THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама
(1787-08-15 )

Алекса́ндр Алекса́ндрович Аля́бьев (15 августа , Тобольск - 6 марта , Москва) - русский композитор, пианист, дирижёр.

В 1801 году начал службу унтер-шихтмейстером 3 класса в Берг-коллегии (1801) в Санкт-Петербурге , затем шихтмейстером 14 класса (1803) в Москве.

Александр Алябьев участвовал в Отечественной войне 1812 и заграничных походах русской армии в 1813-14 (3-й Украинский казачий полк – 1812, Иркутский и Ахтырский гусарский полк – 1813-1814 гг.). Участвовал во взятии Дрездена организованном партизаном и известным поэтом Денисом Давыдовым . При взятии Дрездена был ранен. Принимал участие в сражении под Лейпцигом, боях на Рейне и взятие Парижа. Награжден двумя орденами св. Анны 3-й степени, орденом св. Владимира 4-й и медалью в память войны 1812 г. Окончил войну в чине ротмистра . Продолжил военную службу в Петербурге, где он сочинил, в 1815 году, одно из самых ранних своих произведений - гусарскую песню «Один ещё денёк».

Алябьев - автор музыки ко многим операм-водевилям: «Путешествующая танцовщица-актриса, или Три сестры-невесты» П. Н. Арапова , «Забавы Калифа, или Шутки на одни сутки» А. И. Писарева .

Среди лучших произведений Алябьева можно назвать романсы на стихи Пушкина:"Зимняя дорога", «Два ворона», «Вечерний звон » (на текст Козлова)и другие...

Сочинения:

  • оперы
    • Лунная ночь, или Домовые (1822, пост. 1823, Большой театр (Санкт-Петербург))
    • Буря (1830-е гг.)
    • Эдвин и Оскар (1830-е гг., не окончена)
    • Волшебная ночь (1838-39, не окончена)
    • Рыбак и русалка, или Злое зелье (1841-43)
    • Аммалат-Бек (1842-47)
  • оперы-водевили
    • Новая шалость, или Театральное сражение (совм. с А. Н. Верстовским и Л. В. Маурером , 1822, Большой театр, Петербург)
    • Деревенский философ (1823, театр на Моховой, Москва)
    • Хлопотун, или Дело мастера боится (совм. с Верстовским , 1824, Малый театр , Москва)
    • Проситель (совм. с Верстовским , Мих. Ю. Виельгорским и Ф. Е Шольцем , 1824, театр на Моховой, Москва)
    • Встреча дилижансов (совм. с Верстовским, 1825, Большой театр , Москва)
    • Забавы калифа, или Шутки на одни сутки (совм. с Верстовским и Шольцем , 1825, там же)
    • Три десятки, или Новое двухдневное приключение (совм. с Верстовским, 1825, там же)
    • Утро и вечер, или Ветер переменился (1826) и др.
  • балет Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты (1827)
  • пролог Торжество муз. на открытие Большого театра (совм. с Верстовским и Шольцем, 1824, исп. 1825)
  • мелодрама Кавказский пленник (на текст одноим. поэмы А. С. Пушкина, 1828?)
  • кантаты
  • для орк., в том числе симфония e-moll (1850), увертюра, танцы
  • для дух. орк., в том числе увертюры
  • инстр. ансамбли
    • 3 струн. квартета (ь 1, Es-dur, 1815; No 3, g-moll, 1825)
    • 2 фп. трио (Es-dur, 1815?; a-moll, 1834)
    • фп. квинтет (1815?)
    • соната для скр. и фп. (1834)
    • квартет для 4 флейт
    • квинтет для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны, и др.
  • пьесы и циклы вариаций для разных инструментов
  • фп. пьесы, в том числе соната, танцы
  • хоры и хор. обработки собств. соч.
  • романсы для голоса с фп. (св. 150)
  • вок. ансамбли
  • обр. нар. песен , в том числе
    • Голоса украинских песен, изданные Михаилом Максимовичем. Аранжировка Александра Алябьева (1832, изд. 1834, М., 1961)
    • Азиатские песни (1833-35?)
    • и др.
  • музыка к драм. спектаклям - Буря (А. А. Шаховского, по У. Шекспиру, 1827), Отступник, или Осада Коринфа (В. А. Алябьева, 1837), Русалка (Пушкина, 1838), Виндзорские проказницы (Шекспира , 1838), Безумная (по повести И. И. Козлова, 1841) и др.

Примечания

См. также

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Литература

  • Тимофеев Г. Н. А. А. Алябьев: Очерк жизни и творчества. - М., 1912.
  • Штейнпресс Б. С. Страницы из жизни Алябьева. - М., 1956.
  • Штейнпресс Б. С. Алябьев в изгнании. - М., 1959.
  • Доброхотов Б. В. Александр Алябьев: Творческий путь. - М., 1966.

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 15 августа
  • Родившиеся в 1787 году
  • Умершие 6 марта
  • Умершие в 1851 году
  • Композиторы Российской империи
  • Композиторы по алфавиту
  • Родившиеся в Тобольске
  • Умершие в Москве
  • Музыканты по алфавиту

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Гедике, Александр Фёдорович
  • Шаинский, Владимир Яковлевич

Алябьев, Александр Александрович , русский композитор. Участник Отечественной войны 1812. Был офицером до 1823. Автор водевилей и опер (в т. ч. «Лунная ночь, или Домовые», постановка 1823).… … Большая советская энциклопедия

- (1787 1851) российский композитор. Вокальное творчество в традициях русского городского фольклора нач. 19 в. Романсы (Соловей и др.), в т. ч. на тексты социального звучания (Нищая). Одним из первых воплотил в музыке лирику А. С. Пушкина. Среди … Большой Энциклопедический словарь

Алябьев, Александр Александрович, русский композитор дилетант. Родился 4 августа 1787 года в Москве. Умер 22 февраля 1851 года там же. Происходил из старинного дворянского рода. Отец А., сенатор, затем президент Берг Коллегии и главноуправляющий… … Биографический словарь

Алябьев, Александр Александрович - род. в Москве, 30 го августа 1802 г., ум. там же в 1852 г. и похоронен в Симоновом монастыре. После хорошей домашней подготовки, Алябьев воспитывался в Московском университетском пансионе, а затем поступил в военную службу. Какие то неприятности… … Большая биографическая энциклопедия

Алябьев Александр Александрович - (1787 1851), российский композитор. Вокальное творчество в традициях русского городского фольклора начала XIX в. Романсы («Соловей» и др.), в том числе на тексты социального звучания («Нищая»). Одним из первых воплотил в музыке лирику… … Энциклопедический словарь

АЛЯБЬЕВ Александр Александрович - Александр Александрович (4.08.1787, Тобольск 22.02. 1851, Москва), рус. композитор. Участвовал в Отечественной войне 1812 г. В нач. 1825 г. в Москве А. был арестован по подозрению в убийстве помещика Т. М. Времева и, несмотря на недоказанность… … Православная энциклопедия

Алябьев Александр Александрович - (1787, Тобольск — 1851, Москва), композитор. Один из виднейших русских музыкантов первой половины XIX в., автор сценических, инструментальных, вокальных произведений. Родился в семье тобольского губернатора, в 1804 переведённого по службе в… … Москва (энциклопедия)

АЛЯБЬЕВ Александр Александрович - (15 VIII 1787, Тобольск 6 III 1851, Москва) Все родное к сердцу ближе. Сердце чувствует живей, Ну пропой же, ну начни же: Соловей мой, соловей!.. В. Домонтович Любопытное было это дарование по душевной чуткости и соответствию запросам множества… … Музыкальный словарь


Александр Алябьев - русский композитор, которого по праву считают родоначальником русского романса, прожил жил удивительно насыщенную самыми разнообразными событиями. В ней было все - романтические метания молодости, гусарская смелость, отвага и удаль, поиски собственного пути в музыкальном творчестве. Даже согласно русской пословице, не обошла его судьбу “сума и тюрьма”. Но в памяти потомков Александр Александрович останется автором музыки прекрасного романса “Соловей” - одного из наиболее известных русских романсов во всем мире.

Биография композитора Александра Алябьева кратко

Александр Алябьев родился 4 августа 1787 года в городе Тобольске. Его отец служил вице-губернатором, мать была в родстве с известным русским просветителем и издателем Новиковым. Семья Алябьевых была очень образованной, в ней много музицировали, постоянно посещали театральные постановки. Начальное образование мальчик, как и остальные дети, получил дома, но оно было качественное и разностороннее. После переезда в Москву Саша поступил в Благородный пансион Московского университета, который выпускал образованную дворянскую молодежь. Алябьев, например, осваивал игру на фортепиано и теорию композиции у И.Г. Миллера.

Алябьев - гусар

Не смотря на то, что уже в 1810 году Александр Александрович проявил себя как композитор, издав "Новый французский романс" и два фортепианных вальса, желание защищать Отчизну от врага, преобладало над желанием заниматься только музыкой, и он поступает в Ахтырский гусарский полк. В его составе под предводительством участвует в знаменитом сражении за Дрезден, не смотря на ранение. Вместе с русскими войсками вошел в Париж. Во время службы написал свое первое произведение - гусарский романс «Один еще денек».

Музыкальное творчество Алябьева

Живя в Москве и Петербурге, Александр Александрович очень подружился с писателем М. Н. Загоскиным, композитором А. Н. Верстовским и другими представителями литературной, музыкальной и театральной элиты. В 1822 году на сцене Петербургского императорского театра были поставлены комическая опера “Лунная ночь, или Домовые” и написанный в соавторстве с А. Н. Верстовским водевиль-опера “Новая шалость, или Театральное сражение”. Обе постановки не прошли незамеченными и имели успех.

В 1823 году Алябьев выходит в отставку и полностью посвящает себя музыкальному творчеству. Он пишет музыку ко многим спектаклям и водевилям, которые ставятся и в Москве, и в Петербурге. Но судьба приготовила неприятный сюрприз для него. В феврале 1825 года он в порыве гнева ударил уличенного в нечестной карточной игре одного из своих партнеров, который через несколько дней умер. Следствие признало виновным в его смерти Алябьева, и он оказался в тюрьме.

Не смотря на тяжелое положение заключенного, он не прекращал заниматься музыкой. Находясь в тюрьме, композитор написал свой самый знаменитый романс "Соловей". В это же время был написан комический балет "Волшебный барабан, или Следствие волшебной флейты", который был поставлен в Московском в 1827 году балетмейстером Ф. Бернаделли.

С 1827 года он отбывает ссылку на родине, в Тобольске, жил в приходе Захарьевской церкви, так как ему было вменено регулярное покаяние. Композитор в этот период занимается сочинением военной и церковной музыки.. В 1831 году Алябьев возвращается из Сибири, но до самой своей смерти будет находиться под надзором полиции.

Умер Александр Александрович Алябьев 22 февраля 1851 года, и был похоронен в семейном склепе возле Симонова монастыря в Москве. Через год там же была похоронена и его жена.

  • Как это ни печально, но в России не существует могилы знаменитого русского композитора, потому что в 1930 году Симонов монастырь был уничтожен вместе с кладбищем. Никто не озаботился перенести прах композитора и сохранить его могилу для потомков.

Алекса́ндр Алекса́ндрович Аля́бьев (4 августа 1787, Тобольск - 22 февраля 1851, Москва) - русский композитор, пианист, дирижёр.

В XIX веке Алябьев пользовался большим успехом, написал около 200 романсов, 7 опер, 20 музыкальных комедий, множество других музыкальных произведений. Среди лучших произведений Алябьева можно назвать романс «Соловей» (1826) на слова А. А. Дельвига, «Зимняя дорога», «Два ворона» на стихи Пушкина, «Вечерний звон» на слова И. Козлова.

Биография

Александр Александрович Алябьев родился 15 августа 1787 года в семействе дворян в Тобольске в семье вице-губернатора Александра Васильевича Алябьева (1746-1822).

В 1801 году начал службу унтер-шихтмейстером 3 класса в Берг-коллегии (1801) в Санкт-Петербурге, затем шихтмейстером 14 класса (1803) в Москве. В 1810 году опубликовал первые музыкальные сочинения.

Александр Алябьев участвовал в Отечественной войне 1812 и заграничных походах русской армии в 1813-14 (3-й Украинский казачий полк - 1812, Иркутский и Ахтырский гусарский полк - 1813-1814 гг.). Участвовал во взятии Дрездена, организованном партизаном и известным поэтом Денисом Давыдовым. При взятии Дрездена был ранен. Принимал участие в сражении под Лейпцигом, боях на Рейне и взятии Парижа. Награждён двумя орденами св. Анны 3-й степени, орденом св. Владимира 4-й и медалью в память войны 1812 г. Окончил войну в чине ротмистра. Продолжил военную службу в Петербурге, где он сочинил, в 1815 году, одно из самых ранних своих произведений - гусарскую песню «Один ещё денёк».

В 1823 году Алябьев, в чине подполковника, вышел в отставку с мундиром и полным пенсионом. Проживал в Москве и Санкт-Петербурге. В это время сблизился с писателем Михаилом Загоскиным, композитором Алексеем Верстовским.

В начале 1825 Алябьев был арестован по подозрению в убийстве помещика Т. М. Времева и, несмотря на недоказанность обвинения, приговорён к ссылке в Сибирь с лишением всех прав и дворянского звания. Основной причиной сурового приговора послужила, по-видимому, близость Алябьева к декабристским кругам. Николай I неоднократно отклонял ходатайства о смягчении участи Алябьева.

В 1828, после 3-летнего заключения в крепости, Алябьев был направлен в Тобольск. Здесь он организовал симфонический оркестр «казачьей музыки», руководил симфоническими и хоровыми концертами, выступал как дирижёр и пианист. К этому времени относятся широко известные романсы Алябьева, опубликованные в сборнике «Северный певец» (1828, 1831), и ряд оркестровых произведений.

В 1832-33 Алябьев жил на Кавказе, в 1833-34 - в Оренбурге, затем в Московской губернии. Живо интересуясь музыкой народов России, композитор записал кавказские, башкирские, киргизские, туркменские, татарские народные песни, составил и опубликовал (совместно с украинским историком-фольклористом М. А. Максимовичем) сборник «Голоса украинских песен» (1832, издан 1834). Лишь в 1843 Алябьев получил разрешение проживать в Москве под надзором полиции. Здесь он снова входит в театральную среду, пишет музыку к драматическим спектаклям. В 1847 завязывается его дружба с А. С. Даргомыжским.

Алябьев был женат с 1840 года на Екатерине Александровне Офросимовой, урожд. Римской-Корсаковой (1803-1854), с которой композитора связывала давняя симпатия. Своих детей у Алябьевых не было, но они заботились о Леониле Пассек (сестре Вадима Пассека, историка Симонова монастыря), ко­торую будущая жена композитора взяла на воспитание около 1831 го­да. Умер композитор в Москве 22 февраля 1851 года, похоронен в Симоновом монастыре в усыпальнице Алябьевых.

Известные сочинения

Романсы:
  • На стихи Пушкина: «Два ворона», «Зимняя дорога», «Певец»;
  • На слова Антона Дельвига: «Соловей» (1826 г.), «Кудри»;
  • «Вечерний звон» (слова Ивана Козлова),
  • «Дубрава шумит» (слова Василия Жуковского),
  • «Жаль мне и грустно» (слова Ивана Аксакова),
  • «Нищая» (слова Беранже в переводе Дмитрия Ленского),
  • «Пахитос» (слова Ивана Мятлева),
  • «Тайная скорбь» (слова Александра Вельтмана),
  • «Что поешь, краса-девица » (слова В. Домонтовича),
  • «Я вижу образ твой» (слова А. Бистрома),
  • «Ясны очи » (слова Дмитрия Ознобишина).
Оперы:
  • Лунная ночь, или Домовые (1822, пост. 1823, Большой театр в Петербурге)
  • Буря (1830-е гг.)
  • Эдвин и Оскар (1830-е гг., не окончена)
  • Волшебная ночь (1838-39, не окончена)
  • Рыбак и русалка, или Злое зелье (1841-43)
  • Аммалат-Бек (1842-47)
Оперы-водевили:
  • Новая шалость, или Театральное сражение (совм. с А. Н. Верстовским и Л. В. Маурером, 1822, Большой театр, Петербург)
  • Деревенский философ (1823, театр на Моховой, Москва)
  • Хлопотун, или Дело мастера боится (совм. с Верстовским, 1824, Малый театр, Москва)
  • Проситель (совм. с Верстовским, Мих. Ю. Виельгорским и Ф. Е Шольцем, 1824, театр на Моховой, Москва)
  • Встреча дилижансов (совм. с Верстовским, 1825, Большой театр, Москва)
  • Забавы калифа, или Шутки на одни сутки (совм. с Верстовским и Шольцем, 1825, там же)
  • Три десятки, или Новое двухдневное приключение (совм. с Верстовским, 1825, там же)
  • Утро и вечер, или Ветер переменился (1826) и др.
Балет Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты (1827)
Пролог Торжество муз. на открытие Большого театра (совм. с Верстовским и Шольцем, 1824, исп. 1825)
Мелодрама Кавказский пленник (на текст одноим. поэмы А. С. Пушкина, 1828?)
Кантаты
для орк., в том числе симфония e-moll (1850), увертюра, танцы
для дух. орк., в том числе увертюры
инстр. ансамбли
  • 3 струн. квартета (ь 1, Es-dur, 1815; No 3, g-moll, 1825)
  • 2 фп. трио (Es-dur, 1815?; a-moll, 1834)
  • фп. квинтет (1815?)
  • соната для скр. и фп. (1834)
  • квартет для 4 флейт
  • квинтет для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны, и др.
Пьесы и циклы вариаций для разных инструментов
фп. пьесы, в том числе соната, танцы
хоры и хор. обработки собств. соч.
романсы для голоса с фп. (св. 150)
вок. ансамбли
обр. нар. песен, в том числе
  • Голоса украинских песен, изданные Михаилом Максимовичем. Аранжировка Александра Алябьева (1832, изд. 1834, М., 1961)
  • Азиатские песни (1833-35?)
  • и др.
Музыка к драм. спектаклям - Буря (А. А. Шаховского, по У. Шекспиру, 1827), Отступник, или Осада Коринфа (В. А. Алябьева, 1837), Русалка (Пушкина, 1838), Виндзорские проказницы (Шекспира, 1838), Безумная (по повести И. И. Козлова, 1841) и др.

Известный русский музыкант, автор знаменитой песни "Соловей..." и многих, очень любимых в свое время, песен и романсов, родился в 1787 г. в семействе родовых дворян. Он состоял на военной службе, занимаясь музыкою, как любитель, по природному влечению к искусству.


Алябьев Александр Александрович - известный русский музыкант, автор знаменитой песни "Соловей..." и многих, очень любимых в свое время, песен и романсов, родился в 1787 г. в семействе родовых дворян. Он состоял на военной службе, занимаясь музыкою, как любитель, по природному влечению к искусству.

В двадцатых годах Алябьев познакомился с известным композитором А. Н. Верстовским, в сотрудничестве с которым написал музыку к водевилю Хмельницкого "Новая шалость или театральное сражение". Пьеса и музыка имели успех. После этого первого успеха на сцене, Алябьев сотрудничал во многих других водевилях Верстовского, А. Маурера и графа М. Ю. Виельгорского. Поселившись в Москве, он продолжал ревностно заниматься любимым искусством. Алябьев сочинил также музыку к оперетте Загоскина "Деревенский философ".

Громадный успех оперы "Аскольдова могила" Верстовского побудил Алябьева написать большую четырехтактную оперу "Лунная ночь", которую постигла, однако, полная неудача. Он также написал, но не окончил, оперу "Аммалат-Бек", на сюжет повести Марлинского. За одно несчастное происшествие Алябьев был сослан на время в Тобольск, где не покидал музыкальных занятий и написал много сочинений духовной и полковой музыки. Наибольшею известностью Алябьев обязан двум - трем из своих многочисленных романсов, написанных в мелодическом стиле. Хотя мелодии Алябьева имеют достоинство непринужденности и часто отзываются чем-то близким к русской народной музыке, но с более строгой критической точки зрения, вся композиторская деятельность Алябьева немногим поднимается выше уровня дилетантизма.

Для своей эпохи романсы Алябьева были довольно значительны, при совершенной тогда еще невозделанности поля русского композиторства; в настоящее же время эти мелодии, иногда довольно счастливые, уже отжили свой век. Из романсов Алябьева всего более известен его "Соловей", достигший редкой популярности, неоднократно исполнявшийся знаменитыми певицами: Виардо-Гарсиа и Аделиной Патти (в сцене вокального урока в опере "Севильский цирюльник" Россини и в концертах) и блистательно переложенный в виде фортепианной пьески Фр. Листом.

Очень любимы были также в свое время романсы: "Вечерком румяну зорю" и "Вечерний звон". В собрании романсов, изданных у Грессера в Москве, в 1859 г. (с портретом автора), помещено 70 вокальных пьес, в том числе все романсы Алябьева, доставившие ему известность. Но, вероятно, многие из его мелких произведений не вошли в это собрание, также как никогда не были напечатаны его труды в области драматической, военной и церковной музыки. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона Алябьев Александр Александрович, русский композитор. Участник Отечественной войны 1812. Был офицером до 1823. Автор водевилей и опер (в т. ч. "Лунная ночь, или Домовые", пост. 1823).

Написал хоры к прологу "Торжество муз" для открытия Большого театра (11325), в 1827 - балет "Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты". В 1825 был арестован по ложному обвинению в убийстве, в 1828 сослан в Сибирь, затем переведён на Кавказ, позднее на Южный Урал.

С конца 30-х гг. жил в Москве. Творчество Алябьева отмечено романтическими настроениями и представляет собой важный исторический этап в формировании русской музыки предклассического периода. Впечатления военных лет и годов изгнаний оставили большой след в его творчестве.

Алябьев - видный мастер русской вокальной лирики, обладавший тонким даром мелодиста и чутьём гармонии, автор романсов (св. 150) на слова А. С. Пушкина ("Черкесская песня", "Зимняя дорога", "Я вас любил" и др.), А. А. Дельвига ("Соловей" и др.), Н. М. Языкова ("Из страны, страны далёкой") и др. Автор оперы "Волшебная ночь" на сюжет "Сон в летнюю ночь" Шекспира, оперы-балета "Рыбак и русалка, или Злое зелье", оперы "Амалат-бек" по Бестужеву-Марлинскому, музыкально-драматической сцены "Кавказский пленник" по Пушкину и др. Инструментальная музыка Алябьева включает произведения для симфонического оркестра, в т. ч. симфонию, произведения для духового оркестра, инструментальные ансамбли (3 струнных квартета, пьесы для разных инструментов).

Алябьев - первый крупный русский композитор, собиравший на Кавказе национальные мелодии. Гармонизовал песни башкир, киргизов, туркмен. Автор первого (изд. 1834) музыкального сборника обработок украинских народных песен, собранных М. А. Максимовичем ("Голоса украинских песен...", 2 изд., 1961). Лит.: Тимофеев Г. Н, А. А. Алябьев. Очерк жизни и творчества, М., 1912; Штейнпресс Б., Страницы из жизни А. А. Алябьева, М., 1956; его же, А. А. Алябьев в изгнании, М., 1959; Доброхотов Б. В., А. А. Алябьев, М., 1966. Б. С. Штейнпресс.

А лександр Алябьев с детства увлекался музыкой, брал уроки фортепиано и изучал композицию. Он писал романсы на стихи известных поэтов и вокальные миниатюры, произведения для оркестра и оперы для столичных театров. Алябьев пережил сибирскую ссылку, однако и там не оставлял свои занятия музыкой.

Офицер-композитор

Алябьев родился 15 августа 1787 года в Тобольске в семье гражданского губернатора. Дом Алябьевых был музыкальным, здесь играли и родители, и гости - ссыльные, которым покровительствовал отец будущего композитора. В 1796 году семья переехала в Петербург , где отец получил должность в Берг-коллегии - Горном ведомстве, а Александр Алябьев брал уроки музыки у Иоганна Генриха Миллера. Спустя несколько лет он переехал в Москву , где поступил в пансион при Московском университете и стал изучать основы композиции.

После номинальной службы, на которую он как «недоросль из дворян» был зачислен еще в 14 лет, Александр Алябьев приступил к службе действительной. Работу в московской Берг-конторе он совмещал с музыкальными занятиями. В 1810 году были изданы первые сочинения Алябьева - романс и вальсы.

Когда началась Отечественная война, Александра Алябьева зачислили в казачий полк и отправили на Украину. Он познакомился с Денисом Давыдовым и поступил в его партизанский отряд, а после был направлен в Иркутский гусарский полк, который стоял тогда в белорусском Кобрине. Там он подружился с Александром Грибоедовым и Николаем Толстым - отцом Льва Толстого .

На военной службе Александр Алябьев получил два ордена Святой Анны третьей степени, орден святого Владимира четвертой степени, медаль «В память Отечественной войны 1812 года». Родные отмечали, что он - «преисправный и храбрый офицер» . Служба продолжилась и после победы над Наполеоном. В свободное время Алябьев сочинил струнный квартет, фортепианное трио и квинтет, множество романсов, среди которых - элегия на стихи Пушкина «Погасло дневное светило».

12 февраля 1822 года в Большом театре Петербурга прошла премьера водевиля Николая Хмельницкого с музыкой Алябьева, Людвига Вильгельма Маурера и Алексея Верстовского «Новая шалость, или Театральное сражение». Алябьев дебютировал как театральный композитор.

В январе 1823 года в театре на Моховой поставили оперу-водевиль «Деревенский философ», а в июне - с разницей в неделю - в Петербурге и Москве прошла премьера оперы Алябьева «Лунная ночь, или Домовые», которая имела большой успех. Владимир Одоевский позже писал: «Оперы Алябьева ничем не хуже французских комических опер» .

Музыкальный успех и сибирская ссылка

Композитора тем временем стала все больше тяготить военная служба. Он подал прошение об отставке, и в конце 1823 года вышел приказ о его увольнении. Алябьев обосновался в Москве. Он участвовал в музыкальных вечерах, которые проходили в доме Марии Ивановны Римской-Корсаковой. Позже ее младшая дочь Екатерина стала супругой композитора.

В 1825 году музыка Алябьева прозвучала в московском Большом театре. Для открытия нового здания театра Михаил Дмитриев написал поэтический пролог «Торжество муз». Музыку к нему создали Фридрих (Федор) Шольц, Алексей Верстовский и Александр Алябьев.

Однако в жизни Алябьева были не только музыкальные вечера и театральные премьеры, но и азартные игры.

В феврале 1825 года композитора арестовали: в его доме играли в карты, случилась ссора. Один из участников конфликта через три дня умер от апоплексического удара. А один из свидетелей рассказал в полиции, что погибшего ударил Александр Алябьев. Других доказательств и подобных показаний не было, однако композитор оказался в тюремной камере. Даже там он продолжал писать музыку, которая звучала на театральных сценах.

Пока тянулся судебный процесс, Алябьев сочинил несколько опер-водевилей, романс «Соловей», вокальную миниатюру на стихи Антона Дельвига.

1 декабря 1827 года Государственный совет вынес обвинительный приговор: Александра Алябьева лишили дворянского звания, наград и сослали в Сибирь.

Таинственный А. А.

В феврале он прибыл в Тобольск и поступил под надзор губернатора Западной Сибири Ивана Вельяминова. Вельяминов позволил композитору заниматься музыкой. В тот же год в Тобольск из Омска перевели оркестр «казачьей музыки». Алябьев взял его под свою опеку. Они много репетировали, и коллектив стал полноценным симфоническим оркестром, который играл на балах и давал концерты.

Благодаря хлопотам Вельяминова и родных в 1832 году Алябьеву удалось выехать на Кавказ - лечить глаза. Конечно, там он тоже находился под «строгим наблюдением». Алябьев увлекся кавказским фольклором. Композитор сочинил романсы, вдохновленные кабардинскими, черкесскими, грузинскими мелодиями. Они вошли в сборник «Кавказский певец». Тогда же Алябьев начал работать над музыкой к кавказской повести Бестужева-Марлинского «Аммалат-бек». Позже это произведение стало основой для одноименной оперы.

В 1833 году композитору позволили поселиться в Оренбурге , где он попал под крыло генерал-губернатора Василия Перовского - участника Отечественной войны, ценителя искусств. Рискуя собственной карьерой, Перовский добивался для ссыльного разрешения жить в Московской губернии, в имении родных.

Александр Алябьев по-прежнему много сочинял. В 1838 году он написал музыку к пушкинской «Русалке» - эта работа была навеяна впечатлениями от гибели поэта. Спектакль представили на сцене московского Большого театра. Вместо имени композитора на афише спектакля были указаны только инициалы - «А. А.».

В 1843 году после бесчисленных прошений Алябьеву наконец разрешили жить в Москве. Дворянское звание ему не вернули.

В Москве композитор стал постоянным участником «четвергов» в доме Александра Вельтмана - лингвиста, поэта, археолога. На этих вечерах собирались известные писатели, музыканты и ученые. Много времени Алябьев уделил хоровому творчеству: он написал и подготовил к изданию «Собрание разных русских песен» для хора. В него вошли миниатюры, на стихи Александра Пушкина, Антона Дельвига, Василия Жуковского , Николая Карамзина и других поэтов. Однако сборник был издан только в 1952 году.

Александра Алябьева не стало в 1851 году. Его похоронили в родовой усыпальнице в Симоновом монастыре. Однако в годы советской власти монастырь был разрушен - и вместе с ним уничтожены могилы композитора и его родственников.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама