать и то, что дети для построения своих игр черпают материал из других форм организации жизни в детском саду. Богатый материал для игр дают занятия, причём дети берут в игры не только содержания занятий, но и их форму – поведение воспитателя, детей.

Кроме того, самая система поведения детей, воспитываемая занятиями, используется детьми в играх и создаёт новый уровень этих игр.

Используя игру как форму организации детской жизни и деятельности в детском саду, правомерно поставить вопрос о том, кто организует детей в играх и самые игры, то есть о воспитателе.

Если игра – это радость детей, то нужно так организовать детей, чтобы их игры воспитывали положительные эмоции. И если игра – это деятельность ребёнка, то важно организовать эту деятельность так, чтобы она развивала ребёнка.


Классификация детских игр.

1. В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребёнок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию. Рассмотрим эти положения.

В игре находят выражение основные потребности ребёнка. Прежде всего, ребёнку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию жизни взрослых. По мере развития ребёнка расширяется осознаваемый им мир, возникает внутренняя потребность участвовать в такой деятельности взрослых, которая в реальной жизни ему не доступна. В игре ребёнок берёт на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребёнок действует самостоятельно, свободно выражать свои мысли, чувства, желания. В отличие от повседневной жизни, где его постоянно учат и оберегают, в игре ребёнок может всё: плыть на корабле, лететь в космосе и т. п. Таким образом, малыш, как указывает К. Д. Ушинский, «пробует свои силы», проживает ту жизнь, которая ему предстоит в будущем.

Ребёнку первых лет жизни свойственна потребность в познании окружающего мира. Детские игры во всём их многообразии предоставляют ему возможность создавать новые, размышлять над тем, что уже вошло в его опыт, выражать своё отношение к тому, что является содержанием игры.

Ребёнок – существо растущее и развивающееся. Движение – одно из условий его полноценного роста и развития. Потребность в активных движениях удовлетворяется во всех видах игр, особенно в играх подвижных и дидактических.

В сюжетных играх в распоряжении детей находятся автомобили, каталки, коляски, побуждающие их к разным движениям

Очень велики возможности игры в удовлетворении присущей ребёнку потребности в общении. В условиях дошкольного учреждения обычно складываются игровые группы, объединяющие детей по общим интересам, взаимным симпатиям. В силу особой привлекательности игры дошкольники оказываются в ней способными к большей сговорчивости, уступчивости, терпимости, чем в действительной жизни. Играя, дети вступают в такие отношения, до которых в других условиях ещё «не доросли», а именно: в отношения взаимного контроля и помощи, подчинении, потребности. Наличие таких отношений говорит о том, что группа становится «играющим коллективом». (А. П. Усова)

В недрах игры зарождаются и выделяются другие виды деятельности (труд, учение). По мере развития игры ребёнок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: учатся ставить цели, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности, прежде всего в трудовую.

В своё время А. С. Макаренко высказал мысль о том, что хорошая игра похожа на хорошую работу: их роднят ответственность за достижение цели, усилие мысли, радость творчества, культура деятельности. Это значит, что в игре вырабатывается произвольность поведения. В силу необходимости выполнять правила, дети становятся организованнее, учатся оценивать себя и свои возможности, приобретают сноровку и многое другое, что облегчает формирование прочных навыков трудовой деятельности.

Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребёнка, его психических процессов, в том числе воображения, был К. Д. Ушинский. Он обратил внимание на воспитательную ценность образов воображения: ребёнок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства. На другое важное свойство воображения, которое развивается в игре, но без которого не может состояться учебная деятельность, указал В. В. Давыдов. Это способность переносить функции одного предмета на другой, не обладающий этими функциями. Благодаря этой способности дети используют в игре предметы-заместители, символические действия. Широкое использование предметов-заместителей в игре в дальнейшем позволит ребёнку овладеть другими типами замещения, например, моделями, схемами, что потребуется в учении.

Таким образом, в игре воображение проявляется и развивается при определении замысла, развёртывании сюжета, разыгрывании роли, замещении предмета. Воображение помогает ребёнку принять условности игры, действовать в мнимой ситуации. Но ребёнок видит грань между воображаемым в игре и реальностью, поэтому прибегает к словам «понарошку», «как будто».

2. В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается её внутреннее содержание. Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребёнка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы.

Взяв какую-то роль (врача, артиста цирка, шофёра), ребёнок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в неё, вживается, проникает в её чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.

Однако не следует думать, что в любой игре приобретения ребёнка имеют положительное значение. Представим себе, девочки играют в семью: Лиза изображает ласковую, заботливую маму, Настя – властно командует детьми, покрикивает на своего «мужа». Если мы сравним чувства, испытываемые в играх «мамами», действия и способы общения, в которых они упражняются, то станет ясно, как по-разному скажутся подобные игры на формировании характера, отношении к окружающей жизни.

Н. К. Крупская подчёркивала полярное влияние игры на развитие ребёнка в зависимости от содержания деятельности: путём игры можно воспитать зверя, а можно – прекрасного человека, нужного обществу. В многочисленных психологических и педагогических исследованиях убедительно доказано, что в русле игры происходит разностороннее развитие ребёнка.

С одной стороны, игра – самостоятельная деятельность ребёнка, с другой стороны, необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой «школой», средством воспитания и обучения. Сделать игру средством воспитания - значит повлиять на её содержание, научить детей способам полноценного общения.

Важнейшим средством воспитания становится и игрушка, формирующая представление о мире, развивающая вкус, нравственные чувства.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что при тактичном, педагогически целесообразном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребёнка, развитию образных форм познания, упрочению его интересов, развитию речи.

Велико значение игры в усвоении норм поведения, правил взаимоотношений. Но этим не исчерпывается её значение для нравственного развития ребёнка. Свобода игровой деятельности предполагает, что в ней ребёнок чаще, чем в реальной жизни, становится в условия, когда он должен сделать самостоятельный выбор (как поступить). Например, Егору расхотелось подвозить панели для строительства школы, вот быть крановщиком – другое дело. Но крановщик – Алёша, а если он, Егор, выйдет из игры, то она нарушится. Как быть?

Подобные нравственные коллизии часто возникают в играх с правилами: «ловишка» дотронулся до убегающего от него Саши, но никто не заметил. Как поступить: продолжать бегать или сесть на скамейку, где собрались другие «осаленные» водящим дети?

В играх развиваются творческие способности ребёнка. Они проявляются в выстраивании замысла, в разыгрывании роли, при создании необходимых для игр игрушек-самоделок, элементов костюма. Понаблюдаем, на сколько выразительнее речь, мимика, движения в игре, чем в повседневной жизни!

Таким образом, воспитательные возможности всех видов игр чрезвычайно велики. Взрослым важно реализовывать их так, чтобы не нарушать естественный ход игры, не лишать её «души» замечанием, указанием, нотацией, просто неосторожным словом.

3. Одним из положений педагогической теории игры является признание игры как формы организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста. Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры принадлежала Ф. Фребелю. Он разработал систему игр, преимущественно дидактических и подвижных, на основе которых осуществляется воспитательная работа в детском саду. Всё время пребывания ребёнка было расписано в разных видах игр. Завершив одну игру, педагог вовлекал детей в новую.

В отечественной педагогике мысль о том, что жизнь детского сада должна быть наполнена разнообразными играми, настойчиво развивала Н. К. Крупская. Отмечая исключительное значение игр для детей дошкольного возраста, Н. К. Крупская писала: «игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего». Поэтому, по глубокому убеждению Н. К. Крупской задача педагога – помогать детям в организации игр, объединять их в игре.

Идею о необходимости «пропитать всю жизнь» маленького ребёнка игрой высказывал Макаренко. Сам он блестяще реализовывал эту идею, работая с трудными подростками.

Научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей в детском саду содержится в работах А. П. Усовой. По мнению А. П. Усовой воспитатель должен находиться в центре детской жизни, понимать происходящее, вникать в интересы играющих детей, умело их направлять. Чтобы игра выполняла в педагогическом процессе организующую функцию, воспитателю нужно хорошо представлять себе, какие задачи воспитания и обучения можно с наибольшим эффектом в ней решать. Целесообразно планировать задачи, относящиеся ко всей группе (учить детей объединяться в знакомой им подвижной игре), и задачи, которые касаются отдельных детей.

Исходя из особенностей вида игры, задач, которые можно решать с её помощью, уровня сформированности у детей игровой деятельности, педагог определяет меру своего участия в ней, приёмы руководства в каждом конкретном случае.

Однако, направляя игру в русло решения воспитательно-образовательных задач, всегда следует помнить, что она – своеобразная самостоятельная деятельность дошкольника. В игре ребёнок обладает возможностью проявлять самостоятельность в большей степени, чем в любой другой деятельности: сам выбирает сюжеты игры, игрушки и предметы, партнёров и т. д.; именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей. Игра позволяет детям уже в первые годы жизни самостоятельно использовать те или иные формы общения.

В процессе игры между детьми складываются два вида отношений:

1. отношения, которые определяются содержанием игры, правилами игры;

2. реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (сговор на игру, распределение ролей, выход из конфликта, возникающего между играющими).

Реальные отношения, будучи личными, формируются не только в игре, но и в ходе всей жизни ребёнка в детском саду. Испытывая к кому-то избирательные симпатии, малыш стремится к общению с ним, беседует, играет. В силу симпатий, интереса к сверстнику ребёнок оказывается способным уступить игрушку, взять на себя не очень привлекательную роль, т. е. жертвовать своими интересами ради общения с партнёром. В игру не принимаются дети с низким уровнем развития отношений. Таким образом, на основе реальных отношений формируются (или не формируются) качества «общественности»: способность входить в группу играющих детей, действовать в ней определённым образом, устанавливать связь с партнёрами.

При благоприятных условиях дети овладевают навыками общественного поведения. А. П. Усова справедливо отмечала, что умение устанавливать взаимоотношения со сверстниками в игре – первая школа общественного поведения. На основе взаимоотношений формируются общественные чувства, привычки; развивается умение действовать совместно и целенаправленно; происходит понимание общности интересов; формируются основы самооценки и взаимооценки. Высокое значение игровой деятельности состоит в том, что она обладает наибольшими возможностями для становления детского общения.

Однако без помощи взрослого путь формирования общественного поведения может быть долгим и болезненным, особенно у детей с проблемами развития. Влияя на поведение детей, их взаимоотношения друг с другом, педагог должен учитывать их индивидуальные особенности. Но у всех дошкольников без исключения необходимо поощрять желание быть самостоятельным, формировать умения, которые реально обеспечат самостоятельность.

Как форма организации жизни и деятельности детей игра должна иметь своё определённое место в распорядке дня и педагогическом процессе в целом. В настоящее время во многих дошкольных учреждениях складывается тенденция к использованию времени, отведённого на игры, для каких-либо занятий, что не допустимо. В режиме дня обязательно должно быть время, когда дети могли бы спокойно развёртывать игры, зная, что их не будут отвлекать.

Педагог должен продумать, какие режимные процессы можно облечь в форму игры, чтобы вызвать у детей интерес, повысить их активность, вызвать положительные эмоции. В форме игры проводятся многие занятия, что повышает их эффективность.

Воспитательно-образовательные возможности игры возрастают, если она органически соединена с каким-либо другим видом деятельности. Наиболее целесообразно связывать игру с трудом, изобразительной и конструктивной деятельностью. В процессе игры возникает потребность сделать новую игрушку, по-другому оформить уже имеющиеся атрибуты. Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность детей в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу, формирует навыки самоорганизации в игре.

4. Детские игры – явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый из видов игры с учётом его функции в развитии детей, дать классификацию игр. Это необходимо для углублённого изучения природы игры, особенностей каждого её вида, а также для того, чтобы определить, каким образом можно влиять на детские игры, усиливая их развивающее воздействие, педагогически грамотно используя в воспитательном процессе.

В силу разнообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации. В каждой теории игры предлагаются те критерии, которые отвечают данной концепции. Так Ф. Фребель, будучи первым среди педагогов, кто выдвинул положение об игре как особом средстве воспитания, в основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры).

Характеристика видов игр по их педагогическому значению есть у немецкого психолога К. Гросса: игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю отнесены К. Гроссом к «играм обычных функций». Вторую группу игр, по его классификации, составляют «игры специальных функций». Эти игры представляют собой упражнения с целью совершенствования инстинктов.

В отечественной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. Первоначально к классификации детских игр по такому принципу подошёл И. Ф. Лесгафт, позже его идея получила развитие в работах Н. К. Крупской.

П. Ф. Лесгафт разделил детские игры на две группы: имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами).

В работах Н. К. Крупской детские игры делятся на две группы по тому же принципу, что и у П. Ф. Лесгафта, но называются немного иначе: игры, придуманные самими детьми и игры, придуманные взрослыми. Первые Крупская называла творческими , подчёркивая их главную особенность – самостоятельный характер. Такое название сохранилось и в традиционной для отечественной дошкольной педагогики классификации детских игр. Другую группу игр в этой классификации составляют игры с правилами . Как и любая классификация, данная классификация детских игр носит условный характер. Ошибочно было бы представлять себе, что в творческих играх нет никаких правил, регулирующих отношения между играющими, способы использования игрового материала. Но эти правила, во-первых, определяют сами дети, стараясь упорядочить игру, во-вторых, часть их носит скрытый характер. Так, дети отказываются принимать в игру ребёнка, потому что он всегда затевает ссоры, хотя и не оговаривают предварительно правила «не будем принимать в игру того, кто ссорится». Таким образом, в творческих играх правила необходимы для упорядочивания деятельности.

В играх с фиксированными правилами (подвижные, дидактические) дети проявляют творчество, придумывая новые варианты, используя новый игровой материал, соединяя несколько игр в одну и т. п., но неизменной остаётся направленность ребёнка на решение игровой задачи в рамках принятых правил.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама