THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Современным детям про джаз сейчас совершенно ничего не известно. Это и понятно, еще в середине прошлого века джаз постепенно ушел в тень поп-музыки и практически не осталось тех истинных его ценителей, которые готовы были круглосуточно слушать музыкальные произведения своих любимых джазменов. Однако, несмотря на забытость и непопулярность этого музыкального стиля, на уроках музыки в школах, учителя считают своим долгом рассказать детям про джаз. Причем, для того чтобы вызвать интерес у школьников о джазе, наилучшим образом будет, если учитель воспользуется слайдами, картинками и прочим методическим материалам на соответствующую тему, а также сыграет некоторые музыкальные произведения или хотя бы даст их прослушать в записанном варианте.

Джаз как форма в музыкальном искусстве появился в ХХ веке в Соединенных штатах, первоначально только у цветного населения. Этот музыкальный стиль является синтезом афроевропейских культур, который получил затем всемирное распространение. Основными чертами джаза можно считать полиритмию и импровизацию, основанных на синкопировании ритмов и уникальном комплексе методов ритмической игры в фактуре свинга. Затем джаз осваивался за счет новых ритмичных и гармоничных моделей.

Детям о джазе рассказать достаточно сложно, потому что многие учителя музыки сами не очень хорошо знают этот музыкальный стиль

Самой важной чертой джаза принято считать постоянную ритмическую пульсацию (ее еще называют "бит") и ее отклонения - свинг. Эти характеристики стиля взяты из музыкальных африканских традиций. Причем, свинг служит наиболее выразительным средством. Также в данном музыкальном направлении есть еще и такие африканские черты музыки, как трактовка всех музыкальных инструментов (ритмические и ударные), наличие разговора и пение, подражание инструментального исполнения пению.

К тому же джаз считается основанным на предварительно найденной импровизации, сочетающейся с удачно выбранной композицией. Импровизация в ансамбле может создаваться несколькими музыкантами несмотря на то, что будет отчетливо слышан солирующий голос. Художественно законченным образом музыкального произведения можно считать удачное сотрудничество членов группы и аудитории. В раннем новоорлеанском джазе присутствует импровизация в основном трех игроков - трубач, кларнетист и тромбонист с фонирующим аккомпанементом баса и ударных.

Джаз (англ. Jazz) - форма музыкального искусства, возникшая в начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение.

Джаз - потрясающая музыка, живая, непрестанно развивающаяcя, вобравшая ритмический гений Африки, сокровища тысячелетнего искусства игры на барабанах, ритуальных, обрядовых песнопений. Добавьте хоровое и сольное пение баптистских, протестантских церквей - противоположные вещи слились воедино, подарив миру удивительное искусство! История джаза необычна, динамична, наполнена удивительными событиями, которые повлияли на мировой музыкальный процесс.

Что такое джаз?

Характерные черты:

  • полиритмия, основанная на синкопированных ритмах,
  • бит - регулярная пульсация,
  • свинг - отклонение от бита, комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры,
  • импровизационность,
  • красочный гармонический и тембровый ряд.

Это направление музыки возникло в начале двадцатого века в результате синтеза африканской и европейской культур как искусство, основанное на импровизации в сочетании с заранее продуманной, но не обязательно записанной формой композиции. Импровизировать могут одновременно несколько исполнителей, даже если в ансамбле явно слышен солирующий голос. Законченный художественный образ произведения зависит от взаимодействия членов ансамбля между собой и с аудиторией.

Дальнейшее развитие нового музыкального направления происходило за счёт освоения композиторами новых ритмических, гармонических моделей.

Кроме особой выразительной роли ритма были унаследованы другие черты африканской музыки - трактовка всех инструментов как ударных, ритмических; преобладание разговорных интонаций в пении, подражание разговорной речи при игре на гитаре , фортепиано, ударных инструментах.

История возникновения джаза

Истоки джаза лежат в традициях африканской музыки. Ее основоположниками можно считать народы африканского континента. Привезённые в Новый свет из Африки рабы не были выходцами из одного рода, часто не понимали друг друга. Необходимость взаимодействия и общения привела к объединению, созданию единой культуры, в том числе и музыкальной. Для нее характерны сложные ритмы, танцы с притоптыванием, прихлопыванием. Они вместе с блюзовыми мотивами дали новое музыкальное направление.

Процессы смешивания африканской музыкальной культуры и европейской, которая претерпела серьёзные изменения, происходили начиная с восемнадцатого века, и в девятнадцатом привели к возникновению нового музыкального направления. Поэтому всемирная история джаза неотделима от истории американского джаза.

История развития джаза

История зарождения джаза берет свое начало в Новом Орлеане, на американском юге. Для этого этапа характерна коллективная импровизация нескольких вариантов одной и той же мелодии трубачом (главный голос), кларнетистом и тромбонистом на фоне маршевого аккомпанемента медного баса и ударных. Знаковый день - 26 февраля 1917 года - тогда в нью-йоркской студии фирмы «Victor» пятеро белых музыкантов из Нового Орлеана записали первую грампластинку. До выхода этой пластинки джаз оставался маргинальным явлением, музыкальным фольклором, а после - за несколько недель ошеломил, потряс всю Америку. Запись принадлежала легендарному «Original Dixieland Jazz Band». Так американский джаз начал свое гордое шествие по свету.

В 20-е годы были найдены основные черты будущих стилей: равномерная пульсация контрабаса и ударных, способствовавшая свингу, виртуозное солирование, манера вокальной импровизации без слов при помощи отдельных слогов ("скэт"). Значительное место занял блюз. Позднее оба этапа - новоорлеанский, чикагский - объединяются термином "диксиленд".

В американском джазе 20-х годов возникла стройная система, получившая название "свинг". Для свинга характерно появление нового типа оркестра - биг-бэнда. С увеличением оркестра пришлось отказаться от коллективной импровизации, перейти к исполнению аранжировок, записанных на ноты. Аранжировка стала одним из первых проявлений композиторского начала.

Биг-бэнд состоит из трех групп инструментов - секций, каждая может звучать как один многоголосный инструмент: секции саксофонов (позднее с кларнетами), "медной" секции (трубы и тромбоны), ритмической секции (фортепьяно, гитара, контрабас, ударные).

Появилась сольная импровизация, основанная на "квадрате" ("хорусе"). "Квадрат" - это одна вариация, равная по продолжительности (числу тактов) теме, исполняемая на фоне того же, что и основная тема, аккордового сопровождения, к которому импровизатор подстраивает новые мелодические обороты.

В 30-е годы стал популярен американский блюз, получила распространение песенная форма из 32 тактов. В свинге начал широко применяется "рифф" - двух-четырёх тактовая ритмически гибкая реплика. Ее исполняет оркестр, пока импровизирует солист.

Среди первых биг-бэндов - оркестры под руководством знаменитых джазовых музыкантов - Флетчера Хендерсона, Каунта Бэйси, Бенни Гудмена, Глена Миллера, Дюка Эллингтона. Последний уже в 40-е годы обратился к крупным циклическим формам, основанным на негритянском, латиноамериканском фольклоре.

Американский джаз 30-х годов коммерциализировался. Поэтому в среде любителей и знатоков истории происхождения джаза возникло движение за возрождение более ранних, подлинных стилей. Решающую роль сыграли небольшие негритянские ансамбли 40-х годов, отбросившие все рассчитанное на внешний эффект: эстрадность, танцевальность, песенность. Тема проигрывалась в унисон и почти не звучала в оригинальном виде, аккомпанемент уже не требовал танцевальной регулярности.

Этот стиль, открывающий современную эпоху, получил название "боп" или "бибоп". Эксперименты талантливых американских музыкантов и исполнителей джаза- Чарли Паркера, Диззи Гиллеспи, Телониуса Монка и других - фактически положили начало развитию самостоятельного вида искусства, лишь внешне связанного с эстрадно-танцевальным жанром.

С конца 40-х до середины 60-х годов развитие происходило в двух направлениях. Первое включало стили "cool" - "прохладный", и "west coast" - “западное побережье”. Для них характерно широкое использование опыта классической и современной серьезной музыки - развитые концертные формы, полифония. Второе направление включало стили "хардбоп" - "горячий", "энергичный" и близкий ему “soul-jazz" (в переводе с английского "soul" - "душа"), сочетавшие принципы старого бибопа с традициями негритянского фольклора, темпераментные ритмы и интонации спиричуэлов.

Оба этих направления имеют много общего в стремлении освободиться от деления импровизации на отдельные квадраты, а также свинговать вальсовые и более сложные размеры.

Были предприняты попытки создания произведений крупной формы - симфоджаз. Например "Рапсодия в блюзовых тонах" Дж. Гершвина, ряд сочинений И.Ф. Стравинского. С середины 50-х гг. эксперименты по соединению принципов джаза и современной музыки вновь получили распространение, уже под названием "третье течение", также и у русских исполнителей ("Концерт для оркестра" А.Я. Эшпая, произведения М.М. Кажлаева, 2-й концерт для фортепьяно с оркестром Р.К. Щедрина, 1-я симфония А.Г. Шнитке). Вообще, история появления джаза богата на эксперименты, тесно переплетается с развитием классической музыки, ее новаторских направлений.

С начала 60-х гг. начинаются активные эксперименты со спонтанной импровизацией, не ограниченной даже конкретной музыкальной темой - Freejazz. Однако еще большее значение получает ладовый принцип: каждый раз заново выбирается ряд звуков - лад, а не четко различимые квадраты. В поисках таких ладов музыканты обращается к культурам Азии, Африки, Европы и др. В 70-е гг. приходят электроинструменты и ритмы молодежной рок-музыки, основанной на более мелком, чем ранее, дроблении такта. Этот стиль получает сначала название "fusion", т.е. "сплав".

Говоря кратко, история джаза - это повествование о поиске, единении, смелых экспериментах, горячей любви к музыке.

Российским музыкантам и любителям музыки безусловно любопытна история возникновения джаза в советском союзе.

В довоенный период джаз в нашей стране развивался внутри эстрадных оркестров. В 1929 году Леонид Утесов организовал эстрадный оркестр и назвал свой коллектив "Tea-джаз". Стиль "диксиленд" и "свинг" практиковался в оркестрах А.В. Варламова, Н.Г. Минха, А.Н. Цфасмана и других. С середины 50-х гг. начинают развиваться небольшие любительских коллективы ("Восьмерка ЦДРИ", "Ленинградский диксиленд"). В них получили путевку в жизнь многие видные исполнители.

В 70-е годы начинается подготовка кадров на эстрадных отделениях музыкальных училищ, издаются учебные пособия, ноты, пластинки.

С 1973 года пианист Л.А. Чижик стал выступать с "вечерами джазовой импровизации". Регулярно выступают ансамбли под руководством И. Брил, "Арсенал", "Аллегро", "Каданс" (Москва), квинтет Д.С. Голощекина (Ленинград), коллективы В. Ганелина и В. Чекасина (Вильнюс), Р. Раубишко (Рига), Л. Винцкевича (Курск), Л. Саарсалу (Таллин), А. Любченко (Днепропетровск), М. Юлдыбаева (Уфа), оркестр О.Л. Лундстрема, коллективов К.А. Орбеляна, А.А. Кролла ("Современник").

Джаз в современном мире

Сегодняшний мир музыки разнообразен, динамично развивается, зарождаются новые стили. Для того, чтобы свободно в нем ориентироваться, понимать происходящие процессы, необходимо знание хотя бы краткой истории джаза! Сегодня мы наблюдаем смешение всё большего числа всемирных культур, постоянно приближающего нас к тому, что в сущности уже становится "всемирной музыкой" (world music). Сегодняшний джаз вбирает в себя звуки и традиции практически из любого уголка земного шара. В том числе переосмысливается и африканская культура, с которой все начиналось. Европейский экспериментализм с классическим подтекстом продолжает влиять на музыку молодых пионеров, таких, как Кен Вандермарк, авангардист-саксофонист, известный по работе с такими известными современниками, как саксофонисты Мэтс Густафссон, Эван Паркер и Питер Броцманн. К другим молодым музыкантам более традиционной ориентации, которые продолжают поиски своего собственного тождества, относятся пианисты Джекки Террассон, Бенни Грин и Брэйд Мелдоа, саксофонисты Джошуа Редман и Дэвид Санчес и барабанщики Джефф Уоттс и Билли Стюарт. Старая традиция звучания продолжается и активно поддерживается такими художниками, как трубач Уинтон Марсалис, который работает с целой командой помощников, играет в собственных маленьких группах и возглавляет Оркестр Центра Линкольна. Под его покровительством выросли в больших мастеров пианисты Маркус Робертс и Эрик Рид, саксофонист Уэс "Warmdaddy" Эндерсон, трубач Маркус Принтуп и вибрафонист Стефан Харрис.

Басист Дейв Холланд также является прекрасным открывателем молодых талантов. Среди многих его открытий саксофонисты Стив Коулмен, Стив Уилсон, вибрафонист Стив Нельсон и барабанщик Билли Килсон.

К числу других великих наставников молодых талантов относятся легендарный пианист Чик Кориа, и ныне покойные барабанщик Элвин Джонс и певица Бетти Картер. Потенциальные возможности дальнейшего развития этой музыки в настоящее время велики и разнообразны. Например, саксофонист Крис Поттер под собственным именем выпускает мэйнстримовый релиз и одновременно участвует в записи с другим великим авнгардистом барабанщиком Полом Мотианом.

Нам еще предстоит насладится сотнями прекрасных концертов и смелых экспериментов, стать свидетелями зарождения новых направлений и стилей - эта повесть еще не дописана до конца!

Предлагаем обучение в нашей музыкальной школе:

  • уроки игры на пианино - разнообразные произведения от классики до современной поп-музыки, наглядность. Доступно каждому!
  • гитара для детей и подростков - внимательные педагоги и увлекательные занятия!

Полюбить джаз можно в любом возрасте, а в детстве знакомство с этой музыкой становится особенно ярким событием. Опытные музыканты прекрасно знают, что дети по-особенному воспринимают новое музыкальное направление, и очень важно уметь правильно его преподнести. Чтобы поддерживать искренний интерес маленьких слушателей, стал развиваться джаз для детей – появились различные программы и мероприятия.

1 «Джаз детям» (Санкт-Петербург)

Петербургский джазовый саксофонист Олег Кувайцев создал проект «Джаз детям», который позволяет юным слушателям постичь многие нюансы музыкального жанра. Главная прелесть этой программы в том, что детям преподносится джаз в «игровой» манере, которая сразу же вызывает заинтересованность и восторг. Проект «Джаз детям» существует в Санкт-Петербурге давно – практически с начала работы Филармонии джазовой музыки.

Событие включает в себя увлекательные викторины и конкурсы, благодаря которым детям проще знакомиться со стилистикой в джазе, познавать современные направления. Концерты проводятся регулярно – 2 раза каждый месяц в воскресенье.

По традиции, для самых маленьких слушателей на сцену выходит Ленинградский диксиленд Олега Кувайцева. Для детей школьного возраста выступают Кирилл Бубякин, Сергей Богданов с джаз-оркестром, а также ансамбль Ritmo Caliente, джазовый гитарист Андрей Рябов и другие исполнители.

2 Школа джаза и мюзикла для детей и взрослых J&M School (Санкт-Петербург)


Единственное учебное заведение в Петербурге международного класса J&M School предлагает огромный выбор специальных обучающих программ как для взрослых, так и для детей любого возраста. В этой школе каждое занятие проходит в увлекательной манере, которая по максимуму предоставляет своим ученикам полезную информацию.

Благодаря индивидуальным занятиям, дети могут обучаться вокалу с 4 лет, а с 6 – игре на музыкальных инструментах: скрипке, фортепиано, флейте, гитаре, аккордеоне, бас-гитаре, контрабасе, саксофоне, ударных.

Проводятся занятия по сценической речи и даже битбоксу – очень популярному среди современных музыкальных направлений. В групповых занятиях можно получить необходимые навыки по музыкальной грамотности, освоить роль в вокальном ансамбле и заняться танцами. Одно из главных достоинств школы – обучение детей в сфере мюзикла. Уроки доступны ученикам самых младших возрастов – от 2-х лет, и подростков – до 17 лет. Направление «Мюзикл» включает в себя важнейшие дисциплины: вокал, танец, актерское мастерство, сольфеджио, теория музыки.

3 Концертное агентство «Классика и Джаз» (Москва)


«Классика и джаз» – содружество творческих, профессиональных музыкантов и организаторов, которые проводят концерты высокого уровня, обучающие программы для детей и корпоративные выступления.

Для юных слушателей агентство разработало ряд концертов-программ:
  • «От мухи до слона» посвятит детей в основы джаза при участии ансамбля медных инструментов;
  • «Знакомство с классической музыкой» ;
  • «Вместе с музыкой» создано флейтистами агентства;
  • «Только джаз» – программу проводит один музыкант, играющий на 2 инструментах.

«Классика и джаз» погружает детей в мир взаимодействия двух важнейших музыкальных жанров при участии профессионального арфиста и саксофониста. В привлекающей внимание программе «В разных стилях» дуэт гитаристов исполняет классическую, испанскую, латинскую и джазовую музыку. Для школьников существуют специальные абонементы на концерты-лекции, на которых они могут познакомиться с музыкой разных эпох.

4 Детская музыкальная школа им. Гершвина (Москва)


Образовательное учреждение в Москве Детская музыкальная Школа им. Дж.Гершвина уже многие годы обучает и выпускает успешных юных студентов джазу. Концепция школы заключается в постепенном изложении материала, начиная от классических основ и заканчивая современным эстрадно-джазовым искусством.

Дети могут начать обучаться в этой школе с 6,5 лет. Если сразу не получилось сделать выбор программы, учащиеся могут поступить на любое направление до 11 лет.

Преподаватели школы подготовили для поступающих несколько образовательных программ по фортепиано, теории, струнно-духовому отделению, народным инструментам, вокалу и прочему. Каждое из направлений предоставляет полный спектр обучения: от теории до специальных практических занятий. В дополнение к учебной программе в школе проводятся различные мероприятия, фестивали и концерты учеников.

5 «Джаз для детей и не только!» (Уфа)


Знаменитый уфимский джазовый музыкант и Народный артист Башкортостана Олег Киреев проводит увлекательную программу «Джаз для детей и не только!» Вместе с ансамблем-студией «Орлан» саксофонист создал проект, направленный на просвещение детей в области джазовой музыки.

Все встречи проходят в дружеской, расслабленной атмосфере неформального общения в Филармонии Уфы и сразу же производят сильное впечатление на детей.

Помимо музыкальной части, инструменталисты рассказывают слушателям об истории джаза, его основных направлениях и современных тенденциях. В конце, по традиции, устраивается джем-сейшн, в котором могут принять участие пришедшие юные музыканты со своими инструментами.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама