THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Единого цыганского народа не существует, имеется множество групп. Они очень сильно отличаются друг от друга языком, занятиями, исповедуют разные религии. Бывает даже так, что одна группа не считает другую за цыган.

РУССКА РОМА

Русские цыгане. Их предки пришли в Россию в начале XVIII века со стороны Польши. Исконными профессиями были конная торговля, гадание и музыка. Проживают по всей территории Российской Федерации, а также в других постсоветских государствах. Уже в XIX веке русские цыгане были не только кочевниками, но также артистами, купцами и крестьянами. Ныне русские цыгане в большинстве имеют хорошее образование, занимаются бизнесом, работают в сферах сельского хозяйства, культуры и промышленности. Русско-цыганский диалект стал языком межгрупового общения. Русские цыгане - самая большая по численности этногруппа. Они очень гостеприимны и традиционно открыты для самого широкого круга знакомств.

СЭРВЫ

Украинские цыгане. Их отдалённые предки пришли с румынских земель. Проживают на Украине с начала XVII века, хотя значительное число живёт и в России (Ростов, Воронеж, Самара и т.д). Традиционные занятия: мена лошадей, кузнечество, гадание. Ныне сэрвы - одна из самых образованных цыганских этногрупп с широким спектром профессий, включая наукоёмкие отрасли. Велики их достижения в музыкальной области (хотя при выступлениях используется фольклор русских цыган). У сэрвов далеко зашли процессы ассимиляции и значительная их часть утратила родной диалект. Обрядность заимствована у славянского населения.

ВЛАХИ

Украинские цыгане. Их предки проживали в княжестве Валахия уже в XVII веке. Женщины этой этногруппы до сих пор сохранили ярко выраженный национальный костюм. Традиционные занятия: кузнечество и гадание. Кузнецы, изготавливающие тяпки, подковы, цепи и тому подобное, существуют и сейчас. Уровень образования у влахов низкий. Проживают они на Украине и в южных областях России. Сейчас большинство занимается мелкой торговлей и малоквалифицированным трудом. Прекрасно сохраняют свой диалект цыганского языка. Влахи - очень крупная этногруппа.

КРЫМЫ

Отдалёнными предками этногруппы были молдавские урсары. После перекочёвки на Крымский полуостров эти цыгане приняли ислам. В их диалекте появилось много заимствований от крымских татар. Традиционные занятия этногруппы: кузнечество, торговля и гадание. Голод 1930-х годов выдавил часть крымов в Закавказье, на Украину и в Россию. Мужчины этой цыганской "нации" принимали участие в строительстве московского метро. Многие стали артистами. Крымские цыгане считаются сейчас лучшими танцорами цыганской эстрады. Ныне основное занятие крымов - бизнес. Даже проживая в столице, они в подавляющем большинстве остаются мусульманами, платят за невесту выкуп, крепко держатся за свои обычаи. Прочие цыгане предпочитают не иметь с ними конфликтов.

КЭЛДЭРАРЫ

Цыгане румынского происхождения, православные христиане. В нашей стране они предпочитают называть себя котлярами. Создатели комплекса одежды, который во всём мире считается эталоном "цыганского". Время их переселения в Российскую империю растянулось от 1870-х до 1920-х годов. Традиционное занятие мужчин - лужение посуды и изготовление котлов. Женщины славились как гадалки. Именно кэлдэрарки (и влашские цыганки) по сию пору продолжают гадание на улицах наших городов. Котляры прекрасно сохраняют свой диалект, имеют богатейший фольклор (который, впрочем, практически неизвестен окружающим). Живут большими замкнутыми общинами в компактных поселениях. Котляры строго соблюдают обычаи, согласно которым человек или предмет может оказаться "осквернённым" (пэкэлимос). За невест платят выкуп. Уровень образования низкий. После исчезновения спроса на лужение, зарабатывают бартерной торговлей или перепродажей металла.

ЛОВАРИ

Родственная кэлдэрарам этногруппа. Некоторое время проживали в Венгрии, откуда перебрались в Россию. Первые ловарьские таборы пересекли наши границы в 70-х годах XIX века, последние переселенцы появились уже перед Великой отечественной войной. В прошлом главным занятием ловарей была торговля лошадьми, но у нас они не выдержали конкуренции с русскими цыганами (которые гораздо лучше знали рынок). Долгое время ловари жили за счёт женщин-гадалок, позже освоили эстрадную сцену и успешно занялись бизнесом. Первые десятилетия ловари оставались католиками, но сейчас завершается переход к православию. У них очень сильны традиции, связанные с ритуальным "осквернением" (на их диалекте - магэрипэ). В отличие от котляров одеваются очень современно. В национальной среде ловари имеют репутацию богатых, хотя и несколько заносчивых людей.

ПЛАЩУНЫ

Малочисленная и очень замкнутая этногруппа, изначально происходящая из карпатского (словацко-венгерского) региона. Плащуны долгое время кочевали в Южных областях Российской империи. Их женщины были карманницами. Ныне многие плащуны обрели современные профессии, хотя их уровень образования остаётся низким. По религии они - православные христиане. Проживают на Украине, в России и Азербайджане. Крепко держатся за старинные обычаи.

КИШИНЁВЦЫ

Предки этой этногруппы жили в Молдавии. После отмены крепостного права перекочевали на Украину и в Россию. Процесс формирования их купечества был прерван октябрьской революцией. Основное занятие женщин - гадание. Вплоть до указа 1956 года мужчины-кишинёвцы имели криминальные заработки, но с переходом на оседлость кардинально сменили образ жизни и занялись легальным бизнесом. Кишинёвцы прекрасно сохраняют свой диалект, в котором много молдавских слов, чтут старинные обычаи. Коммерция и гадание сделали их обеспеченными людьми. Их просторные дома могут считаться образцами "цыганского вкуса". Уровень их образования по национальным меркам высок. Численность этногруппы невелика.

ЛОТВЫ

Латышские цыгане, лютеране по вероисповеданию. По происхождению родственны русским цыганам, и имеют с ними много общего в языке. Живут не только в Латвии. Отдельные семьи переехали в Россию и другие государства. Традиционные занятия этногруппы: торговля лошадьми и гадание. Лотвов хорошо знают по всей территории славянских республик, поскольку при "развитом социализме" они освоили торговлю одеждой. У этих цыган хорошее образование и очень широкий спектр профессий.

ЧОКЭНАРИ

Молдавские цыгане, православные христиане. Традиционные занятия: кузнечество и гадание. Имеют свой диалект цыганского языка. По сию пору в быту сохранился красочный женский костюм. Проживают чокэнари в Молдавии и на Закарпатской Украине, однако некоторые выезжают на заработки в Россию. Многие семьи чокэнарей и в наши дни занимаются работами по металлу. В частности, они делают чаны и желоба для водостоков. Что касается образования, то мало кто учится далее средней школы.

ЛИНГУРАРЫ

Молдавские цыгане, православные христиане. Как видно уже из названия, основной профессией этой этногруппы испокон веков было изготовление из дерева ложек и посуды. Цыганский язык лингурарами утрачен - между собой они говорят по-молдавски. В их среде сильны процессы ассимиляции. Тем не менее, и сейчас женщин, продающих ложки, можно встретить даже за пределами Молдавии.

УРСАРЫ

Молдавские цыгане. В далёком прошлом выступали с дрессированными медведями, но уже в XIX веке главным ремеслом мужчин стало кузнечество. Женщины нанимались на сельхозработы в колхозы и совхозы. Урсары и сейчас продолжают жить и работать в Молдавии, редко выезжая за её пределы.

МАДЬЯРЫ

Венгерские цыгане. В границах СССР появились после присоединения Закарпатья, отторгнутого от Венгрии в 1946 году. Мадьяры несколько столетий жили оседло и подверглись сильной ассимиляции. Говорят они по-венгерски. По вероисповеданию: католики и протестанты. Основными профессиями венгерских цыган были музыка и различные ремёсла. Мадьярки не владеют искусством гадания. В советские годы практически вся этногруппа была занята в сферах производства и сельского хозяйства, однако после крушения социализма очень многие лишились работы. Некоторые семьи венгерских цыган оказались на грани голодного вымирания и стали выезжать в Россию. Когда жители Москвы и Петербурга видели на улицах босых женщин с детьми, привязанными за спиной, это были именно мадьярки. Российские цыгане не желают считать выходцев из Закарпатья своими собратьями.

МУГАТ

Цыгане Средней Азии, более известные у нас как "люли". Они, занимались ремёслами, меной лошадей и ишаков, а также музыкой. Женщины гадали. Родными языками мугат стали таджикский и узбекский. Естественно, они многое заимствовали от коренного населения в обычаях и даже в одежде (хотя даже в XIX веке цыганки Средней Азии не носили паранджу). За годы советской власти уровень образования у мугат стал достаточно высоким. Они обрели множество современных профессий. Однако, экономический кризис, разразившийся после крушения СССР, дал те же результаты, что и у мадьяров. Начиная с 1992 года мугат стали выбираться на заработки в Россию и на Украину. Мужчины нанимались на сезонные сельхозработы или на стройки, но часто единственным источником доходов становился для таборов мугат сбор подаяния. Российские этногруппы вообще не считают мугат за цыган.

Поскольку в продаже уже ГЕО ноябрьский, то я наконец публикую здесь авторскую версию статьи працыган:)

Благодарю за помощь со статьёй Лёшу Царева (без него чудовской части вообще бы не было!), Чяргэн Воротниковскири, Кошастого и Владимира Есипова!

Цыган принято считать чем-то монолитным, народом, который можно описать парой слов. Однако же, существует более семидесяти цыганских этнических групп, и у каждой из них - свои обычаи, свой диалект, свой образ жизни. Иногда они отличаются столь сильно, что можно с трудом поверить, что две цыганские народности находятся в родстве друг с другом.

Новгородская область, Чудово. Котляры.

Котляры. Фото Тани Котовой ( tanyakotova )

До Чудова от Москвы - шесть-семь часов на поезде, чуть-чуть не доезжая Великого Новгорода. Местные жители в цыганскую часть посёлка не заходят, боятся. Если спросить, почему, жмут плечами, с недоумением оглядываются так, словно ответ написан на одном из заборов, и, наконец, произносят:
- Ну, цыгане же…
Однако русские гости в чудовском таборе вовсе не диковинка. Ведь там живут котляры - любимцы журналистов и фотографов всех мастей. Если вы увидите статью или передачу о цыганах, то почти наверняка – именно о котлярах. Их значительно меньше, чем других цыган, зато они очень консервативные и живут таборами. От них веет пушкинской Бессарабией - и не просто так: котляры пришли в Россию из Молдавии и Румынии чуть больше ста лет назад. Их женщин в толпе опознать не трудно - непременные косы на висках, широкий фартук, цветастый платок с узлом на затылке. Многие котлярки до сих пор гадают на улицах, и всё так же в их семьях много детей.

Табор - не раскинутые шатры, а посёлок из разномастных домов, домиков и домишек, в которых живёт около тысячи цыган. Улицы не асфальтированы. Большой кирпичный дом, на входе в табор - начальная школа (впрочем, уже не совсем начальная, там сейчас есть пятый класс, хотят сделать шестой). Возле жилого дома - продуктовый ларёк. Навстречу гостям, точнее, гостьям сразу выходит несколько молодых женщин в длинных юбках и ярких блузках: выяснять, кто, зачем. Играющие дети смотрят с любопытством. Среди них есть русоголовые. Количество детей у котляров вещь статусная, поэтому усыновляют они охотно. Цыганёнка в детдоме встретить трудно, но котляры детей по сортам не делят, усыновляют и русских и в быту от родных ничем не отличают, так же воспитывают, кормят, одевают и, что греха таить, так же страшно балуют. Усыновлённые вырастают самыми настоящими цыганами, женятся на цыганках и рожают следующее поколение русоголовых котлярчиков.

На другом конце улицы немолодой цыган возится с легковым автомобилем. К нему подходить нельзя, у цыган гостьи приходят к женщинам, гости - к мужчинам, иначе «неприлично». Но котлярки словоохотливы, и узнать от них о мужьях и братьях, пожалуй, можно даже больше, чем при непосредственном контакте.

Пойдёмте чай пить! - зовут молоденькая хохотушка Марина и её невестка Роза. Марине лет 17-18 с виду, Розе - лет 30, по местным меркам - солидная женщина, почти пожилая. Чай принято предлагать гостям, но не всем: в первый раз пить не позовут. Надо, чтоб привыкли и «записали» в друзья. Тогда уже от чая отказаться - страшно обидеть, по цыганскому этикету это жест разрыва дружеских отношений.

Дом у Розиной семьи двухэтажный. Первый этаж почти весь занят просторной, застеленной коврами «залой». Она нужна для праздников: на Пасху, Рождество, свадьбу принято звать как можно больше родственников и друзей. Мебель стандартная для постсоветского пространства: сервант с «хрусталём», диван…

Раньше, когда кочевали, таборы встречались и общались, связь была. Сейчас живём, как раскиданы. На одном месте живём десять лет, двадцать, тридцать… Если не приглашать на праздники, то и родни не увидишь, и друзей забудешь, и детям невесту не найдёшь, переженятся друг на друге, уроды пойдут, - в совсем другом посёлке рассказывала старенькая котлярская бабушка Рада. - Я раза четыре за год в другие города езжу, со всеми общаюсь, всех внуков-правнуков вижу.

Лестницы на второй этаж нигде не заметно.

Там никто не живёт, не спит, - поясняет Роза. - Это для красоты. Цыганкам туда нельзя, а мужики сами убираться не будут, и в беспорядке жить не захотят.

Вместо «беспорядка» она употребляет куда более выразительное и смачное русское слово.

Женщинам у котляров на второй этаж правда нельзя. Все цыгане думают, что у женщин с низа идёт «скверна», «нечистота», но, например, русска рома считают, что перекрытия или даже бельё могут её задерживать. А котляры не согласны. У них, если цыганка зашла на второй этаж, то весь первый осквернила, в дом зайти уже нельзя - «опоганишься».

Некоторые котляры, впрочем, вторыми этажами пользуются. Убираются там у них девочки.

Детки, они же чистые, как ангелы, - объясняла Рада.

Вместе с нами, Мариной и Розой заходят пить чай остальные женщины. С любопытством выслушивают новости культурной цыганской жизни, жалуются, что по телевизору таких новостей не показывают.

Только и слышишь: тут цыгана арестовали, там арестовали, плохие цыгане, такие-сякие. Ты у милиционеров тут спроси, есть у них к нам претензии? Украли мы что-нибудь, или наркоту мы толкаем? А по телевизору всех сравняли. Только о преступлениях. Никаких таких фестивалей не показывают, только ругают! - переживают женщины. - А у нас тут только если парни подерутся с кем-нибудь, весь криминал!

Это всё русские цыгане преступления делают, это они нас, цыган, позорят! - гневно припечатывает пожилая цыганка.

О русских цыганах котляры говорят такое часто. Вспоминается чернобровый Саша из Москвы - интеллигент, даже обруселый. Родился в Туле. Уже ребёнком работал в танцевальном ансамбле, гастролировал, зарабатывал деньги. Потом успел побывать музыкальным журналистом, спортивным обозревателем, работником телевидения, музыкантом, продюсером, сейчас ему двадцать девять, он редактор в финансовом журнале, несколько лет живёт в Москве. В разговоре активно жестикулирует, много курит - больше в нём, кажется, ничего цыгана не выдаёт. При упоминании русских цыган реагирует так же, как самый что ни на есть таборный соплеменник:

Если бы твои русска рома нос показали в табор в нашем Плеханово, им бы там дети машины камнями закидали!

Закурив очередную сигарету, смеётся:

Да если бы я к дедушке с бабушкой сейчас в гости поехал, и меня бы закидали сначала!

Цыгане вообще очень много курят. В старину объясняли это тем, что злые духи боятся огня и дыма. Сейчас уже просто по привычке.

От пришлых новостей разговор у Розы переходит к местным.

Вот ещё две свадьбы было на выходных, - говорит она. - Одна такая бедненькая была, без гостей. Так жениху пришлось потом по всему табору пройти, всем сказать, что невеста честная. Ведь «розочку» только родители видели, а надо, чтобы все знали. И вот он ходит и стучит, маленький сам такой…

Цыганки звонко смеются.


Подростковая свадьба у котляров. Фото Тани Котовой ( tanyakotova )

«Розочка» - это свидетельство девственности на первой брачной простыне. Её выносят на свадьбе: иногда утром, на второй день праздника, чаще - в разгар торжества. Это обычное явление, а вот «бедненькая» свадьба - не очень. Свадьбам, как правило, уделяется огромное внимание, к ним тщательно готовятся, и если у семьи с деньгами не очень, то им помогают родня и друзья. Иногда даже для устройства свадьбы семья закладывает часть фамильных украшений в ломбард (потом золото обязательно выкупают). Мне случалось наблюдать свадьбу в небогатом котлярском посёлке. Грязные улицы и серые деревянные домики были тщательно украшены красными флагами и, почему-то, надувными шариками. По улице шли к одному из домов нарядные жених и невеста (не под руку и даже не очень рядом), а также многочисленная родня и гости. Жених был заметно младше невесты и выглядел растерянно. Смуглая маленькая девочка в пышном розовом платье бегала вдоль процессии и разбрасывала разноцветные головки полевых цветов. Она выглядела куда радостней и жениха, и невесты.

Сколько лет-то молодому?

Четырнадцать, кажется. Таков уж наш цыганский обычай, - повернувшись к моей спутнице, поясняет Роза.

Возражаю, что в Москве цыгане так рано не женятся.

Ну, так у вас в Москве цыгане русские, а у нас цыганские! - Марина звонко смеётся, довольная удачным каламбуром, и другие цыганки присоединяются к ней.

Котляры действительно очень рано женятся, практически по наступлении половой зрелости, и считают это, как любой свой обычай, самым цыганским подходом к делу. В советское время средний возраст вступления в брак был выше, но после распада СССР снова вернулся к «дореволюционному» уровню. Правда, теперь девушек стараются брать чуть старше жениха, чтобы не умерла и не покалечилась в родах. Сватают детей очень рано, почти в пелёнках. Мнения будущих супругов, само собой, никто не спрашивает.

Первая свадьба, «цыганская», считается самой важной и официально не регистрируется: супруги ещё слишком молоды. Потом, по наступлении совершеннолетия, могут зарегистрировать официально - «штамп» в цыганской жизни значения никакого не имеет, но зато так проще в отношении разных документов.

А где мужья сейчас?

Товар принимают, - отвечает Роза и, опережая вопрос, добавляет: - Железо…

Мужчины посёлка стараются делать бизнес. Берутся за грузоперевозки (в отличие от многих котляров, за руль садятся не сами, а нанимают водителей), скупают какое-то таинственное «списанное железо» с предприятий - потом либо продают на лом, либо чинят и продают как б/у. Гадать поэтому ходят не все цыганки: если муж делает хорошие деньги, то жена сидит дома.

Выходим на улицу. Женщины провожают нас. На голове у Розы нет платка, да и выглядит она довольно современно. Ещё лет десять, и котляры, похоже, станут журналистам неинтересны. Тогда «настоящими цыганами» в репортажах станут люли или, может, мигранты из Закарпатья.

Роза показывает на школу:

Смотри, вон там я теперь прописана.

Так. «Рая» прописку отняли. Пришлось в школе. Она записана на сестру, как жилой дом. И младший тоже со мной в школе прописан.

«Рая» буквально переводится «господа», «баре». Сейчас так цыгане называют чиновников и милиционеров.

Они у нас сейчас прописку отбирают, потом отберут дома, землю, - говорит хмуро другая женщина. - Я слышала, им коттеджи негде строить.

Поговори лучше с Царевым. Он всё знает. Он адвокат, - перебивает её Роза.

Алексей Царев ( altsarev )

Алексей Царев - адвокат из Питера. Это приветливый седеющий брюнет сорока четырёх лет. С цыганами познакомился в декабре 2006, защищая Розиного мужа по поводу какой-то драки. Успел сдружиться с Розиной семьёй.

Это правда, - говорит он. - Цыганские дома хотят снести. Котлярам предлагают переселиться на участки рядом с вымершими деревнями. Там нет ни воды, ни электричества, ни магазинов, ни средней школы. Раньше цыгане проживали в Гомельской области, но после взрыва АЭС переехали сюда. Им выделили заболоченный пустырь на окраине Чудово. Они много сил потратили, чтобы построиться, организовать начальную школу… Некоторое время их никто не трогал, а три года назад с ними был подписан договор о том, что районная администрация берётся содействовать легализации посёлка, а цыгане не будут возводить самовольных построек за пределами уже существующей территории посёлка. Несколько домов всё же построили, но их потом снесли. Теперь хотят снести весь посёлок. Беда в том, что в районе, в общем-то, больше нет участков, пригодных для проживания…

Котляры, или кэлдэрары, живут в России около ста лет. Она начали распространяться по миру из Румынии, после отмены там крепостного права. В их языке до сих пор много румынских слов. Традиционным занятием было лужение и изготовление медной посуды, тазов, котлов, баков и подносов. Сейчас занимаются также металлоломом, мелким бизнесом, работают водителями. В быту котляры очень консервативны, считают себя ревнителями древних цыганских традиций, с опаской относятся к изменениям в жизни: долго обдумывают каждое - не станет ли оно причиной ассимиляции, утери «цыганства»?

Москва. Русские цыгане.

Международный день цыган в Москве. Фото Юлии Вишневецкой ( kunstkamera )

Хотя они составляют основную массу российских цыган, о «русска рома» журналисты вспоминают только 8 апреля (в Международный День Цыган), когда представители московской диаспоры спускают в Москву-реку венки в память об умерших от Кали Траш - геноцида цыган, и о погибших на фронте в Великую Отечественную Войну. Иногда ещё берут интервью у артистов.

Кристина не артистка, работает, как шутит сама, «офисным планктоном». Это высокая жизнерадостная молодая, лет двадцати семи, женщина. Она живёт в городской квартире, одевается эффектно и вместе с тем со вкусом - как большинство русских цыган. Ещё в девятнадцатом веке они любили пощеголять. Женщины украшали свой костюм кокетливыми кармашками на фартуке, оборочками, пуговками, с большой фантазией повязывали шали. Мужчины заказывали портным непомерно широкие рубахи: ясно же, что чем больше рубаха, тем больше на неё ушло дорогого шёлку. Ведь кроме нарядности, цыгане ценят умение заработать денег, финансовую удачливость.

Мысль о том, что о ней напишут в журнале, вызывает у Кристины приступ звонкого смеха. Мы начинаем с вопроса о «любимчиках» журналистов.

Котляры, - говорит она, - ребята суровые. У нас тут одна девчонка вышла замуж за тульского котляра. А мы её потом от этих «тульских пряников» отбивали, домой увозили. Суровые ребята. И убираться не очень любят. А есть ещё котлярская интеллигенция. Семья Деметер!

Она смеётся. Эта шутка не её авторства, просто анекдот. Но в нём много правды. Большую часть котлярской интеллигенции в России составляют представители семьи Деметер. Например, покойный редактор иллюстрированного журнала «Шунэн, ромалэ!» Владислав Петрович.

Так же, как у котляров, у русских цыган очень важное место в жизни занимает свадьба. Свадьбы - постоянная тема светских разговоров, на свадьбах знакомятся и влюбляются, и родители приглядываются к танцующим юношам и девушкам, пытаясь угадать по манере исполнения характер, воспитание, состояние здоровья потенциальных зятьёв и невесток. Свадебное видео активно выкладывают на YouTube и в социальные сети. В брак русские цыгане вступают в среднем позже котляров, обычно уже совершеннолетними. Официально юношу и девушку женят родители, но при этом, как правило, спрашивают мнения детей. Жених и невеста обычно хорошо друг друга знают: виделись на свадьбах, праздниках, концертах или дискотеках, общались в чатах.

Это не единственное отличие от котляров. Русские цыгане живут рассеянно, образовательный уровень в среднем выше (в одной из популярных социальных сетей есть группа, почти полностью состоящая из учащихся колледжей и ВУЗов), профессии разнообразней (от водителя или железнодорожника до научного сотрудника или лётчика-испытателя). И проблемы у них не такие, как у котляров: заботятся они, в первую очередь, о том, чтобы не потерять родную культуру.

Ну не так быстро мы её теряем, не всё так плохо, - уверяет Кристина. Она открывает видео с закрытой цыганской дискотеки. Первые минуть пять танцует юноша под Майкла Джексона (во всех смыслах). Потом музыка сменяется современной обработкой народной песни, и вот уже в кругу танцует юная парочка. Самым что ни есть цыганским манером. Современные костюмы им не мешают.

Ещё есть два цыганских радио, музыкальный журнал, новостной портал, - перечисляет Кристина. - Это всё в интернете.

Русска рома в Москве активно используют интернет. Они вообще очень ценят технический прогресс. Любимый «гаджет» - мобильный телефон. На него частенько ставят заставкой изображение цыганского флага, с него слушают песни, скачанные с известного цыганского сайта gipsymusic.ru . Это его Кристина назвала «музыкальным журналом», но проект «ДжипсиМьюзик» гораздо шире, и его деятельность происходит во многом вне Интернета. Электронный журнал «Краски нации» - лишь один из аспектов деятельности. В нём пишут о цыганских исполнителях, размещают современную и традиционную музыку с их согласия. Аудитория журнала очень широка, музыку скачивают даже европейские и американские цыгане. Правда, недавно с сайтом были небольшие технические проблемы, и не все страницы восстановлены.

Михаил Бузылёв

Один из создателей и лицо проекта, тридцатидвухлетний актёр и продюсер Михаил Бузылёв объясняет идею своего сайта:

Культура должна быть доступна. На ней можно и нужно зарабатывать деньги: устраивать концерты, продавать диски, но какая-то часть культуры обязательно должна быть доступна бесплатно. Чтобы цыгане не отрывались от родной культуры, чтобы могли следить за её развитием, прогрессом. Я сделал музыкальный сайт, потому что цыганская культура основана, в первую очередь, на музыке. К тому же, мне это близко: у меня в семье много исполнителей. Мой отец, Дмитрий Бузылёв, моя тётя, Алёна Бузылёва, мои дяди, мой дед…

Он тоже живёт в квартире, с женой и двумя дочерьми. Выступать начал, с танцем «венгерка», в три года. Снимается с четырёх лет (первой была роль немого цыганёнка Стёпки в фильме «Мужики»). Сейчас занят продюсерской деятельностью: открывает новые таланты, организует концерты уже профессиональным музыкантам и певцам. Ценит традиционную цыганскую музыку, но также хорошо воспринимает современные музыкальные жанры.

Мы в музыке были всегда, в любой стране, в любое время, - говорит котляр Саша. - Вот откройте книги про джаз и рок в Советском Союзе. И там упоминаются цыганские имена. Джанго Рейнхардт, Лаци Олах, Валентина Пономарёва, Михаил Жемчужный… И сейчас цыган слушают не только на цыганских дискотеках. Не важно, как я к ним отношусь, но они же правда есть, и их слушают. Александр Марцинкевич, Евгений Гудзь, «Штар»…

- …Бердников из «Корней», - первое, что приходит в голову Кристине. Она добавляет: - Недавно женился. В ресторане праздновали, двести человек гостей. «Розочку» выносили.

А он из каких цыган?

Наш, - не задумываясь, отвечает Кристина. Это может быть правдой, а может и нет. Русские цыгане настолько привыкли чувствовать себя интеллектуальной и творческой элитой, культурным «пупом» цыганского сообщества, что автоматически относят к «своим» почти любого известного или хорошо образованного цыгана в России.

Михаил Бузылёв знаком с гитаристом-виртуозом Вадимом Колпаковым много лет, но понятия не имел, что тот - сэрво. Читая написанную совместно Колпаковым и мной биографию Вадима, Миша удивился:

Разве он не русский цыган?..

Сэрвы культурой и правда похожи на русска рома, среди них немало интеллигентов. Их обычно можно узнать по украинским фамилиям: Эрденко, Сличенко, Иваненко…

Вадим Колпаков, племянник и ученик великолепного Александра Колпакова

Второй по популярности цыганский электронный журнал - новостной, «Цыганская культура и жизнь». Помимо новостей и анонсов культурных мероприятий, на сайт также заходят в поисках биографий знаменитых цыган. Раздел фоторепортажей посещают не только российские, но и иностранные цыгане: чтобы смотреть картинки, язык знать не надо, а короткие подписи дублируются на английском. Аудитория журнала, в среднем, более «взрослая» - подростки читают редко. Они больше любят радио: GypsyVoice и Радио Гаценко.

- …Котляры цыган позорят, - рассуждает пятнадцатилетняя Маша. - Гадают на улице, к людям пристают… Если хотят гадать, пусть откроют салон!

На ней обтягивающие джинсы, широкий пояс, розовая майка, солнцезащитные очки. Всё это обильно украшено стразами. По уверениям Маши, так сейчас выглядит большинство цыганских подростков Москвы.

– Цыганская музыка - это круто, - говорит она, - но я люблю r’n’b. Это сейчас модно. Ещё рэп… Знаешь SD-family?

SD-family - цыганский рэп-клан.

Они пели с покойным Ратмиром Шишковым, - рассказывает Маша. - Я все их mp3 скачиваю и слушаю.

Да, они правда сейчас помешались на рэпе, - говорит Кристина. - Одеваются, как рэпперы и их подружки. О будущем не думают. Ведут себя… девочки при мальчиках курить не стесняются, материться не стесняются. Есть такие детки, что уже всё попробовали: водку, наркотики. Смотреть на таких противно. Ещё, конечно, проблема - уровень образования. Он же у цыган низкий! Три класса - считай «вышка»!

А сколько ты закончила?

У меня два высших. А то как бы я на своей должности оказалась!

На работе сначала не знали, что Кристина - цыганка. Узнали, когда попривыкли. Был случай, когда её назвали армянкой. В голову людям редко приходит мысль, что смуглый человек может быть цыганом, если он причёсан, умыт, хорошо одет и работает. К тому же, у цыган редок акцент. Поэтому особенно часто их путают с евреями.

Русские все разные, и это их не удивляет. Почему же цыганам не жить по-разному? То, что я одеваюсь современно, что работаю в офисе, каждый день с русскими верчусь, никак не отменяет того, что я цыганка, - уверяет Кристина. - Я прихожу домой и разговариваю на цыганском. Я соблюдаю цыганские правила, этикет. Чтобы быть цыганом, не обязательно кочевать или жить табором. Не в этом цыганский дух.

Цыганский дух, по мнению Кристины, в цыганской сплочённости, готовности помогать друг другу, в уважении к старшим, в любви к детям, склонности к творчеству, в энергичности и напористости.

Тему преступности у Кристины развивать нет охоты. На её лице проступает брезгливость.

Котляры всё на русских цыган валят. А что русска рома… я о ловарях или кишинёвцах много чего похлеще рассказать могу! Но не буду. У каждой «нации» своя червоточина, в каждой семье - свой урод. Что теперь - носом тыкать? Главное, чтоб у каждого народа были ещё и достоинства. У цыган они есть.

У русских цыган, наверное, главное достоинство - богатая и старинная музыкальная культура. Все цыгане России признают её основной. Музыку, песни, танцы русска рома исполняют сэрвы, крымы, ловари и даже русские. Первая цыганская театральная труппа - появившаяся в Москве в конце XIX века - состояла именно из русских цыган. Её руководителем был Николай Шишкин, представитель знаменитой хоровой династии. Большая часть цыган на фронте в ВОВ были русска рома, и многие шли добровольцами. Служили пехотинцами, артиллеристами, лётчиками, танкистами… Появилась эта этногруппа уже в России, сформировавшись из польских цыган, пришедших сюда около трёхсот лет назад. Очень быстро интегрировалась. Уже к концу XIX века русские цыгане были практически во всех социальных слоях, и даже кочевые русска рома были грамотны - отдавали детей в школу зимой, когда табор становился на постой в деревне.

Россия. Цыгане

Надо сказать, кроме русских цыган и котляров в России живёт много других цыганских народностей. Просто первые - самые многочисленные и живут в этой стране дольше всех, а вторые - самые заметные и немало «раскручены» СМИ. Кроме них, в России живут сэрвы (замечательные музыканты), крымы (отличные танцоры), влахи (бывшие кузнецы) и другие цыгане. Все иногда ворчат друг на друга. Но в общем и целом друг против друга не имеют ничего против.

Танцуют котлярские женщины. Фото Тани Котовой

А что русские цыгане… все ведь под их музыку танцуем, их песни поём, - говорит Роза. - В одного бога верим. Пусть себе живут. Зачем нам быть врагами?

Каждый живёт, кто как хочет. Лишь бы другим людям зла не делали. Хотят котляры жить посёлками, так что ж теперь. Под одним небом ходим, одни праздники празднуем. И они цыгане, и мы цыгане, только разные, - говорит Кристина.

Надо сказать, и котляры, и русска рома - православные, притом очень набожные. В гостиной у русских цыган, в серванте или на стене, обязательно образа. И котляры, и русска рома вешают образки в автомобиль. Самый главный праздник в году и у тех, и у других вовсе не восьмое апреля, а Пасха. Крёстные отец и мать занимают важное место в жизни ребёнка и при несчастном случае готовы заменить родных родителей. Религиозность вообще для цыган характерна. Даже на месте, где умер в автокатастрофе популярный в девяностые певец Шандор цыгане поставили не памятник, а маленькую часовню. Зайти в неё нельзя. Желающие помянуть Шандора останавливаются возле неё и молятся в машине. Может, это и неканонично, но от чистого сердца.

И ещё от чистого сердца цыгане уверены, что Бог их любит. Даже есть такая байка: когда-то Бог привязывал народы к землям. Но, когда увидел, какие цыгане получились талантливые и весёлые, решил их не привязывать, а подарил им всю землю…

У всех цыган России есть общие вопросы, которые надо решать, - считает Саша. - Политическая пассивность, которая приводит к тому, что цыган во все времена норовят зажать. Правовая безграмотность. Низкий уровень образования. Агрессия националистов, погромы. Информационная разобщённость. Невозможность без труда ознакомиться с цыганской культурой во всей полноте, с родной историей, из-за чего мир сужается до одного города. Это обязательно приведёт к регрессу.

У всех нас цыганская душа, - говорит Кристина. - Всех нас Бог любит. Мы должны держаться вместе.

А маленькая девочка в Чудово рисовала что-то палочкой по земле и напевала «Джелем, джелем». Знала ли она, что это цыганский гимн, или нет, но пела от всей души:

«Я ехал, я ехал
Долгими дорогами,
Я встречал
Счастливых цыган».

.

Окутанные легендами и домыслами, цыгане зачастую кажутся нам какими-то сказочными существами. К цыганкам ходят гадать, но пугают ими детей, пляшут «цыганочку» и любят цыганскую музыку, но стараются держаться подальше, встретив на улице.

Накануне Международного дня цыган, который отмечается 8 апреля, мы смогли уговорить цыганку Ольгу Иванову, которая живет в Чапаевске, рассказать нам про традиции своего народа.

Чтобы добраться до Владимирского поселка, нужно проехать на электричке мимо вокзала и выйти на следующей станции 1053 километр. Если повезло оказаться в первых вагонах, то получится выйти на бетонный перрон, а вот остальным приходится спрыгивать прямо на насыпь из щебня и идти по раскисшей весенней грязи.


Сам поселок появился еще в начале прошлого века, здесь жили рабочие заводов по производству пороха и химического оружия. Теперь дома заняты преимущественно цыганами и выходцами из бывших союзных республик, сбежавшими в Чапаевск в поисках лучшей жизни.

Передвигаться по поселку из-за весенней распутицы лучше на болотоходе, но в маленьком домике Ольги очень чисто и уютно и совсем не похоже на быт цыган, с которыми мы встречались в таборе возле села Яицкое. И различий очень много — начиная с диалекта, заканчивая основополагающими традициями.

- Мы — русские цыгане, — рассказывает Ольга. — Никакие не «русские рома», кто это придумал? Мы так и называем себя — «русские цыгане». У нас народов много, мы даже между собой не можем общаться на своем языке, мы разговариваем по-русски.

- У нас, например, как у русских хоронят. Только стол не убирается, день и ночь люди идут. На третий день хоронят, ну или на четвертый-пятый, если кого из родственников ждут. А вот у нас зять умер из и удивление взяло, что на ковре лежит гроб, а не на лавках. А у нас — так же, как у русских. Только чуть-чуть побогаче! И земля у нас не падает на человека. У вас же вот сколько выкопают земли, столько и засыплют, а у нас навес. Гроб как под столом оказывается, понимаете, нет?


В каждой комнате у Ольги есть уголок с иконами. Русские цыгане в основном исповедуют православие — по крайней мере, как они его понимают. Собственные традиции и христианство сплелись в такой клубок, что родились собственные легенды.

- Мы же православные, я верю в Бога. Хотя много горя я пережила — брат утонул, дочка разбилась, но все равно в Бога верю. Мы и Рождество справляем. Приходим друг к другу, посидим. По старшинству ходим — сначала к старшим идем, а потом к младшим.

Рождество, Пасха, Родительскую — все отмечаем. А своих праздников у нас нет, только православные. Русские праздники мы больно не признаем, Новый год не отмечаем.

Да, есть такой разговор, что, когда Иисуса распинали, цыган спрятал пятый гвоздь, который для сердца. Поэтому Бог благоволит к цыганам. Он сказал, что и воруют они, и гадают, и продают — и это входит в их обязанности! Но это все раньше было. Раньше же бедно жили, женщина все тащила на себе. Она и по дому, и к скотине и… весь кусок этот доставала. А сейчас и мужики работают!

Я скажу даже за своих братьев. Вот в Ульяновской области, где они жили, Петро, Платон, который утонул — там их вообще лелеяли в этой Смальковке. Даже отпускать их оттуда не хотели, они из-за меня сюда переехали.

Вот раньше чем женщина работала? Просили. Гадали. И воровали, что уж сказать. Вот даже так было. Даже такие ученые, институты кончали — подходят (погадать) к цыганке. Потом цыганка что-то берет — и она (ученая) кричит. Да ты ученая, а цыганка — никто!

Вот даже я — думаете, у меня карт нет? Есть у меня карты. Вот одна потеряла все документы, и я ей сказала — через казенный дом всё будет. И правильно, через ГАИ ей все документы нашли. Вот что я за вас скажу. Вы простой человек и доверяете людям, сколько раз обмануты были.

Я пытаюсь вернуть разговор на традиции и взаимоотношения между цыганами и другими народами. Но Ольга говорит об обидах неохотно. Главная ценность цыган — это семья, и все воспринимается через личные и соседские взаимоотношения.

- Не хочу обидеть, но русский народ… он с тобой поест, попьет, а идет по улице — и не скажет «здравствуй». У меня сосед, мы с ним каждый год воду делаем, идет с женой по улице — ну что ты, боишься «здравствуй» сказать?

Это такая часть народа, которая потеряла свои традиции. Вот тут мы дружим, а вышли в город, встретили цыганку — и прошли мимо.

Или вот идут навстречу с ребенком, мальчишке лет 6 от силы. И одета я не то чтобы по-цыгански совсем, ну юбка длинная, все такое. И он говорит: «Ой, бабушка, смотри, цыганка идет! Пойду к ней погадаюсь!» Это же так настраивают. А раньше детишки собирали камни и кидались.

Один цыган украл — на остальных думают, что все такие. Вы спрашиваете, что просить — это традиция. Да как нужда заставит. Никто из нас, семерых, никто, кроме меня и сестры, не знал, как милиция открывается. Никогда ни за что не привлекались, работали и работают.

Я за свою маму расскажу. Она женщина была очень простая, ни гадать не умела, ни воровать. Отец у нас лошадей воровал, а она не могла так. Мы стояли у церкви. Она только циферки знала и буковки. Но всех нас семерых все же научила. Мы же по два, по три класса кончили. Но ни один родитель не пошлет своего ребенка воровать.

Женская тема у нас становится главной в разговоре, и я спрашиваю о браке.

— Ну что сказать, у всех по-разному. В Стромилове в 13-14 лет выдают замуж. У меня одна дочь вышла на 21-м году, другая — на 18-м году, Рада — на 17-ом году. Я выходила на 16-ом году, меня родители отдали в 1976 году. Отдали и так мы жили, пока не умер. Родители понимали, где их ребенок может лучше жить, отдали в более богатую семью. Каждый родитель хочет, чтобы ребенок был устроен.

Стромиловские (цыгане из Яицкого), они один раз замуж выходят и всё. Но там родители еще калым берут. А у нас, если есть возможность, сделай девичник. Жених делает или совместно как-то. Нас они считают за русских.

Чтобы выйти замуж не за цыгана, нужно переступить свой закон, хотя женятся и уходят. И живут иначе, конечно. Но вот даже то, что мы с вами сидим и общаемся — из-за этого могут быть уже разговоры. Знаете, охота уже перешагнуть через это всё. Выступить в защиту своего народа и сказать: ну сделайте хоть что-то для наших детей.

Ольга с одной стороны признает, что перемены в укладе необходимы, и без «выхода во внешний мир» цыгане будут всё глубже увязать в своих проблемах. Но когда речь идет о молодежи, не желающей жить по-старому, начинает хмуриться.

- В штанах стали девки ходить, это раз. Вот этот телефон — «алё, алё» по всем ночам, ноутбук. Маленькие быстро перенимают. Что русские делают, то и наши. От традиций отходят. Могут просто взять и не прийти. Вот скажу даже за внучонка. До армии с цыганкой общался, а пришел — татарку взял. Устроился на работу инкассатором, живет там. Может, и расписался уже, я не знаю, они далеко живут.

— Это хорошо или плохо?

— Конечно плохо! Он отбился от своего народа.


Решение проблемы Ольга, как и многие другие цыгане, видит во внешнем воздействии. Ей кажется, что государство должно заставить цыган учиться и работать — тогда все наладится.

— Главное — это школа. Раньше хоть приходили, милицией пугали: «Иди в школу!» А сейчас нет этого. В городе одна школа принимает, восьмая. Она принимает все народы без различия. Очень хорошие учителя, удивительные. Вот иди в тринадцатую — не возьмут цыгана. Простому человеку в такую сложно попасть. Хотя по ЕГЭ наша школа хорошие результаты показывает.

Цыганских детей много ходит в школу, но они как учатся — день ходит, два — больной, на третий — выходной. А если бы они немножко действовали на родителей… Вот не придет завтра твой ребенок — я позвоню в милицию, и всё. Я понимаю, по семейным обстоятельствам все может быть. После меня пять человек было, я бы выучилась. Но «Оля, чего в школу не пошла? — Мама пошла в деревню просить, не с кем детишек оставить».

С одной стороны, это звучит по-детски наивно. Но цыгане мерят по себе. Неожиданно входная дверь открывается, и на пороге показывается русский парень, робко переминаясь с ноги на ногу. Ольга собирает миску котлет и передает ему.

- Заходи, Андрюш. А чего бокал не принес? У тебя там хлеб есть?

Андрей кивает, забирает миску и уходит, плотно затворив за собой дверь.

— Вот, русский пацан. Освободился в октябре. Диплом есть, паспорт, а прописки нет. Все, живет всю зиму в домике рядом. Ну а что, помогает по дому, на работу иногда провожает, снег уберет. Ну а что, бедно живет, страдает. У нас раздела нет, что сами едим, то и ему. У него дом был, а когда сидел, дом снесли. И теперь надо что-то делать. А ведь и не пьет пацан .

Ольга не называет такую помощь чисто цыганской традицией, но цыгане стараются поддерживать не только друг друга, но и соседей, и своих знакомых. Общинные традиции с одной стороны держат их в изоляции, но с другой — помогают выжить.


Поднимаем тему иерархии в цыганском обществе, и Ольга смеется:

— Я вам честно скажу, хоть на расстрел меня отведите, я так скажу — никогда не было у цыган барона! Был умный человек, у которого была бумажка (удостоверение личности). Вот к примеру, милиционер остановил (табор) и женщин спрашивает:

- Где муж?
— Разошлась!

А детишек-то полно. Вот и порхали своей одеждой яркою, и от крика милиция уже уходила. А остальные в лес убегали. Оставался только один, который бумажечку имел и говорил с милицией.

- Ты табор ведешь?
- Да, я!

Но никто его не выбирает. Просто так получается, что люди сами идут к умному человеку. Кто грамоту знает, законы, может помочь справку какую-нибудь оформить. Но и полномочий у него не так много. Вот, например, я торгую, а он не может мне запретить. Ничего он мне не сделает.

Вот меня по телевизору показали однажды, и тут же пошли ко мне за помощью — «трудоустрой меня!» А что я могу сделать? У нас же никакой службы нет, никакой помощи.

Нужно прямо объявление написать: «Цыганский народ, кто желающие идти на работу! Ваш вопрос будет решен!»

Возможно, в таком наивном призыве Ольга права. Положение цыган само по себе не может измениться к лучшему, а проблемы одного народа порождают проблемы у остальных. Человеку с двумя или тремя классами образования практически невозможно социализироваться, он не знает своих прав, не понимает обязанностей. В Чапаевске, где найти работу сложно даже образованному человеку, малограмотные цыгане оказались в бедственном положении.

Цыгане нередко вспоминают указ об оседлости от 26 октября 1956 года — «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством». И если раньше меры в отношении цыган считались жестокими, то теперь всё чаще сами цыгане говорят о том, что сейчас они бы согласились на такую помощь.

Партнёрский материал, подготовленный в рамках государственной программы Самарской области «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Самарской области»

По итогам переписи населения в России живут 204 958 цыган. Этот древний народ принадлежит к восточной ветви цыганского народа, и в то время, когда ее западная ветвь утрачивает языки и обычаи, восточные цыгане стараются их сохранить.
Исход цыган из Индии произошел около тысячи лет назад, когда несколько этнических арийских групп ушли на север.

Специалисты насчитывают три волны цыганских переселений - сначала из Индии в Азию, затем в XIV веке - в Европу, а в конце XIX века - в Америку. Язык всех цыган происходит от санскрита, но каждый этнос имеет свое наречие. Этнографы делят цыган на три большие группы – это домари (цыгане, живущие на Ближнем Востоке), ломари, проживающие в Европе, и романи, населяющие Восточную Европу и Россию.
Цыгановед Николай Бессонов в статье «Цыганские энтогруппы на постсоветском пространстве» (журнал National Geographic) считает, что цыганские этносы в России самобытны, но отличаются языком, обычаями, верой и занятиями.

Русские цыгане

Самый обширный цыганский этнос - это русска рома. Предки этносы вышли из Польши в XVIII веке; рома занимались торговлей лошадьми, музыкой и гаданиями. В XIX веке они были артистами, музыкантами, купцами, а некоторые крестьянствовали; основной верой было православие, а языком стал русско-цыганский диалект.
Правительство России относилось к цыганам благосклонно, им было дано право приписываться к сословиям, а русские аристократы женились на цыганских певицах. После революции исчезли конные рынки, цыганское купечество было уничтожено, но еще больший удар по цыганам нанесла гитлеровская оккупация - фашисты расстреливали цыган целыми таборами.
В современной России 100% русских цыган ведут оседлый образ жизни, у них хорошие дома, часто прекрасное образование, многие занимаются торговлей, сельским хозяйством, становятся музыкантами, артистами.

Украинские цыгане

Сэрвы пришли из Румынии, основное вероисповедание - православие. В России они живут в Ростове, в Самаре и Воронеже. До революции среди сэровов было хороших кузнецов. После революции сэрвы осели в городах и селах, дети пошли учиться; в годы войны их мужчины становились офицерами Красной армии, сражались с фашистами. Сейчас этот народ имеет прекрасное образование; среди них много ученых, бизнесменов и музыкантов. Лингвисты отмечают, что сэрвы утрачивают язык и ассимилируются.
Среди украинских цыган есть народность влахи - выходцы из Валахии. Это православные христиане, тоже славившиеся кузнечным делом, которым они занимаются до сих пор. В России влахи проживают на юге, большинство занято мелкой торговлей и подработками, зато влахи сохранили культуру и быт.
Цыганская народность крымы произошла от молдавских цыган, которые пришли в Крым и под влиянием крымских татар стали мусульманами. В Россию крымы пришли 1930-х годах. Сейчас народ занимается бизнесом, многие живут в Москве, но по-прежнему остаются мусульманами - платят за жену калым и ходят в мечеть. Это очень музыкальный народ, среди низ много хороших атнцоров.

Польские цыгане

Польска рома живут в Смоленской области, по языку и традициям близки русским цыганам. Они не переставали кочевать даже зимой, меняя кибитки на сани и просились переночевать в русские дома по селам. Если им отказывали, то они становились табором в ближайшем лесу, разжигая огромный костер. Очевидцы вспоминали, что женщины этой народности оставались босыми в самый большой мороз. Вплоть до середины XX века этнос занимался лошадьми и гаданьем. сейчас они живут в домах и имеют престижные профессии.

Румынские цыгане

Их называют кэлдэрары или котляры. Православные христиане, они имеют свою «изюминку»: их наряды стали примером для цыганской моды. До революции мужчины делали и паяли котлы, а жёны гадали, сейчас котляры живут перепродажами или сдачей металла. Именно котлярки и влашки гадают на улицах российских городов. Народ живет общинами и блюдет обычаи: хранит язык и фольклор, который мало неизвестен этнографам. По старым обычаям у котляров за девушку дают выкуп.

Венгерские цыгане

Ловари – родственники котляров, в прошлом занимались лошадьми, часто жили за счет женщин-гадалок, при СССР становились артистами эстрады, сейчас освоили бизнес. Среди цыган считаются богатыми, но заносчивых людей. Блюдут традиции, но одеваются в современную одежду.
Мадьяры – эти цыгане всегда занимались музыкой, плели корзины, делали кирпичи из самана. Женщины-мадьярки никогда не гадали. При СССР мадьяры трудились на селе и на предприятиях, но после развала страны многие предпочли уехать. Русские цыгане считают мадьяров не цыганами, что хи весьма обижает.

Карпатские цыгане

Это небольшая народность называется плащуны. До революции жены плащунов были воровками, и сейчаср среди них мало грамотных людей. Несмотря на бедность, плащуны придерживаются традиций и не спешат ассимилироваться.
Кроме этих этносов в России живут отдельные семьи молдавских цыган: кишеневцев, урсаров, чокэнари, лингураров; есть в стране и лотвы - латвийские цыгане.

Цыгане Средней Азии

Этих цыган называют мугат, они мусульмане и переняли от народов Средней Азии одежду и традиции. Если вы видите на улице Москвы женщину с ребенком, просящую подаяние - скорее всего, она мугат, ведь попрошайничество - это традиция, которой мугат добывали себе пропитание веками, кроме этого, мугат занимались предсказаниями и знахарством. В СССР работали в сельском хозяйстве, а после остались без работы; русские цыгане не считают мугат цыганами.

  Цыгане — народ без государства. Долгое время их считали выходцами из Египта и называли «фараоновым племенем», но последние исследования это опровергают. В России цыгане породили настоящий культ своей музыки.

  ПОЧЕМУ ЦЫГАНЕ — «ЦЫГАНЕ»? Цыгане не называют себя так. Их самое распространённое самоназвание — «рома». Вероятнее всего, это влияние жизни цыган в Византии, которая получила это название только после своего падения. До этого она мыслилась частью римской цивилизации. Распространённое «ромале» — звательный падеж от этнонима «рома».

Также цыгане называют себя синти, кале, мануш («люди»).

Другие народы называют цыган очень по-разному. В Англии их зовут gypsies (от Egyptians - «египтяне»), в Испании - gitanos, во Франции - bohemiens («богемцы», «чехи» или tsiganes (от греческого - τσιγγάνοι, «цинга́ни»), евреи называют цыган צוענים (цо’ани́м), от названия библейской провинции Цоан в Древнем Египте.

Слово «цыгане», привычное для русского уха, условно восходит к греческому слову «атцингани» (αθίγγανος, ατσίγγανος), что означает «неприкасаемый». Этот термин впервые встречается в «Житие Георгия Афонского», написанном в XI веке. «Условно», потому что в этой книге «неприкасаемыми» называется одна из еретических сект того времени. Значит, нельзя с уверенностью утверждать, что в книге речь идёт именно о цыганах.

  ОТКУДА ПРИШЛИ ЦЫГАНЕ. В Средние века цыган в Европе считали египтянами. Само слово Gitanes – производное от египтянина. Египтов в Средние века было два: верхний и нижний. Цыган так прозвали, очевидно, по названию верхнего, который находился в области Пелопоннеса, откуда шла их миграция. Принадлежность к культам нижнего Египта видна в быте даже современных цыган.

Карты Таро, которые считаются последним сохранившимся осколком культа египетского бога Тота, были привнесены в Европу именно цыганами. Кроме того, цыгане принесли из Египта искусство бальзамирования покойников.

Безусловно, цыгане были в Египте. Путь из верхнего Египта, вероятно, был главным путем их миграции. Однако современные генетические исследования доказали, что цыгане родом не из Египта, а из Индии.

Индийская традиция сохранилась в цыганской культуре в форме практик по работе с сознанием. Механизмы медитации и цыганского гипноза во многом схожи, цыгане – хорошие дрессировщики животных, как и индусы. Кроме того, цыганам свойственен синкретизм духовных верований — одна из особенностей нынешней индийской культуры.

  ПЕРВЫЕ ЦЫГАНЕ В РОССИИ. Первые цыгане (группы сэрвы) в Российской империи появились в XVII веке на территории Украины.

Первое упоминание о цыганах в русской истории встречается в 1733 году, в документе Анны Иоанновны о новых налогах в армии:

  «Вдобавок на содержание полков сих определить сборы с цыган, как в Малой России с них собирают, так и в Слободских полках и в Великороссийских городах и уездах, приписанных к Слободским полкам, и для этого сбора определить особого человека, так как цыганы в перепись не написаны ».

Следующее упоминание цыган в русских исторических документах встречается в том же году. Цыганам Ингерманландии по этому документу разрешалось торговать лошадьми, так как они «показали себя здешними уроженцами » (то есть жили они здесь уже не первое поколение).

Дальнейшее увеличение цыганского контингента в России шло с расширением её территорий. При присоединении к Российской империи части Польши в России появились «польска рома», при присоединении Бессарабии — молдавские цыгане, после присоединения Крыма — крымские цыгане. Нужно понимать, что цыгане не являются мононациональной общностью, поэтому миграция разных этнических групп рома происходила различными путями.

  НА РАВНЫХ ПРАВАХ. В Российской империи к цыганам отнеслись достаточно дружелюбно. 21 декабря 1783 года вышел Указ Екатерины II, причисливший цыган к крестьянскому сословию. С них стали взимать налоги. При этом никаких особых мер по принудительному закрепощению цыган не проводилось. Более, того, им разрешалось приписываться к любому сословию, кроме дворян.

Уже в сенатском указе 1800 года говорится, что в некоторых губерниях «цыгане вышли в купцы и мещане ».

Со временем в России стали появляться и оседлые цыгане, некоторым из них удавалось обзавестись немалым богатством. Так, в Уфе проживал цыган-купец Санко Арбузов, который успешно торговал лошадьми и имел добротный просторный дом. Его дочь Маша ходила в гимназию и обучалась французскому языку. И Санко Арбузов был не одинок.

В России по достоинству оценили музыкальную и исполнительскую культуру цыган. Уже в 1774 году граф Орлов-Чесменкий вызвал в Москву первую цыганскую капеллу, которая впоследствии выросла в хор и положила начало профессиональному цыганскому исполнительству в Российской империи.

В начале XIX века крепостные цыганские хоры были освобождены и продолжили уже самостоятельную деятельность в Москве и Санкт-Петербурге. Цыганская музыка была необыкновенно модным жанром, а сами цыгане часто и ассимилировались в среде русского дворянства — браки на цыганских девушках заключали достаточно известные люди. Достаточно вспомнить дядю Льва Толстого Федора Ивановича Толстого-Американца.

Помогали цыгане русским и во время войн. В войне 1812 года цыганские общины жертвовали крупные суммы денег на содержание армии, поставляли лучших коней для кавалерии, а цыганская молодежь шла служить в уланские полки.

К концу XIX века в Российской империи жили не только украинские, молдавские, польские, русские и крымские цыгане, но и люли, карачи и боша (со времени присоединения Кавказа и Средней Азии), а в начале XX века из Австро-Венгрии и Румынии перекочевали ловари и колдэрары.

В настоящее время численность европейских цыган по разным оценкам определяется от 8 млн и до 10-12 млн человек. В СССР официально насчитывалось 175,3 тысячи человек (перепись 1970). В России, по переписи 2010 года, проживает около 220 тысяч цыган.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама